Опередившая время: архитектор Заха Хадид. Биография захи хадид

31 марта 2016 года в Майами умерла Заха Хадид. Ей было 65 лет, и многие говорят, что для архитектора это очень ранняя смерть. Хадид начала воплощать свои проекты в жизнь поздно, но сразу получила статус одного из главных архитекторов современности. Её проекты выбиваются из истории архитектуры: они цепляются за историю модернистского и современного искусства и одновременно делают вид, будто никакой истории искусства и не существовало. The Village рассказывает, из чего состояло творчество Захи Хадид и почему её дело будет жить.

Учёба у Рема Колхаса

Заха Хадид родилась в Багдаде в богатой семье, в детстве ездила за границу, училась в Американском университете в Бейруте, а затем отправилась изучать архитектуру в Лондон, где и встретила Рема Колхаса. Проработав в его бюро OMA в Роттердаме с 1977 по 1980 год, она вернулась в Лондон, где начала независимую практику. Междисциплинарный подход OMA явно повлиял на Хадид, которая внедряла в свою практику понятия из изобразительного искусства и естественных наук. Постоянное теоретизирование, которым занимались в бюро Колхаса, тоже было важным для Хадид, для которой признание её идей в первые годы работы заменяли воплощение проектов.

Работа в стол

Если посмотреть на список проектов Захи Хадид, то первое, что бросается в глаза, - это почти полное отсутствие осуществлённых проектов в 1980-е годы. При этом проектов, оставшихся в виде визуализаций и чертежей, много - для разных городов и разных масштабов. Её проекты выигрывали международные конкурсы, но оставались на бумаге, потому что были слишком смелыми - и технологически, и контекстуально. Первое здание по проекту Хадид начали строить лишь в 1986 году в Берлине. В этом ей помогли немецкие феминистки, которые пытались увеличить присутствие женщин в современной архитектуре Германии. Строительство жилого дома IBA завершили в Берлине в 1993 году.

Архитектурная графика

Известность в архитектурных кругах пришла к Хадид задолго до осуществления первого проекта. В начале 1980-х она выиграла конкурс на проект застройки пика Виктория в Гонконге. Во многом это случилось благодаря графической работе Хадид, чьи рисунки одновременно и передавали концепцию её архитектурного проекта, и могли работать как вполне самостоятельные произведения изобразительного искусства. Живописные визуализации её проектов можно посмотреть на сайте бюро Zaha Hadid Architects.


Архитектор как художник

Вообще, весь подход Хадид к архитектуре и дизайну можно назвать художественным. Хадид отвергала и модернистский функционализм, и постмодернистскую иронию. Её проекты как будто появлялись из какого-то параллельного мира со своей историей искусства. Собственная фантазия была для неё важнее всего, но из-за этого её и критиковали. Так, проект музея современного искусства MAXXI в Риме посчитали совершенно неподходящим для экспонирования живописи и объектов, так что во многом он стал памятником самому себе, а его архитектуру помнят лучше, чем его коллекцию. Её дизайн-объекты - от мебели до ваз и туфель - выглядят как уменьшенные копии её зданий, и уже не так важно, удобно ли ими пользоваться.


Русский авангард

Хадид часто говорила, что сильное влияние на её творчество - и как художницы, и как архитектора - оказал русский авангард, особенно в лице Казимира Малевича. Многие её живописные работы напоминают его супрематические композиции, а в названиях присутствует слово «тектоника», важное для конструктивистов. Если поместить один из её первых проектов, пожарную станцию Vitra , рядом с, допустим, клубом Русакова Константина Мельникова, связь Хадид с утраченными в России идеями авангарда становится очевидной - хотя и не без иронии.


Параметризм и композитные пластики

От ручного подхода бюро Захи Хадид впоследствии перешло к параметрическому, то есть вычислительному, в рамках которого обрабатываются большие объёмы данных, на основе которых затем формируется структура здания настолько сложная, что она часто с трудом может быть воспринята человеческим мозгом. Именно благодаря этому подходу Заха Хадид стала известна как автор проектов причудливых форм - вроде Центра Гейдара Алиева в Баку. Но их воплощение в жизнь не было бы возможно без использования композитных пластиков, чьи свойства позволяют строить здания нестандартных форм.


Женское

Заха Хадид, по сути, единственный звёздный архитектор женского пола, первая женщина - лауреат Притцкеровской премии. Казалось бы, она могла бы служить ролевой моделью для многих женщин, которые хотят сделать карьеру в мире архитектуры, однако её жизнь как будто бы строилась по этакой мужской модели. Хотя на первом этапе её карьеры ей помогли феминистки, сама Хадид для движения за эмансипацию женщин сделала не так много. Даже если посмотреть на список сотрудников её бюро, мужских имён там значительно больше, чем женских. Особенно в высших эшелонах.

Скандалы в Азии

Последние годы жизни Хадид были отмечены скандалами, связанными со строительством спортивных объектов в Азии. Во время строительства её стадиона в Катаре погибли рабочие - и СМИ, естественно, обратили внимание в первую очередь на известного архитектора. Хадид попросила журналистов тщательнее проверять факты: дизайн здания сам по себе не был опасным для рабочих, а вина лежала на властях Катара и девелопере, которые не обеспечили должного соблюдения техники безопасности на объекте. Кроме того, проект стадиона в Катаре критиковали за экстравагантную форму: многим он напомнил вагину. Хотя Хадид отрицала любое сходство, это кажется скорее плюсом: так в проекте стадиона иронично обыгрался исламский запрет на изображение человеческих лиц. Ещё один скандал ждал Заху Хадид в Токио: местные архитекторы ужаснулись её грандиозному проекту олимпийского стадиона за несколько миллиардов долларов. Кто-то сравнивал его с черепахой, которая хочет затянуть Японию на морское дно.


Патрик Шумахер

Патрик Шумахер - партнёр бюро Zaha Hadid Architects, который с 1988 года вместе с Хадид работал над ключевыми проектами студии. Старший дизайнер бюро, он участвовал в разработке проектов пожарной станции Vitra и музея MAXXI. 28 лет совместной работы не могли пройти даром: Шумахер разделяет принципы Захи Хадид и работает как теневой правитель её бюро. Так что со смертью Захи её дело не погибнет: её призрак останется с нами.


ФОТОГРАФИИ : обложка – Kevork Djansezian / AP / ТАСС, 1, 4 – Christian Richters / Zaha Hadid Architects , 2, 3, 6 – Zaha Hadid Architects , 5 – Helene Binet / Zaha Hadid Architects , 7 – Иван Анисимов

31 марта 2016 года на 66 году жизни покинула этот мир талантливый британский архитектор иракского происхождения Заха Хадид, успевшая многое сделать за такую короткую жизнь и оставившая после себя огромное творческое наследие. Её уход был столь внезапен, а наследие — столь велико, что потребовалось некоторое время, чтобы всё осознать и обобщить.

Архитектурные объекты Захи Хадид построены в 45 странах мира, в том числе и в России, а живописные работы и рисунки есть во многих музейных коллекциях. Она проектировала небоскрёбы и с лёгкостью занималась дизайном обуви, мебели, посуды и не только. Заха Хадид была востребована практически во всех направлениях искусства.

При жизни многие считали её гением, опередившим время, но были и такие, которые отказывались её признавать. Архитектурная мастерская Захи Хадид находится в Лондоне, но в этом городе есть лишь один объект, построенный по её проекту — это Центр водных видов спорта, возведённый 5 лет назад к летним Олимпийским Играм. Сразу становится понятно, как там «ценили» её творчество. Она не раз говорила, что быть женщиной-архитектором, да ещё и иностранкой очень сложно.



Центр водных видов спорта, Лондон (2011)

В России успели построить лишь два объекта. Жилой дом в Барвихе возвели в 2008 году.


Дом в Барвихе, Москва, Россия, 2008 г.

Бизнес-центр Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице в Москве открыли в конце 2015 года. Здание очень простое снаружи и интересное внутри.


Башня Dominion Tower , Москва
Фото: Наталия Куприянова

Был ещё один проект, но он остался, к сожалению, на бумаге. В 2008 году планировалось создать, комплекс недалеко от Московского Международного Делового Центра (Moscow International Business Center (MIBC).

Заха Хадид, по мнению многих специалистов, является ярким представителем деконструктивизма в архитектуре. Её здания — это архитектура будущего: динамичная, смелая и неповторимая.

Удивительно, но с выбором будущей профессии она определилась в возрасте 11 лет и следовала к своей мечте на протяжении всей своей жизни.

В 1972 году, после окончания Американского Университета в Бейруте, Хадид приехала в Лондон и поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации. Её преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.


1975/76. (Фото © Архитектурная Ассоциация Photo Library)
Заха Хадид (стоя) с Рем Колхас, Элия и Зои Zenghelis и Маделон Vriesendorp в 1978 году первое издание художественного журнала Viz.

Поработав после окончания учёбы в фирме Рэма Колхаса, в 1980 году 30 летняя Заха Хадид в Лондоне основывает собственную архитектурную фирму «Zaha Hadid Architects». Она преподаёт в Архитектурной Ассоциации, много проектирует и участвует в международных конкурсах.


Заха Хадид и Алвин Боярский в 1980. Фотограф Эндрю Higgott

Творчество Заха Хадид мы условно разделили на три периода:
1 период: 1977-1992гг. — «бумажная архитектура»;
2 период: 1993-2003гг. — деконструктивистская архитектура;
период: 2004-2016гг. — признание, фирменный стиль — бренд «Заха Хадид».

«Бумажная архитектура»

На творчество Заха Хадид сильное влияние оказал советский авангардист, основатель супрематизма в живописи Каземир Малевич. Её дипломный проект был трансформацией работы Малевича в 14-этажный отель над Темзой. Она восхищалась Малевичем, читала и с лёгкостью понимала его работы.

Заха Хадид в архитектуру пришла через свои картины.


«Тектоника Малевича» (1977) © Zaha Hadid Architects

А картину «Резиденция ирландского премьер министра» (Дублин, 1979-80 гг.) часто сравнивают с графикой ещё одного представителя советского авангарда — Кандинского.


«Резиденция ирландского премьер министра» © Zaha Hadid Architects

Картины Захи Хадид

1 из 8


"Мир (89 градусов)"© Zaha Hadid Architects


"Лондон 2066"© Zaha Hadid Architects


"The Peak (Blue Slabs)".© Zaha Hadid Architects


"Трафальгарская площадь Лондон, Великобритания, 1988


© Zaha Hadid Architects


Пик. Гонконг, 1983© Zaha Hadid Architects

Тектоника Малевича 1977


"Берлин 2000"© Zaha Hadid Architects

Начало творческого пути Заха Хадид было достаточно сложным, его многие называют «бумажным» — практически все работы остаются на бумаге.

Перевёрнутый небоскрёб для английского города Лестера (1990) так и остался нереализованным.

Проект спортивного клуба «Пик» (1983) на холме над Гонконгом победил в международном конкурсе, но заказчик обанкротился.



Проект спортивного клуба «Пик»© Zaha Hadid Architects

В 1994 году Заха Хадид выигрывает конкурс на проект Оперного театра в заливе Кардифф, застройщика пугает оригинальный дизайн и в итоге он отказывается от проекта.


Проект здания Оперного театра в заливе Кардиффа, Великобритания.© Zaha Hadid Architects

Она берётся за проекты небольших жилых зданий и интерьеры.

Интерьер ресторана «Моондзун» в Саппоро, Япония (1990 г.)

Жилой дом в Берлине 1993 год.

Деконструктивистская архитектура

В 1993 году завершается строительство здания пожарной части компании-производителя дизайнерской мебели Vitra, по форме напоминающее бомбардировщик «Стелс». После этого объекта к архитектору Захе Хадид приходит известность.


Пожарная станция Vitra в Weil Am Rhein, Германия (1993).© Zaha Hadid Architects


Фото: Войтек Gurkttp

Со слов самой Хадид, всплеск интереса к её творчеству начался после того, как в 1997 году было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери , покорившее всех скульптурностью и неординарностью. Проекты Заха Хадид перестают пугать заказчиков оригинальностью и смелостью исполнения.

LFOne, Германия, 1996-1999 годы.


© Zaha Hadid Architects

Терминал железнодорожного вокзала в Страсбурге, Франция (1998-2001).

Лыжный трамплин Бергизель (2002).

В 1999 году, началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США (открылся в 2003 году).


www.azahner.com

Именно за этот проект Заха Хадид удостоилась Притцкеровской премии в 2004 году и стала первой женщиной-архитектором в истории, получившей эту высокую награду. С этого момента она становится одним из самых востребованных архитекторов мира.

Фирменный стиль — бренд «Заха Хадид»

Начинается следующий этап в её карьере. Заха Хадид отходит от «классического» деконструктивизма, в её работах появляются плавные линии и органические формы. Её творчество уже не укладывается ни в какой архитектурный жанр, кроме собственного.

Центральное здание BMW, Лейпциг, Германия (2005).

Научный центр Phaeno, Вольфсбург, Германия, (2005).

Мэгги Центр Киркалди (2006)


фото Hélène Бине

Хадид не любила работать на компьютере, но быстро поняла преимущества 3-D моделирования. Она переходит работать на компьютер и архитектура её зданий меняется. Плавные формы заменили острые углы.

Станция Hungerburg, Инсбрук, Австрия (2007).


www.urbanarchnow.com

Выставочный павильон Channel Mobile Art в Гонконге (2008).


Виктор Фрайле / Reuters

MAXXI- музей искусства XXI века, Рим (2009).

Оперный театр Гуанчжоу, Китай (2010).

Академия Эвелин Грейс, Лондон (2010).

Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (2010).


В 2011 году построен Транспортный Музей Риверсайд в Глазго (Шотландия, Великобритания).


www.oldtimer.ru

В 2012 году завершено строительство Галереи современного искусства при Университете Мичигана.


Угловой фасад выполнен из стекла и складок нержавеющей стали.

Торгово — развлекательный центр Galaxy Soho, Пекин (2012).

Галерея Serpentine Sackle, Лондон (2013)

Jockey club здание гонконгского политехнического университета (2013).

Культурный Центр Гейдара Алиева в Баку (2013).


fly2baku.com
fly2baku.com
www.buro247.ru

Центр дизайна DDP, Сеул (2014).

Горный музей Месснера, Италия. (2015)


Горный музей Месснера

Жилой комплекс в Нью-Йорке (строительство завершится в 2017 г.)

В 2016 году Хадид стала первой женщиной, получившей золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA).

Бренды и знаменитости выстраиваются в очередь, чтобы поработать с Хадид. Она сотрудничает с известными брендами одежды, обуви, ювелирных украшений, предметов мебели и декора, создаёт концепции яхт и автомобилей.

Деревянная ваза

Каменные вазы www.dezeen.com

Смеситель Triflow Faucet — дизайн Заха Хадид.


asmasdesignjournal.wordpress.com

Шахматы от Заха Хадид.

Скульптура.


www.etoday.ru

Одежда, обувь и аксессуары.

1 из 10






image © viviona swimwear




Ювелирные соты.совместно со швейцарской ювелирной маркой Caspita,


коллекцию серебряных украшений для Georg Jensen.


Светильники

1 из 7



museum-design.ru


Световуая скульптуруа Vortexx для Zumtobel


Светильник Maxxi-коллекция от Kundalini.lightcontract.ru


Торшер Genesy для Artemide. lightcontract.ru


Spock настенный светильник


Люстра Transparent для Slamp. www.archiproducts.com

Заха Мохаммад Хадид (Zaha Hadid) родом из иракской столицы - Багдада. Её отец занимался политикой, а мать живописью. Архитектура начала интересовать Заху, когда ей было всего 6 – 7 лет. В дом её родителей приходил друг отца, архитектор, который строил дом в Мосуле для тёти девочки. Он приносил с собой чертежи и модели, которые интриговали и притягивали ребёнка. Интерес с возрастом не пропал, а наоборот разгорелся настолько сильно, что архитектура стала главным делом её жизни.

Образование и карьера Захи Хадид

Сначала Заха отучилась в Ливане в Американском Университете Бейрута. С 1972 года продолжила образование в Архитектурной школе Ассоциации Архитекторов (АА) в Лондоне. По её окончании некоторое время работала в бюро одного из своих прежних преподавателей - голландского архитектора Рема Колхаса. Он считал её своим самым талантливым учеником и называл «планетой на своей собственной орбите».

Однако в 1979 году она основала фирму «Zaha Hadid Architects» и начала самостоятельный творческий полёт. Заха рассказывала, что самое дорогое для неё - это команда: все те, кто вместе с ней работал и не оставил даже в сложное десятилетие с 1993 по 2003 год. Люди не уходили, хотя большинство архитектурных проектов существовало только на бумаге. Бюро работало в основном в области предметного дизайна, дизайна мебели и интерьеров.

Первым проектом, который удалось довести от чертежей до строительства, было здание пожарной части в немецком городе Вайль-на-Рейне для компании Vitra (1990 - 1993).

Заха Хадид. Пожарная часть в Вайль-на-Рейне. Германия.

В гору дела пошли после возведения в США Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати в 1999 г.

Кроме непосредственного занятия архитектурой Заха преподавала в школе АА до 1987 года и читала лекции по всему миру, в т.ч. проводила мастер-классы в России. Она тепло относилась к молодым, каковых до сих пор много среди сотрудников офиса её фирмы. В одном из своих немногочисленных интервью она поясняла это обстоятельство так:

Детище Захи не распалось после её смерти. Коллектив из нескольких сотен человек продолжает дело своего лидера, завершает архитектурные и дизайнерские проекты, начатые ещё вместе с нею. Руководит бюро партнер и соратник Захи Хадид архитектор и теоретик архитектуры Патрик Шумахер.

Признание

Проект спортивного клуба «Пик», созданный Захой для клиента из Гонконга, - первая её победа в значительном архитектурном конкурсе (1983 г.).

Постепенно Заха Хадид становится признанным архитектором, яркие проекты которого разительно отличаются от работ других специалистов. В 2004 году она стала лауреатом самой престижной премии в области архитектуры - Притцкеровской. Эта награда впервые была присуждена архитектору женщине. Торжественная церемония вручения прошла в Эрмитажном театре на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Один из важных факторов, который рассматривается при присуждении премии, - наличие заложенных в проекты инновационных идей. Новаторство в творчестве Захи Хадид с самого начала было одним из основополагающих принципов. На становление её индивидуального стиля повлияло увлечение авангардизмом, особенно творчеством Казимира Малевича. В начале карьеры её серьёзно интересовали эксперименты и приемы русского авангарда. Те наработки угадываются во всех её проектах. Заха Хадид и сама стала великим экспериментатором.

Личная жизнь Захи Хадид

Личная жизнь Захи Хадид не есть достояние широкой общественности. Известно, что она не создала семьи, что ребенка у неё не было, что жила недалеко от своего лондонского офиса в аскетичной квартире с авангардной мебелью, но без кухни.

Заха Хадид скончалась в Майаме (США) 31 марта 2016 года от сердечного приступа.

Её жизнь была заполнена её работой.

и др.

Заха Хадид. Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати. США. 2003.

Заха Хадид. Центр водных видов спорта. Лондон. Олимпийские игры-2012.


Заха Хадид. Бизнес-центр Dominion Tower. Москва. Россия.



Заха Хадид. Золотая станция метро в Эр-Рияде. Саудовская Аравия.


Заха Хадид. Проект стадиона в городе Аль-Вакра для ЧМ по футболу-2022. Катар.



Заха Хадид. Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде. Сербия.

Светильник Eve Lasvit от Захи Хадид


Живопись Захи Хадид

В современном мире очень много архитекторов, но только некоторые из них являются действительно выдающимися. Одним из самых лучших специалистов в данной области считают Заху Хадид. Биография этой женщины пестрит головокружительными этапами в жизни. Масштабные проекты, величественные черты, умение преподносить себя и свой труд - это все то, что характеризует Заху Хадид.

Кто такая Заха Хадид?

Биография великого архитектора во многом связана с Багдадом. Здесь в 1950 году она родилась в обеспеченной семье, принадлежащей к классу буржуазии. Ее отца звали Мухаммад аль Хадж Хуссейн, а мать - Ваджиха аль Сабунджи. Первое образование Заха получала в Американском университете, расположенном в Бейруте, по классу математики. Затем пять лет она уделила обучению в лондонской ассоциации архитекторов. После получения этого образования она начала работать в архитектурном бюро, владельцем которого являлся ее учитель и наставник Рема Колхаса. Переняв все лучшие качества и умения у замечательного голландского архитектора, Заха приняла решение создать свою собственную фирму Zaha Hadid Architects.

Еще будучи подростком, она славилась безграничной фантазией. Уже в то время маленький архитектор Заха Хадид выполняла различные работы на заказ или по доброй воле. В числе ее предложений были такие проекты, как обитаемый мост над Темзой или перевернутый небоскреб в Лестере. Архитектура Захи Хадид всегда отличалась некой самобытностью. Примером тому служит проект клуба, местом расположения которого должна была служить высокая гора. Тогда проекты Захи Хадид получали различные архитектурные премии, но не находили путей реализации. Самой главной тому причиной служила неготовность заказчиков принимать в работу нестандартный, новый, инновационный проект. А ведь все проекты Захи Хадид были оригинальными.

Со временем в Захе все же рассмотрели истинного архитектора. После признания к ней стали приходить интересные проекты. Первым стало здание Захи Хадид для мебельной компании "Витра". Им она разработала пожарную часть в форме бомбардировщика. Далее ей стали давать все больше проектов, и в итоге здания от архитектора сейчас есть в десятках городов.

Личная жизнь Захи Хадид, несмотря не все ее успехи и привлекательную внешность, так и не смогла выстроиться. Она полностью реализовалась как архитектор, но так и не смогла реализоваться, как женщина.

Неожиданный уход из жизни

31 марта 2016 года из жизни ушел величайший архитектор современности Заха Хадид. Причина смерти замечательной и талантливой женщины весьма жизненная и часто встречающаяся. 65-летнюю Заху убил сердечный приступ. Случилось это с ней в Майами. Сюда она прилетела лишь для того, чтобы подлечить свой бронхит. Так, в один миг не стало гениального, самобытного и весьма жизнелюбивого человека. К сожалению, не было у Захи Хадид детей, поэтому после ее смерти напоминанием об этой женщине остались только работы и бизнес.

Творческий путь

Работы Захи Хадид заинтересовали общественность и заказчиков, после того как мир познакомился с великолепным творением - музеем Гуггенхейма, который был возведен в Бильбао. Ошеломительный спрос архитектура Захи Хадид получила после того, как она поучаствовала в строительстве Центра современного искусства Розенталя. Ее архитектурные замысли всегда шли в противоречие общепринятым канонам. Во всех работах Заха Хадид пыталась выйти за рамки и придать пространству новый мощный импульс. Так, в ее проектах можно отследить искаженную перспективу, способствующую выявлению острых углов и искривлений.

Женщина-архитектор Заха Хадид прекрасно работала с крупными формами. Но помимо ее архитекторского таланта в ней жило еще и необыкновенное умение создавать инсталляции, театральные декорации, интерьеры, картины и даже обувь. Выполняя небольшие работы, Заха оттачивала новые формы. Архитектура Захи Хадид украшает многие города, а ее малые работы хранятся в таких музеях, как МоМа, архитектуры и другие. Помимо создания новых форм и объектов Заха еще с удовольствием делилась своими знаниями. Она часто проводила мастер-классы и читала лекции в различных странах мира.

В числе работ Захи Хадид - ряд мебельных коллекций. Одним из самых запоминающихся предметов интерьера, созданных Захой, является светильник "Чендлер Вортекс" и кресло "Кристалл". Уникальные творческие проекты привели Заху на первую выставку дизайна в Майами, где ее удостоили звания «Дизайнер года».

Отпечаток Захи в России

Россию Заха посещала не один раз. В связи с этим встретить архитектуру Захи Хадид стало достаточно просто. В 2004 году ее пригласили в Эрмитажный театр, где вручили Пицкеровскую премию. В этом же году Заха Хадид прочитала интереснейшую лекцию в Центральном доме архитектора. Через год она вернулась в Россию с мастер-классом, который проводился на базе выставки АРХ-Москва. Этот же год принес Захе проект в Москве. Компания «Капитал Групп» предложила неординарному архитектору спроектировать жилой комплекс «Живописная Тауэр». Так появилось первое здание Захи Хадид в Москве. Адрес этого строения: г. Москва, ул. Живописная. Спустя семь лет, в 2012 году, Заха Хадид взялась за строительство футуристического особняка Владислава Доронина на Рублево-Успенском шоссе.

В 2015 году в Москве воздвигли новый бизнес-центр «Пересвет-Плаза», архитектором которого выступила Заха Хадид. Москва, Шарикоподшипниковская улица, дом 5 - адрес нового здания великого архитектора в России. Строение выполнено в авангардном стиле, и на первый взгляд кажется, что это какой-то космический объект, спустившийся с небес на землю.

Легендарные постройки Захи Хадид

Каждое здание, построенное по проекту Заки Хадид, становится легендой. Можно взять ее любую работу, и каждую из них можно будет с уверенность назвать лучшей. В числе удивительных проектов Захи Хадид:

  1. Башня в Пекине - объект, поражающий не только своим масштабом, но и инновационностью. Создатели при возведении обратились к таким технологиям, которые позволили сократить количество потребляемой энергии и минимизировать выброс загрязняющих веществ.
  2. Центр Современного Искусства Розенталя в Америке - этот проект принес Захе Хадид Притцкеровскую премию.
  3. Трамплин в Инсбруке.
  4. Головное здание БМВ в Лейпциге - результат переосмысления функций традиционного офиса.
  5. Национальный музей искусств двадцать первого века в Риме.
  6. Лондонский центр водных занятий спортом - здание создавалось к Олимпийским играм 2012 года.
  7. Цент Гейдера Алиева на территории Баку - возведен в честь третьего президента Азербайджана.
  8. Футуристический особняк на Рублевке в Москве - загородный дом Владислава Доронина, визуально напоминающий космический корабль.
  9. Центробанк Ирака - очень важное для Захи здание, так как строилось оно на ее Родине. К сожалению, к моменту сдачи постройки великого архитектора уже не было в живых.
  10. Политехнический университет Гонконга - при взгляде на него сразу вспоминается легендарный «Титаник».

Это лишь несколько прекрасных работ Захи Хадид. Не менее вдохновляющими и грандиозными ее проектами являются здания музея транспорта в Глазго, горного музея в Италии, торгово-развлекательного центра в Пекине и др. Несколько суперэпатажных работ Захи Хадит далее описаны более подробно.

Galaxy SOHO (Пекин)

Грандиозное здание расположилось на земельном участке в 47 тысяч квадратных метров. Строительство данного объекта архитектуры продлилось в течение 30 месяцев в период с 2009 до 2012 года. Данный комплекс является первым зданием, построенным в Китае по проекту Захи Хадид. Эксперты и ценители считают, что SOHO - это лучшее творение Хадид во всей Азии. Согласно агентства Захи Хадид, данное здание было выполнено без острых углов. Что касается названия, то изначально его так и назвали «без углов». Патрик Шумахер, коллега Захи, решил, что это слишком грубое название для концепции и предложил переименовать ее в «панорамную архитектуру».

Площадь комплекса равна 330 тысячам квадратных метров. В его состав входят пять объемных объектов. Каждый из них имеет округлую форму и достигает в высоту до 67 метров. Между собой каждый из элементов соединяется разноуровневыми платформами этажей и крытыми туннелями. За счет скругления межэтажных перекрытий визуально комплекс стал похож на динамично движущийся объект. Здание имеет Высота офисных потолков достигает трех с половиной метров. В торговых площадках потолки возносятся на высоту более пяти метров. Всего в комплексе 18 этажей, три из которых находятся под землей. Около здания есть парковка на 1250 машин.

Культурный центр Гейдара Алиева

Это сооружение поражает своим масштабом. Общая площадь занимаемой им территории превышает 111 тысяч квадратных метров. В стенах культурного центра находятся такие важные помещения, как музей, конференц-холл, библиотека. Также здесь есть специальная зона для проведения различного рода мероприятий. Преобладающую долю в здании имеют абсолютно прозрачные стеклянные стены. В таком формате выполнены не только внешние стены, но и внутренние. Это позволяет минимизировать расход электроэнергии и использовать максимум естественного света. Как и практически все проекты Захи Хадид, архитектура культурного центра Гейдара Алиева состоит из округлых линий. В данном здании гармонично сочетается волнообразное стремление к небу и плавное приближение к земле. Данная выбрана не случайно. По задумке автора, прежде всего центр должен олицетворять бесконечность и продолжительность. По цвету здание белое, что является символом светлого будущего.

CMA CGM Tower (Марсель, Франция)

Силами арабского происхождения в 2011 году было завершено строительство впечатляющего небоскреба. Всего он насчитывает 37 полноценных этажей. Общая высота здания составляет 147 метров. Местом его расположения является деловой квартал в километре от центральной части Марселя. Здесь этот небоскреб является самым высоким зданием. Предназначение данного сооружения - это головной офис местной компании CMA CGM. Штаб-квартира имеет очень выгодное расположение относительно береговой линии, от нее до здания насчитывается всего сто метров. Право на создание проекта данного сооружения архитектурное агентство Захи Хадид получило путем победы в специальном конкурсе, организованном в 2004 году. Начало строительства было запущено в том же году. Спустя семь лет его уже ввели в эксплуатацию. По своей вместительности здание спокойно может разместить 2700 человек. По проекту у небоскреба были построены парковки для 700 машин и 200 мотоциклов. Посетители также могут здесь побывать в ресторане, рассчитанном на 800 персон, или в спортивном зале. По своей площади здание занимает примерно 94 тысячи квадратных метров. По своей значимости небоскреб входит в ТОП-10 небоскребов 2011 года.

One Thousand Museum Tower (Майами, США)

Небоскреб высотой в шестьдесят этажей был возведен по проекту Захи Хадид в самом сердце Майами, на Бискайском бульваре. Дом включает в себя 83 квартиры класса люкс. Площадь каждой квартиры разная, так же как и их стоимость. Минимальная цена одного помещения составляет 5 млн долларов. Максимальная же достигает пятнадцати миллионов. По словам Захи Хадид, данное здание должно было повлиять на линию горизонта города. В рамках проекта архитектор предложила у основания здания сделать подиум, из которого будет выстраиваться башня. По своей форме башня будет отличаться от рядом стоящих своим нестандартным дизайном. Она как будто оплетена с внешней стороны бетонным каркасом. Так внешняя часть здания становится подобной дереву, оплетенному ветвями. Балконы и лоджии квартир как будто утопают в общей плоскости фасада. Предназначением подиума является создание многоцелевой общественной зоны. Здесь располагаются магазины, кинотеатр, фитнес-центр. Окружают нижний блок здания металлические панели с перфорацией. Именно они придают подиуму футуристическую стилистику.

Музей XXI века (Рим)

Национальный музей искусств по замыслу Захи Хадид стал обширным скоплением разных культур. В качестве основы данной постройки было принято взять комплекс, на котором располагались казармы Монтелло. Для Рима является очень символичным то, что новый объект культуры был построен поверх старинного здания. Внутренне пространство данного музея 21-го века составляет 21 тысячу квадратных метров. Визуально он подобен застывшим навечно потокам вулканической лавы. Такой эффект создается за счет переходящих друг в друга объемных конструкций из бетона. Большую роль в данном культурном объекте играют стеклянные поверхности. Практически весь первый этаж, а также крыша состоят из прозрачного стекла. Таким образом все хранящиеся в музее культурные ценности можно лицезреть под дневным освещением. Внутри здания располагается атриум, собранный из двух ярусов. Он соединяет все помещения музея между собой. Переходы и астеничные проемы внутри здания подобны черным лентам, оплетающим белоснежные бетонные стены здания. Архитектурное убранство музея в 2010 году было удостоено Стирлингской премии в Великобритании. Так, одним движением руки Заха Хадид превратила незамысловатые казармы в удивительно неординарное достояние страны.

Capital Hill Residence (Москва)

Владислав Доронин никогда не скупился на создание своего комфорта. Также это касается и его жилья. Так, в 2015 году Заха Хадид разработала проект его футуристического особняка, который построили олигарху на Рублево-Успенском шоссе. Общая площадь ультрамодного и сверхнеобычного здания составляет две с половиной тысячи квадратных метров. Основой концепции Захи Хадид стал экостиль. При проектировании дома Доронина она постаралась гармонично смешать современные технологии с природными чертами. При взляде на этот особняк сразу возникает ощущение, что с другой планеты прилетел космический корабль и обосновался в Барвихе. Комнаты внутри здания распределены по четырем уровням. Внизу располагается гостиная, тренажерный зал, сауна, баня, хамам и кабинет для массажа. Далее идут приемная для гостей, кухня со столовой и бассейн. Этажом выше располагаются библиотека, детская, гостиная и огромный холл. Завершающий этаж включает в себя комнаты хозяев и роскошную террасу.

Стоит отметить, что проектирование частных домов не входит в основную специализацию Захи Хадид. По мнению экспертов, за эту работу она получила гонорар с шестью нулями. В итоге деловой союз Захи Хадид и Владислава Доронина продемонстрировал миру роскошнейший проект и частный дом мирового уровня. Единственное, что остается непонятным для многих людей, это кто же будет там жить. Есть мнение, что этот дом, как и многие другие, московский миллиардер преподнесет в подарок своей возлюбленной Наоми Кэмпбелл.

Заха Мохаммад Хадид – архитектор иракского происхождения, жившая и работавшая в Великобритании. Первая в мире женщина Лауреат Притцкеровской премии.

Заха родилась 31 октября 1950 года в столице Ирака в семье Мухаммада аль-Хадж Хусейна Хадида, организатора партии национал-демократов. Мать девочки Ваджиха аль-Сабунджи была родом из Мосула, занималась живописью. Родители вели буржуазный образ жизни.

Заха с детства проявляла интерес к изобразительному искусству и архитектуре. Девочка постоянно фантазировала и создавала из бумаги проекты зданий. К 22 годам Заха Хадид окончила в Бейруте факультет математики Американского университета и уехала в Лондон, где стала студенткой Архитектурной школы Ассоциации Архитекторов. Девушка поступила на курс к мастерам Рему Колхасу и Элиа Зенгелису. Учась в Великобритании, Заха подробно знакомится с творчеством Казимира Малевича и русских зодчих начала XX столетия.

Архитектура

Авангард становится для Хадид любимым направлением в искусстве, студентка начинает претворять идеи направления в своем творчестве. Рем Колхас – голландский архитектор и теоретик деконструктивизма, высоко ценил талант Захи и считал девушку лучшим учеником, который когда-либо обучался у него. Первой известной работой Захи стал проект обитаемого моста над Темзой, который она разработала в 1976 году.

В 1977 году, после окончания учебного заведения Заха Хадид становится сотрудницей бюро ОМА Колхаса, откуда уходит через два года. В 1979 году появляется самостоятельный проект Захи Хадид Zaha Hadid Architects. Вместе с выполнением заказов Заха начинает преподавательскую деятельность в Архитектурной Ассоциации, где она проработала до 1987 года. Хадид не берется за разработку стандартных построек, ее интересуют крупные знаковые объекты. Поэтому Заха в основном создает проекты на бумаге и участвует в конкурсах.


Проект спортивного клуба «Пик», Гонконг

Первой победой архитектора в международном конкурсе стал проект клуба «Пик» который Заха создавала для клиента из Гонконга, но постройка не была осуществлена из-за банкротства заказчика. В 1994 году в результате очередной победы Захи Хадид в Великобритании на лучший проект оперного театра в Кардиффе разразился скандал: общественность подвергла сильному прессингу застройщика, вынудив отказаться от авангардного проекта молодой арабки.


Еще одной яркой работой этого года считается разработка перевернутого небоскреба для английского города Лестера, который также не был реализован. Первой работой, воплощенной в жизнь, стал проект пожарной часть компании Vitra в Вайле-на Рейне. Произошло знаменательное событие в 1993 году. Но по-прежнему многие проекты Хадид оставались на бумаге, что не останавливало Заху. Архитектор настолько была увлечена любимым делом, что часто спала по 4 часа в сутки.


В 1997 году после строительства музейного комплекса Гуггенхейма в Бильбао начинается интерес к идеям Захи Хадид. В 1998-1999 годах архитектор возводит два Центра искусств в США, штате Огайо, и в Риме. Здания, выстроенные по проектам иракского архитектора становятся достопримечательностями местности. Окончательно имя Захи Хадид стало известно международному сообществу после участия в разработке проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, строительство которого было завершено в 2003 году.


Помимо работы с крупными формами Заха Хадид экспериментирует с объектами интерьера, театральными декорациями, выставочным пространством музеев. Дизайнер создает модель туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa. Хадид преуспевает в проектировании мебельных коллекций. Экспериментальные работы дизайнера реализуются под брендом Sawaya & Moroni.


В 2005 году достижения Захи в дизайне отмечают первой премией на всемирной выставке Design Miami. Коллекции малых форм попадают в Музей современного искусства на Манхеттене, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Заха Хадид читает лекции по архитектуре и искусству по всему миру.

Работа в России

31 мая 2004 года состоялось знаменательное событие в жизни Захи Хадид – архитектору присудили Прицкеровскую премию. Церемония награждения состоялась в Санкт-Петербурге, в театре Эрмитажа. С этого времени началось сотрудничество Хадид с Россией. Неоднократно она приезжала в Москву с мастер-классами, в 2005 году сотрудничала с группой проектировщиков жилого комплекса «Живописная Тауэр» в столице России.


В 2012 году Заха Хадид создает проект футуристического дома для предпринимателя Владислава Доронина, через три года – бизнес-центр «Пересвет-Плаза». В 2012 году после открытия центра в Баку, созданного по проекту Захи Хадид, архитектор получает премию Британского Музея дизайна, в номинации «Дизайн года».


Среди работ мастера интерес представляют постройки различного функционального назначения: Научный центр в Вольфсбурге, Музей искусств в Дании, отель «Пуэрто Америка» в Испании, станция фуникулера в Австрии, Центр водных видов спорта в Лондоне, проект театра в Марокко, стадион в Катаре, здание средней школы в Лондоне. Значимыми проектом 2000-х для Хахид стала постройка Музея MAXXI на окраине Рима.


В 2010 и 2011 годах Заха Хадид становится лауреатом премии Джеймса Стерлинга Королевского института британских архитекторов. Фото работ архитектора и дизайнера находятся в свободном доступе в интернете, с ними может ознакомиться каждый. Со временем здания, построенные по проектам Захи Хадид, становятся обтекаемыми, полностью теряя углы и прямые линии. Дизайнер отходит от деконтруктивизма, создав собственный стиль.

Личная жизнь

Личная жизнь так и не смогла вписаться в творческую биографию Захи Хадид. У архитектора не было семьи, Заха не оставила после себя наследников.


Собственными детьми Хадид считала проекты, над которыми постоянно работала. Дизайнер всю жизнь прожила в лондонской квартире, которая находилась недалеко от архитектурного офиса.

Смерть

В марте 2016 года Заха Хадид обратилась в клинику Майами по поводу проведения лечения бронхита. Но 31 марта архитектор скоропостижно скончалась.


Причиной смерти медики называли сердечной приступ. После смерти Хадид оставила только архитектурный бизнес.

Сейчас делом Захи Хадид занимается ее партнер по фирме Патрик Шумахер, который решил завершить 36 работ мастера, оставшиеся незаконченными. Среди новых заказов бренда – строительство Делового центра в столице Чехии и технопарк в Подмосковье.

Проекты

  • Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Вайль-на-Рейне, Германия - 1994
  • Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США - 1998
  • Вокзал Hoenheim-North и автостоянка, Страсбург, Франция - 2001
  • Трамплин Bergisel, Инсбрук, Австрия - 2002
  • Научный центр «Phæno», Вольфсбург, Германия - 2005
  • Музей искусств Ордрупгаард: новое крыло, Копенгаген, Дания - 2005

  • Отель «Пуэрта Америка», Мадрид, Испания - 2006
  • Станция Фуникулера, Австрия - 2007
  • Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия - 2010
  • CMA CGM Tower, Марсель, Франция - 2011
  • Центр водных видов спорта (Лондон), Англия - 2011
  • Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан - 2012
  • Бизнес-центр «Пересвет-Плаза», Москва, Россия - 2015
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.