Биография бетховена для детей начальной школы. Последние годы жизни Бетховена. Смерть композитора. Всестороннее развитие Бетховена

Бетховен — это величайший творец всех времён, непревзойденный Мастер. Произведения Бетховена трудно описать с помощью обычных музыкальных терминов – любые слова кажутся здесь недостаточно яркими, слишком банальными. Бетховен – гениальная личность, неординарное явление в мире музыки.

Среди множества имён великих композиторов мира, имя Людвига ван Бетховена(Ludwig van Beethoven) всегда выделяют особо. Бетховен — это величайший творец всех времён, непревзойденный Мастер. Люди, считающие себя далёкими от мира классической музыки, замолкают, зачарованные, при первых же звуках «Лунной сонаты». Произведения Бетховена трудно описать с помощью обычных музыкальных терминов – любые слова кажутся здесь недостаточно яркими, слишком банальными. Бетховен – гениальная личность, неординарное явление в мире музыки.

Точную дату рождения Людвига ван Бетховена никто не знает. Известно, что родился он в Бонне, в декабре 1770 года . Современники, лично знавшие композитора в разные годы, замечали, что характер свой он унаследовал от деда — Луи Бетховена. Гордость, независимость, невероятное трудолюбие – эти качества были присущи деду — достались они и внуку.

Дед Бетховена был музыкантом, служил капельмейстером. В капелле работал и отец Людвига – Иоганн ван Бетховен. Отец был талантливым музыкантом, но много пил. Его жена служила кухаркой. Семья жила бедно, но Иоганн всё же заметил ранние музыкальные способности сына. Маленького Людвига мало учили музыке (на учителей не было денег), но часто принуждали к занятиям окриками и побоями.

К 12 годам юный Бетховен мог играть на клавесине, скрипке, органе. 1782 год стал переломным в жизни Людвига. Директором Боннской придворной капеллы был назначен Христиан Готлоба Нефе . Этот человек проявил интерес к талантливому подростку, стал его наставником, обучил современному фортепианному стилю. В том году были опубликованы первые музыкальные сочинения Бетховена, а в городской газете вышла статья о «юном гении».

Под руководством Нефе юный музыкант продолжал совершенствовать мастерство, получил и общее образование. При этом он много работал в капелле, чтобы содержать семью.

У юного Бетховена была цель – познакомиться с Моцартом . Для исполнения этой цели он уехал в Вену. Он добился встречи с великим маэстро и попросил экзаменовать его. Моцарт был поражён талантом молодого музыканта. Перед Людвигом могли бы открыться новые горизонты, но случилось несчастье – в Бонне тяжело заболела его мать. Бетховену пришлось вернуться. Мать умерла, вскоре скончался отец.

Людвиг остался в Бонне. Он тяжело переболел тифом и оспой, всё время много работал. Он давно уже был музыкантом-виртуозом, но не считал себя композитором. В этой профессии ему мастерства пока не хватало.

В 1792 году в жизни Людвига произошла счастливая перемена. Он был представлен Гайдну. Знаменитый композитор пообещал поддержку Бетховену и рекомендовал ему ехать в Вену. Снова Бетховен попал в «обитель музыки». В его активе было около полусотни произведений – в чём-то они были необычными, даже революционными для того времени. Бетховена считали вольнодумцем, но он не отступал от своих принципов. Он учился у Гайдна, Альбрехтсбергера, Сальери – и учителя не всегда понимали его произведения, находя их «тёмными и странными».

Творчество Бетховена привлекало внимание меценатов, и дела его шли неплохо. Он выработал собственный стиль, сформировался, как неординарный композитор-новатор. Его приглашали в высшие круги венской аристократии, но Бетховен не хотел играть и творить на потребу богатой публике. Он сохранял независимость, считая, что талант есть преимущество перед богатством и высоким происхождением.

Когда маэстро было 26 лет, в его жизни произошла новая беда – он начал терять слух. Это стало личной трагедией композитора, ужасной для его профессии. Он стал избегать общества.

В 1801 году композитор полюбил юную аристократку Джульетту Гвиччарди . Джульетте было 16 лет. Встреча с ней изменила Бетховена – он начал вновь бывать в свете, радоваться жизни. К сожалению, семья девушки считала музыканта из низших кругов недостойной партией для дочери. Джульетта отвергла ухаживания и вскоре вышла замуж за человека своего круга – графа Галленберга.

Бетховен был уничтожен. Он не хотел жить. Вскоре он удалился в маленький городок Гейлигенштадт, и там даже написал завещание. Но талант Людвига не был сломлен, и даже в это время он продолжал творить. В этот период он написал гениальные произведения: «Лунную сонату» (посвящение Джульетте Гвиччарди), Третий фортепианный концерт, «Крейцерову сонату» и ещё ряд шедевров, вошедших в мировую музыкальную сокровищницу.

Умирать было некогда. Мастер продолжал творить и бороться. «Героическая симфония», Пятая симфония, «Аппассионата», «Фиделио» — работоспособность Бетховена граничила с одержимостью.

Композитор снова перебрался в Вену. Он был знаменит, популярен, но далеко не богат. Новая неудавшаяся любовь к одной из сестёр Брунсвик и материальные проблемы побуждали его уехать из Австрии. В 1809 году группа меценатов назначила композитору пенсию, в обмен на обещание не покидать страну. Пенсия привязывала его к Австрии, ограничивала свободу.

Бетховен по-прежнему много творил, но слух его фактически был утрачен. В обществе он пользовался специальными «разговорными тетрадями». Периоды депрессии сменялись периодами фантастической работоспособности.

Апофеозом его творчества стала Девятая симфония , которую Бетховен закончил в 1824 году. Она была исполнена 7 мая 1824 г. Произведение вызвало восторг публики и самих исполнителей. Только композитор не слышал ни своей музыки, ни грома аплодисментов. Молодой певице из хора пришлось взять маэстро за руку и повернуть лицом к публике, чтобы он мог поклониться.

После этого дня композитора одолевали болезни, но он смог написать ещё четыре больших и сложных квартета. Однажды ему пришлось поехать к брату Иоганну, чтобы уговорить того написать завещание в пользу единоличного права на опеку любимого племянника Людвига – Карла. Брат отказал в просьбе. Расстроенный Бетховен поехал домой — в дороге он простудился.

26 марта 1827 года композитор умер. Венцы, которые уже стали забывать своего кумира, вспомнили о нём после смерти. За гробом шла многотысячная толпа.

Гениальный композитор и великий человек Людвиг ван Бетховен был всегда независимым и непреклонным в своих убеждениях. Он гордо прошёл жизненный путь и оставил человечеству множество бессмертных творений.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Здравствуйте, дорогие любители творчества Бетховена. Сегодня мы расскажем об отце великого композитора.

Дата и место рождения

Иоганн ван Бетховен — именно так звали отца великого композитора. В свою очередь, Иоганн был сыном (дедушки великого композитора) и его супруги — Марии Жозефы Болл.

Родился он 14 ноября 1740 года , вероятнее всего в городе Мехелен (Фландрия), как и его отец. Однако среди некоторых западных биографов есть мнение, что Иоганн на самом деле не был биологическим сыном Людвига Старшего, а был им усыновлен.

С другой стороны, число биографов, выдвигавших данную гипотезу, ничтожно мало. Более того, эти биографы основываются на, мягко говоря, сомнительных аргументах, о которых мы даже говорить не будем.

Поэтому, нам нет смысла сомневаться в том, что Иоганн был биологическим сыном Людвига Старшего, ровно, как и биологическим отцом Людвига Младшего (того самого великого композитора).

Иоганн, кстати говоря, был не единственным ребенком Людвига Старшего. До него у дедушки Бетховена родились еще двое детей, но прожили они недолго. Старшая сестра Иоганна прожила всего год, а дата смерти его старшего брата нам, вообще, неизвестна:

  • Мария Людовика Бернардин ван Бетховен (27-28 августа 1734 года, Бонн - 17 октября 1735, Бонн);
  • Марк Джозеф ван Бетховен (24-25 апреля 1736, Бонн - дата и место смерти неизвестно);

С детства Иоганн обучался вокалу под руководством своего отца, параллельно изучая скрипку и альт. После посещения начальной школы год или два он провел в иезуитском колледже.

Уже в 1752 году Иоганн поет (сопрано) в Боннской капелле, правда бесплатно. Через четыре года (с 25 марта 1756) он будет официально работать в капелле за деньги. Вероятно, в тот момент его мутировавший голос уже понизился до регистра «тенор», коим он и останется до конца жизни. Более того, Иоганн параллельно подрабатывал преподавателем по фортепиано и вокалу.

Насколько хорошим музыкантом был Иоганн, мы не знаем. Некоторые биографы утверждают, что отец Людвига обладал прекрасным голосом, как, в свою очередь, и его отец, Людвиг Старший. В то же время другие источники настаивают на том, что Иоганн был весьма посредственным музыкантом, особенно, если сравнивать его вокальными данными с аналогичными у его отца.

Несчастная семейная жизнь

Известно, что 12 мая 1767 состоялась женитьба Иоганна на — девятнадцатилетней вдове, которая впоследствии станет матерью великого композитора, Бетховена. Венчание происходило в церкви Святого Ремигия, где через 2,5 года будут крестить их сына — Людвига.

До сих пор биографы не могут ответить (да и вряд ли ответят) на вопрос: при каких именно обстоятельствах познакомились родители великого композитора. Вероятнее всего, Иоганн познакомился с Марией Магдалиной во время поездки на ее родину — в Эренбрайтштайн (Кобленц, Трирское курфюршество).


Также следует учесть, что кузина Марии Магдалины была замужем за Иоганном Ровантини — коллегой Иоганна в боннской капелле. Вполне возможно, что Ровантини как-то поспособствовал знакомству будущих родителей Бетховена, но полной уверенности в этом нет.

Стоит также отметить, что Людвиг Старший был категорически против этого брака, хотя потом он все равно с этим смирился, учитывая, что Мария Магдалина оказалась очень хорошей невесткой.

В первое время после женитьбы Иоганн и Мария Магдалина жили в доме на улице Бонгассе 515 (сейчас — Бонгассе 20), где впоследствии и родится великий композитор. При этом Людвиг Старший, отец Иоганна, переехал в квартиру, расположенную в доме на этой же улице — буквально по диагонали напротив дома Иоганна.

Всего у Иоганна и Марии Магдалины было семеро детей, из которых выжили только трое, отмеченные желтым цветом на картинке ниже. Среди них и будущий великий композитор:


Как видите, семейная жизнь Иоганна была хоть и плодотворной, но абсолютно несчастной , так как потеря четверых детей в младенческом периоде (впрочем, как и в любом другом возрасте) стала бы невыносимой утратой для любого человека.

Стоит отметить, что для Марии Магдалины это был уже второй неудачный брак — в первом она потеряла не только супруга, но и ребенка, тоже в младенческом возрасте. А сама мать великого Бетховена назвала свой брак с Иоганном «цепью горестей» .

Был ли отец Бетховена алкоголиком?

К сожалению, Иоганн, в отличие от своего уважаемого отца Людвига и не менее уважаемого сына (тоже Людвига), был сплошным разочарованием для своей семьи, прежде всего из-за проблем с алкоголизмом.

Мы не знаем, что именно послужило для Иоганна причиной его злоупотребления алкоголем. Возможно, свою роль сыграли плохие гены — его мать, Мария Жозефа Болл (она же — бабушка великого Бетховена), также была одержима алкоголизмом, за что ее супруг, Людвиг Старший, был вынужден отправить ее в монастырь до конца жизни.

Учитывая то, что Людвиг Старший помимо работы капельмейстером занимался винной торговлей, в их доме всегда было вино. А это, безусловно, добавило масло в огонь как в случае с матерью Иоганна, продававшей это вино, так и в его собственном случае.

С другой стороны, катализатором зависимости Иоганна от алкоголя могла стать его психологическая слабость , связанная с чередой неудач и семейных трагедий. Однако большинство биографических источников говорят о том, что еще до смерти своего первого сына Иоганн злоупотреблял алкоголем. Более того, некоторые биографы даже допускают, что именно алкоголизм Иоганна стал одной из причин такой низкой выживаемость его детей.

Однако есть и биографы, которые и вовсе сомневаются в наличии у Иоганна ван Бетховена каких-либо признаков алкоголизма.

В частности, музыковед Джозеф Шмидт-Георг утверждал, что Иоганн выпивал не больше и не чаще, чем любой среднестатистический житель Бонна в тот период.

Однако абсолютное большинство биографов все-таки утверждают обратное, называя Иоганна неисправимым алкоголиком.

Более того, об алкогольной зависимости Иоганна свидетельствует тот факт, что в 1789 году девятнадцатилетний Людвиг (сын Иоганна и будущий великий композитор) подал курфюрсту ходатайство с просьбой заставить своего отца выплачивать своим детям половину своего жалованья.

Дело заключалась в том, что на тот момент Мария Магдалина, жена Иоганна и мать Людвига, уже умерла, и по свидетельствам биографов Иоганн после этого случая окончательно спился и не мог содержать семью, а жалованья молодого Людвига (он тоже работал в капелле) не хватало на содержание двух младших братьев.

Хотя Иоганн в то время уже потерял свой певчий голос и практически не работал в капелле, по законам того времени ему все равно должны были выплачивать определенное жалованье до конца жизни, как и любому другому музыканту капеллы. Поэтому Людвиг попросил курфюрста сослать Иоганна из Бонна и удерживать половину его жалованья в пользу детей — то есть себя и своих младших братьев. Однако вскоре Людвиг передумал по поводу отсылки Иоганна и оставил в ходатайстве только ту часть просьбы, которая касалась жалованья.

Курфюрст Максимилиан Франц одобрил просьбу Людвига, и в результате этого Иоганн остался в Бонне. Он, кстати говоря, получал своего жалованье лично на руки и, как ни странно, безоговорочно выплачивал половину своего дохода Людвигу, как своему старшему и самому дееспособному сыну. А Людвиг, в свою очередь, рационально пользовался этими деньгами, помогая младшим братьям.

По факту Людвиг после смерти матери стал главой своей семьи, так как Иоганн уже не был полностью дееспособным.

Каким мы помним Иоганна?

Иоганн был неудачником сразу по многим параметрам. У него не сложилось ни семейного счастья, ни карьеры. Нет сомнений, что Иоганн мечтал занять место своего отца-капельмейстера после его смерти. Однако, когда Людвиг Старший скончался (1773, на Рождество), на его должность поставили другого музыканта, ибо о вредной привычке Иоганна уже знал, наверное, весь Бонн.

После смерти Людвига Старшего также ухудшилось и материальное положение Иоганна и его семьи в целом, так как отец всячески помогал ему при жизни. Конечно, Людвиг Старший оставил Иоганну какое-то наследство, но он его потихоньку распродает и пропивает. В свою очередь, Мария Магдалина, будучи пока еще живой, подрабатывала, подшивая одежду знакомых и соседей, но это нельзя было назвать серьезным заработком.

С другой стороны, Иоганн мог бы обеспечить себе и своей семье хорошее финансовое состояние, если бы не его вредная привычка. В частности, по словам Фишера (хозяина дома, где какое-то время жили Бетховены), Иоганн часто давал уроки фортепиано и вокала для сыновей и дочерей очень богатых и влиятельных жителей Бонна, а также некоторых дипломатов. Следовательно, он вполне мог бы стать более успешным с финансовой точки зрения. Но его вредная привычка все равно брала свое.

Иоганна часто жалели только из-за уважения к его отцу. В частности, еще при жизни Марии Магдалины произошел некрасивый случай, когда Иоганн, нуждавшийся в деньгах, пытался обмануть наследников покойного графа Каспара Антона фон Бельдербуша (1722—1784) — первого министра курфюрста, виртуозно подделав его подпись в завещании.

Самым обидным и этически неправильным было то, что покойный граф при жизни очень хорошо относился к Иоганну и, более того, за несколько лет до своей смерти стал крестным отцом его сына — (1774—1815), младшего брата Людвига.

И все же Иоганн, по свидетельствам некоторых биографов, действительно, так подло поступил со своим уже покойным другом и покровителем. Но даже в этом случае разоблаченного Иоганна пожалели и не предприняли против него никаких юридических действий.

В последние годы жизни отец великого Людвига ван Бетховена (тогда еще не такого популярного) стал чем-то вроде трагикомической фигуры в Бонне. Однажды Иоганна во время пьяного конфликта задержали сотрудники органов правопорядка, и его сын Людвиг был вынужден вытаскивать его из-под стражи. Некоторые биографы говорят, что даже из капеллы Иоганна не выгоняли только из уважения к его былым заслугам и к заслугам его отца.

К сожалению, до нас также не дошли представления о внешности Иоганна, за исключением одного из портретов, который Вы видели в начале статьи.

Один из соседей описал Иоганна, как «высокого и красивого мужчину, который пудрил себе волосы в последние годы своей жизни» .

Другой писал, что Иоганн был «среднего роста, с удлиненным, лицом, широким лбом, круглым носом, широкими плечами, серьезными глазами, у него было немного шрамов и тонкая косичка» .

Отношения отца и сына. Смерть Иоганна.

К сожалению, исходя из данных большинства биографов, отец великого Бетховена запомнился нам, как алкоголик, терроризировавший своего сына Людвига уроками игры на скрипке и клавесине.

Конечно же, в занятиях музыкой не было бы ничего плохого, если бы только Иоганн, заметивший импровизаторский талант маленького Людвига, не проводил их с особой жестокостью, преследуя корыстные цели, мотивированные прежде всего улучшением материального положения.

Иоганн, судя по всему, стремился повторить успех Леопольда Моцарта , обучая своего сына Людвига игре на музыкальных инструментах. Однако, в отличие от отца великого Моцарта, Иоганн ван Бетховен проводил эти уроки не с любовью, а с целью вырастить «второго Моцарта», чтобы срубить побольше денег на его популярности.

В частности, на картинке ниже Вы видите пригласительное «извещение», в котором Иоганн явно спекулировал, занизив возраст своего сына более, чем на год. Вероятно, Иоганн таким образом хотел привлечь большее внимание публики к таланту своего сына:

В свою очередь, отношение маленького Людвига к своему отцу было соответствующим. Если великий Моцарт просто обожал своего отца Леопольда, называя его «вторым для себя после Бога» , то Людвиг при жизни Иоганна, мягко говоря, недолюбливал своего отца-алкоголика.

Жизнь Иоганна закончилась 18 декабря 1792 года — примерно через месяц после второго отъезда Людвига в Вену.

Есть даже данные, что курфюрст Максимилиан Франц пошутил на тему смерти Иоганна, что «после смерти Иоганна ван Бетховена доходы от винной торговли могут потерпеть убытки».

Но, несмотря на разочарование в своем отце, по свидетельствам современников, его добродушный сын, Людвиг ван Бетховен, никогда не оскорблял личность Иоганна на людях и даже гневался, когда об отце говорили что-то плохое.

Более того, сохранилась рукописная копия оды Карла Филиппа Эммануила Баха «Morgengesang am Schöpfungstage» или, если перевести на русский, «Утренняя песнь творению (1783)». Эти ноты вручную переписывал лично Иоганн. Чуть позже Людвиг напишет вверху отцовской рукописи карандашом: «Написано моим дорогим отцом» :


В любом случае те уроки музыки, которые Иоганн давал маленькому Людвигу, а также постоянное привлечение им разных преподавателей для своего сына, безусловно, повлияли на формирование личности великого композитора. Хоть Иоганн и был неудачником, зато он оставил нам потрясающее наследие в лице своего сына — Людвига ван Бетховена.

Портрет 1820 года
Йозеф Карл Штилер

Людвиг ван Бетховен . Точная дата появления на свет Людвига ван Бетховена неизвестна, но, предположительным числом рождения считается 16 декабря 1770 года. Такое предположение выдвинуто исходя из точной даты его крещения – 17 декабря. Неизменной родиной для Людвига стал город Бонн.
Семья Бетховена относилась к высокообразованным и музыкальным людям. Именно там, еще с малых лет Людвига учили играть на органе, флейте, скрипке и клавесине.
Первый серьезный опыт в музыкальном образовании Людвиг ван Бетховен получил от композитора Кристиана Готлоб Нефе.
Первая работа в музыкальном искусстве датируется 1782 годом, когда юному Бетховену было всего 12 лет. Тогда он начал карьеру как помощник органиста при дворе. Однако, одной работой деятельность Бетховена ограничить нельзя, кроме нее, он занимался изучением нескольких языков и пытался писать музыкальные произведения.
Бетховен очень любит проводить время за книгой. Его любимыми авторами были греческие представители, такие, как, Плутарх и Гомер, а также более современные Шекспир, Гете и Шиллер.
1787 год становится для Людвига и всей его семьи трагичным. Умирает мать, и Бетховен обязывается забрать на себя все материальные обязанности. В этом же году, он начинает работать, играя в оркестре, параллельно совмещая с учебой и университетскими лекциями.
На родине, Бетховен случайно встречается с великим композитором Йозефом Гайдном, где и просит у того, взять уроки искусства. Но, для того, что бы учиться музыки у Гайдна Бетховен вынужден переехать в Вену. Даже будучи еще неизвестным, великий Моцарт, прослушивая музыкальные импровизации Людвига Бетховена, говорит, что он еще успеет заставить весь мир говорить про себя. Проведя несколько занятий, Гайдн отправляет Бетховена на образование к Иоганну Альбрехтсбергеру. Следующим, кто передал Бетховену мастерство, был Антонио Сальери.
Все, кто знал творчество Бетховена, отмечали, что его музыкальные импровизации были наполнены мрачностью, тоской и странностью. Однако же, именно они и непревзойденная игра на рояле принесли Бетховену былую славу. Находясь в Вене и вдохновляясь ее природой, Бетховен пишет Лунную сонату и Патетичесную сонату. Все музыкальные произведения значительно отличаются от классических приемов игры клавесинов.
Людвиг ван Бетховен всегда был как открытая книга для друзей, в то же время, оставаясь грубым и самолюбивым на людях.
Последующие года жизни Бетховена наполнены болезнью. Сильно заболев, Людвиг получает осложнение на ухо – тинит.
Сильно мучаясь, Бетховен решает уединиться в Гейлигенштадте, где начинает работать над Героической симфонией. Часто и плодотворно работая и постоянно уставая, Бетховен полностью теряет слух, отдаляется от людей и общества, и остается одиноким. Но, даже потеряв слух Людвиг не заставил себя оставить любимое искусство.
Последнее десятилетие жизни, до 1812 года, для Бетховена стали настоящим открытием. Именно в этот период времени он начинает творить с особо сильным желанием, создавая небезызвестные произведения - Девятую симфонию, а также Торжественную мессу.
Биографические сведения этого временного периода были для Людвига наполнены особой популярностью, славой и призванием. Несмотря на то, что политика власти стояла на достаточно строгой позиции по отношению ко всем творцам великого искусства, Людвига Бетховена никто не решался задеть.
Но, к сожалению, чрезмерные переживания Бетховена, взявшего на попечительство племянника, слишком быстро состарили музыканта.
Так, 26 марта в 1827 году, Людвиг Бетховен уходит из жизни по причине сильной болезни печени.

Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в Бонее , Германия, в семье потомственных музыкантов. Отец, Иоганн Бетховен, был человеком активным, местами вспыльчивым. Работал певцом. Всячески содействовал обучению сына. Мать, Мария-Магдалина Кеверих (в девичестве), дочь шеф-повара курфюрста Иоганна Филиппа фон Вальдердорфа.

Бетховен рано освоил игру на скрипке, клавесине, органе . Первым учителем, помимо домашних уроков отца, был К. Нефе, руководитель придворной капеллы. Кристиан Нефе обучил Бетховена классике: Генделю, Гайдну, Баху, Моцарту.

С 12 лет Бетховен писал свои сочинение . Первое – вариация марша Дресслера. В этом же возрасте начал музыкальную карьеру – получил должность придворного органиста. Талантливого юношу заметили в Вене. Популярный в те время Моцарт предрек большое будущее композитору. Бетховен также брал уроки у известного музыканта.

В 1785 году Бетховен был в распоряжении Макса Франца Второго , а позднее переехал в Вену и снискал популярность у эрцгерцога Рудольфа, графа Кинского и князя Лобковица. Каждый из перечисленных правителей старался как можно чаще приглашать Бетховена музицировать на балах.

В 1814 году – период всеобщий популярности композитора. Основная музыкальная деятельность проходила теперь только в Вене, хотя и более маленькие города время от времени удостаивались чести принять новую звезду музыкального Олимпа Германии.

В этот период прогрессирует ранее выявленная болезнь Бетховена – глухота отнимала возможность зарабатывать на хлеб, творить и наслаждаться жизнью. Концертную деятельность Бетховен не бросал до последнего, а писать музыку продолжил и после победы недуга – надиктовывал свекру ноты.

Произведения Бетховена 18-19 вв.:

  • Соната №8 для фортепиано «Патетическая»
  • Соната №14 «Лунная» для фортепиано;
  • Оратория «Христос на Елеонской горе»;
  • «Крейцерова соната» для скрипки и фортепьяно;
  • «Третья симфония – посвящена Наполену I – «Героическая»;
  • Ода «к радости»;
  • «Девятая симфония»;
  • Опера «Фиделио»;

О творчестве композитора: первый период – становление композитора, — характеризуется работами для органа и широкой публики. Произведения возвышенные, носят героических характер, часто посвящены покровителю или известному общественному деятелю.

Поздний период творчества Бетховена – стройный ряд фортепьянных сонат. Всего их 32 в арсенале композитора. Музыка становится более тяжелой, вероятно, омраченная болезнью композитора, что повлияло на мировосприятие автора. Предсмертное творчество – «Девятая симфония» 1823 года, — отличается от более ранних работ. Она стала странной и болезненной точкой в такой же краткой жизни, как биографии немецкого композитора.

Бетховен о музыке:

  • Музыка – это народная потребность.
  • Музыка – медиатор между духовной жизнью и реальной чувственностью.
  • Нет ничего выше, прекраснее, чем приносить счастье многим людям.
  • Сердце – вот настоящий рычаг всего великого. Что от сердца исходит – к сердцу должно привести.

(1 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе.

Уже в 12 лет в биографии Бетховена пополнилась первой работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.

Начало творческого пути

После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. Уже на этом этапе после прослушивания одной из импровизаций Бетховена, великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру. Затем учителем и наставником Бетховена стал Антонио Сальери.

Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната.

Грубый, самолюбивый на людях композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.

Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

Последние годы

В 1802-1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.

Отметим, что биография Людвига Бетховена тех лет была наполнена славой, популярностью и признанием. Даже власть, не смотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта. Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора. А 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.

Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, а и для детей.

Великому композитору установлено около ста памятников по всему миру

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.