Артикуляционные упражнения. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Дикция - вежливость оратора
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в работе над дикцией, без нее невозможно представить ни один тренинг по ораторскому искусству. Артикуляционная гимнастика для губ направлена на развитие и снятие зажимов губных мышц. Каждое упражнение нужно делать 8-16 раз.
1. Упражнение «Улыбка»
На счет «раз» - губы вытянуть как для поцелуя.
На счет «два» - растянуть в улыбку, не обнажая зубов.
2. Упражнение «Уголки»
Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно, как для поцелуя).
На счет «раз» - «пятачок» двигается вправо.
На счет «два» - «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремится то к правому, то к левому уголкам губ.
3. Упражнение «Вертикаль»
На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх, к носу.
На счет «два» - пятачок двигается вниз, к подбородку, т.е. «пятачок» совершает движения по вертикали.
4. Упражнение «Крест»
На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх.
На счет «два» - пятачок двигается вниз.
На счет «три» - «пятачок» двигается влево.
На счет «четыре» - «пятачок» двигается вправо.
5. Упражнение «Круги»
Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.
6. Упражнение «Шторки»
На счет «раз» - верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.
На счет «два» - губа возвращается на место.
На счет «три» - нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы.
На счет «четыре» - губа возвращается на место.
Движения губ напоминают движение шторок, которые поочередно открываются и закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе.
7. Упражнение «Почесывание»
На счет «раз» - нижние зубы почесывают верхнюю губу.
На счет «два» - верхние зубы почесывают нижнюю губу.
Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой сменой губ.
8. Упражнение «Жвачка»
На счет «раз» - губы вытягиваются вперед.
На счет «два» - растягиваются на улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.
9. Упражнение «Вибрация»
Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у.
На каждый счет - выдох с вибрацией.
Одним из важнейших навыков оратора является хорошая дикция, которая во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Делая правильно вышеперечисленные упражнения ваша речь станет четче и понятнее.
Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, трудной клетки.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке й и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м н, н ‘ Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’ н, н’).
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.
Методические указания к проведению гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами та кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносиельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения . Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика) для детей 2-4 лет.
Упражнения для губ и щек
1. Массаж щек.
Описание: Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.
Лучше всего выполнять во время купания или умывания.
2. Сытый хомячок.
Описание: губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).
3. Голодный хомячок.
Описание: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.
4. Шарик лопнул.
Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.
2. Трубочка.
Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.
3. Заборчик. (Цель - формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).
Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба - «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.
4. Бублик. (Цель - формирование правильной позы органов артикуляции).
Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. (Цель - развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).
Описание: Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.
6. Кролик. (Цель - формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).
Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Массаж губ зубами.
Описание: Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.
2. Пятачок.
Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
3. Рыбки разговаривают.
Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).
4. Еще Рыбки разговаривают.
Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.
5. Снова Рыбки разговаривают.
Описание: Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". Воздух втягивается внутрь.
6. Уточка.
Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
7. Недовольная лошадка.
Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.
8. Спрятать губки.
Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.
Еще несколько упражнений для маленьких.
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?»)
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге.
- удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку - взрослый пытается ее плавно вытянуть.
- пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.
-мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» - выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Описание: Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
Описание: Рот приоткрыт, На счет "один" челюсть двигается вправо, на "два" - челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть выдвигается вперед, на "шесть" - челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Силач.
Описание: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.
6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.
8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.
Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.
Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:
- языка;
- уздечки.
Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.
Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.
В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.
Комплекс для детей 1-4 лет
Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:
- «Змейка»;
- «Замесили тесто»;
- «Чистим зубки»;
- «Часики»;
- «Качели»;
- «Сытый хомячок»;
- «Шарики».
Статические упражнения:
- «Бегемотик»;
- «Улыбочка»;
- «Хоботок»;
- «Блинчик»;
- «Голодный хомячок».
Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.
Комплекс упражнений для детей 4-7 лет
Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.
Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.
Блок упражнений для развития мышц губ.
- «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
- «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
- «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
- «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
- Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.
Блок для развития мышц языка.
- «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
- «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
- «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
- «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
- «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
- «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
- «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
- «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
- «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
- «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
- «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
- «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
- «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
- «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.
Для подъязычной связки языка.
- «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
- «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
- «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.
Упражнения для мышц щек.
- «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
- «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
- «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.
Родители или педагоги?
Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.
Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.
Детский речевой аппарат развивается неравномерно. Кто-то уже в 1,5 годика, строит предложения из нескольких слов, а кто-то до 3-х лет упорно молчит.
Неоценимую помощь в укреплении мышц, отвечающих за речь ребенка, смогут оказать чудесные упражнения артикуляционной гимнастики.
Выполнять такие упражнения, необходимо и бойко говорящим малышам, и деткам, чьи слова пока далеки от совершенства.
Что может быть приятней, чем корчить разнообразные рожицы перед зеркалом. Лучше делать это вдвоем и желательно несколько раз в день.
ЧАСИКИ
Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуть под счет взрослого (раз-два) к уголкам рта. Повторить 5-10 раз.
ЗМЕЙКА
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Рот не закрывать. Делать под счет взрослого (раз-два) 5-10 раз.
КАЧЕЛИ
Рот широко открыт. Узким напряженным языком на счет «раз» тянуться к носу, на счет «два» — отпустить к подбородку. Повторить 5-7 раз.
ФУТБОЛ
А) Рот закрыт. Напряженным кончиком языка упирать то в одну щеку, то в другую. Делать под счет взрослого (раз-два) 5-10 раз.
Б) На столе поставить два кубика (ворота) и положить перед ними ватный шарик (мячик). Губы вытянуть вперед и подуть на ватный шарик так, чтобы он попал в ворота.
ЧИСТИМ ЗУБКИ
А) Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка провести за нижними зубами (влево-вправо) под счет взрослого 7-8 раз. Затем поднять язык вверх и провести за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.
Б) Рот закрыт. Круговыми движениями языка, провести между зубами губами, по верхним, затем по нижним зубам, в одну сторону (6-8 раз) и в другую.
ГЛАДИМ КИСКУ
Язык в положении «сердитая киска «; прижать его верхними зубами и погладить в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-8 раз.
ЛОШАДКА
Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком медленно, сильно и громко, тянуть подъязычную связку.
ГАРМОШКА
Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к небу (см. упр. «ГРИБОК «). Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть нижнюю челюсть. Повторить 5-8 раз.
МАЛЯР
Широко открыть рот. Язык поднять вверх кончиком языка проводить по небу от верхних резцов до мягкого неба и обратно. Выполнять под счет взрослого (раз-два), повторить 5-8 раз.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
А) Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну сторону, а затем в другую по 5-8 раз.
Б) Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу от носа и убрать в глубь рта. Стараться нижней губой язык не поддерживать. Повторить 5-8 раз.
ИНДЮК
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: была-была-была…
ДЯТЕЛ
Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх. кончиком языка с силой «ударать» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звук: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.