Жизнь Матрены в рассказе “Матренин двор” А. Солженицына в цитатах. Сочинение на тему: «Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

К числу лучших произведений А. И. Солженицына, несомненно, относится рассказ «Матренин двор» о простой русской женщине с нелегкой судьбой. Много испытаний выпало на ее долю, но героиня до конца своих дней сохранила в душе жизнелюбие, безграничную доброту, готовность жертвовать собой ради благополучия других. В статье читателю предлагается характеристика образа Матрены.

«Матренин двор»: реальная основа произведения

Свой написал в 1959 году и сначала назвал его «Не стоит село без праведника» (из цензурных соображений заголовок впоследствии был изменен). Прототипом главной героини стала Матрена Тимофеевна Захарова, жительница деревни Мильцево, расположенной во Владимирской области. Писатель жил у нее в годы своего учительствования после возвращения из лагерей. Поэтому чувства и мысли повествователя во многом отражают взгляды самого автора, с первого дня, по его признанию, почувствовавшего в доме незнакомой ему женщины что-то родное и близкое сердцу. Почему это стало возможным, поможет объяснить характеристика Матрены.

«Матренин двор»: первое знакомство с героиней

Рассказчика привели в дом Григорьевой, когда все варианты квартир для поселения уже были рассмотрены. Дело в том, что Матрена Васильевна жила одна в старом доме. Все ее имущество составляли кровать, стол, лавки и любимые хозяйкой фикусы. Да еще колченогая кошка, которую женщина из жалости подобрала на улице, и коза. Пенсии она не получала, так как в колхозе вместо трудодней ей начисляли палочки. Работать по состоянию здоровья уже не могла. Потом, правда, с огромным трудом оформила пенсию по потере мужа. При этом всегда безмолвно приходила на помощь каждому, кто к ней обращался, и ничего не брала за свой труд. Такова первая характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор». К этому можно добавить, что готовить крестьянка тоже не умела, хотя квартирант был непривередлив и не жаловался. И еще пару раз в месяц на нее нападала сильная хворь, когда женщина даже встать не могла. Но и в эти минуты она не жаловалась, и даже старалась не стонать, чтобы не беспокоить квартиранта. Особо автор подчеркивает голубые глаза и лучезарную улыбку - символ открытости и доброты.

Трудная судьба героини

История жизни помогает лучше понять человека. Без нее будет неполной и характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор».

Собственных детей у крестьянки не было: все шестеро умерли в младенчестве. Замуж она вышла не по любви: несколько лет ждала с фронта жениха, а потом согласилась стать женой его младшего брата - время было тяжелое, а рук в семье не хватало. Вскоре после венчания молодых вернулся Фаддей, который так и не простил Ефима и Матрену. Считалось, что он наложил на них проклятие, и позже муж героини сгинет уже на второй мировой. А женщина возьмет на воспитание Киру, младшую дочь Фаддея, и одарит ее любовью и заботой. Обо всем этом рассказчик узнал от хозяйки, и она вдруг предстала перед ним в новом облике. Уже тогда повествователь понял, насколько далека от реальной его первая характеристика Матрены.

Матренин двор между тем стал сильнее притягивать взгляды Фаддея, пожелавшего забрать приданое, назначенное Кире приемной матерью. Эта часть горницы и станет причиной гибели героини.

Жить ради других

Матрена Васильевна давно предчувствовала беду. Автор описывает ее страдания, когда оказалось, что во время крещения кто-то забрал ее котелок со святой водой. Потом вдруг А перед разбором горницы хозяйка и вовсе сама не своя ходила. Обрушение крыши означало для нее конец жизни. Из таких мелочей складывалась вся жизнь героини, которую она прожила не для себя, а ради других. И когда Матрена Васильевна отправилась вместе со всеми на она тоже хотела помочь. Искренняя, открытая, не озлобившаяся от несправедливостей жизни. Все принимала, как назначенное судьбой и никогда не роптала. К такому выводу подводит характеристика Матрены.

«Матренин двор» заканчивается описанием сцены похорон героини. Она играет важную роль в понимании того, как отличалась эта крестьянка от людей, которые ее окружали. Рассказчик с болью отмечает, что сестры и Фаддей тут же стали делить скудное имущество хозяйки. И даже подруга, как будто искренне переживавшая потерю, успела отхватить себе кофточку. На фоне всего происходящего рассказчик вдруг вспомнил живую Матрену, так непохожую на всех остальных. И понял: она-то и есть тот праведник, без которого не стоит ни одно село. Да что там село - вся земля наша. Это доказывают жизнь и характеристика Матрены.

«Матренин двор» содержит сожаление автора о том, что при жизни он (как, впрочем, и другие) не смог до конца понять величие этой женщины. Потому можно воспринимать произведение Солженицына как некое покаяние перед героиней за свою и чужую душевную слепоту.

Показателен еще один момент. На изувеченном теле героини остались нетронутыми светлое лицо и правая рука. «Будет за нас на том свете молиться», - сказала одна из женщин в рассказе «Матренин двор». Характеристика Матрены, таким образом, заставляет нас задуматься над тем, что рядом живут люди, способные в невыносимых условиях сохранить человеческое достоинство, доброту, смирение. И отчасти благодаря им, существуют еще в нашем мире, наполненном жестокостью, такие понятия, как сочувствие, сострадание, взаимопомощь.

/ / / Образ Матрены в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

Очень трогательное произведение русского писателя Александра Солженицына. Автор был гуманистом, поэтому не удивительно, что в рассказе фигурирует чистый добрый женский образ главной героини.

Повествование ведется от лица рассказчика, через призму мироощущений которого мы узнаем образы других персонажей, в том числе и главной героини.

Матрена Васильевна Григорьева – центральный . Волею судьбы в ее доме поселяется бывший заключенный Игнатич. Именно он и рассказывает нам о жизни Матрены.

Женщина не сразу согласилась принять в своем дворе квартиранта, советовала найти место чище и уютнее. Но Игнатич не искал комфорта, ему достаточно было иметь свой уголок. Он хотел жить тихой жизнью, поэтому выбрал деревню.

Матрена – скромная жительница деревни, простодушная и приветливая. Ей уже было около шестидесяти лет. Жила она в одиночестве, так как овдовела и потеряла всех детей. В какой-то мере постоялец разнообразил ее одинокую жизнь. Ведь теперь Матрене было ради кого рано вставать, готовить еду, было с кем поговорить вечерами.

Рассказчик отмечает, что круглое лицо Матрены выглядело больным из-за желтизны и мутных глаз. У нее иногда случались приступы какой-то болезни. И хотя она не считалась инвалидом, болезнь сваливала ее с ног на несколько дней. Узнав о сложной судьбе женщины, Игнатич понял, что ее недуг вполне понятен.

В юности Матрена любила Фаддея и хотела выйти за него замуж. Однако война разлучила влюбленных. Пришла весть, что пропал без вести. Матрена долго печалилась, но по настоянию родных вышла замуж за брата бывшего возлюбленного. Спустя какое-то время случилось чудо – Фаддей вернулся домой живым. Он расстроился, узнав о замужестве Матрены. Но позже тоже женится и заводит много детишек. Так как дети Матрены долго не жили, она берет на воспитание одного ребенка Фаддея и его жены. Но и приемная дочь оставляет ее. После потери мужа Матрена остается совсем одна.

Образ Матрены очень светлый и одновременно трагичный. Она всегда жила больше для других, чем для себя. Несмотря на болезненность, Матрена не чуждалась тяжелой работы на благо общества. Тем ни менее, рассказчик отмечает, что женщина долго не получала пенсию.

Матрена никогда не отказывала в помощи соседям. Но ее бескорыстные поступки, простодушие вызывали больше непонимание с боку односельчан, чем признательность.

Все испытания женщина переносила стойко, не стала озлобившимся человеком. О таких людях говорят, что они имеют внутренний стержень.

Финал жизни Матрены очень трагичен. Особую роль сыграл в этом любимый нею Фаддей. Он оказался гнилым человеком и настоял на том, чтобы Матрена отдала ему наследство дочери Киры. Даже тогда старушка не отстаивала своих прав, а даже помогала разбирать свою избу, что и привело к ее печальному концу.

Образ Матрены – это образ простодушной непонятой другими женщины.

Григорьева Матрена Васильевна - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. М., по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно».

Дом старый, в дверном углу у печки - Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами - главное ее богатство. Из живности - колченогая старая кошка, которую М. пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы.

Замуж М. вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла... рук у них не хватало». Вышла за Ефима - младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала - «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» - не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим и осталась М. одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила М., что его уже нет в живых, У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и М. взяла к себе младшую девчонку - Киру, воспитала ее.

Пенсию М. не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку - никогда никому М. не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее - нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его - невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить.

Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна.

М. была присуща врожденная деликатность - боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала - «С Богом!». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться за помощью?

На фоне смерти М. проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея - бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то - грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую М., вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село».

    1. Солженицын - летописец советской эпохи. 2. «Матренин двор» - прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи,...

    Как и многие, рассказ Солженицына «Матренин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталин­ских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Владимирской области. Главная героиня рассказа - ре­ально...

    Я прочитал рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Этот рассказ учит нас терпению, выносливости, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает нам обыкновенную сельскую жизнь и ее жителей. Главным героем рассказа является Матрена. Матрена...

    Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки. Я считаю, что Матрена Васильевна была нужным человеком в...

Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки.
Я считаю, что Матрена Васильевна была нужным человеком в селе, потому что она всегда приходила всем на помощь. А главное, что от ее помощи была какая-то помощь. Ведь можно помогать без какого-либо результата, просто так, чтобы показаться. Но Матрена Васильевна не такая. Её помощь искренняя, от чистого сердца, а значит с пользой.
Лучшие стороны характера Матрены Васильевны раскрывают несколько эпизодов. В первую очередь, это эпизод, в котором Фаддей с сыновьями ломают горницу Матрены Васильевны, которую она решила отдать Кире. Автор говорит: «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».
Ещё такие небольшие, но важные для раскрытия характера героини, эпизоды, как просьба жены председателя помочь колхозу, просьба соседки докопать картошку. И во всех эпизодах Матрёну просят чем-нибудь помочь, что-нибудь сделать. А она не отказывается, помогает, даже если больна, и не берёт ничего взамен, ни единой копейки не взяла за всю свою работу.
Матрена Васильевна была «в ладах с совестью своей». Её душа была открыта для каждого, внутренне она была чиста, как ребёнок. Автор сказал про таких людей, что у них» всегда лица хорошие», то есть они добрые, чистосердечные, доступные окружающим.
И эта доброта довела Матрену Васильевну до гибели. Люди не смогли понять ее, ее внутренний мир, душу. Они использовали ее помощь, ее стремление к труду для реализации своих личных целей, даже не пытаясь, ничего дать взамен. Нет, не деньги, не продукты, а понимание, уважение – вот чего ждала Матрена Васильевна, но не дождалась.
Никому она не рассказывала о своей нелегкой жизни, боясь, я думаю, показаться слабой на глазах у людей. Все ее дети умерли, муж пропал на войне. Не было у нее любви, никто ее не любил. И она отдала себя труду, заботе об окружающих. И я считаю, что автор прав, назвав Матрену праведником, потому что она «есть… тот самый праведник, без которого… не стоит село».
Смысл названия рассказа, я думаю, заключается в том, что без Матрены Васильевны в деревне Тальново нормальной жизни не будет. Она была центром всего происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу. Её можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрены не обходилась ни одна пахота огорода», без Матрены ничего не обходилось.
А ещё можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества.
Без таких людей погибнет Русь.

В 1963 год был напечатан один из рассказов русского мыслителя и гуманиста Александра Солженицына. В основу легли события из биографии автора. Публикация его книг всегда вызывала огромный резонанс не только в русскоязычном обществе, но и среди западных читателей. Но образ Матрены в рассказе «Матренин двор» уникален. Ничего подобного ранее в деревенской прозе не было. А потому и произведение это заняло особенное место в отечественной литературе.

Сюжет

Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель - затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

Владения Матрены

Дом старый и гнилой. Он был много лет назад построен на большую семью, но теперь в нем обитала лишь одна женщина лет шестидесяти. Без описания деревенского бедного быта был бы не столь проникновенен рассказ «Матренин двор». Образ Матрены - самой героини повествования - полностью соответствует атмосфере запустения, царившей в избе. Желтое болезненное лицо, уставшие глаза...

Дом же полон мышей. Среди его обитателей, помимо самой хозяйки, тараканы и колченогая кошка.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - основа рассказа. Отталкиваясь от него, автор раскрывает свой душевный мир и изображает характерные черты других персонажей.

От главной героини рассказчик узнает о ее нелегкой судьбе. Мужа она потеряла на фронте. Всю жизнь прожила в одиночестве. Позже ее постоялец узнает, что много лет она не получает ни копейки: работает не за деньги, а за палочки.

Она не обрадовалась квартиранту, уговаривала его еще некоторое время найти дом почище да поуютнее. Но стремление гостя найти место потише определило выбор: он остался у Матрены.

За то время, пока квартировал у нее учитель, вставала старушка засветло, готовила нехитрый завтрак. И казалось, в жизни Матрены появился некий смысл.

Крестьянский образ

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - это поразительно редкое сочетание бескорыстия и трудолюбия. Эта женщина трудится вот уже полвека не для того, чтобы добра нажить, а так, по привычке. Потому как другого существования не представляет.

Следует сказать, что судьба крестьянства влекла Солженицына всегда, поскольку предки его принадлежали к этому сословию. И он полагал, что именно трудолюбием, душевностью и щедростью отличались представители этого социального слоя. Что и подтверждает искренний, правдивый образ Матрены в рассказе «Матренин двор».

Судьба

В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает квартиранту историю своей жизни. Муж Ефим погиб в войну, но прежде к ней сватался его брат. Она дала согласие, значилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

Ни один ребенок у Матрены не выжил. А затем она овдовела.

Конец ее трагичен. Она погибает по своей наивности и доброте. Этим событием и заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведницы Матрены оттого печальнее, что при всех ее добрых качествах она остается непонятой односельчанами.

Одиночество

Матрена прожила в большом доме всю жизнь в одиночестве, если не считать недолгого женского счастья, которое было войной разрушено. А также тех лет, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и было у них шестеро детей. Матрена попросила у него девочку на воспитание, в чем он не отказал. Но и приемная дочь покинула её.

Удивителен образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор". Её не разрушают ни вечная нищета, ни обиды, ни всяческие притеснения. Лучшим способом для женщины вернуть хорошее расположение духа стала работа. И после трудов она становилась довольной, просветленной, с доброй улыбкой.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы - единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Фаддей

Праведному женскому персонажу противопоставлен ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого была бы неполной система образов. "Матренин двор" - рассказ, в котором, помимо главной героини, присутствуют и другие лица. Но Фаддей представляет собой яркую противоположность главному персонажу. Вернувшись с фронта живым, он не простил своей невесте измены. Хотя, следует сказать, что брата его она не любила, а лишь жалела. Понимая, что сложно его семье без хозяйки. Гибель Матрены в конце рассказа - следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили перевезти горницу быстрее, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Цела осталась лишь правая рука. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело безучастно, безразлично.

В судьбе Фаддея тоже немало горестей и разочарований, но в том и отличие между двумя персонажами, что Матрена смогла сохранить свою душу, а он - нет. После ее смерти единственное, что его заботит, - это Матренино скудное имущество, которое он немедленно перетаскивает в свой дом. На поминки Фаддей не приходит.

Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, рассеивается с ее уходом. Не может село стоять без праведника. Образ Матрены, героини в рассказе Солженицына «Матренин двор», - это остатки русской чистой души, которая пока еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому как все меньше в России ценятся праведность и доброта.

Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.

Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.