Музыкальные произведения о рождестве. Тема рождества в классической музыке. И. С. Бах. «Рождественская оратория»

Рождество Христово – один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира. В нашей стране Рождество не отмечалось столь долго, что люди привыкли считать более значительным встречу Нового года. Но время расставляет всё по своим местам – страна Советов не продержались и одного века, а со времени рождения Христа пошло уже третье тысячелетие.

Сказка, музыка, ожидание чуда – вот что такое Рождество. А ещё с этого дня начинались святки – массовое народное гулянье, посиделки, катание на санях, гаданье, весёлые пляски и песни.

Рождественские обряды и развлечения всегда сопровождались музыкой, причем место находилось как для строгих церковных песнопений, так и для задорных народных колядок.

Сюжеты, связанные с Рождеством, служили источником вдохновения для художников и композиторов, творивших в самое разное время. Огромный пласт религиозной музыки Баха и Генделя невозможно представить без обращения к столь значимым для христианского мира событиям, русские композиторы Чайковский и Римский-Корсаков в своих сказочных операх и балетах обыгрывали эту тему, рождественские гимны, появившиеся еще в XIII веке, до сих пор очень популярны в западных странах.

Рождественская классическая музыка свои истоки берёт в церковном песнопении. В православной церкви по сей день праздник начинается с колокольного перезвона и тропаря в честь Рождества Христова, затем поётся кондак «Дева днесь пресущественнаго рождает». Тропарь и кондак раскрывают и воспевают сущность праздника.

Известный русский композитор XIX века Д.С. Бортнянский во многом посвятил своё творчество церковному пению. Он выступал за сохранение чистоты духовной музыки, ограждая её от излишеств музыкального «украшательства». Многие его произведения, в том числе и рождественские концерты, поныне звучат в русских храмах.

Духовная музыка Чайковского занимает отдельную нишу в его творчестве, хотя при жизни композитора она вызывала немало споров. Чайковского обвиняли в преобладании светского начала в духовном творчестве.

Впрочем, говоря о теме рождества в классической музыке, в первую очередь в голову приходят шедевры Петра Ильича, довольно далёкие от церковной музыки. Это опера «Черевички» на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» и балет «Щелкунчик». Два совершенно разных произведения – повествование о нечистой силе и детская рождественская сказка, объединены гениальностью музыки и темой рождества.

Рождественская классическая музыка не исчерпывается «серьёзными жанрами». Песни, особенно полюбившиеся людям, тоже вполне можно отнести к классике. Популярнейшая во всём мире рождественская песенка «Jingle Bells» родилась более 150 лет назад. Её можно считать музыкальным символом новогодних и рождественских праздников.

Сегодня музыка Рождества, потеряв во многом свою обрядовость, сохранила эмоциональный посыл праздничного торжества. В пример можно привести знаменитый фильм «Один дома». Американский кинокомпозитор Джон Вильямс включил в полотно саундтрека несколько рождественских песен и псалмов. Старая музыка при этом заиграла по-новому, передавая непередаваемую праздничную атмосферу (да простит читатель за тавтологию).

С наступающим всех Рождеством!

Зачем надо было про страну советов писать? Праздник Рождества- свят, он должен приносить радость! Но видно автору важнее высказать свое мнение об СССР, чем раскрыть заявленную тему.

Что касается текста- очень скупо! Мало того, что музыкального материала затронуто всего ничего, так еще и затронули его только на уровне названий.

В старину "колядовали" накануне Рождества по всей Руси. Песни – "колядки", которыми величают Новорожденного Христа отличаются большим разнообразием и зачастую свидетельствуют о глубокой древности своего происхождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыка и праздник Рождества Христова .

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Евангелие так изображает это величайшее, всерадостное и чудесное событие: « Я возвещаю вам , - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

В этот день произошло великое для всего христианского мира событие - рождение Иисуса Христа в Вифлееме. Иисус в переводе с еврейского означает «спасение». Иисус Христос был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества. Ветхозаветные пророки предсказали место и время рождения Спасителя мира - 5508 от сотворения мира. Так, 7 января (25 декабря по старому стилю) - это день рождения Сына Божьего на земле. С этого дня начинается отсчет времени.

Согласно преданию Евангелия, мать Иисуса Христа Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа появиться всему населению на перепись. Поскольку на перепись населения Римской империи собралось много людей, Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега, а потому им пришлось искать убежище в небольшой пещере, где из-за плохой погоды обычно прятались пастухи. Там Мария и родила Сына Божия.

Тогда ангел спустился с неба и сообщил пастухам, которые в этот момент не спали, что Бог родился. Пастухи первые пришли поклониться младенцу. На небе засияла Вифлеемская звезда. Ориентируясь на нее, в пещеру с Марией и Иисусом Христом пришли трое мудрецов (волхвов), и принесли Богу подарки: золото, ладан и смирну. Золото символизировало царскую власть, ладан - волю Божию, смирна - судьбу пророка. Кстати, именно с тех давних времен пришла традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку.

Одно из первых упоминаний о дне празднования рождения Иисуса Христа датируется четвертым веком. Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь Праздник Рождества отмечают 7 января по новому стилю (что и соответствует 25 декабря по старому Юлианскому календарю, которого эти Церкви придерживаются). Этот праздник приходит к людям морозной ночи в час полуночной храмовой службы в сиянии свечей, в свете звезд и громком пении хора.

Звуки детских голосов, славословят Бога, как ангельский глас, наполняют торжеством Вселенную. Небо и земля славят Рождество Христово. На земле, хотя бы ненадолго, воцаряется мир, а сердца наполняются доброй волей. Сам праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней. Последний день перед праздником называется Рождественским сочельником, его название произошло от особой пищи, которую по традиции едят в этот день – со́чива. Сочиво готовят из вареной пшеницы и меда.

В Православной Церкви совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Во многих странах, как и в России, его считали одним из главных семейных праздников. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом - Святками. Святочные обряды со временем превратились в Рождест-венские.

После восхода первой звезды все садятся за стол, накрытый двенадцатью постными блюдами, и в торжественной тишине ужинают. Для русского народа одним из самых веселых периодов в году являются Святки, во время которых проходят массовые гуляния, игры, поются песни, все веселятся и шутят. обходят окрестные дома. Такие посещения называются колядованием.

Колядовать ходили и ряженые - они в ролях разыгрывали рождественские рассказы, а кроме того и другие христианские сюжеты, которые пользуются неизменным успехом в народе.

Переходя от дома к дому с известием вифлеемских пастырей, ряженые прославляли прише-ствие в мир Спасителя, который показал единственный путь к настоящему счастью - через любовь к ближним, отверз двери милосердия и сострадания.

В старину "колядовали" накануне Рождества по всей Руси. Песни – "колядки", которыми величают Новорожденного Христа отличаются большим разнообразием и зачастую свидетель-ствуют о глубокой древности своего происхождения.

Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки.

Как правило, у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Как правило, колядка – это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть – родился Спаситель мира !

Колядуют в ночь с 6 на 7 января. Чаще всего колядовать ходят дети и молодые люди. В рождественских колядках принято прославлять Христа, поздравлять хозяина и хозяйку дома, и просить у них угощения.

Коляда-моляда
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

***

Нынче Ангел нам спустился
И пропел: “Христос родился!“.
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.

Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.

***

Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

***

Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом поминать!

***

Христос Спаситель
В полночь родился.
В вертепе бедном
Он поселился.
Вот над вертепом
Звезда сияет.
Христос Владыко,
В Твой день рожденья.
Подай всем людям
Мир просвещенья!

***

Коляда, коляда,

Коляда, коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топиться,

Пирожка-то хочется!

***

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством!

Рождество Христово, Ангел прилетел

Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!”

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!

Небо и земля

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.


Ангелы поют, славу воздают.

Чудо,чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Ночь тиха, ночь свята

Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.

Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй
Над уснувшей землёй.

Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой
И сияет красой.

Ты, хозяин, не томи

Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!

Маленький хлопчик

Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.

Эта ночь святая, эта ночь спасенья

Эта ночь святая, эта ночь спасенья
Возвестила всему миру
Тайну Боговоплощенья.

В эту ночь у стада пастухи не спали.
Светлый ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.

Страх объял великий тех детей пустыни,
Он сказал им: о, не бойтесь, –
Всему миру радость ныне.

Где Христос родился людям на спасенье,
Вы пойдите, посмотрите
На великое смиренье.

И с высот небесных раздалось вдруг пенье:
Слава, слава в вышних Богу,
На земли благоволенье.

Музыкальное наследие, связанное с Рождеством, безгранично. Однако музыка, светлая и одухотворённая, проникает в самую глубь человеческой души, открывая то сокровенное, чего он не может постичь другим путём. Пускай же в Рождество сердца откроются Христу, и радостное благовестие наполнит наши души.


Рождество Христово – один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира. В нашей стране Рождество не отмечалось столь долго, что люди привыкли считать более значительным встречу Нового года. Но время расставляет всё по своим местам – страна Советов не продержались и одного века, а со времени рождения Христа пошло уже третье тысячелетие.

Сказка, музыка, ожидание чуда – вот что такое Рождество. А ещё с этого дня начинались святки – массовое народное гулянье, посиделки, катание на санях, гаданье, весёлые пляски и песни.

Рождественские обряды и развлечения всегда сопровождались музыкой, причем место находилось как для строгих церковных песнопений, так и для задорных народных колядок.

Сюжеты, связанные с Рождеством, служили источником вдохновения для художников и композиторов, творивших в самое разное время. Огромный пласт религиозной музыки Баха и Генделя невозможно представить без обращения к столь значимым для христианского мира событиям, русские композиторы Чайковский и Римский-Корсаков в своих сказочных операх и балетах обыгрывали эту тему, рождественские гимны, появившиеся еще в XIII веке, до сих пор очень популярны в западных странах.

Рождественская классическая музыка свои истоки берёт в церковном песнопении. В православной церкви по сей день праздник начинается с колокольного перезвона и тропаря в честь Рождества Христова, затем поётся кондак «Дева днесь пресущественнаго рождает». Тропарь и кондак раскрывают и воспевают сущность праздника.

Известный русский композитор XIX века Д.С. Бортнянский во многом посвятил своё творчество церковному пению. Он выступал за сохранение чистоты духовной музыки, ограждая её от излишеств музыкального «украшательства». Многие его произведения, в том числе и рождественские концерты, поныне звучат в русских храмах.

Духовная музыка Чайковского занимает отдельную нишу в его творчестве, хотя при жизни композитора она вызывала немало споров. Чайковского обвиняли в преобладании светского начала в духовном творчестве.

Впрочем, говоря о теме рождества в классической музыке, в первую очередь в голову приходят шедевры Петра Ильича, довольно далёкие от церковной музыки. Это опера «Черевички» на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» и балет «Щелкунчик». Два совершенно разных произведения – повествование о нечистой силе и детская рождественская сказка, объединены гениальностью музыки и темой рождества.

Рождественская классическая музыка не исчерпывается «серьёзными жанрами». Песни, особенно полюбившиеся людям, тоже вполне можно отнести к классике. Популярнейшая во всём мире рождественская песенка «Jingle Bells» родилась более 150 лет назад. Её можно считать музыкальным символом новогодних и рождественских праздников.

Сегодня музыка Рождества, потеряв во многом свою обрядовость, сохранила эмоциональный посыл праздничного торжества. В пример можно привести знаменитый фильм «Один дома». Американский кинокомпозитор Джон Вильямс включил в полотно саундтрека несколько рождественских песен и псалмов. Старая музыка при этом заиграла по-новому, передавая непередаваемую праздничную атмосферу (да простит читатель за тавтологию).

С наступающим всех Рождеством!

Зачем надо было про страну советов писать? Праздник Рождества- свят, он должен приносить радость! Но видно автору важнее высказать свое мнение об СССР, чем раскрыть заявленную тему.

Что касается текста- очень скупо! Мало того, что музыкального материала затронуто всего ничего, так еще и затронули его только на уровне названий.

Пласт музыкальных сочинений, посвященных Рождеству и Новому году, огромен - от народных колядок и духовных произведений до авторской музыки. Что касается собственно рождественской музыки, то у ее истоков стоят духовные гимны и святочные народные песни - колядки, овсени, щедровки.

Особенно следует отметить прекрасные образцы русской духовной и авторской музыки, посвященной Рождеству, в частности "Собрание духовно-музыкальных сочинений и переложений" протоиерея П.И. Турчанинова и "Слава в вышних Богу: стихира после Евангелия на Рождество Христово" Д.С. Бортнянского. Нельзя обойти и произведения П.И. Чайковского на тему Рождества. Они занимают отдельную нишу в его творчестве, хотя при жизни композитора вызывали немало споров. Впрочем, если говорить о теме Рождества в классической музыке, в первую очередь на ум приходят шедевры Петра Ильича довольно далёкие от церковной музыки: опера "Черевички" на сюжет повести Гоголя "Ночь перед Рождеством" и балет "Щелкунчик". Два совершенно разных произведения объединены гениальностью музыки и темой Рождества и являют собой классические примеры русской авторской музыки.

Европейская рождественская музыка - это мессы, оратории, кантаты, симфонии, концерты, сонаты. Например, интересна история создания оратории Гектора Берлиоза "Детство Христа" (L"enfance du Christ). Как рассказывал сам композитор, заскучав во время званого обеда, он написал четырехголосную пьеску. Потом добавил к ней слова, превратив свое произведение в хор, и придумал имя автора - Пьер Дюкре. Когда сочинение выросло в трехчастную ораторию и в концертах исполнялись его отдельные номера, Берлиоз все равно какое-то время продолжал скрывать свое авторство. В XVI веке святочную музыку писали Преториус и ди Лассо, в XVII веке традицию продолжили Генрих Шютц, Адам Вацлав Михну, Вольфганг Карл Бригель. Среди первых французских музыкантов к теме Рождества обратился Марк Антуан Шарпантье, среди итальянцев отметим Алессандро Скарлатти, Антонио Вивальди, Арканджело Корелли, Джузеппе Торелли, Франческо Манфредини, Пьетро Локателли (в сборниках "Torelli, Manfredini, Locatelli / Christmas concertos / Slovak Chamber Orchestra, Bohdan Warchal", "Weihnachtskonzert der Virtuosi Saxoniae. Manfredini, Bach, Vejanovsky, Vivaldi, Torelli, Heinichen, Schmeltzer, Corelli"). Что касается немецкой и австрийской музыки, рождественская тематика встречается в творчестве пяти Иоганнов: Шелле, Маттезона, И.С. Баха и его сына Иоганна Кристофа Фридриха, Иоганна Хайнриха Ролле, а также Георга Гебеля, Георга Телемана и др. Можно вспомнить красивое голландское издание "Рождественской оратории" Баха (Bach. Weihnachts-oratorium. Chor und symphonie-orchester des bayeriscchen rundfunks. Eugen Jochum); прекрасно оформлены и "Рождественская месса" чешского композитора Яна Якуба Рыбы (Jan Jakub Ryba. Czech Christmas mass), сборник чешской барочной музыки к Рождеству.

Рождественская классическая музыка не исчерпывается "серьёзными жанрами". Песни, особенно полюбившиеся людям, тоже вполне можно отнести к классике. Популярнейшая во всём мире рождественская песенка "Jingle Bells" родилась более 150 лет назад. Её можно считать музыкальным символом новогодних и рождественских праздников. Сегодня музыка Рождества, потеряв во многом свою обрядовость, сохранила эмоциональный посыл праздничного торжества - как пример можно вспомнить знаменитый фильм "Один дома": американский кинокомпозитор Джон Вильямс включил в полотно саундтрека несколько рождественских песен и псалмов. Старая музыка при этом заиграла по-новому, передавая неповторимую праздничную атмосферу.

Из современных композиторов хотелось бы особо отметить члена союза композиторов митрополита Илариона (Алфеева) и его "Рождественскую ораторию", премьерное исполнение которой состоялось 17 декабря 2007 года в Национальной кафедральной базилике Вашингтона - самом величественном храме Америки.

А. Манков,
регент мужского хора Троицкого собора г. Клина
Фото: razebra.ru


Святочный рассказ в русской и зарубежной литературе
Автор: Наталья Маценова, Ирина Филипова
Первые рассказы с рождественской тематикой появляются в России в середине XIX века после того, как были переведены на русский язык знаменитые "Рождественские повести" Чарльза Диккенса. Именно Диккенс считается родоначальником жанра, хотя он не был первым автором рождественских рассказов.


Свет вифлеемской звезды
Автор: протоиерей Борис Балашов
И в отдаленных восточных странах ученые мудрецы, названные в Евангелии волхвами, наблюдая звездное небо, обнаружили внезапно появившуюся новую яркую звезду. По месту ее появления на небосклоне они поняли, что в Иудее произошло чрезвычайное событие: родился необыкновенный Царь. Волхвы собрались в дальний путь, взяв с собой дорогие подарки: золото, которое преподносили царям как земным владыкам, ладан - душистую смолу, которую в храмах приносили Богу, возлагая на горящие угли, при этом все наполнялось необыкновенным благоуханием. Третий подарок - смирна, особая смола, которая замедляла процессы разложения. Ею обмазывали умерших, чтобы в жарком климате дольше сохранить их тела от тления. Это все было промыслительно.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

11.01.2017 11.01.2017 by Paul

И. С. Бах. «Рождественская оратория»

Грандиозная оратория, состоящая из шести кантат, во времена Баха исполнялась по частям на протяжении нескольких дней - от Рождества до Богоявления. Каждая кантата посвящена одному из эпизодов истории Рождества Христова. Своей музыкой Бах изобразил и радость пастухов, узнавших о рождении Мессии, и ликующий хор ангелов, поющих «Слава в вышних Богу», и благоговение волхвов, стоящих над колыбелью Спасителя. А хоры и арии, повествующие о евангельских событиях, объединены в оратории речитативами от лица Евангелиста.

Хор «Ehre Sei Gott In Der Höhe» («Слава в вышних Богу»).

«Рождественская оратория» (полная версия)

Г.Ф. Гендель. Сцена «Пророчество о рождении Христа» из оратории «Мессия»

Одно из самых известных произведений Генделя - хор «Аллилуйя», завершающий ораторию «Мессия». Оратория была создана как пасхальное произведение и впервые была исполнена именно на Пасху. Однако после смерти композитора первую из трех частей оратории гораздо чаще стали исполнять в предрождественские дни. Эта часть полностью посвящена Рождеству Спасителя - от ветхозаветных пророчеств о Мессии до явления ангелов пастухам.

№9. Ария альта и хор «O Thou That Tellest» [Ис. 40:9, 60:1] Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!

Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

№12. Хор «For Unto Child is born» [Ис. 9:6] Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

А. Корелли. «Рождественское кончерто гроссо» (ор. 6, № 8)

Перу Арканджело Корелли, творчество которого высоко ценили И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, принадлежит двенадцать Concerto grosso или «Больших концертов». В основе этого жанра лежит распространенный в музыке барокко принцип «светотени», противостояния: небольшая группа сольных инструментов (у Корелли это две скрипки и виолончель) как бы противостоит оркестру.

Одно из кончерто гроссо Корелли посвящено празднику Рождества. Оно так и называется «Рождественское кончерто гроссо» или «Рождественский концерт».

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

Балет «Щелкунчик», рассказывающий о том, что рождественский Сочельник - время чудес, а зло всегда побеждается добром и любовью, остается любимым публикой уже больше ста лет. И главной причиной этого служит волшебная музыка Чайковского. В «Щелкунчике» композитор применил невероятное разнообразие оркестровых тембров - красок, обрисовывающих характеры персонажей и ситуаций. У Чайковского музыка не сопровождает танец, а становится его главным элементом, благодаря которому даже самые фантастичные и нереальные герои оживают и обретают характер.

Полная версия:

Вальс Цветов:

П.И. Чайковский. Опера «Черевички»

В «Черевичках», написанных на основе сюжета повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», чудес не меньше, чем в «Щелкунчике». Неслучайно «Черевичкам» дан подзаголовок «комико-фантастическая» опера: мир фантастический и мир реальный в опере сплетены так же тесно, как и в повести Гоголя. И малороссийский фольклор, столь любимый Гоголем, тоже, конечно, есть в «Черевичках». Чайковский, сочиняя эту оперу, широко использовал народные украинские мотивы.

П.И. Чайковский. «Святки (декабрь)» из цикла «Времена года»

На протяжении 1876 года в каждом номере ежемесячного санкт-петербургского журнала «Нувелист» публиковалось по одной фортепианной пьесе П.И. Чайковского. Цикл «Времена года» был написан по специальному заказу издателя журнала. Это живые картины русской природы и быта, олицетворение годичного круга забот и праздников. Завершает цикл пьеса «Святки» - светлый лирический вальс, навевающий мысли о рождественской елке и радостных приготовлениях к одному из главных праздников в году.

Н. Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Ночь перед Рождеством»

Через двадцать лет после Чайковского к сюжету гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» обратился Н. А. Римский-Корсаков. После премьеры автора часто упрекали в том, что основную смысловую нагрузку в его опере несут симфонические, а не вокальные эпизоды. Между тем, именно в этих эпизодах изображены зимние пейзажи Диканьки, полет в столицу Вакулы, пляска звезд… Из этих звуковых или, как называл их сам композитор, «движущихся» картин и состоит оркестровая сюита «Ночь перед Рождеством».

В. И. Ребиков. Вальс из оперы «Елка»

Опера «Елка» написана по мотивам двух грустных рождественских историй - «Девочка со спичками» Андерсена и «Мальчик у Христа на елке» Достоевского. Маленькая нищенка просит милостыню на улице в канун Рождества. Никому нет до нее дела, все спешат домой, к родным. Из окон доносятся звуки вальса, - там вокруг елки танцуют счастливые дети. А девочка постепенно замерзает, и ей грезится роскошный зал с громадной елкой. Елка превращается в огромную лестницу, по которой девочка в окружении ангелов поднимается на небеса…

Р. Шуман. «Дед Мороз» из цикла «Альбом для юношества»

Детская пьеса Шумана в русском переводе получившая название «Дед мороз» на самом деле называется «Кнехт Рупрехт». Согласно немецким легендам, Кнехт Рупрехт на Рождество сопровождает святого Николая (который в современном мире превратился в Санта Клауса). Считалось, что Кнехт Рупрехт спрашивает детей, умеют ли они молиться. Если дети молиться умеют, то он дарит им конфеты, а если нет, то дети получают только уродливые и бесполезные вещи: кусок угля или гнилую деревяшку.

Ф. Лист. «Рождественская елка»

Фортепианный цикл «Рождественская елка» Лист посвятил своей внучке Даниэле фон Бюлов. Эта музыка относится к малоизвестной странице творчества композитора. Лист здесь как будто забывает об обычной для себя виртуозности. Пьесы цикла - это лирические миниатюры для исполнения в домашнем кругу. Композитор объединяет в них религиозные и светские мотивы праздника Рождества, точно определяя программу каждой пьесы в ее названии.

Старая рождественская песня: 2. Святая ночь! 3. Пастухи у яслей 4. Поклонение волхвов 5. Зажигают ёлку! 6. Колокольный перезвон 7. Колыбельная 8. Старая провансальская рождественская песня 9. Вечерний звон 10. В старину 11. Венгерский марш 12. Полонез

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.