Всемирный день чтения вслух. Методическая разработка на тему: День чтения Всемирный день чтения вслух акция в библиотеке

В первую среду марта люди во всем мире отмечают Всемирный день чтения вслух. Этот праздник придумала организация LitWorld, чтобы подчеркнуть, что «делиться историями и эмоциями - неотъемлемое право каждого человека». Чтение вслух задействует большинство высших зон мозга, улучшает дикцию, помогает запомнить прочитанное и выстраивает отношения между чтецом и его аудиторией.

Накануне этого события в читальном зале собрались учащиеся 5 - 9 классов Уйской коррекционной школы, чтобы всем вместе поучаствовать в громких чтениях. Поэма Александра Сергеевича Пушкина "Полтава" для прочтения была выбрана не случайно, в 2018 году это произведение отмечает свой 190-летний юбилей.

Ребята познакомились с главными героями поэмы и с большим удовольствием читали вслух, внимательно слушали других чтецов, фотографировались с книгой.

Давно ли вы сами читали вслух? Возможно, это было в детстве, когда вы только учились складывать буквы в слова, или в начальной школе на уроке литературы. Сейчас мы забываем, как звучит художественное слово, утрачиваем искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение.

Этот праздник замечателен тем, что всегда найдётся способ его отметить, что бы ни происходило в вашей жизни. В этот день можно почитать вслух себе любимому без всякого стеснения! Можно читать одному, но при этом вести трансляцию в социальных сетях. У каждого родителя есть благодарная аудитория - ребёнок, который будет счастлив вас послушать. Необязательно декламировать уже написанное ранее произведение. Можно на ходу сочинять и тут же озвучивать. Сидя в круге, по очереди, строчка за строчкой придумывать историю.

О. Малкова, зав. ОБИТ Уйской центральной библиотеки

На основании письма Министерства образования, культуры и спорта Калужской области № 3736/021-12, 24 ноября был объявлен Днём чтения.

В рамках этого дня в школе прошли тематические мероприятия:

  • 1-4 кл. – конкурс рисунков «Мой любимый книжный персонаж»;
  • 5-8 кл. – беседа «О пользе чтения» и викторина «По страницам книг»;
  • 9-11 кл. – сообщения «Эволюция книг».
  • выставка книг и рисунков по теме.

Лучшие рисунки конкурса «Мой любимый книжный персонаж», содержание беседы «О пользе чтения» и викторины «По страницам книг», лучшее сообщение «Эволюция книг» прилагается.

ТЕМА: «О пользе чтения»

Цель: убедить в пользе чтения.

Форма: беседа.

Оформление и оборудование: выставка книг, рисунки по теме.

Ход мероприятия.

«Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют

Добрые книги, полные благих наставлений, примеров,

Нравственных заветов, законов и благочестивых правил.

Словно задушевные друзья они охотно беседуют с нами…

Учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют

Далёкие от наших глаз вещи…»

Ян Амос Коменский.

ПЛАН:

  1. Прослушивание сообщений «Эволюция книг».
  2. Тест «Жанр литературы».
  3. Беседа.
  4. Подведение итогов.
  1. Сообщение «Эволюция книг».

Первая книга… Она была двуногой, двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Умела говорить, петь. Потому что первой книгой, если это так можно назвать, был человек. Ведь в те времена, когда ещё не было бумаги и чернил, уже существовали сказочники и сочинители. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.

Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно пересказать то или иное произведение, как бы становился книгой. Многие знают о великом писателе Гомере, кто не знает, тот обязательно познакомится с его произведениями. Его «Илиаду» и «Одиссею» издают сейчас ежегодно во всех странах мира. Самому же автору увидеть свою книгу не удалось. Ведь записали его книги через несколько веков после того, как он их сочинил. А до этого сказатели, или аэды, как их называли греки, рассказывали фантастическую повесть о странствиях Одиссея.

Один человек завёл у себя библиотеку из книг-людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных рабов. Каждый должен быть стать какой-нибудь книгой. Ицел добился своего. Вскоре в Риме только и говорили, что о его библиотеке. Вот однажды после пышного обеда речь зашла о всяких учёных предметах. Заговорили о том, как люди пировали в старину.

Об этом есть славное местечко в «Илиаде», - сказал Ицел. – Приведите-ка ко мне «Илиаду», - приказал он управляющему.

Тут управитель упал на колени и дрожащим голосом доложил:

Прости, господин! У «Илиады» заболел живот! Он не может подняться!

С появлением письменности книги стали записывать. Появились первые рукописные книги. До изобретения бумаги, каких только книг не придумывали! В Индии, например, существовали книги на пальмовых листьях. На них писали иглой. Подравняв края, листья сшивали ниткой, предварительно обрезав края. Обрез золотили, так что получалось очень красиво.

Писали книги на глине. Высушенная на солнце и обожженная в печи глина становилась прочной, как камень. Каждую плитку нумеровали и на каждой проставляли название.

А что вы скажите о книгах, которые можно растопить?

Речь пойдёт именно о восковых книгах. Это изобретение, как множество других, принадлежит древним грекам. Восковые книги представляли собой несколько табличек-дощечек размером с наши записные книжки. Каждая дощечка была в середине выстругана.

Получившаяся квадратная выемка заливалась воском – жёлтым или окрашенным в чёрный цвет. В углах прокалывались дырочки. Через них проделывались шнурки, которые скрепляли дощечки в одну книжечку. Писали на восковых страничках острым концом палочки, а тупым можно было, словно ластиком, тотчас стереть ошибку. До конца 18 века восковые книги можно было встретить во Франции и в некоторых других европейских странах.

Представьте себе, вы взяли почитать книгу длинную-предлинную – шагов в сто. Именно такими были книги древних египтян. Тогда и придумали располагать текст в столбцы. Захлопнуть такую книгу тоже нельзя было. Она написана на папирусе, который нельзя было разрезать и сшить. Египтяне сообразили, что такую книгу можно свернуть в трубочку. Конец палочки украшали затейливыми резными фигурками – это чтобы книга выглядела красиво.

Читали эту книгу так: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали свиток. Если опустить руку, свиток сразу свернётся. Начинай сначала. Потом появились книги кожаные, то есть написанные на пергаменте. Для пергамента придумали особые чернила. Выглядела пергаментная книга так: это, как правило, огромный, тяжеловесный том в прочном переплёте из двух досок, обтянутых кожей. Чтобы защитить переплёт от царапин, на нём укреплялись медные бляшки и наугольники. Такая окованная медью книга походила на сундучок, тем более что она запиралась замочками или застёжками.

Дорогие книжные переплёты обтягивали сафьяном или бархатом, оковывали серебром и золотом, украшали драгоценными камнями.

С появлением бумаги, самого дешёвого материала для письма, все остальные материалы ушли в прошлое. Но книги по-прежнему переписывались вручную.

А теперь интересный факт.

Когда-то владельцы книг считались обладателями сокровищ. В европейских библиотеках книги приковывались цепями к столам. Это делалось для того, чтобы книга оставалась целой.

Книги всегда ценились и считались сокровищами.

  1. Тест «Жанр литературы».

Каждый из ребят получает листочек, на котором нужно написать свою любимую книгу. Потом подводятся итоги и выясняется, что самый популярный жанр литературы среди учащихся – приключения, фантастика.

  1. Беседа.

Снова в печке огонь шевелится,

Кот клубочком свернулся в тепле,

И от лампы по книгам ложится

Мирный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы:

Спит задачник, закрыта тетрадь.

Руки тянутся к книге. Но что ты

Сжаты льдом, без огня и компаса,

В полумраке арктических стран

Мы спасём чудака Гаттераса,

Перейдя ледяной океан.

По ущельям, подземным озёрам,

По пещерам, во тьме и пыли,

Совершим с непреклонным задором

Путешествие к центру земли.

С доброй помощью карт и секстанта,

С полустёртой запиской в руке

Капитана, несчастного Гранта,

На безвестной найдём островке.

Ты увидишь леса Ориноко,

Города обезьян и слонят,

Шар воздушный, плывя невысоко,

Ляжет тенью на озеро Чад.

А в коралловых рифах, где рыщет

«Наутилус», скиталец морей,

Всколыхнётся глухое кладбище

Затонувших в бою кораблей.

Что прекрасней таких приключений,

Веселее открытий, побед,

Мудрых странствий, счастливых крушений,

Перелётов меж звёзд и комет?

И прочитанный том закрывая,

Благодарно сходя с корабля,

Ты подумай, мой мальчик, какая,

Тайны полная, ждёт нас земля.

Как много можно познать из книг, многому научиться, многое понять и найти ответы на вопросы.

Послушайте, что сказал Борис Пастернак: «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего».

Токование – забота природы о сохранении пернатых, её внешний звон в ушах. Книга как глухарь на току. Она никого и ничего не слышит, оглушенная собой, заслушавшаяся…

Без неё духовный род не имел бы продолжения. Он перевёлся бы. Её не было у обезьян.

Её писали. Она росла, набиралась ума, видала виды, - и вот она выросла и – такова. В том, что её видно насквозь, виновата не она. Таков уклад духовной вселенной.

А недавно думали, что сцены в книге – инсценировки, это – заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».

Неумение найти и сказать правду – недостаток, которого никаким умением говорить неправду не покрыть. Книга – живое существо. Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены – это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть.

Книги без собеседника мертвы.

Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник – они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей, они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости в них вложены страсти.

Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. Мы размышляли о своём бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобретён.

Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей им вовсе не всё равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы и велеречивы.

Люди одинаково пользуются вещами. Для того чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. Но каждый обращается с книгой по-своему. Один читает в ней то, что написано, другой не то, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живёт в книгах.

Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, исчисленное, предопределённое.

Время мудрее вещей. Книги мудрее времени.

Потому что время, попавшее в книгу, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.

Книги мудрее времени. Они оставляют в себе время, которое ушло. В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.

Время покорно книгам. Иногда оно жжёт их и топчет в отчаянии или злобе.

Но и пепел, и грязь остаются на страницах. Время уходит, а книги шелестят крыльями…

Время покорно книгам. Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. В них встретится тот, кто ещё не родился, с тем, кто ушёл навсегда. Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…

Годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. Истины и заблуждения остаются на страницах ждать собеседник, который придёт отделить плевела от зёрен.

Вероятно, книги тоже собираются на новогодний пир. Им это легко сделать – для этого не нужно сходить с полок. Они собираются на пир самый беззвучный, который можно себе представить, и поднимают молчаливые тосты.

Они поднимают тосты за своих собратьев, которые рождаются и должны родиться, чтобы сказать о нас.

И веселятся весельем мудрости…

  1. Викторина «По страницам книг».

1. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи?

(Джанни Родари. «Приключения Чиполлино»)

2. Сколько путешествий совершил Гулливер, герой книги Джонатана Свифта? (Восемь)

3. Как звали трёх толстяков из повести-сказки Юрия Олеши «Три толстяка»? (Имён не имели)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

(Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок»)

  1. Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане…»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком)

  1. Назовите слова, которыми А.С.Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок)

  1. Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.

(По книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»,

Собака Тотошка, чучело Страшила,

железный Дровосек, трусливый Лев)

  1. Назовите имя автора знаменитой сказки «Щелкунчик и мышиный король»?

(Эрист Теодор Амадей Гофман)

  1. Как звали трёх медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя»?

(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

  1. Подведение итогов.

Учитель: Мне бы хотелось завершить наш разговор египетским «Прославлением писцов», которое перевела на русский язык Анна Ахматова.

Человек угасает, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспоминать его

Устами тех, кто передаёт это в уста других.

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

Да, действительно: человек умирает. А за него после смерти представительствует Книга. Книга в литературе – то же. Что ноты в музыке. Книга, по существу говоря, всего лишь нотная тетрадь духа. В неё изначально заложено нечто живое, некая животрепещущая и магнетическая сила, даже…власть.

Цените книга, берегите книги, читайте книги и вы станете обладателем несметных богатств.

(награждаются подарками-книгами лучший ученик по конкурсу рисунков, лучший ученик по конкурсу сообщения, лучшие собеседники, лучшие по викторине, остальным участникам мероприятий раздаются утешительные призы – закладки для книг).


Книги – источник знаний. Если вдуматься, эта расхожая фраза несет в себе глубокий смысл. Ведь именно книги учат нас буквально с первых дней жизни, рассказываю нам о том, что такое хорошо, помогают адаптироваться в социуме, помогают освоить профессию и многое, многое другое. Чтобы подчеркнуть важность первых книг, помогающих нам узнавать жизни, создан новый праздник – Неделя детской книги.

Строго говоря, Неделя детской книги – это не праздник. Это череда мероприятий, призванных привлечь внимание и усилить популярность детских книг.

Проводится Неделя весной, в дни весенних каникул, а потому и ответ на вопрос «какого числа Неделя детской книги в2018 году» зависит от даты каникул.

Расписание каникул на 2017-2018 учебный год уже известно – его составляет и утверждает школьная администрация перед началом учебы. Весенние каникулы текущего учебного года в большинстве школ приходятся на 19-25 марта 2018 г. А значит, и Неделя детской книги будет проводиться в этот период.

История появления Недели

Целью повысить популярность детской литературы задавались многие – и сами детские писатели, и госслужащие, имеющие отношение к воспитанию молодежи. Однако первые шаги на пути популяризации книг для детей и юношества сделал Лев Кассиль – советский писатель и сценарист.

В годы войны Кассиль проводил встречи и чтения в школах и на предприятиях, выступал по радио и готовил очерки для публикаций в газетах и журналах. Всецело преданный литературе, он е мог не заметить, с какой жадностью прислушивались к его словам дети, из-за тягот войны практически лишенные детства. Чтобы подарить детям радость чтения и помочь своим маленьким читателям встретиться с Книгой, Кассиль выдвинул идею проведения Книжкиных именин. Именно это мероприятие и переродилось спустя год в Неделю детской книги.

Книжкины именины

26 марта мальчики и девочки, в старых куртках и стоптанных ботинках, шли, огибая лужи, в Дом Союзов – место проведения Съездов Советов, всевозможных конференций, конгрессов, а с 1935 года – и больших Новогодних елок для детей. В этот день в Колонном зале проводились первые Книжкины именины – день встречи маленьких читателей с писателями, знакомыми всем по страницам детских книг.

Колонный зал Дома Союзов был выбран не случайно – только такое большое помещения могло вместить всех желающих принять участие в «книжкиной неделе». Казалось, здесь собрались почти все дети военной Москвы. И пусть было холодно, пусть не хватало продуктов и практически не было игрушек, но Книга – главное сокровище – звала на встречу. Разве можно было отказаться от такого?

Инициатором проведения Книжкиных именин выступил Лев Кассиль. Организатором мероприятия стал Детгиз – издательство детской книги 40-х гг. XX века. Участие в первой книжкиной неделе приняли самые популярные и известные детские писатели того (да и сегодняшнего) времени – Самуил Маршак, Агния Барто, Михаил Пришвин, Сергей Михалков. Пришедшие на встречу с любимыми писателями дети с удовольствием случали выступления своих любимцев. Сколько стихов, сколько рассказов и эссе прозвучало с импровизированной сцены Колонного зала! А сколько срок было заучено наизусть прямо во время выступления! И многие произведения, написанные к первым книжкиным именинам, звучат до сих пор.

От Книжкиных именин – к Неделе детской книги

Неожиданно идея Книжкиных именин получила широкое распространение. Успех самой первой встречи был настолько велик, что отголоски его разлетелись из Москвы по всей территории Советского Союза. И это в военные годы, когда, казалось бы, все внимание людей должно быть сосредоточено на успехах армии! Однако тягу к знаниям, любовь к чтению не могли заглушить даже трудности войны. В 1944 году было решено провести вторую встречу с детскими писателями, но на этот раз не только в Москве, но и в других городах Союза. Но одного дня такого масштабного мероприятия было явно мало. Так идея Книжкиных именин неожиданно трансформировалась в Неделю детской книги, и это название закрепилось за мероприятием на десятилетия.

Весной 1944 года на всей территории СССР прошла Всесоюзная Неделя детской книги. Встречи с писателями проводились в крупных городах, а мелких населенных пунктах при школах и библиотеках были организованы небольшие Встречи с Книгой.

В 1945 году Неделя была проведена во второй раз. Правда, открылась она осенью, в октябре, сразу после осенних каникул. Стало понятно, что для масштабных мероприятий и встреч с писателями это время не слишком удобно, и с 1946 года Неделя обрела постоянную «дату» — дни весенних каникул.

Книжные праздники

Помимо Дня детской книги, есть еще несколько праздников сходной направленности, созданные для того, чтобы вернуть или привлечь заново внимание к столь чудесному явлению как чтение.

1 января – День Ильи Муромца

Праздник в честь русского богатыря, героя былин и легенд… и не только былин: согласно последним исследованиям, Илья Муромец – реальный человек, за свои заслуги попавший в легенду.

13 января – День российской печати

Первой печатной газетой в России были «Ведомости» — в несколько ином виде здравствующие до сих пор. Создана газеты была по приказу Петра I в 1703 году, а в память об эом событии в 1991 году был учрежден праздник – День российской печати.

14 февраля – Международный день книгодарения

О ом, как чудесно дарить книги, задумывались многие. Но только школьный библиотекарь из Миннесоты, США, Эми Бродмур решила сделать из этого приятного действа праздник. По ее инициативе новый праздник появился в 2012 году, а сегодня День книгодарения отмечают уже в более чем 30 странах мира.

1 марта — День православной книги

Праздник с весьма скромным прошлым – ему еще не исполнилось и десяти лет. Учрежден в 2010 году Священным Синодом – высшим религиозным органом православной церкви. День православной книги основан в честь первой православной книги на Руси – «Апостола».

3 марта – Всемирный день писателя

Учредитель данного праздника – организация PEN International, по-русски часто называемая Пэн-клубом. PEN объединила в себе всех людей, чьей профессией стало слово – поэтов, романистов, писателей, журналистов. Появился праздник в 1986 году и ежегодно отмечается в поддержку писателей, страдающих от репрессивных режимов.

7 марта – Всемирный день чтения вслух

Читать интересно! А читать вслух – интересно вдвойне! Ведь при чтении вслух мы делимся своими эмоциями с окружающими, передаем им свое настроение и ощущения от прочитанного. Именно эти причины побудили компанию LitWorld учредить в 2010 году новый праздник – День чтения вслух, ставший к сегодняшнему дню международным.

21 марта – Всемирный день поэзии

Идея посвятить отдельный праздник стихам принадлежит заслуженным членам ЮНЕСКО – международной организации при ОНН, чьей задачей поставлено сохранение культурного наследия народов мира. Отмечается праздник с 1999 года, и Россия стала одной их первых стран, присоединившихся к инициативе.

24-30 марта – Неделя детской и юношеской книги

Праздник учрежден Львом Кассилем, детским писателем, в далеком 1943 году. С 1944 года решено было проводить Неделю постоянно, при каждой библиотеке и книжном магазине страны.

2 апреля – Международный день детской книги

Авторы праздника – члены IBBY, международного Совета по детской книге. Датой праздника выбран день рождения Ганса Христиана Андерсена. В этот день IBBY вручает премию лучшему детскому писателю и лучшему иллюстратору.

23 апреля – Всемирный день книги и авторского права

Праздник, призванный привлечь внимание к столь сложному и часто недооцениваемому вопросу как авторское право на литературные произведения. Учрежден ЮНЕСКО в 1969 году.

3 мая – Всемирный день свободы печати

Отсутствие цензуры, возможность выражать свое мнение в печатном виде, независимо от основного курса, выбранного государством – это и есть свобода печати. Для того чтобы усилить значимость этого социального и политического явления, ЮНЕСКО инициировало в 1991 году новый праздник – День свободы печати.

24 мая – День славянской письменности и культуры

Второе название – День Кирилла и Мефодия. Праздник, чествующий создание нового алфавита, легшего в основу современной письменности.

27 мая – Общероссийский День библиотек

Создан для того, чтобы подчеркнуть и усилить роль публичных библиотек – доступных хранилищ знаний. В 2017 году библиотеки отметили свой профессиональный праздник в 22 раз.

6 июня – Пушкинский день

Праздник имени великого поэта, день, когда проводятся самые массовые чтения произведений Пушкина.

1 сентября – День знаний

Говоря о «книжных» праздниках, нельзя не упомянуть и День знаний – праздник, когда учебники становятся книгами номер один для каждого ребенка.

8 сентября – Международный день распространения знаний

Инициатором праздника стала ЮНЕСКО, а отмечается этот день для того, чтобы привлечь внимание к труднодоступности образования для населения некоторых отдаленных уголков мира.

22 октября – Международный день школьных библиотек

Школа – место получения знаний, а книги – его главный источник. Школьные библиотеки как хранилища необходимых знаний ежегодно чествуются в четвертый понедельник октября.

14 декабря – День Наума-грамотника

На протяжении нескольких столетий сельские дети отправлялись учиться только после того, как будет собран весь урожай и закончены все работы по домашнему хозяйству. День, когда начиналась учеба в сельских школах, получил название в честь святого-покровителя из Святок – Наума. Наумов день или день Наума-грамотника отмечается и сегодня.

Сегодня Всемирный день чтения вслух. Как его отметить?

Куда пойти, какие книги открыть, кого позвать на чтения и зачем это вообще нужно?

1 февраля люди во всём мире отмечают Всемирный день чтения вслух. Праздник придумала организация LitWorld, чтобы подчеркнуть, что «делиться историями и эмоциями – неотъемлемое право каждого человека». Ни больше ни меньше. Так давайте воспользуемся этим правом.

Как отметить?

Праздник этот замечателен тем, что всегда найдётся способ его отметить, что бы ни происхдодило в вашей жизни. Оказались одни на необитаемом острове? Сразу после того, как бросили в море бутылку с запиской и выложили на берегу SOS, можно почитать вслух себе любимому. Без всякого стеснения! Можно читать одному, но при этом вести трансляцию в «Перископе», «Инстаграме» или «Фейсбуке». У каждого родителя есть благодарная аудитория – ребёнок, который будет счастлив вас послушать. Многие библиотеки в этот день устраивают что-то интересненькое: загляните, возможно, удастся услышать кого-то впечатляющего? У вас есть семья, друзья или коллеги? Вообще прекрасно. Вместе вы – сила и сможете проявить себя, доказать любовь к чтению и организовать громкое мероприятие. Вот несколько идей.

Чтение со звездой

Всегда есть шанс затащить в вашу библиотеку, офис или ближайшее кафе специального гостя, чтобы он почитал вслух. Это может быть знакомый актёр, любимый преподаватель, компанейский начальник, общительный писатель, на которого вы подписаны в соцсетях, или партнёр по бизнесу.

Поэтический флэшмоб

Вы, наверное, не раз видели такое видео в Сети: день как день, кафе или салон автобуса, обычный с виду человек встаёт и вдруг начинает читать вслух стихи? Например, сонеты Шекспира или строки из Маяковского. А за ним встаёт ещё один и подхватывает декламацию. Всеобщее изумление, улыбки, аплодисменты. А вам слабо провернуть такой флэшмоб?

Сочиняем историю по кругу

Необязательно декламировать уже написанное ранее произведение. Можно на ходу сочинять и тут же озвучивать. Сидя в круге, по очереди, строчка за строчкой придумывать историю.

Зачем это нужно?

Чтение задействует большинство высших зон мозга. Это отличное упражнение для его поддержания «в форме». Чтение вслух улучшает дикцию, помогает запомнить прочитанное и выстраивает отношения между чтецом и его аудиторией. Согласно новейшим исследованиям, дети, которым читают вслух, почти на год опережают в развитии сверстников, лишённых такого удовольствия.

Как правильно читать? Самое главное – не торопясь: максимальная разрешённая скорость – 120 слов в минуту. Чётко проговаривать слова, делая ударения и паузы. Высший пилотаж – читая, произносить текст так, будто вы излагаете собственные мысли: не «читать», а «рассказывать».

Уже готовы отмечать? Для начала обратите внимание на , подготовленный ReadRate.

Под таким девизом 2 марта во всех 29 муниципальных библиотеках Челябинска отпраздновали Всемирный день чтения вслух.

Вот уже третий год подряд челябинские библиотекари посвящают первую среду марта чтению вслух. Не секрет, что в условиях современного ритма жизни на чтение вслух практически не остается времени, а ведь это очень полезно! Чтение вслух позволяет научиться легко и точно выражать мысли, способствует увеличению словарного запаса, кругозора, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других ее элементов. Ученые доказали, что дети, которым родители с раннего возраста читали книги вслух, лучше владеют речью, более грамотно пишут и быстрее усваивают информацию. Вот почему чтение вслух полезно как взрослым, так и детям.


Старт марафона

Открыла марафон чтения вслух семья депутата Совета депутатов Советского района Алексея Николаевича Локоцкова. В библиотеке №14 им. Н.В.Гоголя вместе с супругой Екатериной для воспитанников детского сада №339 прочитали детские стихи южноуральских поэтов Михаила Придворова, Нины Пикулевой, Марины Юриной, Елены Ранневой и др. Дети участвовали в поэтическом марафоне «Читаем сами», с удовольствием декламировали наизусть стихи любимых авторов.

А семье Локоцковых мы задали несколько вопросов:

– Какие традиции чтения есть в вашей семье?

– Любим читать. Эта любовь передалась нам от бабушек и дедушек. Книги и чтение всегда ценились в наших семьях. Бабушка и дедушка подарили нам большую домашнюю библиотеку, в основном классику, за которую мы им очень благодарны. Когда дети были маленькими, каждый день, на ночь, мы читали сказки, а иногда сами придумывали разные истории, – рассказывает Алексей Николаевич.

– Какие книги читаете чаще всего?

– Классика. Любимая книга – 12 стульев. Недавно перечитал «Анну Каренину».

– Много раз читала Макаренко «Педагогическая поэма», люблю детективы, читаю профессиональную литературу, – добавляет супруга.

– Вот уже второй год подряд вы поддерживаете акцию Единый день чтения вслух. Ваши впечатления?

– Получаешь огромное удовольствие от общения, от того, как люди и особенно дети слушают и воспринимают прочитанное тобой. Очень радует этот живой отклик на то, о чем ты читаешь. После участие в акции в прошлом году, рассказал жене о своих чувствах, испытанных во время встречи – в этом году она пришла вместе со мной, – улыбается Алексей Николаевич.

– Какая, на ваш взгляд, польза от чтения вслух?

– Чтение вслух – живой диалог, живое общение между людьми, общение «глаза в глаза», выход на «одну волну», чего нам в нашей «сумасшедшей» жизни не хватает. Сегодня обязательно дома почитаем вслух своим детям, – пообещали Алексей и Екатерина Локоцковы.

Читаем вслух книги-юбиляры

В 2016 году громкие чтения посвятили книгам-юбилярам, писателям-юбилярам и чтению произведений южноуральских авторов к 280-летию Челябинска.

Книгой года в библиотеках выбрана повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», которой исполняется 180 лет. Не случайно громкие чтения в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина посвятили этой книге.

– Мы считаем, что сказанное вслух СЛОВО – это сила, способная изменить мир. Акция, посвященная Всемирному дню чтения и ежегодно проводимая в библиотеке, вдохновляет детей и взрослых читать больше, читать эмоционально с удовольствием, читать с радостью, – поясняет Ольга Солодовникова, зав.отделом Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина.


– Любители Интернета тоже не отказывались сегодня вспомнить о чтении книг вслух. Первый отрывок из «Капитанской дочки» прочитал библиотекарь, а потом эстафету продолжили пользователи зала электронной информации. Некоторые так увлеклись чтением, что забыли о компьютере, ради которого пришли, и что нужно передать эстафету следующему чтецу, – добавляет зав.отделом Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина Ирина Тиньгаева.

В течение всего дня «Капитанскую дочку» читали и в библиотеках №5, 13, 23 и 27. Каждый пришедший смог испытать себя в искусстве чтения вслух и просто послушать читающих.

В библиотеку №5 пригласили учащихся 6 класса школы №71.

– «Капитанскую дочку» они изучают по школьной программе, но как выяснилось, далеко не все его читали. Я побоялась, что ребятам будет не очень интересно, если начать читать произведение с начала, – признается зав.библиотекой Ольга Кувшинова. – Поэтому решили начать читать с третьей главы, в которой происходит знакомство главного героя с семейством капитана Миронова и его дочери Марьи Ивановны. Было прочитано три главы: «Крепость», «Поединок», «Любовь». Ребята увлеклись и с интересом слушали. Уже не первый раз замечаю что детям, даже среднего школьного возраста, очень нравится, когда им читают вслух.

После чтения ребят познакомили с выставкой-трансформером «Книга года». На выставке представлена сама книга А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и разделы, вытекающие из текста произведения: восстание Пугачева, о Пугачеве, о Екатерине Великой, история русского быта, история русского костюма, книги о русских офицерах того периода, а также книги об Александре Сергеевиче Пушкине.



«Горе от ума» Александра Грибоедова – еще одна книга-юбиляр 2016 года, считается образцом общественной комедии. И хоть комедия написана 185 лет назад, поставленные в ней проблемы до сих пор вызывают спор. На маленьком пятачке комедии изображены специфические черты русского общества и общие гуманистические черты прогрессивного мыслящего человека.

В библиотеке №22 им. Д.Н. Мамина-Сибиряка акцию поддержали учащиеся восьмых классов школы №130.

– Поскольку школьная программа предполагает знакомство с комедией «Горе от ума» в старших классах, и нашей аудитории она не знакома, все с большим желанием откликнулись на предложение почитать ее вслух. Прочтение показало, что любовь, ревность, честь, предательство, одиночество и непонимание, социальная несправедливость – вечные темы, и волнуют не только литературных героев, но и молодых людей нашего времени, – прокомментировала зав.библиотекой №22 Надежда Парц.

Студенты 1 и 2 курсов ЮУрГУ, ЧелГУ и ЧГПУ, которые пришли после занятий в библиотеку №26 им. Л.К. Татьяничевой, ждал сюрприз. Один из залов библиотеки превратился в гостиную Софьи Павловны Фамусовой с канделябрами, цветами и конечно изданиями «Горе от ума» разных лет. Главная героиня приглашала всех желающих прочитать вместе с ней строки из комедии.

– Громкое чтение с листа оказалось интересным и не простым делом. Монологи Чацкого не у всех театрально получались, но, по оценке молодежи, было «прикольно», – отмечает зав.библиотекой №26 Евгения Набиева.

Литературный десант из библиотек №25 и №32 им. М.Горького высадился в общежитиях студентов колледжей. Вместе с библиотекарями студенты с энтузиазмом прочитали по ролям первое и второе действие из комедии Грибоедова. После проведенной акции участники убедились, что чтение вслух помогает развить в себе ораторское мастерство.

А вот в библиотеке №2 «Ровесник» после комментированного чтения «Горе от ума» устроили еще и конкурс знатоков афоризмов среди старшеклассников из школы №38 и читателей библиотеки. Еще сам А. С. Пушкин предсказал, что половина стихов комедии Грибоедова «Горе от ума» войдет в пословицы. Так и случилось: множество грибоедовских крылатых слов и выражений прочно вошли в повседневную речь и живут по сию пору: «все врут календари», «служить бы рад, прислуживаться тошно», «шел в комнату – попал в другую», «умеренность и аккуратность»

В 2016 году книга Николая Лескова «Сказ о тульском косом левше и его стальной блохе» отмечает свой 135-летний юбилей, а ее автору исполняется 185 лет. Комментированное чтение книги среди учащихся пятых классов школы № 145 состоялось в библиотеке поселка Новосинеглазово.

– Николай Семенович Лесков объездил всю Россию и написал много прекрасных произведений. Написаны они родным языком, не замусоренным иностранными словечками. Речь у него чистая, как святая вода в роднике: сто лет простоит в заветной посудинке и не прогоркнет, не помутнеет. Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению Лескова оригинальность, – рассказывает Августа Плотникова, зав.библиотекой №20 «Новосинеглазовская».


В ходе громкого чтения библиотекари обращали внимание ребят на новые, необычные слова сказа.

Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;

Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;

Дансе – танец;

Мелкоскоп – микроскоп;

Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;

Тугамент – документ;

Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;

Грандеву – встреча, свидание;

Долбица – таблица.

Специально к этому дню в библиотеке была оформлена выставка-инсталляция «В путь с Левшой». Перед читателями библиотеки «колдует» над наковальней с молоточком в левой руке тульский оружейник «косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученьи выдраны». На выставке мы замечаем тисочки, наковальню – рабочий инструмент Левши, самовар-символ города Тулы. Ведь именно Тула славилась своими умельцами-мастеровыми. После громкого чтения ребята устроили возле выставки фотосессию.

Единый день чтения в библиотеке № 24 «Юго-Восточная» открыла группа активных читателей. Главы из «Левши» с интересом читали и взрослые, и молодежь, после чего участникам акции предложили ответить на вопросы викторины по произведению Лескова.

Юбилею Лескова громкие чтения посвятили и в библиотеке №18 «Красная». Перед чтением вслух библиотекарь Людмила Бартасунас рассказала о жизни и творчестве писателя, а затем там начали читать его произведение «Леди Макбет Мценского уезда».

В детском отделе библиотеки №10 «Радуга» вслух читали книгу «Бронзовая птица» Анатолия Рыбакова, отметившую 60-летний юбилей в феврале. Из всех присутствующих ребят только один мальчик смотрел фильм по одноименной повести, а саму книгу ранее не читал никто.

– Дети слушали главы из книги, и интересно было наблюдать, как постепенно повествование книги начинает увлекать их. И вот уже видно, как появляется заинтересованность и сопереживание от происходящих событий, – делится своими наблюдениями зав.отделом библиотеки №10 Олеся Шрейн. – Сюжет книги очень динамичный, и многие моменты действительно держат в напряжении и заставляют задуматься.

Затем дети прошли в медиазал и просмотрели небольшой отрывок из кинофильма по вышеуказанной повести. После этого заинтересованность уже сменилась желанием взять книгу и почитать её до конца дома.

Знакомство с «Бронзовой птицей» состоялось и в библиотеке №32 им. М.Горького. Для ребят 6-го класса библиотекарь кратко рассказала содержание книги, прочитала интересные эпизоды, а потом ребята с удовольствием читали сами. Результат встречи превзошел все ожидания, читатели разобрали все книги «Бронзовая птица», которые были в фонде.

О своих любимых книгах рассказали гости библиотеки №1. Председатель Совета депутатов Металлургического района Денис Николаевич Мацко в увлекательно-познавательной беседе рассказал о творчестве Жюля Верна, который в своих произведениях предугадал многие научные открытия. А представитель Совета ветеранов Константин Иванович Удовитский поделился впечатлениями о книгах, какие он любил в детстве. Это приключения Вальтера Скотта, Жюля Верна, Конан Дойла, патриотические – «Тимур и его команда» А.Гайдара, «Кортик», «Бронзовая птица» Анатолия Рыбакова и другие.

Выступающие прочитали любимые отрывки из произведений и обратили внимание на то, что читать надо как для общего развития, так и потому, что книги пробуждают лучшие стремления. Если читать хорошую, умную книгу, то в голову приходят собственные умные мысли. Ведь именно книга помогает в общении, выручает во многих ситуациях, подсказывая верные решения.

После таких ярких и эмоциональных выступлений ребята с большим вдохновением стали читать вслух отрывки из своих любимых книг.

– Хотелось бы отметить, что с удовольствием читали не только Гарри Поттера, но и «Четвертую высоту» Е.Ильиной, «Малахитовую шкатулку» П.Бажова, а также стихи А.С.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета. Дети любят читать. Просто надо самим родителям, бабушкам и дедушкам чаще брать в руки книгу, чтобы дети и внуки видели их с книгой, а не у телевизора или компьютера, – советует зав.библиотекой №1 Людмила Бабиньян.

Юбилею Челябинска посвящается

В честь 280-летия Челябинска в рамках акции в библиотеках читали вслух произведения челябинских авторов.

Гостем библиотеки №17 стал поэт, писатель, член Союза российских писателей Александр Кожейкин. Для учащихся 1 курса дорожно-строительного техникума он читал стихи из своих сборников. Ребята слушали, буквально затаив дыхание. А затем его стихи читал Саша Шалахов, показав хорошее понимание и чувство стиха. В завершение Александр Валентинович подарил книги со своим автографом Саше Шалахову и Габсалямову Денису.

В Пушкинском зале Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина члены библиотечных клубов «Книжник», «Паруса надежды», «Поэтическая среда» читали вслух стихи уральских поэтов о Челябинске – А.Горской, Л. Татьяничевой, Н. Ваторопиной, В. Лахно, М. Львова, Б. Ручьева, В.Котиной, В. Стога, Б. Вохминцева.

Поэтический марафон чтения вслух, посвященный 280-летию Челябинска, развернулся в библиотеке №31. Для самых активных участников в библиотеке был организован «свободный микрофон», где каждый желающий мог лично прочесть стихи и признаться в любви нашему городу при помощи поэтического слова.

Воспеть бы поэтическим пером,

Челябинск, твои улицы и скверы… Ася Горская

– Взрослые посетители библиотеки выбирали для прочтения вслух стихи Людмилы Татьяничевой, Михаила Львова, Кирилла Шишова, Михаила Шанбатуева, – рассказывает зав.библиотекой Наталья Апаликова.

Поэтический марафон длился весь день не только в залах библиотеки №31, но и в филиале школы №68. Учащихся 2-6 классов библиотекари познакомили с творчеством челябинских поэтов Аси Горской, Риммы Дышаленковой, Нины Пикулевой, Николая Шилова, Константина Рубинского. Ребята с интересом слушали стихотворение Аси Борисовны Горской, посвящённое верблюжонку (изображённому на гербе Челябинска), а также стихотворение «Челябинец Алёша». А цикл стихов о Челябинске от Нины Пикулевой библиотекари прочли как поэтические загадки «Угадай, какому месту Челябинска посвящены эти строки…?».


В завершении поэтического марафона библиотекарей благодарили дети и учителя за то, что Единый день чтения вслух прошёл ярко и эмоционально, а река поэтического настроения захлестнула всех без исключения, зарядив всех прекрасным весенним настроением!

В библиотеке №21 «На Якорной» первоклашкам читали сборник «Всезнайка» первого детского писателя Южного Урала Василия Кузнецова. Напомним, что в феврале на здании дома №21 по улице 1-ой Пятилетки в честь автора установили мемориальную доску. В России и за ее пределами поэт известен и как автор поэтической детской сказки «Базар», которую он написал в 1937 году для маленького сына Глеба. Отрывки из этой сказки читали в библиотеке №11 им. Я.Гашека.

Книги краеведческого характера и поэтические сборники уральских поэтов: «Лики города – лики времени», Самигулов Г. «Крепость и провинциальный город», Татьяничева Л. «День погожий» предложили почитать в библиотеке №10 «Радуга». Каждый выбрал книгу себе по душе и прочитал небольшой отрывок, либо стихотворение.

Бартомания продолжается

Многие библиотеки посвятили Единый день чтения вслух стихотворениям Агнии Барто, которой недавно исполнилось бы 110 лет.

В Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина праздник прошёл под девизом «Почитаем попугаям». В исполнении малышей из детского сада № 70, воспитателей и организаторов звучали стихи Агнии Барто. Читали с помощью библиотекарей, читали хором, читали, играя, и в хороводе. В ход шли сборники стихов Агнии Барто, книжные закладки с четверостишиями. А для того чтобы дети не стеснялись и чувствовали себя свободнее, библиотекари предложили почитать стихи новым «сотрудникам» библиотеки им. А.С. Пушкина – попугаям Тише и Гертруде. Дети были очень удивлены, что в библиотеке живут милые волнистые попугайчики и с удовольствием подходили к их клетке, разговаривали с ними и читали стихи.

– Такой метод в помощь чтению вслух используют во многих библиотеках мира. Психологи установили, что дети охотнее читают вслух животным, которые не смогут их оценить, не будут поправлять и перебивать. Да и пообщаться с животным всегда для ребенка приятно, – поясняет библиотекарь Яна Скипина.

В перерывах между чтениями проводились небольшие физкульт-минутки, ребятам предложили обыграть стихи и всем вместе показать их незамысловатыми движениями.

– Ребята из подготовительной группы кто по слогам, а кто и бегло читали вслух полюбившиеся четверостишия про бычка, нашу Таню и зайку, брошенного хозяйкой. Но главной темой были птицы, о которых у Барто написано немало, – вороны, скворцы, воробьи. Мульфильм «Снегирь» по одноименному стихотворению поэтессы удачно вписался в веселую атмосферу, и в громкое чтение включились все дети, даже те, которые ещё не умеют читать, – добавила завотделом Наталья Гаврилова.

Библиотечные попугаи сначала внимательно слушали, а затем тоже включились в громкое чтение, правда, на своем языке.

Единый день чтения вслух в библиотеке поселка Шершни тоже посвятили 110-летию со дня рождения русской детской писательницы Агнии Львовны Барто. Стихи вслух для первоклассников из школы № 148 читали зав. библиотекой №29 Наталья Леонтьева и Наталья Сапармамедова – руководитель кружка детского творчества клуба мкр. Шершни. Изюминкой встречи стала игра «корзина забытых игрушек» и стихов Агнии Барто. Ребята по очереди доставали различные предметы из корзины (мяч, кораблик, лошадку и др.) и читали про них стихотворения – «Мяч», «Кораблик», «Уронили мишку на пол» и т.д. Детям так понравилась эта игра, что некоторые выходили несколько раз. В итоге все игрушке были «возвращены» в стихи поэтессы.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.