Программа обучения занкова. Школьный гид

Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития, направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.

Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития , направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.

Сразу отметим, что методика Занкова несколько отличается от большинства используемых сегодня систем раннего развития (таких как методика Монтессори, Вальдорфская система или методика Сесиль Лупан), поскольку основной упор в ней делается не на развитие внимания, памяти и воображения, а на общее развитие личности – чувств, воли и ума ребенка. Может быть именно поэтому отношение родителей к данной системе двоякое: кто-то ее ругает, а кто-то считает одной из лучших методик развития.

Несколько слов о Занкове


Леонид Владимирович Занков – известный советский психолог, добившийся значимых результатов в области педагогической психологии, памяти, запоминания и дефектологии. В ходе своей профессиональной деятельности провел целый ряд исследований, результаты которых и легли в основу авторской дидактической системы, способствующей психическому развитию детей, главный принцип которой построен на развитии искреннего интереса к обучению и стремления к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы.

Практически всю свою жизнь Леонид Владимирович посвятил вопросам, связанным с психологией детей, отстающих в умственном развитии, и проблемами их обучения и воспитания. В своих многочисленных работах Занков убедительно доказал, что умственно отсталый ребенок не столько опаздывает на несколько лет в развитии по сравнению с нормально развивающимися детьми, сколько иначе развивается по мере своего взросления. Также он доказал, что во время занятий с умственно отсталыми детьми за основу необходимо брать коррекционно-воспитательные воздействия, учитывающие особенности развития каждого отдельно взятого ребенка и опирающиеся на его компенсаторные возможности.

Особенности методики Занкова


Основная цель методики Занкова заключается в воспитании у ребенка отношения к себе как к самодостаточной Личности, имеющей право на собственное мнение, способной аргументировано отстаивать его и умеющей здраво рассуждать. Именно поэтому вся система занятий построена на самостоятельности ребенка, когда педагог не "вбивает" знания в голову детей, а заставляет каждого из них "докопаться" до них самостоятельно. Дидактические принципы системы Занкова – это:

  • высокий уровень трудности обучения (однако с обязательным соблюдением меры трудности, то есть без форсирования развития);
  • быстрое освоение материала, которое достигается в том числе и за счет постоянного обогащения учебного предмета со стороны учителя;
  • осознание ребенком процесса обучения, где все знания являются единым целым (поэтому новые знания, связываясь с уже изученным материалом, легко усваиваются);
  • ведущая роль теоретических знаний (другими словами, вопросы перед ребенком ставятся в общем виде, чтобы побудить его к самостоятельному мыслительному процессу);
  • работа над развитием каждого ребенка, независимо от его уровня развития.

Согласно дидактической системе Занкова основной мотивацией учебной деятельности ребенка должен стать познавательный интерес. Поэтому методика предполагает вовлечение учащихся в дискуссии, различные виды деятельности, дидактические игры, а также использование различных методов обучения, направленных на обогащение мышления, воображения, речи и памяти.

Как проходят занятия по методике Занкова


Построение занятий по системе Занкова имеет целый ряд отличительных особенностей, не принятых в современной российской педагогике. И, прежде всего, это проявляется в построении доверительных отношений между учащимися и учителем. При этом педагог не отказывается от руководящей роли, и адекватно реагирует на ошибки и проступки ребенка. Лучше всего характеризует атмосферу в занковском классе знаменитое выражение самого Занкова: "Ребенок тоже человек, только маленький".

Непосредственный процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы ребенок стремился добывать знания самостоятельно – для этого урок ведется в форме дискуссии, во время которой ученик может спорить не только со своими одноклассниками, но и с учителем. Активность на уроке всячески поощряется, даже если ребенок высказал ошибочное суждение.

Чтобы ребенок развивался всесторонне и полноценно система Занкова предусматривает большое разнообразие форм обучения: одновременно с занятиями в классе практикуются экскурсии в театры, музеи, на природу, концерты, разные предприятия и т.д. Другими словами, данная система охватывает не только процесс обучения, но и внеурочную работу.

Недостатки методики Занкова

Главный недостаток системы Занкова заключается в том, что обучение по его методике по силам далеко не каждому ребенку (хотя автор и уверял, что справиться с ней может любой ребенок, независимо от уровня умственного развития). И дело не столько в сложности заданий, сколько в быстром темпе изучения материала.

Не менее важным недостатком данной методики раннего развития является отсутствие разработанной программы для обучения в средней и старшей школе. В итоге, ребята из занковских классов переходят в классы, в которых обучение проходило по традиционным программам, и начинают откровенно скучать, поскольку большую часть материала они уже изучили в младших классах по обучающей программе Занкова .

Ну и самое главное, эффективность обучения по методу Занкова целиком и полностью зависит от учителя и его способности "отойти" от традиционных методов преподавания, и создать в классе дружескую и доверительную атмосферу. К большому сожалению, практика убедительно доказывает, что на сегодняшний день в нашей стране очень мало учителей, допускающих, что у ребенка может быть свое собственное видение того или иного вопроса, и позволяющих детям оспаривать собственные суждения.

Ведущую роль в образовании занимают теоретические знания. Обучение проходит на высоком уровне трудности, большой объем изучаемого материала, быстрый темп его прохождения. Эти трудности рассчитаны на самостоятельное преодоление учениками. Учитель работает над общим развитием каждого ученика. Подход Занкова направлен на развитие творческих способностей ребенка. Главная цель системы заключается в том, чтобы ученик получал удовольствие от познавательной деятельности.

Урок по системе Занкова

Урок по системе Занкова значительно отличается от традиционного урока. Познавательная деятельность учеников может активизироваться только при доверительной атмосфере в классе. Между учителем и учениками должны наладиться добрые отношения и обязательно должно присутствовать взаимоуважение. Дети должны свободно чувствовать себя на уроке и не бояться самовыражения, при этом понимая, что учитель в классе все же остается главным. Учитель должен адекватно и правильно реагировать на ошибки и поступки учащихся. Ни в коем случае не допускается грубое или унизительное отношение к ученикам.

Урок строится в виде дискуссии. Ученики должны уметь оспаривать мнение не только одноклассников, но и учителя, если они несогласны и не бояться высказывать свою точку зрения. Учитель грамотно исправляет ошибки и не ставит плохих оценок, а, наоборот, любая активность на уроке поощряется. Ученики самостоятельно добывают знания, а учитель лишь помогает и направляет на правильный путь.

Кроме обычных уроков в классе, система предполагает посещение экскурсий, походов в театры, музеи, на природу. Это помогает разнообразить обучение и расширяет кругозор детей.

Особенности учебников

В учебниках, предназначенных для обучения по системе Занкова, нет разделов с повторением пройденного материала. Этот материал включен в следующий новый параграф. На уроках используются тетрадки-раскраски. Они помогают заинтересовать детей и развивают их воображение. В учебники включен материал для детей с разными типами мышления. В рабочих тетрадях по русскому языку имеются задания для учеников по самоконтролю и самоанализу.

Каким должен быть учитель?

Учителя, работающие по системе Занкова, должны отличаться от других в первую очередь своей гуманностью. Они должны добровольно выбрать эту систему, почувствовать, что этот подход к обучению идеален для них. Эта система является государственной, поэтому любой учитель, решивший взять ее за основу, может пройти переподготовку на специальных курсах.

Начальное общее образование

Линия УМК Занкова. Литературное чтение (1-4)

Линия УМК Занкова. Математика (1-4)

Линия УМК Занкова. Окружающий мир (1-4)

Линия УМК Занкова. ОРКСЭ (4)

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

«Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии» (Л.С. Выготский)

Педагогические основы системы

Академик Л.В. Занков и его сотрудники – специалисты в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики – открыли закономерности воздействия внешнего влияния на развитие младших школьников. Они доказали, что не всякое обучение способствует оптимальному развитию возможностей ребенка.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Особенности отбора и структурирования содержания учебных курсов

Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний. Тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников У детей XXI в. мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям, мы должны научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее. На смену слушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

Заключение

Наталия Васильевна Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор, автор курсов «Обучение грамоте», «Русский язык», занковка с 1967 года: «Основная задача этой статьи была в том, чтобы показать системность в решении образовательной цели – развитие личности. В таком случае каждый шаг авторов системы и учебников оказывается педагогически оправданным и неслучайным. Мы коротко остановились на следующих компонентах обучения:

1) наличие целостной психолого-педагогической системы обучения, цель которой развитие личности, развитие каждого, что требует индивидуализации процесса обучения;

2) интегрированный характер содержания курсов: а) разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и предметного), б) теоретической и практической направленности, в) изученного, изучаемого и пропедевтического ознакомления с будущим программным материалом, г) интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

3) организация самостоятельной познавательной деятельности на основе интегрированного содержания при сочетании: а) разных уровней мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического, или теоретического), б) разных типов проблемных заданий; в) разных уровней индивидуальной меры помощи (от намекающей до прямой) для успешного выполнения каждым ребенком каждого задания;

4) возможность выбора учеником: а) задания (задания на выбор), б) формы выполнения заданий (парная, групповая, индивидуальная), в) источников получения знаний, г) возможность влияния на ход урока и др.

5) сравнительное изучение результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня;

6) атмосфера взаимодействия: учитель – ученик – ученик – родитель.

Всегда в обучении, которое во главу угла ставит личность ребенка, самое значительное место будет занимать то, что невозможно описать ни в какой методике: свет, тепло и время. Леонид Владимирович Занков наставлял авторов учебников: «Всегда различайте, чему надо учить ребенка, а чему не надо и даже вредно». Он призывал учителя уйти в тень, а процесс обучения строить от ученика.

Выпуская систему в практику, мы (авторы системы и УМК) предлагаем учителю только один ее компонент: тот, который обеспечивает внешнее воздействие на развитие ребенка и лишь создает условия для активизации его внутреннего потенциала. Чтобы эти условия стали реальностью так же, как и потенциальные возможности ребенка, нужен творческий, самостоятельно думающий учитель, который любит свою профессию. Без такого учителя система мертва. Именно такой учитель не допустит, чтобы на его уроке ученик испытывал «три С»: скуку, стыд и страх.

В 2017 году системе развивающего обучения исполняется 60 лет. А в 2016-ом исполнилось 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского и 115 лет со дня рождения Л.В. Занкова.

Праздник-юбилей системы развивающего обучения касается всей нашей школы и педагогической науки, в которую Л.В. Занков так органично интегрировал философию, психологию, физиологию, дефектологию. Ведь в центре педагогической науки – наш ребенок – целостная, очень сложная личность, чья судьба во многом зависит от того, как он проживет свои школьные годы. История системы развивающего обучения Л.В. Занкова – пример ответственного отношения к педагогическим преобразованиям. Мы встали на верный путь – через изучение ребенка, через осмысление требований эпохи, социального заказа – к постоянному совершенствованию системы. Развивающая система должна быть развивающейся. И главный наш вклад за последние годы – это системный подход к разработке методического уровня развивающей системы обучения, что еще в большей мере делает ее передаваемой, возможной к освоению, еще больше приближает к каждому ребенку. Это мы и показываем на наших многочисленных курсах и семинарах как в территориях, так и в Москве.

В познании ребенка, в движении навстречу ему – самое перспективное направление развития системы развивающего обучения. И мы рады идти в этом направлении вместе с учеными, управленцами, методистами и тысячами учителей!»

В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670 гг). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.

К поколениям россиян, выросших в XX веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не могла удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.

Каковы основные идеи системы Л. В.Занкова?

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Например, сейчас вы выбираете , учителя, систему обучения. Ваш ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная вашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977 гг).

Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка — его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л. В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии. Длительный массовый эксперимент показал прямую зависимость качества обучения от динамики его продвижения в общем развитии.

Важной особенностью системы Л. В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым". Вот почему, по нашему убеждению, в школе нет "главных" и "неглавных" предметов: каждый из предметов, вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь. Тем самым мы уже ответили на вопрос, кого мы учим в занковских классах — всех детей, начиная с шестилетнего возраста, кому рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

Приведем цитату из нормативного документа Министерства образования РФ "Стандарт начального общего образования" (2004 г.): "Федеральный компонент Государственного стандарта направлен на реализацию личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы". По сути, это та же цель, которую Занков сформулировал почти 50 лет назад. Уже тогда он смог правильно предугадать основные направления в развитии образования третьего тысячелетия. Поэтому сейчас мы можем предложить вашему ребенку проверенную временем, технологически разработанную целостную систему обучения, которая способна учесть именно его конкретные особенности.

Основные отдаленные результаты действия системы — высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями, дополнительные данные — высокие показатели в данных классах по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.

Сами ответьте на вопрос, может ли быть резонным утверждение: "Нас учили по старинке, и я стал достойным человеком. Зачем менять обучение в школе?"

Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?

  1. цель обучения — общее развитие каждого ребенка;
  2. особенности обучаемых;
  3. образовательные стандарты.

Сейчас разработан и рекомендован Министерством образования полный учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы, он стал победителем конкурса на звание "Учебник нового поколения", проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

В соответствии с новой целью обучения отбор и структурирование содержания учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями. При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы исходят из того, что импульсом к началу познания служит удивление. И в соответствии с возрастными особенностями обучаемых в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, у ребенка сформируется аналитическое мышление. Сначала он воспринимает мир целостно. Мы воспользовались этой способностью детей, предоставив для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое. Поэтому на начальном этапе обучения предоставляем ребенку широкую целостную картину мира.

Для иллюстрации приведем примеры из учебников. Задание из учебника русского языка для 2-го класса (начало учебного года): "Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение". (К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки.)

В берлоге живет _____, в гнезде _____, в гнездышке _____, в норе _____, в норке _____, в хатке _____, в логове _____.

"Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни, как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне".

Учитель предлагает закрыть предложение линейкой и открывать и читать его постепенно. Дети улыбаются, ждут секрета.

Ученик 1: В берлоге живет медведь.

Класс выражает согласие, передвигают линейку вправо.

Ученик 2: В гнезде может жить и аист, и ласточка.
Ученик 3: В гнездышке... (замолкает. )
Возгласы: "Нет, не так: в гнезде — аист, он большой, а в гнездышке — ласточка, она маленькая ". Дети смеются, возгласы: вот она ловушка!
Ученик 4: В норе лиса, бобр, волк, мышка.
Ученик 5: В норке...

Опять (назовем по-взрослому) коллизия, столкновение, и вначале в норку уходит мышка, потом в хатку бобр, наконец, в логово волк, а в норе остается только лиса (удивление, улыбки). Дальше дети работали над грамматическими заданиями. В результате они существенно расширили свой словарь, узнав, как называются жилища разных животных; имея представление только о корне слова, они устанавливали, как суффикс меняет смысл слова; наблюдали слабую и сильную позиции гласных в корне. Кто-то выполнил все, а кто-то только часть заданий, но главное, в этом многоаспектном задании свою нишу нашел каждый ребенок.

Когда второклассники подойдут к изучению состава слова и проверяемой безударной гласной, они будут готовы к усвоению этого материала. После его изучения это знание включится в новый материал. Таким образом, обязательное для усвоения содержание проходит через весь учебник и, значит, будет усвоено. Так, в традиционном учебнике дети учатся правильно выбирать букву для безударного гласного звука в 38 упражнениях, а в нашем учебнике — в 56, считая и приведенный пример. Но главное — при работе с заданием появилась эмоция удивления, а за ней последовало открытие.

Мы упомянули и проиллюстрировали примером только две позиции, которые учитывались при отборе и структурировании содержания начального образования. Одна показывает, что мы, взрослые, и наши дети похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а другая — что мы очень разные, например, мы по-разному воспринимаем и оцениваем информацию и реальный мир. Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей. Откажитесь от желания сравнивать со своим школьным опытом современные учебники и манеру преподавания.

Напоминаем, что при всем богатстве и необычности содержания учебников в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае житейской необходимости вы можете перевести своего ребенка на обучение по другой системе, начиная с любого класса. Он легко впишется в новые условия.


Комментировать статью "Система обучения Л. В. Занкова — что это такое? Часть 1"

Программа Занкова. Образование, развитие. программа Занкова. не согласна:от ребенка зависит: моему и Петерсон подходит,но Занков лучше.В этой программе больше возможности творческого развития ребенка,обучение навыкам мышления гораздо эффективнее,чем у...

Обсуждение

честно? лично я ненавижу..нет,не так..НЕ-НА-ВИ-ЖУ программу Занкова..дочка в 3-м классе, более ужасных учебников я еще не видела((Я купила учебники обычной программы,наняла репетитора по матем и русскому языку..капец вообще..
В этой программе ОЧЕНЬ важен учитель,как он сумеет объяснить все детям...
Вообщем-не советую..

Большое спасибо за ответы и ваши мнения!!! :)))

А Занков - это совсем ужас-ужас?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

Обсуждение

У нас Занков. 2-й класс. Не замечала проблем ни с одним предметом. Д/з ребенок делает быстро и сам, не проверяем. Учительница и мне, и ребенку нравится. Она давно работает по этой программе. Тоже в свое время читала страсти про эту программу. Либо все еще впереди, либо...

Мутная она. Способного ребенка не испортишь, среднему лучше бы что попроще.

Ваше мнение о системе Занкова. Обучающие программы. Образование детей. у нас в классе дети учаться по системе Занкова. Но когда решали отдать дочку в первый класс определяющим фактором был конечно же учитель, а не система. Система Занкова. Образование, развитие.

Обсуждение

у нас в классе дети учаться по системе Занкова. Но когда решали отдать дочку в первый класс определяющим фактором был конечно же учитель, а не система. Так получилдось, что одна из сильнейших учителей учит по этой системе. Есть статистика: три ее предыдущих выпуска - самые сильные по успеваемости в школе. Дети - победители разных олимпиад тоже из числа ее бывших учеников. Трудно сказать, что это система или учитель. Возможно все вместе.
Мое мнение, что надо выбирать учителя.

Думаю, что все как всегда зависит от учителя. Мой учился по обычной системе в 1 кл, во 2, перешел в школу, где Занков. Я ни чего особенного не заметила. Т.е. если бы мне администрация школы не сказала что у них Занков, ни чего бы такого не заметила. Мне кажется больше разница в том по каким учебникам учат, какие предметы преподают и на сколько сильно они нужны ребенку. Кстати сказать, разные школы в которых говорят что учат по Занкову, учат тоже все по разным учебникам наверное это и должно быть определяющим, ну и личность учителя конечно.

Программа Занкова. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Раздел: Образование, развитие (У ктого дети занимаются по программе Занкова, скажите пожалуйста: Это программа сильная, гимназическая?)

Обсуждение

Сложно говорить про программу. Здесь важен учитель. Нам повезло, учительница старается все разобрать в классе (методически правильно, а не как нам объясняли в детстве).
По русскому Нечаевские учебники гараздо интереснее и сильнее Поляковой. Мне нравится работа на опережение. Во 2 кл. они касались дополнения, а в этом году уже изучают основательно. Не нравится только, что надо менять ручки. Но нам разрешили просто подчеркивать зеленой ручкой.
Часто задания по математике (Аргинская) формулируются так, что взрослый с трудом разберет. Но сейчас, в 3 классе, уже легче. Учительница старается выбирать из учебника более понятные для самостоятельного выполнения ребенком, да и ребенок наверно уже научился понимать, что имеется ввиду.

14.02.2006 17:33:14, Ирины

У меня ребенок занимается по Занкову. Что Вам сказать..... Если честно, то я бы г-на Занкова придушила собственными руками....
А елси серьезно - на мой взгляд - крайне плохо обоснованная методологически, нелогичная, перегруженная ненужными и недогруженная нужными знаниямим, и - пожалуй, самое главное - крайне плохо масштабьируемая, то есть очень сильно зависящая от применяющего учителя программа.... Я очень недовольна.

система Звонкова. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Это система Занкова,наверное.Мы только нчали по ней учиться.Я просмотрела выданные нам прописи и учебники,кое-что вместе с ребенком.Там все задания какие-то неоднозначные.То есть имеют...

Обсуждение

Вы что начали заниматься только с 3 класса??? А предыдущие 2 года работали по другой программе?
Или вы учились 2 года по Занкову, а узнали только сейчас?
Сама система не плохая, много интересного, но как и любая система, не идеальна. Там много зависит от учителя. Она и строится на правильной работе с детьми. А если учитель перекладывает эту работу на родителей, то результат будет не аховый (конечно если родитель не является специалистом). Естественно, система подходит не для всех деток, учит искать, а не выполнять по образцу. Очень мне нравится их русский (изучают постепенно, уже в первом и втором классах говорили о существительных и глаголах, а в третьем уже окончательно будут изучать). Тема дается с опережением, но от детей не требуют это четко знать. А к моменту изучения уже почти все знают, информация отложилась. Сыну очень нравится окружающий мир. Мне нравится именно разноплановость учебника.

15.09.2005 11:20:14, Ирины

(ФГОС НОО 2009г.)

Cистема развивающего обучения Л.В. Занкова (академик, доктор педагогических наук, профессор, годы жизни 1901-1977гг.) введена как вариативная государственная система начального образования с 1995-1996 учебного года (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова ). C 2003 года научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова - Н.В. Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор ФНМЦ.

УМК системы Л.В. Занкова включает в себя учебники по всем основным предметам:
- Обучение грамоте и чтению.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
- Русский язык. Нечаева Н.В.
- Литературное чтение (2 линии).
Автор : Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.
Лазарева В.А.
- Математика (2 линии).
Авторы : Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).
Автор : Ванцян А.Г. (1 класс).
- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
- Музыка. Ригина Г.С.

Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.

Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.

Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.

В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.

Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.

Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.
Дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.
Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесное обоснование. И когда знание наконец стало ясным, встроилось в общую систему мирознания, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок – оно вросло в целостную систему знаний данной конкретной личности.
Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но, эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.

3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.

4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся , в том числе и слабых. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.

Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.

Назовем важные особенности учебно-методического комплекта , в основе которого современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:
- понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
- владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
- актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
- проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.

В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.

Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.