Церковь казанской божьей матери. Храм казанской иконы божией матери в коломенском

Пожелал увековечить память освобождения страны от польской интервенции, и в честь этого события приказал заложить церковь Казанской иконы Божией Матери. Однако его благому начинанию суждено было свершиться лишь в последующее царствование при его сыне ― Алексее Михайловиче. Поводом к тому стало появление на свет его первенца - царевича Димитрия.

Исторические документы свидетельствуют о том, что в 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Его следствием стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, кроме того, был построен и освящён храм иконы Казанской Божией Матери в Коломенском ― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Его строительство было завершено в течение четырёх лет.

Храм ― память о былых победах

Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений. Есть сведения, что под крестом её центральной главы имелась надпись, гласящая, что иконы Божией Матери возведена на месте находившегося здесь прежде деревянного храма в честь столетия взятия Казани. Это вполне соответствует исторической хронологии ― столицу волжских татар отвоевали в 1552 году, соответственно, столетний юбилей этого события совпал с периодом работ.

Что же касается деревянной церкви, стоявшей прежде на этом месте, то, вероятно, речь идёт о построенном в тридцатые годы XVII века и упоминаемом в ряде документов Казанском храме. Церковное предание по этому поводу гласит, что в своё время здесь устраивал свой лагерь Именно воспоминание об изгнании самозванца из Коломны побудило царя воздвигнуть своеобразный памятник событиям тех лет.

Храм ― часть дворцового комплекса

Новый храм в селе Коломенском выполнял роль домовой церкви при государевом дворце и был соединён крытым переходом с покоями царицы. Сделано это было с учётом всех требований удобства и комфорта. Польский посланник, посетивший Коломенское в 1671 году, в своём дневнике описывает ряд переходов, устланных для тепла и удобства войлоком, приглушавшим шаги идущих. Их общая длина составляла пятьдесят метров, а ширина - три.

Надо заметить, что черты, приданные храму, были весьма характерны для построек такого рода в середине XVII. По мнению многих искусствоведов, достоинство храма состоит не в оригинальности его архитектурного решения, а в доведении до совершенства ранее разработанных форм.

Когда строительство завершилось, в Коломенском убрали с роскошью, соответствующей его статусу. Как один из элементов комплекса царского дворца, он был украшен богатой росписью, дорогими тканями и коврами. Пол центральной части храма и его пределов утеплили войлоком, а иконы оформили пеленами и полотенцами. Многие из них хранились в резных киотах, выполненных лучшими российскими мастерами.

Богородичный храм в столице

Незадолго до создания царского домового храма в Коломне был возведён и храм Казанской иконы Божией Матери в Его появление также связано с началом общецерковного почитания этого святого образа, признанного чудотворным. Известно, что первая деревянная постройка было возведена в 1624 году. Строительство велось на средства Дмитрия Пожарского по данному им обету. В отличие от многих сведений о жизни этого патриота и защитника России, данная информация почерпнута из документальных источников.

Предполагается, что, просуществовав около десяти лет, этот храм сгорел, и на его месте развернулось строительство нового - кирпичного. Эта постройка возводилась на средства и по повелению благочестивого государя Алексея Михайловича и была завершена в 1834 году. Являясь архитектурным украшением площади, храм со временем стал важным религиозным центром.

События последних двух веков в жизни храма

В дореволюционный период жизнь храма текла мирно и размеренно. Он несколько раз достраивался и обновлялся на средства богатых жертвователей. Пощадил его и пожар 1812 года. Ярким событием в истории храма стала проповедь об произнесённая в нём в 1918 году патриархом Тихоном.

Но в 1936 году решением правительства он был снесён как несоответствующий Красной площади ― центру проведений народных шествий и торжеств. На освободившемся месте городское руководство планировало создать актовый зал для приёма в пионеры, но ограничились тем, что построили Только в начале девяностых годов собор был заново отстроен по чертежам и эскизам прошлых лет. Как и храм иконы Казанской Божией матери в Коломенском, он напоминает об освобождении русской земли от польских захватчиков.

Собор на берегу Волги

Продолжая разговор о почитании этого святого образа, нельзя не вспомнить В 1926 году он был полностью уничтожен, и долгие годы его территория использовалась для хозяйственных нужд, но в ноябре прошлого года было принято решение о его воссоздании в том виде, в котором он был прежде.

История его создания весьма интересна. Она связана с обретением в 1579 году святого образа Богородицы. Впоследствии указом Ивана Грозного на этом месте был заложен Богородичный женский монастырь, где заложили бревенчатую церковь ― предшественницу большого каменного собора. Любопытно отметить, что в пределах этого мусульманского города с давних времён селилось много православных людей. Во многом это объясняется тем, что занимались они торговлей, а Волга была важной транспортной артерией, по которой сплавлялось значительное количество товаров. Естественно, что им был необходим храм.

Он был возведён в 1595 году. Причиной замены деревянного сооружения каменным послужили частые пожары, происходившие в городе и наносившие ему значительный ущерб. Серьезную перестройку он претерпел в период царствования императрицы Екатерины II, когда на его реконструкцию были отпущены значительные средства, а в последующее царствование, при Павле I, был полностью снесён и выстроен заново на основании улучшенного и более современного проекта.

В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас начинаются работы по его воссозданию. Скоро православные жители Казани обретут его в первозданном виде. К счастью, в государственных фондах и частных коллекциях сохранилось значительное количество фотодокументов и строительных чертежей, с помощью которых эта нелёгкая задача будет выполнена.

На месте взорванной святыни подмосковного села Орлово выросла удивительной красоты пятикупольная церковь.

Благодаря тому, что финансирование стройки не прекращалось ни на один день, храмовый комплекс был построен в рекордно короткие сроки

Голгофа отца Николая

При орловском храме всегда была крепкая церковная община, которую в разные годы окормляли разные священники, но последнему из них выпала особая доля – мученическая кончина во имя Христа на печально известном бутовском полигоне.

Ровно четверть века отец Николай Лавров был настоятелем храма в Орлове, из них последние 18 лет пришлись на время безбожия и репрессий. После октябрьского переворота вся мощь государственной машины была направлена на уничтожение Церкви. Но даже в таких условиях, ежедневно рискую жизнью, батюшки продолжали свое служение.

В 1935 году Кунцевский райсовет принял решение о переоборудовании здания орловской церкви под школу. У отца Николая потребовали ключи от церкви. Вместо этого пастырь собрал из окрестных сел верующих и написал от их имени коллективное ходатайство с просьбой приостановить действие постановления о закрытия храма.

Попытка спасти Божий дом имела для отца Николая самые трагические последствия. Следователи обвинили его в руководстве «контрреволюционной кулацкой группой». По постановлению тройки при УНКВД Москвы и Московской области Николая Яковлевича Лаврова приговорили к расстрелу.

Обретение креста

После закрытия церкви местные власти распорядились церковную утварь и иконы передать в соседние храмы, но прихожане поступили иначе: они разобрали по домам дорогие для них святыни в надежде сохранить их до лучших времен. Комитет бедноты расценил эти действия как саботаж и велел «пособникам контрреволюции» под страхом расстрела вернуть церковное имущество до последней иконы, чтобы потом на глазах у всего села устроить показательный пожар.

Казалось, в тот страшный день все сгорело дотла, и уже нет никакой надежды найти хоть какую-нибудь подлинную вещь из орловского храма. Но случилось чудо. Восемь лет назад при обследовании фундамента разрушенной церкви был обретен потемневший от времени настенный крест, будто специально ждавший своего часа.

Три храма – один священник

Уже давно село Орлово вместе с окрестными деревеньками вошло в состав Москвы, а их жители стали москвичами. Сменились поколения, но люди не забыли своих корней, в том числе и духовных. Среди местных жителей нашлись подвижники, которые создали церковную общину и задались целью возродить разрушенный храм.

Михаил Колюпанов родился в 1977 году в Москве.
В 2000 году закончил Свято-Тихоновский богословский институт. В 2001–м был рукоположен в священники. С 2001 по 2004 год служил в храме Рождества Богородицы на Крылатских Холмах. С 2004 года – настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Орлове

Община есть, а церкви и священника – нет. Разве это правильно? И в 2004 году молодой иерей Михаил Колюпанов становится пастырем «группы церковных активистов». Первые молебны, пока позволяла погода, проходили под открытым небом – на фундаменте старой церкви. А потом остро встал вопрос о временном помещении. Руководство поликлиники восстановительного лечения на ул. Родниковой в Солнцеве любезно предоставило отцу Михаилу… свой актовый зал. На сцене батюшка устроил алтарь, перед алтарем поставил подсвечники, а по стенам развесил иконы.

– Местные бабушки поначалу отнеслись к нашему храму с недоверием. Думали, что мы сектанты какие-нибудь, – улыбается отец Михаил, – а теперь на воскресной службе бывает до 60 причастников. Кроме того, церковь посещают люди с ограниченными возможностями, которые приезжают на лечение в поликлинику. Они ищут здесь поддержки, утешения и, конечно, помощи Божией.

Комплекс в Солнцеве – щедрый дар москвичам от компании «Мосстроймеханизация-5». Ее генеральный директор Сергей Качалин считает храмостроительство вкладом в будущее
государства.

Слова утешения ждут от батюшки и в другом больничном храме – при Научно-практичном центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы.

Приписной храм Святой Троицы представляет собой небольшое помещение в здании Научно-практичного центра, и служба совершается здесь один раз в неделю.

Но на большие церковные праздники батюшка старается служить во всех «своих» храмах.

Общими молитвами Храм в честь Казанской иконы Божией Матери на Староорловской улице, рассчитанный на 500 человек, вместе с домом причта был возведен по Программе «200 храмов» в числе самых первых. И хотя строительство еще не закончено, но уже есть представление о том, как должен выглядеть храмовый комплекс XXI века. С одной стороны, его архитектура не выходит за рамки традиционного церковного зодчества, а с другой – везде, где это уместно, использованы современные технологии.

В доме причта предусмотрена комната матери и ребенка. Здесь можно будет покормить и перепеленать малышей. А в просторные учебные классы переедет воскресная школа прихода, долгие годы ютившаяся в больничной библиотеке.

Благодаря тому, что финансирование стройки не прекращалось ни на один день, храмовый комплекс был построен в рекордно короткие сроки. Генеральный директор организации «Мосстроймеханизация-5» Сергей Качалин стал не только куратором объекта, но и его единственным спонсором. За что ему низкий поклон от всего прихода храма и от жителей микрорайона, которые то и дело интересуются, когда же откроется новая церковь.

– Осталась лишь внутренняя отделка храма, – говорит настоятель, – но чтобы побыстрее начать богослужения, мы решили установить временный иконостас с репринтными фотокопиями икон.

Местные жители, желая внести свою лепту в убранство храма, приносят батюшке домашние иконы и церковную утварь, а один из давних прихожан вызвался профинансировать покупку колоколов для звонницы.

Строительство:

Инвестор и генподрядчик: «Мосстроймеханизация-5»

Проект: ГУП «МНИИТЭП»

Техзаказчик: ГУП «УРиРУО»

Адрес: ул. Староорловская, д. 106

Настоятель: священник Михаил Колюпанов

Казанская икона Божией Матери на протяжении веков является одной из любимых на Руси в целом и особенно в престольном граде Москве – ведь именно чудо от Казанской иконы связано с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Где поклониться Казанской иконе в Москве?

Казанская икона Божией Матери

В Москве сегодня присутствует множество чтимых и чудотворных списков Казанской. В праздничный день пройдемся по центру столицы. И начнем нашу прогулку с Красной площади – именно там находится собор в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1636 году и разрушенный триста лет спустя. Только в 1993 году церковь была восстановлена. В соборе находится чтимый образ Божией Матери «Казанская».

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

С Красной площади через Манежную, по улице Моховой, а оттуда – по улице Волхонка не спеша дойдем до храма Христа Спасителя. В нижней церкви Преображения Господня находится простая новой работы икона Божией Матери «Казанская» – ее очень почитают прихожане.

Преображенская церковь храма Христа Спасителя

Перейдем Соймоновский проезд, пройдемся до храма пророка Илии в Обыденском переулке – здесь, среди многих святынь храма, есть и Казанская икона Божией Матери (а также другие чтимые иконы: Владимирская, Феодоровская и наиболее известная святыня храма – чудотворный образ «Нечаянная Радость»).

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Выйдем на Бульварное кольцо – дойдем до конца Гоголевского бульвара, свернем в Малый Афанасьевский переулок, оттуда – в переулок Филипповский. В храме Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье) в иконостасе левого придела святого апостола Филиппа находится Казанская икона Божией Матери.

Храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье)

Дойдем до метро «Арбатская», доедем до станции метро «Бауманская» и прогуляемся до Елоховского собора. Главный московский храм советского периода – сокровищница многих святынь. Среди них и чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Елоховский Богоявленский собор

Неподалеку, между станциями метро «Курская» и «Таганская», в Лыщиковом переулке, стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. В нем находится множество святынь – в том числе чтимые образы Покрова, Тихвинская и Казанская (также в храме пребывают в раке мощи священноисповедника Романа (Медведя), прославленного в числе новомучеников и исповедников Российских).

Храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе

Снова сядем в метро, проедем по «кольцу» и выйдем на станции метро «Новослободская». В двухстах метрах от метро, в Нововоротниковском переулке стоит храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. Здесь находится чтимый образ Божией Матери «Казанская», писанный на стекле.

Храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках

И вернемся либо по кольцу (до «Октябрьской»), либо по Серпуховско-Тимирязевской «серой» ветке (до Боровицкой) и на троллейбусе – в точку, находящуюся совсем недалеко от места, с которого мы начинали наше путешествие. Храм святителя Николая на Берсеневской набережной – один из самых «традиционных» в Москве. Там, кроме частиц мощей святителя Феофана Затворника и святого праведного Симеона Верхотурского, пребывает и чтимая Казанская икона Божией Матери.

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневской набережной

На территории исторического архитектурного музея-заповедника в Коломенском расположена церковь Казанской иконы Божьей Матери, возведённая в XVII веке. Этот красивый старинный храм является историческим памятником и охраняется государством. Здесь находится одна из тех икон, что особо почитаются православными людьми, живущими по всему миру, - это образ Державной Богоматери.

Храм в Коломенском - начало

История создания храма в Коломенском берёт своё начало в XVII веке во времена царствования Михаила Романова. Согласно дошедшим до наших дней сведениям, в 30-е годы XVII века в Коломенском была построена деревянная церковь. Её престол освятили в честь одной из главных святынь Руси - иконы Казанской Богоматери. Один придел - в честь раннехристианского святого Аверкия Иерапольского, а второй - во славу Дмитрия Солунского, великомученика.

В 1645 году на царский престол взошёл Алексей Михайлович. Во время его правления начинается ремонт и реставрация коломенского храма. В 1648 году у царя рождается первенец, которого окрестили в честь святого Дмитрия Солунского. В связи с этим событием к Казанской церкви пристраивают одноимённый придел из камня, а спустя три года возводят колокольню, которая имеет шатровое навершие.

Соединение церкви с царским дворцом

Ближе к концу XVII века в Коломенском возводится дворец для царя, который являлся архитектурным шедевром русского зодчества и восхищал своей красотой. Церковь иконы Казанской Божьей Матери соединили с царским дворцом крытым переходом. После этого она стала, по сути, домовой. Вся царская семья молилась именно в ней. Храм и его приделы закончили строить спустя четыре года.

Многочисленные иноземные послы, которые приезжали к царю Алексею Михайловичу в его резиденцию, были поражены красотой возведённых строений. Больше всего они восхищались не самим храмом, а переходом ко дворцу. Он составлял 50 метров в длину, а в ширину - 3 метра. Пол перехода был устлан войлоком для сохранения тепла и удобного хождения по нему.

Образец русского зодчества

Казанский храм был построен по канонам русского зодчества XVII века. Он представляет собой двухэтажное здание прямоугольной формы. Церковь находится на высоком подклете, с южной и северной стороны к ней подходят два крыльца с лестницами. Они ведут на верхний этаж. Лестницы на втором этаже соединены между собой крытым гульбищем (галереей), которое имеет выход на колокольню.

Фасады церкви украшают окна небольшого размера. Углы храма украшены двойными пилястрами (фальшь-колоннами), которые служат своеобразной основой для широкого карниза. Верхнюю часть строения также украшают небольшие окна и декоративный трёхрядный карниз.

Верхний ярус и троны для молитв

Фасад верхнего яруса и пять башен, на которых установлены купола, украшены кокошниками. С южной и северной стороны к церкви примыкают два придела. У каждого из них также имеется башня с куполом. Колокольня построена в традиционном стиле. Она состоит из двух разных по площади четвериков. На них надстроена восьмигранная башня с купольным навершием.

Согласно летописям, Коломенский приход раньше был украшен прекрасными иконами в золотых и серебряных окладах, а также вырезанными из ценных пород дерева киотами. В храме имелась дорогая церковная утварь, покрова, пелены и ковры. Для царя и его жены Марии Ильиничны (а затем и другой жены, Натальи Кирилловны) были созданы и богато украшены специальные места-троны для молитв. Приближённые к царственным особам допускались для этого к храмовым иконостасам, а свите дозволялось молиться в трапезной.

Исторические особенности

Казанский храм в Коломне дошёл до нашего времени в почти не изменённом виде. Сохранились и сама церковь с пятью куполами, шатровой колокольней и её приделы. Под крестом центрального купола есть надпись, рассказывающая о возведении церкви на том самом месте, где ранее был построен храм из дерева в честь столетней годовщины завоевания Казани. Согласно исторической хронологии, эта версия имеет основание, ведь татарская столица была отвоёвана в 1552 году.

Деревянная церковь, которая находилась прежде на этом месте, скорее всего, была построенным в 30-е годы XVII столетия Казанским храмом. Он упоминается в нескольких исторических документах . Некоторые источники говорят о том, что в своё время в этих местах находился лагерь Лжедмитрия I. I. , и именно он построил этот храм. Однако не все историки согласны с такой версией.

Вещий сон Евдокии Адриановой

Икона «Державная» является главной святыней не только Казанского храма, но и одним из самых высокочтимых чудотворных образов Пресвятой Богородицы в православии. Почитание иконы связано с новым периодом истории России. Как говорится в предании, одна из жительниц Бронницкого уезда Перервинской слободы, Евдокия Адрианова, неоднократно видела один и тот же сон.

Ей снился белоснежный храм, при этом она слышала требование отыскать чёрную икону и сотворить её красною. Весной 1917 года в селе Коломенском, в подвальном помещении Вознесенского храма, была найдена икона с изображением Божьей Матери. Она почернела от времени и сырости. На иконе была изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на коленях. В руках Богоматери находились царские регалии - держава и скипетр.

Икона «Державная»

Тогда же царь Николай I. I. подписал отречение от престола не только за себя, но и за цесаревича Алексея, передав его родному брату Михаилу Александровичу, великому князю. А икону начали почитать люди, живущие в Коломенском и соседних городах. По мнению многих православных христиан , Богородица хранит царскую державу и скипетр, символизирующие царскую власть и великую Россию.

Сам образ историки относят к цареградскому, то есть византийскому канону иконописи. Считается, что написан он был в конце XVIII столетия. При московском Алексеевском монастыре имеются художественные мастерские, в которых отреставрировали «Державную» Богоматерь. Оказалось, что облачение Богородицы изображено красным цветом, как и было сказано Евдокии Адриановой во сне.

В советскую эпоху икона длительное время хранилась в запасниках Исторического музея в Москве. В 1990 году её торжественно возвратили в лоно церкви. Сегодня оригинал находится в Коломне в Казанском храме.

Другие святыни храма

Помимо иконы «Державной», в храме находятся:

В наше время Казанский храм относится к действующим и открыт для всех желающих на протяжении года. Так же, как и несколько столетий назад, в нём проводят богослужения. В 1910 году стены в церкви были расписаны сценами из жития святых и их ликами.

Часы работы

Часы работы храма:

  • Понедельник - с 8 до 12 часов.
  • Вторник, среда, четверг - с 8 до 16.
  • Пятница, суббота - с 8 до 19.
  • Воскресенье - с 7 до 19 (в летнее время - с 8−30).

Время богослужений:

  • В будние дни в 8 часов проводится литургия, в 17 часов читается всенощная молитва.
  • По воскресеньям добавляется поздняя литургия, начинающаяся в 9.40.

Храм расположен по адресу: Москва, Коломенский район, проспект Андропова, 31.

Появление церкви на Красной площади в Москве связано с тем, что на Руси начали почитать икону Казанской Божьей Матери за пределами епархии Казани. Так, список с иконы сопровождал второе земское ополчение , которое формировалось в Ярославле и направлялось в Москву для борьбы с польскими захватчиками.

В 1796 году в «Путеводителе по исторической Москве» появилось упоминание о том, что самый первый храм иконы Казанской Богоматери, на тот момент ещё из дерева, был возведён в 1652 году. В путеводителе сказано, что церковь была построена на средства князя Дмитрия Пожарского, который возглавлял ополчение против польско-литовских оккупантов.

Один из самых важных храмов столицы

Существует распространённое мнение, что церковь Казанской Богоматери была возведена в честь изгнания польских интервентов из Москвы. В более ранних источниках , сохранившихся до нашего времени, про этот храм, который якобы сгорел в 1634 году, ничего о причинах строительства церкви не говорится. Царь Михаил Фёдорович выделил средства для строительства каменного храма, чтобы в нём разместить «лубянский» список с Казанской иконы.

В 1636 году храм был освящён патриархом Иоасафом I. Спустя 11 лет к церкви пристраивают новый придел во славу чудотворцев казанских Гурия и Варсонофия. В храмовом зодчестве XVII века традиционно четвериковые основания колоколен строили с северо-западной стороны церкви. Шатровую колокольню Казанского собора построили согласно этим канонам. Несмотря на свои небольшие размеры, церковь стала одним из самых важных храмов Москвы. Настоятель собора занял одно из главенствующих мест в среде московского духовенства.

Дальнейшая история собора

История возведения Казанского собора весьма непростая. В конце 60-х годов XVIII столетия он реконструировался за счёт княжны Долгоруковой. Во время переделки из-за невозможности восстановления придел святых Гурия и Варсонофия был снесён.

После перестройки верхних торговых рядов вид на Казанский собор с Красной площади был практически перекрыт. Нижний этаж колокольни обустроили лавками. В начале 1802 года, по настоянию митрополита Платона, старую шатровую колокольню разобрали. К 1805 году на новом месте построили двухъярусную колокольню, которую в 1865-м переделали в трёхъярусную.

Варварство французских солдат

В 1865 году фасады были оформлены в стиле храмовой классики, и собор стал похожим на все трапезные церкви, расположенные на территории России. Митрополит Леонтий, посетивший этот собор, сказал, что храм ничем не отличается от простой сельской церкви.

Во время Отечественной войны 1812 года французские войска заняли Москву. Как свидетельствует известный драматург того времени А. А. Шаховской, в алтарь Казанской церкви французские солдаты занесли мёртвую лошадь. Труп положили на то самое место, где находился престол, который был выброшен. Икону Казанской Богоматери удалось спрятать протоиерею Мошкову. В июле 1918 года главная святыня Казанского собора - список иконы Божьей Матери, который считался чудотворным, был похищен.

Казанский собор в ХХ веке

В 30-е годы ХХ века известный архитектор и реставратор П. Д. Барановский руководил масштабной реконструкцией и реставрацией собора. Считается, что после проведённых работ церковь приобрела свой первоначальный вид. Но многие историки скептически относятся к этой версии, так как документальных материалов осталось очень мало. Те сведения, которые дошли до наших дней, весьма противоречивы. Например, шатровая колокольня, снесённая в 1802 году, на сохранившихся изображениях выглядит неодинаково.

Под руководством Барановского были восстановлены старинные кокошники и предположительное декоративное украшение стен. Однако в 1936 году Казанский собор был снесён . Восстановить его в дальнейшем стало возможным лишь благодаря удачному стечению обстоятельств. Барановский, узнавший о предстоящем сносе храма, распорядился произвести абсолютно все внешние и внутренние обмеры церкви и её придела.

Воссоздание храма

Казанский собор воссоздали в 90 годы ХХ века. Инициатором восстановления стало московское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором архитектурного проекта стал ученик П. Д. Барановского - О. И. Журин. После завершения строительства художники из Брянска и Палеха расписали собор в канонической православной манере.

В день празднования явления Казанской иконы Божьей Матери вновь отстроенный храм был освящён патриархом Алексием I. I. Сегодня он является действующим, и в нём проводятся богослужения. Посетить церковь можно ежедневно с 9−00 до 19−00. Восстановленный храм иконы Казанской Божьей Матери почитается не только верующими людьми, но и пользуется популярностью у туристов из-за своей удивительной красоты.

Кроме двух описанных храмов, на территории Москвы имеется несколько церквей, посвящённых Казанской Богоматери, среди них находящиеся:

  • в Измайлове;
  • в Узком;
  • в Орлове;
  • в Лосиноостровской.

Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»

Дорогие братья и сестры! Наш храм в этом году отметил свое 120-ти летие!

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:

Литургия — воскресенье в 8.00

Всенощная — суббота в 16.00

Храм Казанской иконы Божией Матери в старинном селе Петровка принадлежит Сампурскому благочинию Тамбовской митрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Это – один из старейших храмов не только в районе, но и на Тамбовщине, и 4 ноября 2014 года, на Казанскую, он отметит юбилейный престольный праздник – 120-летие со дня своего основания.

ИСТОРИЯ НАШЕГО ХРАМА

Деревянная однопрестольная холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Петровка была построена в 1894 году на средства прихожан. Иконы в новый храм были закуплены за счет средств помещика, имя которого, к сожалению, утрачено. Известно, что его могила располагается на территории храма. Праздник Казанской Божией Матери 1894 года стал днем освящения нового храма в селе Петровском.

В описании храма того времени читаем: «Ядром небольшой храмовой композиции является приземистый четверик, несущий восьмерик, завершенный восьмигранной куполообразной кровлей и луковичной главкой, покрытой лемехом. С востока к нему примыкает прямоугольная алтарная апсида, а с запада — небольшая трапезная и двухъярусная шатровая колокольня с луковичным венчанием. Снаружи храм обшит тесом и окрашен в бело-голубые тона, а кружевные резные узоры на карнизах всех объемов придают ему особую легкость и воздушность». Храм построен в виде креста, с большим притвором, без фресок. Роспись потолка в настоящее время закрашена. На Царских вратах – изображение четырех евангелистов, икона Благовещения Пресвятой Богородицы и икона Спасителя. На северных вратах – икона Пресвятой Богородицы, на южных – проповедник Моисей с каменными скрижалями с десятью Заповедями Господними.
История храма неразрывно связана с историей села. В 1824 году помещик Ковальский из села Княжево имел земли к югу от своего имения. На этих землях Ковальский решил образовать хутор, и поселил туда 30 семей из своего поместья в Княжево. На хуторе в числе 30 семей переселенцев была самая многочисленная семья — семья трех братьев Петровых, более состоятельная и влиятельная, чем все прочие. По Петровым, впоследствии, и было названо разросшееся на месте хутора село, где в 1894 году и был освящен новый храм с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери. Согласно архивным документам, «Церковь деревянная, холодная, построена на средства прихожан в 1894 году. Престол один, Казанский — 22 октября (4 ноября по новому стилю). Школа церковно-приходская, одноклассная. Есть церковно-приходское попечительство. Опись церковного имущества имеется. Метрические книги с 1871 года. Штат: священник и псаломщик».

ЧТИМЫЕ ИКОНЫ

Икона Казанской Божией Матери, икона Спасителя, старинная икона св.Серафима Саровского, св.Целителя Пантелеимона, св. Николая Мирликийского.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В 30-е годы Казанский храм был закрыт, советской властью не раз предпринимались попытки разрушить его: в 1937 году настоятель храма, протоиерей Андрей Вершинин был арестован и отправлен по этапу в Коми АССР, а приход закрыт. С 1939 года службы в храме не велись, колокола были сброшены, иконы разобрали по домам прихожане. В годы Великой Отечественной войны последовала директива властей – разрушить храм, разобрав его на строительные материалы для хозяйственных нужд. И храм фактически спас от разрушения поистине героический человек – председатель колхоза «Тамбовская правда» Иван Федорович Тетенев . Вначале властям потребовалось кровельное железо с крыши храма. Но председатель отдал железо почти со всех колхозных построек, а церковь трогать не позволил. После приказа – разобрать храм на стройматериалы, предоставив доски с пола для строительства, Иван Федорович предоставил в район лес, доски и гвозди, а храм вновь остался нетронутым.

Существует исторический документ – расписка председателя «Тамбовской правды», сохранившаяся в архиве — с которой фактически начинается второе рождение храма: «1943 год. 1 сентября первого дня выдана мною, председателем колхоза «Тамбовская Правда» Дмитриевского сельсовета Тетеневым Иваном Федоровичем в том, что церковь, находящаяся на территории колхоза, намеченная к разлому для целей строительства в районе. Правлением колхоза вместо намеченного полома полов из перерубов внутри здания обязуется до 5 сентября 1943 года поставить в Сампурский райисполком 300 м2 половых досок, 6 м3 строевого дубового леса и 10 кг. строительных гвоздей. Райфинотдел здание церкви при ее отъеме и находящееся в ней имущество, кроме 10 внутренних замененных рам, предлагает колхозу в аренду для использования в качестве зернохранилищ, доставленный колхозом материал принять в оценке и произвести перерасчет по истечению 3-х летней аренды. О чем и составлено настоящее обязательство. Обязательство вступает в силу с 5 сентября 1943 года». Затем в церкви располагалась летная воинская часть, а рядом был аэродром.

Летчики отправились на фронт, а из райкома поступает новая директива – разобрать церковь полностью, включая деревянные стены. И по просьбе председателя за одну ночь колхозники заполнили храм мешками с зерном, превратив его в зернохранилище. Против инициативы сохранения стратегических запасов не выстояли даже ярые поборники разрушения церкви. Тем самым Иван Федорович Тетенев сохранил храм для потомков. Могила председателя находится на территории церкви. Церковь вновь была открыта в 1946 году, когда из заключения вернулся отец Андрей , и с тех пор не закрывалась. Через несколько месяцев отца Андрея отозвали в епархию, и в храм прибыл новый настоятель – отец Григорий , который служил до 1988 года. Его стараниями в храме поддерживался порядок, был отремонтирован крестильный дом. С 1988 по 1991 год настоятелем храма был отец Александр . С 1991 года настоятелем был отец Ярослав (Сытник Ярослав Михайлович). С 2000 до 2009 года настоятелем был отец Андрей . В 1993 году храм был отреставрирован: заменены купола, церковные кресты, обшивка и кровля храма. Ремонт и внешняя отделка проводились в 2008 году.

Сегодня храм действующий, здесь регулярно совершаются богослужения.

При храме работает воскресная школа. С 2009 года и по настоящее время настоятелем храма является иерей Стефан Шурухин .

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.