Целевые программы библиотек. Лучшие библиотечные программы для молодёжи

Бесплатная программа для учёта книг в библиотеке.

Компьютеризация в наши дни затрагивает все больше и больше различных отраслей. Не так давно у нас на Украине вышел указ о компьютеризации библиотек учебных заведений. И все бы ничего, да только как всегда, выдачей соответствующего аппаратного и программного обеспечения в министерствах никто не озаботился. Так и пошло-поехало…

Кто начал создавать библиотечные базы данных на ПК при помощи офисных приложений (в Access или Excel), а кто стал искать «кряки» к разнообразным платным системам управления библиотеками. Однако, оказывается для этого существуют и довольно простые и удобные бесплатные программы!

Сегодня я познакомлю Вас с одной замечательной системой управления библиотекой, разработанной нашим земляком и простым учителем информатики для нужд своей школы. Эта программа называется MyLib . C ее помощью Вы сможете довольно легко создать базу данных по всей библиотеке и следить за выдачей книг ученикам, студентам или преподавателям. По своим возможностям MyLib напоминает платную программу Учет книг:

Сравнение программы MyLib с платным аналогом Учет книг

Из сравнения мы видим, что MyLib несколько отстает в функциональном плане от платных приложений. Однако программа выигрывает за счет простой и понятной организации интерфейса, а также компенсирует некоторые недостатки благодаря прямому доступу к базе данных, которую легко можно редактировать при помощи современных офисных пакетов .

Дополнительным приятным моментом является то, что приложение не требует установки:).

В скачанном с нашего сайта архиве Вы найдете две версии MyLib: русскоязычную и украинскую. Мы рассмотрим пример с русскоязычным вариантом, однако все написанное далее также относится и к украинской версии.

Для большего удобства распакуем архив с нужной версией приложения в отдельную папку на жестком диске, после чего запустим исполняемый файл MyLib.exe. Перед нами откроется основное окно программы:

Интерфейс MyLib

В основном окне мы видим список авторов книг (колонка слева), присутствующих в нашей библиотеке, а также список и описание книг выбранного автора (справа). В нижней части основного окна мы также можем видеть информацию о выдаче выбранной книги. В верхней части рабочего окна MyLib находится две дополнительные рабочие вкладки (Поиск и Список учеников), а также кнопка добавления новых книг.

Работа с MyLib

Начинать работу нам следует с создания базы данных по книгам. Для добавления новой книги в базу достаточно нажать кнопку «Добавить новую книгу» и в открывшемся окошке ввести требуемую информацию о ней:

К сожалению, в данном окне не имеется некоторых полей, типа ISBN, количества страниц и некоторых других, однако при особом желании такие поля можно будет вручную добавить в базу данных программы (как это сделать, ). Доступа через программу Вы, конечно, не получите, однако для распечатки результатов из базы данных такой способ вполне сгодится;).

Нажимаем кнопку «Добавить» и получаем только что введенную книгу в списке:

Учтите, что если у Вас есть несколько экземпляров какой-то книги, их придется добавлять заново!

Выделив книгу в каталоге «Книги автора», Вы можете внести изменения в данные о ней, а также выдать книгу на руки учащемуся или преподавателю. Для этого достаточно нажать кнопку «Выдать книгу» и в появившейся текстовой строке ввести данные о читателе. Дата выдачи при этом установится автоматически:

Теперь, чтобы вернуть книгу нам будет достаточно нажать кнопку «Принять книгу».

Работа со сторонними базами данных

Ученик успешно добавлен, однако для удобства работы с большим количеством людей, я бы советовал создать еще и базу данных читателей . К сожалению, силами MyLib создать такую базу невозможно, но ничто не мешает нам заполнить ее напрямую, используя MS Access (предпочтительнее) или OO Base. Для этого откроем папку, в которую мы ранее распаковали MyLib и отыщем файл data.mdb:

Нам потребуется открыть выбранную базу данных. Для этого лучше всего подойдет модуль пакета Microsoft Office Access. При попытке открыть базу данных Access спросит нас, блокировать ли ему небезопасные выражения (на что мы гордо ответим «НЕТ»:)) и повторно предупредит нас о небезопасности наших действий. Но мы-то не боимся:), поэтому нажмем кнопку «Открыть» и увидим следующее окошко:

Нетрудно догадаться, что для создания базы данных по читателям нам нужно открыть таблицу «Pupils», дважды кликнув по ней левой кнопкой мыши:

В открывшейся таблице мы обнаружим вначале только две строчки. В первой будет указан созданный нами ранее ученик (в примере - Иванов Иван Петрович), а вторая будет пустой (если не считать надписи (Счетчик) в первой ячейке).

Теперь нам нужно выделить строчку с нашим первым читателем (кликнув левой кнопкой мыши по квадратику перед строчкой) и, вызвав правой кнопкой мыши контекстное меню, выбрать пункт «Копировать». Теперь аналогичным способом выделяем пустую строку (с надписью (Счетчик)) и в контекстном меню выбираем пункт «Вставить».

У нас появится копия предыдущей записи, в которой нам следует только изменить данные в столбце «Name» на нужные. Поскольку в MyLib отсутствует специальное поле для указания класса, в котором учится ученик, то лучше всего будет, если перед ФИО учащегося Вы укажете номер класса или группы;).

Таким образом, Вы сможете быстро находить всех своих читателей в довольно обширной базе. Благо, что MyLib сортирует все записи по алфавиту, поэтому можно смело добавлять новых пользователей библиотеки в произвольном порядке.

Итак, мы создали базу данных по читателям. Настало время взглянуть на плоды своей работы. Для этого запустим MyLib и перейдем в ее третью вкладку - «Ученики и выданные книги»:

Здесь мы увидим стройный список всех наших читателей, а справа от них число, которое указывает количество взятых ими книг. Если ученик возвращает Вам книгу достаточно выбелить его в списке, выбрать книгу, которую он сдает и нажать кнопку «Принять». Книга вновь окажется в общем доступе, и ее можно будет вновь выдавать.

Поиск по базе

Последней функцией, которую нам осталось проверить, является функция поиска. Переходим во вторую вкладку программы («Поиск книг»):

Здесь у нас есть два варианта поиска: по авторам или по названиям книг. Выбираем наиболее подходящий для нас, заполняем соответствующее текстовое поле, жмем кнопку «Искать» и получаем результат в списке внизу. Учтите, что если книги, соответствующей заданным параметрам поиска нет в базе, то список останется пустым, и никаких дополнительных уведомлений Вы при этом не увидите.

Достоинства и недостатки программы

  • простой интерфейс и управление программой;
  • неограниченное количество записей в базах данных;
  • наличие прямого доступа к основной базе данных программы;
  • удобная система слежения за выданными книгами;
  • наличие удобного механизма поиска по базе книг.
  • нет встроенного редактора списка читателей;
  • нет функции импорта, экспорта и печати данных из программы;
  • нет возможности добавления дополнительных полей в описание книг.

Выводы

Несмотря на довольно значительные недостатки, после умелой «обработки напильником» программа MyLib становится незаменимым инструментом для любого библиотекаря! Однако Вы можете использовать приложение не только в учреждениях, но и в качестве каталогизатора для домашней библиотеки.

Такой вариант использования вообще идеален, поскольку вручную править базу данных не придется вообще, а новых читателей (друзей и знакомых, которые берут у вас книги) Вы будете добавлять по мере надобности. Пользуясь MyLib, Вы всегда будете знать кто, когда и какие книги у Вас взял, а значит, всегда будете иметь под присмотром всю свою библиотеку.

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

Рабочая программа

Предмет: библиотечно-библиографические и информационные знания

Класс 1-10

Всего часов на изучение программы 46

Воронина Н.В.

педагог-библиотекарь

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы.

Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.

Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.

Вторая часть программы для 5 – 8 классов продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации. Третья часть программы разработана для 9 – 10 классов.

«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.

Цели

Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

Задачи

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой.
3. Пропаганда ценности чтения и книги.

Формы контроля:

    тестирование,

    самостоятельное библиографическое разыскание,

    час вопросов и ответов,

    творческие задания.

Форма занятий:

  • практические занятия,

    урок – презентация.

На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.

Контроль качества образования:

    конкурсы между командами,

    тестирование,

    изготовление книжки-малышки,

    закладки,

    написание отзыва, и т.д.

Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.

В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям.

Примерное тематическое планирование

Тема

Использование ИКТ

Часы

Первое посещение библиотеки. Экскурсия

Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом», с понятием «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал»

Видео ролик

Правила поведения в библиотеке, умение обращаться с книгой

Бережное отношение к книге, ознакомление с правилами обращения с книгой. Работа с плакатом «Убедительная просьба книги»

Слайд-презентация

Посвящение в читатели. Утренник

Дети становятся новыми читателями школьной библиотеки, получают в подарок буклеты

Знакомство с библиотекой. Экскурсия

Продолжение разговора о библиотеке. Представление любимых книг.

Структура книги. Элементы книги

Внешнее и внутреннее оформление книги. Изучение основных элементов: обложка, корешок, переплет, титульный лист.

Слайд- презентация

Газеты и журналы для детей

Знакомство с понятиями газета, журнал, термины статья, корреспондент, журналист.

«Угадай книгу» викторина

В виде игры

Структура книги.

Иллюстрации в книге

Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник», «художник-анималист»

Слайд-презентация

Выбор книг в библиотеке

Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители

Слайд-презентация

Твои первые словари и энциклопедии

Представление о справочной литературе, цели обращения, обучение работе с ними

Справочная литература

Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями

Научно-познавательная литература для младших школьников

Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др.

«Путешествие в мир мультимедиа»

Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия)

Работа с библиографическими пособиями

Слайд-презентация

Чудо, имя которому - книга

Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека. Отличие книги от других источников информации. Рассказы учащихся о своих любимых книгах

История письменности

Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо, письмо в рисунках, письмо знаками. Буквенное письмо, возникновение алфавита. Древнеславянская письменность: история возникновения, её особенности

Слайд-презентация

Древние книги

Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность

Русская рукописная книга

Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних книг. Русская рукописная книга – исторический и художественный памятник

Презентация

На пути к новой книге

Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Деревянная печатная форма. История изобретения бумаги

История книгопечатания

Исторический опыт в использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и её структуры с развитием печатного дела

Русская печатная книга

Первые печатные книги на славянском языке. Причины появления книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Роль первых печатных книг в распространении просвещения на Руси в 16-17 в.

Древние библиотеки

Библиотеки Древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашурбанипала. Александрийская библиотека. Европейские библиотеки в Средние века. Монастырские, частные и публичные библиотеки. Библиотеки Древней Руси. Роль библиотек в сохранении культурного наследия

Видеофильм, презентация

Библиотеки города Новая Ладога

История создания первой библиотеки в городе. Отделы библиотеки, правила пользования библиотекой

Структура книги

Справочный аппарат книги. Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные. Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге

Презентация

Как работать с книгой

Понятия о целях и способах чтения научно- популярной, справочной, учебной литературы(просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение

Как пользоваться библиотекой

Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда. Книжно – иллюстрированная выставка, её цель.

Справочная литература

Расширение знаний о справочной литературе. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.

Периодические издания для младших подростков

Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг.

Выбор книг: библиографические указатели

Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг

Тестирование

Проверка на усвоение материала в игровой форме

Справочно – библиографический аппарат библиотеки

Структура, назначение, способы использования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска

Слайд - презентация

Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении

Занятие, углубляющее знание учащихся о справочном аппарате книги, развивающее навыки самостоятельной работы с книгой.

Чтение как удовольствие

Специфика чтения художественной литературы. Медленное чтение, перечитывание текста.

«Мультимедиа ресурсы»

Знакомство с электронными учебниками

Естественнонаучная литература для подростков

Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы в систематическом каталоге и СКС.

Книги по искусству

Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биография, очерк, Монография, мемуары, альбомы

Методы самостоятельной работы с литературой

Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка

Литература о литературе

Работа с критической литературой. Специфика поиска информации по литературоведению

Рецензия

Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий.

Информационные ресурсы библиотеки

Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки

Информационно-поисковая система в библиотеке

Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки

Итого 1 – 10 классы

Требования к уровню подготовки учащихся

Программой предусматривается, чтобы к концу обучения каждый школьник:

    испытывал потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;

    умел определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре;

    умел самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;

    научился использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания;

    умел применять библиотечно – библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.

Литература:

1. Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: изд-во «Кн.палата», 1989. – 216с.

2. Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. – С.41- 43

3. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-28.

4. Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.

5. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2001. – № 8. – С. 16 - 25.

ОБЩЕБИБЛИОТЕЧНЫЕ ПРОГРАММЫ


«ЧИТАЙ, НОВОУРАЛЬСК!»

В последнее время наблюдается падение интереса к книге, печатному слову. Книга выходит из моды. Рыночные формы массовой культуры вытесняют книгу. Свое досуговое время люди чаще всего тратят не на чтение. Деловое чтение вытесняет чтение «для души».
В средствах массовой информации, в Интернет, на профессиональных встречах все чаще поднимается проблема снижения интереса к книгам и чтению, уменьшение числа читателей публичных библиотек.
Стимулирование чтения, возрождение и развитие интереса к книге среди всех слоев населения — насущная задача общества и в первую очередь библиотек, как учреждений культуры, непосредственно призванных популяризировать книгу.
Программа является обобщением работы структурных подразделений по привлечению к чтению и органично сочетается с рядом авторских программ, реализуемых в библиотеке:
Цели Программы:
Повышение статуса книги и продвижение чтения, привлечение к чтению и пользованию библиотеками жителей Новоуральска, повышение интеллектуального уровня и развитие читательского вкуса горожан, позиционирование чтения, как интересного, престижного занятия, приносящего радость и удовольствие

«БИБЛИОТЕКА БЕЗ ГРАНИЦ»
Программа по работе с людьми с ограниченными возможностями, пожилыми людьми и социально запущенными детьми


С момента своего открытия Центральная публичная библиотека стремится помочь людям с ограниченными возможностями расширить их кругозор, развить интеллект, раздвинуть круг общения.
Цели и задачи Программы

  • Формирование у людей с ограниченными возможностями положительного отношения к библиотеке и потребности пользоваться её услугами;
  • Помощь в социальной реабилитации;
  • Приобщение людей с ограниченными физическими возможностями и социально запущенных детей к чтению, содействие формированию культуры чтения, развитие творческих способностей, духовное обогащение;
  • Обеспечение читательских потребностей пожилых людей.

Перечень основных мероприятий Программы
Индивидуальное обслуживание людей с ограниченными физическими возможностями
Проведение массовых мероприятий
Информационное обеспечение участников деятельности

ЭКОЛОГИЯ


«МИР ВОКРУГ НАС»
Программа по экологии

Маленький ребенок еще неясно представляет себе, что такое природа, у него недостаточно жизненного опыта, не развито абстрактное мышление, мировоззрение.
И вместе с тем, он, часто сам нуждаясь в доброте и ласке, способен щедро и бескорыстно отдать свою доброту всем живым существам на Земле.
В собаке и птице, бабочке и цветке, он видит своих братьев.
Наша задача — помочь ребенку не только сохранить именно такое ощущение к природе, но и развить чувство красоты и добра, воспитать сочувствие и заботу в отношении к растениям и животным.
Программа состоит из нескольких блоков: «Мир людей»; «Царство животных», «Царство растений»; «Природные стихии»; «Писатели анималисты».
Встречи проходят с использованием видео и аудио материалов, оформлением книжных выставок, электронными презентациями.
Программа по экологии включает такие формы работы , как беседы-обсуждения; экологические путешествия; игры; викторины; конкурсы и пр.
Программа рассчитана на дошкольников подготовительных групп и учащихся 1-2 классов.
Срок реализации программы — 1 год.
Дополнительно учащимся предлагаются занятия в кружке «Природа и фантазия»

«Я ОТКРЫВАЮ МИР»
Программа по ознакомлению с окружающим миром учащихся 2-х классов

Программа призвана помочь учащимся в освоении школьного курса по окружающему миру.
Наши задачи - пробудить у ребят любопытство и жажду познания, а так же помочь воспитанию у них чувства сопричастности происходящим в мире явлениям, чувства ответственности за окружающий мир.
Мероприятия, которые проходят в форме устных журналов представляют окружающий мир во всем его многообразии и взаимосвязи, а привычные вещи и явления — с неожиданной стороны
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Зал делового чтения

ВАЛЕОЛОГИЯ

«ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»
Программа по формированию навыков здорового образа жизни учащихся 3-5 классов

Программа призвана помочь школе в формировании у учащихся валеологических знаний и умении
Включает мероприятия, которые в занимательной форме помогут осознать необходимость беречь здоровье, раскроют основы здорового образа жизни, научат оценивать функциональное состояние организма.
Ребята узнают почему человека называют восьмым чудом света, почему нужно беречь зубы и как это делать правильно, откроют секреты скелета и зрения, узнают правду о пиве и сигарете, выяснят стоит ли считать компьютер другом.
Программа рассчитана на 1 учебный год и ориентирована на учащихся 3-5- классов
Зал делового чтения

ИСТОРИЯ. КРАЕВЕДЕНИЕ


«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Программа патриотического просвещения

Цель программы — создание условий для воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям истории и культуры своего народа, равно как и духовному наследию всего человечества, формирование у детей устойчивой потребности черпать «новое — хорошо забытое старое из неиссякаемого источника народной культуры».
Программа состоит из двух блоков и рассчитана на два учебных года. Первый блок (программа первого года) предполагает знакомство учащихся с культурой России. Второй блок (программа второго года) концентрирует внимание на истории и культуре Урала — нашей малой родины. По желанию группа может выбрать любой блок и принимать участие в работе в течение одного года.
В программу включены мероприятия, которые могут быть проведены для разных возрастных категорий. Каждая беседа адаптирована для младших школьников и для учащихся 5-9 классов с учетом их возрастных особенностей и интеллектуального развития.
Зал делового чтения

«МОЯ РОДИНА — РОССИЯ»
Программа патриотического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Цель программы — знакомство и приобщение детей к культуре и истории своей Родины, ее героическому прошлому и богатому наследию, воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей страны, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны и, как следствие, привитие любви к Родине, через любовь к своему краю, городу, семье.

Программа состоит из нескольких блоков:

  • «Мы — славяне» — знакомит детей с историей и культурой Древней Руси, ее славным прошлым;
  • «Россия современная» — открывает детям страницы истории современной России и ее недалекого прошлого, включает в себя беседы о периоде ВОВ, освоении космоса, внедрении новых технологий в нашу жизнь, в том числе знакомит с историей появления некоторых знаменитых изобретений;
  • «Моя малая Родина» — включает в себя беседы о родном крае, городе, их истории, о семье и ее традициях, а также в этом блоке представлены беседы-обзоры, позволяющие детям познакомиться с некоторыми народами, живущими на территории Урала.

Формы работы: беседы (в том числе с использованием возможностей электронной презентации), игровые программы, книжные выставки, книжные обзоры, викторины, беседы с элементами прикладного творчества, выставки творческих работ.
Отдел интеллектуального отдыха

«МОЙ КРАЙ»
Программа

«Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации».
И.В. Шахматова

Программа направлена на патриотическое воспитание подростков и молодежи через любовь к родному городу и краю.
Воспитание краеведением подразумевает не только изучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.

Цель программы:

  • дать первичные знания по краеведению родного края, раскрыть роль Уральской земли в судьбах России;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к своему историческому прошлому, к окружающему обществу;
  • развивать стремление к выработке собственных позиций на основе краеведческих знаний.

Материал систематизирован в два блока:

  • «Обрядовая культура»
    Разделы:
  • «Мой мир»
    Разделы:
    • «Я и Люди» — на улице, во дворе, в школе тебя окружают люди, ты сталкиваешься с множеством людей разного возраста. По твоему отношению к окружающим судят о тебе как о человеке. Как научиться всему тому, что зовётся одним ёмким словом — человечность.
    • «Я и экология» — любить и охранять природу, пропагандировать здоровый образ жизни — учат наши мероприятия.
    • «Я и Отечество» — узнать о крае, где живём, познакомиться и принять участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремёсел, сформировать национальное самосознание, лучшие черты национального характера, изучить историю и духовные ценности народа, узнать, чем живёт наша Родина.
    • «Я и мой род» — узнать о своей фамилии, роде, познакомится с известными родами Уральской земли.

«У КАЖДОГО СВОЙ ГОРОД НА ЗЕМЛЕ»
Программа краеведческого воспитания молодежи

Цели и задачи программы:

  • Воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
  • Воспитание любви к дому, школе, городу, краю, Отечеству. Особое внимание программа уделяет воспитанию патриотизма.
  • Сохранение и популяризация объектов культурного наследия города, вовлечение широкого круга детей и молодежи в мероприятия по изучению родного края.
Материал систематизирован в три блока:
  • «Моя родина — Новоуральск»
    Задача: создание у детей образной картины своего города как части Уральского края.
  • «История становления и развития Новоуральска»
    Задача: показать историю развития Новоуральска в историко-краеведческом и социокультурном аспектах.
  • «Новоуралец — гражданин России»
    Задача: создать такую познавательную среду, которая позволила бы раскрыть перед детьми на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека.

«СМЕРТЬ — НЕ САМОЕ СТРАШНОЕ»
Цикл бесед о Холокосте

Осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы второй мировой войны?
Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост — не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.
Трагедия Холокоста — это не только часть всемирной истории, это разговор о проблемах современной цивилизации, об ее болезнях, об угрожающей ей опасности.
Изучение страшного прошлого, сохранение памяти о погибших — это одно из условий выживания современного человека.
Беседы рассчитаны на учащихся 8-11 классов
Центр краеведения

СТРАНОВЕДЕНИЕ


«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ»
Страноведческий марафон

Страноведческий марафон — цикл мероприятий для учащихся учебных заведений города, включающий в себя тематические беседы и выставки, викторины, конкурсы на русском и иностранных языках. Программа Страноведческого марафона рассчитана на 3 года.
Цели и задачи:

  • Развивать интерес учащихся к изучению культурных традиций мира.
  • Способствовать расширению кругозора учащихся.
  • Научить пользоваться справочной литературой для получения дополнительной информации, в т. ч. используя нетрадиционные носители информации и географические карты.
  • Стимулировать мыслительно-поисковую деятельность участников марафона.
  • Заинтересовать участников в совершенствовании и/или изучении иностранного языка.
  • Познакомить участников марафона с фондом Отдела литературы на иностранных языках
Отдел литературы на иностранных языках

ФИЛОЛОГИЯ


«РУЧЕЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ ЯЗЫКА РОДНОГО»
Программа по русскому языку и культуре речи

Цель программы - помощь в формировании языковой культуры учащихся.
Задачи : знакомство с историей родного языка, обогащение словарного запаса, раскрытие творческих возможностей детей.
В ходе занятий участникам будет прививаться осознание красоты, образности речи; умение чувствовать язык художественного произведения
Формы работы: беседы — обсуждения; беседы — игры; викторины и конкурсы; инсценировки.
Занятия проводятся 5 раз в течение учебного года, пятая игра — итоговая.
Возраст участников: учащиеся 2-4 классов; учащиеся 5-6 классов
Отдел интеллектуального отдыха

ЛИТЕРАТУРА

Цель программы - развивая интерес детей к истории литературы, к именам выдающихся литераторов, сформировать у ребят потребность систематической работы с книгой и обеспечить информационную поддержку школьного предмета, т. е. предоставить дополнительную возможность учащимся и учителям полнее удовлетворить свои образовательные потребности.
Программа определяет мероприятия, которые рассказывают об истории создания приключенческих и авантюрных романов, ставших классикой жанра, и об их авторах; помогают поднять интеллектуальный и общекультурный уровень школьников и развить их творческую и познавательную активность.
Основные задачи программы:

  • будить у детей эмоциональный резонанс на прочитанное, стимулировать образное видение, расширять сферу наблюдения за персонажами, проникать в мотивы их поведения, в их мысли и чувства, искать сочувствие в собственной душе и тем самым воздействовать нравственному саморазвитию личности;
  • познакомить детей с биографией писателя, его мироощущением, раскрыть основные мысли, вложенные им в произведение;
  • опираясь на интерес детей к жанру приключенческой литературы, сформировать у ребят потребность систематической работы с книгой.

Программа рассчитана на один учебный год и ориентирована на учащихся 5-7 классов
Зал делового чтения

«ЗДРАВСТВУЙ, КНИГА!»
Программа

Цель программы — активизировать чтение детей в группе и привлечь детей к пользованию библиотекой.
Задачи программы:

  • раскрыть творческие возможности ребенка как читателя; способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала и развитию интеллектуальных способностей и мышления ребенка;
  • дать широкое представление о многообразии литературы и способствовать расширению кругозора детей;
  • повысить рейтинг книги в досуге школьников и стимулировать желание систематического общения с книгой;
  • формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой;
  • способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Программа рассчитана на один учебный год.
Программа для учащихся 1 классов
Зал делового чтения

«PROЧТЕНИЕ»
Программа

Растить читателя — вовсе не то же самое, что учить читать. Можно еще до школы пробудить в ребенке читателя, не обучив его ни одной букве. К сожалению, не все родители готовы тратить время и силы, обучая своего ребенка умению читать книги — читать правильно, по-настоящему, вдумчиво, с наслаждением, а кто-то просто не знает, как правильно это сделать.
Цель программы - дать представление родителям о путях и методах приобщения детей младшего школьного возраста к книге и к чтению.
Программа рассчитана на один учебный год.
Программа ориентирована на родителей учащихся начальной школы. Каждая встреча рассчитана на 15-20 минут и проходит в рамках родительского собрания в школе.
Зал делового чтения

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


«ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ С ИСКУССТВОМ»
Эстетическая программа по искусству для дошкольников и учащихся младших классов

  1. Дети в мире искусств
  2. Русское традиционное искусство
  3. Все обо всем

Тема «Ребенок и искусство» таит в себе много загадок и вопросов. Как, каким способом, наиболее естественным для ребенка, ввести его в таинственный мир, именуемый нами, взрослыми, Искусством.
Дети естественным образом любопытны. Они экспериментируют, исследуют мир, играя самым разнообразным материалом: краской, глиной, камешками, бумагой, звуком, словом... Любой предмет, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. И если в это время организовать игру, так или иначе связанную с искусством, в которой наряду со знакомыми ребенку предметами, появятся краски и звуки, картины и музыка, то он легко и естественно войдет в мир искусства, в мир прекрасный, но сложный.
Основные цели и задачи программы.

  • Ввести ребенка в мир образных представлений искусства.
  • Через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) привить любовь к классическому наследию.
  • Обогатить духовный мира ребенка, совершенствовать его нравственные начала.
  • Расширить кругозор детей.
  • Создавая ситуации, вызывающие эмоциональный отклик ребенка, способствовать возникновению чувства, побуждающего к творческому самовыражению в разных видах искусства.

Программа рассчитана на 1 год и ориентирована на дошкольников
Отдел искусств

«НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ»
Программа

В условиях нового мышления и концепции единой мировой цивилизации интерес к культуре, истории, культуре русского народа в особенности, необычайно возрос. Парадоксально, но факт: русская культура остается у нас мало изученной.
XXI век подчеркнул особое значение исторических и культурных традиций, а также связь культуры и образования, которая в течение всей отечественной истории, была бесспорным нравственным основанием процесса воспитания.

Программа «Наследие веков» раскрывает историю, педагогику, культуру, обычаи и традиции, искусство тех или иных народов мира.

Мероприятия программы:

  • Обереги дома твоего
  • Семь чудес света: классика и «современность»
  • Русские книгоиздатели XVIII-XIX веков
  • История создания школьной формы
  • День Святого Валентина
  • Дед Мороз, Снегурочка и Новый год
  • Юморина 1 апреля
  • Русское искусство XVIII века
  • Русское искусство XIX века
  • День Устава Свердловской области
  • Двухуровневое образование России: бакалавриат и магистратура

«МУЗЫКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
Программа эстетического воспитания

  • Музыкальные ступени«(для дошкольников и младших школьников
  • «Великая музыка великих времен» (средние и старшие классы)
  • «Звезды забытой эстрады» (для старшего поколения)
  • «Музыкальный калейдоскоп» (для старших классов и для взрослых)

Цель программы - эстетическое воспитание читателей, пропаганда музыкального искусства, воспитание музыкального вкуса широких масс населения.
Участники знакомятся с классическими и современными композиторами и исполнителями, приобретают новые музыкальные знания и впечатления.
Мероприятия программы проходят в виде бесед, литературно-музыкальных композиций, конкурсных программ. Обязательно использование аудио-видео материалов
Программа состоит из 4 тематических блоков.
Музыкальные ступени« для дошкольников и младших школьников; »Великая музыка великих времен«; «Музыкальный калейдоскоп» и «Звезды забытой эстрады» для учащихся средних и старших классов.
Занятия каждого блока рассчитаны на 1 учебный год.
Отдел искусств

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ


«Я И ЦЕЛЫЙ МИР»
Программа по культуре общения детей

Целью данной программы является обучение детей построению отношений с людьми основанных на вежливости и взаимопонимании. При достижении этой цели предполагается решение следующих задач:

  • помочь ребёнку осознать себя как личность.
  • через чтение выработать позитивный взгляд на мир, который поможет ему найти своё место среди других людей.
  • на примере анализа действий литературных героев побудить ребёнка анализировать свои и чужие поступки.
  • способствовать воспитанию у ребёнка навыков культурного поведения.

Программа предназначена для учащихся 1 — 4 классов. Рассчитана на один учебный год. Возможно проведение отдельных мероприятий по выбору.
Отдел интеллектуального отдыха

«ПУТЬ К УСПЕХУ»
Программа по формированию нравственных ценностей у учащихся 6-9 кл.

Человеку свойственно к чему-то стремиться. Удачная карьера, благосостояние, любовь, семья, дети, образование, отдых, творчество — это далеко не полный перечень наших житейских потребностей. Многие успешно достигают поставленных целей, но, к сожалению, это получается не у всех. Для того, чтобы помочь подросткам достичь гармонии с собой и с окружающим миром, стать успешными и счастливыми в жизни разработана программа по формированию нравственных ценностей, развитию у старшеклассников процесса самопознания, навыков самоанализа.
Цель программы:
Развитие у подростков навыков самостоятельно, по внутреннему своему побуждению, ставить перед собой важные жизненные цели и достигать их.
Задачи программы:

  1. Формировать позитивное отношение подростков к себе и к окружающему миру на основе понимания многообразия жизни.
  2. Способствовать осознанию подростками личностных особенностей, ценностных ориентаций, духовных потребностей.
  3. Поддерживать подростков в осознании и принятии на себя как настоящих, так и будущих социальных ролей, в том числе семейных.
Цикл бесед для подростков поможет:
  • уметь располагать к себе людей, вызывать их уважение и симпатию;
  • выходить с честью и достоинством из всевозможных сложных и конфликтных ситуаций;
  • успешно выстраивать межличностные отношения.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ


«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ»

Настоящая проверка знаний и умения самостоятельно работать с книгой, предстоит старшеклассникам, участвующим в «Интеллектуальных играх». Это командная игра, и от того, как слаженно и дружно будут работать все участники, зависит победа всей команды.
При определении тематики игр учитываются пожелания участников.
Периодичность игр: 4 встречи в учебный год.
Игры проходят в двух возрастных категориях: школьники 8-10 классов и студенты 1-2 курсов.
Отдел интеллектуального отдыха

«ВЕСЕЛАЯ ФАНТАЗИЯ»
творческая, развлекательно — познавательная программа для дошкольников и учащихся 1-4 классов

В 2015 году в Российской государственной библиотеке для молодёжи стартовал обучающий проект — Межбиблиотечный методический вебинариум «Успешные библиотечные программы для молодёжи». Адресован он специалистам молодёжных/юношеских библиотек, публичных библиотек, которые имеют или планируют создать в своей структуре залы, отделы, обслуживающие молодёжь, а также библиотек, в штате которых есть специалисты по работе с молодёжью.

В течение года слушателям были предложены библиотечные программы и проекты, которые придуманы, разработаны и успешно апробированы в РГБМ и которые потенциально могут быть использованы и другими библиотеками. Все семь занятий вели только специалисты Российской государственной библиотеки для молодёжи.

Темы занятий: клубные формы работы по экологической тематике, комиксы и рисованные истории, библиотека как площадка для реализации молодёжных проектов, хип-хоп как часть молодёжной культуры, молодёжь в литературном процессе, рисунок и текст в восточной культуре, психологические тренинги в библиотеке. Записи всех вебинаров доступны на канале РГБМ в YouTube. Суммарное число просмотров составляет около пяти тысяч. Столь активно проявленный интерес со стороны библиотек говорит о том, что профессиональное библиотечное сообщество испытывает большую потребность в обучении по актуальным вопросам работы библиотек с молодёжной аудиторией. А форма дистанционного обучения с использованием сетевых технологий на сегодняшний день (учитывая сложную экономическую ситуацию) наиболее приемлема.

Дальнейшее развитие вебинариума в 2016 году предполагает знакомство с лучшими библиотечными программами для молодёжи, придуманными и реализованными в других библиотеках страны. Участником проекта может стать любая библиотека — главная региональная, специализированная молодёжная, юношеская, детско-юношеская или публичная библиотека, активно работающая с молодёжью. Библиотечная программа для молодёжи, предлагаемая в качестве темы вебинара, должна быть уже успешно реализована и ориентирована на поддержку позитивных потребностей молодёжи. Это может быть то или иное конкретное мероприятие, публичная акция, деятельность клуба и т. д.

Ограничений в выборе темы и формы нет. От одной библиотеки может быть подано несколько заявок. С условиями участия в проекте можно ознакомиться на сайте РГБМ .

В 2016 году запланировано семь занятий в каждую четвёртую среду месяца в 11 часов утра по московскому времени (актуальный график встреч размещён ).

Первый вебинар, представляющий одну из лучших региональных программ для молодёжи, пройдёт уже 24 февраля.

В прошлом году по инициативе и непосредственном участии РГБМ в издательстве «Профессия» вышла книга – практическое пособие «Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодёжи, подростков, детей» (ред.-сост. Дж. Лиллиан; пер. с англ. М.В. Алексеевой; науч. ред. и предисл. И.Б. Михновой), представляющая .

В отечественных библиотеках также реализуются по-своему уникальные программы для молодёжи, учитывающие специфику региона, библиотеки и её пользователей. Потому мы вышли с инициативой проведения Всероссийского конкурса среди публичных библиотек «Лучшая библиотечная программа для молодёжи», результатом которого станет издание аналогичного пособия, основанного на российском опыте. Конкурс стартует в феврале и продлится до мая 2016 года.

Следите за новостями!

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.