Примеры арт терапевтического воздействия искусства. Основные особенности арт-терапии. Какие возможности арт-терапии в психологии

Арттерапия – невербальная форма искусства, которая применяется в индивидуальной и групповой работе с клиентами. Используется как средство психической гармонизации и развития человека.

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Арттерапия дает возможность:

– выразить агрессивные чувства в социально приемлемой форме/манере. Рисование, лепка, обработка материалов – безопасный способ разрядки напряжения.

– работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми.

– развить чувство внутреннего самоконтроля и порядка.

– развить и усилить внимание к чувствам.

– провести диагностику и интерпретацию в процессе терапии.

– ускорить прогресс в психотерапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.

– улучшить отношения между клиентом и консультантом, ускорить развитие эмпатии и положительных чувств у членов группы арттерапии.

– усилить ощущение собственной личностной ценности, значимости, индивидуальности, неповторимости.

– повысить художественную компетентность.

Выделим основные направления арттерапии.

    Динамически ориентированная арттерапия

Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. В этом случае ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В рамках динамически ориентированной арттерапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К методам данного направления относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

2. Гештальториентированная арт-терапия

Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают: – излечивание или восстановление адекватной "Я-функции"; – помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;

– пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Методами арттерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Если говорить о видах арттерапии, выделяют рисуночную терапию, музыкотерапию, танцевально-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, песочную терапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, фототерапия, боди-арт, ландшафтотерапия, работа над коллажами и др. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте.

Остановимся подробнее на более популярных видах арт-терапии.

    Рисуночная терапия

Рисуночная терапия позволяет выявить проблемы или фантазии, которые в силу каких-либо причин трудно обсудить вербально; создаёт условия для экспериментирования со зрительными и кинестетическими ощущениями; способствует развитию эстетического опыта, творческому самовыражению, совершенствованию художественных способностей в целом.

Рисунок помогает развивать чувство внутреннего контроля. Работа над рисунком – самый безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Рисование также способствует снижению уровня утомления.

Используя рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им.

Обычно темы охватывают:

– Отношение к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная проблема в общении с детьми»).

– Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Любовь», «Три желания», «Остров счастья»).

– Отношения к группе («Что я котел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»).

На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики: индивидуальное рисование, парное и коллективное. Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в работу.

    Музыкотерапия

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.

В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.

    Танцевально-двигательная терапия (ТДТ)

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) – это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение – процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Помимо движения данный вид терапии использует такие понятия, как вес, пространство, время.

Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. Клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии) и при этом относится к телу как к эволюционирующему процессу. В танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь .

С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими.

    Драматерапия и сценическая пластика (имаготерапия)

Занятия драмой положительно воздействуют на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. В данном случае речь идет не о "проверке действием" множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Имаготерапия (от лат. imago - образ) – психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле - вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению “лечебного” образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.

    Сказкотерапия

Сказкотерапияявляется самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей, однако это не так. Сказкотерапию можно назвать "детским" методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Сказки метафоричны по своей природе. Согласно М. Дейли, метафора является инструментом влияния на реальность, подразумевает движение: «Метафора – это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира».

Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Д.С. Лихачев говорит: «Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким был это мир, есть или должен быть».

Многие проблемы объясняются внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии . Гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный – как разрушитель. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» свои мысли, дисциплинирует чувства, заботится о здоровье.

    Библиотерапия

Библиотерапия является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах.

Библиотерапия это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем.

    Игротерапия

Игротерапия – это ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы "берут" на себя "игрушки", которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также присутствуют краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства. Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту прожить проблемную ситуацию заново.

Спектр применения игротерапии весьма широк и предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.

    Цветотерапия

Цветотерапия основана на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. Не существует «полезных» и «вредных» цветов. Важно лишь состояние человека, на которое накладывается восприятие того или иного цвета.

    Песочная терапия

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребен­ка. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоцио­нальное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

В процессе работы с песком многие вещи становятся видимыми. В отличие от лепки или рисунка, при работе с песком не требуется никаких умений, что позволяет клиентам более легко идти на предложение консультанта обратиться к данному материалу. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так - это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова, например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело.

Работу с песком можно использовать и в группе, если песочницу разделить на несколько сегментов (по количеству участников). Таким образом, достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе.

На что способна арт-терапия для взрослых. Основные методы лечения искусством. Самые эффективные арттерапевтические техники и упражнения.

Содержание статьи:

Арт-терапия - это в буквальном смысле означает лечение искусством. Этот метод психотерапии активно применяется в лечении психологических и соматических проблем. Изначально в качестве исцеляющего инструмента использовалось изобразительное искусство. Сегодня же этот метод дополнился другими видами творчества: музыкой, фотографией, лепкой, литературным творчеством, танцами, актерским искусством и т.д.

Задачи и функции арт-терапии для взрослых


Основная задача арт-терапии - научить самопознанию и самовыражению для достижения гармоничного состояния личности. Основной метод - сублимация, то есть перенесение внутренних конфликтов, напряжений в более приемлемый для социума вид. В нашем случае - в творчество.

Современная арт-терапия способна выполнять сразу несколько функций:

  • самовыражение;
  • снятие напряжения;
  • повышение самооценки;
  • гармонизация внутреннего мира;
  • развитие личности;
  • нормализация отношений в социуме;
  • осознание психологических проблем.
Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь. Другими словами творчество в тандеме с психологическими приемами обходит «цензуру» левого полушария мозга, которое контролирует наши слова. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность - на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т.д.

Используя простые на первый взгляд приемы, арт-терапия незаметно для пациента проводит диагностику его душевного и физического состояния, лечит выявленные проблемы и просто приносит массу удовольствия. Она основана на эффекте спонтанности, как и любой вид творчества. Но не требует специальных талантов или способностей.

Лечение искусством можно назвать одним из самых безопасных, универсальных и приятных методов психотерапии, успешно применяемых у пациентов любого возраста.

Основные приемы арт-терапии для взрослых


Как уже упоминалось, главная «фишка» арт-терапии для взрослых - спонтанность и отсутствие требований в отношении наличия способностей или талантов. Именно в таком случае, когда пациент не зацикливается на том, насколько красиво и профессионально он творит (рисует, сочиняет стих или сказку, танцует или лепит), он способен отразить в созданном образе свое истинное внутреннее «Я».

Современное арттерапевтическое лечение включает два основных приема:

  1. Использование творческо-креативных способностей человека для выявления, воссоздания и разрешения травмирующей ситуации;
  2. Преобразование негативного воздействия аффекта в позитивный, исходя из природы эстетической реакции.
Психокоррекция с использованием творчества может проводиться несколькими способами. К примеру, работа с пациентом по определенной схеме. В этом случае перед человеком ставится определенная задача - создать рисунок (поделку) по некому шаблону на заданную тему. Здесь уделяется внимание сочетанию и яркости цветового оформления, формам и нюансам в выполнении деталей.

Другим способом проведения арт-терапии является общение «на вольные темы». Он предполагает свободный выбор темы, материала, сюжета и инструментов для самовыражения. В конце такого занятия оценке подлежат именно критерии выбора пациента и манера выполнения задания.

Примечательно, что скорректировать свое внутреннее состояние посредством творчества можно и без помощи психолога или психотерапевта. Более того, есть четкая позиция, что арт-терапия - это «инсайт-ориентированная методика». То есть методика, благодаря которой человек сам должен найти свою проблему. Поэтому, если вы решитесь исцелить свою душу в стиле «арт» самостоятельно, запомните несколько истин:

  • Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс - вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.
  • Не страшно, если вы не разберетесь со своим творением сразу - понимание проблемы не всегда приходит сразу. Поэтому результаты своего лечебного творчества лучше сохранить и периодически пересматривать - с разных ракурсов и в разном настроении. Согласно догмам арт-терапии, рано или поздно вы обязательно увидите и саму проблему, и ее корни.
  • Терапия искусством эффективна даже тогда, когда вы не совсем понимаете ее суть и механизм действия. Оно лечит «по факту», уже в процессе того, как вы творите.

Разновидности арт-терапии для взрослых

На сегодня существуют следующие виды арт-терапии: изотерапия (лечение рисованием), игротерапия, музыкотерапия, данстерапия (лечение танцем), сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия, видеотерапия, мульт-терапия, маскотерапия, драматерапия (лечение театральным искусством), библиотерапия (лечение книгами). Кроме того, лечение творчеством может проходить активно (посредством самостоятельного создания творений) и пассивно (с использованием уже созданных кем-то произведений). Оно может совершаться самостоятельно, индивидуально или в группе.

Изотерапия


Изотерапия предполагает собой коррекцию психосоматического состояния с использованием изобразительного искусства. Чаще всего - рисования. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, в основу которого положена зависимость цветового оформления творения от эмоционального состояния его творца. Так, преобладание в рисунке ярких сочных красок трактуется как позитивное творческое самовыражение, пастельных тонов - как признак тонкой и чувствительной душевной организации.

Есть несколько советов относительно успешности изотерапии:

  1. В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке - она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
  2. Составление коллажей тоже используется в качестве техники арт-терапии, но применять его лучше уже на заключительной стадии занятий. Оставьте всю «черную» работу рисункам.
  3. Обеспечьте себе широкую цветовую палитру.
  4. Выбор инструмента для творения остается за вами. Это могут быть фломастеры, карандаши, ручки, но предпочтение лучше отдать краскам. Считается, что работа с пластичной кистью дает больше свободы и раскрепощения. Такие эффекты особенно важны в начале терапии.
  5. Оставьте стремление рисовать красиво и правильно - не используйте для этого линейки, циркули и т.п. Все должно рисоваться от руки.
  6. В качестве объекта творения можно выбирать как уже существующие программные рисунки (архетипы), так и создавать свои индивидуальные проекты.

Музыкотерапия


Эффект активного влияния музыки на человеческий организм был замечен еще в ХIX веке. Проводником такого эффекта являлись именно эмоции, вызванные прослушиванием того или иного музыкального произведения.

Воздействие музыки происходит посредством нескольких механизмов:

  • Звуковые вибрации стимулируют обменные процессы и могут изменять некоторые физиологические параметры (двигательную функцию, дыхательную, сердечно-сосудистую).
  • Ассоциативные связи, вызванные восприятием или исполнением музыки, влияют на психическое состояние человека.
Существует несколько видов музыкотерапии: пассивная (прослушивание музыкальных произведений) и активная (пение, исполнение музыки, танцы).

Основные этапы музыкотерапии:

  1. Подстройка . На этом этапе подбирается мелодия (песня), которая соответствует настроению.
  2. Ведение . Следующее музыкальное произведение должно мягко и незаметно нейтрализовать выявленные первой мелодией чувства. То есть вселять надежду, утешать.
  3. Закрепление . Третья мелодия является закрепителем положительного эффекта - давать уверенность в своих силах, вселять твердость духа.
В последнее время большую популярность набирает караоке, которое в Японии очень активно используется в качестве способа для снятия стресса. Там даже оборудованы специальные центры, состоящие из множества максимально комфортных индивидуальных кабинок, выполненных из шумопоглощающего материала и «начиненных» соответствующей аппаратурой.

Однако первенство в отношении эффективности воздействия на психику человека остается все-таки за классической музыкой. Только она способна не давать эффекта пресыщения.

Так, при депрессивном состоянии рекомендуют послушать «Реквием» Моцарта, Вступление к 5-й симфонии Чайковского или «Смерть» Грига. При тревожности - вальсы Штрауса, прелюдии и мазурки Шопена. Для снятия агрессивности - «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Порыв» Шумана или «Итальянский концерт» Баха. Для бодрости - «Аделиту» Перселла или «Чардаш» Монти, для расслабления - «Времена года» Чайковского («Июнь. Баркарола»), «Старинную песенку» или «Пастораль» Безе.

Конечно же, вы сами можете составить свой индивидуальный перечень музыкальных произведений на любое настроение. И не обязательно классики - главное, чтобы вы ощущали, что она оказывает положительно влияние.

Важно! Музыка сама по себе - волшебство, которое может исцелить душу. Однако с точки зрения психологии большего эффекта можно достичь не столько от ее прослушивания, сколько от исполнения.

Фототерапия


Коррекция психического состояния человека при помощи фотографии - один современных методов психотерапии, способный решить многие психологические проблемы, развить и гармонизировать личность. Для этого могут использоваться как готовые снимки, так и специально созданные фото.

Основой метода является работа психолога с пациентом в контексте его восприятия фотографии: эмоционального фона, привязки к деталям, времени, когда она сделана. Это могут быть фото самого пациента или заранее подготовленные специалистом вырезки, журналы, коллажи.

Первые помогают выявить проблему в отношениях внутри семьи, роль в ней и скрытые обиды, невысказанные эмоции. Они же могут выявить внутренние комплексы в отношении своей внешности или позиции в жизни. Это особенно важно, если у человека мало фотографий или нет их вообще. Насторожить специалиста может и противоположный факт - наличие большого количества фото, где человек один или находится в центре сюжета.

Фото, никак не связанные с пациентом, часто помогают выявить секреты из личной жизни, отношение к противоположному полу.

Фототерапия предполагает работу в разных ракурсах: создание, восприятие человеком фотографических образов, их обсуждение и добавление (при необходимости) творческой составляющей. В качестве последней могут быть использованы изобразительные техники, сочинение притч, историй, сказок. Такие занятия по арт-терапии могут включать рисование, составление фотоколлажей, изготовление из фотографий фигур и игру с ними, художественное описание и т.п.

Человеческая натура многогранна и изменчива, а сам человек - индивидуален. Поэтому видовая палитра арт-терапевтических методик постоянно пополняется новыми методами самовыражения и самопознания.

Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых


Упражнений и методик лечения творчеством существует очень много. Их можно практиковать самостоятельно или прибегать к помощи квалифицированного специалиста. И сами упражнения, и их трактовку можно легко отыскать в специальных изданиях или на просторах интернета.

Мы сделали подборку наиболее простых для самостоятельного использования арттерапевтических упражнений:

  • «Работа с творческим мусором» . Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным - обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
  • «Сказка о герое» . Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия. Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему. Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
  • «Мое настроение» . Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры). Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает - грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение. Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
  • «Лепим монстра» . Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
  • «Кактус» . Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре - адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу - низкая самооценка; вверху - завышенная самооценка; слева - сосредоточенность на прошлом, справа - на будущем. Размер: меньше 1/3 листа - заниженная самооценка, 2/3 и больше - завышенная. Линии: четкость - уверенность, штриховка - признак тревоги, прерывистость - импульсивность, сильный нажим - напряжение, слабый - пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.

Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.


Что такое арт-терапия - смотрите на видео:


Арт-терапия - прекрасный способ решить свои психологические проблемы с помощью творчества. Она проста, доступна и способна развить самопознание, научить самовыражению и повысить самооценку.

Если говорить на научном языке, то арт-терапией называется одна из форм психотерапии, которая характеризируется своей специализацией на искусстве, в основном, на изобразительном. Конечно же, существуют и другие - музыкотерапия, телесно ориентированная терапия, сказкотерапия.

Арт-терапия в психологии может быть и основным методом решения внутренних проблем, и дополнительным. Но независимо от этого в арт-терапии действуют два механизма:

  • обнаружение скрытых проблем и конфликтов, нахождение их решения (благодаря творчеству можно преодолеть страхи, связанные с внутренними проблемами);
  • получение пациентом удовольствия от творчества, хотя он и не будет показывать этого.

Психология гласит, что самое тяжелое для человека - страдать от глубоко спрятанных, неосознанных конфликтов. Именно их обнаружением и преодолением стены сознания занимается психотерапевт. Следует отметить, что часто люди не желают идти на контакт с психологом, но для решения этой проблемы также используют арт-терапию. А на арт-терапевтическом сеансе человек может раскрыть даже для себя неведомую психологическую проблему.

Часто этот метод в психологии единственный выход из положения, так как, когда человек замыкается и не желает или не может рассказать о своих проблемах и их причинах, арт-терапия справляется с эмоциональным забором, который построил пациент. Когда человек рисует, он делает это без какого-то умысла, и лишь потом понимает смысл нарисованного рисунка и его значение.

Арт-терапия в психологии применяется для решения множествах внутренних конфликтов и проблем. К ним относятся психологические травмы, болезненные потери, стрессовые, невротические, кризисные состояния и т. д.

Методика проведения арт-терапии направлена на:

  • Познание самого себя, своих способностей;
  • Увеличение стремления человека проявить себя и раскрыть свои таланты и возможности;
  • Набор опыта в результате раскрытия проблем, который помогает человеку правильно поступать и вести себя в дальнейшем.

Какие возможности арт-терапии в психологии?

Обратиться за помощью к психологу для проведения арт-терапии может человек любого возраста, наличие способностей к творчеству совсем необязательно. Также эта методика позволяет познать не только себя, но и понять других, что помогает устанавливать хорошие отношения с людьми. Для людей с ограниченными возможностями арт-терапия дает отличную возможность участвовать в общественной жизни, они социально адаптируются и могут даже открыть в себе неведомые таланты и способности.

Также такая работа с психологом помогает выразить свои мысли и эмоции тем людям, которым сложно рассказать все словами. В школах арт-терапия выполняет развивающую, воспитательную, диагностическую, психотерапевтическую и коррекционную функции.

Арт-терапия формирует способности человека к решению сложных жизненных ситуаций, творческому мышлению, помогает пережить неприятности и горе. Самым важным в арт-терапии является то, что эта методика дает человеку возможность осмыслить проблемы, пережить трудности и дальше жить, творя свою судьбу самостоятельно.

Арт терапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арт терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин "арт терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это специализированная форма , основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей 3. и К. Г. , а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. (1951) и А. (1956).

Гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

В начале своего развития арт терапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арттерапия достаточно широко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах.

Арт терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение" (Л. С. , 1987).

Цели арттерапии
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Использование элементов арт терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Первоначально арт терапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арттерапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.

Приемы арт терапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления состояния дел в их семействе.

Арт терапия дает выход и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Во время творческого самовыражения в ходе проведения арт терапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арттерапии.

Арт терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки.

Недостатком арт терапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными.

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии:
использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;
творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.

Основные направления в арт терапии
Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен

164 выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В США одним из родоначальников использования искусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представлениях 3. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.

В рамках динамически ориентированной арт терапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Гештальториентированная арт терапия. Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают:
излечивание или восстановление адекватной "Я-функции";
помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;
пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Методами арт терапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Арт терапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случае клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.

Второй вариант - неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.

Основная роль в арт терапии отводится самому психологу, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству. Основная задача арт терапевта на первых этапах - преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арт терапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Некоторые авторы считают, что арт терапевту необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать. Другие считают, что задачей арттерапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества клиента, и при этом невладение арттерапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арт терапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и положительная оценка со стороны арттерапевта, других клиентов. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку ("Я не хуже других"). Эмоциональная заинтересованность активирует клиента и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Основная цель арт терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт терапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арт терапии в форме рисунка и живописи.

Арт терапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подростковый возраст в связи с возрастанием в этом возрасте самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной деятельности представляет особо благодатную среду для применения артгерапии.

Арт терапия, направленная на коррекцию личностного развития, в зарубежной психологии широко применяется для разных возрастных групп: для детей с 6 лет, подростков, для взрослых и юношей. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тенденций у лиц старшего и пожилого возраста.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Наиболее полно разработана арт терапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.
Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение методов арт терапии , в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, аргтерапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом.

Методы арт терапии позволяют психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:
стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

Методы арт терапии в коррекционной работе позволяют получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний,
168 создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

Об эффективности арт терапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Арт-терапия возникла сравнительно недавно, в первой трети двадцатого столетия, а сегодня стремительно и активно методы арт-терапии набирают обороты. Слово «арт» обозначает творчество, так что фактически арт-терапию можно называть терапией с помощью творчества.

Творческая терапия как метод психологической коррекции с успехом применяется для лечения детей, взрослых и стариков и задействует рисование, лепку, плетение, танцы или сочинение в качестве основных приемов.

Что же такое настоящая арт-терапия, и зачем она нужна? Занятия «лечебным творчеством» применяются очень широко и в самых разных случаях достигают положительного эффекта. Широко применяется арт-терапия для подростков, детей, для беременных женщин. Она используется на психологических консультациях, при психотерапевтическом лечении, во время реабилитации после травм – как физических, так и психологического характера.

Методики арт-лечения очень эффективны для снятия стресса, борьбы с депрессией, апатией, фобиями, . Различные техники современной арт-терапии помогают глубже познать себя, улучшить настроение, гармонизировать душевное состояние, успокоить ум и душу.

Для каких бы целей ни применялись те или иные виды современной арт-терапии, она всегда дает результат и, что характерно, не имеет нежелательных побочных эффектов. Огромное отличие арт-техники еще и в том, что для лечения человек не обязан коммуницировать, он проявляет свое «Я» в образах через визуальное искусство, а не через общение. А для очень многих людей в стрессовом состоянии это крайне важно. Такое лечение не вызывает у человека никакого сопротивления, оно всегда добровольно и полностью безопасно.

В арттерапевтических целях могут применяться самые разные виды творчества. Возникающий и все больше растущий интерес к этой методике расширяет ее границы, и если раньше к арт-терапевтическим упражнениям можно было отнести в основном изобразительное искусство, то на сегодняшний день «инструменты» лечебного искусства очень разнообразны. В качестве арт-техник применяются такие виды искусств:

  • Рисование, живопись.
  • Лепка, скульптура.
  • Плетение, мандала.
  • Скрапбукинг, коллажирование.
  • Фотография.
  • Моделирование.
  • Шитье, вязание, рукоделие.
  • Танцевальная терапия.
  • Пение (музыкальная терапия).
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Актерская игра, пантомима.
  • Написание прозы или стихов.
  • Сочинение сказок (сказкотерапия).

Цели арт-техник – это улучшение психологического и эмоционального состояния, самовыражение, снятие напряжений, избавление от страхов, тревожности, агрессии, депрессии, апатии, поднятие жизненного тонуса и настроения. И это действительно работает!

Как это работает

Психология отмечает, что арт-терапевтические упражнения помогают в самых разных случаях, и многие психологи даже рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно арт-терапию в школах, поскольку именно для подростков психологические проблемы особенно актуальны.

У техники нет никаких противопоказаний, она проста, приятна и не вызывает сопротивления, как бывает с групповой терапией или другими психологическими методами. Сопротивления попросту не может возникнуть, ведь занятия творчеством всегда приносят массу удовольствия, а занятия по арт-терапии – это настоящая радость для дошкольников и детей школьного возраста!

Работает арт-терапия просто: если говорить кратко, она трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций в творческую энергию. Во-первых, необходимо найти тот вид искусства, который человеку ближе, который не вызовет у него негативных эмоций, страха или смущения. Например, человеку стеснительному и зажатому не следует навязывать пение или актерскую игру, стоит начать с рисования или лепки.

Для подростков с повышенной агрессивностью подходят смешанные техники – рисование успокоит нервы, а игра в любительском театре поможет адаптироваться социально и научит позитивному отношению к окружающим. Выбирать направление должен психолог, однако это можно сделать и самостоятельно, наблюдая за процессом и результатами. За основу в арт-терапии всегда берется вид творчества, с которым несложно справиться, в котором не нужны какие-то особые навыки и которым может заняться абсолютно каждый.

На первом этапе самое важное – начать. Для начала, выбрав технику и направление, следует просто уделить некоторое время занятию, и все. Если это рисование – следует просто взять краски и рисовать, не важно – что и как. Человек «отключается» и рисует цветные линии, пятна, узоры, неясные формы, а не что-то конкретное. В этом процессе ребенок или взрослый расслабляется, его нервная система постепенно нормализуется.

Важно в течение первого этапа просто научиться заниматься творчеством без оценки, без попытки достичь какого-то результата, а наслаждаться самим процессом. Зачастую это самый трудный этап, потому что с детства нас учат, что творчеством могут заниматься лишь одаренные люди, а если ты рисовать не умеешь – так и не берись.

Психология искусства помогает перевернуть взгляд на этот вопрос, и в арт-техниках важен именно процесс, а не результат. Приятный побочный эффект занятий – это повышение самооценки. Человек перестает считать себя неталантливым или бездарным, становится смелее и учится самовыражаться без страха быть непонятым или осужденным.

На следующем этапе начинается работа с внутренними проблемами. Человеку предлагается изобразить то, что его тревожит (страх, проблему), в абстрактной или конкретной форме. Если это, скажем, песочная или глиняная арт-терапия, рисование, живопись – можно визуализировать проблему, вылепив или нарисовав свой страх, изобразив всю ситуацию в красках.

Если это, например, арт-терапия не индивидуальная, а групповая – скажем, актерское мастерство, – то проблему можно разыграть по ролям. Это очень важный этап, к которому следует подходить осторожно. Человек должен как бы увидеть ситуацию со стороны, а не погружаться в нее с головой.

Затем идет завершающий этап – разрешение проблемы. Предположим, во время сеанса детской арт-терапии ребенок нарисовал свой страх – большую собаку, которая на него лает, показывая огромные острые зубы. Теперь ребенку предлагается «победить» собаку, сделать ее нестрашной. Как это сделать – ребенок сам придумывает, но ему можно и помочь.

Можно пририсовать собаке розовые крылышки и придумать, будто она не лает, а поет песенку. Сделать так, чтобы страх обернулся обратной стороной и пугающее стало смешным и забавным. Важно, чтобы борьба со страхом (или другой проблемой) была не агрессивной – нельзя, чтобы ребенок нарисовал, будто он бьет собаку или причиняет ей какой-либо вред, так как этот подход не поможет, а лишь усугубит проблему.

Такие методы арт-терапии в работе с детьми, взрослыми и группами подростков очень эффективны, но могут требовать разного количества времени. Для одной проблемы достаточно нескольких занятий, для другой может потребоваться год и больше.

Психология человека устроена таким образом, что внутренняя проблема может быть решена, но напомнит о себе через какое-то время, так что эти методы могут применяться всегда, просто по желанию человека. Тем более что процесс – приятный, легкий и не требует ничего сложного!

Арт-терапия, применяемая для детей, подростков и взрослых, может быть и просто в виде занятий творчеством. Рисование цветными карандашами и красками прекрасно помогает справиться с состоянием нервного напряжения, стресса и апатии, цветотерапия избавляет от депрессии и страхов, лепка поможет сконцентрироваться, гармонизирует состояние, успокаивает и помогает разобраться в себе. Групповые арт-методики, например игра в театре, танцы, прекрасно подходят для борьбы с социопатией, агрессией, закомплексованностью, неуверенностью в себе.

Важнейшее условие любого направления арт-терапии – это творить, не задумываясь о факторе художественной ценности создаваемого арт-объекта, и сосредоточивать внимание исключительно на процессе, а не на результате.

Сублимация – основной механизм, который и помогает справиться с волнующей ситуацией. Это связано с тем, что во время занятия творчеством человек перенаправляет свою энергию со страха в самовыражение, и наступает терапевтический эффект.

С помощью творческой энергии человек трансформирует страх, тревогу или агрессию в другие качества, меняет свое внутреннее отношение к сути проблемы и меняется сам. Происходит это бессознательно, на глубоком психологическом уровне, но эффект – налицо.

Упражнения

Есть множество прекрасных упражнений из арт-терапии, которые можно выполнять самостоятельно, прямо дома. Вы можете провести небольшое занятие для своего ребенка или заняться ими сами, для своей пользы. Приготовьте все необходимые материалы, постарайтесь создать спокойную, уютную атмосферу, выключите телевизор и музыку, отключите телефон, чтобы никто не помешал вам. И приступайте!

1. Поскольку основная функция арт-терапии – менять внутреннее состояние от плохого к позитивному, улучшать психическое здоровье и гармонизировать внутреннее состояние, то можно прямо сейчас, самостоятельно попробовать простое упражнение, которое поднимает настроение. Это занятие по арт-терапии хорошо для детей и взрослых, оно помогает улучшить настроение и «подружиться» с собой.

Понадобится лист бумаги и инструменты для рисования (только цветные) – карандаши, фломастеры или любые краски. Задание – нарисовать свое собственное настроение, используя фантазию и ассоциации. Это может быть просто набор цветных пятен или линий, может – пейзаж, образ, животное, предмет. Все, что угодно! Любые образы, которые передадут ваше настроение.

После того как рисунок будет готов, задача – сделать настроение таким, как хочется. Можно сделать рисунок ярче, поменять в нем что-либо, дорисовать – одним словом, поменять в лучшую сторону, меняя свое собственное настроение!

2. Еще одно прекрасное упражнение по арт-терапии, связанное с рисованием, – это «автопортрет». Это упражнение поможет разобраться в себе (или в ребенке), увидеть со стороны свое отношение к собственной персоне, а также скорректировать его в более позитивную сторону и увидеть, что нужно поменять, над чем поработать.

Задание очень простое – нарисовать автопортрет, то есть себя самого, лицо или в полный рост. А уже потом, когда рисунок будет готов, поменять и дополнить его – сделать таким, как хочется. Поменять прическу, одежду, выражение лица и цвет волос – все, что угодно. Этот прием в арт-терапии применяется для подростков и взрослых, помогает поднять самооценку, поверить в себя, вдохновляет на работу над собственными несовершенствами.

3. Очень эффективный вид арт-терапии – это сказкотерапия. Сочинение сказки – метод, который может на первый взгляд показаться «валянием дурака», но эффект от этого очень серьезный. Этот вид арт-терапии подходит для пожилых людей, взрослых, детей и подростков, он широко применяется в психологии.

Необходимы ручка и бумага, спокойная обстановка, тишина и уединение. Нужно расслабиться, отпустить все мысли и придумать главного героя. Затем описать его: кто он, как и где живет, о чем мечтает. Придумать ему друзей или семью, а может, он будет одинок. Затем сочинить «завязку», то есть с чего начинаются приключения. Пусть фантазия «несет» вас, не сопротивляйтесь и пишите все, что придет на ум!

Наверняка придумается противник, главный злодей, и помощники, как в любой сказке. За что будет бороться герой или чего искать? Обязательное условие – это хороший финал. После того как сказка будет готова, можно приступать к анализу.

Дело в том, что подсознательно главный герой всегда отражает то, каким мы видим или хотим видеть себя, а все события – сценарий нашей собственной жизни. Подкорректируйте сказку, сделайте образ героя более позитивным, а финал – волшебным. Так вы настроитесь на другой сценарий своей жизни, и сами не заметите, как она начнет меняться наяву!

Приемы арт-терапии для детей просты в применении, а эффекта достичь можно легче и быстрее, потому что детям не кажется, что рисование или сочинение сказок – это ерунда. А вот арт-терапия для людей взрослых иногда может быть встречена с недоверием, ведь нам кажется, что это – безделье, занятие ерундой и пустая трата времени. Важно настроить себя, выделить время для этого занятия и попросту позволить себе немного отдохнуть, уделив внимание своему внутреннему миру.

Волшебный эффект от арт-терапевтических методик заключается в том, что мы сами не замечаем, как меняемся изнутри, а потом результат дает о себе знать! Самые разные направления современной арт-терапии работают эффективно, и процесс трансформации идет, когда мы заняты свободным творчеством, не задумываясь и не замечая этого эффекта.

Работать над собой – это просто, приятно и легко. Уделяйте время творчеству, давайте выход своему вдохновению, находите время для своей души – и вы удивитесь тому, какие потрясающие трансформации будут происходить! Автор: Василина Серова

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.