Тематическое занятие. Богатыри

О Т К Р Ы Т О Е З А Н Я Т И Е

в подготовительной группе.

«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ».

Воспитатель:

ЦЕЛИ:

1. Воспитание мужественности у мальчиков.

2. Закрепление знаний о героях сказок и героях Великой Отечественной войны.

ОБОРУДОВАНИЕ:

аснецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», портреты героев ВОВ.

ПОДГОТОВКА:

Словарная работа: экскурсовод, экскурсанты, богатыри, витязь , застава, клинок, орден, гимнастерка, автомат, Герой Советского Союза.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель.

Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в картинную галерею. Тема экскурсии – «Богатыри Земли Русской». У нас как в настоящем музее будет несколько залов. Экскурсоводом буду я, а вы, экскурсанты, будете мне помогать. А вот и наш первый зал. Выставлены картины В. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», и А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

Тихо звучит музыка, звон колоколов.

Экскурсовод.

Богатыри – слово древнее. Что оно обозначает?

Дети:

Богатырь – сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.

Экскурсовод:

Как еще называли богатырей?

Дети:

Экскурсовод:

Посмотрите внимательно на эти картины и скажите, кого из богатырей вы узнали?

Дети:

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Экскурсовод:

На какой картине они все изображены?

Дети:

«Богатыри».

Экскурсовод:

Кто написал эту картину?

Дети:

Васнецов.

Экскурсовод:

Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почувствовали. Богатыри повернули головы. Они предвидят битву. Дети, опишите Илью Муромца, какое у него лицо, каков он сам? Что вы знаете о его характере, о происхождении?

Дети:

Илья Муромец – крестьянский сын. Он уже не молодой, добрый. Сильный, спокойный, рассудительный, степенный, умный. Он победил Соловья-разбойника, Чудо-Юдо. Служил он не за богатство, не за славу, защищал Землю Русскую, народ.

Экскурсовод:

Как имя второго богатыря?

Дети:

Добрыня Никитич.

Экскурсовод:

О чем говорит это имя?

Дети:

Добрыня – добрый, его любил народ.

Экскурсовод:

Кто может рассказать об этом богатыре?

Дети:

Ответы детей.

Экскурсовод:

Я дополню ваши ответы. Далеко о Добрыне шла слава: он и статен, и высок, и грамотен, и в бою смел, и на пиру весел. Добрыня и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный да ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его Добрыня.

В славном городе Ростове рос Алеша, по прозвищу Попович. С малых лет копье держал, из лука стрелял, коней укрощал. На заставу взяли его старшие товарищи, чтобы учить его ратной службе, чтобы он стал богатырем. Каким вы видите Алешу Поповича?

Дети:

Сильный, красивый, задумчивый, любит играть на гуслях.

Экскурсовод:

Как стоят богатыри?

Дети:

Рядом, они дружны, плечом к плечу, не оставят в беде друг друга. Не пробиться врагу через богатырскую заставу.

Экскурсовод:

Когда есть такая защита – народ себя чувствует сильным, надежна защита молодецкая.

В картине художник воспел непобедимый русский народ. Васнецов говорил: «Мы не щадили себя, боролись и будем бороться за независимость нашей земли. Русские люди никогда не боятся того, что сулит им будущее. И в наши дни народ славит своих защитников. Слава богатырям Земли Русской!»

Переходим в следующий зал. Что вы здесь видите?

Дети:

Портреты мужчин, военных.

Экскурсовод:

Это, ребята, герои Великой Отечественной войны. Давайте рассмотрим несколько портретов.

Выставлены портреты героев ВОВ, не обязательно упомянутые, можно по выбору воспитателя.

Экскурсовод:

Вот портрет Сизова Бориса Ивановича. Что вы можете рассказать о нем?

Дети:

Сильный, храбрый, отважный, молодой. На нем гимнастерка с погонами и орден, в руке у него клинок.

Экскурсовод:

Обратите внимание на его лицо – какое оно мужественное, у него смелые глаза, решительный взгляд, он как бы зовет в бой своих товарищей.

Это русский, гвардии старший лейтенант Сизов. В марте 1945 года гитлеровцы появились в районе штаба дивизии. Сизов возглавил сводный отряд. Но силы были не равны. Когда кончились патроны, он выхватил клинок и бросился в рукопашную схватку, увлекая за собой товарищей. Раненый Сизов сражался до последней капли крови. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

А вот портрет Героя Советского Союза Асанова Даира Асановича. Он по национальности киргиз. В годы войны был наводчиком оружия. В одном из боев он уничтожил 8 танков, 6 бронемашин и 40 автоматчиков противника. Когда орудие вышло из строя, он отстреливался из автомата. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке?

Дети:

Он сильный, храбрый, у него открытый смелый взгляд.

Экскурсовод:

Каким бы храбрым ты ни был, но один в поле не воин. А когда мы вместе – мы сила.

На войне бойцы сложили много пословиц и поговорок. А знаете ли вы их?

Дети:

Умелый боец везде молодец.

Хорош в строю – силен в бою.

Солдатское дело – воевать храбро и умело

Русский солдат – не знает преград.

Красна девушка косами, а солдат – орденами.

Друг за друга стой – и выиграешь бой.

Экскурсовод:

Наш народ перенес страшную и тяжелую войну и вышел победителем. Только сильные, умелые, ловкие воины смогли победить в этой войне.

Ребенок:

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

Спасибо дедам и отцам!

Экскурсовод:

Вы так же будете защищать свою Родину от врагов? Какими должны стать наши мальчики?

Давайте перейдем в следующий зал. Он еще пустой, но мы его украсим рисунками. Вы сейчас сами будете художниками. Мальчики нарисуют картины на тему «Я будущий защитник», а девочки могут нарисовать картины на тему «Какими мы хотим видеть наших мальчиков, когда они станут взрослыми».

Ребята за партами рисуют под песню «Богатырская сила».

Рисунки используются для оформления групповой книги по проекту «Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на войне».

Шваб Ольга Леовна,

воспитатель первой квалификационной категории;

Яковлева Светлана Геннадьевна,

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

МАДОУ детский сад № 169 города Тюмени

Программное содержание :

Область «Познавательное развитие»: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);

воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

продолжать формировать у детей устойчивый интерес к конструированию, закреплять умение детей создавать высотные конструкции;

закреплять представления о строительных деталях, их свойствах; упражнять детей в совместном строительстве;

развивать способность детей к самостоятельному анализу.

Область «Развитие речи»: учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;

приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Область «Физическое развитие»:

воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий:

совершенствовать качества в разнообразных формах двигательной деятельности;

развивать физические качества детей ловкость, быстроту, силу;

продолжать знакомить детей с разнообразными играми – эстафетами; развивать чувство ответственности за свою команду;

продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;

оказывать тренировочный эффект на сердечно – сосудистую и дыхательную системы;

приобщение детей к правилам безопасного поведения для окружающих во время двигательной активности.

Область «Художественно – эстетическое развитие»: развивать у детей эмоциональное восприятие музыки;

согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.

Область «Социально-коммуникативное развитие»: побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Михайло Данилович», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне».

Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».

Словарная работа:

Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.

Оборудование :

Проектор со слайдами; запись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой; камень; желудь, шлем; мягкий конструктор; кегли, мячи, обручи, шнуры, лошади; доска.

Ход занятия:

Дети входят в зал и осматриваются. Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Воспитатель : «Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы! А теперь повернитесь к экрану».

На экране появляется 1 слайд - карта России.

Воспитатель:

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель : Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

На экране появляется 2 слайд – картина В. М. Васнецова «Три богатыря».

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

– Кто изображен на картине?

– Какой богатырь самый могучий?

– Какой самый мечтательный?

– Кто держит меч?

– Куда смотрит каждый из богатырей?

– Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)

На экране появляется 3 слайд – изображение оружия богатырей. А затем появляется снова 2 слайд.

– Что надето на богатырях?

– Для чего нужна кольчуга?

– Для чего нужен шлем на голове?

– Что охраняют богатыри?

– Для чего нужен был верный конь?

– Как можно назвать эту картину?

Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

На экране появляется 4 слайд – д/и «Соедини картинки».

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

Дети : Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Василиса Микулишна.

На экране появляется несколько слайдов - портреты богатырей; а затем – дуб.

Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?

Дети : Дуб.

Воспитатель : Верно, это дерево называется – дуб.

Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий и опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. И я предлагаю вам сейчас провести разминку перед дорогой.

Разминка под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Но, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Прямо пойдешь,

На заставу к богатырям попадешь!

Направо пойдешь,

Честь и славу найдешь!

Налево пойдешь,

Коня найдешь!

Воспитатель: Я предлагаю вам пойти прямо на заставу к богатырям.

Игровое упражнение «Построй крепость».

Дети делятся на две команды, строятся перед шнуром и по команде все бегут к мягкому конструктору. Построив, заставу (крепость) дети все вместе возвращаются назад.

Воспитатель : Молодцы, дети. Вы построили крепкие заставы (крепости). Но на нашу землю прилетел Змей Горыныч и нам, предстоит, с ним в бою сразится.

Игровое упражнение «Сруби змею голову».

Перед заставой выставляются кегли по количеству детей в каждой команде. Между кеглями и детьми выкладывается второй шнур, возле него обруч, в котором лежат мячи. Первый ребенок по сигналу бежит к обручу, берет мяч и бросает его, целясь в кеглю. Затем возвращается назад, передает следующему ребенку пас.

Воспитатель: А сейчас наш путь лежит направо. Вот и задание для будущих богатырей; ведь они не только сильные и отважные, но и умные.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Д/и «Реши кроссворд».


Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей, а отгадки мы впишем в этот кроссворд.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга )

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ )

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч )

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь мы с вами пойдем налево и найдем коня.

П/и «Смелые наездники».


Команды строятся в колонны за линиями старта. Затем каждой из команд дается игрушка – лошадка на палке разной масти. Расстояние между командами 4 – 5 метров. Посередине между первой и второй линиями старта обозначается линией «место встречи игроков». По сигналу ведущего первые игроки обеих команд начинают движение навстречу друг другу, передвигаясь прямым галопом, зажав «лошадку» между коленей. Около «места встречи игроков» дети меняются игрушками – лошадками и продолжают движение в первоначальном направлении. Добравшись до противоположной линии старта, игроки передают игрушки – лошадки вторым игрокам обеих команд. Следующие игроки выполняют аналогичные действия. Побеждает команда, игроки которой быстрее поменяются местами за противоположными линиями старта.

Воспитатель : Какие у нас быстрые и ловкие всадники. А наши наездники умеют быть внимательными? Сейчас узнаем.

М – п игра «Найди заводилу» .

Фото 4

Дети строятся в круг, считалкой выбирается водящий. На его голову надевается шлем богатыря. Затем дети идут по кругу, «заводила» показывает движения, все за ним повторяют, водящий должен угадать кто «заводила». Угадав, меняется местами с «заводилой», выбирается новый «заводила» и игра продолжается дальше.

Воспитатель : Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри, и вспомнили об их подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли задания, были внимательными, смелыми, ловкими, умными. А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей Родины, нужно быть храбрым, смелыми, сильными. Защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. А это значит, что у нас будет, кому защищать нашу Родину. Мы поздравляем еще раз всех с Днем защитника Отечества, желаем здоровья и счастья. И пусть небо над Россией и всем миром всегда будет голубым!

Выкатывается желудь.

Воспитател ь: Дети, посмотрите, вы знаете что это? Правильно, это желудь. А он волшебный. Давайте мы его откроем и посмотрим, что же у него внутри - это подарок от нашего дуба; рисунок богатыря - его доспехи вы можете раскрасить.

Дети прощаются и уходят в группу.

Литература : В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Воронеж: Учитель, 2005;

Т. А. Шорыгина «Наша Родина - Россия» - М.: Сфера, 2011;

Ю. А. Кириллова «Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги». СПб: Детство – Пресс,2012;

О.Д. Ушакова «Былины о богатырях русских». СПб: Издательский Дом «Литера», 2010;

Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду». Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2000;

Л. Ю. Лупоядова «В гостях у истории». Смоленск: Русич, 2000.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Марина Андреева
Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Задачи:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;

Познакомить детей с репродукцией картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);

Развивать мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения.

Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Воспитывать интерес к истории России и своего родного края

Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов.

Предварительная работа: чтение произведений: «Былины», стихи о Родине, родном крае; рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова, иллюстраций.

Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия. Много разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая великая и самая необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Но не всегда наша Родина Россия была такой. Давным-давно много лет назад наше государство было много меньше и называлось оно Русь. А когда на Русь нападали враги, кто защищал русскую землю в те далекие времена? Конечно же богатыри.

О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Они славились необыкновенной силой, верностью отечеству, об их подвигах слагались былины и сказки.

А какие были богатыри? (Сильные, смелые, крепкие воины, герои, они были отважные, бесстрашные, храбрые)

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь - не шатается.

И века простоит не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

Посмотрите на картину, которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь все мы представляем богатырей такими, как на картине В. М. Васнецова. Над этим исконно русским живописным шедевром художник трудился около двадцати лет.

Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые известные русские богатыри. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на черном вороном коне сидит крестьянский сын Илья Муромец. Славный богатырь, сильный и могучий. Богатырь серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную кольчугу, на голове металлический шлем. Зорко всматривается он в степную даль. Илья готов к бою. Любит богатырь свою отчизну и честно служит ей. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет Добрыня богато и нарядно. Его щит украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Сидит богатырь на белом длинногривом коне, конь ноздри раздувает, видимо, врага чует. Третий богатырь поповский сын Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или Добрыня, но ловкий, молодой, находчивый. Он те только воин, но и гусляр. И песни петь умеет, и воевать умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой – гусли. Рыжий конь его опустил голову, щиплет траву, но уши навострил, всегда готов к бою. У богатырей одна цель – не пропустить врага, всегда крепко стоять на страже Руси.

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали раз, два, три -

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу!

Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!»

Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Просмотр презентации «Доспехи и оружие русского воина»

Беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам с вами свой главный завет (правило) – защищать слабых, стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою отчизну.

Публикации по теме:

Все роли в спектакле играют дети. ДЕЙСТВИЕ 1 (Под музыку «Былина. Русские гусли» Сказительница начинает свой рассказ): Сказительница:.

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» воспитатель Готчанина Г. Ю.

Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Богатыри земли русской» Конспект НОД «Богатыри земли русской». Интеграция образовательных областей: ОО- познавательное развитие, ОО- социально – коммуникативное.

Тема:" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Программное содержание:

  • развивать интерес к истории культуры Родины; воспитание уважения к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря по теме;
  • развитие конструктивно-творческих способностей;
  • воспитание положительного эмоционально-эстетического отношения к героям былин, патриотических чувств, а также коммуникативных умений и навыков.
Материал: картина Васнецова «Три богатыря», пластиковое яйцо, игла-зубочистка, магнитофон, «Былинные наигрыши» (музыка); телевизор и DVD, отрывок из фильма «Финист - ясный сокол», три сундука, филин из фанеры с заклинанием.

Ход занятия

- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!

Так ребята раньше приветствовали друг друга.

А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?

Дети: по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».

Да ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может.

Защита отечества – долг тех, кто ест хлеб ее, пьет воду ее, любуется красотой ее.

В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.

Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?

Защитниками земли русской назывались богатырями.

А кто такие защитники Отечества?

Те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает от опасности.

Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?

Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными.

Сейчас, ребята, я вам покажу отрывок из сказки, в которой показано какие были богатыри, как защищали землю русскую (смотрят отрывок).

О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Они дошли до наших времен, их передавали «из уст в уста» - сказатели. Они играли на гуслях и сказывали былины.

Ребята, а как вы думаете, кто такие сказатели? Что такое гусли?

Это люди, которые рассказывали эти былины.

Гусли – это струнный музыкальный инструмент.

Правильно, ребята (прослушивание музыкального инструмента на магнитофоне).

Скажите, ребята, с какими былинами мы с вами познакомились?

- «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугари».

Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое нашей Родины. Во время Руси богатырской? У меня есть «Волшебная книга истории». Давай пройдем через отрывшуюся страницу, и она перенесет нас в далекое прошлое (дети символически проходят через страницу «Волшебной книги истории»).

Давайте же закроем глаза и представим, что мы в прошлом, сделаем шаг и глазки откроем.

Но что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище поганое.

Что же нам делать? Нет ли среди вас добрых молодцев да красных девиц, готовых защитить землю – матушку?

А кто же нам поможет защитить землю – матушку?

А давайте же с вами поиграем.

Пальчиковая игра «Дом»

На опушке дом стоит

На дверях замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома частокол.

Старый Филин здесь сидит

Во все стороны глядит.

(стоит фанерный дом, на нем Филин, в лапах скрученная бумага).

Ой, ребята, у него в лапах и правда что – то есть. Это загадка – подсказка. Если отгадаете ее, узнаете, как победить чудовище.

Выше леса стоячего

Ниже облака ходячего

Летит ни птица и ни зверь,

А с тремя головами змей.

Богатырей примечает,

Изо ртов огонь пускает,

Никого не боится,

А смерть его в яйце хранится.

Ребята, нам надо его смерть найти. Она находится в яйце, а яйцо – то в сундуке. И не один – то сундук. Ну – ка, дружина моя стройся!

(Дети строятся друг за другом и маршируют.)

Вот мы с вами и добрались до заветных сундуков. В сундуках лежат задания. Выполнив их. Мы сможем найти смерть Змея Горыныча.

Достаю из сундука задания.

  • Назвать имена русских богатырей.

Русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

(показать их на картине Васнецова «Богатыри», дети показывают и называют).

  • Назвать и показать оружие и доспехи богатырей.

А сейчас ребята нужно проявить смекалку, показать знание народной мудрости. Объявляю турнир пословиц и поговорок о подвигах и героях:

«Жить – Родине служить»

«Где смелость – там победа»

«Один в поле не воин»

«Герой – за родину горой»

«Русский боец – всем молодец»

«И сила уму уступает»

«Смелость города берет»

«Смелый в бою не дрожит»

«Смелому победа идет в руки»

- Молодцы, много знаете пословиц и поговорок.

«От топота копыт пыль по полю летит»

Молодцы ребята. Все старались сказать тихо, быстро, медленно, громко.

Из второго сундука достаю задание.

  • Построить богатырскую заставу на пути у Змея Горыныча (детская продуктивная деятельность).

Дети строят из кубиков крепость. По окончанию стройки прошу рассказать о постройке.

Подходим к третьему сундуку

Ну вот можно добраться и до третьего сундука (дети достают «яйцо» и протыкают его иголкой.

Читаю отрывок из былины:

«Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую.

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается

И века простоит – не шелохнется!

А сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!»

(Ломаю иглу.)

Так уж повелось на Руси: народ русский не только умеет землю от врага защищать и трудится на славу, но и отдыхать – веселиться, любить, песни петь да в игры играть.

Игра русская народная «Жмурки»

Ну вот мы и не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться (дети уходят через страницу «Волшебной книги истории»).

Славится русский народ гостеприимством и угощением знатным.

Тары – бары, растабары

Выпьем ай из самовара

С сушками, ватрушками

И блинами русскими.

(Подаю поднос детям с сушками, ватрушками, конфетами.)

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется!

Древняя Русь славилась далеко за её пределами. Русь была большим и богатым государством. Чужеземцы, посещавшие столицу Древней Руси — Киев, рассказывали о его богатстве. Недаром Главные ворота Киева назывались Золотыми. Обитые золочёной медью, они ярко блестели на солнце. Золотом горели и купола многочисленных церквей.

Были на Руси и «могучие богатыри». «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с давних времен и, можно сказать, до нашего времени со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Мы достали репродукции картины «Богатыри» и стали ее рассматривать. Прочитали стихотворение Андрея Усачева про богатырей.

Вот они, знаменитые три богатыря русских. Три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ. Старший, самый сильный и мудрый – Илья Муромец.

Средний — Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но и в науках, и в игре шахматной. Если нужно, какое дело миром уладить – лучше Добрыни никто не справится. И богатырской силы и храбрости ему не занимать: одолел самого Змея Горыныча! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира, вызволил из змеевых пещер.

Младший – Алеша Попович, победитель Тугарина Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому и любят его товарищи.

Мы вспомнили былины про каждого из богатырей и прочитали их.

После прочтения былин снова вернулись к картине и я стала задавать Даше вопросы. Каким нарисовал художник каждого из богатырей. Что их объединяет? Каков пейзаж? Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружен? Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружен? Как выглядит Алеша Попович? Как он смотрит? Чем вооружен? Что видим сбоку?

«Богатыри» — самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.

Я предложила Даше выполнить задание на карточке и собрать богатыря в дорогу.

Потом я включила симфонию «Богатырская» А.П.Бородина. (часть 1). Мы стали ее слушать и представлять себе героев симфонии? В музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди — богатыри. Все время музыка была такой грозной, могучей, сильной, или ее характер менялся? А всегда ли была грозная и могучая музыка? (нет) встречалась и более певучая, спокойная, даже лиричная. Мысленно представляешь образ Древней Руси, ее бескрайние степи, здесь богатыри любуются просторами, родной природой, примечают во поле нет ли где ворога, не обижают ли где кого.

Прочитали с Дашей стихотворение и Даша стала рассуждать, насколько стих, музыка, картина передают дух богатырей и русского народа.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Можно загадать загадки, чтобы ребенок определил про кого они написаны:

Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А… (Соловей-Разбойник)

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем,

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву.

(Змей Огненный)

Провели с Дашей физкультминутку

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Далее мы приступили к воссозданию картины. В нашем арсенале уже было два богатыря, поэтому Даша предложила нарисовать третьего. Рисовала и вырезала сама, я только помогла ей сделать для него подставку и приклеить его (еще бороду обвела). Наши богатыри получились без коней, но от этого они не стали менее мужественными.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.