Интересные факты о художественной культуре. Интересные факты о знаменитых картинах

Искусство – это часть духовной культуры человека, форма художественной деятельности общества, образное выражение действительности. Рассмотрим наиболее интересные факты об искусстве.

Не каждый знает, что искусство берёт свое начало ещё со времен первобытных людей, а многие из тех, кто осведомлён об этом вряд ли думают, что пещерный человек владел полихромной живописью.

Испанский археолог Марселино Санс де Саутола в 1879 году открыл древнюю пещеру Альтамира, в которой присутствовала полихромная живопись. Саутоле никто не поверил, и его обвинили в том, что он подделал творения первобытных людей. Позже в 1940 году была открыта ещё более древняя пещера с подобной живописью – Ласко во Франции, её отнесли к 17-15 тыс. лет до н.э. Тогда все обвинения с Саутоле были сняты, но уже посмертно.

Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Истинную картину полотна «Сикстинская Мадонна», созданного Рафаэлем, можно увидеть лишь хорошенько вглядевшись в него. Искусство художника обманывает наблюдателя. Задний фон в виде облаков скрывает в себе лица ангелов, а на правой руке св. Сикста изображено шесть пальцев. Возможно, это связано с тем, что его имя впереводе с латинского означает «шесть».

А Малевич не был первым художником, который нарисовал «Черный квадрат». Задолго до него Алли Альфонс, человек известный своими эксцентричными выходками, выставил в Галерее Виньен своё творение «Битва негров в пещере глубокой ночью», которое представляло собой полностью черноё полотно.
************************************************************************

Пикассо «Дора Маар с кошкой»

Знаменитый художник Пабло Пикассо обладал взрывным темпераментом. Его любовь к женщинам была жестокой, многие из его возлюбленных кончали с собой или попадали в психиатрическую лечебницу. Одной из таких была Дора Маар, тяжело перенесшая разрыв с Пикассо и впоследствии оказалась в лечебнице. Её портрет Пикассо написал в 1941 году, когда их отношения были разорваны. Портрет «Дора Маар с кошкой» в 2006 году был продан в Нью-Йорке за 95,2 млн. долларов.

При написании картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи особое значение уделял образам Христа и Иуды. Он очень долгое время провел в поисках натурщиков, в результате для образа Христа Леонардо да Винчи нашел человека среди юных певчих в церкви, и только спустя три года он смог найти человека для написания образа Иуды. Им был пьяница, которого Леонардо нашёл в канаве и пригласил в трактир для написания картины. Позже этот человек признался, что уже позировал художнику однажды, несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре. Оказалось, что образ Христа и Иуды, по случайному стечению обстоятельств, был написан с одного человека.

************************************************************************

Интересные факты: скульптура и архитектура

  • Первоначально над знаменитой статуей Давида, которую создал Микеланджело, безуспешно трудился неизвестный скульптор, который не смог довести дело до конца и забросил.
  • Редко кто задавался вопросом о положении ног на конной скульптуре. Оказывается, если лошадь стоит на дыбах, то ее всадник погиб в бою, если приподнято одно копыто, то всадник скончался от боевых ран, а если лошадь стоит на четырех ногах, то всадник умер своей смертью.
  • На знаменитую статую Густова Эйфеля – статую Свободы, использовалось 225 тонн меди. А вес знаменитой статуи в Рио-де-Жанейро – статуи Христа-Искупителя, выполненной из железобетона и мыльного камня, достигает 635 тонн.
  • Эйфелевая башня создавалась в качестве временного экспоната, посвященного 100-летию французской революции. Эйфель не рассчитывал, что башня простоит более 20 лет.
  • Точная копия индийского мавзолея Тадж-Махала построена в Бангладеше миллионером – кинопродюсером Асануллом Мони, что вызвало большое недовольство среди индийского народа.
  • Знаменитая Пизанская башня, строительство которой длилось с 1173 по 1360 годы, начала склоняться еще во время строительства из-за небольшого фундамента и подмывания грунтовыми водами. Её вес составляет около 14453 тонн. Звон колокольни Пизанской башни является одним из самых красивых в мире. По первоначальному проекту башня должна была составить 98 метров в высоту, но удалось совершить постройку высотой лишь в 56 метров.
  • Жозефом Ньепсом была создана первая в мире фотография в 1826 году. Спустя 35 лет английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось сделать первую цветную фотографию.
  • Фотограф Оскар Густаф Рейландер для определения освещенности в студии использовал свою кошку. Тогда еще не было такого изобретения как экспонометр, поэтому фотограф наблюдал за зрачками кошки, если слишком узкие – ставил короткую выдержку, а если зрачки расширялись – увеличивал выдержку.
  • Знаменитая французская певица Эдит Пиаф часто давала концерты на территории военных лагерей во время оккупации. После концертов она фотографировалась с военнопленными, лица которых затем вырезались с фотографий и вклеивались в фальшивые паспорта, которые Эдит передавала заключенным во время повторного визита. Так многим пленным удалось бежать по поддельным документам.

Интересные факты о современном искусстве

Сью Вебстер и Тим Нобл

Британские художники Сью Вебстер и Тим Нобл сделали целую выставку скульптур из мусора. Если просто смотреть на скульптуру, то видна лишь куча мусора, но при определенном освещении скульптуры создаются разные проекции, олицетворяющие различные образы.

Рашад Алакбаров

Айзербаджанский художник Рашад Алакбаров для создания своих картин использует тени от различных предметов. Он определенным образом расставляет предметы, направляет на них нужное освещение, таким образом, образуется тень, из которой в следствие создается картина.

************************************************************************

трёхмерная живопись

Ещё один необычный метод создания картин изобрел художник Иоан Уорд, который делает свои рисунки на деревянных холстах с помощью расплавленного стекла.

Сравнительно недавно появилось понятие – трёхмерная живопись. При создании трёхмерной картины каждый слой заливается смолой, и на каждый слой смолы наносится отдельная часть картины. Таким образом, получается натуральное изображение, которое порой сложно отличить от фотографии живого существа.

Великие шедевры живописи, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь в музеях, книгах, играх, кино и даже рекламе - это не просто красивая картинка, но и шифр с массой деталей и смысловых толкований.

Поэтому неудивительно, что картины, которые все уже миллион раз видели, могут еще не раз испытать на прочность вашу логику, внимание, сообразительность и знание истории. Ищите живописные сюжеты, разоблачайте доморощенные мифы. Это не просто тренировка ума, но и хороший способ заткнуть за пояс в очередной беседе всех надоедливых умников. И произвести впечатление на хорошенькую особу со слабым проблеском мысли в бездонных очах.

БОТТИЧЕЛЛИЕВСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

Боттичелли Сандро. Рождение Венеры, 1482-1486.

Уффиици, Флоренция

Стиль: раннее Возрождение

На первый взгляд Только что рожденная из пены морской Венера, целомудренно прикрывая грудь и лоно, подплывает к берегу на раковине. Слева на нее дует розами Зефир с супругой Хлоридой. На берегу нимфа Ора зачем-то спешит прикрыть наготу Венеры пурпурным плащом. Но обнаженная бесстыдница прекрасно чувствует себя и в чем мать родила, она не обращает внимания на заботы и смотрит вперед, сквозь зрителя. В глазах богини застыла светлая печаль, словно на заработок… пардон, на мучения идет она в земную жизнь.

На самом деле Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры. Главную роль сыграла Симонетта Веспуччи - первая красавица Флоренции, возлюбленная Джулиано Медичи и, по слухам, тайная пассия самого Боттичелли. Надо ли говорить, что замужем благороднейшая Симонетта была совсем уж за третьим, посторонним господином? Жесты и пропорции тела Венеры написаны в соответствии с канонами классической греческой скульптуры. Мантия в руках у Оры символизирует границу между двумя мирами, а раковина - чистоту и непорочность, но стоит ей ступить на берег...

Вот ведь! Благодаря тому, что Боттичелли полил картину защитным слоем из яичного желтка, ”Рождение Венеры” сохранилось намного лучше многих шедевров.

СЫРНЫЙ ЧАС

Дали Сальвадор. Постоянство памяти, 1931.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Часы плавятся на знойном фоне пейзажа с Порт Лигат.

На самом деле Расплавленные часы являются образом относительности и прожорливости времени, которое пожирает себя и все остальное, а часы, покрытые муравьями, символизируют смерть. На пустынном берегу, олицетворяющем внутреннюю пустоту, спит голова самого Дали, который и есть главный пленник всепоглощающего времени.

Вот ведь! Вдохновившись плавленым сыром камамбер, Дали решил расплавить на своем полотне часы. Художник часто давал смешные объяснения своим картинам, чтобы намеренно ввести людей в заблуждение. И это - не исключение.

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Рене Магритт. Сын человеческий, 1964.

Частная коллекция

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Аккуратно одетый яппи вот-вот получит яблоком по лицу… но никак не получает.

На самом деле На картинах Магритта самое интересное всегда, как назло, закрыто каким-нибудь простым предметом. В данном случае это яблоко, символизирующее искушение. Оно настойчиво левитирует перед лицом сдержанного бизнесмена, в лице которого художник изобразил ”сына Адама” и самого себя. Поэтому нам не так обидно, ведь как выглядит лицо Магритта, мы знаем.

ГЛАЗА, ГУБЫ, А ГЛАВНОЕ - РУКИ

Мона Лиза, 1503-1505.

Лувр, Париж

Стиль: высокое Возрождение

На первый взгляд Пышная женщина со сбритыми бровями и небогатой грудью, повернувшись вполоборота, сидит в кресле на фоне загадочного пейзажа. На самом деле Чудо картины в приеме под названием сфумато: благодаря плавным переходам от света к тени и легкой затененности глазных впадин, уголков губ и изящных рук складывается противоречивый образ стыдливой девицы и сладострастной госпожи. Второе достоинство картины - контраст фантастического пейзажа и вполне реальной фигуры. Выщипанные брови и выбритый лоб - не признак экстремизма, а всего лишь дань моде эпохи кватроченто.

Вот ведь! Вопреки бездне глупостей, написанной искусствоведами, основной задачей Да Винчи было оживить лицо модели.

ОТКРОВЕНИЕ "ПРОФЕССОРА КОШМАРОВ"

Босх Иероним. Сад земных наслаждений, 1500-1510.

Музей Прадо, Мадрид

Стиль: северное Возрождение

На первый взгляд Триптих на библейскую тематику, напоминающий огромную коллекцию киндер-сюрпризов.

На самом деле Слева, в Раю, Бог знакомит Еву с обалдевшим Адамом. Мирная жизнь животных нарушается трапезой льва, а из источника Жизни (строение в центре) торчит сова, вестник несчастья. В центре - прообраз хипповских эротических тусовок - сад наслаждений, где все пускают лесом божественные наставления: играют, едят и предаются плотским утехам. Согласно психоанализу: вишни, земляника, клубника и виноград, которыми здесь объедаются, означают греховную сексуальность, рыба - вожделение, а птицы - похоть и разврат. Справа, как неизбежный результат, - чудовища во главе с Сатаной-яичной скорлупой и машины для пыток. Босх показывает нам тлетворное влияние любострастия. А все так хорошо начиналось!

Вот ведь! Несмотря на изображенную здесь БДСМ-вакханалию, это полотно полностью соответствует строгим библейским канонам и нравится церковным властям.

Стиль: барокко.

На первый взгляд Стильный юноша с оравой пацанов прилетел на крылатом коне пофлиртовать с обнаженной фетишисткой.

На самом деле Прикованную к скале красавицу Андромеду планировало съесть морское чудовище. Но пока оно копалось с приправами, юный Персей, обутый по последней моде в крылатые сандалии, обратил монстра в камень. Здесь мы видим все трендовые атрибуты древнегреческого хипстера: шлем-невидимка, зеркальный щит с головой Горгоны Медузы и крылатый конь Пегас. Но античные мифы больше служили Рубенсу предлогом для изображения обнаженных женских прелестей. Недаром светлое, слегка грузное тело Андромеды здесь является доминирующей частью картины, на которую в первую очередь обращает внимание зритель. Разве нет?

Вот ведь! Несмотря на большой вклад Рубенса в изображение обнаженных красавиц, у него хватает и недоброжелателей, которые обвиняют его в чрезмерном увлечении цветущей красотой обнаженного женского тела. Не глупость ли?

СВЕТОТЕНИ МУЧЕНИК...

Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор, 1642.

Государственный музей, Амстердам.

Стиль: барокко

На первый взгляд Капитан Кок (в центре) отдал приказ о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу (справа), и все немедленно засуетились.

На самом деле На картине движутся даже детали одежды стрелков. Обратите внимание на мастерскую игру света и тени: контраст темного переулка (позади) и освещенной площади. Девочка в ярком золотистом платье компенсирует яркий камзол Рейтенбюрга, а его алебарда задает направление движения всему полотну.

Вот ведь! Из-за копоти, покрывшей картину, долгое время никто и не догадывался, что действие разворачивается днем - смотрите на тень от левой руки капитана Кока.

СЕВЕРНАЯ МОНА ЛИЗА

Вермеер Ян. Девушка с жемчужной сережкой, ок.1565.

Маурицхейс, Гаага.

Стиль: барокко

На первый взгляд Обычное лицо обычной девушки.

На самом деле Художник стремился передать момент непринужденного движения, когда девушка поворачивает голову, заметив наше присутствие. Согласно названию и утверждениям искусствоведов, зрительское внимание в первую очередь привлекает жемчужная сережка. На наш взгляд, увлекшись притягательным взглядом и чувственными губами, которые вот уже более трехсот лет хранят загадочное молчание, проницательный зритель вряд ли вспомнит о сережке.

Вот ведь! У этой картины есть современная, очень неприличная ”репродукция”, но мы вам об этом не говорили!

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КАТАСТРОФА С КУЧЕЙ МАЛОЙ

Брюллов Карл. Последний день Помпеи, 1830-1833.

Государственный Руссский музей, Санкт-Петербург.

Стиль: романтизм

На первый взгляд Город в море огня, кругом царит хаос. В центре композиции лежит тело богачки, разбившейся при падении с колесницы, которую лошади уносят в глубь картины. Справа два брата спасают своего престарелого отца. Все в панике.

На самом деле В отдалении пылает вулкан Везувий - виновник бедствия. Но основную сцену освещает не его пламя, а замечательная находка Брюллова - секундный всполох молнии. Цветовая гамма картины - синий, красный и желтый цвета, озаренные белым светом, - была очень смелой для своего времени.

Вот ведь! Брюллов задумал ”Помпею” как быстрый способ прославиться и не прогадал - картина стала объектом всеобщего поклонения русских, итальянцев и французов.

Об известных художниках можно найти огромное количество информации – как они жили, как творили свои бессмертные произведения. Многие обычно не задумываются об особенностях характера и образа жизни художника. А ведь некоторые факты из биографии или история создания той или иной картины являются порой весьма занимательными и даже вызывающими.

Пабло Пикассо
Хорошие художники копируют, великие – воруют.

Когда Пабло Пикассо родился, акушерка посчитала его мертворожденным. Спас ребёнка его дядя, который курил сигары и увидев младенца, лежащего на столе, пустил дым ему в лицо, после чего Пабло заревел. Таким образом, можно сказать, что курение спасло Пикассо жизнь.

Видимо, Пабло родился художником – его первое слово было PIZ, сокращенное от LAPIZ («карандаш» по-испански).

В ранние годы своей жизни в Париже Пикассо был настолько беден, что иногда был вынужден топить своими картинами вместо дров.

Пикассо носил длинную одежду, а также у него были длинные волосы, что было неслыханно для тех времен

Полное имя Пикассо состоит из 23 слов: Пабло-Диего-Хосе-Франсиско-де-Паула-Хуан-Непомусено-Мария-де-лос-Ремедиос-Киприано-де-ла-Сантисима-Тринидад-Мартир-Патрисио-Клито-Руиз-и-Пикассо.

Винсент ван Гог
Не опасайся совершать ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого.

Обилие желтого цвета и желтых пятен разных оттенков на его картинах, как считают, вызвано большим количеством употребления лекарств от эпилепсии, которая развилась от чрезмерного употребления абсента. «Звездная ночь», «Подсолнухи».

За свою беспокойную жизнь Ван Гог побывал не в одной психиатрической больнице с диагнозами от шизофрении до маниакально-депрессивного психоза. Его самая знаменитая картина «Звездная ночь» была написана в 1889 году в больнице в городке Сан Реми.

Покончил жизнь самоубийством. Он выстрелил себе в живот, спрятавшись во дворе фермы за кучей навоза. Ему было 37 лет.

Всю жизнь Ван Гог страдал от низкой самооценки. Он продал при жизни лишь одно свое произведение – Red Vineyard at Arles. А слава к нему пришла только после его смерти. Если бы только Ван Гог знал, насколько станут популярны его работы.

Ван Гог отрезал себе не целое ухо, а только кусочек его мочки, что практически не больно. Однако до сих пор широко распространена легенда, что художник ампутировал себе всё ухо. Эта легенда даже отразилась в характеристике поведения больного, который оперирует себя сам, либо настаивает на определённой операции - его назвали синдромом Ван Гога.

Леонардо да Винчи
Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой»

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство своих произведений он написал левой рукой справа налево

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Леонардо да Винчи был суровым вегетарианцем и никогда не пил коровье молоко, так как считал это воровством.

Сальвадор Дали
Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало.

Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он одним августовским жарким днем разглядывал кусок сыра «Камамбер».

Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Прозвищем Сальвадора Дали было «Avida Dollars», что в переводе означает «страстно любящий доллары».

Логотип «Чупа-Чупса» нарисовал Сальвадор Дали. В несколько изменённом виде она сохранилась до наших дней.

Почти в каждой из работ Дали есть либо его портрет, либо силуэт.

Анри Матисс
Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть.

В 1961 году картина Анри Матисса «Лодка» (Le Bateau), выставленная в нью-йоркском музее современного искусства, провисела вверх ногами сорок семь дней. Картину вывесили в галерее 17 октября, и лишь 3 декабря кто-то увидел ошибку.

Анри Матисс страдал от депрессии и бессонницы, иногда рыдал во сне и просыпался с воплями. Однажды без всякой причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным музыкантом, когда потеряет зрение.

Многие годы Матисс жил в нужде. Ему было около сорока, когда он, наконец, смог самостоятельно обеспечивать семью.

Анри Матисс никогда не рисовал в картине скал, четких кристаллов домов, обработанных полей.

За последние 10 лет жизни ему был поставлен диагноз рак двенадцатиперстной кишки, и ему пришлось остаться в инвалидной коляске.

Эдвард Мунк
В своём искусстве я попытался объяснить себе жизнь и её смысл, я также попытался помочь другим разъяснить свою жизнь.

Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.

Его картина «Крик» – это самое дорогое произведение искусства, проданное на открытом аукционе.

Он был одержим работой и сам об этом говорил так: «Писать для меня - это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать».

Поль Гоген
Искусство – это абстракция, извлекайте её из природы, фантазируя на её основе, и думайте больше о процессе творчества, нежели о результате.

Художник родился в Париже, но детские годы провёл в Перу. Отсюда его любовь к экзотике и тропическим странам.

Гоген легко менял техники и материал. Увлекался он и резьбой по дереву. Часто испытывая материальные затруднения, он был не в состоянии купить краски. Тогда он брался за нож и дерево. Двери своего дома на Маркизских островах он украсил резными панелями.

Поль Гоген работал чернорабочим на Панамском канале.

Натюрморты художник писал в основном не прибегая к модели.

В 1889 году, основательно изучив Библию, он написал четыре полотна, на которых изобразил себя в образе Христа.

Частые и беспорядочные связи с девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом.

Ренуар Пьер Огюст
В сорок лет я обнаружил, что король всех цветов – черный.

Примерно в 1880 году Ренуар впервые ломает свою правую руку. Вместо того, чтобы расстроиться и горевать по этому поводу, он берёт кисть в левую, и через некоторое время ни у кого не возникает сомнения, что он сможет писать шедевры обеими руками.

Успел написать около 6000 картин за 60 лет.

Ренуар был настолько влюблен в живопись, что не прекращал работать даже в старости, болея разными формами артрита, и рисовал кисточкой, привязанной к рукаву. Однажды его близкий друг Матисс спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» (Боль проходит, а красота остаётся).

Живопись современных художников на продажу

Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми.

Недавно в искусствоведении было сделано странное и необычное открытие — американская студентка расшифровала нотную запись, изображенную на ягодицах грешника с картины Босха. Получившаяся мелодия стала одной из интернет-сенсаций последнего времени.

Мы считаем, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

Музыка на ягодицах

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.

Фрагмент правой части триптиха.

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет».

Обнаженная Мона Лиза

Знаменитая «Джоконда» существует в двух вариантах: обнаженная версия называется «Монна Ванна», ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.

Старый Рыбак

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

Двойники на «Тайной вечере»

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Невинная история «Готики»

Грант Вуд, «Американская готика», 1930.

Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

Рембрандт, «Ночной дозор», 1642.

Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

Перевернутая лодка

Анри Матисс, «Лодка», 1937.

В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус — это отражение первого на глади воды. Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.

Обман в автопортрете

Винсент ван Гог, «Автопортрет с трубкой», 1889.

О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника — Поля Гогена. Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.

Два «Завтрака на траве»

Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863.

Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865.

Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают — ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».

Чужие мишки

Иван Шишкин, «Утро в Сосновом лесу», 1889.

Знаменитая картина принадлежит не только перу Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.