Что такое конституционная монархия определение по истории. Большой юридический словарь Что такое Конституционная монархия, что означает и как правильно пишется


Введение ………………………………………………………………………….….2

……………………..…5

2. Статус монарха в конституционных монархиях …………………………..13

3. Особенности монархии в некоторых странах ………………………………27

Заключение ………………………………………………………………………...33

Список литературы ……………………………………………………...………..37

Введение

Институт монархии составляет реальный элемент - по крайней мере, в качестве внешней политико-юридической характеристики - конституционного строя более чем четверти всех современных государств Европы. В то же время все европейские монархические государства представляют собой образцы современного, с развитой политической и правовой культурой государственного устройства, сложившегося в результате политически эволюционных процессов Нового и Новейшего времени, а собственно монархии в них - исторически традиционные формы правления.

Практически все светские европейские монархии в их современном виде сложились в итоге двух исторических волн политического обновления и вызванного им государственного переустройства: 1) преобразования абсолютизма в ограниченные конституционные монархии в первой половине XIX столетия и 2) дальнейшей эволюции в так называемые парламентские монархии в ХХ столетии. Эти две "волны" характеризуют не только два исторически своеобразных этапа, но и два сменяющих один другой государственных типа монархии, которые принято выделять в качестве возможных в рамках современного государственного устройства.

Большинство конституционных монархических государств обрели современную форму в ходе конституционного обновления уже второй половины ХХ в. и в этом смысле принадлежат к типу парламентской монархии, среди властных государственных институтов которой собственно монархии по определению оставлено лишь подчиненное, а иногда условное место. Однако сохранение рядом государств конституционного строя XIX в. (и даже более раннего), своеобразие национально-государственных традиций этих стран изначально не позволяет объединить все европейские монархии в единый тип государственного устройства.

Вместе с тем обозначение ряда государств Европы (главным образом, расположенных на Северо-западе Европы и в Скандинавии) как парламентских монархий в настоящих условиях не может служить достаточной или исчерпывающей характеристикой их государственного устройства - имея в виду не только вполне закономерное расхождение формально-юридических свойств конституционного строя с реальностью государственно-правовых отношений, но и само качество конституционной правоспособности монархии относительно других институтов парламентского строя.

Исторический процесс преобразования традиционной для этих стран монархии в современный вид парламентской проходил исключительно путем постепенного вытеснения монарха из конституционных сфер законодательной, затем исполнительной власти и замещения его полномочий полномочиями парламентских или подконтрольных парламенту институтов. В силу исторических или политических условий произошло не просто изменение полномочий монарха, но, по сути, перерождение монархии как института государственного строя.

Едва ли не самым показательным примером в этом направлении может считаться новейшая Конституция Испании 1978 г., в которой при конституционном определении существа государственного устройства объединены квалификация "политической формы Испанского государства" как парламентарной монархии (ст. 1.3) и квалификация Испании вообще как "правового, демократического, социального государства" (ст. 1.1). Это находит соответствие и в западной литературе конституционного права, где современные виды монархии, и прежде всего парламентская, помещаются в ряд "политических режимов либеральной демократии". Вполне очевидно, что при такой квалификации (отражающей не только политическую, но и юридическую реальность) современные монархии вряд ли сохраняют монархический принцип - в том виде, в каком он был сформулирован классической литературой в качестве конституционного государственного права и который, по новейшему определению, заключается в том, что "исключительно королю соответствует полномочие выражать волю государства и исполнять, вследствие этого, публичные правомочия". Поэтому для характеристики конституционного строя большинства европейских государств, условно монархических по форме государственного устройства, плодотворной задачей может стать только сравнительный анализ института новой монархии в его самостоятельной функции и полномочиях, как бы заново сформированных новым конституционным процессом, его реального места в ряду иных институтов и конституционных закономерностей безусловно доминирующего парламентского строя.

1. Понятие, виды и роль конституционной монархии

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции.

Монархии делятся на два вида: представительные, или дуалистические монархии, и монархии парламентарные. И в тех, и в других монарх делит власть с парламентом, но в то время, как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Дуалистическая монархия.

Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. При дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха.

Парламентарная монархия.

Парламентарная монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий.

Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не контрассигновано соответствующим министром. При этом, в монархии первого типа министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются; обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере гарантируется в таких государствах правом парламента вотировать бюджет.

В монархиях второго типа министры ответственны перед парламентом и несмотря на то, что их назначение выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах последнего типа у монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира - все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.

Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Если монарх желает, он может тормозить правильный ход государственной машины, вызывая министерские кризисы, отказывая в своей санкции парламентским постановлениям, распуская парламент, производя давление на него или на избирателей и проч. Еще значительнее его роль, если он хочет действовать конституционно; являясь главным представителем государства и исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней.

Примеры дуалистической монархии: Иордания, Марокко, Кувейт (последнюю иногда относят к абсолютной монархии).

Конституционные монархии: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Лихтенштейн, Монако, Андорра, Япония, Камбоджа, Малайзия, Таиланд, Бутан, Иордания, Кувейт, ОАЭ, Марокко, Лесото.

Статус монархии во всех европейских монархических государствах определен на основе писаных конституционных актов XIX и, главным образом, ХХ в. (только для Великобритании это акты XVII-XVIII вв. и конституционные обычаи позднейшего времени). За исключением двух октроированных - Основного закона Ватикана 2001 г. и Конституции княжества Монако 1962 г. - все прочие конституционные акты были утверждены или в качестве конституционных соглашений с национальным представительным органом, или прямо основаны на той или иной форме политически оформленного (в виде референдума или того или иного голосования) народного выбора. В связи с этим небезосновательно замечание видного французского конституционалиста М. Прело, что в силу этого современные монархии ранее прочего должны быть характеризованы если не как избирательные, то как выборные, - по крайней мере, по отправному конституционному определению.

Конституционное определение основ государственного устройства и, соответственно, изначальное место института монархии (что является если не всецело юридически определяющим, то, по крайней мере, показательным моментом в уяснении правовой позиции) в конституционных актах европейских монархий представлено по-разному. Это отражает не только различные традиции конституционно-правовых доктрин, но и различия исходного отношения к государственной функции и роли монарха, характерные для разных типов новой монархии.

В этом отношении доминируют два подвида конституционных позиций. Одна позиция, общая для выраженных парламентских монархий, либо умалчивает о первоопределении принципа государственного строя и характеризует монарха только как главу государства: конституции Бельгии (косвенно согласно ст. 87), Швеции (ст. 5), либо совмещают такую характеристику с декларацией устройства в виде "парламентской монархии" (Конституция Испании, ст. 1.3 и 56.1) или "парламентского режима правления" (Конституция Андорры, ст. 4). Вторая позиция декларировано определяет государство как "королевство" (Великобритания) или "герцогство" (Люксембург) либо оперирует несколько более юридически значащими понятиями о "конституционной монархии" как форме правления (Конституция Дании, ст. 2; сходно: Конституция Лихтенштейна, ст. 2), "ограниченной и наследственной монархии" (Конституция Норвегии, ст. 1), "наследственной и конституционной монархии" как "принципе правления" (Конституция Монако, ст. 2). Показательно, что второй подвид конституционного определения не декларирует монарха как главу государства (за исключением Конституции Люксембурга, ст. 33).

Все европейские монархии конституционно представлены как единоличные. Исключение представляет Андорра, где функцией главы государства наделяются двое соправителей (ст. 43), выражающих двойной суверенитет в отношении Андорры со стороны Франции и епископа Урхельского, но и здесь доминирование парламентских институтов допускает временное нефункционирование одного из соправителей при признании правомочности действий второго.

За исключением отмеченного своеобразия института главы государства Андорры и выборной пожизненной теократической монархии Ватикана, все иные европейские монархии наследственные. В конституциях Лихтенштейна (ст. 2), Монако (ст. 2), Норвегии (ст. 1) это составляет часть исходного определения государственного строя, хотя в последней не является абсолютным условием. Престолонаследие во всех без исключения наследственных монархиях основано на династическом начале. Конституции монархических государств содержат поэтому, как правило, достаточно подробные и юридически специальные правоположения (или даже целые разделы), посвященные определению династии и принципов престолонаследия.

форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией (в отличие от абсолютной монархии). Существуют две основные формы К.м.: дуалистическая и парламентарная. В современную эпоху К.м.: Бельгия, Великобритания, Испания, Швеция.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ

форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. К.м. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической (дуализм - двойственность) монархии государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх - исполнительную. Он назначает правительство, которое ответственно только передним. Парламент не влияет на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т.е. без его утверждения закон не вступает в силу). Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона. Монарх вправе назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент, зачастую на неопределенное время, при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической монархией считаются Иордания, Марокко. В парламентарной монархии парламент занимает главенствующее положение, имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно отвечает только перед парламентом. Последний имеет право контроля деятельности правительства; если парламент выразил недоверие правительству, оно должно уйти в отставку. Такой монарх характеризуется словами "царствует, но не правит". Монарх назначает правительство или главу правительства, однако в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в парламенте. Монарх либо не имеет права вето, либо осуществляет его по указанию ("совету") правительства. Он не может издавать законы. Все исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством, они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего не имеют юридической силы. В то же время не следует рассматривать монарха в парламентарной монархии только как декоративную фигуру или пережиток, оставшийся от феодальных времен. Наличие монархии считается одним из факторов внутренней стабильности государственной системы. Монарх стоит надпартийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность, В своих обращениях к парламенту он может ставить важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные монархии - Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др.

Конституционная монархия там, где она существует сегодня, является пережитком прошедших эпох, данью национальной традиции. В фундаменте коллективного сознания множества народов еще со времен средневековья и нового времени закладывался образ монархической особы - олицетворения нации, ее главнейшего достоинства. Ярким примером такого отношения к своему правителю
является капитуляция Японии во Второй мировой войне. Единственным условием,

выдвинутым японцами, было сохранение императорской власти в стране. Впрочем, его статус сильно изменился. Император отказался от претензий на божественное происхождение, лишился рычагов государственного управления, оставшись при этом символом нации. Сегодняшняя Япония - это один из классических примеров, где присутствует конституционная монархия. В общем-то, таких стран не так много в мире.

Происхождение конституционных монархий. Исторический аспект

Строго говоря, классическая монархическая форма правления родилась и развилась именно в Европе в средневековые времена. Однако Новое время и век народного Просвещения подарил миру новые идеи о том, как должно управлять государством и что именно принесет счастье людям. Всем нам из курса школьной истории сегодня известны революции, строительство социалистических и либерально-экономических государств, поступательное расширение прав на все новые категории населения. Волна с предоставлением избирательного права началась в Европе и прокатилась по всему миру. Это привело к тому, что королевская особа уже априори не являлась самодержавным элементом. Где-то, как в Германии или России, императоры свергались.

Но в тех странах, которые не переживали крупных революционных потрясений, часто царская династия оказывалась в роли архаичного придатка. Для выхода из этой ситуации и была создана такая концепция, как конституционная монархия. Такой формат правления предполагает, что вся полнота власти в державе передается народу, избирающему парламент, и, прямым или косвенным путем, кабинету министров с его главой. Сегодня страны с конституционной монархией - это Англия (как самый классический пример), Испания, Нидерланды, Люксембург, Дания, ряд стран, пребывающих в нынешнем Британском содружестве, вроде Гренады, Ямайки, Новой Зеландии. К странам с такой формой правления относят и некоторые мусульманские государства, где правят шейхи: Кувейт, Бутан, Марокко.

Особенности конституционных монархий разных регионов

При всем этом полномочия монарха в некоторых случаях весьма различны. Если в Англии и Дании конституционная монархия означает, что династия - лишь достопочтенный символ нации, не принимающий никаких решений относительно

внутренней и внешней политики страны, то полномочия Хуана Карлоса в Испании
весьма серьезны и сопоставимы с полномочиями президента многих европейских государств. Интересно, что Испания - одна из тех стран, которые переживали изгнание короля в тридцатые годы. Однако в результате гражданской войны 1936-39 гг. к власти там пришли реакционные силы, вернувшие королевский трон стране. Впрочем, до падения этой реакции король также был символической фигурой при диктаторе. И уж сравнительно широкими властными полномочиями обладает султан Брунея, являющийся полноправным главой страны.

Абсолютная и конституционная. В первой власть полностью принадлежит царствующей особе или (в случае теократической абсолютной монархии) духовному лидеру. Во втором виде все немного иначе. - это такая форма правления, при которой конституция ограничивает власть монарха. В странах с подобной формой правления исполнительная власть принадлежит правительству, т. е. кабинету министров, а законодательная - парламенту, который в разных странах называется по-особенному.

Виды конституционной монархии

Конституционная монархия - это форма правления, которая может быть как дуалистической (представительной), так и парламентарной. В обоих случаях монарху приходится делить свою власть с законодательным органом страны, т. е. с парламентом. Однако если в первом случае исполнительная власть принадлежит королю (императору, султану, царю, князю или герцогу и т. д.), то во втором монарх лишен и этой привилегии: исполнительная власть принадлежит правительству, которое, в свою очередь, подотчетно парламенту. Кстати, власть монарха ограничивается юридически: существует постановление, согласно которому никакие повеления царствующей особы не могут иметь силы, пока они не будут контрассигнованы тем или иным министром.

Власть монарха в странах с конституционно-монархической формой правления

В министры назначаются (смещаются) монархом. Они несут ответственность только перед ним. В парламентарной назначение чиновников тоже выполняется царствующей особой, однако члены правительства подотчетны не ей, а парламенту. Отсюда следует, что в государствах, где формой правления является царствующие особы практически не владеют реальной властью. Любое свое решение, вплоть до личных дел, например, относительно заключения брака или, наоборот, развода, монарх должен согласовать с законодательным органом. Что же касается юридической стороны, то окончательное подписание законов, назначение и увольнение государственных чиновников и членов правительства, объявление-прекращение войн и др. - все требует его подписи и печати. Однако он без согласия парламента не вправе поступать так, как считает правильным. Следовательно, конституционная монархия - это такой вид государства, в котором монарх не является фактическим правителем. Он просто символ своего государства. Тем не менее сильный духом монарх вполне может диктовать свою волю как парламенту, так и правительству. Ведь он уполномочен назначать министров и других чиновников, а также способен повлиять на внешнюю политику страны.

Конституционные монархии Европы

В раньше других произошел переход от абсолютной монархии к конституционной. Так, например, в Великобритании это случилось еще в 17-м веке. На сегодняшний день в одиннадцати государствах Старого Света (Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Великобритании и т. д.) формой правления является конституционная монархия. Это свидетельствует о том, что народы этих государств не пожелали радикально менять в своих странах, полностью свергать королевскую власть, однако, подчиняясь новым реалиям, совершили мирный переход от одной формы правления к другой.

Монархии конституционные: список

1. Великобритания.
2. Бельгия.
3. Дания.
4. Нидерланды.
5. Невис.
6. Ямайка.
7. Новая Гвинея.
8. Норвегия.
9. Швеция.
10. Испания.
11. Лихтенштейн.
12. Люксембург.
13. Монако.
14. Андорра.
15. Япония.
16. Камбоджа.
17. Лесото.
18. Новая Зеландия.
19. Малайзия.
20. Таиланд.
21. Гренада.
22. Бутан.
23. Канада.
24. Австралия.
25. Сент-Китс.
26. Тонга.
27. Соломоновы острова.
28. Сент-Винсент.

Она одновременно объединяет в себе монархические и демократические институты. Степень их соотношения, как и уровень реальной власти коронованной особы, в различных странах значительно отличаются. Давайте подробнее выясним, что представляет собой конституционная монархия и в чем заключаются особенности данной формы правления.

Сущность термина

Конституционной монархией является особый тип государственного устройства, в котором монарх хотя и считается формально главой государства, но его права и функции в значительной мере ограничены законодательством страны. В обязательном порядке данное ограничение должно носить не просто юридический характер, но и фактически применяться.

В то же время нужно отметить, что существуют такие страны, в которых коронованная особа имеет довольно высокие полномочия, несмотря на ограничения, и такие государства, где роль монарха чисто номинальная. В отличие от республики, конституционной монархии зачастую присуща наследственная форма передачи власти, хотя реальный её объем может быть сведен к минимуму.

Классификация монархий

Конституционная монархия - лишь один из множества видов, которые может принимать монархическое устройство. Данная форма правления может быть абсолютной, теократической (власть принадлежит религиозному главе), сословно-представительской, раннефеодальной, древневосточной, ненаследственной.

Абсолютная и конституционная монархия отличаются главным образом тем, что в первой из них любое решение правителя имеет силу закона, а во втором воля монарха в значительной мере ограничена внутригосударственными законами и нормами. Поэтому данные формы правления считаются во многом противоположными друг другу.

В то же время и внутри понятия «конституционная монархия» существует деление на две группы: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическая монархия

Такой вид правления, как дуалистическая монархия, подразумевает под собой значительное участие коронованной особы в государственных делах. Зачастую правитель является полноценным главой государства с большинством вытекающих отсюда прав и функций, но они в некоторой мере ограничены законом.

В подобных государствах монарх имеет право лично назначать и смещать правительство страны. Ограничение власти коронованной особы чаще всего выражается в постановлении о том, что все её распоряжения принимают законную силу только после того, как они будут подтверждены министром соответствующего ведомства. Но, учитывая то, что министров назначает сам правитель, эти ограничения в значительной мере являются формальными.

Фактически исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - парламенту. В то же время правитель может наложить вето на любой закон, принятый парламентом, или вовсе распустить его. Ограничение власти монарха заключается в том, что вышеупомянутый законодательный орган утверждает одобренный коронованной особой бюджет или отклоняет его, но в последнем случае рискует быть распущенным.

Таким образом, в дуалистической монархии правитель является юридическим и фактическим главой государства, но с ограниченными законом правами.

Парламентарная монархия

Наиболее ограниченная конституционная монархия имеет парламентарную форму. Зачастую в стране с таким государственным устройством роль монарха чисто номинальная. Он является символом нации и формальным главой, но фактической власти практически не имеет. Главная функция коронованной особы в таких странах – представительная.

Правительство ответственно не перед монархом, как это принято в дуалистических монархиях, а перед парламентом. Формируется оно законодательным органом при поддержке большинства парламентариев. При этом коронованная особа зачастую не имеет права роспуска парламента, который избирается демократическим путем.

В то же время некоторые формальные функции все-таки остаются за номинальным правителем. Например, зачастую он подписывает указы о назначении министров, выбранных законодательным органом власти. Кроме того, монарх представляет свою страну за рубежом, выполняет церемониальные функции, а в критические для государства моменты может даже взять на себя полноту власти.

Таким образом, при парламентарной форме монаршая особа не обладает ни законодательной, ни исполнительной властью. Первая принадлежит парламенту, а вторая – правительству, которое ответственно перед законодательным органом. Главой правительства является премьер-министр или аналогичный ему по функциям чиновник. Парламентарная монархия чаще всего соответствует демократическому политическому режиму.

Зарождение конституционализма

Давайте проследим, как развивалась данная форма правления на протяжении веков.

Становление конституционной монархии связывают со Славной революцией в Англии в 1688 году. Хотя и до этого периода существовали страны с формами правления, в которых власть короля была существенно ограничена феодальной верхушкой (священная Римская империя, Речь Посполитая и др.), но они не соответствовали современному значению данного термина. Итак, в 1688 году, вследствие государственного переворота, правившая в Англии династия Стюартов была смещена, а королем стал Вильгельм III Оранский. Уже на следующий год он издал «Билль о правах», который существенно ограничивал королевскую власть и наделял парламент очень большими полномочиями. Этот документ положил начало формированию существующей ныне в Великобритании политической системе. Конституционная монархия в Англии окончательно сложилась в XVIII веке.

Дальнейшее развитие

После Революции 1789 года во Франции некоторое время фактически была введена конституционная монархия. Но действовала она недолго, до 1793 года, когда король был низложен и казнен. Настали времена республики, а затем и наполеоновской империи. После этого конституционная монархия существовала во Франции в периоды с 1830 по 1848 год и с 1852 по 1870 год.

Швецию и Норвегию назвали конституционными монархиями в 1818 году, когда там стала править династия Бернадотов, родоначальником которой являлся бывший наполеоновский генерал. Аналогичная форма власти установилась в Нидерландах с 1815 года, в Бельгии - с 1830 года, а в Дании - с 1849-го.

В 1867 году Австрийская империя, до того бывшая опорой абсолютизма, трансформировалась в Австро-Венгерскую империю, которая стала конституционной монархией. В 1871 году образовалась Германская империя, которая также имела подобную форму правления. Но оба государства прекратили существование вследствие поражения в Первой мировой войне.

Одной из самых молодых монархических систем с конституционным укладом является испанская. Она возникла в 1975 году, когда после смерти диктатора Франко на престол взошел король Хуан Карлос I.

Конституционализм в Российской империи

Разговоры о возможности ограничения власти императора конституцией начали вестись среди передовых представителей дворянства ещё в начале XIX века, во времена Александра I. Знаменитое восстание декабристов 1825 года главной своей целью ставило упразднение самодержавия и установление конституционной монархии, но оно было подавлено Николаем I.

При царе-реформаторе Александре II, отменившем крепостное право, начали предприниматься определенные шаги и со стороны власти в направлении ограничения самодержавия и развития конституционных институтов, но с убийством императора в 1881 году все эти начинания были заморожены.

Революция 1905 года показала, что существующий режим в прежней форме изжил себя. Поэтому император Николай II дал добро на формирование парламентского органа – Государственной Думы. Фактически это означало, что с 1905 года была установлена конституционная монархия в России в её дуалистическом виде. Но данная форма государственного устройства просуществовала недолго, так как Февральская и Октябрьская революции 1917 года ознаменовали начало совершенно другого общественно-политического строя.

Современные примеры конституционных монархий

Ярко выраженными дуалистическими монархиями современного мира являются Марокко и Иордания. С оговорками можно добавить к ним европейские карликовые государства Монако и Лихтенштейн. Иногда к данной форме правления причисляют государственное устройство Бахрейна, Кувейта и ОАЭ, но большинство специалистов по политологии считают их все-таки более близкими к абсолютизму.

Наиболее известные примеры парламентской монархии представлены государственным устройством Великобритании и бывших её доминионов (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Норвегии, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Японии и других стран. Нужно отметить, что государств, представляющих данную форму правления, гораздо больше, чем дуалистических.

Значение формы правления

Таким образом, можно констатировать факт, что конституционная монархия в различных её видах является довольно распространенной формой правления. Во многих странах её существование насчитывает ни одну сотню лет, а в других она установлена сравнительно недавно. Это означает, что этот вид государственного устройства остается довольно актуальным и сегодня.

Если в парламентской форме формальное главенство монарха связано в большей мере с уважением к истории и традициям, то дуалистический вид является способом ограничить уровень концентрации власти в одних руках. Но, безусловно, в каждой стране имеются свои особенности и нюансы формирования и функционирования данного вида государственного устройства.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.