Корзина с еловыми шишками наиболее важные мысли. Урок литературного чтения Паустовский К. "Корзина с еловыми шишками"

К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками»


Автор: Вершинина Тамара Борисовна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку «К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками». Данный материал будет интересен учителям начальной школы, педагогам русского языка и литературы, музыки и МХК СОШ, преподавателям школ искусств.
Цель : Анализ композиции рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Много лет мне не давала покоя эта тема. Я посмотрела конспекты уроков на различных сайтах и в печати, побеседовала с коллегами, познакомилась с литературой о писателе и его творчеством. Ответ на вопрос, почему рассказ был назван именно так - «Корзина с еловыми шишками»- сводился к следующему:
а) если бы Дагни не пошла за шишками в лес, она не встретила бы Эдварда Грига;
б) композитор помог девочке донести тяжёлую корзину, так началось их знакомство;
в) девочка понравилась Григу, и у него появилась мысль написать музыку для Дагни.
План рассказа был, примерно, таким:
1. Встреча в лесу
2. В доме Э.Грига
3. Дагни на концерте.
4. Долгожданный подарок.
Но было ощущение, упущено что-то важное в тексте. Ведь почему-то К.Паустовский не назвал рассказ, например, «Дагни» или «Э.риг», «Музыка»! Значит, есть какой-то секрет в корзине с еловыми шишками!
Подумалось, что нужно идти от главной идеи рассказа. Это слова композитора, обращённые к Дагни: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». К этой мысли ведёт нас писатель. В конце рассказа мы слышим тихий голос Дагни: «Слушай, жизнь, я люблю тебя. Девушка счастлива!
Двигаемся в обратном направлении. Дагни благодарна композитору за музыкальный подарок, который был обещан ей десять лет назад во время встречи в лесу, когда Э. Григ помог ей донести тяжёлую корзину с еловыми шишками. Почему автор несколько раз повторяет, что корзина тяжела ? Недавно встретились слова К.Паустовского, звучащие как «завещание» нам: «Читайте, читайте и читайте, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг». Мне кажется, что писатель хотел, чтобы мы «вчитались» в каждое слово рассказа и «докопались» до понимания того, что «Корзина с еловыми шишками» - это трудная Жизнь Дагни, это синоним безрадостного детства ребёнка!
Это первый секрет писателя. Смотрим, что написано в тексте и поражаемся мастерству автора:
«Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку(ей 8 лет) с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. Он предложил свою помощь: «А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь . Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом….Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая . В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых…..Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки ».
Что мы узнаём из коротких фраз о жизни Дагни. В доме есть «маленькая стеклянная лодка (у дедушки), вышитая скатерть, рыжий кот, старая мамина кукла,.когда-то она закрывала глаза... А теперь она спит с открытыми глазами». Здесь единственный раз упоминается мама ребёнка. Видимо, её нет. Нет материнского тепла и заботы (иначе бы её не послали одну в лес собирать тяжёлые еловые шишки), девочке не дарят игрушки, ей нечем и не с кем играть. На ней лежит обязанность по уборке дома. Поэтому она и хотела сразу же получить подарок от композитора и не поняла, почему тот отсрочил его на десять лет. Дагни добрая девочка. Она жалеет старую куклу и больного дедушку. Может быть, шишки с целебным запахом хвои и смолы помогают ему дышать. Но, главная мысль экспозиции - радости и счастья в жизни маленькой героини нет. Описание осени и состояние девочки контрастируют друг с другом. Потому что красоту природы видит автор и Э.Григ, а печаль девочки выражается в её словах, вздохах и коротких взглядах. Потому композитор и решил написать для неё музыку, которая изменила бы её мироощущение, сделала её счастливой.


Мне нравится иллюстрация Екатерины Чудновской, которая очень точно передаёт настроение и характер первой части рассказа
Второй секрет рассказа в следующем: композитор спрашивает девочку: «Как зовут твоего отца?» – Хагеруп,–ответила Дагни. В переводе со скандинавского языка это имя означает «герой», но самое главное то, что полное имя композитора – Эдвард Хагеруп Григ! Об этом умалчивает писатель, но можно предположить, что он хотел сказать, что музыкант становится как бы «духовным» отцом девочки. Перед расставанием он «пригладил волосы девочки». Это «родительский» жест. Когда писатель называет жилище Грига домом «дровосека» (в нём нет ничего лишнего, как и у отца Дагни – лесника Хагерупа), он указывает на их близость к Дагни и родство взглядов.
Во второй части рассказа композитор-«волшебник» сочиняет музыку для Дагни. Он представляет её то девочкой, баюкающей тряпичную куклу, то Золушкой, в заштопанном платье и обиженной сестрами. Но постепенно девочка становится девушкой с зелеными сияющими глазами , и вот уже появляются хрустальные туфельки, и впереди - встреча с прекрасным – с музыкой, со счастьем!
К.Паустовский вкладывает в уста Э.Грига главную мысль рассказа, обращённую не только к Дагни, но и ко всем нам, об удивительной красоте жизни. А далее композитор добавляет, что он счастливее Дагни, потому что «отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата». Это, по моему мнению, другая, более высокая, «героическая » сторона счастья. Не всем она дана, но среди выдающихся людей можно назвать К.Паустовского и Э.Грига.


В заключительной части рассказа Дагни на концерте слушает музыку, написанную для неё. Её охватывает чувство благодарности к композитору, который когда-то помог ей донести корзину с еловыми шишками(появляется связующая нить с первой частью), а теперь открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек».


Писатель показывает, как «занимается северный рассвет, как мучительно рождается новая Дагни.
«Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
«И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром». Думаю, что план рассказа может быть таким:
1.Корзина с еловыми шишками (безрадостное детство Дагни). Обещанный подарок.
2.Э.Григ музыкант – «волшебник».
«Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она(жизнь) удивительна и прекрасна».
3. Дагни на концерте. Благодарность композитору, он открыл «то прекрасное, чем должен жить человек» . 4.«Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя».
« Её жизнь не пройдёт даром».
Это уже другая, обновлённая , Дагни. Для неё начинается новая жизнь.
А вот и третий секрет К. Паустовского: имя Дагни в переводе со скандинавского языка означает «Новый день»!
Композиция рассказа К.Паустовского построена таким образом, чтобы показать постепенное изменение мироощущения человека, понимание красоты и счастья жизни, и в этом помогает музыка великого композитора Э.Грига.
"Дарить людям "сказку жизни"- способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном - вот основная задача человека на земле" Э.Григ

В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно.

Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а девочка собирает еловые шишки. Обычный разговор, обыкновенная осень. Однако все вокруг будто пропитано сказкой: удивительно тонкие и восприимчивые к каждому шороху осиновые листья, нахнущие тяжелой пахучей смолой еловые шишки, хрупкая и необычайно красивая стеклянная лодка…

Григ настолько впечатлен общением с маленькой незнакомкой, что решает посвятить ей музыкальное произведение. Конечно, ребенок не в состоянии глубоко оценить силу и красоту классической музыки, поэтому Григ говорит, что Дагни получит подарок через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Девочка в растерянности, она хочет получить подарок сейчас, но ей остается только смириться.

Создавая произведение, посвященное Дагни, композитор с нежностью думает о своей маленькой музе. Он знает, что впереди у нее такая увлекательная, такая яркая и прекрасная жизнь, полная открытий и любви. Григ желает девочке большого и настоящего счастья, и все свои переживания вкладывает в музыку.

Проходят годы, Дагни превращается в стройную красавицу с длинными косами. По случаю окончания школы девушка едет погостить к своим дяде и тете, а те решают сводить ее на концерт. Каково же всеобщее удивление, когда со сцены звучит непередаваемо прекрасная музыка, посвященная ей, дочери лесника.

В душе у Дагни все переворачивается, ей вспомнилось все: и прекрасный осенний лес, и человек со смеющимися глазами, обещавший подарить ей необычный подарок. Этот подарок — действительно лучшее, что можно пожелать, потому что это больше, чем музыка, это дар любви к жизни.

Жизнь состоит из множества больших и мелких событий, ежеминутно человека окружают сотни вещей, и как же важно помнить, что все это прекрасно, и любить жизнь во всех ее проявлениях. «Корзина с еловыми шишками» — небольшой, но впечатляющий рассказ, заставляющий читателя задуматься об истинных ценностях.

    • Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма». Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает годами. Жизнь не стоит […]
    • Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб». Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», - мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей […]
    • Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
    • Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» - именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
    • Прекрасна и добра небольшая "сказка" Константина Паустовского под уютным домашним названием "Теплый хлеб". Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость сюжета, несколько народный язык, короткие, но красочные описания природных явлений, - это настоящее произведение литературы художественной. И оно, наравне с многотомными романами, заставляет читателя остановиться, задуматься, что-то для себя решить. Над чем задуматься? Что именно решить? Об этом - ниже. Пойдем от меньшего - к большему. Главную идею оставим […]
    • Эрнест Хемингуэй – классик мировой литературы, лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий. Будущий писатель родился в 1899 году в Оук-Парке, привилегированном пригороде Чикаго. Его отец был врачом. Он постарался привить сыну любовь к окружающему миру. Также на мировоззрение писателя повлиял его дед. В 12-летнем возрасте Эрнест получил от него подарок – однозарядное ружье. Именно с этого началось увлечение Хемингуэя охотой. Первые рассказы будущего классика были напечатаны в школьном журнале «Скрижаль». Также […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают […]
    • Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
    • Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть до 70-х годов. Так сложилось, что творчество Набокова вписано в историю сразу двух национальных литератур – русской и американской, причем все его романы, написанные по-русски и по-английски, – подлинные литературные шедевры. Набоков […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России. Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле «На поле Куликове». Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям […]
    • Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях. Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Умение выражать тончайшие оттенки настроения сопутствовало Исааку Ильичу Левитану на протяжении всего творческого пути. Избегая сцен, эффектных внешне, он стремился выразить душевные волнения, изображая милые русскому сердцу мотивы. Простоватые, на первый взгляд, сюжеты картин несут сильную эмоциональную нагрузку. Это утверждение в полной мере применимо и к его "Одуванчикам". Неспроста Левитан одним летним утром возвратился с прогулки без этюда. В его руках был букет из одуванчиков, который он хотел […]
    • Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки – это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова‑Щедрина – это особая форма сатиры. Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом. В сказке «Повесть о том, как […]
    • Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Пастернак намеревался «дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…». Первые наброски романа относятся к 1918 году. Автор дал им рабочее название […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]

  • Рассказ Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками» был написан в 1954 году. В нем говорится об известном норвежском композиторе Эдварде Григе, а также об удивительной стране Норвегии: о ее морях и лесах, о неприступных скалах, о народных преданиях, песнях, которые вдохновляли композитора в его творчестве.

    Эдвард Григ родился в городе Бергене и сюда же вернулся уже в зрелом возрасте, будучи известным и всеми признанным композитором. Неподалеку от города построил он виллу и подолгу жил там среди простых людей – рыбаков, лесорубов, крестьян. Природа Норвегии ни с чем не сравнима: холодное море с узкими заливами, шум прибоя и горные леса, по которым часами любил бродить композитор.

    И вот однажды осенью он встретил в лесу маленькую девочку Дагни, дочь лесника, с корзиной еловых шишек.

    Глаза у девчушки были зеленые, и в них огонечками отражалась золотая листва. Грига тронула ее детская рассудительность и серьезность, и ему захотелось что-нибудь подарить девочке. Нет, не игрушку («кукол, лент и бархатных зайцев» у него не было), и тогда Григ решил написать для нее музыку с посвящением: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

    Около месяца сочинял он музыку для Дагни, сочинял и представлял себе, как юная девушка бежит ему навстречу, чтобы поблагодарить за подарок. Что он ей тогда скажет? «Ты прекрасна! Ты как солнце и ветер, ты нежный цветок и блеск зари, ты – счастье. Красота жизни – это ты». И всё это увидел Григ уже тогда, при встрече, когда она была еще маленькой девочкой, а он нес ее корзину с шишками, а теперь вот выразил в музыке.

    Но состоялась ли эта встреча в действительности, ведь Григ впоследствии ни разу не вспоминал об этом? И музыкальной пьесы с таким посвящением тоже нет.

    Значит, это придуманная автором история или, может быть, было в жизни композитора нечто подобное? Здесь можно вспомнить Нину Хагеруп, его кузину и жену. Они вместе росли в Бергене, но в возрасте 8 лет Нина с семьей уехала в Данию, а встретились молодые люди уже взрослыми. И пьеса, скорее всего, тоже существует, только называется она «Утро» и является частью очень известной сюиты «Пер Гюнт», а еще одна пьеса из этой же сюиты звучала у них на свадьбе.

    Поэтому образ Дагни собирательный, и выдуманный и реальный одновременно. Разве не могло так случиться, что дочь лесника действительно однажды встретилась Григу. И тогда ему захотелось сказать ей с помощью музыки: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна. Я отдал жизни всё…»

    Красота жизни – это сам человек и всё то, что окружает его, что его радует и волнует. Искусство же помогает людям увидеть в жизни прекрасное.

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

    Устимирова Жанна Кулбаевна

    учитель начальных классов

    ГУ «Перелескинская средняя школа»

    Денисовский район

    Костанайской области

    Интегрированный урок чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (обобщающий урок)

    Цель урока

    1. создать условия для эмоционального восприятия рассказа К. Паустовского и музыки Э. Грига, понимания главной мысли рассказа обучать умению формулировать основную мысль текста;
    2. развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;
    3. воспитывать доброту, прививать желание совершать добрые бескорыстные дела.

    Оборудование: книга для чтения, картинки с изображением еловых шишек, аудиодиск с музыкой Э.Грига, портреты писателя и композитора, музыка для физминутки.

    Конспект урока

    1. Организационный момент.

    – Кто по вашему мнению самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?

    (ответы детей)

    – У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет.

    Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.

    1. Упражнения для дикции:

    И – Э – А – О – У – Ы

    Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

    1. Сообщение темы и цели урока.

    – Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей.

    1. Стадия вызова. Сообщение о писателе.

    …Композитор Э.Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря.

    – А вы догадались, из какого произведения этот отрывок? К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»).

    Сообщение темы и цели урока.

    – А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке? (Анализ произведения)

    Задачи: понять содержание произведения, определить основную мысль текста.

    – Кто написал этот рассказ?

    (Константин Георгиевич Паустовский)

    – 1 и 2 группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.

    (рассказ детей)

    1 группа: Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968).

    С детства Костя мечтал о прекрасных далеких странах. Когда мальчик рассказывал об этом маме, она пугалась и говорила: «Ты фантазер, ты не найдешь себе места в жизни и умрешь под забором». Костя на маму не обижался. Он, от рождения близорукий и хрупкий, был твердо уверен, что станет капита­ном, искупается в водах всех теплых морей, доберется до самых дальних островов.

    Когда из семьи Паустовских ушел отец, Костя, чтобы окончить гимназию, должен был зарабатывать себе на жизнь. Репетиторство отнимало все свободное время, но не смогло помешать его любимому занятию – сочинительству. Паустовский пробовал писать стихи и рассказы. Один из них ему, ученику девятого класса, даже удалось опубликовать во взрослом литературном журнале. Константин Георгиевич переменил много профессий: был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, заводским рабочим, санитаром в армии, учителем литературы, журналистом.

    Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

    Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

    Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

    2 группа: Константин Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

    На его могилу приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

    Завершим рассказ о писателе его пожеланием нам:

    «Читайте, читайте и читайте!

    – О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

    (о композиторе Эдварде Григе)

    – Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет следующая группа детей.

    – Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы.

    (рассказ детей о Григе)

    3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

    Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

    4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

    День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

    – Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

    1. Работа над произведением.

    Будем работать по плану.

    1. Встреча.
    2. В доме композитора.
    3. Дагни в гостях.
    4. На концерте.

    Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.

    – Сейчас Люда и Саша напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.

    Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

    Как тебя зовут, девочка?

    ДагниПедерсен.

    Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

    У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами.

    – Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

    Ой, как долго!

    Понимаешь мне нужно её ёщё сделать.

    А что это такое?

    Узнаешь потом.

    Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

    Да нет это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

    Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите.

    Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.

    Какой предстала Дагни перед композитором и перед нами? (Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках. Она мила, красива: у неё большие, как у куклы зелёные глаза, тихий от смущения голос. Она чуткая: нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему. А главное у неё доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.)

    Вывод: -Что в разговоре самое главное?

    Григ решил: «Я напишу музыку, На заглавном листе я прикажу напечатать: «ДагниПедерсен – дочери лесника ХагерупаПедерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

    – Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

    К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

    Выслушиваются предположения детей.

    (1.Эта девочка живёт в лесу -она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. 2.Дагни – девочка из народа. А Григ черпал из народа.

    1. И, наконец, девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)

    – Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)

    – Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

    – А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)

    Работаем со второй частью. – Как мы ее озаглавили? (в доме композитора)

    Перенесёмся в дом композитора. Расскажите, каким он был?

    Почему Григ все убрал из дома? (мешало, глушило звуки, жил музыкой, творчеством)

    Долго ли Григ писал музыку для Дагни? (целый месяц, началась зима)

    – Пометьте в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки. (работа в группах)

    – Какое настроение композитора в момент творчества? (Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

    Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? Найдите в тексте слова, подтверждающее это.(“Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.”

    1. Физкультминутка
      Под танцевальную мелодию дети проводят разминку.

    Работа над 3 частью.

    – Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?

    (пускай посмотрит свет, как живут люди и немного повеселится) .

    1. Групповая работа

    В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

    Расскажите, что изменилось в жизни Дагни?

    Какой стала Дагни? Зачитайте из текста.

    Почему Дагни плакала после театральных спектаклей?

    (Дагни осталась такой же милой, чуткой, впечатлительной,

    Расскажите, случалось ли такое с вами после просмотра фильмов, пьес?

    Работа над заключительной частью.

    а) Словарная работа

    Симфоническая музыка – в переводе с греческого «симфония» – большое музыкальное произведение для оркестра

    Как повела себя Дагни?

    Что она услышала в музыке? (как тает снег…) Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

    Что было, когда стихла музыка? (загремели аплодисменты)

    О чем думала Дагни уходя из парка? (он умер!Зачем?…)

    Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом.

    О чём этот рассказ? (о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасноев самом обыкновенном)

    – Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это были слезы благодарности.Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за эту чудесную музыку)
    8.Слушание музыки

    Послушайте и вы музыку, которую написал Григ.

    Понравилась ли она вам?

    Кто понравился больше всего? Почему?

    Вывод: Мы познакомились с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой

    Что главное в рассказе?

    (надо жить, принося радость другим людям)

    1. Стадия осмысления. Написание синквейна «Музыка» Звучит музыка Э.Грига «Утро»
      Опорная запись
      (Ответы детей)
      Заключительное слово учителя:
      - Искусство (живопись, театр, литература, музыка, «союз волшебных звуков, чувств и дум»), воспевает красоту мира, делает нашу жизнь красивее, благороднее, возвышенней. Люди, приобщаясь к искусству, преображаются. В рассказе Паустовского это случилось с ДагниПедерсен, ставшей той, кому Маэстро подарил встречу с Прекрасным.
    2. Итог урока.

    Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе К.Г.Паустовского? (Мы говорили о красоте природы, о прекрасных людях. У них милая внешность, благородные поступки, мы говорили о внутренней и внешней красоте человека. О хорошей жизни (мы должны верить, что она удивительна и прекрасна. О духовных подарках. О музыке, литературе, театре, о видах искусства, которые учат видеть прекрасное.)

    Мы должны быть благодарны К.Г.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о Э.Григе – этом добром волшебнике и великом музыканте. Оба они мастера своего дела. Один словами, другой чувствами пробуждает в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времён благодарны им за это.

    – Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

    – Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.

    (в шкатулке – зеркало, каждый видит себя)

    – Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

    1. Домашнее задание:

    выполнить небольшой тест

    1. Как долго писал композитор музыку для Дагни Педерсен?

    А) больше года

    Б) больше месяца

    1. Кто слушал композитора, когда он сочинял музыку?

    А) синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка

    Б) воробьи, солдаты, кухарка, мышка, дождь, Белоснежка

    В) эльфы и гномы

    1. Зачем отец отправил Дагни к тетушке Магде?

    А) посмотреть свет и повеселиться

    Б) продолжить учебу

    В) работать

    1. Где жили тетушка Магда и дядюшка Нильс?

    А) в комнатушке в подвале театра

    Б) в комнатушке за сценой

    В) в комнатушке под крышей театра

    1. Куда пошла девушка по настоянию тетушки Магды?

    А) в исторический музей

    Б) в оперу

    Ответы к школьным учебникам

    Григ «писал и видел, как навстречу ему бежит девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке». «Ты как солнце, - говорит ей Григ. - Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь... она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»
    Его, каждый по-своему, слушали синицы на дереве, матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег и Золушка. «Синицы волновались... Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка вытирала ладонью покрасневшее лицо и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щелку за Григом.
    Падавший снег повисал в воздухе, чтобы послушать зэон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Хрустальные туфельки у ее ног вздрагивали в ответ на аккорды».

    2. По какой причине Дагни уехала из дома? Где она оказалась? Как характеризует героиню её отношение к театру?

    В восемнадцать лет Дагни окончила школу, и отец отправил ее погостить к своей сестре Магде, театральной портнихе. Магда с мужем Нильсом жили в комнатушке под крышей театра.
    «Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели». В театре Дагни верила всему. Она осталась такой же чуткой, милой, впечатлительной, как в детстве.

    3. Что удивило и потрясло Дагни на концерте? Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо её имя?

    Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. «Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Переливы и громы оркестра вызывали у Дагни картины, похожие на сны». Потом ей почудилось, что ведущий концерта назвал ее имя. И он повторил, что музыкальная пьеса посвящена ей по случаю того, что ей исполнилось 18 лет.

    4. Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чём она сожалела?

    Дагни не смогла сдержать слез и закрыла лицо ладонями. Сначала она ничего не слышала, потому что внутри у нее шумела буря. Потом (?на услышала, как поет ранним утром пастуший рожок, и в ответ ему откликается струнный оркестр. «Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!.. Дагни плакала слезами благодарности». Она сожалела, что Эдвард Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.

    5. Согласишься ли ты с тем, что всё произошедшее на концерте можно назвать самым напряжённым моментом рассказа? Объясни.

    Произошедшее на концерте можно назвать самым напряженным моментом рассказа. Дагни поняла, что тот человек, который помог ей донести корзину с шишками, и был Эдвард Григ. И пьеса - это тот подарок, который он обещал ей сделать десять лет назад.
    «Музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом... Музыка уже не пела. Она звала за собой в ту страну, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы... В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты - счастье, - говорил он. - Ты - блеск зари».

    6. Придумай заглавие к каждой части рассказа. Почему Паустовский так разделил текст? Как все части рассказа связаны друг с другом?

    1) Встреча Грига с Дагни в лесу и его обещание написать музыку.
    2) Григ пишет музыку для Дагни.
    3) Дагни приезжает в гости в своей тете Магде. Комната Магды.
    4) Симфонический концерт белой ночью в городском парке.

    7. Определи основную мысль произведения Паустовского. В чём она заключается?

    Этот рассказ о красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь. Дагни представила, что она поблагодарила бы Грига «за то, что открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек».

    8. Составь план и перескажи текст.

    План пересказа
    1) Композитор Эдвард Григ любил проводить осень в лесах около Бергена.
    2) Однажды Григ встретил в лесу дочь лесника, но у него не нашлось, что ей подарить.
    3) Григ проводил Дагни до дома и решил посвятить ей музыкальное произведение, которое он напишет к ее восемнадцатилетию.
    4) Дом Грига совсем пуст и похож на жилище дровосека.
    5) Больше месяца писал Григ музыку для Дагни Педерсен.
    6) Григ во время работы представлял себе Дагни, картины скандинавской природы, реальных людей и сказочных героев.
    7) Когда Дагни исполнилось восемнадцать, она приехала погостить к тете Магде.
    8) Дагни часто ходила в театр, но очень переживала от увиденного, тогда тетя предложила посетить концерт для разнообразия.
    9) Во время концерта Дагни вдруг услышала, что со сцены прозвучало ее имя.
    10) Все узнали, что Григ посвятил Дагни свое сочинение - это был был подарок, который он обещал ей через десять лет.
    11) Дагни уже не сможет сказать Григу «спасибо!».

    9. Побеседуй с другом на тему «Я люблю слушать музыку». Вам помогут вопросы из «Рабочей тетради».

    Я люблю слушать музыку и с друзьями, и в одиночестве. С друзьями я люблю слушать быструю, веселую и громкую музыку, а в одиночестве предпочитаю слушать спокойную тихую мелодию без слов. А еще я люблю слушать разную музыку в общественном транспорте, через наушники, чтобы никому не мешать. Я люблю при этом смотреть в окно и находить в плейере такую мелодию, которая бы соответствовала движению транспортного средства: или бравурную, если мы быстро едем, или медленную, если стоим в пробке.

    2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.