Какая здесь религия? Узбекистан, его духовные традиции и история. Кто такие узбеки и откуда они появились

До национально-государственного размежевания советской Средней Азии такого народа как узбеки не существовало. Осёдлое население, обитавшие на этой территории, назывались собирательным термином «сарт», что по-персидски означает «торгаш». Слово «сарт» встречалось ещё у Плано Карпини в XIII веке. Однако понятие «сарт» было не столько этническим, сколько отражавшим хозяйственно-культурный тип осёдлого населения Средней Азии. Сарты называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы…
Помимо сартов, территорию будущего Узбекистана населяли многочисленны кочевые тюркские племена, такие как минг, юз, кырк, джалаир, сарай, конгурат, алчин, аргун, найман, кыпчак, калмак, чакмак, кыргыз, кырлык, тюрк, туркмен, байаут, бурлан, шымырчик, кабаша, нуджин, килечи, килекеш, бурят, убрят, кыят, хытай, канглы, урйуз, джуналахи, куджи, кучи, утарчи, пуладчи, джыйыт, джуйут, джулджут, турмаут, уймаут, арлат, кереит, онгут, тангут, мангут, джалаут, мамасит, меркит, буркут, кият, куралаш, оглен, кары, араб, илачи, джубурган, кышлык, гирей, табын, тама, рамадан, уйшун, бадай, хафиз, уйурджи, джурат, татар, юрга, баташ, баташ, каучин, тубай, тилау, кардари, санхиян, кыргын, ширин, оглан, чимбай, чаркас, уйгур, анмар, ябу, таргыл, тургак, турган, теит, кохат, фахыр, куджалык, шуран, дераджат, кимат, шуджа-ат, авган – всего 93 рода и племени. Самыми же могущественными племенами были , найманы, кунраты и, конечно же, мангыты.

К числу мангытов принадлежала и эмирская династия в Бухарском эмирате, сменившая в 1756 году династию Аштарханидов – бывших астраханских ханов и правившая вплолть до взятия Бухары Красной армией в 1920 году. Ещё одним могущественным племенем были минги, образовавшие в 1709 году правящую династию Кокандского ханства.

Поскольку вопрос о том, какие народы проживают в советском Туркестане, не имел однозначного ответа, была создана специальная Комиссия по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. Подводя итоги своей работы в течение 1922-1924 годов, Комиссия пошла на явный подлог, выдав представителей разных племен и родов тюрко-монгольского происхождения за исторически несуществующих этнических узбеков. Узбеками Комиссией были назначены и хивинские каракалпаки, и ферганские кипчаки, и самаркандские и ферганские тюрки.

Поначалу Узбекистан был таким же территориальным понятием, как Дагестан, где проживает более 40 народностей, но за несколько десятилетий народам Центрального Туркестана удалось вдолбить, что они являются узбекской нацией.

Бухарский зиндан

В 1924 году в качестве названия населению средней части Средней Азии дали собирательное имя узбеков в честь Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в 1313-41 годах и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Именно правление Узбека считается отправной точкой нынешней узбекской историографии, а некоторые учёные, такие как академик Рустам Абдуллаев (не путать с известным московским проктологом), называют Золотую Орду Узбекистаном.
До национально-государственного размежевания территория Узбекистана входила в состав Туркестанской АССР в состав РСФСР, Бухарской Народной Советской Республики, образованной вместо Бухарского эмирата в результате Бухарской операции РККА, и Хорезмской Народной Советской Республики (с октября 1923 – Хорезмская Советская Социалистическая Республика), образованной вместо Хивинского ханства в результате Хивинской революции.

Узбекские обычаи

Городские узбеки - вполне себе нормальные люди. Они в большинстве своём знают русский язык, вежливы и образованы.Однако в Россию едут не представители узбекской интеллигенции, а жители мелких городков и сельской местности, обладающие совершенно иным менталитетом и соблюдающие свои патриархальные традиции.

Примечательно, что даже в XXI веке сельские узбеки сохранили обычай, согласно которому спутника(цу) жизни одинокому чаду находят родители, личные предпочтения строго второстепенны. И, поскольку один из негласных законов у узбеков - подчиняться и чтить родителей, сынок или дочка вынуждены безропотно соглашаться.

За невест в большинстве регионов Узбекистана до сих пор платят калым. По местным понятиям это компенсация семье девушки за её воспитание и за потерю рабочих рук. Часто деньги, которые семья жениха передает семье девушки во время свадьбы, обеспечивают жизнь младших братьев и сестер невесты. если же за долголетнее махание в России метлой скопить на калым не удалось, невесту просто воруют. Милиция Узбекистана занимается возвратом невесты лишь в том случае, если родители хорошо заплатят. Но крадут узбеки невест и в других странах. Так, в Ошской области Киргизии, где живёт много узбеков, недавно прошла широкомасштабная акция против практики кражи невест. Активисты тогда выступили с информацией, что ежегодно в Кыргызстане свыше десяти тысяч девушек вынуждено вступают в брак, половина таких браков впоследствии распадается, были случаи суицида похищенных девушек. В результате кража невест в Киргизии теперь приравнена к похищению человека, и за это преступление предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет. Часто за кражу невесты выдают случаи обыкновенного изнасилования, а иногда за возврат невесты домой женихи требуют выкуп.

Традиционное хозяйство

К началу XX столетия среди будущих узбеков чисто кочевых групп оставалось немного: большинство племён вело полуоседлый образ жизни, сочетая скотоводство с земледелием. Однако уклад их жизни и организация быта оставались связаны со скотоводческой культурой. Сохранялись домашние промыслы по обработке продуктов скотоводства:
кожевенный, кошмоваляние, ковроткачество, узорное ткачество из шерстяных нитей.
Основным жилищем для скотоводов являлась юрта, но и там, где появились стационарные дома, она использовалась как подсобное и обрядовое жилище.
Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. Иногда халат был подпоясан сразу несколькими платками – число платков соответствовало количеству жён у обладателя халата. Женщины носили Чавчан, поверх которого надевалась паранджа.


Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Распространены и готовые мучные изделия, в том числе - десертные. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как , шурпа и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т. д.). Разнообразны молочные продукты - катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т. д. Мясо - баранина, говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), реже конина. Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты. Излюбленное блюдо узбеков - . Любят узбеки также и .

Узбекский язык

Узбекский язык также не представляет собой чего-то единого. Каждое из говорило на своём языке или наречии, которые даже относились к разным языковым ветвям тюрксих языков – кипчакской (в которую входят , киргизский, ногайский, караимский, карачаево-балкарский, крымчакский, урумский и каракалпакский), огузской (куда входят турецкий, туркменский, гагаузский, афшарский и азербайджанский) и карлукской (уйгурский, хотонский и т.д.). Тогда же, в 20-е годы, на основе языка жителей Ферганской долины был искусственно создан и узбекский литературный язык. Ферганский язык был взят за основу не только потому, что был наиболее близок вымершему чагатайскому литературному языку, на котором писали в эпоху тимуридов, но и для того, чтобы не допустить доминирования мангытского языка и, соответственно, бухарцев, имевших до этого свою государственность. Здесь надо сказать, что среднеазиатская интеллигенция пользовалась до этого в основном таджикским языком, но после оного усиленно внедрялся новоузбекский, предусмотрительно очищенный от многих таджикских заимствований. По этой же причине 1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из таджикоязычного Самарканда в тюркоязычный Ташкент. До сих пор в Бухаре и Самарканде узбекская интеллигенция предпочитает говорить по-таджикски, наплевав на все директивы. Носители этого языка на самом деле являются вовсе не таджиками. Это так называемые чала (буквально «ни то, ни сё»), являющиеся в основном для виду принявшими ислам бухарскими евреями. Элементы еврейской обрядности ими почти полностью утрачены, а своё еврейское происхождение они тщательно скрывают.

Раввин обучает грамоте детей бухарских евреев.

  • 1. Понятие "этнос", его основные признаки.
  • 2. Происхождение и процесс консолидации узбекского народа.
  • 3. Дальнейшая этническая история узбекского народа.

Проблемой происхождения народов, их этнической истории занимается наука этнология. С дочки зрения этнологов регион Средней Азии является одним из сложных. Узбекистан - страна с уникальным историческим прошлым. На протяжении трех тысячелетий здесь, на оживленном перекрестке мировых цивилизаций, древних миграционных потоков и духовных взаимовлияний, формировалась богатейшая культура. На ее автохтонной основе образовался необычный симбиоз этнических культур, остающихся одной из наиболее ярких черт современного Узбекистана. Жизнь различных племен, народностей, наций, населявших его с древнейших времен, была очень насыщенной, изменчивой на протяжении многих веков. Регион неоднократно подвергался иноземным завоеваниям, входил в состав крупных государств, на его территорию мигрировало много разных народов.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы, важно определиться с терминологией. Для первобытно-общинного строя характерна родоплеменная общность. Род - это союз родственных семей; племя - объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком. Позднее, с началом перехода к оседлости, формируется соседская, территориальная община. На основе принципа территориального единства на протяжении длительного периода складывается новая общность - народность. Народность - одна из форм общности людей, которая формируется в процессе слияния, консолидации различных племен. Для народности характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, а племенных языков - общим языком при наличии диалектов. Каждая народность имеет свое собирательное название, возникают элементы общей культуры.

Нация в переводе с латинского языка означает народ. Также все чаще употребляется в том же смысле и термин этнос (в переводе с греческого - тоже народ). Этим объясняется имеющийся разнобой в употреблении терминов "нация" и "этнос". В современной научной литературе все чаще рассматриваются понятия "нация” и "государство" как синонимы. Отсюда выражения "национальная безопасность", "национальная сборная", "национальные интересы" государств, "Организация объединенных наций». С этой точки зрения, термин "нация" может трактоваться как совокупность всех граждан конкретной страны, независимо от их этнической принадлежности, для которых она является родиной, интересы которой они готовы защищать, спаянных единой созидательной идеей, единой системой ценностей.

В данном случае "нация" рассматривается как гражданско-политическая категория. "Этнос" рассматривается как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями. Из них можно выделить: 1.территориальное единство, как важный этнообразующий признак, т.е. одно из условий формирования этноса; 2. общность языка; 3. особенности материальной и духовной культуры, обычаи, нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение и, в конечном итоге характеризуют менталитет народа; 4. этническое самосознание, т.е. осознание членами этноса своего группового единства; 5. общность происхождения и исторических судеб; 6. этноним (самоназвание).

Вопросы этнического формирования узбекского народа, его развития разрабатывались такими учеными, как академики Я. Гулямов, И. Муминов, Б. Ахмедов, К. Шаниязов. Их исследования показывают, что этническое формирование - этногенез (происхождение, возникновение этноса) - очень длительный по времени и сложный процесс. Каждый из современных народов имеет не один, а несколько предков. Современное расселение народов - это результат этнических и миграционных процессов. На протяжении тысячелетий многие племена и народы, особенно проживавшие на смежных территориях расселения, имели общие культурные традиции. Их близкое соседство, длительные контакты и взаимовлияния приводили не только к культурному, но и этническому синтезу.

Исторически на территории Средней Азии складывалось смешанное расселение племен. Это было обусловлено как формированием оседлоземледельческих поселений, так и формированием союзов кочевых племен. Отсюда мозаичность этнической карты региона, этнокультурная и религиозная близость народов Средней Азии.

В соответствии с формированием вышеперечисленных признаков этноса, условно можно выделить следующие исторические периоды этногенеза узбекского народа.

I период: с древних времен по VIII век н.э. Сведения о народах этого периода содержатся в сочинениях греческих и римских историков: Геродота, Ктесия. Ксенофонта и др., ахеменидских надписях, а также в священной книге зороастрийцев "Авесте". С древности на территории среднеазиатского региона обитало так называемое автохтонное (исконно, исстари проживающее на эгой территории) население. К нему относятся бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, а также саки и массагеты. Они представляли собой ранние консолидации как оседлого, так и кочевого населения, заселявшие определенные географические области.

К оседлому населению принадлежали согдийцы, которые проживали в долинах Зарафшана и Кашкадарьи; хорезмийцы, проживавшие в низовьях Амударьи; бактрийцы, жившие на территории долины Сурхана, юге Таджикистана и севере Афганистана. Основным их занятием было земледелие, основанное на искусственном орошении. Также были развиты ремесло и торговля, что способствовало процессу развития ранних городов.

Саки и массагеты были многочисленным кочевым населением Средней Азии середины первого тысячелетия до н.э. Среди них шел процесс этнической консолидации, образования союза племен, а иногда и конфедераций с элементами зарождающейся государственности, что усиливало межплеменные контакты и способствовало формированию народностей. Известный исследователь истории и археологии Средней Азии В.М. Массон подчеркивает, что такие образования представляли собой военно-политические объединения и в качестве примера приводит сакский союз во главе с Зариной. Большую роль играл также массагетский союз во главе с Томирис, занимавший территорию от восточных берегов Каспия до низовьев Амударьи. Эти древние племена и народности являются предками современных узбеков и других среднеазиатских народов.

Исследователи К.Ш. Шаниязов, Б.А. Ахмедов, А. Ходжаев на основе обширной источниковой базы показали, что в Центральной Азии еще в I тысячелетии до н.э. проживали ранние тюрки. Более того, они также были первоначальными обитателями региона и составляли часть его коренного автохтонного населения.

Тюркоязычные народы Средней Азии занимались не только кочевым и полукочевым скотоводством. Часть их с древнейших времен вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, горнорудным делом и различными видами ремесленного производства, характерными для оседлых жителей. Многочисленные сведения и данные топонимических, лингвистических и историко-филологических исследований подтверждают это заключение.

В средневековых письменных источниках встречаются многочисленные указания на существование у тюрков своих городов. Так, арабский географ Х в. Кудама ибн Джафар приводит предание, согласно которому тюрки эпохи Александра Македонского делились на "степных" и "городских", и определенная их часть еще в то время, то есть в IV в. до н.э., проживала в городах Центральной Азии. О городах тюрков упоминают Наршахи, Махмуд Кашгари. В этих источниках речь идет о городах с оседлым тюркским населением, состоявшим из торговцев, ремесленников, земледельцев, духовенства, военного гарнизона, а также о городах, бывших резиденциями правителей кочевников, приезжавших сюда в зимнее время.

О том, что в древности тюркоязычные племена и народы Центральной Азии занимались не только скотоводством, но и земледелием свидетельствуют многие китайские, арабские и персидские источники. Содержащиеся в них сведения подтверждают археологические данные, а также наличие богатой тюркской терминологии, употреблявшейся для обозначения продуктов сельского хозяйства и земледелия.

На протяжении многих веков в результате сложных этнических и культурных процессов на территории нашего региона сложился особый "антропологический тип среднеазиатского междуречья". В этой связи представляются важными исследования Л. Ошанина и Т. Ходжаёва. По их мнению ахемениды, греко - македоняне и арабы не оставили каких-либо значительных изменений в генетике и этническом облике местного населения.

С VI века н.э. территория Средней Азии вошла в состав нового политического образования, созданного тюрками. Именно с этого времени встречается термин "тюрк", как признак принадлежности и вхождения в Тюркский каганат. Само слово "тюрк" переводится как "сильный, крепкий". Согласно мнению большинства ученых "тюрк" собирательное имя, имевшее в тот период политическое значение. Оно означало союз племен и принадлежность к державе, созданной тюрками. Впоследствии оно стало употребляться как этническим термин. Тюркский каганат - это первое крупное государство, объединившее народы, которые проживали на огромной территории (от Маньчжурии до Причерноморья и от верховьев Енисея до верховьев Амударьи, включая Среднеазиатское Междуречье). Включение Средней Азии в состав каганата сопровождалось интенсивным проникновением тюркских племен вглубь региона. Историк Б. Ахмедов свидетельствует о том, что в период с VI века на территории Среднеазиатского Междуречья упоминаются такие тюркоязычные племена, как карлуки, ягма, чигили, огузы, ябгу и др. Одновременно шел процесс взаимовлияния ираноязычных и тюркоязычных племен. Наряду с распространением тюркского языка, тюркизацией ираноязычного населения, в ряде районов Средней Азии использовался и восточно-иранский язык. Постепенная ассимиляция автохтонного населения с новыми группами тюркоязычных племен привела к процессу сближения языков и сближению двух видов хозяйства на единой обширной территории. Тюркский каганат объединил кочевую степь и районы земледельческой оазисной цивилизации - города Средней Азии. Бурное развитие градостроительной культуры Средней Азии в эпоху Тюркского каганата связано с массовым оседанием кочевников и переселением значительного количества оседлых тюрков на новые земли.

В исторической литературе встречается термин "Туран". Предполагается, что это одно из названий территории, где проживали тюркоязычные племена. Конфедерации сакских кочевых племен, проживавшие на севере Средней Азии упоминаются в "Авесте" как "туры". Согласно тексту "Авесты", кочевники Тура под предводительством Франграсьяны покорили чуть ли не всю Среднюю Азию (см. "Очерки по истории государственности Узбекистана", Т. 2001, с. 11). По мнению ученого-филолога К. Махмудова, турами в "Авесте" названы кочевники-скотоводы. Он считает, что Туран - это производное от тур во множественном числе. Туран упоминается в "Шахноме" Фирдауси, в "Уложении" Темура.

В конце VII - первой трети VIII вв. в связи с завоеванием территории региона арабами, значительно замедлился процесс миграции тюркских племен в среднеазиатское междуречье. С другой стороны в VIII-X вв. ускоряется процесс перехода к оседлости и ассимиляции с местными народами уже мигрировавших ранее тюркских племен. В Чаче, Фергане, Хорезме тюрки постепенно слившись с местным населением и перейдя к оседлому образу жизни, образовали особый этнический слой, который называли "сартами".

Таким образом, на протяжении длительного периода, от первого тысячелетия до н.э. по VIII век н.э. сформировалась этническая основа узбекского народа. В этот период начинает складываться единая территория, как условие формирования этноса, происходит языковое сближение и сближение двух типов хозяйствования, двух образов жизни (оседлого и кочевого), что способствовало развитию этнокультурной общности народов региона.

II период: IX - XII вв. - период централизованных государств Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов, образовавшихся после правления в регионе арабов. Большие изменения произошли при Караханидах.

В этот период, как свидетельствуют антропологи, основная часть населения региона, в частности нынешней территории Узбекистана, имела внешний вид современных узбеков.

В X веке часть тюркских кочевых племен Семиречья перешли к оседлому земледельческому труду и ранним формам феодальных отношений. Это было вызвано как внутренними причинами, связанными с разложением самого кочевого общества, так и под влиянием соседних оседлоземледельческих и городских районов. Начиная с VIII - IX веков по побережью Сырдарьи и Амударьи кочевали карлуки и огузы. В конце VIII в. тюркские племена карлуков, которые входили ранее в состав Тюркского каганата, создали на востоке от ферганской долины свое государство. Соседями карлуков были племена ягма. Еще одним государственным объединением тюрков было государство огузов, которое образовалось в конце IX- начале Х в. в бассейне Сырдарьи и на побережье Аральского моря. К концу X века произошло объединение тюркских племен, что и привело к образованию государства Караханидов. Завоевание Караханидамн Средней Азии сопровождалось интенсивным проникновением тюркских племен вглубь региона. Тюркоязычное население было преобладающим в Ферганском, Шашском оазисах, Хорезме. В этот же период отмечался значительный прогресс в развитии тюркских народов. В социально-экономическом отношении это проявилось в переходе кочевников к оседлому образу жизни, земледельческому труду, товарообмену между городом и степью. VIII-X вв. характеризуются большим развитием и ростом благосостояния городов на территории Средней Азии, Восточного Туркестана, Семиречья. В эпоху Х-ХII вв. бурный расцвет городов и оседло-земледельчнской культуры сопровождался небывалым ростом градостроительства и развитием городской цивилизации.

Эти изменения закрепились при Хорезмшахах. На основе карлуко-чигилийского наречия к XI в. складывается письменно-литературная форма тюркского языка. Были созданы произведения Ахмада Югнаки, Юсуф Хос Хожиба, Ахмада Яссави. Особое место в этом ряду занимает "Словарь тюркских наречий" Махмуда Кашгари. Современный узбекский язык - один из самых близких к языку словаря Махмуда Кашгари и памятников древнетюркской письменности. Это дает основания говорить о том, что узбекский язык, наряду с уйгурским, является продолжателем научных и литературных традиций древних тюрков.

В этот период развивается также устное народное творчество (эпосы "Огузнаме", "Алпамыш", "Манас", "Гёроглы"). Вместе с тем нужно отметить, что определенная часть населения Мовароуннахра и Хорасана говорила и писала на персидско-таджикском языке и значительная часть населения региона была двуязычной. К XI веку сложилась основа этнического состава населения региона, т.е. определяются два основных этнических компонента (тюркский и таджикский). На протяжении веков на территории Мовароуннахра, Хорасана и Хорезма бок о бок жили предки современных узбеков и таджиков. Они имели тесные экономические и культурные связи, вместе воевали с внешними врагами, смешиваясь в этническом и языковом отношении. Узбеки и таджики, несмотря на лингвистические различия, имеют во многом общую древнюю этническую основу, культурные традиции.

Таким образом, к концу второго периода формируется территориально-экономическая общность, отмечается совершенствование языка, усиление языковой общности, происходит этнополитическое развитие и рост этнического самосознания.

III период связан с завоеванием Средней Азии монголами в начале XIII века, в результате которого в регионе появились племена кипчак, джалаир, барлас, найман, меркит, кавчин и другие, которые осели здесь, приняли ислам, ассимилировались с местным населением и к концу XIII века в основном тюркизировались. По свидетельству арабского путешественника XIV века Ибн Батуты в западной части Чагатайского улуса ханы Кебек (1318 - 1326) и Ала а-Дин Тармаширин (1326 - 1334) свободно говорили на тюркском языке. В XIV - XV веках в период правления Амира Темура и темуридов продолжался процесс этнического сближения тюркоязычного и ираноязычного населения, происходил прогресс экономики, расцвет культуры и науки. Отмечается дальнейшее развитие языка (тюрки-чагатай), совершенствование его литературной формы, особенно проявившееся в творчестве Алишера Навои (см. Алишер Навои. "Суждение о двух языках").

В произведение Шараффиддина Али Язди "Зафарнаме" перечисляются названия 44 тюркских племен, которые проживали на территории Средней Азии и соседних с ней государств в ХIV - первой половине XV вв.

Таким образом, сформировалось территориально-экономическое единство, языковая общность, продолжилось этнополитическое и этнокультурное развитие (особенно при Амире Темуре), укрепилось этническое самосознание.

IV период формирования узбекского народа относится к концу XV - началу XVI века. В это время на территорию Средней Азии пришли узбеки Дашти- Кипчака.

В начале XV века в Кипчакской степи образовалось государство кочевых узбеков. Тюркские и тюрко-монгольские племена, проживавшие на этой территории, обобщенно назывались узбеками. В начале XVI века Шайбани-хан установил свою власть в Мовароуннахре, и на территорию Средней Азии пришли племена буркут, буйрак, джат, дурман, кият, кунград, мангыт, минг, чимбай. и др. Они восприняли социально-экономический строй Мовароуннахра, как бы растворились в местном населении, стали переходить к оседлому образу жизни. Наряду с местными терминами "дихнишин" (оседлый) и "сахранишин" (кочевник), появляется новый термин "кишлакнишин", обозначавший собою ту часть кочевого населения, которое стало постепенно оседать, превращая свои прежние зимние стоянки (кишлак) в место постоянного жительства.

С этим периодом связано также и появление этнонима "узбек". Так стал называться один из древних тюркских народов Средней Азии. Слово "узбек" встречается в XI-XIII веках как имя собственное в Хорезме и Мовароуннахре. По мнению академика Б. Ахмедова, термин "узбек" - это собирательное название племен восточной части кипчакской степи. К середине XVIII века во главе трех ханств, образованных на территории Средней Азии - Бухарского, Хивинского и Кокандского - утвердились узбекские династии (мангыт, кунград и минг). Существуют разные толкования значения слова "узбек". Например, часть исследователей считают, что узбеками назывались люди, которые ощущали себя свободными, т.е. сами себе хозяева (узи бек). Другие полагают, что это слово связано с именем хана Золотой Орды - Узбека (1312-1342 гг.).

Вероятнее всего, что термин "узбек" - это собирательное название племен. В книгах "Насабнома" ("Родословие"), составленных в XVI-XVII веках, указывается, что основу узбекского народа составляют 92-96 родов и племен. Однако, в ряду пришлых ираноязычных и тюркоязычных этнических компонентов дашти-кипчакский компонент оказался наиболее поздним и не внес существенных изменений в процесс сложения узбекского этноса. Кочевые племена влились в состав древнего оседлого тюркского населения Средней Азии и, приняв его язык, приобщились к его высокой культуре. Дашти-кипчакский племенной союз лишь дал сформировавшейся ранее этнической общности этноним "узбеки", который сохранился в память об их былом политическом господстве и после национально-территориального размежевания 1924 г. стал применяться по отношению ко всему оседло-земледельческому тюркоязычному населению региона.

Этнографы на основе обширного материала приходят к выводу, что современные узбеки имеют три крупных этнических корня (субэтноса): 1. Автохтонное население - оседлые и кочевые народности региона; 2. Тюркские и тюрко-монгольские (чагатаи) племена; 3. Потомки Даштикипчакских узбеков.

Таким образом, этот период завершает формирование узбекского народа, так как к этому времени окончательно сложились практически все признаки этноса, которые в процессе дальнейшего этнического развития дополняются, наполняются новым содержанием.

Узбекский народ прошел длительный путь исторического развития от племенных образований до этноса. В "Мировом энциклопедическом словаре" (Тhe World Encyklopedia Dictionary Book), изданном в Чикаго (США) дается такое толкование: "Узбеки - это нация, перешедшая одна из первых среди народов мира и первая среди тюркоязычных к оседлости, ведущая культурный образ жизни, внесшая вклад в мировую цивилизацию".

В дальнейшем можно говорить об этнической истории узбекского народа. Со второй половины XIX века он попал в зависимость от царской России. В условиях колониализма развитие этноса наталкивается на определенные препятствия. С 1886 года судьба народов региона, в том числе и узбекского, определялась "Положением об управлении Туркестанским краем".

В 1924-1925 годах советской властью было проведено национально-территориальное размежевание региона, в результате которого были образованы Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская и Киргизская республики. Размежевание было проведено без учета исторических особенностей развития края, не соответствовало фактическому расселению названных этносов, в результате чего каждая из среднеазиатских республик представляла собой пеструю этническую карту. Такая политика национально-территориального размежевания была направлена на искусственное замедление процесса этнического развития народов в рамках унитарного (единого) государства.

В результате, существовавший в СССР тоталитарный режим стал тормозом в развитии национальной государственности, духовной жизни, базирующейся на национальных корнях. Не случайно поэтому, относительное ослабление партийного диктата в годы "перестройки" в конце 80-х годов в первую очередь вызвало рост именно национального самосознания. 21 октября 1989 года в республике был принят Закон "О государственном языке", придавший узбекскому языку статус государственного языка.

Провозглашенная в 1991 году государственная независимость Узбекистана способствует реализации всех внутренних возможностей национального развития узбекского народа, вхождения его в международное сообщество как суверенного государства. Годы независимого развития Узбекистана стали качественно новым этапом в этническом развитии всех населяющих его народов, открыв широкие возможности для их этнокультурного расцвета на основе своих многовековых традиций. Вопросы реализации коренных интересов народа Узбекистана, объединяющего в себе все проживающие в стране нации и этнические группы, решаются сегодня на государственном уровне. Это выражается в повышенном внимании к сохранению и развитию языков и традиций различных этнических групп.

За многие века развития узбекистанского общества все стороны его жизни, поставленные в рамки традиционной формы, развивались в своем внутреннем содержании. Верность традициям, глубокое осознание общности интересов людей живущих по соседству, правило приходить на помощь, делиться пищей, традиционное гостеприимство, благотворительность всегда играли в этом обществе созидающую роль, выступали фактором, смягчающим в нем социальную напряженность, способствовали развитию благоприятных взаимоотношений между представителями различных этнических групп, являясь неотъемлемой частью его ментальности.

Духовные истоки узбекского народа восходят к учению зороастризма, суть которого излагалась в "Авесте". В его основе лежало представление о борьбе двух начал - добра и зла. Во все времена на территории региона мирно сосуществовали различные религии - зороастризм, буддизм, манихейство, иудаизм, христианство и др. Религиозная терпимость сохранилась и после привнесения сюда ислама. Следует отметить, что национальное достоинство, самосознание узбеков не затрагивает, и, тем более, не ущемляет самолюбие, достоинство других этнических групп, проживающих на территории нашей республики. На протяжении многих столетий узбеки, их предки жили по соседству с другими народами. В течение длительного исторического периода не было постоянных границ между территориями, которые населяли узбеки, киргизы, казахи, таджики, каракалпаки, уйгуры. Все конфликты и войны, которые происходили, никогда не велись на национальной почве.

По различным источникам в мире насчитывается около 30 миллионов узбеков. Из них 60% проживает в Узбекистане. Примерно 12 миллионов живут за пределами Республики, в основном в сопредельных странах. Предки большинства из них жили на этих территориях. Следовательно, узбеки на протяжении длительного времени проживали на обширной территории Среднеазиатского региона.

В Республике Узбекистан, наряду с титульной нацией - узбеками, проживают представители более ста наций и народностей, составляющих свыше 20 % населения страны. Среди населения свыше 1,2 миллиона русских, примерно столько же таджиков, около миллиона казахов, около полумиллиона каракалпаков и татар, сотни тысяч киргизов, туркмен, уйгур, а также - корейцы, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, башкиры, немцы и другие. Полиэтнический характер государства и сохранившаяся с древнейших времен традиция толерантности в полной мере способствует демократическому развитию страны. Реальная действительность современного Узбекистана свидетельствует о том, что в стране складывается единое сообщество - "народ Узбекистана".

монгольский узбекский государственность темурид

Узбеки

УЗБЕ́КИ -ов; мн. Нация, основное население Узбекистана; представители этой нации, страны. Песни узбеков.

Узбе́к, -а; м. Узбе́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Узбе́кский, -ая, -ое. У-ая литература. У. язык. По-узбе́кски, нареч. Говорить по-узбекски. Танцевать по-узбекски.

узбе́ки

(самоназвание - узбек), народ, основное население Узбекистана (14 145 тыс. человек, 1995). Живут также в Афганистане (свыше 1,7 млн. человек), Таджикистане (около 1,2 млн. человек), Казахстане (332 тыс. человек) и др. Общая численность 18,5 млн. человек. Язык узбекский. Верующие - мусульмане-сунниты.

УЗБЕКИ

УЗБЕ́КИ, народ в Средней Азии, основное население Узбекистана (21,128 млн. чел., 2004), живут также в Афганистане (2,566 млн. чел.), Таджикистане (937 тыс. чел.), Киргизии (660 тыс. чел.), Казахстане (370,6 тыс. чел.), Туркмении (243,1 тыс. чел.). В Российской Федерации живет 122,9 тысяч узбеков (2002). Общая численность узбеков в мире около 25 млн. человек. Говорят на узбекском языке. Верующие узбеки - мусульмане-сунниты.
Древними предками узбеков были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-массагетские племена. С рубежа нашей эры начинается проникновение в Среднюю Азию отдельных групп тюркоязычных племен. Этот процесс усилился со второй половины 6 века, со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата. Ко времени государства Караханидов (11-12 вв.) относится завершение основного этапа этногенеза местной народности, говорящей на тюркском языке. Этноним «узбеки» появился позднее, после ассимиляции кочевых дештикипчакских узбеков, пришедших в Среднюю Азию в конце 15 - начале 16 веков во главе с Шейбани-ханом.
К началу 20 века процесс консолидации узбекской нации не был завершен: в ее составе выделялись три большие этнографические группы. Одна из них - оседлое население оазисов, у которого отсутствовало родоплеменное деление; главными занятиями были орошаемое земледелие, ремесло и торговля. Другая группа - потомки тюркских племен, которые сохраняли полукочевой быт (занимаясь преимущественно овцеводством) и родоплеменные традиции (племена карлуки, барласы). Большинство их сохраняло самоназвание «тюрк». В формировании некоторых этнографических групп узбеков (особенно в оседлой части Хорезма) участвовали средневековые огузы. Третья группа состояла из потомков дештикипчакских узбекских племен 15-16 веков. Большинство кочевых узбекских племен называло себя именами народов и племен, хорошо известных в средние века (кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт). Переход к оседлости кочевых узбекских племен, начавшийся в 16-17 веках, в основном завершился к началу 20 века. Часть их слилась с оседлым тюркоговорящим населением, большинство же сохраняло пережитки кочевого быта и родоплеменные традиции, а также особенности своих говоров.
Узбеки занимались земледелием, но в предгорной и степной зоне одним из основных занятий оставалось скотоводство с круглогодичным содержанием скота на подножном корму. В 1924 году в результате национально-государственного размежевания было образована Узбекская ССР в составе СССР. Именно тогда за ее основным населением утвердилось название узбеков.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "узбеки" в других словарях:

    O zbeklar Ўзбеклар … Википедия

    Большое татарское племя, владычествовавшее в Бухаре, Кокане, Хиве и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УЗБЕКИ вероятно по имени их хана. Большое татарское племя, владычествующее в Бухаре, Коканде … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (самоназвание узбек) народ, основное население Узбекистана (14 145 тыс. человек, 1992). Живут также в Афганистане (св. 1,7 млн. челвек), Таджикистане (ок. 1,2 млн. человек), Казахстане (332 тыс. человек) и др. Язык узбекский. Верующие мусульмане… … Большой Энциклопедический словарь

    УЗБЕКИ, узбеков, ед. узбек, узбека, муж. Народ тюркской языковой группы, составляющий основное население Узбекской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    УЗБЕКИ, ов, ед. ек, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Узбекистана. | жен. узбечка, и. | прил. узбекский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание узбек), народ. В Российской Федерации 126,9 тыс. человек. Основное население Узбекистана. Язык узбекский кар лукской группы тюркских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Узбеки - (Uzbeks), тюркоговорящий народ монг. происх., мусульмане сунниты. Древн. предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако масагетские племена. Основу узбекской народности составило тюрко язычное население, сложившееся в 11 12 вв … Всемирная история

    узбеки - узбеки, род. узбеков (неправильно узбек) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Узбеки - (самоназвание узбек, сарты) народ общей численностью 18500 тыс. чел., основное население Узбекистана (14145 тыс. чел.). Другие страны расселения: Таджикистан 1198 тыс. чел., Афганистан 1780 тыс. чел., Киргизия 550 тыс. чел., Казахстан 332 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    узбеки - представители древнейшего коренного народа Средней Азии, проживающего на территории современного Узбекистана. Формирование психологии узбекского народа проходило под воздействием интеграции древнего оседло земледельческого ирано и тюркоязычного… … Этнопсихологический словарь

Испокон веков каждый народ стремился познать историю своего происхождения, свое родословие в семи поколениях. Но у большинства этносов эти познания не являются научными, а имеют в основном мифологический характер. Так, известные средневековые историки Центральной Азии родословие своих народов начинают с Адама и Евы, потомками которых являются христианские и мусульманские пророки. Наиболее характерной в этом смысле является легенда о происхождении узбеков , записанная в XIX в. талантливым этнографом А. Диваевым. Легенда эта передавалась из поколения в поколение и вошла во многие исторические произведения восточных авторов, особенно XVIII-XIX вв. Так, замечательный хивинский историк Абулгази почти полностью передает диваевскую версию этой легенды, связывая ее с историей хорезмских ханов.

Опубликованная в «Туркестанских ведомостях» (№ 97 за 1900 г.), эта легенда под названием «Предание о происхождении узбеков» была переведена по рукописи муллы Кубея из рода Канглы в конце XIX в. Основное содержание этого уникального предания сводится к следующему: «узбеки произошли от первых пророков». Из рода пророка Исмаила произошел посланник Аллаха Мухаммед. Тем не менее, из ривоята следует, что узбеки произошли якобы из племени, которое ни арабского, ни персидского языка не понимает. По словам Абубакра, это были тюрки, которые только что прибыли из Туркестана, и племя это связано родством с Кахофой – отцом Абубакра. Таким образом, согласно преданию, родословие узбеков восходит к мусульманским пророкам.

Далее в предании отмечается, что родоначальниками тюрков были девяносто два человека, и все они были сыновьями одного отца, а именно Кахофы. Затем перечисляются дети упомянутых в предании девяноста двух представителей тюркского народа. В это время они обладали большим количеством скота, на которых ставились тамги по имени каждого рода (племени). В каждом роде имелись свои святые, происходившие от девяноста двух узбекских родовых ответвлений с указанием, кто у кого был пиром и из какого рода вышел. Тамги (и роды) стали носить названия таких известных в истории племен, как Минг, Джуз, Кырк, Джалаир, Кунград, Алгын, Кыпчак, Кенегез, Кят, Хитай, Канглы, Катаган, Огуз, Арлай, Буркут, Мангыт, Мавгвий, Алаут, Мыск-Меркет, Киргиз, Казак, Араб, Кадай, Туркмен, Дурмен, Митен, Татар, Джамбай, Уйгур, Сауран и т.д. И далее дается длинный список пиров – покровителей каждого рода (племени). Так, например, Азрет-Шейх-Масляхитдин-Ходжентский происходит из рода Джалаир, Кулеим-Шейх – из рода Дурмен, Ак-Бури-ата – Канглы, Бакшаниш-Ата – Кыпчак, Азрет-Багауддин – Керейт, Маубей-Шейх – Кунград, Джилки-Ата – Найман, Джамалетдин-Шейх – Аргын и т.д. Родоначальник узбеков, по преданию, ведет свое начало от пророка Ибрагима (Авраама). Пророки, происходившие из этого племени, говорили сначала на арабском языке, затем, когда их представители стали султанами, узбеки говорили на языке «аджам», а после того, как стали говорить на тюркском языке, начали уже называться не узбеками, а тюрками.

В заключение этого единственного в своем роде дошедшего до нас от предков предания сказано: «Когда 92 человека явились к пророку, мир ему, он произнес «ўзи келди», т.е. «сами пришли» (добровольно), а потому и назвал их пророк «ўзбек», иными словами: «сам себе господин».

В мире нет ни одной нации или народности, которые бы в течение своей истории не смешивались с другими этносами или этническими группами. Каждый этнос формируется веками, находясь в постоянном общении с другими этносами, нередко переселяясь с одной территории на другую, консолидируясь с другими этносами, иногда входя в него как часть данной общности. Как известно, в течение многих веков после возникновения государства как орудия насилия происходили различные войны. Сильные правители побеждали слабых и господствовали над ними, в результате чего также происходило смешение различных этносов. Такую судьбу за свою длительную историю перенес и узбекский народ, неоднократно подвергавшийся нашествию иноземцев, оказавшийся под чужеродным этнокультурным влиянием, но при этом сохранивший свое этническое самосознание и гордость.

Современная этнология, опираясь на последние достижения науки в области истории, археологии, лингвистики, востоковедения и смежных наук, особенно на материалы историко-этнографических наук, позволяет объективно раскрыть этногенетические истоки и этапы этнической истории народов Центральной Азии, в том числе узбеков. Этот исторический процесс представляет собой, как уже упоминалось, весьма сложную картину начиная от первобытности до нашего времени. Он берет свое начало в античный период и проходит через все средневековье на фоне грандиозных миграционных смешений разноплеменных народностей на огромной территории Евразии, особенно в безграничных степях Центральной Азии.

Как показали исследования последнего столетия, на протяжении нескольких тысячелетий в регионе появились постоянно менявшие свои территориальные границы определенные этнические объединения и историко-культурные типы. По определению ученых, эти этнокультурные объединения следующие: 1) полу оседлые рыболовы на берегах рек и озер; 2) полуоседлое население, занимавшееся скотоводством и земледелием; 3) хозяйства орошаемого и богарного поливного земледелия и скотоводства; 4) кочевые и полукочевые этнические группы, частично занимавшиеся земледелием в сухих и полупустынных районах.

Происхождение народов Центральной Азии непосредственно связано с историей вышеупомянутых хозяйственно-культурных типов, определивших их этнические особенности. Следует отметить, что эти типы хозяйства появились здесь в первобытную эпоху, в период неолита (4-3 тыс. до н.э.) и затем распространились по всему региону. Особенно много было обнаружено неолитических стоянок (Калгаминарская культура в Хорезме, Чинкелди в Зарафшане, Центральной Фергане и Устюрте, Джейтунская культура и др.), населенных различными взаимосвязанными родоплеменными группами. Так, например, калтаминарцы по характеру культуры имели много общего с далекими и близкими соседями, что свидетельствует об их взаимных связях. На севере они имели связи с уральцами, на юге – с джейтунцами и через них – с племенами Прикаспия и Ирана, о чем убедительно свидетельствуют археологические находки.

В 3-м тысячелетии до н.э. на обширной территории Центральной Азии, в беспредельных степях Евразии, обитало говорившее на индоевропейских языках множество кочевых племен и оседлого населения. Доказано, что население этой обширной территории от уральских гор до реки Инд имело общность не только по языку, но и по хозяйственной деятельности, этнокультурным традициям и генетической схожести. Этнические группы, называвшие себя ариями (происходящие из одного рода люди), составляя этногенетическую часть упомянутых этносов, сыграли огромную роль в истории соседних с ними народов. Обитавшие на берегах рек "арийцы" занимались земледелием, изготовлением различных изделий из меди, бронзы и камня, а кочевавшие группы – скотоводством.

К концу 2-го тысячелетия, в эпоху бронзы, известные под названиями скифов-сарматов и саков-массагетов и упомянутые выше кочевые и полуоседлые индоиранские племена частично перекочевывают и поселяются в Казахстане, в северных районах Средней Азии, где создают своеобразную высокую культуру. Племенные объединения саков и массагетов, расселившиеся в Согдиане, а затем в Хорезме, Мерве и Бактрии, были тесно связаны с местными говорящими на древних языках народностями и наводили ужас на народы Ближнего и Среднего Востока.

Эти сако-массагетские племена умели изготавливать различные металлические изделия, орудия труда и вооружение – топоры, кинжалы, копья, наконечники стрел, разнообразные художественные украшения, тяжелые телеги, с огромными колесами, запрягаемые тремя-четырьмя лошадьми, и легкие боевые колесницы. Они выводили новые выносливые породы лошадей. Знакомые с передовой военной тактикой и владеющие боевыми колесницами воины представляли собой особую социальную группу. Множество обнаруженных в бесконечных степях Евразии могильников скифо-сакских вождей, богатых воинов и полководцев свидетельствует об их высокой культуре и военном могуществе. В знаменитом французском эпосе «Песнь о Роланде» едва ли случайно упоминается о нашествии воинственных племен из страны Осианы, с берегов древнего Окса, в железных шлемах, на быстроногих конях и боевых колесницах. В упомянутых могильниках вместе с погребенными найдены различные воинские доспехи и вооружение, богато украшенные конские сбруи и седла, военные колесницы, драгоценные каменные и металлические украшения и скульптурные образы, различные гончарные изделия.

Примечательно еще и то, что найденные в скифо-согдийских могильниках настенные и скульптурные изображения запряженных колесниц, верблюда, овцы, змеи и других мифических образов во многом схожи с находками из знаменитого Амударьинского клада, открытого в конце XIX в. в Южном Таджикистане, а также с памятниками эпохи ахеменидов, Александра Македонского и государства Кушан. Отрывочные сведения о скифо-сакских племенах содержатся в трудах Геродота и античных авторов, в замечательном эпосе Фирдоуси «Шахнаме» и других восточных источниках.

Если еще вспомнить обнаруженные в Южном Казахстане и во многих районах Узбекистана наскальные рисунки первобытных предков, изображавшие запряженных лошадьми или верблюдами телеги, различных животных – верблюда, черного козла, баранов и каких-то неизвестных животных и сравнить их с упомянутыми находками в степных курганах, мы можем сделать вывод, насколько глубоки общие истоки древнейшей культуры и мировоззрения народов Центральной Азии. Открытые в последние десятилетия в Туркмении, Узбекистане и в южных районах Таджикистана замечательные памятники Джейтунской культуры Каратепе, Алтынтепе, Айртам, Дальверзинтепе, Фаязгепе, Халчаян, Намазгохтепе, Ялангачтепе, недавно открытый Ахсихент и другие также подтверждают наши заключения.

Следует особо отметить, что археологические находки, обнаруженные в упомянутых памятниках, в частности красочные мифологические образы в богатых предметах и украшениях, терракотовые изображения божеств и различных церемоний позволяют воссоздать религиозные представления, обряды и обычаи, образ жизни наших предков. Почти на всех предметах имеются изображения не только различных птиц и животных, но и каких-то мифических крылатых баранов и коз, получеловека-полубарана, тамги и печати также с изображениями мифических образов, что, несомненно, связано с тотемистическими, анимистическими и другими религиозными верованиями. Они представляют мировоззрения ранних земледельцев, напоминающие верования, распространенные в древней Месопотамии, Эламе и Иране.

По историческим данным, к середине 2-го тысячелетия до н.э. в хозяйственной, военной и культурной жизни индоевропейского населения евроазиатских степей произошли существенные изменения. Под влиянием изменения климата (глобального похолодания) и других причин в это время приходят в движение бесчисленные племена. Как отмечалось выше, так называемое индоевропейское сообщество «арийцев» разделяется на две группы, значительная часть которых через кавказские горы переселялась в Переднюю Азию. Здесь они, передав свой опыт выращивания лошадей и военное искусство, в свою очередь, ассимилируясь с местным населением, исчезают с исторической арены. Обитавшая на севере Средней Азии вторая их часть во второй половине 2-го тысячелетия, преодолев горные хребты, поселяется в северо-западной Индии, Гумале, Свате и Гандхаре. На пути этого великого переселения до сих пор встречаются древние скифо-сакские кладбища, захоронения с лошадьми, наскальные изображения боевых колесниц и т.д. Несомненно, у этих племенных объединений сложились организации, напоминающие своеобразные формы государственности, что имеет большое исторической значение.

Под узбеками в настоящее время подразумевается конгломерат племен тюркского происхождения, с примесью иранского и монгольского элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских диалектов и живущих в Бухаре (около 1 миллиона, по Вамбери), в Хиве (около 257 тысяч, по Кузнецову), в афганском Туркестане (200 тысяч, по Вамбери), в русских среднеазиатских владениях (579 740 человек, по Аристову), общей численностью в 2 037 240 человек, занимая в этих территориях с 16 века положение политически господствующего элемента.

Самое название «узбеки» имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбек – старинное, встречающееся еще в памятниках 12 века собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь. Значение политического названия целого народа слово «узбеки» приобрело в 14 веке, в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, узбеки, в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами.

Начиная со второй половины 15 века, джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465 — 66 годах) имя узбеков сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии. Возродились узбеки и снова стали играть крупную роль, когда в конце 15 и первой четверти 16 века потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с севеверного побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах.

Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с , получил общее название «узбеки». В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру.

Общее политическое название этих племен было джагатаи. Сначала они отнеслись к узбекам враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется узбеками. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения – таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением узбеков, привело к тому, что именем «узбеки» стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и так далее.

До какой степени термин «узбеки» потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от узбеков по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов).

Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий узбеками те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шебаки-ханом, менее других подверглись смешению с , сартами и и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы узбеков сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе. Их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением и немногочисленных сартов — сплошь узбеки. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, узбеки составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, «чистые» узбеки, судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях. Поэтому об едином антропологическом типе узбеков говорить нельзя.

В характере узбеков очень ярко проявляются типичные черты тюрок: солидность, прямота, честность, отсутствие суетливости, угрюмая тяжеловесность – и в то же время инстинкты воина и повелителя.

Наиболее чистый тип сохранился у хивинских узбеков, которые, по Вамбери, среднего роста, выше киргизов, но не так высоки и крепко сложены, как . Голова овальной формы, глаза с продольным разрезом, скулы не очень выступающие, цвет кожи светлее, чем у таджиков, волосяной покров пышнее, чем у туркменов, и чаще темный.

У бухарских узбеков заметны более глубокие следы арийского смешения (преобладающий темный цвет волос и кожи), а кокандских узбеков уже трудно отличить от сартов. 11 узбеков Зеравшана, по Федченко, дали 1664,30 (рост) и 83,24 (головной указатель). 33 узбека Самарканда, по Уйфальви - 1678,30 (рост) и 84,01 (головной указатель). Узбеки Ферганы, по Уйфальви - 1670,50 (рост) и 86,13 (головной указатель).

Громадное большинство узбеков ведет оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием и отлично усвоив от своих культурных предшественников искусство орошения полей.

Кочующих узбеков очень немного: в восточной Бухаре и, в особенности, по левому берегу Аму-Дарьи, в афганских владениях. Полукочующих, летом переходящих со своими стадами с места на место, а зимою пребывающих в постоянных зимних жилищах (кишлак), — гораздо больше (преимущественно в восточной Бухаре), но переход этих элементов к — дело ближайшего будущего. При всем сходстве внешнего быта оседлых узбеков с сартами и таджиками, замечаются и некоторые различия.

Традиционный костюм

Одежда узбеков из более плотных материй и не так широка, как у таджиков. Вместо тюрбана они часто носят высокую меховую папаху, более широкую, чем у туркменов, и более низкую, чем у сартов. Женщины одеваются по-туркменски: только праздничный головной убор выходит из употребления.

Традиционна пища

Как земледелец, узбек употребляет и мучную пищу, но молочная и мясная пища, даже конина, играет в обиходе узбеков такую же роль, как у номадов. Наоборот, стол сартов и таджиков ему совершенно чужд. Из напитков узбек употребляет чай, куртабу (разведенный в воде сыр) и айран; кумыса не пьет почти вовсе.

Традиции и обычаи

Старая привычка к жизни в шатре и на открытом воздухе и теперь еще сказывается: у оседлого узбека в обычае раскидывать войлочную палатку на дворе своей окруженной высокими стенами мызы и нередко проводить в ней зиму.

И в социальных обычаях узбеки сохранили много пережитков из прежней жизни номадов. Несмотря на вековое влияние мусульманства, браки заключаются непосредственно между молодежью, без вмешательства родителей, которые участвуют только в уплате калыма, состоящего из традиционных 9 голов скота. Игры, музыка, состязания и прочие развлечения, сопутствующие брачным празднествам – те же, что и у номадов. Как и у последних, женщина у узбеков во время родов подвергается сильнейшему встряхиванию, для ускорения родов.

Положение женщины гораздо лучшее, чем у сартов и таджиков; многоженство встречается только в высших классах, в Хиве – реже, чем в Бухаре и Коканде. Семейная жизнь отличается чистотой и мягкостью отношений, хотя патриархальная власть отца очень велика (даже пожилые сыновья не позволяют себе сидеть или заговаривать первые в присутствии отца).

Религия узбеков

По религии узбеки — ревностные мусульмане, но далеко не столь фанатичны, как их арийские соседи. В их культе сохранились пережитки древних иранских влияний. В Хиве, например, празднование Норуза, то есть весеннего равноденствия, так же строго исполняется, как персами Ирана. Скакание вокруг огня, всячески оказываемое ему почтение, лечение лучами заходящего Солнца, наконец, древнеиранские солярные мифы - все это свидетельствует об исконном пребывании тюрок в территории нынешних узбеков и общении их с аборигенами иранского происхождения.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.