Гуманистическое направление в психологии. Гуманистическая психология

Гуманистическая психология – общепризнанное направление, которое позиционирует главным своим объектом не просто личность, а автономную и неповторимую систему в целом. Она (эта личность, человек в широком смысле понимания) не представляет данность, а лишь предпосылки для развития и самоактуализации. И как пройдёт это развитие зависит только от воли самого индивида и его окружения.

Как отдельное течение, гуманистический подход в психологии заявил о себе в середине двадцатого века, как альтернатива бихевиаризму и психоанализу. К основателям гуманистической психологии относят Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, а к метрам — Гордона Олпорна, Ролло Мэй и ещё многих знаменитых деятелей. Кстати, под редакцией последнего вышла знаменитая книга-манифест «Экзестенциальная психология» (1959 году), которая является основополагающим сборником течения.

Предметами анализа, при этом, признаются не только упомянутая самоактуализация, творчество, ответственность, автономия, но и высшие ценности, любовь, нравственность, мораль. Психология и психика человека и его переживания, по мнению сторонников направления, не может быть оценено по принципу, которые используют естественные науки.

Поэтому было сформулировано пять основных идей гуманистической психологии:

  • человек как целостность намного более значим, чем сумма его частей; таким образом, человек разумный не может быть объяснён путем объяснения частей его деятельности и функционирования;
  • бытие личности всегда связано со взаимодействиями с другими личностями, то есть человек не может быть объяснён без учёта межличностного опыта;
  • человек осознаёт, объясняет и анализирует себя всегда, поэтому не может быть истолкован психологией без учёта своего многоступенчатого осознания;
  • у человека всегда есть выбор, поэтому нельзя рассматривать его вне собственного процесса: активного или умышленно пассивного, ибо он творит личный опыт;
  • личность всегда обращена в будущее (она интенциальна), то есть имеет цель или мечту, ценностные ориентиры и смысл существования.

Также одной из самых популярных и актуальных разработок в сфере гуманистической психологии до сих пор является модель иерархии мотивации, изобретённая Абрахамом Маслоу. Он утверждал, что личность, подобно треугольнику приобретает с развитием семь уровней потребностей:

  • первый (базовый) – физиологические: утолить жажду и голод, иметь возможность поспать и размножиться;
  • второй – потребность в безопасности, как возможность выживания не только в физиологическом, но и психологическом смысле;
  • третья – потребность в принятии (любви, дружбе, принадлежности к клану, общности);
  • четвёртая – потребность в уважении (признании заслуг и умения, признание значимости человека);
  • пятая – потребности познавательные (исследовать, понимать, знать);
  • шестая – потребности эстетические (в гармонии, порядке, красоте);
  • седьмая – потребность в самоактуализации: постановке и достижении целей, установлении приоритетов, личностном развитии.

Маслоу утверждал, что без удовлетворения низших потребностей, тяжело развиваются (или не развиваются вообще) более высокие потребности. Например, нехватка благ приводит к тому, что человек тратит все силы на нахождение пропитания. Если потребность в безопасности нарушается, то человек может не помышлять о потребности в гармонии. Существует так же «невроз существования».

Это когда основные потребности удовлетворяются без особого напряжения человека, а следующий уровень не является актуальным, как у избалованного ребёнка. Или же человек находится в активном поиске смысла жизни.

В зависимости от наиболее значимых и актуальных потребностей, можно выделить уровень личностного развития. А это важно для понимания и принятия личности такой, как она есть.

Гуманистическая психология, то есть уманистическая теория личности Роджерса гласит, что любой организм стремиться заботится о своём существовании для того, чтобы сберечь и улучшить его. У человека существует представления о себе, которые он составляет на основании отношения других людей. И это «реальное Я». Так же есть представления о том, каким бы он хотел быть – «идеальное Я». Но, чем более человек хочет приблизится к идеалу, тем более он стремиться скрыть свои стороны, которые являются противовесом этому.

Это и есть проявление потребности в уважении. Но, таким образом накапливается разлад между реальными желаниями и внешними проявлениями. Это и приводит к неврозам. Чем более «реальное Я» находится в согласии с чувствами, мыслями и проявлениями, тем более оно гармонично, и тем более приближено к «идеальному Я».

Максимальный личностный рост происходит тогда, когда человеку н приходится притворяться и лгать; когда он может свободно выражать свои мысли, рассуждать. А в ответ получать принятие, без страха быть грубо осуждённым и подавленным. На этом и строится основа самого сеанса в рамках гуманистического направления.

Клиент-центрированная терапия

Карл Роджерс ввёл понятие клиент-центрированной терапии. В основе её лежит убеждение, что клиент сам способен найти способ решения своих проблем. Причём тот, который подходит именно ему. Но, потенциал любой человек может открыть лишь в атмосфере безоценочного принятия. Как будто мы имеем дело с материнским (всеобъемлющим) принятием человека, не раздавая при этом оценки действиям.

Эмпатия – это способность воспринимать и понимать чувства других, даже если бы сам поступил совсем иначе. И это лежит в основе самой терапии. Так же для клиента создают все условия, для проявления конгруэнтности – то есть открытого и честного выражения своих ощущений, чувств и эмоций по поводу чего-либо.

Как проходит сеанс

Отличие клиент-центрированной терапии в стремлении к минимальному вмешательству терапевта в процесс руководства сеансом. Клиент сам решает какие темы и проблемы для него актуальны в данный момент. Однако, это вовсе не означает, что психолог полностью устраняется. Наоборот, он внимательно слушает и полностью сосредоточен на переживаниях и чувствах клиента, его выводах и чаяниях. Он – самый безоценочный и уважительный слушатель и собеседник.

Получая возможность спокойно выражать свои чувства, эмоции, рассказывать не только свои проблемы, но мечты и проекты, человек внутренне раскрепощается, у него поднимается самооценка, он начинает больше доверять окружающему его миру и видеть большее количество перспектив. Карл Роджер вообще считал, что в этом случае клиент большей частью помогает сам себе, поскольку гораздо лучше разбирается в своей ситуации.

В итоге, пришедший за помощью человек, становится менее ранимым, более реалистичным. Если переосмыслить подход, то можно сказать, что психотерапевт позволяет ему почувствовать некий «безоценочный и принимающий тыл», который и делает клиента более уверенным.

Основные сторонники гуманистической психологии

С точки зрения психологов, которые работали в таком направлении, как гуманистическая психология основными сторонниками данной психологии, конечно, являются упомянутые А. Маслоу, К, Роджерс, Ролло Мэй, Эрих Фром.

Если же рассматривать вопрос со стороны клиента, то можно сказать, что основными сторонниками гуманистической психологии являются те люди, которые испытывают дефицит сочувствия, человеческого тепла и доверительных отношений. Кроме того, отлично зарекомендовал себя для развития потенциала, решения проблем личностного роста. Бесконфликтная основа метода для некоторых людей является более приемлемым методом разрешения семейных конфликтов.

Также гуманистический подход, как понимающий и не давящий, часто выбирают подростки и дети при необходимости психологических консультаций.

Интересной особенностью является тот факт, что, в классическом варианте, клиент сам выбирает количество посещений и их частоту. Поэтому такие приёмы всегда для него удобны.

Критика такой психологии

Одним из наиболее известных критиков гуманистической психологии является К. Бенсон. Он показывает, что понятие самоактуализации во многих культурах, отличных от западных, может быть расценена как неуместный и непозволительный эгоизм. Кроме того, принятие любых высказываний и идей клиента может привести, в этом случае, к развитию аморальности. Кроме того, он считает, что гуманистический подход зациклен на личностной самости, как высшей ценности. Тогда как именно взаимодействие с другими личностями зачастую является смыслообразующим фактором.

Многие же другие авторы обращали внимание, что гуманистический сеанс не подходит авторитарным личностям, а также клиентам, которые и так испытывают проблемы со своим эгоизмом и бездеятельностью.

В настоящее время Джеймс Хиллман в своей критике современной гуманистической психологии предупреждает об опасности внушить неуверенному в себе человеку момент его всезначимости. Поскольку эти установки слишком хорошо ложатся на всевозможные религиозные современные концепции.

В итоге, человек не получает поддержку, чтобы самостоятельно развиваться и действовать. А получает установку фактически своего приравнивания к Богу, и он начинает выбирать себе весьма удобное положение: мне все должны. Таким образом, эгоистические наклонности могут существенно отразиться на дальнейшей жизни личности, приводя к не совсем адекватным результатам с точки зрения закона и социума.

Кроме того, результаты наблюдений не поддаются строгим критериям оценивания; сложно оценить насколько действительно развивается или не развивается что-то во время работы.

Гуманистическая психология сегодня

В настоящий момент активно используются различные выводы и понятия гуманистической психологии, причём не только при непосредственной работе с клиентами, но и в других отраслях и дисциплинах.

Например, знаменитая иерархия потребностей была пересмотрена в рамках весьма практических приложений организации рабочего места: без удовлетворения более низших потребностей, невозможно требовать от работников реализации более высших. То есть, без хорошо организованной возможности принять пищу, сходить в туалет и без уважительного отношения и признания заслуг, работнику будет сложно осуществлять свои познавательные процессы и обучаться. Поэтому во многих офисах и супермаркетах существуют специальные и хорошо организованные комнаты приёма пищи, тёплые туалеты, а управленческий персонал проходит обучение для организации правильного подхода к людям.

Морин О`Хара, популярный автор гуманистического направления утверждает, что на самом деле все люди всей планеты стремятся к свободе и самоопределению, просто понимают это по-своему. А упомянутый подход признаёт и эти права, и возможность иметь личную трактовку понятий. Ну а эмпатийный подход к клиенту стал у многих практикующих психологов и психотерапевтов абсолютной догмой.

Гуманистическая психология стала результатом серьезных размышлений американского общества, оказавшегося перед вопросом, что все-таки представляет собой человек, каков его потенциал и пути развития. Эти вопросы, конечно, поднимались и раньше и рассматривались представителями разных школ. Однако две мировые войны привели к глобальным изменениям в обществе, что повлекло за собой важность новых представлений и пониманий.

Что изучает гуманистическая психология?

Основной предмет изучения гуманистического направления в психологии - здоровые, зрелые, творчески активные личности, стремящиеся к постоянному развитию и занимающие активную жизненную позицию. Психологи гуманистического течения не противопоставляли человека и общество. В отличие от других направлений, они считали, что не существует конфликта между обществом и личностью. Наоборот, по их представлению именно социальные дарят человеку ощущение полноты человеческой жизни.

Личность в гуманистической психологии

Основы гуманистической психологии берут свое начало в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, Просвещения, немецкого романтизма, учениях Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Достоевского, Толстого, учении экзистенциализма и восточных философско-религиозных системах.

Методология гуманистической психологии раскрыта в работах таких авторов:

  • А. Маслоу, К. Роджерса, С. Джурарда, Ф. Бэррона, которые высказывали свой взгляд на психически здоровую, полноценно функционирующую личность;
  • о развитии личности в гуманистической психологии, проблеме движущих сил в становлении и развитии личности, о потребностях и ценностях писали А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер;
  • проблема межличностных отношений и раскрытие себя в отношениях описаны К. Роджерсом, С. Джурардом, Р. Мэем;
  • о проблемах свободы и ответственности писали Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл.

В целом личность человека рассматривается в таких аспектах:

  • человек – это не набор составляющих, а целостная личность;
  • каждая личность уникальна, поэтому правильнее подходить к каждому конкретному случаю с точки зрения его индивидуальности. Исходя из этого представления, статистические обобщения не имеют смысла;
  • человеческая жизнь – это единый процесс бытия и становления человека;
  • человек – активное существо, которому необходимо развитие;
  • главная психологическая реальность – это переживания человека;
  • человек может руководствоваться своими принципами и ценностями, что помогает ему быть в определенной степени независимым от внешних причин.

Методы гуманистической психологии

Гуманистическая психология получила широкое распространение, что привело к расширению набора подходящих этому направлению методов. Среди наиболее известных методов можно назвать такие:

Было бы неточным называть гуманистическую психологию научной теорией. На момент появления она заняла важную нишу в понимании, что есть человек, и довольно быстро стала общекультурным явлением.

Гуманистическое направление в психологии представляет собой одно из основных течений, изучающих здорового, творческого человека. Возникло оно в 50-е годы прошлого столетия, и уже в течение следующих десяти лет данное направление получило свое развитие. В 1964 году впервые состоялась конференция, посвященная вопросам нового психологического направления.

Принцип становления

Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления. Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника. Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.

Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия. Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек. Жизнь - непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.

Субъективность восприятия

Еще одна из основополагающих концепций гуманистического направления психологии заключается в том, что единственная «реальность», которая доступна конкретной личности, субъективна. Подобный взгляд можно также охарактеризовать в качестве феноменологического. Теоретические конструкты вместе с внешним поведением занимают вторичную позицию по отношению к непосредственному опыту личности, а также неповторимому значению этого опыта для нее. Как писал об этом Маслоу: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».

Концепция целостности

Одна из важнейших идей гуманистической психологии заключается в рассмотрении индивида как уникального целого. Уже Маслоу увидел, что психологи в течение очень длительного времени сосредотачивались на подробном анализе отдельных событий в жизни человека, пренебрегая его целостностью. Они изучали деревья, а не весь лес. Фактически теория, которая была впервые разработана Маслоу и развита его последователями, являлась протестом против подобных воззрений, берущих свое начало от бихевиоризма. Принцип целого, которое всегда больше суммы его частей, точно отражается во многих теоретических трудах исследователей данного направления.

Творческое начало в человеке

Гуманистическая психология признает наличие креативной стороны в каждой личности. Возможно, данное положение является одним из наиболее значительных во всем этом направлении. Творчество является наиболее универсальной характеристикой, которая потенциально наличествует в каждом человеке с самого рождения. Однако нередко люди теряют способность творить в результате воздействия внешней среды - в частности, в процессе получения официального образования.

Внутренняя природа человека

Фрейд достаточно ясно намекал на то, что человек находится во власти управляющих им бессознательных сил. Основатель психоанализа также подчеркивал, что если человек не будет контролировать бессознательные импульсы, это приведет к уничтожению других людей или же самого себя. Сложно судить о том, насколько справедлива подобная точка зрения, однако Фрейд слабо верил в то, что людьми движет светлое начало.

Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.

Конечно, это мнение вполне может оспорить тот человек, который темным вечером подвергнется нападению грабителей. Но Маслоу утверждал, что разрушительные силы, действующие в людях, являются прямым результатом фрустрации, невозможности удовлетворить собственные потребности. От природы же в каждом заложены позитивные возможности для достижения самореализации. Такого позитивного взгляда на человека придерживался Маслоу в течение всей своей жизни.

Одним из главных представителей гуманистической психологии, выступающий также и ее основоположником, является Именно им была предложена концепция целостной личности. Теория Маслоу противопоставлялась господствующим тогда учениям бихевиоризма и психоанализа. Маслоу предполагал, что сущность каждого человека является исключительно позитивной и стремится к непрерывному развитию. В таком случае цель психологии состоит в том, чтобы помочь личности найти в себе то, что в ней уже заложено. Данные особенности согласно гуманистической психологии Маслоу существуют в виде врожденных возможностей. Они могут быть актуализированы внешними факторами. Идеи Маслоу и послужили фундаментом для дальнейшего развития гуманистического направления.

Маслоу внес большой вклад в развитие психологической науки. Именно он переключил внимание с работы над неврозами на изучение особенностей психологии здорового человека.

Карл Рэнсом Роджерс

Роджерс является одним из авторов центрального понятия гуманистической психологии - о самоакутализации. Согласно Роджерсу, последнее обозначает врожденную тенденцию к росту и развитию, заложенную в человеке. Все, что требуется для реализации заложенного в человеке потенциала, - это соответствующие условия.

Понятие Роджерса о «Я-концепции»

Фундаментальным элементом структуры личности в гуманистической психологии Роджерса является «Я-концепция», которая формируется при непрестанном взаимодействии человека с окружающим миром. Если между представлением о себе («Я-концепцией»), реальным опытом и идеальным «Я» есть расхождение, личность вводит в действие разнообразные механизмы психологических защит. Проявляются они или в выборочности восприятия, или в искажении опыта. В ряде случаев это приводит к психологической дезадаптации.

Еще одним видным представителем гуманистической психологии является Виктор Эмиль Франкл, психолог и психиатр из Австрии. Именно Франклом была создана концепция логотерапии. Согласно ей, движущей силой развития личности является желание отыскать жизненный смысл. Человек может не задавать этот вопрос прямо, а отвечать на него собственными реальными делами, поступками. Роль смысла для каждой отдельно взятой личности выполняют ценности. Виктор Франкл в своих трудах описывает три категории таких ценностей:

  • Ценность творчества (первоочередное значение имеет труд).
  • Переживания (например, любовь).
  • Жизненного отношения (сознательно избираемая и вырабатываемая индивидом позиция, которой он придерживается в критических жизненных обстоятельствах).

В процессе осуществления смысла человек и приходит к самореализации, осуществлению себя. Совесть представляет собой ту внутреннюю инстанцию, которая помогает личности определить, какой именно из потенциальных смыслов является истинным.

В одном из своих основных трудов под названием «Человек в поисках смысла» Франкл пишет о своем личном опыте выживания в страшных условиях концентрационного лагеря. В этой же книге он излагает свой опыт нахождения ценности жизни, ее смысла даже в такой ужасающей обстановке. Метод Франкла исследователи относят к категории экзистенциальной терапии. Работы его стали источником вдохновения для многих представителей гуманистического направления. Сам Франкл пришел к выводу о том, что главный стрессор для человека - это отсутствие смысла жизни. По мнению психолога, экзистенциальный невроз по своей сути тождествен кризису бессмысленного существования.

Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента

Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни. Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя. Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.

Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.

Тесты и другие методы

Метод гуманистической психологии, целью которого является интегральная, целостная диагностика личности - опросник «Чувства. Реакции. Убеждения», разработанный Д. Картрайтом. Еще один тест, который анализирует особенности самоактуализации личности, был разработан Э. Шостромом. Базируется опросник самоактуализации Шострома на основе теории Маслоу, Перлза и других. Нередко используется и «Тест эмпатических тенденций», авторство которого принадлежит Э. Мехрабиану.

Количество методик, используемых в гуманистическом направлении, достаточно велико. Еще в 1971 году в Америке С. Петерсоном был разработан так называемый «Каталог путей личностного роста», в котором на тот момент перечислялось порядка 40 методов, применяемых в гуманистической психологии. Кратко перечислим некоторые из них:

  • арт-терапия (рисование, музыка, танец);
  • визуализация;
  • восточные техники (медитация, йога);
  • гештальт-терапия;
  • психодрама;
  • трансактный анализ;
  • экзистенциальная психотерапия.

Недирективный метод психологического консультирования

Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.

В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.

Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека. Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя. Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.

Рассмотрим несколько занимательных фактов о гуманистическом направлении.

  • Идеи, предложенные Маслоу, были раскритикованы основоположником психоанализа З. Фрейдом.
  • Франкл изобрел понятие «воскресного невроза», которое характеризует подавленное психоэмоциональное состояние, которое человек может испытывать по завершении трудовой недели.
  • Карл Роджерс, один из основоположников гуманистического направления, в юности планировал стать фермером.
  • К гуманистическому направлению также относится и школа позитивной психологии.
  • В качестве своей философской базы гуманистическая психология опирается на экзистенциализм.
  • Данное направление в психологии выступает против построения психологического знания по принципу естественных наук.

Заключение

Природу человека невозможно определить исчерпывающим образом, ведь одной из ее основных черт является не только то, что именно делает личность, но и то, каким образом она это делает. Человек является не только тем, кто он есть в определенный момент времени. В нем также заложены возможности и шансы на преобразование, надежды, мечты. Люди должны признавать и за собой, и за другими самостоятельно творить собственную жизнь. Любой опыт, даже негативный, при этом является полезным, достойным уважения и признания. Ведь он предохраняет нас от совершения ошибок в будущем.

Гуманистическая психология - направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).

Возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.

Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.

Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.

С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие. Сущее - это предмет науки, а бытие - предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.

По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм - это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.

Основные положения гуманистической психологии:
1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
6. Самореализация - это неотъемлемая часть природы человека.
7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:
ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

Гуманистическая психология

К направлению, называющему себя гуманистической психологией, принадлежат Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлота Бюлер, Гордон Олпорт и другие. Сами гуманистические психологи считают, что многих других психолог, даже совершено разных ориентаций, можно называть гуманистическими, если они в той или иной степени придерживаются некоторых постулатов.

Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных, прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Вот три признака гуманистической психологии:

1. Гуманистическая психология – психология антиэкспериментальная, ее представителей объединяет отрицание экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.

2. Это – психология, которая вырастает и питается определенным направлением психотерапии – не связанным с идеями модификации поведения.

3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все делать сама, но ей важно помочь.

Гуманистическим является тот психолог, который считает себя гуманистическим, то есть в основе – характеристика его самосознания. Нет четких границ, но есть основные идеи – ориентация на целостного человека, на его развитие, раскрытие его потенциала, на помощь и устранение барьеров в этом развитии.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое;

Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека (в отличие от бихевиоризма);

Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно – научной детерминации. Игнорируя философские постулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии 20 в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.

Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.