Святые борис и глеб. Глеб владимирович князь муромский

Раскопки 1946, 1948 и 1970 гг. на южном склоне и на вершине Кремлевской горы, а также на посаде (Никольское селище) выявили последовательную смену культурных напластований. Нижний культурный слой с находками лепной керамики муромского типа, поделок из кости, большого количества костей домашних животных, зерен проса и т.п., датируется VIII – нач. Х вв.

С этим древнейшим поселением связан грунтовый могильник 2.
Грунтовый могильник 2 (Муромский) , VII-VIII-XI вв.
Центральная часть города, близ Базарной площади (пл. Ленина), левый коренной берег р. Ока. Размеры памятника не определены, его территория застроена. Могильник известен по случайным находкам с кон. 19 в., исследовался Е.И. горюновой в 1948 г. На площади ок. 400 кв. м. выявлены пять мужских трупоположений с северной ориентировкой, а также кремационная яма, свидетельствующая, что часть погребений могильника совершалась по обряду трупосожжения. Могильные ямы имели размеры ок. 2.0х0.8 м. глубиной до 0.5 м. На дне могил зафиксирована подсыпка из белого песка. При погребенных найдены железные наконечники копий, топоры-кельты и проушные топоры, кинжал в ножнах из дерева, обтянутого кожей, кресала, бронзовые шейные гривны, браслеты, перстни, поясные украшения. Среди женских украшений, обнаруженных при случайных обстоятельствах и происходящих из разрушенных могил, наиболее многочисленны нагрудные, выполненные в характерной для муромы так называемой наборной технике, а также разнообразные шумящие украшения. Встречены гладкие и спиральные перстни, в т.ч. со стеклянными вставками, пластинчатые, дротовые и спиральные браслеты, шейные гривны, бусы, поясные пряжки, подвески-лунницы и т.п. Могильник отнесен к муроме.

Грунтовый могильник 1 , Х-XI вв.
Территория города, 0.5 км. к северо-западу от Кремлевской горы, левый коренной берег р. Ока, южный склон Красноармейского оврага. Территория памятника застроена, размеры его не определены. Случайные находки вещей из разрушенных могил сделаны ещё в сер. 19 в. Исследованы (Е.И. Горюнова, 1948 г.) два нарушенных земляными работами женских трупоположения с северной ориентировкой. Найдены бронзовые нагрудные украшения, перстни, бляшки, фрагменты металлической бахромы, нашивавшейся на одежду. Исследованные погребения датированы Х-XI вв., отнесены к муроме.

Пятницкое селище . IX-XI вв.
Грунтовый могильник Пятницкий . X-XIII вв. Юго-восточная часть города, левобережье р. Ока. Первые сведения о находках «…женских украшений и снарядов воинских» и «…серебряных с монгольскими надписями монет» на территории Пятницкого могильника, и вероятно – селища, были зафиксированы в 40-е гг. XIX в., когда начались разработки залежей глины - сырья для форм чугунолитейного завода и производства кирпича, – из которого построена значительная часть общественных зданий города. Общая площадь снятого заводским карьером культурного слоя поселения составила не менее 1100 кв. м. В керамическом материале раскопов решительно преобладала лепная муромская керамика. Авторы раскопок датировали поселение и могильник IX - XI вв. и констатировали их полную разрушенность карьером. К датировке Пятницкого селища можно добавить, что ни одна из обнаруженных вещей не может быть датирована IX в., а весь обнаруженный комплекс инвентаря укладывается в X - XI вв.

Городище Чаадаевский Городок , VII-X, XI-XIII вв. Городище Чаадаевское, куда внушительней Кремлёвского. Муромские археологи городище считают Муромом 862 г. Площадка овальная в плане, размерами ок. 200х80 м., высота над поймой 20-26 м., с севера ограничена склоном к р. Выжига, с запада – склоном оврага, с востока – склоном к окской пойме. С напольной южной стороны сохранились остатки сильно разрушенного вала, современная высота которого не превышает 1.1 м. при ширине в основании 9-10 м. и следы почти полностью заплывшего рва. Интерпретируется как остатки крупного племенного центра муромы. В 1895 г. городище посетил А.А. Спицын, также упомянувший о легендарном нахождении здесь старого Мурома, упомянувший об остатках какой-то кирпичной постройки и подобравший на распаханной поверхности городища бронзовый прорезной наконечник ножен меча. Этот наконечник с зооморфным изображением, шведского происхождения, 2-й пол. X – XI вв., был опубликован Г.Ф. Корзухиной и Т.А. Пушкиной.
В 1925 г. при обследовании памятника заложил две траншеи в восточной части плато и разрез вала городища. Одна из траншей вскрыла остатки захоронения с южной ориентировкой, сопровождаемого бронзовыми дротовым браслетом с утолщенными концами и привеской-колокольчиком, а также костяным кочедыком, фрагментами муромских лепных сосудов и железным шлаком. В другой траншее была найдена бусина синего стекла. На восточном, обращенном к пойме Оки, склоне городища было зафиксировано наличие муромского культурного слоя, и в одной из садоводческих ям был найден куфический серебряный дирхем. Шурфовка вала и плато городища, произведенная Н.Н. Ворониным в 1946 г., дала скудные муромские материалы, исходя из которых Н.Н. Воронин отнес этот памятник к городищам-убежищам IX - X вв.; в подъемном же материале около трети составляли фрагменты древнерусской керамики.
Городище пустеет, как считается, где-то в Х в.
Сюда был перенесён город Муром во время эпидемии моровой язвы после битвы с булгарами в 1088 г.
- Чаадаево. Селище 1 (Золотой Бугор 1) , VII-XI-XIII вв. Ок. 4.5 км. к юго-востоку от села, северо-западная часть дюнообразного всхолмления Золотой бугор в пойме левого берега р. Ока, ок. 4 км. от русла. Площадь ок. 4000 кв. м., высота над поймой 3-4 м. Керамика лепная, горшковидной формы, отнесенная к местному финно-угорскому (мурома) населению, гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, бронзовая лировидная пряжка с железным язычком.
- Чаадаево. Селище 2 (Золотой Бугор 2) , VII-XI вв. Ок. 4.5-5.0 км. к юго-востоку от села, центральная часть дюнообразного всхолмления Золотой Бугор в пойме левого берега р. Ока, ок. 3.5 км. от русла, ок. 0.3 км. к юго-востоку от Селища 1. Размеры ок. 140х90 м., высота над поймой 3-4 м. Поверхность памятника подвергается ветровой эрозии. Керамика лепная, горшковидной формы, отнесенная к местному финно-угорскому населению.
- Чаадаево. Селище 3 (Золотой Бугор 3) , VII-XI вв. 5.2 км. к юго-востоку от села, юго-восточная часть дюнообразного всхолмления в пойме левого берега р. Ока, ок. 0.2 км. к юго-востоку от Селища 2. Размеры 170х50 м., высота над рекой ок. 4 м. Поверхность памятника подвергается ветровой эрозии. Керамика лепная, горшковидной формы, без орнамента, отнесенная к муроме.
- Чаадаево. Селище 4 , XI-XIII вв. По сведениям Н.Н. Воронина 1946 г., расположено к югу от села на правом берегу р. Выжига, к западу от городища Чаадаевский городок. На пашне найдены обломки гончарной древнерусской посуды.

мкр. Вербовский. Грунтовый могильник Подболотьевский , VII-XI вв.
Южная часть посёлка, юго-западная окраина д. Подболотье, входящей в черту поселка, мыс левого коренного берега р. Илевна, образованный отрогами оврага, урочище Бабий березняк. Площадь не определена. Территория памятника частично застроена. Непотревоженные погребения могут сохраниться в северной, распаханной части могильника. Исследованы В.А. городцов, 1910 г.) 260 погребений людей, 14 захоронений лошадей, одно – коровы. Среди погребений людей 63 мужских, 63 женских, остальные не определены. Разновременные погребения часто перекрывают друг друга. Подавляющее большинство погребений – трупоположения, преимущественно с северной ориенттировкой. В пяти случаях зафиксировано положение умерших головой на восток, в четырех – на юг, в трех – на запад. В 14 могилах обнаружены остатки трупоположений. Последние в большинстве случаев совершались в могилах тех же размеров и формы, что и трупоположения. Сожжения умерших осуществлялись вне могил. Конские захоронения имели преимущественно северную ориентировку. В мужских погребениях найдены орудия труда – ножи, топоры-кельты, пешни, шилья, серп, инструменты кузнеца, оружие, в т.ч. наконечники копий и мечи, а также некоторые украшения – шейные гривны, браслеты, височные кольца и др. В женских погребениях обнаружены спиральные головные жгуты, налобные венчики, височные кольца, накосники, гривны, ожерелья из бус, спиралей и шумящих привесок. Различного рода привески крепились также по краю одежды, к рукавам и на обуви. Частой находкой являлись спиральные и пластинчатые браслеты, перстни, различные застежки и пряжки. Обычной принадлежностью мужского и женского костюмов были пояса с пряжками и бронзовыми обоймицами, причем у женщин к поясу крепился еще боковой ремень, сложенный вдвое и свисавший вдоль правой ноги. Нередки шумящие поясные украшения. В некоторых погребениях сохранились остатки одежды из ткани и меха, а также кожаной обуви. Из бытовых предметов в женских погребениях встречены ножи, шилья, пряслица, льячки и литейные формочки для отливки украшений. В могилы ставили от одного до четырех глиняных сосудов, иногда – берестяные или лубяные коробочки с вещами – приношениями, клали части туш домашних животных, в одном случае – медведя. В 1990 г. одно погребение было обнаружено В.Я. Чернышовым при прокладке траншеи у домов поселка. Могильник отнесен к муроме, датирован 7-11 вв.


Ситуационный план расположения поселений со слоями проживания муромы.
1. Селище Гусек. 2. Городище Ознобишинский городок. 3. Селище Юромка. 4. Селище Малышево. 5. Селище Дубки. 6. Селище Новлянка. 7. Селище . 8. Селище – I. 9. Селище Савково. 10. Селище Максимовское. 11. Поселение Волнино. 12. Поселение Битюково. 13. Селище Битюково. 14. Городище Чаадаевский городок. 15. Селище Чаадаево – 1. 16. Селище Чаадаево – 2. 17. Селище Чаадаево – 3. 18. Селище . 19. Селище Минеево - 1. 20. Селище Минеево – 2. 21. Селище Новоселки. 22. Селище Котышево – 1. 23. Селище Котышево – 2. 24. Селище Михайлово. 25. Селище Коржавино – 1. 26. Селище Коржавино – 2. 27. Селище . 28. Селище Макаровка (Тумовское). 29. Селище Черемисино. 30. Селище Кривицы. 31. Гор. Муром, Кремлевская гора. 32. Гор. Муром, селище Кожевники. 33. Селище Панфилово. 34. Гор. Муром, селище Пятницкое. 35. Селище Кудрино. 36. Селище Урваново. 37. Селище Верхозерье. 38. Селище Верхозерье – 2. 39. Селище Домнино. 40. Селище Воютино. 41. Поселение Кононово. 42. Селище Лопатино. 43. Селище Подболотьевское. 44. Селище Благовещенское.

С IX в. мурома платит дань Рюрику и входит в состав его империи. Находки скандинавских древностей в муромском крае крайне выразительны, будь то фибулы, которые в подобной сохранности редко обнаруживаются даже в самой Скандинавии, или мечи, что уж вовсе фиксирует наличие среди здешних жителей носителей дружинной идеологии. Находки керамики Волжской Булгарии так многочисленны, что не оставляют сомнений в тесной связи с могучим восточным соседом. Фрагменты весов, гирек и шиферных пряслиц южного происхождения говорят о полноценном участии муромы в торговых операциях тогдашнего мира.

С 964 г. летописи фиксируют ряд походов киевских князей по Оке и Волге против вятичей, которых вырвали у Хазарского каганата и подчинили себе, а потом и против Булгарии. Уже в экспедиции 964 г. по Оке в сторону Волги, когда Святослав Игоревич "налезе вятичей”, ему было Мурома не миновать. Возможно, подчинение Мурома Киеву относится как раз к этому времени.
По словам Начальной летописи, киевский князь Святослав в 964 г. идет на Оку и на Волгу, приходит к вятичам и спрашивает у них: «Кому дань даете?» Они отвечают: «Даем козарам по шелягу с рала» (сохи). Затем Святослав обращается на хозар и громит их царство. Вятичи, однако, не соглашаются добровольно платить дань, и как показывает летописец под 966 годом: «Вятичи победи Святославъ, и дань на них възложи». Его сыну Владимиру Святому по крайней мере дважды, в 987 и 997 гг., пришлось опять приходить с дружиной сюда (и далее на Волжских болгар) и вновь покорять воинственных вятичей, которые упорно подчиняться не хотели и добивались самостоятельности.

Выше финно-угорского слоя в Муроме (Кремлевская гора) располался древнерусский слой домонгольского времени с характерной гончарной керамикой так называемого курганного типа, который датируется XI-XIII вв.
В этом слое отмечены следы меднолитейного и костерезного ремесел, указывающие на городской характер культурных отложений. В этой связи интересны находки архитектурных деталей XII в. (обломки полуколонн и капителей), сделанные при реставрации в 1873 г. несохранившегося собора Рождества Богородицы. Они свидетельствуют о наличии в XII в. на территории Мурома каменного храма, и о камнеобрабатывающем ремесле в этот период.

Городской посад (Николо-Набережное селище) с военным убежищем, деревянной крепостью. Исследования на селище проводились в очень малом объеме. Средний горизонт культурного слоя селища был отнесен к домонгольскому городу, а слой пожарища в его верхней части - к пожару 1239 г. В нижнем, муромском горизонте, были расчищены сгоревший венец строения и остатки настила из плах, прорезанные «...досчатым ящиком неизвестного назначения». На уровне постройки были найдены желтоватая стеклянная шарообразная бусина, изготовленная в подражание хрустальным вятичским (кон. XI – нач. XIII вв. по М.Д. Полубояриновой), роговая рукоять ножа, фрагменты муромской посуды и остеологический материал. Раскопки Н.В. Тухтиной в 1970 - 1971 гг. выявили рассеянный муромский горизонт. Датировать нижний горизонт селища по имеющимся материалам достаточно сложно, однако в раскопе 1946 г. шарообразная бусина кон. XI – нач. XIII вв. сочеталась с муромской лепной керамикой с насечками и защипами по краю, аналогичная посуде, найденной на Тумовском селище X - XI вв. и в муромском горизонте Кремлевской горы (раскопки 1998 г.) с такой же датировкой. Исходя из этих данных, можно отнести нижнюю хронологическую рамку Николо- Набережного селища ко времени не ранее X в.
От самой Оки вверх к монастырям протянулась улица Плеханова. Это одна из древнейших улиц Мурома. Эта одна из первых муромских улиц шла почти вдоль современной улицы Плеханова.
В XVII в. она называется Пушкарской.
Одна из когда-то существовавших мастерских была открыта во время производства земляных работ на территории школы-интерната №2. Историки-краеведы выяснили и доказали что еще в российское средневековье слава муромских оружейников перешагнула даже границы Европы. Один из документов второй пол. XVII в. сообщает, что в 1671 г. местные мастера Гундобин, Перекрутов, Нижегородцев и другие за отменную работу в Москве, куда они были взяты по наряду, получили похвальную грамоту.
Также был призван в столицу из Мурома знаменитый русский пушкарь Андрей Чохов, отливший в 1586 г. Царь-пушку.

Наиболее крупные по масштабам раскопки были проведены в 1982-1987 гг. в центральной части Кремлевской горы, где исследовано ок. 200 кв. м. Мощность культурного слоя достигала здесь 3-4 м. Отмечены три стратиграфических расчленяющихся горизонта: верхний, перекопанный, по находкам датированный XVII в. и более поздним временем; средний, содержащий позднесредневековую керамику и другие находки 2-й пол. XIII-XVI вв.; нижний, датированный X – 1-й пол. XIII вв. Напластования дорусского (муромского) поселения в этой части не выявлены. Наибольшей мощностью и насыщенностью находками характеризуются слои древнерусского времени. Здесь прослежены остатки построек нескольких строительных периодов, начиная с Х в., зафиксированы остатки деревянных мостовых, установлен усадебный характер застройки. Изучены остатки наземных срубных домов размерами ок. 6х6 и 4х4 м., иногда двухкамерных, с глинобитными печами в одном из углов, а также следы частоколов, ограждавших усадьбы. В слое ХI в. отмечены остатки строительных жертв, принесенных при начале постройки: череп лошади и скелет собаки. Находки в домах и на территории прилегающих к ним усадеб показывают, что они принадлежали зажиточным горожанам. В древнерусском горизонте культурного слоя отмечены следы больших пожаров. Ранний из них связан, вероятно, с одним из набегов на Муром волжских болгар в ХI в., второй, более поздний – с татаро-монгольским нашествием.
Среди находок из слоя Х – 1-й пол. ХIII в. – лепная и гончарная древнерусская посуда, часто с линейным и волнистым орнаментом, клеймами на днищах, многочисленные и разнообразные инструменты ремесленников, бытовые предметы, украшения и т.п. Найдено много предметов восточного импорта: украшения из сердолика, хрусталя, лазурита, поливная керамика среднеазиатского происхождения, лощеная посуда из Волжской Болгарии, разнообразные бусы и т.п. О прямых или опосредованных связях с Византией свидетельствуют находки амфор, стеклянных расписных браслетов, стеклянной посуды, некоторых типов бус. Интересна находка шиферного пряслица с процарапанными на нем буквами.

Селище Кожевники , X-XIII, XIV-XVII вв. По данным 1920-1930-х гг., расположено близ бывшей деревни Кожевники, ныне вошедшей в черту города, протянулось узкой полосой вдоль подножья Воскресенской горы, на левом берегу р. Ока. Керамика лепная, муромского типа, гончарная древнерусская, обломок стеклянного браслета. Прослежены остатки постройки древнерусского времени. См.

Князь ГЛЕБ

Святые князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид, были младшими сыновьями князя Владимира Красное Солнышко. Борису достался Ростов, а Глебу – Муром.

988 - 1015 гг. - князь Муромский .

Город стал княжеской вотчиной, видимо, с 988 г.; первым его владельцем - князь Глеб Владимирович.

В «Повести о водворении христианства в Муроме» рассказывается, что вместе с Глебом князь Владимир послал в Муром епископа Иллариона. Муромцы встретили их недружелюбно, а Иллариону отрезали бороду. «Егда прииде святых Глеб ко граду Мурому, и еще тогда не вернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но и сопротивляхуся ему. Он же отъеха от града 12 поприщ на реку Ишню (Ушну) и тако пребываше до преставления си отца». Из повествования становится ясно, что муромские язычники не приняли Глеба в качестве князя и креститься не пожелали.

Сохранились местные предания, из которых следует, что у князя Глеба было два загородных двора - один на месте Спасского монастыря, где сам святой князь поставил храм во имя Спаса, другой - на месте Борисоглебского монастыря на реке Ушне.

Глеб поселился не на Чаадаевском, и не на месте Николо-Набережного селища, а чуть в стороне, там, где сегодня стоит Спасский монастырь (см. ).
Там построил он свой двор и храм Спаса. Легенда говорит, что поступить так его вынудило сопротивление, которое оказали местные жители христианству, но, может быть, это сопротивление носило больше политический характер, и лишь выразилось в религиозных формах.

Именно в это время угасает Чаадаевское городище. Люди, несмотря на эксцессы, быстро оценили выгоды соседства с князем, и стали переселяться к нему поближе, на Николо-Набережное, которое с Х в. можно смело называть "город Муром”.

В селе Борисоглеб под Муромом был основан в XII в. князем Глебом, владевшем Муромом с 988 по 1015 год. Согласно древней легенде «...егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и еще тогда невернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его...»
Здесь располагалась загородная резиденция князя Глеба.

Князья, подобно своему отцу, князю Владимиру, отличались большой образованностью и вели благочестивый образ жизни, любили чтение священных книг, писаний святых отцов и житие святых. В своих уделах Борис и Глеб заботились о распространении веры Христовой, были справедливыми и мудрыми правителями, горячо любили своего отца и друг друга.
Однажды по приказу Владимира Борис собрал войско и отправился сражаться против напавших на Русь печенегов. Во время этой войны Владимир внезапно умер, и на киевский престол вступил его старший сын Святополк. Киевляне же хотели видеть на престоле Бориса. Святополк видел в брате Борисе серьёзного соперника и, чтобы сохранить за собой киевский престол, решился на братоубийство. Когда Борис возвращался в Киев, ему сообщили о замысле брата, но он не поверил. Когда князь остановился на берегу Альты близ Переславля, Святополк подослал туда убийц, которые настигли Бориса во время утренней молитвы 24 июля 1015 г. Убийцы ворвались к нему в шатёр и пронзили копьями. Тело князя было тайно доставлено в Вышгород и положено во храме Василия Великого.
Убив Бориса, он звал в Киев Глеба, опасаясь, что единоутробный брат Бориса может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от брата Яролава известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убиении им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по жития св. князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину. По другой версии убийцы настигли Глеба на реке Смядыни. Они пересели из своей лодки в его и перерезали ему горло. Тело Глеба убийцы бросили на берегу, лишь слегка прикрыв его хворостом. Спустя долгое время оно было найдено нетленным. Его тело также было погребено Ярославом (уже в 1019 г.) в церкви св. Василия.
В летописи под 1175 г. упоминается ещё о мече Бориса, принадлежавшем в то время .
Вслед за Глебом по приказу Святополка был убит ещё один брат, Святослав.

В 1015 г., узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты. Погоня догнала князя на берегу Опоры близ нынешнего города Сколе. Легенда рассказывает о жестокой битве между Сколе и Гребеновом. Вся долина вдоль Опоры была покрыта телами погибших. Силы Святополка были большими и он отдал приказ: «Сколоть их всех». С этим эпизодом легенда связывает название города Сколе. Князь Святослав погиб в этой битве, а его дружинники отказались перейти на службу к Святополку и осели в Бескиди, положив начало Сласку.

В 1019 г., через четыре года, Ярослав Мудрый, ещё один сын Владимира, победил Святополка. Решающее сражение произошло на берегу реки Альты, где был убит Борис. Святополк бежал в Польшу.



Святые мученики князья Борис и Глеб Муромский
Юрий Кузнецов. Точечная техника, 40х30. Дерево, левкас, темпера, лак

Канонизированы Борис и Глеб вместе Русской православной церковью, как страстотерпецы - Святые Борис и Глеб; день памяти - 24 июля (6 августа).
Над погребениями сразу стали являться пение, видны были огненные столбы и пламя горящих свечей.

ТЫ БЫЛ ОТРОКОМ...
Людмила Колодяжная

Ты был отроком... Вспомнишь разве,
когда ты скопировал ту икону -
на райских кóнях едут два князя,
в красном кафтане, в кафтане зеленом -
цвета юности, цвета выси,
цвета - убитых невинно, нелепо,
плащ, иль риза? - на князе Борисе,
риза, иль плащ? - на князе Глебе.
Едут - ставшие вмиг святыми,
светятся фреской на стенах вечных -
брат убиенный на речке Смядыни,
брат убиенный на Альте-речке.
Страстотерпцы, первые вехи -
их на узких дорогах ставили,
видно ангелы, видно навеки,
против каинов - русских Авелей...

В XI в. был построен деревянный муромский кремль , и с этого момента город приобрел значение крупного центра ремесла, торговли и христианизации окских земель.

После Глеба Владимировича в Муроме сидели Киевские великокняжеские.

1015 - 1016 гг. - великий князь киевский
Ярослав Владимирович Мудрый . 1016 - 1018 гг. - великий князь киевский
Святополк Владимирович Окаянный . 1018 - 1019 гг. - великий князь киевский
Ярослав Владимирович Мудрый . 1019 - 1054 гг. - великий князь киевский
1019 г. - По приказу великого князя Ярослава убит новгородский посадник Коснятин (Контстантин) ("В лето 6527... Коснятинъ же бяше тогда в Новегороде, и разгневася на нь велики князь Ярославъ, и поточи е в Ростовъ, и на третие лето повеле его убити в Муроме, на реце на Оце")
Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ) - Т.39. Софийская первая летопись по списку И.Н. Царского. - М., 1994. - С.43. . 1123 - 1127 гг.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО

КНЯЗЯ МУРОМСКОГО ГЛЕБА,

НАРЕЧЕННОГО ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ДАВИДОМ

Благоверный князь Глеб был сыном великого князя Владимира равноапос-толь-ного, от одной матери с Борисом. По глубокой и искренней любви к но-вой христианское ве-ре, по нежной братской любви они были лучшими и любимыми сыновьями святого Владимира. Святой Глеб еще при жизни отца в удел получил город Муром, где с 1010 по 1015 гг. старался распростра-нить христианскую веру среди упорных и грубых язычников.

Благоверный князь Глеб — один из первых русских мучеников-страсто-терпцев. Он пострадал вместе со своим братом — бла-говерным князем Борисом (во святом крещении Романом). После убийства святого Бориса Святополк послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, великого князя Владимира, для то-го, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский пре-стол. Обман удался, и Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не оста-новило святого, который сам был вос-питан в правилах христианской веры и не мог предположить такого зло-действа со стороны их брата Святополка. Недалеко от Смоленска ладья убийц настигла ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил по-щадить его совсем еще юную жизнь. Однако по приказу хладнокровных убийц собственный повар Глеба перерезал ему горло. Но смертельные раны мученик вменил ни во что ради Господа. Это произошло 5 сентяб-ря 1015 года. Тело кня-зя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, «между дву-мя колодами», т. е. в простом деревянном гробу.

Святой Глеб считается первопросветителем Муромо-Рязанской стра-ны, где память о нем с древнейших времен и доселе хранятся как о первом проповеднике христианской веры и о покровителе страны.

В 1019—1020 гг. могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со святым князем Борисом. У их гробницы стали происходить чудеса. Мощи братьев были перенесены в церковь святи-теля Василия Великого; митро-полит Киевский Иоанн составил службу князьям-страстотерпцам и установил им совместное празднование 24 июля, которое и совершается с первой половины XI века. Два древнейших жития XI века — «Чтение», написанное преподобным Нестором, и «Сказание», с именем монаха Иакова, — показывают, что Русская Церковь издревле почитала братьев-страстотерпцев, которые постоянно ока-зывали молитвенную помощь своей родной земле, особенно в годи-ну тяжелых испытаний.

Память святых благоверных князей увековечена церквами (как, напри-мер, в Муроме, где второй по древности церковью в XII веке была церковь святых Бориса и Глеба; в старой Рязани, где древнейшая, быв-шая соборной, церковь посвящена их имени, и в других городах, мо-настырями (как, например, бывший еще в XII веке монастырь в их память близ реки Смядыни на месте мученической кончины святого Глеба, а также в Муроме и других местах), старинными изоб-ра-жения-ми (например, в городе Касимове, Рязани и других) и т. п. Самая епархия Муромо-Рязанская в старину называлась Борисоглебской по памяти ко святому Глебу, как перводержавцу и первопросветителю Муромо-Рязанской страны.
В 1853 году на месте кончины святого Глеба был великолепно обстроен древний Смядынский колодезь муромским купцом Ермаковым, в знак особенного почте-ния к памяти его как ближайшего хранителя и покровителя города Мурома. Полное описание жития смотри во 2-й день месяца мая.

18 сентября (5 сентября по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого благоверного князя Глеба. Благоверный князь Глеб, во святом крещении Давид, является одним из первых русских мучеников-страстотерпцев. Он пострадал вместе со своим братом князем Борисом (во святом крещении Романом).

Автор «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин подчеркивает: князь Глеб, сын крестителя Киевской Руси, святого равноапостольного князя Владимира, стал первым муромским князем. Матерью Глеба, как и его старшего брата Бориса, по мнению великих российских историков Соловьева и Татищева, была византийская царевна Анна. Глеб Владимирович, князь муромский, родился около 984 года, но точная дата неизвестна.

Великий князь Владимир питал особую слабость к «младшим царственным» детям, выделяя их среди своих двенадцати сыновей. Вероятно, это и сыграло роковую роль в их будущей судьбе.

ПРИЕЗД КНЯЗЯ

Вот как описывает приезд князя Глеба в свою вотчину, город Муром, наш первый краевед Алексей Алексеевич Титов в «Историческом обозрении города Мурома»:

«Юный князь, под руководством попечителя беспрепятственно достигнув города, думал, что граждане, приняв его как крепкого владетеля, отличаемого более других любовью Владимира Великого, скоро обратятся к познанию христианской веры. Но в этом отношении он не имел блаженного удела своего родителя. Жители Мурома не приняли от Глеба и бывшей с ним духовной миссии учения христианского. На них не подействовал даже пример соседей-суздальцев, принявших в 991 году христианскую веру По убеждению самого Владимира и двух епископов, народно для сего туда приходивших, не приняли потому, что народ Муромской области, обращавшийся более других в делах торговли и местной промышленности, неохотно принимал религиозные внушения, опасаясь допустить без особого испытания веру, с отечественными их преданиями не согласную…» .

Вот и пришлось молодому князю основать свой двор не в центре Мурома, в крепости, а устроить его на самом краю, в бору. Для собственной безопасности он приказал укрепить свой двор крепкой и высокой стеной.

В нем и проживал со своими придворными и духовенством, как сын государя Российского, несколько лет.

Трудно сказать, когда князь Глеб выехал из Киева в Муром в свой удел. По летописи, Владимир раздал города своим двенадцати сыновьям в 988 году. В то время Глеб был еще младенцем, или, что вероятнее, по мнению историков, совсем не родился. Ведь в трагическом 1015 году князь Борис, любимый брат его, изображается юношею, у которого только что пробиваются усы и борода; а Глеб был моложе Бориса. Полагают, что прибытие Глеба на Муромскую землю можно приблизительно отнести к 1010 году.

БРЕШЬ В ЯЗЫЧЕСКОМ НЕВЕЖЕСТВЕ

Нет сомнения, что главною заботою молодого князя было насаждение христианства в связи с заботами великого князя Владимира о распространении новой религии. Но эту задачу кардинально ему так и не удалось решить. Как сказано в прологе о Святом Глебе: «…много покусився невозможе одолети его (Мурома) и обратити во Св. Крещение; но поживе вдале его два поприща (два лета) и от Святополка позван лестию».

После смерти князя Глеба язычество оставалось основой веры жителей земли Муромской. «Привить» основы христианства удалось сделать лишь князю Константину спустя почти сто лет.

Муром на рубеже X-XI веков считался достаточно крупным и развитым экономически городом. Имел тесные торговые связи с Камской Булгарией, арабским Востоком и Скандинавией. Поэтому относительно религии у жителей города были свои аргументы. Принципами не торговали, а свою природную веру не предавали и хранили, сколько могли.

Князь Глеб поселился и основал княжеский двор выше по реке. Здесь он устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли Христовой верой. Ныне это Спасо-Преображенский мужской монастырь. После зверского убийства князь Глеб был канонизирован и стал первым святым Руси -страстотерпцем.

Позже в Спасо-Преображенском монастыре, в обители пребывали святитель Василий, епископ Муромский и Рязанский, святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, праведник Савва Мошокский. А преподобный Серафим Саровский посещал в монастыре святого старца Антония Грошовника.

Есть и другая версия пребывания в Муроме своего первого князя. Известно, что в 988 году князь Владимир разделил свою землю между сыновьями. Муром достался Глебу. Когда тот прибыл в город, ему не повезло. Жители оказались злостными язычниками. Они не приняли веру христианскую и не пустили его в город.

Имея дружину, молодой князь мог силой заставить муромцев впустить его. Но он решил не вступать в город силой. Князь Глеб оставил Муром и поселился в 12 верстах от него «на реке Ишне» (ныне Ушна).

По преданию, он неукоснительно выполнял волю своего родителя Великого князя Киевского Владимира, который «повеле ему в Муроме ставити святыя церкви». Считается, что именно князь Глеб основал монастырь рядом со своим княжеским двором на реке Ушне, где позже выросло село Борисоглеб. Свято-Борисоглебский монастырь успешно просуществовал свыше 600 лет и был ликвидирован указом императрицы Екатерины Великой в 1764 году, как и многие другие монастыри России. Его остатки и по сей день украшают это старинное село.

Но в любом случае именно князю Глебу принадлежит честь первого сеятеля христианства на Муромской земле. Именно он пробил первую брешь в языческом невежестве и темноте, которые еще долгое время царили на нашей древней земле.

ТРАГЕДИЯ НА РЕКЕ СМЯДЫНИ

1015 год. Он вошел в историю Древней Руси как один из самых мрачных. Именно в этот год случилось страшное злодеяние в великокняжеском роду Рюриковичей. По дороге в Киев, по указанию сводного брата Святополка, рвущегося к власти, был убит первый муромский князь — Глеб. В «Повести временных лет» Святополк показан как пример исключительно отрицательного князя. В его облике нет ни единой светлой черты, все его поступки — злодеяния.

Заняв освободившийся престол после кончины великого князя Киевского и крестителя Руси Владимира, он боялся всех и всего. Святополк чувствовал себя неуверенно. И он замыслил убийство: «Избью всю братью свою, и приму власть руськую един».

А произошло это следующим образом. В 1015 году князь муромский Глеб получил от своего старшего брата Святополка из Киева послание. Тот писал, что Глебу необходимо поскорее приехать в стольный град Киев, ибо отец болен и зовет его попрощаться: «Пойде вборзе, отец тя зовет, нездрав велеми». Как любящий сын, князь Глеб не мог остаться равнодушным и, взяв с собою малую дружину, отправился в путь.

Князь не сразу выехал в Киев. Он сначала заехал к своему брату Борису в Ростов Великий, где тот княжил. Но Глеб не застал дома брата. Тот ранее был послан отцом во главе большой великокняжеской дружины воевать с печенегами. И не знал муромский князь, что брат уже погиб от руки наемных убийц.

Затем муромского князя видели в Великом Новгороде, где княжил старший брат Ярослав. Глеб предложил тому поехать вместе с ним и навестить больного отца. Но Ярослав отказался. Более того, он пытался отговорить его от подозрительной поездки. Но младший брат не послушал.

С коня Глеб с дружиной пересел на ладью и взял курс по притоку Днепра речке Смядыни в сторону Смоленска. Вот тут-то и догнали его посланцы брата Ярослава, который в недалеком будущем войдет в историю Древней Руси под прозвищем Мудрый.

В своем послании старший брат предупреждал: «Не ходи, брате, отец ти умер, а Борис убиен от Святополка».

Великое горе охватило князя Глеба. Услышав это, он стал плакать и молиться, а тем временем подоспели посланные Святополком убийцы, которых тот отправил перехватить Глеба по дороге. Незаметно подкравшись к кораблю князя, убийцы захватили его и обезоружили всех его слуг. Случилась эта трагедия при впадении Смедыни в Днепр, в пяти верстах от Смоленска.

Тело муромского князя сбросили на берег и оставили его между двух берез в простом грубо сколоченном гробу, словно простолюдина, а сами ускакали прочь. Когда местные жители, спустя несколько лет, обнаружили его, то им показалось, что убили Глеба совсем недавно. Его привезли в Вышгород и погребли в церкви св. Василия рядом с братом Борисом, которого постигла такая же трагедия на полтора месяца ранее.

Позже великий князь Ярослав изгнал предателя-братоубийцу Святополка из Киева. Вскоре повелел он перенести мощи Глеба и Бориса в столицу и похоронить в церкви святого Василия. После большого пожара этого храма, казалось, тела должны были сгореть начисто. Но огонь их пощадил. И 2 мая 1072 года мощи перенесли во вновь построенный храм во имя Бориса и Глеба в стольном граде Киеве. Последнее перезахоронение случилось при Владимире Мономахе 2 мая 1115 года.

Христианский подвиг князя

Почему князь дал себя убить? Этот вопрос волнует многие поколения исследователей истории Древней Руси. С высоты нашего времени трудно понять, что князь Муромский Глеб Владимирович при приближении смерти вел себя смиренно. Тем более, он знал, что на пути в Киев его ждет неминуемая смерть.

Были и другие предвестники трагедии. По время движения по дороге случилась плохая примета: конь Глеба оступился. Князь повредил себе ногу. Нашлось и прямое предупреждение, когда он получил от старшего брата Ярослава письменную весть о смерти великого князя Владимира и убийстве Бориса от рук подосланных Святополком наемников. Но князь Глеб и не даже не пытался защищаться, чтобы спасти свою жизнь. Он взмолился: «Увы мне, господи! Лучше бы ми умрете с братом, нежели житии на свете семь».

На всех иконах и во многих повествованиях муромский князь Глеб показан совсем еще юным и чуть ли не отроком. Хотя на княжение в пресветлом граде Муроме он был поставлен отцом в 988 году, как сообщается в «Повести временных лет». Коварное же убийство произошло в 1015 году. Выходит, что княжил Глеб на муромской земле целых 27 лет! К сожалению, история не доносит нам его возраста реального вступления в княжение. Возможно, за него это делали наместники. Но даже если он был провозглашен муромским князем в год своего рождения, то он явно был не юнцом и вполне мог за себя постоять. Тем более, что его дружина находилась рядом.

Автор «Повести временных лет» в отступлении от трагического повествования рассказал о «встрече родных братьев в раю». Они были очень счастливы и радуются тому, что больше никогда не разлучатся. Автор завершил жизнеописание князей-мучеников великой похвалою. Он сравнил их подвиг с подвигом самого Христа, ибо Борис с Глеб пожертвовали своими жизнями, молясь за счастье живых соотечественников.

Имена братьев уже в древние времена были овеяны ореолом святости. Их гибель воспринималась как подвиг гражданского и религиозного подвижничества. Сверхсмирение братьев возвело их поступок в ранг религиозного подвига. Они не просто были убиты, а добровольно приняли смерть с тем, чтобы ни в чем не преступить не только родственные и гражданские установления, но и религиозные, не только человеческие, но и божеские.

Первый русский святой

Князь Глеб отдал свою жизнь ради мира между князьями и спокойствия своей Родины. Этим он обеспечил себе жизнь вечную. Точная дата его канонизации вызывает споры. По мнению А.А. Шахматова, она связано с перенесением около 1020 года тела Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и его погребением у церкви Святого Василия. А историк В.П. Васильев в своём сочинении «История канонизации русских святых» (1893 год) также связывает начало почитания с вышеуказанным фактом, но расширяет временные рамки канонизации до 1039 года. Но в любом случае муромский князь Глеб, как и его единокровный брат Борис, является первым русским святым. Он же считается лервопросветителем Муромо-Рязанской страны, где память о нем с древнейших времен и доселе хранится как о первом проповеднике христианской веры и о покровителе.

В 1072 году в честь святых князей установлено годовое празднество. «Как первые русские святые, -говорит профессор Голубинский, — они признаны были патронами Русской земли, и по этой причине в период домонгольский их память праздновалась весьма торжественно, была причисляема к годовым праздникам Русской церкви».

И в послемонгольский период память их пользовалась у нас великим почетом: об этом свидетельствует множество храмов и монастырей в разных местах, посвященных их имени. Во время нашествия монголов Вышгород был вконец разорен, церкви его разграблены или уничтожены. Мощи святых Бориса и Глеба исчезли неизвестно куда. Хотя попытки отыскать их следы делались на протяжении многих веков, том числе при императрице Елизавете Петровне в 1743 году, при Александре I в 1814 и 1816 годах и в новейшее время. Но все поиски остались напрасными.

В Муроме уже в XII веке существовала церковь святых Бориса и Глеба. И таких было множество по всей домонгольской Руси. Были популярны изображения Глеба и Бориса. Интересно отметить, что Муромо-Рязанская епархия в старину называлась Борисоглебской в честь святого Глеба, перводержавца и первопросветителя Муромо-Рязанской земли.

Сегодня мало кто знает, что в 1853 году на месте кончины святого Глеба был великолепно обустроен древний Смядынский колодезь. Это сделал на собственные средства муромский купец, городской глава А.В. Ермаков в знак особенного почтения к памяти хранителя и покровителя города Мурома.

Сегодня в Муроме не существует церкви в честь святого покровителя города князя Глеба. Нет и памятника святому князю Глебу, хотя он заслуживает его, как никто другой. Такой памятник наверняка бы не только украсил Муром и привлек новых туристов и верующих людей к православной церкви, но и сыграл бы положительную роль в воспитании новых поколений горожан.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

(во св. крещении Давид) - святой, князь Муромский, сын св. Владимира, великого князя Киевского.

В начальной киевской летописи его мать называется "болгарыней" (по Якимовской же летописи - царевна Анна). Год рождения Г. точно не известен (около 984 г.). Перед своей смертью Владимир разделил русскую землю между сыновьями, и Глебу достался Муром. Летопись отметила Г. как доброго и смирного князя. Читая преимущественно творения св. отцов, Г. был истинным христианином.

Из деятельности Глеба в Муроме известны его заботы по распространению христианства.

В особенности же он, по примеру отца, заботился об убогих: лечил их, раздавал щедро милостыню.

После смерти Владимира один из сыновей его, Святополк, прозванный впоследствии "окаянным", задумал погубить всех братьев своих. Преследуя эту цель, он прежде всего решил покончить с братьями от другой матери, Борисом и Глебом, пользовавшимися большой любовью в народе.

Покончив с Борисом, Святополк послал к Глебу в Муром сказать: "Отец твой очень болен и зовет тебя к себе, желая видеть - поспеши к нему и не бери с собою много слуг". Тотчас же с небольшой дружиной Г. отправился в путь, торопясь застать отца в живых. Когда он пришел на Волгу к устью Тмы, то конь его споткнулся на поле во рве и намял ему немного ногу. Затем Г. пришел к Смоленску, оттуда поплыл на лодке и остановился в виду города на Смядыне.

В это время сестра его Предислава, жившая в Киеве, уведомила Ярослава Новгородского о смерти Владимира, убийстве Бориса и о дальнейших злых намерениях Святополка.

Получив эти известия, Ярослав немедленно отправил гонца к Глебу и велел передать ему: "Не ходи в Киев к Святополку, потому что наш отец уже умер, а Святополк уже убил Бориса и тебя хочет убить". Посланный нагнал Г. в Смядыне.

Пораженный злодеянием Святополка и смертью отца, Г. горько заплакал и в нерешительности оставался на месте. В это время подоспели и посланные Святополком убийцы во главе с Горясером.

Обнажив оружие, убийцы вошли в ладью Глеба, не дав слугам его придти в себя; Горясер приказал убить Глеба (по житиям святого, дружине Глеба было запрещено употреблять оружие для защиты, по летописям же, дружина "приуныла"). Повар - торчин, злобствовавший на своего господина, предупредил намерение убийцы, схватил сзади за голову Г. и вонзил ему нож в гортань.

Это произошло в понедельник 5 сентября 1015 г. Так изображается мученическая кончина Глеба в Лаврентьевской летописи под 1015 г. Что же касается других летописей (Воскресенская и Софийская 1-я), то там об этом событии рассказывается несколько иначе. Увидя приближающихся врагов, Глеб "возрадовался душою", Горясер же омрачился и приказал грести к ладье Г., который, когда лодки сошлись и убийцы вскочили в его ладью, встретил их лобызанием.

Убийцами овладело смущение.

Сообразивши цель посланных, Г. начал умолять пощадить его жизнь и отвезти его прямо к брату - Святополку, если он в чем провинился пред ним. Но тщетны были его мольбы: "яко свирепые звери" напали убийцы на князя и зарезали его. Тело Г. было брошено недалеко от берега, в пустом месте, между двух колод, и прикрыто несколькими ветвями дерев. Долго пролежало здесь оно, пока рыбаки, а по другой версии охотники, не наткнулись на него и не сказали об этом жителям Смоленска, которые перенесли его в церковь.

По толкованиям некоторых историков (между прочим, Голубинского в "Истории канонизации святых"), тело князя было не брошено в буквальном смысле, а похоронено без подобающих князю и христианину обрядов.

Ярослав Новгородский позаботился о разыскании останков Бориса и Глеба. Тело первого было найдено в Вышгороде, а о Глебе известно было, что он находится недалеко от Смоленска, где же именно - этого не знали приближенные Ярослава.

Немного спустя сами жители Смоленска известили Ярослава, где находилось тело Г., и рассказали о чудесах от его мощей. Посланные священники и дьяконы торжественно перевезли тело Глеба по Днепру в Киев, где и были встречены Ярославом, митрополитом Георгием, духовенством и народом.

Затем гроб Г. был перенесен в Вышгород, в церковь св. Василия, и положен в каменную раку, рядом с Борисом (1019 г.). Через некоторое время церковь эта сгорела, и Ярослав над гробами своих братьев построил новую. При его сыне Изяславе эта церковь пришла в ветхость, и великий князь построил новую во имя св. Бориса и Глеба и торжественно перенес туда мощи их. Это произошло 2 мая 1072 г., и с тех пор установлен праздник перенесения мощей св. Бориса и Глеба. Вторичное или, вернее говоря, третье перенесение мощей св. князей было при Владимире Мономахе, который положил их в серебряную раку и 2 мая 1115 г. перенес в новый храм. Наконец, в 1191 г. ветхие раки их были перенесены в г. Смоленск в монастырь на Смядыне.

До сих пор, неподалеку от Смядынского колодца, возле которого, как предполагают, произошло убийство, находятся развалины существовавшего монастыря, основанного, очевидно, в память этого события.

Мощи св. Глеба были утрачены во время нашествия Батыя, когда Вышгород был разорен, но по предположению С. И. Писарева они почивают под спудом в Смоленске.

Память Бориса и Глеба празднуется православной Церковью 24 июля и 10 декабря, и отдельно Глеба 5 сентября, а, кроме того, 20 мая празднуется первое перенесение мощей, 2 мая - перенесение мощей в 1072 г. и 11 августа перенесение рак из Вышгорода в Смоленск в 1191 г. Святость Глеба долго не хотели признавать в Константинополе, даже митрополит киевский Георгий (родом грек) убедился в святости Глеба только тогда, когда новая церковь, куда перенесли мощи, при Изяславе, по открытии раки, по словам летописца, наполнилась благоуханием.

Вопрос о святости Глеба в Константинополе был решен в положительном смысле в конце XII столетия, так как в 1200 г. встречаются упоминания об образе св. Бориса и Глеба в Константинопольском Софийском соборе.

В древней Руси св. Борис и Глеб были очень популярными святыми.

Все летописи полны рассказов о разных чудесах, от мощей св. князей.

На это указывает и масса церквей, разбросанных по всей Руси, имени Бориса и Глеба. К древнейшим из них относится вышгородская церковь на Альте и туровская.

По "Иконописному подлиннику" Глеб изображается "подобием млад, лицом бел, власы с ушей кратки малы, очень кудреваты". Жития Бориса и Глеба быстро распространялись по всему славянскому миру и, судя по множеству списков, дошедших до нашего времени, были любимым чтением наших предков.

Сказание об убиении Бориса и Глеба помещено в летописи в повести временных лет под 6523 г.; оно известно в 2 редакциях: краткой (Лаврентьевский и Радзивилловский списки) и пространной (Ипатский и Хлебниковский списки).

Кроме того дошли до нас два подробных жития св. Бориса и Глеба: "Чтение о житии, и о погублении, и о чюдесех святую и блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба" летописца Нестора и "Сказание, и страсть, и похвала святую мученику Бориса и Глеба", приписываемое мниху Иакову.

Сочинение Нестора почти не имеет сходства с летописной редакцией сказания о св. Борисе и Глебе в известных теперь сводах.

Оно написано в условно-риторическом стиле византийских агиографических памятников, но тем не менее является важнейшим источником для биографии св. князей, будучи написано, по определению академика A. A. Шахматова, в 80-х годах XI в., через 60-70 лет после кончины братьев, когда еще сохранялись в памяти рассказы современников события.

Это житие сохранилось в сравнительно небольшом количестве списков (по подсчету Н. К. Никольского - 25). В особой редакции, с дополнениями из "Сказания", и с измененным заголовком оно попало в Великие Четии-Минеи. В гораздо большем числе списков (их насчитывают до 150) дошло до нас второе житие, или так называемое житийное сказание, являющееся одним из самых распространенных памятников древней русской агиографии.

Большинство прежних исследователей считало житийное сказание оригинальным памятником, написанным монахом Иаковом, и более древним, чем Несторово житие; оно послужило, по их мнению, источником для летописного рассказа о Борисе и Глебе. Некоторые новейшие исследователи пришли к совершенно противоположным выводам.

А. И. Соболевский и Н. К. Никольский пошатнули гипотезу об авторстве Иакова, а А. А. Шахматов высказал мнение, что сказание имеет своими источниками летопись (начальный свод) и Несторово житие и написано только в начале XII в. Житийное сказание дошло до нас в нескольких редакциях (до 9). Как "Чтение", так и "Сказание" были несколько раз изданы по разным спискам (преосв.

Макарием, Бодянским, Срезневским, Серебрянским и др.). Существуют еще проложные жития св. Бориса и Глеба в двух редакциях: древнейшей (до 1115 г.), южно-русской, и более поздней (не старше второй половины XV в.), северно-pycской. Житие Бориса и Глеба не только было распространено среди южных славян, но даже попало очень рано в армянские Четии-Минеи. Новейшее издание житий св. князей: "Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Приготовил к печати Д. И. Aбрамович.

Изд. отдел. рус. яз. и слов. Имп. Академии Наук. П. 1916 г." (Памятники древнерус. литературы, вып. 2). "Полн. собрание рус. летописей", т. I, II, III, V, VII. - Карамзин, "История государства Российского", т. I-V. - Соловьев, "История России", т. I. - Преосв.

Макарий, "История русской церкви", т. III. - Голубинский, "История русской церкви", І, 429-434, и "История канонизации святых", 44, 225. - Эристов, "Словарь историч. о святых". СПб., 1862 г., стр. 67-68. - "Православная Богословская Энциклопедия", т. II, ч. 1, стр. 964-968 ("Борис и Глеб", ст. А. Пономарева). - Брокгауз-Ефрон, "Энциклопед.

Словарь", XVI (ст. A. Э.). - "Большая Энциклопедия", VII. - Филимонов, "Иконописный подлинник", 334, 397, 398. - П. А. Гусев, "Новгородская икона св. Б. и Г. в деяниях" ("Вестник Археолог. инст.", т. X). - Д. И. Иловайский, "О церкви Б. и Г. в Царьграде" ("Труды Моск. Археолог.

Общ., т. VІ, в. 2, "Собр. сочинений", т. IІ). - С. П. Писарев, "Было ли перенесение мощей св. муч. Б. и Г. из Вышгорода в Смоленск на Смядынь". Смоленск, 1897 г. - "Описание рукописей Румянц. музея", № 319. - "Рукописи Св.-Тр. Серг. Лавры", II, 133, 193, 211, 326. - Горский и Новоструев, "Описание слав. рукопис.

Моск. синод. библиотеки", № 380. - Горский, Казанский и Сахаров, "О рукописях, содержащих в себе жития св. Бориса и Глеба" ("Записки отдел. рус. и слав. археологии Рус. Археолог. общ.", 1851 г., т. I). - "Чтение о житии и о погублении и о чюдесех святую и блаженную страстотерпцю Б. и Г., творение преп. Нестора, по харатейному списку Моск. синод. библ., с разнословиями по некоторым другим и с предисловием О. M. Бодянского" ("Чтения Общ. Ист. и Древн. Росс." 1859 г., кн. І). - Срезневский, "Сказания о св. Б. и Г., по 1-му (Сильвестровскому) списку, изданные по поручению и на иждивение Имп. Археолог.

Общества". СПб., 1860 г. - Билярский, "Замечания о языке сказания о Б. и Г., приписываемого Нестору, сравнительно с языком летописи" ("Записки Акад. Наук", т. II, кн. 2). - "Житие св. мучеников Б. и Г." с предисловием О. М. Бодянского, І. "Сказание, и страсть, и похвала святую мученику Б. и Г., такожде же сказание чюдес святую страстотерпцю Христову по харатейному списку Московского Большого Успенского Собора XII века. II. Сказание страсти и похвала святую мученику Б. и Г., по харатейному списку Московского Чудова монастыря XIV в." ("Чтения Общ. Ист. и Древн. Росс." 1870 г., кн. І). - "Сказание о Давиде и Романе.

Армянские Четии-Минеи 8 июля" ("Рус. Архив" 1877 г., кн. І, 273-286). - П. В. Голубовский, "Служба св. мученикам Б. и Г. в Иваничской Минее 1547-79 г." ("Чтения в Историч.

Обществе Нестора Летописца" 1900 г., кн. XIV, вып. III, стр. 125-164). - Н. К. Никольский, "Материалы для истории древнерусской письменности.

Проложное сказание об освящении церкви св. Б. и Г. и перенесении их гробов из Вышгорода на Смедыну" ("Известия отд. рус. яз. и слов. Акад. Наук", т. VIII, кн. 1, 1903 г.). - Н. П. Лихачев, "Лицевое житие св. благоверн. кн. рус. Б. и Г. по рукописи XV ст.", СПб. 1907 г. - Барсуков, "Источники русской агиографии", СПб., 1882 г., стр. 70-77. - Строев, "Библиолог. словарь", СПб., 1882 г., приложение к т. 41 "Записок Академии Наук" (см. по указателю). - Н. К. Никольский, "Материалы для повременного списка рус. писателей X-XI вв.", СПб., 1906 г., стр. 253-289, 398-402 (здесь помещен обширный указатель рукописного материала). - Иконников, "Опыт русской историографии", т. II (см. по указателю). - Шахматов, "Разыскания о древнейших русских летописных сводах", СПб., 1908 г., стр. 29-97 (Сказания о Б. и Г.). - В. Н. Перетц, "Отчет об экскурсии семинария рус. филологии в СПб.", Киев, 1912 г. ("Университетские известия" № 8), стр. 9-11, 75-77 (труд С. А. Бугославского по определению редакций "Сказания"). - H. Серебрянский, "Древнерусские княжеские жития (Обзор редакций и тексты)", стр. 17-23, 81-107; Тексты, стр. 27-47 ("Чтения Общ. Ист. и Древн. Росс." 1915 г., кн. 3). А. Ельницкий. {Половцов} Глеб Владимирович, князь муромский - во св. крещении Давид, князь муромский, сын Владимира св. от "болгарыни" (по Якимовской летописи - от греческой царевны Анны), причтенный к лику св. мучеников; род. около 984 г. В 1016 г. Святополк, заняв Киев, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка) устранить соперников по обладанию княжеством.

Убив Бориса, он звал в Киев Глеба, к опасно, будто бы, заболевшему отцу. Когда Г. остановился в виду Смоленска, он получил от брата Ярослава известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убиении им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и обнаружили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям св. князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие.

Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину.

В 1019 г., по занятии Киева Ярославом Владимировичем, заботами этого князя тело Г. было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, в церкви св. Василия.

В 1072 г. в честь святых князей установлено празднество.

Борис и Глеб в древней Руси были самыми популярными святыми, чтимыми всем народом: об этом свидетельствует, между прочим, множество до сих пор уцелевших древних церквей в разных концах России, поставленных в память этих св. князей.

Память св. князей празднуется 24 июля (ср. т. IV, стр. 411). Мощи их утрачены во время Батыева нашествия на Киев в 1240 г. См. "Полн. собр. росс. летоп." (34, 52, 58-61, 78, 127; II, 6, 7, 250, 259, 262, 273, 290, 291; III, 2, 4, 208, 209; IV, 1; V, 2, 12, 120, 128-131, 133, 134, 146, 147, 155; VII, 24, 231, 294, 313, 321-325, 327, 340, 341; IX, год 1180); "Вел. Минеи", изд. арх. комм., сент. 5 (убиение Глеба); "Сказание и страсть и похвала святоую моученикоу Бориса и Глеба" [Сохранена орфография издания Энц. Словаря Брокгауза и Ефрона 1893 г. - редакция] (по Харат. сп. XII и XIV ст. изд. И. О. Ист. и др., М., 1870); Срезневский, "Сказ. о св. Б. и Г." (СПб., 1860); Савваитов, "Путеш. новг. архиеп.

Антония в Царьград в 1200 г.", 79, 159; рукоп. литер. см. в "Агиографии" Барсукова.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.