Шумеры. История шумерской цивилизации Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Какой народ создал Шумерскую цивилизацию? На каком языке общалось население Месопотамии? Основы цивилизации в Двуречье заложили шумеры. Уже в VI тыс. до н.э. они были основным населением Двуречья, но вовсе не первыми его обитателями. Постепенно занимая Южную Месопотамию, шумеры, возможно, встречали здесь какие-то племена. Где находилась прародина шумеров не ясно. Сами шумеры считали себя выходцами с острова Дильмуна в Персидском заливе. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено.

С III тыс. до н.э. в Двуречье из Сирийской степи стали проникать семитские племена. Язык этой группы племен получил название восточносемитского (аккадского). К концу III тыс. до н.э. шумерское и семитское население окончательно смешалось. С конца IV тыс. до н.э. в Месопотамии сосуществовали три языка: дошумерский банановый, шумерский и восточносемитский (аккадский). Примерно до 2350 г. до н.э. население Нижней Месопотамии говорило по-шумерски, в Верхней Месопотамии преобладал аккадский язык. В конце концов семитский язык оказался в роли основного: дошумерский язык исчез, а аккадский победил и постепенно вытеснил язык шумеров, восприняв множество шумерских слов. Это отнюдь не объяснялось могуществом и многочисленностью восточных семитов, а лишь тем, что они были подвижными пастушескими племенами, быстро сливавшимися с соседними народами. Этнической вражды между народами, говорившими на различных языках, не было. Все население Месопотамии называло себя черноголовыми, независимо от языка, на котором каждый говорил.

Со второй половины IV тыс. до н.э. начался новый этап в развитии Месопотамской цивилизации, получивший название Урукской культуры (2-я пол. IV - III тыс. до н.э). Именно в это время завершилось формирование экономической и культурной основы Шумерской цивилизации, сложившейся в южной части Двуречья.

Первые в истории человечества города возникли на территории Двуречья. Уже в IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются здесь в города-государства. Город-государство это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40-50 тыс. человек.



Большую роль в развитии Шумерской цивилизации сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городом Месопотамии. Урук занимал площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе Урука находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения. В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука место народных собраний и заседаний совета старейшин.

Шумерская цивилизация периода Урукской культуры развивалась далеко не всегда прямолинейно. В гончарном производстве исчезла высокохудожественная т.н. культура крашеной керамики. Этот регресс был связан с массовым выпуском глиняных изделий, изготовляемых с помощью гончарного круга. Новые мастера уже не имели времени наносить на посуду магические узоры, поскольку это могло бы замедлить процесс массового производства керамических изделий, изготовление которых должно было успевать за ростом населения и его потребностями.

Шумерские племена Двуречья в различных местах долины занимались осушением болотистой почвы и использовали воды Евфрата, а затем и Тигра для создания ирригационного земледелия. Создание целой системы магистральных каналов, на которой базировалась регулярное орошение полей, в сочетании с продуманной агротехникой было важнейшим достижением Урукского периода.

Главное занятие шумеров земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства. Таков культовый алебастровый сосуд из Урука, высотой около 1 м. Его украшает изображение процессии с дарами, идущей к храму. Своих залежей металлических руд в Двуречье не было. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.

Жизнь шумерского общества складывалась вокруг храма. Храм центр округи. Созданию городов предшествовало создание храмов, за которым следовало переселение под его стены жителей мелких родовых поселений. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы как своеобразный символ шумерской цивилизации. Храмы имели важное общественное и экономическое значение. На первых порах верховный жрец руководил всей жизнью города-государства. Храмы имели богатые зернохранилища и мастерские. Они являлись центрами сбора запасных фондов, отсюда снаряжались торговые экспедиции. В храмах концентрировались значительные материальные ценности: металлические сосуды, произведения искусства, различного рода украшения. Здесь был собран культурный и интеллектуальный потенциал Шумера, проводились агрономические и календарно-астрономические наблюдения. Около 3000 г. до н.э. храмовые хозяйства стали настолько сложными, что понадобился их учет. Они нуждались в письменности, и письменность была изобретена на рубеже IV III тыс. до н.э.

Появление письменности важнейший этап в развитии любой цивилизации, в данном случае Шумерской. Если раньше люди хранили и передавали информацию в устной и художественной форме, то теперь они могли ее записывать, чтобы хранить сколь угодно долго.

Письмо в Шумере возникло сначала как система рисунков, как пиктограмма. Рисовали на сырых глиняных табличках углом заостренной тростниковой палочки. Затем табличке путем высушивания или обжига придавалась твердость. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связанное с этим предметом. Например, знак ноги обозначал ходить, стоять, приносить. Эта древнейшая форма письма была изобретена шумерами. Около середины III тыс. до н.э. они передали ее аккадцам. К этому времени письмо успело уже в значительной степени приобрести клинообразный облик. Итак, понадобилось не менее четырех столетий, чтобы из чисто напоминательных знаков письмо превратилось в упорядоченную систему передачи информации. Знаки превратились в комбинацию прямых черточек. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер. Такое письмо получило название клинопись.

Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Возможно поэтому древнейшие таблички были не велики и бедны по содержанию. Немногочисленные письменные знаки текста разбрасывались по поверхности таблички. Однако вскоре стали писать сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.

Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.

Шумерская цивилизация создала и ранние формы государственности.В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров. Для правителей государств Двуречья в надписях того времени встречаются два различных титула лугаль и энси. Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей. Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть какого-либо другого политического центра. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своем городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся. Однако ни один лугаль не являлся царем над всеми другими городами Двуречья.

В Шумере было несколько политических центров, возглавляемых лугалями, которые претендовали на преобладание в стране. Все они жили в постоянных столкновениях друг с другом. Шла ожесточенная борьба за землю, за головные участки оросительных сооружений, за контроль над всей ирригационной сетью. В числе государств, правители которых претендовали на преобладающее положение, были Киш на севере и Лагаш на юге. Борьба Киша с южношумерским городом Уруком отражена в цикле эпических поэм о Гильгамеше. Однако вскоре Киш опередил Лагаш. Этот город стал весьма могущественным и вел успешные войны с соседним городом Уммой. Лагашские правители носили титул энси и получали от совета старейшин звание лугаля только временно, на период войны. Но войны велись все чаще и чаще, и лугали получали почти неограниченную власть.

Внутреннее положение Лагаша не было прочным. Более половины всей земли являлось собственностью правителя и его семьи. Ухудшилось положение общинников, которые были в долгах у знати. Возросли поборы, связанные с ростом государственного аппарата. Все это вызвало недовольство самых разных слоев населения и сделало необходимым антиаристократические реформы, которые были проведены правителем (энси) Лагаша Уруинимгиной, принявшим позднее царский титул лугаль. Но реформы оказались незначительными и недолговечными. По существу положение изменилось мало: изъятие храмовых хозяйств из собственности правителя было номинальным, вся правительственная администрация осталась на своих местах. К тому же Лагаш вновь ввязался в войну и потерпел в 2312 году поражение в борьбе с правителем Уммы Лугальзагеси,которому удалось на некоторое время объединить весь Шумер. Однако, государство это было лишь конфедераций городов-государств (номов), которую Лугальзагеси возглавил в качестве верховного жреца.

В жизни Шумерской цивилизации еще с момента ее появления зародилась и затем стала неуклонно развиваться идея объединения. Вокруг нее выстраивалась вся политическая жизнь Двуречья. Конфедеративное объединение Шумера при Лугальзагеси выдержало всего лишь 25 лет. Затем последовали две попытки создания объединенного государства Двуречья при Саргоне Аккадском и при III династии Ура. Этот процесс занял 313 лет.

В северном Двуречье неожиданно появилась такая незаурядная личность как Саргон Аккадский (Древний) талантливый полководец и государственный деятель. Все, что о нем известно, укладывается в классическую формулу восточного деспота: создал себе царство, стал истинным царем, обладая неограниченной властью, основал династию, утвердил авторитет своего государства в глазах других народов. Легенды и предания о происхождении Саргона сближали его с мифическими богами и тем самым способствовали росту популярности.. Подкидыш, воспитанный в семье водоноса, Саргон стал личным слугой лугаля Киша, а затем возвысил никому не известный город Аккад, создав там собственное царство.

Семитский Аккад сначала объединил север Двуречья, и этот регион стал называться Аккадом. Впоследствии он подчинил города-государства Шумера, создав таким путем единое государство Двуречья. Победа Саргона над городами Шумера в большой степени была достигнута потому, что шумерские города-государства постоянно враждовали и соперничали между собой, а также благодаря поддержке шумерской знати.

Объединив Аккад и Шумер, Саргон принялся укреплять государственную власть. Ему удалось подавить сепаратизм соперничавших друг с другом царств. Города-государства сохранили свою внутреннюю структуру, но энси превратились фактически в чиновников, управляющих храмовым хозяйством и ответственных перед царем. Саргону удалось создать единую ирригационную систему, которая регулировалась в общегосударственном масштабе.

Саргоном впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско. Армия объединенного Двуречья насчитывала 5400 человек. Воины-профессионалы были расселены вокруг города Аккакда и полностью зависели от царя, подчиняясь только ему. Особенно большое значение придавалось лучникам более динамичному и оперативному воинству, нежели копьеносцы и щитоносцы. Опираясь на такую армию, Саргон и его преемники добились и во внешней политике, покорив Сирию и Киликию. Государство пополнилось сырьем, продуктами труда и живой рабочей силой рабами.

Деспотически-бюрократическое правление Саргона создало целую армию чиновников, новую служилую знать, ряды которой не пополнялись. Было создано и огромное придворное окружение. Деспотическая форма правления установилась в Месопотамии на тысячелетия, определяя специфику развивающейся здесь цивилизации. Уже внук Саргона Нарам-Суэн отбросил старый традиционный титул и стал называть себя царем четырех сторон света. Аккадское государство достигло своего апогея.

В дальнейшем деспотия стала особой формой государственной власти во всех древних восточных государствах. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Он являлся собственником всех земель, во время войны был верховным главнокомандующим, выполнял функции верховного жреца и судьи. К нему стекались налоги. Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Деспот это бог в человеческом облике. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему. Мощный аппарат чиновников контролировал и считал, взымал налоги и осуществлял суд, организовывал сельскохозяйственные и ремесленные работы, следил за состоянием ирригационной системы, набирал ополчение для военных походов.

Объединение Двуречья в единое государство важный шаг в развитии Шумерской цивилизации: развивалась хозяйственная жизнь, торговля, прекратились распри. Однако простые люди, и шумеры, и аккадцы, на деле ничего не выиграли от последовавших перемен. В стране царило недовольство, вспыхивали восстания. Аккадское государство, ослабленное социальными противоречиями, рухнуло около 2200 г. до н.э. под ударами внешнего врага кутиев. Вторгшиеся с востока горные племена кутии уничтожили в Двуречье царскую власть, обложили данью зависимых от них правителей. Наместником кутиев в Шумере был поставлен правитель Лагаша Гудеа. Власть кутиев над Двуречьем продлилась 60 лет, и Гудеа неустанно продолжал создавать благополучие Лагаша за счет других областей. Это было время жреческой реакции, временного регресса в сравнении с аккадским периодом.

Господство кутиев было недолговечным. На смену им в 2112 г. до н.э. пришла власть над Двуречьем города Ура, его III династии, наиболее заметный представителем которой был Шульги. Новое государство получило название Царство Шумера и Аккаде. Это было типичное древневосточное деспотическое и бюрократическое государство. Шульги добился своего полного обожествления. Седьмой или десятый месяц в календарях разных городов был назван в его честь. Страна была разделена на округи, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами. Во главе их стояли энси, которые были просто чиновниками и могла перебрасываться с места на место. Каждая область платила царю подать. Существовало единое государственное хозяйство, все работники которого назывались гуруши (молодцы), а работницы рабынями. Все они были сведены в отряды, которые могли перебрасываться с одной работы на другую. В них работало около полумиллиона человек. Работали без выходных дней и поэтому смертность была довольно высокой.

Такая система организации труда требовала постоянного учета и контроля. Работавшие получали стандартный ежедневный паек 1,5 л. (муж.), 0,75 л. (жен.) ячменя, немного растительного масла и шерсти. Эта сильно централизованная бюрократическая система, созданная III династией Ура, просуществовала около 100 лет.

Политической опорой подобного древневосточного деспотического государства являлись войско, жречество, администрация правителя, мелкие чиновники, квалифицированные ремесленники, надзиратели. Именно на этом этапе развития Шумерской цивилизации в сознание людей внедрялось учение о божественном происхождении царей и царственности, которая спустилась с неба и вечно пребывала на земле, переходя от династии к династии. Было выработано представление о круге обязанностей человека по отношению к богу и приближенного к нему царю.

III династия Ура пала под ударами внешних врагов, в первую очередь семитов-амореев. Рухнула и вся сложная бюрократическая система. Этому событию посвящена Песня плача, созданная в первые века II тыс. до н.э. на шумерском языке. Воспользовавшись ситуацией, с востока вторглись племена эламитов. В 2003 г. до н.э. был разграблен город Ур, который потом долгое время лежал в развалинах. В Месопотамии вновь наступил период политической раздробленности, который длился свыше двух столетий. В такой обстановке выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон, не игравший до этого значительной роли.

Шумер был первой из трех великих цивилизаций древности. Он возник на равнине между реками Тигр и Евфрат в 3800 году до н. э.

Шумеры изобрели колесо, первыми начали строить школы и создали двухпалатный парламент.

Именно тут появились первые историки. Здесь получили хождение первые деньги — серебряные шекели в виде слитков, возникли космогония и космология, впервые стали вводиться налоги, появились медицина и целый ряд институтов, которые «дожили» и до наших дней. В шумерских отелах преподавались различные дисциплины, а законодательная система этого государства была похожа на нашу. Существовали законы, защищавшие работающих и безработных, слабых и беспомощных, существовала система судей и присяжных.

В обнаруженной в 1850 году на территории Месопотамии библиотеке Ашшурбанипала было найдено 30 тысяч глиняных табличек, содержащих массу информации, значительная часть которой остается не расшифрованной и по сей день.

Между тем, глиняные таблички с записями находили и до обнаружения библиотеки, и потом, причем во многих из них, в частности, в аккадских текстах, указывается, что они скопированы с более ранних шумерских оригиналов.

В Шумере было хорошо налажено строительное дело, и первую печь для обжига кирпича тоже создали здесь. Такие же печи применялись для выплавки металлов из руды — этот процесс стал необходимым уже на ранних этапах, как только исчерпался запас натуральной самородной меди.

Исследователей древней металлургии крайне удивило, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти технологии они освоили всего лишь через несколько столетий после возникновения цивилизации.

Еще более поразительным выглядит то, что шумеры овладели способами получения сплавов. Они первыми научились производить бронзу — твердый, но хорошо поддающийся обработке сплав, который изменил весь ход истории человечества.

Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением. Во-первых, потому что необходимо было подобрать их точное соотношение, и шумеры отыскали оптимальное: 85% меди на 15% олова.

Во-вторых, в Месопотамии не было олова, вообще редко встречающегося в природе, его следовало где-то отыскать и привезти. А в-третьих, извлечение олова из руды — оловянного камня — довольно сложный процесс, который не могли открыть случайно.

В отличие от ученых более поздних веков, шумеры знали, что Земля вращается вокруг Солнца, планеты движутся, а звезды неподвижны.

Они знали все планеты Солнечной системы, а ведь Уран, например, был открыт лишь в 1781 году. Более того, в глиняных табличках рассказывается о катастрофе, случившейся с планетой Тиамат, которую в научной и научно-фантастической литературе нынче принято называть Трансплутоном, и существование которой косвенно подтвердили в 1980 году американские космические аппараты «Пионер» и «Вояджер», направленные к границам Солнечной системы.

Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли объединились в созданном ими первом в мире календаре.

Этот солнечно-лунный календарь вступил в силу в 3760 году до н. э.

Шумеры — первая цивилизация на Земле.

в городе Ниппуре. И был самым точным и сложным из всех последующих. А созданная шумерами шестидесятеричная система счисления позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд было основано на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов и в существовании дюжины как меры количества

Данная цивилизация просуществовала всего 2 тысячи лет, но сколько было сделано открытий!

Этого не может быть!

И все же этот невозможный Шумер существовал и обогатил человечество таким количеством знаний, которые не дала ему ни одна другая цивилизация.

Более того, загадочным образом зародившаяся шесть тысяч лет назад цивилизация Шумера так же внезапно и таинственно исчезла. На этот счет у ортодоксальных ученых имеется несколько версий. Но называемые ими причины гибели Шумерского царства так же неубедительны, как и версии, которыми они пытаются объяснить его возникновение и поистине фантастический, ни с чем не сравнимый взлет.

Шумерская цивилизация погибла в результате нашествия с запада воинственных семитских кочевых племён.

В 24 веке до нашей эры царь Аккада Саргон Древний разгромил царя Лугальзаггиси, правителя Шумера, объединив по своей властью Северную Месопотамию. На плечах Шумера родилась вавилоно-ассирийская цивилизация.

Архитектура Шумеров

Наиболее четко прослеживается развитие архитектурной мысли шумеров по тому, как изменяется внешний облик храмов.

В шумерском языке слова «дом» и «храм» звучат одинаково, поэтому древние шумеры не разделяли понятия «построить дом» и «построить храм». Бог — владелец всех богатств города, его хозяин, смертные лишь недостойные его слуги. Храм — жилище бога, он должен стать свидетельством его могущества, силы, воинской доблести. В центре города на высокой платформе воздвигалось монументальное и величественное сооружение — дом, жилище богов — храм, с обеих сторон к нему вели лестницы или пандусы.

К сожалению, от храмов наиболее древней постройки до наших дней сохранились лишь руины, по которым практически невозможно восстановить внутреннее устройство и убранство культовых сооружений.

Причина этого – влажный, сырой климат Двуречья и отсутствие какого-либо долговременного строительного материала кроме глины.

В Древней Месопотамии все сооружения возводились из кирпича, который формировался из сырой глины с примесью тростника. Такие постройки требовали ежегодной реставрации и ремонта и были крайне недолговечны. Только из древних шумерских текстов мы узнаем, что в храмах ранней постройки святилище было смещено к краю платформы, на которой возводился храм.

Центром святилища, его сакральным местом, где совершались таинства и обряды, был престол бога. Он требовал особой заботы и ухода. Статуя божества, в честь которого воздвигнут храм, находилась в глубине святилища. О ней тоже требовалось тщательно заботиться. Вероятно, внутренние помещения храма были покрыты росписями, но их уничтожил влажный климат Двуречья.

В начале III века до н.э. в святилище и его открытый внутренний дворик перестали пускать непосвященных. В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется еще один тип храмовой постройки – зиккурат.

Он представляет собой многоступенчатую башню, «этажи» которой имеют вид сужающихся кверху пирамид или параллелепипедов, число их могло доходить до семи. На месте древнего города Ура археологи обнаружили храмовый комплекс, построенный царем Ур-Намму из III династии Ура.

Это наиболее сохранившийся зиккурат шумеров, дошедший до наших дней.

Он представляет собой монументальное трехэтажное строение из кирпича, высотой более 20м.

Шумеры строили храмы тщательно и продуманно, а вот жилые дома для людей не отличались особыми архитектурными изысками. В основном это были прямоугольные постройки все из того же сырцового кирпича. Дома возводились без окон, единственным источником света был дверной проем.

Зато в большинстве зданий была канализация. Какого-либо планирования застроек не существовало, дома строились бессистемно, поэтому часто узкие кривые улочки заканчивались тупиками. Каждый жилой дом обычно окружался глинобитной стеной. Такая же стена, но гораздо большей толщины, возводилась вокруг поселения. По преданию самым первым поселением, окружившим себя стеной, тем самым присвоившим себе статус «города», был древний Урук.

Древний город навсегда остался в аккадском эпосе «Уруком огражденным».

Мифология

Ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировалось представление об антропоморфном божестве.

Божества — покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся с функциями верховного жреца.

Из первых письменных источников известны имена (или символы) богов Инанны, Энлиля и др., а со времени т.

н. периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и фары (Шуруппака) 27-26 вв. — теофорные имена и наиболее древний список богов. Самые ранние собственно мифологические литературные тексты — гимны богам, списки пословиц, изложение некоторых мифов восходят также к периоду Фары и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. Но главная масса шумерских текстов мифологического содержания относится к концу 3 — началу 2-го тысячелетия, к так называемому старовавилонскому периоду — времени, когда шумерский язык уже вымирал, но вавилонская традиция ещё сохранила систему преподавания на нём.

Таким образом, ко времени появления письменности в Двуречье (кон.

4-го тыс. до н. э.) здесь зафиксирована определённая система мифологических представлений. Но в каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция.

До конца 3-го тыс.

до н. э. не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей», бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза; Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и божество мудрости), главный бог города Эреду, древнейшего культурного центра Шумера; Ан, бог кеба, и Инанна, богиня войны и плотской любви, божества города Урук, возвысившегося в конце 4 — начале 3-го тыс.

до н. э.; Наина, лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским Нинуртой), и др. Древнейший список богов из Фары (ок. 26 в. до н. э.) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ан, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту.

Валерий Гуляев

Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории

Откуда пришли шумеры?

Если даже считать, что шумерами были уже носители убейдской культуры, то все равно остается без ответа вопрос, откуда пришли эти шумеры-убейдцы. «Откуда появились сами шумеры, – отмечает И.М. Дьяконов, – до сих пор остается еще совершенно неясным.

32. Оттиски цилиндрических печатей периода Джемдет-Наср: а) печать с изображением священной ладьи;

б) печать из храма Инанны в Уруке.

Нач. III тыс. до н. э.

Их собственные предания заставляют думать о восточном или юго-восточном происхождении: древнейшим своим поселением они считали Эреду – на шумерском „Эре-ду“ – „Добрый город», самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн; место возникновения человечества и его культурных достижений шумеры относили к острову Дильмун (возможно, Бахрейн в Персидском заливе); важную роль в их религии играли культы, связанные с горой.

С археологической точки зрения вероятна связь древнейших шумеров с территорией Элама (юго-западный Иран)».

Об антропологическом типе шумеров можно до известной степени судить по костным остаткам, но не по их скульптуре, как полагали ученые в прошлом, так как она, видимо, сильно стилизована и подчеркивание некоторых черт лица (большие уши, большие глаза, нос) объясняется не физическими чертами народа, а требованиями культа.

Изучение скелетов позволяет заключить, что шумеры IV–III тыс. до н. э. принадлежали к антропологическому типу, который всегда господствовал в Месопотамии, то есть к средиземноморской малой группе европеоидной большой расы. Если у шумеров в Южном Двуречье существовали предшественники, то, очевидно, и они принадлежали к тому же антропологическому типу. Это и не удивительно: в истории очень редко случается так, чтобы новые пришельцы полностью истребляли старых жителей; гораздо чаще они брали жен из местного населения.

Пришельцев могло быть и меньше, чем местных жителей. Поэтому, даже если шумеры в действительности пришли издалека и издалека же принесли свой язык, это могло почти никак не отразиться на антропологическом типе древнего населения Нижней Месопотамии.

Что касается языка шумеров, то он продолжает пока оставаться загадкой, хотя мало есть языков на свете, с которыми не пытались бы установить его родство: тут и суданские, и индоевропейские, и кавказские, и малайско-полинезийские, и венгерский, и многие другие.

Долгое время распространена была теория, относившая шумерский к числу тюрко-монгольских языков, однако довольно многочисленные приводившиеся сопоставления (например, тюрк. тэнгри «небо, бог» и шумерск. дингир «бог») были в конце концов отвергнуты как случайные совпадения. Также не был принят наукой и длинный список предлагавшихся шумеро-грузинских сопоставлений.

Нет никакого родства и между шумерским и его сверстниками в древней Передней Азии – эламским, хурритским и др.

Кто же такие шумеры – народ, который прочно занял арену месопотамской истории на добрую тысячу лет (3000–2000 гг.

до н. э.)? Действительно ли они представляют очень древний пласт доисторического населения Ирака, или же они пришли из какой-то другой страны? И если это так, то откуда именно и когда привела судьба в Месопотамию «черноголовых» (самоназвание шумеров – санг-нгиг , «черноголовые»)? Эта важная проблема вот уже свыше 150 лет дебатируется в научных кругах, но пока до окончательного ее решения еще очень далеко. Большинство ученых тем не менее считает, что предки шумеров впервые появились в Южном Двуречье в убейдские времена и, таким образом, шумеры – народ пришлый.

33. Каменный сосуд с цветными инкрустациями. Урук (Варка).

Кон. IV тыс. до н.

цивилизация шумеров кратко

«Бесспорно одно, – пишет польский историк М. Белицкий, – это был народ, этнически, по языку и культуре чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время… Говоря о происхождении шумеров, не следует забывать об этом обстоятельстве.

Многолетние поиски более или менее значительной языковой группы, родственной языку шумеров, ни к чему не привели, хотя искали повсюду – от Центральной Азии до островов Океании».

Свидетельством того, что шумеры пришли в Двуречье из какой-то горной страны, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из сырцового кирпича террасах. Едва ли подобный способ мог возникнуть у обитателей равнины.

Его, вместе с верованиями, должны были принести со своей прародины горцы, воздававшие богам почести на горных вершинах. Более того, в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково.

Сами шумеры о своем происхождении ничего не говорят. Древнейшие мифы начинают историю сотворения мира с отдельных городов, «и всегда это тот город, – отмечает российский историк В.В. Емельянов, – где создавался текст (Лагаш), или священные культовые центры шумеров (Ниппур, Эреду)».

Тексты начала II тыс. называют в качестве места зарождения жизни остров Дильмун, но составлены они как раз в эпоху активных торгово-политических контактов с Дильмуном, поэтому в качестве исторического свидетельства их воспринимать не стоит.

Куда серьезнее сведения, содержащиеся в древнейшем эпосе – «Энмеркар и владыка Аратты». В нем говорится о споре двух правителей за поселение в своем городе богини Инанны. Оба правителя в равной степени почитают Инанну, но один живет на юге Двуречья, в шумерском Уруке, а другой – на востоке, в стране Аратта, славящейся своими искусными мастерами. При том оба правителя носят шумерские имена – Энмеркар и Энсухкешданна.

Не говорят ли эти факты о восточном, ирано-индийском (конечно, доарийском) происхождении шумеров?

Илл. 34. Сосуд с изображением животных. Сузы. Кон. IV тыс. до н. э.

Еще одно свидетельство эпоса. Ниппурский бог Нинурта, сражаясь на Иранском нагорье с некими чудищами, стремящимися узурпировать шумерский престол, называет их «дети Ана», а между тем хорошо известно, что Ан – самый почтенный и старый бог шумеров, и, стало быть, Нинурта состоит со своими противниками в родстве.

Таким образом, эпические тексты позволяют определить если не сам район происхождения шумеров, то, по крайней мере, восточное, ирано-индийское направление миграции шумеров в Южное Двуречье. Откуда же, спросите вы, в таком случае взялось слово «Шумер», и по какому праву мы именуем народ шумерами?

Подобно большинству вопросов шумерологии, и этот вопрос остается пока открытым.

Несемитский народ Месопотамии – шумеры – был назван так своим первооткрывателем Ю.

Оппертом на основании ассирийских царских надписей, в которых северная часть страны названа «Аккад», а южная «Шумер». Опперт знал, что на севере жили в основном семиты, а их центром был город Аккад, – значит, на юге должны были жить люди несемитского происхождения, и именоваться они должны шумерами.

И он отождествил название территории с самоназванием народа. Как выяснилось впоследствии, эта гипотеза оказалась неверной. Что же касается слова «Шумер», то существует несколько версий его происхождения. Согласно гипотезе ассириолога А. Фалькенштейна, слово это является фонетически измененным термином Ки-эн-ги(р) – названием местности, в которой находился храм общешумерского бога Энлиля. Впоследствии это название распространилось на южную и центральную часть Двуречья и уже в эпоху Аккада в устах семитских правителей страны исказилось до Шу-ме-ру. Датский шумеролог А.

Вестенхольц предлагает понимать «Шумер» как искажение словосочетания ки-эме-гир - «земля благородного языка» (так называли свой язык сами шумеры). Существуют и иные, менее убедительные гипотезы. Тем не менее, термин «Шумер» давно уже получил права гражданства и в специальной, и в популярной литературе, и менять его никто пока не собирается.

И это все, что можно сказать сейчас об истоках шумерской цивилизации.

Как выразился один из маститых ассириологов, «чем больше мы обсуждаем проблему происхождения шумеров, тем сильнее она превращается в химеру».

Итак, к началу III тыс.

до н. э. Южная Месопотамия (от широты Багдада до Персидского залива) стала местом рождения примерно полутора десятков автономных городов-государств, или «номов». Они уже с момента своего появления вели ожесточенную борьбу за господство в этом регионе. В северной части месопотамской равнины (Двуречья) самой влиятельной силой были правители города Киша, на юге лидерство попеременно захватывали то Урук, то Ур.

И тем не менее «несмотря на отсутствие полного культурного единства (что проявляется в существовании местных культов, местных мифологических циклов, местных и часто сильно различающихся школ в скульптуре, глиптике, художественном ремесле и др.) есть и черты культурной общности всей страны… К этим чертам принадлежат общее самоназвание – „черноголовые» (сайг пгига)… общий для всего Двуречья культ верховного бога Энлиля в Ниппуре, с которым были постепенно соотнесены все местные общинные культы и все генеалогии божеств; общий язык; распространение резных цилиндрических печатей с реалистическими изображениями охоты, религиозных процессий, умерщвления пленных и т.

п.; известные общие черты стиля в глиптике вообще, а также в скульптуре. Наиболее интересно, что система шумерской письменности, при всей ее сложности и при разобщенности отдельных политических центров, практически тождественна по всей Месопотамии. Тождественны и использовавшиеся учебные пособия – перечни знаков, без изменения переписывавшиеся вплоть до второй половины III тыс. до н.

э. Создается впечатление, что письменность была изобретена единовременно, в одном центре, а оттуда в готовом и неизменном виде распространена по отдельным „номам“ Двуречья».

Центром культового союза всех шумеров был Ниппур (шумер. Нибуру, совр. Ниффер). Здесь находился Э-кур – храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль чтился как верховный бог еще в течение тысячелетия всеми шумерами и восточными семитами-аккадцами.

И хотя Ниппур никогда не представлял собой важного политико-административного центра, зато он всегда был «священной» столицей всех «черноголовых». Ни один правитель города-государства («нома») не считался легитимным, если он не получал благословления на власть в главном храме Энлиля в Ниппуре.

Кто же правил шумерами на заре их истории?

Как звали их царей и вождей? Каков был их общественный статус? Какими делами они занимались? У жителей древней Месопотамии, как и у греков, германцев, индусов, славян, был свой собственный «героический век» – время существования полубогов, полугероев, храбрых воинов и могущественных царей, которые стояли почти вровень с богами и совершали необыкновенные подвиги, доказывая свою удаль и величие. И только сейчас мы начинаем понимать, что, по крайней мере, часть этих героев – отнюдь не мифические персонажи из старых сказок, а вполне реальные исторические лица.

Шумеры пользовались шести-десятеричной системой счисления. Для изображения чисел использовались всего два знака: «клин» обозначал 1; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; «крючок» - 10; 60 х 10; 3600 х 10 и т. д.

Шумерская цивилизация

В основу цифровой записи был положен позиционный принцип, но если Вы, исходя из основы счисления, думаете, что числа в Шумере отображали как степени 60-ти, то ошибаетесь.

За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд:

1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000.

Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему. Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 - всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время отсюда, например, деление круга на 360 градусов.

Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием.

Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным - оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества.

Они обнаруживаются также в современной системе счета, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.

Теперь нас уже не должно удивлять, что зодиак также был еще одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями. Но шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в гороскопах. Они использовали их в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет.

При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям. Таким образом, не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере.

Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.

Исследования шумерской математики, к большому удивлению ученых, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет.

Отсутствие каких бы то ни было иных, кроме астрономических, возможных приложений для произведений чисел 25 920 и 2160 может означать лишь одно - эта система разработана специально для астрономических целей.

Похоже на то, что ученые уклоняются от ответа на неудобный вопрос, который заключается в следующем: каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего 2 тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет?

И почему начало их цивилизации относится к середине периода между сменами зодиака? Не свидетельствует ли это о том, что они унаследовали астрономию от богов?

Рождение шумеров

Шумерская цивилизация, которую сегодня считают самой высокоразвитой из всех существовавших, появилась в Месопотамии более шести тысячелетий назад. Ее письмена указывают на гористый остров в море и на морской путь, приведший этот народ в низовья Евфрата. При этом их шумеры называют не только родиной, но и тем местом, где зародилась вообще человеческая цивилизация. Где оно находилось, выяснить пока не удалось. Известно лишь, что шумерская цивилизация появилась как уже достаточно хорошо сложившаяся общность. Чуждые всем племенам, заселяющим Месопотамию, шумеры еще тогда использовали троичную систему расчетов, знали о числах Фибоначчи, имели представление о создании, развитии и тогдашнем строении нашей Вселенной, имели свою письменность. Мифология подтверждает, что шумеры - первая цивилизация на Земле, которая контактировала с богами планеты Нибиру. И подтверждением этому стало обнаружение на территории Свазиленда поселения и золотодобывающих шахт глубиной более тридцати метров. Исследования показали, что возраст этих раскопок доходит до ста тысячелетий.

Там же были обнаружены кости древнего человека. А поскольку человеку в каменном веке золото не было нужно, то вопрос о том, куда уходили огромные слитки, добытые промышленными технологиями, оставался открытым, хотя древние надписи говорят, что это богатство цивилизация шумеров добывала для богов с далекой планеты Нибиру.

Достижения шумеров

Расшифровка рукописей, которые остались от шумеров, произвела настоящую революцию. Достижений этого уникального по своему развитию народа было настолько много, что исследователи были в шоке. Оказалось, что шумерская цивилизация была развита настолько, что владела знаниями не только в математике, но и в генной инженерии, химии, астрономии, фитотерапии. Более того, у нее были государственные органы, суд присяжных и т. д.

Догадки

Человечество до сих пор теряется в догадках об источнике столь обширных познаний, имеющихся у шумеров более шести тысячелетий назад. Некоторую завесу над этой тайной раскрыл исследователь де Саржак, который в 1877 году в окрестностях Багдада нашел неизвестную статуэтку. Вскоре на этом месте были организованы раскопки. Постепенно из-под земли стали появляться скульптуры и глиняные таблички, которые были украшены странными орнаментами. Однако самыми информативными оказались шумерские печати, датируемые третьим тысячелетием до нашей эры. На них были изображены космические экипажи, запускающие двигатель, их полет, его траектория. Здесь же исследователям удалось расшифровать странную фразу о том, что полет контролируют божества. Кроме того, на печатях есть информация о том, как нужно ориентироваться, возвращаясь на Землю, вести корабль на посадку, исходя из рельефа местности.

Планета, на которую летали космические экипажи, на рисунках имеет вытянутую орбиту, такую, как у Нибиру, и это дает некоторым исследователям основание полагать, что золото, добываемое на территории нынешнего Свазиленда, предназначалось для богов с планеты Нибиру.

Язык шумеров

Исследователи до сих пор не смогли разобраться, к какой группе относится шумерский язык. Все дело в том, что среди известных человеку способов общения нет ни одного - ни древнего, ни современного, который хотя бы отдаленно был похож на тот, на котором разговаривала шумерская цивилизация.

Где могла зародиться первая цивилизация? Некоторые считают таковой землю Сеннаарскую (Шумер, Аккад, Вавилония), что расположена в долине рек Тигра и Евфрата. В древности и назвали эту землю «Домом двух рек» – Бит-Нахрейн, греки – Месопотамией, другие народы – Междуречьем или Двуречьем. Река Тигр берет начало в горах Армении, к югу от Ванского озера, истоки Евфрата лежат к востоку от Эрзерума, на высоте 2 000 метров над уровнем моря. Тигр и Евфрат связали Месопотамию с Урарту (Арменией), Ираном, Малой Азией, Сирией. Жители Южной Месопотамии называли себя «народ Шумера». Было установлено, что Шумер находился на юге Двуречья (к югу от сегодняшнего Багдада), Аккад занимал среднюю часть страны. Граница между Шумером и Аккадом проходила чуть выше города Ниппура.

По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии. Климат тут был более суровым. Появились шумеры в долине Тигра и Евфрата – около IV тысячелетия до н. э. Кто они были такими и откуда пришли, несмотря на многолетние упорные поиски, точно сказать трудно. «Местом появления человечества шумеры считали страну Дильмун, соответствующую в наше время островам Бахрейн в Персидском заливе, – пишет И.Канева. – Археологические данные дают возможность проследить связь шумеров с территорией древнего Элама, а также с культурами северного Двуречья».

Античные авторы довольно часто говорили о Египте, а вот о Шумере, шумерах и шумерской цивилизации никаких сведений нет. Шумерский язык своеобразен и совершенно непохож на семитские языки, которых во время его появления не было вовсе. Далек он и от развитых индоевропейских языков. Шумеры – не семиты. Их письменность и язык (название виду письменности в 1700 году дал профессор Оксфордского университета Т.Хайд) не имеют отношения к семито-хамитской этноязыковой группе. После дешифровки шумерского языка в конце XIX столетия со страной Шумер традиционно начали связывать встречающееся в Библии наименование этой страны – Sin,ar.

По сей день неясно, какова была причина появления в тех краях шумеров – Всемирный потоп или что-либо другое… Наука признает, что шумеры вероятней всего не были первыми поселенцами Центрального и Южного Двуречья. На территории Южного Двуречья шумеры появились не поздней IV тысячелетия до н. э. Однако откуда они появились тут, неизвестно. Есть и ряд гипотез относительно мест, откуда они могли появиться. Одни полагают, что это могло быть Иранское нагорье, далекие горы Центральной Азии () или же Индия. Другие видят в шумерах кавказский народ (Ш. Оттен). Третьи считают что они исконные жители Двуречья (Г.Франкфорт). Четвертые рассказывают о двух волнах миграции шумеров из Центральной Азии или же с Ближнего Востока через Центральную Азию.

Шумерами была разработана самая первая письменность - клинопись. За очень короткий промежуток времени она получила в их народе до такой степени широкое распространение, что практически все население было грамотное. Со временем эту письменность использовали последующие цивилизации. В летописях Шумерской цивилизации описано то, что происходило на Земле 400–500 тысяч лет назад.

Шумеры – были умелыми строителями. Их архитекторы изобрели арку. Материал шумерами завозился из других стран – кедры доставляли из Амана, камни для статуй из Аравии. Они создали свое письмо, агротехнический календарь, первый в мире рыбопитомник, первые лесозащитные насаждения, библиотечный каталог, первые медицинские рецепты. Есть те кто считает, что их древнейшие трактаты использовались составителями Библии при написании текстов.

Патриарх современной «мировой истории» В.Макнил полагал, что шумерская письменная традиция согласуется с представлением, по которому основатели этой цивилизации пришли с юга морем. Ими было покорено коренное население, «черноголовые люди», которые прежде жили в долине Тигра и Евфрата. Они научились осушать болота и орошать землю, потому как вряд ли точны слова Л.Вулли о том, что Двуречье раньше жило в обстановке золотого века: «Это была благословенная манящая земля. Она звала, и многие откликнулись на ее зов».


Хотя как гласит легенда тут когда-то находился Эдем. В Книге Бытия указано его местоположение. Некоторые из ученых уверяют, что сады Эдема могли находиться в Египте. В месопотамской литературе нет указаний следов земного рая. Иные видели его у истока зарождения четырех рек (Тигр и Евфрат, Фисон и Геон). Антиохийцы считали, что рай находится где-то на востоке, может быть, где-то там, где земля сходится с небом. Согласно Ефрему Сирину, рай должен был находиться на острове – в Океане. Древние греки представляли нахождение «рая», то есть посмертной обители праведников, на островах в океане (так называемые острова Блаженных).

Плутарх в жизнеописании Сертория описал их: «Они отделены один от другого очень узким проливом, находятся в 10 000 стадиях от африканского берега». Тут благоприятный климат благодаря температуре и отсутствию резких перемен во все времена года. Рай представлял собой землю, покрытую вечнозеленеющим садом. Именно таким виделся образ земли обетованной, где люди сыты и счастливы, вкушают плоды в тени садов и прохладных ручьев.

Исследования ученых дали пищу для новых догадок и гипотез. В 1950-х годах экспедиция датчан во главе с Дж. Бибби нашла на острове Бахрейн следы того, что иные тут же назвали прародина шумерской цивилизации. Многие сочли, что именно тут находился легендарный Дилмун. В самом деле, ведь такие древние источники, как поэма о приключениях богов, переписанная в IV тысячелетии до н. э. с еще более древнего источника, уже упоминает некую аравийскую страну Дилмун.

Эта «священная и непорочная страна», как видно, когда-то находилась на острове Бахрейн в Персидском заливе, а также на близлежащих землях аравийского побережья. Несомненно, что она славилась своими богатствами, развитой торговлей, роскошными дворцами. В шумерской поэме «Энки и мироздание» также отмечено как общеизвестный факт то, что корабли Дилмуна везли лес, золото и серебро из Меллуха (Индия). Здесь же сказано о таинственной стране Маган. Дилмунцы торговали медью, железом, бронзой, серебром и золотом, слоновой костью, жемчугом и т. п. Поистине это был рай для богачей. Скажем, во II столетии до н. э. греческий путешественник описывал Бахрейн как страну, где «двери, стены и крыши домов были инкрустированы слоновой костью, золотом, серебром и драгоценными камнями». Память об удивительном мире Аравии сохранялась очень долго.

Как видно, этим обстоятельством и была вызвана экспедиция Дж. Бибби, который описал свою одиссею в книге «В поисках Дилмуна». Он на месте португальской крепости нашел останки древних строений. Неподалеку обнаружили священный колодец, в котором находился таинственный «трон Бога». Затем память о Священном троне Дилмуна переходила от народа к народу и от эпохи к эпохе, найдя отражение в Библии: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал». Так появилась сказка-быль об этой волшебной стране, откуда столь болезненным было и изгнание человека, если оно и имело место, конечно.

Глядя на безжизненно-мертвое пространство Двуречья, где бушуют песчаные бури, нещадно палит яркое солнце, как-то трудно соотнести это с раем, что должен радовать взор людей. Действительно, как написал М.Никольский, найти более неприветливую страну непросто (хотя ранее климат мог быть и другим). Для привычного к зелени русского и европейского взора тут не на чем задержать глаз – одни пустыни, холмы, дюны и болота. Дожди редкость. Весной и летом вид Нижней Месопотамии в особенности печален и мрачен, потому как тут все изнывают от жары. Как осенью, так и зимой этот регион представляет из себя песчаную пустыню, но вот весной и летом он превращается в водяную пустыню. В начале марта разливается Тигр, а в середине марта начинает разливаться Евфрат. Воды разлившихся рек соединяются, и страна по большей своей части превращается в одно сплошное озеро. В мифах Шумера и Вавилонии нашла отражение эта вечная борьба стихий.

Многие полагали, что шумерская культура является культурой производной. Англичанин Л.Вулли, исследователь царских захоронений в Уре, например, высказал такую гипотезу: «Несомненно, что шумерийская цивилизация появилась из элементов трех культур: Эль-Обейда, Урука и Джемдет– Насра, и окончательно оформилась только после их слияния. И начиная с этого момента жителей Нижней Месопотамии можно называть шумерийцами. Потому я считаю, – писал Л.Вулли, – что под именем «шумерийцы» мы должны подразумевать народ, предки которого, каждый по-своему, разрозненными усилиями создали Шумер, но к началу династического периода индивидуальные черты слились в одну цивилизацию».

Хоть происхождение шумер («черноголовых») в наши дни во многом остается тайной, известно, что в середине IV тысячелетия до н. э. возникли поселения – города-княжества Эреду, Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Эшнунна, Ниневия, Вавилон, Ур.

Шумеры смогли создать обширное государство со столицей в Уре (2112–2015 гг. до н. э.). Цари третьей династии делали все возможное, чтобы умилостивить богов. Основатель династии, Урнамму, принимал участие в создании первых кодексов Древнего Двуречья. Недаром С.Крамер называл его первым «Моисеем». Он прославился и как замечательный строитель, возведя ряд храмов и зиккуратов. «Во славу владычицы своей Нингал Урнамму, могучий муж, царь Ура, царь Шумера и Аккада, воздвиг сей великолепный Гипар». Башню достраивали сыновья. В столице был священный квартал, посвященный богу луны Нанна и его супруге Нингал. Древний город ничем, конечно, не напоминал современные города.

Ур представлял из себя неправильный овал длиной всего около километра и шириной до 700 метров. Его окружала стена с откосом из кирпича-сырца (что-то наподобие средневекового замка), которую с трех сторон обступала вода. Внутри этого пространства были воздвигнуты зиккурат, башня с храмом. Ее называли «Небесным холмом» или «Горою бога». Высота «Горы бога», на вершине которой стоял храм Нанна, была 53 метра. Кстати говоря, зиккурат в Вавилоне («Вавилонская башня») – копия зиккурата в Уре. Вероятно, из всех подобных зиккуратов в Ираке тот, что в Уре, был в самом лучшем состоянии. (Вавилонскую же башню разрушили воины .) Урский зиккурат представлял из себя храм-обсерваторию. На ее изготовление ушло 30 миллионов кирпичей. Немногое уцелело от древнего Ура, гробниц и храмов Ашшура, ассирийских дворцов. Непрочность сооружений объясняется тем, что они создавались из глины (в Вавилоне две постройки возведены из камня).

Внешне шумерийцы отличались от семитских народов: были безбородыми и безусыми, а семиты носили длинные курчавые бороды и волосы до плеч. Антропологически шумеры относятся к большой европеоидной расе с элементами малой средиземноморской расы. Часть их пришла из Скифии (по Роулинсону), с полуострова Индостан (по И. Дьяконову и пр.), часть же – с острова Дильмуна, нынешнего Бахрейна, Кавказа и т. д. Утверждается также, что, поскольку шумерская легенда повествует о смешении языков и что «в старые добрые времена все они были одним народом и говорили на одном языке», возможно, что все народы вышли из одного первонарода (суперэтноса).

Нижняя Месопотамия (сейчас это южная часть современного Ирака) — местность, на которой возникла это древнейшее сообщество.

Кто такие шумеры?

Определение

Шумеры — это первая, городская и развитая цивилизация на Земле, в которой:

  1. Действовал 1-ый, двухпалатный парламент. Шумерская цивилизация — это носитель демократии и парламентского правления.
  2. Динамично совершенствовалась торговая деятельность. Шумеры были древнейшими купцами. Они первые сформировали дороги торговли как по морю, так и по суше.
  3. Обсуждались общефилософские темы. Философы шумерской цивилизации разработали учение, ставшее постулатом на всем Ближнем Востоке, созидающая силе божественного слова.
  4. Функционировала законодательная и исполнительная база. Они ввели первые законы, установили налоги и имели суд присяжных.

Шумеры обладали навыками в таких науках, как:

  1. Математика.
  2. Астрономия.
  3. Физика.
  4. Медицина.
  5. География
  6. Строительство.

Именно шумерская цивилизация:

  • Разработала всем известные — зоны Зодиакального круга.
  • Распределила год на 12 месяцев.
  • Неделю на семь дней.
  • Сутки на 24 часа
  • Час на 60 минут.
  • С поразительной точностью исчисляла координаты небесных тел.
  • Рассчитывала фазы лунных и солнечных затмений.
  • Именно шумерская цивилизация — составила лунный календарь.

Уже в те времена эскулапы этой расы организовывали сеансы психотерапии, врачевали катаракту, давали рекомендации и рассказывали людям о полезностях здорового образа жизни.

Таким образом, полагаясь на вышенаписанное, можно сказать, что шумеры — это раса, которая обладала знаниями высшего уровня на те времена.

Прорыв в науке, который совершили Шумеры в столь короткий промежуток времени не укладывается в сознании ученых.

Также ученые не соглашаются и с толкованиями, предоставленные самими Шумерами. В этом случае нужно будет признать, что знаниями, которыми обладали Шумеры, поделилась внеземная раса — Ануннаки. Шумерская общественность называла их богами, потому что, их внешний вид и технологические возможности внушали страх и трепет.

На данный момент, Ануннаки — это завоеватели и прямая угроза для всего человечества.

В конце 19 века был поставлен, так называемый — шумерский вопрос, который актуален и по сей день.

Эденский рай

Группа археологов Генри Лейарда в 1849 году, на месте развалин города Сиппар зафиксировала более 20 тысяч глиняных, рукописных табличек, принадлежавшие шумерам. Некоторые из них описывали мифический сад Эден (Eden).

Исследователь шумеро-аккадской клинописи Антон Паркс, изучил их и выдвинул свою интерпретацию перевода:

Эденский сад — это местность, на которой работали люди на благо богов и использовались в качестве рабов.

Одной из самых таинственных мест в шумеро-аккадском и египетском эпосе — это миф о создании человека существами с других планет.

По одной из популярной версии — инопланетная раса понесла поражение в космической войне и была вынуждена искать для себя новую, пригодную для жизни планету.

Высадившись на Землю около 4000 лет до н. э., существа с планеты Нибиру занялись активным освоением территории. Оценив все прелести физического труда, у инопланетных гостей возникла идея — создать человека. Что и было в последствии реализовано Ануннаками.

Захария Ситчин

Захария Ситчин — это американский писатель, криптоисторик и журналист, который ввел такие понятия, как Нефилимы и Ануннаки. Он самостоятельно изучил клинопись шумерской цивилизации.

Ситчин говорил, что отыскал истоки, на которых зародилась шумерская цивилизация и связал их с Ануннаками, прибывшими с планеты Нибиру.

Методы генной инженерии

Хромосома №2 - применяется каждой клеткой человека в ДНК на 8%. Ее неожиданное происхождение никак не могло быть итогом эволюционных движений. Тогда, откуда же она взялась?

Ответ находится в текстах, которые оставили после себя шумеры. Хромосома номер 2 появилась искусственным путем. Ее возникновение — результат генной инженерии, экспериментов, которые контролировали Ануннаки.

В результате, человек приобрел «божественные» гены и стал выделяться среди любых, существующих форм жизни на Земле. Эти гены преимущественно влияют на КОРТЕКС (кору головного мозга), значит и оказывают воздействие на такие качества как:

  • Логика;
  • Умение осознавать происходящее;
  • Включать процессы самовосстановления организма.

Если полагаться на этот древний первоисточник, можно сделать следующий вывод:

Выражать благодарность за эти сведения стоит не эволюции, а просвещенным, инопланетным жителям. Но, учитывая мнение научного сообщества, основополагающим в этой картине является слово «ЕСЛИ».

Советуем просмотреть фильм «Поле битвы: Земля (2000)». Восхитительный фильм, в котором заложен определенный смысл. Очевидно, шумеры и другие культуры наблюдали неких более высокоразвитых существ. Человек так устроен, когда он видит непонятные явления, то, что выходит за рамки его понимания — приписывает этому какую-то божественность.

Видео

Цивилизация шумеров и их основатели — Ануннаки с планеты Нибиру

Заключение

В заключении, хотелось бы повториться:

  • Цивилизация шумеров обладала рядом современных знаний.
  • Они первые изобрели календарь.
  • В математике, цивилизация шумеров использовала шестидесятеричную систему счисления. Такая система давала возможность находить дроби и умножать миллионы, вычислять корни и возводить в степень.
  • Шумеры верили в загробный мир и

Археологи уже нашли около одного миллиона шумерийских табличек... Теперь только терпение и надежна на то, что маятник истины пошатнется в том или ином направлении. На этом все! Обменивайтесь своими рассуждениями в комментариях.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.