«Школа хороших манер» в детской библиотеке N3. Внеклассное воспитательное мероприятие «правила этикета Мероприятия посвященные этикету

Сценарий воспитательного мероприятия по этикету и культуре поведения

«Увлекательное путешествие по стране Этикета».

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества»

г. Дзержинск, Нижегородской области

Список используемой литературы.

  1. Богуславская Н, Купина Н. «Весёлый этикет»; Екатеринбург «АРДЛТД» 1998.
  2. Бушелева Б. «Поговорим о воспитанности»; Петрозаводск «Карелия» 1991.
  3. Гальперина Д, Языкова Г (перевод с польского) «Магистр вежливых наук или путешествие в страну Патафию»; Москва «Детская литература» 1991.
  4. Насонкина С. «Уроки этикета»; Санкт-Петербург «Акцидент» 1997.
  5. Они И. «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте», Л.: «Лениздат», Социально-коммерческая фирма «Человек» 1991.
  6. Остер Г. «Вредные советы» Москва «Росмен» 1997.
  7. Поддубская Л.Р. М.: Народное образование 2003.

Пояснительная записка

Обоснованность актуальности методического материала

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. Тема культуры поведения обучающихся несомненно актуальна, так-как в настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков, а порой и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. Именно в детские годы закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь.

Цель: повышение культурного уровня обучающихся, приобщение к нравственным и культурным ценностям, вклад в формирование положительных качеств личности воспитанников, формирование положительного климата в коллективе.

Задачи:

  • обобщить такие понятия, как «Этикет», «Вежливость», «Волшебные слова», познакомить детей с историей возникновения этикета; научить практическим умениям поведения в театре, на концерте, в кинотеатре.
  • Развивать навыки общения, культурного уверенного поведения детей в разнообразных жизненных ситуациях, правильного применения правил этикета на практике.
  • Воспитывать уважение к личности другого человека, вежливое отношение друг к другу, умение жить в коллективе.

Методические советы на подготовительный период

Проведению данного мероприятия должна предшествовать подготовка, включающая совместное творчество детей и педагога.

1) Распределение поручений:

  • подготовить концертный номер, отрепетировать выступления;
  • выбрать ответственных за озвучивание мероприятия и помощь ведущему.

2) Дела, предшествующие основному и нацеливающие на него:

  • подготовить плакаты и картинки с иллюстрациями к теме мероприятия;
  • подготовить медали - «Знаток театрального этикета», «Самому активному участнику», подарки участникам.

3)Роль педагога:

  • педагог продумывает всё мероприятие полностью, разрабатывает сценарий мероприятия, является его ведущим:
  • педагог осуществляет подготовительную и репетиционную работу.

Оборудование

  • Плакаты «Доброе слово, что ясный день», «Вежливость - это монета, которая дающему ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие. Восточная мудрость».
  • Наглядные пособия: карта путешествия по стране Этикета; иллюстрации, отображающие сведения по истории этикета, правила этикета в театре и на концерте.
  • Плакат с оценочными высказываниями.
  • Костюмы для проведения игры: театр-экспромт «Бременские музыканты».
  • Медали «Самому активному участнику», «Знаток театрального этикета»
  • Магнитофон или музыкальный центр.

Общая характеристика детской группы

  • Состав: воспитанники народного отделения музыкальной студии;
  • Возраст - от 7 до 12 лет;
  • Данные об обученности, личностных возможностях воспитанников: все ребята успешно занимаются в музыкальной студии. Эрудированны, вежливы.
  • Учёт возрастных индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей: поскольку ребята занимаются творческим видом деятельности и часто бывают на концертах, им необходимо знать правила этикета в театре и на концерте. Во время мероприятия необходимо учитывать различия детей по темпераменту, возрастные особенности детей, их разный уровень ЗУН.

Ожидаемые результаты

Детям станут понятен смысл слова «Этике». Они узнают новое из истории этикета, познакомятся с нормами поведения в разных странах мира. Поймут, что основой многих правил является уважительное отношение людей друг к другу. Узнают особенности этикета в театре, кинотеатре, на концерте. Главным результатом будет способность детей применять приобретённые знания и умения.

Краткое описание темы, характеристика методов, средств и форм работы

Тема: « Увлекательное путешествие по стране Этикета».

Форма проведения: комплексное мероприятие с элементами игры, соревнования, игр психологического тренинга. Хронометраж: 60 минут.

В основе предлагаемого воспитательного мероприятия по этикету игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества. Игровая технология характеризуется наличием сценариев игры, ролевых игр, элементов занимательности, управлением эмоционального напряжения, предполагаемыми результатами.

Таблица применяемых методов и приёмов

Сферы личности

Методы воспитания

Формы и приёмы

Эмоциональная

Убеждение. Внушение.

Рассказ, беседа, Игра.

Импровизация.

Театрализация.

Требование, упражнение.

Совет, убеждение, одобрение, игра.

Мотивационная.

Стимулирование.

Мотивация.

Соревнование. Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда.

Наказание: замечание.

Саморегуляционная

Коррекция поведения.

Анализ деятельности и общение.

Пример: литературный, педагога. Взаимооценка.

КТД, рефлексия.

Предметно-практическая

Метод воспитывающих ситуаций (ситуация свободного выбора)

Дифференцированный и индивидуальный подход.

Поручение, самостоятельная работа - творческая работа, соревнование, игра.

Применяемые принципы:

  • принципа наглядности и доступности
  • сознательной и творческой активности
  • принципа прочности знаний, умений и навыков.
  • совместная деятельность, сотрудничество ребёнка и педагога.

Сценарный план

1)Приветствие. Сообщение темы.

2)Игра «Приветствие».

3)Что такое «Этикет». Изменение правил этикета с течением времени. Этикет в разных странах мира. Знакомство с понятием «Вежливость».

4)Игра-кричалка-путаница.

5)«Вредные советы».

6)«Вежливые загадки»

7)Игра «Вежливо-невежливо».

8)Рассказ об этикете в театре и на концерте.

9)Театр-экспромт «Бременские музыканты».

10)Этикет в кинотеатре.

11)Блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете этикет».

12)Подведение итогов мероприятия. Вручение медалек знатокам и самым активным участникам. Оценка ребятами своего участия в мероприятии.

Сценарий

До начала мероприятия звучит спокойная музыка

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здесь, в музыкальной студии ДДюТ вы учитесь играть на различных музыкальных инструментах, познаёте тайны нотной грамоты. Но сегодня мы с вами поговорим совсем о другом. Нашу встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут нашими помощниками.

Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний),

рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга.

Игра «Приветствие».

Звучит музыкальный фон

- (хором) Здравствуй, друг! - здороваются за руку.

Как ты тут? - хлопают по плечу.

- Где ты был? - дёргают за ухо.

- Я скучал! - руки к сердцу.

- Ты пришёл? - развести руки.

- Хорошо! - обнимаются, после чего внутренний круг переходит на 1 человека.

Ведущий: Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

После этих слов звучит музыкальный лейтмотив.

I. Этикет и вежливость.

Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.

Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.

Этикет - это правила поведения. Это слово имеет 2 значения и переводится с французского языка, как: 1 значение - ярлык, этикетка; 2 значение - церемониал. Оказывается, этикет появился давным-давно. Начало ему в виде обычаев и ритуалов было положено ещё в первобытном обществе. С течением времени правила этикета менялись. Многое из того, что было принято, скажем, в прошлых веках, сейчас неприемлемо. Например, раньше не существовало салфеток, и в залы, где пировали рыцари, запускали собак, чтобы гости могли вытереть о них руки. Не существовало такого столового прибора, как вилка. Когда она появилась, её называли «бесовским орудием». Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков.

В разных странах мира этикет может быть различен. То, что принято в одной стране, может быть совершенно неприемлемо в другой. Так житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори вместо приветствия прикасаются друг к другу носами. У японцев существует три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. Китаец, в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; древние греки говорили друг другу в знак приветствия: «Радуйся!», а современные произносят «Будь здоровым!». Арабы приветствуют доуг друга фразой: «Мир с тобой!», индейцы навахо: «Всё хорошо!», а самоанцы обнюхивают друг друга. Придя в дом к мусульманину. Не удивляйтесь, если он расцелует вас в обе щеки - таков национальный обычай. Более того, вы должны ответить тем же. В Пакистане едят также и руками, вернее, пользуются лишь правой рукой. Левая же считается нечистой и, если ей ндаже нечаянно коснуться пищи, хозяин прикажет унести это блюдо. Кроме специальных правил поведения в каждой стране существует свой язык жестов. В Голландии поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу. Говоря о себе, европеец покажет на грудь, а японец - на нос. Не зная традиций и обычаев, можно нечаянно обидеть представителя другой страны или самому попасть в неловкую ситуацию.

Таким образом, Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.

Что значит слово «вежливость»?

Ответы детей.

Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Есть, так называемое, золотое правило вежливости, которое гласит: «Относись к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе»

Педагог предлагает ребятам повторить это правило.

Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.

Игра-кричалка-путаница.

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…. А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы… Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?... Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?... Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе… Мимо урны без труда бросим фантики мы?... Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? … Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед. Мы уступим место? Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Раздаётся стук в дверь. Входят 2 мальчика, неряшливо одетых. 1-й: Смотри-ка, они тут про этикет и вежливость разговаривают! 2-й: А мы и без них всё прекрасно знаем! Вот, послушайте! Если ты пришёл к знакомым - не здоровайся ни с кем. Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун!

1-й: Если друг на день рождения пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома, пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай: Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

2-й: Когда состаришься - ходи по улице пешком. Не лезь в автобус - всё равно придётся там стоять. И нынче мало дураков вам место уступать, А к тем далёким временам не станет их совсем!

1-й: Если к папе или к маме тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный и серьезный разговор
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть, прямо в ухо: «Стой, сдавайся! Руки вверх!»

2-й: Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

Пусть он видит, лёжа в луже, - ты ничуть не огорчён.

Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

1-й: Если руки за обедом вы испачкали салатом,

И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки о соседские штаны!

Ведущий: Ребята, я догадалась, это жители страны «Наоборот». Попробуйте догадаться, какие правила этикета были представлены наоборот? Есть красивые и очень полезные правила этикета: уступать место старшим в транспорте, не перебивать говорящего. При обращении с просьбой произносить «Пожалуйста». Благодарить, если для вас сделали что-то хорошее. Для этого есть специальные вежливые слова. Их ещё называют «волшебными».

Вежливые загадки 1. Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет. Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)

2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово-благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)

А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет - топаете ногами.

Игра «Вежливо-невежливо»

Поздороваться при встрече. Толкнуть и не извиниться.

Свистеть, кричать, шуметь в школе. Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя. Придти в гости без приглашения.

Уходя, попрощаться. Курить на крыльце.

Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все вместе вновь произнесём волшебные слова «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»

Дети повторяют. Звучит музыкальный лейтмотив .

Ведущий: Страна этикета огромна. Путешествовать по ней нам поможет эта карта. Существуют разные виды этикета. Например, деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный. А мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.

II. Этикет в театре и на концерте.

Обычно сразу возникает вопрос - что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.

Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.

Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.

Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы.

К началу спектакля даётся 3 звонка.После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона.

Бывает так: начало задерживается, и зрители начинают аплодировать, чтобы поторопить артистов. Правильно ли это? Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие сразу начнется.

Итак, занавес открылся. И вновь вопрос, надо ли аплодировать в этот момент? Для аплодисментов также существуют свои правила.

Так, аплодировать принято:

  • Если после поднятия занавеса надо выразить восхищение работой художника и постановщика.
  • На концерте: во время выхода дирижера и солистов;
  • При выходе известного певца, музыканта, популярного актера в знак признания его дарования;
  • После исполнения больших и наиболее трудных арий в опере;
  • В театре после окончания каждого действия и всей пьесы, на концерте после каждого концертного номера, отделения и всего концерта;

Не нужно аплодировать:

  • во время исполнения или игры актеров;
  • между отдельными частями музыкального произведения.

Музыкальные произведения из нескольких частей не прерывают аплодисментами. Поэтому во время концерта нужно быть особенно внимательным, чтобы не начать «благодарить» слишком рано. Для этого перед концертом стоит внимательно прочитать программу. Если музыкальное произведение состоит из четырех-пяти частей, то после исполнения каждой части следует небольшая пауза, при этом дирижер не поворачивается лицом к публике, а солист не встает из-за своего инструмента. В этих паузах хлопать не принято, аплодируют только в самом конце. Если вам трудно различать части и вы не уверены, стоит ли хлопать, следите за более опытными зрителями вокруг. После исполнения всего произведения дирижер поворачивается лицом к залу и дает знак оркестру встать. Или встает солист и кланяется.

Также крики «Браво!» допустимы только после исполнения всего произведения. Тогда же солистам или дирижеру вручают цветы.

А вот на концерте джаз-оркестра можно аплодировать после выступления солиста, исполнившего свою партию, даже если оркестр продолжает играть. Можно аплодировать певцу в начале выступления, если он начинает петь по просьбе зрителей, в благодарность, но, как правило, эти аплодисменты непродолжительны. Неприлично сопровождать аплодисменты возгласами и топотом.

Во время спектакля или концерта старайтесь не мешать своим соседям. Не следует разговаривать или комментировать происходящее на сцене. Даже если спектакль оказался неинтересным, вы должны сидеть молча или покинуть зал, желательно во время перерыва. Что бы ни вдохновило зрителей, ни в коем случае нельзя вставать, отбивать такт ногой, подпевать или разговаривать. Не барабаньте пальцами, не отбивайте такт ногой, не подпевайте, не щелкайте замком сумочки, не шуршите фантиками от конфет, фольгой от шоколада или программой. Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке (за исключением того, если артист попросил вас об этом).

И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть. Любые еда и напитки исключены во время концерта, отложите их до перерыва. Если вас мучает кашель или насморк, старайтесь не кашлять или сморкаться прямо в зале. Следует тихо извиниться перед соседями и покинуть зал.

Если вы заметили, что актер ошибся, не высказывайте свое возмущение вслух. К шуму в залах филармоний относятся еще критичнее. Поэтому нужно принять все меры к тому, чтобы не мешать. В ходить в зал или выходить можно только между номерами, ни в коем случае не во время исполнения.

Перерыв в театре называется «Антракт». В антракте вы можете встать со своих мест и прогуляться по театру. Разглядывать прогуливающихся в фойе, а уж тем более отпускать замечания, считается неприличным. Во время антракта можно сходить в буфет. Конечно, есть можно только в буфете, еда или напитки в фойе - это нарушение этикета. Нежелательно опаздывать и после антракта - если не успели пройти на свое место до поднятия занавеса, сядьте на любое свободное место или вернитесь к выходу, не мешая остальным.

Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров или музыкантов за игру.

Когда начинаются аплодисменты, солисты или оркестр уходят со сцены, занавес закрывается. Если аплодисменты не смолкают, они возвращаются на свои места и еще раз кланяются. Если публика продолжает аплодировать, музыканты могут исполнить еще одно или несколько небольших произведений. Этот момент называется «исполнением на бис». При этом надо сесть на свои места, а не стоять в проходе или у дверей зала. И ни в коем случае нельзя вставать и отправляться в гардероб до окончания музыкального произведения.

После спектакля, когда актеры раскланиваются, а зрители аплодируют, нетактично бежать к выходу. Лучше дождаться, пока опустится занавес, смолкнут аплодисменты, и лишь тогда спокойно пойти в гардероб.

Ребята, а сейчас давайте перенесёмся в волшебный мир театра и сыграем небольшой спектакль. При этом не забудьте о правилах этикета.

Театр- экспромт «Бременские музыканты»

(Участникам раздаются роли. Ведущий читает текст, дети вставляют свои реплики)

Осёл: Лошадь я в перспективе!

Собака: Гав! Я за друзей лезу в драку сначала!

Кот: Мур-мяу! Вдруг толстым и важным я стану!

Петух: Ку-ка- ре-ку! В Москве даже слышно!

В деревне соседней, в году позапрошлом крестьянин какой-то сошёл вдруг с ума. Он выгнал всю живность, которая в доме, уже лет 15 бок о бок жила. А жили с ним все эти годики в мире: осёл шебутной: …Собака, которая уже не рычала: …Жил старый разбойник, любивший сметану:… В компании этой петух был не лишним:…

Компания тихо брела по дороге, устали у бедных и лапы, и ноги. Вдруг свет показался в избушке лесной - у страшных разбойников там дом родной. И стали друзья прямо тут обсуждать, как лучше разбойников им напугать. Собака вдруг первой тихонько сказала: … Осёл же решил, что и он не пассивен:…Кот очень боялся ночного тарана:…

Петух предложил разбойников напугать, их громким криком разогнать. Ведь, если не он, поможет кто ближним:…

Звери тихонько к избушке пошли, и громко, все разом кричали они (одновременно кричат свои слова). Разбойники мигом сбежали из дома. Кто в нём поселился? Они нам знакомы. И жили ещё много лет в доме в мире храбрый осёл:…Собака, которая грозно рычала: …И тонкий целитель домашней сметаны: … А главный - петух, совсем он не лишний:….

Ведущий: Наше путешествие продолжается. И сейчас мы узнаем, как нужно себя вести в кинотеатре.

Ш. Этикет в кинотеатре.

В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.

В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять.

На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.

На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.

Вновь звучит музыкальный лейтмотив. Ведущий: Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя, нам необходимо жюри.

IV. Блиц-турнир.

1. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет.

2. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.

3. Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.

4. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.

5. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом.

6. Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её, рядом поднимается мальчик. Происходит диалог.

Садитесь, пожалуйста! -Ну, что ты…Спасибо…Не надо… -Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

В чём не прав мальчик?

7. Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?

8. Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок - согласно этикету, надо ли его благодарить?

9. Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?

10. В XVI веке высокопоставленные вельможи, здороваясь друг с другом, 17 раз кланялись и 16 раз подпрыгивали - согласно тогдашнему этикету. Окажись Вы на их месте, стали бы Вы отвечать на приветствие незнакомца?

11. Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях - Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?

12. У некоторых племен в Африке в знак приветствия принято тереться носами. У одних народов кланяются, у других гладят друг друга по щекам. А в Европе вот уже много веков мужчины здороваются так: протягивают друг другу и взаимно пожимают правую руку, непременно при этом глядя в глаза. Как вы думаете, откуда это повелось?

13. В некотором царстве, в некотором государстве живет несчастный король: все его 13 умнейших министров на всех советах говорят вместе, поэтому никто никого не слышит и ничего не может толком решить. Какое из правил этикета посоветовали бы Вы этому королю сделать Первым Законом в его Государстве?

14.Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:
- Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым - кто ВХОДит...
- Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! - кричит Буратино!
Прав ли он? И почему?

15. Однажды под Новый год очень воспитанный ученик 3"Б" класса ехал в школу в одном троллейбусе с Зоей Степановной, директором. Как ему нужно вести себя при выходе из троллейбуса, чтобы сегодня же вся школа узнала о вежливых мужчинах из 3"Б"?

16. Золушка случайно зашла в дом своей любимой крёстной - и вдруг привратник ей говорит, что как раз сегодня у крёстной день рождения! Что выберет воспитанная Золушка (ведь она забыла о дне рождения и сегодня уже не успеет приготовить подарок):
- убежит, а подарок вручит позже, скажет, что в тот день была нездорова;
- убежит и вообще "забудет" поздравить (ведь вежливые люди поздравляют с Днем рождения именно в День рождения! И особенно - своих родных);
- все-таки зайдет - притворившись, что ничего не знает;
- зайдет, поздравит, подарит цветок с ближайшей полянки;
- придумает что-то ещё?

17. Грозный рыцарь в тяжелых доспехах остановил коня у порога дома. Никто не посмел выйти ему навстречу - страшно... Он медленно спешился, повернулся к двери, снял шлем и вошел: "Эй, хозяева! Привет вам привез от родных..." - и улыбнулся, молодой и красивый...
С тех самых пор все мужчины, входя в дом с добрыми намерениями, что делают?

18. Доктор Медуница позвонила Знайка, чтобы рассказать ему, как полезно есть мед во время морозов. Согласно этикету, закончить разговор должен тот, кто позвонил. Как же быть Знайке, если он очень торопится (например, с Кнопочкой в кино)?

Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику».

Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.

Внеклассное мероприятие «Правила этикета»

Цель: привитие правил поведения в обществе.

Задачи:

- воспитывать культуру поведения у подростков, вежливого, уважительного отношения к людям;

Развивать творческое оригинальное мышление, сообразительность, чувство юмора, интерес к культуре человека;

Сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость;

Прививать у воспитанников навыки поведения в соответствии с общепринятыми правилами.

Литература:

Ход мероприятия

Эпиграфы:

1. «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».

Р.Эмерсен

2. «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут

себя во время ссоры».

Бернард Шоу

    Орг. Момент. Класс делится на две группы.

(Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей из богатых сословий на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И когда двое не соглашаются войти в дверь друг за другом, про них с иронией говорят: «Ну, развели китайские церемонии».

В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый: кто у ниши с картиной - на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто должен сидеть у входа. Любая попытка сесть на «незнакомое» место вызовет лишь всеобщее смятение. Именно это происходит, когда заезжий иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

Очень своеобразны у японцев правила хорошего тона. Заметив знакомого, японец считает своим долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом.

Со стороны эта сцена производит впечатление, будто обоих хватил прострел, и они не в силах разогнуться. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает таких официальных поклонов в среднем 36 раз, агент торговой фирмы 123 раза, девушка у эскалатора в универмаге 2560 раз.

В толпе же с японцем происходит таинственное превращение. Куда исчезают его изысканные манеры, предупредительность, учтивость? Он прокладывает себе дорогу в людском потоке, совершенно не обращая ни на кого внимания. До тех пор, пока прохожие на улице или пассажиры в вагоне остаются незнакомыми, японец считает себя в праве относиться к ним как к неодушевленным предметам. Садясь в автобус, он может без зазрения совести отпихнуть с подножки женщину, может, пустив в ход колени, локти, обменяться пинками с соседом.

Если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".

На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а свод предписаний стали оформлять относительно недавно, при Петре I . В XVI веке появился сборник под названием «Домострой», ценнейший памятник средневековой культуры. Он определял регламент жизни средневекового человека, ее хозяйственную, религиозную и семейную стороны. Домострой рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рекомендовал рецепты народной медицины.

Сборник был основан прежде всего на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек Богу угоден, чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в светском обществе держать себя на кристинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, на прогулке, в театре и т. д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», «Искусство нравиться дамам и молодым девицам». В книгах были приложения: дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и др.)

Итак, мы начинаем. Разберем несколько ситуаций.

    Сценка «День рождения » ( ученики обыгрывают ситуацию ).

Одноклассники собрались на день рождения к своей подруге. Приготовили подарки. Подошли к квартире, звонят в дверь. Нина открывает дверь.

Здравствуй, Нина! Поздравляем тебя с днем рождения, желаем тебе……

Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас паркет! А где подарки?

Друзья протянули ей подарки, ничего не говоря.

Тоже мне подарки! Да книг у меня целая полка, мягких игрушек тоже много. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к дверям.

Подождите, вы куда?

Но ребята ушли.

Идет обсуждение ситуации.

Игра «Вежливые слова»

Ученики встают в круг. По очереди кидают мячик товарищу и называют вежливые слова, а они, в свою очередь тоже называют вежливые слова и кидают его обратно другому ученику. Кто не называет, выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался последним в кругу.

    Вопрос про дружбу, друзей.

Сценка из рассказа «Горький апельсин»

Алена сидела на лавочке и в руках у нее было что-то похожее на маленькую дыньку. Она отщипывала кожуру и бросала на землю.

Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.

Разве не видишь – буркнула Алена.

Мандарин! – обрадовался Сережа. Мне папа тоже покупал и я тебя угощал….

А вот и не отгадал.

А что же?

А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

А мне дашь попробывать?

Да он невкусный, горький и кислый.

Да ничего, дай хоть долечку!

Говорю тебе, он плохой, - и соскочила с лавочки. В этот момент апельсин падает. Алена ойкнула и заплакала .

Что ты плачешь? Он же плохой!

Обсуждения : 1) Права ли Алена? 2) Что она сделала не так? 3) Что бы вы сделали на ее месте?

Затем первая группа формулирует правила о дружбе, а вторая – правила вежливости. Ученики зачитывают свои правила . Например:

Правила о дружбе
1. С друзьями разговаривай вежливо, приветливо
2. Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи
3. Поделись с другом
4. Останови товарища, если он поступает плохо
5. Надо искренне радоваться успехам товарища
6. За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.

Правила вежливости
1. Надо уметь вежливо принимать гостей
2. Хозяин должен быть внимательным (уделять каждому внимание), приветливым
3. За поздравления и подарки благодарят
4. Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.

    Правила поведения за столом.

( Идет беседа, а некоторые моменты ученики демонстрируют )

Некоторые молодые люди, очевидно, считая, что это выглядит оригинально, сидя за обеденным столом, локти ставят на стол, наваливаются грудью на стол, голову подпирают рукой, зевают, равнодушно при этом ковыряясь в тарелке. Другие, набив полный рот кусками мяса, откидываются на спинку стула и, заразительно смеясь, пытаются рассказать смешную историю. Пища может выпасть изо рта, в худшем случае - попасть в дыхательное горло. Приходится задыхающегося и раскрасневшегося человека стучать по спине у всех на виду, чтобы, не дай Бог, не задохнулся.

За обеденным столом сиди прямо, локти на стол не ставь (на столе могут находиться только кисти рук), при разговоре с соседом поворачивай голову, а не всё туловище. Рот не набивай. Когда жуёшь, старайся, чтоб соседи по столу этого не слышали: есть и пить нужно бесшумно, умеренно и спокойно.

Не сгибайся при еде низко над тарелкой. Не перебирай еду, а ешь все подряд. В общем блюде не копайся, выбирая лучший кусок, а бери тот, что ближе к тебе. Ни в коем случае не нюхай еду и не критикуй ее, так ты смертельно обидишь хозяйку. Отказываться от какого-либо блюда нужно без объяснения причины, а не объяснять, что оно тебе не нравится или вредно. Нельзя ковыряться в зубах после сытного обеда - это делают, когда находятся в одиночестве.

Со стороны гостей будет нетактично, если они будут критиковать подаваемое блюдо или закуску. Не следует также вспоминать, что когда-то, где-то подавали вкусное блюдо, необыкновенный торт или восхитительный напиток.

Если ты вдруг опрокинул стакан на одежду соседа, не впадай в длинные объяснения, почему это произошло, не вздыхай весь вечер по поводу своей неловкости. Не привлекай к данному инциденту внимание окружающих. Извинись перед соседом и передай ему солонку.

Если блюдо, которое ты хочешь попробовать, находится далеко, не тянись к нему через весь стол: попроси сидящего поблизости человека передать его тебе. Кстати, по законам этикета ты должен ухаживать за соседкой, которая сидит справа от тебя.

Некрасиво протягивать руку через соседа или придвигать к себе блюдо через весь стол.

Воспользовавшись общим блюдом, сахарницей, солонкой, тут же поставь их на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.

Не следует за столом играть приборами, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.

Подавая нож соседу по столу, протягивай его ручкой, а не острием. Ножи и вилки нужно держать за конец ручки, а не у самого лезвия ножа или развилки. Ни в коем случае нельзя брать нож в рот.

Каждый ученик отвечает на вопросы ( презентация «Правила поведения за столом»), после подсчитываем очки и подводим итоги.

Чем занять гостей

Предложить гостям смотреть телевизор - не лучший вариант общения. Помните: занять гостей, чтобы не было им скучно - главная забота хозяев. И неоценимую помощь в этом нам оказывают различные игры. Играют не только дети, но и взрослые. Есть много веселых игр, которыми можно занять гостей. С некоторыми из них мы и познакомимся сегодня.

Для этой игры нужно заранее придумать и написать на билетах различные задания для участников. Каждый из играющих вынимает билетик и выполняет задание, которое ему досталось. Примеры заданий: прочитать любимое стихотворение, спеть песню, частушку, загадать загадку и т.д.

Гостей можно разбить на команды и устроить интеллектуальное соревнование. Вопросы для викторины могут быть самые разные, а мы предлагаем вам поиграть в «Перевертыши»: разгадать зашифрованное название книг, сказок, поговорок.

1. Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)

2. Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)

3. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

Названия художественных произведений:

1. Счастье от глупости. («Горе от ума».)

2. Закон и поощрение. («Преступление и наказание».)

3. Прибитые штилем. («Унесенные ветром».)

4. Девочка-великан. («Мальчик-с-пальчик».)

5. Толстяк смертный. («Кощей Бессмертный».)

6. Ты забыла ужасную вечность. («Я помню чудное мгновенье...»)

Каждая группа называет пословицы, поговорки о дружбе, вежливости, правилах этикета.

Работа в парах: «Собери пословицу». Ученикам предлагается собрать пословицу о правилах поведения из разрезанных частей. Например:

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Поклониться - голова не отвалится.

Посади свинью за стол - она и ноги на стол.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.

В гости ходить - надо и к себе водить.

Умей в гости звать, умей и встречать.

Ребята, вы сегодня замечательно поработали, молодцы! Наше мероприятие закончилось.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.

В ГОСТЯХ У ЭТИКЕТА
(Час информации)

Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми – такова сегодняшняя реальность. В наше время, время сверхзвуковой и электронной техники, время немыслимых ускорений современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Мы едем за границу, вступаем в деловые и личные отношения; посещаем дипломатические приемы, презентации и вернисажи. Все это предъявляет новые требования к нашему поведению и внешнему виду, к языку и культурному кругозору. Именно поэтому в нашей библиотеке 8 ноября 2011 г. было проведено мероприятие « В гостях у Этикета» для учащихся 9-х классов.

Целью данного мероприятия было привлечь внимание ребят к правилам хорошего тона, показать, каким приятным может быть общение, если следовать правилам этикета. Объяснить,как знание и применение правил поведения позитивно влияют на формирование имиджа человекаи как с их помощью получать удовольствие от ежедневных контактов с окружающими.

Ребята узнали об истории этикета и значении этого слова, познакомились с основными требованиями этикета. Была проведена викторина, с вопросами связанными с правилами поведения в транспорте, ресторане, при общении по телефону и т.д. По итогам викторины были определены настоящие « леди» и « джентльмены“, которые были награждены. Всем участникам мероприятия вручены буклеты» « Дисциплина клерикалис“, или Правила хорошего тона». В конце мероприятия был показан фильм « Этикет – трактат для подростков, желающих стать культурными людьми», который помог понять, как важно правильно себя держать в разных ситуациях, как легче добиться успеха, соблюдая этикет.
Мероприятие понравилось учащимся, они активно принимали участие в викторине, с интересом посмотрели фильм, познакомились с книжной выставкой « Этикет от А до Я».

В ходе проведенного мероприятия удалось привлечь внимание учащихся к проблемам этикета,к проблемам человеческого взаимопонимания. Присутствующие на нем смогли расширить свои представления о человеческом общении и надеемся,в дальнейшей жизни будут использовать любую возможность, чтобы применять на практике то, что узнали.

Азбука этикета. Тематический вечер (сценарий)/ Сост. Л.Д. Якубинская / Полтавская центральная библиотека КУ «Центр культуры и искусства Полтавского муниципального района». – р.п. Полтавка, Омская область, 2012.

Казённое учреждение

«Центр культуры и искусства Полтавского муниципального района»

Полтавская центральная библиотека

Азбука этикета

(тематический вечер)

р.п. Полтавка

Ведущий 1;
Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, что включает в себя понятие «этикет», а также о некоторых правилах поведения в современном обществе.
Этикет - он не виньетка

И не стильненький костюм,

В нём и жизненная сметка,

И воспитанность и ум.

Он всегда и всюду нужен

Нам на жизненной тропе.

С этикетом если дружен,

Будут рады тебе все.
Слово «этикет» - французского происхождения на одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения.

От французского название карточки - «этикетка» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих народов мира. Этикет - результат опыта многих поколений. Правила, которые вырабатывало человечество, является международными, они в целом едины во всех странах, хотя и имеют свои национальные особенности.
Ведущий 2: Этикет - это форма отношения к другому человеку, правило поведения человека среди людей. Общепринятый этикет помогает в общении всем людям. Только овладев его основами, можно смело отправляться в путешествие по жизни.
Ведущий 1: Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадёте впросак, оказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не надо, достаточно понять их смысл.

Правила поведения человека в обществе, хорошие манеры - это не досужий вымысел изощренного ума, они вырабатывались веками и продиктованы заботой о человеке.
- Чистоту, красоту мы у древних берём,

Сказки, саги из прошлого тащим,

Потому что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий.
- Именно добром продиктовано одно простое правило этикета: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим, оскорблять их эстетические, нравственные чувства. Где бы человек не находился, он не может вести себя так, как ему заблагорассудится, должен считаться с другими людьми.
Ведущий 2: Обладать хорошими манерами не так уж сложно, не трудно здороваться с людьми при встрече.

Проснувшись утром и встретившись с родными, вы обязательно должны поздороваться. Но от того, как вы произнесете: «Доброе утро!», будет зависеть настроение ваших домочадцев.

Выйдя на улицу, вы встречаете друзей, знакомых. Начинать говорить свое приветствие следует не раньше того, как вы приблизились друг к другу на два метра. Когда вы заходите в школу, обязательно поздоровайтесь с гардеробщицей, одноклассниками и, конечно же, с учителями. Здороваясь с взрослыми, лучше всего употреблять общепринятые в этих случаях фразы: «Добрый день!», «Доброе утро!»
Ведущий 1 ; Так приятно быть вежливым, приветливым, благорасположенным к людям.

а сейчас давайте проведём небольшую игровую разминку.

- Игра такая: Я говорю вам первую часть пословицы или поговорки, а вы, дорогие друзья, по очереди её заканчиваете.


  • С поклону голова...........(не заболит).

  • От вежливых слов язык......... .(не отсохнет).

  • Честное слово и буйную голову........... .(смиряет).

  • В чужом доме не будь приметлив, а будь........ .(приветлив).

  • Где посадят, там сиди, а где не велят.............. ...(там не гляди).

  • Говорить не думая, что стрелять .............................(не целясь).

  • Учись доброму, так худое.........................................(на ум не пойдёт).

Ведущий 2: Здороваться при встрече принято во всём мире. Каких только жестов не придумали жители разных стран, чтобы приветствовать друг друга!

Следующий наш конкурс называется «Жест приветствий». Команды по очереди называют известные им приветствия. Ведущий добавляет ответы, которые не были названы: (пожать руку, обняться и расцеловаться в обе щеки; потереться носами, снять шляпу, скрестить руки на груди и склонить голову; поклониться, поднеся правую руку к груди, ко лбу, затем к губам и сердцу; дотронуться до рук, плеч, одежды друг друга; с улыбкой похлопать по плечу).
Ведущий 1: Придворные учёные написали книгу «Этикет». В ней они и определили для начала две главные вещи: что нужно говорить и что нужно делать в самых разных ситуациях. С тех пор прошло много времени, и этикет охватил все стороны жизни.

Мы предлагаем вашему вниманию выдержки из современных правил этикета.
Правила этикета

1. Человеку, с которым вы здороваетесь, надо смотреть в глаза дружелюбно и приветливо. Если вы не видите лица человека, надо повернуть голову на его голос.

2. Входящий первым здоровается с присутствующими.

3. Придя в гости, прежде всего, здороваются с хозяйкой дома, затем - с хозяином, потом - с остальными.
Ведущий 2: - Как мы выглядим? Этот вопрос задаёт себе каждый из нас. Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке, провожают по уму».

Вежливый, воспитанный, человек всегда подумает о том, чтобы его внешний вид был приятен окружающим.

Представим себе человека с прекрасным лицом, и неряшливо, безвкусно одетого.

Можно ли назвать такого человека совершенным? (Ответы).

Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она должна украшать человека, подчёркивать преимущества его внешнего облика и скрывать его недостатки. Поверьте, человек с хорошей внешностью может превратиться в карикатуру на самого себя только от одной детали своего костюма.

Главное требование - опрятность.

Все вы видели чучело огородное - в рваной одежде и шляпе набекрень? Неслучайно людей неряшливых, небрежных так и называют - «чучело огородное».

Согласитесь, ведь приятно смотреть на человека, если он в чистой обуви, и выглаженной одежде, аккуратно причёсан.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А. П. Чехов.

Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем вашему вниманию викторину, посвящённую правилам этикета в современном обществе.
Викторина «Современный этикет»

Вопросы:


  1. Как быть, если вас толкнули или сказали вам грубость? (Не следует делать такому человеку замечание или пытаться выяснить с ним отношения. Не нужно взывать к приличию человека, не ведающего, что это такое.)
2 . Употребимо ли обращение «дядя» или «тётя» к человеку, старшему по возрасту? (Слова «дядя» и «тётя» обозначают степень родства. Ими не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники.)

3 . Прилично ли есть или пить на улице? (Неприлично, это некрасиво смотрится со стороны.)

4 . Можно ли интересоваться у собеседника его денежными доходами? (Уважающий себя и собеседника человек, никогда не спросит о чьих бы то ни было, доходах и о своих говорить не станет.)

5 . Представьте себе, что вы находитесь в читальном зале библиотеки, и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите? (Нужно выйти из зала, и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в зале, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим.)

6 . Часто приходится слышать, когда для привлечения внимания пользуются словами «мужчина», «женщина». Допустимо ли это? (Нет, правила этикета требуют использовать безликую форму обращения: «Извините», «Скажите, пожалуйста» и т. д.)
Ведущий 2: Одним из важных элементов культуры человека является владение правилами речевого этикета. В формировании нашего образа в глазах собеседника очень большую роль играют то, как мы разговариваем. С воспитанным и вежливым человеком приятно иметь дело. Вежливый человек настроен доброжелательно к людям, он может понять другого человека, посочувствовать, помочь ему.

Вежливыми словами мы проявляем своё отношение к окружающим нас людям.

Так обидно бывает, когда тебе отвечают резко, грубо, и, наоборот - на душе становится теплее, когда знакомые и незнакомые тебе люди обращаются к вам мягко, тактично, уважительно. Ведь приятно слышать слова «пожалуйста», «благодарю вас», «простите» и т.д.

Постарайтесь чаще говорить людям добрые, вежливые, хорошие слова.
Ведущий 1: Правила этикета предназначены еще для того, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Но если вы все- таки оказались в неловкой, смешной ситуации, нужно посмотреть на нее как бы со стороны и... посмеяться над собой первым. Смеяться над собой гораздо менее обидно, чем выслушивать насмешки окружающих. Часто неловкие ситуации возникают из-за несдержанной речи. Оказавшись в такой ситуации, необходимо просто извиниться.

Мелкие конфузы не требуют слезных оправданий: такое поведение может еще больше испортить положение. Обычно короткое «простите» решает проблему. Даже если кто-то вас серьезно обидит, это не повод при всех выяснять отношения. Скандал не только унижает вас обоих, но и ставит в неловкое положение окружающих.
Ведущий 2: Поговорим о поведении на улице.

Двигаясь по улице в необходимом нам темпе нужно стараться не причинять неудобств - ни пешеходам, ни автомобилистам.

Воспитанный человек на улице не сорит, не плюёт, не показывает пальцем, не кричит на детей, не ходит по газонам, не бросает огрызки, не щелкает семечки.

А за распитие спиртных напитков в общественных местах вы можете быть подвергнуты административному наказанию.

На ходу не следует есть. Лучше съесть мороженое или пирожок, стоя у киоска или сидя на лавочке.
Ведущий 1:

Невежливо, проходя по улице, делать громкие замечания в адрес прохожих по поводу их одежды, роста, выражения лица и т. д.

Юноши, которые посылают в адрес проходящих девушек даже остроумные реплики, печально демонстрируют недостатки своего воспитания.

По улице никогда нельзя ходить вчетвером. Общество же из 5 человек разделяется на пару и троих, таким образом, никто не остается в одиночестве.
Ведущий 2: Очень важно раз и навсегда избавиться от вредных привычек. Одна из них - ОПОЗДАНИЕ. Куда бы вы ни шли - на учебу, на свидание, в гости - вы должны всегда приходить вовремя. А если у вас это никак не получается, то сделайте своим девизом поговорку «Точность - вежливость королей». Надо раз и навсегда решить, что отныне приходить везде вовремя имеет для вас первостепенное значение.

Другая, не только вредная, но и опасная привычка, как - КУРЕНИЕ. Нынче в моде здоровый образ жизни. Курение не только запрещено в общественных местах, но и порицается общественностью. Выкуривая сигарету в присутствии других людей, вы не только наносите непоправимый вред своему здоровью, но и портите здоровье окружающих.

Курящая девушка, как показали статистические исследования, в глазах мужчины выглядит более вульгарной и более доступной, чем некурящая.

Можно привести еще множество причин, по которым следует отказаться от у этой привычки. Поэтому вместо сигареты - положите в рот мятный леденец.

Общепринято, что мужчина курит на улице, хотя по строгим правилам хорошего тона этого следовало бы избежать. Но если у вас попросили прикурить, вежливее будет протянуть спичку, а не дымящую сигарету.
Ведущий 1: Мы с вами живём в век больших скоростей. Ходить пешком, безусловно, полезно для здоровья. Но из-за больших расстояний нам часто приходит на помощь общественный транспорт.

В транспорте действуют те же правила вежливости, что и везде. Здесь нас так же, как и на улице, окружают незнакомые люди.

Сейчас мы рассмотрим несколько правил поведения в общественном транспорте.

Каким общественным транспортом пользуетесь вы? (ответы).
Правила:

1. Ни за что не станете изо всех сил втискиваться в салон автобуса, чтобы успеть занять сидячее место. Пусть на таких местах сидят пожилые люди или молодые мамы с малышами. Именно их пропускают вперёд при посадке.

2. Войдя в салон, сразу пройди в его середину, (для чего) чтобы облегчить посадку тем, кто заходит следом за тобой.

3. Невежливо стоять у выхода, загораживая его, если ты не собираешься выходить.

4. Если вам уступили место, (в каком случае вы можете сесть) ты можешь сесть только в том случае, если рядом не стоят женщины с тяжёлыми сумками, бабушки.

5. Если ты наступил кому-то на ногу, сразу же извинись, очень вежливо и любезно.

6. А теперь представьте, что на ногу наступили вам? Что вы сделаете?

7. Если ты покупаешь билет у водителя, приготовь деньги заранее, чтобы не задерживать отправку автобуса.

8. Если вы едете в набитом битком людьми общественном транспорте, как вы будете себя вести? Неприлично, находясь в общественном транспорте, битком набитом людьми, пытаться отвоевать себе пространство, пихая соседей локтями или сумкой. Локти в таких случаях должны быть прижаты к телу. Постарайся не наступать людям на ноги, не опирайся на стоящего рядом человека. Держись руками за поручни или спинки кресел, чтобы на поворотах не заваливаться на других пассажиров.

9. Постарайся в транспорте не чихать и не кашлять. Если же никак не можешь сдержаться, обязательно прикрывай нос и рот носовым платком или ладонью.
Ведущий 2: Правила поведения в такси:

Правила хорошего тона требуют, чтобы садящийся в такси пассажир обязательно должен поздороваться. Таким образом, на время пути в салоне установится доброжелательная атмосфера. Если водитель чрезмерно разговорчивый, а вам не хочется разговаривать с водителем, можно отвечать на вопросы по возможности кратко, односложно, и он сам догадается, что ему следует замолчать.

На переднее сиденье, рядом с водителем, садятся в том случае, если на заднем не хватило места. Но такие правила существуют только в России. В других странах мира садиться рядом с водителем вообще не принято.

А вот ещё одно очень важное правило, невыполнение которого может привести к самым трагическим последствиям: нельзя отвлекать водителя посторонними разговорами и просьбами, потому что он должен следить за дорогой.
Ведущий 1: Как вы проводите свое свободное время? (ответы). Кто из вас ходит в кино, на концерты, в музеи? А кто, ребята, из вас знает, как вести себя на концерте, в кинотеатре, в музее?

Кинотеатр

Сейчас мы не очень часто ходим в кино, потому что у многих дома есть видеоаппаратура. Но иногда это очень даже здорово - сходить в кино на нашумевший фильм в компании друзей или с лучшим другом (подругой).
Правила:

1. Опаздывать крайне невежливо, потому что ты мешаешь смотреть другим и сам не узнаешь, что было в начале. Если всё же придётся побеспокоить сидящих, то извинись, и пройди к своему месту лицом к зрителям, но ни в коем случае не наоборот.


  1. Если мимо вас проходят, можно встать и пропустить.

  2. Сидения кресла постарайся опускать бесшумно. Вставая, придерживай сидение рукой. Не занимай оба подлокотника сразу.

  3. Впереди сидящему человеку вряд ли понравится, если ты облокотишься на спинку его кресла или упрёшься внеё ногами.

  4. Если тебе не нравится кино, воздержись от разговоров и сиди молча.

Ведущий 2 : Придя в музей или на выставку, оставь в гардеробе все свои сумки и пакеты они будут тебе мешать. Кроме того, ты можешь случайно задеть какую-нибудь витрину или экспозицию и что-то повредить. А ведь в музее выставляют веши уникальные, существующие только в единственном экземпляре. Повреждение не всегда можно исправить, а это значит, что музей лишится ценного, а возможно и бесценного, экспоната.

В музее не принято просматривать всю экспозицию за считанные минуты. Только неторопливый, спокойный осмотр залов или выставок запомнится надолго, и принесёт свои результаты.

Вы обратили внимание на то, что в музее очень тихо? Постарайся не нарушать эту тишину, ходи по залу так, чтобы не беспокоить окружающих. Не вставай слишком близко к картинам, скульптурам и не становись перед другими посетителями, осматривающими экспонаты. Не показывай пальцем и тем более не трогай: ничего руками.

Если экскурсию проводил работник музея, не забудь поблагодарить его перед уходом.
Ведущий 1: Концерт

Как нужно вести себя на концерте?

На концерте допустимо, что аплодисменты сопровождаются криками, свистом, топаньем так как на концерте обстановка свободная, непринужденная, крики и свист воспринимаются как выражение восторга - и поэтому никто не сочтёт тебя невоспитанным.
Ведущий 2: Понятие об этикете очень широко - от умывания лица до последних высот человеческой мысли. Поэтому говорить о нем можно бесконечно. Запомните главное правило человеческого общения: «Не делай другим того, чего не желаешь себе» и очень ценится в этикете улыбка. Так давайте же чаще улыбаться друг другу.
Ведущий 1: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы поговорили с вами об этикете - своеобразном своде правил общения между людьми. Каждый волен сам, выбирать - соблюдать его требования или не соблюдать. Но если вы хотите производить на людей приятное впечатление, без знания правил хорошего тона вам не обойтись. И мы надеемся, что наша беседа помогла вам найти ответы на множество вопросов, которые могут возникнуть в процессе общения.
Ведущий 2: Всякой встрече грозит расставанье.

Но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать: «До свидания!»,

Чтобы «Здравствуйте!» снова сказать.
Ведущий 1: Как бы ни было в жизни нам туго.

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга сумеем понять.
Сейчас мы говорим вам вежливое «До свидания!». Это означает, что встреча была для нас приятной.
Литература:
1. Гусева, Е.Н. Учим правила хорошего тона / Е.Н. Гусева // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 5. - С. 100-102.

2. Камычек, Я. Поведение в общественных местах / Я. Камычек // Вежливость на каждый день. - 1975, С. 10-37.

3. Горобченко, Э.Н. Умей себя вести / Э.Н. Горобченко // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 6. – С. 82-83.

4. Малашенко, О.В. Азбука этикета] / О.В. Малашенко // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 7. – С. 108-109.
Сценарий подготовила: Якубинская Л.Д., библиотекарь юношеского абонемента ПЦБ

20 октября 2010 года в библиотеке духовного развития «Родник» были подведены итоги цикла мероприятий «Этикет и культура поведения».

В течение нескольких месяцев учащиеся 7-х, а теперь уже 8-х классов школы № 12, принимали участие в беседе по истории этикета «Этикет наших предков», ситуационной игре «Твое поведение в школе, общественных местах, дома и на улице», часе полезной информации «Столовый этикет с малых лет», мастер – классе общения по телефону, Интернету «Ты меня мобильно уважаешь?», Рыцарском турнире, познавательной беседе «Всегда по моде и к лицу».

В брейн – ринге «Этикет от А до Я» приняли участие ученики 8а и 8б классов.

Искусство общения ребята продемонстрировали в первом раунде «Давайте говорить, друг другом восхищаясь!». Вопросы этого раунда «Сколько раз в день вы поздороваетесь с одним и тем же человеком?», «Нужно ли здороваться с людьми, с которыми вы не знакомы?» вызвали у ребят бурное обсуждение, т.к. однозначного ответа на них дать нельзя. Но участники попытались доказать свою правоту и аргументировать свои ответы, отвечая с определенной долей юмора. Показали ребята в этом раунде и свое умение пользоваться языком жестов: как человек подчеркивает свое превосходство, как определить, что вы надоели собеседнику, каким жестом можно выразить похвалу, как догадаться, что ваш собеседник лжет…

Во втором раунде «Эта изменчивая мода» ребята пытались ответить на вопросы: что такое мода, подчиняются моде, или ей следуют, сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде, откуда пошло выражение «менять, как перчатки».

Самым интересным ребятам показался последний раунд «Приятного чаепития». Участникам было предложено накрыть чайный стол на две персоны, жюри оценивало эстетику оформления стола и правильность поведения юноши и девушки за столом.

Надеемся, что «внешняя красота и изящество станут выражением внутренней чистоты и красоты».

17 ноября 2010 года в библиотеке «РаДуГа» прошло мероприятие посвященное культуре общения, этикету и моде, которое посетили учащиеся 9 «Б» класса школы № 22.

Ребята прослушали и обсудили песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать», выявили качества «человека культурного», разгадали головоломку из пословиц об этикете, познакомились с понятиями «вкус» и «манера», проанализировали стиль одежды звезд, узнали о модных тенденциях школьной одежды для старшеклассников и спроектировали собственные модные комплекты одежды для школы и деловой встречи.

При помощи игровых ситуаций проблемно-поискового характера вспомнили о правилах хорошего тона, а также взяли на заметку опыт древнего восточного мудреца, который учился благовоспитанности у невоспитанных, избегая делать то, что делают они.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.