Основные методы и приемы лепки. Изобразительная деятельность в детском саду: основные приемы лепки

Методическое пособие для педагогов, воспитателей.

Развитие мелкой моторики рук у детей

Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.

В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.

Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.

Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы.

Лепить из пластилина, как уже было сказано, лучше всего на специальных досках для лепки, можно также использовать деревянную доску или кусок линолеума. Величина доски зависит от размера изделия.

Также для работы потребуются различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.

Некоторые наборы с пластилином уже содержат полный комплект инструментов, в который, к примеру, может входить пластмассовая скалочка. Ею удобно раскатывать пластилин в ровные и тонкие пласты.

Пластилинография. Виды пластилиновой аппликации.

Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

Аппликация на стекле

Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно - еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина.

Виды аппликации из пластилина

Аппликация из целых деталей. Пластилиновые картины

Картина - это уже более сложный вариант аппликации из пластилина. Здесь потребуется некоторый навык работы с этим материалом, умение смешивать цвета и аккуратность. Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению.

Итак, для создания пластилиновой картины потребуется сюжет (собственный или из книги (журнала), основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины.

В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, пластина из оргстекла или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей.

Картина из пластилина имеет ровную поверхность и напоминает масляную живопись, а в барельефном исполнении составляющие фигуры могут слегка выступать над ее поверхностью.

Картина может быть квадратной, круглой, овальной и др. Пластилин на основу наносят с помощью стека или пальцами. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

Картину можно сделать рельефной разными способами - формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, путем резания ножницами и поднимания разрезов, протирания пластилина через сито или выдавливание его через чеснокодавилку и пр.

Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются.

Тонкие полоски на картине выполняют при помощи скатанных на плоскости валиков. Валики не должны быть слишком длинными, иначе их трудно будет переносить на основу. Длинные линии и элементы составляют из нескольких коротких валиков. Перед накладыванием валиков на поверхность их нужно предварительно остудить. Раскатывая тонкие валики, нужно учитывать, что при расплющивании они увеличиваются в поперечном сечении.

Для выполнения таких деталей картины, как лепестки, стебли цветов, завитки, пряди волос, нужны будут ровные валики, которые можно получить, выдавливая разогретый пластилин через одноразовый шприц или через чеснокодавилку. Если протереть пластилин через мелкое металлическое ситечко, то можно получить рыхлые и пушистые элементы картины, такие как кораллы, трава, мех животных и иное.

При помощи расчески, кончиков ножниц, шила или стека, путем продавливания тонких бороздок можно добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины (например, морские волны или рябь можно выполнить путем процарапывания поверхности расческой).

Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край. Это можно сделать, разрезая пластилиновую лепешечку ножницами, стеком или скальпелем, придавливая его под углом к линии оформления.

Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стека.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков.

Чтобы получить эффект объемности или прозрачности некоторых элементов картины, пластилин наносят тонким слоем и растирают пальцами. Для достижения нужного эффекта лишний слой пластилина соскабливают стеком.

Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Итак, подведем итоги, что же необходимо, чтобы создать пластилиновую картину?

Основа: картон, оргстекло, фанера, клеенка.

Инструменты: набор стеков, ножницы (для вырезания деталей), канцелярский нож или скальпель, шило или зубочистки, скалка, расческа, металлическое ситечко, чеснокодавилка или специальный пресс для пластилина, обычный медицинский шприц, специальные наборы формочек и шприцы для пластилина.

Чернографитовый карандаш для рисования эскиза. Для самых маленьких очень удобны треугольные чернографитовые карандаши.

Доска для лепки. Можно взять кусок обычного линолеума.

Стакан с водой (для смачивания рук, чтобы пластилин не лип)

Салфетки для рук. Очень удобно пользоваться обычной кухонной влажной салфеткой из микрофибры. Хороший пластилин. Это тот пластилин, который имеет яркую окраску, тонко раскатывается и не липнет к рукам.

Придумать эскиз. Выбрать цвет изображения и фон. Подобрать нужный формат картины. Решить какого она будет размера и формы. В соответствии с этими размерами подготовить основу.

Рамка со стеклом или пищевая пленка.

Основные приемы лепки пластилином

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание . Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание . Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание . Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание . Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание . Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение . Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Основные элементы

Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина, устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными.

При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.

Для того чтобы приступить к лепке из пластилина какой-либо фигуры, в первую очередь нужно освоить несколько простых приемов лепки простых элементов таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др.

Полезные советы

Остатки пластилина, мелкие кусочки, можно рассортировывать по небольшим полиэтиленовым пакетам или пластмассовым контейнерам по цветам.

Для того чтобы получить одинаковые элементы фигуры, особенно это касается случаев, когда лепят такие детали, как ушки, руки, ноги, лепестки цветов, листья и прочее, необходимо отделять одинаковые заготовки от куска пластилина. Если брусок новый, стандартного размера, то его легко разделить на равные части. Если же кусок пластилина уже побывал в работе, то нужно скатать из него ровный валик, а затем разделить на ровные части.

Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов

Прилипший к поверхности пластилин лучше всего удалять при помощи стека или сухой тряпочки. Для того чтобы готовая фигурка из пластилина блестела и ее поверхность была гладкой, ее нужно подержать на некотором расстоянии от пламени свечи. В этом случае следует соблюдать аккуратность и осторожность, и осуществлять процедуру обязательно в присутствии взрослых.

Придание прочности пластилиновой поделке

Для того чтобы сохранить фигурку из обычного пластилина надолго, можно покрыть ее 2-3 слоями водоэмульсионной краски, главное, чтобы, не оставалось подтеков. Краска будет хорошо ложиться на пластилиновую поверхность, если ее предварительно обезжирить. Для этого используют тальк, крахмал или муку, которые наносятся на изделие сухой кисточкой. После того как краска высохнет, фигурку раскрашивают гуашью и покрывают лаком. Обработанная таким образом фигурка будет долго храниться и выглядеть как настоящая статуэтка. Единственное, что нужно, - предохранять фигурку от падения, чтобы она не деформировалась. Для получения прочной поверхности пластилиновой поделки можно воспользоваться другим способом: на изделие наносят тонким слоем клей и присыпают манной крупой. После того как поверхность высохнет, ее покрывают белой водоэмульсионной краской, а после высыхания расписывают акриловыми красками. Этот способ займет некоторое время, так как нужно будет хорошо просушить каждый нанесенный слой.

Пример. Изготовление картины из пластилина

Берем пластилин, раскатываем его

Изготавливаем (лепим) из пластилина цветочки и лепестки цветов

Из зелёного пластилина изготовим листочки, делаем на них прожилочки.

Картина розы готова

Список используемой литературы

1. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда. Издательство «Педагогика» 1997

2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития 1997.

3. Журнал «Начальная школа» № 8 1999; № 9 1988.

4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо - моторных навыков у детей.М.: Владос 2003.

5. Калябин В. А. Физиологические основы оценки степени готовности детей к обучению в школе. - Владимир: ВГПУ 1999.

7. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.

8. Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: Сфера 2003.

9. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.

10. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

  • объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
  • объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
  • объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка).

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Модульная лепка

Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Способы оформления и декорирования образа

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.

Оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных поделок.

Марина Шестопалова

Лепят многие из глины,

Кто-то лепит снежный ком, -

Я леплю из пластилина

Самый прочный в мире дом.

Всех домов в деревне выше,

Новый, ярко-голубой,

С черепичной красной крышей,

С фиолетовой трубой…

(Андрей Парошин)

Для того что бы научить ребенка лепить из пластилина , нужно в первую очередь нужно уметь лепить самому. Лепка из пластилина - это прекрасное занятие чтобы :

Развивать мелкую моторику, это значит, что у детей стабилизируется координация движений;

Хорошо развитая моторика конечностей помогает детям быстрее заговорить;

Благодаря занятиям лепкой у детей укрепляется память – как зрительная, так и слуховая;

Процесс создания новых форм из стандартных кусочков мягкого материала помогает развивать логическое мышление детей.

Развитие творческих способностей детей.

Начинать учить ребенка лепить из пластилина правильно надо с элементарных основ, где ему необходимо показать, как катать из пластилина палочки и шарики . Затем следует постепенно усложнять задания по лепке . Таким образом, от простых основ ребенок сможет лепить из пластилина фигуры и различные предметы. Главное в занятии с лепкой из пластилина – практика . Необходимо постоянно заниматься с ребенком лепкой из пластилина и только в таком случае он будет развиваться полноценно, и показывать окружающим свои творческие способности.

Обучать детей лепке из пластилина проще всего на основе готовых презентаций или технологических карт, где подробно описана последовательность действий для создания того или иного элемента. Для ребенка самый лучший это наглядный материал и показ воспитателя.

Педагог должен освоить такие приемы как :

1. деления на части : откручивание, отщипывание, разрезание нитью, разрезание и надрезание стекой, формование.

2. придание формы : раскатка в ладонях и на столе, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание.

3. соединение деталей : прижатие, примазывание, заглаживание.

4. оформление изделий : дополнение изделия мелкими деталями (налепами, процарапывание, оформление оттиском, технология росписи и приемы работы с красками .

Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями - изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм ; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

Важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями.

Лепка из пластилина – увлекательное и полезное занятие. Обычно, детям нравиться лепить. Здесь главное, чтобы у них получалось (особенно когда они только начинают свою карьеру «скульпторов»).

То, что лепка развивает руки, пальчики самоочевидно. Но еще она развивает и мышление – как пространственное, так и логическое. Ведь чтобы слепить какой-нибудь объект нужно проанализировать его форму, если объект сложный, то разбить его на составляющие простые, а потом все это соединить, синтезировать обратно. Это уже почти геометрия! Кстати о геометрии.

Именно занимаясь лепкой проще всего понять разницу между шаром и кругом, кубом и квадратом. Кроме того, деля пластилин на части ребенок естественно осваивает понятие часть-целое.

Ну, а чтобы лепка из пластилина еще и расширяла кругозор ребенка – это уже задача родителей. Возможностей для этого – море. Побеседуйте с детками об объектах лепки, расскажите что-то интересное, почитайте.

Для занятий лепкой не нужно много оборудования. Необходимы лишь доска для лепки, стек (он обычно прикладывается в набор) и, конечно, сам пластилин. Но не следует забывать, что лепка довольно-таки «грязное» дело. И, чтобы вместо радости пластилин не принес вам расстройства и конфликты, позаботьтесь о том, чтобы стол был укрыт бумагой или клеенкой. Если у вас на полу ковер, укройте и его – маленькие кусочки пластилина в процессе работы могут незаметно упасть на пол, их раздавят и ковер уже вряд ли удастся реанимировать. И, хочется напомнить, если пострадали ковер, мебель или еще что-то крайне дорогое и важное, то виноваты в этом вы, а не ребенок. Он еще не может сам правильно организовать свое рабочее место. После окончания работы можно очистить доску для лепки, или другие запачканные поверхности с помощью стека. Мыть что-то испачканное в пластилине водой – бессмысленно. Лучше протереть с большим усилием сухой бумажной салфеткой.

Не ломайте, не разбирайте сразу поделку ребенка! Пусть она постоит в квартире, пусть ваша детка похвастается всем-всем-всем. Убрать игрушку стоит незаметно, когда ребенок о ней уже забудет.

Но вернемся к основным приемам лепки. Прежде всего нужно научиться создавать простые геометрические тела.

Лепка простых геометрических тел.

Прежде всего научимся скатывать ШАР.

Возьмем кусок пластилина, разомнем его, поместим на одну ладонь, сверху накроем второй и будем совершать круговые движения, периодически поворачивая будущий шарик, пока он не станет круглым.

Можно скатывать шар и на доске одной рукой. Но первый способ для детей предпочтительней.

Если шарик совсем маленький, например, для глазик, то скатывать его следует между большим и указательным пальцами.

Из шара можно сделать продолговатый шар – ЭЛЛИПСОИД.

Если разрезать шар стеком, то получим новую фигуру – ПОЛУСФЕРУ.

Из шара также можно получить и КОНУС.

Лепить ВАЛИК-КОЛБАСКУ можно тоже в ладонях или на доске. Толстенькие и короткие валики можно слепит в ладонях. Разомните кусок пластилина, положите его между ладоней и раскатывайте пластилин вперед-назад, пока не получите нужную длину.

Несложно сделать из валика и ЛЕНТОЧКИ-ПОЛОСКИ. Для этого нужно просто расплющить валик. Способы расплющивания мы уже рассматривали, когда делали лепешки.

Можно сделать эти фигуры и проще, вырезав их стеком из целого куска пластилина.

Теперь поговорим о СОЕДИНЕНИИ ДЕТАЛЕЙ. Вы и ваш ребенок будете использовать два основных способа. Первый способ это ПРИЛЕПЛИВАНИЕ. Все очень просто. Детали накладываются друг на друга и слегка прижимаются. При этом элементы остаются как бы «отдельными» друг от друга.

Лепка с раннего детства знакома каждому, ведь ее безграничный потенциал для ребенка незаменим. Занятие развивает воображение и пространственное мышление, мелкую моторику, помогает понять цвет и форму предметов, заставляет проявить фантазию. Но когда начать знакомить малыша с видами лепки, аппликациями из пластилина, как заниматься и на каких материалах остановиться? Ответы на эти и другие вопросы интересуют многих родителей.

Лепка и ее польза

Искусство придания формы пластическому материалу считается необыкновенно живым и, что важно, осязаемым. Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть.

Возможности лепки широко используются для развития детей. При ее помощи ребенок способен:

  • разнообразить свой сенсорный опыт, получая представление о материале, его структуре, пластичности, форме и цвете;
  • создавать объемные поделки;
  • развивать мелкую моторику и координировать одновременно работу обеих рук;
  • получать эстетическое воспитание.

Это тот случай, когда важен не только процесс, но и результат. Малышу интересно наблюдать, как бесформенный комок приобретает очертания знакомого предмета. Он трансформируется бессчетное количество раз, пока не появится удовлетворение от результата.

Материалы. Какие они?

Изобразительная деятельность в ДОУ обязательно включает традиционные техники и рисование, лепку и конструирование. Большое значение имеет возраст малыша. Он важен не только для задач, которые предстоит поставить ребенку, но и для правильного выбора материала. И дома, и в детском саду особенно широко применяются глина и классический пластилин. Последний может быть также восковой, плавающий, с блестками, магнитный, флуоресцентный, перламутровый.

Какие еще бывают материалы? Стоит остановиться на самых популярных.

Яркое тесто для лепки отличается податливостью и мягкостью. С ним легко работать с первых минут, но готовая поделка не сохранит форму надолго и не все детали можно скрепить друг с другом. В составе производителем заявлены безвредные компоненты, потому подойдет для малышей, начинающих лепить.

Шариковый пластилин часто вызывает любопытство ребенка, которого привлекают насыщенные цвета и необычная текстура. Бывает различных видов:

  1. Незасыхающим можно играть долгое время, важно лишь не смешивать цвета.
  2. Засыхающий имеет иные свойства: при комнатной температуре становится твердым, но хрупким. Поэтому им лучше декорировать фигурки или формы. К примеру, можно сделать симпатичную вазу. Для этого отрезать нижнюю часть пластиковой бутылки, а затем задекорировать с внешней стороны этим материалом. Предлагать детям от 3 лет. Играть в присутствии родителей.

Ассортимент велик и постоянно появляются все новые варианты. Лепить можно пастой для моделирования, мягкой массой, из соленого теста, обыкновенного влажного или кинетического песка, полимерной глины, снега.

Глина и пластилин: сравнение свойств

Изучая виды лепки, на занятиях применяется два вида материала. Оба пластичные, доступные и имеют свои особенности.

Глина считается наиболее ценным и экологически чистым материалом. Она обладает особой выразительностью, не зря еще с давних времен использовалась для строительства и изготовления посуды. Необыкновенные свойства сделали ее основным материалом для детей:

  • нейтральный цвет;
  • способность прекрасно сохранять форму;
  • возможность выбрать кусок любого размера;
  • наличие однородной текстуры;
  • дает возможность понять целостность формы, не отвлекаясь на детали;
  • изделия можно сушить, а после продолжать работу (окрашивать, создавать скульптурные композиции, использовать для декорации).

К минусам относятся особенности сушки, на которую требуется время. Ребенок раннего возраста может потерять интерес к результату. Сохранять глину рекомендуется в прохладном сыром помещении в пластмассовом контейнере под влажной тканью.

Пластилин - материал, требующий специальной подготовки перед использованием. Его особенности также активно применяются для обучения видам лепки в детском саду:

  • достаточно прочный материал;
  • детали легко скрепляются;
  • цвет вносит разнообразие в работу, но может отвлекать от целостного восприятия формы.

Из минусов пластилина:

  • не подходит для малышей из-за состава;
  • перед началом лепки его предстоит размять или нагреть, чтобы сделать податливым, поэтому подойдет для детей старше 3 лет.

Когда и с чего начинать

Взрослым во время занятий придется находиться рядом с малышом.

Во-первых, так безопаснее, ведь малыш способен попробовать материал на зуб.

Во-вторых, необходимо помочь ребенку освоить азы этого вида изобразительного искусства: показать материалы, познакомить с их свойствами, основными приемами и видами лепки.

Слушая родителя или педагога, малыш активно пополняет словарный запас и учиться вести диалог. Задания должны соответствовать возрасту. Если старший дошкольник способен сотворить фигурку животного или красивую пластилинографию самостоятельно, то кроха в лучшем случае сможет освоить лишь самые простые приемы лепки.

Начинать можно в возрасте около 9-12 месяцев. Конечно, малышу трудно усидеть на одном месте, но в этом нет необходимости. Достаточно того, что он получает новые тактильные ощущения и осознает, что в его маленьких ручках материал может принимать различную форму. Важно не заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет в данный момент, а предложить позже.

Приемы лепки

В самом начале они отличаются простотой:

  • отщипывание - отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;
  • разминание - надавливание пальцами или рукой;
  • сплющивание - сжатие материала и придание ему плоской формы.

Позднее приемы усложняются и ребенок осваивает новые:

  • скатывание - создание формы шара круговыми движениями ладони;
  • раскатывание - формирование „колбасок” ладонями;
  • сглаживание - придание округлости форме;
  • вдавливание - нажатием большого или указательного пальца делается углубление;
  • заострение - придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон;
  • прищипывание - оттягивание и заострение одного края;
  • соединение - скрепление деталей друг с другом.

Ребенку постепенно удаются все более сложные действия с материалом. Результатом работы становится законченная композиция.

Основные виды лепки

От взрослого ребенок получает сведения об изобразительной деятельности, а на основе собственного опыта он пробует выполнить поставленные задачи самостоятельно. Со временем их решение перерастает в творчество, а материал становится более разнообразным.

Важно постепенно переходить от простого к сложному, чтобы ребенок не разочаровался в неудаче. Сначала изучаются отдельные приемы. Знания закрепляются, оттачиваются. Позже предлагаются все новые задачи, для которых необходимо правильно выбрать нужный способ из разных видов лепки. Все они имеют свои особенности:

  1. Скульптурный заключается в том, что изделие лепится из цельного куска. Этот метод считается более сложным, поскольку необходимо представление о пропорциях и форме. Чтобы создать поделку, дети используют такие приемы, как оттягивание, удлинение, прищипывание, сглаживание.
  2. Конструктивный, когда работа создается из отдельных частей. Дети начинают с самой крупной, постепенно изготавливая все более мелкие. Когда все детали подготовлены, остается их соединить между собой. Благодаря конструктивному виду лепки можно легко сравнить элементы по форме и величине, например, туловище животного крупнее, а хвост - значительно меньше.
  3. Комбинированный включает оба вышеназванных способа. Часть фигурки вылепливается из целого куска, например, ноги и туловище человека. Остальные части создаются отдельно и прикрепляются к основе.

Можно добавить элементы рельефной лепки для объема и естественности. Например, чтобы получились перья птиц, нужно наложить отдельные небольшие кусочки и, используя различные приемы, придать им нужную форму.

Какие еще существуют виды лепки

Имеется еще одна классификация - с точки зрения сюжета:

  1. Предметная лепка применяется для изображения отдельных предметов: животных, людей, мебели и др. Дети учатся придавать окончательную форму материалу, используя для этого всевозможные приемы, которыми владеют.
  2. Сюжетная лепка необходима для развития у ребенка воображения и пространственного мышления. Этот способ предполагает создание уже не одного предмета, а целой истории. Все фигурки устанавливаются на подставку и объединяются общим сюжетом. Процесс довольно длительный, требующий времени и сил, но от этого не менее увлекательный.
  3. Декоративная лепка знакомит с народным прикладным искусством и его видами. Кроме того, она учит заранее обдумывать тему будущей поделки: эскиз, орнамент, форму и роспись. К примеру, ребенок задумал слепить вазу в виде цветка и украсить растительным орнаментом. Здесь также предлагается выбор: можно нацарапать его острым предметом или выполнить из мелких деталей. Таким способом создаются украшения, статуэтки, сосуды, настольные пластины.

Лепка в детском саду

На занятиях педагоги уделяют особое внимание искусству придания формы пластическому материалу. Самых маленьких начинают знакомить с основными методами и приемами лепки. Крохи учатся отщипывать кусочки, скатывать шарики и колбаски.

Постепенно задания усложняются. Становится важна индивидуальная работа в группе. Например, воспитатель показывает, как изобразить фактуру шерсти животного или травы на земле. Объяснение делается для всей группы, но после педагог может помочь освоить навык каждому ребенку отдельно.

Давая задание, педагог на время устраняется, чтобы дать возможность детям попробовать свои силы, применив собственные знания и творческие способности.

Что необходимо знать и уметь

Конечно, малыши лишь знакомятся в ДОУ с видами лепки, материалами, пробуют новые тактильные ощущения. В старшем дошкольном возрасте необходимо знать и уметь гораздо больше, чтобы занятие лепкой принесло удовольствие:

  1. Чтобы сформировать зрительное восприятие, сначала дети рассматривают изображения или фигурки животных, людей, предметов. Наблюдая, выделяют основные формы или отдельные черты. Поняв характерные признаки, будет легче создать образ. К примеру, при лепке слона используются его выразительные признаки: длинный хобот, массивное туловище и крупная голова.
  2. Расширяя кругозор и рассматривая различные изображения знакомых предметов, ребенок накапливает зрительные образы, которые позже пригодятся. Например, представляя прыжок кошки, полет птицы, ходьбу человека, он сможет слепить их или нарисовать.
  3. При лепке с натуры дети сравнивают свою работу с примером. Для этого придется сначала рассмотреть его и обсудить характерные черты.
  4. Если поставлена задача создать свою поделку по представлению, то придется проявить самостоятельность в решении образа. Большую помощь окажут игровые ситуации. Например, воспитатель заранее рассказывает, что дети будут лепить для Деда Мороза лесных зверей, которых он пригласит на праздничный карнавал.

Пластилиновые картины

Кроме объемных фигур, изготавливаемых при помощи различных видов детской лепки, можно выполнить аппликации. Их преимущество в том, что на такую картину понадобится гораздо меньше материала, а процесс и результат порадуют не меньше.

Техника, принцип которой заключается в создании называется пластилинография. Изображение получается полуобъемное и яркое.

Выполнять можно на любой поверхности: стекле, плотном картоне, компьютерном диске или деревянной доске. Кроме того, для работы понадобится разноцветный пластилин. Сюжетом станет готовый рисунок (раскраска). Заполнять белое пространство можно разноцветными шариками, жгутиками или цельными деталями, применив прием размазывание.

Заключение

Лепка стала важным занятием, развивающим фантазию, мышление, мелкую моторику. Создание детьми даже самых простых поделок из глины или пластилина является интересным творческим процессом. Из бесформенного комка получается миниатюрный образ, картина или скульптурная группа. Это почти волшебство!

Используя основные виды лепки, ребенок учится превращать в действительность свой зрительный образ. Узнавая многочисленные приемы, дети своими руками могут создать восхитительные сюжетные скульптуры, пластилинографии, мозаичные картины или элементы декора.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.