Учебное пособие по курсу Сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ ⇒ Библиотека Сергея Барышникова ۩. Музыкальный ритм и его воспитание в классе сольфеджио

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

1.Названия звуков .

до, ре, ми, фа, соль, ля, си

Названия белых клавиш фортепиано

Белая клавиша между двумя черными - ре

Две белые клавиши справа от ре - ми,фа.

Две белые клавиши справа от фа (между трех черных) -соль, ля

Две белые клавиши справа от ля (после трех черных) - си, до.

Названия октав

Октавой называется группа звуков от до до каждого следующего до .

Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой .

Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.

Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.

Размещение нот на нотоносце.

Ноты - это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ - это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

до - на первой дополнительной линии, ре - под первой линией, ми - на первой линии, фа - между первой и второй линиями, соль - на второй линии, ля - между второй и третьей линиями, си - на третьей линии.

Нотное обозначение длительности звуков

Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

Белая нота (круг) без палочки - целая нота.

Белая нота (круг) c палочкой - половинная нота.

Черная нота (круг) с палочкой - четвертная нота

Черная нота с палочкой и хвостиком - восьмая нота.

Основное деление длительности звуков:

Целая делится на 2 половинные, половинная - на 2 четверти, четверть - на 2 восьмые

Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии - вниз.

6.Размер 2/4 - это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая - слабая.

Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

7. Восьмые в двухдольном такте .

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые, четверть

Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

Запись песни со словами и без слов.

Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

Мажор и минор. Тоника.

Мажор и минор - наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Гамма До мажор.

Гамма - это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

Ступени гаммы До мажор: до-I, ре-II, ми-III, фа-IV, соль-V, ля-VI, си-VII,до-снова I

Тоническое трезвучие.

Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие. Тоническое трезвучие в До мажоре: до-I, ми-III, соль-V.

12. Вводные звуки - звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).

Вводные звуки в До мажоре: си - ре.

Восходящий вводный звук в До мажоре - си.

Нисходящий вводный звук в До мажоре - ре.

Переход восходящего вводного звука в тонику: си переходит в до.

Переход нисходящего вводного звука в тонику: ре переходит в до.

Полутон и тон.

Полутон - это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.

Тоны и полутоны в гамме До мажор:

до-ре - тон, ре-ми - тон, ми-фа - полутон, фа-соль - тон, соль-ля - тон, ля-си - тон, си-до - полутон.

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 1 класса сольфеджио в До мажоре.

Диез, бемоль, бекар.

Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.

Диез - знак повышения звука на полтона: #

Бемоль - знак понижения звука на полтона: b

Бекар - знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Названия черных клавиш фортепиано

Черная клавиша между до и ре - до-диез или ре-бемоль

Черная клавиша между ре и ми - ре-диез или ми-бемоль

Черная клавиша между фа и соль - фа-диез или соль-бемоль

Черная клавиша между соль и ля - соль-диез или ля-бемоль

Черная клавиша между ля и си - ля-диез или си-бемоль

Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.

Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

Тональность Соль мажор

Соль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук соль (лад с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит Соль мажор: соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, (соль).

Ключевой знак в тональности соль мажор: фа-диез.

Гамма Соль мажор и ее ступени: соль-I, ля - II, си - III, до - IV, ре - V, ми - VI, фа-диез - VII, (соль) - I.

Тоническое трезвучие в Соль мажоре: соль-I, си - III, ре - V

Вводные звуки в Соль мажоре: фа-диез - VII,ля - II

Тональность Фа мажор

Фа мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук фа (лад с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит Фа мажор: фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми, (фа).

Ключевой знак в тональности Фа мажор: си-бемоль.

Гамма Фа мажор и ее ступени: фа-I, соль- II, ля - III, си-бемоль - IV, до- V, ре - VI, ми - VII, (фа) - I.

Тоническое трезвучие в Фа мажоре: фа-I, ля - III, до - V

Вводные звуки в Фа мажоре: ми - VII, соль - II

Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую. При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

Пауза.

Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

Музыкальная фраза.

Фразы - это части, на которые разделяется мелодия.

Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии - точная или с некоторыми изменениями - создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком "галка" или "запятая".

Реприза.

Репризой называется знак повторения, это две точки - выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

22. Басовый ключ - это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Соответственно расположению ноты фа на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота до большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота до малой октавы - между второй и третьей линией.

Тональность ля минор.

Ля минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Это лад, параллельный До мажору.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

Гамма ля минор и ее ступени:

ля-I, си - II, до - III, ре - IV, ми - V, фа - VI, соль - VII, (ля) - I.

Тоническое трезвучие в ля миноре: ля - I, до - III, ми - V

Тональность ми минор

Ми минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "ми" (лад, параллельный Соль мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит ми минор: ми, фа-диез, соль, ля, си, до, ре, ми.

Ключевой знак в тональности ми минор: фа-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма ми минор и ее ступени вверх: ми - I, фа-диез - II, соль - III, ля - IV, си - V,

до - VI, ре -VII , ми - I.

Гамма ми минор и ее ступени вниз: ми -I, ре -VII, до - VI, си - V, ля - IV,соль - III,

фа-диез - II, ми - I

Тоническое трезвучие в ми миноре: ми -I, соль - III, си - V.

Тональность ре минор

Ре минор- минорныйлад, в котором тоникой является звук "ре" (лад, параллельный Фа мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит ре минор: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре.

Ключевой знак в тональности ре минор: си-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма ре минор и ее ступени вверх: ре - I, ми - II, фа - III, соль - IV, ля - V,

си-бемоль - VI, до -VII , ре - I.

Гамма ре минор и ее ступени вниз: ре -I, до -VII, си-бемоль - VI, ля - V,

соль - IV,фа - III,ми - II, ре - I

Тоническое трезвучие в ре миноре: ре -I, фа - III, ля - V.

Размер 3/4

Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4:вниз - в сторону - вверх.

Размер 3/8

Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8:вниз - в сторону - вверх.

Затакт.

Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты - четверть, восьмая, две восьмые.

Тональность Ре мажор

Ре мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит Ре мажор: ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре.

Ключевые знаки в тональности Ре мажор: фа-диез, до-диез.

Гамма Ре мажор и ее ступени: ре -I , ми - II, фа-диез - III, соль - IV, ля - V, си- VI, до-диез - VII, (ре) - I.

Тоническое трезвучие в Ре мажоре: ре-I, фа-диез - III, ля - V

Вводные звуки в Ре мажоре: до-диез - VII,ми - II

Лига.

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

Фермата

Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков.

Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов:

Прима - первая, обозначается цифрой 1

Секунда - вторая, обозначается цифрой 2

Терция - третья, обозначается цифрой 3

Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4

Квинта - пятая, обозначается цифрой 5

Секста - шестая, обозначается цифрой 6

Септима - седьмая, обозначается цифрой 7

Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8

Мелодические интервалы от звука до вверх:

до-до (прима), до-ре (секунда), до-ми (терция), до-фа (кварта), до-соль (квинта), до-ля (секста), до-си (септима), до-до (октава)

Мелодические интервалы от звука до вниз:

до-до (прима), до-си (секунда), до-ля (терция), до-соль(кварта), до-фа (квинта), до-ми (секста), до-ре (септима), до-до (октава)

Гармонические интервалы от звука до те же, только их ноты звучат одновременно

Размер 4/4

Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

Обозначение размера 4/4: 4/4 или С

Сильные и слабые доли в такте на 4/4: первая - сильная, вторая - слабая, третья - относительно сильная, четвертая - слабая.

Схема дирижирования на 4/4: вниз - к себе - в сторону - вверх.

Три вида минорного лада.

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

Гамма ля минор натуральная: ля - си - до - ре - ми - фа - соль -ля.

Гамма ля минор гармоническая - ля - си - до - ре - ми - фа - соль-диез - ля.

Гамма ля минор мелодическая: ля - си - до - ре - ми - фа-диез - соль-диез -ля.

Тональность си минор.

Си минор- минорныйлад, в котором тоникой является звук "си" (лад, параллельный Ре мажору, с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит ре минор: си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль, ля, си.

Ключевые знаки в тональности си минор: фа-диез, записывается на пятой линии нотного стана и до-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.

Гамма си минор натуральная: си - I, до-диез - II, ре - III, ми - IV, фа-диез - V,

соль - VI, ля -VII , си - I.

Гамма си минор гармоническая: си - I, до-диез - II, ре - III, ми - IV, фа-диез - V,

соль - VI, ля-диез -VII , си - I.

Гамма си минор мелодическая: си - I, до-диез - II, ре - III, ми - IV, фа-диез - V,

соль-диез - VI, ля-диез -VII , си - I.

Тоническое трезвучие в си миноре: си -I, ре - III, фа-диез - V.

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом си миноре:

ля-диез - в си, до-диез - в си, до-диез - в ре, ми - в ре, соль - в фа-диез.

Большая и малая секунды.

Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой, если она составляет целый тон. Секунда называется малой, если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

Большая секунда от звука до вверх - до-ре. Малая секунда от звука до вверх - до-ре-бемоль.

Большая секунда от звука до вниз - до-си-бемоль. Малая секунда от звука до вниз - до-си.

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 3 класса сольфеджио - в си миноре

Секунды в мажорном ладу.

В мажорном ладу образуются следующие секунды: малые секунды на III и VII ступенях; большие секунды на I, II, IV, V, VI ступенях.

Большие секунды в тональности До мажор: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си. Малые секунды в тональности До мажор: ми-фа, си-до.

Большая и малая терции.

Терция - интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой, если она составляет два тона. Терция называется малой, если она составляет полтора тона. Большая терция обозначается б.3, малая терция обозначается м.3.

Большая терция вверх от звука до: до-ми, малая терция вверх от звука до: до-ми-бемоль.

Большая терция вниз от звука до: до-ля-бемоль, малая терция вниз от звука до: до-ля.

Терции в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие терции:

большие терции - на I , IV, V ступенях;

малые терции - на II, III, VI, VII ступенях.

Большие терции в тональности До мажор: до-ми (на I), фа-ля(на IV), соль-си(на V)

Малые терции в тональности До мажор: ре-фа (на II), ми-соль(на III), ля-до(на VI), си-ре(на VII)

А. Однотерцовые тональности

Однотерцовыми называются пары (мажорная и минорная) тональностей, имеющих одинаковые III ступени (терцовые тоны), например, Ре мажор и ре-диез минор (у них один терцовый тон - фа-диез).

114. МЕЛИЗМЫ
Мелизмами называются мелодические фигуры, украшающие отдельные звуки мелодии.

Короткий форшлаг (маленькая зачеркнутая нота перед основной) исполняется перед основной нотой, не меняя ее ритма, не сдвигая ее с места, либо сдвигая на четверть длительности основной ноты. Пример - си(бемоль)-ля.

Долгий форшлаг (маленькая незачеркнутая нота перед основной)- исполняется за счет основной ноты, форшлаг ставится на место основной ноты, эта основная нота сдвигается со своего места и становится за счет форшлага короче. Пример - си(бемоль)-ля.

Мордент (похож на лежащий зигзаг) - исполняется за счет основной ноты. Бывает простой -ля-си(бемоль)-ля, перечеркнутый -ля -соль(диез)-ля и двойной - ля-си(бемоль)-ля-си(бемоль)-ля. Перечеркнутый обозначает движение вниз - ля -соль(диез)-ля, ля -соль(диез)-ля -соль(диез)-ля. Дополнительный диез, бемоль или бекар относятся к вспомогательному звуку.

Группетто (лежащая перевернутая s). Группетто бывает простым-ля-си(бемоль)-ля-соль(диез)-ля, си(бемоль)-ля-соль(диез)-ля и перечеркнутым- ля-соль(диез)-ля -си(бемоль)-ля, соль(диез)-ля -си(бемоль)-ля. Дополнительный диез, бемоль или бекар относятся к первому вспомогательному звуку.

Трель - обозначается tr с волнистой линией. Состоит из мелких длительностей (например,32-х). Пример - ре-ми-ре-ми, ре-ми-ре-ми,ре-ми-ре-ми, ре-ми-ре-ми-ре- последняя группа может содержать не 4, а 5 нот (записывается как квинтоль).

Аччакатура - пример - аккорд соль-си-до-ми, где нота си обрывается сразу после взятия аккорда, а ноты соль-до-ми продолжают звучать.

Шлейфер - пример - мелодия -ми-ре-до, где первая нота (ми) остается звучать во время прохождения нот ре-до.
115. ОБОЗНАЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ОТТЕНКОВ
Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки или нюансы.
Динамическими оттенками называются изменения громкости звучания при исполнении музыкального произведения.
Таблица основных динамических оттенков

Полное обозначение Сокращенное обозначение Произношение Значение
piano р пьяно тихо
mezzo piano mp меццо-пьяно не слишком тихо
pianissimo pp пьяниссимо очень тихо
forte f форте громко
mezzo forte mf меццо-форте не очень громко
fortissimo ff фортиссимо очень громко
crescendo < крещендо усиливая
poco a poco crescendo поко-а-поко крещендо постепенно усиливая
diminuendo > диминуендо ослабляя
poco a poco diminuendo поко-а-поко диминуендо постепенно ослабляя
morendo морендо замирая
sforzando sf сфорцандо внезапное усиление (отдельного звука - или аккорда)

116. ИТАЛЬЯНСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕМПОВ И ХАРАКТЕРА ИСПОЛНЕНИЯ

Темпом называется скорость исполнения музыки.
Темп связан с характером произведения. Темп всегда указывается в начале произведения. Обозначение темпа часто дается на итальянском языке.

Очень медленные темпы
Largo (ларго)-широко Lento (ленто) - медленно Adagio (адажио) - медленно Grave (граве) -тяжеловесно, важно

Медленные темпы
Larghetto (ларгетто) -несколько скорее, чем Largo Andante (анданте) -не торопясь, спокойно Sostenuto (состенуто) - сдержанно

Умеренные темпы
Moderate (модерато) - умеренно
Andantino (андантино) -несколько скорее, чем Andante.
Allegretto (аллегретто) -несколько медленнее, чем Allegro.

Быстрые темпы
Allegro (аллегро)-скоро Vivo (виво) - живо Vivace (виваче) - живо Presto (престо) - очень скоро

Дополнительные слова к обозначениям темпов
piu mosso (пиу моссо) -более подвижно, meno mosso (мено моссо) -менее подвижно, non troppo (нон троппо) -не слишком, molto (мольто)-очень, assai (ассаи) -весьма, очень, con moto (кон мото) - с подвижностью, accelerando (аччелерандо)-ускоряя, ritenuto (ритенуто) -сдерживая, ritardando (ритардандо)-запаздывая, rallentando (раллентандо)-замедляя

термины характеризующие музыкальную эмоциональность:

* abbandono (аббандоно) – непринуждённость
* abbandonamente (аббандонаменте) - непринуждённо
* accarezzevole (аккарэццеволэ) - ласково
* affettuoso (аффеттуозо) - сердечно
* agitato (ажитато) – возбужденно, взволнованно
* amabile (амабилэ) - приятно
* alla (алля) – в роде, в духе
* alla marcia (алля марчьа) – в духе марша
* alla polacca (алля полякка) – в духе польского
* amoroso (аморозо) - любовно
* animato (анимато) – воодушевленно, оживленно
* appassionato (аппассионато) - страстно
* ardente (ардентэ) – с жаром
* brillante (брилльянтэ) - блестяще
* buffo (буффо) - комически
* burlesco (бурлеско) - комически
* cantabile (кантабиле) - певуче
* capriccioso (каприччиозо) - капризно
* con amore (кон аморе) – с любовью
* con anima (кон анима) – с воодушевлением, с оживлением
* con bravura (кон бравура) - блестяще
* con brio (кон брио) – с жаром
* con calore (кон калоре) – с жаром
* con dolcezza (кон дольчецца) – нежно, мягко
* con dolore (кон долоре) – с грустью
* con espressione (кон эспрессионе) – с выражением
* con forza (кон форца) – с силой
* con fuoco (кон фуоко) – с огнём
* con grazia (кон грация) – с грацией
* con malinconia (кон малинкониа) - меланхолично
* con moto (кон мотто) - подвижно
* con passione (кон пассьёне) – со страстью
* con spirito (кон спирито) – с воодушевлением
* con tenerezza (кон тэнэрецца) – с нежностью
* con vigore (кон вигоре) - мужественно
* deciso (дэчизо) - решительно
* dolce (дольче) - нежно
* dolcissimo (дольчиссимо) – очень нежно
* dolente (долентэ) – грустно, жалобно
* doloroso (долорозо) – грустно, печально
* elegante (элегантэ) – изящно, красиво
* elegaco (эледжъяко) – жалобно, грустно
* energico (энерджико) - энергично
* eroico (эроико) - героически
* espressivo (эспрессиво) - выразительно
* flebile (флебиле) - жалобно
* feroce (фэроче) - дико
* festivo (фэстиво) - празднично
* fiero (фиеро) - дико
* fresco (фрэско) - свежо
* funebre (фунэбре) - похоронно
* furioso (фурьёзо) - бешено
* giocoso (джъёкозо) – шутливо, игриво
* gioioso (джьойозо) радостно, весело
* grandioso (грандиозо) – пышно, великолепно
* grazioso (грациозо) - грациозно
* guerriero (гуэрьэро) - воинственно
* imperioso (империозо) - повелительно
* impetuoso (импетуозо) – стремительно, бурно
* innocente (инночентэ) – невинно, просто
* lagrimoso (лагримозо) - плачевно
* languido (лангуидо) – с изнеможением, бессильно
* lamentabile (ламентабиле) - жалобно
* leggiero (деджьэро) - легко
* leggierissimo (леджьериссимо) очень легко
* lugubre (люгубре) - мрачно
* lusingando (люзингандо) - льстиво
* maestoso (маэстозо) – торжественно, величаво
* malinconico (малинконико) - меланхолично
* marcato (маркато) - подчёркивая
* marciale (марчиале) - маршеобразно
* marziale (марцьяле) воинственно
* mesto (мэсто) - печально
* misterioso (мистериозо) - таинственно
* parlando (парляндо) - речитативно
* pastorale (пасторале) - пастушески
* patetico (патетико) - страстно
* pesante (пезанте) – грузно, тяжеловесно
* piangendo (пьянджендо) – плачевно
* pomposo (помпозо) – великолепно, с блеском
* quieto (киэто) - спокойно
* recitando (речитандо) - рассказывая
* religioso (релиджьозо) - благоговейно
* rigoroso (ригорозо) – строго, точно
* risoluto (ризолюто) - решительно
* rustico (рустико) – в деревенском стиле
* scherzando (скерцандо) - шутливо
* scherzoso (скерцозо) - шутливо
* semplice (сэмпличе) - просто
* sensibile (сэнсибиле) - чувствительно
* serioso (серьозо) - серьезно
* soave (соаве) - приветливо
* soavemente (соавементе) - приветливо
* sonore (соноре) - звучно
* spianato (спьянато) – с простотой
* spirituoso (спиритуозо) - одухотворённо
* strepitoso (стрепитозо) – шумно, бурно
* teneramente (тэнераменте) - нежно
* tranquillo (транкуильлё) - спокойно
* vigoroso (вигорозо) – сильно, бодро

Некоторые термины часто встречающиеся в нотной литературе:

* a capella (а капэлла) – хором, без инструментального сопроводждения
* a due (или a 2) (а дуэ) – вдвоем исполнять одну и ту же партию
* ad libitum (ад либитум) – по желанию: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
* arco (арко) – буквально «смычок»: указание coll arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато
* attacca (аттакка) – переход к следующей части без перерыва
* a tempo (а темпо) – возвращение к первоначальному темпу после его изменения.
* basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации
* basso ostinato (бассо остинато) – буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.
* ben (бэн) - хорошо
* blue note (англ.) – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза)
* coda (кода) заключение
* col (коль) - с
* come (комэ) -как
* con (кон) - с
* da capo (да капо) – «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
* dal segno (даль сеньо) – «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака; сокращенно D.S.
* diminuendo (диминуэндо) – динамическое указание, аналогичное decrescendo
* divisi (дивизии) – разделение (однородным инструментам или голосам исполнять разные партии)
* e, ed (э, эд) - и
* fine (фине) – конец (традиционное обозначение в партитуре)
* forte (форте) – обозначение выразительности: громко; сокращенно
* ma (ма) - но
* mezza voce (мецца воче) – вполголоса
* mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко
* molto (мольто) – очень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно
* non (нон) - не
* non troppo (нон троппо) – не слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро
* obligato (облигато) – 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира
* opus (опус) (лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора
* ostinato (остинато) – многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых голосах)
* poi (пои) - потом
* perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца
* pianissimo (пианиссимо) – очень тихо; сокращенно: pp
* piano (пиано) – тихо; сокращенно: p
* piu (пиу) – больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее
* pizzicato (пиццикато) – щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами
* portamento (портаменто) – скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных
* portato (портато) – способ звукоизвлечения, между legato и staccato
* quasi (куази) – как бы
* rallentando (раллентандо) – обозначение темпа: постепенно замедляя
* recitative (cокращенно recit.) (речитативо) - речитативно
* ripieno (рипиено) – в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti
* ritardando (ритардандо) – обозначение темпа: постепенно замедляя
* ritenuto (ритенуто) – обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando
* rubato (рубато) – гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности
* scherzando (скэрцандо) – игриво
* segue (сегуэ) – одинаково с предыдущим
* senza (сэнца) - без
* simile (симиле) - одинаково с предыдущим
* solo (соло) - один
* soli (соли) – множественное число от соло, т.е. больше чем один солист
* sostenuto (состэнуто) – обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу
* sotto voce (сотто вочэ) – обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно
* staccato (стаккато) – отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой
* stile rappresentativo (стиле раппрэзентативо) – оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста
* sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно sf
* segue (сэгуэ) – продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre)
* semibreve (сэмибреве) – целая нота
* tace (таче) - молчи
* tacet (тачет) - молчит
* tutti (тутти) – все (например весь оркестр)
* tenuto (тэнуто) – выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности
* unisono (унисоно) – в унисон
* voce (воче) - голос
* voci (вочи) – голоса

. Общеупотребительные тональности (24):

До мажор - ля минор
Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:
Соль мажор - ми минор
Ре мажор - си минор
Ля мажор - фа-диез минор
Ми мажор - до-диез минор
Си мажор- соль-диез минор
Фа-диез мажор - ре-диез минор
До-диез мажор - ля-диез минор

Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:
Фа мажор - ре минор
Си-бемоль мажор - соль минор
Ми-бемоль мажор - до минор
Ля-бемоль мажор - фа минор
Ре-бемоль мажор - си-бемоль минор
Соль-бемоль мажор - ми-бемоль минор
До-бемоль мажор - ля-бемоль минор

Почему считают, что тональностей 24, а не 30? Из-за энгармонического равенства (совпадения на клавиатуре):
Энгармонически равные мажорные тональности:
Си мажор и До-бемоль мажор
Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор
До-диез мажор и Ре -бемоль мажор

Энгармонически равные минорные тональности:
соль-диез-минор и ля-бемоль минор
ре-диез минор и ми-бемоль минор
ля-диез минор и си-бемоль минор
30- 6=24.

1. Порядок появления диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си.
2. Порядок появления бемолей: си-ми-ля-ре-соль-до-фа.
3.В диезных мажорах новый знак появляется на VII ступени (например, в Соль мажоре фа-диез на VII ступени, В Ре мажоре до-диез на VII ступени).
4. В бемольных мажорах новый знак появляется на IV ступени (например, в Фа мажоре си-бемоль на IV ступени, В Си-бемоль мажоре ми-бемоль на IV ступени).
5. В диезных минорах новый знак появляется II ступени (на три ступени ниже, чем в диезных мажорах).
6. В бемольных минорах новый знак появляется на VI ступени (на три ступени выше, чем в бемольных минорах).

7. Лады . В натуральном мажоре высокие III, VI и VII ступени.до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до
8. В натуральном миноре низкие III, VI и VII ступени. до-ре-ми-бемоль-фа-соль-ля-бемоль-си-бемоль-до
9. В гармоническом мажоре (в отличие от натурального) пониженная VI ступень. до-ре-ми-фа-соль-ля-бемоль-си-до
10. В гармоническом миноре (в отличие от натурального) повышенная VII ступень. до-ре-ми-бемоль-фа-соль-ля-бемоль-си-бекар-до
11. В мелодическом мажоре (в отличие от натурального) пониженные VI и VII ступени. до-ре-ми-фа-соль-ля-бемоль-си-бемоль-до
12. В мелодическом миноре (в отличие от натурального) повышенные VI и VII ступени. до-ре-ми-бемоль-фа-соль-ля-бекар-си-бекар-до.

13. Интервалы. ч.1 . Чистых прим на белых клавишах 7. (до-до, ре-ре и т.д.). Во всех случаях вторая нота будет повторять первую (ми-диез-ми-диез, ми-бемоль-ми-бемоль).
м.2 . Малых секунд на белых клавишах всего 2 (ми-фа, си-до).
14. Малая секунда от ми-диез: ми-диез-фа-диез.
15. Малая секунда от си-диез: си-диез-до-диез
16. Малая секунда от ми-бемоль: ми-бемоль-фа-бемоль
17. Малая секунда от си-бемоль: си-бемоль-до-бемоль
18. Малые секунды во всех остальных случаях
а) если строить от ноты без знака, то вторая будет со знаком (вверх - с бемолем: соль-ля-бемоль, вниз - с диезом: си-ля-диез)
б) если строить от ноты со знаком, то вторая будет без знака (фа-диез-соль, ре-бемоль-до), либо с двойным знаком (соль-диез-фа-дубль-диез, ре-бемоль-ми-дубль-бемоль).

19.Интервалы. б.2 . Больших секунд на белых клавишах всего 5: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.
20. Если строить от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: вверх: до-диез-ре-диез, вниз: си-бемоль-ля-бемоль.
21. Все другие случаи больших секунд: ми-фа-диез, си-до-диез, ми-бемоль-фа, си-бемоль-до, ми-диез-фа-дубль-диез, си-диез-до-дубль-диез,

фа-бемоль-ми-дубль-бемоль, до-бемоль-си-дубль-бемоль.

22.Интервалы. ч.4 . Чистых кварт на белых клавишах 6: до-фа, ре-соль, ми-ля, соль-до, ля-ре,си-ми.
Интервалы. ч.5 . Чистых квинт на белых клавишах 6: до-соль, ре-ля, ми-си, фа-до, соль-ре, ля-ми.
23.Чистые кварты и чистые квинты (правило как в больших секундах): Если строить от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: вверх: ч.4

до-диез-фа-диез, вниз ч.5 си-бемоль-ми-бемоль.
24. Все другие случаи ч.4: фа-си-бемоль, фа-диез-си, фа-бемоль-си-дубль-бемоль.
Все другие случаи ч.5: си-фа-диез, си-бемоль-фа, си-диез-фа-дубль-диез.

25. Интервалы. м.7. Малых септим на белых клавишах 5 (как и б.2) : ре-до, ми-ре, соль-фа, ля-соль, си-ля. м.7 является обращением б.2. Это можно использовать, если требуется построить м.7. Например, построить м.7 вниз от ре: строим вверх б.2 - ре-ми, переносим ми вниз на октаву и получаем м.7.
Если строить м.7 от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: вверх: ре-диез-до-диез, вниз: ля-бемоль-си-бемоль.(правило как в б.2)
Другие случаи малых септим: до-си-бемоль, до-диез-си, фа-ми-бемоль, фа-диез-ми.

26. Интервалы. б.7 . Больших септим на белых клавишах 2 (как и м.2): до-си, фа-ми. б.7 является обращением м.2. Это можно использовать, если требуется построить б.7. Например, построить б.7 вверх от соль: строим вниз м.2 - соль-фа-диез, переносим фа-диез на октаву вверх и получаем б.7.
б.7 во всех остальных случаях
а) если строить от ноты без знака, то вторая будет со знаком (вверх - с диезом: ля-соль-диез, вниз - с бемолем: ре-ми-бемоль)
б) если строить от ноты со знаком, то вторая будет без знака (вверх: ля-бемоль-соль, вниз: ре-диез-ми), либо с двойным знаком (вверх: соль-диез-фа-дубль-диез, ре-бемоль-ми-дубль-бемоль).
27. Интервалы. ч.8. Чистых октав на белых клавишах 7 (как и чистых прим). до1-до2 и т.д.). Во всех случаях вторая нота будет повторять первую через октаву (ми-диез-ми-диез, ми-бемоль-ми-бемоль).

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

Ритмическая группа

Разработка открытого урока

по сольфеджио для 2 класса

Гиль Екатерина Сергеевна

Преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин

г. Шемонаиха

2015-2016 учебный год

Ритмическая группа четыре шестнадцатых

Разработка открытого урока

Гиль Екатерина Сергеевна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Предмет: сольфеджио

Уровень обучения учащихся: 2 класс

Методическое обоснование темы: Музыка – вид искусства не только звукового, но и временного. Организация музыки во времени обязана одной из важнейших ее сторон – ритму. При слушании музыки у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Научить умению чувствовать соотношение длительностей, пульсацию долей – одно из главных направлений работы на уроках сольфеджио с самого начального этапа обучения. Поэтому, развитие чувства метра и ритма должно идти неотрывно от работы над интонацией и слухом.

Сольфеджио – комплексная дисциплина. При правильном и систематическом подходе в обучении формируются навыки, позволяющие будущему музыканту свободно ориентироваться в сфере музыкально-выразительных средств. Ритм здесь играет одну из главных ролей – развитое чувство ритма существенно помогает учащимся в исполнительской практике.

Тема для открытого урока в рамках районного конкурса «Педагогический дебют» - «Ритмическая группа » выбрана мной не случайно. Это один из ключевых этапов освоения учащимися ритмической организации музыки. Во втором классе дети уже обладают навыками соотношения простейших длительностей. Знакомство с шестнадцатыми завершает этот этап. Кроме того, тема соответствует календарно-тематическим планам, составленным согласно государственной программе Республики Казахстан курса сольфеджио для ДМШ и ДШИ.

Так как на уроке происходит знакомство с новой темой и первичное закрепление полученных знаний, возможны некоторые ошибки со стороны учащихся в выполнении предусмотренных заданий. Это объясняется естественным рабочим процессом. Но еще раз нужно подчеркнуть, что только комплексное развитие знаний, умений и навыков способствует формированию целостной музыкальной личности.

Цель урока:

Задачи:

    Объяснить новую тему путем обращения к ЗУН учащихся и сравнением с жизненными персонажами.

    Выработать навыки воспроизведения нового ритма через двигательные, вокально-интонационные и слуховые упражнения.

    Осуществить коммуникативную связь учащихся посредством работы в паре, в группе.

    Закрепить теоретические знания учащихся.

    Развитие образного и творческого мышления.

Вид урока: комбинированный, изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока: коллективная.

Дидактические материалы: Слайд-презентация, А. Варламова, Л. Семченко Учебник сольфеджио 1 класс; Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем» Учебник сольфеджио 2 класс; Л. Жуманова «Ритмические упражнения» Учебное пособие по сольфеджио; Е. Королева «Музыка в сказках, стихах и картинках», аудиозапись, карточки с ритмослогами, карточки с ритмическими группами.

Оборудование : парты, доска, шумовые инструменты, ноутбук, проектор, фортепиано.

Технологии: Личностно-ориентированная, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: Познавательный, практический, аудиовизуальный, словесный, наглядный, метапредметный.

Компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, интеллектуально-познавательные.

Принципы обучения:

    связи теории с практикой;

    последовательности, систематичности;

    доступности при необходимой степени трудности;

    наглядности, разнообразия методов;

    активности обучаемых;

    прочного усвоения ЗУН в сочетании с опытом творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

План-конспект урока

План урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.

    Распевание, вокально-интонационные упражнения.

    Объяснение новой темы.

    Физическая минутка.

    Ритмические упражнения. Ритмослоги.

    Ритмические упражнения, шумовой ансамбль.

    Чтение с листа.

    Ритмический диктант.

    Домашнее задание.

    Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

Ход урока:

    Организационный момент. Проверка уч-ся по журналу, подготовка принадлежностей.

    Вступительное слово учителя.

Преподаватель: Здравствуйте дорогие девочки, сегодня наш урок будет несколько необычным. К нам пришли гости, и я думаю, мы с удовольствием покажем, как занимаемся на уроках сольфеджио, чему учимся и что уже знаем и умеем. Вы согласны?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Замечательно! Сегодня точно не придется скучать, потому что нас с вами уже ждут новые знания и самые разные задания. А покажет результат нашей работы на уроке вот это замечательное солнышко. Но, только посмотрите, оно совсем невеселое и на солнце не похоже. Зимой оно растеряло все свои лучи. А скоро весна и ему без лучей никак нельзя! А что мы можем сделать, чтобы помочь солнцу? А вот что! Если вы все вместе, дружно будете справляться с заданиями, то солнышко за каждое из них будет получать сразу по четыре луча, ведь вас четверо. И, если в конце урока у солнца появится много новых, ярких лучей, то оно засияет и станет веселым. А мы сможем уверенно гордиться своей работой. Ну что, поможем солнцу?

Дети: отвечают.

Но нужно сначала как следует подготовиться к выполнению заданий и, конечно, первым делом, распеться. Распевка нам уже знакома. Это наши любимые упражнения.

    Распевка.

    Попевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» отрабатывает интонацию в направлении движения мелодии с использованием динамических оттенков крещендо и диминуэндо. Учитель исполняет упражнение на фортепиано, поднимая каждую следующую тональность на полтона. Дети поют сначала все вместе, затем по одному.

    Попевка «Я стою на месте, я шагаю вниз; я стою на месте, я шагаю вверх» исполняется с постепенным убыстрением темпа и активной артикуляцией слов, способствует разогреву певческого аппарата.

    Объяснение новой темы.

Преподаватель:А вот появились и первые улыбки. Наше солнце, кажется, тоже хочет улыбнуться, поэтому мы приклеим к нему первые лучи.

Я вижу, настроение у всех хорошее, а, значит, самое время узнать что-то новое и прибавить к тому, что вы уже знаете. Сегодня, девочки, я хочу познакомить вас с новым ритмом. Он записан на доске и называется «Ритмическая группа четыре шестнадцатых». Что это за ноты и почему именно четыре, давайте попробуем выяснить.

Чтобы исполнить любую мелодию, нужно не только знать, как звучит нота, но и как долго она длится. Если все ноты будут звучать одинаково, музыка станет скучной. Поэтому очень важен ритм. Ритм – это когда короткие и длинные звуки чередуются друг с другом. Сначала одни, затем другие. Записывается ритм длительностями, их вы уже знаете. Кто мне назовет, какие бывают длительности?

Дети: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Преподаватель: Правильно. У нас в классе на этот случай всегда висит подсказка, на которой они нарисованы.

Чтобы показать, что они отличаются друг от друга, музыканты придумали по-разному их записывать. Давайте вспомним как. Самая долгая нота какая?

Дети: целая.

Преподаватель: Действительно. Целая нота живет дольше всех. Представьте, что это прабабушка в семье длительностей. (Схема на экране) Она самая большая и совсем седая, поэтому мы ее не закрашиваем. Как мы считаем целую ноту?

Дети: Раз и, два и, три и, четыре и.

Преподаватель: Ей тяжело ходить, шаги медленные, поэтому и звучит она редко. Дочки прабабушки – бабушки, это ее половинки. Они так и называются половинные. Эти ноты похожи на целую, они тоже белые, но ходят быстрее. Считаются на раз и, два и. Или привычным нам ритмослогом Та-а. У бабушек есть свои дети – мамы и папы. Это четвертные ноты, потому что их четыре. Им нужно работать, поэтому звучат они часто и ходят быстрее: раз и, два и (с хлопками) или Та-та. Их маленькие детки восьмые – девочки с хвостиками. Они веселые, бегают туда-обратно. Их мы считаем на каждый слог: раз-и-два-и или Ти-ти-ти-ти.

Со всеми этими длительностями мы уже подружились. А сегодня попробуем поймать самых быстрых и шустрых деток, которые называются шестнадцатыми. Потому что у целой ноты их шестнадцать правнучек. Они очень смешные, с двумя хвостиками и любят баловаться и быстро бегать. Для удобства будем называть их на слоги: Ти-ли-ти-ли. Попробуем прохлопать шестнадцатые с проговариванием слогов?

Упражнение.

Эти ноты любят танцевать и петь веселые песни, поэтому и музыка с ними становится быстрой и интересной. Давайте послушаем пьесы с этими длительностями.

Исполнение учителем на фортепиано:

1. Латышский танец.

2. Песня «Жучка и кот» (из учебника Сольфеджио 1 класс А.А. Варламовой и Л.В. Семченко, с. 87).

Преподаватель: Веселая музыка?

Преподаватель: Теперь вы знаете, что шестнадцатые ноты нужно исполнять быстро. А почему, все же, на доске написаны вместе четыре шестнадцатых, а не две, не три, не пять? Потому что ритм зависит не только от длительностей, но и от размера, который ставится в начале мелодии. Какие вы уже знаете размеры?

Дети: 2/4, 3/4, 4/4.

Преподаватель: Хорошо. Размеры говорят нам, из скольких частей состоят такты. Например: (схема на экране) в размере 2/4 две четвертные ноты, две части или доли, как разрезать на части или доли яблоко. А вы уже знаете, что четвертную ноту можно поделить на две восьмые или четыре шестнадцатые, но частей должно быть две. Поэтому мы соединяем хвостики у восьмых и шестнадцатых. Вот почему четыре шестнадцатых ноты мы пишем вместе, потому, что это одна доля такта. Не запутались?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Все это время вы очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. А солнце немного заскучало. Давайте добавим ему еще четыре луча и отправимся дальше.

А, пока вы внимательно слушали – немного устали, поэтому сейчас проведем небольшую разминку. Так как мы сегодня изучаем быстрые ноты, то и разминку мы будем делать с ускорением.

    Физическая минутка

А на улице мороз, ну-ка, все взялись за нос.

По коленкам постучали, головою покачали.

По плечам похлопали и чуть-чуть потопали.

Пополам скорей согнулись, и напоследок потянулись.

    Ритмические упражнения, ритмослоги.

Преподаватель: Что-то долго мы говорили про ноты. А ноты не любят, когда про них говорят. Ноты должны звучать. Мы ведь с вами настоящие музыканты, поэтому сейчас мы будем исполнять музыку. И для начала, закрепим ритм, с которым только что познакомились. Перед вами, девочки, карточки с разными ритмическими рисунками. Какие ритмы вы здесь уже успели увидеть?

Дети: восьмые, четвертные, шестнадцатые, четверть с точкой и восьмая.

Преподаватель: Сначала хлопаем первую строчку, все вместе, затем по очереди (вторую строчку аналогично).

Выполнение упражнения.

    Ритмические упражнения, шумовой ансамбль.

Преподаватель: Прекрасно. Вот, что я думаю: с ритмом вы справились отлично и теперь даже можете организовать свой ритмический квартет. Знакомо вам это слово – квартет?

Дети: кварта обозначает цифру четыре.

Преподаватель: И вас в группе тоже четверо. В учебнике как раз есть пьеса, где нужен ритмический ансамбль.

Раздать шумовые инструменты и исполнить Эстонский танец (учебник «Мы играем, сочиняем и поем» Сольфеджио 2 класс, А. Перцовская, Ж. Металлиди, с.50).

    Чтение с листа.

Преподаватель: Молодцы. Лучи так и тянутся к солнцу. Ритм успешно освоили, самое время научиться петь шестнадцатые ноты. В самом начале урока мы пели распевку, а знаете ли вы, что в этой распевке используются шестнадцатые ноты. Вот послушайте: исполнить, проанализировать на ритмослоги.

А теперь, давайте послушаем, как в пении легко и подвижно звучат эти длительности.

Прослушивание музыкального фрагмента. П.И. Чайковский. Хор крестьян из оперы «Евгений Онегин». Слова на экране.

Преподаватель: понравилось? Какой характер был у этой песни?

Дети: веселый, задорный и т.д.

Преподаватель: Инструментальным ансамблем вы уже были, а теперь превратимся в хор и попробуем спеть небольшой фрагмент этой песни. Давайте посмотрим на мелодию и проанализируем ее.

Анализ мелодии: тональность, размер, длительности.

Проговорить хором ноты, отметить повторы. Исполнить сначала нотами, а затем со словами под аккомпанемент преподавателя.

Преподаватель: Какой хороший получился хор, за него к солнцу можно еще четыре луча добавить.

    Ритмический диктант.

Преподаватель: И у нас осталось последнее и самое любимое задание – это ритмический диктант. Если мы с ним справимся, наше солнце, наконец, засияет.

Каждому ученику раздается набор карточек с длительностями нот, включая ритмическую группу . Задача за 8 проигрываний (возможно меньше) выложить карточки согласно их порядку.

    Домашнее задание.

Преподаватель: Сейчас вы сложили ритм, который я вам играла, а домашним заданием вам будет придумать свой ритм с использованием шестнадцатых нот. Нужно будет его записать в тетрадь и на следующем уроке прохлопать.

А пока вы записываете домашнее задание в дневник, я наклею лучи, которые вы заработали, пока писали диктант.

    Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

Преподаватель: Ну, вот и подошел к концу наш такой насыщенный и сложный урок, где мы не только узнали о новом ритме, но и научились его исполнять и слышать. А что вам понравилось на уроке или может быть не понравилось? Что запомнилось?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Посмотрите сколько лучей у нашего солнца. Вы сегодня очень хорошо поработали, и оно теперь не имеет права грустить. А с приходом весны станет только ярче.

Ну, а я хочу сказать, что у вас сегодня многое получилось потому, что вы работали не только каждая отдельно, но и все вместе, дружно, командой. Как ансамбль, как хор, как объединенный ритм . Спасибо за работу.

Закрепление ритмических групп

Открытый урок по сольфеджио, 1 класс


Цель: Свободно ориентироваться и владеть пройденными ритмическими группами.
Задачи:
1. Научится свободно воспроизводить пройденные ритмические группы.
2. Уметь записать ритмический рисунок стихотворения и мелодии на слух.
3. Закрепить полученные навыки на творческих заданиях.
План урока:

2. Ритмические загадки. Прохлопать ритм. Угадать, какая мелодия спряталась в нотном тексте: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».

Я купила кошке
К празднику сапожки.

5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 43.


8. Домашнее задание. Придумай песенку на стихотворение, используя движение по гамме, трезвучию или опевание:
Выпал снег на поля,
Побелела вся земля.

Ход урока:

1. Распевка: пение гаммы, опевание, Т5/3, Т6, Т6/4.
Учитель: Ребята, давайте с вами распоемся на уже знакомых нам элементах мелодии:
Пение гаммы с аккомпанементом.
Учитель: Кто выйдет к инструменту и будет сегодня нашим учителем?
Пение гаммы, опевания, Т5/3, Т6, Т6/4, с игрой на инструменте. Дети, сидящие за партами играют на немой клавиатуре.
2. Ритмические загадки.
Угадать, какая мелодия спряталась: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».
Учитель: Вначале самостоятельно попробуйте прохлопать ритм и угадать мелодию. Не забудем, что четверти мы хлопаем в ладоши, а восьмые – кулачками.
Если не получается: вместе прохлопать и постараться угадать.
3. Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме, трезвучие, опевание.
Я купила кошке
К празднику сапожки.
Учитель: Для начала выучим стихотворение и прохлопаем ритм.
Хорошо. Теперь постараемся отличить длинные и короткие хлопки.
Давайте запишем.
Теперь давайте оформим ритмическую запись в размере 2/4:

Молодцы. А теперь на полученную ритмическую запись давайте сочиним мелодию, используя движение по гамме, трезвучию, опевание.
Например:


Дети предлагают свои варианты.
Молодцы, теперь давайте выберем вариант, который получился лучше и запишем.
А теперь споем получившуюся песенку.
4. Работа с ритмической тетрадью.
Учитель: Ребята, теперь давайте все встанем и заведем пульс: будем раскачиваться вправо и влево – раз-два. Молодцы, продолжаем держать пульс. Мы как часы, которые не спешат и не отстают, все движемся ровно, одновременно.
Теперь все смотрим на ритмическую тетрадь. Я буду менять ритм, а вы должны будете одновременно реагировать.
Используются варианты группировки четвертей, восьмых, половинной в размере 2/4.
Молодцы, спокойно садимся.
5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 44.
Учитель: № 42. Все внимательно посмотрели в нотную запись и постарались самостоятельно проговорить нотки с дирижированием.
Давайте посмотрим, какой размер у этой мелодии.
Дети: 2/4.
Молодцы. Посмотрите внимательно, какие длительности здесь встретились?
Дети: четверти, восьмые, половинная.
Учитель: Давайте вспомним, как мы дирижируем эти длительности.
Четверти у нас идут одновременно с движением рук – вниз или вверх. Две восьмые попадают на один взмах, а половинная захватывает полностью движение рук вниз и вверх.
Теперь проговорим нотки вместе с дирижированием.
Хорошо. Теперь рассмотрим, как развивается мелодия? Есть ли повторы?
Споем настроечку на звуках мелодии и начнем петь.
Молодцы.
Работа с №44 на примере предыдущего.
6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №3
Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам листочки. Посмотрите, чего в них не хватает?
Дети: Ритма, тактовых черточек.
Учитель: Правильно. Сейчас я вам сыграю мелодию и мы вместе постараемся записать ритм.
(Проигрываю два раза).
Теперь давайте прохлопаем ритм этой мелодии и постараемся отличить длинные звуки от коротких.
(Прохлопывают).
Теперь скажите, ритм в мелодии где-нибудь повторяется?
Если да, то где?
Давайте запишем начало и сразу расставим тактовые черточки.
(Учитель пишет на доске).
Хорошо, теперь мы видим, что первые два такта повторяются. Дальше продолжите сами.
(Записывают до конца).
Что у кого получилось? Говорите, что мне писать.
(Учитель записывает до конца на доске).
Теперь давайте проверим. (Пропевают мелодию и хлопают).
Теперь споем мелодию с дирижированием.
7. Шумовой оркестр. Балтин «Дождь танцует» // Металлиди, Перцовская «Сольфеджио 1 кл.», стр.67.
Группа делится на две команды.
Первая команда стучит:


Вторая:


Ритм с каждой группой отрабатывается отдельно: вначале без музыки, затем с музыкой. После учитель просит, чтобы обе группы проиграли свои партии вместе, без сопровождения. Заключительный этап – играют все вместе с музыкальным сопровождением.
8. Оценки за урок. Домашнее задание.

Метр и ритм. Теория музыки

Метр и ритм. С момента своего возникновения музыка была тесно связана с движением . Равномерность , характеризующая движение, оказала воздействие на музыку. В музыке важную роль играет пульсация , организующая ее движение. Единица пульсации называется долей . Доли неравноценны: есть сильные и группирующиеся вокруг них слабые . Чередование сильных и слабых долей образует метр произведения. Сильная доля образует метрический акцент . Акцент - это реальное или мысленное выделение какого-либо звука. Кроме метрического существуют ритмические акценты (выделение длительностью), а также динамические акценты (выделение громкостью - sf).

Равномерное чередование сильных и слабых долей образует строгую метрику , неравномерное чередование - свободную метрику . Существуют 2 разновидности метр ов - 2-хдольный и 3-хдольный . 2-х дольный метр связан с связан с движением шага , с четким размеренным членением, в то время как 3-х дольный - с большей плавностью, закругленностью движений. Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой называется тактом . Граница между тактами обозначается тактовой чертой . Размер - числовое обозначение количества долей метра в такте и длительности каждой доли . Размеры бывают

1) простые - имеют 1 сильную долю - 2/2, 3/2, 2/4, 3/4, 3/8

2) сложные образуются от сочетания 2-х или нескольких простых размеров:

а) однородные (сочетание одинаковых простых размеров)4/4=2/4+2/4, 9/8=3/8+3/8+3/8, 6/8=3/8+3/8, 6/4=3/4+3/4, 6/16 (у Баха),24/16.

б) смешанные (сочетание разных простых размеров) 5/4=3/4+2/4, 7/4=3/4+2/4+2/4, 5/8=2/8+3/8, 11/4

Римский-Корсаков - размер 11/4 в "Снегурочке" и "Садко"

3) Переменные размеры (изменяются на протяжении произведения). Если это изменение равномерно, то при ключе выставляются 2 размера. В противном случае размер ставится по мере необходимости. Скрябин Прелюдии опус 11 №24, №16, №21.

Одновременное сочетание различных метров называется полиметрией .

Метр тесно связан с синтаксисом . Окончание построения на сильной доле вызывает ощущение законченности, на слабой - незавершенности.

Метр связан с ладом . Разрешение в устойчивость ярче воспринимается на сильной доле. Связь метра и лада проявляется в гармонической пульсации (смена гармонии, ритм гармонических смен). Гармония может меняться на каждую долю, на сильную и относительно сильную долю, по полтакта. Ритм гармонических смен имеет важное выразительное значение. Учащение смены гармонии вызывает ощущение активизации гармонического движения, эмоционального подъема. И наоборот, замедление создает ощущение торможения, успокоения.

Ритм - это чередование длительностей музыкальных звуков и пауз, организованное при помощи метра. Графическая запись ритма образует ритмический рисунок . Виды ритмического рисунка:

1) пунктирный ритм (от латинского punctus - точка) образуется от применения длительности с точкой (половинная с точкой и четверть, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая). Пунктирный ритм бывает двойной (с двумя точками) и обратный (восьмая и четверть с точкой, шестнадцатая и восьмая с точкой) Бородин "Князь Игорь" Ария Кончака эпизод "Ты ранен в битве при Каяле" - оркестровое сопровождение, пронизанное ритмом скачки.

2) синкопа - несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим. Синкопа бывает междутактовая (Моцарт, Соната для ф-п доминор, III часть), внутритактовая (Бородин "Князь Игорь" хор девушек-невольниц "Улетай на крыльях ветра") и внутридолевая (Мийо "Бразильский танец").

В музыке танцевальной, подчеркнуто метризованной, синкопа выявляет остроту и пружинистость ритма. Лирической мелодии синкопа может придать особую распевность благодаря ослаблению метрического акцента, поскольку на сильном времени звук, слигованный с предыдущей легкой долей, не берется, а только преодолевается.(Рахманинов "Элегия").

Особые виды ритмического дробления доли и такта . Деление доли на три равных длительности вместо двух - триоль (Альбенис "Серенада"), деление трехдольного такта на две равные длительности - дуоль (Григ "Ноктюрн"), деление длительности на пять частей вместо четырех - квинтоль (Брамс "Симфония №3, III часть), деление 3-хдольного такта на 5 длительностей вместо 3-х - тоже квинтоль, деление 3-хдольного такта на 4 длительности вместо 3-х - квартоль (Скрябин Вальс op 38), деление длительности на 6 частей вместо 4-х - секстоль , деление такта или длительности на 7 частей - септоль , деление длительности на 10 частей вместо 8 - децимоль . Возможно более мелкое деление длительностей на произвольное количество одинаковых частей, что приводит к свободной мелодической орнаментике (Шопен Ноктюрны, Римский-Корсаков "Шехеразада", I часть).

Ритм и метр определяют жанровые свойства мелодии.

В статье показаны формы работы над развитием чувства метроритма в классе сольфеджио, даны методические подсказки для работы с учениками в изучении метроритма. Данная статья может оказать практическую помощь для педагогов-теоретиков.

Ритм в жизни и искусстве - одно из замечательных явлений. Ритм является одним из основополагающих начал в природе, в человеческом организме и, конечно же, в искусстве. Ритм принадлежит не только музыке, но и другим видам искусства, с которыми музыка неразрывно связана (поэзия, танец). Музыка, как временное искусство, имеет ту или иную форму ритмической организации. Музыки вне ритма не существует. Ритм скрепляет воедино последовательность звуков, интервалов, аккордов, создает из них осмысленные мотивы, фразы, темы. Ритм является основой, «cкелетом» музыкального произведения. «Какое счастье обладать чувством ритма. Как важно смолоду позаботиться о его развитии», - говорил К.С. Станиславский.

Формирование чувства ритма у учащихся - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики, и в то же время, одна из самых сложных.В чём же суть этих трудностей? В звуке длительность - компонент более слабый, нежели высота звука. Высота звука может быть чётко зафиксирована, а продолжительность звука поддаётся относительной фиксации. Часто ученики на уроках сольфеджио слышат, осознают и определяют звуковысотность услышанной мелодии, но затрудняются зафиксировать и воспроизвести точный ритмический рисунок. Поэтому, развитие чувства ритма метроритма необходимо с первых шагов музыкального обучения детей. Чувство музыкального ритма развиваемо. Ритм всегда отражает эмоциональное содержание музыки, его образную сущность. И чем точнее, ярче будет показано учеником художественное содержание музыки, тем больше создается предпосылок для воспитания и развития музыкального ритмического чувства. Чувство ритма - динамично, моторно в своей основе. Ритм - категория двигательная и эмоциональная. Ритмические переживания всегда сопровождаются теми или иными двигательными реакциями". Без телесных ощущений ритма не может быть воспитан ритм музыкальный" (Жак-Далькроз). Развитие ритма, наряду с другими методами, связанными с определением на слух, происходит через слухо-зрительно-динамический стереотип (Ю. Козырев), благодаря которому звук, услышанный или увиденный реализуется в виде звучащих жестов (хлопков, притопов и т.д.). Чем больше ученики накапливают слуховых впечатлений, тем активнее идёт музыкально-ритмическое воспитание.

Периоду первоначального воспитания чувства метроритма принадлежит существенная роль. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми умениями и навыками, ученики будут испытывать постоянные трудности в точности воспроизведения ритмического рисунка в сольфеджировании музыкальных номеров, записей различных видов диктантов, в исполнении музыки на каком-либо инструменте.

Какие же приёмы и навыки мы применяем на уроках сольфеджио для развития метроритма? С самых первых уроков начинаем работу над метроритмом, используя игры. Для начала просто слушаем окружающие звуки (биение сердца, тиканье часиков, гудок автомобиля...). Выясняем, что многие звуки в нашей жизни имеют равномерную повторяемость, стук, пульс. Воспроизводим с детьми равномерную последовательность одинаковых по протяженности звуков (для нас уже длительностей). Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации ровных долей уже с первых шагов развивает чувство метра, а следовательно и темпа. Детям предлагается подвигаться под музыку и ощутить движения, характерные для того или иного услышанного музыкального фрагмента. Сильные и слабые доли изучаем на примерах слов, состоящих из 2, 3, 4 слогов. Слова придумываем с детьми на разные темы: слова - имена, сладкие слова, слова-зверушки, слова-ягоды (сли-ва, ма-ли-на, го-лу-би-ка)... Сразу учимся тактировать сильные и слабые доли (в двухдольном пульсе на сильную долю опускаем ладонь на стол, а на слабую долю запястье остается на столе, опускаем только пальчики. В трехдольном пульсе пальцы подчёркивают две слабые доли).

Освоение длительностей начинаем с четвертной и восьмой длительностей и сразу даем понятие ритмослогов ТА и ТИ-ТИ. Сначала слова, затем фразы, далее две строчки, наконец, четыре строчки переводим в ритмослоги, работу выполняем как устно, так и письменно. Разучиваем детские песенки, тактируем, хлопаем ритм со словами, с ритмослогами, записываем ритмический рисунок.

На начальном этапе, после знакомства с длительностями и ритмослогами полезно проговаривать, хлопать, пропевать, проигрывать разученные попевки, песенки, номера для сольфеджирования с произношением ритмослогов. Произношение и пение вслух ритма при помощи ритмослогов даёт ученикам чёткое осмысление усваемого ритмического рисунка, запоминание ритмоформул, правильное исполнение услышанного или увиденного музыкального материала. Для закрепления пройденных длительностей применяем на урока разные виды заданий: ритмические игры, например, «Змейка» (Первый участник придумывает два такта своего ритмического рисунка, следующий повторяет второй такт и добавляет свой такт и т. д.), карточки (выкладываем ритм предложенного стишка, песенки), уравновешиваем корзиночки (мы закрепляем корзиночки на магнитной доске, в одной находятся карточки с длительностями, во вторую вкладываем карточки с другими ритмическими группировками, но так, чтобы количество длительностей было такое же, что и в первой корзиночке), прослушать мелодию и правильно расставить такты в перепутанном ритме. Решаем ритмические примеры:

На уроках исполняем ритмические каноны, ритмические партитуры на 2, 3 голоса с применением своих придуманных шумовых инструментов. Можно разыгрывать сценки, небольшие театральные действа с использованием ударных, шумовых инструментов, с применением инструментального сопровождения, фонограммы, ритмодекламации. Прекрасное упражнение на закрепление ритмических моделей (из методики Т.А. Боровик). Каждой длительности, ритмической формуле соответствует определённый жест, который показывается ученикам под музыку, ученики хлопают предложенный ритм с проговариванием ритмослогов. Это задание не только организует учеников, концентрирует их внимание, развивает память, но и даёт большие просторы для творчества, для выплеска детской фантазии, активизируется двигательная функция, развивается эмоциональная интонационная и ритмическая отзывчивость учеников на музыкальное сопровождение.

Особое внимание уделяем записи ритмического диктанта . После того как ученики освоили запись слов, выражений, стихотворных строк пишем ритмический диктант в форме предложений, затем в форме периода. При прослушивании мелодии, её анализе, записи у детей активно работает память, логическое, структурное мышление, навык записи. Запись мелодических диктантов мы также предваряем анализом и записью (над тактами) ритмического рисунка. Практически все ученики справляются с этой формой работы и выполняют её быстро и правильно. Можно пробовать записывать ритм услышанной мелодии из музыкального фрагмента в фактуре. Соответственно надо тщательно подбирать музыкальный материал в гомофонно-гармоническом складе фактуры.

Ученики должны уметь разбираться в ритмических группировках - определить размер, расставить тактовые черты.

Творческие задания также дают большой толчок к развитию чувства метроритма. Это может быть сочинение своего собственного ритма, сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок, сочинение мелодии на стихотворный текст, сочинение ритмических партитур, запись ритма на предложенное четверостишие в разных размерах, сочинение ритма в жанровом сегменте (полька, вальс, марш, мазурка...). с использованием характерных ритмоформул. Умение свободно оперировать закреплёнными ритмическими шаблонами даёт ученикам посыл к дальнейшему музыкальному творчеству - сочинению и импровизации.

Освоение пройденного ритма идёт и в такой форме работы на уроке сольфеджио, как игра на фортепиано . Освоение элементарных функциональных оборотов, гармонических схем, секвенций, ступеневых рядов, модуляций, игра аккомпанемента по буквенным символам, подбор музыкального сопровождения подразумевает использование разных ритмов, освоенных учениками в процессе обучения.

На уроках сольфеджио педагогу надо показать схемы тактирования и дирижёрские жесты и добиваться четкости их исполнения. Ученики должны чувствовать и чётко слышать ударные доли. Чёткий показ метра, тактовой пульсации организует, сосредотачивает на слушании музыки, развивает чувство ритма.

Педагог на протяжении всего курса обучения сольфеджио должен последовательно, в доступной, понятной форме объяснять теоретический материал о метроритме, подтверждать музыкальными примерами, использовать творческий подход не только к подаче нового учебного материала, но и закреплению тем. Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) даёт большие возможности для усвоения учебного материала, в том числе и ритма. Демонстрационный материал (таблицы, понятия), слайд-иллюстрации, видео-проекты, которые можно почерпнуть из интернет-ресурсов или создать самостоятельно, не только дадут образную, запоминающую подачу учебного материала, но и установят больший контакт между преподавателем и обучающимися, за определённое количество времени донесут больший объём словесной, зрительной и слуховой информации.

Основные задачи педагога, ведущего один из основных предметов теоретического цикла, сформировать у своих учеников, помимо теоретических и практических умений и навыков, чутко слушать, чувствовать, понимать музыку разных эпох, жанров, культур, способствовать развитию личностных качеств и развить культуру творческой деятельности.

Список методической и учебной литературы

  1. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., Музыка, 1986.
  2. Боровик Т.А. Ти-ти ТА и ди-ли ДОН: Игровая теория музыки для детей 4−6 лет, 2008.
  3. Козырев Ю. Программа по сольфеджио для импровизатора. М., 1994.
  4. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., Музыка, 1961.
  5. Холопова В. Музыкальный ритм. М., Музыка, 1980.
  6. Афонина Н. Ритм, метр, темп. С-П., 2001.
  7. Серковская Учебное пособие для 1 класса. Белгород, 1996.
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.