Английский писатель сомерсет моэм. Моэм сомерсет

Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham, 25 января 1874, Париж — 16 декабря 1965, Ницца) — английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент английской разведки.

Биография

Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 году в Париже, в семье юриста британского посольства во Франции. Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребенок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании: ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны. Его дед, Роберт Моэм, был в своё время известным адвокатом, одним из со-организаторов Английского правового общества. И дед, и отец Уильема Моэма предрекали тому свою судьбу адвоката. И хотя сам Уильям Моэм не стал адвокатом, его старший брат Висконт Моэм был доволен юридической карьерой и служил в должности лорда-канцлера (1938-1939).

В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того как в 10 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 года, отец (Роберт Ормонд Моэм) умер от рака желудка в июне 1884 года) и был отослан к родственникам в английский город Уитстебл в графстве Кент, в шести милях от Кентербери. По приезде в Англию Моэм начал заикаться — это сохранилось на всю жизнь. С. "Я был мал ростом; вынослив, но не силен физически; я заикался, был застенчив и слаб здоровьем. У меня не было склонности к спорту, который занимает столь важное место в жизни англичан; и - то ли по одной из этих причин, то ли от рождения - я инстинктивно сторонился людей, что мешало мне с ними сходиться".

Так как Уильям воспитывался в семье Генри Моэма, викария в Уитстебле, то он начал учебу в Королевской школе в Кентербери. Затем изучал литературу и философию в Гейдельбергском университете — в Гейдельберге Моэм написал свое первое сочинение — биографию композитора Мейербера (когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжег рукопись).

Затем поступил в медицинскую школу (1892) при больнице св. Фомы в Лондоне — этот опыт отражен в первом романе Моэма «Лиза из Ламбета» (1897). Первый успех на поприще литературы Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907).

Во время первой мировой войны сотрудничал с МИ-5, в качестве агента британской разведки был послан в Россию с целью не дать ей выйти из войны. Прибыл туда на пароходе из США, во Владивосток. Находился в Петрограде с августа по ноябрь 1917 года, неоднократно встречался с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями. Покинул Россию из-за провала своей миссии (Октябрьская революция) через Швецию.

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14-ти новелл «Эшенден, или Британский агент» (1928, русские переводы — 1929 и 1992).

После войны Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы Моэма — «Бремя страстей человеческих» (1915; рус. пер. 1959) — практически автобиографический роман, «Луна и грош» (1919, рус. пер. 1927, 1960), «Пироги и пиво» (1930), «Театр» (1937), «Остриё бритвы» (1944).

В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправляется в Китай, а позднее в Малайзию, — что дало ему материал для двух сборников рассказов.

Вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере была куплена Моэмом в 1928 году и стала одним из великих литературных и социальных салонов и домом писателя на всю оставшуюся жизнь. У писателя иногда гостили Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, изредка здесь были и советские писатели. Его творчество продолжало пополняться пьесами, рассказами, романами, очерками и путевыми книгами. К 1940 году Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей английской художественной литературы. Моэм не скрывал того факта, что пишет «не ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но, при этом, отнюдь не возражает, если творчество обеспечивает ему, помимо прочего, еще и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином».

В 1944 году выходит роман Моэма «Острие бритвы». Большую часть Второй мировой войны Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился в США - сначала в Голливуде, где много работал над сценариями, внося в них поправки, а позже - на Юге.

В 1947 году писатель утвердил «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти лет.

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать. «Дальше меняться мне было некуда. Спесь культуры слетела с меня. Я принимал мир таким, как он есть. Я научился терпимости. Я хотел свободы для себя и готов был предоставить ее другим». После 1948 года Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. По французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, но писателя отвезли домой, и 16 декабря официально сообщили, что он скончался дома, в своей вилле, которая и стала его последним пристанищем. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

  • Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000—1500 слов.
  • Умирая, сказал: «Умирать — скучное и безотрадное дело. Мой вам совет — никогда этим не занимайтесь».
  • "Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю "Кандида", чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия"
  • Моэм о книге "Бремя страстей человеческих": "Книга моя — не автобиография, а автобиографический роман, где факты крепко перемешаны с вымыслом; чувства, в нем описанные, я пережил сам, но не все эпизоды происходили так, как о них рассказано, и взяты они частью не из моей жизни, а из жизни людей, хорошо мне знакомых".
  • "Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать".

Биография

Уи́льям Со́мерсет Мо́эм (англ. William Somerset Maugham [ˈsʌməsɪt mɔːm]; 25 января 1874, Париж - 16 декабря 1965, Ницца) -британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Уильям Сомерсет Моэм появился на свет 20.01.1874 года в Париже в семье юриста. Отец служил в британском посольстве, и появление маленького Сомерсета на территории посольства, по мнению родителей, должно было принести ему освобождение от призыва во французскую армию, а в случае войны – и отправки на фронт.

В десятилетнем возрасте мальчик переезжает жить в Англию в город Уитстебл графства Кент к родственникам из-за огромных потерь. Вследствие тяжелых болезней, сначала умирает мать, затем отец. Не удивительно, что по приезду в Великобританию маленький Уильям начинает заикаться, и это останется с ним до конца жизни. Тем не менее, в семье викария Генри Моэма уделяли должное внимание воспитанию и образованию ребенка. Сначала учеба в Королевской школе в Кентербери, затем поступление в Гейдельбергский университет для изучения философии и литературы.

Здесь была и первая проба пера – биография композитора Мейербера. Сочинение не подошло издателю, и расстроенный Уильям сжег его.

В 1892 году для изучения медицины Уильям поступил в медицинскую школу при больнице св. Фомы в Лондоне. Через пять лет в своем первом романе «Лиза из Ламбета» он расскажет об этом. Но первый настоящий литературный успех принесла писателю пьеса «Леди Фредерик» в 1907 году.

Во время Первой мировой войны Моэм служил в британской разведке, в качестве агента которой был направлен в Россию, где находился вплоть до Октябрьской революции. В Петрограде он неоднократно встречался с Керенским, Савинковым и другими. Миссия разведчика провалилась из-за революции, но была отражена в новеллах. После войны Уильям Сомерсет Моэм много и плодотворно трудится на литературном поприще, выходят в свет пьесы, романы, новеллы. Посещения Китая и Малайзии принесло вдохновение на написание двух сборников рассказов.

Еще один из интереснейших фактов в биографии Моэма – покупка им Вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере. Это был один из великолепнейших на то время литературных и светских салонов, где были такие знаменитости как Уинстон Черчилль и Герберт Уэллс. Заезжали иногда туда и советские писатели. Большую часть времени писатель занят исключительно творчеством, что приносит ему всемирную славу и деньги. Им была утверждена «Премия Сомерсета Моэма». Ее давали молодым английским писателям.

Второй интересный факт: Моэм ставил свой рабочий стол напротив глухой стены. Он считал, что так его ничто не отвлекает от работы. А работал всегда в одном режиме: не менее 1000-1500 слов за утро.

Уильям Сомерсет Моэм умер 15.12. 1965 в возрасте 91 года близ Ницы от пневмонии.

Сомерсет Моэм - список всех книг

Все жанры Роман Проза Реализм Классическая проза Биография

Год Название Рейтинг
2012 7.97 (
1915 7.82 (75)
1937 7.80 (66)
2013 7.74 (49)
1925 7.66 (35)
1921 7.64 (
1921 7.59 (
7.42 (
1925 7.42 (
1943 7.42 (
1937 7.39 (
1944 7.39 (15)
1908 7.38 (
2011 7.38 (
1898 7.38 (
1902 7.32 (
1939 7.31 (
1948 7.31 (
1921 7.31 (
1925 7.31 (
1948 7.19 (
1904 7.19 (
1930 7.15 (
1947 6.98 (
1922 6.64 (
1901 6.63 (
1921 6.61 (
0.00 (
0.00 (

Роман (35.71%)

Проза (21.43%)

Реализм (21.43%)

Классическая проза (14.29%)

Биография (7.14%)

Для тебя нет разницы между правдой и выдумкой. Ты всегда играешь. Эта привычка - твоя вторая натура. Ты играешь, когда принимаешь гостей. Ты играешь перед слугами, перед отцом, передо мной. Передо мной ты играешь роль нежной, снисходительной, знаменитой матери. Ты не существуешь. Ты - это только бесчисленные роли, которые ты исполняла. Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала. Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распухнуть дверь туда, но я ни разу не решался на это - боюсь, что никого там не найду.

Ирония - это дар богов, самый тонкий из способов словесного выражения мыслей. Это и броня, и оружие; и философия, и постоянное развлечение; пища для голодного ума и напиток, утоляющий жажду веселья. Насколько изысканнее умертвить врага, уколов его шипом иронии, нежели размозжить ему голову топором сарказма или отколотить дубинкой брани. Мастер иронии наслаждается ею только тогда, когда истинный смысл высказывания известен ему одному, и прыскает в рукав, глядя, как окружающие, скованные цепями своего тупоумия, воспринимают его слова абсолютно всерьёз. В суровом мире ирония - единственная защита для беспечных. Для писателя же это снаряд, которым он может выстрелить в читателя, дабы опровергнуть гнусную ересь о том, что создаёт книги не для себя, а для подписчиков библиотеки Мьюди. Не стоит впадать в заблуждение, милый читатель: уважающему себя автору нет до вас никакого дела.

Из книги «Миссис Крэддок» -

Не скрою, время от времени я позволял себе поразвлечься. Мужчине без этого не обойтись. Женщины, они устроены по-другому.

Из книги «Игрушки судьбы» -

Мне представляется, что на мир, в котором мы живем можно смотреть без отвращения только потому, что есть красота, которую человек время от времени создает из хаоса. Картины, музыка, книги, которые он пишет, жизнь, которую ему удается прожить. И больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это - самое высокое произведение искусства.

Из книги «Узорный покров» -

Жизнь вовсе не имеет смысла. На земле - спутнике светила, несущегося в бесконечности, все живое возникло под воздействием определенных условий, в которых развивалась эта планета; точно так же как на ней началась жизнь, она под воздействием других условий может и окончиться; человек - всего лишь один из многообразных видов этой жизни, он отнюдь не венец мироздания, а продукт среды. Филип вспомнил рассказ об одном восточном владыке, который захотел узнать всю историю человечества; мудрец принес ему пятьсот томов; занятый государственными делами, царь отослал его, повелев изложить все это в более сжатой форме; через двадцать лет мудрец вернулся - история человечества занимала теперь всего пятьдесят томов, но царь был уже слишком стар, чтобы одолеть столько толстых книг, и снова отослал мудреца; прошло еще двадцать лет, и постаревший, убеленный сединами мудрец принес владыке один-единственный том, содержавший всю премудрость мира, которую тот жаждал познать; но царь лежал на смертном одре и у него не осталось времени, чтобы прочесть даже одну эту книгу. Тогда мудрец изложил ему историю человечества в одной строке, и она гласила: человек рождается, страдает и умирает. Жизнь не имеет никакого смысла, и существование человека бесцельно. Но какая же тогда разница, родился человек или нет, живет он или умер? Жизнь, как и смерть, теряла всякое значение. Филип возликовал, как когда-то в юности, - тогда он радовался, что сбросил с души веру в бога: ему показалось, что теперь он избавился от всякого бремени ответственности и впервые стал совершенно свободен. Его ничтожество становилось его силой, и он внезапно почувствовал, что может сразиться с жестокой судьбой, которая его преследовала: ибо, если жизнь бессмысленна, мир уже не кажется таким жестоким. Неважно, совершил ли что-нибудь тот или иной человек или ничего не смог совершить. Неудача ничего не меняет, а успех равен нулю. Человек - только мельчайшая песчинка в огромном людском водовороте, захлестнувшем на короткий миг земную поверхность; но он становится всесильным, как только разгадает тайну, что и хаос - ничто. Мысли теснились в воспаленном мозгу Филипа, он задыхался от радостного возбуждения. Ему хотелось петь и плясать. Уже много месяцев он не был так счастлив. - О жизнь, - воскликнул он в душе, - о жизнь, где твое жало? Та же игра воображения, которая доказала ему, как дважды два - четыре, что жизнь не имеет смысла, натолкнула его на новое открытие: кажется, он наконец понял, зачем Кроншоу подарил ему персидский ковер. Ткач плетет узор на ковре не ради какой-нибудь цели, а просто для того, чтобы удовлетворить свою эстетическую потребность, вот и человек может прожить свою жизнь точно так же; если же он считает, что не свободен в своих поступках, пусть смотрит на свою жизнь как на готовый узор, изменить который он не в силах. Человека никто не вынуждает плести узор своей жизни, нет в этом и насущной необходимости - он делает это только ради собственного удовольствия. Из многообразных событий жизни, из дел, чувств и помыслов он может сплести узор - рисунок выйдет строгий, затейливый, сложный или красивый, и пусть это только иллюзия, будто выбор рисунка зависит от него самого, пусть это всего лишь фантазия, погоня за призраками при обманчивом свете луны - дело не в этом; раз ему так кажется, следовательно, для него это так и есть на самом деле. Зная, что ни в чем нет смысла и ничто не имеет значения, человек все же может получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни: ведь это река, не имеющая истока и бесконечно текущая, не впадая ни в какие моря. Существует один узор - самый простой, совершенный и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, - в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота. Некоторые жизни - среди них и жизнь Хейуорда - обрывались по воле слепого случая, когда узор был еще далеко не закончен; оставалось утешать себя тем, что это не имеет значения; другие жизни, как, например, жизнь Кроншоу, составляют такой запутанный узор, что в нем трудно разобраться, - надо изменить угол зрения, отказаться от привычных взглядов, чтобы понять, насколько такая жизнь себя оправдывает. Филип полагал, что, отказавшись от погони за счастьем, он прощается с последней иллюзией. Жизнь его казалась ужасной, пока мерилом было счастье, но теперь, когда он решил, что к ней можно подойти и с другой меркой, у него словно прибавилось сил. Счастье имело так же мало значения, как и горе. И то и другое вместе с прочими мелкими событиями его жизни вплетались в ее узор. На какое-то мгновение он словно поднялся над случайностями своего существования и почувствовал, что ни счастье, ни горе уже никогда не смогут влиять на него так, как прежде. Все, что с ним случится дальше, только вплетет новую нить в сложный узор его жизни, а, когда наступит конец, он будет радоваться тому, что рисунок близок к завершению. Это будет произведение искусства, и оно не станет менее прекрасным оттого, что он один знает о его существовании, а с его смертью оно исчезнет. Филип был счастлив.

William Somerset Maugham

Дата и место рождения – 25 января 1874 г., Embassy of the United Kingdom, Париж, Третья французская республика.

Британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Уильям Сомерсет Моэм родился в 1874 году в Париже, где отец его был юристом британского посольства. Лишившись восьми лет матери, а десяти лет – отца, Моэм воспитывался в Лондоне у дяди, в доме которого царила атмосфера пуританской строгости. Потом он учился в закрытой школе в Кентербэри и в Гейдельбергском университете в Германии.

Чтобы приобрести профессию, он поступил в медицинский институт при больнице св. Фомы в Лондоне. Здесь он приобрел познания в медицине и определенный жизненный опыт. Он столкнулся не только с физическими страданиями человека, но и с нищетой обитателей трущоб лондонского Ист-энда, с социальным неравноправием.

Медицинская практика, сблизившая его с простыми людьми, дала ему материал для вступления в литературу. Успех первых романов “Лиза из Ламбета” и “Миссис Крэдок”, хотя и был весьма скромным, заставил Моэму расстаться с медициной и целиком посвятить себя писательскому труду. Правда, первые романы не принесли ему больших доходов. Став впоследствии одним из самых состоятельных литераторов в мире, Моэм с усмешкой вспоминал, что первые десять лет он зарабатывал своим пером в среднем около ста фунтов в год, что не намного превышало заработок низкооплачиваемых чернорабочих-поденщиков.

Подталкиваемый и материальными побуждениями, Моэм увлекается драматургией. В течение первых двух десятилетий нынешнего века он пишет пьесу за пьесой. Некоторые из них, в частности “Человек чести”, “Леди Фредерик”, “Смит”, “Земля обетованная”, “Круг”, имели успех, и были такие годы, когда на сценах Англии шло одновременно больше пьес Моэма, чем Бернарда Шоу.

Однако работа над пьесами не приносила самому автору полного удовлетворения. Он писал для театра больше всего заботясь о сценической занимательности своих произведений. Это определило его успех у зрителя, но и ограничивало творческие возможности, заставляя укладывать богатый жизненный материал в прокрустово ложе определенного сюжета, как бы искусно и увлекательно он ни был построен. В зените своей драматургической славы Моэм решил написать роман, чтобы, как он признавал позже, “освободится от огромного количества тяжелых воспоминаний, которые не переставали преследовать меня”. После опубликования этого романа – “Бремя страстей человеческих”, – принесшего автору широкую известность, он все чаще берется за перо повествователя, а не драматурга.

В двадцатых годах нашего века Моэм утверждает себя также и как мастер рассказа. Его новеллы, разнообразные по форме, раскрывают перед читателем внутренний мир человека. Моэм старается показать душу человека, выхватывая его порою из социальной среди.

Б ремя страстей человеческих

Но все же среди большого числа романов, пьес, рассказов и очерков Моэм наибольшей известностью как в Англии, так и за ее пределами пользуется роман “Бремя страстей человеческих”. Заметим кстати, что для названия романа взят заголовок одного из разделов “Этики” Спинозы, который в дословном переводе гласит: “О рабстве человеческом”. Однако для того, чтобы название романа само по себе передавало смысла, который имеется в этой главе трактата Спинозы, Моэм согласился, чтобы это произведение называлось в русском издании “Бремя страстей человеческих”.

Сам писатель, отвечая на вопрос, почему он не считает “Бремя страстей человеческих” своим лучшим романом, указал, что это всего лишь “автобиографическая книга”, в котором отражены его собственные мучительные переживания. В авторском предисловии к одному из американских изданий романа Моэм называет его “полуавтобиографическим” и замечает: “Я говорю -полуавтобиографический потому, что такое произведение является все же беллетристикой, и автор вправе менять факты, с которыми имеет дело, как найдет нужным “.

И действительно, многие факты своей жизни о которых автор рассказывает в романе, изменены – одни ослаблены, другие усилены, третьим дано иное толкование или выражение. Например, хромота, которая приносит герою романа Филипу Кэри столько неудобств и нравственных терзаний, не мучила самого Моэму, но писатель страдал от другого физического недостатка, заикание, которое причинял ему почти такие же неприятности и моральную боль. Переживания юного Филипа, судя по признаниям самого автора, во многом совпадают с переживаниями Моэма. Как и его герой, он рано лишился родителей, воспитывался в семье родственников, прошел все стадии юношеских исканий.

Но было бы неправильно считать, что в романе “Бремя страстей человеческих” автор просто рассказал историю одного героя, близкую к его собственной биографии. Перед читателем предстает пестрая галерея разнообразных типов, имеющих свои биографии, характеры, выписанные автором с поразительной тщательностью.

Моэм с такой красочностью нарисовал жизнь некоторых слоев тогдашней Англии, что во многом “Бремя страстей человеческих” можно поставить в ряд со значительными произведениями крупнейших английских писателей-реалистов.

Идеалистическое представление о людях лежит в основе главной сюжетной линии романа – любви Филипа к женщине, которая по всем существующим нормам взаимоотношений между мужчиной и женщиной не могла быть им любимой. Моэм хотел доказать, что человек может любить не только вопреки рассудку, но и вопреки самой своей природе. Это любовь к ограниченной, тупой, порочной, нечистоплотной женщине со стороны человека, которому претит все некрасивое, у которого изысканные вкусы, подчас кажется просто немыслимой.

Ф акты из жизни

Сомерсет Моэм родился и умер во Франции, однако писатель был подданным Британской короны – родители подгадали роды таким образом, чтобы ребенок появился на свет в посольстве.

«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

С 10-летнего возраста у Моэма началось заикание, от которого он так и не смог избавиться.

Несмотря на то, что Сомерсет Моэм был долгое время женат на Сири Велком, от которой у него родилась дочь Мэри Элизабет, писатель был бисексуалом. В одно время он был влюблен в актрису Сью Джоунс, на которой готов был снова жениться. Но самые продолжительные отношения Моэм имел с американцем Джералдом Хэкстоном, заядлым игроком и пьяницей, который был его секретарем.

Во время Первой мировой войны сотрудничал с МИ-5. С секретной миссией после войны работал в России, находился в Петроград в августе-октябре 1917 года, где должен был помогать Временному правительству оставаться у власти, бежал после Октябрьской революции.

До десяти лет Уильям разговаривал только на французском. Английский язык писатель стал учить после переезда в Англию после смерти родителей.

В его доме на мысе Ферра часто бывали знаменитости – Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, Жан Кокто, Ноэль Кауард, и даже несколько советских писателей.

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14 новелл «Эшенден, или Британский агент» -1928 год.

В 1928 году Моэм купил виллу на французской Ривьере. В течение сорока лет писателю помогали около 30 слуг. Однако фешенебельная обстановка не расхолаживала его – ежедневно он работал в своем кабинете, где писал не менее 1500 слов.

«Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю „Кандида“, чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Умирая, сказал: «Умирать - скучное и безотрадное дело. Мой вам совет - никогда этим не занимайтесь».

В 1947 году была учреждена “Премия Сомерсета Моэма”, которая присуждалась английским писателям в возрасте до 35 лет.

Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.

Могилы у Сомерсета Моэма нет – его прах развеян у стен Библиотеки Моэма в Кентербери

Первый роман – “Лиза из Ламбета” – Моэм написал в 1897 году, но успех к писателю пришел только в 1907 году вместе с пьесой “Леди Фредерик”. Но свой самый первый литературный опыт – биографию композитора Джакомо Мейербера – он сжег из-за того, что ее отверг издатель.

Ц итаты и афоризмы

Забавно в жизни вот что: если вы отказываетесь принимать любые вещи, кроме самых лучших, то очень часто именно их и получаете.

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам.

Люди больше всего на свете любят наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать.

Хорошо одетый человек - это тот, на чью одежду не обращают внимания.

Мечты - не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.

Люди злы в той мере, в какой несчастны.

Нет на свете худшей пытки, чем любить и презирать в одно и то же время.

Любовь - это то, что случается с мужчинами и женщинами, которые не знают друг друга.

Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.

Есть только один успех - потратить свою жизнь так, как ты хочешь.

Женщина всегда пожертвует собой, если предоставить ей для этого подходящий случай. Это ее любимый способ доставить себе удовольствие.

… для человека, привыкшего к чтению, оно становится наркотиком, а сам он - его рабом. Попробуйте отнять у него книги, и он станет мрачным, дерганым и беспокойным, а потом, подобно алкоголику, который, если оставить его без спиртного, набрасывается на полки.

Увы, в нашем несовершенном мире гораздо легче избавиться от хороших привычек, чем от дурных.

Доброта - единственная ценность в этом иллюзорном мире, которая может быть самоцелью.

Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто – из того, как вы её принимаете.

Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо.

Терпимость - другое название для безразличия.

Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеётся, смеётся над дедушками и восхищается прадедами.

Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть.

Самое ценное, чему научила меня жизнь: ни о чем не сожалеть.

Мы уже не те люди, которыми были в прошлом году, не те и те, кого мы любим. Но это прекрасно, если мы, меняясь, продолжаем любить тех, кто тоже изменился.

И женщины могут хранить тайны. Но они не могут умолчать о том, что они умолчали о тайне.

Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham [ˈsʌməsɪt mɔːm]; 25 января 1874, Париж - 16 декабря 1965, Ницца) - английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, агент английской разведки.

Моэм родился в семье дипломата, рано осиротел, воспитывался в семье дяди-священника и школе-интернате для мальчиков "Кингз Скул"; изучал медицину, получил диплом врача. После успеха его первой книги, романа "Лиза из Ламбета" (1897), он решил оставить медицину и стать писателем. Этот период его жизни косвенно отражен в его романах "Бремя страстей человеческих" (1915) и "Пироги и пиво, или Скелет в шкафу" (1930). Несколько написанных следом романов денег не принесли, и Моэм обратился к драматургии. После громкого успеха комедии "Леди Фредерик" (1907) Моэм стал преуспевающим автором. С этого времени он часто и много ездил по свету, в частности, выполняя задание британской разведки в 1916-1917 годах, побывал и в России, о чем поведал в сборнике рассказов "Эшенден, или Британский агент" (1928). В том же году он купил виллу на французском Лазурном берегу и жил там постоянно, кроме периода с октября 1940 по середину 1946 года. Урна с прахом Моэма, согласно его воле, захоронена у стены созданной на его деньги и носящей его имя библиотеки школы "Кингз Скул".

Драматург и эссеист. Моэму принадлежат легкие комедии характеров и положений, злые сатиры на нравы и социально-психологические драмы типа "За заслуги" (1932) с острым конфликтом и точной прорисовкой исторического времени. Его пьесы - в 1903-1933 годах их было поставлено около 30 - отличаются динамичным действием, тщательной разработкой мизансцен, компактным живым диалогом. Однако главный вклад писателя в литературу - это новеллы, романы и эссеистика, в т. ч. книга "Подводя итоги" (1938), в которой свободное эссе о литературе и искусстве, осторожная авторская исповедь и эстетический трактат сплавлены в примечательное художественное целое.

Рассказчик. Взыскательное мастерство формы - крепко выстроенный сюжет, строгий отбор материала, емкость детали, естественный как дыхание диалог, виртуозное владение смысловым и звуковым богатством родного языка, раскованно-разговорная и вместе с тем сдержанная, неуловимо скептическая интонация повествования, ясный, экономный, простой стиль - делает Моэма классиком рассказа 20 века. Многообразие характеров, типов, положений, конфликтов, сопряжение патологии и нормы, добра и зла, страшного и смешного, обыденности и экзотики превращают его новеллистическое наследие (подготовленное им в 1953 году полное собрание рассказов включает 91 произведение) в своего рода "человеческую трагикомедию". Однако этот свод смягчен бесконечной терпимостью, мудрой иронией и принципиальным нежеланием выступать в роли судьи ближнего своего. У Моэма жизнь как бы сама себя рассказывает, сама себя судит и выносит нравственный приговор, автор же не более, чем наблюдатель и хроникер изображаемого.

Романист. Достоинства объективной манеры письма и блестящего стиля, которым Сомерсет Моэм в немалой степени обязан своей любовью к мастерам французской прозы, присущи и его лучшим романам. Помимо "Бремени", это роман о художнике "Луна и грош" (1919) и роман об актрисе "Театр" (1937), образующие вместе с романом о писателе "Пироги и пиво" нечто вроде трилогии о творцах искусства, его смысле и отношении к реальной жизни, а также "Узорный покров" (1925), "Рождественские каникулы" (1939) и "Острие бритвы" (1944). За взаимоотношениями персонажей, столкновениями их устремлений, страстей и натур у Моэма отчетливо проступает художественно-философский анализ некоторых "вечных" тем мировой литературы: смысл жизни, любовь, смерть, сущность красоты, назначение искусства. Постоянно возвращаясь к волновавшей его проблеме сравнительной ценности нравственного и прекрасного, Моэм в каждом случае, хотя и по-разному, отдавал предпочтение первому, как то явствует из логики созданных им образов: "...больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это - самое высокое произведение искусства" ("Узорный покров"). Жизнь Ларри Даррелла, главного персонажа итогового для Моэма романа "Острие бритвы", и есть художественное воплощение этой высшей формы красоты.

Источник энциклопедия компании "КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ" и Wikipedia.org

Уильям Сомерсет Моэм (William Somerset Maugham, 25 января 1874, Париж - 16 декабря 1965, Ницца) - английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, агент английской разведки.

Сомерсет Моэм родился в семье юриста британского посольства во Франции. Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребенок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании: ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны.

В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того, как в 11 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 г., отец умер от рака желудка в июне 1884), и был отослан к родственникам в английский город Уитстебл в графстве Кент, в шести милях от Кентербери. По приезде в Англию Моэм начал заикаться - это сохранилось на всю жизнь.

Так как Уильям воспитывался в семье Генри Моэма, викария в Уитстебле, то он начал учебу в Королевской школе в Кентербери. Затем изучал литературу и философию в Гейдельбергском университете - в Гейдельберге Моэм написал свое первое сочинение - биографию немецкого композитора Меербера (когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжег рукопись).

Затем поступил в медицинскую школу (1892) при больнице св. Фомы в Лондоне - этот опыт отражен в первом романе Моэма «Лиза из Ламбета» (1897). Первый успех на поприще литературы Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907).

Во время первой мировой войны сотрудничал с МИ-5, в качестве агента британской разведки был послан в Россию. Работа разведчика нашла отражение в сборнике новелл «Эшенден, или Британский агент» (1928, русский перевод 1992).

В мае 1917 года в США Моэм женился на Сири Велком. Развёлся в 1929 году.

После войны Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы Моэма - «Бремя страстей человеческих» (1915; рус. пер. 1959) - практически автобиографический роман, «Луна и грош»(1919, рус. пер. 1927, 1960), «Пироги и пиво» (1930), «Остриё бритвы» (1944).

В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправляется в Китай, а позднее в Малайзию, - что дало ему материал для двух сборников рассказов.

Моэм скончался 15 декабря 1965 года в больнице в Ницце от пневмонии. Но так как по французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, то его отвезли домой и только 16 декабря сообщили, что Сомерсет Моэм скончался дома, на вилле «Мореск», во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра близ Ниццы.

22 декабря его прах был погребен под стеной Библиотеки Моэма при Королевской школе в Кентербери.

Книги (7)

Собрание сочинений в пяти томах. Том 1

Том первый. Бремя страстей человеческих.

В первый том Собрания сочинений известного английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма (1874-1965) вошел роман «Бремя страстей человеческих», написанный в 1915 году, и автобиографические эссе последних лет.

Собрание сочинений в пяти томах. Том 5

Том пятый. Пьесы. На китайской ширме. Подводя итоги. Эссе.

В пятый том Собрания сочинений У.С. Моэма вошли его пьесы: «Круг», «За заслуги», очерки о путешествиях «На китайской ширме», творческая исповедь писателя «Подводя итоги», а также эссе из различных сборников.

Острие бритвы

«Острие бритвы» не просто роман, но - подлинная «школа нравов» английской богемы начала XX века, книга язвительная до беспощадности, но в то же время - полная тонкого психологизма.

Сомерсет Моэм не ставит диагнозов и не выносит приговоров - он живописует свою собственную «хронику утраченного времени», познать которое предстоит читателю!

Пять лучших романов (сборник)

Лучшие романы Сомерсета Моэма — в одном томе.

Очень разные, но неизменно яркие и остроумные, полные глубокого психологизма и безукоризненного знания человеческой природы.

В них писатель поднимает извечные темы: любовь и предательство, искусство и жизнь, свобода и зависимость, отношения мужчин и женщин, творцов и толпы...

Однако Моэм не ставит диагнозов и не выносит приговоров — он живописует свою собственную «хронику утраченного времени», познать которую предстоит читателю.

Комментарии читателей

Так говорил Сомерсет Моэм / 19.09.2013 Люди в большинстве своём мало думают. Они не рассуждая принимают своё присутствие в мире; слепые рабы той силы, которая ими движет, они мечутся во все стороны, стремясь удовлетворить свои естественные побуждения, а когда сила иссякает – гаснут, как пламя свечи.

Так говорил Сомерсет Моэм / 19.09.2013 «Хорошо» и «дурно» – пустые слова, а правила поведения – условность, выдуманная людьми в эгоистических целях.

Так говорил Сомерсет Моэм / 19.09.2013 Много писалось о том, что нет двух одинаковых людей, что каждый человек неповторимо своеобразен. Это отчасти верно, но значение имеет только теоретическое; на практике все люди очень похожи друг на друга.

Так говорил Сомерсет Моэм / 19.09.2013 Слушая, как елейно читает мораль какой-нибудь судья в суде Олд-Бейли, я спрашивал себя, неужели он забыл свою человеческую сущность так основательно, как это явствует из его слов? И у меня возникало желание, чтобы возле его милости рядом с букетом цветов лежала пачка туалетной бумаги. Это напоминало бы ему, что он – такой же человек, как все.

Так говорил Сомерсет Моэм / 19.09.2013 Художник должен быть равнодушен и к похвалам, и к брани, поскольку его творение интересно ему лишь применительно к самому себе, а как отнесётся к нему публика – в этом он может быть заинтересован материально, но не духовно.

Так говорил Сомерсет Моэм / 19.09.2013 В произведении искусства для меня важно одно: как я сам к нему отношусь.

Так говорил Сомерсет Моэм / 19.09.2013 Читать имеет смысл, только если это доставляет удовольствие.

Так говорил Сомерсет Моэм / 19.09.2013 Я знаю, что, расскажи я о всех поступках, какие совершил в жизни, и о всех мыслях, какие рождались у меня в мозгу, меня сочли бы чудовищем.

Так говорил Сомерсет Моэм / 19.09.2013 Других мы судим, исходя не из того, какие мы есть, а из некоего представления о себе, которое мы создали, исключив из него всё, что уязвляет наше самолюбие или уронило бы нас в глазах света.

Так говорил Сомерсет Моэм / 19.09.2013 Престиж, который знакомство со знаменитым человеком создаёт вам в глазах ваших приятелей, доказывает только, что сами вы немного стоите.

Так говорил Сомерсет Моэм / 19.09.2013 Очень легко убедить себя, будто фраза, которую не вполне понимаешь, на самом деле сугубо значительна. А отсюда – один шаг до привычки закреплять свои впечатления на бумаге во всей их изначальной туманности. Всегда найдутся дураки, которые отыщут в них скрытый смысл.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.