Рисование углём. Учимся рисовать углем. Основные материалы и приемы работы с углем Как рисовать углем на специальной бумаге

Уголь. С большой вероятностью можно предположить, что самым первым в истории человека графическим материалом был простой уголек из костра. Им рисовали во все времена и удивительно то, что даже сейчас он не потерял своей актуальности и любви художников.

Уголь – очень красивый материал с большими графическими возможностями. Он дает большой диапазон тона, красивую бархатистость и разнообразную фактуру. Им рисуют на бумаге, картоне и холсте, сочетая с любыми другими мягкими материалами (сепией, сангиной и мелом), но чаще используют как самодостаточное средство.

Он отлично подходит для зарисовок и позволяет создавать динамичные живые рисунки. Материал красиво растирается, быстро корректируется, легко стирается резинкой и самозатачивается в процессе рисования. Им можно накладывать тонкие штрихи и создавать широкие «мазки», рисуя плоскостью. Техника угольного рисования даже породила такой странный термин как «живописный рисунок».

И всем уголь хорош, кроме одного – он очень непрочно держится на поверхности. Это самый сыпучий графический материал. Именно поэтому угольные работы очень легко размазать и невозможно хранить в незакрепленном виде.

Его мягкость имеет и плюсы. Можно не бояться сделать ошибку — материал легко сбивается с поверхности тряпочкой или щетиной кисти и таким образом рисунок можно корректировать много раз, добиваясь наилучшего результата.Именно поэтому его часто используют для нанесения рисунка на холст перед живописью.

Zhaoming Wu. Портрет углем. И.Е.Репин. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь по холсту. Zhaoming Wu. Портрет углем. Учебная постановка. Уголь. Китайская школа. Уголь. И.С. Куликов. Портрет крестьянки. Уголь, пастель.

В 15 веке в Италии получил распространение интересный способ закрепления угля, когда рисунок наносили уже на промазанную клеем поверхность бумаги, а после завершения держали работу над паром, и, таким образом фиксировали уголь.

Надо сказать, что люди изобретали множество разных способов закрепления — опускали в раствор клея, обрабатывали канифолью, растворенной в бензине, опрыскивали из пульверизатора снятым и процеженным молоком, брызгали пивом, но ни один из них не получился идеальным.

В наше время уголь закрепляют так же, как и другие мягкие графические материалы — специальным фиксативом или лаком для волос.

Существует два вида угля – натуральный и прессованный. Натуральный отличается неправильной формой и разной толщиной, всегда имеет сердцевину, так как сделан из настоящих древесных палочек. Такие палочки сильнее осыпаются, а иногда среди них попадаются неравномерно прожжённые экземпляры. Такие веточки бледно рисуют и царапают бумагу.

Если вы живете в частном доме и у вас есть печь, древесный уголь можно легко сделать самостоятельно. Когда я была маленькой, мой отец готовил себе такой уголь для рисунка под живопись. Для этого он брал очищенные от коры палочки ивы или березы диаметром 3-6 мм, вертикально упаковывал их в вертикальную жестяную банку. Затем засыпал отверстия между прутками песком и очень плотно закрывал банку, чтобы в нее не проник кислород. Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной. После ее нужно было положить в печные угли на 5-6 часов и дождаться еще несколько часов, пока банка остынет. В итоге получался классный художественный уголь.

И.Е.Репин. Портрет Романова. Уголь Zhaoming Wu. Портрет углем. Н.И.Фешин. Зарисовка.Уголь. Zhaoming Wu. Портрет углем. Н.И.Фешин. Зарисовка.Уголь. И.Е.Репин. Портрет М.О.Левенфельд. Уголь, сангина. Н.И.Фешин. Мужчина с острова Бали. Уголь. Casey Childs. Уголь. И.Е. Репин. Портрет И.С.Остроухова. Уголь.

Прессованный стержень изобрели в 19 веке. Его изготавливают из угольной крошки, скрепляя растительным клеем. В отличии от древесного, он имеет правильную форму, равномерную структуру и дает более глубокий тон и производится от одного до четырех номеров твердости. К тому же он лучше держится на поверхности, хотя все равно требует фиксирования.

Такой уголь можно приобрести и в виде деревянных карандашей. Угольный карандаш на практике оказывается очень удобным – удобно прорисовывать мелкие детали.В России такой карандаш выпускается под названием «Ретушь» мягкости 3М (Производство Красин). В последнее время качество «Ретуши» оставляет желать лучшего. Я его покупала совсем недавно и была очень разочарована — рисует бледно и к тому же постоянно обнаруживает в составе царапающие глиняные комочки. Очень жаль, потому что еще лет 15 назад он был отличным.

Предшественником прессованного угля в 19 веке был жирный уголь – это обычный древесный, но дополнительно пропитанный растительным маслом. Я не пробовала рисовать таким материалом, говорят, что он дает более темную линию и чуть меньше осыпается, чем простой древесный.

Сейчас в продаже можно найти любой уголь, классический древесный, в виде прессованных брусков, стержней и карандашей в деревянной оправе. Для работы с углем, учитывая его сыпучесть, имеет смысл использовать бумагу или картон с шероховатой поверхностью.

Угольный карандаши.

Бумажные палочки для растушевки угля.

Угольные карандаши

Набор всех типов угля.

Набор всех типов угля.

Набор всех типов угля.

Подводя итог, замечу, что не вижу особого смысла рисовать древесным углем, когда существует прессованный. В свое время я очень намучилась с недолговечностью своих угольных рисунков, а большинство из них пришлось выбросить из-за плохой сохранности. Поэтому, когда в продаже появился прессованный уголь, для меня это было счастьем и спасением.

Но вам стоит попробовать поработать и тем и другим, чтобы составить собственное мнение.

Есть еще один замечательный карандаш, по похожий на угольный, но другой по составу — это Итальянский карандаш. Но о нем в следующей статье.

Древесный уголь является одним из самых основных инструментов для рисования. Как и у карандаша, у него есть свой набор преимуществ и недостатков. Чтобы получить максимальную отдачу от материала, вы можете узнать о нескольких основных техниках рисования углем для начинающих, чтобы начать рисовать эскиз с уверенностью.

Как правило, древесный уголь отлично подходит для эскизов. Он поставляется со множеством степеней твердости, которые позволяют вам быстро перемещать вашу руку по бумаге, легко смешивать и переносить мелкие детали, когда это необходимо.

Распространенные техники рисования углем и инструменты

Во-первых, вам нужно несколько видов угля. Древесный уголь имеет две различные формы: древесный и прессованный. Важно знать разницу между ними.

Слева направо: древесный уголь, прессованный черный уголь и прессованный белый уголь

Древесный уголь

Древесный уголь — это мягкая палочка, очень светлая. Он практически ничего не весит и легко перемещается по бумаге. Из-за того, что он светлый, у вас не получится темный черный цвет. Вместо этого вы захотите использовать древесный уголь для рисования и для смешивания.

Прессованный уголь

Прессованный древесный уголь больше похож на карандаш — на самом деле он часто и производится в форме карандаша! Здесь уголь упаковывается очень плотно. Трудно смешивать и трудно стирать. Сжатый древесный уголь лучше всего подходит для тонких деталей и когда вам нужна жирная тень.
Вы также можете найти белый прессованный уголь, который хорошо подходит для бликов и акцентов.

Клячка — ластик для угля



Этот ластик сильно напоминает пластилин — вы можете сформировать его своими пальцами и использовать его в редуктивных рисунках. Чтобы очистить ластик, просто помните его в руках. Вы снова почувствуете себя ребенком!

5 древесных углей, которые вы должны знать

Имея древесный уголь, прессованный уголь и клячку своем арсенале, вы можете начать пробовать три простых метода рисования древесным углем. Затем вы можете объединить их в более интересные композиции. Экспериментируйте на шероховатой бумаге.

Смешивание древесного угля



Древесный уголь отлично подходит как основа для вашего рисунка; вы можете покрыть свою композицию древесным углем и растереть его в бумагу пальцами. Затем вы можете наложить еще древесного угля сверху или растереть его снова.

Рисунок линиями прессованным углем



Прессованный уголь лучше всего оставлять для тонких линий, сложных деталей и достижения жирного черного. Поскольку древесный уголь очень плотный, он не перемещается так же легко, как древесный уголь. Хотя вы можете набросать рисунок и им, но прессованный уголь не идеален для быстрых рисунков, где ваша рука должна двигаться с молниеносной скоростью. Скорее, он лучше всего подходит для работ, где вы прорисовываете линии, тем более, что прессованный уголь трудно стереть.

Рисование клячкой


Вы когда-нибудь пытались рисовать Клячка для рисования идеально подходит! Сначала создайте базовый слой древесным углем, затем используйте кляку, чтобы удалить часть угля, создав изображение с контрастирующими линиями.
Этот инструмент не будет удалять линии так же чисто, как обычный ластик, но он может забрать лишний уголь. Мне нравится вставлять его в наконечник и использовать как стирающий карандаш.

Слои прессованным и древесным углем



Начните с рисования с древесным углем в качестве вашей базы. Разотрите его пальцем. Затем нарисуйте более точные детали с помощью прессованного угля. Для особого акцента используйте белый прессованный уголь.

Комбинирование всех методов в одну композицию

Здесь уголь показывает все свои возможности. Когда вы комбинируете древесный, прессованный уголь и клячку для рисования, вы лучше чувствуете свою картину. Вы можете добиться этого несколькими способами, но начните со смешивания древесного угля на вашей бумаге. Затем, используя клячку, нарисуйте изображение, сняв слой угля. Закончите композицию прессованный углем, добавив тонкие детализирующие линию и блики.

Если вы хотите научиться рисовать углем, то рекомендуем прочитать данный урок, в котором мы подробно рассмотрим основы техники рисования.

Возьмите некий предмет, который хотите изобразить. Например, старый кувшин. Желательно использовать только один источник света, что бы получить хорошую тень. Вам понадобися собственно уголек, режинка, кусочек тряпки для размытия и отдельный чистый лист.

Начинаем с середины

Наш рисунок мы начали "с середины", изначально закрасив площадь рисунка средними тонами нашей будущей картины. Затем, по мере рисования, мы обозначим света и тени. Приучайте глаза искать светлые и темные участки предметов. Закрашивайте равномерно, не оставляя белых просветов. При необходимости, используйте тряпку для размытия, но не надавливайте слишком сильно, иначе потом будет трудно стирать.

Определяем форму

Следущая стадия рисования может быть весьма быстрой. Рассмотрите свой предме вцелом, отмечая темные и светлые области. Обозначьте углем темные края, не особо заботясь о точном воспроизведении формы. Ластиком и тряпкой наметьте края светлые. Ваш предмет начинает быстро проявляться на рисунке.

Корректируем форму и добавляем объем

Используем тряпку и кусочек бумаги для выравнивания тонов. Трапочка высветляет, а кусочек бумаги равномерно смешивает оттенки. Четко обозначьте темные участки, не забывайте про основание. Хорошо выраженная основа только усилит эффект объемности и явно обозначит тени.

Последние штрихи

Закрулите край резинки до максимальной тонкости, что бы создавать максимально качественные подсветки. Здень, например, это особенно важно на носике кувшина и ручке. Осноание кувшина мы подтерли и добавили теней. Обратите внимание, насколько темными получились некоторые уччастки. Используйте этот момент, для придания еще большей выразительности рисунку.

Пробуйте, творите и

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мастерство некоторых художников превосходит все границы. Они рисуют чем угодно: маслом, акриловыми красками, углем, шариковыми ручками или простым карандашом, - но их работы не отличить от фотографий. Немалое упорство и талант авторов делают эти работы чем-то большим чем просто фотокопиями. В них жизнь, видение художника, эмоции и иллюзия мира, в котором мы живем.

сайт собрал 15 художников, глядя на работы которых мы буквально не верим своим глазам.

Диего Фацио

Диего работает как струйный принтер, начиная рисовать с края листа. Рисует простым карандашом и углем. На создание одного портрета у художника уходит по 200 часов работы.

Грегори Тилкер

Грегори Тилкер пишет свои «дождливые» полотна кистью, используя акварель и масляные краски. Просмотр картин Грегори напоминает путешествие на машине в холодный ненастный день.

Руфь Тайсон

Британская художница Руфь Тайсон, как и многие ее коллеги, не имеет художественного образования, однако обладает оригинальной манерой исполнения своих работ. Она рисует графитом и акварельными карандашами, но иногда берется и за краски.

Роберто Бернарди

Сложно поверить, что «сладкие» натюрморты Роберто Бернарди не сняты на камеру. Каждый натюрморт с изумительной точностью передает отражения на глянцевой поверхности стола, сгибы и блики.

Робин Элей

Лондонский художник создает масштабные реалистичные картины маслом. В картинах этой коллекции художник изящно «скрывает» наготу человеческих тел прозрачной пленкой.

Готфрид Хельнвайн

В своих работах Хельнвайн использует преимущественно акварельные краски. Он работает как живописец, чертежник, фотограф, скульптор и артист, раскрывая все стороны своего таланта.

Винсент Фатауззо

Работы известного австралийского художника Винсента Фатауззо выставлены по всему миру. Портрет Хита Леджера был написан за несколько недель до смерти актера.

Камальки Лауреано

Камальки Лауреано - талантливый доминиканский художник. Он применяет технику письма акриловыми красками на холсте. Для него работа - это не просто подражание фотографии, а подражание жизни.

Пол Кэдден

Томас Арвид

Томас не имеет никакого формального образования. Наработав мастерство по собственной системе обучения, художник пришел к своей теме - теме вина. Так и возник «Винный погреб Томаса Арвида» - серия работ с изображениями бутылок, пробок, штопоров и бокалов с искрящимися напитками.

Статья из журнала художник 1961 года. И. Изаксон

Один из самых популярных материалов для рисо-вания — уголь. Им выполняют рисунки-штудии и на-броски, эскизы и подготовительные рисунки «под живопись». Нередко в этой технике художники создают станковые произведения самостоятельного значения. Такова, например, серия панно «Хиросима» японских художников Тосико Акамацу и Ири Маруки, за кото-рую они были удостоены Всемирной премии мира. Значительная часть этих панно выполнена углем, не-сколько панно — углем в сочетании с гуашью и тушью.

Популярность этого материала не случайна. Уголь как бы соединяет в себе преимущества нескольких различных материалов. Остро заточенным углем можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголек, положенный на ребро, дает широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штри-ховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками. По богатству тонов уголь едва ли не превосходит все другие живописные материалы и во всех градациях тоновой шкалы — от воздушного серого до глубочайшего черного — отли-чается красотой и бархатистостью цвета.

Углем очень легко работать, так как он хорошо «ложится» на бумагу или холст, не требуя от худож-ника большого физического напряжения: малейший нажим уже оставляет на бумаге видимый след. Это свойство угля позволяет рисовальщику быстро рабо-тать даже тогда, когда приходится покрывать на бума-ге большие поверхности (что совсем нелегко сделать, скажем, карандашом).

Достоинством угля является также и то, что он дает возможность внести поправки в рисунок, переком-поновать целиком или переделать его. Уголь очень легко смахивается с бумаги или грунта, почти не остав-ляя следов.

Большим практическим удобством для художника является также и то, что для работы углем годится почти любая бумага.

Недостатков у угля немного. Главным из них яв-ляется то, что уголь легко смазывается. Чтобы рисунок не был утрачен, надо его закрепить — зафиксировать. Последнее является, в частности, серьезной помехой в использовании угля при работе на природе — рису-нок необходимо зафиксировать и высушить сразу же на месте, иначе его едва ли удастся донести до дома.

Для молодых и для недостаточно требовательных к себе художников недостатком может стать и сама красота материала, так же как и легкость пользова-ния им. Рисунки углем часто получаются очень эф-фектные, а сочетание красивых пятен с линией или «игра» светотени маскируют неточности, грубые про-махи в рисунке. Поэтому начинающий художник легко может власть в самообман, считая законченными и совершенными те рисунки, в которых вся поверхность листа «затушевана», но собственно рисунок — при-стальное изучение формы — еще не начинался. Чтобы избежать этого, не следует ограничиваться только рисунками углем — как бы заманчиво это ни каза-лось, — надо обязательно перемежать рисунки углем рисунками графитным карандашом — материалом более строгим и менее «обманчивым», чем уголь.

Среди рисовальных материалов уголь — наиболее живописный. Им можно передать отношения различ-ных цветов, их прозрачность и плотность, воздушную перспективу, светотень. Начинать рисунок можно так же, как и живопись, с размещения на листе больших тоновых масс, «постепенно уточняя и детально разра-батывая форму с тем, чтобы линия и контур появились только к концу работы. При этом, пользуясь тем, что уголь легко удаляется с поверхности бумаги, худож-ник может начинать работу,

нанося большие силуэты, без всякого предварительного оконтуривания. Однако особенно увлекаться таким методом не следует. Начи-нающим художникам рекомендую в начале работы главное внимание обращать на более жесткое и кон-структивное построение рисунка.

Подготовительные рисунки для живописи также не следует вести чисто живописным путем. Лучше в этом случае выполнить карандашом или твердым углем более жесткий рисунок, построенный не на пятне, а на штрихе и контуре. Важно это потому, что, разработав в угольном рисунке ряд чисто живописных задач, художник обрекает себя — при работе красками непо-средственно на холсте — на повторение уже найденных решений. Этим он отнимает у себя ту радость откры-вания, ту непосредственность, которые составляют значительную часть прелести работы над художест-венным произведением.

Наброски углем можно, так же как и рисунки, де-лать и линиями разной толщины, и широким мазком, и пятном, и соединением пятна с линией. Очень полез-но выполнять быстрые наброски, основанные на силу-этном пятне, сделанном растушеванным углем, и за-тем уже по этому пятну уточнять детали линией. Такие наброски полезны для воспитания у начинаю-щего художника понимания силуэта в рисунке и уме-ния передавать движение.

РАСТУШЕВКА И СТИРАНИЕ УГЛЯ.

Растушевать уголь, размазать по поверхности штрих или несколько штрихов, превращая его в пят-но необходимой интенсивности, практически можно чем угодно — уголь достаточно легко размазывается. Но существуют для этой цели и специальные расту-шевки. Они бывают в продаже, их легко сделать и самому. Для этого плотно свертывают трубочкой полоску бумаги. Один или оба конца этой бумажной трубки сводят на конус, подобно заточенному каран-дашу.

Обычно художники пользуются растушевками только при выполнении маленьких рисунков, когда необходимо

достигнуть особо тонких тональных гра-даций. Чаще всего растушевывают уголь кистью, ват-ным тампоном, тряпочкой или просто пальцами.

Смахивают уголь тряюкой — именно смахивают, а не стирают, потому что при стирании он полностью не удаляется, а втирается в поверхность бумаги, соз-давая определенный тон.

Если после смахивания угля на поверхности бума-ги остаются следы — их стирают карандашной резин-кой.

Стирать жирно положенный уголь, не смахнув его предварительно тряпкой, не следует: резинка сразу замусоливается, и оставляемые ею пятна убрать очень трудно. К концу работы бумага обычно целиком в какой-то степени затонирована углем. Самые светлые места можно протереть резинкой, тогда они станут чуть светлее общего тона рисунка.

ФИКСИРОВАНИЕ.

Как уже было сказано, рисунки, выполненные уг-лем, необходимо фиксировать — закреплять. Для это-го разбрызгивают по поверхности бумаги закрепляю-щую жидкость. Она бывает в продаже редко, и обычно художники не пользуются покупными фиксативами, а приготовляют их сами. Самый практичный фиксатив— снятое молоко, слегка разжиженное водой. Оно остав-ляет поверхность угля матовой, почти не влияет на его цвет и закрепляет уголь достаточно прочно. Можно пользоваться также сахарной водой, но этот фиксатив боится сырости. Можно использовать для фиксирова-ния раствор канифоли в денатурате.

Раствор фиксатива наносят пульверизатором. Для этого рисунки кладут на пол и брызгают из пульве-ризатора, тщательно следя за тем, чтобы на рисунки равномерно оседала самая мелкая «роса», не образуя лужиц и крупных брызг. Весь уголь должен пропи-таться фиксативом. После просыхания проверьте прочность закрепления, потерев сухим пальцем несу-щественное место рисунка, густо покрытое углем. Если уголь плохо закрепился, повторите пульверизацию.

РИСУНОК под живопись.

Если рисунок под живопись не делается краской, то, как правило, — углем. Он легко ложится на холст, как и на бумагу, и так же легко смахивается с него. Углем можно делать рисунок под масляную живопись и под темперу.

После окончания рисунка все нужные для дальней-шей работы контуры прописывают кистью с раство-рителем — лучшим из них является лак со скипида-ром, так как он быстро высыхает. Если холст готовит-ся под темперную живопись, линии прорисовывают.

какой-нибудь одной из красок. После просыхания рас-творителя лишний уголь смахивают, потому что, если его оставить, он будет сильно загрязнять нижние слои краски.

Можно, разумеется, и зафиксировать рисунок, но это менее желательно, так как слабый фиксатив может не закрепить уголь, а крепкий создаст нежелательную прослойку между грунтом и краской. Некоторые жи-вописцы, сами грунтующие холсты, предпочитают после закрепления рисунка нанести на холст еще один слон жидкого грунта во избежание загрязнения красок.

БУМАГА, УГОЛЬ.

Бумага для работы углем годится всякая, кроме гладкой. Рыхлые сорта бумаги даже предпочтитель-ней — уголь хорошо в них впитывается и лучше за-крепляется. Плотную и не очень шероховатую чертеж-ную бумагу можно подготовить под уголь, протерев перед работой всю ее поверхность резинкой.

Уголь продается готовый, но его легко можно на-учиться приготовлять самому.

Затачивают уголь, срезая палочку наискось к одной стороне — наподобие среза пера. Заточенный таким образом, он дает возможность проводить линии и класть штрихи разной толщины и меньше ломается. Лучше перед началом работы заточить побольше уг-лей, чтобы потом не отвлекаться из-за необходимости точить их.

Уголь — материал, не меняющий цвета, в этом смысле — материал вечный. Однако так как даже за-фиксированный уголь сравнительно легко стирается и размазывается, хранить его лучше всего в папке, пере-кладывая рисунки гладкой бумагой или калькой, что-бы как можно меньше один лист терся о другой.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.