Использование песочной терапии для повышения интеллектуального развития детей с овз. "коррекционная программа по песочной терапии для детей с овз"

С.Д.Заваринапедагог – дефектологОСП «Детский сад №10 «Улыбка» МБОУ «Центр развития ребенка Детский сад №9 «Родничок » г. НяндомаПесочная терапия для детей с ОВЗ
Воспитанники коррекционной группы отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.
Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является –песочная игротерапия.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.
Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:
развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
снимают мышечную напряжённость;
помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
способствуют расширению словарного запаса;
позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
Оборудование для игр с песком:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта - небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий - 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен - его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
3. Набор игрового оборудования (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
разнообразные пластиковые формочки разной величины - геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);
различные здания и постройки;
бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Правила игры с песком для малышей:
1. Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. 2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники. 3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Игры на поверхности сухого песка
Здравствуй, песок!
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ...» Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.Песочный дождик.
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование: Песочница.Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Песочный ветер.
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом. Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля. Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Необыкновенные следы.
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области

«Качканарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании школьного

методического объединения

« »____________20 г.

Согласовано заместитель директора

__________________

/_______________/

Утверждаю: приказ №

« »______________20 г.

Директор школы:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« Песочная терапия как средство к оррекции и развития эмоциональной сферы

у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

Составитель: Макушина Ю.Н.

педагог-психолог


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

ФГОС для умственно отсталых обучающихся;

Учебный план ОУ.

II . Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

для 1 сд. класса – 34 часа;

для 2 сд. класса – 34 часа;

для 3 сд. класса – 34 часа;

для 4 сд. класса – 34 часа;

Продолжительность занятий 15-20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

III . Пояснительная записка.

Одним из методов психокоррекции является игротерапия. Игры оказывают огромное влияние на развитие личности любого ребенка. Пескотерапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга, о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии психологи используют при коррекции замкнутости, необщительности, фобиях, эмоциональных перегрузках, психотравмах.

Психопрофилактический и развивающий аспекты песочной терапии проявляются в постановке сказок, историй в песочнице.

Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, раскрыть свои страхи и избавится от них, а также снять эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, природная и любимая деятельность.

Игра ребенка, имеющего умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, имеет огромное значение, т.к. является ведущим видом деятельности. Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка форма деятельности. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь

приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с

этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Важное значение работы с песком имеет развитие мелкой моторики у детей. Тактильная форма ощущений является у детей с ОВЗ очень значимой. Это одна из форм познания окружающего мира.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество.

Радость и успех необходимы детям-инвалидам гораздо в большей степени, чем другим воспитанникам, поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями, и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения.

Песочная терапия это необычная техника, благодаря которой ребенок, или группа детей строят собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Они с удовольствием используют миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыши выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики.

Важнейшая роль в организации песочной игротерапии отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Дети-инвалиды остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход. Разнообразие песочных игр открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности песочной терапии.

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);

Эпилепсия или шизофрения;

Дети с очень высоким уровнем тревожности;

Детям с аллергией на пыль и мелкие частицы;

Кожные заболевания и порезы на руках.

IV . Основные задачи программы:

Развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук;

Формирование у ребенка представлений об окружающем мире;

Снятие эмоционального напряжения;

Снижение агрессии и тревожности;

Воспитание чувства успешности и уверенности в себе;

Коррекция самооценки, преодоление комплекса «плохого художника», с помощью композиций из песка при помощи готовых фигурок;

Развитие зрительного восприятия, память, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии;

Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, речевые возможности;

IV . П редметно-пространственная среда.

Для организации игр с песком требуется специальная предметно-пространственная среда:

Специальная парта-песочница, оборудованная экраном со светодиодной подсветкой, карманом для песка. Преимущество такой парты, что за ней могут заниматься сразу несколько детей.

Предметы, используемые в процессе создания песочных картин:

Люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям;

Наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

Летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

Обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

Жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастический;

Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, стеклышки и пр.);

Фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

V . Результативность программы

В результате работы на занятиях с песком обучающиеся, с интеллектуальной недостаточностью, должны научиться:

Моделировать различные истории, сказки, с использованием мелких игрушек;

Уметь контролировать свои внутренние побуждения;

Верить в свои силы;

Устанавливать дружеский контакт с другими детьми в игре;

В процессе реализации программы у детей должен снизиться уровень тревожности и агрессивности; должны развиться моторные навыки, расширится кругозор и словарный запас.

III . Методы и средства оценки результативности программы.

Влияние проведенных песочных игротерапевтических занятий на отношения между школьниками с нарушениями интеллекта возможно проверить социометрическим исследованием.

Отслеживание уровня благополучия взаимоотношений детей (принятые, популярные, не популярные, отвергнутые) в классном коллективе.

Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н.Лутошкина, предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния ребенка;

- Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния;

Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.

IV . Список используемой литературы:

    Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под редА. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М., 1997.

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

    Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

    Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб..Речь, 2006.

VI . Анализ эффективности песочной терапии в коррекции межличностных отношений умственно отсталых школьников.

В результате песочных игротерапевтических занятий детей, имеющих умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, наблюдается повышение уровня благополучия взаимоотношений как в группе сверстников, так и в общении со взрослыми.

Статус «отверженных», «непринятых» в детском коллективе к концу учебного года не имеет ни один испытуемый.

Коэффициент взаимности (KB) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. В классах где проводились песочные игротерапевтические занятия, дети стали более сплоченные, не смотря на то, что в группах наблюдаются несколько лидеров. Наладились достаточно тесные связи между членами группы.

Дети стали замечать и выделять лучшие человеческие качества при выборе друзей и товарищей: «Я дружу с ним, потому, что он веселый, добрый, честный».

Повышенный уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные. Все это имеет огромное значение в развитии межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью, имеющих грубые нарушения ЭВС.

В дальнейшей работе психолог и педагоги не должны оставлять без внимания непопулярных детей. Необходимо выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1-4 сд.класс)

Дата занятия

часы

Раздел. Тема.

Коррекционная направленность

Учебно-методическое, материально-техническое

обеспечение

Обследование детей. Входящая диагностика.

Методики :

Цветовой тест Люшера ;

Рисуночный тест Дж.Бука

"Дом. Дерево. Человек"

Тема: Введение ребенка в песочную среду. Ознакомление с песком, правилами поведения в песочнице.

Снижение психофизического напряжения.

Развитие тактильных ощущений.

Игра «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности песка дети и психолог по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Упражнения:

- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения,

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).

Игра « Волшебная поляна».

Дети строят в песке вымышленную ими страну.

Игра «Что же спрятано в песке?»

Игра «Отгадай загадку»

Детям читают загадки и просят их отгадать, но ответ не просто сказать вслух, а найти его в песке

Игра «Узоры на песке»

Игра « Песочные строители»

Игра «Мы создаем мир»

Построение в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ - город, деревня, лес, река, озеро, остров.

Игра «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»

Игра «Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели»

Игра « Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы».

Игра «Четвертый урок волшебства: деревня и его жители»

Игра « Космическое путешествие»

Игра « Большой дом»

Упражнения для развития мелкой моторики; Пальчиковая гимнастика.

«Здравствуйте ручки».

«Червячки».

«Паучок».

«Рыбки»».

«Апельсин».

«У кошечки».

«Маленькая мышка».

«Похлопаем в ладоши».

«Мои вещи».

«Поросята».

«Капуста».

«Обезьянки» и т.д.

Аудиозапись «Звуки природы»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

Тема: «Знакомство с мокрым песком»

Снижение психофизического напряжения, усталости. Развитие тактильных ощущений.

Игра «Свойство мокрого песка»

Игра « Сказочный город»

Игра « Нападение пиратов»

Игра «Морское путешествие»

Игра «На дне морском»

Игра «Волшебный остров»

Игра «Загадочные обитатели океанов»

Упражнения для релаксации (расслабление мышц)

Упражнение «Сосулька»
Упражнение «Шалтай-Болтай»

Этюд «Котята»

Этюд «Что слышно?»

Этюд «Скучно, скучно так сидеть» и т.д.

Аудиозаписи «Звуки окружающего мира»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

Тема: «Путешествие в сказку»

Развитие воображения, речи, развитие коммуникативных навыков, межличностных отношений.

Игра «Отгадай загадку»

Игра « Выбери правильно фигурки»

Психолог читает детям сказку и по ходу прочтения и появления в сказке героев, начинает их выставлять в песочнице, затем просит детей самостоятельно из предложенного набора сказочных фигурок продолжать выставление их в песочнице.

Игра « Нарисуйте сказку»

Игра «Чудная полянка»

Игра «Времена года»

Игра « Построй волшебную страну»

Игра « Угадай, чей след»

Упражнения для коррекции речи: «Скажи наоборот»

«Составь новые слова»

«Составь предложение» и т.д.

Деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок,

Тема: « Наше творчество»

Реализации творческого потенциала, развитие коммуникативных навыков, развитие межличностных отношений в группе.

Игра « Маленькие картины» Рисование различных картин на песке.

Игра «Страна настроения»

Игра « Подарок для товарищей»

Игра «Большая семья»

Игра « Дружный зоопарк»

Просто свободное творчество детей.

Деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок

Обследование детей. Итоговая диагностика.

Исследование психоэмоционального состояния детей.

Методики :
- эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина;

Цветовой тест Люшера ;

Рисуночный тест Дж.Бука

"Дом. Дерево. Человек"

Песочная терапия для детей с ОВЗ

Воспитанники коррекционного детского сада, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Опыт работы убедил нас в том, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная игротерапия.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

снимают мышечную напряжённость;

помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

способствуют расширению словарного запаса;

позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

Оборудование для игр с песком

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта - небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий - 90 x 70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен - его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игровогооборудованиеа (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

разнообразные пластиковые формочки разной величины - геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

различные здания и постройки;

бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Правила игры с песком для малышей

1. Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий. 3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. 2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники. 3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей). 4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Игры на поверхности сухого песка

Здравствуй, песок!

Цель: снижение психофизического напряжения. Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ...» Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Песочный дождик Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование : Песочница. Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Песочный ветер

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом. Оборудование : Песочница, трубочки для коктейля. Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Необыкновенные следы Цель : развитие тактильной чувствительности, воображения. Оборудование : Песочница. Ход игры: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АДЛЕРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

(ГКУ СО КК «АДЛЕРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»)

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

методическим советом ГКУ СО КК

Директор ГКУ СО КК

«Адлерский реабилитационный

центр», протокол № 1

«Адлерский реабилитационный центр»

Т.М. Васинюк

«_____» ____________ 2018 г.

«____» _______________ 2018 г.

Образовательная программа дополнительного образования

«Волшебный песок»

Педагог-психолог:

Гаева А.В.

Сочи

2018 год

Содержание.

Пояснительная записка

1.1 Актуальность темы, направленность программы, новизна, педагогическая целесообразность…………………………………………………………….3 стр.

1.2 Цели и задачи образовательной программы дополнительного образования…………………………………………………………………..4 стр.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы ………………….5 стр.

1.4Планируемые результаты освоения программы…. ……………………5стр.

Содержание программы

2.1. I модуль «развитие коммуникативной составляющей»……………….6 стр.

2.2. II модуль «развитие познавательной активности»……………………..8 стр.

2.3. III модуль «развитие эмоционального интеллекта»…………………..10 стр.

Условия реализации программы............................................................11 стр.

Список литературы

    Пояснительная записка

    1. Актуальность темы.

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

В последние годы в детских дошкольных образовательных учреждениях много внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, активно применяются многочисленные методики раннего развития, детей, как можно раньше стремятся обучить речи, чтению, письму, счету, иностранным языкам. Эта тенденция основывается на запросе родителей, желающих видеть своих детей умными, образованными и успешными. Однако при такой высокой интеллектуальной нагрузке обязательно нужно соблюдать баланс, работать также и с эмоциональной сферой ребенка, с его чувствами и переживаниями. Тут и приходит на помощь песочная терапия. Приоритет программы это – эмоционально - личностное развитие ребенка, которое включает в себя формирование:

творческогопотенциала
способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать;
умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения;
творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях;
исследовательского интереса, познавательной активности.

Данная программа направлена:

    на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.

    Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

    Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известна с древних времен. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может неопределенно долго. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая таким образом дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

    Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.

1.2 Цели и задачи программы:

Цель:

    Знакомство с необычной техникой рисования - рисованием песком.

    Формирование психологического здоровья детей;

    Психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

    Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.

    Профилактика эмоционального неблагополучия через эмоционально-творческое развитие дошкольников.

Основные задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (ФГОС);

2. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей(ФГОС);

Обучающие :

    обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;

    учить выражать свою любовь;

    обучать рефлексивным умениям.

    учить выстраивать композиции на песке.

    закреплять представление об окружающем мире.

    овладеть техникой песочного рисования.

    обучать основам цвето- и свето-видения.

    знакомить с принципами анимации.

Развивающие:

    развивать фантазию, воображение, рисование по памяти.

    развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

    развивать у детей интеллектуальные способности.

    развивать творческие способности учащихся.

    развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

    развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала ребенка.

    развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.

    развитие наглядно-образного, творческого и критического мышления.

    вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения

Воспитательные:

    воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,

    воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.

    воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу.

    воспитывать желание заниматься самообразованием, работать над собой, быть целеустремленным.

    воспитывать эстетический и художественный вкус.

    корректировать нежелательные черты характера и поведения .

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

Системность : в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.

Комфортность : создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.

Личностно ориентированное взаимодействие : создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

1.4 Планируемые результаты освоения программы

    использование светового стола и песка для создания изображений;

    освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);

    умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);

    умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.

В конце учебного года, дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке).

    Содержание программы

Программа вариативна по объёму содержания и срокам обучения.

Содержание предусматривает обучение трех возрастных групп детей: 4-5 лет, 5-6, 6-7 лет. Занятия в каждой возрастной группе проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, с оответствующих психофизиологическим особенностям детей .

В каждой из возрастных групп используется разный уровень самостоятельности при выполнении заданий .

Реализация каждого из модулей рассчитана на 15 часов, срок реализации одного модуля -2,5 месяца.

Программа может быть реализована в объёме трёх модулей или по выбору с учётом физиологических и психологических особенностей детей. Каждый модуль имеет цели, прогнозируемые результаты и содержательную завершённость.

Режим занятий.

Занятия проходят два раза в неделю по 30 минут для каждой возрастной группы соответственно (4-5 лет, 5-7лет).

Срок реализации программы – 1 учебный год

(Содержание программы представлено 3 самостоятельными модулями:)

2.1 I модуль «развитие коммуникативной составляющей»

В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, а также формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.

Цель: эмоционально-личностное развитие. Модуль включает три вида занятий:

    игра с песком - в групповой песочнице;

    рисование песком на специальных световых столах.

    Рисование цветным песком на картоне

Помимо развития познавательных процессов, программа развивает эмоциональный и социальный интеллект, отвечающий за понимание себя и

других, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми,способность

саморегуляции и адаптации в новых условиях.

    развитие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;

    развитие сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки;

    тренировка мелкой моторики рук;

Модуль 1

занятия

Тема

Содержание

Волшебная страна

Ознакомление детей со средством рисования песком (световой стол, песок.)

Песочная феерия

Ознакомление с приёмами рисования песком

Сказка на холсте

Ознакомление с основными жанрами живописи

Видимо-невидимо

Ознакомление с приёмами работы с песком как художественным материалом

Весёлые песчинки

Просмотр картин нарисованных цветным песком и песком на световом столе

Радуга песка

Превращение белого песка во все цвета радуги

Магия песка

Арт-курс по рисованию песком

Песочный мир

Построение в педагогической песочнице

песочного города

Что значит быть художником?

Изображение предметов с натуры с помощью цветных мелков и передачи в рисунке формы, фактуры.

10.

Сказочный дворец

Ознакомление с приёмами создания фона (наброс и насыпание)

11.

Мир синего и белого цвета.

Выражение с помощью цвета различных чувств и настроений, использование при этом только два цвета песка: синий, белый: задумчивость восторг, волнение, ощущение,

волшебства тайны).

12.

Синее небо

Освоение, гармоничное заполнение всей поверхности изобразительной плоскости.

13.

Что такое открытое пространство?

Наблюдение, умение замечать и передавать изменение цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно, на разных форматах картона.

Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы - радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя.

14.

Мой детский сад ранним утром.

15.

Страна чудес в которой мы живём.

2.2 Модуль «развитие познавательной активности»

    Познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Цель : развитие познавательнойактивности Модуль включает три вида занятий:

1. Метод рисования цветным песком.

Технологии работы:

С цветным песком и клеем;

С использованием дополнительных художественных материалов;

Динамическое рисование цветным песком.

2. Технология рисования песком на световом столе.

3. Методы работы с песком

Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей рисованием песком является:

    развитие всех познавательных процессов - внимания, памяти,

восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой

моторики и сенсорной сферы;

    гармонизация психоэмоционального состояния;

    развитие воображения и зрительного восприятия.

Календарно-перспективное планирование

занятия

Тема

Содержание

Что мы знаем о песке

Овладение детьми приёмами рисования песком, создание фона

Удивительный мир

Рисование на световом столе таких элементов как: цветы, деревья, облака, дождик, солнце, гор. Создание песочной картины

Белый снег на крыше

Рисование дома зимой, на световом столе

Однажды в новый год

Создание картины из двух персонажей. Рисование на подносе и на световом столе

Новогодняя ночь

Рисование звёзд, ёлочек, сугробов на световом столе

Формы из песка

Рисование геометрических форм белым песком на прозрачном подносе

Наши любимые мультфильмы

Рисование главных героев из мультфильма

Мультик в гости к нам пришёл

Закрепление пройденного материала, создание песочной картины.

Сам себе режиссёр

Песочная анимация. Создание онлайн фильма.

Обучение рисованию сказочных героев, ознакомление со способами создания фантазийных образов, развитие творческого воображения.

10.

Сказочные герои у нас в гостях

11.

12.

Фантазёры

Рисование на свободную тему, выбор светового стола, цветного песка.

13.

Транспорт

Рисование цветным песком на картоне (с использованием клея).

14.

15.

День защитника отечества.

Рисование открытки на световом столе.

2.3 III модуль «развитие эмоционального интеллекта»

Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. В отличие от привычного всем понимания интеллекта (IQ), является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то,чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. В практическом понимании EQ - это «здравый смысл»

Цель: развитие коммуникативной составляющей. Программа направлена на изучение своих эмоций, эмоций других людей, навыков конструктивного общения, жизненных ценностей. Дети знакомятся с различными чувствами: как они возникают, как проявляются, как их можно вызвать у себя и у других, как с ними совладать, гармонизировать.

Основные задачи:

    развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения), процессовсаморегуляции;

    развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков;

    развитие мелкой моторики рук;

    гармонизация психоэмоционального состояния;

    формирование установки на положительное отношение к себе.

    Развитие воображения и зрительного восприятия

Календарно-перспективное планирование

занятия

Тема

Содержание

Весенние цветы для мамы

Рисование цветным песком «весенние цветы» на подносах, групповая работа

В гости к нам весна пришла

Весенняя сказка. Рисование на световых столах.

Что бывает весной?

создание художественных образов на основе природных форм, освоение разных приемов рисования на камешках различной формы.

Солнечный день

Рисование солнца: «Световой стол, цветной песок». Закрепление умения пользоваться знакомыми приёмами (техниками), для создания однотипных изображений.

Маленькие творцы

Просмотр созданных работ

Разноцветный песок

Рисование мандалы. Индивидуальная работа, на подносе с использованием цветного песка. Индивидуальная работа

Чудо песок

Рисование мандалы по подгруппам.

Мандала

Рисование мандалы на формате 2м х 2м

Рисунок выполняется детьми 2-х групп

10.

Весенняя капель

Рисование цветным песком (свободная тема)

11.

12.

13.

14.

15.

Песочная фантазия

Создание собственного мультфильма из цветного песка на прозрачном подносе.

Понятия «сценарий» анимационного ролика.

Разработка персонажей.

1 этап.

Рисование вымышленных персонажей на альбомных листах, цветными карандашами.

2 этап.

Рисование цветным песком на подносах.

    этап.

    Условия реализации программы

Занятия проходят в помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.

Список литературы.

    Программа от рождения до школы. /Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

    Программа эстетического воспитания дошкольников. Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М. Б. Зацепина.

    «Программа художественного воспитания в детском саду» Авторы Т.Б Братская, С. М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко.

    Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75
    Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

    Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал « Старший воспитатель » №5/2012г.

    ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М: ИНТ, 2010 – 94с

    Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Творческий Центр Сфера. Москва 2003г.

    Казакова Р.Т. Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий Центр Сфера. Москва 2004г.

Терапия Sand - art

Основная цель коррекции - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.

Использование данного терапевтического средства, как кинетический песок способствует коррекции ассоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.

Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.

Песочная терапия полезна, если у ребенка:

    плохой сон, ночные кошмары;

    плохо развита мелкая моторика;

    истерики, непослушание, капризы;

    логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;

    застенчивость, неуверенность в себе;

    агрессия, тревожность;

    нет взаимопонимания с родителями;

    расстройства невротического характера;

    недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);

    психосоматические заболевания;

    страх перед школой, садиком;

    частая плаксивость (без повода);

    ребенок пережил сильный стресс.

Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса:

    Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;

    Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;

    Развитие воображения, творческого потенциала;

    Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;

    Развитие самооценки и уверенности в себе;

    Адаптация в новой среде (детский сад, школа);

    Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;

    Формирование положительных черт характера.

Игры и упражнения с песком.

Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету.

Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза.

Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти.

Постепенно увеличиваем количество кучек.

«Карта сокровищ».

Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения.

Для игры понадобится , набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка.

Сначала психолог совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту.

Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет.

«Отгадай загадку».

В эту игру можно играть даже с малышами. Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления.

Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и маленькие игрушечки.

Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.

«Веселая ферма».

Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти.

Для игры вам понадобится песочница с кинетическим космическим песком и маленькие игрушечки.

Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.

Игра «Необыкновенные следы».

Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Игра «Найди отличие».

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Упражнение"Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

Игра "Строители"

Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки), теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут пархать разноцветные бабочки.

Игра "Волшебные превращения"

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

Игра "Цветные острова" (групповая)

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

Буквы

Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

Разговор с руками”

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.