Роль философии в современном обществе. Роль философии в современном мире. Будущее философии

В конце XX и начале XXI вв. человечество оказалось на пороге больших перемен. Уже сегодня можно проследить некоторые контуры развития мировой цивилизации в будущем: невиданные возможности информационных технологий, новых способов коммуникаций, ускоренную интеграцию мира, его разнообразие и многополярность. Перед каждой страной встала проблема выбора: как войти в будущую цивилизацию и занять в ней достойное место, обеспечить высокое качество жизни и развитие личности? Выбор пути развития всегда предусматривает определение определённых мировоззренческих ориентиров, в формировании которых важную роль играет философское мышление. Философия непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в неё, отвечает на её запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.

Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем. Главная её функция – формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений.

1. Философия формирует мировоззрение, задаёт ценностные установки, которые определяют направленность человеческой деятельности.

2. Её обобщающие теории принципиально необходимы, т. к. способствуют интеграции научного знания.

3. Она формирует наиболее общие законы развития общества природы.

4. Есть возможность видеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность.

5. Философия дает возможность развить культуру теоретического мышления.

6. Результатом видения и толкования исторического процесса является возможность более четкой ориентации в потоке научной информации по глобальным проблемам.

7. Философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия.

Наконец, вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной. Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку. Подлинная философия носит напряженный характер, она заложена в потребностях и запросах человеческого существования. Отсюда ее жизненная значимость и востребованность.

Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

5. Сравните образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих позициях (мифологической, религиозной, философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив - разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора?

Мировоззрение - это система верований, убеждений, жизненных ценностей, знаний, которая формируется в течении всей жизни.

Если говорить о мифологическом мировоззрении, то следует учитывать эпоху, в которой оно создавалось. Миф выступал в качестве универсальной, нерасчлененной формы сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях. Природные силы как элемент религиозно-мифологического мировоззрения интересуют человека в той степени, в какой они вторгаются в его жизнь и определяют эту жизнь и само человеческое существование, его предметно-практическое отношение к природе. Человек этого времени отличался цельностью и примитивной всесторонностью. Он не осознавал своей духовной индивидуальности, да ее практически и не было. Мифология находилась в тесном взаимодействии с религией, поэтому человек с мифологическим мировоззрением разбогател бы, ссылаясь на то, что этот факт является провидением судьбы. Силы природы олицетворялись, человек - игрушка в руках божественных сил, поэтому всё происходящее с ним воспринималось как неизбежная судьба, фатум.

Основным определяющим признаком религиозного мировоззрения является его связь с верой в сверхъестественное - нечто такое, что стоит над закономерностями мирового порядка. Религиозное мировоззрение распространяется, прежде всего, через такие основные институты, как церковь и мораль. Я считаю, что человек, действительно придерживающийся религиозных идеалов, норм и установок, не выбрал бы путь обогащения неправедным путём, ведь цель человека - служение Богу, соблюдение заповедей и достижение прозрения. И главными ценностями как раз и являются честность, справедливость, долг, сострадание, доброта, терпимость, любовь к ближнему, милосердие. Поскольку религиозный человек верит в особые способности сверхъестественных сил положительно или отрицательно влиять на его жизнь, то страх перед наказанием является ещё одним фактом, подтверждающим маловероятность корыстного выбора. Ведь обман не останется незамеченным, наказание неизбежно, он привлечёт к себе Божью кару.

Философское мировоззрение характеризуется теоретическим отношением к действительности. Оно как бы биполярно: его смысловые «узлы», «пункты напряжения» - мир и человек. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем, именно разум выносит окончательный вердикт. Теоретическое выражение получили в ней социальное самосознание людей, их общие ценности и идеалы. Поэтому философ может выбрать любую из предложенных альтернатив. Всё зависит от собственных интересов человека, его потребностей, нужд. Ведь философское мировоззрение предполагает, что человек сам строит свою жизнь в соответствии с личными жизненными установками, идеалами, ориентирами, ценностями. И если главным предпочтением человека будет богатство, то он, не задумываясь, сделает выбор в пользу обмана.

Как мы уже знаем, философия - это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретическое ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философская антропология) и учения об обществе (социальная философия). С другой стороны, вокруг этого теоретически систематизированного фундамента достаточно давно сформировался целый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия науки, философия религии, философия права, политическая философия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззренческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогностическая.



В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточнялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды крутых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное человечество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информационном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается открытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие возможность лучше понять как собственное содержание философии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, определяя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.

По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности человека, ориентированной на решение коренных мировоззренческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на исследование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего - продуктивной творческой деятельности, взятой во всем многообразии ее типов и форм, а также на исследование природы и функций языка в его современном обобщенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того специфического типа реальности, каковой является так называемая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Многое до сих пор остается непроясненным и в понимании тех универсалий культуры, которые ныне выдвигаются на первый план в философских исследованиях. Надо, например, разобраться с составом, набором самих универсалий культуры, их взаимоотношениями друг с другом и с философскими универсалиями (категориями), глубже обрисовать взаимоотношения философского подхода к осмыслению природы, оснований и универсалий культуры с теми исследованиями культуры, которые осуществляются в таких специализированных отраслях современного научного знания, как культурология, история культуры, социология и психология культуры, текстология и т. д.

Скорее всего, будет продолжаться и дифференциация философского знания. При этом важно, чтобы в философии, как и в других наиболее продвинутых отраслях специально-научного знания, процесс дифференциации осуществлялся одновременно с интеграцией философского знания вокруг его собственного теоретического ядра - онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии. Это позволит избежать наблюдаемого ныне растворения содержания философии в проблематике смежных с нею дисциплин - политологии, философии и истории науки (науковедении), социологии. Особо важную роль в интеграции философского знания призваны сыграть систематические и углубленные историко-философские исследования. Именно в огромном познавательном потенциале многовековой истории философской мысли, содержится один из важнейших внутренних источников постоянного прироста того специфического вида знания, каким является философия.

И здесь на первый план все больше будет выдвигаться необходимость усвоения опыта и традиций не только западноевропейской, но и всей мировой философской мысли. Прежде всего речь идет об опыте и традициях развития философии в странах Востока - в Китае, Индии, странах Ближнего Востока и Средиземноморья, с их акцентом на духовное, нравственное самосовершенствование человека, установление и поддержание гармоничных взаимоотношений с природой. Это же можно сказать и относительно опыта развития отечественной философской мысли, включая ее религиозно-философское направление. Начиная с А. С. Хомякова, через В. С. Соловьева, плеяду выдающихся представителей Серебряного века и вплоть до середины XX в. русская философская мысль накопила огромные духовные богатства, вмещающие в себя многообразие всего человеческого опыта, достижения духовных сил и способностей человека, идеи русского космизма, нравственные искания многих выдающихся представителей русской литературы, художественной культуры в целом.

Многие из фундаментальных идей, выдвинутых в свое время философской мыслью, прочно закрепились в языке и арсенале методов и средств, используемых в современном научном познании. Это касается, например, философских интерпретаций взаимоотношений части и целого, особенностей строения и структуры сложно организованных развивающихся систем, диалектики случайного и необходимого, возможного и действительного, многообразия типов и форм закономерности и причинности. Особенно важно то, что предметом специального научного исследования все в большей мере становятся сам человек и особенности его сознания, познавательной и мыслительной деятельности в виде целого комплекса так называемых когнитивных наук, не говоря уже о специально-научных подходах и методах исследования социальной жизни человека. В целом можно с большой степенью вероятности утверждать, что недалеко то время, когда исследования многих проблем, являющихся неотъемлемой составной частью мировоззрения, будут осуществляться совместными усилиями философии и различных отраслей специализированного научного знания, что, в свою очередь, потребует внесения определенных корректив в понимание предмета и основного содержания философии.

Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Сознание современных людей становится все более планетарным и в этом смысле глобальным. Но эта тенденция к углублению внутренней целостности и взаимосвязанности человечества пока не находит адекватного отражения в политике, экономике, культуре, идеологии. Напротив, как отмечалось выше, усиливается неравномерность развития государств, далеко не всегда обоснованная дифференциация в распределении общественных богатств, материальных благ, социальных условиях жизни людей и народов. И поныне не преодолено стремление решать международные и внутренние проблемы путем применения силы, т. е. с использованием экономических, финансовых, военно-технических средств, в особенности своего превосходства в мировых информационных технологиях и потоках (телевидение, все многообразные средства видео- и аудиопродукции, кино, Интернет, шоу-бизнес). Потому возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.

Серьезную угрозу представляют обострившиеся во второй половине XX в. кризисные ситуации в развитии западной цивилизации: экологические, антропологические, духовно-нравственные. По мнению многих мыслителей, политиков, ученых, под вопросом само существование человечества. Возникла потребность в новых стратегиях отношения к природе и к человеку, в более гармоничном сочетании всех форм реализации его творчески созидательной и преобразовательной деятельности.

Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему, правда по большей части обозначая и осмысливая имеющиеся здесь трудности, нежели предлагая конкретные пути и способы решения. Тем не менее не приходится сомневаться в том, что одна из наиболее фундаментальных предпосылок как постановки и осмысления этой проблемы, так и поисков путей и средств ее решения заключается в развитии диалога философских традиций Запада и Востока и в более общем виде - межкультурного диалога, жизненно необходимого в условиях плюралистической цивилизации.

Наконец, выскажу предположение, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В период своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относительно законченных систем преимущественно чисто теоретическими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по-видимому, попытается вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего времени - необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Положение философии в современном мире

Статус философии в современном мире многими исследователями оценивается неоднозначно. С одной стороны, она становится популярной и доступной из-за высокого уровня развития информационных технологий и уровня общения между людьми. Философский текст перестает быть редкостью. С другой стороны, философия может мешать меркантильным интересам современного общества , призывая к осмыслению глубинных основ мира и человеческой жизни.

Замечание 1

Современная философия – это не дело исключительно дело одного ученого-исследователя, но это широкий спектр обнаружения философских проблем и их решения. При этом философ здесь стремиться понять, что лежит в основе происходящих процессов в обществе и культуре посредством применения нестандартных методов познания.

Современная философия, как и другие гуманитарные и общественные науки, использует в своей работе междисциплинарные методы. Поэтому здесь так популярны философия культуры, философия моды, философская теология и т.д.

Роль философии

Современная философия продолжает линию осмысления специфики окружающего мира и общества. В рамках нее продолжает свое завершение направление постструктурализма и постмодернизма.

Современная ситуация в философии имеет следующие особенности:

  1. Исследование маргинальной культуры и ее артефактов.
  2. Недоверие к тоталитарному, всеобщему мышлению, фрагментация мысли.
  3. «Смерть автора», имеющая свое проявление в утверждении отсутствия всякого интеллектуального и текстологического канона.
  4. «Смерть субъекта», при которой познающий субъект перестает являться ментальным, интеллектуальным центром в научной деятельности.
  5. Концепт иронии как одного из главных принципов философствования, что выражается в использовании аллегорий, языковых игр и т.д.
  6. Совмещение философского и художественного текстов.

Разрешаемые задачи

Кроме описанного выше, в современной философии можно выделить ряд концептуальных проблем.

Эклектическая проблематика. Современная философия отказывается от поиска истины, она работает с интерпретацией традиции, исследует конкретные ситуации. Ее образом является не метанарратив, как в классической философии, а музей, случайное единство различных по своей сущности явлений.

Прагматизм. Истинность и значимость того или иного знания или технологического орудия признается, если это нечто способно быть реализовано на практике.

Агностическая проблематика. Она связана с квалифицированием любого вопроса философии как лингвистического вопроса. Всякая вещь и явление, по мнению современной философии, существует в сфере языка. Особенную популярность в связи с разрешением данной проблематики получает аналитическая философия, в общем, и концепция «языков игр Витгенштейна.

Политическая проблематика. Отвергаемый современной философией метанарратив понимается ею как проявление власти, унифицирующей, подчиняющей идее всеобщего индивидуальные особенности личности человека. Современная философия против этого, поэтому она стоит на позициях плюрализма. На практике это выражается в разработке нетрадиционных политических и общественных учений, в поддержке маргинальных социальных групп и т.д.

Для современной философии классическими являются понятия хаос, деконструкция, децентрация, ирония, цитата и др.

Положение систематической философии

Замечание 2

Ни одна из современных школ не вырабатывает проект систематической философии. Наоборот каждая из них стоит на позициях не допустимости этого. Причина тому релятивистские установки философии и фрагментация своего предмета исследования ею. Всех ближе в этом плане к классическому типу философствования будет стоять аналитическая философия.

В связи с этим, в современной философской мысли сложился принцип «мертвой руки», который означает неприятие традиции, ее теоретическое переосмысление. Кроме этого, отношение к традиции характеризуется следующими понятиями: цитата, интертекстуальность, пастиш и др.

(вместо заключения)

Как мы уже знаем, философия - это форма духовной дея­тельности, направленной на постановку, анализ и решение ко­ренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся та­кие проблемы, как постижение своеобразия человека и его мес­та в универсальном целостном бытии, смысл и назначение че­ловеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и соз­нания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно органи­зованной, одновременно целостной и внутренне дифференци­рованной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретиче­ское ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философ­ская антропология) и учения об обществе (социальная филосо­фия). С другой стороны, вокруг этого теоретически системати­зированного фундамента достаточно давно сформировался це­лый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия нау­ки, философия религии, философия права, политическая фи­лософия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодейст­вии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззрен­ческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогно­стическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточ­нялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды кру­тых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное челове­чество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основ­ном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информацион­ном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается от­крытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие воз­можность лучше понять как собственное содержание филосо­фии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, опре­деляя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.

По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности че­ловека, ориентированной на решение коренных мировоззрен­ческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на иссле­дование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего - продуктивной творческой деятельности, взя­той во всем многообразии ее типов и форм, а также на иссле­дование природы и функций языка в его современном обоб­щенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того спе­цифического типа реальности, каковой является так называе­мая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем буду­щем усилится тенденция к обретению философией своего ста­туса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В пе­риод своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относи­тельно законченных систем преимущественно чисто теоретиче­скими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд кон­кретного живого человека. Философия, по-видимому, попыта­ется вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего вре­мени - необходимой человеку в осмыслении и решении про­блем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

На сайте сайт читайте: философия. севастьянов м а..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Севастьянов Михаил Александрович
Философия. Конспект лекций. Учебное пособие.-М.:НОУ МЭЛИ 2009г. В учебном пособии раскрываются основные мировоззренческие проблемы философской науки. Учебное пособие в кра

О способах, методах, приемах познания и преобразования как природной, так и социальной действительности
2. Идеалы как конечная цель стремлений и деятельности, совершенство, образец. 3. Ценности – важность, нужность, значимость чего-либо в диапазоне от общечеловеческого до индивидуальных. Цен

Уровни мировоззрения
1. Обыденное Это мировоззрение, которое формируется стихийно на основе опыта и знаний людей, полученных в результате их повседневной жизнедеятельности. Обыденное мировоззрение вкл

Исторические типы мировоззрения
1. Мифологическое мировоззрение. 2. Религиозное мировоззрение. 3. Философское мировоззрение. Мифологическое мировоззрение – это система взглядов н

Основные вопросы
1. Философия как особый вид знания и тип мировоззрения. 2. Предмет, структура и функции современной философии. Литература Спиркин А.Г. Философия. Учебник

Основной вопрос философии
«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Ф. Энгельс.) Основной вопрос философии:

Специфика (особенность) философского знания
1. Это знание о сущностях и закономерностях всего существующего. 2. Это знание общего и всеобщего характера. 3. Стремление объяснить мир, философские проблемы опир

Историческое развитие представления о предмете философии
Пифагор – «любовь к мудрости». Сократ – средство познания добра и зла. Платон – особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия. Аристотель

Социальные функции философии
Функция философии – это роль, назначение, которую выполняет философия относительно потребностей общества, человека. 1. Мировоззренческая. 2. Познав

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое философия? 2. С постановки каких проблем начинается философия? 3. Чем характеризуется философское мировоззрение? 4. В чем заключается специфика философского

Исторические типы философии
Учебные вопросы: 1. Древняя философия: А. Философия Древней Индии и Китая Б. Философия Древней Греции. 2. Философия Средневековья и эпохи Возрожд

Философские школы Древней Индии
Ортодоксальные (астика) Признавали авторитет Вед и разделяли убеждения их авторов · Санкхья (Капила) · Йога (Патанджали) · Веданта (Бадараяна)

Буддизм и его основные идеи
Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии. Основатель учения Гаутама Будда. 1. Главная идея буддизма – «Средний путь»

Четыре благородных истины буддизма
Путь достижения Нирваны связан с усвоением «четырех благородных истин»: · Земная жизнь полна страданий. · Причина страданий – желания (жажда наживы, славы, удовольствий и т.д.)

Некоторые важные понятия философии Древнего Китая
· Дао – всеобщий космический закон; естественный ход вещей; Абсолют как высшее состояние бытия; начало и конец всех вещей; символ высшей космической гармонии. · Дэ

Видение мира и окружающей действительности с позиций древнейших китайских национальных школ
· Восприятие Китая как центра существующего мира. · Осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов. · Слитность отдельно

Даосизм
Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построение и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, прир

Основные идеи даосизма
· Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями. · Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругоо

Качества, которыми должен обладать руководитель (начальник)
· Подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам. · Управлять на основе добродетели. · Обладать необходимыми знаниями. · Верно служить стране, быть патриотом.

Афоризмы конфуция
· Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. · Благородный муж винит себя, низкий человек винит других. · Благородный муж думает о морали, долге и о том, к

Древнегреческая философия
Древнегреческой называется философия (учения, школы) выработанная греческими философами, проживающими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремеслен

Досократические школы Древней Греции
1. Милетская школа «физиков» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). 2. школа пифагорейцев. 3. Школа Гераклита Эфесского. 4. Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс Самосский).

Афоризмы пифагора
Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Будь другом истины до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости.

Философы милетской школы
1. выступали со стихийно материалистических позиций; 2. занимались наряду с философией точными и естественными науками; 3. пытались объяснить законы природы (за что получили свое

Анаксимандр (610 -540 г.г. до н.э.)
Ученик Фалеса, естествоиспытатель, географ и натурфилософ. · Первоначалом всего сущего считал «апейрон» - бесконечное, неопределенное материальное первоначало. · Дал первую характ

Анаксимен (546-526 г.г. до н.э.)
Ученик Анаксимандра. · Первоначалом всего сущего считал воздух: все вещи представляют его порождения, образуясь путём его сгущения или разрежения. · Другие изменч

Атомисты
Материалистическая философская школа (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атом

Софисты
Философская школа, существовавшая в 5 – пер. полов. 4 вв до н.э. (Протагор, Горгий, Продик, Критий). «Софисты» - мудрецы, учителя мудрости. Они выступали в качестве философов-педагогов, обучавших ф

Протагор (5 в до н.э.)
Основное кредо Протагора: «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» · Критерием оценки окружающей действительности, хорошего

Основные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля
Сократ (469-399 до н.э.) – полемист, мудрец, философ-педагог. · Свою просветительскую деятельность вел в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы, диалога,

Афоризмы Сократа
Брак, если говорить правду, зло, но необходимое зло. Ваятель должен во внешности выражать душевную деятельность. Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели,

Философия Платона
Платон (427-347 гг до н.э.) – ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, создатель системы объективного идеализма. Наиболее важные сочинения Платона: «Апология Сократа», «

Философия Аристотеля
Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, основатель Афинской школы «Ликей», воспитатель Александра Македонского. Отец многих наук, таких как психология, логика, биология, эстетика и др.

Основные философские идеи Аристотеля
1. Не существует «чистых идей», эйдосов, не связанных с окружающей действительностью. Они являются отображением вещей и предметов реального мира; 2. существуют только единичные и конкретно

Афоризмы Аристотеля
Быть свободным - значит иметь равные права на справедливость. Быть смелым значит: считать далёким всё страшное и близким всё внушающее смелость. Внутренние распри

Аристипп из Кирены (430 - 355 г. до н.э.)
Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю. Необходимо либо вовсе не приближаться к царям, либо говорить им лишь то, что им приятно. Мудрецы не умеют разгова

Афоризмы Цицерона
Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность. Трудности, доставляющие славу, переносятся с легкостью. Ненавижу мудреца, который не мудр для себя. Мы долж

Философия Средневековья
Средневековая философия – это философия эпохи феодализма в Европе в 5-15 веках. · Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение – распадом этого

Основополагающие догматы средневековой философии
Догмат творения. Согласно догмату творения: · Бог сотворил окружающий мир из ничего; · Творение мира есть результат акта Божественной воли;

Патристика и схоластика
Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв, имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование х

Важнейшие проблемы схоластической философии
· Рациональное доказательство бытия бога; · Креационизм; · Соотношение веры и разума; · Свобода воли и теодицея; · Провиденциализм; · Бо

Афоризмы Августина Аврелия
Время врачует раны Воля в нас всегда свободная, но не всегда добрая Верь, чтобы понимать Если зла нет, то сам страх перед ним есть зло Кто ненавидит мир? Те, кто

Фома Аквинский (1225-1274)
· Доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма, - направления католической Церкви. Разработчик основ католицизма.

Афоризмы Фомы Аквинского
Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бесполезны Историческое значение средневековой теоло

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса)
Это особый этап в истории философии, характеризующийся утверждением новой формы философствования, строящийся на принципах независимых от философской схоластики. Пер

Афоризмы Данте Алигьери
Следуй своей дорогой и пусть люди говорят что угодно Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена великих нравственных переломов сохранял нейтралитет Франче

Николай Коперник (1473-1543)
Основные положения картины мира, предложенной естествоиспытателем: · Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); · Солнце является центром, Земля вращается вокру

Галилео Галилей (1564-1642)
На практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: · Изобрел телескоп; · С помощью телескопа исследовал небесные тела; · Доказал, что небесные т

Политическая философия Николо Макиавелли (1469-1527)
Основное произведение «Государь». · Человек обладает изначально злой природой; · Движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде

Словарь основных терминов
· Возрождение (или Ренессанс) – термин, обозначающий переходную эпоху от средневековья к Новому времени. Хронологические границы эпохи Возрождения – 14 – 16 (17) вв. ·

Философия Нового времени 16-17 вв
Особенности эпохи: · Начало первых буржуазных революций (в Нидерландах и Англии) и утверждение капиталистического промышленного развития; · Ослабление влияния цер

Дуализм Р. Декарта
· Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой; · Исходя из того, что челов

Учение Р. Декарта о субстанции
Для характеристики сущности бытия Р. Декарт вводит понятие субстанции. · Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого с

Учение Р. Декарта о врожденных идеях
· Суть данной теории в том, что духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Это особый род знаний, который не нуждается в доказательстве. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достове

Основные философские идей Френсиса Бэкона
· Философия должна иметь прежде всего практический характер; там, где она остается умозрительной (схоластикой), она неистинна. · Суть основной философской идеи Ф. Бэкона за

Учение Ф. Бэкона о методе познания
· Бэкон выдвинул главным методом познания индукцию. Этот метод философ разрабатывает в своем главном труде «Новый Органон». «Органон» - в пер. с греч. – означает орудие, инструмент, средство

Призраки театра
· «Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; · «Призраки пещеры» - заключаются в ошибках индивидуального характ

Афоризмы Ф. Бекона
Законы подобны паутине: мелкие насекомые в них запутываются Нет больше вреда для державы, чем принимать хитрость за муд­рость. Что самое главное в государственных делах? - Смелос

Афоризмы Э. Роттердамского
Лишь одним дуракам даровано умение говорить правду, никого не ос­корбляя. Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад. Начать войну легко, а закончить трудно.

Философия И. Канта (1724-1804)
· Основоположником немецкой классической философии считается И. Кант. Творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: (1) докритический – до начала 70-х годов 18 века; (

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831)
Гегелем были выдвинуты и разработаны: · Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является Абсолютная Идея, Мировой Дух); · Диале

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). Немецкий философ
Великий человек осуждает людей на то, чтобы они его объясняли.

Немецкий философ, разрабатывающий концепцию антропологического материализма
Основные философские труды: · «Сущность христианства»; · «Основные положения философии будущего»; · «Лекции о с

Недостатки философии Л. Фейербаха
· Критика им Гегеля носила односторонний характер: отрицая идеализм, он недооценил гегелевскую диалектику; · Чрезмерное преувеличение «природной» стороны в человеке и недооценка социальной

Фейербах Людвиг Андрюс (1804-1872). Немецкий философ
Чтобы познать человека, нужно его полюбить. Где мораль утвер

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом; нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя
Все великие всемирно-исторические события и личности появляются дважды: один раз в виде трагедии, второй раз - в виде фарса. Все виды экономии в обществе сводятся в конечном счёте к эконом

Нужно, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым
Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Революции - локомотивы истории. Теория становится материальной силой, как только овладевает массам

ЛЕНИН Владимир Ильич (Ульянов) (1870-1924). Российский политический деятель
Всё искусство управления и политики состоит в том, чтобы знать, где сосредоточить сво

Афоризмы Ларошфуко
Ум служит нам порою для того, чтобы смело делать глупости. Радости и несчастья, которые мы испытываем, зависят не от разме­ров случившегося, а от нашей чувствительности.

Основные черты русской философии
· В нашем конспекте не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это соответствует тому, что в учебниках математики рассматривается не немецкая или французская матем

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1784-1948). Российский философ
· ФИЛОСОФИЯ Н.А.БЕРДЯЕВА: ЧЕЛОВЕК - ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО

Есть одно мерило, которым можно измерить свободу, это веротерпимость
По-настоящему любит свободу тот, кто утверждает её для другого. Нетерпимость, смягчённая форма фанатизма, есть всегда сужение сознания, непонимание множественности и индивидуальности жизни

Философия как творческий акт ничего общего не имеет ни с познанием натуралистическим, ни с познанием математическим - она есть искусство
Само сознание человека, как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать.

Женщины лживее мужчин, ложь есть самозащита, выработанная историческим бесправием женщины
Мир не есть мысль. Мир есть страсть и страстная эмоция. В творческом подъёме преодолевается подавленность, а это самое главное. Оптимизм и пессимизм одинаковы формы детерминизма,

Война и революция - судьи людей и народов
Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, всё для неё уже подготовлено. История человечества есть в значительной с

Искусство освобождает от рабства у обыденности
Существование личности предполагает существование сверхличных ценностей. Личности человека нет, если нет бытия, выше его стоящего, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить.

С точки зрения общественного благополучия можно оправдать любое бесправие
Если наука переходит в философию, то философия переходит в религию. Трагична не только неразделённая любовь, трагична всякая любовь по самой своей сущности, так как она не знает удовлетвор

Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым
Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку. Добрые дела”, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, с

Философия наших дней
· Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно философское направление, и

Гуссерль Эдмунд (1859-1938). Немецкий философ
Человек не может мыслить (не может сохранить способ существования мыслящего существа)

Гадамер Ханс Георг (р. 1910). Немецкий философ
Всегда смысл текста превышает авторское понимание. Всякий перевод уже являет

Есть философы, которые существуют, чтобы поддерживать статус-кво, и другие, которые существуют, чтобы преобразовать его сверху донизу
Идеология на самом деле одно из орудий образования стада. К очень неприятным явлениям нашего времени относится то, что только ограниченные люди оказываются очень уверенными в правоте своег

Ненавидеть врагов легче и увлекательнее, чем любить друзей
Не старайся избегать искушений: со временем они сами начнут тебя избегать. Никому ещё не удалось создать философию одновременно и правдоподобную и внутренне последовательную. Нищи

При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре - править
Свобода мнения может существовать только тогда, когда правительство уверено в своей безопасности. Стоик добродетелен не для того, чтобы делать добро, а делает добро, чтобы быть добродетель

Витгенштейн людвиг (1889-1951). Австрийский философ
Смысл мира должен лежать вне его. В мире всё есть, как оно есть, и всё происходит так

Свобода воли состоит в том, что поступки, которые будут совершены впоследствии, не могут быть познаны сейчас
· ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ · Если местом становления аналитического направления в философии по праву можно считать Англию (Кембридж), где рабо

Поппер Карл Раймунд (1902-1994). Австрийский философ, социолог
Без демократического контроля не может быть ни малейшего основания, почему бы правите

Попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней
Признание историцизма с необходимостью предполагает ту или иную форму тоталитаризма. Кто хочет управлять историей, тот должен управлять человеческим разумом, совестью, действиями. Для этого необход

Тот, кто учит, что править должен не разум, а любовь, открывает дорогу тому, кто будет убежден, что править должна ненависть
Хотя история не имеет цели, мы можем навязать ей свои цели, и хотя история не имеет смысла, мы можем придать ей смысл. Человеческая нужда - вот насущная проблема государственной политики.

Философия бытия
Учебные вопросы: 1. Бытие как философская проблема. 2. Виды и формы бытия. Литература: Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М.: Гардарики,

Историческое осмысление категории бытия
Термин «бытие» был введен в философию древнегреческим философом Парменидом. Согласно Пармениду, бытие – это то, что действительно ес

Понятие бытия
Бытие– философская категория, служащая для обозначения всего того, что реально существует. Это и материальные явления и социальные процессы и творческие акты, происходящие в сознан

Формы движения материи (по Ф. Энгельсу)
· Механическая; · Физическая; · Химическая; · Биологическая; · Социальная. Основные группы форм движения:

Онтологическая структура бытия согласно Г. Гегелю
Абсолютная идея сама по себе (Мировой разум=Бог) Логическая ступень развития. Абсолютная идея. Природа как инобытие Абсолютной ид

Естественно-научное определение материи
· Материя есть объективная реальность. · Элементы структуры материи: - неживая природа, - живая природа, - социум (общество). · Материя – это вся совоку

Материя и ее атрибуты
· Философское определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, ото

Мегамир (бесконечный космос)
- метагалактика (доступная изучению часть Вселенной); - скопления и системы галактик; - Галактики; - звездные скопления и системы; - планетные системы и Звезды;

Структура материи (материального бытия)
В зависимости от основных способов существования материи выделяются: · Неживая природа в единстве: элементарных частиц, атомов, молекул, звездных систем, галактик и метагалактик, веществ и

Движение как способ существования материи
· Материя существует и проявляет себя только в движении; · Движение применительно к материи есть изменение вообще. · Свойства движения: - объективность;

Формы существования материи
· Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, расположение элементов внутри материальных объектов и объектов между собой. ·

Основные концепции пространства-времени
· Субстанциальная (Декарт, Эпикур, Ньютон). - пространство и время не связаны между собой; - пространство и время не связаны с материей и существуют сами по себе

Словарь
· Бытие – философская категория, которая служит для обозначения всего существующего, независимо от того, знает ли человек об этом существовании или нет. · Реальность (от лат. вещественный)

Принципы и законы диалектики
Структура диалектики: · Принципы диалектики: - принцип развития; - принцип всеобщей связи; - принцип детерминиз

Закон единства и борьбы противоположностей
Закон дает представление об источнике и механизме развития явлений реальной действительности и мышления. Позволяет ответить на вопрос, почему идет развитие. ·

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Данный закон характеризует механизм образования качественно новых явлений и процессов. Закон позволяет ответить на вопрос, как происходит развитие, возникновение нового. &n

Методологическое значение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений
· Закон указывает на необходимость познания качественной определенности процессов и предметов, на анализ их сходства и различия между собой. · Закон требует проводить объективный и точный

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, куда идет развитие и раскрывает его направленность. · Центральная категория данного закона – диалектическое отрицание.

Состояние начального отрицания
(исходное) состояния Закон отрицания отрицания показывает, что развитие идет через цепь диалектических отрицаний, которые обеспечивают устранение старого, утверждение ново

Словарь
· Диалектика – философское учение о взаимосвязи и развитии всех видов и форм бытия. · Объективная диалектика – диалектика объективного мира, представляет собой совокупность связей и отноше

Сознание, его происхождение и сущность
Основные философские концепции происхождения сознания: · Идеалистическая концепция – сознание существует изначально до появления материи и

Отражение
Отражение – это способность материальных образований (объектов, предметов) при взаимодействии друг с другом изменяться или сохранять следы взаимодействий. Формы от

Биологические предпосылки и социальные факторы возникновения сознания
· Биологические предпосылки: - развитие нервной системы и особенно головного мозга; - развитие первой сигнальной системы; - изменение строения тела (прямохождение, развит

Структура сознания
· В зависимости от основных состояний сознания в нем выделяются: - знания; - эмоционально-чувственные состояния; - волевые состояния; - ценностные установки;

Сущность и структура общественного сознания
· Общественное сознание – совокупность идей, теорий, концепций, программ, взглядов, норм, традиций, привычек, мнений, слухов и других духовных образований, отражающих общественное бытие конкретного

Словарь
· Адаптация (от лат. – приспособление) – вид взаимодействия личности или социальной группы со средой. · Социальная адаптация – приспособление среды к своим потребностям, видоизменение сред

Теория познания
Гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучается природа познания. 5.1 Основные гносеологические концепции: ·

Формы отражательно-познавательных связей между
субъектом и объектом: · Связи отражения (от объекта к субъекту); · Связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе от

Философия общества
Социальная философия – философское учение об обществе. 6.1 Основные проблемы социальной философии: · Сущность общества. · Происхождение

Теории развития общества
1. Эволюционного типа: · Теория Г. Спенсера. · Теория Э. Дюркгейма. · Теория Ф. Тенисса. · Теория индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу).

Материально-производственная (экономическая) сфера жизни общества
Материально-производственная (экономическая) сфера – жизнедеятельность общества по воспроизводству, хранению, распределению, обмену и потреблению материальных ценностей, удовлетворе

Структура способа производства
1.Производительные силы: · Люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками; · Средства производства (предметы труда – те объекты, на которые направлен труд людей

Политико-правовая сфера жизни общества
Политико-правовая сфера жизни общества основана на осознании социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием власт

Социальная сфера жизни общества
Социальная сфера жизни общества – необходимая подсистема, характеризующая положение людей в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости. &

Духовная сфера жизни общества
Духовная сфера жизни общества связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов общества и развитием духовного мира человека.

Понятие гражданского общества
Гражданское общество – человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединений, организаций, ассоциаций, Союзов

Философия истории
Философия истории – наука и раздел философии, исследующая логику и направленность закономерного развития общества, единство и многообразие исторического процесса, п

Линейная концепция развития
Христианская традиция развития: · Исторический процесс есть единая линия, направленная в будущее; · Начало истории – в божественном творении мира,

ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889-1975). Английский историк и социолог
Общество, как и пространство, не является и не может быть ничем иным, кроме как посре

Концепция круговорота истории Д. Вико (1668-1744)
Основной труд: «Основания новой науки об общей природе наций». Основные идеи: · Допускал существование божественного начала, от которого якобы исходят законы истории; · В

ВИКО Джамбаттиста (1668-1744). Итальянский философ
На трёх пороках, ведущих людей по ложному пути, - на жажде крови, скупости и честолюбии - основывает законодательство войско, торговлю и двор. Основ

Формационный (спиралевидный) подход к истории
Предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Основные идеи: · Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических фор

Формационный подход к истории
Достоинства: · Понимание истории как закономерного объективного процесса; · Глубокая разработка экономических механизмов развития; · Реал


ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936). Немецкий философ, историк
Каждая культура имеет свою эпоху расцвета и все впадают в эпоху окостенения цивилизац

Философские проблемы будущего
Футурология – область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов. 8.1 Философия решает ряд методологических

Глобальные проблемы человечества
· Духовный кризис; · Угроза мировой войны с применением оружия массового уничтожения; · Истощение природных ресурсов планеты; · Неравномерное социально-политическое разви

Словарь
Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающую

Словарь терминов по всему курсу
Абсолют - духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность. Абстракт - нечто выделенное, наделенное самостоятельностью и вложенное, как общее, в предмет исследования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль философии в современном мире

Введение

Каждый человек, когда-либо, задавался вопросом: «Что такое философия? И зачем она нужна?» Философия, как наука основывается на познании существа всего мироздания. В своем отражении она плотно переплетается со всеми областями науки, искусства, религии, помогая человеку познать себя и окружающий мир. Современная форма философии значительно отличается от более ранних форм.

Есть такое мнение, что философия - не школьная наука. Ее может постичь только человек, с большим жизненным опытом и долгими размышлениями. Конечно, ни то, ни другое не помешает. Но, может быть, именно детство и юность - лучшее время для начала. Философия любит спрашивать, для нее вопросы часто оказываются важнее ответов. Но детство и юность спрашивают чаще, чем другие эпохи жизни, а вопросы их бывают острее, фундаментальнее и чем вопросы людей зрелых. Подросток еще не включился в «систему», он зачастую критически относится к миру взрослых, хочет его понять и оценить. Но и здесь его союзник - философия. Он наивен, и философия, в сущности, наивна; он непрактичен, но и философия отвлекается от непосредственной пользы. Он идеалистичен, и философия тоже ищет идеалы. Философия борется с предрассудками, но у юных их еще нет.

1. Роль философии в обществе. Функции философии

Все функции философии можно разделить на две группы: мировоззренческие и методологические. В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:

Гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;

Социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;

Культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;

Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:

Онтология - учение о бытии;

Гносеология - учение о познании;

Социальная философия - учение об обществе;

Этика - учение о морали;

Эстетика - учение о прекрасном;

Логика - учение о законах мышления;

Философская антропология - учение о человеке;

Аксиология - учение о природе ценностей;

Методология - учение о методе;

История философии - учение о развитии философских знаний.

Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:

Философия науки - раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;

Философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире;

Философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;

Философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства;

Философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения;

Философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;

Философия религии - это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.

Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

2. Функции философии

Каковы же функции философии в сложном комплексе культуры? Прежде всего, философская мысль выявляет основополагающие идеи, представления, схемы действия и др., на которых базируется общественно-историческая жизнь людей. Их характеризуют как наиболее общие формы человеческого опыта, - или универсалии культуры. Важное место среди них занимают категории - понятия, отражающие самые общие градации вещей, типы их свойств, отношений. В своей совокупности они образуют сложную, разветвленную систему взаимосвязей (концептуальные «сетки»), задающих возможные формы, способы действия человеческого ума. Такие понятия (вещь, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина - следствие, случайное - необходимое, часть - целое, элемент - структура и др.) приложимы к любым явлениям или, по крайней мере, к обширному кругу явлений (природа, общество и др.). Например, ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись без понятия причины. Подобные понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Потому их и относят к предельным основаниям, универсальным формам (или «условиям возможности» культуры). Классическая мысль от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категориях. Эта тематика не утратила своего значения и сейчас. В схеме «ромашка» сердцевина соответствует общему понятийному аппарату философии - системе категорий. На деле, в действии - это весьма подвижная система связей базовых понятий, применение которых подчиняется своей логике, регулируется четкими правилами. Исследование и освоение категорий, пожалуй, по праву называют в наше время «философской грамматикой» (Л. Витгенштейн).

Многие века философы считали категории вечными формами «чистого» разума. Культурологический подход выявил иную картину: категории формируются исторически по мере развития человеческого мышления и воплощаются в структурах речи, в работе языка. Обращаясь к языку как культурно-историческому образованию, анализируя формы высказываний и действий людей, философы выявляют наиболее общие («предельные») основания речевого мышления и практики и их своеобразие в разных типах языков и культур.

В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии - онтологию (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, понятие, учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека - практические, познавательные и ценностные. Отсюда и название соответствующих разделов философии: праксиология (от греч. praktikos - деятельный), эпистемология (от греч. episteme - знание) и аксиология (от греч. axios - ценный). Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие универсалии. Они всегда относятся к конкретным историческим типам культур, а вместе с тем принадлежат и человечеству, всемирной истории в целом.

Помимо функции выявления и осмысления универсалий философия (как рационально-теоретическая форма мировоззрения) берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта.

Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала считалась задачей философов. Откуда же они черпали материал для этой работы? Изучение истории культуры свидетельствует: из всего многообразия человеческого опыта. В процессе исторического развития база философских обобщений изменялась. Так, на первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Например, разработанное в древнегреческой философии учение об атомистическом строении всего сущего, на много столетий предвосхитившее соответствующие конкретно-научные открытия, опиралось на такие практические наблюдения и навыки, как разделение материальных вещей на части (дробление камней, мельничное дело и т.п.). Кроме того, определенную пищу для обобщений давали и пытливые наблюдения самых различных явлений - пылинок в световом луче, растворения веществ в жидкостях и т.п. Были привлечены и освоенные к тому времени приемы делимости отрезков в математике, языковой навык сочетания слов из букв, а предложений и текстов из слов и др. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга видов опыта - вкупе с силой поднимающейся над частностями мысли - способствовали формированию общей концепции «атомистики».

Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли нередко служили толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (наблюдения «крайности сходятся», принципа «меры», перехода «количества в качество» и многих других). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. По мере развития форм труда, нравственной, правовой, политической, художественной и другой практики, с ростом и углублением обыденных и научных знаний база для философских обобщений существенно расширялась и обогащалась.

Формированию обобщенных философских идей способствовала (и продолжает способствовать) критика и рационализация нефилософских форм мировоззрения. Так, взяв от космогонической мифологии многие ее темы, догадки, вопросы, ранние философы переводили поэтические образы мифа на свой язык, поставив во главу угла рациональное осмысление действительности. В последующие эпохи философские представления нередко черпались из религии. Например, в этических концепциях немецкой философской классики слышны мотивы христианства, преобразованные из религиозной их формы в теоретические умозрения. Дело в том, что философской мысли, в основном ориентированной на рационализацию, присуще стремление выразить в общих понятиях принципы всевозможных форм человеческого опыта. Решая эту задачу, философы стараются охватить (в пределе) интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества, а вместе с тем осмыслить и отрицательный опыт трагических просчетов, ошибок, неудач.

Иными словами, на долю философии падает в культуре также важная критическая функция. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового видения мира обычно сопровождается развенчанием заблуждений, предрассудков. Задачу разрушения устаревших взглядов, расшатывания догм подчеркнул Ф. Бэкон, остро осознавший, что во все века философия встречала на своем пути «докучливых и тягостных противников»: суеверие, слепое, неумеренное религиозное рвение и другого рода помехи. Бэкон назвал их «призраками» и подчеркнул, что наиболее опасна среди них укоренившаяся привычка к догматическому способу познания и рассуждения. Приверженность заранее данным понятиям, принципам, стремление «согласовать» с ними все остальное - вот что, по мысли философа, является вечным врагом живого, пытливого интеллекта и более всего парализует истинное познание и мудрое действие.

По отношению к уже накопленному опыту миропонимания философия выполняет роль своего рода «сита» (или, скорее, цепов и веялки), отделяющего «зерна от плевел». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, стереотипы мысли и действия, схемы миропонимания. Однако они стараются не «выплеснуть вместе с водой и ребенка», стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать и развить дальше. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критического отбора (селекции), накопления (аккумуляции) опыта миропонимания и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными творческими (конструктивными) возможностями формирования обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. В философии выстраиваются, варьируются, мысленно «проигрываются» разные способы миропонимания («возможные миры»). Тем самым людям предлагается - как бы на выбор - целый спектр возможных мироориентаций, образов жизни, нравственных позиций. Ведь исторические времена и обстоятельства бывают разными, да и склад людей одной эпохи, их судьбы и характеры неодинаковы. Потому в принципе немыслимо, чтобы какая-то одна система взглядов годилась всегда и для всех. Многообразие философских позиций, точек зрения и подходов к решению одних и тех же проблем - ценность культуры. Формирование в философии «пробных» форм мировоззрения важно и с точки зрения будущего, которое полно неожиданностей и никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей.

Ранее сложившиеся формы дофилософского, внефилософского или философского миропонимания постоянно подвергаются критике, рациональному переосмыслению, систематизации. На этой основе философы формируют обобщенные теоретические образы мира в их соотнесенности с человеческой жизнью, сознанием и соответствующие данному историческому времени. На особый теоретический язык в философии переводятся также идеи, рождаемые в политическом, юридическом, нравственном, религиозном, художественном, техническом и других формах сознания. Усилиями философского интеллекта осуществляется также теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки - нарастающих массивов научного знания. Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление - необходимое условие гармоничной и сбалансированной мироориентации. Так, полноценная политика должна быть согласована с наукой и нравственностью, с опытом истории. Она немыслима без правового обоснования, гуманистических ориентиров, вне учета национального, религиозного и другого своеобразия стран и народов, наконец, без опоры на ценности здравого смысла. К ним приходится сегодня обращаться при обсуждении важнейших политических проблем. Мироориентация, соответствующая интересам человека, человечества в целом, требует интеграции всех основных ценностей культуры. Их согласование невозможно без универсального мышления, которому посильна та сложная духовная работа, которую в человеческой культуре взяла на себя философия.

Анализ важнейших функций философии в системе культуры (вместо попыток абстрактно вникнуть в суть данного понятия) показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности, а это не могло не сказаться и на понимании характера философских проблем.

3. Основные направления философии

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, культуры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Возможно ли каким-либо образом охватить это многообразное самоопределение философии с тем, чтобы в историю философии включать не только то, что мы сегодня понимаем под философией, но и то, что под ней понимали другие, в том числе в веках минувших? Поиском ответа на этот вопрос занимается методология историко-философского исследования как часть истории философии.

В марксистской традиции в основу рассмотрения историко-философского процесса были положены два принципа - принцип социокультурной обусловленности философского знания и принцип развития. Конкретизацией последнего принципа и выступило определение основного вопроса философии, предложенного Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1886 г.). Энгельс сформулировал основной вопрос, разделив его на два подвопроса. Первый подвопрос касается соотношения материального и идеального. Ответ на него служит основанием для разделения всех философских учений на два направления - материализм (признает первичность бытия, природы и вторичность сознания, идеального) и идеализм (признает первичность мышления, духа и вторичность, производность материального). Второй подвопрос касается вопроса познаваемости мира. Ответ на второй подвопрос - гносеологический - позволяет выделить две основные позиция - гносеологического оптимизма (утвердительный ответ, то есть мир познаваем) и агностицизма (оспаривает возможность исчерпывающего, достоверного познания сущности мира).

Историко-философский процесс предстает с точки зрения принципа развития как борьба материализма и идеализма, которая вела к взаимообогащению этих двух противоположных направлений. Идеализм и материализм являются монистическими (греч. monos - один) учениями, ибо их приверженцы отдают предпочтение одному из двух разных начал. Оба типа мировоззрения меняли свою историческую форму в тесной связи с развитием общества, науки, религии.

В своей эволюции идеализм и материализм прошли длительный путь, в процессе которого сложились их разновидности. Известны две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из первичности духа, который существует объективно, независимо от индивида, его сознания. Таким духовным первоначалом назывались Бог, мировой разум, абсолютная идея, мировая воля и т.п. Для субъективного идеализма характерно признание сознания субъекта в качестве первичного, определяющего субъективный дух - явление доприродное, творящее все сущее.

Материализм представлен тремя формами. Первая из них - наивный, стихийный материализм древних мыслителей Египта, Индии, Китая, античной эпохи. Другая форма материализма сложилась в XVII-XVIII вв. Это так называемый метафизический (механистический, сложившийся под влиянием развития механики и других опытных наук) материализм. Третья форма - сложившийся во второй половине XIX в. диалектический материализм, совместивший идеи и принципы диалектики и материализма.

При всем разнообразии форм идеализма и материализма общим для них является следование единому монистическому подходу в вопросе о том, что первично и что вторично.

Но наряду и монистическим взглядом на природу, общество и человека существует и дуалистический взгляд, согласно которому идеальное и материальное начала признаются не первичными или вторичными по отношению друг к другу, а независимыми. Кроме того, в одних случаях предпочтение отдается духовной субстанции, а в других - материальной.

Дуализм (греч. dualis - двойственный) - довольно распространенное в истории философии течение.

4. Основные этапы развития философии

Философия возникает как некая форма предфилософии, представляя собой особое образование уже с зачатками философского подхода к миру, но несущее на себе печать мифологического и религиозного к нему отношения. Изначально в философию включается целый ряд дисциплин, которые позже становятся самостоятельными: от математики до медицины и косметики. Такой широкий мыслительный охват, как в постановке, так и в решении проблем порождает соединение в ней рационально-теоретического или рефлективного подхода с ориентацией на выработку ценностных ориентиров, которые опираются на феномен веры, на эмоционально-образное, ассоциативное мышление.

Существовали самые различные попытки связать единое целое, когда возникающие и существующие в различных регионах земного шара философские системы являлись как бы звеньями одной философской цепи, которая завершалась какой-то современной философской системой. На самом деле, и это удивительно, то, что мы сегодня называем философией, возникает почти одновременно, в период с VII по V вв. до н.э.

В Вавилоне из шумерской мифологии и эпоса зарождаются философские представления о мире и месте в нем человека. В Древнем Египте, который оказал такое сильное воздействие на греческую философию, существовали элементы философского знания, связанные с процессами демифологизации. В Иране именно в этот период возникает заратустризм с его учением о мире. В Индии в VI в. до н.э. возникают классические ортодоксальные философские системы, например, веданта, йога. В этот же период возникают неортодоксальные философские системы, такие, как джайнизм, буддизм, санхья. В Китае в VI-V вв. до н.э. возникает конфуцианство, моизм, даосизм и рассматриваются почти все варианты философского постижения мира от скептицизма до материализма и нигилизма. В Древней Греции в VIII в. до н.э. Гомером и Гесиодом создаются первые элементы философского подхода к миру, космотеогонические системы орфиков и, наконец, философия семи мудрецов.

В философии всегда рассматривалась проблема человека в окружающем мире, в современной философии она также играет ведущую роль. В ней рассматриваются даже такие проблемы, как виза в Италию .

Современное общество сегодня уходит от социализма и капитализма, но необходимо сохранить все позитивное, что было создано человеком в прошлом.

Со временем человек все больше и больше осознает себя активным фактором окружающего мира и социальной среды. Это и определяет повышенные требования к современному человеку в плане его образования, нравственности и духовности, так как именно человек является сознательным соучастником в мировой эволюции. Именно повышение этих качеств человека может действовать на социальный строй как ортопедический матрас на позвоночник, укрепляя его и предотвращая развитие нежелательных болезней.

Современное человечество, перейдя на новый уровень развития, может значительно увеличить шансы выхода из состояния глобального кризиса. Все опасности реализации этой цели зависят в основном от самого человека, вернее от его невысокого уровня сознания, что обусловлено недопониманием причин и механизмов действия природных, социальных и антропологических явлений, как взаимодействия элементов единого мира.

Если по каким-то причинам сегодня человечество лишится философии, то ее утрата станет причиной непоправимых последствий. Ведь именно, продолжая развивать философию, люди не только увеличивают способности своего разума, но и нацеливают свои интеллектуальные возможности на понимание судьбы человечества. В двадцатом веке философы сделали множество открытий, которые в будущем, безусловно, отразятся на жизни человечества, позволяя избежать многих негативных последствий. Их можно сравнить с приобретением матрасов оптом, чтобы положить их в те места, где чаще всего падают люди. Современные философы смогли проникнуть в глубины человеческого сознания, научились определять его процессы, смогли убедиться в больших возможностях человеческой психики. Определив человека, как сознательно-деятельный фактор всего сущего, возможно, им удастся предотвратить многие кризисы и катастрофы, которые могут произойти из-за человеческого фактора. Хотя философия уже не влияет на людей так, как столетия назад (например, в Китае целая религия, основанная на размышлениях великого философа Конфуция), все-таки нельзя недооценивать ее роль влияния на формирование каждого человека и социума. А самым поразительным в этой науке является то, что даже виза в германию является в большинстве случаев актуальной и в настоящее время.

философия методологический

Заключение

Даже если вы не увлеклись философией, вы можете научиться видеть проблему там, где ее не заметят другие, и в то же время не делать трагедии из факта одновременного сосуществования несовместимых способов объяснения действительности (без чего нет современной науки); почувствуете отличие гипотезы от теории, метафоры от понятия, логического вывода от утверждения аксиом мировоззрения; поймете, как важно слушать собеседников, терпеливо сносить их «инакомыслие», формулировать и выражать свои идеи, стремясь не столько к самовыражению, сколько к пониманию может быть; может быть освоите трудное искусство безболезненно вступать в контакт с сообществом или индивидуумом, обладающим другим, непривычным способом мышления, другой психологией и другой системой ценностей: обретете способность не бояться авторитетов, но уважать их, развив в себе чутье к «высшему»: и уж совсем хорошо, если поймете, что в мире есть тайны, превосходящие возможности нашего разума, о которых тем не менее можно мыслить, не жертвуя достоинством, ясностью и честностью интеллекта.

Список источников

1. Я.С. Яскевич Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич - Минск, 2006 - 308 с.

2. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков - Мн.: Выш. шк., 2008. - 431 с.

3. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 608 с.

4. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие философии, ее основные разделы, круг изучаемых вопросов и отличия от всех других наук. Мифология и религия как истоки возникновения философии. Характеристика основных функций философии. Основная специфика и особенности философского знания.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Характерные черты русской идеалистической философии, основные представители и их взгляды. Сущность аксиологической, эвристической, гуманистической и методологической функций философии. Специфика философского знания, ее основные отличия от религии.

    тест , добавлен 15.02.2009

    Предмет философии и ее функции. Главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости. Основные разделы философии. Возникновение философии, этапы ее развития. Основные философские проблемы. История мировой философии.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2003

    Особенности деления философского знания на разделы. Роль индийской фиософии в развитии мировой культуры. Синтез западноевропейской и индийской философии. Социокультурные истоки и этапы развития индийской философии. Основные положения буддизма, джайнизма.

    реферат , добавлен 11.10.2011

    Понятие и структура мировоззрения, его основные исторические типы (миф, религия, философия). Исторические изменения предмета философии. Характеристика социальных функций философии. Соотношение философии и современной науки. Специфика философского знания.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Структура и специфика философского знания. Понятие материи в философии, бытие и небытие. Идея развития в философии: детерминизм и индетерминизм. Чувственное и рациональное в познании. Философская проблема интуиции. Этапы и направления развития философии.

    курс лекций , добавлен 14.06.2009

    Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия как особый тип мировоззрения. Основные определения философии. Познание необъятного как цель философии. Предмет и аспекты философии. Функции философии в культуре. Структура философского знания.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Смысл, основное содержание, функции и основные методы философии. Становление философии: от мифа к логосу. Специфика философского мировоззрения, структура философского знания. Философия как форма самосознания культуры. Приобретение опыта самопознания.

    реферат , добавлен 10.03.2013

    Предмет и структурные элементы философии. Аспекты дифференциации философских методов. Появление и развитие диалектики и метафизики. Система взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций философии, их характеристика. Роль философии в развитии культуры.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    История возникновения философии, формы духовной деятельности человека, направленной на выработку мировоззрения, системы взглядов на мир и роль человека в нём. Специфика философского подхода к рассмотрению мира. Исследование структуры и функций философии.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.