История возникновения печатей и штампов, развитие сфрагистики. ▲. Глава II. Происхождение печатей и гербов. Внешний вид печатей. Теоретическая геральдика

Изобретение книгопечатания стало одним из величайших изобретений за историю человечества. Изобретение печатного станка явилось переломным событием в истории человечества, оказавшим огромное влияние на все сферы человеческой
деятельности.

Ученые-историки считают, что книгопечатание появилось в VI в.н.э. на Востоке - в Китае или Японии. Изображение страницы текста вырезали на куске дерева или вылепляли из глины. Выступающие части полученной печатной формы покрывали тушью и плотно прижимали к листу бумаги.

Около 1045 г. китайцем Пи Чень был придуман разборный шрифт, а через четыре столетия такой же шрифт повторно был изобретен в Европе в 14444 году Иоганном Гутенбергом.

Заслуга Гутенберга состоит именно в том, что он изобрел книгопечатание как технологию. Иоганн Гутенберг предложил использовать для печати формы, собираемые каждый раз из отдельных металлических литер. Для собирания подобной формы требовалось совсем мало времени - иногда не более нескольких минут, так как литеры были уже заранее отлиты и хранились в типографской кассе. Нельзя не отметить, что быстрое собирание форм из металлических литер стало возможным изобретению специальных технических устройств, которые извлекали из магазина-хранилища готовые литеры и собирали из них строки. Однако настоящий технический переворот в наборном деле произошел только в 1886 году, когда в типографиях начала работать изобретенная американцем О. Мергенталером наборная строкоотливная машина -

Гутенберг использовал высокий способ печати, при котором печатающие элементы находились выше пробельных. Изготовление печатных форм для процесса высокой печати было достаточно просто, так же несложно было получить с них оттиски. Именно способом высокой печати печатали книги во всех типографиях, начиная с Гутенберга.

Вторая половина XV века была временем триумфального шествия книгопечатания по Европе - Италия (1465), Швейцария (1468), Франция, Венгрия, Польша (1470), Англия, Чехословакия (1476), Австрия, Дания и т.д. Книги, изданные до 1500
г., принято называть инкунабулы, по-латыни - «в колыбели», то есть в колыбели книгопечатания. Европейские книги, напечатанные с 1500 по 1550 г. включительно, обычно именуются палеотипы, то есть старинные издания. К 1500 г. в Европе было издано более десяти миллионов экземпляров книг, в том числе и на славянском языке.

В середине XVI в. книгопечатание проникает в Московское государство. Введение книгопечатания в Москве - результат социально-экономического развития феодального общества Руси XVI в. Развитие производства и ремесла создавало
необходимые технические предпосылки для учреждения в Москве и перехода от рукописного способа размножения книг к более совершенному и производительному - книгопечатанию.

С середины XVI в. правительство Ивана IV приступило к изысканию средств и людей для освоения типографского искусства. Попытки завести в Москве книгопечатание с помощью иностранцев не увенчались успехом. Это не значит, что осваивая трудное искусство книгопечатания, разрабатывая самобытную, оригинальную технологию набора, русские первопечатники не были знакомы с существовавшим во многих странах Европы, в том числе и в славянских странах, искусством книгопечатания. И в области полиграфической техники, и в художественном оформлении первых русских печатных книг заметно иноземное влияние. Русские книгопечатники сумели творчески, учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству, переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати.

Как установлено рядом исследований, начало книгопечатания в Москве относится к середине 50-х гг. XVI в. Над освоением процесса книгопечатания и его усовершенствованием трудилась целая группа талантливых ученых, первое место среди которых по праву принадлежит великому русскому первопечатнику и просветителю Ивану Федорову, талантливому и одаренному человеку, великолепному художнику, граверу, прогрессивному публицисту.

Позднее изобрели разновидность высокого способа печати, позволяющую добиваться хороших оттисков не только на бумаге, но и на целлофане, гофрокартоне, фольге т др. В данном способе печати применяются резиновые печатные формы.

С развитием книгопечатания, требования к качеству печати непрерывно росли. Возникла потребность воспроизведения на бумаге полутонов с плавными переходами цветов. Это стало возможным с изобретением способа глубокой печати, при котором печатающие элементы расположены ниже пробельных и имеют при этом разную глубину.

Сегодня основную часть продукции, производимой способом глубокой печати, получают на ротационных печатных машинах. Первую такую машину разработал в 1904 году немецкий инженер Э.Мертенсон. Главным недостатком ротационных печатных машин являлась дороговизна и длительность изготовления формных цилиндров.

Поэтому в настоящее время самым распространенным способом печати является плоская . Востребованы также услуги цифровой печати (оперативной полиграфии).


Попытки заменить дорогие рукописи на дешевые оттиски предпринимались очень давно. Во II веке в Китае изобретена бумага, впоследствии заменившая дорогой пергамент; в VII веке в Корее, Китае и Японии тексты печатали с деревянных гравированных досок. Позже, в XI веке китайские мастера изготовляли уже отдельные иероглифы из керамики, а монолитная форма была заменена составной наборной, что позволяло печатать большими таражами; в XIII веке в Корее буквенные знаки изготавливались из металла.

В Европе попытки печати книг датируются концом XIV - началом XV века. В 1390 году в Нюрнберге Штромер построил первую „бумагоделательную мельницу“, 1418 годом датируется первый известный оттиск с деревянной доски, а в 1446 г. была выполнена первая печать с медных досок.

Иоганн Гутенберг родился в конце XIV века, в городе Майнце. Он изобрёл и осуществил полный цикл современного печатного производства: объединил в одно целое систему металлических литер; создал сплав из свинца, цинка и сурьмы (гарт), а также оборудование для отливки литер из этого сплава; придумал и изготовил наборную кассу и приспособление для набора строк из литер и столбцов из строк; изобрёл типографскую краску (ламповая сажа и лак), а также тампон для нанесения её на готовый набор; изготовил печатный станок, которая позволяла получать прекрасные оттиски книжных страниц; создал систему финансирования и сбыта книжной продукции. Кроме того, есть данные, позволяющие считать, что Гутенберг создал школу. Почти все европейские печатники того времени были выходцами из Германии. Большинство из них родом из Майнца - родины Гутенберга. Как минимум о четырех учениках Гутенберга имеются достоверные сведения.

Гутенберг печатал Библию на латинском языке, учебники, календари, словари, индульгенции - свидетельства об отпущении грехов. За считанные годы после выхода в свет первой книги Гутенберга - знаменитой 42-х страничной Библии - книгопечатание распространилось по всей Европе: в 1460 г. - в Бамберге и Страсбурге, в 1466 г. - в Кёльне, в 1467 г. - в Рими и Венеция, в 1470 г. в - Нюрнберге и Париже.

Влияние начала книгопечатания на европейскую цивилизацию огромно. Печатная книга изменила представление европейцев о науке и образовании, привела к усилению роли светского государства. Журнал Time назвал Гутенберга Человеком Тысячелетия. Понадобилось шестьсот лет, чтобы понять -- главную роль в истории последнего тысячелетия сыграли не полководцы, герои или ученые, а ювелир из города Майнца, первым начавший отливать буквы из металла.

Зарождение отечественного книгопечатания. Книга пришла к нашим предкам с принятием христианства, и уже Киевская Русь поражала Европу грамотностью. В древнейшей русской летописи - "Повести временных лет" под 1037 годом сообщается, что киевский князь Ярослав Мудрый, почитавший книжное учение, собрал в храме Софии множество книгописцев для перевода и переписки книг. Так был создана первая библиотека, насчитывавшая к концу ХI века около ста тысяч рукописей.

Начало книгопечатания на Руси датируется 1550 - началом 1560-х годов. Есть исторические факты, свидетельствующие о существовании некой типографии, выпускавшей церковные книги, но без указания выходных данных. Судя по тому, что в изданиях отсутствует указание на царское повеление их печатать, исследователи предполагают частный характер их производства. Невыясненным является вопрос и о работниках этой типографии. Называются имена Маруша Нефедов - «мастер печатных дел», новгородский мастер Васюк Никифоров, косвенные свидетельства более поздних источников говорят о работе в анонимной типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца.

Но так или иначе 19 апреля 1563 года церковный дьякон Иван Федоров открыл в Москве первую "печатню". Открыл он ее по царскому веленью. Правил тогда Иван Грозный -- царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор.

О Федорове известно немного - только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Известно, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Можно считать принятым в науке факт обучения Ивана Федорова в Краковском университете в 1529-1532 гг., где он получил степень бакалавра. В нем Иван Федоров познакомился с, античной литературой, изучил греческий язык.

1 марта 1564 года в Москве из-под пресса станка Ивана Федорова вышла книга, положившая начало издательскому делу в России. «Деяния и Послания Апостолов», хотя чаще говорят просто «Апостол». Его отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати.

Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст, и с помощником Петром Мстиславцем лист за листом печатал весь "завод" - около 1200 книг! Всего 60 экземпляров этого издания хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира. Мы мало знаем о жизни Ивана Федорова. Неизвестна дата рождения первопечатника, имена его учителей. Вызывает недоумение тот факт, что, выпустив две книги, он уехал из Москвы.

Новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы -- такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", -- написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом -- издали "Псалтырь" и "Азбуку". Но и там продолжал печатать книги для русских читателей, настойчиво повторяя в своих послесловиях "Иван Федоров - друкарь з Москвы"

В Литве он издает "Учительное Евангелие", на Украине - Библию. Во Львове увидели свет второй вариант "Апостола" и первый учебник - "Букварь", по которому Русь более двухсот лет постигала грамоту.

"Возлюбленный и чтимый русский народ, - обращался он к читателям "Апостола". - Если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью...".

Дело Ивана Федорова, с чьим именем связано появление печатной книги в России, принесло великие плоды, ибо, несмотря на то, что печатная книга в XVI веке и следующем столетии носила преимущественно духовный характер, - она заложила основу новой книжной культуры, на которой развивалась вся последующая культура Нового времени. Введение книгопечатания в России стало началом «новой письменности», «новой азбуки» и новой эпохи в истории книги.

Первый печатный деревянный станок, сконструированный Гуттенбергом в середине 15 века, состоял из талера - стола, на который устанавливали печатную форму, и пиана - плоской плиты прижимающей бумагу к форме. Пиан приводился в движение вручную с помощью винтового устройства. Краска наносилась также вручную. Производительность такого станка не превышала 100 оттисков в час.

Увеличение тиражей к концу 18 века привело к изобретению стереотипии, которая позволяла получать с наборной формы нужное количество монолитных копий и печатать одно и тоже издание одновременно на нескольких машинах.

Первая печатная машина была сконструирована в Германии Фридрихом Кёнигом в 1808 году. В этой машине движение талера, опускание пиана и нанесение краски на форму были механизированы. Производительность машины составляла 400 оттисков в час. В 1812-1814 гг. Кёниг создал новую печатную машину. В этой машине плоский талер был заменен печатным цилиндром, который, вращаясь, создавал давление на печатную форму. Эта машина имела производительность до 800 оттисков в час.

Первую в мире машину, осуществлявшую набор и отливку строк, построил в 1886 г в Америке немецкий изобретатель О. Мергенталер. Машина позволяла отливать отдельные строки по этому изобретатель назвал ее линотипом (от лат. «linea» - линия и греч. «typos» - отпечаток).

Первые сведения о глубокой печати относятся к 15 веку. В качестве материала для изготовления печатных форм использовали медные пластины. Изображение на формный материал наносили вручную, а углубляли печатные элементы режущим инструментом. Способ изготовления форм назывался резцовая гравюра. Мастера того времени этот способ не только для гравирования портретов и текста, но и для целых книг. Известна гравюра Василия Андреева «Лист сошного письма» (1685), содержащая очень мелкий шрифт, который можно читать только с помощью лупы.

Дальнейшее развитие ручных способов изготовления форм привело к появлению так называемых химических способов гравюры, при которых печатные элементы заглублялись не вручную, а при помощи кислоты. Нанесение же рисунка на цинковую или медную пластины по прежнему выполнялись вручную. К химическим способам гравюры относят офорт (16 век) и акватинта (18 век).

Обычно для офорта применяли цинковую пластину, которую сначала покрывали кислотоупорным лаком, а затем копотью. После этого острой стальной иглой процарапывали слой лака по линиям рисунка до металла. Травление осуществляли в слое азотной кислоты. Затем печатные элементы заполняли краской и прикладывали запечатываемую поверхность. Таким образом в 1694 г. появился «Букварь», сочиненный монахом Карпоном Истоминым. Все 42 страницы букваря гравированы на меди мастером Леонтием Буниным. А в 1701 г. гравер Михаил Карновский оформил «Арифметику» Леонтия Магницкого - учебника, по которому учился Ломоносов.

В случае акватинты медная пластина сначала припудривается порошком смолы, а потом нагревается, в результате чего порошок плавится и прочно закрепляется на пластине, образуя кислотоупорные зерна. Пластину травят в растворе хлорного железа в несколько приемов с последовательным выкрыванием от светлых тонов к темным. Кислота проникает в промежутки между слипшимися зернами и на поверхности образуется множество мелких печатающих элементов, различных по глубине.

В отличие от офорта оттиск акватинта представляет собой не штриховое, а полутоновое изображение, сходное с рисунком кистью. Формы изготовленные ручным способом, при печатании закатывали краской и вручную очищали пробельные элементы

В настоящее время указанные способы не являются промышленными.

На смену ручным способам получения печатных форм пришел фотохимический. В 1879 г. чешский художник и фототехник Карел Клич объединил два способа изготовления печатной формы - акватинта и перенос изображения на формный материал с помощью пигментной бумаги.

В начале 20 века взамен плоскопечатных машин появились ротационные машины глубокой печати. Также появился новый способ изготовления печатных форм глубокой печати - электромеханический с применением электронно-гравировальных автоматов.

До недавнего времени способом высокой печати печатались высоко иллюстрированные многокрасочные журналы, портреты, книжные вклейки, открытки, марки плакатная и рекламная продукция. В настоящее время использование метода глубокой печати приостановлено из-за применения экологически вредных красок.

В зависимости от материала, применяемого для изготовления печатной формы, и способа передачи изображения с формы на бумагу существует несколько разновидностей плоской печати: литография, фототипия и офсет.

Литография (греч. «lithos» - камень, «grapho» - пишу) была изобретена в конце 18 века в Германии Алоизием Зенефельдером. Сущность способа заключалась в следующем. Но поверхность известкового камня после ее подготовки (шлифование, очистка, сушка) изображение наносилось вручную жирной тушью или жирным карандашом. Эти участки на форме являлись печатающими элементами. Участки поверхности камня не занятые изображением, - пробельные элементы - подвергались химической обработке. В результате чего пробельные элементы в процессе печатания воспринимали воду и отталкивали краску. При печатании сначала поверхность камня увлажняли, а за тем накатывали валиком краску, которая удерживалась только на печатающих элементах. Таким образом, принцип разделения печатающих и пробельных элементов на форме не пространственный, а физико-химический

Основное достоинство литографии заключается в том, что по сравнению с гравюрой на дереве или металле является менее трудоемкой, более дешевой и многотиражной.

Совершенствование литографии заключалось в изобретении способа фотографического переноса изображения на камень, а за тем были открыты копировальные слои. Затем каменные формы были заменены металлическими пластинами. Печатание с форм осуществлялось на плоскопечатной машине с электроприводом. Первая такая машина появилась в 50-х годах 19 века. Производительность не превышала 800 оттисков в час. В начале 20 века была изобретена литографская ротационная машина, но качество оттисков значительно уступало плоскопечатным машинам.

Фототипия - способ факсимильного (точного) воспроизведения самых сложных по характеру штриховых и полутоновых изображений. Во второй половине 19 века чешский фототехник Якуб Гусник использовал в качестве основы для изготовления печатной формы толстую стеклянную пластину и нанес на ее поверхность слой хромированного желатина. Проэкспонировав пластину под полутоновым негативом и проявив изображение, Гусник получил печатную форму. На форме площадь печатающих элементов (задубленных зерен) и уровень их расположения определялись плотностью участков негатива. Отсюда тона изображения оригинала на оттиске передавались не только площадью печатающих элементов, но и толщиной слоя краски. Это способствовало получению оттисков, не уступающих по точности воспроизведения фотографическим отпечаткам.

Фототипия применяется в настоящее время для воспроизведения высокохудожественных оригиналов небольшими тиражами.

Дальнейшее развитие плоской печати связано с разработкой Иваном Орловым в 1890 году машинного способа печатания денежных купюр. Суть способа заключалась в том, что на бумагу переносилась не одна краска, а все краски одновременно, что создает на оттиске радужное многокрасочное изображение. Этого можно было добиться на специальной орловской машине, печатный аппарат которой состоял из нескольких форм, по числу красок, и сборной формы, печатающие элементы которой составляли рисунок. Характерной особенностью машины была промежуточная поверхность - специальный валик, передающий краску с одной формы на другую. Новый способ получил название печати с переносом. В настоящее время методом орловской печати выполняют некоторые элементы ценных бумаг и денежных знаков РФ.

В начале 20 века американские изобретатели Айра Рубель и Каспар Германн воспользовались данными методом и назвали его офсетной печатью (англ. «offset» - печать с промежуточной поверхности). В офсетных печатных машинах красочное изображение с печатной формы передается на бумагу через промежуточную обрезиненную поверхность. Изобретателем офсетной машины считают Айру Рубеля. Им в 1904 году была сконструирована однокрасочная офсетная машина, а в 1921 появилась двухкрасочная машина, а в 1930 году четырех красочная машина.

Изготавливать печати начали задолго до наших дней. На Руси печати стали появляться в X веке. Они выполняли функции верительных грамот. Это были первые «удостоверения личности» для купцов и посланников князя. Чаще всего печати были выполнены в виде перстня. Самая удобная форма, печать была всегда рядом, на руке. У некоторых купцов были печати в виде небольших блях, их носили на шее.

У печатей того времени была не только "личностная" функция. Печати играли роль "замка", с помощью них можно было опечатать нужный товар. Во время раскопок на территории Новгорода, археологи обнаружили цилиндры из дерева. Их использовали для пломбировки мешков с мехами и сосудов с серебром. Так дань, собранная князем, оставалась в целости и сохранности.

Самые интересные печати того времени - княжеские. Это небольшие округлые предметы из металла. Печати обязательно украшали разными изображениями. Один из первых образцов княжеской буллы - печать князя Святослава Игоревича. Она создана между 945 и 972 годами.Печати князей были очень востребованы в делопроизводстве того времени. Печатью скреплялись документы. Они были необходимы для заключения любого договора и при выдаче жалованной грамоты.

В тот период были одновременно в ходу несколько видов печатей. Более сложные - вислые печати. Их оттискивали при помощи щипцов, потом привешивали к документу на шнурках. Прикладные печати оттискивались на бумаге с помощью штампа. Его роль часто выполнял перстень. Печати отличались не только по форме, но и по материалу. Обычно для изготовления использовался металл: свинец, серебро, позолоченное серебро, иногда даже золото. Затем металлы были успешно заменены пластичным и дешевым воском.

Менялись способы изготовления печатей. Самые древние буллы отливались из металла. Потом печати изготавливали из воска. Они создавались с помощью щипцов или резных камней-гемм. Способ изготовления напрямую зависел от предназначения печати. Для «вислых» применяли щипцы, для прикладных - резные камни.

В XI веке самыми популярными были тяжелые серебряные печати. На каждой стороне были изображены образы христианских святых. Одно указывало на полученное при крещении имя, а второе соответствовало отчеству. В это время встречались и «греко-русские» печати. На них изображение святого наносилось с одной стороны. С обратной стороны была благодарственная надпись на греческом языке.

Металлические буллы со временем перестали использоваться. Они были заменены вислыми и прикладными печатями из воска. Изображения обновленных печатей отличались от привычных. Теперь на печатях указывались имя и титул владельца. Чаще всего такие надписи имели форму кольца, в его центре размещался герб.

Печати Московского государства

Первая известная печать периода Московского государства - это восьмигранная гемма Василия II. Личная печать князя вместо типичных "древнерусских" ликов святых содержала изображение огромного льва, терзающего змея.

После Василия II, его печатью стал пользоваться сын - Иван III. Новый князь заменил имя на печати, добавив свое. И какое - то время применял ей в княжеском документообороте. Позднее, вместо отцовской печати, Иван III ввел в обиход другую, государственную. На лицевой стороне был всадник, поражающий копьем дракона. Это изображение "сохранилось" на гербе Москвы. На оборотной стороне государственной печати был изображен двуглавый орел. Печать, созданная при Иване III, прослужила долго. Ее использовали лидеры Московского государства вплоть до XVIII столетия. В течение нескольких веков печать имела первоначальный вид.

В это же время в Московском государстве возникают должности и организации, ответственные за изготовление и хранение печатей. С XVI стал известен Печатный приказ. Он занимался заверкой подлинности документов. Особые чиновники проверяли официальные бумаги и заверяли их государственной печатью. Возглавлял Печатный приказ печатник. Он же был хранителем государственной печати. До XVII века, все документы, которые необходимо было официально заверить, проходили через Печатный приказ. Но документооборот увеличивался с каждым десятилетием. Поэтому собственные печати стали появляться у каждого органа власти. Эта мера позволила в разы сократить время.

Официальные печати административных органов того периода очень отличались друг от друга. Большой приказ, ответственный за "бухгалтерию" Московского государства, имел крупную печать. На ней были изображены весы. Особая надпись на печати сообщала, «печать казенная» и указывала на принадлежность «приказу большия казны». Более мелкие учреждения не имели столь "индивидуальных" красивых печатей и обходились простыми оттисками. На них присутствовало только название.

Чуть позже получили собственные печати крупные города. Большинство изображений, украшавших в своё время эти печати, сохранилось до наших дней. Их можно встретить на гербах российских городов. Например, герб города Смоленска. Пушка и сидящая на ней райская птица, в настоящее время являются центральными деталями герба города. В прошлом имеено так "выгладела" печать Смоленского княжества.

Уже во второй половине XVII века, руководство государства использовало в документообороте не менее десяти печатей. Они были разного уровня сложности. Символы на печатях часто корректировались. Причиной этому было расширение территории государства, присоединением новых земель. В некоторых случаях изображения оставались прежними. Изменения касались съемной матрицы печати.

Петр I пользовался печатями Московского государства несколько лет, в начале правления. Потом он осознал необходимость "печатного" обновления. "Новая версия" печатей имела существенные отличия. Изменился титул государя, он стал намного короче. Поменялось центральное изображение печати. Вместо царских корон, орел обрел императорские. Вокруг щита стали изображаться гербы городов. Вокруг короны и щитка с орлом, теперь была цепь ордена Святого Андрея Первозванного (первая российская награда, учрежденная, кстати, сами Петром).

Уже в первой трети XVIII века печати вновь потерпели изменения. Это произошло по просьбе Анны Иоановны. Императрица доверила "государственное" дело Иоганну Гендлидеру. Знаменитый европейский гравер вырезал новую печать, с могучим двуглавым орлом. Эта печать, побывала в руках всех представителей царской династии, вплоть до Николая I. Во времена Екатерины II, все российские города обрели свое "печатное" лицо. Им стали собственные печать, изображение которых совпадало с городскими гербами. Количество, наконец- то, обрело качество. "Разнообразие" размеров и форм печатей у ведомств прекратилось. Официальные печати "обрели" строгость: на них стали изображать государственный герб, еще гравировалось название организации.

"Печатная система" Российской империи действовала до революции 1917 года. Потом власть обрело Временное правительство. Печать, созданная этим органом, имела изображение двуглавого орла. Скипетр, держава и корона, как символы царской власти, отсутствовали. Основная печать Советского государства появилась в 1918 году. Она отличалась от своих предшественниц: печатей Временного правительства и династии Романовых. Первая советская печать содержала символы и идеологию. В центре печати были серп и молот, в окружении копны роскошных колосьев. В верхней части было написано "Российская Советская Социалистическая Федеративная Республика", в нижней печати - «пролетарии всех стран, соединяйтесь». Государственные символы легли в основу печатей для центральных и местных органов власти. Новая государственная печать существовала весь советский период. В течение семи десятилетий ее коснулись лишь незначительные изменения. Государственная "трудовая" эмблема «серп и молот» стала ключевой частью не только делопроизводства и, в целом, советской жизни. Такие печати ставились на все документы: школьные аттестаты, важные внешнеполитические договоры.

История возникновения печатей

Печати возникли в древние времена на Востоке, и их появление было связано с бурным развитием торговли. Печатями скреплялось оформление первых торговых договоров. Предположительно первые печати появились в древнем Египте и Вавилоне. Также печатями издревле пользовались в Китае, а на Руси они, по мнению историков, появились где-то в Х веке.

Предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в историю возникновения печатей в древнем Китае и прочитать про то, как возникло и развивалось изготовление печатей в нашей стране, со времен древней Руси и до наших дней.

Печати древнего Китая

Первые печати, которые использовали в древнем Китае, выполняли функцию клейма, которое хозяин ставил на принадлежащих ему вещах, а также документах. Постепенно печать становится символом власти, свои печати имелись у всех китайских чиновников. Причем потеря печати чиновником строго наказывалась. За утерю печати чиновника могли понизить в должности, оштрафовать или даже уволить. Печати обладали большой ценностью, поэтому все найденные на поле битвы печати полежали сдаче, и за них назначалась награда. Подделка официальных печатей строго каралась ссылкой, а иногда и смертной казнью.

Интересным моментом в истории печатей древнего Китая стало то, что печати здесь постепенно превратились в настоящее произведение искусства. Производство печатей ставили наравне с искусством каллиграфии, живописи или поэзии. Мастер, изготавливающий печати, должен был обладать многими незаурядными умениями. Он должен был знать и следовать законам композиции, быть прекрасным каллиграфом, а также мастером гравировки. Не допускалось никакое отклонение от общепринятых канонов. Мастер должен был на ограниченном пространстве печати изобразить несколько иероглифов, разместив их по законам композиции, чтобы достичь максимального эстетического эффекта. Именно поэтому древние китайские печати были отнесены к культурному наследию Китая, а имена мастеров вошли в историю.

Сначала основными материалами для изготовления печатей были дерево, металл и кости животных. Немного позже стали использоваться драгоценные и полудрагоценные камни. Императорские печати изготавливали из золота. Боковые грани было принято украшать стихами или различными благоприятными пожеланиями.

На печатях в основном гравировались иероглифы, но были также найдены печати с рисунками. Самая известная печать такого типа — печать первого императора Китая Цинь Шихуанди. Она была изготовлена в 221 г. до н.э. в честь победы и объединения всех царств под властью одного императора. Материалом стал нефритовый камень, на котором мастер выгравировал «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо» . А на оттиске печати изображались летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

Печати древней Руси

Первое упоминание о печати на Руси относится к Х веку. Оно было найдено в одном из договоров Руси и Византии, и там говорилось про печати, которые использовали купцы. Однако ученые полагают, что это еще не были те же самые печати, которыми позже скрепляли грамоты. Эти печати заменяли собой верительные грамоты и являлись неким удостоверением личности послов и купцов древней Руси. Нет однозначного мнения о том, что же это были за печати. Некоторые исследователи полагают, что это были пластины или бляхи, которые вешались на шею, но большинство все же считает, что печатями, также как и в Европе, служили перстни.

В Древней Руси личные печати были у князей, ими помечались детали военного снаряжения, ремесленные изделия и даже деревья на границе земельных владений. В Новгороде археологи обнаружили деревянные цилиндры, датированные 70-м годом Х века, на которых были изображены княжеские знаки или надписи «княже». Эти цилиндры могли подобно замкам закрывать мешки с пушниной и различные сосуды, как правило с серебром, для того, чтобы дань, принадлежащую князю, никто не мог вскрыть по пути.

В Древней Руси печать служила скорее удостоверением личности, а в торговле могла выполнять роль пломбы или клейма.

Постепенно вид и назначение печатей менялись и во времена русского средневековья печатями служат круглые металлические предметы с изображениями на обеих сторонах. Такие печати назывались «буллы», а древнейшей считается печать князя Святослава Игоревича, на которой изображен знак Рюриковечей — трезубец (около 945-972 гг).

Постепенно печати стали применяться для скрепления или запечатывания документов. Печати заменяли подписи князей, которые выдавали жалованные грамоты или заключали договора с другими князьями или государствами. Именно такие печати изучает историческая наука сфрагистика («сфрагус» в переводе с греческого означает печать) или сигиллография («силллум» — это печать в переводе с латинского).

Ученые разделяют печати на две группы по способу скрепления ими документа. Первая группа — это так называемы вислые печати. Они были оттиснуты специальными щипцами и привешивались на шнурках к документу. Вторая группа — это прикладные печати, которые были оттиснуты различными штампами, в том числе перстными.

На Руси на протяжении почти пяти столетий пользовались вислыми металлическими печатями по образцу византийских. Они изготавливались из свинца, серебра, серебра с позолотой или даже золота. В середине же XI века начинают возникать печати «греко-русского» типа. На одной стороне таких печатей изображался святой, а на другой имелась греческая благожелательная надпись.

Большинство князей пользовались печатями, на обеих сторонах которых изображались святые. Это объясняется тем, что у князей, как правило, было два имени — мирское (светское) и дано при крещении (христианское). Изображения двух святых на лицевой и оборотной стороне печати указывало на христианское имя и отчество князя. Мирское же имя, как правило, употребляли в летописях. Подобными печатями пользовались новгородские, киевские, черниговские, смоленские и другие русские князья. Кроме князей печати или «буллы» имелись у церковных иерархов — митрополитов и епископов. Также они были у представителей администрации князя. Со времен древней Руси сохранилось несколько сотен свинцовых «булл», которые были найдены археологами.

С 14 века печати начинают постепенно изменяться. Например, на оборотной стороне княжеской печати начинают писать имя и титул владельца, а на лицевой сохраняется изображение святого покровителя. В течение 14-15 веков металлические «буллы» начинают постепенно вытесняться восковыми вислыми и прикладными печатями. На них появляются светские изображения (исключения составляли печати церковных иерархов), а также надпись вокруг изображения (круговая легенда), в которой указывалось не только имя, но и должность владельца. Подобные печати стали активно применяться в различных учреждениях и государственных службах и к концу 15 века практически вытеснили печати из металла. Это связано как с дешевизной воска, так и с заменой пергамента на бумагу. Что касается князей, то вместо металлических «булл» они постепенно начинают применять в качестве личных печатей резные камни — геммы, которые обычно вставляли в металлический ободок.

Печати Московского Государства

В последние годы своей жизни князь Василий II пользовался восьмигранной геммой с изображением льва, терзающего змею. Затем эта печать перешла к его сыну, Ивану III , который и пользовался ей почти четверть века, изменив естественно только имя владельца. Но когда объединитель русских земель создавал общегосударственную печать, он выбрал для нее другое изображение: на лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной — двуглавый орел. Этой печатью пользовались на протяжении 16-18 столетий. Княжескую или царскую печать обычно хранил один человек, должность которого называлась печатник, а в начале 17 века возник специальный печатный Приказ.

Постепенно Московское государство разрасталось, укрепились органы власти, сформировался административный аппарат, увеличилось количество документации. С 17 века печати стали широко использоваться различными учреждениями. Например, приказ Большой, который распоряжался государственными финансами имел печать с изображением весов и надписью «Печать казенная Приказу Большие казны». На печатях иных государственных структур изображение часто отсутствовало, имелась только надпись. На печатях городов и различных земель имелись изображения, которые позже вошли в городские гербы. До наших дней дошла печать Смоленского княжества: пушка на лафете, а на стволе пушки изображена райская птица.
Во второй половине 17 века у русского правителя было уже более десятка различных печатей, которые усложнялись по мере присоединения все новых и новых земель. Новые цари использовали печати своих предшественников, заменяя лишь легенду, которая изготавливалась отдельно от основного изображения и матрица, которая была съемной.

Печати Российской Империи и СССР

В самом начале своего правления Петр I использовал старые печати, а затем приказал вырезать несколько новых. Новые печати отличались расположением гербов на крыльях орла и наличием цепи ордена Святого Андрея Первозванного, которая окружала щиток с орлом и императорскую корону над щитком. Для новых печатей была характерна краткость титула.

В 30-е годы 18 века императрица Анна Иоановна пригласила в Санкт-Петербрг знаменитого европейского гравера Иоганна Гендлидера, который вырезал новую государственную печать с могучим двуглавым орлом. Эта большая государственная печать, гравированная им по петровскому образцу и выполненная в высокохудожественной манере служила русским царям более ста лет — до конца царствования Николая I .

Также государственный герб появился и на печатях государственных учреждений и ведомств. По велению Екатерины II в каждом городе была учреждена своя печать, на которую помещалось изображения герба города.

Созданное в 1917 году временное правительство поместило на свою печать двуглавого орла, но без короны, скипетра и державы и без всадника.

Советское государство, естественно, отказалось от старых символов. Работа по созданию новой печати была начата в 1918 году и в качестве изображения была выбрана эмблема «Серп и молот». Надписи на печати были следующие: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Все органы власти, как центральные, так и местные, должны были применять печать с гербом РСФСР (а затем СССР), в который вошла эмблема «Серп и молот».

В наши дни печатью называют специальное приспособление, предназначенное для получения оттиска изображения – этот же термин обозначает получаемый при помощи инструмента оттиск на документе или упаковочном материале. Существует целый ряд компаний, занятый изготовление штампов - изготовление печатей срочно является одной из самых востребованных услуг отечественного рынка. А когда впервые появились печати? Какие инструменты изначально использовались для изготовления инструментов специального назначения, посредством которых получали оттиски? На эти и многие другие вопросы отвечает сфрагистика. Речь идет о вспомогательной исторической дисциплине (термин получил свое название от греческого корня «сфрагис», что в переводе на русский и обозначает печать), объектом изучения которой являются печати. Ручной инструмент сам по себе представляет историческую ценность, печати даже в отрыве от документов, посредством которых их скрепляли, выступают в роли артефактов для изучения института формирования государства.

Собственно, приспособления для получения оттисков в разрезе сфрагистики подразделяются на непосредственно печати и пломбы. Термин “печать” здесь более широкий – он объединяет в себе как штампы и матрицы, так и получаемые с их помощью оттиски. В свое время оттиски оставляли на самых различных материалах, не только на бумаге, но и воске, сургуче и металлах. Матрицы изготавливали из материалов высокой степени прочности – например, на дереве, кости, камне, металле, в ряде случаев изготовление печатей производится на основе резины и каучука.

Существует классификация и относительно прикрепления печатей к конкретному документу. Различают две группы печатей:

Подвешиваемые к конкретному документу специальным шнурком;

Прикладные (оттиск с их помощью получают в результате прикладыванию к поверхности).

Указанные выше прикладные штампы могут быть исключительно односторонними. Печати вислого типа подразделяются как на одно-, так и на двухсторонние. Инструменты с одной рабочей стороной помещаются в специальную открытую коробку, заполняемую материалом, по которому и производится оттиск.

Получение оттисков двухсторонними матрицами выполнялось изначально щипцами-буллотириями, позже для данных целей начали использовать тисковые станки.

Формы изготовления односторонних прикладных печатей отличаются друг от друга формой, конфигурацией и способом изготовления. Наибольшее распространение получили матрицы в форме перстня – тем не менее активно использовались и снабженные рукоятями штампы (например, шахматные фигуры), пластины, имеющие приспособления для подвешивания.

Скрепление документов в период Средневековья осуществлялось, преимущественно, матрицами вислого типа. Начиная с 14-16 веков в обиходе начали появляться прикладные печати, которые, впрочем, были известные еще с античных времен. Практически до 20 века вислые печати сохранялись в делопроизводстве государства Ватикан.

Из каких материалов выполнялись вислые матрицы? Различают 2 основные группы: печати металлические и восковые. Оттиски металлических штампов (булл) производились на:

Свинце (моливдовулы);

Золоте (хрисовулы);

Серебре (аргировулы).

Первые сведения о золотых оттисках в русской сфрагистике известны с периода становления Московского государства – найден лишь один хрисовул домонгольской эпохи. Более известен российский вариант позолоченных аргировул, используемый для скрепления документов особой важности. Русское Средневековье характеризуется массовым использованием моливдовулы – вислых печатей для получения оттисков на свинце. Часто оттиски получали не на металле, а на более хрупких материалах – воске или восковой мастике. Чтобы защитить поверхности от разрушения, их помещали в кустодии – прочные контейнеры.

Печати прикладного типа могли быть как восковыми и воско-мастичными, так и дегтярными, копчеными (речь ведется о получении оттиска на бумажном листе сажей), мастичными, сургучными. До конца так и не разрешен принцип как колористической гаммы металла булл, так и выбор цвета вощаной мастики. В практических целях использовались печати черно-, желто- и красновосковые. Строгой регламентации применения конкретного типа печатей до сих пор не выяснено. Известно только, что красновосковыми печатями скрепляли документы служащие великокняжеской канцелярии, черновосковыми – департамента делопроизводства московского митрополита.

В чем состоит главный смысл печатей? Скрепление ими подтверждает подлинность документа, наглядно доказывает, что составлен он от имени владельца печати. В большинстве случаев печати были личными – после смерти их владельцев инструменты для получения оттисков уничтожались (по крайней мере, подобный порядок сохранялся в Российском государстве вплоть до 16 века). Ученые полагают, что как метод подтверждение подлинности документа посредством скрепления его печатями впервые сформировался в Древнем Египте.

Кроме того, наличие на бумаге печати означало то, что она получала силу документа. Целостность оттиска служила способом защиты документов от несанкционированного их вскрытия – прочитать документ можно было только повредив оттиск.

Отдельного разговора заслуживают изображения, наносимые на печати. Древнерусские матрицы представляли собой поверхности с ликом Христа, Богоматери, креста, композиций церковной тематики (в основном, праздничной). Властные полномочия владельца печати характеризовались наличием на ней креста, изображения Христоса или княжеской эмблемы. Лик Богоматери означал, что печать принадлежит представителю духовенства. Печати же собора или монастыря содержали изображения посвящения, парных святых (Козьмы и Дамиана, Бориса и Глеба, Петра и Павла).

Изображения оттисков, изображавших ездца (позже двуглавого орла), появились в Московском княжестве в 15 веке. Первая «двойная кормчая» или «кормленная» печать датируется 1497 годом. Позже подобные ручные инструменты для получения оттисков использовались российскими правителями вплоть до Михаила Федоровича – начиная с Бориса Годунова орел был увенчан тремя коронами. Прожившийся в последствие вариант (наложенное на орла изображение ездца) ввел Иван Грозный. Реверс подобной печати содержал двуглавого орла, в нагрудном его щите помещался единорог.

Стоит отметить, что Иван Грозный «приложил руку» к созданию и Большой Государственной Печати. Двуглавый орел на ней увенчивался одной короной, рядом с которой помещались 24 территориальные эмблемы земель, входивших в титул московского князя.

В ходе развития геральдизации на печатях стали появляться гербы. Собственно говоря, отсюда и пошел термин Гербовая печать. Разработка трех типов государственных печатей тесно сопряжена с нанесением на их поверхности изображения Большого, Среднего и Малого Государственных Гербов. Особым образом регламентировалось не только изображение матриц, но и порядок их использования. Так, применительно к скреплению государственных законов, уставов, учредительных актов использовалась Большая Государственная печать. Она же прилагалась для подтверждения подлинности грамот на титул князя императорской крови или его императорского высочества, к грамотам на графские титулы, к патентам на консульское звание.

В соответствие с регламентом, Средняя Государственная Печать применялась для скрепления:

Дипломов на баронское и дворянское достоинство;

Грамот городов и обществ с подтверждением прав и преимуществ.

С ее помощью осуществлялась ратификация трактатов с иностранными государствами и грамот к восточным правителям, к ханам Хивинским и эмирам Бухарским.

Малой Государственной Печатью скреплялись:

Благоволительные грамоты;

Ответные грамоты;

Аккредитивы.

Министры Временного правительства сохранили на Государственной печати изображение двуглавого орла. Правда, он «потерял» короны, всадника, убившего змия, входящие в императорский титул гербы. Под орлом появилось здание Таврического дворца в Петрограде – место, в котором заседала Государственная дума.

В соответствии с решением Совнаркома, учреждениям было запрещено использовать императорский герб на печатях. В этот же день был учрежден герб нового советского образца. В союзном государстве Гербовой печатью могли пользоваться высшие, центральные и местные правительственные организации и учреждения. В условиях современной России право пользования Гербовой печатью имеют:

Федеральные органы государственной и исполнительной власти;

Иные государственные организации и учреждения;

Органы, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.