Первые погребения. Самые таинственные древние детские захоронения Самые древние захоронения в мире

Похороны в землю - западный обычай, привнесённый во времена Петра I

Многие годы занимаясь инвентаризацией кладбищ в России, имею крупнейшую базу данных по стране CKORBIM.COM и четкое представление, что трехсотлетние кладбища есть только в Питере, а в целом нашим погостам не больше 200 лет. Но косточки то человеческие пролежат и тысячу лет, если в каких-то местах десятилетиями хоронить людей. И как это понимать?


В такой ситуации строительство в центральной части страны постоянно натыкалось бы на кладбищенские захоронения и сталкивалось с археологической экспертизой, а массово это не происходит. Мы имеем лишь единичные случаи даже в городах с тысячелетней историей. Почему?

Сами по себе древние захоронения в землю есть, но это либо монастырские могилы служителей культа, либо курганы скифских князей в южной без(с)лесой части страны и на Украине. А где хоронили обычных жителей страны? Где кладбища XIII, XIV, XV, XVI,XVII, XVIII веков? Либо в силу археологической монополии государства от нас это все скрывается, либо их не было вообще?

Сейчас, для законных археологических исследований нужно просить разрешения в Москве , и табу наложены на многие темы и интересные объекты . Но не возможно скрыть тысячи кладбищ в границах городов с миллиардом похороненных людей за время официальной истории христианства на Руси.

Значит еще двести-триста лет назад основным погребальным укладом был погребальный костер, а страна находилась в формате двоеверия, когда христианство проникло лишь в столицы и западную часть России.

Наша реальная история - это самый большой секрет, и мы сейчас не будем в него особо влазить, просто оценив объективные факты. Миллиарда русских людей похороненных в землю просто нет, поскольку от них осталось бы процентов десять костей в культурном слое крупнейших городов.

Как хоронили до религиозных реформ времен Петра I и смутного времени? Видимо, до XVIII века в России имела преимущественный характер родовая общественная структура, выстроенная на ведических принципах староверия. В литературе остались описания многочисленных случаев самосожжения под натиском религиозных гонений. Но ничего не говориться о погребальном костре и тризне для умерших людей, в чем усматриваю явную церковную цензуру .

Зачем людям во времена никонианских церковных реформ было уходить из жизни таким страшным способом как самосожжение? Очевидно, для того чтобы выполнить сразу же и все требования погребального обряда, поскольку потом хоронить на погребальном костре уже было некому. Сожжение еретиков по всей Европе в этом случае представляется как сознательно исковерканный обряд тризны в отношении так называемых "язычников" или староверов. Молот ведьм заботился о нарушении всех ведических правил ухода из жизни с тем, чтобы душа замученного человека не могла попасть в высшие миры. Предположу, что сожжение "еретиков" на кострах сопровождалось специальными черномагическими обрядами католической церкви.

Таким образом, самосожжение староверов - это тризна, в которой еще живые люди сами себе пели последнюю погребальную песню. Кто-то скорее всего оставался в живых, чтобы проводить обряды на девять, сорок дней и годину. Соответственно, основным русским погребальным укладом до сих пор остается кродирование или кремация .

Лишь в последние два века похороны в землю взяли верх под давлением государства и окатоличенной церковной системы . Слово православие при этом относится к ведическим верованиям, и состоит из перечисления высших миров Прави и Слави. Но это все нам приказано забыть. Полное название РПЦ - ортодоксальная, греко-кафолическая церковь. Ортодоксальный - это правоверный, а не православный, ну а замена одной буквы в русском варианте в слове кафолический не должна никого обманывать. РПЦ - это правоверная, греко-католическая церковь, теперь уже ничего общего не имеющая с русским православием.

Со всем этим связано настороженное отношение РПЦ к кремации, по началу ее отвергали вовсе, хотя исходя из Библии тело умершего человека должно стать ПРАХОМ , а не ТЛЕНОМ . Оно должно сгореть. Сейчас под давлением объективных процессов в крематориях повсеместно проводят обряды отпевания. На новом витке развития кремация восстанавливает погребальный костер, а наша общая задача состоит в возвращении ТРИЗНЫ, как правильного обряда проводов души в высшие миры.

Слова усопший и покойник никак не относятся к гибели организма. Усопший, усыпальница, спальня и успение связано со сном, скорее всего долговременным летаргическим сном, обеспечивающим фазовый переход человека в новое физиологическое состояние. В какой-то момент сон сделали вечным и приравняли к смерти и туда же прикрутили покойника и почившего.

У покоя прослеживается два смысловых ядра. Первое связано опять же со сном, когда покои близки к спальне, где люди отдыхают. Почивший в опочивальне - это тоже разновидность спящего. Слова усопший, спящий, почивший, опочивший, (и возможно) покойный раньше имели разные смыслы скорее всего относясь к разным видам сна. Нужно понимать, что в русском языке исходно синонимов не было, они образовывались лишь с утратой каких-то объектов и явлений, когда слова оставались в языке и прилеплялись к чему-то близкому.

Второе смысловое ядро покоя - это спокойствие , как состояние разума (системы), в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно. В данном случае речь идет о балансе и равновесии, а не о нулевом уровне, когда никакое восприятие уже не возможно. Покоиться с миром означает быть с ним в позитивном резонансе, а не потерять все взаимосвязи.

Если правильным образом расставить смыслы русских слов, то картина исторической действительности станет очевидной и очень наглядной. Попробуем сделать это для... теперь уже и не знаю какими словами описать нашу тему про смерть.

Вернемся к нашей русской сказке, в какой-то момент захваченной латинянами. Подчинив страну и перебив почти все взрослое население, они обнаружили огромное количество деревянных ящиков (склепов), в которых лежали в летаргическом сне спящие красавицы и красавцы. Эти люди осуществляли переход на новый физиологический и духовный уровень достигая без(с)смертия физического тела, что было продемонстрировано Иисусом Христом при большом скоплении народа после мучений со стороны латинян (римлян). Получив жестокие травмы он вошел в состояние кратковременного летаргического сна перестроил свой организм, проснулся (воскрес), спокойно отвалил многотонную глыбу и вышел к международной общественности.

Он показывал израненные руки и объяснял сбежавшемуся народу принципы вечной жизни в ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ, которое может самообновляться и восстанавливаться. Потом фарисеи все передернули и смыслы поменяли, толкуя про без(с)смертие души, утверждая тем самым культ смерти физического тела, которому сейчас и подчинена вся наша цивилизация. На Руси же пришедшие с РОМАновыми латиняне (римляне) обнаружили сотни тысяч склепов, ящиков со спящими людьми, ожидающими своего "воскресения".

Они естественно начали все это уничтожать. Родственники спящих пытались разными способами сохранить (схоронить) своих близких от властей третьего Рима , от чего образовалось слово похороны. И для этого было всего лишь два способа: либо спустить склепы в погреб, либо вывести их в чисто поле и закопать на небольшую глубину, слегка присыпав землей. От погребенных в погребах пошло "погребение", предполагающее извлечение усопшего после пробуждения. От кладов в укромных местах пошло слово "кладбище", где почившие лежали в больших количествах. А самым ценным кладом который прятали (схоранивали) и была жизнь близкого человека.

Новая власть безжалостно убивала спящих найденных в погребах и кладах, забивая осиновые колья в грудную клетку, что потом было представлено как метод борьбы со всякой нечистью. Проснувшиеся люди вылезали из склепов на кладбищах, приходили домой и дальше подвергались гонениям. Сожжение еретиков повсеместно в Европе применялось потому, что только оно давало стопроцентную гарантию невоскресения человека после казни.

После истребления знающих и ведающих людей преемственность была потеряна и мы перестали контролировать процессы летаргического сна. Латинянские врачи (от слова врать) квалифицировали и до сих пор квалифицируют глубокий сон без признаков пульса, дыхания и сердцебиения как смерть. Уснувших людей стали закапывать в землю на ровне с мертвыми на кладбищах, которые поменяли свой смысл, поскольку погребальные костры (кстати они не могут быть "погребальными") и тризны повсеместно запретили и перешли на похороны умерших в землю. С этим связаны все кладбищенские ужастики, потому что люди, которых посчитали умершими спустя время вылезали из могил и возвращались домой. Их квалифицировали как нечисть и истребляли, поскольку понимание процессов было утеряно.

Когда случаи оживления на кладбищах приобрели массовый характер, властью и церковью было принято решение приваливать захоронение могильной плитой . Спрессовавшаяся земля под камнем в 100 килограмм практически не давала шансов вырваться пробудившемуся из могилы. Умершим связывали руки, склеп был заменен на добротно сколоченный гроб , который теперь еще и выполнял функцию переноски тела до места погребения или места захоронения. Сами эти места потеряли смысловую разницу, хотя исходно погребение - это частный случай захоронения, когда склеп схоранивали в погребе.

В XIX веке самой распространеной фобией в России и Европе стала боязнь быть похороненным живым, поэтому в итоге запретили хоронить раньше трех дней после смерти, в могилах делали слуховые окна и священники обходили свежие захоронения, проверяя наличие признаков гниения. Были даже могилы для богатых с запасом пищи и еды на первое время, что обильно описано в литературе.

Окончательный удар по летаргическому сну и без(с)смертию физического тела нанесла римская медицина, придумав делать вскрытие с целью гарантированного добивания всех, впавших в пограничное состояние между жизнью и смертью. Потихоньку нас сподвигают к стопроцентному вскрытию, дающему окончательное решение данной проблемы, хотя сейчас люди практически не доходят до необходимого летаргическому сну духовного уровня.

В духовном аспекте разрушение родового уклада, отказ от кродирования (кремации) привели к тяжелейшим последствиям за последние двести лет:

1. Похороны в землю реально умершего человека долгое время сохраняют связь неразложившегося тела и астрального тела, а может быть и души. Астральное тело не становится ангелом хранителем живых родичей, оно теряет ориентацию, имея привязку к неразложившемуся трупу. Вместо того, чтобы защищать родичей начинается обратный процесс, астральный двойник умершего напитывает энергией тело на кладбище, стремясь его реанимировать. Сама же энергия отнимается у близких родственников, горюющих об утрате.

2. Наши мертвые не становятся "как часовые" в песне у Высоцкого. Астральные тела уходящих людей приобретают вампирические характеристики и собираются в огромных количествах на кладбищах. Они не становятся защитниками рода и земли русской, а наоборот, потребителями энергии и жизненных сил своих живых сородичей . Со временем, такие сущности могут приобрести ярко выраженную демоническую направленность, являться во снах и приведениях, третируя близких родственников и знакомых

3. Лучших, наиболее сильных в духовном плане людей дербанят на "мощи святых " препятствуя разложению тела навсегда. Тем самым могучие души монахов и святых людей не могут окончательно разорвать связь с нашим миром и нормально двигаться по загробной жизни в правильном направлении и в новых воплощениях.

4. Пирамиды, зиккураты и мавзолеи с мумиями, храмы с мощами, кладбища в городах программируют все окружающее пространство и людей на СМЕРТЬ, являющуюся неестественным процессом.

5. Физические действия по заколачиванию, свзыванию, заматыванию умерших, по приваливанию могильной плитой, сопровождающиеся разного рода молитвами и выражениями смысл которых давно никто не понимает, на самом деле выполняют функцию запечатывания без(с)смертной души в нашем мире. Все это препятствует ее уходу и чревато гибелью в связи с потерей энергии в междумирье. Почему смысл заупокойных молитв давно никто не понимает, я пояснил на примере разбора значения слов. Сама заупокойная молитва в действительности - это молитва о спящем в летаргическом сне, это молитва о его чудесной трансформации и переходе к без(с)смертию в физическом теле.

6. Переход на похороны в землю стал ключевым элементом по утверждению культа смерти в современной цивилизации. Кремация не оставляет материальных следов от тела, а похороны в землю непрерывно накапливают и нагнетают эти следы. Даже с точки зрения санэпидстанции кладбища отравлены сотней инфекций и трупным ядом в разных проявлениях. Они непрерывно чадят и негативной астральной энергетикой, от неупокоенных душ и обитающих там демонических сущностей. При этом кладбища превращены в места поклонения предкам, и стали местом поклонения смерти.

7. На протяжении двух-трех веков похороны в землю нашими руками и руками врачей, фиксирующих смерть, убивают лучших из нас впавших в пограничные состояния летаргического сна. Врачи не могут отличить глубокий сон от смерти, не знают ни одной реальной причины естественной (некриминальной и нетравматичной) смерти, и тем не менее уже в ближайшее время вскрытие для определения этих причин может стать стопроцентным.

8. Сейчас труп человека превращен в улику против родственников, его вскрывают, делают экспертизы, могут несколько раз эксгумировать. Надругательство над мертвым телом оказывает плачевные последствия на душу. Не случайно воины всех времен и народов прежде всего спасали от врагов тела павших товарищей . Теперь мы отдаем на растерзание победившим нас врагам из римской системы права и медицины тела всех своих близких родственников, умерших не от старости. Осквернение тела может осложнить или сделать невозможным правильный загробный путь души.

9. Покойники на кладбищах массово перестали гнить, что подтверждается данными судебных эксгумаций. Тела в гробах напитаны консервирующими лекарствами и неправильной пищей, астральные тела передают им энергию от безвыходности, потеряв свое объективное предназначение. Мертвые перестали превращаться в прах, но разве это кого-то смущает?

Я конечно собираюсь жить вечно, и пока все идет нормально. Но если вдруг, что-то пойдет не так, то завещаю сжечь меня в лесу рядом с домом. На нашей полянке положите два больших листа металла, а сверху машину березовых дров. Прах развеете по дому и по подвалу. С лесом договорено.

Животные не хоронят своих мертвецов.

И приматы тоже.

Некоторые исторические школы определяют появление на Земле человека не наличием инструментария (палкой пользоваться и обезьяна может), и даже не умением обращаться с огнем, а появлением традиции хоронить умерших.

Для археолога раскоп захоронения – самая большая удача. Ибо в могилы кладут не только покойника, но и множество предметов быта того времени. Раскопы захоронений в определенном культурном слое – это самые надежные источники, они не лгут никогда.

Погребальные захоронения, о которых можно говорить со всей определенностью, очень древние. Некоторым более ста тысяч лет. Но не о возрасте погребений и не о древности человека я хотел бы поговорить. Речь о другом.

В Передней Азии найдено много разнообразных захоронений. Особенно богат на них район хребта Карм-Эль , с пещерами Табун, Кафзех, Амуд, Скул, Кебара. Там захоронены люди неандертолоидного типа, не особо похожие на современного человека. Но даже такие люди захоронены, обращаю внимание на этот термин. Не брошены где попало. Можно предположить, что человек древний не так уж часто умирал своей смертью, он становился и добычей хищников, и жертвой несчастных случаев. И средний возраст древнего человека колебался где-то в районе 36 лет. Тем показательнее погребения – в них есть мужчины, женщины, дети, некоторые со следами насильственной смерти, но все – погребены по некоему ритуалу, у кого-то накрыты каменными плитами головы, у кого-то все тело, и во всех погребениях есть предметы быта того времени, каменные рубила или скребла. Здесь же обнаружилось одно любопытное качество древних захоронений – костяки ориентированы с запада на восток или с востока на запад, только вдоль и никогда поперек, нет захоронений с севера на юг или с юга на север. Это правило подтверждается и по сей день, для всех захоронений Каменного века. То есть человек хоронил своих умерших, и соблюдал при этом некие обряды. Еще один важный момент – нет массовых захоронений. Они почти всегда одиночные, редко парные, и очень редко групповые, но о таких ниже.

Ближе к нашему времени находятся более интересные и оригинальные могилы.

В пещере Монте-Чирчео (Италия) было случайно (то ли благодаря оползню, то ли строительным работам) открыто захоронение, датируемое 60 тыс. годами тому назад. Погребение принадлежит мужчине лет 40-45, окруженное простой выкладкой из камней, и без особых предметов культуры. Интересным оказалось другое – найденный в захоронении посторонний человеческий череп. Несколько десятилетий череп Монте-Чирчео был загадкой для ученых, пока не появилась возможность ДНК-исследований. И выяснилась шокирующая новость, череп был женский, причем близкой родственницы покойного, скорее всего бабушки или даже матери. У ученых предположение одно – почтительный сын или внук, не имея фотокарточки предков, сохранил на память этот череп. Причем память, видимо, была настолько дорога, что и похоронили его вместе с ней…

Захоронение в пещере Шанидар (Ирак) стало для ученых настоящей сенсацией.

Фото 1 "Пещера Шанидар в северном Ираке"

Было обнаружено погребение мужчины около 50 лет неандертолоидного типа. В погребении найдены орудия труда. Все погребение хранит остатки пыльцы растений, применяющихся в медицине. Пыльцы столько, что ясно как день – покойника просто завалили цветами. Но главное не это. Главное, этот пятидесятилетний покойник был калека! Травматическая ампутация правой кисти, судя по костям, хорошо зажившая минимум за 10 лет до смерти. Череп носит следы сильного деформирующего удара в районе правой глазницы, также со следами заживления десятилетней давности. Вырисовывается такая картина – мужчина, потерявший глаз и руку, пользовался уходом окружающих и прожил еще долгих десять лет, после чего был заботливо похоронен, и даже снабжен лекарствами напоследок…

Фото 2 "Реконструкция захоронения в Шанидар (около 50 тыс лет назад)"

В пещере Ла-Ферраси (Франция) было открыто редко встречающееся захоронение. Семейное. Похоронены мужчина, женщина, и пятеро детей в возрасте от грудного до 10 лет. Анализ костяков не позволяет сделать вывод, что унесло их жизни, несчастный случай или болезнь. Но кто-то несчастную семью заботливо похоронил, снабдив орудиями труда и предметами быта…

Фото 3 "Реконструкция внешнего облика захороненных в Ла-Ферраси, эпоха позднего мустье."

Что является общим для всех захоронений человека с древнейших времен и до наших дней.

Покойников хоронят или поодиночке, или семейными группами. Исследования ДНК показали, все костяки в групповых захоронениях принадлежали кровным родственникам. Исключение известно одно – захоронение в Гримальди, там похоронены юноша и связанная женщина, они не родственники.

Покойников с самых древних времен хоронят в соответствии с ритуалом. Сначала это ориентация тела запад-восток, затем появление могильных плит и булыжных выкладок, затем предметы быта и орудия труда в погребении, затем окрашивание природными красителями (охрой) могильного ложа. Затем активно применяется огонь, тела начинают кремировать, но не дотла (это и сейчас возможно лишь в крематории), очищенные от плоти костяки и черепа хоронятся в соответствии с все более сложными ритуалами, кости выкладывают узорами, в глазницы черепов вставляют костяные пластинки. Где не используют огонь, там покойников обряжают и украшают раковинами, перьями и т.п.

…И опять-таки, ну напрашивается аналогия с народами-изолятами. Ну вот так и они хоронят своих мертвецов. Народ маори (Новая Зеландия) до последнего времени использовал такой обряд: тело умершего помещали в плетеную корзину и поднимали на верхушку дерева, чтобы птицы-падальщики очистили костяк (реже сжигали). Потом от костяка отделяли череп, который чаще всего занимал место в хижине рядом с черепами предков (это приводило в неописуемый ужас европейцев, они полагали семейный фотоархив выставкой каннибальских трофеев), а кости хоронили, выложив сложный рисунок. Подобные или схожие обряды практикуются у всех народов-изолятов, в соответствии с теми же признаками: одиночное или семейное погребение в соответствии с принятым ритуалом.

К чему я завел этот разговор? Вот к чему.

Погребальная практика древних людей не только доказывает, что мы унаследовали все ритуальные стороны их жизни.

Она доказывает, что древние люди жили небольшими группами, причем состояли эти группы из нескольких семей. Если бы человек жил стадом, то были бы находки или брошенных непогребенных тел, или сколько-нибудь массовые захоронения. Этого нет, есть лишь одиночные или семейные погребения.

Она доказывает, что в этих группах было уже развито и вспомоществование живым и чувство долга к умершим.

Она заставляет сделать вывод, что именно семья была типичной формой социального устройства, а не «человеческое стадо», и семейные отношения были основой развития общества, а не наоборот.

Использованная литература: Статья "Ла-Ферраси", Советская историческая энциклопедия, М., 1979; Статья "К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита" доктора ист. наук А. Бужиловой ; Статья "Палеолит", БСЭ.

Пожалуйста, Ваши дополнения, комментарии и вопросы.

Сам факт существования погребального ритуала, несомненно, свидетельствует о том, что первобытные охотники задумывались о смерти, возможно, имели какие-то представления о потустороннем мире, загробной жизни. Они не бросали своих мертвецов, а как бы снаряжали их в далекий путь — снабжали необходимыми орудиями труда, пищей, украшениями и т. п. Кроме того, умерших членов племени хоронили, как правило, там же, где и жили, может быть, на небольшом отдалении — то есть покойник как бы оставался с живыми. Иногда руки и ноги мертвеца связывали — возможно, чтобы он не восстал, не вернулся в этот мир (такой обычай характерен для эпохи верхнего палеолита). Часто покойника посыпали охрой — вероятно, красная краска символизировала кровь, которая в свою очередь символизировала жизнь. Но, конечно, проблема истолкования всех элементов обряда захоронения никогда не будет окончательно решена, и ученым остается только строить более или менее вероятные догадки.

Первыми существами, которые начали по-особенному относиться к смерти и к мертвецам, были неандертальцы. Известно несколько их погребений. Все они, безусловно, были связаны с какими-то идеями и «размышлениями» (хотя когда-то бытовало мнение, что неандертальцы закапывали своих сородичей исключительно в санитарно-гигиенических целях). Например, подавляющее большинство покойников ориентировано головой по линии восток-запад, то есть их положение как-то связано с положением солнца на небосводе. Чаще всего покойники лежат в позе спящего на боку — это говорит о том, что, видимо, для неандертальцев состояния сна и смерти были чем-то похожи. Своих умерших товарищей неандертальцы снабжали орудиями труда и мясом убитых животных. Хоронили же покойников в неглубоких ямах, вырытых или выдолбленных в полу тех же пещер, где и жили, разве что на некотором отдалении от стоянки.

Одним из самых ранних неандертальских погребений является захоронение юноши 16-18 лет в Ле-Мустье (Франция). Эта могила была обнаружена в 1908 г. и вызвала много споров в научных кругах — сам факт сознательного погребения долго оспаривался скептиками. Юноша лежит на боку, одна рука у него под головой, другая вытянута вперед, само тело покоится в неглубокой яме, а вокруг разбросаны куски кремня, каменные орудия и кости животных (бывшие куски мяса).

Ученым посчастливилось найти довольно много погребений неандертальцев — взрослых мужчин, женщин, стариков (Ла-Шапель-о-Сен) и детей. Многие из этих погребений интересны какими-то особенными чертами. Например, в пещере Шанидар (Ирак) покойник был усыпан цветами — это показал анализ пыльцы, сохранившейся в земле.

Пожалуй, одним из самых интересных открытий можно назвать погребение ребенка 8-9 лет в гроте Тешик-Таш (Узбекистан), обнаруженное в 1938 году А. П. Окладниковым на высоте примерно 1500 м над уровнем моря. Это неглубокий грот, имеющий примерно 20 метров в длину и столько же в ширину. Во время раскопок там, впервые в Средней Азии, был обнаружен скелет неандертальца, хотя и очень плохо сохранившиЙся. После первых исследований ребенок был определен как мальчик, но спустя некоторое время один из крупнейших отечественных антропологов В. П. Алексеев более тщательно изучил кости и пришел в выводу, что останки принадлежат девочке. Интересно, что над могилой ребенка археологи обнаружили остатки костра, а вокруг — воткнутые по кругу острыми концами в землю рога горного козла, так что, видимо, изначально они образовывали нечто вроде ограды. Этот факт истолковывали и как свидетельство особого магического отношения к козлу (культ этого животного распространен в Средней Азии и сегодня), и как доказательство наличия у неандертальцев солнечного (солярного) культа.

С появлением на исторической арене Ното sapiens (верхний палеолит) захоронений стало больше, а погребальный обряд сделался более «скрупулезным» и сложным. Как и раньше, захоронения совершались на территории стоянки в неглубоких могильных ямах, вырытых по форме тела человека. Дно могильной ямы часто посыпалось золой и известью, а сверху — слоем красной охры толщиной до нескольких сантиметров. Затем в могилу укладывали умершего, ориентируя его по сторонам света (то есть головой строго на восток, запад, север или юг), часто в скорченном и связанном положении и при этом -в богато украшенной одежде, с разнообразными украшениями и прочим сопроводительным инвентарем: орудиями труда, предметами искусства, погребальной пищей. Часто покойника также покрывали слоем красной охры, символизировавшей, видимо, огонь, а может быть, кровь или, во всяком случае, какую-то жизненную субстанцию, которой лишался человек после смерти. Могилу заполняли землей и, как правило, укрывали сверху либо массивными костями мамонта (например, лопаткой), либо камнями — возможно, чтобы предотвратить «воскрешение».

Ярким примером богатого и интересного захоронения являются погребения со стоянки Сунгирь, находящейся неподалеку от города Владимира. В первой могиле был похоронен мужчина 55—65 лет в вытянутом положении на спине, на груди его лежала подвеска в виде просверленной гальки, а на руках было более 20 браслетов, выструганных из бивня мамонта. Скелет покрывали 3500 бус, сделанных также из бивня мамонта, которые служили нашивками на одежду; шапку тоже украшали подобные бусы и подвески из клыков песца. На дне могилы археологи нашли орудия — кремневый нож, скребло и отщеп. На груди погребенного лежало ожерелье из трех рядов бус. На поверхности могилы в крупном пятне красной охры лежал большой камень и череп женщины (зубы и нижняя челюсть отсутствовали).

Неподалеку было найдено второе погребение. В могильной яме длиной 3 метра и шириной 0,7 метра лежали два скелета подростков, тесно прижатые друг к другу головами. Один скелет принадлежал девочке 7—8, а другой — мальчику 12-13 лет. Погребения сопровождались огромным количеством изделий из бивня мамонта, а также несколькими кремневыми орудиями, найденными только возле мальчика. Пожалуй, наиболее уникальными находками были копья из бивня мамонта, сопровождавшие погребенных. Длина одного из копий — 2 м 46 см, а второго — 1 м 66 см. Очень прочные, тяжелые и хорошо заточенные, эти изделия были мощным оружием в руках охотника, с таким оружием он без страха мог идти даже на крупного зверя. Кроме того, рядом с девочкой лежало восемь дротиков, сделанных из того же материала, что и копья, и два кинжала длиной 42 см, с мальчиком же — три дротика и один кинжал. Запястья погребенных украшали браслеты, а на пальцы были надеты костяные перстни. Около шеи каждого лежала заколка, служившая для застегивания верхней одежды: плаща или накидки. Кроме того, у мальчика в руке был зажат кремневый нож (второй такой же находился неподалеку), на груди лежала фигурка лошади, а под левым плечом — фигура мамонта.

На поверхности этой второй могилы был обнаружен скелет обезглавленного человека, может быть, того самого, чей череп был найден над первой могилой. Большое количество бус, нашитых на одежду, позволило воссоздать костюм древнего человека. Скорее всего, это была одежда «глухого типа,), напоминающая современную одежду народов Арктики. Также на погребенных были штаны и мягкая обувь типа мокасинов; на головах шапки, а у девочки — еще и налобная повязка.

Еще одно знаменитое детское погребение находится в Ментоне, недалеко от Ниццы — в так называемом Гроте Детей. Тут также похоронены двое детей приблизительно 8-10 лет. Они лежали на спине, руки были вытянуты вдоль тела. На них также было найдено большое количество ракушек, видимо, когда-то являвшихся красивым поясом, повязками и пр. Интересно, что в этой пещере несколько могил располагаются одна над другой. Так под детьми было обнаружено захоронение женщины, а под ней, прямо на месте древнего костра, лежали скелеты мужчины и пожилой женщины — оба на правом боку в скорченном положении, у них также были украшения из ракушек и несколько кремневых орудий. Головы обоих покойников предохраняла каменная плита, покоившаяся на двух больших камнях.

В Дольних Вестоницах в Моравии была найдена могила женщины, покрытая двумя лопатками мамонта, на одной из которых даже была какая-то непонятная резьба. Женщина также была в скорченном положении (видимо, связана), ее тело было осыпано охрой. С ней были найдены орудия: перед подбородком — кремневый наконечник, между голенями — кремневый нож, а еще — зубы песца и остатки мясной пищи.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Уважаемые читатели, некоторые имена, даты и места действия в нашем материале изменены, потому что многие данные по этой теме ещё не рассекречены. Ряд неточностей в освещении событий допущен намеренно.

В конце XVIII века известный французский синолог (китаист) Жозеф де Гинь обнаружил в древних китайских хрониках запись рассказа буддийского монаха по имени Хуэйшань, который его весьма удивил.

В апреле этого года исполняется 140 лет со дня рождения известного всем человека, чьи косточки перемывают до сих пор - Владимира Ильича Ленина.

Что заставляет историков внимательно вчитываться в документы 90-летней давности? Прежде всего, наверное, интерес к тем событиям, которые ещё недостаточно изучены специалистами и освещены в прессе для широкой публики. А ведь люди имеют право знать - что же происходило с их соотечественниками на этой же самой территории практически век назад. Новосибирский историк Владимир Познанский по недавно открытым архивным источникам проследил развитие Сибирского голодомора. Ленинский призыв - «любой ценой спасти пролетарский центр» - спровоцировал тогда гибель от голода множества людей не только в украинской житнице, на Кубани, на Ставрополье, но и в такой, считавшейся относительно благополучной местности, как Сибирь.

Далеко не все безумцы талантливы, но считается, что подавляющее большинство талантливых людей - обычно слегка «с приветом». А некоторые даже и не слегка, а довольно основательно скорбные главой, можно даже сказать - имевшие очень серьёзные психиатрические диагнозы. Другое дело, что сумасшествие этих гениев не только никому не причиняло зла, а, скорее, наоборот, обогащало наш мир удивительными творениями, которым мы, простые, не обследованные психиатрами смертные, не перестаём радоваться и удивляться.

День 11 сентября 2001 года стал в общественном сознании неким рубежом - датой выхода международного терроризма на качественно новый уровень противостояния общественно-политическим институтам, которые так называемый свободный мир декларирует как единственно правильные. Но обстоятельства этой трагедии невольно наводят на некоторые «неправильные» мысли.

Путешествуя по югу или западу Украины, чуть ли не за каждым поворотом дороги вы непременно увидите замок. Окутанный утренней дымкой, неплохо сохранившийся или даже полуразрушенный, он заставит ваше сердце биться чаще, напомнив о прочитанных когда-то рыцарских романах.

В тот день, 16 июля 1676 года, весь Париж гудел, как растревоженный улей. Ещё бы, ведь не каждый день казнят такого опасного преступника, да к тому же ещё и женщину. И не просто женщину, а одну из первых красавиц Французского королевства.

Невероятные факты

Мы склонны полагать, будто археологи - это "пыльные" эксперты, которые изучают людей и их культуру с помощью артефактов и человеческих останков.

Но иногда они больше похожи на древних сказителей, которые при помощи найденных древностей рассказывают интереснейшие сюжеты, волшебно переносящие нас в далёкие времена и места.

В историях, представленных ниже, мы перенесёмся в древние миры давно забытых детей. Некоторые истории трогают за душу, другие просто загадочны, а некоторые ужасны.

10. Возрождение Ориенса

В октябре 2013 года на одном из полей Лестершира, Англия, охотник за сокровищами с помощью металлоискателя обнаружил метровый гроб римского ребёнка . Чтобы не говорит о ребёнке в третьем лице, научное сообщество решило назвать его "Ориенс", что означает "восходить" (как Солнце).

Считается, что Ориенс был захоронен в 3-4 веках. Доподлинно неизвестно, сколько лет было ребёнку, но браслеты на руках позволяют предположить, что это была девочка .

Браслеты с руки девочки

Застёжка браслетов

Ориенс, должно быть, жила в богатой семье или её родные имели высокий социальный статус, потому как её нашли свинцовом гробе, который был редкостью в то время, особенно в вопросах детских захоронений.

Гроб внутри

Большинство детей тогда предавали земле, одев в саван (одежда для усопшего). От малышки осталось лишь несколько фрагментов костей. Тем не менее, археологам удалось собрать воедино некоторые подробности её жизни, в том числе и информацию об обществе, в котором она жила.

Они многое узнали, анализируя некоторые смолы, найденные в её гробу.

Молочные зубы Ориенса

По рассказам Стюарта Палмера (Stuart Palmer) из команды археологов Уорикшира (Archaeology Warwickshire ), присутствие ладана, оливкового масла, а также масла фисташковых орехов в почве, найденной в гробу, говорит о том, что Ориенса можно отнести к очень небольшому количеству римских захоронений людей с самым высоким статусом.

Девочка была похоронена по очень дорогим средиземноморским и ближневосточным обычаям.

"Гвозди", которые удерживали внутренние составляющие гроба

Смолы маскировали запах разлагающего тела во время проделывания загробных ритуалов, что, по мнению древних, облегчало переход к загробной жизни. С социальной точки зрения это говорит о том, что жители Римской Британии продолжали следовать континентальным обрядам захоронения, поэтому они должны были импортировать масла и смолы с Ближнего Востока.

9. Секреты ребёнка – певца

Почти 3000 лет назад семилетняя Tjayasetimu пела в хоре в храме фараонов Древнего Египта. Несмотря на то, что большинство секретов девочка унесла с собой в могилу, кураторы Британского музея, где в 2014 году была выставлена её мумия, сумели выяснить некоторые детали о ребёнке.

Доподлинно неизвестно, где она жила и работала, потому что Британский музей купил мумию у дилера ещё в 1888 году. Однако, тело Tjayasetimu невероятно хорошо сохранилось. В 1970-х годах в рамках проекта по реставрации были найдены иероглифы и рисунки под почерневшими от масел повязками на теле.

Инструменты, которыми, возможно, пользовалась Tjayasetimu

Благодаря надписям удалось выяснить её имя и должность. Имя Tjayasetimu, которое означает "богиня Исида победит их", защищает от злых духов. Её работа певицы в храме считалась очень важной для бога Амона.

Неизвестна и причина получения девочкой такой "должности": её голос или семейные связи. Известно лишь, что она была важной персоной, потому как тело мумифицировалось с золотой маской на лице.

Сканирование показало молочные зубы девочки

В 2013 году компьютерная томография показала, что её тело, в том числе лицо и волосы, до сих пор хорошо сохранилось. В связи с отсутствием признаков длительной болезни и травм, она, как полагается, умерла от непродолжительного по времени заболевания, такого как холера.

8. Загадка "канализационных" младенцев

В Римской империи детоубийство широко практиковалось с целью ограничить размеры семьи, потому как надёжных методов контроля над рождаемостью не существовало. Это помогало сохранить дефицитные ресурсы и улучшить жизнь других членов семьи.

К детям в возрасте до 6 месяцев в римском обществе вообще не относились как к людям.

В этом колодце было обнаружено захоронение

Тем не менее, даже зная этот факт, исследователи всё равно ужаснулись, когда в 1988 году в Ашкелоне, на южном побережье Израиля, сделали страшное открытие. Археологи обнаружили в древней канализации, находившейся под римскими банями, массовое захоронение почти 100 детей.

Развалины церкви в Ашкелоне

Большинство найденных костей были нетронутыми, и, по мнению учёных, дети были брошены в канализацию сразу после смерти. Учитывая общий возраст деток и отсутствие признаков заболеваний, причиной смерти почти наверняка служило детоубийство.

По этим костям эксперты определили, что погибшие были младенцами

Хотя римляне больше предпочтения отдавали детям мужского пола, исследователи не сумели найти доказательства того, что они намеренно убивали больше младенцев женского пола. Они не сумели найти этому подтверждение и при исследовании этой находки.

Некоторые эксперты отмечают, что баня над канализацией работала и как публичный дом. Они предполагают, что младенцы были нежелательными детьми женщин древнейшей профессии, которые там работали.

Некоторым младенцам женского пола, возможно, жизнь была сохранена, чтобы они впоследствии стали куртизанками. Несмотря на то, что в Римской империи древнейшей профессией занимались и женщины, и мужчины, всё-таки первые были более востребованными.

Древние археологические раскопки

7. Необычный ребёнок рабочих – металлистов

Около 4000 лет назад в доисторической Британии дети получали задание украшать ювелирные изделия и оружие золотыми, тонкими как человеческий волос, нитями. На некоторых экземплярах на одном квадратном сантиметре дерева располагалось более 1000 таких нитей.

Учёные обнаружили это после того, как в 1800-х годах в районе кургана Буш возле Стоунхенджа была найдена богато украшенная ручка деревянного кинжала.

Найденные тогда же в Буше кинжалы. Равнина Солсбери. Были обнаружены в самой богатой и в самой важной могиле бронзового века, среди всех, когда-либо найденных в Британии

Работа настолько ювелирная, что невооружённым глазом сложно разглядеть все детали. После проведённых исследований эксперты пришли к выводу, что, скорее всего, подростки и дети в возрасте до 10 лет были авторами такого чрезвычайного мастерства на ручке кинжала.

Без увеличительного стекла обычный взрослый человек не смог бы такое сделать, потому что его зрение не обладает достаточной резкостью. Уже после 21 года зрение человека постепенно начинает ухудшаться.

Хотя дети и пользовались простыми инструментами, у них было особое понимание дизайна и геометрии. Однако, за красивую ручную работу они платили высокую цену. Их зрение быстро портилось, миопатия настигала их в возрасте 15 лет, а к 20 годам они уже были частично слепы.

Это делало их непригодными для другой работы, поэтому они вынуждены были полагаться на свои общины.

6. Очень хорошие родители

Полагая, что к неандертальцам отношение со стороны некоторых учёных было не совсем объективное, археологи из университета Йорка решили переписать историю этих доисторических людей. До недавнего времени считалось, что дети неандертальцев проживали опасную, трудную и короткую жизнь.

Однако, команда вышеуказанных археологов пришла к другим выводам после того, как изучила социальные и культурные факторы жизни первых людей по находкам разных времен в разных местах по всей Европе.

"Мнение о неандертальцах меняется", - рассказывает Пенни Спайкинс (Penny Spikins), ведущий исследователь. "Отчасти из-за того, что они спаривались с нами, а это уже говорит о нашем сходстве. Но не менее важными оказались и последние находки. Существует принципиальное различие между суровым детством и детством, проведённом в суровых условиях".

Неандертальский ребёнок исследует своё отражение в воде. Неандертальский музей в Кропине, Хорватия

Спайкинс полагает, что дети неандертальцев были очень сильно привязаны к своим семьям, а семьи были сплочёнными. Он также отмечает, что детей обучали обрабатывать инструменты. В двух местах двух разных стран команда археологов обнаружила камни, которые были хорошо обработаны на фоне других, обладавших сколами.

Они выглядели так, будто дети обучались у взрослых, как делать инструменты.

Хотя нет никаких убедительных доказательств этому заявлению, Спайкинс считает, что доисторические детки «играли в пикабу», подражая взрослым, потому что в такую же "игру" играли люди и большие обезьяны.

При изучении захоронений неандертальских младенцев и детей Спайкинс пришла к выводу, что родители предавали земле своё потомство с большой осторожностью, так как чаще находились сохранившиеся до наших дней останки детей, а не взрослых.

Команда археологов также подчёркивает, что есть свидетельства, подтверждающие факт заботы родителей в течение нескольких лет о своих больных или травмированных детях.

Древнейшие находки археологов

5. Бой скауты Древнего Египта

Чтобы узнать о том, как жили дети в городе Оксиринх Древнего Египта, историки исследовали около 7500 документов предположительно шестого века. В городе проживало более 25 000 человек, а сам он считался римским административным центром своего района, в котором процветала ткацкая промышленность Египта.

Более века назад были найдены артефакты времён существования Оксиринха, после анализа которых историки пришли к выводу, что в Древнем Египте активно работала молодёжная группа бойскаутов, известная как "гимназия", где молодые люди обучались тому, чтобы стать хорошими гражданами.

Мальчики на верблюде. Мозаика периода поздней античности, начало 6 века.

Мозаичный музей Great Palace в Стамбуле, Турция.

На обучение принимали мальчиков, родившихся в свободных египетских, греческих и римских семьях. Несмотря на "богатую" демографию, членство в гимназии ограничивалось 10-25 процентами семей города.

Для мальчиков, оставлявших заявки на обучение в гимназии, - это был переход ко взрослой жизни. Они становились полноценными взрослыми, когда женились в возрасте "слегка за двадцать". Девочки, которые вступали в брак в подростковом возрасте, готовились к своей роли, работая в родительских домах.

Мальчики из свободных семей, которые не попадали в гимназии, начинали работать, будучи детьми, по контракту в течение нескольких лет. Многие контракты были на работу в ткацком производстве.

Римский мальчик с причёской в египетском стиле. Боковая прядь волос отрезана и пожертвована богам перед предстоящей церемонией совершеннолетия. Первая половина второго века нашей эры. Музей истории культуры, Осло.

Историки обнаружили один ученический контракт, заключённый с девочкой. Но, как выяснилось, её случай был уникальным, потому что она была сиротой и вынуждена была погашать долги её покойного отца.

Дети рабов могли заключать такие же рабочие контракты, как и мальчики, родившиеся в свободных семьях. Но в отличие от последних, которые жили со своими семьями, дети рабов могли быть проданы. В таком случае они проживали со своими владельцами. Обнаруженные документы показали, что некоторые детки рабов продавались уже в возрасте двух лет.

4. Загадка "лосиного" геоглифа

В этой истории наше открытие прошлого вызвано любопытством относительно того, что же будет в будущем. Изображения, полученные из космоса в 2011 году, поведали о существовании гигантского лосиного геоглифа (нанесённый на землю геометрический узор) в Уральских горах, который, как предполагается, предшествовал известным в геоглифам Наски тысячелетнего возраста, найденных в Перу.

Тип кладки, известный как "каменный скол", говорит о том, что эта структура могла быть построена примерно в 3000 – 4000 гг. до н.э.

Геоглифы Наски

Структура около 275 метров в длину с двумя рогами, четырьмя ногами и длинной мордой, обращённой к северу. В доисторические времена геоглиф можно было разглядеть с соседнего хребта. Он выглядел как блестящая белая фигура на фоне зелёной травы. Сегодня это место покрыто почвой.

Археологи были поражены продуманностью конструкции. "Копыта лося были сделаны из мелких дроблёных камней и глины", - объясняет Станислав Григорьев, специалист Российской академии наук. "Стены были очень низкими, как я полагаю, а проходы между ними очень узкими. Также ситуация обстояла и в области морды: щебень и глина, четыре небольших широких стены и три прохода".

"Лосиный" геоглиф

Исследователи также обнаружили свидетельства наличия двух мест, в которых лишь единожды разжигали костры. Они полагают, что эти места использовались для проведения важных ритуалов.

Однако, много вопросов осталось без ответов, в особенности таких, как: кто построил этот геоглиф и почему. Нет никаких археологических доказательств того, что культура в тот период была настолько продвинутой, чтобы люди могли построить такую структуру в этом регионе.

Но эксперты полагают, что наиболее интересное открытие касается детей. Им удалось найти более 150 инструментов на месте, длиной 2-17 сантиметров. Они считают, что эти инструменты принадлежали детям, которые работали бок о бок со взрослыми в рамках общественного проекта.

То есть это был не рабский труд, а совместные усилия во имя достижения важной цели.

Археология: находки

3. Дети облаков

В июле 2013 года в высотной области региона Амазонас в Перу археологи обнаружили 35 саркофагов, каждый из которых был длиною не более 70 сантиметров. Небольшие гробы навели исследователей на мысль, что они принадлежат детям таинственной культуры Чачапоя, известной также как "воины облаков", потому что они жили в тропических лесах гор.

В период между 9 веком и 1475 годом, когда их территории были завоеваны инками, Чачапоя основывали деревни и фермы на крутых горных склонах, растили там свиней и лам, а также воевали между собой.

Их культура, в конечном счёте, была уничтожена заболеваниями, такими как оспа, которые принесли с собой европейские исследователи.

О Чачапоя и их детях известно очень мало, потому что они не оставили никакого письменного языка после себя. Однако, согласно испанским документам 1500-х годов, они были свирепыми воинами.

Педро Сьеса де Леон (Pedro Cieza de Leon), который вёл хронику истории Перу, так описал их внешний вид: "Они самые белые и самые красивые из всех людей, которых я видел в Индии, а их жены настолько прекрасны, что из-за их мягкости, многие из них заслуживают быть женами инков и жить в храме Солнца".

Но эти воины облаков всё же оставили кое-что после себя: мумифицированные тела в необычных и странных саркофагах, которые были найдены на высоких уступах с видом на долину. Глиняные гробы были расположены вертикально и по оформлению очень напоминали по декорированию людей: туники, украшения и даже трофейные черепа.

Но никому неизвестно, почему детей хоронили на их собственном кладбище отдельно от взрослых. Также непонятно, почему все маленькие саркофаги «смотрели» на запад, в то время как взрослые гробы были расположены иначе.

Загадочные археологические находки

2. Дары богам озёр

Древние деревни бронзового века раскинули свои просторы вокруг альпийских озёр Германии и Швейцарии. Когда некоторые из деревень были обнаружены в ходе раскопок 1970-х и 1980-х годов, археологи не могли нарадоваться, потому что они нашли более 160 домов возрастом 2600 – 3800 лет.

Это были дома вдоль прибрежной полосы озера, которые оказались затопленными. Чтобы защититься от подъёма уровня воды, жители часто переселялись на менее опасные территории, поближе к суше. Когда же условия улучшались, они снова возвращались.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.