Сретение христа. Сретенье. Иосиф Бродский Анне Ахматовой. Месточтимый религиозный праздник

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культур.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»
Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание».

Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля » (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына ». Как дева, то есть девственница, может родить?

Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня » (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… » Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении.

Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец » (Лк 2:34-35).

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь » (Лк 2:37 - 38).
Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:

"Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло.

Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! "

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.
Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Текст:


Церковнославянский:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Тропарь Сретению Господню

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию».

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. 1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.
2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.
3. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Иконы Сретения

Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов.

Самые дневние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: «А Тебе Самой оружие пройдет душу» .

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

«…Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем…»

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

«…Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу.

Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью — о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят…

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

«В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, “с нами Бог”.

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?
Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец…

Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: “ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”, - если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».
1953 год.

Пасха, Рождество, Троица, Вербное воскресенье – эти церковные праздники знают, пожалуй, все. А 15 февраля православные отмечают великое Сретение. В этот день вспоминают события, описанные в Евангелии от Луки, – встречу младенца Иисуса со старцем Симеоном в Иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Когда отмечается Сретение?

Сретение всегда выпадает на 15 февраля. И никогда не сдвигается, в отличие от многих церковных праздников. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день – 14 февраля.

Что означает слово "сретение"?

Сретение переводится с церковнославянского как "встреча". Этот праздник описывает встречу, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма, чтобы принести установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. После совершения обряда они уже хотели покинуть храм. Но тут к ним подошел древний старик, который считался самым старым человеком в Иерусалиме, по имени Симеон.

Почему Мария и Иосиф прибыли в храм с сорокадневным Богомладенцем?

В то время с рождением в семье ребенка у иудеев было две традиции. Женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском храме сорок дней, если она родила мальчика. Если же в семье родилась дочь, то должно было пройти 80 дней. Как только срок истекал, мать должна принести в храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения – годовалый ягненок и жертва во оставление грехов – голубка. Если же семья была бедной, то вместо ягненка можно было принести голубку.

Кроме того, если в семье рождался мальчик, то мать с отцом приходили на сороковой день в храм с новорожденным для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта – освобождения от четырехвекового рабства.

Несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия, семья из уважения перед иудейским законом решила принести жертву. Очистительной жертвой Марии и Иосифа стали два голубка – семья была небогатой.

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, на момент встречи с Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из 72 ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. В храме старец оказался неслучайно - его привел Святой Дух. Когда-то давно Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына". Ученый усомнился, что дева, то есть девственница, может родить, и решил исправить "Дева" на "Жена" (женщина). Но ему явился Ангел, который запретил ему это сделать. Также он сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно.

В тот день, когда Мария с Иосифом пришли в храм с младенцем на руках, пророчество исполнилось. Симеон взял на руки младенца, рожденного от Девы. Старец мог спокойно умереть.

Епископ Феофан Затворник писал: "В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…". Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца или иначе "Ныне отпущаеши".

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, "дочь Фануилова". Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при храме, как пишет евангелист Лука, "постом и молитвой служа Богу день и ночь" (Лк 2:37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Сретение – это встреча с Господом. Пророчица Анна и старец Симеон оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример, как принять Господа с чистым и открытым сердцем. Сретение – это не просто великий праздник и день из далекой новозаветной истории. Пожалуй, каждый человек хотя бы раз в жизни оказывается в доме Божием – в храме. И там происходит его личное Сретение – встреча с Христом.

Обычаи и традиции на Сретение

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году. Митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. Автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне – Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне – Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге. В народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

В этот день стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда пошли поговорки: "На Сретение зима с весною встретилась", "В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". После праздника крестьяне начинали множество "весенних" дел: выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.

Какая погода будет весной, определяли по этому дню. Считалось, если на Сретение холод, то и весна будет холодной. Если оттепель, то жди теплую весну.

Что означает слово «сретение» и почему у православных этот праздник считается одним из главных?

Пасха, Рождество, Троица, Вербное воскресенье – эти церковные праздники знают, пожалуй, все. А 15 февраля православные отмечают великое Сретение. В этот день вспоминают события, описанные в Евангелии от Луки, – встречу младенца Иисуса со старцем Симеоном в Иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Когда отмечается Сретение?

Сретение всегда выпадает на 15 февраля. И никогда не сдвигается, в отличие от многих церковных праздников. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день – 14 февраля.

Что означает слово «сретение»?

Сретение переводится с церковнославянского как «встреча». Этот праздник описывает встречу, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма, чтобы принести установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. После совершения обряда они уже хотели покинуть храм. Но тут к ним подошел древний старик, который считался самым старым человеком в Иерусалиме, по имени Симеон.

Почему Мария и Иосиф прибыли в храм с сорокадневным Богомладенцем?

В то время с рождением в семье ребенка у иудеев было две традиции. Женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском храме сорок дней, если она родила мальчика. Если же в семье родилась дочь, то должно было пройти 80 дней. Как только срок истекал, мать должна принести в храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения – годовалый ягненок и жертва во оставление грехов – голубка. Если же семья была бедной, то вместо ягненка можно было принести голубку.

Кроме того, если в семье рождался мальчик, то мать с отцом приходили на сороковой день в храм с новорожденным для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта – освобождения от четырехвекового рабства.

Несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия, семья из уважения перед иудейским законом решила принести жертву. Очистительной жертвой Марии и Иосифа стали два голубка – семья была небогатой.

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, на момент встречи с Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из 72 ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. В храме старец оказался неслучайно - его привел Святой Дух. Когда-то давно Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Ученый усомнился, что дева, то есть девственница, может родить, и решил исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел, который запретил ему это сделать. Также он сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно.

В тот день, когда Мария с Иосифом пришли в храм с младенцем на руках, пророчество исполнилось. Симеон взял на руки младенца, рожденного от Девы. Старец мог спокойно умереть.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца или иначе «Ныне отпущаеши».

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Смысл праздника Сретения

Сретение – это встреча с Господом. Пророчица Анна и старец Симеон оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример, как принять Господа с чистым и открытым сердцем. Сретение – это не просто великий праздник и день из далекой новозаветной истории. Пожалуй, каждый человек хотя бы раз в жизни оказывается в доме Божием – в храме. И там происходит его личное Сретение – встреча с Христом.

Обычаи и традиции на Сретение

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году. Митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. Автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне – Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне – Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге. В народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

В этот день стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда пошли поговорки: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел: выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.

Какая погода будет весной, определяли по этому дню. Считалось, если на Сретение холод, то и весна будет холодной. Если оттепель, то жди теплую весну.

ТРОПАРИ, КОНДАКИ, МОЛИТВЫ И ВЕЛИЧАНИЯ

СРЕТЕНИЮ ГОСПОДНЮ

Тропарь Сретению Господню, глас 1

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Кондак Сретению Господню, глас 1

Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жительство// и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, еди́не Человеколю́бче.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Сретение. (Иуд.1 :1–10 ; Лк.22 :39–42, 45, 23 :1 )

В сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и сретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых.

(Иуд.1 :11–25 ; Лк.23 :1–34, 44–56 )

Горе возвещает св. Апостол Иуда тем, которые соблазнительно держат себя в обществе, без страха утучняются на пиршествах, пенятся срамотами своими, ходят по своим похотям, говорят прегордая и отделяют себя от единства веры. Горе! Ибо вот грядет Господь со всеми и обличит всех нечестивых во всех делах, какие наделало нечестие их.

ПРИТЧА ДНЯ

«Где эта надежда, которую ты хранил?»

Рассказывали об одном садовнике, что он трудился и весь свой труд употреблял на милостыню, а себе оставлял только необходимое. Но помысл внушил ему: собери себе несколько денег, дабы, когда состаришься или впадешь в болезнь, не потерпеть тебе крайней нужды. И, собирая, он наполнил горшок деньгами. Случилось ему заболеть – у него стала гнить нога, и он истратил деньги на врачей, не получив никакой пользы. Наконец, приходит один опытный врач и говорит ему: «Если не отсечь ногу тебе, то сгниет все тело твое», – и он решился отсечь свою ногу. Ночью же, придя в себя и раскаявшись в том, что сделал, он сказал с воздыханием: «Помяни, Господи, дела мои прежние, которые совершил я, трудясь в саду своем и доставляя потребное братиям!» Когда он произнес это, предстал ему ангел Господень и сказал:

– Где деньги, которые собрал ты, и где эта надежда, которую ты хранил?

Он сказал:

— Согрешил, Господи, прости мне! Отныне я ничего подобного не буду делать.

Тогда ангел коснулся ноги его, и он тотчас исцелел, и, встав утром, пошел в поле работать.

Врач, по условию, приходит с орудием, чтобы отсечь ему ногу, а ему говорят: «Он утром ушел в поле работать». Тогда врач, изумившись, пошел на поле, где работал он, и, увидев его, копающего землю, прославил Бога, даровавшего садовнику исцеление.

Читайте так же по теме:

Праздник 21 августа — Мирон Ветрогон. Приметы, традиции. Православные христиане отмечают Рождество Пресвятой Богородицы Какой сегодня праздник 2 ноября 2017 года

15 февраля Церковь отмечает двунадесятый праздник - Сретение Господне. Дата этого праздника неизменна и привязана к Рождеству. Слово «сретение» значит «встреча».

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Икона праздника

В центре иконы Сретения — Богородица и старец Симеон бережно, обернутыми одеждой руками принимающий младенца Христа. Справа от Симеона изображают пророчицу Анну, так же, как и он, ждавшую прихода Спасителя. Слева от Богородицы — Иосиф, в руках которого клетка с голубями — жертвой за очищение после рождения ребенка.

Красная пелена поверх строений храма на иконах традиционно символизирует, что действие происходит внутри помещения.

Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. В православии этот обычай нашел отражение в «молитвах на сороковой день», читаемых над матерью ребенка.

Праведный Иосиф держит в руках корзинку с двумя голубями.

Первый голубь — жертва за первенца, положенная по закону Моисееву. Когда ангел Господень сошел на землю и убил всех первенцев мужского пола в земле Египетской, он не тронул детей тех, кто, по наставлению Моисееву, отметил свою дверь кровью ягненка. В воспоминание об этом событии все первенцы мужского пола должны были быть посвящены Богу, и за них полагалось приносить Богу символическую «заместительную» жертву — голубя.

Второй голубь — жертва очищения и благодарения после рождения ребенка, которую полагалось принести Марии, Матери Христа.

Жертва за первенца также тесно связана и с празднованием иудейской Пасхи. Как и в момент бегства из Египта, иудеи каждый год на Пасху вкушали специально приготовленного пасхального агнца, кровь которого спасла их первенцев от смерти.

Пасхальный агнец — это образ Христа, принявшего смерть за всех первенцев мира. Таким образом праздник Сретение отсылает нас напрямую к Распятию и Воскресению Христа — «первенца из мертвых», как поется в пасхальном песнопении.

Голубой цвет одежды Божией Матери означает невинность и чистоту. Сретение невозможно причислить ни к господским, ни к богородичным двунадесятым праздникам. Например, убранство храма и одеж-ды священнослужителей на Сретение «богородичного» голубого цвета. Эта символика ведет свою преемственность от главных праздников в Иерусалимском храме, во время которых первосвященник надевал одежды голубого цвета.

Старец Симеон, по преданию, был одним из 70 «толковников», переводивших в III веке книги Священного Писания на греческий по заказу египетского правителя Птолемея II. Предание говорит о том, что он, переводя строчку из книги пророка Исаии «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7 :14) усомнился, как дева может родить, и хотел перевести «дева» как «молодая женщина», что вполне допускает многозначность соответствующего слова в еврейском тексте Библии. Тогда ему явился ангел и пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и рожденного от нее Спасителя Израиля.

«Септуагинта» — перевод книг Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык, выполненный 70-ю толковниками, одним из которых, по преданию, был старец Симеон. Септуагинта наряду с другими, более поздними, рукописями легла в основу христианского канона Священного Писания Ветхого Завета, утвержденного Лаодикийским собором в 360 году.

Принимая на руки Христа, Симеон произнес слова, переданные нам дословно евангелистом Лукой: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эту молитву мы слышим в храме на каждой вечерне, по-церковнославянски она начинается словами «Ныне отпущаеши…» .

Пришедшей к жертвеннику Марии старец предрек, что Ее Младенцу Самому предстоит стать искупительной жертвой преступления Адама и Евы . Она же станет свидетельницей Его искупительной жертвы и душу ее «пройдет оружие».

Фильм митрополита Илариона «Сретение Господне». Студия «Неофит»

Как отмечают Сретение Господне. Запреты, традиции, приметы и что нельзя делать в Сретение Господне.

Православные верующие в среду, 15 февраля, отмечают Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников. Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова — «радость». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом…

Праздник

Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.

Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией.

Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…»

В праздник Сретения Господня, перед началом Божественной Литургии, в конце чинопоследования 6 часа, на амвоне перед, Царскими Вратами происходит освящение свеч, и последующая их раздача верующим.

Народные верования и традиции на Сретение Господне

Существует ряд церковных и языческих традиций, связанных со Сретением. Очень часто они так тесно переплетены, что сложно найти корни обрядов и обычаев.

Чтобы упростить для славян принятие новой веры, отцы церкви использовали уже существующую аналогию — праздник встречи Зимы и Весны, отмечавшийся в тот же период, что и Сретение Господне. Видоизмененные обычаи этого дня стали церковными канонами.

Главный из них — освящение свечей на Сретение.

По традиции, во время праздничного богослужения в церкви освящают свечи, а после раздают их прихожанам. Такие свечи очень ценились, обязательно приносились домой и хранились в течение года.

в старину считалось, что они способны оберегать дом от бури и смерча, посевы — от града и буйного ветра, а человека — от удара молнии, сглаза и болезней.

Первый раз громничную свечу зажигали сразу после прихода домой из церкви — «чтобы повень весенняя не повредила посевы, а мороз чтоб деревья не побил».

В течение же года свечу зажигали в таких случаях:

  • если над домом бушевала страшная непогода,
  • если рядом начинался пожар или другой природный катаклизм,
  • если возникали сложности в родах,
  • если человека «поймала черная болезнь» (эпилепсия),
  • если человек умирал (с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых).

Вторая важная традиция на Сретение — освящение воды.

Сретенскую воду из церкви ценили наравне с крещенской. По самой древней традиции, воду не носили святить в храм, а собирали с тающих капающих сосулек.

Сретенскую воду использовали в таких случаях:

  • для лечения ран и внутренних болезней,
  • от сглаза и ведьмовских чар,
  • кропили ею воинов перед боем и чумаков перед походом,
  • в начале сезона пасечники кропили ею ульи,
  • этой же водой окропляли домашний скот во время первого выгона на пастбище после зимы.

Что нельзя делать на Сретение

Что нельзя делать в Сретение Господне

Молитвы, возносимые в этот день, помогают каждому верующему. В праздник Сретения Господня следует сконцентрироваться на духовной жизни, анализировать свои поступки, просить прощения за грехи и творить благо. Есть и список дел, от которых лучше воздержаться.

Запрет на работу. В Сретение церковь запрещает любые работы, кроме тех, что служат на благо людей. Зарабатывание денег считается греховным занятием 15 февраля. Исключение составляют лишь те профессии, которые направлены на помощь окружающим. Это медицинские, спасательные и иные службы, которые своими действиями приносят благо для жизни людей.

Запрет на алкоголь. Церковь не одобряет спиртные напитки, которые затуманивают разум и делают людей зависимыми от своих вредных привычек. Считается, что весь вред от лукавого, и только спасительные молитвы позволяют христианам ежедневно бороться с дьявольскими искушениями и продолжать праведный путь.

Запрет на домашние дела. Уборка и стирка — удел будних дней. Во время празднования принято посвящать время Богу и молитвам для очищения души и поиска праведного пути. Также это время для общения с родственниками и добрых поступков.

Запрет на ссоры и бранные слова. Сквернословие является одним из смертных грехов и отворачивает Небеса от бранящегося человека. Ругань разрушает связь человека с Высшими силами и лишает его покровительства и защиты.

Запрет на мытье. Мытье в прежние времена доставляло множество хлопот. Нужно было носить воду, колоть дрова и топить баню. Тяжелый труд в праздники не приветствовался, поэтому мыться было принято накануне, чтобы встретить светлую дату чистым не только душой, но и телом. В современном мире церковь не дает запрета на мытье, если оно необходимо. Исключения составляют увеселительные мероприятия и праздное времяпровождение в бане или сауне.

Запрет на рукоделие. За занятием можно забыть о посещении церкви и общении с Богом. Церковь допускает занятие рукоделием, если оно не занимает все время и не отворачивает человека от молитв. Естественно, не возбраняется чинить порвавшуюся одежду или шить ее для того, чтобы носить.

Запрет на гадания и ритуалы. Православные христиане, истинно верующие в Бога, не могут заниматься магией и всячески обманывать судьбу, предначертанную Высшими силами. Попытки посмотреть в будущее ставят под сомнение Божий замысел и являются греховными.

Праздник Сретения Господня ознаменован торжественными церковными службами и освящением свечей. В этот день ваше хорошее настроение и смирение перед Богом очищает душу и способствует обретению счастья.

Народные приметы на Сретение

Так как в славянской традиции Сретение — переломный день, когда Зима встречается с Весной и впервые «борется» с ней, с 15 февраля связана масса примет о погоде, урожае и вообще о том, каким будет грядущий год.

Вот основные приметы на Сретение:

  • Если в ночь на Сретение небо чистое и видно все звезды, в этом году следует ждать большой урожай фруктов.
  • Если на Сретение начнется оттепель, жди поздней весны.
  • Сильный ветер в этот день — плохой знак для урожая.
  • Ясная и тихая погода — радость для пасечника, ведь она предвещает крайне удачный год.
  • Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
  • Коли небо звездное — то весна будет поздняя.
  • Если солнце перед закатом выглянет — прошли последние морозы, а если не покажется, то будут сильные власьевские морозы.
  • На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет.
  • В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).
  • На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.