Музыкальный досуг в подготовительной группе детского сада. Детская музыка Сергея Прокофьева. Прокофьев и его “детская” музыка Сергей прокофьев в детском саду

Татьяна Попова
Музыкальная гостиная «Детская музыка С. Прокофьева»

Цель : Формирование основ музыкальной культуры через классическую музыку.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук

Презентация Microsoft Power Point (8 слайдов)

Музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, металлофоны, барабан, деревянные ложки, бубны).

Музыкальный ряд:

Диск «Детская музыка» С. Прокофьева

пьесы: «Утро», «Прогулка», «Марш», «Тарантелла», «Пятнашки», «Сказка», «Вальс», «Ходит месяц над лугами».

Оформление зала: на экране – портрет С. С. Прокофьева (слайд №1 ). На мольберте - альбом «Детская музыка» с иллюстрациями.

Ход проведения:

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной! Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие по музыкальным произведениям Сергея Сергеевича Прокофьева, одного из самых известных русских композиторов. Он рано начал писать музыку. Когда Прокофьеву было 6 лет, столько, сколько сейчас вам, он сочинил свою первую пьесу – «Индийский галоп», а в 9 лет уже написал оперу «Великан». А ещё Сергей Сергеевич Прокофьев написал 12 музыкальных пьес для детей и объединил их в один альбом. И назвал его… (ответ детей) Правильно, «Детская музыка». В двенадцати лёгких фортепианных пьесах – летний день ребенка с утра до вечера, картинки природы, ребячьи забавы. Сергей Сергеевич очень любил природу, лес, поле, восхищался отсветами заката, причудливыми узорами облаков, переливами птичьих голосов. Поэтому начинается и заканчивается альбом пьесами, изображающими природу. Давайте, откроем этот альбом и познакомимся с доброй, солнечной музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева.

Ребёнок: Нас музыка в чащу лесную зовёт!

Минута - и солнце над лесом взойдёт.

Согреется солнцем, проснутся зверюшки,

И бабочки будут кружить над опушкой.

Звучит пьеса «Утро» (слайд №2) .

Дети выполняют музыкально – ритмическую композицию «Пробуждение».

Появляется Солнце (девочка в костюме)

Солнце:

Чуть утро загорается, как я уже в саду.

Для всех, кто повстречается, подарочек найду.

Для Алёнки - сказка,

Собачонке – ласка,

Шутка – клёну и дубку,

Прибаутка – ветерку.

Всем – улыбка и привет.

Ничего дороже нет!

Звучит пьеса «Прогулка» (слайд № 3) .

Творческая импровизация «Прогулка»

(Музыкальный руководитель предлагает детям погулять на полянке. Дети прыгают, бегают, играют в мячик. Прилетают бабочки, дети любуются ими.)

Музыкальный руководитель:

Девочки, мальчики, где же ваши пальчики? (дети прячут за спину руки)

Пошли пальчики с утра (шевелят пальцами)

В гости к тёте Разыгра (хлопают в ладоши)

На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки.)

Да в окошечко глядели, (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)

Напились чаю, чаю разыграю, (чередуют хлопки и показ больших пальцев)

Солнышку ладошки погладили немножко, (гладят ладошки, слегка массируя их)

Пальчики подняли – лучиками стали. (выпрямить и растопырить пальцы обоих рук)

Хорошо размяли свои пальчики! Теперь можно поиграть на музыкальных инструментах! Скажите, пожалуйста, что такое марш? (ответ детей)

Верно. В переводе с французского языка «марш» означает движение, шествие. Какой же чаще всего характер у марша? (ответ детей)

Правильно, бодрый, чёткий. Давайте, исполним на своих музыкальных инструментах «Марш» Сергея Прокофьева из альбома «Детская музыка» (слайд № 4).

Шумовой оркестр

Ребята, в альбоме «Детская музыка» Сергея Прокофьева есть пьеса с названием «Тарантелла». Это весёлый, быстрый итальянский танец. Танцуют его с бубнами, чтобы танец был ещё задорней. А наши девочки умеют танцевать этот задорный танец. Давайте их попросим его исполнить.

Танец «Тарантелла»

Музыкальный руководитель: А теперь давайте поиграем! В пятнашки, ребята, давайте играть! «Пятнашку» считалкой начнём выбирать.

Звучит пьеса «Пятнашки» (слайд № 5) .

(С началом музыки дети произносят считалку, затем убегают в разных направлениях, «пятнашка» их ловит) .

А теперь после весёлой игры немного отдохнём, посидим на коврике. Сергей Прокофьев был маленьким, то он как все дети любил слушать сказки. Эту любовь он пронёс через всю свою жизнь.

Звучит пьеса «Сказка» (слайд № 6)

В небе звёзд блестящих россыпь,

Мчится сказка к детям в гости.

У неё в руках кручёный

Тонкий прутик золочёный.

А над нею – месяц ямный.

Мчится, мчится к детям сказка.

Дети, когда вы слушали пьесу, которая называется «Сказка», какие сказки вы вспомнили? (Дети называют знакомые сказки) .

Сергей Прокофьев написал много сказочной музыки. Одна из них – это балет на сюжет сказки Ш. Перро «Золушка. Ребята, давайте вспомним, что такое балет? (ответ детей).

Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из балета С. Прокофьева «Золушка». (Дети проходят в зону для просмотра видео )

Дети смотрят фрагмент балета «Золушка» (слайд № 7)

А вы помните, чем закончилась сказка? Принц отыскал свою Золушку. Заканчивается балет – Золушка и Принц танцуют красивый вальс в чудесном саду. Давайте закончим нашу встречу в музыкальной гостиной красивым вальсом под музыку Сергея Сергеевича Прокофьева!

Звучит «Вальс» (слайд № 8)

Парный танец

Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит. И будет долго звучать для каждого из нас. А на память о нашем сегодняшнем путешествии я хочу подарить вам небольшой портрет C. С. Прокофьева. Пусть музыка С. С. Прокофьева живёт в вашей памяти, смягчает наше сердце, будит фантазию.

А нам пора прощаться.

Звучит пьеса «Ходит месяц над лугами»

(Музыкальное прощание - дети уходят из зала. )

Конспект интегрированного занятия по слушанию музыки в детском саду "Петя и волк" С.С. Прокофьева

Цель:
Систематизация образовательных возможностей в развитии детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи: познакомить детей с различными музыкальными инструментами симфонического оркестра. Учить отличать их звучание по тембру. Продолжать знакомить с творчеством русского композитора С.С.Прокофьева (1891-1953).
В зале гости, дети приглашенной группы. Занавес закрыт.
Ведущая - Добрый день, друзья, я приветствую вас в фойе Заринской консерватории имени М.П.Мусоргского.
Заглянем с вами в малый зал. Там сегодня проходит генеральная репетиция оркестра.
Занавес открывается. На фоне большой ширмы оформленной под задник сцены расположился оркестр. Дети с бутафорскими инструментами в натуральную величину.
Ведущая – В исполнении симфонического оркестра прозвучит пьеса С.С Прокофьева «Утро». За дирижерским пультом лауреат конкурса «Волшебная флейта», заслуженная артистка России Виктория Фехтман.
Выходит дирижер, кланяется зрителям, поворачивается к оркестру, Взмахом палочки поднимает оркестрантов на поклон.
Звучит фонограмма пьесы, оркестранты имитируют игру на инструментах. По окончании все снова встают на поклон.
Ведущая – Большое спасибо, Виктория. Скажите, какие инструменты звучат сегодня в вашем оркестре?
Виктория - В оркестре звучат духовые и струнные инструменты.
Вопросы к каждому оркестранту.
Ведущая – На каком инструменте ты играешь? Как он звучит? К какому типу относится?
Дети по очереди называют свой инструмент: арфа, виолончель, скрипка, валторна, гобой, флейта, литавры, контрабас и т.д. Дают определение: духовой, струнный. Отмечают тембр звучания.
Ведущая – Виктория, я слышала, что в большом зале консерватории сегодня премьера?
Виктория – Да, симфоническая сказка «Петя и волк». Приходите, пожалуйста, на премьеру.
Дирижер кланяется, поднимает свой оркестр. Занавес закрывается. Музыканты располагаются со зрителями в зале. За занавесом меняются декорации.
Ведущая – (Обращается к детям, сидящим в зале) Ребята, а что такое премьера?
Ребенок – Премьера – это спектакль, который показывают в первый раз.
Ведущая – Кто написал музыку к сказке «Петя и волк»?
Ребенок – Музыку к сказке «Петя и волк» написал Сергей Сергеевич Прокофьев.
Ведущая – Назовите героев этой сказки.
Дети – Петя, Утка, Волк, Птичка, Дедушка, Кошка. Охотники.
Ведущая – Какие инструменты озвучивают героев сказки?
Дети
Петя – струнный квартет,
Волк – валторна,
Утка – гобой,
Кошка – кларнет,
Дедушка – фагот,
Птичка – флейта,
Охотники – ударные.
Ведущая – До начала спектакля осталось немного времени. Давайте пройдет по длинному коридору, и, не заходя в класс, послушаем, игре на каком инструменте там обучают.
Звучит фонограмма игры различных инструментов. Дети по тембру отгадывают инструмент. Определяют струнный он или духовой.
Вопрос к детям: Звучание, какого инструмента вы слышите?
Ведущая - Наконец мы у входа большой зал. Торопитесь занять места.
Пока не начался спектакль, я расскажу вам немного об истории его создания.
Писать музыку Сергей Сергеевич Прокофьев начал, когда ему было 5 с половиной лет. А когда он вырос, и был уже знаменитым композитором, то попал на спектакль центрального детского театра «Сказка о рыбаке и рыбке». Спектакль очень понравился, и руководитель театра Наталья Сац предложила ему написать симфоническую пьесу для детей, чтобы познакомить ребят с музыкальными инструментами. 5 мая 1936 года на сцене ЦДТ состоялась премьера спектакля «Петя и волк».
Звенит звонок.
Я увлеклась, а уже звенит третий звонок. Спектакль начинается.
Открывается занавес. На фоне сцены изображен лес, перед ним небольшой забор с калиткой, две ёлки, береза, лужа.

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ПЬЕСЫ С ТЕКСТОМ. ДЕТИ-ГЕРОИ ВЫПОЛНЯЮТ ДЕЙСТВИЯ ПО ХОДУ СКАЗКИ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛИТСЯ 20 МИНУТ.

Ведущая - (по окончании) Понравилась сказка? Открою секрет, что скоро в этом же зале состоится еще одна премьера. Сказка-опера «Золушка». Музыку к ней тоже написал великий русский композитор – классик Сергей Сергеевич Прокофьев. На этом наша экскурсия закончена. До новых встреч!
Фото с занятия





Двенадцать лёгких пьес для фортепиано

«Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой », я сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка», ор. 65. Последняя из пьесок, «Ходит месяц над лугами», написана на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно...», - пишет композитор в «Автобиографии».

«Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Прокофьев , - это программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. То, что речь идет именно о летнем дне, видно не только из ее заголовков; оркестровая транскрипция сюиты (точнее, семи ее номеров) так и названа композитором: «Летний день» (ор. 65 bis, 1941). Здесь как бы «двукратно» синтезировались в творческой лаборатории Прокофьева конкретные впечатления «поленовского лета» и далеких воспоминаний о лете в Сонцовке, с одной стороны, и мир детских переживаний и раздумий, детской фантастики и «были» вообще - с другой. К тому же ведь понятие «детского» для Прокофьева неразрывно связано с понятиями летнего и солнечного. Прокофьев прав, утверждая, что достиг в этой сюите «полной детскости». Двенадцать пьес, ор. 65 - важная веха на творческом пути композитора. Они открывают целый мир его восхитительного творчества для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры.

Все это вполне закономерно и глубоко симптоматично. Прокофьев - человек и художник - всегда страстно тяготел к детскому миру, любовно и чутко вслушивался в этот психологически тонкий и своеобразный мир и, наблюдая, сам поддавался его обаянию. В натуре композитора жила - никогда не увядая, но, наоборот, с годами утверждаясь все более и более, - тенденция воспринимать окружающее с позиций жизнерадостной молодости, по-весеннему светло и по-отрочески чисто и непосредственно. Поэтому мир детских образов Прокофьева всегда художественно естествен, органичен, совершенно лишен элементов фальшивого сюсюкания или не свойственной здоровой детской психике сентиментальной красивости. Это одна из сторон внутреннего мира самого композитора, которая в разное время находила и различное отражение в его творчестве. Стремлением к чистоте и свежести детского мировосприяния можно, правда, лишь в известной степени, объяснить и тяготение Прокофьева к сонатинному стилю.

Нетрудно установить также известные параллели между миром детских образов и сферой обаятельно хрупких девических персонажей его музыкально-сценических произведений. Элегическими воспоминаниями о детстве проникнуты и Седьмая симфония и Девятая фортепианная соната, подводящие итог творчеству композитора.

«Сонатинный стиль» Прокофьева подвергся в его цикле детских пьес, однако, значительной трансформации. Прежде всего, он совершенно освобождается от элементов неоклассицизма. На место графики приходит конкретная изобразительность, реалистическая программность. Нейтральность в смысле национального колорита уступает свои позиции русскому мелодизму, тонкому использованию народных оборотов. Преобладанием трезвучности воплощается чистота, безмятежность, спокойствие образов. Вместо изыска с «обыгрыванием» новой простоты появляется кристальный в своей ясности взгляд на мир широко раскрытыми, вопрошающе пытливыми глазами ребенка. Именно способность передавать мироощущение самого ребенка, а не создавать музыку о нем или для него, как отмечалось многими музыковедами, выгодно отличает этот цикл от ряда детских пьес, казалось бы, одинаковой целенаправленности. Продолжая в основном лучшие традиции детской музыки Шумана, Мусоргского, Чайковского, Прокофьев не просто следует им, а творчески развивает.

Первая пьеса - «Утро ». Это как бы эпиграф сюиты: утро жизни. В сопоставлении регистров ощущается пространство, воздух! Мелодия чуть мечтательна и кристально чиста. Почерк - характерно прокофьевский: параллельные движения, скачки, охват всей клавиатуры, игра через руку, четкость ритма и определенность разделов. Необычайная простота, но не примитив.

Вторая пьеса - «Прогулка ». Трудовой день малыша начался. Его походка тороплива, хотя и несколько с развальцей. Уже в первых тактах передан ее начальный ритм. Надо успеть все увидеть, ничего не пропустить, в общем, дела очень много... Графическая контурность мелодии и характер непрерывного движения с отстукиванием четвертей призваны создать колорит детски наивной сосредоточенной «деловитости». Однако легкость чуть вальсирующего ритма сразу же переводит эту «деловитость» в соответствующие рамки ребячливой «старательности». (Созерцательная тема второй части Четвертой симфонии близка музыке «Утра» и «Прогулки» и, по-видимому, является их предтечей.)

Третья пьеса - «Сказочка » - мир незамысловатой детской фантастики. Здесь нет ничего поражающего воображение, страшного, чудовищного. Это мягкая, добрая сказочка-повествование, в которой быль и мечта тесно переплетены. Можно полагать, что тут воплощаются образы не сказки, рассказываемой детям, а собственные их представления о фантастическом, всегда живущие в сознании детворы совершенно рядом с виденным и пережитым. В сущности, подлинная фантастика появляется только в среднем разделе на ремарке sostenuto, а в первом и заключительном разделах преобладает мечтательное повествование с простенькой мелодией на фоне неизменно повторяющихся ритмических оборотов. Эти ритмические повторы как бы «цементируют» форму «Сказочки», сдерживают ее повествовательные тенденции.

Далее идет «Тарантелла », жанрово-танцевальная, виртуозная пьеска, выражающая задорную темпераментность ребенка, захваченного музыкально-танцевальной стихией. Живой и бойкий ритм, упругие акценты, колоритность полутоновых тональных сопоставлений, сдвиги одновысотных тональностей - все это увлекательно, легко, радостно. И в то же время по-детски просто, без специфической итальянской остроты, несомненно непонятной русской детворе.

Пятая пьеса - «Раскаяние » - правдивая и тонкая психологическая миниатюра, ранее названная композитором «Стыдно стало». Как непосредственно и трогательно звучит печальная мелодия, как искренно и «от первого лица» переданы ощущения и раздумья, охватывающие ребенка в моменты таких психологически сложных переживаний! Прокофьев использует здесь тип «поюще-говорящих» (по определению Л. Мазеля, «синтетических») мелодий, в которых элемент речитативной выразительности не уступает выразительности кантиленной.

Но такое настроение мимолетно у детей. Оно вполне естественно сменяется контрастным. Шестая пьеса - «Вальс », и в такого рода закономерности чувствуется не только логика сюитного разнообразия, но и логика музыкально-сценического мышления Прокофьева, театральные законы контрастного последования сцен. Хрупкий, нежный, импровизационно непосредственный ля-мажорный «Вальс» говорит о связях детских образов с миром хрупких, чистых и обаятельных женских образов театральной музыки Прокофьева. Эти две линии его творчества, вернее две линии его художественных идеалов, перекрещиваются и взаимообогащаются. В его девических образах есть детская непосредственность. В его детских образах есть женственная мягкость, обаятельная влюбленность в мир и жизнь. Те и другие поражают весенней свежестью и воплощаются композитором с необыкновенной взволнованностью и вдохновением. Именно в этих двух сферах наиболее отчетливо выразилось господство лирического начала в его творчестве. От наивно обаятельного детского «Вальса», ор. 65 можно провести линию к хрупкому вальсу Наташи из оперы «Война и мир» - вершине лирической вальсовости в музыке Прокофьева. Эта линия проходит через Es-dur"ный эпизод «Большого вальса» из «Золушки», даже интонационно напоминающего детский вальс. Проходит она и через «Пушкинские вальсы», ор. 120 и «Вальс на льду» из «Зимнего костра», и через «Сказ о каменном цветке», где тема «Вальса», ор. 65 в точности воплощена в сцене (№ 19), изображающей владения хозяйки Медной горы. Наконец - но уже косвенно - она продолжается и в вальсообразной третьей части Шестой фортепианной сонаты, и в вальсе из Седьмой симфонии. Прокофьев развивает здесь углубленную лирико-психологическую линию русской вальсовости, отличающейся, например, от штраусовской, более блестящей, но и более узкой и внешней в своей несколько односторонней радостности.

Несмотря на черты детскости, творческий почерк Прокофьева в этом вальсе ощущается очень отчетливо. Традиционная структура изящного ласкового вальса как бы обновлена, интонационные и гармонические отклонения далеки от трафарета (например, весьма необычное завершение периода в субдоминантовой тональности), фактура необычайно прозрачна. Этот вальс быстро получил широкое распространение в педагогической практике и успешно выдерживает конкуренцию с «общепризнанными» произведениями для детей.

Седьмая пьеса - «Шествие кузнечиков ». Это - быстрая и веселая пьеса о радостно стрекочущих кузнечиках, всегда вызывающих интерес у ребят своими поразительными скачками. Фантастичность образа не выходит здесь за рамки обычных детских выдумок и в этом отношении заметно отличается от, скажем, таинственной фантастики «Щелкунчика» Чайковского. В сущности, это забавный детский галоп, в средней части которого даже слышатся интонации пионерских песен.

Далее идет пьеса «Дождь и радуга », в которой композитор пытается - и очень успешно - живописать то огромное впечатление, которое производит на ребят всякое яркое явление природы. Здесь и естественно звучащие смелые звуковые «кляксы» (аккорд-пятно из двух рядом лежащих секунд), и, точно падающие капельки, медленные репетиции на одной ноте, и просто «Тема удивления» перед происходящим (нежная и красивая мелодия, спускающаяся с высоты).

Девятая пьеса - «Пятнашки » - близка по стилю «Тарантелле». Она написана в характере быстрого этюда. Так и представляешь себе увлеченно догоняющих друг друга ребят, атмосферу веселой, подвижной детской игры.

Вдохновенно написана десятая пьеса - «Марш ». В отличие от ряда других своих маршей, Прокофьев в данном случае не пошел по пути гротеска или стилизации. Здесь нет и элемента кукольности (как, например, в «Марше деревянных солдатиков» Чайковского), пьеса вполне реалистично рисует марширующих ребят. Детский «Марш», ор. 65 получил широкое распространение, стал излюбленной пьесой отечественного фортепианного репертуара для детей.

Одиннадцатая пьеса - «Вечер » - своей широкой русской песенностью и мягким колоритом вновь напоминает о великом лирическом даре Прокофьева, о почвенности его мелодизма. Музыка этой обаятельной пьесы насыщена подлинной человечностью, чистотой и благородством чувств. Впоследствии автор использовал ее в качестве темы любви Катерины и Данилы в балете «Сказ о каменном цветке», сделав одной из важнейших лейттем всего балета.

Наконец, последняя, двенадцатая пьеса - «Ходит месяц за лугами » - органически связана с народными интонациями. Вот почему автор счел необходимым в «Автобиографии» разъяснить, что она написана не на фольклорную, а на собственную тему.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Познакомить детей с творчеством С.С.Прокофьева. Уточнить знания о жанрах музыки: песня, марш, танец (вальс, хоровод), вызывать положительные эмоции, способствовать активному восприятию музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Под « МАРШ» С.Прокофьева дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом
возле музыкального руководителя.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Однажды в теплый, ясный апрельский день в небольшом украинском селе родился мальчик, которого назвали Сережей. Мама Сережи хорошо играла на рояле, и он с раннего детства слышал музыку, и очень рано начал сочинять ее сам. Ребята, вы поняли, о ком я говорю?

Дети отвечают на вопрос муз. рук-ля, и рассаживаются на ковер на пяточки.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Музыка С.С.Прокофьева известна не только у нас в стране, но и во всем мире. Он писал много музыки для взрослых-симфонии, оперы, музыку к кинофильмам, спектаклям, даже волшебные сказки-балеты («Золушка»). Но он не забывал про детей, и написал для них много музыки.
Мы сейчас послушаем пьесу из сборника «Детская музыка», а вы скажете что это: песня, танец или марш, и какой характер у этой музыки?

«ВАЛЬС» (аудиозапись)

Дети дают ответы.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Да, музыка плавная, легкая, изящная. Давайте с вами потанцуем. Мальчики, приглашайте девочек на вальс! И пусть ваши движения будут такими же изящными, плавными, нежными.

Танцевальная импровизация под «ВАЛЬС» С.С.Прокофьева.
Дети рассаживаются на ковре.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Давайте послушаем еще одно произведение из сборника «Детская музыка». Возможно, вы его уже где-то слышали.

«МАРШ» (исполняется на фортепиано).
Ответы детей.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Предлагаю вам поиграть в оркестр, а я буду вашим дирижером. Возьмите инструменты.

Дети берут детские музыкальные инструменты, встают полукругом возле муз.рук-ля.

«МАРШ» (игра на детских музыкальных инструментах).

Дети кладут инструменты и рассаживаются на ковре.

МУЗ.РУК-ЛЬ: А вот еще одна пьеса из сборника «Детская музыка», она называется «Ходит месяц над лугами». Какие настроения, чувства изображены в этой музыке, изображающие картину ночной природы?

«ХОДИТ МЕСЯЦ НАД ЛУГАМИ» (исполняется на фортепиано)

МУЗ.РУК-ЛЬ: Да, музыка задумчивая, мечтательная, спокойная, сказочная, волшебная. Послушайте стихотворение русского поэта С.А.Есенина «Ночь». Какое настроение передано в нем?

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных полей.

Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
все вокруг серебрит.

Дети отвечают на вопросы.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Давайте представим, что мы – звезды, и водим хоровод вокруг месяца. А месяцем будет Полина.

Девочка берет светящуюся палочку.

«ХОДИТ МЕСЯЦ…» (хоровод).
МУЗ.РУК-ЛЬ: Давайте нарисуем эту музыку.

Дети рассаживаются на ковре по всему залу, и рисуют красками под аудиозапись «ХОДИТ МЕСЯЦ…»

МУЗ.РУК-ЛЬ: Оставьте свои рисунки сохнуть, и давайте поговорим. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Дети дают ответы.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Мне очень понравилось сегодня как мы с вами позанимались. На следующем занятии мы продолжим знакомиться с творчеством С.С.Прокофьева.
Возьмите свои рисунки, ими вы украсите свою группу.

Под аудиозапись «ХОДИТ МЕСЯЦ…» дети разбирают свои рисунки и выходят из музыкального зала.

23 апреля 2016 года исполнилось 125 лет со дня рождения композитора, пианиста и дирижера С.С.Прокофьева.

«Для маленьких любителей музыки сочиняли многие, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев. Его детская музыка – не просто дар большого художника детям».

С 25 апреля по 29 апреля в МДОБУ детский сад №3 «Жемчужинка» прошла тематическая неделя, посвященная творчеству С.С.Прокофьева.

Сергей Сергеевич был и дирижером, и пианистом, написал оперы, балеты, концерты, музыку для кинофильмов и музыкальных спектаклей. Много прекрасных произведений он посвятил детям.

Вот прекрасный альбом С. Прокофьева «Детская музыка». Фортепианная музыка для детей имеет довольно давние и богатые традиции, и сказать новое слово в этом жанре было нелегко. Композитор очень точно почувствовал в дыхании современной жизни интонации и образы, близкие детворе. И в этом, может быть, основной секрет популярности «Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже несколько поколений. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»). В старшей группе «Якорек» музыкальный руководитель предлагает совершить путешествие по страницам произведений композитора с использованием мультимедийной презентации.

На занятии дети не только слушали музыку, но и выполняли пластические этюды под музыку С.С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке», вальсировали под прекрасную музыку «Вальса».

У композитора С. Прокофьева есть немало музыки, написанной для детей. Одно из них – симфоническая сказка «Петя и волк». Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Ольга Николаевна рассказала детям, что каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом, у каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. Воспитанники по прослушанной мелодии звучащего инструмента определяли соответствующего героя. Музыкальный руководитель побуждала детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки.

В подготовительной группе «Маячок» проведено ООД на интерактивной доске по ознакомлению с симфонической сказкой «Петя и волк». Воспитанники различали оркестровую музыку, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки и героям сказки. Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент.

Воспитанники выполняют задание: птичке – флейту, утке – гобой, кошке – кларнет, Пете – струнные инструменты, дедушке – фагот. Все это сопровождалось сравнительным показом отрывков из сказки и одновременным показом и звучанием оркестровой музыки по симфонической сказке. Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок. Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание.

В подготовительной группе «Сказка» проведено театрализованное представление по симфонической сказке «Петя и волк» для воспитанников младших и средних групп. Костюмы и музыка С.Прокофьева помогли детям перевоплотиться и ярче передать характер героев.

В детском саду оформлена выставка творческих работ детей старших и подготовительных групп по музыкальным произведениям замечательного композитора.

Все произведения Прокофьева для детей, является ярким художественным отображением неповторимого мира детства. Музыка С.С. Прокофьева вводит маленьких и слушателей в удивительный мир новых образов. Художественная задача педагогов – быть «добрым волшебником», помочь ребенку смело войти в этот светлый, чудесный мир музыки Сергея Сергеевича Прокофьева.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.