Патриотизм – главный ключ к возрождению Русской Цивилизации. Патриотизм в реальной жизни

Транскрипт

1 ПАТРИОТИЗМ И ЕГО ПРИМЕРЫ В ИСТОРИИ РОССИИ Иоффе Андрей Наумович, доктор педагогических наук, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Москва. Идея занятия. Данное занятие может быть проведено на итоговых уроках истории, на обществознании при рассмотрении вопросов патриотизма, в рамках электива по политологии или внеклассной воспитательной работы, а также в системе дополнительного образования (клубах, кружках и т. п.). Занятие построено на межпредметных связях (в первую очередь истории и обществознания с потенциалом привлечения знаний по литературе). Предлагаемые способы деятельности учащихся на занятии также помогут школьникам успешно подготовиться к выполнению заданий в рамках ЕГЭ и ГИА (в большей степени в части В и С, частично в части А). Преподавание построено на сочетании различных стратегий с акцентом на интерактивное взаимодействие. Организационный блок. Для проведения занятия потребуются следующие раздаточные материалы: - листки с заданиями для формирования групп (Приложение 1); - дополнительная информация об исторических деятелях для работы в группах; - таблица для заполнения; - список афоризмов; -документ для анализа (Приложение 2). Техническое сопровождение - компьютер, проектор и экран (или электронная доска), возможна электронная презентация. Должны быть созданы комфортные условия для работы в 4-х группах. Ожидаемые результаты. В результате проведения занятия участники смогут: - давать собственное определение патриотизма на основе понимания разных подходов к его трактовке; называть исторические события и приводить примеры личностей в истории России, связанные с патриотизмом; - формулировать вопросы и анализировать высказывания; - занимать собственную позицию по поводу патриотизма и его проявлений. Мотивационный блок Первый вариант. Преподаватель задает группе достаточно личный вопрос: «Являетесь ли вы патриотами России или нет?» с просьбой помочь в поиске ответа на него («Как вы думаете?»). Такой вариант создает личностную окраску и способствует вовлечению учащихся в разговор. Учащиеся могут задавать вопросы, высказать свою точку зрения. Второй вариант. Характеристики понятия «патриотизм». Что это такое? Индивидуальное и коллективное в патриотизме. Примеры патриотизма в истории. Что основное в

2 патриотизме, на чем он базируется? Всегда ли патриотизм требует наличия врага? В чем может проявляться патриотизм? Третий вариант. Что значит слово «патриотизм» для каждого? Что является символом патриотизма? По результатам обсуждения на доске или ватмане записываются основные подходы к пониманию патриотизма и его проявления (они же являются и критериями определения патриотизма человека): - возвышенные чувства (гордость, уважение, благоговение) по отношению к символам страны (не только официальным политическим, но и неофициальным, в том числе и к достижениям спортсменов, победам на соревнованиях); - готовность пожертвовать жизнью ради защиты Отечества (военно-патриотическое направление, в том числе касательно и воинской службы); - знание истории и культуры своей страны (показывает уважение к предкам и их достижениям); - любовь к малой родине (забота о месте, где человек родился и вырос); - забота об окружающей среде, охране природы; - деятельность на благо своей страны и ее граждан (профессиональная, общественная, добровольная, благотворительная, творческая и т. п.); - доброжелательное отношение к окружающим людям и забота о ближних; - конструктивная критика недостатков; - мировоззрение и ценности, основанные на любви к стране. Участники на основе этих подходов формулируют в тетрадях собственное определение понятия «патриотизм». Следует обратить внимание, что патриотизм может быть подлинным и мнимым, негативным (отрицающим) и позитивным (доброжелательным), квасным (ритуальным) и глубинным (ценностным), чувственным и разумным, спокойным и воинственным, инстинктивным и осознанным. Квасной патриотизм (справка) Патриотизм, основанный на признании традиционных форм русского быта (одежды, обычаев и т. д.) в качестве безусловных ценностей. И.И.Панаев считал первым квасным патриотом С.Н.Глинку - редактора журнала «Русский вестник». Одним из первых это выражение употребил А.Н.Муханов («Дневник» за июль 1832 г.). Квас, имевший с древних времен самое широкое распространение в русском обществе и считавшийся народным напитком, к концу XIX в. в интеллигентских и аристократических кругах, где правила мода на все западное, стал считаться чуть ли не реакционным. «Демократы» быстро нашли квасу замену: мужчины пили пиво, женщины - лимонад. В кругах консерваторов и поборников традиций, полемизировавших с «западничеством», это встретило сопротивление. Например, знаменитый русский химик Д.И. Менделеев в 1892 г. призывал к возрождению народного опыта приготовления кваса: «Русский квас с его кислотностью и его здоровым сытным вкусом нужен теперь, когда искусство домашней заготовки кваса начало исчезать». Так квас стал напитком «патриотическим» и стал символизировать «коренное», истинное славянство, отечестволюбие и восторженный патриотизм. Именно этаком контексте читались строки одного из рассказов И.С.Тургенева: «Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного, а вина французские, особенно красные, терпеть не мог и называл их кислятиной». Настоящие патриоты гордятся своей Родиной, но не закрывают глаза на ее проблемы, а пытаются их решить. Однако есть и такие люди, которые считают себя патриотами только потому, что без разбора восхваляют

3 все «свое» и отвергают «чужое». Они не замечают настоящего величия своей страны, а гордятся всевозможными мелочами, такими как покрой одежды или пристрастие к блюдам национальной кухни. Сохранение этих, в сущности, пустяков представляется им первым делом патриота. Настоящий русский человек в их представлении должен есть щи да кашу, вытирая рот бородой и, конечно, запивая кушанья квасом. Именно таких ограниченных и недалеких людей, порицающих все иностранное, известный поэт П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, называл «квасными патриотами». «Многие, - писал он, - почитают за патриотизм похвалу всему, что свое. Французский государственный деятель Тюрго называл это лакейским патриотизмом... У нас можно его назвать квасным патриотизмом». Из эпиграммы В.А. Жуковского: «Наевшись щей, напившись кваса, их разобрал патриотизм». Информационный блок Чтобы лучше понять суть патриотизма и посмотреть, какие примеры патриотизма можно найти в истории России, следует окунуться в ее прошлое. Для примера может быть выбрано 4 исторических периода (века) или больше, а также 4 личности в каждом веке (они могут быть и другими). В данном занятии выбраны: XIII в. (Александр Невский), XVII в. (К.Минин), XIX в. (П.Чаадаев), XX в. (П.Столыпин). Сознательно были взяты противоречивые фигуры п противоречивые эпохи. Если занятие проводится со взрослыми в системе повышения квалификации, то можно сделать его по модели «Аквариум», когда есть внешние наблюдатели-экперты, которых в данном случае следует разделить на 4 группы: «Методисты» - определяют методы, формы и приемы, которые использовались в занятии, результативность и т. п. «Критики» - стараются увидеть недостатки, должны предложить конструктивные изменения, которые можно внести в данное занятие для его улучшения. «Позитивы» - выделяют наиболее удачное и положительное, что вызвало наибольший интерес, было оригинальным и т. п. «Любознайки» - формулируют вопросы по ходу занятия к преподавателю или участникам. На столах лежат листы с указанием веков (4 стола). Каждый участник получает листок с утверждением (краткой характеристикой исторической личности). Ему надо определить, к какой личности и какому веку относится утверждение, и сесть за соответствующий стол. Фактически в данном случае решается тест с четырьмя вариантами ответов, один из которых правильный. Возможные задания даются в Приложении 1. Они должны соответствовать следующим вопросам: кто (имя исторической личности)? Чем занимался (должность, профессия, положение в обществе)? Как проявил свой патриотизм (в действиях или творчестве)? Что сохранило историческую память о нем (произведения, памятники, афоризмы, обороты речи и т. п.)? Отвечая на эти вопросы, участники как бы собирают картину из кусочков мозаики (пазл). Они по ходу могут обмениваться мнениями и определять свою группу. Затем каждая группа получает дополнительную информацию о своем герое (составляется преподавателем самостоятельно с учетом уровня подготовки учеников). Дается 5 мин на чтение и 10 мин на обсуждение по следующим вопросам: - почему данную историческую личность можно назвать патриотом? В чем проявился патриотизм? - были ли примеры патриотизма среди других исторических героев данного типа? В ходе обсуждения и ответов на вопросы заполняется таблица (в правой колонке приведены примерные ответы, но список, разумеется, может быть расширен).

4 Табл. Типы исторических личностей - патриотов Тип исторической личности Проявления патриотизма Другие примеры данного типа Правитель (военачальник): Александр Невский Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Иван III, Петр I, А. В. Суворов, Г.К. Жуков Реформатор (чиновник): П. А. Столыпин И. И. Бецкой, М.М. Сперанский, А.Н. Косыгин, Е.Т. Гайдар Народный лидер: К.Минин Богдан Хмельницкий, Деятель культуры (просветитель): П. Я. Чаадаев Н.И. Махно Сергий Радонежский, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, А. И. Солженицын Аналитический блок Вариант 1. Ученики получают список высказываний (афоризмов) по теме патриотизма: «Где хорошо, там и родина» (Аристофан). «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все» (М. Робеспьер). «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Д. Байрон). «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, - только бы ее не обманывать» (П.Я. Чаадаев). «Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни» (А.Н. Островский). «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» (В.Г. Белинский). «У всех две родины: одна по рождению, другая по гражданству» (Цицерон). «Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество» (Г.Р. Державин). «Любовь к родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон). Каждый ученик должен выбрать высказывания последующим позициям: - самое удачное высказывание; - самое спорное высказывание; - самое непонятное высказывание; - наиболее яркое высказывание по отношению к своему герою. Также группам предлагается придумать собственное высказывание о патриотизме. Преподаватель может на примере одного высказывания продемонстрировать требования к работе. Это может быть сделано на примере высказывания Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи»: положительно - акцент на конкретность и ближайший круг действия, отрицательно - опасность превращения семейного и кровно-родственного патриотизма в корпоративный патриотизм, непонятное - что подразумевается под семьей, с героем - связать со Столыпиным (заботясь о семье, не хотел быть премьером - но настоял император). Вариант 2. Работа с фрагментом текста (Приложение 2; полностью текст статьи, размещенный по адресу может быть дан для самостоятельного чтения и размышления, возможно - в качестве домашнего задания с вопросами). Вопросы по документу: - какова основная мысль фрагмента? - какие вопросы можно сформулировать к тексту?

5 - каким может быть короткий план выступления по проблеме, затронутой в документе? Оценочно-рефлексивный блок Возвращение к ожидаемым результатам занятия. Проблемные вопросы для общего обсуждения или индивидуальных размышлений: - что общего и в чем различия между патриотизмом и гражданственностью? - какие поступки в своей собственной жизни могли бы вы отнести к проявлениям патриотизма? Другим вариантом завершения занятия могут стать ассоциации по каждой букве в слове «патриотизм». Задание на дом - привести примеры патриотической тематики в литературных произведениях, скульптуре, живописи, кино и театре, музыке. Приложение 1. Задания для разделения на группы Александр Ярославич (Невский) Князь в Новгороде Великом, Киеве и Владимире. Руководил войском во время Ледового побоища. Его именем названа лавра в Санкт-Петербурге. Ему приписываегся высказывание «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». Его подвиг был отражен в художественном фильме, который во время Великой Отечественной войны поднимал дух бойцов нашей армии. Сражался со шведами в Невской битве. Памятник ему поставлен в Пскове, ко торый он освободил от врагов. Был назван именем России по опросу и голосованию, проведенному в 2009 г. Кузьма Минин Был одним из руководителей народного ополчения. Возглавлял освобождение Москвы от интервентов. Ему и князю Д. Пожарскому поставлен памятник на Красной площади в Москве. Ранее предполагалось, что он прозывался Сухоруком или Сухоруким. Был земским старостой и возглавил сбор средств на организацию ополчения. Входил в Совет всея земли, а затем стал членом Боярской думы. На памятнике в честь освобождения Москвы от захватчиков его именуют гражданином. Похоронен в Нижнем Новгороде, где его подвигу посвящен обелиск. Петр Яковлевич Чаадаев Писатель, публицист, философ, воин (участник Бородинского сражения). Написал «Философические письма», где открыто и смело высказал свои мысли по поводу общественного развития России. А.С. Пушкин посвятил ему несколько своих стихотворений (в том числе знаменитое стихотворное послание). Всю Отечественную войну прошел бок о бок со своим другом Якушкиным - будущим декабристом. Был объявлен сумасшедшим. Считается прототипом главного героя пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

6 За публикацию его произведения цензора уволили со службы, журнал закрыли, а редактора сослали. Петр Аркадьевич Столыпин Занимал должность министра внутренних дел, а затем премьер-министра. Проводил аграрную реформу, в результате которой была ослаблена община и стала развиваться частная собственность. Долгое время его именем назывались вагоны-теплушки, так как в них многие переселенцы отправлялись в Сибирь. Сыграл значительную роль в подавлении Первой российской революции. Способствовал принятию закона о военно-полевых судах, который ужесточая наказание за совершение тяжких преступлений (получил прозвище «вешатель»). Его высказывание «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стало крылатой фразой. Был убит революционером и одновременно агентом полиции. Приложение 2. Документ для анализа. Из статьи «Патриотизм у россиян - в прошлом» («Московский комсомолец», 5 июля 2010 г. автор В. Федоров) Подавляющее большинство россиян - 84 % - считают себя патриотами. Это значит, что они любят свою страну, ведь именно так мы сегодня расшифровываем понятие «патриотизм». Реагируя на просьбу как-то ответить на вопрос «кто вы такой?», 58 % определяют себя как граждан России. Все другие варианты ответа - «просто человек», «москвич», «русский», «европеец», «отец» и проч. - резко уступают гражданской самоидентификации. Интересно, однако, что главным предметом, основанием гордости за свою страну для абсолютного большинства выступает не ее драматическое настоящее или, тем более, светлое будущее, а прошлое - исторические события, память о великих предках. Истинным же проявлением патриотизма мы считаем не работу на благо страны, а уважение к отечественным традициям, укрепление собственной семьи и воспитание детей. Новый российский патриотизм имеет довольно необычное лицо, сильно отличающееся и от классически-советского, и от перестроечно-реформаторского образцов. С одной стороны, все последние двадцать лет в нем росла составляющая «любить Родину» и падала - «работать во благо страны». С другой - снижается доля тех, кто настроен при любой погоде «рубить правду-матку» о своей стране, наслаждаясь морально-политическим стриптизом, и тем более - отдавать всего себя коренной переделке страны, забывая о собственных профессиональных, семейных и прочих обязанностях. Сегодня готов поработать на Россию только каждый четвертый, а десять лет назад декларировал такую готовность каждый третий. Источник: Преподавание истории в школе С


Самоидентификация россиян МОСКВА, 2011 год Параметры исследования Самоидентификация россиян Патриотизм: гражданский? Этнический? Конфессиональный? Источник всероссийские опросы ВЦИОМ 2005-2011 гг. Личное

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Липовская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Т.Гришина» Творческий проект Создание видеофильма «Герои среди нас» Разработали: Амелин А.П.

ГКУПК СОН ЦПД г. Перми ПРОЕКТ «Славься Отечество!» Календарь воинской славы России 2016 Составили воспитатели: Верещагина Н.А., Шарапова Т.П., Волкова Е.А.. АКТУАЛЬНОСТЬ Еще в XIX веке видный военный деятель

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КАДЕТСТВА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРЕДМЕТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ З.В.БЕРЕСНЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОАУ СОШ 70 Г.КИРОВА «Воспитание великое дело: им решается участь

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Макарова» Согласовано ШМО учителей гуманитарного цикла Председатель ШМО И.В.Воробьева Протокол 1 от 15 августа

Даты и события, обязательные для запоминания 988 г. принятие христианства на Руси. 1812 г. война России против Наполеона (Отечественная война). 1825 г. восстание декабристов. 1861 г. отмена крепостного

МОУДОД «Жарковский Дом детского творчества» Конспект мероприятия на тему «Я гражданин России» посвященного Дню народного единства (1 класс) Педагог дополнительного образования: Макарова Н.Г. п.жарковский,

ГКОУ ЛО «Киришская школа-интернат» Рабочая программа по истории Отечества для обучающихся 7 класса Киришской школы-интерната на 2016 2017 учебный год Составитель: учитель Давыдкина Л.В. 2016г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 49» Конспект занятия по внеурочной деятельности Кружок «Я гражданин России» (духовно - нравственное направление)

Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания. Преподаватель: Чубарова Н. В. Патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности. Формирование

ИСТОРИЯ РОССИИ. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ РАЗДЕЛ I. История Руси - России(IХ ХVII века) Тема 1. Древняя Русь (IХ ХIII века) 1. На какой территории было создано Древнерусское государство? 2. Кем было создано Древнерусское

Сценарный план проведения урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 «Д» классе. Урок 30 «Любовь и уважение к Отечеству». Учитель: Сергунина Ольга Семеновна Это открытый метапредметный урок

Рассказу о героической битве народов Руси и ее выдающихся представителей Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому против иноземных захватчиков 1612 года посвящена виртуальная выставка «Сыны Отечества». «Сыны

Название тем Всего часов самостоятельной работы. Структура курса. Особенности ГИА по истории России. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э Восточные славяне: расселение, соседи,

Пояснительная записка Рабочая программа спецкурса по истории «Личность и история России» составлена на основе: ФГОС ООО; примерной программы по истории, авторской программы А.А. Данилова «История России»

Государственное бюджетное учреждение средняя образовательная школа 541 Курортного района г. Санкт-Петербурга План-конспект урока по литературному чтению в 4 «б» классе Тема: «Они защищали Родину» Учитель:

УТВЕРЖДАЮ ПОЛОЖЕНИЕ о проведении серии интеллектуальных игр «Живая история» в рамках проекта «Доброму городу добрые дела» Директор МУК «ЦБС» С.И. Чехова 2012 года Общие положения Настоящее Положение определяет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

Урок 30. 25.04.2017 г. Учителя ОРСЭ: Давыдова Маргарита Анатольевна, Сергеева Наталья Васильевна Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству Цель урока: Повысить интерес к истории и культуре своей страны,

День воинской славы России 18 апреля День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (5 апреля 1242 г.) «На земле прекрасней я не знаю Русской заповедной стороны!

Название Урок истории в 6 классе по теме «Русь и Золотая орда» Аннотация Представлена разработка с использованием компьютерных технологий, ее можно использовать в качестве демонстрационного материала к

Краткая аннотация к программе «История» История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала Программа предусматривает

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа 1 имени А.А.Мезенцева» Проект по патриотическому воспитанию Составитель: заместитель директора по ВР Спицына Т.Д. 2017 г. Пояснительная записка. Актуальность

Консультация для родителей Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Подготовила воспитатель: Демченко Ольга Геннадьевна В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается,

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 4 1. Основные даты и события 1682-1725 - царствование Петра I. 1700-1721 - Северная война (война России со Швецией). 1703 - основание Санкт-Петербурга. 1725 - создание Академии

МОУ «Мордвесская СОШ имени В.Ф.Романова» Венёвский район Тульская область Конспект урока по теме: «Дни воинской славы России» Урок подготовили: Кочеткова Н.А., учитель информатики Кочетков А.В., преподаватель

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа 84» г. Нижнего Новгорода Утверждено приказом от 24.06.2016 272 Рабочая программа по предмету «История России» (7-9 классы) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Беседа, обзор книжной выставки: «Слава тебе, победитель солдат» (23 февраля День защитника Отечества). Цель: познакомить обучающихся с историей происхождения праздника Задачи: воспитывать уважительное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Земцовская средняя общеобразовательная школа Работу выполнил ученик 7 класса Земцовской школы Бочаров Антон. Руководитель Хозяинова Альвина Борисовна,

Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательный Центр» Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа 15 им. Н.И. Дементьева

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 52 Проект «ПОДВИГУ ЖИТЬ В ВЕКАХ!» В рамках месячника оборонно-массовой и

ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ ГБОУ СОШ 904 «Утверждаю» Директор школы 904 Е.А. Тишкова «02» сентября 2013 г. ПРОГРАММА ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Педагог-организатор

ГКОУ ЛО «Киришская специальная школа-интернат» «Рассмотрена» на МС школы «Утверждена» распоряжением Протокол от 20 г от 20 г. Рабочая программа по истории Отечества для обучающихся 7 класса специальной

БИБЛИОТЕКА Волгоградской государственной академии физической культуры ПРЕДСТАВЛЯЕТ виртуальную выставку «Позови меня, Отчизна!» (ко Дню воинской славы России) 23 февраля - день воинской славы России, которую

Календарный план-график выполнения социального проекта «России верные сыны» Псковской областной общественной организации «Собрание высшего офицерского состава» («Клуб генералов и адмиралов») п/п Наименование

УТВЕРЖДАЮ Директор школы МОАУ СОШ 18 С.Р.Шадрина 1 сентября 2012 г. План работы кадетского корпуса МОАУ СОШ 18 г. Кирова на 2012-2013 учебный год г. Киров В МОАУ СОШ 18 г. Кирова на 2012-2013 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кесовогорская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза А.В.Алелюхина» Конспект урока по обществознанию в 5 классе «Одноклассники,

Опрос «ФОМнибус» июня. населенных пунктов, 43 субъекта РФ, респондентов. Уроки истории Когда Вы учились в школе, Вам нравилась или не нравилась история как учебный предмет? 8 4 Какие исторические периоды,

Гражданское становление личности Иоффе А.Н. Высказывания «В общих делах мы помогаем друг другу, а в частных не мешаем» (Перикл) «Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого

Технологическая карта урока литературы «Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» Лейкина Л.С., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение Программа гражданско патриотического воспитания «Я - Россиянин» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Законом

23 Патриотизм Опрос «ФОМнибус» 4 марта. 14 населенных пункта, 3 субъекта РФ, 1 респондентов. Патриоты в России Вы считаете или не считаете себя патриотом? 4 3 2 1 1 12 1 3 декабря 1 декабря 12 13 апреля

Программа учебного предмета «Основы военной службы» 10 класс Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы явились: - Федеральный компонент государственного стандарта общего

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности: п/п Дата Факт Наименование разделов, тем Планируемые результаты (УДД) Формы контроля 1 Вводный урок Знать значение, использование

МБОУ «Западнодвинская СОШ 1» Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Пояснительная записка Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная

Приложение к основной образовательной программе ООО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СЕРЕБРЯНОМУ ПОЯСУ РОССИИ 5 КЛАССЫ Составитель: Караваева Н.Н., учитель музыки Пояснительная записка Недельная нагрузка: 0,5 часа

Пояснительная записка Направленность данной программы: Патриотическое воспитание Актуальность Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека,

13 марта 1995 года N 32-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ И ПАМЯТНЫХ ДАТАХ РОССИИ Принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004

Учитель:Жидкова Инга Евгеньевна Предмет литература Класс 7 Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап) 2016-2017 учебный год 5 класс Максимальное количество баллов 56 Время выполнения 1 академический

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ОТ «_7» НОЯБРЯ 04 ГОДА Учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ 7 ШИПИЛОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Предметная тема: «М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

Памятник Минину и Пожарскому 195 лет со дня открытия на Красной Площади Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев Кузьма (Козьма)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ СОВЕТА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ К.К.РОКОССОВСКОГО -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тематика занятий Количество часов Тема. Вводное занятие 2 Занятие -2. Цели, задачи деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6» Принято на заседании методического совета протокол 1 От «29» 08. 2014 г «Утверждаю» Директор МОСШ 6 А.П. Сущая Приказ

1 Пояснительная записка Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи.

Пояснительная записка Рабочая программа «Исторические личности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Внеурочная

Перечень значимых мероприятий системы образования Департамента города Москвы на 2015-2016 учебный год, в которых планируется участие кадетских классов ГБОУ Школа 1212: Московские кадетские военно-спортивные

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы общеобразовательных учреждений «История.

Аналитическая справка о проведении анкетирования «Быть патриотом, что это значит?» в период военно-патриотической смены «Отечество» 204 год В рамках тематике смены с участниками берегового лагеря было

Ефремова О.В., учитель начальных классов МБОУ Школа 36 г.о. Самара ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Трансформации, которые произошли

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа 1 имени А.А.Мезенцева» Социальный проект Срок реализации октябрь 2016 Участники проекта ученики, педагоги, родители Составитель: Спицына Т.Д., заместитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературное краеведение» (далее Программа) реализуется в составе комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Пояснительная записка Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения

На вопрос Что значит быть патриотом (примеры из жизни) заданный автором философствовать лучший ответ это Быть патриотом значит быть преданным своей стране и быть готовым защищать её интересы и даже отдать свою жизнь если этого потребует Отчизна
Много примеров патриотизма можно взять из истории
Так в начале XVII века народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в борьбе с иноземными захватчиками отстояли независимость России.
Во время ВОВ многие патриоты шли на смерть чтобы защитить свою страну: Александр матросов, Зоя Космодемьянская,

Ответ от Манька облигация?¦? [гуру]
Ездить на ВАЗе...


Ответ от Евгений пуров [гуру]
ездить на калине и курить приму


Ответ от Европейский [гуру]
Стать депутатом. Они все патриоты.


Ответ от Проселок [гуру]
Подвиг Зины Портновой
Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса летом 1941 года она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там её и застала война. Белоруссию заняли фашисты.
С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали решительно действовать, была создана тайная организация «юные мстители». Ребята вели борьбу с фашистскими оккупантами. Ими была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десять фашистских эшелонов. Отвлекая противника, «Мстители» разрушали мосты и шоссе, взорвали местную электростанцию, сожгли завод. Добывая сведения о действиях немцев, они сразу же передавали их партизанам.
Зине Портновой поручали всё более сложные задания. По одному из них девочке удалось устроиться на работу в немецкую столовую. Поработав там немного, она осуществила эффективную операцию – отравила пищу для немецких солдат. Более 100 фашистов пострадали от её обеда. Немцы стали обвинять Зину. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.
В 1943 году появились предатели, которые раскрывали секретные сведения и выдавали наших ребят фашистам. Многие были арестованы и расстреляны. Тогда командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Фашисты схватили юную партизанку, когда та возвращалась с задания. Зину страшно пытали. Но ответом врагу было лишь её молчание, презрение и ненависть. Допросы не прекращались.
«Гестаповец подошел к окну. А Зина, метнувшись к столу, схватила пистолет. Очевидно уловив шорох, офицер порывисто обернулся, но оружие было уже в ее руке. Она нажала курок. Выстрела почему-то не слышала. Только увидела, как немец, схватившись руками за грудь, свалился на пол, а второй, сидевший за боковым столом, вскочил со стула и торопливо отстегивал кобуру револьвера. Она направила пистолет и на него. Снова, почти не целясь, нажала курок. Бросившись к выходу, Зина рванула на себя дверь, выскочила в соседнюю комнату и оттуда на крыльцо. Там она почти в упор выстрелила в часового. Выбежав из здания комендатуры, Портнова вихрем помчалась вниз по тропинке.
«Только бы добежать до реки» , – думала девочка. Но сзади слышался шум погони… “Почему они не стреляют? ” Совсем рядом уже казалась гладь воды. А за рекой чернел лес. Она услышала звук автоматной стрельбы, и что-то колючее пронзило ногу. Зина упала на речной песок. У нее еще хватило сил, слегка приподнявшись, выстрелить… Последнюю пулю она берегла для себя.
Когда немцы подбежали совсем близко, она решила, что все кончено, и наставила пистолет себе на грудь и нажала курок. Но выстрела не последовало: осечка. Фашист вышиб пистолет из ее слабеющих рук» .
Зина была отправлена в тюрьму. Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, что бы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала ее.
Утром 13 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Она шла, спотыкаясь босыми ногами, по снегу.
Девочка выдержала все пытки. Она по-настоящему любила нашу Родину и погибла за нее, твердо веря в нашу победу.
Зинаиде Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Уважение к своему государству, к его истории, стремление изменить свою страну в лучшую сторону, сделать ее красивее, беречь и ценить родину – обычно в таком проявляется патриотизм каждого человека. Но интересно было бы узнать каков патриотизм в наше время, готовы ли те же школьники в случае чего поступить, как их прадеды, которые, будучи обычными подростками, рвались на фронт, чтоб защитить свое отечество.

В словарях, зачастую, можно встретить определение патриотизму как любви к родному языку, к земле, природе и к власти, которая оберегает свой народ. Национализм и патриотизм не идентичные, но близкие понятия. У них есть ряд отличий и общих характеристик. Помимо этого, патриотизм является производной от национализма.

Рассмотрим наглядный пример проявления национализма и патриотизма. К примеру, каждая семья любит, как свой дом, так и своих родных и близких. Но эта любовь разная. Если семья переедет в другой дом, она не будет так горевать, если умрет кто-то из близких. То есть патриотизм – расширение определения человеческой любви к своему дому, а национализм – к родным людям.

В патриотизме главным является государство, а в национализме - любовь, иногда слишком фанатичная, к своему собственному народу. Согласно опросу среди детей школьного возраста, формирование патриотизма происходит в:

  1. Знании своей истории, уважении опыта старших поколений, его исторического прошлого.
  2. Преданности, как своей стране, так и собственному делу, идеям, взглядах, семье.
  3. Защите государственных ценностей, уважении вековых традиций.

Стоит отметить, что патриотизм проявляется как в уважительном отношении к культурным ценностям своей страны, так и в уважении к соотечественникам. Считается, что воспитание любви к своей Родине должно закладываться еще с раннего детства, но, увы, патриотизм настолько свободное понятие, что оно легко может перейти к расизму или национализму. За последние годы можно заметить широкую популярность различных неофашистских и пр. организаций. Именно в такой обстановке и проявляется проблема патриотизма. Каждому человеку стоит осознавать, что проявление патриотизма – это не фанатичная, дикая любовь как к своей стране, так и своему населению, но и уважение к другим. Проявляя уважительное отношение к другим национальностям, культурам других стран, человек показывает тем самым, что способен к истинному патриотизму, настоящей преданной любви к своему отечеству.

Истинный и ложный патриотизм - отличия

Случается и такое, что личность только стремится делать вид, что всей душой готова постоять за ценности своего государства, что она – истинный патриот. Ее главной целью является достижение личностных целей или же такая игра на публику для того, чтобы иметь хорошую репутацию. В этом проявляется ложный патриотизм.

Стоит отметить, что истинный и ложный патриотизм отличаются тем, что первый основывается на настоящей любви к родине. Человек не стремится об этом сообщать каждому прохожему, он просто знает, что способен в нужный момент постоять за свое государство. В настоящее время иногда можно встретить такое понятие как «кризис патриотизма», вызванный низким уровнем жизни населения и малоэффективной политикой в области образования и воспитания.

Для избегания зарождения новых организаций с ярко выраженным национализмом или для сокращения количества уже имеющихся, необходимо помнить, что чувство патриотизма должно зарождаться с семьи, друзей человека, с его памяти о его старшем поколении, которые отдали последние силы во благо своей родины. И необходимо помнить, что традиции, заложенные ими, необходимо каждому человеку преумножать.

Итак, патриотизм необходимо воспитывать в себе, своих детях еще с самого рождения. Ведь из-за неумелого патриотического воспитания общество получает людей с ярко выраженными античеловеческими взглядами.

Давайте обратимся к трактовке данного слова. Большая Советская Энциклопедия обращает свое внимание на то что это, прежде всего, чувство. И исходя из этого приводит следующие признаки: любовь к родине, желание быть полезным для нее, преданным исключительно ей.

Однако данная дефиниция очень узко касается рассматриваемого понятия. По нашему мнению, любовь к родной земле охватывает ценностный опыт всего народа, к которому причастен человек. Она не только сама является частью традиций и истории, она себе несет всю тяжесть опыта предыдущих поколений.

Приверженность своему народу, уважение к его культуре – вот что означает подлинный патриотизм.

Что мы понимаем под народом? Может быть, это все человечество? Нация? Городок? Село? На самом деле, нельзя четко территориально определить это понятие.

Речь идет об общих ценностях, которых люди придерживаются и стараются претворять в жизнь по собственной воле. И расселен народ в таком случае может быть совершенно по-разному.

Давайте посмотрим на одну интересную формулу. Каждый в ней может увидеть свой смысл.

Народ = Население + Политическая воля + Патриотизм

Одно в ней всегда останется неизменным – народ зависим как от преданности родной земле, так и от воли государства. Последнее для укрепления духа нации готово идти на все, чтобы обеспечить комфортную жизнь населению.

Выделим следующие постулаты, которые можно увидеть в этой формуле.

Народ не может существовать без патриотизма

Мы говорили о том, что данное понятие включает в себя и ценности – моральные, мировоззренческие, бытовые. Представьте, что исчезнет чувство любви к родине – исчезнет уважение к прошлому и традициям – исчезнет народ. Эта цепочка вполне логична. Мы не задумываемся, насколько на самом деле зависим от опыта предыдущих поколений – представьте, что каждому вновь родившемуся человеку предстоит эволюционировать и изобретать колесо. Все достижения, которыми мы пользуемся – продукт деятельности миллионов и миллиардов наших предков. И мы обязаны быть благодарны им.

Внешняя воля может заменить волю собственную

Нам присуще адекватное восприятие событий, происходящих в государстве. Однако воля политическая подразумевает несколько иной смысл. Это – возможность и желание формировать свои ценности, дополняя традиции прошлого. Если мы сами не будем этого делать, то навязать их сможет кто угодно. Важно уметь отстаивать свое право на мнение и не давать чужим стереотипам вклиниваться в жизнь, меняя ее. Вот тут и происходит расщепление между ложным и истинным.

Подлинный патриотизм – это не только любовь к отечеству, к родине. Это еще и отстаивание интересов своего населения.

Почему любить родную страну теперь не модно

Обратимся к достаточно сложной проблеме и попробуем найти если не комплексное решение, то хотя бы полноценный ответ. Что произошло в современном обществе, почему преданность Отечеству вызывает усмешку?

Неужели любить родину не актуально

Многие оппозиционные СМИ пропагандируют желание сместить существующие традиции и коренным образом их изменить. Это в тренде, особенно у молодежи. Можно бесконечно ругать новые веяния, политиков и оппозиционеров. Но придерживаться строго консервативного курса – тоже не идеальный вариант развития событий, как показала история. Самые лучшие изменения – те, которые народ ощущает слабо. Наша психология такова: почти всегда мы противимся чему-то новому, а потому важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно.

Может быть, не то поколение

Сколько сейчас мнений, что молодежь испортилась. Перестала уважать старших, ценить помощь, моральные принципы. Дайте этим людям несколько десятков лет, они поживут и увидят, что без прошлого нет движения в будущее. На свет также рождаются сотни талантливых людей, вроде бы ничего не изменилось. А дух бунтарства, присущий молодежи, вещь весьма преходящая.

Дело в нас самих

А вот это уже больше похоже на правду. Мы, сами того не замечая, с одной стороны развиваемся, а с другой – деградируем. Приведем один неоднозначный пример.

Ученый, долго изучавший эволюцию с точки зрения биологии, решил посмотреть на нее с философской стороны. Человек вечно работает – считается, что именно труд сделал его таким из обезьяны. В то же время люди загнали себя в ловушку – сколько человек может себе позволить жить так, чтобы не работать и наслаждаться жизнью? Только богачи. Так в чем же тогда философский смысл эволюции?

Но вернемся к нашему вопросу. Что же в нас не так? Мы понемногу начали забывать традиции и устои предыдущих поколений. Что-то себя отжило, что-то было присуще только определенному времени, что-то стало смешным ритуалом. Именно так мы потихоньку начали обесценивать и любовь к родине.

Еще одним недооцененным фактором является внешнее влияние. Молодые неокрепшие умы, подвергающиеся форсированным атакам чужих мнений и аргументов, способны породить сомнения в своей юной душе. Именно поэтому истинный патриотизм – это чувство, которым можно и следует укрыться в дни подобных испытаний – он даст силы и терпения.

Как возродить любовь к родине

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть, какие ценности являются важными для современного общества.

Наука и техника

Smart is the new sexy! Услышать вариации подобной фразы сейчас можно отовсюду: по радио, телевизору. За технологиями не только наше будущее, но и ценности нашего поколения. А с чего начинается наука? С образования.

Большой проблемой для многих является получение знаний за достаточно высокие деньги. Многие, зная, что ничему якобы особо не научатся в высших учреждениях, просто покупают «корочки». А это очень страшная тенденция, если подумать. Сколько человек в нашей стране могут покалечить других людей, сломать вещей, жизней, только потому, что решили приобрести диплом в переходе.

Образование никто делать бесплатным просто так не собирается, это факт, который нужно принять. Несмотря на это, молодежь понимает – быть профи в своей области – это почет и уважение. Большинство даже при отсутствии денег на образование стараются получить знания из книг, чужих исследований – весь опыт стараются получить самостоятельно. Эта тенденция может спасти правильное понимание любви к родине у нового поколения.

Защита родной земли

Патриотизм – это понятие, которое во многих учебниках по обществознанию рассматривается как защита своего Отечества от внутренних и внешних врагов.

Но давайте присмотримся к современному обществу: огромное количество парней мечтают «откосить» от армии, зная, какие лишения и испытания им придется претерпевать.

Неправильно сейчас расставляются приоритеты. Великое слово – «патриот» – опошлили, избили и бросили умирать. Думать надо, прежде всего, о том, какие ценности были привиты ребенку в семье – не запугивать армией, казармой, злобными прапорщиками, а рассказать, чему все эти испытания научат.

С другой стороны, институт армии работает сейчас ужасно – немало случаев, когда отслуживших парней привозили домой на инвалидной коляске. И нет, они не были в горячих точках. Это так их «товарищи» постарались. Все идет из семьи. Вот мы и подошли к главному.

Традиционные семейные ценности

Крепкая семья традиционного типа способна воспитать сильную, независимую от внешнего влияния личность, которая адекватно оценивает происходящее в стране и в мире в целом. Такой человек способен не только любить свою родину, но и защищать ее.

Даже если семья не смогла дать того крепкого морального пласта, способного защитить ребенка, научить его ценить и любить свою родину, то он сам может и должен взять на себя роль просветителя. Если не родители, то правильные учителя, церковь, вера – все это способствует пониманию и логично поясняет, что предполагает под собой патриотизм, что значат любовь к себе и людям.

Примеры героизма в России: великие подвиги во имя Отечества

На чем учиться младшим поколениям, как не на опыте старших? Предлагаем посмотреть на героические поступки наших соотечественников, совершенных из любви к своей родной земле.

Примерами богата Великая Отечественная война. Мы представим только те из них, о которых практически забыли. О них мало пишут в книгах и статьях, редко говорят со школьниками на классных часах. Память – высшая награда для воина, лишать которой его нельзя.

Катя Зеленко

Она вошла в историю России как первая женщина-летчица, которая применила таран для уничтожения вражеского самолета. Ее маленький бомбардировщик Су-2 до последнего боролся с немецким упорством – пока не закончились боеприпасы.

Наша героиня решила пойти на отчаянный поступок, который стал роковым в ее жизни. Ее самопожертвование, ни ради славы или денег – оно было важным, имело ценность для нее самой. Катя была воспитана правильно: ее любовь к родине отразилась в героическом поступке.

Дима Комаров

Подвиг этого человека поистине показывает, кто такой патриот и что представляет собой патриотизм. Он, руководя небольшим отрядом добровольцев, пошел тараном на огромный немецкий бронепоезд. И после успешной операции смог уцелеть единственный из всей команды.

Такое поведение восхищает: человек стремился сделать буквально невозможное. Однако вера в себя, собственные силы и отстаиваемые ценности, помогли ему принять решение.

Коля Сиротинин

Этот пример кажется нереальным, однако события подтверждены документально и имели место быть. Этот человек вдвоем со своим другом выступил против полноценного немецкого войска.

Когда боевой товарищ погиб, Коля принялся отбиваться в одиночку. Итогом этому стали уничтожение 17 танков и бронетранспортеров, убийство почти шести десятков немецких солдат. После того как у Сироткина закончились патроны и гранаты, немцы попросили его сдаться. Однако тот с последним пулеметом вылетел на врага – вот и весь ответ. Юный герой погиб, но не сдался.

Епистиния Степанова

Сейчас понять, что относится к патриотизму, а что – нет, достаточно сложно. Да и можно ли измерить любовь к родине одними лишь геройскими поступками?

Епистиния – уникальная женщина, она родила и вырастила 15 детей, десять из которых ушли на войну и не вернулись. Да, никогда не стоит забывать про бытовой подвиг в войну. Как писала в одном из своих рассказов Татьяна Толстая: «женщины прошли тяжелый путь изменений с начала 20 века и по настоящее время. Эти прекрасные, хрупкие ундины, как оказалось, могут быть сильными и смелыми, только лишь этого потребует от них время».

Кратко рассказать, что такое патриотизм, дать ему определение – достаточно сложно, так как это понятие очень широкое. Если брать узко, рассматривая понятие из учебников, то это всего лишь чувство – и чаще всего оно однобоко.

Если с другой стороны посмотреть на проблему, то можно выделить подход, при котором человек, любящий свою страну – это истинный гражданин, который чтит память о прошлом поколении, заботится о своих ценностях.

Да, сейчас существует глубокая проблема обесценивания данного явления, однако также в обществе можно наметить и основные тенденции, которые позволят прививать в дальнейшем молодежи традиционные ценности. В этом, кстати, очень хорошо помогает обращение к своим корням, истокам. Закажите у нас красиво оформленную Книгу родословия , и Вы будете довольны результатом сразу по нескольким причинам: хорошее качество выполненной работы и знакомство с предыдущим поколением, его историей.

Один из постоянных авторов моего блога – Евгений Чернышев, постоянно поднимает в своих материалах темы Русской цивилизации и патриотизма. Родом Евгений Чернышев из Донецка, что еще раз доказывает, что Русский мир значительно шире государственных границ Российской Федерации.

Сегодня я хотел представить вам, уважаемые читатели, еще одного автора из Донецка, написавшего отличный материал.

Как рассказать вам о реках России.
Как рассказать вам о русской земле.
Как объяснишь, что одни мы такие.
Как рассказать вам о русской душе.

Песня «Россия» Эллии Рикла
из репертуара Музыкального театра «Юсна»

Два государственных переворота: в 1917-м и 1991-м годах раскололи Россию на множество «суверенных» осколков. Географический и экономический распад сопровождался «распадом» идеологическим: при попустительстве и даже прямом содействии многих государственных деятелей СССР и СНГ, Западная Цивилизация навязала Русской Цивилизации чуждую ей либеральную идеологию, по сути, заставив наши народы отказаться от национальных корней. Всё это сделало нас слабыми и зависимыми от более сильного противника.

Сейчас ведётся много разговоров о путях и механизмах возрождения Великой России. Отметим две крайности в этих разговорах. Первая крайность: уход в чисто материальную сторону жизни – в экономику, в финансы, в механизмы повышения материального благосостояния. Другая крайность: уход в идеологию (религию), господствующую в те или иные периоды жизни нации: язычество, православие, монархия, коммунизм и пр. Первая крайность не учитывает духовной составляющей жизни целой цивилизации, а потому полностью бесперспективна. Вторая крайность не позволяет патриотам России единиться под одни знамёна и выступить одним фронтом.

Можем ли мы из этой пёстрой многоголосицы вычленить главное – то, что было бы понятно каждому представителю Русской Цивилизации и мобилизовало бы его силы для борьбы за экономический и идеологический суверенитет своей Родины? Можем. Речь пойдёт о патриотизме . Однако, имеет смысл вникнуть глубже в эту тему. Для чего постараемся ответить на пять вопросов: что такое патриотизм; что мешает патриотизму; что способствует патриотизму; что даёт патриотизм, и каковы примеры патриотизма.

1.) Что такое патриотизм

1. Естественное чувство человека и богатство нации.

Мы исходим из того, что считаем нацию – необходимой и неизбежной формой жизни и развития каждого человека (по крайней мере – в обозримую историческую эпоху), а патриотизм есть неотъемлемая часть любой нации. Отнесёмся к патриотизму, как к объективно существующему богатству нации. Это такое же объективно существующее богатство, как население государства, его природные ресурсы, промышленный потенциал и т.д.

Для лучшего понимания вопроса применим следующую аналогию: нация – это семья; государство – это дом. Нормальная жизнь человека может происходить лишь в своей семье и в своем доме. Любовь в семье – любовь к Родине, забота о доме – забота о стране, развитие всех членов семьи – развитие нации как единого организма. Нация без патриотических скреп – это масса «беспризорников», лишённых семейной любви и собственного очага. Именно такой массой нас хотят видеть закулисные руководители Запада. Для чего? Для лёгкого порабощения. Беспризорника легче обмануть, ослабить, ограбить, уничтожить.

Очень важно очистить понятие патриотизма от всех искусственных идеологических включений, насколько это вообще возможно. Патриотом мы считаем того, кто чувствует себя частью нации, и потому является её естественным защитником – более никого. Но часто патриотом считают и защитника какой-либо идеологии, а это уже в наших глазах псевдопатриотизм. Хотя, признаем, отличить одно от другого бывает порой не легко.

Яркий тому пример – гражданская война в России начала 20 века. Кто были бо льшими патриотами: красные или белые? Вопрос далеко не однозначный. Кто больше любил русскую нацию? Кто больше тяготел к национальным корням? Кто в большей степени способствовал развитию нации?.. И до сих пор не стихают споры сторонников «красной» и «белой» России, выдвигаются весомые аргументы «за» и «против». Но спор этот может быть конструктивным только тогда, когда её участники поймут разницу между настоящим патриотизмом, и псевдопатриотизмом – между защитниками нации и защитниками той или иной идеологии. Задача не из лёгких, но без её решения нам будет не только трудно, но и невозможно возродить русскую нацию.

Для наглядности вспомним нашу аналогию с семьёй и домом. Настоящий патриотизм – это забота о состоянии дома: чтобы фундамент был прочным, стены крепкими, стёкла целыми, крыша без дыр и т.д. Форма дома, его стиль, внутренний интерьер – дело хоть и важное, но далеко не главное. И если на деле «красные» и «белые» пекутся лишь об интерьере государственного устройства, при этом массово уничтожая друг друга, то они уничтожают нацию, переходя в разряд антипатриотов.

Да, государственное устройство, основанное на тех или иных идеологических, философских, религиозных воззрениях, необходимый аспект жизни нации – по сути, это форма её существования. Эта форма может, как способствовать выявлению и развитию лучших сторон нации, так и наоборот, подавлять их, и в этом случае, разумеется, надо совершенствовать отжившую форму. Но в любом случае крайне опасно и безумно полностью разрушать дом, замечая в нём какие-либо отдельные недостатки, ибо это есть катастрофа нации. Что и произошло с Россией в 20-м столетии целых два раза.

2. «Естественная» идеология государства.

Мы сказали, что патриотизм должен исходить из естественного желания представителя нации её защищать, а не из навязанной кем-то идеологии. Но это не значит, что мы против всякой идеологии. Но будем различать идеологию, основанную на естественных законах существования и развития нации, и идеологию, основанную на неких отвлечённых философских схемах, утопических теорий, которые игнорируют законы развития нации и понуждают действовать вопреки этим законам. Конечно, это очень не тривиальная тема, но мы должны стремиться к выявлению принципиальных различий между идеологией, дающей возможность успешному развитию нации (государства), и идеологией, отнимающей у неё эту возможность.

Добавим, что такая «естественная» идеология государства во многом является консервативной. В каком смысле? В смысле, что она всегда придерживается национальных корней. Такому «здоровому» консерватизму нам надо учиться у обыкновенного дерева. Ответим: что позволяет дереву из сезона в сезон менять свою крону, выпускать свежий цвет, давать всё новые и новые плоды? Корень! Который питает и обновляет. Отрубите корень, и никакого обновления не будет. Вообще жизни не будет. Это закон жизни любого живого организма: только держась своего корня (исходя из него, не изменяя ему), ты сможешь расти. В этом смысл консерватизма, дающего жизнеспособную динамику. И совсем не зря русское слово, применяющееся в отношении истории народа — «древность» содержит корень «древо»…

Отрадно видеть, что в России такой здоровый консерватизм находит всё больший отклик среди интеллектуальной элиты. Совсем недавно, в сентябре 2012 г., был создан Изборский Клуб, где собираются интеллектуальные силы России и обсуждают вопросы возрождения Русского Мира именно в консервативном патриотическом ключе.

Теперь разберёмся, почему такая естественная вещь, как патриотизм, в России стал редким товаром? Ведь мысли о патриотизме должны приниматься человеком априори, на инстинктивном уровне, сердцем. Да, в здоровом обществе это так и есть, но мы с вами живём в больном обществе. Попробуем разобраться в причинах этой болезни.

2.) Что мешает патриотизму

1. Либеральная идеология.

Первой причины мы уже коснулись – наши «геополитические друзья» тратят огромные средства для промывания наших, заражённых ещё в советские времена мещанским духом, мозгов. Потому у нас так много людей настойчиво отвергают (или принижают) идеи патриотизма, упирая на другие идеи – либеральные. Но выясним подноготную этой идеологии.

Что такое либеральная идеология? Нам хотят её представить, как заботу о правах и свободах человека. Звучит красиво, но за этими красивыми словами скрывается их полная несостоятельность. Ведь как можно заботиться о свободе и правах человека, не заботясь о свободе и правах нации, частью которой является человек? Но о нациях либералы вообще молчат – будто их вовсе нет, или будто все нации пришли к такому согласию, что их уже можно не замечать. Надеюсь, что такое счастливое будущее действительно когда-нибудь наступит. Но откройте глаза, господа либералы! Непрерывающиеся кровавые, экономические и идеологические войны, за которыми стоят тысячи и миллионы человеческих жертв – это ли «согласие между нациями»?..

Поэтому внесём в этот вопрос максимальную ясность. Либерализм – это идеология тех, кто заинтересован «не замечать» очевидные разногласия и войны между главными геополитическими игроками. Либерализм – это идеология кучки сверхбогатых, форпост которых сегодня находится в США и Англии. Им мало грабить свои страны – им надо грабить весь мир. Либерализм – это бескровное вскрытие государственных границ. Это мирный захват чужих территорий. Любой патриот государства, борец за суверенитет своей страны, для западных сверхбагатеев – враг номер один, которого непременно надо уничтожить – либо идеологически, либо физически. Что они и осуществляют на протяжении многих лет.

За Западе: либерализм – это оружие внешнего врага против России.

В России: либерализм – это либо а) опасное заблуждение, либо б) патологическая неприязнь к своей нации, либо в) средство к существованию – на деньги внешних врагов России (второе не исключает третье).

Добавим: либеральная идея в своей основе антидуховна, потому что она не признает духовных корней нации, её духовной жизни, видя во всём только материальное. Либеральная идея направлена на удовлетворение желаний тела и ума, но не Духа. Либеральная идея – это отрава для Духа.

К слову сказать. В ранне-советский период доминировала идеология, в чём-то подобная либеральной – коммунистический интернационализм. В чём её подобие? В уничтожении понятия патриотизма, или, по крайней мере – вырывании из него национального контекста. В чём различие? Идеальное государство интернационалистов напоминает казарму, идеальное государство либералов напоминает стойло. Как говориться – что кому ближе… Ради справедливости отметим, что Сталин частично исправил этот опасный крен партии, и в Великую Отечественную войну люди воевали не за идеи коммунизма, а за свою родную землю

2. Антидуховное научное мировоззрение.

Кроме заразы либерализма есть еще одна, более глубокая причина низкого патриотизма в России (и не только в ней), о которой мало кто говорит. Дело в том, что патриотизм – категория духовная, а значит не рассматриваемая естественной наукой. Проследим связь между патриотизмом и наукой.

Многие специалисты заговорили о системном кризисе в современной науке. На мой взгляд, этот кризис обусловлен опорой науки на прогнивший фундамент грубо-материалистического мировоззрения. Начиная с 17 века, наука нам внушала одну мысль: природа, космос состоит исключительно из грубой материи. Вопросы же Духа наука не рассматривала, отдавая эту сферу религиозным или философским школам. Но общество наше всё же построено на постулатах не веры или философии, а научных знаний. Загляните в школьные учебники, и вы поймете, о чем я говорю. Всё наше образование, да и бо льшая часть культуры, пронизаны идеями научного материалистического мировоззрения. Поэтому и человека, и нацию, мы привыкли рассматривать с сугубо материалистических позиций. Когда же речь заходит о духовных и культурных явлениях и ценностях, мы вынуждены переходить со строгого и объективного языка науки на язык, полный субъективных понятий и категорий. Для наглядности один пример.

Не надо никому объяснять: чтобы человек мог жить, он должен развиваться физически и интеллектуально. Этому нас учит житейский опыт, этому нас учит материалистическая наука. Для нас это очевидная вещь. Но многие ли знают, в какой степени важно для жизни развитие и духовное? Да, об этом говорят священники и философы, но не естествоиспытатели. Поэтому этот вопрос в нашем «материалистическом» обществе легко затуманить, исказить, заговорить, либо вообще убрать с повестки дня. Трудно простому смертному доказать то, чего нет в школьных учебниках. А если и есть, то в весьма декларативном ключе, без опоры на знания объективных законов Природы и Космоса.

И совсем не случайно в постсоветских Конституциях России и Украины был вписан запрет на государственную идеологию, а значит и запрет на патриотизм – на то, что является ядром любой национальной идеологии, – и вот этот запрет люди массово стали замечать только сегодня – спустя 20 лет после их принятия! Хотя, заметим, в наших республиках живут далеко не глупые, высокообразованные люди.

Вот почему мы хотим говорить о патриотизме так же ясно, убедительно и доказательно, как ясно, убедительно и доказательно мы говорим о законах материальной Природы. Но для этого мы вынуждены оппонировать всей современной научной школе. Но иных вариантов нет, ибо мы вынуждены опираться на следующий научный постулат : человек и нация есть не только материя, но и Дух. Дух любого человека и любой нации есть объективная реальность, не зависящая ни от чьего субъективного взгляда, мнения, ни от чьей теории, идеологии. Верим, что данный постулат вскоре войдёт в головы ученых естествоиспытателей, а там – и в школьные учебники.

Как ни странно это звучит, но именно наука история может здорово помочь естествознанию перейти на новую – духовно-материалистическую научную парадигму. Об этом ниже.

3.) Что способствует патриотизму

1. Обновлённая наука история.

Как мы уже сказали, ученые историки могут помочь в преодолении кризиса научного мировоззрения. Почему? Потому что они, анализируя огромные исторические пласты, распутывая сложнейшие событийные узлы, создавая целостную картину взаимодействия наций, неизбежно приходят к выводу, что Дух нации есть понятие объективное, хоть и не материальное (т.е. – приходят к нашему постулату). Более того, это нематериальное во многих случаях является не каким-то второстепенным фактором поведения нации, которым можно пренебречь, но является ключом к пониманию этого поведения. И поэтому историк будет иметь все основания считать следующие рассуждения строго научными:

Каждое дерево имеет своё семя – код, каждое дерево имеет свой корень (материальный). Аналогично: каждая нация имеет своё семя – код, каждая нация имеет свой корень (духовный). Нация формируется столетиями и тысячелетиями, переходит через разные стадии взросления, но корень (код) остается неизменным, благодаря чему нация имеет свою индивидуальность и даёт свои особенные плоды. Конечно, как и любое дерево, нация когда-нибудь израсходует свой ресурс, быть может, дав поросли другим молодым нациям. Но она может и погибнуть раньше своего срока, под воздействием различных негативных факторов, не достигнув своей зрелости и не выполнив своих природных задач.

С этих же духовных естественнонаучных позиций историк может рассуждать далее. Что такое национальность? Это принадлежность индивида к определенному национальному дереву. Каждый лист на дереве имеет важную цель – выживание дерева – ведь если сгинет дерево, сгинет и лист. Так и представитель нации «обречён» заботиться не только о своем личном благополучии, но и о благополучии всей нации. Иными словами, национальность – это обязанность человека по поддержанию жизнеспособности своей нации. Поэтому его персональная свобода должна ограничиваться рамками его национальных обязанностей. (Отметим здесь кривую, и даже горькую ухмылку либерала…)

Теперь, глядя на науку историю в этом новом научном ключе, мы можем сказать: история – это не просто изложение исторических фактов, и даже не связка этих фактов в единую логическую цепь, а исследование жизни древа нации – его рост, «урожайность», влияние на него друзей и недругов, его здоровье и болезни. И тогда наука может строго доказать, что самые худшие, постыдные страницы истории государства приходились именно на те периоды, когда нация, под действием тех или иных сил, отрывалась от своих корней, изменяла своему коду.

Конечно же, историю будет лучше знать (понимать) тот человек, который принадлежит этой нации, вырос на родных землях, впитал родную культуру, стал осознанной единицей своего народа, т.е. – патриотом.

Историк новой формации должен апеллировать не только к уму человека, но к его Духу, пробуждая в нём патриотические чувства. Он должен излагать так исторические реалии, что бы его слушатели не просто их «знали», но их сопереживали . Сопереживали все ответственные моменты своего прошлого – начиная с самых изначальных периодов. Тогда мы и будем развивающейся, сильной нацией. Это как человек – ведь он не просто «знает» свою биографию, а переживает её, и лишь благодаря этому растёт, набирается опыта, торит свой неповторимый индивидуальный путь. Ни один период нашей русской (славянской) истории, начиная с древнейших ведических времён, не должен быть упущен, и все периоды должны быть пронизаны одним скрепляющим стержнем – стержнем русского Духа. Когда изменяли ему – слабели, когда следовали ему – крепли. Увидит человек целостную картину, прочувствует её, проникнется красотой и мощью русского Духа, тогда и воспрянет наша нация. И никаких «измов», а тем более – чуждых культур, ей уже не навяжут.

Естественный вывод из сказанного: история своей нации – это пища Духа , Духа каждого человека. Поэтому хороший историк – это всегда в огромной степени духовный наставник.

2. Русский язык, ораторство, искусство, институты государственной власти.

В нашем духовно-материальном ключе можно коснуться еще одной научной дисциплины, непосредственно связанной с темой патриотизма – языкознания. Специалист русского языка должен чувствовать его духовную силу, его сакральный смысл – и передавать эти знания людям. Нужно прививать любовь к русскому языку. Язык – один из самых важных носителей культурного кода нации, а потому оберегать его нужно пуще любых других культурных и материальных завоеваний. Почему мы должны оберегать национальные природные заповедники, архитектурные памятники, предметы высокого искусства, а язык – не должны? Должны! Но что мы видим? На телевидении, по радио, в Интернете, в общественных местах – это национальное богатство мы не только не защищаем, а уничтожаем на корню! При этом мы запрещаем курение и распитие спиртных напитков в общественных местах, но продолжаем издеваться над родным языком на всех общественных этажах. Поэтому нужны законы, защищающие важнейшее национальное наследие – русский язык. Здоровье нации, её духовно-материальная крепость зависят не только от того, пьет или курит человек, а от того, как он относится к своему родному языку, как им владеет.

Живая, яркая, глубокая, образная речь, идущая от сердца – такая речь сейчас очень востребована. Ведь за 20 лет «независимости» масс-медиа нас отучили от человеческого языка и привили нам птичий язык – чириканье – язык примитивных эмоциональных и мыслительных штампов. Сегодня пришла пора Русского Языка, в котором каждое слово (не иностранного происхождения) имеет свой глубинный природный смысл. Сам по себе Русский Язык является не только кладезем русской культуры, но грозным оружием против пустобрёхов, глупцов, пошляков, лицемеров, лжецов и всех прочих явных и тайных, осознанных и неосознанных врагов Русской Цивилизации. Специфика момента такова, что главные бои сегодня ведутся в информационном и идеологическом поле, а наиболее яркие схватки с нашими противниками происходят в живых беседах и диалогах. Вот почему нам так нужны национальные ораторы, пекущиеся о нации, а не расплодившиеся сегодня «безродные» шоумены, заботящиеся только о своём имидже.

Мысль об искусстве. Всё искусство, также как и история, и языкознание, должно быть пропитано национальным духом и патриотизмом. А для этого необходимо укрепление и развитие экспертных сообществ, которые бы давали профессиональную оценку тем или иным культурным (или антикультурным) явлениям и таким образом влияли бы на развитие русской нации, защищали бы её. Такие сообщества куда важнее так называемых «обществ по защите прав человека», которые по факту давно уже уничтожают русскую государственность, а значит и уничтожают тех людей, за которых на словах они так радеют. Такие экспертные сообщества заменили бы «рейтинговые компании» (зарубежные и отечественные), которые на поверку уничтожают нашу культуру, сея в головах людей пошлость, серость, озлобленность, равнодушие.

Напрашивается параллель с искусством советского периода, когда государство было кровно заинтересовано в развитии тех его направлений, где затрагивалась тема любви к Родине – в самых различных её жизненных проявлениях. И это, несомненно, давало свои весомые результаты. Особенно в сталинский период: восстановление страны после Первой мировой и гражданской войн, лихолетье ВОВ, и вновь восстановление и подъём государства. Сейчас ситуация также критическая – ни у кого не должно оставаться сомнений по поводу агрессивных планов Запада по дальнейшему расчленению Русского Мира, развязыванию локальных кровавых войн, захват наших природных и людских богатств.

Поэтому совершенно очевидно: все государственные институты, во главе с Руководителем страны, обязаны тщательно следить за сохранением патриотического духа населения и держать его на должном уровне. Низкий уровень патриотизма – это тревожный сигнал руководству страны, дающий ему право на экстренные меры в сфере идеологии и воспитания населения.

4.) Что даёт патриотизм

1. Духовный рост человека, нации.

Наши рассуждения ведут дальше: патриотизм – это признак здоровья Духа человека. Отсутствие оного – это признак болезни Духа. Поэтому, на мой взгляд, за лавинообразным национальным прозрением русского народа будет происходить не менее стремительное его духовно-нравственное прозрение. Патриотизм, жертвенность ради Отчизны – очень благодатная почва для взращивания Духа.

Сейчас многие люди на постсоветском пространстве увлекаются разными духовными практиками, частенько заимствованными либо с Востока (древние), либо с Запада (современные), не понимая, что самая сильная «практика» — это очищение своей русской души от всего ей не свойственного. Эта мысль у меня получила следующую форму:

Русская Душа любит:

Не богатство, а Лад,

Не власть, а Справедливость,

Не вседозволенность, а Служение Родине,

Не телесные утехи, а Песню Любви.

И что же случилось?

Иноземные супостаты вторглись в святая святых – в Русскую Душу,

Чтобы её нарушить, исказить, измазать грязью.

И заставили они нас тратить свои жизни на пустое, чужое, скверное,

С трагическим исходом:

Мы захотели богатства, и стали бедными,

Мы захотели власти, и стали подчиненными,

Мы захотели свободы, и стали пленными,

Мы захотели счастья, и стали несчастными.

И что же теперь?

Святой долг каждого русского человека:

Прогнать супостата из наших земель, из наших умов,

Очистить Русскую Душу от всего чужеродного, ей не присущего,

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.