Егэ русский язык. банк аргументов. семейные проблемы. Проблема утраты духовных ценностей

  • События, произошедшие в детстве, пробуждают в человеке новые стремления
  • Взрослая жизнь человека во многом определяется тем, что он усвоил еще в детском возрасте
  • О моментах из детства люди вспоминают всю жизнь как о самых счастливых
  • Тяжелое детство может не сломать человека, а сделать его гораздо сильнее
  • Не всегда любовь, которой окружен ребенок, идет ему во благо
  • Детство – это подготовка к взрослой жизни, ведь уже в детстве у человека начинают формироваться моральные ценности

Аргументы

И.А. Гончаров “Обломов”. С детства Илья Ильич Обломов был окружен любовью, заботой и нежностью. Его родители не слишком утруждались хозяйственными делами, больше думая о вкусной еде и предпочитая обязательный послеобеденный сон. Вся семья ласкала Илюшу, единственного ребенка в семье, поэтому он вырос несамостоятельным: все, что было возможно, за него делали слуги и родители. Детство Обломова не могло не отразиться на его будущем: ценности Ильи Ильича не поменялись с годами. А Обломовка, его родная деревня, так и осталась символом идеальной для героя жизни.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Дети из семьи Ростовых росли в атмосфере любви и заботы. Они не боялись выражать свои эмоции, учились у своих родителей искренности, честности и открытости людям. Безоблачное детство сделало героев не лентяями и бездельниками, а добрыми и отзывчивыми людьми с чутким сердцем. Петя Ростов, впитавший лучшие качества своих родителей, реализует свои положительные черты характера во взрослой жизни. Он не может остаться безучастным, когда узнает, что начинается война. Детство князя Андрея и княжны Марьи нельзя назвать безоблачным: отец всегда был строг, а иногда и груб с ними. Но высокие моральные ценности, привитые отцом еще в детстве, стали определяющими во взрослой жизни героев. Андрей и Марья Болконские выросли настоящими патриотами, справедливыми и честными людьми.

М. Горький “Детство”. Судьба Алеши Пешкова была нелегкой. К началу обучения в школе его семья настолько обеднела, что ребенок был вынужден сам зарабатывать себе на пропитание. Через некоторое время Алеше по наставлению деда и вовсе пришлось идти “в люди”, то есть уйти из дома на заработки. Но на этом несчастья не закончились: близкие ему стали умирать один за другим, а сверстники мальчика и вовсе недолюбливали. И хотя у Алеши Пешкова было трудное детство, в нем развились самые важные для человека внутренние качества: доброта, способность к состраданию, чуткость. Сложные жизненные обстоятельства не отняли у него самое главное, чем ценен человек.

Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”. Еще в детстве в человеке зарождается важное качество личности – умение сочувствовать всему живому. Из рассказа мы узнаем о Сашке, решившем приютить бездомную собаку. Ни один взрослый не поддержал желание мальчика помочь живому существу. Жестокий отец при первой же возможности застрелил животное. Сашка был потрясен. Он решил, что всегда будет защищать брошенных животных, когда станет взрослым. Случай, произошедший с героем в детстве, пробудил в нем принципы его будущей жизни.

В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал, а теперь задумался над ними:
«3найте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома.

Сочинение

Очень часто обращение к прошлому влияет на состояние человека в настоящем. В данном тексте Д.А. Гранин поднимает проблему роли детских воспоминаний в жизни человека.

Анализируя эту тему, автор обращает наше внимание на высказывание одного из героев романа Ф.М. Достоевского о том, что «хорошее какое-нибудь воспоминание» из родительского дома может быть самой лучшей, сильной, здоровой, полезной реминисценцией человека. Писатель акцентирует наше внимание на том, что подобным высказыванием Алеша Карамазов не требует, не проповедует – он лишь пытается призвать всех людей вспоминать те мгновения, «когда они чувствовали себя хорошими». Подобные воспоминания должны быть нравственно сформулированными и понятным – в этом случае они смогут принести человеку много добра и пользы.

Д.А. Гранин считает, что детские воспоминания играют важную роль в мироощущении человека и его жизни в целом – они приносят счастье и удовлетворение собой, в тяжелые, грустные моменты помогают анализировать своё существование и наполнять его смыслом - тем самым «обязывают душу».

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что воспоминания человека из родительского дома, вновь пришедшее ощущение того, что ты когда-то был хорошим, способны внести в жизнь человека новые краски, заполнить её смыслом и верой в собственное счастье.

Проблему роли детских воспоминаний поднимает в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Автор подошел к этой теме нестандартно и на примере Печорина показал, что иногда анализ собственной жизни, своих поступков из детства может помочь объяснить человеку свое состояние в настоящем. В собственном монологе герой обращается к периоду своей жизни, когда он сам был готов «любить весь мир» - творить добро, любить, дружить и быть счастливым. Благодаря этому он осознавал, что может испытывать те же чувства, что и все, может быть не одиноким, может совершать добрые поступки, и это, безусловно, сохраняло в его сердце немного тепла. Но дело в том, что в тот же период он решил для себя, что проще и лучше для него самого будет закрыться от всего мира, ответить на его несправедливость злостью, на его недоброжелательность и лицемерие – цинизмом и жестокостью и воспринимать людей и все окружающее как игру.

Анализ детских воспоминаний помог герою повести М. Горького «Детство» в сложные моменты своей жизни осознавать, что его существование не так ужасно, как кажется, и каждый из нас способен сделать свою жизнь лучше. У своей бабушки научился Алеша бескорыстной любви, состраданию, бесстрашию и позже, вспоминая моменты проявления этих чувств, герой понимал, что способен на многое – к тому же, он без труда и с большим счастьем мог отдавать любовь. Воспоминания о детстве, о бабушке, о «свинцовых мерзостях» жизни и о тех, кто их скрасил, помогли М.Горькому написать чудесную повесть о своем детстве, а это, наверное, самое лучшее, что можно сделать под влиянием воспоминаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что каким бы не был человек, что бы он не испытывал, о чем бы не думал – воспоминания из детства способны изменить его мировосприятие, и если не сделать лучше, то хотя бы напомнить о том, что когда-то в его жизни существовало добро.

1.В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы наблюдаем конфликт старого и молодого поколений: Н.П.Кирсанов не может понять взгляды своего сына Аркадия, он пытается общаться с его приятелями, проникнуться их идеями, но эта его попытка обречена на неудачу. Друг Аркадия, Базаров, скептически относится к обоим братьям Кирсановым, дело даже доходит до ожесточенных споров по многим вопросам. Такое же полное отсутствие взаимопонимания мы наблюдаем в начале романа между Евгением Базаровым и его родителями.

2. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» главная героиня Катерина Ивановна совсем одна. Её дочь живет в Ленинграде, занимается организацией выставок молодых художников, постоянно что-то выбивает для них, а о матери не вспоминает совсем или очень редко. Даже материнское письмо ей читать недосуг. Даже известие о болезни самого родного человека её не очень-то трогает. А мать ждёт родную дочь, прощает ей эту чёрствость по отношению к себе, объясняет её равнодушие занятостью работой.
3.Хорошие взаимоотношения в семье очень важны как для детей , так и для самих родителей. А взаимоотношения эти бывают далеко не идеальными. Можно вспомнить пример из нашей истории. Император Павел I испытывал ненависть к своей матери Екатерине II. После её смерти он изменил большинство законов, которые она утвердила. Всё это он делал для того, чтобы ему ничего не напоминало о матери.


  1. Проблема деградации человеческой личности.

1.В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» мы видим это на примере помещика Плюшкина. Писатель так ярко рассказал о том, как этот когда-то умный, деятельный, гостеприимный человек постепенно превратился не то в «мужика», не то в «бабу», в «прореху на теле человечества». Человек не должен так деградировать, не должен так опускаться, потому что люди – существа мыслящие, а не животные. Эта мысль приходит в голову сразу же после прочтения главы о Плюшкине.
2.Эта проблема в центре рассказа А.П.Чехова «Ионыч». В нём дана история о том, как милый, обаятельный, умный, добрый, трудолюбивый человек, который стремится стать хорошим земским врачом, постепенно превращается в «языческого божка», для которого теперь главными в жизни стали деньги. А ведь он испытывал когда-то искреннее чувство любви к Котику, умел тонко чувствовать красоту природы. Но среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по её законам, а сам Старцев не способен сопротивляться . Вместе с характером у Дмитрия Старцева изменились и внешность, и поведение. Больные его интересуют лишь потому, что с них можно взять деньги. Как личность, он деградировал.


  1. Проблема добра, милосердия, благотворительности, сострадания, гуманного отношения к человеку, бескорыстия (и наоборот, отсутствие этого)

1.Эта проблема есть в рассказе А.Платонова «Юшка». Старый Юшка никому не нужен, он беззащитный, незлобливый, добрый, но в городе к нему относились плохо очень многие: и взрослые, и дети. Они срывали на нём свою злость, обиды, неудачи, дети дразнили его, бросали в старика палками, камнями. А ведь он никому не сделал ничего плохого. В городе даже не знали, что Юшка так плохо одевается и питается потому, что экономил деньги для приёмной дочери, которая училась на врача. У этой девушки никого не было, она сирота, Юшка жалел её и относился к ней как к собственной дочери. Он-то проявил сострадание, милосердие к совершенно чужому человеку, а вот сам очень страдал от жестокости людей.

2.В русской литературе есть немало произведений, в которых авторы писали об этих проблемах. Вспомнить хотя бы рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Матрёна, старая русская крестьянка, всю свою жизнь делала людям добро, любила людей и жалела их, хотя сама от людей добра почти не видела. Она бескорыстно помогала всем соседкам, кто просил помочь с деревенской работой, помогла другой Матрёне с воспитанием Киры, пообещала отдать половину дома Кире и даже отдаёт, хотя и с болью в сердце. Она жалеет своего постояльца и старается угодить ему и накормить его получше. Никогда ни о ком не сказала Матрёна плохого слова, ни разу никого не осудила. Сам автор назвал свою героиню «праведницей», то есть живущей правильной жизнью.
3. Жизнь современного общества жестока, беспощадна, но это не значит, что в ней нет места милосердию, состраданию. Что мы знаем о популярных артистах ? Практически ничего, кроме того, что мелькает о них в прессе. Мы завидуем их популярности, успехам, достатку. И совсем не задумываемся о том, что эти люди проявляют такое количество милосердия, сострадания, что нам, как говорится, «и не снилось». Несколько лет назад у артистки Надежды Бабкиной внезапно умер единственный родной человек, еще не старый – брат, который ей очень много помогал в жизни. Эта смерть была для неё таким шоком, Она замкнулась в себе, очень сильно похудела, у неё почти вылезли волосы, так что роскошную косу пришлось отрезать. А самое главное то, что она почти перестала петь, её ансамбль был на грани распада. Так продолжалось около года, до тех пор, пока она не побывала в детдоме. Там она увидела, что есть люди, которым живётся намного хуже, чем ей, что горя у них гораздо больше, чем у неё. С тех пор артистка постоянно бывает в детских домах с концертами, очень много помогает материально, организует для них музыкальные и хоровые кружки, Дети, которые поют с её группой – это воспитанники детского дома.
4. Недавно умер от сердечного приступа очень известный хирург-трансплантолог С.Шумаков. Всю свою жизнь он спасал человеческие жизни от смерти. Стольким пациентам он подарил ещё 10, 15 лет жизни! И делал это не за большие деньги. После его смерти показали документальный фильм о нём, о его семье. Нет у него ни огромного особняка, ни роскошной квартиры, ни накоплений в банке, потому что основным делом жизни его было – это спасение человеческих жизней, не считаясь ни со временем, ни со своим здоровьем.
5.В газете «Аргументы и факты» была напечатана статья о бабушке Тоне из города Суздаля , которая для детского дома печёт пирожки, покупает конфеты, вяжет детям варежки. Она продает на базаре яблоки, огурцы, сувенирные игрушки, а на вырученные деньги покупает для детей из детского дома продукты. В своём дворе она устроила детский городок, в котором играет вся окрестная малышня. А ведь баба Тоня получает пенсию 4 тысячи рублей, но это не мешает ей делать добро. Бабу Тоню называют в Суздале «святой» и знают и взрослые, и дети.
6.Что мы знаем о Раисе Михайловне Горбачёвой ? Что она жена экс-президента СССР, что она очень изысканно одевалась, что она сопровождала его во всех заграничных поездках, часто мелькала на экране телевизора, что она умерла от неизлечимой болезни. И мало кто из нас знает, что ещё задолго до болезни Раиса Михайловна занималась проблемами детской гематологии и трансплантологии, а когда она умерла в 1999 году от лейкемии, в память о ней был построен Институт детской гематологии и трансплантологии. И во многом благодаря её усилиям, детская смертность от лейкоза в России снизилась с 90% до 30.
7.Известная актриса Чулпан Хаматова однажды попала в больницу, где лежали дети, больные лейкозом. После этого она поняла, что не может оставаться безучастной к их судьбе. Вместе с еще одной актрисой они учредили благотворительный фонд «Подари жизнь». Вместе с другими людьми она участвует и организует концерты и акции в пользу больных детей. На адрес фонда приходят письма и переводы с разными суммами: от 10 рублей до 10 тысяч евро. Все деньги идут на закупку оборудования и лекарств для больных детей.
8.Всей стране известно имя детского хирурга Леонида Рошаля . Это он помогал спасать людей из рук террористов в Беслане и на Дубровке. Он был там потому, что так требовали террористы. Он мог отказаться, но не сделал этого, потому что знал, что от него зависят жизни детей и взрослых, хотя собственная была на волоске от смерти.
9.Газетой «Аргументы и факты» создан благотворительный фонд, который называется «АиФ. Доброе сердце». Такое же название одной газетной странички в этом издании. Фонд организует сбор средств для тех, кто очень сильно болен и требуется много денег для лечения. Нельзя без слёз читать эти статьи, особенно о детях. Фонд помог и помогает очень многим – об этом рассказывают статьи журналистов. Деньги сюда присылают в основном обычные люди, у которых маленькие пенсии и зарплаты. Это говорит о том , что в наше прагматичное время люди не забыли ни о милосердии, ни о сострадании, ни о доброте.


  1. Проблема поиска смысла жизни , своего места в жизни

1.В романе Толстого «Война и мир» два главных героя (А.Болконский и П.Безухов) постоянно в поиске ответа на вопрос: в чём смысл жизни человека, для чего нужно жить? Болконский пытается найти себя в воинской службе, на гражданском поприще. А в 1812 году он понял, что главное – быть в единстве с народом, поэтому он идёт воевать с французами.

Пьер Безухов также постоянно в поисках смысла жизни . Сначала он тратит свою жизнь на пустяки, кутя с Анатолем Курагиным, затем увлекается идеями масонов о братстве, равенстве, сам становится во главе масонов в России. Но когда понял, что для многих членов масонской организации это братство является только средством карьерного роста, то Пьер разорвал отношения с ними. Светская жизнь его не привлекает. В войну 1812 года он, абсолютно штатский человек, побывал на Бородинском поле во время битвы, перенёс тяготы плена, очень много общался с простым народом, с тем самым народом, который одержал победу над Наполеоном, но оставался в своей стране в рабстве. И Пьер приходит к мысли, что это несправедливо, что за освобождение народа нужно бороться. В эпилоге романа Пьер становится членом тайного общества, которое в будущем должно было , по замыслу писателя, организовать восстание в Петербурге на Сенатской площади 14 декабря 1925 года. Таким образом, Пьер нашёл для себя ответ на вопрос: а для чего стоит жить?


2. На одной из пресс-конференций журналисты спросили у В.В. Путина , чему он посвятит свою дальнейшую жизнь. Президент ответил, что всю свою жизнь он посвятил одному – служению Отечеству и своему народу, что в этом он видит смысл своей жизни сейчас и в дальнейшем. И это не высокие слова. Это гражданская позиция Человека с большой буквы, патриота, гражданина страны. Его служба на посту Президента страны, его дела, его замыслы на будущее говорят о том, что выбор его глубоко осознанный, что его слова не пустой звук. Именно он вытащил страну из страшного хаоса конца 90-х годов, не дал окончательно растащить её на куски, не позволил США и Западной Европе поставить страну на колени, заставил мир снова с уважением относиться к России.

1.Проблема алкоголизма всегда была в нашей стране очень острой. Об этом ещё писал Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» , в котором один из героев, чиновник Мармеладов, спивается от безработицы, от страшной нищеты, от бед в его семье, от безысходности. Страдают все: и старшая дочь Соня, и жена Катерина Ивановна, и её маленькие дети, и он сам. Никто не может и не хочет ему помочь, все только смеются или издеваются. Да и как можно было помочь, если в Санкт-Петербурге того времени, как писал Достоевский, на улице из 17 домов имелось 21 питейное заведение. Так что проблема эта была государственного масштаба ещё во времена Достоевского.


2. В пьесе М.Горького «На дне» мы видим босяков, которые пьют почти все: Сатин, Бубнов, Актёр, Барон, Настя. Этот список можно продолжить. Пьют от безысходности, от безработицы.

  1. Проблема чести, достоинства

1.В XVIII-XIX веках честь и достоинство мужчины отстаивали на дуэли. Дуэли есть и в романе Пушкина «Евгений Онегин», и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», и в романе Тургенева «Отцы и дети». Офицерская честь, дворянская честь – это были не пустые слова не только в романах того далёкого века, но и в жизни тоже. Пушкин стрелялся с Дантесом, защищая честь и достоинство своей жены, своей семьи. Для него эти слова много значили, поэтому он сам бросил вызов Дантесу, зная, что тот хорошо стреляет, так как был офицером и считался завзятым дуэлянтом.


  1. Проблема бережного отношения человека к природе (или наоборот)
1.Несколько лет назад за нашим селом по берегом Пьяны были чудесные луга, где трава достигала человеческого роста. Здесь пасли стада, заготавливали на всю зиму сено, сюда ходили всем селом за ягодами, за цветами, это было любимое место отдыха жителей села. А что же мы видим сейчас? Местами всё заросло бурьяном, а местами не растёт вообще ничего. Причина одна: кто-то из местного начальства решил, что не хватает пахотных земель, что луга надо распахать, чтобы посеять здесь пшеницу, рожь, ячмень. Приказ начальства выполнили, но ничего, кроме вреда, из этого не получилось. Оказалось, что луговая почва непригодна для выращивания злаковых культур. Теперь в этих местах полынь, осот и прочие сорняки. Луга пытались восстановить, но оказалось, что на это нужно годы . В местной газете была опубликована статья учёного о том, что после такого варварского отношения почве нужно восстанавливаться примерно сорок лет, да и то при условии, что сюда не ступит нога человека, не будут пасти скот, не будут ездить тракторы и машины, что, конечно же, нереально. Вот так бездумное решение одного человека нанесло природе нашего края непоправимый ущерб.

  1. Проблема совести
1.Проблема совести – нравственная проблема. Булгаков считал, что совесть просыпается даже у самых жестоких и равнодушных людей. Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита» в силу своего положения (он был прокуратором Ершалаима) часто идёт против своей совести и приговаривает безвинных людей к смерти. Но совесть его мучает, поэтому у него постоянно болит голова. Приговаривая Иешуя к смерти, Понтий Пилат надеялся на то, что в честь праздника Пасхи приговорённого отпустят, но этого не произошло. Именно совесть заставляет страдать этого героя. М.Булгаков делает вывод, что никто не сможет разбудить в человеке это чувство, если он сам не осознает свои поступки и не сделает правильные выводы.
2.Эта проблема встречается во многих произведениях русской литературы. Примером является роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором главного героя после убийства старухи и её сестры «загрызла» совесть. Он сходит с ума, бредит, у него галлюцинации. Раскольников пытается рассказать об убийстве знакомым, близким, родным. Совесть не даёт ему покоя, заставляет его идти в полицию с повинной.

  1. Проблема семейных отношений.

1.В пьесе М.Горького «На дне» много проблем, одна из них – проблема семейных отношений. В таких условиях, в которых живут ночлежники, семейная жизнь невозможна. Это мы видим на примере отношений Клеща и Анны. Клещ зол на свою жену, она ему мешает, он считает её обузой и ждёт, когда же, наконец, она умрёт. Никакой помощи, никакого сочувствия от него Анна не видит. Отношения между ними хуже, чем между врагами.


  1. .

1.Проблема гуманного отношения к человеку раскрыта М.Горьким в пьесе «На дне». Обитатели ночлежки не живут, а существуют. Вокруг них царит жестокость, зло, хамство, грубость. Они постоянно скандалят друг с другом, обманывают, воруют, никого не жалеют и не любят. С появлением Луки атмосфера в ночлежки меняется. Он обращается к босякам с ласковыми словами, старается их утешить, жалеет многих из них, например Анну. Он внушает ночлежникам надежду на лучшее. Именно поэтому актёр, например, бросил пить и стал копить деньги на лечебницу, а Сатин начал произносить возвышенные речи, которые до появления Луки ни разу не произносил. То есть Лука во многих ночлежниках разбудил что-то хорошее. Это и есть гуманное отношение к человеку.


  1. Проблема свободы творчества.

1.В начале XX в. свобода творчества в нашей стране была невозможна. Всё находилось под жестоким контролем властей. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» написал, что за своё произведение мастер оказался в психиатрической больнице. Ведь образом Понтия Пилата он намекнул на современную ему власть и за это был наказан .


2.Многие произведения А.Ахматовой были запрещены при её жизни, их не печатали. А.И.Солженицын долгие годы прожил за границей, и его произведения, в частности «Архипелаг ГУЛАГ» в то время в СССР было запрещено печатать. Роман «Молодая гвардия» А.Фадееву пришлось переделывать, так как, по мнению партийных чиновников, он слабо показал в своём произведении роль компартии в годы войны. Таким образом, проблема свободы творчества была актуальной в Советском Союзе.

  1. Проблема сохранения культурного наследия страны .

1.Культурное наследие играет для страны важнейшую роль. Эта проблема была особенно актуальна в годы войны. Во время военных действий немцы захватили Ясную Поляну и хотели уничтожить дом-музей Л.Н.Толстого. Ещё до прихода фашистов местные жители успели вынести и спрятать всё самое ценное. Немцы, увидев, что музей почти пуст, устроили в нём госпиталь для своих солдат, а часть отдали под конюшни. При отступлении они подожгли дом-музей. Жители окрестных деревень, увидев дым, бросились тушить пожар. Им удалось отстоять дом. Они понимали, что значил этот музей для нашей культуры.


2.В1941 году, захватив Великий Новгород, фашистские войска разрушали лучшие творения нашего народа. В церквах они устраивали пулемётные дзоты, памятники разрушали и вывозили в Германию. Коснулось это и знаменитого памятника «Тысячелетие России». Немцы разобрали его, погрузили в вагоны и собирались уже отправить их из России. Лишь наступление Советской армии смогло остановить фашистов.

  1. Проблема сохранения памяти о войне 1941 – 1945 гг .
1.Во всех уголках нашей страны сооружены обелиски в память о погибших воинах. Каждый год 9 мая проводятся митинги, посвящённые Дню Победы. Мы помним погибших, чтим их, уважаем память о них.
2.Многие писатели и поэты сами были участниками войны. Они отразили в своих произведениях реальные события. Например, у А.Твардовского есть стихотворении е «Я убит подо Ржевом», которое поэт посвятил всем павшим воинам. Стихотворение написано от лица воина, погибшего в танковой мясорубке в 1941 году. От него ничего не осталось после прямого попадания снаряда, но солдата интересует не память о себе, а ответ на вопрос – сдали город или нет? Твардовский чувствует свою вину перед всеми погибшими, он хочет, чтобы память о них была жива.
3.Книга А.Твардовского «Василий Тёркин» - это память о войне и о тех, кто победил в этой страшной войне. Василий Тёркин – это собирательный образ русского солдата-победителя, патриота, гражданина, защитника, героя. Это книга обо всех фронтовиках.

  1. Проблема предательства.

1.Предательство – самый низкий поступок.. Во время Великой Отечественной войны генерал Власов сдал в плен целую армию. Слово «власовец» звучало как клеймо.


2.Пример предательства и негативного отношения к предателям мы можем увидеть в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Андрий ради любимой девушки забывает о родине, о товарищах, об отце, о матери. Он становится предателем, переходит на сторону поляков. Отец лично покарал своего сына, потому что предательства никто никогда и никому не прощал.

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А.Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.

2. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Главный герой – ученик средней школы. Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ. Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством. В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В.Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.

3. А. Ахматова «Реквием»

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А.А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

4. В. Быков «Сотников»

В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку. Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу. Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством. Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.

5. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса. Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют. Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.

Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.