Синяя борода, или история жиля де рэ. Подлинная история синей бороды

April 19th, 2015

Доблестнейший из рыцарей, правая рука Жанны д’Арк, преданный христианин. Черный маг, педофил и убийца детей. Все это — один и тот же человек, барон Жиль де Рэ, оставшийся в памяти потомков под именем Синяя Борода. Страшную историю о колдуне, который за любопытство наказывал своих жен смертью, мы помним с детства. У бывшего замка Жиля де Рэ в Веррьере растут семь деревьев, отмечающих число жен Синей Бороды. А в замке Тиффож посетителям показывают комнату, где барон резал детей, и надгробный камень, под которым похоронены убитые жены. И никто не сообщает жадным до впечатлений туристам, что на самом деле Жиль де Рэ получил замок Тиффож в качестве приданого Катрин де Туар — первой и единственной жены, пережившей, к тому же, своего супруга…

Жиль де Рец родился осенью 1404 года в одной из самых богатых и знатных семей французской провинции Бретань. В возрасте одиннадцати лет, после смерти отца, мальчик унаследовал огромные поместья, приносящие фантастический доход. Воспитанием ребенка занимался его дед, ни в чем ему не отказывающий. Впоследствии это даст возможность де Рецу обвинить его в том, что именно в детстве вседозволенность вызвала в нем порочные наклонности.

Пока же мальчик получил у лучших учителей своего времени прекрасное образование. Это образование де Рец существенно углубил самостоятельно, чтением книг. Библиотека де Реца была одним из самых крупных собраний книг во Франции.

В двадцать три года де Рец вступает в ополчение Жанны д’Арк. Жиль становится ее личным другом и телохранителем.Кроме того, он же и осуществляет военное руководство ее ополчением. В 1429 году, после захвата Реймса и коронации Карла VII де Рец получает звание маршала. Было ему в ту пору двадцать пять лет.

Однако вскоре войска Жанны терпят поражение, сама д’Арк захвачена в плен. Де Рец собирает войско из наемников и движется на помощь своему кумиру. Но он опоздал - Жанну казнили. Жиль удалился в свое фамильное имение, замок Тиффож. Именно ко второму периоду его жизни и относятся мрачные легенды, превратившие национального героя в преступника «Синюю бороду».

Женитьба в 1420 году на Катрин де Тур принесла де Рецу огромное приданое. Он стал самым богатым дворянином Европы. Роскошь маршала ослепляла. Его свита при выезде на охоту превосходила королевскую, лакеи де Реца были наряжены в драгоценные ливреи, за ужин в замке Тиффож садилось не менее пятисот человек. Крайне религиозный маршал заполнил построенную им часовню драгоценными священными сосудами. Как такая религиозность могла сочетаться с увлечением оккультизмом, алхимией и широко распространившимися слухами о том, что во времена войны маршал пристрастился к запретному сожительству с мальчиками - понять сложно. Но это именно так.

Маршал отправил слуг по всей Европе с задачей нанять самых известных алхимиков. Среди его «приобретений» особенно выделились некий безымянный врач из Пойту, и Прелати - алхимик из Падуи. Первый из них достаточно скоро, во время «сеанса связи» с сатаной, упал в обморок. После которого сообщил, что Темный Князь поведал ему названия африканских растений, сок которых превращает металлы в золото. Де Рец организовал экспедицию в Африку под руководством врача из Пойту, снабдив его крупной суммой денег. Естественно, ни врача, ни денег маршал больше никогда не видел. Синьор же Прелати остался в замке и в дальнейшем сыграл в судьбе де Реца поистине роковую роль.

Шикарный образ жизни, огромные расходы на создание алхимической лаборатории и проводимые в ней опыты, достаточно скоро нанесли удар по состоянию маршала. Земли его были заложены, доходы сократились. Теперь де Реца мало интересует «чистая» наука. Он начинает требовать от Прелати золота.

Алхимик, бывший скорее не ученым, а ловким авантюристом и приживалой, начинает рассказывать маршалу удивительные вещи. Якобы у него в подчинении есть невидимый темный дух по имени Баррон. Этот дух является посредником между ним и самим Сатаной. Только Сатана имеет власть обращать простые металлы в золото.

Дважды Прелати сообщает о доставленных сатаной кучах золота. Первая из них, закопанная под дубом в лесу, обратилась в гору сланца с кабалистическими знаками. Вторая, доставленная в один из покоев замка, в груду красного порошка.

Все эти неудачи Прелати объясняет глубокой верой де Реца в Христа. Он говорит, что только отречение от Христа и подписание договора с Сатаной может помочь де Рецу получить доступ к знаниям, власти и золоту. И искренне верующий христианин под руководством Прелати составляет договор с Князем Тьмы и подписывает его собственной кровью. Дальнейшие неудачи алхимик объясняет необходимостью принесения жертв. Вначале невинных, например, голубей, а позже и человеческих. Он настаивает на принесении в жертву некрещеных детей.

К этому времени дела маршала окончательно запутаны. Мало того, что большая часть его поместий находится в залоге «с правом выкупа» у наиболее влиятельных людей провинции, и те отнюдь не горят желанием возвращать земли. Так барон еще и захватывает в плен Жана Феррона, священника и брата казначея герцога Бретани. На требование герцога о его освобождении де Рец ответил отказом. Герцогу пришлось войной идти на своего вассала, только после этого Феррон был освобожден.

Все это, плюс достигшие королевского дворца слухи о небывалой роскоши барона и его столь же небывалой развратности стремительно влекли де Реца к его позорному концу. По провинции стремительно распространяются слухи о массовой пропаже мальчиков в окрестностях замка Тиффож. Якобы де Рец похищает их для удовлетворения своей извращенной похоти. Насладившись же, он убивает детей, принося их в жертву Сатане. Некоторые утверждали, что он принимает ванны из детской крови, в целях омоложения.

13 сентября 1440 года епископ Нантский вызывает Жиля де Реца в церковный суд. В обвинительном заключении Жиля обвиняют во всех мыслимых и немыслимых преступлениях, в том числе и «отзывающих ересью». По действовавшим тогда законам де Рец мог потребовать над собой королевского суда, однако, ослепленный гордыней, маршал дает согласие отвечать перед судом. Когда же он понял свою ошибку, на основании этого согласия в королевском суде ему отказали. Более того, в первую очередь его теперь обвиняют в ереси и передают суду инквизиции.

Под пытками де Рец признается в убийстве 140 мальчиков, в подписании договора с сатаной и еще огромном количестве преступлений перед людьми и богом. Алхимик Прелати дает против него показания. В результате маршал Франции приговорен к повешению с последующим сжиганием тела на костре. 26 октября 1440 года мятежный дух де Реца расстался с тридцатишестилетним телом. Событие сопровождалось торжественным шествием духовенства и народа по улицам города.

24.07.2016 0 5719


Знакомство с жизнью Жиля де Рэ з аставляет вспомнить древнюю мудрость о том, что в душе каждого человека заключены и рай, и ад.

Преданный соратник Жанны д ’Арк, рыцарь без страха и упрека, заслуживший титул маршала Франции, — и чудовище, убийца детей, дьяволопоклонник...

Жиль де Рэ познал на своем веку столько, что этого с лихвой хватило бы на не одну человеческую судьбу.

Были взлеты и падения, небывалая роскошь и разорение, благочестие и неверие... Он был сожжен по обвинению в колдовстве, противоестественных пороках и массовом ритуальном детоубийстве.

Жиль де Рэ родился около 1404 года в замке Машкуль на границе Бретани и Анжу. Его отец, Ги II де Лаваль, умер в конце октября 1415 года, а мать, Мари де Краон, вскоре вышла замуж за барона Сью д’Этувиль, вверив Жиля и его брата Рене заботам своего престарелого отца Жана де Краона, барона Шантосе и Ля Сюз.

Молодой барон проявил себя практически во всех высоких искусствах того времени. Он знал древние языки, великолепно фехтовал, считался знатоком соколиной охоты, с детства увлекался книгами, собрал прекрасную для того времени библиотеку.

По настоянию деда Жиль женился в шестнадцать лет на Катрин де Туар. Невеста приходилась Жилю двоюродной сестрой, поэтому вопрос о венчании решался непросто. Но связи и деньги помогли уладить все недоразумения. Этот семейный союз, как и многие браки того времени, строился на расчете: к владениям семьи де Рэ прибавилось обширное поместье в Бретани.

Кроме того, через жену Жиль породнился с будущим королем Карлом VII. Отчуждения между супругами не было. Катрин пользовалась уважением мужа, особенно после рождения дочери. Но в удовольствиях на стороне Жиль себе не отказывал — опять же, по обычаю того времени.

Уже в молодости в нем проявилась тяга к мистицизму, ко всему, что лежит за гранью человеческого понимания. Когда в Шиноне появилась Жанна д’Арк, Жиль де Рэ встал под ее знамя. Точно неизвестно, выполнял ли он поручение короля или, по легенде, был избран из множества претендентов самой Жанной.

Но Орлеанской Деве Жиль был предан до самой ее смерти, прошел с ней весь путь от Орлеана до Парижа, участвовал в коронации Карла VII. Немногим известно, что большую часть расходов по созданию армии, которую возглавила Святая Жанна, нес Жиль де Рэ.

За выдающиеся заслуги он был произведен в маршалы Франции, удостоившись чести включить в свой герб королевские лилии. Но в то время для него было важнее другое: быть свидетелем чуда, защищать посланницу Бога. Жанна не принадлежала этому миру, она беседовала со святыми, и Жиль, находясь рядом с ней, чувствовал близость Небесного Престола. Он был единственным человеком, который попытался спасти Деву.

Но собранное им войско опоздало, и Жанна погибла. После ее гибели Жиль отказался служить королю, предавшему героиню Франции. В честь Жанны д’Арк он заказал «Орлеанскую мистерию» и в течение десяти лет оплачивал ее ежегодные постановки.

С гибелью Жанны что-то оборвалось в душе Жиля де Рэ. Возможно, смерть Девы оказала на него столь сильное потрясение, что поколебалась сама его вера... А может быть, его мистицизм только углубился, и Жиль решил самостоятельно разгадать тайны бытия... Нам известны лишь внешние обстоятельства его жизни. Расставшись с королевским двором, Жиль де Рэ вернулся в замок Тиффож. Благодаря своему богатству, он создал в своих владениях королевство в королевстве.

Руины замка Тиффож (Château de Tiffauges)

Барон жил, окружив себя пышной свитой, содержал более 200 телохранителей, причем не простых солдат, а рыцарей, дворян, пажей высокого ранга, каждый из которых был разодет в парчу и бархат и имел собственную свиту. Церковь в его замке пышностью напоминала Ватикан. Каждый день в ней проводились праздничные мессы, служба шла с соблюдением всех ритуалов. Церковные одеяния блистали золотом и драгоценными камнями.

На алтаре стояли массивные золотые подсвечники, чаши для причащения и омовения, дароносицы, купели, сосуды для мира были золотыми, гробницы, из которых самой роскошной была гробница Святого Оноре, усыпали драгоценности.

Дом Жиля де Рэ был открыт для гостей днем и ночью. Хозяин охотно принимал у себя художников, поэтов, ученых. Столы были накрыты круглосуточно. Гостеприимный де Рэ кормил не только охрану и служащих, но и путешественников, проезжавших мимо замка. Сам он любил редкие пряные блюда и дорогие вина с Кипра или с Востока, в которых были растворены кусочки янтаря. На дармовое угощение, как мухи на мед, слетались прихлебатели, и огромное состояние растаяло меньше чем за восемь лет.

Чтобы исправить положение, Жиль де Рэ начинает закладывать свои замки, продавать земли. Жена уехала от него к родителям, его младший брат Рене потребовал раздела имущества и добился разрешения короля на это. В 1436 году Карл VII запретил Жилю дальнейшие продажи. Но покупатели все же находились: слишком лакомым куском были владения де Рэ. Вскоре он оказался на грани катастрофы и решил обратиться к алхимии, надеясь вернуть утраченное богатство и, может быть, обрести в придачу вечную молодость.

Во времена де Рэ существовал эдикт Карла V, запрещавший под страхом тюремного заключения и даже виселицы заниматься черной магией. Оставалась в силе и специальная булла папы Иоанна XXII, предававшая анафеме всех алхимиков.

Эти крайние меры способствовали популярности чернокнижия. Привлекал и сам «запретный плод», и кажущаяся легкость обогащения. Впрочем, история не сохранила ни одного имени алхимика, сумевшего отыскать философский камень и раскрыть тайну получения золота из других металлов. Жиль не избежал общей участи.

Вначале он пытался освоить старинные манускрипты самостоятельно. Но сделать это оказалось не так просто: тексты были неясными, сложные аллегории перемежались в них метафорами, символами, туманными притчами и загадками.
Тогда он воспользовался помощью известного оккультиста, своего кузена Жиля де Силле, священника из церкви Святого Мало.

Как только слух о его занятиях просочился за стены замка, Жиля де Рэ осадила целая толпа шарлатанов.

Убийство детей

В Тиффоже запылали печи, и новоявленные помощники с немалым рвением принялись за опыты. Когда Жиль убедился, что понапрасну тратит деньги, не получая никакого результата, он решил просить помощи у более могущественных сил.

Дважды он обращается к колдунам (Жану де ла Ривьеру и дю Меснилю), подписывает собственной кровью обязательство отдать душу дьяволу... Но вскоре убеждается, что перед ним очередные мошенники.

Если в начале жизни рядом с Жилем де Рэ была святая, теперь пришел черед демона. Роль искусителя в судьбе Жиля сыграл итальянский колдун Франческо Прелати, магистр черной магии, алхимик и сатанист. Этот ловкий мошенник убедил своего ученика, что в обретении богатства невозможно обойтись без помощи Сатаны. У Прелати был личный демон по имени Барон, являвшийся, впрочем, только своему хозяину.

Путем ловких манипуляций и фокусов Франческо продемонстрировал Жилю возможность общения с нечистой силой. Для того чтобы обрести власть над демоном, не хватало только одного: кровавой жертвы. Сатану, говорил Прелати, надо услаждать кровью детей. Тогда он будет благосклонен к своим слугам и осыплет их богатством.

Началась череда убийств. Народная молва приписала Жилю гибель 800 детей. Материалы инквизиторов рисуют еще более страшную картину: посланники Жиля охотились за детьми, то заманивая их в замок подарками, то просто похищая.

С 1432 по 1440 гг. продолжались оргии, и в дьявольском притоне умерщвлялись дети из разных концов страны. Их участь была ужасной. Вначале Жиль удовлетворял свою похоть, а затем собственноручно убивал детей, принося их в жертву Сатане. По свидетельствам слуг, Жиль перерезал своим жертвам горло, вырывал внутренности, расчленял трупы, коллекционировал понравившиеся головы...

Действительно ли Жиль де Рэ был виновен в тех злодеяниях, которые ему приписывают? Прямого ответа на этот вопрос нет, однако косвенные свидетельства позволяют утверждать, что многие материалы обвинения были сфабрикованы, арест Жиля был спровоцирован, а обвиняли его заклятые враги.

Уже упоминалось о том, что Жиль де Рэ большинство своих поместий не продавал, а отдавал в залог с правом выкупа в течение шести лет. Его соседи — герцог бретонский Жан V и его канцлер, епископ нантский Малеструа — довольно быстро сообразили, что в случае смерти Жиля его владения останутся невыкупленными и перейдут в собственность кредиторов. Проследив за владельцем замка Тиффож, они выяснили, что он занимается магией и, по слухам, приносит человеческие жертвы Сатане.

Этого было вполне достаточно, чтобы осудить барона, однако его могущество было все еще велико, и напасть на него в открытую враги не решились. Благоприятный случай не заставил себя долго ждать. Жиль поссорился с Жаном Ферроном, лицом духовного звания и братом одного из кредиторов. В порыве гнева он преследовал противника до церкви, затем вошел в храм с оружием и силой увел Феррона в свой замок, где заковал и бросил в подвал. Это грозило нешуточными неприятностями.

Герцог бретонский послал к строптивому барону свое требование: немедленно освободить пленника. Жиль избил посланника и его свиту, и герцог осадил замок Тиффож. Барону пришлось капитулировать. Он сделал попытку примириться с герцогом, был даже радушно принят у него в замке. А в это время недоброжелатели усердно распускали слухи о его связи с Сатаной.

Первую атаку на барона де Рэ начал епископ Малеструа. Он сделал заявление о всех известных ему злодействах Жиля, об умерщвлении им детей при его эротических неистовствах, о служении дьяволу, занятиях колдовством. Епископ вызвал Жиля на духовное судилище и тот, получив эту повестку, явился на суд без всякого сопротивления. Близкие слуги Жиля и Прелати были арестованы и отправлены в Нант.

Только двое из них, Силье и Брикевиль, попытались скрыться. К обвинению епископа вскоре присоединились инквизиция и гражданский суд.

Первое открытое заседание суда было заранее отрепетированным спектаклем. Со всех окрестных земель были собраны родители, у которых пропали дети. Их убедили в том, что во всем виноват Жиль де Рэ. 8 октября 1440 года зал суда был переполнен народом. Матери выкрикивали проклятия в адрес барона и благословляли суд, положивший конец злодеяниям. Слуги Жиля были предварительно «обработаны» в застенках судилища, и их показания выставили Жиля де Рэ чудовищем.

Обвинение, насчитывавшее около 500 пунктов, охватывало три главных вопроса: оскорбление служителя церкви (за совершение насилия над Ферроном); вызывание демонов; убийства детей, отягощенные издевательствами и сексуальными извращениями. Прокурор, ознакомившись с обвинением, дал заключение о распределении подсудности. Многие пункты не были подсудны епископскому суду, и к процессу подключились инквизиторы.

Жилю не дали адвоката и не допустили в суд его нотариуса. Он отрицал свою вину, клеймил судей, но на его крики не обращали внимания. Когда после чтения обвинительного акта барон коротко ответил на обычный вопрос, что весь этот документ — сплошная ложь и клевета, епископ торжественно произнес его отлучение от церкви. Де Рэ требовал над собою другого суда, но его протест объявили произвольным и необоснованным.

Тем не менее, повторный суд состоялся. А вместе с ним в истории де Рэ появились новые загадки. Когда он вновь предстал перед судом, это был совсем другой человек. Жиль кротко покорился суду, преклонил колено перед епископом и инквизитором, даже стонал и рыдал, принося искреннее раскаяние и умоляя, чтобы с него сняли отлучение. В своих злодействах он тут же принес повинную. В процессе дознания Рэ был подвергнут пытке, пока не пообещал сознаться «добровольно и свободно» (как отмечено в судебных отчетах).

Чтобы Жиль не отрекся от признания, ему была обещана милость в виде удушения перед сожжением. Но существует и другая версия. Жильберу Пру-то удалось отыскать документы, подтверждающие, что во время суда Жиль де Рэ находился в «мистико-алкогольном умопомрачении», вызванном насильственным принятием ежедневно пяти литров «ипокраса» (местного вина крепостью в 22°), куда подмешивалась еще и белена.

Суд продолжался недолго. Особенно ценны были показания Прелати, который дал удивительно обстоятельную и пространную картину магии и некромантии, которым при его участии предавался Жиль де Рэ. Удивительно, но Прелати, явный некромант, человек, обладавший прирученным чертом, избежал не только смерти, но и вообще наказания. Его выпустили на свободу живым и здоровым.

А Жилю зачитали приговор: «Повесить и сжечь; после пыток, перед тем как тело будет расчленено и сожжено, оно должно быть изъято и помещено в фоб в церкви Нанта, выбранной самим осужденным».

Казнь

Накануне казни гордый барон рыдал и стонал перед народом, просил прощения у родителей загубленных им детей, молил примирить его с церковью, просил своих судей молиться за него. Картина раскаяния великого грешника произвела глубокое впечатление. После его казни немедленно была устроена торжественнейшая процессия. Духовенство и целая толпа народа, только что перед тем его проклинавшая, с молитвенным пением шла по улицам, моля за упокой его души.

История Жиля де Рэ окружена таким густым туманом легенды, созданной в ходе процесса, что уже невозможно разглядеть подлинные черты бывшего сподвижника Жанны д’Арк. Жиль де Рэ превратился в «Синюю Бороду» народных сказаний.

В одной бретонской балладе имя Синей Бороды и Жиля де Рэ так чередуется в куплетах, что оба лица, очевидно, считались за одно. Народная фантазия превратила замученных детей в убитых жен. А синий цвет бороды, вероятно, объясняется просто: Жиль рано поседел, а испарения химических препаратов окрасили его бороду в синий цвет.

Будучи не в состоянии спасти Орлеанскую деву от сожжения на костре, Жиль де Рэ (Gilles de Rais) вернулся подавленным в свой замок и стал серийным убийцей, склонным к сатанинским ритуалам

«Я один из тех людей, для которых все, что связано со смертью и страданиями, имеет особую притягательность, сладкую и загадочную, обладает той страшной силой, которая тянет вниз […]. Я сделал то, о чем другие мужчины мечтают. Я ваш кошмар», предупредил маршал Жиль де Рэ (Gilles de Rais) незадолго до своей казни в 1440 году. Жиль считал, что любой соседский сынок мечтает и готов был бы, если сможет, подвергнуть пыткам, изнасиловать и убить (необязательно в этом порядке) 150 детей.

Что происходит, когда психопат принадлежит к аристократическому роду? Что происходит, когда можно убивать безнаказанно? Это история о том, как один из самых могущественных людей средневековой Франции в течение десятилетий безнаказанно убивал исключительно ради развлечения до тех пор, пока его преступления не приобрели черты кровавой бойни и не стали слишком зловещими.

Жиль де Монморанси-Лаваль (Gilles de Montmorency-Laval) родился в черной башне замка Шантосе (Champtocé) в 1404 году. Он был одним из детей Гая де Раи (Guy de Rais) и дочери его злейшего врага Жана де Краона (Jean de Craon). Семьи согласились на этот брак, полагая, что он положит конец длительной вражде. Но все пошло не так. Жиль и его брат осиротели. Но что самое ужасное, их воспитанием занялся мрачный и злокозненный дед по материнской линии, которого так ненавидел их отец. Вопреки завещанию отца детей, воспитанием внуков занялся Жан де Краон, который прививал им садизм и жестокость.

Жан де Краон внушал внукам, что дворяне могут поступать безнаказанно, и если кто-то мешает их планам, то нужно применить насилие.

В качестве примера дед похитил свою племянницу Катрин де Туар (Catherine de Thouars), чтобы его внук женился на ней и стал обладателем ее приданого. Когда родственники девушки заявили протест, Жан де Краон пригрозил, что завяжет ее в мешок и бросит в Луару. А поскольку они не отступали, озверевший дед запер в своих застенках посланцев семьи Туар, в том числе дядю девушки, который скончался во время заточения.

В 1432 году Жан де Краон совершил очередную низость. Он передал в наследство свою шпагу Рене, младшему из братьев. А в последние дни жизни раскаялся, что воспитал столь презренного человека как его старший внук.

Верный соратник Жанны д’Арк

Наслаждения, основанные на насилии, преследуют насильственные цели. Применяя преступные методы, Жан де Краон стал одним из самых богатых и могущественных баронов Франции. Совершая насилие, он преследовал конкретные материальные цели, чего нельзя сказать о его внуке, который в первую очередь искал развлечений. Исторические обстоятельства лишь усиливали его взвинченность.

Во время Столетней войны между Францией и Англией Жиль де Рэ отличился своей жестокостью и бесстрашием в бою, когда был еще совсем юным. Рота, которой он командовал, прославилась тем, что шла во главе самых смелых кавалерийских атак и благодаря этому завоевала расположение наследника престола Франции.

Когда в 1429 году Жанна д’Арк потребовала у дофина Карла армию, чтобы освободить Орлеан от осады англичан, именно Жиль де Рэ принял на себя командование 10 тысячами королевских солдат. Благодаря целой череде военных успехов ему было присвоено звание маршала Франции. Он активно взаимодействовал с Жанной д’Арк до тех пор, пока ее не взяли в плен англичане. В то время как фаворит короля Де ла Тремойль (De la Tremoille) умыл руки и отказался вести переговоры об освобождении Жанны, Жиль де Рэ пытался убедить его, что они смогут вызволить Орлеанскую деву при помощи дерзкого плана.

Тогда он еще не знал, что Ла Тремойль больше всего желал, чтобы Жанна д’Арк исчезла с политической сцены. Так и произошло. Ее обвинили в ереси и казнили на костре в 1431 году, а маршал Франции решил, что ему не место в этом мире дворцовых интриг. Действительно, его преступления не отличались дворцовой изысканностью.

Слухи о пропавших детях стали распространяться вскоре после того, как маршал вернулся в Шантосе. 12-летний подмастерье кожевника пропал в тот момент, когда должен был передать послание в замке Жиля де Рэ. Когда кожевник спросил владельца замка, куда подевался его подмастерье, он ответил, что его похитили разбойники в Тифоже (Tiffauges). Французский барон давал похожий ответ всякий раз, когда кто-нибудь спрашивал его о судьбе своего ученика, слуги, сына или внука. Беспризорные дети, слуги, проданные своими хозяевами, и бесчисленное количество преступных способов — все это приводило к тому, что десятки подростков становились жертвами кровавых оргий могущественного барона. За короткое время земли Жиля де Рэ стали Бермудским треугольником для многих детей.

Когда уйти от ответа на многочисленные вопросы уже было невозможно, Жиль де Рэ впоследствии признал, что да, действительно, он похищал детей, но делал это по приказу короля, чтобы передать их на воспитание англичанам, которые бы сделали из них пажей. Разумеется, это была ложь. Как только дети оказывались в его власти, лакеи одевали их в дорогие одежды и усаживали за стол с хозяином и такими же извергами-гостями. После ужина Жиль де Рэ и его захмелевшие приспешники удалялись вместе с детьми в комнату ужаса. Французский барон с гостями пытали и насиловали детей до тех пор, пока они не умирали. Если кто-то из них кричал, то его вешали, и Жиль де Рэ насиловал ребенка в такой позе. К концу оргии большинство детей были обезглавлены, истерзаны и даже четвертованы.

Иногда некрофилия маршала продолжалась даже после смерти ребят. Он приказывал вскрыть их тела и наслаждался видом внутренних органов. Ребенок, которого пощадили ради его красоты, рассказывал, что «после того, как дети погибали, Жиль де Рэ обычно их целовал, брал в руки наиболее красивые головы и конечности, приподнимал их, чтобы восхититься и плакал, сожалея о случившемся».

После потоков крови и криков, Жилем де Рэ на несколько часов овладевало раскаяние, он клялся вновь и вновь, что никогда больше не совершит подобных преступлений и отправится в Святую Землю, чтобы искупить вину. Но не выполнял этого. Его безумное окружение каждое утро выводило его из состояния оцепенения до тех пор, пока количество жестоко убитых детей не достигло ужасающей цифры 150.

Разорение положило конец кровавому разгулу

Сатанинские оргии и другие безумные траты опустошили казну маршала Франции. После неудачной попытки спасти свою соратницу Жанну д’Арк он погрузился в глубокую депрессию, которую пытался побороть при помощи молитв и выпивки. Как явствует из летописей, он ежедневно выпивал до пяти литров настойки крепостью 22 градуса. Когда стали возникать финансовые проблемы, Жиль де Рэ окружил себя разного рода темными личностями, колдунами, некрофилами, алхимиками и сатанистами, обещавшими спасти его от разорения. Один из этих жутких персонажей, некто Прелати (Prelati), провел обряд заклинания демона по имени Баррон. С этой целью он потребовал принести в жертву больше детей и совершить ряд сатанинских ритуалов, которые принесут богатство аристократу.

В дело вмешался брат Жиля де Рэ, который вовсе не хотел, чтобы семейное богатство шло на проведение жутких оргий. Опасаясь, что суд может передать брату замок Машекул (Machecoul), также принадлежавший маршалу, он сжег тела более чем 50 детей, которые по его распоряжению хранились в башне. Но скрыть столь чудовищное преступление было сложно.

После расследований брата Жиля, который вовсе не хотел, чтобы безумие его брата стало достоянием гласности, этим вопросом занялись герцог Бретонский Жан V и епископ Нантский Жан де Малеструа (Jean de Malestroit), стремясь низвергнуть Рэ. К сожалению, даже десятков скелетов, принадлежавших детям ремесленников и крестьян, было недостаточно, чтобы возбудить судебный процесс против столь могущественного представителя знати. Настоящий судебный скандал вызвал сам маршал, похитив священника, связанного с герцогом Бургундским. Жиль де Рэ до такой степени ненавидел казначея герцога, который был братом священника, что похитил его с топором в руках, когда он вел торжественное богослужение в церкви Св.Этьена.

Разразившийся скандал и последующее расследование вылились в судебный процесс, на котором господина де Рэ обвинили в 34 убийствах и исчезновении 140 мальчиков, а также в содомии, ереси и нарушении неприкосновенности священного места. Во время допросов Жиль де Рэ оскорбил судей, назвав их нарушителями закона и сказал, что предпочтет быть повешенным, чем отвечать на вопросы крючкотворов и сутяг. Сказано —сделано. Церковный суд приговорил Жиля де Рэ и его сообщников к повешению с последующим полным сожжением их тел.

26 октября 1440 года барон-некрофил был повешен в Нанте. Уже стоя на эшафоте, незадолго до приведения приговора в исполнение, он публично сознался в своих преступлениях и выступил с речью об опасностях, которые таит в себе распутная молодость. Однако, его слова не убедили толпу, которая пришла только для того, чтобы проклясть это чудовище перед казнью.

Сказка Шарля Перро, навеянная историей французского серийного убийцы

Жиль де Рэ стал главным героем около 200 книг и вдохновил писателей на создание многих страшных историй, в частности, сказки о «Синей Бороде». События, связанные с Жилем де Рэ, переработал и облек в литературную форму Шарль Перро в 1697 году. Его персонажем стал злодей с синей бородой, который в тайной комнате прятал тела своих предыдущих жен. Практическое отсутствие какого-либо волшебства в этой сказке Перро, что было весьма не характерно для этого автора, лишь подтверждает тезис о том, что его произведение основано на реальных событиях. Добавим к этому характерную внешность главного героя, а также синюю бороду, напоминающую густую черную бороду барона-убийцы.

Считается, что прототипом страшного убийцы под прозвищем Синяя Борода стал французский маршал Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен. Кем же был этот человек и так ли он виновен?

Жиль де Рэ родился около 1404 года в замке Машкуль на границе Бретани и Анжу, в знатной и весьма состоятельной семье. В возрасте одиннадцати лет Жиль с младшим братом Рене после смерти родителей попал под опеку своего деда Жана де Краона.


Этот образованный человек привил внуку тягу к чтению и наукам. В шестнадцать лет Жиль женился на красавице Катрин де Туар, получив при этом в приданое обширные земли в Пуату и два миллиона ливров. В 1429 году у них родилась единственная дочь Мари де Лаваль.

В это время бушевала Столетняя война, англичане со своими союзниками бургундцами к тому времени заняли уже половину территории Франции. Жиль де Рэ решил встать на сторону французской короны. Благодаря своему огромному состоянию, он расположил к себе наследника короля — принца Карла Валуа и получил место в его свите.


Военная карьера Жиля сложилась успешно и он сумел достичь громкой славы. Он был храбр и удивительно хорошо владел оружием. Сформировав за свой личный счет крупные вооруженные отряды, Жиль де Рэ с 1427 по 1429 год захватил несколько замков и совершил удачные рейды по французским землям, занятым врагом.

В двадцать пять лет он был произведен в маршалы Франции, удостоившись чести включить в свой герб королевские лилии. Когда в начале 1429 года семнадцатилетняя Жанна д’Арк предстала перед дофином Карлом и заявила, что изгонит англичан и коронует Карла VII в Реймсе, маршал Жиль де Рэ, как и многие другие, был ею очарован. Король доверил барону охрану Жанны, и от Орлеана до неудачной осады Парижа Жиль де Рэ неотлучно находился при ней.

Победы Жанны д’Арк следовали одна за другой. 17 июля 1429 года в Реймсе, где традиционно короновались французские короли, состоялась коронация Карла VII. По правую руку короля стояла Жанна д’Арк, по левую — Жиль де Рэ.

Уверившись в победе Франции, Жиль де Рэ совершил ошибку — он дал понять новоиспеченному государю, что теперь пора начинать расплачиваться по займам. В результате, маршал впал в немилость и был удален от двора.

Вскоре ситуация при французском дворе изменилась. Жанне д’Арк не могли простить того, что девушка семнадцати лет знала о ведении военных действий больше, чем лучшие воины Франции. До Жиля дошли слухи о пленении Жанны и он бросился к королю и королеве, но получил отказ: Жанна — лицо неофициальное и выкупу не подлежит.

После казни Жанны д’Арк Жиль вернулся в замок Тиффож в глухой Бретани и начал заниматься алхимией: надежд на возврат королем займов не осталось, а его финансовые дела шли очень плохо. В 1436 году новый дофин – Людовик (будущий король Франции Людовик XI), интриговавший против отца, посетил его замок.

Барону де Рэ пришлось финансировать Людовика, закладывая свои замки один за другим. Непосредственным образом тень вражды короля и дофина легла и на Жиля – высочайшим указом короля он был ограничен в коммерческих операциях со своими владениями.

Видя, что его финансовое положение катастрофически ухудшается, Жиль со своим алхимиком Жилем де Силле с еще большим рвением принялся искать способ получения золота из свинца. Почти весь первый этаж замка Тиффож был переоборудован в алхимическую лабораторию, а агенты Жиля скупали в промышленных объемах очень дорогие по тем временам компоненты, например, такие как акулий зуб, мышьяк и ртуть. Однако, все было зря, золото он так и не получил.

Простившись в 1439 году со своим алхимиком Жилем де Силле, он пригласил на его место Франческо Прелатти — шарлатана, который со временем приобрел огромную власть над ним. Франческо прямо заявил, что он является колдуном и имеет личного демона, через которого держит связь с миром мертвых.

Вскоре слухи об их опытах, некоторые из которых описывались как дьявольские, распространились по всей Бретани, вследствие чего герцогу Бретонскому, вассалом которого был Жиль де Рэ, пришлось реагировать на них.

Монсеньор Жан де Малеструэ, епископ Нантский и главный советник герцога Бретонского выступил в 1440 году перед своими прихожанами в кафедральном соборе с сенсационной проповедью, в которой обвинил маршала Жиля де Рэ в жутких преступлениях «против малолетних детей и подростков обоего пола».

В конце он призвал, чтобы все, кто имеет об этом какие-либо сведения, доносили ему о них. Слухи и пламенная речь епископа создали впечатление того, что властям известно очень многое о преступлениях Жиля де Рэ, хотя в действительности был известен только один случай пропажи ребенка, который даже не связывали с маршалом.

Отсюда можно сделать вывод, что верхушка Бретонского герцогства воспользовалась представившимся случаем, чтобы навсегда избавиться от опального Жиля де Рэ. Жиль де Рэ обвинялся в человеческих жертвоприношениях домашнему демону, в убийстве детей с их расчленением и сжиганием тел, сексуальных извращениях и в колдовстве с «применением специальных технических средств». Учитывая мировоззрение людей того времени, можно представить себе, какое впечатление все эти обвинения произвели на них.

13 сентября 1440 года маршал Жиль де Рэ был официально поставлен в известность об обвинительном заключении, состоявшим из 47 пунктов. Ему было предложено прибыть 19 сентября в епископальный суд для дачи объяснений. Кроме того, по материалам обвинительного заключения герцог Бретонский санкционировал светское разбирательство.

Прекрасно понимая, чем грозит ему обвинения в колдовстве, Жиль де Рэ, в отличие от своего алхимика Жиля де Силле, подавшегося в бега, дал свое согласие прибыть в суд. Прокурором Бретани были арестованы телохранители барона Корийо и Гриар, а также колдун-итальянец Прелатти.

О процессе над маршалом Жилем де Рэ было объявлено на площадях всех городов Бретани, а зрители на него допускались свободно. Многие из них были настроены по отношению к обвиняемому очень агрессивно. Просьба маршала об адвокате судом была отклонена. Перед судьями Жиль де Рэ держался надменно, отвергая полностью свою вину и тогда начали допрашивать его людей.

Пойманный алхимик Жиль де Силле подтвердил, что обвиняемый маршал принимал участие в алхимических экспериментах, прекрасно зная, что это запрещено. Для некоторых опытов в чашу нужно было помещать разные части тела младенца. Также он дал показания о жестоких сексуальных надругательствах Жиля де Рэ над несовершеннолетними мальчиками и девочками.

Еще более страшные показания дал алхимик Франческо Прелатти, заявивший о том, что маршал подписал кровью договор с демоном Барроном. За дар богатства, власти и всеведения он обещал демону приносить кровавые жертвоприношения. По его словам, обвиняемый пробовал откупиться курицей, но демон потребовал крови младенцев.


Были допрошены и родители пропавших детей, которые заявили, что детей видели в последний раз, отправляя их просить милостыню во владениях маршала. Не стали молчать и арестованные телохранители барона Жиля де Рэ. Они единогласно заявили, что маршал коллекционировал отрезанные человеческие головы и во время обыска замка барона они не были найдены только потому, что почувствовавший опасность Жиль де Рэ приказал им эту коллекцию уничтожить.

Несмотря на то, что все эти показания свидетелей вызвали у маршала потрясение, внешне он оставался спокойным и невозмутимым, продолжая заявлять о своей невиновности и требуя предоставить адвоката. Однако, ему было в очередной раз отказано.

В конце концов, устав от необоснованных обвинений, барон Жиль де Рэ заявил, что лучше умрет на виселице, чем будет продолжать слушать лживые свидетельства на этом постыдном судилище. В результате, маршал был отлучен от церкви, а 19 октября 1440 года суд принял решение о пытках барона, чтобы «побудить прекратить гнусное запирательство».


Пытки Средневековья

К нему была применена самая популярная в те времена во Франции пытка – привязав за руки и ноги, его растянули на горизонтальной решетке, как на дыбе. Перенеся жуткую боль, Жиль де Рэ пообещал палачам быть сговорчивее на суде. Преклонив колени перед епископом, он попросил снять с него отлучение от церкви, а затем в процессе дачи показаний признал все свои грехи.

21 октября 1440 года барон де Рэ подвергся новым пыткам, после чего официально признался в том, что «наслаждался пороком», детально описав все свои любимые способы убийства и свои чувства при этом. Что интересно, маршал сознался в убийстве восьмисот невинных младенцев, однако суд принял решение, что будет вполне достаточно и ста пятидесяти.

За «столь тяжкие прегрешения против догматов веры и законов человеческих, что невозможно человеку и вообразить их» 25 октября 1440 года епископ Нантский повторно «исторг Жиля де Рэ из лона Церкви Христовой», а самого маршала приговорили к смерти на костре. Ему было предложено условие, что если он покается и примирится с церковью, его не будут сжигать живьем, а предварительно удушат. Барон согласился.


26 октября 1440 года маршал Франции Жиль де Рэ и два его приближенных – Анри Гриар и Этьен Корийо были казнены. Жиль всячески ободрял своих телохранителей и, как свидетельствует хроника, просил казнить его первым, чтобы научить их как умирать.

Стоя на костре, Жиль де Рэ обратился к толпе и сказал, что он брат всем присутствующим и просит всех, и в особенности тех, у кого он убил детей, не только простить, но и молиться за него. И тут произошло невероятное — толпа стала на колени и начала молиться. Жиль де Рэ подал знак, что готов к смерти. Палач, набросив петлю гарроты, задушил его, затем подожгли костер. С этого момента французский король Карл VII уже не должен был отдавать ему огромный долг.


Казнь Жиля де Рэ и двух его телохранителей

Тело барона сняли почти сразу и торжественно похоронили в усыпальнице баронов де Рэ. По другим сведениям родственники отказались хоронить его в семейном склепе, и он был похоронен под безымянной плитой в кармелитском монастыре на окраине Нанта.

Прошли столетия, но по-прежнему местные крестьяне повторяют, что в этих замках на берегу Луары жил когда-то богатый барон по прозвищу Синяя Борода, который убивал жен и детей.

Французские ученые считают доказанным, что прототипом Синей Бороды был Жиль де Рэ. Но был ли маршал Франции барон Жиль де Рэ действительно так виновен? «Посмертный суд», состоявшийся в Сенате Французской республики в 1992 году, маршала Жиля де Рэ полностью оправдал.

Использованы материалы

Жорж Бордонов


Недалеко от Пуату во Франции среди огромных камней высятся мрачные башни замка Машкуль. Ныне, как и много лет назад, у его стен цветут дикие гвоздики, а листья плюща обвивают колонны и печально шелестят на ветру. Именно там промозглой осенью 1404 года родился Жиль де Рэ — будущий маршал Франции и сподвижник великой .

Его отец барон Ги де Лаваль умер в конце 1415 года, а мать Мари де Краон вскоре вышла замуж за барона Сью д’Этувиль, вверив Жиля и его брата Рене заботам своего престарелого отца. Однако старик совершенно не занимался воспитанием внуков. 30 ноября 1420 года он женил 17-летнего Жиля на богатой соседке Катрин де Туар.

Этот брак сделал юношу одним из самых состоятельных дворян Франции. Однако Жиль мало интересовался женой и почти не уделял ей внимания. Вскоре барон оставил свой замок и направился ко двору французского дофина Карла VII.

В это время Франция была охвачена пожаром Столетней войны. По стране, пережившей сильные военные потрясения и эпидемию чумы, бродили вооруженные шайки англичан. Народ проклинал королеву Изабеллу Баварскую — мать Карла VII, которая подписала предательский договор в Труа, отреклась от родного ребенка и продала трон англичанам. В результате дофин лишался права на корону. Он затворился в Шиноне и жил там в страхе, бедности и изоляции.

Таким в 1425 году его увидел Жиль де Рэ. Барон решил помочь Карлу. Он дал ему денег, стал оплачивать турниры и балы, а также обеспечил всем необходимым французскую армию. А через три года в Шинонском замке появилась 17-летняя пастушка Жанна д’Арк.

До короля уже давно доходили слухи, что девушка объявляет себя Святой Девой, призванной спасти Францию от врагов, и творит чудеса. Карл, по наущению своих советников, решил ее испытать. Он спрятался за спинами придворных, а его место занял один из пажей. Однако девушка сразу поняла, кто есть истинный король. Жанна заверила короля, что поможет вернуть ему трон, и просила дать ей армию, чтобы освободить оккупированный англичанами Орлеан.

Дофин поверил Деве и поручил ее охрану Жилю де Рэ. С первых дней появления Девы в Шиноне, барон внимательно наблюдал за ней. Ее рассказы о видениях и общениях с ангелами заинтересовали его. С ранней юности Жиля тянуло ко всему загадочному и непознанному, а в Жанне он увидел живое воплощение чуда. Он поверил в ее миссию, вооружил на собственные деньги целое войско и вскоре стал ее ближайшим другом и соратником.

После освобождения Орлеана и Реймса Карл был торжественно коронован в Реймсском соборе. Во время церемонии Жанна держала над ним знамя. А Жилю де Рэ был пожалован титул маршала Франции. Однако не прошло и года после победы под Орлеаном, как в одной из стычек возле Парижа союзники англичан, бургундцы, захватили Жанну д’Арк в плен. Карл VII мог выкупить Деву, но не проявил ни малейшего интереса к ее судьбе. Зато англичане не пожалели денег и перекупили пленницу у бургундцев. Жиль собрал войско и пытался выручить Жанну, но опоздал. Дева попала в руки врагов. Ее отвезли в Руан, где вскоре по обвинению в колдовстве сожгли на костре.

Жиль де Рэ тяжело переживал смерть Девы. С ее гибелью что-то оборвалось в его душе. Он отказался служить королю, покинул его двор и удалился в свой родовой замок. Благодаря своему богатству, он создал в своих владениях королевство в королевстве. Барон окружил себя пышной свитой. Днем и ночью его дом был открыт для гостей. Столы ломились от изысканных яств и дорогих вин. На дармовое угощение быстро слетались прихлебатели, и огромное состояние гостеприимного рыцаря вскоре иссякло.

Чтобы исправить положение, Жиль начал продавать земли и закладывать свои замки. Вскоре барон оказался на грани полного разорения и дабы вернуть утраченное богатство, решил заняться алхимией. Вначале он сам пытался освоить старинные манускрипты. Однако многие тексты казались ему неясными. Тогда Жиль решил прибегнуть к более могущественным силам. Он обратился к оккультистам и колдунам, пытался с их помощью разгадать тайну философского камня, позволяющего превращать простые металлы в золото. Но вскоре убедился, что понапрасну тратит деньги. Новоявленные чародеи оказались простыми шарлатанами.

Однажды в его замке появился некий Франческо Прелати. Он назвался магистром черной магии и убедил своего ученика, что в обретении богатства невозможно обойтись без помощи Сатаны. Путем ловких манипуляций и фокусов он продемонстрировал барону возможности общения с нечистой силой, и Жиль поверил ему. Однако колдун поставил ему условие: чтобы демон был благосклонен к своим слугам, его нужно услаждать кровью маленьких детей…

Тем временем до соседей барона — Жана V, герцога бретонского и его канцлера, нантского епископа Малеструа — дошли слухи, что Жиль в своем замке занимается черной магией и приносит человеческие жертвы. Поскольку они были его главными кредиторами, то быстро смекнули, что, осудив барона, им довольно скоро удастся прикарманить его заложенные владения.

Первую атаку начал епископ, обвинив Жиля в том, что он служит дьяволу, занимается колдовством и убивает детей. Малеструа вызвал барона на церковное судилище и тот, получив повестку, явился туда без всякого сопротивления. Тем временем арестовали и отправили в Нант Прелати и близких слуг Жиля.

Первое заседание суда заранее отрепетировали. Со всех окрестностей собрали родителей, у которых пропали дети. Их убедили в том, что во всем виноват барон. Матери проклинали Жиля и благословляли суд, положивший конец его злодеяниям. Слуг Жиля предварительно «обработали» в застенках судилища, и в своих показаниях они выставили хозяина исчадьем ада. Свидетели заявляли, что с 1432 по 1440 годы в его дьявольском притоне было умерщвлено около 140 детей из разных концов страны!

Жиль отрицал свою вину, клеймил судей, требовал над собою другого суда. Но на его крики не обращали внимания. Барона отлучили от церкви и приговорили к смертной казни.

Доселе неизвестно, был ли Жиль де Рэ виновен во всех тех преступлениях, которые ему приписывали. В 1992 году коллегия французских юристов пересмотрела материалы его процесса и пришла к выводу, что он был сфабрикован. Имели место и пытки, и «промывания мозгов». В самом деле, в ходе дознания Жиля де Рэ хотели пытать, но внезапно он стал умолять судей перенести истязания и пообещал добровольно сознаться в своих прегрешениях. Тогда и состоялся повторный суд, которого так жаждал подсудимый. Однако на этот раз Жиль кротко покорился судьям, преклонил колено перед епископом и инквизитором и… принес искреннее раскаяние в содеянном. Он плакал и молил, чтобы с него сняли отлучение. Удивительно, но его «наставник» Франческо Прелати избежал не только смерти, но и вообще наказания. Его отпустили на свободу, а Жилю огласили приговор: «Повесить и сжечь».

Накануне казни 26 октября 1440 года барон рыдал и стонал перед народом, просил прощения у родителей загубленных им детей. Картина раскаяния великого грешника произвела такое впечатление, что после его казни устроили торжественную процессию, которая с молитвенным пением шла по улицам, моля за упокой его души.

История барона де Рэ вскоре обросла густым туманом мифов и легенд. В народном сознании он превратился в «Синюю Бороду», а замученные им дети — в убитых жен. Появление же у героя бороды необычного цвета объяснялось по-разному. Одни говорили, что это следствие химических опытов, другие доказывали, что «печать» дьявола.

Так закончил свою жизнь друг и сподвижник Жанны д’Арк — рыцарь без страха и упрека барон Жиль де Рэ.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.