Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова. Изображение русского национального характера в произведениях лескова

/ / / Русский национальный характер в повести Лескова «Очарованный странник»

Многие литературные работы Н.С. Лескова наполнены великолепными персонажами, которые способны раскрыть истинную суть русского, простодушного человека. Именно такими яркими героями автор старается наградить свои литературные работы.

В повести «Очарованный странник» читатель знакомится с обычным мужчиной – Иваном Флягиным. Н.С. Лесков мастерски описывает его внешний вид. Он был похож на настоящего богатыря. Он был высоким, статным, лицо его открыто, волосы густы. Данный герой, словно выходец из природы. Внешность его чистая, искренняя.

Благодаря подробному, тонкому описанию портрета главного героя, мы отчетливо можем представить себе его внешний вид. Что же касается мира внутреннего? О нем можно судить только после оценки действий и поступков главного героя. Именно неоднозначность Флягина можно отнести к главным особенностям русского национального характера.

Еще одной особенностью главного героя было рвение к подвигам, к совершению благородных поступков. И все это он делал не из корыстных мотивов, а по величию души своей.

Еще в столь юном возрасте, Иван спасает графа и графиню от гибели, останавливая повозку лошадей. А, будучи взрослым, отправляется воевать на Кавказ вместо сына совершенно незнакомого старика и старухи.

Вот, глядя на эти поступки, можно смело заявить, что за мощным, огрубевшим внешним видом русского богатыря скрывается чистая душа, наполненная добром и любовью к окружающим. Вот та особенность, за которую стоит ценить русского человека.

Примером такой любви и доброты является тот период в жизни героя, когда он был нянькой и присматривал за девочкой. Он проявлял всю свою нежность, всю свою ласку, дабы воспитать малышку по законам человеческим.

Главный герой, на страницах повести ощущает искренние чистые чувства любви к женщине – к Груше. Однако по велению судьбы их отношениям не было продолжения. Флягин совершает страшный поступок. Он сталкивает цыганку в реку. Но, делает это только из благих намерений, видя, как девушка страдает и мучается.

Искупая такой грех, попадает в плен. Вдали от родины он грустит и скучает. Такая разлука с родными землями не сравнится даже с долгим сидением в погребе во время монашества. Флягин говорит, что звон церковных колоколов всегда вдохновлял и поддерживал его. Именно в монастыре Иван Северьяныч понимает, что жить нужно ради других, ради своих товарищей.

Вот такой чертой характера и наполнены русские души, простые люди, которые могут отдать свою жизнь за других. И такое великолепное качество можно проглядеть только в русском человеке – искреннем и открытом!

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

Концепция

по учебной дисциплине ОДБ.02. Литература

Разработчик: Усова Галина Анатольевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

2015 г.

Концепция

народного характера в повести

Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Методическая разработка открытого урока

по учебной дисциплине ОДБ.02. Литература

для преподавателей литературы ОБПОУ «КЭМТ»

Разработчик: _________ Г.А. Усова, преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензенты:

Г.Н.Галахова, заместитель директора ОБПОУ «КЭМТ»

С.В.Дюмина, доцент кафедры коммуникологии и психологии ЮЗГУ, к.п.н.

Пояснительная записка

Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения

и становления индивидуального сознания

Л.С. Выготский

Определяя приоритетные задачи образования в виде «шести ключевых умений», ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи единодушны в том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие и 2) работа в группе.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом . Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Учебная дисциплина «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции обучающихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию на поступок героя и его нравственное содержание.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) позволяет занять свою позицию по обсуждаемому вопросу, уметь обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

На данном уроке я использую один из приемов этой технологии – кластер.

Кластер – это графический прием систематизации материала. Он не

является схематизацией какого-либо объекта, но отражает то, как работает наше мышление. Это стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям, пониманию какой-либо темы. Работа над составлением кластера дисциплинирует обучающихся, превращая их из пассивных слушателей выступления другой группы в активных участников реализации общей темы. На данном уроке тема кластера - «Образ Ивана Флягина». А сутью главного понятия явились черты характера главного героя, которые записывали обучающиеся в процессе анализа эпизодов повести.

Методическая разработка урока «Концепция народного характера в повести

Н.С. Лескова «Очарованный странник» составлена в соответствии с требованиями, изложенными в Методических рекомендациях по составлению методических разработок педагогическими работниками Областного профессионального образовательного учреждения «Курский электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ») и может быть использована для работы преподавателями со студентами разных специальностей и профессий.

Технологическая карта учебного занятия

Тема урока: Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Цели урока :

деятельностная : создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся средствами технологии критического мышления и обучения в сотрудничестве.

содержательная: формирование знания о понятии “праведничество”,

праведник”; роли образа Ивана Флягина в концепции народного характера, своеобразии решения Лесковым проблемы праведничества на Руси.

методическая: использование современных педагогических технологий (технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология обучения в сотрудничестве) для создания условий развивать коммуникативные умения, достигать определенных результатов, осмысливать получаемые знания, формировать собственную аргументированную точку зрения.

Задачи урока

учебно-практические:

    расширить содержание образа лесковского праведника

Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского народного характера;

    развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации, создание кластера, дискуссии;

    совершенствовать речевые умения - умения пересказывать текст, комментировать, анализировать прочитанное, строить монологические высказывания, используя адекватные языковые средства, тропы и стилистические фигуры;

    воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства;

    закрепить общеучебные умения и навыки через обучение в сотрудничестве;

учебно-познавательные:

    создать условия для развития положительной мотивации к учению;

    формировать умение сопоставлять факты и делать выводы;

    развивать познавательный интерес и эмоции обучающихся.

воспитательные :

    способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы;

    воспитывать высокую гражданскую позицию, общечеловеческие ценности;

    подвести детей к осознанию Родины и своей национальности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: урок-диалог

Образовательные технологии:

технологии обучения:

    технология развития критического мышления через чтение и письмо;

    технология обучения в сотрудничестве;

    информационно-коммуникационные технологии;

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в группах).

Методы обучения:

    словесные : беседа;

    наглядные : компьютерная мультимедийная презентация;

    интерактивные : диалог, групповая дискуссия;

    практические : исследовательский, частично-поисковый;

    методы контроля и самоконтроля : устный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Планируемые результаты:

а) предметные:

    освоение знаний о понятии “праведничество”, “праведник”; роли образа Ивана Флягина в концепции народного характера;

    освоение знаний о своеобразии решения Лесковым проблемы праведничества на Руси;

    совершенствование умений краткого изложения эпизода, анализа, комментирования текста;

    осмысление событий художественного произведения;

    осознание эстетической функции родного языка.

б) метапредметные:

    регулятивные:

    умение планировать деятельность, намечать цель;

    умение находить пути решения учебных задач, самооценка;

    познавательные:

    -- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

    поиск и отбор необходимой информации,

    структурирование знаний, обработка и преобразование информации;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

    коммуникативные:

    умение воспринимать речь устную и письменную;

    адекватно отвечать на вопросы; выделять главную мысль;

    умение находить в тексте нужные эпизоды, анализировать фрагменты текста, устанавливать последовательность глав произведения, фиксировать нужное;

    умение строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения; высказывать свою точку зрения);

    умение графически генерировать свои идеи по теме.

в) личностные :

    осознание значения литературы как части национальной культуры, ее духовную составляющую;

    развитие и совершенствование собственной речи.

Средства обучения:

    технические:

Экран, персональный компьютер;

    информационно-коммуникационные:

- компьютерная мультимедийная презентация

    дидактический материал:

- карточки-задания для групп, хрестоматии по литературе, тексты повести «Очарованный странник».

Источники информации:

Нормативный документ

Федеральный государственный образовательного стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. №413.). – М.: Министерство образования и науки РФ.-2012.

Образовательные ресурсы:

Основная литература

    Обернихина Г.А. Литература. М., 2011.

    Зинин С.А., Сахаров В.И.; Литература XIX век. Хрестоматия.

10 кл. - М., 2013.

    Лесков Н.С. «Очарованный странник».

Дополнительные источники

    Иванов Д. А. Технология КМ: «Вызов» //Директор школы -2013.-№4 с.59-64, №5 с.40-46

    Зимнева О.Н. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. Курск, 2012.

    Фрагменты художественного фильма «Очарованный странник».

    Фрагмент видеоролика. Денис Майданов «Флаг моего государства».

Интернет- ресурсы

Основные термины и понятия: концепция, странник, праведник, очарованный, национальный.

Структура и регламент

Наименования

этапов занятия

Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе

Виды деятельности студента

Виды деятельности преподавателя

Средства контроля достижения планируемых результатов

Формируемые УУД

Регламент

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

Создание деловой атмосферы, позитивного настроения на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой режим

Настраиваются на продуктивную мыслительную деятельность

Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих. Представляет гостей. Настраивает студентов на продуктивную деятельность.

диалог

Личностные: самоопределение

Познавательные: готовность к информационно-познавательной деятельности; готовность к саморазвитию

Регулятивные:

саморегуляция; умение быстро включаться в деловой ритм, активную мыслительную деятельность

Коммуникативные: умение и готовность работать в коллективе

2 минуты

2. Этап актуализации опорных знаний . Целеполагание.

Активизация мыслительных операций и познавательных процессов. Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждения интереса к теме; актуализация опорных знаний, создание условий для дальнейшей познавательной деятельности, планирование личностного смысла урока (самоопределение и смыслообразование), прогнозирование результатов; постановка целей урока

Пытаются определить и сформулировать тему и цель занятия по предложенному фрагменту фильма «Иван Поддубный», размещенному на слайде электронной презентации.

Корректирует и конкретизирует тему и цель занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний и целеполагания

побуждающий

диалог (наводящие вопросы)

Личностные: выработка учебной мотивации; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла урока.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: умение планировать деятельность, намечать цель.

Коммуникативные: умение и готовность обмениваться мыслями и суждениями в диалоге.

5 минут

3. Подготовка к открытию нового знания.

Формулирование учебной задачи

Создание условий по применению ранее приобретенных знаний; выстраивание логики развития учебного занятия.

Участвуют в организованной преподавателем беседе, соотносят свое определение терминов со словарной статьей; аргументируют свои высказывания примерами из текста.

Формулирует проблему, участвуют в формулировании учебной задачи.

Подводящий

диалог

Личностные: смыслообразование (выработка учебной мотивации)

Познавательные: постановка учебной задачи.

Регулятивные: умение анализировать информацию

Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; адекватно отвечать на вопросы; выделять главную мысль.

10 минут

Формирование представления о национальном характере, создавая образ Ивана Флягина; развития навыков критического мышления с помощью приема - создание кластера; пробуждение интереса к получению новой информации; развитие речевых умений и навыков.

Каждая из трех групп представляет краткий пересказ эпизода и ответы на вопросы-задания. Участвуют в обсуждении вопросов.

Заполняют кластеры на основе полученных знаний в ходе представления групп, составляют вопросы по изученной теме для других групп

Направляет деятельность обучающихся, акцентирует их внимание на ключевых вопросах, моделирует и организовывает диалоговую беседу.

Организует работу с текстом. Сохраняет интерес к теме, пробуждая к авторской позиции в отношении героя произведения.

беседа

Личностные: соотнесение предметного содержания с ценностно-смысловыми установками, морально-этическими нормами.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, структурирование знаний, обработка и преобразование информации; представление информации в разных видах и формах (монологическая речь, чтение по ролям), использование ИКТ в решении коммуникативных задач (фрагменты одноименного фильма).

Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, корректировать свои записи при составлении кластера, оценивать результаты совместной деятельности.

Коммуникативные: умение ф ормулировать свои мысли; понимать собеседника; использовать адекватные языковые средства, тропы и стилистические фигуры; умения и навыки обмениваться мыслями.

20 минут

5.Включение нового знания в систему имеющихся знаний

Выявления границ применимости нового знания, тестирование.

Участвуют в организованной беседе, позволяющей оценить «прирост» знаний, умений и навыков, осознать их личностный смысл. Выполняют тестирование с самопроверкой.

Моделирование и организация беседы по выявлению границ применимости нового знания; проведение контроля знаний с помощью тестирования.

диалоговая беседа, взаимооценка, самооценка

Личностные: действия смыслообразования.

Познавательные:

Понимание и адекватная оценка ценностного смысла нового знания и границ его применимости.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка(осознание качества и уровня освоения)

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

4 минуты

6.Рефлексия

Подведение итогов учебного занятия

Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии как осознание результата состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики деятельности.

Оценивают свою работу на занятии, дают цветовую оценку самоощущения.

Оценивает работу студентов, стимулирует рефлексивную деятельность. Дает для просмотра видеоролик «Флаг моего государства».

Подводит итоги проделанной работы. Выставляет отметки.

Беседа, самооценка

Личностные : умение оценивать усваиваемое содержание урока, исходя из общечеловеческих и личных ценностей.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации.

2 минуты

7.Инструктирование о выполнении домашнего задания

Ознакомление с творческим домашним заданием, детализация информации по его выполнению

Записывают домашнее задание

Инструктирует по выполнению домашнего задания

Личностные: осознание личностного смысла творческого домашнего задания

Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого характера

Регулятивные: саморегуляция

Коммуникативные: умение работать с разными источниками информации, выделять главное формулировать мысль, аргументировано высказывать свое мнение

2 минуты

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА

    Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствие обучающихся. Представление гостей. Проверка готовности к уроку. Я приглашаю вас к диалогу.

Преподаватель: Сегодня урок хочется начать с просмотра фрагмента художественного фильма. После чего вам нужно будет ответить на вопрос: «Какую ключевую фразу произносит герой фильма»?

    Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.

Преподаватель . - Кто такой Иван Поддубный?

Что вы о нем знаете?

Какими чертами характера обладал?

Как вы думаете, почему историю об Иване Поддубном я взяла на наш урок?

Какое произведение мы изучаем?

Есть ли сходство у Поддубного и Флягина? Чем они похожи?

Какую ключевую фразу произносит в этом эпизоде Иван Поддубный?

Как можно назвать чувство любви, преданности Родине? (патриотизм)

А как называются люди, вобравшие лучшие черты своей нации? (национальный характер).

Как можно обозначить цель нашего урока? (Расширить содержание образа лесковского праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского народного характера).

Национальный – народный, или народу свойственный.

ПРАВЕДНИК: - человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.

Как будет звучать тема нашего урока? (Взгляд на русский национальный характер через образ Ивана Флягина). Есть слово, которое более точно дает определение нашей теме – Концепция.

Концепция - определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений.

Итак, тема нашего урока: Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». (Запишите)

    Подготовка к открытию нового знания. Формулирование учебной задачи

Преподаватель: В творчестве Лескова одно из важных мест занимала тема праведничества. В образах героев-праведников он воплотил концепцию pyccкoгo национального характера. Праведник прежде вceгo человек верующий. Eгo жизнь, поведение, миропонимание, отношения с людьми определены заповедями Иисуса Христа. Он противопоставляет любовь ненависти, прощение - мести, доброту и милосердие - злобе, сострадание - жестокости, веру - безверию, единение с людьми - одиночеству и разобщенности, вечную жизнь - смерти. Чувство любви к людям движет eгo поступками. Через сострадание и помощь ближнему он духовно совершенствуется и старается приблизиться к идеалу, каким для нeгo является Иисус Христос. Лесковский праведник скромен и незаметен, иногда даже смешон и чудаковат, но он творит добро, помогает людям и спасает их. Лесков утверждал, что христианство «научает приходить послужить страждущему», и считал, что христианская вера определяет духовную жизнь рyccкoгo народа, национальное самосознание и русский характер.

Постановка проблемного вопроса: «Как же мы будем определять черты народного характера Ивана Флягина?»

Обучающиеся : Проанализируем эпизоды произведения, выделим в них основные черты характера главного героя.

Преподаватель: Прежде чем мы приступим к анализу произведения, давайте поработаем с терминами.

СТРАННИК – человек, странствующий пешком на богомолье.

Преподаватель: Почему Лесков называет своего героя странником?

Обучающиеся : У него нет родного дома, в силу обстоятельств ему приходится странствовать.

Преподаватель: Что предопределило такую судьбу Флягину? (обращение к фрагменту фильма).

Обучающиеся : Флягин – сын моленный, Богу обещанный.

Преподаватель: Не оттого ли он не такой, как все?

Обучающиеся : Он очарованный.

ОЧАРОВАННЫЙ:

1. Находящийся, по суеверным представлениям, под воздействием чьих- либо чар.

2. Выражающий восхищение.

3. Околдованный, завороженный, плененный, покорённый, восхищенный.

Преподаватель: Чем же очарован Иван Северьяныч? (презентация, подтверждение словами текста).

Преподаватель: Скажите, к кому жанру композиционно относится повесть «Очарованный странник»?

Обучающиеся : Рассказ в рассказе, т.к. Флягин выступает, как рассказчик о своих происшествиях с ним.

Преподаватель: Давайте обратимся к сюжету повести и восстановим последовательность эпизодов. (Презентация)

Обучающиеся : 1. Крепостной форейтор.

2. Служба у графа.

3. В няньках.

4. В плену у татар.

5. Возвращение на Родину.

6. История с цыганкой Грушей.

7. Служба в монастыре.

4. Работа над новой темой (открытие нового знания)

Преподаватель: Вашим домашним заданием было прочитать, кратко пересказать предложенный эпизод, ответить на вопросы. Вы работали в одной из трех групп.

1 группа. Эпизод «В няньках»

2 группа. Эпизод «В татарском плену»

3 группа. Эпизод «История с цыганкой Грушей»

Итогом анализа этих эпизодов будут служить составленные вами кластеры: в центре образ Ивана Флягина, его составляющие – черты характера героя, проявившиеся в каждом из эпизодов. Поэтому во время выступления групп вы дополняете свой кластер.

Анализ по заданиям (приложение 1). В ходе анализа эпизодов обращение к фрагментам фильма «Очарованный странник».

Фрагмент «Возвращение на Родину»

- Какая художественная деталь представлена во фрагменте? (Церковь на пригорке).

- О чем это свидетельствует? (О наличии веры и терпения Флягина, его духовном росте вдали от Родины).

Фрагмент «Прощание с Грушей»

- Почему Иван помогает Груши уйти из жизни? (Спасает от греха самоубийства, из-за любви к ней).

Фрагмент «Прозрение Ивана Флягина»

- В чем смысл монолога Флягина? (Звучит мысль о патриотизме, о служении Родине, т.к. Голован видит надвигающуюся войну в России).

Преподаватель: Обратите внимание на слайд. Давайте посмотрим и сверим, какими же чертами характера наделен Иван Флягин – национальный герой. Почему мы его так называем?

    Включение нового знания в систему имеющихся знаний

Преподаватель: А теперь давайте обратимся к тестовым заданиям и проверим ваши знания текста. (Приложение 2)

Обучающиеся выполняют текст с самопроверкой и выставляют себе оценку по тестированию, руководствуясь критериями оценки.

    Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

Преподаватель: - Чем же сильна Россия?

- В ком выражается ее особенная стать? (В народе, бескорыстно служащему Родине, любящему ее).

- Какую душу имеет Иван Флягин? Смог ли Лесков дать нам образ русского национального характера?

Я думаю, стихотворение Ф.И. Тютчева « Чему бы жизнь нас не учила…» - это есть видение русского праведника, горячего любящего страну и готового все за нее отдать.

Чтение стихотворения под видеоролик «Флаг моего государства».

- Актуально ли сейчас говорить о праведниках?

- Нужны ли праведники современной России?

Знакомство с книгами Н.С. Лескова о праведниках.

Преподаватель: В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника». Есть общие черты, роднящие лесковских праведников между собой. Всем им дорог христианский идеал деятельного добра как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.

Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят добро для самого добра.

Всем им дорог христианский идеал деятельного добра как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.

В душе каждого человека есть возможность прийти к обретению высших нравственных ценностей – это и есть путь к Храму. И даже если человек грешен (а все таковы), то этот путь зависит от личности каждого. Это путь нравственного роста, т.е. смысла жизни.

Выставление оценок.

Преподаватель: У вас на столе в конвертиках листочки. Выберите себе один листок любого цвета и, уходя из класса, прикрепите к нарисованному на доске дереву. Ваши цветовые ощущения мы рассмотрим на следующем уроке.

    Инструктирование о выполнении домашнего задания

Преподаватель: Вам нужно написать сочинение-миниатюру «Нужны ли России праведники»? В своей работе обратитесь и к другим произведениям Н.С. Лескова, затрагивающим тему праведничества: «Левша», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне».

Приложение 1.

1-Я ГРУППА. Фрагмент «Служба Флягина в няньках»

Задание:

    Краткий пересказ эпизода.

    Анализ эпизода по вопросам:

- Почему Флягину скучна служба в няньках?
- в 3-й раз возникает видение монашка, который зовет идти дальше. Подчиняется ли он знамению или до конца проходит испытание?
- Почему Флягин решает отдать дитя матери, хоть и дал слово: «…я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его»?
- Кому он сострадает? Что значит глагол «со – страдать»?
- Что изменяется от решения И. Флягина?
Сделайте вывод : какие черты русского национального характера увидели в герое?

2-Я ГРУППА. Фрагмент «Флягин у татар».

Задание:

    Краткий пересказ эпизода
    2) Анализ по вопросам:
    - Какие черты русского богатыря проявил Флягин в поединке с татарином?
    - На ярмарке Флягин восхищается татарами, а что он видит в плену?
    - Что его больше всего гнетет? Убогость быта, дикость нравов или тоска по родине?
    - Помогли ли русские миссионеры Флягину? А как Иван поступил с убитыми татарами миссионерами?
    - Как после бегства встретили Ивана на Родине?
    Сделайте вывод: какие качества русского характера проявились в этом испытании у героя?

    3-Я ГРУППА: Фрагмент «История с цыганкой Грушей».


Задание:

1) Кратко пересказать историю Груши и участие в ней Флягина.
2) Анализ истории по вопросам и заданиям:
- Прочитайте классу выразительно конец гл.11 со слов: «Любовь – наша святыня!» - и начало главы 13 со слов «…песня …томная-претомная…так и берет в полон».
- Что нового открылось вам в Флягине?
б) Когда Флягин бросает деньги к ногам Груши, он покупает ее или одаривает красоту?
в) Какова дальнейшая судьба и Груши, и Флягина?
г) Чью историю романа «Герой нашего времени»М. Ю. Лермонтова напоминает история князя?
д) Не князь убивает Грушу, а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли это?

Сделайте вывод: как проявил себя в любви Иван Северьяныч?

Приложение 2. Тестовые задания


1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?

а) Алеша Попович; б) Добрыня Никитич; в) Илья Муромец; г) Никита Кожемяка.

2. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?
а) Измаил; б) Монах; в) Голован; г) Казачок; д) Иван.

3. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи?

а) деньги; б) освобождение от крепостной зависимости; в) коня; г) гармонь; д) сапоги.

4. Почему Флягин бежал в степь?

а) в поисках приключений; б) по предложению англичан; в) вслед за возлюбленной; г) из-за убийства татарина; д) был взят в плен.

5. Как удерживали главного героя в степи?

а) богатыми подарками; б) отдали Флягину в жены самую красивую девушку; в) держали в колодках в яме; г) подщетинили пятки.

6. Сколько времени провел Флягин в плену?

а) один год; б) три месяца; в) пять лет; г) три года; д) десять лет.

7. Почему Иван Флягин убил Грушу?

а) из-за неразделенной любви; б) чтобы Груша не вернулась к князю; в) чтобы спасти ее от греха убийства; г) это произошло случайно.

8. Каковы планы героя-рассказчика в финале повести?

а) остаться в монастыре; б) пойти воевать; в) возвратиться на родину.

Произведения Лескова завораживают читателя, заставляют его задуматься, проникнуться самыми сложными вопросами, касающимися человеческой души, особенностей русского национального характера. Герои Лескова могут быть разными - сильными или слабыми, умными или не очень, образованными или неграмотными. Но в каждом из них есть какие-либо удивительные качества, возвышающие этих героев над многими из их окружения.
На первый взгляд Лесков в своих произведениях рассказывает о самых обыкновенных, можно сказать, о заурядных людях. Но к финалу едва ли не каждой повести, каждого рассказа или романа оказывается, что герой, явно пользующийся авторской симпатией, обладает всеми качествами личности исключительной в морально-нравственном отношении.
Лесков - писатель-реалист. Он рисует жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая ее. Однако в его произведениях жизнь и без приукрашиваний полна удивительных событий, заставляющих человека обнаруживать скрытые стороны своей натуры. Лесков - великолепный психолог. Он умело показывает самые сокровенные стороны человеческой души. И именно поэтому герои его произведений кажутся нам “настоящими” - жившими и творившими когда-то давно.
Лесков великолепно раскрывает особенности русского национального характера. Перечитывая страницы многих его произведений, невольно задумываешься о богатстве, незаурядности и своеобразии загадочной русской души. Особенно примечательно, что русский характер раскрывается в самых сложных условиях. Противоречие между внутренними стремлениями человека и вынужденными его действиями часто толкает героев на преступления.

Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине нашего столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение всегда и во всем идти «против течений», как назвал позднейшую книгу о нем биограф. Если его современники (Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский) заботились преимущественно об идейной и психологической стороне своих произведений, искали ответов на общественные запросы времени, то Лескова это занимало в меньшей степени, или же он давал такие ответы, которые, обидев и возмутив всех, обрушивали на его голову критические громы и молнии, надолго повергая писателя в опалу у критиков всех лагерей и у «передовых» читателей.
Проблема нашего национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников.

Главная сквозная тема произведений Лескова – возможности и загадки русского национального характера . Отличительные свойства русского человека он искал во всех сословиях и классах. Ранние рассказы Лескова (Житие одной бабы, Воительница, Леди Макбет Мценского уезда) основаны на сюжетах и образах, почерпнутых из народных любовно-бытовых песен и баллад .

Лесков вносил в решение проблемы русского национального характера неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты. Таков рассказ “Леди Макбет Мценского уезда”. Мценская купчиха Катерина Измайлова - один из вечных типов мировой литературы - кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело в бездну безумия. Но она наивна и доверчива в своем чувстве, как многие русские бабы, впервые узнавшие – как любить. Катерина на слышит фальши в речах, не способна понять, что её возлюбленный её обманывает. Но Катерина яркая, сильная, смелая и отчаянная русская баба. Молодая, сильная, страстная женщина вынуждена влачить жалкое существование в богатом купеческом доме. Она тоскует, томится, мечтая о настоящей страсти и довольствуясь довольно натянутыми отношениями с мужем.
Приближаясь к финалу произведения, невольно задаешься вопросом: можно ли осуждать Катерину Львовну за злодейства, ею совершенные. Не только можно, но и нужно. Но только как же быть с христианской заповедью: “Не судите, да не судимы будете”? Действия Катерины Львовны отчасти продиктованы инстинктом самосохранения, отчасти - желанием получить хотя бы малую толику простого женского счастья, которого она была лишена и о котором так долго мечтала.
Героиня способна вызвать восхищение у читателя несмотря на все свои злодеяния. Характер Катерины Львовны, безусловно, неординарен. Окажись она в иных условиях, возможно, нашлось бы более достойное применение ее физическим и духовным силам. Однако описанная Лесковым среда превращает Катерину в настоящее чудовище. Она безжалостно отправляет на тот свет не только своего свекра, затем мужа, но и губит невинного ребенка. Вина героини заключается прежде всего в том, что она не пыталась противостоять обстоятельствам. И вместе с тем она предстает достойной сожаления. В русском национальном характере склонность к риску и изобретательность часто идут рука об руку как со злодейством, так и с благородством. Судьба купеческой жены Катерины Львовны свидетельствует о том, как легко отдать все богатства своей души ради злого дела. Но так бывает далеко не всегда.

С годами писателя все больше привлекают люди, живущие по законам совести и сердца . Его любимым персонажем становится тип русского праведника . Лесков, по словам Горького, начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников . Это новая разновидность маленького человека - маленькие великие люди , которые представляют созидательные силы русского народа. В создании таких героев автор опирался на древнерусскую литературу. Как выразители авторских представлений об идеальной личности, нравственность которой определяется верой в Христа, праведники Лескова близки положительным героям Достоевского. Но Лесков поэтизирует активную личность, и религиозность его героев – это практическое христианство.

В повести «Очарованный странник» (1873) писателя в большей мере занимает не благочестие, а богатырство русского человека. Чары провидения Иван ощущает на себе, поэтому очарованный. По Лескову, русскому человеку не свойственна систематическая рассудочность, что не свидетельствует о его духовной бедности.

В повести «Очарованный странник» (1873) Лесков, не идеализируя героя и не упрощая его, создает целостный, но противоречивый, неуравновешенный характер. Иван Северьянович может быть и дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но его натура по-настоящему раскрывается в добрых и рыцарски бескорыстных делах ради других, в самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым делом. Простодушие и человечность, практическая сметка и упорство, мужество и выносливость, чувство долга и любовь к родине - таковы замечательные черты лесковского странника. Изображаемые Лесковым положительные типы противостояли «меркантильному веку», утверждаемому капитализмом, который нес обесценивание личности простого человека. Лесков средствами художественной литературы сопротивлялся бессердечию и эгоизму людей «банкового периода» , нашествию буржуазно-мещанской чумы, умертвляющей все поэтическое и яркое в человеке.

В «Левше » (1881) в форме легенды-анекдота Лесков запечатлел исключительную одаренность русских мастеровых. Талант и самобытность русского человека не просто дар, а следствие благородной привычки к усердному и разнообразному труду, воспитывающему смелость и упорство творческого духа . По поводу Левши сам лесков признавался, что там, где стоит левша, надо читать русский народ и что у него не было намерения ни польстить народу, ни принизить его. Лесков привлекает внимание не только к одаренности, но и к трагической судьбе русского человека: талант его растрачивается на пустяки. Горький увидел отличительную особенность худ. стиля Лескова в том, что он не лепит образы пластически, а создает их искусным плетением кружева разговорной речи . У Лескова повествование чаще всего ведется от первого лица. Эту повествовательную манеру определяют понятием сказ .


Едва ли не главным в творчестве Н. С. Лескова было создание им ярких национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой и всечеловеческим обаянием. Писатель умел находить яркие русские характеры, притаившиеся в разных уголках родной страны, людей с обостренным чувством чести, сознанием своего долга, непримиримых к несправедливости и одухотворенных человеколюбием. Он рисовал тех, кто упорно, самоотверженно несет “бремя жизни”, всегда стремится помочь людям и готов постоять за правду-истину.
Его герои находятся далеко от бурных столкновений века . Они живут и действуют в родной глухомани, в русской провинции, чаще всего на периферии общественной жизни. Но это вовсе не означало, что Лесков уходил от современности. Как остро переживал писатель насущные нравственные проблемы! И вместе с тем он был убежден, что человек, который умеет смотреть вперед без боязни и не таять в негодованиях ни на прошлое, ни на настоящее, достоин называться творцом жизни. “Эти люди, - писал он, - стоя в стороне от главного исторического движения… сильнее других делают историю ”. Таких людей изображал Лесков в “Овцебыке” и “Соборянах”, в “Запечатленном ангеле” и “Захудалом роде”, в “Левше” и многих других рассказах и повестях. Удивительно непохожие друг на друга, они объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о судьбах родины.
Мысль о России, о народе в переломные минуты духовных исканий со щемящей силой пробуждается в их сознании, возвышая до эпического величия их скромные жизненные деяния. Все они “своему Отечеству верно преданные”, “к своей родине привержены”. В глубине России, на краю света живет в сердцах незаметных героев любовь к родной земле. К ней обращены думы непокорного протопопа Туберозова (“Соборяне”), страстно порицающего обывателей в великой утрате заботы о благе родины. В речах героя, удаленного от столичных бурь, звучат идущие от безмерной любви слова: “О мягкосердечная Русь, как ты прекрасна!”. И не смиренная, раболепная кротость восхищает непокорного протопопа, нет: он весь под обаянием скромной, но великой силы доброго самоотвержения, готовый на подвиг и сопротивление злу.
И грезит протопоп о каком-то новом чудесном храме на Руси, где будет вольно и сладко дышать внукам. О счастье народа по-своему думает и “черноземный философ” Червев; этого счастья соотечественникам своим желает и “Дон-Кихот” Рогожин (“Захудалый род”): в горячечном бреду мечтает он освободить сотни тысяч людей в России… “Очень мне за народ умереть хочется”, - говорит очарованный странник Иван Северьянович Флягин. И глубоко переживает этот “черноземный Телемак” свою причастность к родной земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “… тут глубине тоски дна нет… Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.
Наверное, в “Очарованном страннике”, как ни в каком другом произведении Лескова, высвечено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку. Замечателен весь облик чистосердечного героя: неуемная сила духа, богатырское озорство, неистребимая жизненность и чрезмерность в увлечениях, чуждая умеренности добродетельного мещанина и покорной благосмиренности, и широта его души, отзывчивость к чужому горю.
Глубокое ощущение нравственной красоты “одолевает дух” лесковских праведников. “У нас не переводились, да и не переведутся праведники” - так начинается рассказ “Кадетский монастырь”, в котором “люди высокие, люди такого ума, сердца и честности, что лучших, кажется, и искать незачем” предстают в своей многотрудной обыденной жизни - воспитателей и наставников юных кадетов. Их нетрафаретное, глубоко мудрое отношение к воспитанию содействовало становлению в воспитанниках того духа товарищества, духа взаимопомощи и сострадания, который придает всякой среде теплоту и жизненность, с утратой которых люди перестают быть людьми.
Среди героев Лескова и знаменитый Левша - воплощение природной русской талантливости, трудолюбия, терпения и веселого добродушия. “Где стоит “Левша” - замечает Лесков, подчеркивая обобщающую мысль своего произведения, - надо читать “русский народ”.

Николай Семенович Лесков (1831-1895)-выдающийся русский писатель, тонкий знаток русского быта, замечательный мастер слова. Идейно-эстетическая значимость и гуманистическая направленность его произведений особенно яркое выражение нашли в созданных им образах простых русских людей, наделенных большой нравственной стойкостью, честностью, самоотверженностью, трудолюбием, очарованных любовью к жизни, к родине. Большое место в творчестве Лескова занимает тема обличения русского церковничества. Оно сразу становится яркой живописью, или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников.

Еще совсем недавно имя Николая Семеновича Лескова в школьном курсе литературы было представлено только одним произведением-сказом «Левша». Безусловно, ироничный характер повествования, языковая стилизация, яркость характеров определили особое место писателя среди классиков русской литературы и закрепили за ним талант создавать «национальные русские характеры».

Творчество Н.С. Лескова питалось несколькими литературными и культурными традициями. Книжник и собиратель библиотеки, он знал и любил русскую и зарубежную литературу, собирал книги по истории и религиоведению. Многое изученное им органично вошло в художественное целое его произведений. Испытывал он глубокий интерес к древнерусской словесности. К сожалению, большая часть библиотеки писателя была распродана наследниками и не сохранилась. Малая часть оставшихся книг, что находится в орловском музее И.С. Тургенева, содержит редкие издания, по которым можно представить интересы Лескова в отношении древней литературы. Среди них молитвы и поучения Кирилла Туровского, «Житие протопопа Аввакума», но это, конечно, лишь жалкие остатки большого собрания.

Известно, что Лесков изучал не только словесное искусство Древней Руси, но и живопись, зодчество. Интересовал его и древний период истории Церкви и государства. Очевидно его знакомство с древними русскими летописями, так как в его произведениях содержатся множественные отсылки к легендарным летописным сказаниям. Он мог знать их в изложении В.Н. Татищева, Н.М, Карамзина, В.О. Ключевского или С.М. Соловьева, но, памятуя о любознательности и любви к книге писателя, можно заключить, что он наверняка обращался к источникам напрямую. Лесков вел научные изыскания в области средневековой живописи, литературы. Ему принадлежит ряд статей, посвященных иконографии. Писал он рецензии на научные работы по проблемам изучения древнерусской литературы.

Произведения Лескова обладают двумя художественными измерениями: реальным, в котором существуют действительно возможные во второй половине XIX века персонажи, и идеальным, наделяющим происходящее и его участников вечным, надвременным смыслом.

Проблематика произведений диктуется реальными противоречиями жизни. В них отражены остросоциальные, общественно-религиозные и политические конфликты эпохи.

В то же время герои Лескова являются образами, несущими память об идеале. Часто они соотнесены с идеальными образами, почерпнутыми в литературе Древней Руси. Особое значение при этом имел житийный жанр. Его каноны могут определять сюжетные мотивировки произведений Лескова. Объясняется этот факт тем, что создаваемый писателем образ праведника, подвижника вызвал сходство его произведений и житий.

В своем творчестве Лесков зовет русского человека к «духовному прогрессу», нравственному самоусовершенствованию. В 1870-е годы он идет «искать праведников», без которых, по народному выражению, «не стоит ни один город, ни одно село».

«Народ, - по мнению писателя, - не расположен жить без веры, и вы нигде не рассмотрите самых возвышенных свойств его натуры, как в его отношении к вере».

«Лесков- волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывал и в этом искусстве не имеет себе равного», - писал М. Горький. Действительно, стиль Лескова характерен тем, что основное внимание уделяется речи персонажа, при помощи которой создается полное представление об эпохе, о конкретной среде. О характере людей, об их действиях. Секрет словесного мастерства Лескова заключается в его прекрасном знании народной жизни, быта, идейных и нравственных особенностей облика всех сословий и классов России.

2. Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник»

Повесть «Очарованный странник» создается Н.С. Лесковым приблизительно в 1872 году. Известно, что до того автор посещал Валаам, и впечатления от этого нашли отражение в замысле писателя.

Главным героем повести является крепостной крестьянин Иван Северьяныч Флягин. Писатель использует в ней излюбленную им форму «сказа». Рассказ ведется от лица основного героя, и читатель видит воочию не только события, обстановку, но через речь видит внешность и поведение каждого, даже незначительного, персонажа.

Все чувства в нем доведены до крайних размеров: и любовь, и радость, и доброта, и гнев. Сердце его полно всеобъемлющей любви к родине и многострадальному русскому народу. «Мне за народ очень помереть хочется», -говорит Флягин. Он человек несгибаемой воли, неподкупной честности и благородства. Эти его качества, как и вся его жизнь, наполненная великими страданиями, типичны для всего русского народа в целом. Прав был Горький, отмечая типичность, народность лесковских героев: «В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума- дума не о судьбе лица, а о судьбе России».

Флягин чувствует какую-то предопределенность всего, что случается с ним: будто кто-то за ним следит и направляет его жизненный путь сквозь все случайности судьбы: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Одиночество героя не безусловно: это странник не простой, но «очарованный». В «очарованности» Ивана скрыт существенный смысл. От рождения герой принадлежит не только самому себе. Это обещанный Богу ребенок. О своей предназначенности Иван не забывает ни на минуту. Мать вымолила сына у Бога и, родив его, умерла. В душе Флягина заложен изначально некий «генетический» код, в пределах которого осуществляется свобода действий и поступков героя. Жизнь Ивана выстраивается по известному христианскому канону, заключенному в молитве «О плавающих и путешествующих, в недугах страждущих и плененных». Герой рассказывает о себе на пароходе, который плыл с Валаама на Соловецкие острова. По образу жизни своей это странник – беглый, гонимый, ни к чему земному, материальному в этой жизни не прикипевший. Он прошел через жестокое пленение, через страшные русские недуги и, избавившись «от всякия скорби, гнева и нужды», обратил свою жизнь на служение Богу и народу. По художественному заданию повести, за очарованным странником стоит вся Россия, национальный облик которой определен ее православно-христианской верой. Через честную судьбу Ивана Флягина Лесков выводит повествование хроники на всероссийский простор. Жизнь героя – это цепь злоключений, да таких, что из каждого мог бы выйти целый роман. Чего стоит реестр профессиональных превращений Ивана: он форейтор, разбойник, беглый холоп, нянька, пленник, конэсер, укротитель лошадей, ходатай по торговым делам, солдат, чиновник, актер, монах! Столь же размашист географический масштаб его скитаний – Орловщина, Подмосковье, Карачов, Николаев, Пенза, Каспий, Астрахань, Курск, Кавказ, Петербург, Корела, Соловки…

Флягин – русский национальный характер, представленный Лесковым в процессе его незавершенного и неостановимого движения и развития, изображенный не только в его относительных итогах, но еще и в неразвернувшихся потенциальных возможностях. Неспособность Флягина обнять свою «обширную жизненность» свидетельствует о богатстве этих возможностей, еще не охваченных характером героя, еще не вызревших и не вошедших в итог и результат. Наблюдая становление характера Флягина в повести, все время чувствуешь, как Лесков уводит твое внимание в сторону, сбивает повествование с прямых на окольные пути. Так писатель дает нам почувствовать полноту живой жизни героя, далеко превосходящую в своих возможностях то, что в ней на сегодня оформилось, вызрело до цветка и плода.

Ключом к разгадке тайны русского национального характера является художественная одаренность, артистизм Ивана Флягина. Он воспринимает мир как поэт, в целостном и живом образе. Ответ на вопрос о смысле человеческого бытия Флягин дает не в отвлеченной, а в образной, художественной манере, в талантливо рассказанной истории его жизни.

Художественная одаренность Флягина связана с особенностью его православно-христианского мироощущения. Он искренне верует в бессмертие души и в земной жизни человека видит лишь пролог к жизни вечной. Православный человек острее, чем католик или протестант, ощущает кратковременность пребывания на этой земле, сознает, что он в мире - странник. Взгляд героя на жизнь широк и полнокровен. Флягин чувствует красоту в единстве с добром и правдой. В его любовном приятии жизни совершенно отсутствует эгоизм, замутняющий чистые источники любви, потому картина жизни, развернутая им в рассказе, как Божий дар, полнокровна, ярка.

Так, Иван Флягин, захваченный красотой цыганки Груши, видит героиню в ослепительной яркости красок: «Даже нельзя описать ее как женщину, а точно будто яркая змея, а из черных глаз так и жжет огнем».

Даже деньги, бумажные ассигнации, загораются у Флягина многоцветием: тут и золото, и синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, и белые лебеди. Этот красочный мир по народному чужд полутонов и пестр в сочетании красного, синего, зеленого, желтого.

С православием связана и другая особенность внутреннего мира Флягина: во всех своих действиях и поступках герой руководствуется не головой, а сердцем, эмоциональным побуждением. «У простого русского Бога, - говорил Лесков, - и обиталище простое – «за пазушкой».

С юных лет влюблен Иван в жизнь животных, в красоту природы. Все вокруг он воспринимает с радостным изумлением. Но Лесков не скрывает, что могучая сила жизненности, не контролируемая сознанием, приводит иногда героя к ошибкам, имеющим тяжелые последствия. Что явилось побудительной причиной убийства ни в чем не повинного монаха? Острое чувство красоты природы, освежающего душу простора: «А у монахов к пустыне дорожка в чистоте, разметена и подчищена, и по краям саженными березами обросла, и от тех берез такая зелень и дух, а в даль полевой вид обширный… Словом сказать- столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул, а кричать, разумеется, без пути нельзя, так я держусь, скачу…» Тут-то именно монах и подвернулся, и дал повод выходу переполнивших душу героя жизнерадостных чувств, выплеснувшихся целиком в нерасчетливое форейторское озорство, в рискованное ухарство.

Лескову дорого в народе живое чувство веры, но, оставаясь только на интуитивном уровне, оно непрочно, не застраховано от опасных срывов в бездну темных разрушительных страстей. Таковы запои Флягина, его периодические «выходы» и безумные погружения в хмельной угар. Это слабости, ставшие, по Лескову, русским национальным бедствием. Вспомним, по каким приметам убежавший из татарского плена Флягин узнает своих людей: «Я лег для опаски в траву и высматривал: что за народ такой?.. Гляжу, крестятся и водку пьют,- ну, значит, русские!»

У лесковского героя есть здоровое «зерно», плодотворная первооснова для живого развития. Это зерно- православие, посеянное в душу Ивана в самом начале его жизненного пути матерью, пошедшее в рост с пробуждением совести в лице периодически являющегося к нему, пострадавшего от его озорства монаха. Но зерно в нем пока еще только прорастает, и характер Ивана на этой основе еще только складывается в ходе трудного роста, искушений и испытаний. Определяет этот рост артистическая натура Ивана, называющего себя «восхищенным человеком». Не рассудок, а инстинкт красоты движет и ведет его по жизни.

Сперва эта эстетическая одаренность проявляется в его пристрастии к коням, в бескорыстном любовании их красотой и совершенством. Причем Иван не только поэт в душе, но и одаренный рассказчик, талантливо передающий свои восхищения образным, поэтическим словом. Вот его рассказ о кобылице Дидоне: «Дивная была красавица: головка хорошенькая, глазки пригожие, ноздерки субтильные и открытенькие, как хочет, так и дышит; гривка легкая; грудь меж плеч ловко, как кораблик, сидит, а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках легких, и она их мечет, как играет».

В татарском плену это чувство красоты укрепляется в тоске по родимому краю. Никакого зла на татар Иван не держит, понимает и оправдывает их даже тогда, когда они его «подщетинили». Но войти в чужую жизнь, слиться с ней, позабыть о православной Руси, о своей христианской вере Иван не может. Он душой не прирастает ни к татарским женам, ни к детишкам и не почитает их своими.

Испытания плена одухотворяют строй мыслей и чувств Ивана новой формой бескорыстной любви к России, которую не могут поколебать никакие обиды от своих земляков: ни равнодушие к его судьбе заехавших однажды в степь православных миссионеров, ни жестокое решение батюшки Ильи отрешит его от святого причастия, ни приказ графа отодрать плетьми на конюшне.

После бегства из плена, возвращения на родину поворотным событием в жизни героя станет встреча с высшим типом человеческой красоты, открывшейся ему в цыганке Груше: «Вот она, - думаю, - где настоящая-то красота, что природы совершенство называется… это совсем не то, что в лошади, в продажном звере».

Иван Северьяныч Флягин любит Грушу бескорыстной любовью - братской, чистой и самоотверженной. Понимая это, Груша тянется к нему, как сестра, за поддержкой и опорой в трудную минуту своей жизни.

Трагическая судьба Груши всего его «зачеркнула». Исчезли озорство и бездумное своеволие, появилась ответственность за свою судьбу и поступки: «Думаю только одно, что Грушина душа теперь погибшая и моя обязанность за нее отстрадать». Любовь к Груше духовно подняла и пробудила Ивана, открыла перед ним красоту самоотвержения, сострадания. Испытав глубокое сочувствие к горю старичков, вынужденных отдавать в рекруты единственного сына, Иван берет на себя его имя и уходит за него в солдатскую службу.

С этих пор смыслом жизни Ивана Флягина становится желание помочь страдающему человеку, попавшему в беду. Его начинает мучить совесть за бездумно прожитые годы. Даже совершив героический поступок, Иван Флягин, отвечая на похвалу командира, говорит: «Я, ваше благородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет. Я на своем веку много неповинных душ погубил».

Все реальные события жизни Ивана Флягина действительно вели героя к гибели, но не в том смысле, что он рисковал собой. Речь идет о высшем смысле жизненного предназначения. Исходя из этого, становится понятным, почему не мог погибнуть. Иван Флягин – «обещанный Богу сын», а значит, главное его предназначение в другом. Если проанализировать события жизни героя с этой позиции, то вырисовывается очевидная закономерность. Обращаешь внимание на оценку героем своих поступков.

3. «Сказ о Левше»

Как уже было сказано, в творчестве Лескова 70- х и последующих годов чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, веры в свои силы, в светлое будущее России. Мотивы эти легли в основу сатирической повести «Сказ о тульском Косом Левше и стальной блохе»(1881).

Лесков создал в «Сказе о Левше» целую галерею сатирических типов: царь Николай I, подхалимы и трусы «русские» придворные графы Кисельвроде, Клейнмихели и пр. Все они - сила, чуждая народу, грабящая его и издевающаяся над ним. Им противостоит человек, который только один и думает о судьбе России, о ее славе. Это талантливый умелец-самоучка Левша. Лесков сам отмечал, что Левша- образ обобщенный: «В Левше я имел мысль вывести не одного человека, а там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». «Олицетворенный народною фантазиею мира», наделенный духовным богатством простого русского народа, Левша сумел «посрамить» англичан, стать выше их, презрительно отнестись к их обеспеченно-бескрылому практицизму и самодовольству. Судьба Левши трагична, как была трагична судьба всего угнетенного народа России. Оригинален язык «Сказа о Левше». Сказитель выступает в нем как представитель народа, и поэтому его речь, а часто и его облик сливаются с речью и обликом самого Левши. Речь других персонажей передается также через восприятие сказителя. Он переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды (и русской и английской), многие понятия и слова трактует по-своему, с точки зрения своего представления о действительности, использует чисто народную речь, создает новые словосочетания.

4. Предисловие к повести

Безусловно, предисловие было очевидным литературным приемом, призванным обосновать введение рассказчика, носителя особого речевого строя, то есть мотивировать сказовую повествовательную форму повести.

Об этом свидетельствует и соответствующее место в книге А.Н. Лескова, где рассказано о жизни Н. Лескова в 1878 году в Сестрорецке как о времени возникновения замысла произведения, когда писатель провел лето «в доме какого-то оружейного мастера… За все лето Лесков вел знакомство только с одним помощником начальника местного оружейного завода, полковником Н.Е. Болониным… Лесков не раз и у него, и вообще у кого только было можно, доискивался корней ходившего присловья о том, как англичане стальную блоху сделали, а туляки ее подковали да им назад отослали. Все улыбались, подтверждая, что что-то слышали, но что все это, мол, пустое.

Таким образом, художественное значение этого предисловия совершенно очевидно: оно нужно автору произведения исключительно для передачи самого акта рассказывания другому лицу, причем лицу с явно обозначенными профессионально-речевыми особенностями.

Такое пристальное внимание Лескова к устному народному творчеству соответствовало общей культурной ситуации, сложившейся в стране после реформы 1861 года. Именно в это время трудами таких собирателей и исследователей русского фольклора, как Афанасьев, Гильфердинг, Миллер, Рыбников, Якушкин, были записаны и изданы сборники сказок и былин, несомненно, известные Лескову и учтенные им в работе над своими произведениями. Для писателя, как и для многих его современников, изучение фольклора было своеобразным ключом к пониманию «народной души»; изучение сказок, былин и других жанров устного народного творчества приобретало отнюдь не академический смысл, а становилось ответом на животрепещущие вопросы современной России.

Для Лескова, как и для многих его современников, облик русского человека, его идеал определяются не столько социальными, сколько этическими моментами, которые занимают важное место в мировосприятии самого писателя и во многом определяют его подход к изображаемой действительности.


5. Заключение

Лесков изображает человека, носителя сознания, искалеченного веками рабства. Но особенность его изображения заключается еще и в том, что носителем точно такого же рабского сознания оказывается и «мужественный старик» генерал Платов, трусливо прячущий шкатулку и по существу предающий и обрекающий на гибель левшу. Приговор Лескова был суров: в стране, где существует рабство, - рабы все.

Но художественная задача, которую решал писатель, была более сложной. В сущности, это было исследование того же феномена, который привлек и Толстого в «Войне и мире» и что он сам сформулировал в одном из черновых набросков предисловия к роману: «Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, тот характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений». Итак, «сущность характера русского народа»- вот истинный предмет художественного исследования Лескова, причем проявляется эта сущность в «Левше» не непосредственно, но в своей «эпической» реакции на события далекой и близкой истории.

Используемая литература :

1. Научно-методический журнал «Литература в школе; 2003 год.

2. Семинарий «Литературы»; 2001 год.

3. Газета «Литература»; 2004 год.

Содержание:


  1. Творчество Н.С. Лескова;……………………………1

  2. Повесть «Очарованный странник»;………………..3

  3. «Сказ о Левше»;……………………………………….9

  4. Предисловие к повести;………………………………9

  5. Заключение; …………………………………………..11

  6. Используемая литература……………………………12

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»

РЕФЕРАТ

по литературе
Древнерусские традиции

в творчестве Н.С. Лескова

Подготовил

ученик 11 А класса

Горшков Евгений

Учитель Мамонтова Н.Л.

г. Электросталь 2005

Г. Электросталь,

Изображение русского национального характера в повести Н. Лескова «Очарованный странник»

В своих произведениях Н. С. Лесков раскрывает душу русского человека, пытается выявить в русском характере только ему свойственные черты и особенности. Одним из найденных им типов стал герой повести «Очарованный странник». Мы знакомимся с Иваном Флягиным во время путешествия автора-рассказчика по Ладожскому озеру. В портрете героя угадываются фольклорные и прежде всего былинные черты. Лесков сопоставляет Ивана с Ильей Муромцем. Слова «он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, напоминающий дедушку Илью Муромца...» можно рассматривать в качестве определяющего ориентира к авторскому пониманию этого образа.

Иван Флягин прожил нелегкую жизнь. Ему выало немало страданий, но он постоянно стремится найти себя, понять жизнь и людей. Он все время путешествует, и мотив дороги еще больше подкрепляет авторскую мысль о том, что герой находится в постоянном поиске, в движении.

Из каждого этапа жизни герой выносит определенный опыт, делает какие-либо выводы. Жизнь его начинается с преступления. В азарте быстрой езды он по неосторожности губит монаха, который заснул на возу с сеном.

И хотя Иван Флягин еще очень молод и не очень-то раздумывает над своим преступлением, монах все время является ему во сне, будоража его душу. И тот начинает понимать, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех.

Одним из важных моментов в жизни Флягина стало воспитание девочки, от которой уехала мать. Мы видим, что служба в няньках помогает герою раскрыть его щедрую душу, его огромную доброту. Когда же ему приходится выбирать между долгом и милосердием (отдавать или не отдавать девочку приехавшей за ней матери), он поступается долгом и делает так, как велит ему сердце.

Затем Иван попадает в плен к татарам. Здесь он начинает любить свою родину, и ему открывается свойственная русскому человеку тоска по родимой земле.

Флягин не может стать своим среди татар, потому что его душа этого не принимает. Иван всем сердцем тоскует по русским просторам, вспоминает, как волнуется «серебряное море». Часто представляет он русскую степь, коорой нет ни конца, ни края. Видится ему и монастырь или храм, которому в татарских краях неоткуда взяться.

Когда же герою становится невмоготу, он уходит куда-нибудь подальше и молится по-православному. Он бросает своих татарских жен и детей не потому, что черств сердцем, а потому что ту жизнь, которую он ведет в плену, он не воспринимает всерьез. Она для него чужая, а значит, чужое все то, что с ней связано. Как только представляется случай бежать, он им пользуется.

Но и на Руси нет герою покоя. Он все не может пока найти свое место в жизни. Иван бросается в беспробудное пьянство, однако случай спасает его, и он навсегда излечивается от пагубной привычки. Он встречает цыганку Грушу. Груша наделена необыкновенной красотой и талантом петь. Сила чувств к ней Флягина настолько глубока, что он живет отныне не для себя. Любовь изменяет его, перерождает нравственно. Он снова совершает преступление - толкает Грушу в реку. Но теперь уже он делает это не походя (как в случае с монахом), а для того чтобы спасти душу женщины. Иначе она грозит руки на себя наложить, а самоубийц, как известно, церковь не прощает.

И опять Иван в пути. Чтобы искупить свой грех, он идет в солдаты, меняясь жребием с незнакомым человеком, пожалев его родителей-стариков. Однажды ему приходится совершить подвиг. После этого он рассказывает командиру всю правду о себе, раскрывает «прежнее бытие и звание». Он сам судит себя, осознав себя «великим грешником». Он растет духовно, потому что несет ответственность за свои поступки перед Богом и людьми.

Жизнь Флягина удивительна: в ней есть какая-то тайна, загадка. Так, например, видения и чудеса сопровождают героя на протяжении всей его жизни, Лесков подчеркивает этим непредсказуемый характер русской жизни, когда реальность порой оказывается зыбкой, а видения реальностью. Очень многое кажется перевернутым с ног на голову. Например, убиенный монах, являясь к Флягину, называет его своим братом и плачет о его судьбе. Груша, которую герой должен был убить, чтобы душа ее не страдала, становится его ангелом-хранителем. Она спасает его, когда во время военной службы он попадает в опасную ситуацию.

Религиозно-мифологические элементы в повести поднимают ее над повседневностью и выводят на уровень библейского толкования судьбы человека. На примере истории Ивана Флягина автор показывает путь человека, смысл которого состоит в обретении души. Герой Лескова последовательно проходит стадии: грешник - скиталец - странник - праведник. Иван начинает с неразличения добра и зла. Он даже не чувствует вины за гибель монаха, а жалея голубков, не жаеет кошку, отсекая у нее хвост. Но затем происходит пробуждение души героя. Причем важным моментом является то, что помогают ему в этом Грушина красота, ее пение и любовь к ней, Таким образом, через любовь и красоту герой идет к пониманию добра. Именно в любви к Груше Иван Флягин перестает жить для себя. Убивая цыганку, он берет ее грех на свою душу.

В конце повести Иван становится монахом. Но и в монастыре он не успокаивается. Он продолжает духовно расти и говорит, что ему «за народ помереть хочется».

Слово «очарованный» в отношении к герою Лескова можно понимать по-разному. Он живет загадочной жизнью, в которой находится место видениям, странным событиям, ангелам-хранителям и даже колдовству. Кроме того, под очарованностью можно понимать и тот период «сна души», в котором некоторое время пребывает герой.

В повести «Очарованный странник» Лесков создал образ русского «очарованного богатыря», который типизирует в себе черты национального характера: бесстрашие, чувство собственного достоинства, артистизм натуры. Но главная суть этого русского человека - жить для других, отдавая всего себя своему народу.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.