Учебно-методический материал на тему: Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Система развивающего обучения эльконина – давыдова

Мы сами выбираем систему, по которой ребенок научится читать. Сегодня «Летидор» рассказывает, кому довериться: проверенной методике Эльконина-Давыдова или модной Зайцева, чтобы уже через несколько месяцев увидеть положительный результат.

Система Эльконина-Давыдова

В чем суть

Методика Эльконина и Давыдова – одна из официальных систем обучения школьников с 1-го по 4-й класс. Кроме учителей начальной школы ее давно используют педагоги дошкольного образования, чтобы подготовить детей к 1-му классу. В частности, большой популярностью пользуется обучение чтению по букварю В. В. Репкина, Е. В. Восторговой и Т. В. Некрасова (официальный букварь методики).

Авторы букваря пишут, что преимущество книги – не просто сделать так, чтобы ребенок узнал буквы, звуки и различал слоги, но «создать атмосферу литературного чтения с самого первого урока обучения грамоте». В букваре есть странички совместного чтения, которые учитель или родитель читает вслух, показывая детям образец культуры чтения.

Чтение по этой методике начинается со знакомства с понятиями «предмет», «действие» и «признак». С помощью картинок и схем, дети учатся отличать эти понятия, у них формируется представление о том, что такое высказывание и предложение. И только потом проходят звуки, способы деления слова на слоги, буквы.

Отличительная особенность букваря – в нем очень много схем, которые невозможно понять без методического пособия к учебнику. Гласные звуки, например, обозначаются кружочками, согласные – квадратами. Согласные твердые глухие – квадратом с диагональю и так далее. С каждым уроком схемы усложняются, и, заболев, ребенок вряд ли сможет самостоятельно догнать группу без помощи взрослого (у которого в свою очередь будет волшебная методичка). Зато эти обозначения помогают систематизировать знания, постепенно складывать звуки в слова – и уже к концу 1-го полугодия ребенок читает несложные тексты: в 4-5 предложений.

Опытные педагоги отмечают, что дети, которые учатся по букварю Репкина, существенно быстрее осваивают фонетический разбор слов. Интерес к обучению по этой методике поддерживают игровые задания, которые учитель подает от имени героев книги: Маши, Алеши, дедушки Уса и других.

Самостоятельно справиться с обучением по Эльконину-Давыдову смогут только упорные родители, которые готовы вникать и готовиться к занятиям. На мамских форумах букварь давно получил прозвище «шифровальной машины».

Кому подходит

Методика ориентирована на обучение детей в младшей школе, но подходит для дошкольного образования с 6 лет. Важно понимать, что работа по обучению чтению идет только с букварем. Не предусмотрены подвижные игры, так что малышам неусидчивым, активным может быть трудно.

Мнение эксперта педагога и психолога Светланы Пятницкой:

«Преимущество обучения чтению по системе Эльконина-Давыдова в том, что содержание программы построено по принципу «от общего к частному» (в отличие от традиционной системы). Дети учатся планировать, контролировать и оценивать результат своей деятельности самостоятельно. Обучение строится в форме групповой и парной работы. В паре один из детей может преуспевать, что позволяет другому тянуться за ним. Соответственно, результат не заставит себя ждать».

Методика Зайцева

В чем суть

Николай Зайцев – педагог русского языка с многолетним стажем. Свою методику он разработал еще в 80-х годах прошлого века, но большое распространение она получила именно сейчас.

Для обучения чтению по этой системе используют картонные кубики с буквами, которые в зависимости от характеристик звуков (гласный, согласный, твердый/мягкий, звонкий/глухой) отличаются цветом, весом, размером и наполнителем. Деревянный наполнитель обозначает согласные глухие звуки, железный – согласные звонкие. Все это поможет ребенку почувствовать звук, сделать абстрактные понятия осязаемыми.

На кубиках написаны склады букв («ма», «ра», «в», «п» - не путать со слогами, склад - это любая буква, сочетание букв, слог - слияние гласного и согласного звука или только гласный звук).

К кубикам прилагаются специальные таблицы, которые также помогают запомнить склады. В начале занятия дети пропевают или ритмично проговаривают каждый склад, делают это вместе с педагогом, который во время повторения показывает на каждый склад указкой. Повторение плюс зрительная фиксация, по мнению Н. Зайцева, помогают детям быстрее запомнить склады. Как следствие – читать простые слова дошколята начинают через пару недель после первых уроков.

Важно, что обучение проходит в постоянной игре. Автор методики предлагает разные виды игр с кубиками, которые подходят, как для групповых, так и для одиночных занятий. Методика не требует длительных занятий. Достаточно 10-15 минут в день (если занимаетесь дома).

Кому подходит

Методика подходит даже маленьким деткам от 1,5-2 лет. Сначала малыши используют кубики как строительный материал, а потом постепенно начинают спрашивать у взрослых – что же такое там написано? В детских и развивающих центрах групповое обучение чтению по этой методики начинают с 3 лет.

Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточно большой – подходит для детей с плохим зрением.

Родителям о программе Эльконина-Давыдова

Образовательнаяпрограмма

Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальных классов

Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом- какую модель обучения выбрать и какправильно выбрать. Начнут ли их первоклассникиучитьсяпо традиционной моделиилипоразвивающей?Конечно, особенноважновыбратьподходящуюшколу ипрограмму, посколькуучебный процессссамого первого классаопределитв дальнейшемотношение ученикакобучениюв школе. По мнениюмногих (и педагогов, и родителей), не нужно класть всю важностьтолько лишьнапрограмму обучения. Так жеочень важно выяснить,насколько школа финансируется, какие учителя там работают. Обязательнопослушайтеотзывыродителейучеников, которые уже поучились в этой школе достаточно: нравится ли им учиться, даютсяли твердые базовыезнания. Ивсеравно, учительвысокогоуровняв хорошей, комфортной школеобучит ученика всему, чтонужно по программе, ау плохого учителя даже лучшая модель образованиямногого детямнедаст.

Существуют два типа моделей обучения - традиционныйиразвивающий. Традиционныепрограммы -

«Перспектива»,

«Начальнаяшкола ХХI века»,

«Планета знаний»,

«Перспективная начальнаяшкола»,

«ШколаРоссии», «Школа 2100»,«Гармония»,

«Классическая начальная школа».

Термин «развивающегообучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается оттрадиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения- система психологов Даниила БорисовичаЭльконинаи Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, иродители) называют ее гениальной, поскольку она согласована (внутри системы)и непротиворечива.Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшемуразвитию ученика,поскольку ученик трудитсяне на результат (оценку), а на свой личныйрост и достижениевысоких результатов в образовании, и, чтоочень важно, оценивает себя сам.

В особенностях этой системы можно выделить плюсы и минусы.

Плюсы:

1) В системе уходят от обычной цели ученика на хорошую оценку, на уроках создаются условия длястремлений учащегося к обучению, к его росту, достижению больших успеховв учебе, к развитиюумений, навыков, получению глубоких знаний. Например, ученик что-то не помнит, ноон определеннодолжен знать, гдеи каксамостоятельно найти ту необходимую информацию, чтобывспомнить. Иеще, учащиеся по этой системе знают, почему при умножении двух определенных чисел (например,2умножить на 5) получаемименно столько (будет 10, а не 16).

2) Много внимания уделяют теорииилогическомупостроению.

3) СистемаЭльконина и Давыдовабудет интереснародителям, которые хотят развивать ихребенка ина способность анализировать, и, болеетого, на умение глубокомыслить, необычно от сверстников.

4) Вучебном процессе много внимания уделяют росту нормальной самооценки уребенка – посредством своей самооценкиученикужев начальных классахначинает познаватьиреагироватьнаокружающих,внешниймирвокругнего,потом выбирает тех (например,друзей-одноклассников), которые равны ему, исходяиз егосамооценки, его умений и

возможностей. Так жепрограммаучит критически оценивать собственные действия (самокритика)и действия своихсверстников, одноклассников. К примеру,в 1-мкласседетиучатся выбирать критерии, спомощью которыхонисами будут оценивать свои выполненныезадания.Некоторыеизкритериев:насколькоаккуратнонаписанозадание, какправильнонаписаны буквыв соединениис другими буквамив слове,какправильно написаныцифры ит.п.Далееужев 3-мклассеученикиболее самостоятельноопределяюткритерии,покоторым будутоцениватьсвоиработы.

5) Вэтой программеввыполненных работахученика оценивается каждое его усилие.

6) Оценивают преимущественно шкалами.

Например, урокрусского языка -ученикам заданоподчеркнутьвсе гласные буквы, которые смягчаютилипридают твердостьсогласным буквам,а затем оценивают своиработы таким образом:втетрадяхна полях страницы чертят линию (наподобиешкалы) иставятна нейгалочкуиликрестик, который, по их мнению, обозначает, какони справилисьсзаданием.Наихшкале, чем выше поставлен крестик, темлучшеониоценивают своивыполненные работы. Апотомучитель тут женаихшкале проставляетсвоиоценки-галочки,иученикивместе с учителем делают анализ поставленныхзнаковна шкалах.

7) Личная самооценка ученикадолжна предшествовать оценке учителя. Оценка учителя преждевсегопомогает ему создатьсвою собственную нормальнуюсамооценку, не заниженнуюине завышенную.

8) Еслипрограмма преподносится ученикам так, как это былозаложено авторами-психологами, дети,у которыхвначалебыл даже небольшоймотивкучебе,начинают ходитьвшколус интересом, на урокахвсе понимать, хотявозможноине сразу.

Минусы:

1) Уровень преподаваемых предметоввпрограмме Эльконина и Давыдова– очень высокий и сложный.

2) Эта программане сочетается с другими программами обучения и существует мнение, что впоследствиивболее старших классах переводить ребёнка в другую школу с другой программой нерекомендуется. Если есть возможность (в старших классах этойпрограммой обычно не обучают),выбирайте эту систему обученияс 1-гопо 11-ый классы.

3) Может пугать отсутствиеклассической системы оценивания - пятибалльной системы. Однакомногиеспециалистыговорят, что обучение контролируется. Учитель дает нужные рекомендацииродителям и собирает своего рода портфолио, «дело»творческих работ ученика.Вместоклассического дневника это портфолио служит показателемуровня успеховребенкав обучении.

4) По этой системе уже с 1-го класса изучают принципы строения языка, как и откуда произошличисла ит. п.Понимать причиныопределенно поможетпри заучивании правил, и все же,необходимоли этознать детям с такоговозраста, вопрос, пожалуй, спорный,и каждый родитель пусть решает сам.

5) Особое внимание уделяют развитию работыв команде, навыковобщения.Например, ученикисами проводят своиисследованиячего-либо, разделившись на группыпо5 - 7 человек,далеевместес учителем обсуждают то,к какимвыводамони пришли,изатемделают общийвывод. Нотакие женавыкиработыотрабатываютсяипри обучениипо другим системам.

Кслову.

Из опыта педагогов начальных классов г. Москвы:

«Шкалыпри оценивании нужно постоянно менять, они должныодновременноопределять успехии«пробелы» учениковв обучении.Ивсе же шкальная система хороша при оцениваниив самом началеобучениявначальной школе,кконцуначальной школы дети хотят уже другими способами оценивать себя, своиработы.Потому мы всвоей школестали такжевводитьи балльную,ноне пятибалльнуюсистему. Ставим разное количество баллов. К примеру, на уроке математикив3-мклассеученикив течение 15 минут решаютуравнения, договорившись с учителем заранее, сколько балловбудет использоватьсяпри оценивании этойработы.Решив 6 уравнений, ученикставитсебе12баллов».

«Наш многолетнийопыт обучениядетей этим«безотметочным обучением»всамом деле дает нампричинызаявлять, что приумеломипрофессиональномпреподаванииэтой технологией уучеников уже к концу обученияв начальной школе появляются твердаяспособность достаточно (адекватно) оцениватьсвои знанияи возможности,навыкисамоконтроля, а так жепри обученииотделять ужеизвестноеучеником отещенеизвестного.Удетейсохраняетсяинтерескучебе,чтопредельно важно.Мы утверждаем, что обучениепо ЭльконинуиДавыдовуприносит хорошиерезультатыипосле начальнойшколы (в основной школе),поэтомумыиспользуемэту программуобычно до 7- го класса».

Это дидактическая система, направленная на формирование учебной деятельности и её субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах 20 века.

Гипотезы Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова:

1. Детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия: они принимают и осваивают их раньше, чем научаются действовать с их частными эмпирическими проявлениями.

2. Возможности ребенка к обучению (и, следовательно к развитию) огромны, но не используются школой.

3. Возможности интенсифицировать умственное развитие лежат прежде всего в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производятся методы организации обучения.

4. Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.

В.В Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение – развивающим. При этом В.В. Давыдов опирается на исходное положение Д.Б. Эльконина относительно того, что обучение свою ведущую роль в умственной развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.

Под теоретическим мышление понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умения проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.

Одной из отличительных особенностью является, то что обучение направлено на создание зон ближайщего развития, способствующих формированию психических новообразований. Другой особенностью этого развивающего обучения являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. Таким образом, обучение ориентированно на познание отношений между фактами, установление причинно-следственных связей.

Целевые установки:

1. Формировать теоретическое сознание и мышление.

2. Передавать детям не столько знания, умения и навыки, сколько способы умственных действий.



3. Воспроизвести в учебной деятельности логику научного познания.

Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени

Урок в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова:

Особенностью урока является коллективная мыслительная деятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом. Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.

В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Ход обучения:

1. Знакомство с предлагаемой научной ситуацией задачей;

2. Ориентировка в ней;

3. Образец преобразования материала;

4. Фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели;

5. Определение свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению;

6. Накопление выделенной общей формулы, вывода конкретным содержанием.

Система Эльконина-Давыдова известна в педагогической системе более 50 лет .

Еще в далеком 1958 году Эльконин открыл на базе учебного учреждения № 19 экспериментально-исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника».

В 1976 году данное учреждение приняло запрос от Минпросвещения РСФСР, который предполагал разработку содержания совершенно новой начальной системы образования.

В широкую педагогическую практику система Эльконина-Давыдова была введена в 1991 году . Через три года по инициативе В.В. Давыдова была организована Международная ассоциация «Развивающее обучение», объединяющая педагогов единомышленников, специалистов по развивающему обучению и руководителей школ нового типа.

В 1996 году система Эльконина-Давыдова получила статус государственной системы . Теперь данная система стала на один уровень с классической системой образования и системой Л.В. Занкова .

Следует отметить, что педагогов и психологов лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в 1998 году наградили Премией Президента РФ за весомый вклад в развитие педагогической науки. Также создателям курса для начальной школы , под названием «Литература, как предмет эстетического цикла» , и педагогам школы № 91экспериментального типа вручили Государственную премию в области педагогики.

Для повышения уровня квалификации педагогов и обеспечения им поддержки в изучение и апробации новой методики был организован в 2000 году институт «Развивающее образование».

На сегодняшний день актуальность и популярность системы Эльконина-Давыдова постоянно возрастает. Ведь основным идейным направлением системы является воспитание и развитие гармоничной , самостоятельной и ответственной личности .

Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова

Младшая школа признана главным звеном в системе образования, так как направлена на развития интеллектуальных качеств ребенка, его психических процессов и способностей. Методику Эльконина-Давыдова называют прогрессивной в системе образования, так как она создает благоприятную психолого-педагогическую среду для развития и обучения ребенка. Школьники становятся основными фигурами учебной деятельности, которые постоянно стремятся к саморазвитию и самопознанию .

Для решения актуальных задач и целей педагогики система Эльконина-Давыдова видоизменяет классические формы и методы организации учебного процесса , а также его содержание. Особенно преображается тип взаимодействия между учащимся и преподавателем и особенности их сотрудничества в процессе обучения.

В связи с этим, важно сформировать правильный механизм учебного процесса, позволяющий ребенку ставить задачи и самостоятельно определять методы их решения .

Система Эльконина-Давыдова решает следующие задачи:

    Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности.

    Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности.

    Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса.

    Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач.

    Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина -- В.В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.

Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия. Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Важно было установить роль и значение младшего школьного возраста в общей системе возрастов. Данная задача была решена в концепции Д.Б.Эльконина (Избранные психологические труды. М., 1989), работах некоторых других сотрудников коллектива (см.: Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения; Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского университета, 1978. N 178, и др.)

Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-х -- 90-х годах XX столетия.

В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением.

Ученые в своем экспериментальном исследовании стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С. Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. Это потребовало разработки нескольких вспомогательных теорий, которые конкретизировали и углубили основные моменты гипотезы Л.С. Выготского.

Прежде всего, были выявлены основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

  • Ш учебная деятельность и ее субъект;
  • Ш абстрактно-теоретическое мышление;
  • Ш произвольное управление поведением.

Было также обнаружено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает в работе с детьми необходимых зон их ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.). Необходимо было организовать (сначала в экспериментальном порядке) такое обучение младших школьников, которое могло бы создавать у них необходимые зоны ближайшего развития, превращающиеся со временем в требуемые новообразования. Такая работа начата в 1950-х гг. и продолжается этим коллективом до сих пор.

На основе соответствующих предпосылок разработана также вспомогательная теория, раскрывающая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий (В.В. Давыдов и др.).

По мнению Эльконина и В.В. Давыдова, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии (теория учебной деятельности и ее субъекта представлена в работах В.В. Давыдова, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, Й. Ломпшера и др.). Осуществление детьми этой деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе ее становления, когда ребенок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершенствующего самого себя.

Основные принципы:

  • Ш дедукция на основе содержательных обобщений;
  • Ш содержательный анализ;
  • Ш содержательное абстрагирование;
  • Ш теоретическое содержательное обобщение;
  • Ш восхождение от абстрактного к конкретному;
  • Ш содержательная рефлексия.

Особенности технологии.

  • * Отрицание концентрического построения учебных программ.
  • * Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.
  • * Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.
  • * Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.
  • * Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.
  • * На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором -- проблемное обучение.

Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию:

  • - принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; - преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • - моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах;
  • - преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
  • - построение системы частных задач, решаемых общим способом; - контроль за выполнением предыдущих действий;
  • - оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя -- вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.

Некоторые особенности СРО Эльконина - Давыдова.

К началу 60-х гг. ХХ в. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов закончили первый цикл самостоятельных работ, посвященных изучению возрастных возможностей усвоения знаний младшими школьниками. Было экспериментально доказано, что установившиеся в традиционной возрастной психологии представления о "нормах" интеллектуального развития мышления школьников справедливы лишь для определенной модели обучения и что развивающий потенциал обучения определяется не столько методами организации (формирования) действий учащихся, сколько реальным содержанием их деятельности, развертывающейся в процессе обучения. Тем самым было положено начало разработке теории учебной деятельности и теории содержательного (теоретического) обобщения, которые впоследствии легли в основание теоретической концепции развивающего обучения. Вместе с тем был определен и метод решения поставленных проблем - генетико-моделирующий эксперимент в форме систематического школьного обучения.

Важными компонентами мышления являются такие действия, как анализ, планирование и рефлексия, имеющие две основные формы - эмпирико-формальную и теоретико-содержательную. Для теоретико-содержательной рефлексии характерно то, что она связана с отражением существенных отношений собственных действий. Содержательный анализ направлен на поиск и отделение в некотором целостном объекте существенного от частных особенностей. Содержательное планирование заключается в поиске и построении системы важнейших действий и определении оптимального действия.

В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает другую, собственно психолого-педагогическую их природу.

Во-первых, принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разным этапом психического развития.

Во-вторых, принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием.

В-третьих, принцип сознательности получает новое содержание как принцип деятельности. На основе этого принципа ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности. Третий принцип послужил основой для формирования новой модели обучения как преобразующе-воспроизводящей деятельности обучающихся.

В-четвертых, это принцип наглядности, фиксируемый В.В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели. Это существенная характеристика преобразующе-воспроизводящей деятельности обучения, когда модельное, знаково-символическое представление ее процесса и результата занимают значительное место.

Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями (В.В. Давыдов). Соответственно, В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформулированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

  • 1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
  • 2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
  • 3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
  • 4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических и буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
  • 5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.
  • 6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действия в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно (Давыдов В.В., 1986, С. 130).

Таким образом, развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. На этом системе Эльконина-Давыдова построены логика и содержание учебных предметов и организация учебного процесса, в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта. В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретному.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.