Духовное перерождение человеческой души. Тема духовного перерождения человека в творчестве чехова

Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.

Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение.

Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию среды, в которой он ведет свое существование. Писателя беспокоит то, что люди с хорошими внутренними задатками, чистым сердцем и доброй душой, те люди, которые призваны вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым показательным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч».

Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, умный и интересный человек, попадает в глухой, серый губернский город С. Он полностью отдает себя работе, живет отшельником. Старцев презирает обывателей, с которыми не о чем поговорить, так как их интересы сводятся только к еде, вину, картам и сплетням. Старцев редко разговаривал со своими пациентами, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Они не способны думать и говорить ни о чем, что не касается еды или их мелких житейских интересов. Когда Старцев пытался говорить с ними о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Для жителей города Старцев был чужой, обыватели его называли «поляк надутый», чувствуя его отстраненность от них.

Но проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как они. Герой изменился под влиянием течения времени, которому он мало сопротивлялся. Он уже не сострадает ближним, становится жадным, равнодушным. Больница, на которую раньше уходили все его силы и время, больше уже не интересует Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость обывательской жизни захлестнула его. Ему ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги и играть в карты в клубе.

Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Чехов продемонстрировал нам процесс превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь просто Ионычем, тем самым подчеркивая, что он стал «свой» в их городишке.

Даже воспоминания о былой любви его к Екатерине Туркиной не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Он устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Старцев духовно мертв. От этого создается еще более тягостное впечатление, потому что он вполне осознает, в какое болото он погружается, но никак не пытается с этим бороться. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни своих несбывшихся надежд. Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число.

Своим рассказом Антон Павлович Чехов предупреждает нас: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».

Эске Людмила Александровна,

учитель высшей категории по русскому языку и литературы

Джалтырской средней школы №2

Астраханского района

Акмолинской области

С.Жалтыр

Тема духовного перерождения человека в рассказе Чехова «Ионыч».

Цели:

Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;

Формировать у учащихся собственное отношение к прочитанному; расширить и углубить представление учащихся о нравственных принципах писателя;

Развивать умения и навыки обобщения материала,

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к действительности, стремиться к прогрессу, личному и общественному.

Наглядность: портрет А.П.Чехова, худ. текст, иллюстрации к рассказу .

Тип урока: комбинированный.

Вид урока : урок- исследование.

ИКТ: медиапроектор + презентация.

Надо быть ясным умственно,

Чистым нравственно и опрятным

физически.

А.П. Чехов.

Едва ли не главную роль в формировании Чехова – человека и писателя- играл труд. Труд упорный, систематический, труд, которым с детских лет заполнена была вся его жизнь.

Из письма Чехова к жене: « Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает»

Современники о Чехове.

Человек редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов…

И.А. Бунин.

Я видел самое прекрасное и одухотворенное лицо, какое только мне приходилось встречать в жизни… Он умел слушать и расспрашивать, как никто.

А.И. Куприн.

Ах, какой милый, прекрасный человек, скромный, тихий…Просто чудесный!

Л.Н. Толстой.

Талант огромный и оригинальный. А его рассказы – изящно ограненные флаконы со всеми запахами жизни в них.

М. Горький.

В свое время было много споров о нем: кто он – великий или нет? Выражает ли он свою страну или только себя? Поднимает ли он достоинство своего народа или роняет его?

Но мы-то знаем, что великий! Мастер слова, А.П. Чехов, целиком погружался в тревогу: он чувствовал несоответствие между словом и делом, между обещанием и выполнением.

Максим Горький писал: «Врагом Чехова была пошлость. Он всю жизнь боролся с ней. Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость, - искусством, которое доступно только человеку высоких требований в жизни, которая создается горячим желанием видеть людей простыми, гармоничными и красивыми».

Чехов резко осуждал ограниченных, эгоистичных представителей интеллигенции, далеких от общественной жизни, часто равнодушных к окружающим и мечтающим только о мелком мещанском счастье. Рассказ - основной литературный жанр Чехова. Рассказы Чехова поражают своим разнообразием. Они небольшие по форме, но ёмкие по содержанию. Писатель умел сказать многое немногими словами. «Несравненный художник жизни», - так назвал Чехова Л.Толстой. В своих рассказах писатель неоднократно обращается к теме разрушения человеческой личности.

Центральная тема всего творчества Чехова- протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства- звучит в рассказе « Ионыч» (1898)Удивительно просто и талантливо показал Чехов в своем рассказе, как влияет на душу человека пошлость и мещанство.

Основная идея произведения заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»

«Ионыч»- это история о том, как молодой человек, неглупый и способный, превращается в равнодушного и жадного обывателя.

И сегодня на уроке мы попытаемся исследовать причины этого превращения.

Чехов вводит испытание героя самой обыкновенной вещью - неспешным, но неостановимым ходом времени .

В какой последовательности происходят в рассказе события?

Зимой Дмитрия Ионыча « представили Ивану Петровичу…последовало приглашение» ; «весной, в праздник- это было Вознесение», Старцев, отправившись в город, «решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди». « Прошло больше года», и вот он вновь у них в доме по просьбе заболевшей Веры Иосифовны, « и после того стал бывать у Туркиных часто, очень часто»

В чем своеобразие художественного времени в рассказе « Ионыч»?

В первых четырех главах повествование ведется в прошедшем времени. В последней главе автор ведет повествование в настоящем времени: «тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. У него уже есть имение…но все же он не бросает земского места.»

С темой времени связан мотив превращения. На первом плане естественное движение: от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании -движение вспять, постепенное опустошение, превращение в равнодушное существо.

Рассказ начинается изображением губернского города.

Что пишет Чехов о культурной жизни города?

Чтобы дать читателю представление о здешней жизни, писатель знакомит его с «самой образованной и талантливой» во всем городе, по мнению местных жителей, семьей Туркиных.

Расскажите об этой семье.

В доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку, все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определенный эффект. И вот свежий человек, попадая под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь. Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно», не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Прочитайте отрывок рассказа со слов « Старцеву представили Екатерину Ивановну»… до слов « Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами»…

В каком месте данного отрывка вы бы выделили абзац?

Чехов нарочно не прерывает повествования, когда сначала описывает Екатерину Ивановну, а затем говорит о чаепитии, подчеркивая тем самым, что все это стоит в одном ценностном ряду у героев.

Расскажите о духовном мире, взглядах и общественных идеалах молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева.

Бедный разночинец («дьячковский сын»), он полон сил, энергии, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодого Старцева интересуют серьезные вопросы, интересует литература, искусство. Он чувствует себя одиноко среди обывателей, в беседах с Котиком жалуется на окружающих его людей. (Каков собирательный портрет жителей города?)

Облик героя рассказа раскрывается в его любви. Любовь была единственным поэтическим переживанием в его жизни. Но была ли это настоящая любовь?

Сценка – свидание Старцева с Котиком.

Что вы скажете о Дмитрии Старцеве? (Что он влюблен, его восхищает в Котике её начитанность) Как любовь изменила жизнь Старцева? Прочитайте его слова о любви. Каким мы видим Старцева в этом отрывке? Какое у него состояние души?

Какой эпизод является кульминацией рассказа?

Эпизод « На кладбище». Это самый поэтический момент в жизни Дмитрия Старцева.

Как доктор попал на кладбище?

Каким предстает мир перед Дмитрием Ионычем на кладбище? Какие чувства вызывает у Старцева этот мир?

Старцев впервые и в единственный раз в жизни увидел «мир, не похожий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет.»

Как вы думаете, почему Чехов, считавший краткость «сестрой таланта», уделил этому эпизоду так много внимания? Посчитайте, сколько раз он сказал о луне и лунном свете?

Герой, зачарованный особой магией кладбищенской атмосферы, задумался о том, « как нехорошо шутит над человеком мать- природа», о загадке жизни и смерти. Все живое, жаждущее любви, возмутилось в нем.

Какая фраза возвращает доктора к его безынтересной жизни? (Ох, не надо бы полнеть!)

Именно отсюда, с эпизода несостоявшегося свидания и романа, начинается жестокая проза жизни, вырождение человеческой личности, превращение Старцева в Ионыча. Любовь, едва возникнув, уже пугает его.

Найдите в тексте подтверждение этому.

(«К чему приведет этот роман?- размышляет он, получив записку от Котика.-Что скажут товарищи, когда узнают?» В этих опасениях слышится страх перед жизнью. Обывательские нотки все больше снижают чувство Старцева. « А приданого они дадут, должно быть немало», - думает влюбленный молодой человек. Предложив руку и сердце и получив отказ, Старцев страдал…ровно три дня.)

Но как бы ни была эта любовь бедна, неглубока, она одна только связывала Старцева с живой жизнью. Постепенно он опускается все ниже и ниже.

Сравните характеристику Старцева в 1й и 4й гл. Какими же становятся его интересы?

(его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он с наслаждением играет по вечерам в карты, а придя домой, жадно считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города. Он слился с обывательской средой, стал своим. Его и величают по- свойски- Ионычем, как близкого человека.)

Проследите, как процесс духовного обнищания сказался в языке Старцева?

И вот он снова встречает Екатерину Ивановну. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои.

Какими они стали?

(Он опустился окончательно, она стала более зрелой, серьезной, поняла главное: «Я такая же пианистка, как мама писательница»)

Последняя иллюзия Екатерины Ивановны, с которою ей тоже приходится расстаться,-это любовь Старцева.

Сцена последнего свидания. Каковы мысли Старцева во время свидания? Что пишет Чехов о душе Старцева в сцене последнего свидания? Почему Старцев отказался от любви?

Ситуация повторилась, но герои поменялись ролями.

(Если Котик стала Екатериной Ивановной, то Дмитрий Ионыч- просто Ионычем. Ионыч потерял человеческий облик: когда он, «пухлый, красный» сидит на своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог»

Давайте вернемся к мыслям молодого Старцева перед его поездкой на кладбище . Как он рассуждает? « И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать…»

Чем интересен этот отрывок?

Здесь приводится самооценка Старцева. Она достаточно высокая. И явно завышена. Кто и когда еще характеризовал Старцева как интеллигентного человека? (В начале рассказа жители города.)

Что означает слово «интеллигентный»? В переводе с латинского «понимающий». Интеллигентный человек прежде всего способен понять другого человека, понимает свой долг перед обществом, окружающими, старается овладеть духовным богатством, накопленным человечеством. Интеллигентный человек - прежде всего личность, способная на неповторимые мысли и чувства, смелые решения и поступки.

- Так можно ли считать Старцева интеллигентным человеком? Он не состоялся как личность. Стремление к сытости и богатству оказались сильнее. В этом причина его нравственного падения.

Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. В гоголевском Плюшкине человека съела страсть приобретательства. Но это был помещик, основа его болезни- душевладение. Старцев- разночинец, врач. Всю жизнь он работает. Но и деятельность исключительно ради денег оказались не менее смертоносной для человеческой души, чем полная бездеятельность, порождаемая крепостным правом.

Глава 5 – итог всей жизни Старцева.

Что же изменилось в Старцеве за эти несколько 7-8 лет?

(выразительное чтение главы 5)

Изменился внешне,

Изменилось отношение к работе (спешно принимал больных),

Стал жадным, мещанином (вкладывал деньги в недвижимость),

Стал пошлым (невоспитанным, бесцеремонным), пренебрежительно относится к людям, как отзывается о своей бывшей возлюбленной),

Изменился характер (тяжелый, раздражительный),

Изменились его интересы (еда – высшее наслаждение!),

Изменилась речь (практически разучился говорить),

Он свой! (его зовут Ионычем).

Итак, страсть к накопительству, обжорство, игра в карты – это все, что держит его в жизни.

Произошло духовное разложение, падение личности – т.е. деградация. Что означает слово «деградация»? Деградация (фран.)-постепенное ухудшение, упадок. Отчего же так быстро деградировал Старцев?

Хочу обратить внимание на такую деталь: среда, в которой жил Старцев, окружала каждого мыслящего человека в России. Не все же превращались в ионычей?

Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то такого, что привело его к духовному перерождению?

Гл. 1 , «…сказал и Старцев» (лицемерие)

Гл. 4, «И Старцев избегал разговоров… но молчал…поляком не был».

Здесь важна деталь: Старцев раздражался, но молчал и ел.

В чем беда? (Конечно, выступать с гневными речами в кругу тупых и злобных мещан было бессмысленно, но беда в том, что Старцев терпел, свыкался, смирялся).

Чехов, чтобы мы верно его поняли, тут же создает многозначительную деталь:

Глава 4, чтение текста от слов: «От таких развлечений, как театр и концерты» до слов «…вынимать из карманов бумажки, добытые практикой».

А ведь это еще молодой Старцев, это еще первые 4-5 лет его службы. Видимо, его добрые мысли и чувства были относительно поверхностны и неглубоки.

Что еще говорит об этом?

а) Об этом убедительно говорит и история его любви.

Вспомним, как он собирался делать предложение? (Его сладкие размышления о будущем словно бы невзначай начинаются мыслью о приданом. «А приданого они дадут, должно быть, немало», - и ею же кончаются: «Дадут приданое, заведем обстановку».

Он влюблен, без сомнения. Но в его голове «какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждает, высказывает опасение: как бы чего не вышло».

б) Переживал он ровно 3 дня (согласитесь, что для настоящего чувства маловато).

в) Любопытна сцена на кладбище, куда Старцев едет, подчиняясь не очень умной шутке Котика. Картина ночного кладбища резко контрастирует с любовью Старцева. Он вначале чувствует грусть , затем страх , затем страсть . В этой страсти нет ничего предосудительного, но здесь, среди могил, она неуместна. В сущности, перед нами человек с недостаточно чуткой душой, способный на кладбище воображать страстные объятия, а перед объяснением с любимой думать о том, сколько за нею дадут денег.

Мудрено ли, что и горло, и сердце его так скоро заплывают жиром, что он становится тяжел, раздражителен, криклив.

Можно ли утверждать, что Старцев изменил своим убеждениям? (Ренегат).

Ренегатство(новолат.)-отступник, измена прежним убеждениям.

Если да, то каким именно.

Ответ не столь очевиден, как может показаться с первого взгляда.

Да, Старцев разбогател, разжирел, ездит на тройке и т.д. Но разве это измена? Разве мало очень полных и вполне порядочных людей средних лет?

Ионыч разбогател, но разбогател потому, что очень много работает: у него в городе «громадная практика». Нельзя не видеть, что Старцев по-прежнему одинок, он даже в клубе ужинает за большим столом один. Ионыч кричит на больных – это верно. Но от врача требуется прежде всего, чтобы он помог больному. А Старцев популярен как умелый врач, его зовут на консилиум.

Но (!): гибнет в Ионыче человек , призванный, как думала Екатерина Ивановна, служить народу, помогать страдальцам: он утрачивает прежде всего человеколюбие. И в этом основа его нравственного падения. Деньги, а не облегчение человеческих страданий, стали целью его деятельности. Грубость, раздражительность, бесцеремонность Ионыча, как и его ожирение, собственные дома, его тонкий и резкий голос, его тупая, бессмысленная речь – все это внешние проявления омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания. Теперь он вполне свой среди «мертвых душ». Теперь он, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, уже не пугает обывателей. И его перестали звать «поляк надутый», а зовут по-родственному – «Ионыч».Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрел себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Старцев перестал быть человеком, превратился в «языческого бога», в Ионыча. И как бы подводя итог всей его жизни, Чехов пишет: « Вот и все, что можно сказать про него»

Но почему же на этом не заканчивается само повествование? В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и бездушное стяжательство Ионыча. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Нравственная деградация Старцева Д.И.

Благородная цель в жизни:быть врачом, помогать страдальцам.

Теперешний идеал- лишь обеспеченность и покой.

Был бодрым, энергичным, мог пройти 9 верст(9,5 км.) и не чувствовать усталости.

Пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».

Чувствовал красоту природы, интересовался музыкой, литературой.

Любил общаться с людьми.

Черствый врач, не желающий потерять ни одной минуты на разговоры с пациентами.

Способен был любить, мечтать.

Умерло даже его единственное поэтическое воспоминание.

Любил девушку.

Чувствуя страх за свою спокойную, налаженную жизнь, радуется тому, что не женился на ней.

«Ионыч»- это рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует бытьА ведь судьба Ионыча могла сложиться и по-иному. Почему же этого не произошло?

Чехов подчеркивает еще одну внешне малозначительную, а на деле решающую черту: Ионыч все жаловался, все только жаловался.

- «С нею он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей…»

А еще через 4 года, в момент последнего душевного движения, «ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. Огонек все разгорался в душе и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь».

Вывод: Он не борется, он смирился.

Есть ли в современной нам жизни люди, подобные или похожие на Старцева?

Обратимся вновь к эпиграфу урока.Как вы поняли слова А.П.Чехова?(необходимо быть интеллигентным человеком, каким был замечательный русский писатель А.П. Чехов.)

Несмотря на то, что рассказ написан в далеком уже 19 веке, нравственно- философская идея рассказа и его проблематика остаются актуальными сегодня.

В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращенный к нам, читателям:

не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды,

вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам,

не предавайте светлых идеалов молодости,

не предавайте любви,

берегите в себе человека!

.«Какое наслаждение уважать человека!» - писал А. П. Чехов. Чтобы наслаждение не утерять – надо беречь в себе человека.

Закончить урок мне бы хотелось отрывком из стихотворения Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»:

Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности истекших дней, до их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

Все время схватывая нить судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.

Будьте счастливы! И помните: ваше счастье зависит от вас.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить тестовые вопросы по тексту рассказа и биографии писателя.

Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.

Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение.

Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию среды, в которой он ведет свое существование. Писателя беспокоит то, что люди с хорошими внутренними задатками, чистым сердцем и доброй душой, те люди, которые призваны вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым показательным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч».

Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, умный и интересный человек, попадает в глухой, серый губернский город С. Он полностью отдает себя работе, живет отшельником. Старцев презирает обывателей, с которыми не о чем поговорить, так как их интересы сводятся только к еде, вину, картам и сплетням. Старцев редко разговаривал со своими пациентами, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Они не способны думать и говорить ни о чем, что не касается еды или их мелких житейских интересов. Когда Старцев пытался говорить с ними о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Для жителей города Старцев был чужой, обыватели его называли «поляк надутый», чувствуя его отстраненность от них.

Но проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как они. Герой изменился под влиянием течения времени, которому он мало сопротивлялся. Он уже не сострадает ближним, становится жадным, равнодушным. Больница, на которую раньше уходили все его силы и время, больше уже не интересует Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость обывательской жизни захлестнула его. Ему ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги и играть в карты в клубе.

Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Чехов продемонстрировал нам процесс превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь просто Ионычем, тем самым подчеркивая, что он стал «свой» в их городишке.

Даже воспоминания о былой любви его к Екатерине Туркиной не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Он устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Старцев духовно мертв. От этого создается еще более тягостное впечатление, потому что он вполне осознает, в какое болото он погружается, но никак не пытается с этим бороться. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни своих несбывшихся надежд. Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число.

Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.

Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение.

Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию среды, в которой он ведет свое существование. Писателя беспокоит то, что люди с хорошими внутренними задатками, чистым сердцем и доброй душой, те люди, которые призваны вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым показательным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч».

Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, умный и интересный человек, попадает в глухой, серый губернский город С. Он полностью отдает себя работе, живет отшельником. Старцев презирает обывателей, с которыми не о чем поговорить, так как их интересы сводятся только к еде, вину, картам и сплетням. Старцев редко разговаривал со своими пациентами, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Они не способны думать и говорить ни о чем, что не касается еды или их мелких житейских интересов. Когда Старцев пытался говорить с ними о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Для жителей города Старцев был чужой, обыватели его называли «поляк надутый», чувствуя его отстраненность от них.

Но проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как они. Герой изменился под влиянием течения времени, которому он мало сопротивлялся. Он уже не сострадает ближним, становится жадным, равнодушным. Больница, на которую раньше уходили все его силы и время, больше уже не интересует Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость обывательской жизни захлестнула его. Ему ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги и играть в карты в клубе.

Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Чехов продемонстрировал нам процесс превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь просто Ионычем, тем самым подчеркивая, что он стал «свой» в их городишке.

Даже воспоминания о былой любви его к Екатерине Туркиной не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Он устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Старцев духовно мертв. От этого создается еще более тягостное впечатление, потому что он вполне осознает, в какое болото он погружается, но никак не пытается с этим бороться. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни своих несбывшихся надежд. Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число.

Своим рассказом Антон Павлович Чехов предупреждает нас: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».

    • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Пороки общества, описанные Чеховым а) «Обличительный» период в творчестве Чехова б) Идея рассказа «Ионыч» 2. Пять стадий деградации главного героя рассказа а) Причина духовного падения Старцева 3. Мое отношение к произведению Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает. Однако в жизни […]
    • А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
    • Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]
    • План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: а) Что символизирует вишневый сад? б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы а) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад». Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы […]
    • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
    • В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
    • Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель […]
    • Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича […]
    • Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. […]
    • Представьте себе мальчика, влюбленного во весь мир. Он рос, впитывая из окружающего воздуха, особую семейную атмосферу, где дружба – не пустое слово, где уважают друг друга не только взрослые, но и дети. В этой семье не жалеют куска хлеба для обедневшей родственницы, и не считают чем-то особенным помочь сыну давней подруги. Разве мог в такой атмосфере вырасти черствый и бездушный человек? Петя Ростов, один из героев второго плана в романе «Война и Мир», рос чудесным мальчиком. Он был младшим в семье и отчаянно […]
  • Всю жизнь А.П. Чехова интересовала тема духовного перерождения человека. Писатель задумывался о том, как меняются люди. Чехов всегда мечтал об изменении человека в лучшую сторону, но видел, что его мечты не всегда схожи с реальностью.

    Его интересовало, почему добродушные порядочные люди вдруг становятся грубыми и лицемерными. Каковы причины этого? Антон Павлович в своих произведениях всегда анализировал, предполагал и пытался объяснить изменение людей в лучшую или худшую сторону.

    По мнению писателя, на духовное перерождение влияли изменения, связанные с жизнью: женитьба, продвижение по служебной лестнице, случившееся горе в семье и многие, многие другие жизненные ситуации.

    Рассмотрим несколько произведений и попробуем понять мысли писателя, согласиться с ними или, наоборот, их опровергнуть. Вот, например, в знаменитой лирической комедии «Вишневый сад» мы встречаем такого героя, как молодой лакей Яша, ничего не представляющий из себя человек, обычный парень из деревни. Почему его изменила жизнь в худшую сторону? Куда делись добрые чувства, душевные качества русского деревенского человека?

    Чехов раскрывает нам эти изменения, связав их с жизненной ситуацией. Все просто: Яша, проведя пять лет со своей помещицей за границей, вернулся в родные края. Но как повлияли на него эти пять лет! Когда Яше сказали, что к нему пришла мать повидаться и сидит со вчерашнего дня, он никак на это не отреагировал, лишь показал свое гнилое нутро: «Бог с ней совсем! Очень нужно. Могла бы и завтра прийти».

    Богатство и красота столичной жизни за границей повлияли на лакея отрицательно. Он набрался там «дешевых штучек»: «Да-с, приятно выкурить сигару на чистом воздухе…» Но поскольку Яша - человек необразованный, то, козыряя этим, он не понимает, что интеллигентным и светским человеком он от этого не стал.

    Чехов ненавидел книжные фразы, модные слова и все надуманное, которым русский человек желал изобразить из себя европейца. На примере Яши писатель дает понять читателю, что все это глупо и абсолютно не нужно. Чехов показывает, до какой степени «паршивости» может измениться человек, стремящийся только к внешнему лоску и презирающий тех, кто (как ему кажется) не столь развит и просвещен, как он сам.

    Антон Павлович всегда жалел таких людей и хотел, чтобы они стали проще, правдивее, естественнее. Таких героев у Чехова множество. Одна из них - Ольга Ивановна Дымова, героиня рассказа «Попрыгунья». Это молодая женщина, живущая за счет мужа, которого ни во что не ставит, высмеивает его со своими друзьями, которые на самом деле ей не друзья.

    Ольге Ивановне кажется, что сам Дымов этого не замечает, потому что человек он, с ее точки зрения, простой, недалекий, не в пример ей - утонченной, артистичной, светской. У нее много необыкновенных знакомых: художников, артистов, есть среди них и «помещик - дилетант-иллюстратор».

    Все ее компания «избалованная судьбой», все - люди богатые, богемные. Среди этой компании доктор Дымов оказывается чужим. Его молодая супруга, которая очень любила петь, на рояле, писать красками, лепить, тянулась к этой богемной публике.

    Именно она к ним, а не наоборот, потому что после смерти мужа, когда не стало денег и балов, не стало и этих так называемых друзей. Только тогда Ольга Ивановна поняла, какая же она была лицемерная, несправедливая по отношению к мужу. Ведь Дымов ее любил, а она любила ли его? Нет, ей нравилось быть любимой, нравилось его к ней отношение и безотказность во всем.

    Ольга Ивановна очень верила в друзей, которые ее постоянно хвалили: «Она губит себя: если бы она не ленилась и взяла бы себя в руки, то из нее вышла бы замечательная певица». Оказалось, что все похвалы были только лестью, а Ольга Ивановна была человеком, у которого можно было не без приятности провести время. Когда муже не стало, и сама Ольга Ивановна стала никому не нужна.

    2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.