Понятие о сценографии. Сценография - это что такое? Виды сценографии Что делает программу уникальной

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) - вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства - декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров - составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля - декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй ит. д. обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).

Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.


А. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 1906.

Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).

При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.


Куклы С. В. Образцова из его эстрадных номеров: «Тяпая («Колыбельная» М. П. Мусоргского) и головка куклы на пальце («Мы сидели с тобой...»).

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX-XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.). Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).


Э. Змойро. Макет декорации к спектаклю Центрального детского театра «Коньки» по пьесе С. В. Михалкова. 1976.

В советском театрально-декорационном искусстве были продолжены и развиты традиции русской театрально-декорационной классики. Его новаторство было обусловлено новыми идеями, темами, образами, связанными с развитием драматургии и театра социалистического реализма. Выдающимися мастерами этого искусства стали художники Ф. Федоровский, В. Дмитриев, П. Вильяме, Н. Акимов, Н. Шифрин, Б. Волков, Ю. Пименов, В. Рындин, С. Вирсаладзе, А. Васильев и многие другие. Вместе со всеми другими видами художественного творчества театрально-декорационное искусство (через связь с театром и сценическим действием) отобразило все многообразие жизни нашей страны, историю нашего общества.

Художники участвуют также в создании кинофильмов, телеспектаклей, эстрадных и цирковых представлений. Зрелищные искусства воспринимаются миллионами зрителей, и потому роль художника здесь очень ответственна.

Урок 3

Тема: Сценография и театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества.

Задание . Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж.

    Цели: выяснить, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля; познакомить с художественной деятельностью сценографа; формировать представление о выразительных средствах сценографии; познакомить учащихся с видами сценического оформления; формировать умение определять тип сценического декорационного оформления; способствовать обучению школьников умению обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами; совершенствовать навыки художественно-изобразительной деятельности; способствовать формированию коммуникативной культуры; способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; определить роль художника театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя; обсудить и проанализировать фотографии театральных макетов и эскизов; установить обязательную связь содержания театральной декорации с жанровыми особенностями спектакля; развивать навыки пространственной композиции; развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства; развивать навыки создания эскиза декораций.

Зрительный ряд: Иллюстрации по теме.

Ход урока

    Организационный момент. Сообщение темы урока.

Слайд № 1. Многие из вас были в театре и вам, наверное, знакомо ощущение, когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех находящихся в зале охватывает ощущение волшебства и тайны. Ты ещё не видишь героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир.

- Благодаря чему мы с первых мгновений погружаемся в этот прекрасный мир театрального чуда?

Конечно, причины этого явления кроются в том, что художники, работающие в театре, постепенно переходят от работы над сценическим оформлением к работе над спектаклем в целом, одним из результатов чего является сценическое оформление.

    Вводная беседа.

Художники театра проявляют себя не только в обычных функциях художника – определение формы, цвета, масштабов, освещения находящихся на сцене предметов, - а в действии, как этих предметов, так и актеров, с этими предметами связанных. Естественно, что при таких условиях совершенно невозможно рассмотреть работу художника над декорациями и костюмами отдельно от других функций. Художники театра должны быть разнообразны.

    Изучение нового материала.

Слайд № 2. Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.

Слайд № 3. Над созданием целостного образа спектакля участвуют разнообразные театральные службы:

Слайд № 4. столярно-сварочный цех,

Слайд № 5-6. пошивочно-костюмерный цех,

Слайд № 7. бутафорский цех,

Слайд № 8. световой цех,

Слайд № 9. гримёрный цех,

Слайд № 10. монтировочный цех.

Слайд № 11. Пространство любого театра, где идет представление, можно условно разделить на 2 части: зрительный зал и сцена. Зрительный зал любого театра должен включать достаточное количество зрительских места. Основные комфортные места находятся в партере и следующим за ним слегка приподнятым амфитеатром.

Партер - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

Амфитеа́тр – постройка, представляющая собой ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений.

Выше зрительских мест в партере и амфитеатра возвышаются ложи бельэтажа, а дальше располагаются 4 яруса с балконами и ложами, как это видно на изображении зрительного зала.

Ложа - в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.

Слайд № 12. Как же устроена сцена? Сцена – площадка, на которой происходит театральное представление.

Театральная сцена – основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.

Слайд № 13. Сцена отделяется от зрительного зала занавесом. Он позволяет скрыть от зрителя приготовления к спектаклю, открытие занавеса отмечает четко начало спектакля, равно как четкая концовка действия достигается путем его закрытия.

Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.

Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).

Оркестровая яма - специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. Расположенная ниже уровня партера, оркестровая яма бывает отгорожена от него небольшим барьером.

Авансцена – передняя часть сцены несколько выдвинутая в зрительный зал.

Софит ы - это металлическая арматура для подвеса осветительных приборов над сценой, поднимаемая и опускаемая с помощью электропривода.

Задник - живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде. Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.

- Что же такое декорация?

Слайд № 14.

Декорация – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.

Существует два вида декораций: изобразительно-живописные и архитектурно-конструктивные.

Слайд № 15. Основой изобразительно-живописных декораций является живописный эскиз – двухмерное произведение живописи. Разбивка эскиза на планы, перенесение его отдельных частей на ряд плоскостей, расположенных на различной глубине сцены, производятся в качестве неизбежного средства для того, чтобы живые трехмерные актёры могли поместиться в сценическом пространстве.

Живописная декорация в наши дни сохранилась только в балетных спектаклях, где нужна обширная пустая сцена, свободная для танцев.

Слайд № 16. Характер сценической архитектуры – тех построек, которые по решению художника и режиссера возникают на сцене для данной постановки, определяют характер будущих мизансцен – движений актеров. Подобно хорошей архитектуре и монументальной скульптуре, рассчитанной на обозрение со всех сторон, архитектурно-конструктивное оформление сцены могло бы с одинаковым эффектом рассматриваться со всех мест зрительного зала.

Хочу обратить ваше внимание на то, что красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев к работе над созданием декораций.

- Как вы думаете, кто из выдающихся художников связал своё творчество с театром?

Слайд № 17. А. Головин. Кащеево царство. Эскиз декорации к опере И. Стравинского «Жар-птица». - Что вы видите на этой декорации? Какие чувства она у вас вызывает?

- С помощью каких изобразительных средств художник этого добивается? (Пейзаж, в котором появляется Жар-птица – безмолвное, причудливое Кащеево царство – нарисован как будто неземными, «потусторонними» красками).

- Какая музыка может звучать на этом фоне? (Музыка усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре как будто слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов)

Слайд № 18. Н. Рерих. Декорация к балету И. Стравинского «Весна священная». (Изображение на декорации отражает настоящее действие «весеннего произрастания».)

Прослушайте вступление к балету.

- Поделитесь своими впечатлениями. (Начальная тема – наигрыш – исполняется фаготом, по своим очертаниям напоминающим стебелёк, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постоянно обрастает листвой, мелодическая линия постоянно обрастает подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.)

Слайд № 19. А. Бенуа. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Петрушка».

(Мы видим, что действие балета происходит во время Масленицы, праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Народные гуляния, ярмарки, пляски, балаганный дед, потешающий толпу – всё нашло отражение в декорации.)

Прослушивание отрывка из балета.

- Не появилось ли у вас ощущение того, что музыкальные инструменты звучат беспорядочно, как бы перебивая друг друга? Почему? (Передаётся настроение ярмарки, народного гуляния – крики, суета, пляски).

Слайд № 20.

Н. Гончарова. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Слайд № 21.

И. Я. Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

(Обратите внимание на то, что одно и то же место действия изображается разными художниками, но характер сюжета сохраняется.)

Слайд № 22.

Д. Стеллецкий. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Начало весны. Полночь. На Красную горку спускается Весна-красна. Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед-Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив в ее сердце огонь любви.

Художник изображает какое-то таинство: вот-вот что-то должно произойти. Декорация показывает, что действие происходит в лесу. Земля и ветви деревьев ещё покрыты снегом, речка подёрнута льдом, но воздух уже напоён весенним дыханием весны.

Прослушивание Пролога из оперы.

- Попробуйте выделить три основные темы композиции. (Опера начинается небольшим оркестровым вступлением, рисующим ранний приход весны. Далее звучит тема Деда Мороза. Её характер тяжёлый, суровый, сдержанный, как бы «сковывающий». Постепенно природа начинает оживать: воздух наполняется разноголосым щебетанием прилетающих из-за моря птиц, из дупла появляется лениво потягивающийся леший и возвещает конец зимы).

Слайд № 23-26. Рассмотрим оформление декораций известными художниками к другим музыкальным спектаклям.

Слайд № 27. - Итак, что делает художник-декоратор, прежде чем начать работу? Изучение произведения, сценарияПодбор материала по темеСлайд № 28. Выполнение эскизов декорацииСлайд № 29. Изготовление макета декорацииСлайд № 30. Выполнение чертежа декорацииСлайд № 31. Изготовление основы декорации по чертежуСлайд № 32. Оформление, украшение декорацииСлайд № 33. Монтаж декорации на сцене

Слайд № 34-49. Рассмотрим оформление декораций к разным спектаклям.

    Актуализация знаний.

Вам сегодня на уроке придется попробовать себя в роль художника-декоратора и попробовать выполнить эскиз декораций к любому спектаклю по вашему выбору.

Но прежде чем вы начнете работу, давайте посмотрим последовательность работы над декорацией.

Слайд № 50-86.
    Практическая работа.

Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж.

    Итог урока.
    Домашнее задание.

Искусство сценографии

Практические интересы развивающегося искусства спонтанно выдвинули сценографию в качестве базовой основы планирования и разработки художественных спектаклей, анимационных программ, выставочных мероприятий и т.п., ее суммарная многозначность только подтверждает необходимость в дальнейшем развитии сценографической деятельности.

Поэтому значимость сценографии в понимании и восприятии художественного замысла и для реализации пространственного решения по задумке автора очевидна.

Сценография должна включать сценическое оформление как необходимый момент художественной целостности любых постановок, она должна сформулировать принципы деятельности актеров и участников спектакля, выступления во время его проведения. Пространственное решение каждого мероприятия должно отвечать выбранной тематике и действиям участников в структуре выступления в целом.

В самом общем определении сценография – это вид художественной деятельности, в основе которого заложено оформление спектакля, выступления, создание изобразительного образа, который воспринимается зрителями и участникам как единое целое, существующее в сценической форме, времени и пространстве.

Сценография – это наука о художественно-технических средствах создания и проведения спектакля. Все художественно-декорационные и технические средства, которые используются в реализации сценической программы или мероприятия, рассматриваются сценографией как элементы, создающие художественную форму представления.

В практическом плане сценография представляет собой создание зрительного образа представления посредством оформления места проведения декорациями, освещением, постановочной техникой, а также посредством создания костюмов актеров в духе сценария. Фактически, постановка спектакля и создание правильного восприятия у зрителей и участников зависит от того, насколько органично подобраны элементы представления в процессе сценографии.

Сценография означает создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники. Особая зрелищность, сложные эффекты требуют работы сценических механизмов, которые могут сменить декорации за занавесом или на глазах у публики.

Сценография появилась в Древней Греции, возможно, происходит от термина "скенография", который в свое время понимался как "роспись сцены", то есть применение "живописных перспектив" в оформлении сцены.

На первый взгляд, сама структура слова сценография намекает на специфику деятельности художника по оформлению. Но если понимать сценографию только как художественное оформление, то возникает вопрос – сводится ли сценография только к декорации и костюмам актеров.

Однако, значение сценографии в структуре спектакля и представления шире, так как изображаемое на декорациях – это, прежде всего, развитие действий актеров в определенной пространственной среде в рамках тематики выступления. То есть, на самом деле, сценография – это термин, содержание которого значительно шире, чем прямое значение слова. Содержание сценографии в структуре спектакля означает не только изображение на декорациях и костюмах, но и постановочную деятельность актеров. Причем все это осуществляется в рамках, заданных темой представления.

К тому же, если декорации создаются, в основном, на изучении материала различных художников, иллюстраторов и т.п., то сценография в целом должна ориентироваться на всю пространственную трактовку спектакля, на все то, что формирует визуальную значимость постановочного образа. Простейшим примером представления может служить Новогодняя Елка. Например, внезапное появление сотового телефона у Деда Мороза на новогоднем празднике уничтожит созданный образ. Однако, если обставить это как шутку и адаптировать программу к современным особенностям, это будет воспринято зрителями адекватно и не создаст неприятного впечатления.

Типы сценографии

Сценография может быть трех типов:

  1. подробная сценография,
  2. лаконичная сценография;
  3. минимальная сценография.

Типы сценографии

Подробная сценография включает в себя полное оформление места проведения спектакля в соответствии с его программой, костюмированных участников, детально проработанный сценарий, скоординированные действия всех актеров на каждом этапе и полное отсутствие внешних воздействий в период выступления. Подобные методы применяются для постановок серьезных тематических спектаклей с полным соответствием антуражу.

Лаконичная сценография означает общее оформление места проведения спектакля без внимания к деталям, слабо детализированные костюмы актеров, общий сценарий с основными репликами актеров. В основном спектакли и выступления такого уровня организуются на корпоративных и социальных мероприятиях.

Минимальная сценография подразумевает выступление актеров без костюмов, без оформления места проведения спектакля. Фактически, минимальная сценография – это выступление на заготовленной сцене под музыкальное сопровождение. Такой подход применяется в самых простых спектаклях и выступлениях, например, анимационных программах, проводимых по схеме ведущий – актеры – зрители – конкурсы – призы.

Вообще в сфере социально-культурного сервиса и туризма термин сценография получил широкое распространение. Часто этим термином обозначают один из ключевых моментов анимационных программ – пространственное решение мероприятия.

Современная сценография

Отчасти данный термин ограничивается в своем содержании, потому что отсутствует единая теоретическая база по данному направлению. Несмотря на то, что эта составляющая театрального искусства существует с самого момента зарождения театра и спектаклей, сценография не может похвастаться сколько-нибудь детально проработанной теоретической концепцией. Напротив, прикладные аспекты сценографии подробно и детально проработаны.

Современная сценография включает в себя систему элементов, обеспечивающих эффективность проведения спектакля и выступления.

Несмотря на это, многие подразумевают под сценографией исключительно декорационное искусство. Это в корне неверно. Термин "декорационное искусство", буквально обозначает "декорировать, украшать что-то" и относится в основном к театральным приемам украшениям. Собственно, театральные приемы сценографии и положили начало сценографии во всех других сферах, связанных с представлениями и выступлениями. Например, развлекательный сервис позаимствовал театральные методы и подходы для оформления мероприятий. Однако декорационное искусство – это только часть театральной сценографии, а не ее полное содержание.

Поэтому сценография – это не только декорирование места проведения спектакля, выступления, представления или иного мероприятия, так как, на самом деле, это не отвечает своей сути, а лишь характеризует определенный прием подготовки места проведения. Сценография включает в себя эстетическую позицию определенной тематики, в рамках которой проводится спектакль или выступление. Следовательно, универсальность применения сценографии весьма условна, поскольку то, что должна включать сценография, зависит от концепции спектакля.

Замысел режиссера заставляет актеров и зрителей учитывать пространственную и тематическую определенность спектакля. Поэтому классическое восприятие окружения изменяется, благодаря чему и становится возможным ощущение у зрителей и участников причастности к действию. Это залог успеха любого спектакля и выступления, который обеспечивает сценография.

Утверждение новых задач и возможностей, стоящих перед современным театром и актерским мастерством, возможно за счет расширения возможностей сценографии. Необходимо развитие визуальной значимости художественных образов, целостности представления и постановки, а также интерактивности общения актеров и участников со зрителями.

Если есть пространство, созданное посредством сценографии, где разворачивается действие художественной постановки, то оно уже влияет на образ и восприятие у зрителей и участников. Поскольку художественная деятельность весьма характерна и отличается от, например, игры актеров в кино, то сценография должна помогать актерам реализовать свое исполнительское мастерство.

Поэтому сценография имеет ярко выраженную зависимость от художественного контекста постановки, обусловленную характерными особенностями организуемого выступления. В результате, развитие сценографии осуществляется за счет того, что с каждой новой художественной постановкой сценографии ставятся новые задачи, и каждый раз они становятся более сложными и комплексными.

На практике, отдельная должность сценографа в деятельности театральных, цирковых и иных художественных групп выделяется только в крупных учреждениях культуры и социально-культурного сервиса. Также должность сценографа есть в крупных предприятиях, занимающихся организацией праздников и мероприятий, в том числе в крупных отелях, санаториях и т.п. Сценограф в таком случае является своеобразным постановочным технологом, архитектором, конструктором и инженером проводимых представлений и мероприятий.

В небольших творческих коллективах функции сценографа выполняют сами их члены и актеры. В их задачи входит и оформление пространства, выделяемого для проведения выступления, и создание целостного художественного образа проектируемой постановки.

Максимум, что делается вне художественной группы, это изготовление декораций. При этом любой профессиональный художник способен выполнить художественное оформление декораций, если перед ним четко поставлены цели и задачи оформления. Однако художник не сможет передать дух декораций, просто воплотив идеи в виде художественных декораций. Поэтому сценография не заключается только в декоративном оформлении пространства. Однако к сценографии постоянно выдвигаются новые требования, каждый раз по иному расценивая роль художника в создании художественной целостности новой постановки, что в свою очередь требует от художника определенной специализации, направленности на такого рода деятельность.

Одним из основных элементов постнановки художественных спектаклей и представлений является сценография и сценографическая подготовка. Роль сценографии в создании художественного образа постановки очень велика, так как за счет технологий сценографии создается пространственное решение для каждого спектакля и представления с целью создания у зрителей правильного восприятия художественного образа.

Сценография заключается в использовании художественно-технических средств для постановок, спектаклей, представлений, выступлений и иных мероприятий. С точки зрения практической реализации сценография представляет собой создание яркого зрительного образа, который воспринимается зрителями и участниками.

Для этого используется художественное оформление декорациями, освещением и постановочной техникой места проведения анимационной программы. Кроме того к сценографии относится создание костюмов актеров, которые должны соответствовать художественному замыслу постановки.

Сценография основана на принципе соответствия концепции постановки. При этом методика и инструментарий сценографии приспособлены для создания отдельных элементов, составляющих в целом комплексный творческий замысел, а художественная целостность является сутью и основной целью сценографии.

Как таковой, литературы имеющей прямое отношение именно к экспозиции и ее оформлению, оказалось очень мало, нашлось неимоверное количество информации отдельно о сценографии с точки зрения театральных действ, и такое же количество информации о музейных предметах, обыкновенных экспозициях и действующих выставках.

В определенной степени экспозиция является неким театром, где происходит некоторое действо, и актерами в этом театре соответственно являются музейные, или экспозиционные, предметы.

Для того, чтобы определить актуальность исследования темы моей курсовой работы хотелось бы для начала узнать что такое сценография. Существует несколько толкований, один из распространенных: сценография, вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера (декорация), все, с чем он имеет дело - играет, действует (это некие материально-вещественные атрибуты) и все, что находится на его фигуре (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). При этом в качестве выразительных средств сценография может использовать: первое это то, что создано природой, второе, предметы и фактуры быта или производства, и, третье - то, что рождается в результате творческой деятельности художника (от масок, костюмов, вещественного реквизита до живописи, графики, сценического пространства, света, динамики и пр.)

Истоки сценографии - в предсценографии действ ритуально-обрядового предтеатра (как древнейшего, доисторического, так и фольклорного, сохранившегося лишь в своих остаточных формах до наших дней). Уже тогда в предсценографии проявился «генетический код», последующая реализация которого определила основные стадии исторического развития искусства сценографии от античности до наших дней. В этом своеобразном «генетическом коде» заложены все три главные функции, которые сценография способна выполнять в спектакле: персонажная, игровая и обозначающая место действия. Персонажная - предполагает в себе включение сценографии в сценическое действие в качестве самостоятельно значимого материально-вещественного, пластического, изобразительного или какого-либо иного (по средствам воплощения) персонажа - равноправного партнера исполнителей, а зачастую и главного действующего «лица». Игровая функция - непосредственно в непосредственном участии сценографии и ее отдельных элементов (костюм, грим, маска, вещественные аксессуары) в преображении облика актера и в его игре. Функция обозначения места действия заключается в организации среды, в которой происходят все события спектакля.

Персонажная функция была преобладающей на стадии предсценографии. В центре ритуально обрядовых действ находился объект, воплощавший образ божества или некоей высшей силы: разные фигуры (в том числе и античные скульптуры), всевозможные идолы, тотемы, чучела (Масленица. Карнавал и пр.), разные виды изображений (включая те же настенные рисунки в древних пещерах), деревья и другие растения (вплоть до современной новогодней елки), костры и прочие виды огня, как воплощение образа солнца.

Одновременно предсценография выполняла и две другие функции, - организации места действия и игровую. Место действия ритуальных акций и представлений было трех типов. Первый тип, это (обобщенное место действия) - наиболее древний, рожденный мифопоэтическим сознанием и несущий в себе семантический смысл мироздания (квадрат - знак Земли, круг - Солнца; разные варианты вертикальной модели космоса: мировое древо, гора, столп, лестница; ритуальный корабль, ладья, лодка; наконец, храм, как архитектурный образ вселенной). Второй тип (конкретное место действия) это окружающая человека среда его жизни: природная, производственная, бытовая: лес, поляна, холмы, горы, дорога, улица, крестьянский двор, сам дом и его внутреннее помещение - светлица. И третий тип (предсценный) - являлся ипостасей двух других: сценой могло стать любое пространство, отделенное от зрителей и становящееся местом для игры. Происходит формирование привлекательного образа музея, расширение его аудитории за счет использования художественно-выразительных информационных средств, учет объективных потребностей людей в свое свободное время сочетать познание с развлечением заставляет современные музеи использовать зрелищно-игровые и иные методики организации поведения и деятельности своих посетителей.

Со временем характер сценографии немного видоизменился, она стала применятся в абсолютно разных областях человеческой жизни, уже не осталось такой деятельности которую бы она не затронула…В нашем прогрессивном обществе музеям и выставочным комплексам приходится придумывать новые способы привлечения людей, т.к. в наш век информационных технологий проще щелкнуть мышкой по ссылке и вот, ты уже находишься на сайте музея и знакомишься с его историей, с эго экспонатами…В общем сценография служит, в некотором роде для привлечения людей. Уместным окажется вопрос «каким образом это происходит в наше время?» Этот вопрос задали бы большинство людей, и отсюда можно сделать вывод что, эта тема нуждается в дальнейшей разработке. Современные музеи все чаще выходят за рамки привычного экскурсионного показа и становятся инициаторами и проводниками оригинальных форм социально-культурной деятельности.

Формы и методы экспозиционной коммуникации, как и всякой другой, следует четко ориентировать на потребителя, в данном случае - на посетителя музея. А это конкретный человек, со своими запросами, уровнем знаний, жизненным опытом. Вместе с тем, эта работа, особенно с молодежью, основана на принципе добровольности и должна учитывать не только наиболее ярко выраженные интересы, но и стимулировать развитие интересов, которые проявляются недостаточно: приобщение к культурным ценностям и развитие социальной активности. Запросы и потребности посетителей могут удовлетворяться при помощи дополнительных интерпретирующих средств, например, с использованием художественно-образной организации информации.

Обратимся непосредственно к книгам об античности и средних веков. Проанализируем игровую сценографию, из книг о древней Греции, о древнем Риме и т.д., и мы видим что с этого момента начинается уже собственно театр, как самостоятельный вид художественного творчества, и начинается игровая сценография, как исторически первая система оформления его спектаклей. Вместе с тем в древнейших формах театральных представлений, особенно в античных и восточных (остававшихся наиболее близкими к ритуально обрядовому предтеатру) продолжали занимать существенное положение, с одной стороны, сценографические персонажи, а с другой, - обобщенные места действия, как образы мироздания (например, орхестра и проскениум в древнегреческой трагедии). Возрастание доли игровой сценографии происходило по мере исторического движения театра от мифопоэтического к светскому. Пиком этого движения стали рожденные эпохой Возрождения итальянская комедия дель арте и театр Шекспира. Именно здесь система оформления спектаклей, основанная на игре-действии-манипулировании актеров с элементами сценографии, достигла своей кульминации, после чего на несколько веков (вплоть до 20 в. включительно) сменилась иной системой оформления - декорационным искусством, главной, функцией которого стало создание образа места действия.

Точно так же, из разного рода энциклопедий, можно проанализировать и декорационное искусство ренессанса и нового времени. К примеру декорационное искусство, (чьи элементы существовали и ранее, например, в античном театре и в европейском средневековом - симультанная (одновременно показывавшая разные места действия: от рая до ада, расположенные на подмостках по прямой линии фронтально, симультанная декорация-(от франц. Simultane- одновременный), тип декорационного оформления спектакля, при котором на сценической площадке устанавливались одновременно (по прямой линии, фронтально) все декорации, необходимые по ходу действия. Симультанная декорация использовалась в средние века при исполнении литургической драмы, миракля, мистерии, где было принято условное обозначение мест действия (домик или беседка- храм, дворец; два дерева- лес, и т.д.) В эпоху Возрождения с развитием драматургии и сценической техники симультанная декорация перестала применяться. (прим. автора)) декорация площадных мистерий), как особая система оформления спектаклей, родился в итальянском придворном театре конца 15-16 вв., в виде т.н. декорационных перспектив, изображавших (аналогично картинам ренессансных живописцев) как бы окружающий человека мир: площади и города идеального города или идеальный сельский пейзаж. Автором одной из первых таких декорационных перспектив был великий зодчий Д. Браманте. Создававшие их художники являлись мастерами универсального склада (одновременно и архитекторы, и живописцы, и скульпторы) - Б. Перуцци, Бастьяно де Сангалло, Б.Ланчи, наконец, С.Серлио, который в трактате О сцене сформулировал три канонические типы перспективной декорации (для трагедии, для комедии и для пасторали) и главный принцип их расположения по отношению к актерам: исполнители - на первом плане, рисованная декорация в глубине, в качестве изобразительного фона. Совершенным воплощением этой итальянской декорационной системы стал архитектурный шедевр А.Палладио - театр «Олимпико» в Винченцо (1580-1585). Последующие века эволюции декорационного искусства тесно связаны, с одной стороны, с развитием главных художественных стилей мировой культуры, а с другой, с внутритеатральным процессом освоения и технического оснащения сценического пространства.

Если рассматривать сценографию нашего времени то можно опереться на работы искусствоведа Виктора Березкина, в своих работах он рассматривает действенную сценографию в новейшее время. Первую половину 20 в. мировая сценография развивалась под сильнейшим влиянием современных авангардных художественных направлений (экспрессионизм, кубофутуризм, конструктивизм и т.д.), что стимулировало, с одной стороны освоение новейших форм создания конкретных мест действия и возрождением (вслед за Аппиа и Крэгом) древнейших, обобщенных, а с другой - активизация и даже выход на первый план других функций сценографии: игровой и персонажной.

Также декорационное искусство осваивало и виды конкретных мест действия. Это, во-первых, «окружающая среда» (пространство общее и для актеров, и для зрителей, не разделенное никакой рампой, иногда совершенно реальное, как, например, заводской цех в противогазах у С.Эйзенштейна, или организованное искусством художников А.Роллера - для постановок М.Рейнхардта в помещении берлинского цирка, лондонского Олимпик-холла, в зальцбургской церкви и т.д., а Я.Штоффера и Б.Кноблока - для спектаклей Н.Охлопкова в московском Реалистическом театре); во вторую половину 20 в. оформление театрального пространства, как «окружающей среды» стало основным принципом работы архитектора Е.Гуравского в «бедном театре» Е.Гротовского, а затем в самых разных вариантах (в том числе и естественных, природных, уличных, производственных - заводские цеха, вокзалы и пр.) стало широко использоваться во всех странах. Во-вторых - выстраиваемая на сцене единая установка, изображавшая «дом-жилище» героев спектакля с разными его помещениями, которые показывались одновременно (напоминая тем самым о симультанной декорации площадных средневековых мистерий). В-третьих, декорационные картины, напротив, динамично сменявшие друг друга с помощью поворота сценического круга или движения площадок-фурок. Наконец, на протяжении практически всего 20 в. оставалась жизнеспособной и весьма плодотворной мирискусническая традиция стилизации и ретроспективизма - воссоздание на сцене культурной среды минувших исторических эпох и художественных культур - как конкретных и реальных мест обитания героев той или иной пьесы. (В этом духе продолжали работать - уже за пределами России - старшие мирискусники, а в Москве и Ленинграде - столь разные мастера, как Ф.Федоровский, П.Вильямс, В.Ходасевич и др; из зарубежных художников этому направлению следовали англичане Х.Стевенсон, Р.Уистлер, Й. Бойс, С.Мессел, Мотли, Дж.Пайпер; поляки В.Дашевский, Т.Рошковская, Я.Косиньский, О.Аксер, К.Фрыч; французы К.Берар и Кассандр).

Среди великого многообразия экспериментов второй половины 20 в. (французский исследователь Д.Бабле охарактеризовал этот процесс как калейдоскопический), проводившихся в театрах разных стран, использовавших и новейшие открытия послевоенной волны пластического авангарда, и всевозможные достижения техники и технологии (особенно в сфере сценического освещения и кинетики), можно выделить две наиболее существенные тенденции. Первая - характеризуется освоением сценографией нового содержательного уровня, когда создаваемые художником образы стали зримо воплощать в спектакле главные темы и мотивы пьесы: коренные обстоятельства драматического конфликта, противостоящие герою силы, его внутренний духовный мир и т.д. В этом новом качестве сценография становилась важнейшим, а иногда и определяющим персонажем спектакля. Так было в целом ряде спектаклях Д.Боровского, Д.Лидера, Э.Кочергина, С.Бархина, И.Блумбергса, А.Фрейбергса, Г.Гуния и других художников советского театра конца 1960-х - первой половины 1970-х, когда эта тенденция достигла своей кульминации. А затем на первый план вышла тенденция противоположного характера, которая проявилась в работах мастеров прежде всего западного театра и заняла ведущее положение в театре конца 20 - начала 21 вв. Рожденное этой тенденцией направление (его наиболее выдающиеся представители - Й.Свобода, В.Минкс, А.Мантей, Э.Вондер, Дж.Бари, Р.Колтаи) можно обозначить словосочетанием сценический дизайн, учитывая при этом, что таким же словосочетанием в англоязычной литературе определяются вообще все виды оформления спектакля - и декорационные, и игровые, и персонажные). Главной задачей художника здесь становится оформление пространства для сценического действия и материально-вещественно-световое обеспечение каждого момента этого действия. При этом в своем исходном состоянии пространство зачастую может выглядеть совершенно нейтральным по отношению к пьесе и к стилистике ее автора, и не содержать в себе никаких реальных примет времени и места происходящих в ней событий. Все реалии сценического действия, его места и времени возникают перед зрителем только в процессе спектакля, когда как бы из «ничего» рождается его художественный образ.

Если же пытаться представить картину современной мировой сценографии в ее полном объеме, то в ней существуют не только эти две тенденции, - она складывается из неохватного множества самых разнородных индивидуальных художественных решений. Каждый мастер работает по-своему и создает самое различное оформление сценического действия - в зависимости от характера драматического или музыкального произведения и от его режиссерского прочтения, что и является методологической основой системы действенной сценографии.

В работе "Сценография в театральном искусстве" - Шеповалова В.М. мы можем ознакомиться с построением экспозиции. Композиционные уровни сценографии. Три вида закономерностей материала пространственных видов искусств в сценографии образуют три композиционных строя спектакля:

(1) Архитектонику спектакля, как взаимоотношение масс, где композиция спектакля строится на основе закономерности распределения масс, тяжести, весовых взаимодействий в пространственном построении. В спектакле это выражается как: (а) Организация общего театрального пространства; (б) Организация сценического пространства; (в) Актерский ансамбль в пространственных взаимоотношениях.

(2) Пластика спектакля , строящегося на основе материала «пластика», пластической разработанности, углубленности сценического пространства, в ее связи с пластической игрой актеров. И выражается в спектакле как: (а) Пластика форм; (б) Пластика актера и пластика мизансцен; (в) Взаимодействие актерской пластики с пластикой сценического пространства. (3) Свет в спектакле, его светоцветовое состояние, где учитывается закономерность распределения света в сценическом пространстве, его влияние на цветовую определенность предметного мира сцены, колористическое единство. Это выражается в сценическом произведении как: (а) Сценический свет, учитывающий общую световую насыщенность спектакля; (б) Цветовая определенность спектакля; (в) Светоцветовое взаимодействие.

Взаимодействие композиционных уровней сценографии в спектакле . Три композиционных строя сценографии образуют три архитектонических уровня. Первый - распределение масс в пространстве. На его основе строится второй композиционный уровень, который учитывает выявление масс в их светоцветовых взаимоотношениях. Третий уровень предполагает пластически углубленную детализацию масс пространства, в динамике движения. Эти композиционные уровни, формирующие каждую сценическую деталь, включая и актера, находятся в постоянной взаимной корректировке друг друга. В театральном произведении три композиционных уровня организуют каждую сценическую деталь, формируя художественно значимое пространство конкретного спектакля. В силу этого можно говорить об актере как определенной массе сценического пространства, находящейся во взаимодействии с другими массами этого пространства, об актере как цветовом пятне в общем колорите пространства сцены, и об актере как динамически развивающейся пластике, действующей в пластически углубленном пространстве сценического представления. Только взаимодействие всех трех композиционных уровней в динамике реального движения, центральной силой которой является актер, создается сценографическая целостность театрального произведения, в конечном счете, целостность всего произведения театрального искусства.

Сценография как один из определяющих моментов спектакля . Сценография в структуре театрального образа определяет его визуальную значимость, которая вместе с другими гранями образа, формируемыми сюжетно-драматической линией развития и звуко-музыкальным строем, образуют художественную целостность образного строя конкретного театрального произведения, в его неповторимости, индивидуальности. Сценографическое решение спектакля находится в контексте драматического диалога и постоянно испытывает его влияние. Зритель смотрит и слушает спектакль одновременно, и эти два момента восприятия находятся в постоянной корректировке друг друга, разделить их невозможно: услышанное влияет на зрительное восприятие, взгляд акцентируется на определенных сценических деталях в зависимости от того, что он услышал, или наоборот, увидел и заставляет по-новому отнестись к произнесенному тексту.

Из всего вышеизложенного можно выделить что сценография, в некотором роде пространственное решение спектакля.

Даже в театроведческих исследованиях, рецензиях и в практике театра широкое распространение получил термин «сценография», которым пытаются обозначить один из ключевых моментов театрального произведения -- пространственное решение спектакля. Вместе с тем большинство авторов наиболее ответственных исследований предпочитает этот термин не использовать, другие сознательно ограничивают содержание, постулируя одно из его значений. Подобное положение термина «сценография» -- результат отсутствия единой теории визуальной значимости театрального образа. М.Г. Эткинд пишет по этому поводу: «Давно обособившийся, сложившийся и, несомненно, завоевавший право на художественную автономию, этот вид творчества не может похвастаться -- по сравнению со своими родственниками в семье искусств -- сколько-нибудь разработанной теорией. Он редко привлекает внимание ученых, теорий здесь ровно столько, сколько художников».

Известно, что термин перерастает в понятие во всем богатстве содержания только в теории, где в процессе становления каждая грань этого содержания входит в систему, образуя ряд вспомогательных понятий. Но верно и то, что теория начинается с анализа узловых терминов понятийного значения, стихийно выдвинутых практикой, так как именно в них интуитивно предугадывается все строение будущей теории.

Понимая важность и значимость этого начального этапа в создании теории пространственного решения спектакля, попытаемся проанализировать основные грани содержания термина «сценография», сложившегося в контексте современного театра и состояния науки о нем.

Сценография как синоним декорационного искусства. Термин «декорационное искусство», буквально обозначающий: «декорировать, украшать что-то», исторически обусловлен. Поэтому, как считают некоторые исследователи, он, не отвечая сути современного искусства, лишь характеризует определенный период развития сценического «оформления», базирующийся на «чисто живописных» приемах станковой живописи. Возникший в двадцатые годы, термин «вещественное оформление спектакля» отражал эстетическую позицию определенного театрального направления и не мог претендовать на некую универсальность применения. Вот почему в настоящее время синонимом «декорационного искусства» стал термин «сценография».

Термин «сценография» далеко не новый и весьма часто употреблявшийся в разные эпохи. Вот что писал Г.К. Лукомский: «Сценография -- живописное украшение сцены, появилась в Эсхило-Софокловское время». (Этот термин у Г.К. Лукомского дополняется другим -- «архитектография», который обозначает архитектурные и планировочные возможности театра). Уместно здесь предположить, что настоящий термин «сценография» есть трансформированный «скенография», который в свое время понимался как «роспись сцены», т. е. применение «живописных перспектив» в оформлении сцены. Подтверждение этому мы находим у Витрувия: «Скенография есть рисунок фасада и картина внешнего вида будущего здания, сделанного с надлежащим соблюдением его пропорций». (Учитывая, что скена -- это фасад театральных помещений, перед которыми и находилась площадка, где разыгрывалось представление).

На первый взгляд, сама структура слова сцено-графия подсказывает, что оно наиболее полно отражает специфику деятельности художника в театре. Но вместе с тем, если понимать «сценографию» как сценическую графику (что, на наш взгляд, вполне закономерно по аналогии с употреблением слова «графика» в искусстве), то возникает вопрос -- сводится ли она только к декорации и костюмам?

Значение сценической графики в структуре спектакля шире, так как изображаемое на сцене -- это, прежде всего развитие мизансценического рисунка актерской пластики в определенной пространственной среде. К тому же, если история декорационного искусства создается в основном на изучении эскизного материала художников, то история сценической графики должна ориентироваться на всю пространственную трактовку спектакля, на все то, что формирует визуальную значимость театрального образа.

Эткинд М.Г. О диапазоне пространственно-временных решений в искусстве театральной декорации (опыт анализа творческого наследия советской театральной декорации). - В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974, с. 211.

Изучение театрального произведения заставляет исследователя учитывать пространственную определенность спектакля и поэтому отходить от привычного (но не совсем верного) дробления произведения по принципу профессиональной занятости в его создании.

Сценография как этап развития «художественного оформления» спектакля. В ряде исследовательских работ термин «сценография» трактуется как определенный этап развития театрального искусства. В наиболее развернутом виде эта мысль выражена В.И. Березкиным в книге «Театр Йозефа Свободы». В ней автор выделяет в историческом генезисе ряд этапов эволюции и последний этап -- от начала века до наших дней -- относит к развитию собственно сценографии. «Обособление сценографии выражалось в разработке своих специфических средств выразительности, своего материала -- сценического пространства, времени, света, движения». И далее автор пишет: «Сценография утверждала себя как искусство, в хорошем смысле слова, функциональное, подчиненное общим законам сложного синтетического произведения -- спектакля и рассчитанное на теснейшее взаимодействие с актером, драматическим текстом, музыкой. Через эту согласованность действий и раскрываются образы спектакля».

Эта позиция обусловлена тем, что театр XX века требует не только включения декораций в динамику актерской игры, но и постоянного развития всей структуры сценографической образности на протяжении театрального действия. Декорация в современном спектакле не есть лишь «Шекспировская надпись, переведенная на язык художественной выразительности», как, например, считал А.А. Брянцев, она не просто создает место действия или, более того, пространственную среду, не только помогает актеру найти состояние своего персонажа («войти в роль»), но включается в сценический диалог с актером, зрителем.

Тем не менее, закрепление за термином «сценография» только этого значения приводит к недопустимым противоречиям. Утверждение новых задач и возможностей, стоящих перед современным театральным декорационным искусством, идет в данном случае за счет отрицания этой сценографической образности, например у театра с «декорационным направлением» к создании пространственной среды. В таком случае, чтобы быть последовательным, нужно или отрицать визуальную значимость театрального образа как необходимого момента художественной целостности спектакля, или отрицать всякий иной театр как истинный, определившийся в системе искусств. Ни то, ни другое невозможно. Ведь, во-первых, если есть пространство, где и посредством чего разворачивается театральное действие, то оно уже влияет на образный строй произведения (даже если театр утверждает «аптидекорацию»), и, во-вторых, театр всегда был особым, отличным от других видом искусства, что подтверждается самой историей театра (хотя в научном освоении театрального искусства даже V Гегеля оно предстает еще как искусство исполнительское).

Иное дело, что сценография определенной эпохи развития театра, с одной стороны, имела в контексте своей культуры только ему характерные особенности (статичность и архитектурность форм в античном греческом театре, трехчастное деление пространства сцены по вертикали или четко выраженное деление по горизонтали в средневековом европейском театре и т. д.); с другой, -- сценография данной культуры составляет момент в общей линии развития театрального искусства вообще, и в этом случае можно говорить о решении каждым последующим театром новых, более сложных задач.

Сценография как профессия в театре. Не менее популярен и производный от «сценографии» термин «сценограф». Посредством его творческие работники, причастные к организации сценического пространства спектакля, подчеркивают специфику своей профессии в театре.

Ранее считалось (такое мнение бытует и сейчас), что любой профессиональный художник, будь то живописец-станковист или график, способен грамотно «оформить» спектакль. Это верно, если сводить задачи художник к оформлению содержательно готового спектакля, т. е, к введению в театральное произведение, в его образный строй дополнительных (значит в чем-то внешних и необязательных) изобразительных штрихов, заимствованных из таких видов искусства, как живопись. графика и т. д. Однако театр, особенно современный, выдвигает иные требования, иначе расценивает роль театрального художника в создании художественной целостности спектакля, что в свою очередь требует специализации, направленности на театр.

В рамках программы студенты освоят работу с пространством с точки зрения его взаимодействия с человеком, визуальной драматургии и динамической сценографии. Студенты получат навыки работы с декорациями, костюмом, использования медиа и сценических технологий, научатся создавать проекты для сценических и экспозиционных площадок, перформансов, экспериментального и мультимедийного театра, инсталляционного искусства, театра-квест, а также получат углубленный опыт воплощения реальных проектов, работы с материалами, взаимодействия с творческими соавторами.

В течение курса студенты затронут перформативные практики и подготовят несколько реальных проектов в формате иммерсивно-мультимедийного и современного музыкального театра. Также будет пройден весь цикл создания проекта от идеи до встречи со зрителями.


Для кого

Программа предназначена для студентов с различной базовой специализацией (художники, архитекторы, актеры, перформеры, видеохудожники, режиссеры и специалисты по современному искусству) и желающих освоить специфику работы с пространством в разных направлениях перформативного искусства.


Обращение куратора

Что делает программу уникальной?

Что делает программу уникальной?

Лучшие мастера

На программе преподают ведущие художники современного театра, обладающие большим опытом работы в сфере сценографии, театральных постановок, перформанса и использующие в своих решениях по организации пространства как традиционные, так и современные средства выразительности.


Собственная театральная студия

Просторная театральная студия Школы знакомит студентов с широким спектром возможных направлений театрального дизайна, позволяет проводить читки и открытые просмотры, стимулирует к проведению творческих экспериментов и поиску новых сценографических решений.


Самая междисциплинарная программа

Театральный дизайн включает в себя такие направления, как дизайн костюма, иллюстрация, архитектура, дизайн интерьера, компьютерная графика, моушн-дизайн, интерактивный дизайн, анимация. Создание сценографических проектов ведется с привлечением студентов других программ: «Дизайн в интерактивной среде» (БВШД), «Иллюстрация» (БВШД), «Звукорежиссура и саунд-дизайн» (МШК), «Актёрское мастерство» (МШК), «Художник по гриму» (МШК) и другими.


Инновационные театральные решения

Используемые на программе принципы художественного оформления спектакля отвечают ведущим тенденциям мирового театрального искусства - интерактивность, симультанность, многомерность.


Мультимедийная сценография

Моделирование сценографии, трёхмерная графика, видеоинсталляции, электронные декорации с мультимедийными экранами, световые спецэффекты, светодиодные костюмы, конструктивные элементы, 3D mapping осваиваются студентами в современных компьютерных классах, лаборатории HP, стерео-лаборатории, в студиях цифровой и аналоговой фотосъемки.


Известные спикеры

В программе предусмотрены встречи и мастер-классы от ведущих сценографов, современных художников, режиссеров, критиков и теоретиков театра. В разное время в Школе выступали: Герман Виноградов, Вячеслав Полунин, Юрий Квятковский, Андрей Бартенев, Владимир Арефьев, Мария Трегубова, Ксения Перетрухина, Дмитрий Брусникин и многие другие.


Живые постановки

В процессе обучения студенты участвуют в создании постановок, получая опыт работы с разными театральными компаниями. В качестве дипломных работ учащиеся разрабатывают проекты, которые впоследствии реализуются на крупных театральных и выставочных площадках, таких как Боярские Палаты, Электротеатр «Станиславский», Московский драматический театр им. Пушкина, Музей архитектуры им. Щусева.


Театральные конструкции своими руками

На программе изучаются сценические материалы, механизмы, устройство сцен разных типов, систем освещения и смены декораций. А в мастерских линогравюры и шелкографии, макетирования и прототипирования, академии печати Roland DG и мастерских по пошиву одежды студенты разрабатывают декорации, реквизит и костюмы.

Длительность обучения

Уровень для поступления

Стоимость обучения

362 000 рублей в год (Возможна оплата в рассрочку)

Начало обучения

Язык обучения

Режим обучения

ДВА ИЛИ ТРИ ВЕЧЕРА В БУДНИ И ОДИН ВЫХОДНОЙ

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Структура программы

Современный театр
Курс лекций знакомит с историей современного театрального мышления, прослеживает связь между различными театральными явлениями и новаторскими решениями от начала ХХ века до наших дней.

Программа вводит в контекст актуального театра, дает понимание разных направлений, театральных форм, развивает способность критического мышления, анализа сценического произведения, возможность применять критерии на своей практике.

Мастерство сценографии
Знакомство студентов с основами театрального дизайна. Разбор методологии создания сценографии и художественного решения к спектаклям, танцу, кино работам, инсталляциям, всему разнообразию направлений, которые входят в область профессиональной деятельности театрального художника. Сюда включены практические навыки по работе со сценическим произведением: создание эскизов, макетов, прирезок, работа со светом, звуком, реализация живых проектов, репетиции.

Композиция
Дисциплина предназначена для изучения плоскостной и пространственной композиции, и различных выразительных средств. Одна часть дисциплины построена на работе с реальным объёмом - макетом сцены, другая - на передаче достигнутого в макете впечатления средствами графики. Помимо чисто композиционных средств (статика и динамика, масштаб, тональные и цветовые контрасты, фактура и текстура) программа включает в себя работу с основами рисунка - использование линии и тона, светотени, передача пространства средствами графики.

Технология театрального производства
Знакомство с технической стороной спектакля: работа на различных театральных площадках, возможности сценического оборудования, принятые в театре нормы и стандарты. Раздел программы, посвященный декорационному производству включает в себя изучение основных театральных технологий, как традиционных так и новейших. Большое внимание отводится подготовке проектной документации - эскизов, чертежей, технических описаний.

История Современного танца

Основы режиссуры и актерского мастерства

Телесные п рактики

Новейшие технологии

Science art

Современное искусство

Основы звука

Основы света

Драматургия

Перформанс арт

Консультации по дипломному проекту

Защита дипломных проектов

Преподаватели

Условия поступления

Для поступления на программу необходимо заполнить анкету-заявление на сайте и успешно пройти собеседование в выбранном потоке.

Необходимые документы

Анкета-заявление
- Подлинник или заверенная копия документа об образовании
- 2 фотографии размером 3х4
- Паспорт (предъявляется при подаче документов)

Продолжительность обучения

1 год (2 учебных семестра)

Стоимость обучения

362 000 руб. в год*

Стандартной формой оплаты образовательных услуг являются равные платежи, два раза в год. Также в Школе функционирует собственная программа по рассрочке платежей, которая позволяет оплачивать обучение ежемесячно.

Дополнительные расходы студентов в период обучения

Во время обучения вам могут понадобиться художественные и канцелярские принадлежности, расходные материалы для проектов, услуги печати и копирования и прочие виды услуг и расходных материалов. Их перечень, степень обязательности и стоимость зависит от требований программы и специфики учебных заданий.

Приблизительный перечень художественных материалов, наиболее часто используемых нашими студентами: альбом для эскизов, папка на молнии А2, карандаши мягкой и средней твёрдости, карандаш чёрный жирный, точилка, уголь, ластик, ластик-клячка, маркеры цветные, маркеры чёрные, тушь чёрная, кисти синтетические, скотч, ножницы, палитра, набор акриловых красок, альбом для черчения, набор ручек капиллярных, линеры, скотч цветной, клей-карандаш, валик поролоновый, акварельная бумага А4, цветная бумага А4, пастель сухая, цветные стикеры, крафтовая бумага и т. д.

Полный перечень будет зависеть от специфики проекта и выбранного способа его реализации.

Также в учебную программу будет включен проект, результатом которого может быть показ (спектакль или подобное публичное действие). Школа частично покрывает проектные расходы, но при этом вам также следует запланировать расходы на реализацию своего художественного замысла в рамках такого проекта.

*Настоящее предложение не является офертой, стоимость услуг может быть изменена. Стоимость услуг и условия их оказания указываются в договоре.

Вступительные испытания

В качестве портфолио рассматриваются любые авторские разработки в таких областях, как дизайн, графика, живопись, сценография, архитектура, иллюстрация и фотография, представленные в напечатанном виде или на фотографиях. В портфолио обязательно наличие проекта по разработке сценографического решения (минимум 3 эскиза сценографии, концепция, процесс поиска). При отсутствии проекта по сценографии, абитуриенту предлагается выполнить творческое задание. Анимационные работы и видеоролики предоставляются в виде ссылок или на flash-носителях.

Карьерная траектория выпускников


2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.