Три главных закона классицизма в комедии недоросль. "Недоросль": классицизм и реализм в произведении. Язык комедии "Недоросль"

Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

Чем же комедия "Недоросль" соответствует положениям русского классицизма? Прежде всего, автор сохраняет все признаки "низкого" жанра.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность) , которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание) . Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма) . Например, речь Простаковой: грубая в обращении к слугам ("мошенник", "скот", "воровская харя" - портной Тришка; "бестия", "каналья" - нянька Еермеевна) , заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой ("век живи, век учись, друг мой сердешный", "душенька"). "Правильный", книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нём говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит подразделяет персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма) .

Соблюдается в комедии и правило трёх единств. Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места) . Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинения действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещённые (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.

На этом следование традициям классицизма заканчивается. В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотёмное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращённого века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.
Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыфиркин) .

Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепос

План сочинения

1. Вступление. Классицизм как художественный метод. Стиль комедии Фонвизина.

2. Основная часть. Принципы классицизма и отступления от них в «Недоросле». Реалистические элементы в комедии.

Гражданская тематика произведения.

Сохранение Фонвизиным принципа трех единств.

Традиционные амплуа героев и отступления драматурга от принятой традиции.

Функция внесценических персонажей.

Принцип единства характеров в обрисовке положительных героев.

Многогранность отрицательных образов.

Изображение характера в типических обстоятельствах.

Принцип «говорящих» фамилий в комедии Фонвизина.

Отражение в речи героев их личностных особенностей и жизненных обстоятельств.

3. Заключение. Синтез элементов классицизма и реализма в комедии Фонвизина.

Классицизм – это художественное направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, для которого характерна высокая гражданская тематика, культ разума, строгая сюжетно-композиционная организация произведений, наличие одного конфликта, разрешающегося «торжеством добродетели» и «наказанием порока» в финале, иерархия жанров («высокие» и «низкие»), наличие условных героев, положительных и отрицательных, однозначность характеров, наличие определенной «системы амплуа» персонажей в произведении. В основе эстетики этого художественного направления лежит принцип рационализма. Своим идеальным образцом теоретики классицизма считали античность, а также определенные каноны искусства эпохи Возрождения. Для русского классицизма была характерна сатирическая направленность, преобладание национально-исторической тематики в литературе. Русские писатели и поэты, творившие в стиле классицизма, – М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была создана автором в русле классицистической традиции. Однако в произведении присутствуют и черты реалистического стиля. Попробуем рассмотреть это вопрос более подробно.

О классицизме напоминает нам сама тематика комедии. В ней Д.И. Фонвизин касается многих важнейших социальных проблем. Изображая быт и нравы семейства Простаковых, драматург блестяще иллюстрирует тему российского воспитания и образования, затрагивает проблему крепостного права, политики правительства, обличает невежество, жестокость, самодурство, столь распространенные в российской помещичьей среде. По замечанию В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво изобразил современную ему действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…». Комедия «Недоросль» явилась блестящей и острой сатирой на пороки современного ему общества.

Далее отметим, что в комедии «Недоросль» сохранен классицистический принцип «трех единств»: единства места, единства времени и единства действия. События происходят в доме помещицы Простаковой в течение суток. В пьесе пять действий. Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге – взаимоотношениях Софьи с претендентами на ее руку и сердце (Милоном, Скотининым и Митрофаном). Однако у Фонвизина намечена и другая линия: в пьесе ощутимо звучит мотив противостояния передовых, просвещенных людей своего времени и невежественных, «злонравных» помещиков. Конфликт в «Недоросле» разрешается вполне в традиционном духе: «порок наказан» и «добродетель торжествует». В финале пьесы Софья остается с Милоном, планы госпожи Простаковой и ее брата терпят полный крах, по правительственному указу дом и деревни Простаковых отдают в опеку Правдину, государственному чиновнику, присланному в округ для надзора за порядком, Митрофана же собираются отправить на службу.

Система персонажей комедии отчасти сопряжена с системой персонажей классицистической семейно-бытовой комедии с любовным треугольником, где легко просматриваются амплуа героев: «благородный герой» – «любовник», «героиня», «второй любовник», «субретка» (служанка, помощница), «благородный обманутый отец». В комедии «Недоросль» такой героиней является Софья, «благородным любовником» – Милон, роль второго любовника отведена, вероятно, – Митрофану. Но у Фонвизина появляется еще и третий потенциальный жених – Скотинин, брат госпожи Простаковой. Однако этим персонажем, как и Митрофаном, владеет не любовь, а лишь корыстный расчет. И неоперившегося недоросля, и умудренного определенным опытом дядюшку привлекает состояние Софьи. Также мы не видим в пьесе «благородного обманутого отца» (героиня является сиротой). Отчасти функцию эту выполняет Стародум, родственник Софьи. Однако мотив обмана здесь не присутствует: сердечные предпочтения героини и намерения ее дядюшки чудесным образом совпадают.

Кроме того, анализируя систему персонажей комедии «Недоросль», нужно отметить, что внесценические персонажи (родители Софьи, граф Честан) расширяют жизненное пространство комедии, расширяют круг явлений и понятий, находящихся в поле зрения автора и читателей.

Для комедий классицизма характерна была однозначность в обрисовке характеров героев (у каждого одна доминирующая черта). Персонажи четко делились на положительных и отрицательных. Такое противостояние мы наблюдаем и в комедии Фонвизина. Стародум, Милон и Правдин противопоставлены в пьесе всему семейству Простаковых. Стоит отметить, определенный схематизм драматурга в обрисовке положительных героев пьесы. Так, Стародум, например, является в комедии героем-резонером, выражая взгляды самого автора. Этот персонаж замечает, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование также очень важно, однако оно не должно являться самоцелью. Главная цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Однако «отрицательные» герои у Фонвизина уже многогранны, он пытается избежать схематизма в обрисовке персонажей. Так, Митрофанушка в «Недоросле» не только невежествен, но и груб, труслив, злонравен. В финале он фактически отрекается от собственной матери, потерпевшей полную неудачу в своих намерениях. Госпожа Простакова бросается к сыну, пытаясь найти у него поддержку и утешение, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» В определенном смысле многогранен и характер самой помещицы. Госпожа Простакова изображена в пьесе в различных ипостасях: это и жестокая в своих отношениях с крепостными помещица, и властная жена, и мать, слепо любящая свое чадо.

Причем Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров. Из реплик матери Митрофана мы узнаем об условиях ее жизни в родительском доме, где детей ничему и никогда не учили, не прививали им никаких понятий о нравственности, добре и зле. В результате гражданский долг, честь, совесть, культура, милосердие – все эти понятия оказались чуждыми для всех членов семейства Простаковых. Пунктиром намечена и жизненная история Тараса Скотинина: некогда он служил в гвардии, затем вышел в отставку и стал жить в своей деревне. Драматург сделал попытку показать определяющую роль социальной среды в формировании характера героя, что является свойством реалистического стиля. Живописуя быт и нравы определенной среды, Фонвизин стремился показать своих персонажей в типических обстоятельствах. В комедии было так организовано чередование сцен, что смена их отражала типический распорядок дня помещичьего дома. Так, с утра госпожа Простакова бранит своего портного за сшитый им кафтан, затем она обсуждает с Еремеевной завтрак Митрофана, потом разговаривает с мужем и братом, представляя им пришедшего Правдина. Затем слуга приносит весть о приходе в деревню солдат, и это известие вносит переполох в тихое течение усадебной жизни. Таким образом, драматург стремился к максимально достоверному отражению действительности.

Персонажи комедий классицизма являлись обладателями «говорящих» фамилий. Принцип этот был реализован и в пьесе «Недоросль». Драматург наделяет своих персонажей именами и фамилиями, указывающими на их основные черты. Так, Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Фамилия Простакова произошла, от слова «простак», означающего во времена Фонвизина «малоумный», «оплошливый». Столь же красноречивы и фамилии других персонажей пьесы: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цыфиркин.

Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, в речи помещицы Простаковой часто встречаются грубые, бранные, оскорбительные выражения. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится», – доверительно сообщает она Правдину. «Скот», «вор», «воровская харя», «каналья», «бестия», «собачья дочь» – таковы ее обращения к дворовым. Мужа она считает «уродом» и «рохлей». Ласковые, заискивающие интонации, передающие материнскую любовь, появляются у нее лишь при общении с сыном: «друг мой сердешный», «душенька». Речь Скотинина также ярко очерчивает круг его интересов: «Ну будь я свиной сын, если…», «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». Исследователи неоднократно отмечали, что уподобление героя животному – один из основных приемов создания сатирических персонажей. Этим приемом активно пользуется и Фонвизин в своей комедии, подчеркивая животное начало всех «отрицательных» героев «Недоросля». Символический характер обретает реплика Скотинина о самом себе: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». Речь учителей Митрофана также отражает их личность и жизненные обстоятельства. Так, недоучившийся семинарист Кутейкин часто использует в своей речи слова высокого стиля, церковнославянизмы: «трапеза», «персты», «притча во языцех». Отставной сержант Кутейкин своими репликами напоминает нам о военной службе: «Желаем вашему благородию здравствовать…». Немец Вральман, обучающий Митрофана французскому языку, также открывает нам в своих репликах следы своей бывшей «профессии» (ранее он был кучером у Стародума): «конь», «лошатки», «карета». Яркой и колоритной является речь Еремеевны, кормилицы Митрофана. В ее репликах присутствуют устойчивые обороты («дым столбом», «насилу ноги унесла»), повторы («венчаться, мой батюшка, венчаться»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («головушка», «братец»).

Таким образом, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, определение персонажей как положительных и отрицательных), драматург стремится к широкому охвату явлений современной ему действительности, к многогранности образов. Драматург показывает зависимость характеров и поведение героев от среды, в которой они живут. Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль».

Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы... А. С. Пушкин Классицизм - литературное направление, которое существовало в XVIII - начале XIX века. Для него характерны высокая гражданская тематика, требовавшая, чтобы во имя общегосударственных задач приносилось в жертву все личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты находили образцы прекрасного в памятниках античного искусства, неизменные для всех времен. В классицизме существовало четкое деление жанров литературы на «высокие» и «низкие». Предметом высоких жанров (поэмы, оды, трагедии) мргла быть жизнь высшая, духовная, действующими лицами - лишь цари и аристократы. Содержание низких жанров (сатиры, комедии, басни) сводилось к изображению жизни частной, будничной. Персонажами были представители низших сословий - мелкопоместное дворянство, чиновничество, крепостные слуги. «Высокое» и «низкое» никогда не соединялось в одном произведении. В характере героя преобладала единственная черта - положительная или отрицательная. В результате персонажи были или полностью порочными, или полностью благородными. Классицизм решал задачи воспитания человека-гражданина. Поведение окружающих оказывает решающее влияние на личность ребенка. Добродетельное или порочное, оно служит примером, образцом для подражания. Идеалом эпохи провозглашается человек, способный приносить общественную пользу, для которого интересы государства выше личных интересов. Внимание комедии обращалось на отрицательные явления действительности. Цель комедий, по классицизму, - просвещать, осмеивая недостатки, воспитывать смехом. Самым выдающимся произведением драматургии классицизма в русской литературе XVIII века является комедия Фонвизина «Недоросль». В построении своей пьесы Фонвизин точно следовал правилам классицизма. «Недоросль» состоит из пяти канонических актов. В каждой соблюдается правило триединств - действия, времени и места. События, изображенные Фонвизиным, происходят в течение одних суток и в одном месте - в доме помещицы Простаковой. Согласно правилам классицизма, действующие лица комедии подразделяются на порочных и добродетельных, а в финале пьесы злые наказываются, добрые торжествуют победу. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под опеку. В столкновении «злых» и «добродетельных» героев отражен глубокий социальный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками-крепостниками. Драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, достигая этим большей убедительности в обличении крепостничества. Образы положительных персонажей комедии схематичны в духе классицизма. Правдин, Стародум, Милон, Софья не столько живут и действуют, сколько пространно и важно рассуждают на морально-политические темы, преподают уроки дворянских добродетелей. Подобно этим положительным героям пьесы, отрицательные персонажи ее наделены «говорящими» именами, по которым сразу можно судить о каждом из них: Простаков, Вральман, Скотинин. Три темы проходят через драматическое произведение Фонвизина: тема воспитания, крепостного права и государственного устройства России. Проблема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, который мечтал о новом поколении просвещенных русских людей. По мнению Фонвизина, в правильном воспитании коренится единственный надежный источник спасения от духовной деградации дворянства. Фонвизин поставил вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Стародум высказал об этом такую мысль: «Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда ему есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!» Другая проблема «Недоросля» - это проблема крепостного рабства: ужасное положение русских крепостных, отданных в полное владение помещикам, чудовищный произвол дворян. Писатель, высказываясь за обуздание невежественных помещиков, злоупотреблявших своей властью над крестьянами, показывает, что вера в Екатерину II бессмысленна. В ответ на слова Правдина о том, что с такими правилами, «каковы они у Стародума, людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно... за тем, за чем к больным врача призывают», Стародум с полной убежденностью отвечает: «Мой друг, ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится». В уста Стародума автор вкладывает еще одну свою мысль: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Таким образом, комедия «Недоросль» отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Фонвизин считал, что главное оружие комедиографа - это смех и порок можно и нужно изображать смешным.

Черты классицизма в комедии Д.М. Фонвизина «Недоросль»

Классицизм - это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый. Возник во Франции в семнадцатом веке. Теоретик классицизма - Николя Буало. Основные черты: Регламентированность, служение государству, утверждение разумного начала, отчуждение неразумного. Основная идея: Конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного. Эстетические принципы: 1. Сохранение целостности личности героя (т. е. герой не еняется на протяжении повествования) 2. Герои - носители одной добродетели и одного порока. 3. Принцип единства содержания и формы при ведущей роли содержания. 4. Основано на исторических событиях, и соответствует каноническим представлениям о них. 5. Рационализм. 6. Служение в первую очередь государству и его интересам. Правила Классицизма в литературе: Имеет место быть правило Трех Единств: Места (действие происходит в одном месте) Времени (действие происходит в течение одних суток) Действия (одна сюжетная линия, один конфликт) Жанры: комедия, трагедия. Жанры. В классицизме жанры подразделяются на высокие и низкие. К высоким относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле. Герои. Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо. Сатирические комедии уместны лишь только если они повествуют о буржуа. Представители классицизма: П. Корнель, Ж. Расин, М. В. Лермонтов, Г. Р. Державин, В. К. Тредиаковский, Д. И. Фонвизин.

1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но Фонвизин нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. 2. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). 3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои -- Стародум, Софья, Милон -- говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире").4. Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»). 5. Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения.

1. Конфликт комедии «Недоросль».

2. Традиции классицизма и новаторство Д. И. Фонвизина.

3. «Недоросль» - реалистическая комедия.

Литература XVIII века во время всеобщего национального подъема сформировала в обществе гражданское сознание. Классицисты пропагандировали идеи равенства людей, гуманизм, принцип общей пользы, ответственности властей перед народом. Они считали своим долгом принести пользу отечеству. Классицисты стремились к правдивому изображению жизни, говорили об актуальных проблемах общества, им присущи гражданский пафос, патриотизм. Но драматургия того времени обогащалась и произведениями, выходящими за рамки классицизма. Такова комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Комедия была завершена в 1781 году. Пафос ее определила политическая острота и привер­женность Фонвизина идеалам свободы человека.

Главная тема комедии, ее конфликт обозначен автором уже в самом начале, это - произвол помещиков и бесправие крепостного. Борьба прогрессивного дворянства с крепост­никами-драматический конфликт «Недоросля». На сторо­не передового дворянства выступают Правдин и Стародум, крепостники - Простаковы и Скотинины. Фонвизин убеж­дает нас, что крепостничество губительно, с ним надо бо­роться. Оно развращает самих крепостников, которые те­ряют свои человеческие качества в обращении с крепост­ными, чувствуют себя всесильными. Автор хотел показать в своем произведении поступки и мораль крепостников, по­рожденные крепостным правом. Именно крепостнический произвол, а не борьба за руку Софьи - главная тема «Недо­росля». Изображение претендентов на ее руку - еще один случай внимательно рассмотреть представителей «благо­родного сословия», изображенных в комическом свете. Лю­бовный сюжет, по мнению Фонвизина, не может быть осно - вой драматического произведения. Его основой стал кон­фликт эпохи.

Литературовед Г. П. Макогоненко считает, что «Недо­росль» - политическая комедия, так как новаторские чер­ты в ней определили именно политические убеждения ав­тора. Здесь есть сюжет, передающий реальный историчес­кий конфликт; положительные герои с чертами дворян­ских просветителей.

Пьеса продолжает традиции классицизма. По мнению Г. А. Гуковского, художественное мышление Фонвизина все­гда «сохраняло явственный отпечаток этой школы». «Недо­росль» - явление позднего русского классицизма, который испытал влияние просветительской идеологии. Это произ­ведение сочетает в себе трогательное и комическое, разрушает привычные жанровые формы. Характеры героев сложны, противоречивы, отсутствует их деление только на положительных и отрицательных, как того требовали принципы классицизма. Но положительные герои, следуя канонам классицизма, в «Недоросле» имеют одну характерную черту. Власть традиций классицизма сохранилась в говорящих фамилиях героев, в сохранении симметрии в распределении отрицательных и положительных персонажей. Речь героев в пьесе передает характеры действующих лиц, но герой-резонер, в классицистических произведениях - носитель мнения автора, тоже присутствует, это благородный Стародум. Главная идея классицизма - идея просвещения. В «Недоросле» же она получает иную трактовку: просвещение важно, но добродетель важнее ума. Триединство времени, места и действия нарушено: вместо одной проблемы автор затрагивает целый ряд одинаково важных.

Фонвизинский реализм - правдивость, историческая конкретность образов, особенно ярко проявил себя в создании характеров Еремеевны и Простаковой, показав сложность их натуры. Образы Стародума и Правдина - тоже живые характеры, читатели даже «узнавали» их прототипов, дворянских просветителей. Реализм помог Фонвизину отойти от литературных штампов, автор первым сделал шаг к созданию героя-передового деятеля. Стародум, Правдин и Милон выписаны в общих чертах, без подробностей биографии, внутреннего мира. Но образ Стародума в этом плане более значителен.

Фонвизин создал новый тип реалистической комедии: положил не готовый сюжет в ее основу, а реальный исторический конфликт, который затрагивает всех героев. Конфликты в доме, по мысли автора, - это отражение конфликтов в стране. Поведение Простаковой, например, исходит из указа о вольности дворянской. Осуждение ее значит то, что в ее лице осуждается крепостничество. Но высокое содержание не означает для автора отказ от комического. Но это комедия обличительная, а порой и с горькой иронией. С «Недоросля» начинается русская общественная комедия. Фонвизин придал комедии социальную глубину и резкую сатирическую направленность. Автор обличает порок - крепостническую практику, дворянское «злонравие» и стремится показать его причины: неправильное воспитание, невежество людей.

По словам Г. А. Гуковского, «Недоросль» - «полукомедия, полудрама». Жанровое своеобразие произведения в том, что основа пьесы - классицистическая комедия, обновленная серьезными и трогательными сценами: беседой Правдина со Стародумом, разговорами Стародума с Софьей и Милоном. Финал сочетает морализаторство и трогательность. Простакову постигло наказание, но ее жалко.

Традиции Фонвизина продолжили его последователи - А. С. Грибоедов со своим «Горем от ума» и Н. В. Гоголь с «Ревизором». Гоголь называл комедии Фонвизина и Грибоедова самыми яркими произведениями: «В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая - от дурно понятого просвещения».

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.