«Происхождение первобытного искусства: религиозные верования и причины их возникновения. Первобытное искусство Об-щая ха-рак-те-ри-сти-ка пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва

Первобытное искусство

Первобытное искусство - это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, появившегося в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите - древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также геоглифами - изображениями на поверхности земли, дендрографами - изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу, а также анималистическая пещерная живопись, зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35.000 - 30.000 тыс.лет) и многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал под открытым небом, эпохи неолита, или новом каменном веке, (11.000 тыс.лет), известные на всех обитаемых континентах. К неолиту относятся и руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии (например: Стоунхендж в Солсбери, с вертикально установленными камнями по кругу - кромлехами, весом до 50 тонн, Великобритания, упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков, на бескрайнем Карнакском поле, называемых менгирами, и могильных комплексов из необработанных крупных камней, например, Корконнский дольмен, Морбиган, Франция).

Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, давно вымерших животных эпохи плейстоцена (2.2 млн.лет - 11.000 тыс.лет) и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденных Буше де Пертом, впервые, в 30-х годах XIX века на территории Франции. Но тогда, эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира. В результате, удивительные, необычные находки не вызвали доверия как у профессиональных учёных французской Академии наук, так и у широкой публики. Переворот, во взглядах на первобытное искусство, произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола, обнаружила на сводах пещеры Альтамира, на севере Испании, скопление крупных, от одного до двух метров, изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных. Первое сообщение об этом, на русском языке, появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка шестого издания курса публичных лекций Соломона Рейнака, прочитанном им в Луврской школе в Париже в 1902-1903 гг. В настоящее время первобытное изобразительное творчество изучают исследователи из двух международных организаций ИКОМОС (ICOMOS) - объединяющий профессиональных исследователей и ИФРАО (IFRAO), объединения исследователей-любителей, куда входят уже 50 национальных организаций со всего мира.

Первобытная скульптура

Наскальная живопись

Бизон атакует человека.

Наскальные рисунки наносились в палеолите, в пещерах. Материалом для создания изображений служили [краска] из органических красителей (растения , кровь) и древесный уголь (сцена сражения носорогов в пещере Шове - 32.000 тыс.лет). Как правило, пещерная живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом [[объёма, перспективы, цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений изображённых животных. На наскальных рисунках изображались, также, сцены поединков животных и человека. Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации. Многие образцы, пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО (всемирного наследия ЮНЕСКО).

Мегалитическая архитектура

Типы мегалитических сооружений

  • менгир - одиночный вертикально стоящий камень
  • кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг
  • дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
  • таула - каменное сооружение в форме буквы «Т»
  • трилит - сооружение из каменной глыбы , установленной на два вертикально стоящих камня
  • сейд - в том числе сооружение из камня
  • каирн - каменный курган с одним или несколькими помещениями
  • крытая галерея
  • лодкообразная могила

Назначение

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых , служили для погребений или были связаны с погребальным культом . Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты - общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей . Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры , связанные с культом мёртвых . Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие . В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа , который также считается своеобразной доисторической обсерваторией .

Предметы быта

Литература

  • Формозов А.А. 1966. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М. 126 с.
  • Фролов Б.А. 1992 Первобытная графика Европы. М., Наука.
  • Семёнов В.А. 2008. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. Новая история искусства. Азбука-Классика. С-Пб.
  • Мириманов В.Б. 1997. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., Согласие.

Ссылки

  • Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Первобытное искусство" в других словарях:

    Искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека … Художественная энциклопедия

    Искусство эпохи первобытнообщинного строя (См. Первобытнообщинный строй). П. и. возникло около 30 го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта,… …

    Искусство эпохи первобытного общества. Возникло в позднем палеолите ок. 33 го тыс. до н. э., отражая условия жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). У … Большой Энциклопедический словарь

    Искусство эпохи первобытности. Возникло в позднем палеолите (пещерная живопись и графика, мелкая пластика, гравировка по камню и кости). Преобладающие мотивы (изображения животных, людей, орнамент) имели магический характер. У земледельцев и… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г … Википедия

    Наскальная живопись в пещере Ласко, Франция, примерно 14 тысяч лет до н. э., верхний палеолит Первобытное общество (также доисторическое общество) период в истории человечества до изобретения письменности … Википедия

    Форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его … Философская энциклопедия

    Искусство первобытного общества; см. Первобытное искусство, а также Каменный век, Бронзовый век. Железный векБольшая советская энциклопедия

    Проблема соотношения изобразительного искусства (И. и.) и мифологии охватывает широкий круг вопросов, связанных как с генезисом И. и., так и с особенностями языка И. и. и способностью его адекватно передавать содержание мифологических текстов,… … Энциклопедия мифологии

Книги

  • Первобытное искусство. Художественная обработка твердого и мягкого камня , Михаил Прокопьевич Ермаков , В учебном пособии, которое в странах СНГ и за рубежом является первым такого рода, изложены основы первобытного искусства и художественной резьбы по камню. Эволюция технологий обработки камня… Категория: Ювелирное искусство Издатель:

«Первобытное искусство»

Контрольная работа


Введение… 3

1. Особенности первобытного искусства… 4

2. Искусство эпохи Палеолита… 9

3. Искусство эпохи мезолита… 11

4. Искусство эпохи неолита… 12

Заключение… 15

Использованная литература… 16


Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.


Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающего оставалось конкретным, образным. Отвлечённые, абстрактные понятия ещё не отделились от их реальных проявлений. Следы этого сохранились в древних языках, когда говорившие на них люди уже обладали письменностью. Например, в языке шумеров понятие «открыть» буквально означало «дверь толкнуть», а «убить» - «голову палкой ударить». За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В этом отношении древние земледельцы и скотоводы мало отличались от своих предков. Однако в их восприятии мира появилось и нечто новое.

Судить об этом можно по изобразительному искусству, в котором и воплощается образное понимание мира. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.

Мы помним, какими живыми, яркими были изображения зверей в пещерах позднего периода древнего каменного века. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Они замечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современного наблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовали для моделировки их тел неровности скалы, впадины, выступы, имеющие сходство с очертаниями фигур. Изображение как бы ещё не отделилось от окружающего его пространства, не стало самостоятельным.

Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это - условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Как изображение животного «продолжает» скальный фон, так и эти похожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещи условными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.

Та же связь с природными формами обнаруживается у орудий и других изделий. Древнейшие из них представляли собой просто оббитые камни. Постепенно орудия стали приобретать формы, которые лишь отдалённо напоминали то, что можно видеть в природе. Нередко люди сохраняли созданное природой неизменным. Так, они делали украшения из зубов зверей, никак их не обрабатывая. У рога оленя отпиливали все отростки, кроме одного, и использовали это приспособление как копьеметалку. Сосуды делали из коры деревьев, широких листьев, шкур или кожи животных.

Таким образом, преобладающим в восприятии природы было следование за ней, внимание к изменчивым формам, конкретным явлениям, а не к общим чертам между ними, не к постоянно повторяющимся признакам, которые мы сейчас называем закономерностями. Это и понятно: мир охотника, живущего среди природы, постоянно изменяется, его окружает множество существ, растений. Своё жильё он вынужден приспосабливать к тому месту, где случилось остановиться; это может быть пещера, шалаш или более основательная постройка, но внешне она почти не отличается от холма или кучи ветвей.

Мир оседлых земледельцев стал другим. Характерно, что в их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент. Ритмично повторяющиеся фигуры покрывают гладкие стенки сосудов, стены жилищ. Вероятно, орнаментом украшали и не сохранившиеся до нашего времени ковры и ткани. Орнамент появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчёркивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. Если сосуд был плоским вроде тарелки, узоры центральной части отличались от узоров по краю.

Мотивы орнамента часто в условной форме передавали изображения людей, животных, птиц. Но многие из них были геометрическими, причём со временем таких орнаментов становится всё больше. Геометрические очертания придавали и украшениям, и печатям-штампам, которые использовали для нанесения изображений на пластичные материалы (глину, тесто). Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к геометрическим формам. Всё это показывает, что на мир стали смотреть иначе, чем прежде: ведь в природе не так много предметов и существ, похожих на строгие геометрические фигуры. Орнаменты показывают, что у людей нового каменного века сильнее проявляется способность отвлекаться от конкретной реальности, улавливая в разнообразии мира общие черты.

Орнамент - искусство, связанное с измерением и числом. Его мотивы и композиционное построение показывают, что у древнейших земледельцев, обитавших в Передней и Средней Азии, самыми излюбленными были числа «три» и «четыре». Очень распространены фигуры в виде квадрата или композиции такой формы, составленные из четырёх треугольников, фигур птиц или зверей. Такое внимание к форме четырёхугольника не было случайным. Так изображали пространство земли, поля, водоёмы. Вспомним, что и дома имели такой же план.

Земля - плоскость с четырьмя ориентирами, сторонами, находящимися справа и слева, спереди и сзади от человека. Точкой отсчёта становится центр, которым люди каждого селения считают себя. Четыре ориентира связываются и с четырьмя главными направлениями - севером, югом, востоком и западом, определять которые научились по движению небесных светил.

По вертикали мир делится на три зоны: верх - небо, где обитают светила, облака, из которых изливается небесная вода; средний мир - земля со всем, что населяет её, а в середине, опять-таки, находится «наше селение», «мы»; под землёй лежит подземный мир - место жизни умерших, которые, впрочем, могут попадать и на небо. Образ мира с семью главными ориентирами и зонами - четырьмя по горизонтали, тремя по вертикали - воплощался в строении вещей, планировке домов. Ему соответствовали и ритуальные действия.

Конечно, люди понимали мир не как геометрическую фигуру наподобие кристалла. Все зоны мира были населены существами, которые обладали разными свойствами и по-разному относились к людям. Самым важным считали своё селение или группу селений, обитатели которых находились в родстве. Вокруг жили другие люди, близкие и дальние соседи. Чем дальше от «своей» земли, тем опаснее становились люди. Они могли быть враждебными, как духи и дикие животные, населяющие их землю. Подобно духам и зверям, они могли обладать особыми, опасными свойствами и считаться не совсем людьми. В связи с этим можно вспомнить, что ещё относительно недавно, в Средние века, жители Европы всерьёз считали, что отдалённые от них области Земли населяют люди с пёсьими головами.

Центр, своя земля, своё селение, конечно, самые лучшие. Но они не были изолированы от остального мира: сверху светило солнце и падал дождь, из-под земли росли растения. В отдалённых местах земли были богаты тем, чего «нам» не хватало: красивыми и прочными камнями, деревом, невиданными животными. Весь мир был населён, он буквально кишел жизнью, и отношения со всеми существами - от небесных духов до духов умерших предков - очень занимали людей. Вспомним, что путешествия в чужие земли, в горы, лес, за море, а то и на небо или в подземное царство - постоянная тема народных сказок. Это - наследие древних эпох, когда такие фантастические путешествия, связи с обитателями других миров считали жизненной необходимостью.

Полагали, что на небо можно попасть, поднимаясь в горы или забравшись на высокое дерево. Помощниками в таких опасных предприятиях были звери и птицы, обитающие как в чужих землях, так и неподалёку от «нас», а также духи. Считали, что некоторые люди способны оказаться в ином мире, совершая обряды, опираясь на поддержку своих волшебных помощников. Подобно сибирским шаманам, они впадали при этом в особое состояние - транс. Такие люди совершали обряды для излечения больных или для того, чтобы узнать намерения духов других миров.

Были и другие способы общения с обитателями иных миров: совершив специальные обряды, можно привлечь их внимание, пригласить на особое угощение. Можно послать им гонца с просьбой - для этого приносили в жертву животное или человека. Но можно сделать и рисунок на стене дома, скале или сосуде, в условном виде воплотив то, чего хотели люди. Составляющие орнамент фигуры были упрощёнными, схематизированными изображениями реальных животных, растений, явлений окружающего мира. Волнистая линия обозначала воду, треугольник - гору. Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы магическим путём вызвать желаемое событие. Например, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись ускорить приход весны. Такие изображения уже похожи на послания сверхчеловеческим силам, напоминающие о том, что они не должны быть безразличными к животным, растениям и, естественно, к людям.

В орнаментах стали появляться пока ещё отдалённые признаки письменных знаков: ведь известно, что знаки древнейших письменностей были изобразительными. Их значение тесно связано с тем, что они изображали. Рисунок ноги обозначал понятие «ходить», а также соответствующее слово языка, рисунок солнца - «светить» и т.д. Но это было позже, а пока знаки, образующие орнамент, имели разный смысл: они могли отогнать злое и привлечь доброе, вызвать плодородие, защитить от болезней. Были среди них и знаки-символы различных групп людей, членов одного рода, обитателей одного селения.

2. Искусство эпохи Палеолита

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» - примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ

плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность Внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.

В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саугуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.

Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких тёмных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасно оборудованный музей.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

3. Искусство эпохи мезолита

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь - фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцепы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.

Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием.

Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на первом плане - фигура лежащего человека, пронзённого стрелами, на втором - тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него - это прежде всего воплощённое движение.

4. Искусство эпохи неолита

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. с. в местах, защищённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные натерритории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину.

Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые на скалах и написанные красками изображения обнаружены на огромных

пространствах - от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить

приблизительно от VIII-VI тысячелетий до и. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)

В III-II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб - мегалиты (от греч. «мегас» - «большой» и «литос» - «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры - вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены - несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи - сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч. Назначение этих сооружений неизвестно.

Самое знаменитое из них - кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), недалеко от города Солсбери в Англии. Стоунхенлж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест.

Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

Заключение

Первобытная культура прослеживает в себе огромную дистанцию развития человечества. Вначале - полулюди-полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце - такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудия из бронзы, железа. В начале - существа, ещё не умевшие говорить; в конце - творцы эпических сказаний, понимавшие, что они живут в сложном, противоречивом мире, стремящиеся осознать своё место в нём. В начале - полуобезьяны, прыгающие от радости, что они сыты; в конце - участники сложных обрядов, обращающиеся к своим сверхъестественным покровителям. В начале - существа, живущие небольшими семейными группами во главе с самцом; в конце - члены сообщества родов и племён, во главе которых стояли уважаемые всеми прародители. Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

Использованная литература

1. Из истории мировой цивилизации. / Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М., 1993.

2. История народного хозяйства: Словарь-справочник. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ВЗФЭИ, 1995.

3. Краткая всемирная история. В 2-х кн. / Под ред. А.З. Манфреда. – М.: Наука. 1966

4. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1979. С. 1920.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Реферат

"Искусство первобытной эпохи"

Москва 2009


Введение

1. Искусство эпохи палеолита

2. Искусство эпохи мезолита и неолита

3. Искусство эпохи бронзы

4. Искусство эпохи железа

Заключение

Литература


Введение

Первобытным искусством считают искусство первобытности, т.е. от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ. Первобытное искусство охватывает многие тысячелетия: несколько периодов позднего, или верхнего, палеолита (древнего каменного века, 35–10 тыс. лет до н.э.), мезолита (среднего каменного века, ок. 10–5 тыс. лет до н.э.), неолита (нового каменного века, ок. 5–3 тыс. лет до н.э.), эпоху бронзы (3–2 тыс. лет до н.э.) и эпоху железа (1 тыс. лет до н.э.). Периоды палеолита названы по местам археологических находок. Эпохи развития человечества в разных местах Земли не совпадают по времени.

Термин "первобытное искусство" никак не означает упрощенное, невысокое по своему уровню творчество. Напротив, произведения, созданные на заре человечества, вызывают изумление и восхищение. В этот период возникли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм, следование натуре и условность, та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей.

О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, во второй половине XIX в., когда стали находить небольшие скульптуры, отдельные рисунки на кости или камне, на стенах пещер. Памятники (произведения) первобытного искусства были обнаружены в самых разных местах земного шара, ибо уже к концу палеолита вся суша на более или менее пригодных для жизни участках была заселена людьми.

Главными занятиями первобытных людей были собирательство растений, пригодных в пищу, и охота на крупного зверя – бизона, шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя, дикую лошадь, оленя, кабана. В конце палеолита человек уже мог изготавливать разнообразные орудия труда, строить жилища, шить одежду с помощью костяных игл.

Совершенствование материальной культуры было последовательным и постепенным. В этом отношении человек верхнего палеолита с точки зрения современности находился, конечно, на примитивной стадии развития, а развитие искусства происходило иначе – первобытные люди создавали произведения, которые сегодня считают великими творениями! Почему же искусство появилось так рано и в такой зрелой форме? Каким был путь его начального развития?

То, что мы теперь называем первобытным искусством, зарождалось как часть единой жизнедеятельности человека, в которой нерасторжимо соединялись труд и общение, познание окружающего мира и самопознание, магические обряды и художественное творчество. Первобытное искусство носило синкретический характер – искусство, мифология и религия были неотделимы одно от другого. Художников в современном понимании, т.е. людей, занимающихся искусством как профессией, конечно, не было. Изображения создавали те же охотники, хотя, вероятно, это делали наиболее способные к художественному творчеству.

Важнейшая черта первобытного искусства состоит в особом интересе к зверю, отразившем зависимость человека от окружающего мира, от сил природы. Безусловно, образ человека тоже занимал в нем определенное место, а в последние периоды приобрел во многих случаях и ведущее положение. Однако в первобытном искусстве в целом изображению человека придается не столь важное значение по сравнению с искусством последующих эпох, где человек будет играть центральную роль, а все остальное станет только фоном, на котором развертывается его деятельность.


1. Искусство эпохи палеолита

Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений животных.

Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину. Самый знаменитый из них – Зал животных. Изображения живых и мертвых бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов покрывают стены и потолок. В большинстве случаев фигуры животных размером до 2,2 м разрисованы охрой, древесным углем на голых стенах и сводах, а частично выгравированы. Коричневые и черные цвета содержат многообразные оттенки, кроме этого, древние художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало светотеневую моделировку формы. Исключительно точно переданы движения животных, фактура их шерсти. К сожалению, многие изображения потемнели от времени.

На одном из рисунков на потолке Альтамирской пещеры запечатлена мощная фигура бизона. Рисунок, которому около 20 тыс. лет, не только контурный, но и объемный. Он выполнен смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски. Бизон полон жизни, чувствуется трепет его напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову и выставив рога. Нет, это нельзя назвать примитивной живописью. Такому "реалистическому мастерству" мог бы позавидовать и современный художник-анималист.

Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей встречаются в Альтамире и весьма схематичные рисунки, отдаленно напоминающие человеческие тела.

Росписи настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал первобытный человек. Однако открытия пещер с росписями в разных странах стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. Обычно изображения находили в сырой и темной глубине пещер, куда попасть трудно – надо пробираться по узким коридорам, через колодцы и щели, часто ползком, даже проплывать через подземные реки и озера. В настоящее время только во Франции обнаружено около ста таких пещер, наиболее известная из которых Ласко.

На территории нашей страны особенно знаменита Каповая пещера на Южном Урале, в которой в 1959 г. было найдено более трех десятков рисунков животных, выполненных красной краской, к сожалению, некоторые из них плохо сохранились.

Росписи и рельефы покрывали десятки, сотни метров или даже несколько километров стен и сводов. Размеры изображений животных колеблются от 10 см до нескольких метров. Например, в Каповой пещере встречаются изображения мамонтов, лошадей, носорогов от 44 см до 1,12 м; на потолке Альтамиры бизоны нарисованы в натуральную величину, а в пещере Ласко есть изображения 4 – 6-метровых быков.

Места, где найдены изображения, были святилищами, в которых совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытных общин. Чтобы повлиять на успех охоты, человек прибегал к ритуалам. Первобытный охотник верил, что, рисуя животных, он как бы подчиняет их себе, а изображенное им вонзившееся копье убивает зверя. Перед изображениями совершались сложные ритуальные действия, в которых соединялись элементы танца, пения, инструментальной музыки, пантомимы. При этом люди определенным образом раскрашивали тела, надевали маски, шкуры. Все эти обряды помимо магических опосредованно выполняли и другие функции: благодаря им развивалось мышление человека, закреплялись и передавались новым поколениям знания, умения и навыки, в том числе навыки общения, происходили эмоциональная разрядка и тренировка, удовлетворялись эстетические потребности.

Рисунки эпохи верхнего палеолита поражают не только мастерством и свободой исполнения, но и пониманием поведения животных. Знание повадок животных для первобытных охотников являлось вопросом жизни и смерти, от этих знаний зависели благополучие и само существование рода. Поэтому проникновение в жизнь зверей, мысленное слияние с ними было существенной чертой психологии человека каменного века. В магических обрядах, этих своего рода первых "театральных действах", зверь наделялся чертами человека и наоборот.

Звери изображались в различных позах, в движении: они идут, скачут, борются, щиплют траву. Часто их головы обращены назад, словно их преследуют охотники. Первобытные люди умели выразить в росписях, рельефах и гравированных изображениях, связанных с обрядами, определенное состояние зверя: испуг, настороженность, ярость, угрозу, удивление, любопытство, спокойствие, умиротворение. Рисунок исполнялся не одной краской, а несколькими, он приобрел объемность, чему способствовали переходы тона.

Нередко сходство с обликом того или иного зверя человек видел в выступе стены, в сталактите, обломке камня или рога и создавал изображение на этой основе.

Рисуя того или иного зверя на стенах святилища, человек не обращал внимания на то, что там уже было нарисовано множество животных: важно было исполнить свое изображение, перед которым охотники совершат ритуальный обряд. Поэтому рисунки наслаивались друг на друга, причем нередко так густо, что почти ничего нельзя было разобрать. Возможно, в таком наслаивании было умышленное намерение увеличить количество заклинаемых зверей.

Встречались сюжеты с ранеными или убитыми на охоте животными. Например, в пещере Ласко рядом с бизоном, пронзенным копьем, нарисован охотник, вероятно, убитый этим разъяренным, смертельно раненным животным. Человек в отличие от зверей нарисован крайне схематично. Лицо изображено с птичьим клювом, возможно, это маска охотника. Рядом с человеком лежит копье-металка, украшенная фигуркой птицы.

Магические обряды первобытного человека были направлены не только на победу над зверем, но и на размножение животных. Вероятно, поэтому нередко рисовали зверей, ожидающих потомство.

Особую группу составляют изображения странных существ, у которых человеческие черты сочетаются со звериными – оленя, бизона, мамонта, козла, разных птиц. Возможно, что чудовища – это люди, переодетые зверями, или придуманные символы.

1879 год – открытие Марселино Саутуолло росписи испанской пещеры Альтамиры.

Периодизация:

1. Палеолит (Древнекаменный век)

нижний средний верхний

100-40 тыс.до н.э. – 10 тыс. до н.э.

Мезолит (среднекаменный век) – 10-8 тыс. до н.э.

Неолит (новокаменный век) – 8 – 5 тыс. до н.э.

Энеолит (меднокаменный век) -4-3 тыс. до н.э.

II. Эпоха Меди и Бронзы – 2 тыс. до н.э.

III. Эпоха железа – 1 тыс. до н.э.

На рубеже среднего и верхнего палеолита появился Homo Sapuens, разнообразные каменные орудия труда (наконечники, сшитая одежда), исключение из семейных отношений ближайших родственников, появление регулярного брака, складывание семьи, родовых отношений.

Верхний палеолит – появление речи, религии, искусства. Основные занятия: охота, собирательство, мотыжное земледелие. Орудия труда: копья, дротики, иглы. Появление искусственного жилья. Оседлый образ жизни. Формы первобытной религии : тотемизм – вера в сверхъестественные родственные связи людей с каким-либо видом животных, рыб, насекомых; анимизм (дух, душа) – вера в существование сверхестественных сил в виде духов; фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым предписывалось сверхестественная сила. Магия – действия, основанные на вере человека в свои способности оказывать влияние на сверхестественные силы.

Неолитический переворот : появление земледелия и животноводства (скотоводства), постоянных поселений, возникновение союзов племен и народностей.

Общая характеристика искусства первобытной эпохи :

- Синкретизм (слитность, нерасчлененность), т.е. искусство тесно переплеталось со всеми существующими формами культуры и искусства: религией, мифологией и т.п. Т.О., искусство существует в нерасторжимом единстве, образуя т.н. первобытный синкретический культурный комплекс.

- Консервативность – все художественные образы – это вариации традиционной темы, устоявшейся веками.

- Роль животного – зооморфный характер изобразительного искусства, даже в антропоморфной скульптуре Венер. Преобладание изображения животного, т.к. оно обеспечивало человека пищей, одеждой, с ним были связаны все интересы человека.

В первобытном искусстве утилитарное предшествовало эстетическому: чтобы убить животное, нужно было знать наиболее уязвимые его места, манеру поведения и т.п. В начале человек научился схватывать и запечатлевать очертания и пластические формы предметов, а потом уже различать и воспроизводить цвета.

Эволюция живописи :

- отпечатки рук человека

- линеарный рисунок (макароны) – волнистые линии, выполненные обводкой по контуру или разбрызгиванием краски, заполняющей открытые участки.

Контурный рисунок, в котором угадывались фигуры животных, звериных голов. Изображения часто не закончены, пропорции не соблюдены, передавались только самые главные особенности тела, головы, внешние признаки предмета. Изображение наносились на камень резьбой или прочерчены на сырой глине.

Наиболее известные росписи позднего палеолита найдены в конце 19 в. в пещерах: Франция – Фон де Гом, Ласко, Монтиньяк, Монтеспан, Нио, 3 брата и др.; Испания – Альтамирская пещера. Всего на конец 20 в. было открыто более 300 пещер первобытного искусства: Франция – 150, Испания – 125, Италия – 21, Португалия -3, Россия – 2.

Тело животного изображалось в профиль, а копыта и рога – в анфас или ¾. В контурной плоскостной живописи постепенно намечался переход к детализации- штриховки.

- штриховка – косые штрихи, изображающие шерсть животного.

В дальнейшем фигуры сплошь закрашивались краской, а контурная линия стала играть подчиненную роль. На первый план выходит

- цветовое пятно , нанесенное земляной (охристой) краской (коричневой, желтой или черной), что создавало впечатление объема.

Изображение быков, бизонов, лошадей размером в 1,5 м. с использованием выступов и неровностей стен пещеры. Изображение бизонов в Альтамирской пещере: крутой хребет, видны все выпуклости тела: мускулы, упругости ног; ощущение готовности зверя к прыжку, глаза глядят исподлобья – это уже не элементарный рисунок, а отношение к зверю не только как к добыче – источнику питания, но и восторг перед ним, почтение как к покровителю рода. Однако первобытный реализм остается интуитивно-спонтанным, т.к. состоит из отдельных конкретных образов. В нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле этого слова.

С переходом человека к сложным формам труда, кроме охоты и рыболовства, появления земледелия и скотоводства, изобретения стрел и лука, появляется глиняная посуда, предметов из металла, происходят изменения и в изо, в котором нарастает

- схематизация изображений и их повествовательность: попытки передать действие, событие (сцены охоты, военных действий). Изо уже одноцветное (черное или белое). Наскальные росписи в Испании, Южной Африки, Карелии (Россия) изображают человека в действии (сцены сражений, многофигурные композиции). Затем изображения становятся более условными, особенно фигуры человека.

К концу мезолита, к неолиту условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам, беспорядочным переплетениям линий, точкам, схематичным знакам – такие изображения назывались петроглифами, т.е. каменными письменами (на скалах Карелии, Узбекистана, берега Белого моря, онежского озера). В условной форме повествуются сцены охоты и др.

Первобытная скульптура :

Фигурки зверей – тотемы, найденные в поселениях охотников и вырезанные из кости, рога или камня. Скульптурки женщин (5-10 см) – это т.н. Венеры, связанные с культом матери-прародительницы, имеющие магическое значение, на что указывает отсутствие изображения лица. Находки в Виллендорфе (Австрия), Ментоны и Леспюге (Франция), Савиньино (Италия), село Костенки (Воронежская обл.). Палеолитическая Венера из Виллендорфа – вздутый живот, громоздкие груди – сосуды плодородия, т.е. отношение к человеку преимущественно как к животному.

Жилища: гроты, пещеры, затем поселения-стоянки, состоящие из нескольких жилищ: углубление на 1/3 в землю, без окон, дверей, из ветвей, шкур, тростника, с отверстием сверху. Посуда из бересты, кокосового ореха, тыквы, глины, кожи. Продукты хранили в плетеных корзинках, обмазанных глиной. Так в эпоху мезолита появляется орнамент (лат. «украшение») как следы от плетения, обмазанного глиной. Впоследствии орнамент искусственно наносился с целью придания предметам магических действий (это параллельные полосы, двойные спирали, схематизированные изображения людей и животных).

Архитектура:

К концу существования первобытного периода появляются типы архитектурных сооружений, называемых циклопическими, в которых стены крепостей складывались из огромных грубо отесанных глыб – камней (Франция, Сардиния, Балканский п-ов, Закавказье). Кроме циклопических крепостей – оборонительных сооружений, появились и т.н. Мегалитические постройки, т.е. выстроенных из больших камней-валунов:

- менгиры – вертикально стоящие камни-столбы (идолы). Древнейший из них относится к эпохе Бронзы (2 тыс. до н.э.), высотой более 20,5 м.

- дольмены древнейшие захоронения – гробницы, к которым вели длинные коридоры. Они были засыпаны землей (холм).

- кромлехи – древнейшие Святилища солнца (Эвбери и Стоунхендж Великобритания, 2 тыс. до н.э.) Высота «голубых глыб» до 7 м, вес – 50 тонн.

В лесной полосе Европы во 2-й пол. 1 тыс. до н.э. располагались поселения – «городища», укрепленные валами и бревенчатыми оградами.

Искусство эпохи первобытного общества. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании).

Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.).

Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире.

Изображение явилось незаменимым средством фиксации, моделирования и передачи из рода в род синкретического нерасчленимого комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности.

Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода).

Характерной чертой палеолитического искусства, воплощавшего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм.

Поразительная жизненность многих палеолитических изображений обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека, ведь жизнь первобытного охотника напрямую зависела от знания животных и их повадок.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н. э.). С этого времени на больших пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Лёспюге (Франция), Савиньяно (Италия), Виллендорфе (Австрия), Дольни-Вестонице (Чехия), с. Костёнки близ Воронежа.

Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др.

К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.

Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тыс. до н. э.) - главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др.) и Северо-Западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.), но встречаются и в Италии (в округе Рима, в районе Отранто и в Палермо), а также на Урале (так называемая Капова пещера на реке Белая в Башкирии).

Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные звери).

Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающие признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек.

Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщённые цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя.

При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

В позднем палеолите получает развитие архитектура.

Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами.

В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных.

Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории бывшего СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.).

Культура мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту; примерно с 10 - 8-го тыс. до н. э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека: распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход к более активной производительной деятельности.

Мезолитические наскальные изображения (открытые в Восточной Испании) резко отличаются от палеолитических.

Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т. п.

Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом.

Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся всё более условными, причём фигуры животных - в меньшей степени, чем человеческие.

В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен.

К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам.

В наскальной живописи (в Гранаде, в районе Сьерра-Морена в Испании) встречаются различные условные формы, близкие по характеру к знакам, встречающимся на гальках.

Геометризация, схематизм, появившиеся первоначально в южных областях Западной Европы, распространяются к северу, вплоть до Скандинавии.

Переход первобытного человека от охоты к земледелию и скотоводству (в тех местах, где для этого имелись наиболее благоприятные условия) вызвал существенные изменения в первобытном искусстве.

В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тыс. до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тыс. - начало 1-го тыс. до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни.

Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента).

Первоначально те или иные виды орнамента имели магический, культовый смысл, но по мере развития обретали и чисто художественную выразительность.

Вместе с тем, неолитические изображения во многом утратили яркую реалистическую непосредственность искусства палеолита, приобрели условные, стилизованные формы.

В эпоху неолита усилилась неравномерность социального и культурного развития различных районов Азии, Африки, Европы.

Наиболее зрелые формы культуры, связанные с интенсивным развитием земледелия и скотоводства, сложились в Малой и Передней Азии, а также на северо-востоке Африки.

Впоследствии здесь возникли первые классовые общества и рабовладельческие государства. Здесь уже в 3-м тыс. до н. э. сложились основные виды искусства - архитектура, скульптура, живопись.

Первые памятники искусства, связанные с земледельческими культами, появились, очевидно, в 6-5-м тыс. до н. э. у древних племён Малой Азии и Месопотамии.

Высокого уровня здесь достигло искусство керамики - строгие по формам сосуды из светлой глины с изящными, лаконичными росписями, выполненными красно-коричневыми красками.

Росписи включают как геометрические мотивы, имеющие, вероятно, символическое значение (полосы, волнистые линии, треугольники, ромбы, сетчатые узоры и др.), так и лёгкие стилизованные изображения птиц и зверей (преимущественно козлов и баранов).

Появившиеся здесь в 6-м тыс. до н. э. женские статуэтки из глины, первоначально близкие натуре, а затем с более схематичными, обобщёнными и удлинёнными формами, а также с утяжелённой нижней частью тела, иногда покрывались геометрической росписью в виде спиралей, точек и штрихов, вероятно, имитирующей одежду.

Влияние древней художественной культуры Малой Азии и Месопотамии в 5-3-м тыс. до н. э. широко распространилось и оригинально преломилось в искусстве прилегающих районов, имеющем и местные черты (в Северной Африке, Восточном Средиземноморье, в Юго-Восточной Европе, Средней Азии, Афганистане, Пакистане и др.).

В более отдалённых районах (например, на Севере Европы и Азии, где долго сохранялся рыболовно-охотничий первобытный уклад жизни) вплоть до 1-го тыс. до н. э. сохранились видоизменённые древние формы искусства.

Здесь обнаружено большое число жизненно убедительных скульптурных изображений (преимущественно голов лосей, медведей, водоплавающих птиц), чаще всего составляющих часть культовой деревянной утвари и каменного оружия (находки из Оленеостровского могильника в Карелии, 4-3-е тыс. до н. э., торфяников Шигир и Горбуново в Приуралье, 3-2 тыс. до н. э.; единичные находки в Финляндии, Швеции и др.).

Широко распространена также мелкая зооморфная пластика из дерева, кремня, сланца, рога. Здесь выполнялись живописные, гравированные или выбитые точечной техникой наскальные изображения (так называемые петроглифы, или высеченные на скалах изображения, в Карелии, 3-2 тыс. до н. э.; петроглифы и наскальные росписи в Швеции, вторая половина 2-го тыс. до н. э., и на восточных склонах Урала, и др.).

Обычно связанные с племенными святилищами, на территории бывшего СССР они чаще всего представляют целую галерею упрощённых и схематических, наивно-выразительных образов - изображения животных, людей, мифических существ, солярных и иных нерасшифрованных символов, сцен рыбной ловли и охоты. Богатые комплексы наскальных изображений, восходящие к эпохам позднего неолита, мезолита и бронзы, обнаружены также на Кавказе (в районе Кобустана), в Средней Азии (в районе Зараут-Сая в Узбекистане), а также в Западной Африке (росписи Тассилии Аджер в алжирской Сахаре). Они составляют порой сложные, иногда полихромные, жизненно выразительные многофигурные композиции, включающие фигуры животных и людей, сцены быта, труда и охоты.

В средневековой Европе переходу к оседлости и земледелию сопутствовало бурное развитие производства керамики, прошедшего на протяжении неолита и эпохи ранней бронзы сложную эволюцию и породившего множество как местных, так и общеевропейских культурных центров.

Простые, преимущественно округлые или прямостенные сосуды выполнялись от руки. На юго-востоке Европы (территория Греции, Югославии, Болгарии, Румынии, Молдовы) и в Средней Азии преобладала многоцветная расписная керамика со спиралевидным узором, орнаментом из треугольников или лент, заполненных точечной инкрустацией. Богатством и разнообразием красно-коричневых и чёрных узоров в форме спиралей и завитков, сплошь покрывающих сосуды с бело-жёлтой обмазкой, выделяется культура Триполье-Кукутени, распространённая на территории Румынии, Западной Украины и Молдовы.

В более северных районах (территории современных Германии, Польши, Чехии, Нидерландов и др.) были распространены гравированные, так называемые линейно-ленточные узоры в виде изогнутых полос или спиралей, расположенных рядами, а впоследствии появились нарядные сосуды с тиснёным или штампованным орнаментом, складывающимся из крестов, квадратов, полос и других геометрических мотивов.

Встречающаяся на юго-востоке и в центре Европы глиняная пластика этого времени (преимущественно схематично-обобщённые женские статуэтки, иногда покрытые геометрическим расписным или точечным сквозным узором) несёт отголоски средиземноморских влияний.

Зодчество эпох неолита и ранней бронзы представлено общинными поселениями (многокомнатные дома столбовой конструкции или с каркасной основой из плетёных прутьев, обмазанных глиной, в Центральной и Восточной Европе; сырцовые дома в Средней Азии и др.).

О прогрессе строительной техники говорят многочисленные мегалитические постройки, сложенные из крупных монолитных каменных блоков. Они встречаются почти повсеместно.

Выделяются комплекс храмов на острове Мальта с каменными плитами, покрытыми рельефным спиральным узором, и святилище Стонхендж (Великобритания), состоящее из двух рядов концентрических камней, гробницы-дольмены на Балканах, в Малой Азии, на Кавказе и др.

Открытие производства металлов оказало существенное влияние на социальное развитие первобытного общества.

В эпоху бронзы повысилась производительность труда, начались имущественная дифференциация и разложение первобытной общины. В этот период наивысшего расцвета достигло эгейское искусство, развивавшееся под воздействием восточных цивилизаций и оказавшее большое влияние на становление культуры Средиземноморья, и особенно Древней Греции.

В Европе и Азии в 1-м тыс. до н. э. продолжался процесс разложения первобытной общности людей, постепенно формировались племенные и этнические объединения (древние германцы, иллирийцы, кельты, норманны, саки, сарматы, скифы, славяне древние, древние тюрки, финно-угры древние, фракийцы, этруски).

Для этого времени в средневековой Европе характерны скромная посуда с простым штампованным геометрическим узором, связанная с традициями неолита, бронзовые фибулы, подвески, мечи с орнаментированными в геометрическом духе рукоятями.

Искусство обработки металла достигло здесь высокого уровня на рубеже бронзового и железного веков.

Повсеместно первоначальный культово-магический смысл изображений вытеснялся декоративно-орнаментальным началом.

С середины 1-го тыс. до н. э. искусство «варварских» народов Европы и Центральной Азии воспринимало усиливающееся воздействие античной цивилизации и позднее, с процессом сложения феодализма, включилось в общеевропейский поток развития средневековой художественной культуры.

Однако богатое и разнообразное искусство, органически связанное с традициями первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до XIX-XX вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (у аборигенов Австралии, Океании и Южной Америки, эскимосов Канады и Северо-Восточной Сибири, народов Африки).

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.