Летние пейзажи шишкина. Иван Шишкин: самые известные картины великого русского пейзажиста

Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо всем с детства: именно его картина изображена на обертке конфеты «Мишки в лесу». Помимо этой выдающейся работы у живописца имеются десятки других, которые висят на стенах лучших музеев мира.

Иван Иванович с названиями, расположенные в Третьяковской галерее

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» - это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Таковым является Иван Иванович Шишкин. Картины с названиями - в количестве двенадцати полотен - расположены в помещении Третьяковской галереи, которую стремятся посетить туристы со всего мира и москвичи - истинные ценители искусства.

«Утро в сосновом лесу»

В 80-90-х годах XIX столетия писались самые Шишкина. С названиями художник был прост, но одновременно оригинален: он не выбирал эпитеты и метафоры, из-за которых смысл полотна был бы двояким. «Утро в сосновом лесу» - русского реалистичного пейзажа. Глядя на полотно, сложно понять, что это не фотография, а картина - настолько искусно Шишкин передал игру света и теней, а также деятельность своих главных персонажей - медведицы с тремя медвежатами. В темной глуши бора случайный луч солнца, который пробивается сквозь тяжелые кроны деревьев, - показатель времени суток, в данном случае - утра.

Работа над картиной происходила в 1889 году. Шишкину помогал художник Савицкий, который изначально настаивал на своем авторстве фигур медведей. Однако коллекционер Третьяков стер его подпись и велел, чтобы картина стала полноценным детищем Ивана Шишкина. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Живописец долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. В поисках идеальных медведей и подходящего леса он объездил всю и, повстречав бурое семейство, дописывал его по памяти. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года, и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны).

«На севере диком»

Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «…Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Произведение было подготовлено к пятидесятилетию со дня смерти Михаила Юрьевича и стало достойной иллюстрацией сборника его стихотворений. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века.

Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Как поэт словами, так и кистью с краской живописец передает настроение, в данном случае - задумчивое и немного грустное. Мотив одиночества очевиден: у края обрыва стоит сосна, отдалившаяся от остального леса, ветви которой тяжелы от навалившего снега. Впереди - синяя пропасть, наверху - такого же цвета ясное, но грустное небо. Чисто-белый снег, занимающий одну треть картины, сияет в лучах солнца, однако ему не скоро суждено растаять, ведь погодные условия на севере диком очень суровые.

«Рожь»

Известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Это дерево навсегда стало символом русской земли. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает...». Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Картины с названиями этого живописца передают простоту, доброту и глубину его души, но концепция произведения становится понятной после долгого и пристального разглядывания. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.

«Итальянский мальчик»

Иван Шишкин был самым просвещенным художником русского реализма, поэтому своим долгом считал изображать на полотне не только пейзажи, но и портреты, которых в коллекции живописца не так много. Однако талант автора от этого не становится меньше - стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Год написания портрета неизвестен, но, вероятно, Иван Иванович создал его в поздний период своего творчества. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной.

«Рубка леса»

Поваленные деревья - частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Последняя работа автора является наиболее известной. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Красота соснового бора, величественного и беззащитного, нередко изображалась Иваном Ивановичем на полотнах, и момент, когда он демонстрирует последствия вторжения человека в девственные земли, особенно трагичен. Что ждет остальные деревья, которые стоят на заднем плане, известно самому Шишкину, но обрубленные под корень пеньки навевают тоску и свидетельствуют о превосходстве человека над природой.

Русский художник Иван Иванович Шишкин известен как автор величественных полотен, повествующих о русской природе. «Лесной богатырь» написал более 600 этюдов, эскизов, гравюр, рисунков и законченных картин.

Знаменитый передвижник воспевал в своих пейзажах мощь, красоту и богатство лесов и полей России.

Картины Шишкина – это песня-рассказ о могучих корабельных рощах, богатырских дубах, исполинских замшелых елях, дебрях леса и зарослях, ручьях и широких полях.

Каждое произведение пейзажиста заставляет почувствовать дыхание леса, шум ветра, свежесть лесного ручья. Зритель вливается в картину всем своим существом.

Ощущает себя стоящим на опушке среди высоких сосен, видит рядом валуны в ручье, идет по тропинке за грибниками, подглядывает из-за деревьев за играющими медвежатами. Он поднимает глаза к небу и смотрит на грозовые облака, на жаворонка, зависшего высоко над полем, на солнечные лучи, пробивающиеся из-за туч.

Художник не придавал большого значения выписыванию фигур и лиц людей. Они изображены почти схематично. Главный упор во всех своих пейзажах ставился на траву и кусты, тропинки и ручьи, ветки и стволы сосен, елей и дубов.

Зеленый, коричневый, синий, желтый цвета с их многочисленными оттенками – вот основные цвета, которые применял «царь леса» при создании своих произведений.

Художник тщательно и безупречно отображал в своих произведениях каждую ветку, листок, камень, воду в ручье. Большое значение он придавал солнечному свету, тщательно показывал его игру на траве, на ветках деревьев, на камнях.

Кропотливо выписанная каждая травинка, камушек на дороге, летящая птица, облака в небе – все это любовно объединяется в единую картину лесной жизни того или иного участка родной природы.

Его гениальность состоит в том, что скрупулезно выписанные детали создают неповторимый образ целостности природы. Большое состоит из множества малого, а малое индивидуально. Оно не теряется в картине.

При детальном рассмотрении вдруг видишь утку, улетающую от лисицы, хотя сначала не обращаешь на нее внимания, или ласточек в стригущем полете над землей. Произведения знаменитого художника рассчитаны на долгое внимательное вглядывание в детали, чтобы полностью прочувствовать весь колорит и красоту пейзажа.

Иван Иванович Шишкин — это мастер реализма. Равного такого художника в русском искусстве нет. Его знаменитые «Рожь» (1878 г.), «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.), «Дубовая роща» (1887 г.), «Рубка леса» (1867 г.), «Корабельная роща» (1898 г.) и многие другие являются символами России и ее гордостью.

Картины и этюды И.Шишкина

Сочинение по картине И.Шишкина «Дубовая роща» 1887 г.

Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Монументальное произведение, картина-свет, картина-восторг и вдохновение.Невероятное чувство радости и оптимизма возникает при самом первом взгляде на полотно.

И.И. Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография. Даже песок — видно каждую песчинку. Если кусты расположены тут да там, то лесные цветы художник вывел на ближний передний план в волновую линию, как бы подчеркивая внизу полотна красоту дубовой рощи.

Описание картины Шишкина «Дождь в дубовом лесу» 1891

Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Монументальное произведение, картина-свет, картина-восторг и вдохновение. Невероятное чувство радости и оптимизма возникает при самом первом взгляде на полотно.

Мы видим настоящую русскую природу средней полосы России в ясный летний день.

Могучие дубы как огромные богатыри освещены ярким солнцем второй половины дня. Солнечный свет – это главное действующее лицо картины. Он полностью окутывает деревья, прячется и играет в листве, прыгает по веткам, горит на прибрежном песке. Светлое голубое чистое небо просвечивает через листву мощных деревьев. Облаков практически нет, лишь немного на горизонте

У зрителя складывается впечатление, что дубы застыли во время красивого плавного танца. Деревья на переднем плане слева танцуют втроем, обнимая друг друга красиво изогнутыми ветвями. Танец пары дубов справа напоминает танго. И, хотя дерево сзади уже отмирает (у него нет верхушки, и оно клонится к земле), но листья на нем зеленые и ветви мощные. Дуб в центральной части картины, а также остальные, расположенные дальше вглубь, танцуют по одному.

Складывается ощущение, что все дубы практически одного года посадки – у них одинаковый диаметр ствола и высота деревьев. Возможно, что им не меньше 100 лет. Кое-где треснула и отлетела кора, засохли ветки, но это не влияет на общее состояние лесных богатырей.

Усиливает монументальность картины треугольный огромный камень, лежащий на берегу около небольшой заводи.

И.И. Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография.

Даже песок — видно каждую песчинку. Если кусты расположены тут да там, то лесные цветы художник вывел на ближний передний план в волновую линию, как бы подчеркивая внизу полотна красоту дубовой рощи.

Удивительно чистый лес. Нигде не видно упавших веток, нет высокой травы. Ощущение полного комфорта и восторженного спокойствия не покидает зрителя. Здесь полностью отсутствует любая опасность – скорее всего, нет змей, не видно муравейников. Приходи, садись или ложись под любое дерево, отдыхай на лужайке. Здесь будет комфортно всей семье и особенно детям: можно бегать, играть, не заблудишься.

Рисунки,наброски,гравюры,офорты.

Сочинение по картине Шишкина «Рожь» 1878 г.

Картина «Рожь» — одно из самых знаменитых произведений пейзажиста-класс ика Ивана Ивановича Шишкина. Она была написана в то время, когда художник перенес несколько страшных потерь самых близких людей. Это картина – надежда, картина-мечта о лучшем будущем.

На полотне мы видим четыре основных элемента: дорога, поле, деревья, небо. Они как бы разделены, но и слиты воедино. Но есть еще один – невидимый – это зритель. Художник намеренно располагает его в центре картины для того, чтобы максимально охватить взором все, что можно увидеть.

Мы стоим на полевой дороге. Наши спутники ушли далеко вперед и почти скрылись из вида. По обеим сторонам дороги бескрайнее золотое поле со спелой рожью. Тяжелые колосья клонятся к земле, некоторые уже сломались. Чувствуется легкий ветерок. Колыхание колосьев ржи передает вкусный аромат созревших зерен.

Дорога слегка заросла, но видно, что по ней недавно проезжала телега. Трава сочная, зеленая, много полевых цветов – похоже, что дождей в этот год было много, урожай предстоит богатый.

Рожь (фрагмент) — ласточки в поле

Проселочная дорога манит путника, зовет его идти далеко-далеко в светлую даль. Но предупреждает, что не все и не всегда будет безупречно – на горизонте над лесом собираются грозовые кучевые облака. И уже слышны далекие легкие раскаты грома. Поэтому у зрителя закрадывается легкая тревога. Но над головой чистое летнее небо жаркого дня.

Высоко-высоко в небе над полем вьется стая птиц. Возможно, что их спугнули приближающиеся люди в тот момент, когда они лакомились вкусными зернами ржи. А почти у самой земли прямо перед нами проносятся стрижи. Они так низко летят на дорогой, что с первого взгляда не видны. Тень под птицами указывает на то, что на картине изображен полдень.

Сосна – это главный элемент и символ творчества И.И. Шишкина. Могучие, высокие деревья, ярко освещенные солнцем, стоят как сторожа и на переднем, и на заднем плане картины. Они как бы создают связь между небом и землей – верхушки сосен устремлены в голубое небо, а стволы прячутся в густом и необъятном ржаном поле.

На мощной сосне, расположенной в правой части полотна, ветви тяжело клонятся к земле. Почти все они растут с одной стороны. По-видимому, там, где ствол оголен, дуют очень сильные ветра. Но дерево прямое, только верхушка причудливо изогнута, что придает сосне дополнительное очарование. Интересно, что почти все деревья на картине с двумя верхушками.

Чувство тревоги от надвигающейся грозы подчеркивает засохшее дерево. Оно уже погибло, но не упало. Хотя нет листвы, и большая часть ветвей упала, но сосна стоит прямо, не сгибаясь. И возникает надежда: а вдруг произойдет чудо и дерево оживет?

Звучащая панорама родного русского края на картине «Рожь» – это настоящее рукотворное чудо гения реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина.

Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» 1889 г.

Символичная во всех отношениях картина «Утро в сосновом лесу» всем знакома по разнообразным оберткам конфет «Мишка косолапый». Произведение является символом русской природы и его название, как и фамилия художника, давно уже стало нарицательным.

Раннее утро. Летний день. Солнце поднялось уже достаточно высоко и осветило верхнюю часть большинства деревьев девственно нетронутого участка леса. Чувствуется чистота и свежесть, царящие в сосновом бору. Но лес очень сухой и чистый, нигде не видно большого количества мха и лишайника, которые растут в сырости, а также нет бурелома.

На переднем плане поваленное дерево. В глаза бросаются несколько странных деталей. Присмотревшись внимательно к картине, мы видим, что отломленная часть дерева, на которой стоит медвежонок, лежит под углом к месту разлома ствола. Внизу крутой склон, нижняя часть дерева застряла между живым деревом и высоким пнем (если можно так назвать дерево без верхней части), а верхушка дерева упала не вниз под уклон, а лежит как-то сбоку, впереди растущей сосны (справа на полотне).

Достаточно неестественное положение упавшего ствола. Ветки сосны уже начали сохнуть, иголки стали коричневыми, то есть прошло много времени после трагедии, а кора чистая без омертвления и нет лишайника. Дерево достаточно крепкое, ствол его не тронут мхом, а иголки не отлетели так, как если бы дерево сначала болело, а потом бы упало. Они высохли уже после падения. Сердцевина желтого цвета, не сгнившая; корневая система у сосны мощная. Что могло случиться, чтобы такое сильное и здоровое дерево было вырвано с корнем?

Маленький медвежонок, мечтательно глядящий на небо, кажется легким и воздушным. Если он начнет прыгать на дереве, оно не упадет, так как основную часть поддерживает растущая сосна, а внизу ствол упирается в землю мощными ветками.

Скорее всего, это звериная тропа, на которую не вступала нога человека. Иначе медведица не привела бы сюда маленьких медвежат. На картине изображен уникальный случай – медведица с тремя медвежатами, обычно их бывает только два. Может быть, поэтому третий – мечтатель — последыш, он сильно отличается от своих мощных, тяжелых, крупных братьев.

Внизу в обрыве еще клубится туман, а здесь на переднем плане его нет. Но чувствуется прохлада. Может быть поэтому так резвятся малыши медвежата в своих толстых меховых шубках? Медвежата такие милые и пушистые, что вызывают только доброе чувство.

Мать-медведица строго охраняет своих детей. Похоже, что она заметила какую-то хищницу (может быть сову или куницу?). Она быстро развернулась и оскалилась.

Звери неразрывны с природой. Они не кажутся хищниками. Они часть русского леса.

Картина невероятно гармонична. Пейзаж настоящей русского природы показан так, что огромные деревья не вмещаются в полотно, верхушки деревьев срезаны. Но ощущение великого леса от этого становится только сильнее.

«Лесной богатырь-художник», «царь леса» - так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.

«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»

Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.

Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.

Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.

Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния - и тогда Иван Иванович твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов .

«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, - а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный - и действительно единственный в своем роде - талант.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам , куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.

Иван Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858-1860. Государственный Русский музей

Иван Шишкин. Сосна на Валааме. 1858. Пермская государственная художественная галерея

Иван Шишкин. Пейзаж с охотником. Валаам. 1867. Государственный Русский музей

В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.

После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее - Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.

В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева - Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.

«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»

В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской . С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».

«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор... Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа, но живая школа».

Иван Крамской

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер - и работоспособность - стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.

Иван Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872. Государственная Третьяковская галерея

Иван Шишкин. Первый снег. 1875. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы - и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.

«Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда»

В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период - у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал, что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.

«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды».

Иван Шишкин

В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.