О равнодушие и милосердие. «Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие

Капитанова Светлана Михайловна
Учебное заведение: КГТТ школа - интернат реализующая адаптированные программы
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-10-02 «Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие» Капитанова Светлана Михайловна Цель: оказание помощи воспитанникам в осознании нравственных норм и правил, жизненном самоопределении, формирование активной гражданской позиции воспитанников.

Просмотреть свитедельство о публикации

«Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие»

Тема: «Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие»

Цель: оказание помощи воспитанникам в осознании нравственных норм и правил, жизненном самоопределении, формирование активной гражданской позиции воспитанников.

Задачи:

· продолжить формировать понятие о положительных и отрицательных поступках;

· сформировать понятия «милосердие», «равнодушие», «корысть»;

· формировать понятие о мотивации людей при выборе поступка;

· воспитывать милосердие, сострадание;

· развивать умение рассуждать, выражать свои мысли, расширять словарный запас воспитанников.

Оборудование: презентация, видеоматериалы, материалы для изготовления дерева добрых дел (плакат с изображением ствола дерева, веток, подземной части).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: — Здравствуйте. Кто меня хорошо слышит, похлопайте в ладоши. Кто меня хорошо слышит, улыбнитесь. Кто меня хорошо слышит, повернитесь к соседу справа. Итак, я вижу, что все внимательно слушают. Начнем занятие.

2. Постановка целей и задач занятия.

Воспитатель: — Сегодня мы с вами поговорим о делах людей, о делах добрых и злых, о милосердии и равнодушии.

3. Ход занятия:

Воспитатель: — Мы часто сталкиваемся с разными поступками людей, сами поступаем по-разному. Вы уже знаете, какие поступки можно назвать добрыми, а какие – злыми. Скажите, какие дела можно назвать добрыми?

Ответы воспитаннников

3.1. Работа воспитателя с воспитанниками:

Воспитатель: Продолжите фразу на экране:

«Доброе дело – это такое дело, от которого…»

Воспитанники: продолжают фразу

Воспитатель: — А какие дела можно назвать злыми?

Ответы воспитаннников

Воспитатель: Продолжите фразу на экране:

«Злое дело – это такое дело, которое…»

Воспитанники: продолжают фразу

Воспитатель: — Хорошо. Я буду называть поступки людей, а вы будете оценивать их и показывать вашу оценку так: если я говорю о добром деле, вы хлопаете в ладоши, если я говорю о злом деле, вы топаете ногами. Будьте внимательны, могут быть ловушки.

· мальчик помог пожилому человеку донести до дома тяжелые сумки;

· человек упал на улице, все проходят мимо, никто не помогает подняться;

· ребята делают кормушки для птиц и кормят их зимой;

· внук помогает бабушке – моет посуду, полы;

· мама убирает в квартире, а дочь кушает пирог и смотрит телевизор;

· строители ремонтировали дорогу и повредили маленькое деревце, которое росло около дороги, папа с сыном пересадили деревце подальше от дороги;

· мальчик сходил в аптеку за лекарствами для больной соседки и ждал, что она ему за это заплатит, но она не заплатила, мальчик обиделся и сказал, что помогать ей больше не будет… (ловушка )

Воспитатель: — Последнее дело, о котором я вам сказала, доброе или нет? Кто засомневался? Почему?

3.2.Словарная работа:

Корысть ожидание благодарности, оплаты за помощь, выгода от дела, сделанного человеком.

Человек, ожидающий выгоды от сделанного им делакорыстный человек.

Человек, не ожидающий выгоды от сделанного им делабескорыстный человек.

3.3. Диалог с воспитанниками

Воспитатель: — Как вы думаете, корыстный человек делает доброе дело?

Ответы воспитаннников

Воспитатель: — Вернемся к экрану. Так что же такое доброе дело? Что такое злое дело?

Ø Доброе дело — это такое дело, от которого другим людям хорошо или оно приносит пользу другому человеку, живому миру и природе. Доброе дело делается бескорыстно.

Ø Злое дело — это такое дело, которое приносит страдание или неприятности окружающим людям, дело от которого плохо живому миру и природе.

Воспитатель: Давайте посмотрим видео о добрых делах на дорогах.

Просмотр видео

4. Моделирование ситуации.

Сценка:

Идет Инна, падает, хватается за ногу, садится на скамейку, плачет. Подбегает Миша, смеется над Инной, дразнит её. Мимо проходят Юля и Настя, разговаривают, не обращают внимания на Инну и Мишу. Подходит Антон, стыдит Мишу, садится рядом с Инной, успокаивает её, помогает встать со скамейки и уйти.

4.1. Обсуждение ситуации.

На доске таблички «милосердие», «равнодушие», «доброе дело», «злое дело». В ходе обсуждения таблички раздаются участникам сценки.

4.2. Словарная работа:

Милосердие это бескорыстное желание оказать помощь нуждающемуся человеку.

Равнодушие лишенное интереса, безучастное отношение к окружающим.

Воспитатель: — К добрым или злым делам относятся проявления милосердия? Равнодушия?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — А как бы вы поступили, если бы увидели, что ваши одноклассники, одногруппники кого-то обижают?

Ответы воспитанников

Воспитатель: если бы увидели на улице маленького голодного котенка?

Ответы воспитанников

Воспитатель: если бы увидели, что ребенок в парке потерялся и плачет?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — Все это проявление милосердия. Я рада, что вы делаете такой выбор.

А если вы не можете помочь, вы пройдете мимо, проявите равнодушие?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — А что нужно сделать, если вы сами помочь не можете?

Ответы воспитанников (обратиться к взрослым)

Воспитатель: А теперь я предлагаю посмотреть видео о спасении животных.

Просмотр видео

5. Самостоятельная практическая работа

Воспитатель: — Возьмите пожалуйста листочки и напишите на зеленых листочках доброе дело, которое вы сделали или сделаете или хотите чтобы для вас сделали, а на коричневых листочках напишите злые дела .

Воспитанники выполняют письменно практическую работу

5.1. Обсуждение письменной работы

Воспитатель: — Какие добрые дела вы написали?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — Какие злые дела вы написали?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — Оставьте листочки у себя, они нам еще пригодятся.

Как вы думаете, почему люди делают добрые дела и злые дела?

Ответы воспитанников

5.2. Мотивация, высказывания мнений

Доска делится на две части – добрые дела и злые дела. Воспитанники высказывают свое мнение, записывают на доске мотивацию.

Воспитатель: -А если кто-то сделал для вас доброе дело, как к этому нужно относиться? Почему?

Ответы воспитанников

5.3. Объясните высказывание.

В больших городах на улицах, в переходах или в метро можно встретить инвалидов, которые, молча, смотрят на прохожих. Рядом с ними зачастую можно увидеть пластиковый стаканчик или коробку. Многие люди, сочувствуя, бросают мелочь, а остальные проходит мимо. Это один из множества примеров противостояния милосердия и равнодушия, которое наблюдается с давних времен. Но что же победит?

Удивительно, но даже в суровое время милосердие одерживает победу над равнодушием. Когда, казалось бы, нет сил на сострадание и отзывчивость, люди все равно не могут безразлично относиться к окружающим. Многие были готовы разделить еду с врагами несмотря на то, что в собственном желудке было не густо. Ярким примером является Лёка из рассказа Татьяны Кудрявцевой «Детский дом». Девочке пришлось пережить потерю матери, ничего не слышала от отца, после того как он ушел на фронт, и все время с начала войны Лёка постоянно жила в голоде, но это не сломило ее и она смогла найти в себе силы на милосердие к людям.

Тем не менее, даже в тяжелые времена полно равнодушных к чужому горю людей, людей, которые готовы нажиться на чужом несчастье. В такие моменты кажется, что равнодушие может победить. Но жизнь зачастую указывает людям на их ошибки и заставляет изменить свои взгляды на мир, помогает милосердию одержать победу в финальном сражении. В отрывке из книги «Начало неведомого века» Константина Георгиевича Паустовского мы сталкиваемся с рассказом повествователя о латыше, занимающимся спекуляциями во время войны. Он равнодушно относиться к чужому горю и поступает аморально по отношению к окружающим. В данном отрывке латыш собирается поменять мешки с картошкой на золото у евреев, которых немцы свозили в гетто и расстреливали, оставляя в живых только некоторых женщин и детей. Когда он приезжает в гетто, его сразу же окружают женщины, готовые отдать последнее, что у них есть ради спасения детей. Одна из них, придерживая мертвого ребенка к груди, протягивает поломанные золотые часы, умоляя о картошке. Безумие в ее глазах, отчаяние, с которым она трясла этими часами перед его лицом, поразили его до глубины души. Он больше не мог оставаться равнодушным. Латыш вытряхнул всю картошку и спрятал в мешках детей, желая спасти их от гибели. Не думая о себе, он смог провести детей к партизанам.

Наш мир держится не на гигантской черепахе и трех китах, а на милосердии и отзывчивости людей, которые его населяют. Конечно, всегда будут равнодушные и безразличные люди, но на каждого такого человека всегда найдется несколько способных на искреннее великодушие. Именно поэтому милосердие раз за разом будет побеждать равнодушие. Ведь как сказал Жан Жак Руссо «Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит».

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Дата поступления: 19 Октября 2014 в 18:15
Автор работы: p***********@mail.ru
Тип: доклад

Скачать полностью (8.69 Кб)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Скачать документ

Милосердие или равнодушие.docx

- 11.08 Кб

Милосердие или равнодушие?

Милосердие или равнодушие – что чаще встречается в нашей жизни? Всё реже и реже люди обращают внимание на бездомного животного, на человека, которому надо помочь – мы просто проходим мимо. Почему же так?

Если разобраться, то что такое милосердие? Милосердие – для каждого человека – разное понятие. Для кого-то – пустая трата времени – «А зачем помогать кому-то? Нужно прожить жизнь для себя!» Для другого – способ сделать что-то полезное и приятное другому, пусть даже не получив награду. Милосердие – это, прежде всего, добровольное и бескорыстное занятие.

Равнодушие, жестокость, эгоизм – частые явления нашей жизни. Сердца людей леденеют, черствеют и больше не способны на благородные поступки. Но, если, нам понадобится помощь, будет ли кто-то добрым, щедрым и милосердным к нам? Задумайтесь над этим.

Как не быть равнодушным? Вспомните такое высказывание и придерживайтесь его всегда: «Относись к другим так, как хочешь, что бы относились к тебе.» А, если вы поссорились с родными, не помогли в чём-то, заупрямились(от этого тоже каменеет сердце и портиться характер), представьте, что этого человека нет. Испугались? Дорожите этим человеком? Значит, не ленитесь встать и помочь.


Краткое описание

Милосердие или равнодушие – что чаще встречается в нашей жизни? Всё реже и реже люди обращают внимание на бездомного животного, на человека, которому надо помочь – мы просто проходим мимо. Почему же так?
Если разобраться, то что такое милосердие? Милосердие – для каждого человека – разное понятие. Для кого-то – пустая трата времени – «А зачем помогать кому-то? Нужно прожить жизнь для себя!» Для другого – способ сделать что-то полезное и приятное другому, пусть даже не получив награду. Милосердие – это, прежде всего, добровольное и бескорыстное занятие.

Любой человек хоть раз сталкивался со случаем, когда рядом с ним равнодушно относились к людям пожилого возраста, беременным, детям и другим. При этом во многих случаях мало кто хотел помочь и помогал этим людям. Почему поговорка: « моя хата с краю, ничего не знаю» и сейчас актуальна? И где же оно то самое чувство сострадания?

В повседневной жизни возникает множество ситуаций, требующих выбора. Милосердному человеку нет нужды задумываться о том, как реагировать на чужие беды. А может, стоит? Может, лучше делать осознанный выбор? Попробуем это выяснить…

РАВНОДУШИЕ — суть

Существует мнение, что отсутствие сострадания к ближнему является самым страшным пороком на свете.

Об это сказано в Библии, данной точки зрения придерживалась мать Тереза. У такого состояния есть синонимы: безразличие, чёрствость, жестокость. Бернард де Мандевиль, английский философ, однажды так и сказал: «Тот, кто не имеет сострадания, жесток». А знаменитый американский писатель Джордж Бернард Шоу пошел еще дальше и изрёк: «Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, – это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности».

Иными словами, безразличие – ноль каких-либо эмоций вообще: как положительных, так и отрицательных. Но если второе идет человеку на пользу (негатив, всем известно, уже на молекулярном уровне ужасен, уничтожая спирали ДНК, способствуя их мутации – учёными доказано), то отсутствие первых как минимум не дает вообще ничего, то есть абсолютно бесполезно хотя бы с точки зрения психологии.

Очень хорошо высказался в своё время о равнодушии Антон Павлович Чехов. Он назвал данное явление «преждевременной смертью» и «параличом души». И, в сущности, был прав, бесспорно, ведь, если задуматься, в самом деле, выходит, что безразличный ко всему и всем человек уже не человек вовсе, а ходячая сомнамбула, этакий зомби, неизвестно вообще, зачем живущий на Земле.

Однако не стоит забывать о следующей закономерности: в каждом минусе обязательно есть свой плюс. Где же он этот плюс в безразличии? А по большому счёту, ужасно даже признавать, что в равнодушии могут быть плюсы, но все таки их перечислим:

Во-первых, и это самое главное, проявляя равнодушие в ситуациях, требующих вмешательства, сострадания, милосердия, заступничества, мы бережем собственную нервную систему. А данный факт влечёт за собой уменьшение риска сердечных заболеваний, что немаловажно.

Во-вторых, мы не растрачиваем себя, не раздаём свою энергию всем и вся. В итоге энергетической истощенности, присущей донорам, равнодушным людям никогда не познать.

В-третьих, безразличному человеку не приходится испытывать неприятнейшее чувство – муки совести.

СОСТРАДАНИЕ — суть

Теперь поговорим о сочувствии. Фёдор Михайлович Достоевский охарактеризовал данное состояние души следующим образом: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования».

Жан-Жак Руссо был уверен в том, что «сострадание – это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода». Марк Тулий Цицерон называл сострадание «горем о чужом несчастье», а Франсуа де Ларошфуко – «способностью увидеть в чужих несчастьях свои собственные», «предчувствием бедствий, которые могут постигнуть и нас».

Все они, конечно же, не ошибались, озвучивая такие схожие точки зрения на явление умения сочувствовать ближнему. Но уже упомянутый ранее Джордж Бернард Шоу, порицая, как вы помните, равнодушие, высказывался и не в пользу милосердия: «Сострадание сродни душевной болезни». Впрочем, это не значит, что все люди, умеющие проявлять сочувствие, – сумасшедшие. В конце концов, это частное мнение.

Есть ли польза от способности сострадать для его обладателя? Безусловно, есть. Субъект, чьё сердце наполнено чуткостью и добротой, является настоящим Человеком с большой буквы. Он меньше зацикливается на своих проблемах и бедах, собственная жизнь с высоты горя действительно страждущих уже не кажется ему столь отвратительной, безысходной, какой казалась ещё вчера. Человек начинает видеть положительные моменты там, где до этого замечал только негатив, и радоваться каждому мгновению существования без войны, голода, смерти и прочих катастроф. Если он попытается отказаться от способности испытывать сострадание, вероятно, ему сложно будет сделать это, ведь совесть замучает. Чтобы утратить этот дар, необходимо забыть раз и навсегда о своей земной миссии и сути человека.

Каждый выбирает то, что считает нужным. И осуждать, возможно!!!, выбор человека, каким бы он ни был, мы не в праве, но считаю, что равнодушие это не тот случай…мы просто обязаны воспитывать в своих детях милосердие, сострадание… иначе мир разрушится. И нельзя забывать об одной простой вещи: если вас не трогает чужая боль, не выражайте своё возмущение по поводу бесчеловечности окружающего мира. Уместнее начать с себя!

1 вариант рссуждение, 2 вариант по литературе

В нашем мире у каждого из нас есть периоды, когда в жизни наступает чёрная полоса: все вокруг кажутся злыми, агрессивными и недоброжелательными. Поддаваясь влиянию окружающих, человек сам может стать раздражительным, нервным и неправильно реагировать на происходящие события. В такое время каждому необходимо добро – маленький лучик солнца, который осветит душу и подарит понимание и положительные эмоции. И одним из самых важных качеств доброго человека является милосердие.

Милосердие… Какой же смысл таит в себе это простое на первый взгляд слово? Милосердие – это умение отрывать часть себя тем людям, которые в чём-то нуждаются, которым требуется наша помощь.

Судьба может завести каждого в довольно трудную жизненную ситуацию, и когда человек просит о помощи, нужно уметь откликнуться ему и протянуть руку.

Милосердие – это умение помочь человеку в беде, и не просто помочь, а сделать это безвозмездно, не ожидая взамен никакой благодарности. Часто, человек, которому ты даришь добро, может не знать даже твоего имени. Это относится, например, к благотворительным акциям для детей из детских домов, сборам денег на лечение смертельно больных детей и так далее.

Зачем же человеку необходимо такое качество, как милосердие? Не зря говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Во Вселенной существует баланс, и к человеку возвращается абсолютно всё, что он делает в жизни. Никто из нас не застрахован от того, что в жизни может случиться что-то непредсказуемое, когда помощь потребуется нам. В этом случае то добро, которое мы сделали, когда была возможность, обязательно вернётся к нам сторицей.

Главная проблема милосердия заключается в том, что сейчас его, к сожалению, не хватает на всех. Многие люди замкнутые, злые, несдержанные. Они боятся или не хотят делать добро другим, быть открытыми и милосердными. Это совершенно не красит их, а наоборот, отталкивает от них других людей.

Развить в себе милосердие не так и сложно, как кажется. Для этого нужно ловить себя на злых мыслях и сразу же отгонять их. Если вы видите повод для совершения доброго дела, здесь не должно быть вариантов – нужно однозначно сделать его, тем самым делая лучше не только окружающий мир, но и себя.

Сочинение на тему Проблема милосердия (с примерами из литературы)

Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.

Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека ”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился, а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.

Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении - “Война и мир ” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.

Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?

Можно сказать, что милосердие в современном обществе присуще одним из самых сильных духом людей, все потому что на данный момент в мире преобладает равнодушие и жестокость, сопротивляться им и каждый раз, жертвовать чувствами, благами - это удел сильной личности. Милосердие играет важнейшую роль в нашем ритме жизни, потому что оно делает человека человеком. Пройдешь ли Ты мимо равнодушно смотря на того, кто нуждается в Твоей помощи или раскроешь для него своей сердце? Вот, что отличает настоящего человека. Милосердие определяет лучших.

Несомненно, милосердие так много значит не только поэтому, а еще и потому, что без него мир превратится в хаос, где не будет больше взаимопомощи, где править будут равнодушие, алчность, корысть. Милосердие дает нам веру в то, что люди не утратили способность верить друг другу и сочувствовать, быть вместе, один за другого. Милосердие оправдывает звание “Человек”.

Таким образом, из рассуждений выходит то, что милосердие-это жертвенность, доброта, искренность, сочувствие. Это, что должно существовать в людях всегда, как бы не плохо им самим. И в конце концов, милосердие-это то, что спасает нас и то, чем мы можем спасти других.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Карла Великого в Песне о Роланде сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Карл Великий, представленный в образе французского короля, прототип реальной исторической личности.

  • Сочинение Лужин и Свидригайлов в романе Преступление и наказание Достоевского

    Одними из ярких второстепенных персонажей произведения являются представители собственных теорий Лужин и Свидригайлов, схожих по своей сути с теорией главного героя романа Раскольникова.

  • Аннинька и Любинька в романе Господа Головлевы сочинение

    Аннинька и Любинька – сестры-близнецы, дочери Анна Владимировны Улановой, которая против родительской воли выскочила замуж. Арина Петровна была вынуждена выбросить «кусок» нерадивой дочери в виде захудалой деревеньки Погорелки

  • Художественные особенности Слова о полку Игореве 9 класс сочинение

    Главная особенность произведения – это его народность, тесная связь с устным народным творчеством. Это доказывает тот факт, что автор поэмы был человеком образованным

  • Характеристика и образ Грея из произведения Алые паруса Грина 6 класс

    В повести «Алые паруса», главный герой - Артур, богатый и знатный, единственный ребенок в семье. Живет в огромном красивом дворце. Но в его голове сложился свой мир, свое представление о таком

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.