Л. Н. Толстой "Юность": нравственные идеалы. Толстой, анализ произведения юность, план

Уроки 58–59 ПОДЛИННЫЕ И МНИМЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ (ГЛАВА «COMME IL FAUT»). ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОАНАЛИЗА ГЕРОЯ (ГЛАВА «Я ПРОВАЛИВАЮСЬ»)

28.03.2013 34578 2322

Уроки 58–59 подлинные и мнимые ценности жизни (глава «comme il faut»). приемы психологического самоанализа героя (глава «Я проваливаюсь»)

Цел и: закреплять навыки аналитического чтения; раскрыть приемы психологического самоанализа героя.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Конкурс на самый интересный вопрос.

II. Работа по теме урока.

1. Анализ главы «Comme il faut».

1) Беседа.

– В чем состоит идеал человека «комильфо»?

– Как Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?

– Что было главным злом этого увлечения?

2) Работа в группах.

Вопрос 1-й группе . Как вы оцениваете такую участь героя?

Вопрос 2-й группе . Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик?

Вопрос 3-й группе . Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?

3) Пересказ-анализ главы XXXI «Comme il faut».

4) Заключительное слово учителя.

Пройдя через «пустыню отрочества», герой трилогии в юности испытывает сильную тягу к нравственному обновлению. Он избавляется от скептицизма, проникается верой в возможность добра и счастья.

В пору юности Николай Иртеньев осознает, что ему предстоит выбрать свое место в жизни, развить и проявить свои способности. «…Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе».

Но вскоре ему приходится убедиться в глубоком противоречии между его мечтами и действительностью.

Вот он мечтает о скромной жизни, хочет быть просто старательным студентом университета. Но богатая фантазия рисует ему такие картины: он стал лучшим студентом, затем становится «первым кандидатом с двумя золотыми медалями», там – магистром, первым ученым России, Европы. Но тут он спрашивает себя: «Ну а потом?» Спрашивает и видит, что руководили им в его мечтаниях чувства тщеславия и самолюбования, и ему делается стыдно.

После исповеди Николенька хвалится извозчику, какой он хороший, и ему снова становится стыдно.

Самое интересное и поучительное в повести «Юность» – это разоблачение того идеала «комильфотного» человека, которому старался следовать Николай Иртеньев.

Кодекс человека comme il faut основан на убеждении в законности и незыблемости разделения людей на классы, сословия, различные группировки. Герою трилогии это представляется следующим образом: «Род человеческий можно разделить на множество отделов – на богатых и бедных, на добрых и злых, на военных и штатских, на умных и глупых и т. д., и т. п.» Кроме этих подразделений, герой трилогии придумал в годы юности еще одно: «Мое любимое и главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на людей comme il faut и на comme il ne faut pas* (см. Примечание) ».

Первых юный Иртеньев уважал, вторых – презирал. А людей из народа – просто не замечал; они «для меня не существовали», признается он.

В повести дается подробное перечисление свойств и качеств, какими должен был обладать «комильфотный» человек. Вспомним некоторые из них:

«Первое и главное» – «отличный французский язык и особенно выговор»;

«второе условие» – «были ногти длинные, отчищенные и чистые»;

«третье условие» – «умение кланяться, танцевать и разговаривать»;

«четвертое, и очень важное, было равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки».

У героя трилогии были еще и свои методы определять признаки «порядочного» человека: убранство комнаты, экипаж, печатка, почерк и главное – ноги, вернее обувь.

«Сапоги без каблука с угловатым носком и концы панталон узкие без штрипок – это был простой; сапог с узким, круглым носком и каблуком и панталоны узкие внизу со штрипками, как балдахин стоящие над носком, – это был человек mauvais genre (дурного вкуса) и т. п.».

Толстой называет пагубным увлечение своего героя идеалом comme il faut и говорит, что оно явилось следствием светского воспитания.

«Главное зло, – пишет Толстой, – состояло в том убеждении, что comme il faut есть самостоятельное положение в обществе, что человеку не нужно стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он comme il faut; что, достигнув этого положения, он уж исполняет свое назначение и даже становится выше большей части людей.

2. Работа над главой «Я проваливаюсь».

1) Беседа.

– Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?

– Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена?

– О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?

– Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?

– Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?

– На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?

– Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы?

2) Слово учителя.

Познакомившись со студентами-разночинцами Зухиным, Семеновым и др., Николай Иртеньев убедился в том, что его голландская рубашка, хороший прононс и т. д. не производят на них никакого впечатления, что они больше его читали и лучше знают предметы. Знаменательно, что последняя глава «Юности» озаглавлена «Я проваливаюсь». Герой трилогии провалился на экзаменах по математике на первом курсе университета: «Я был оскорблен, унижен, я был истинно несчастлив». С большим трудом он справился с отчаянием и решил, что в будущем он ни одной минуты не проведет праздно и никогда не будет делать ничего дурного.

На исходе детства Николенька делает открытие, что не все люди равны. Однако какой-то практический инстинкт тотчас же подсказал ему, что с Катенькой «не годится говорить об этом, и он промолчал, но почувствовал, что в эту минуту в нем произошла одна из тех «моральных перемен», когда «ваш взгляд на вещи совершенно изменяется». Николенька с глубокой грустью убеждается в том, что между людьми нет равенства, что существующий порядок вещей привел их к разъединению, раздробил на классы, группы, разряды, круги и кружки и что ему нелегко будет найти свое место в этом мире.

Защита лучшего в человеке, стремление оградить это лучшее от дурных влияний, художественное запечатление борьбы добра со злом в разные периоды формирования личности составляют пафос трилогии Толстого.

3. Подготовка к сочинению «Диалектика души в повести Л. Н. Толстого «Юность».

1) Слово учителя.

При издании повести «Детство» Н. А. Некрасов заменил это название на другое – «История моего детства». Вспомним, как Толстой отреагировал на это: «Заглавие "История моего детства" противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до моего детства?» Нет, не история жизни конкретного человека лежала в основе замысла автора, а нечто другое. Беспристрастно и откровенно Толстой рассказывает о том, что происходило с душой ребенка, подростка, а потом молодого человека в самые важные периоды его жизни. Получается, что развитие души человека – основная тема этого произведения. И задача вашего сочинения – показать, как Толстой изображает это развитие, иными словами, показать диалектику человеческой души.

2) Составление плана сочинения.

Примерный план сочинения.

I. Автобиографическая проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности.

II. Духовное становление человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность».

1. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками.

2. Подлинные и мнимые ценности жизни героя.

3. Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту.

4. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в повести.

5. Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).

6. К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?

III. В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?

III. Итог урока.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на указанную выше тему.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Со школьной скамьи нам знакома трилогия Льва Николаевича Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Именно этому произведению, а точнее третьей его части, будет посвящена эта статья. Мы рассмотрим сюжет, анализ и образ главного героя повести «Юность» Толстого. Особое внимание уделим краткому содержанию произведения.

О книге

В 1852 году увидела свет первая часть трилогии, что написал Л. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»). А в 1857 вышла последняя повесть, завершившая цикл. В основу книги легла история жизни обычного ребенка XIX столетия. Самым ценным в этом биографическом описании стал глубокий психологизм, с которым автору удалось передать все этапы эмоционального, социального и физического становления ребенка. Толстой стал первым русским писателем, которому удалось так точно, тонко и подробно описать человеческую душу в период взросления. Не зря повесть изобилует рассуждениями, внутренними монологами и размышлениями.

Теперь рассмотрим сюжет повести «Юность» Толстого. Содержание по главам начинается с описания Николая. Мальчику уже исполнилось пятнадцать лет. На этот момент у героя сформировался свой взгляд на мир, заключающийся в том, что человек должен стремиться к нравственному развитию. При этом Николай полагает, что это легко и всем доступно. Юноша готовится к поступлению в университет. Всю весну он мечтает о будущей идеальной жизни, которая пройдет в праведности и рядом с целомудренной женщиной.

Семья Николеньки

В семье Иртеньевых произошли изменения. Отец редко стал бывать дома, а по возвращении много шутил. Любочка нисколько не переменилась, зато Катенька превратилась в кокетку. У Володи своя жизнь. Они с младшим братом стали совсем чужие. Во взрослой студенческой жизни с настоящими балами, друзьями и шампанским Николеньке нет места.

Повесть «Юность» Толстого - это настоящее жизнеописание обычного ребенка со всеми его переживаниями, драматичными ситуациями, надеждами и чаяниями. Так, сдав хорошо экзамены, Николай начинает очень собой гордиться. Однако неудача во время сдачи латыни привела к тому, что юноша охладел к учебе. В итоге Николенька поступает.

Начало самостоятельной жизни

Отец отбывает в деревню, оставляя младшему сыну двести рублей и пролетку с кучером и конем. Почувствовав себя взрослым, Николай начинает совершать глупости. Л. Н. Толстой отлично описывает поведение молодого человека, предоставленного самому себя. Стремясь быть похожим на брата, который начал курить после поступления в университет, Николай едет в табачную лавку и тратит там почти все оставленные ему деньги. Однако по возвращении домой юноша сильно разочаровывается в покупках - курить ему не понравилось.

Володя решает отметить поступление младшего брата ужином у «Яра». Николай с Димой Нехлюдовым отправляются к Дубкову, чтобы забрать Володю. Там Николенька видит, как старший брат играет в карты, это ему сильно не нравится.

Наконец, друзья приезжают к «Яру». Здесь их проводили в отдельную комнату, где ждали ужин и шампанское. Николай пытался подчеркнуть свою взрослость, говорил, как ему казалось, умные вещи, но его почему-то стыдились. Опьянев со второй бутылки шампанского, юноша отправился покурить, но по дороге рассорился с каким-то господином. С досады Николай нагрубил Дубкову. Позднее героя еще долго мучила совесть из-за этой незаслуженной обиды друга.

Уезжая, отец наказал младшему сыну посетить определенных людей, составив их список. И вот, когда Николай уже собирается выезжать, приходят Иленька и Грап. Они пришли поздравить юношу, но Николенька обошелся с ними очень холодно, презирая Грапа за подобострастие, и уехал.

Визиты

Первыми посетил Николенька Валахиных. Увидел Сонечку, с которой не встречался уже три года. Девушка сильно переменилась, стала взрослее. Недолго пообщавшись с ней, юноша решает, что влюблен. Л. Н. Толстой очень достоверно передает чувства, испытываемые Николаем.

Дальше наш герой отправляется к князьям Корнаковым. Здесь Николай к своему большому изумлению узнает, что является наследником князя Ивана Иваныча. Новость нисколько не радует, наоборот, приносит лишь огорчение и смущение.

Пребывая в тех же странных чувствах Николай отправляется к Иван Иванычу. Старик очень обрадовался гостю и проявил огромное радушие. Но юношу не оставляли смущение и неловкость.

Николай едет с Дмитрием на дачу к Нехлюдовым. По дороге друг рассказывает ему о своих чувствах к Любови Сергеевне. Эта совсем некрасивая, намного старше его женщина с необыкновенной душой живет в их доме.

Когда друзья приезжают, именно некрасивость Любови Сергеевны неприятно поражает Николеньку. Остальные же Нехлюдовы ему очень понравились. Юноша старается вести себя вежливо, быть со всеми ласковым и приветливым.

Какая бывает любовь?

Если сравнить теперешнее поведение Николеньки с зарисовками, что дает повесть «Детство», можно отчетливо увидеть эмоциональный рост главного героя. Читатель сразу понимает, что перед ним не ребенок, а юноша с другими мыслями, желаниями и мечтами. Так, смотря на окружающих его женщин, Иртеньев-младший начинает задумывать о природе любви и приходит к выводу, что она бывает трех видов. Первый - любовь к красоте. При такой любви очень много о ней говорят по-французски, не заботясь о взаимных чувствах. Второй - любовь к самоотверженности. Заключается она в том, что человек наслаждается процессом жертвования ради возлюбленного, не интересуясь, нуждается ли оный в подобных проявлениях чувств. Третий - деятельная любовь. В этом случае человек стремится выполнить все прихоти предмета воздыхания. Только такие люди могут быть счастливы в своей любви.

Деревня

Володя с Николаем отправляются на почтовых в деревню. Первым вышел их встречать, несмотря на поздний час, слуга Фока, который от радости буквально трясся. На ночлег братьев отправили в диванную комнату, где когда-то умерла мать.

Утром Николенька встретил очень веселого отца. Тот был в таком благодушии, что разговаривал с младшим сыном на равных, чем вызвал еще большую любовь юноши. А затем Иртеньев-старший уехал в гости к Епифановым.

Продолжают развиваться события повести «Юность» Толстого. Володя скучает в деревне, демонстрируя это всем домашним. Николенька начинает ему подражать. Под влиянием брата юноша начинает также высокомерно относится к девочкам и Мими, полагая, что они не видели настоящей городской жизни.

Спит Николай на веранде. Здесь множество комаров и мошек, нещадно кусающих его по ночам. Распорядок дня у него был примерно одинаковый. Он равно вставал, затем шел купаться на реку. Там читал на берегу или гулял, а домой приходил только к чаю. Чтению юноша уделял много времени, выбирая в основном романы Поля де Кока и Дюма. Под влиянием этих книг он начинает мечтать о приключениях и подвигах.

В то же время Николай думает и о своем будущем, о том, какое место его ждет в свете. Сильно его тревожит опасение утратить благовоспитанность, ведь сохранение ее требует огромных нравственных трудов.

Содержание повести «Детство» во многом предопределило третью часть трилогии. Так, в скором времени Иртеньев-старший объявляет о своем намерении жениться. На тот моменту отцу семейства исполнилось сорок восемь лет. Невестой его стала уже не молодая, зато красивая женщина, дочь соседей Епифановых Авдотья Васильевна. Семья Иртеньевых, за исключением Любочки, не обрадовалась этому известию, но возразить отцу никто не посмел. Свадьба была назначена через две недели, но ни Володя, ни Николай не смогли остаться и отправились в столицу - начиналась учеба. Остальные Иртеньевы должны были приехать к ним зимой.

Учеба и возвращение отца

Николай чувствует свое одиночество и отчуждение. Он ежедневно посещает занятия, правда, ничего не записывает, полагая это лишним. Постепенно юноша заводит новых знакомых, большая часть которых живет только ради удовольствия. Николай постепенно поддается их влиянию и начинает подражать им.

Реалистично и достоверно изображает быт дворянства Л. Н. Толстой («Юность»). Иртеньевы приезжают в столицу раньше - молодой жене стало скучно в деревне. Авдотья Васильевна, несмотря на всю свою любовь к мужу, не вписалась в домашний уклад его семьи и постоянно донимала Иртеньева-старшего ревностью и расспросами. В результате этого муж постепенно охладел к своей молодой жене и даже стал ее тихо ненавидеть. Дети тоже не питали к мачехе особой любви, за исключением Любочки.

Николай впервые попадает на бал, однако весь вечер мрачно стоит в стороне, отвечая невпопад, когда с ним заговаривали. Зимой он становится участником студенческого кутежа, который совершенно ему не понравился. Сначала было ужасно скучно, а потом все так напились, что Николай вспоминал об этом только со стыдом.

Близятся экзамены. Иртеньев-младший понимает, что ничего не запомнил из прослушанных курсов, а конспектов он не писал. Результатом этого стал провал на первом же экзамене. Юноша запирается на три дня в комнате, он несчастен, жизнь кажется ему безрадостной и ужасной. Он даже хотел пойти в гусары, но отец отговорил его - можно перевестись на другой факультет.

Развязка

Повесть «Юность» Толстого подходит к концу. Как-то ночью Николенька находит тетрадку, озаглавленную так: «Правила жизни». Герой начинает вспоминать о своих юношеских мечтах, что вызывает в нем слезы раскаяния. С этого момента он решает вернуться на путь праведности и духовного развития. Николенька верит, что в будущем его ждет счастливая и радостная жизнь.

Анализ

Как и многие литературные произведения Толстого наша трилогия воплощает в себе огромное число идей и замыслов. Работая над текстом, автор тщательно подбирал каждое слово, поэтому любая фраза или описание имеют концептуальное значение и подчинены общей идее. А идея эта заключается в том, чтобы как можно достовернее и подробнее изобразить процесс становления человека от ребенка до юноши. И здесь нет места ничего не значащим сценам, мыслям и словам. Любая мелочь и деталь помогает лучше понять внутренний мир юноши, его душевные переживания, надежды и чаяния. Так, описывая книги, которые читает Николенька, Толстой поясняет читателю причины тяги своего героя к приключениям и подвигам. А подобные мысли тут же находят отражение в поступках юноши. Все взаимосвязано в произведении. Каждая деталь становится ключом к пониманию природы поступков. За такое скрупулезное отношение к повествованию проза Толстого и была названа «диалектикой души».

Почему же автор выбирает для описания именно эти этапы (детство, отрочество, юность) жизни человека? Дело в том, что именно в эти периоды люди наиболее ярко ощущают себя в этом мире, свою неделимость с ним, а затем, постепенно, начинают отдаляться от него, осознавать себя как личность. Не зря трилогия начинается именно с повести «Детство», темы которой связаны с совсем маленьким детским мирком главного героя. Затем в «Отрочестве» мир, а с ним и мысли главного героя расширяются. В «Юности» же мировоззрение героя совершенно меняется. Если раньше для него главенствовали отношения с семьей, наиболее ярко звучала тема дома, то теперь на первый план выходит построение связей с внешним миром.

Герой повести

«Детство», «Отрочество» и «Юность» объединены одним героем - Николенькой Иртеньевым. Именно от его лица ведется все повествование. Он происходит из знатной аристократической семьи. Образ главного героя во много автобиографичен. Читатель видит Николеньку через восприятие героем происходящих вокруг событий, отношение его к другим персонажам.

Как и многие литературные произведения Толстого, «Юность» очень правдиво изображает внутренний мир героя. Николеньке семнадцать, он не стремится к учебе, а желает идти по пути нравственного самосовершенствования. Однако постепенно он приходит к осознанию, что его нынешняя жизнь мелочна и пуста, далека от прекрасного идеала.

Образ Карла Ивановича

Все повествование сосредоточил на образе главного героя Л. Н. Толстой («Юность»). Другим персонажем уделено намного меньше места в повести. Карл Иванович - учитель и гувернер Николеньки, он ценен для автора тем, что оказал огромное влияние на становление личности мальчика. Его честный, добрый и открытый характер способствовал формирования нравственных ценностей главного героя. Любовь к чтению Карла Ивановича также передалась его воспитаннику. Он прожил длинную и тяжелую жизнь, повидал многое на своем веку, но смог сохранить чистоту своей души. Николеньке он предан до самозабвения, а семью Иртеньевых считает практически своей.

Вывод. Толстой: «Юность»

Глава «Юность» - одно из величайших творений Толстого. В этом произведении великий классик проявил себя и как художник, и как моралист. Однако нет в произведении громоздкой назидательности. Наоборот, автор изображает развитие человеческой души, которая учится на своих ошибках. Только так и никак иначе происходит взросление человека. На собственном опыте, своих разочарованиях, разбитых мечтах и надеждах на лучшее будущее.

Здесь автор отказывается от внешней динамической организа-ции сюжета, то есть дается не описание событий, а раскрывают-ся переживания и впечатления, возникающие под влиянием тех или иных событий. Таким образом, сюжет строится на динамике внутренней жизни, а события и ситуации направляют ход рас- суждений. Психологический анализ преобладает над изображени-ем внешних событий и является основой развития сюжета. Тол-стой использует здесь внесюжетные формы, например моралис-тический материал, собственную оценку. В центре данного про-изведения — история человеческой души. При этом писатель ши-роко пользуется «языком тела»: подробно описывает походку, поворот головы, глаза, взгляд, интонации речи, движения рук.

В «Юности» Толстой уже в основном сформулировал закон нрав-ственного самосовершенствования. Это внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стремление образо-вать свой разум, воспитать волю, отвращение к праздной жизни, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием.

Главный герой Николенька Иртеньев является студентом уни-верситета и дружит с Дмитрием Нехлюдовым. Они устраивают пирушки, пьют жженку. Сначала он вроде бы испытывает удо-вольствие, но затем появляется чувство стыдливости за свои по-ступки, за действия других людей. Всех они делят на белую кость и черную, то есть на бедных и богатых. Надо включаться в обще-человеческий поток, исправить, прежде всего, самого себя. Ни-колаю однажды пришлось наблюдать, как его друг Нехлюдов уда-рил слугу за то, что тот не вовремя снял с него сапоги. Ему стыдно за него. Необходима чистая жизнь в любви и сострадании к ближ-нему своему.

В данном произведении постоянно сочетается Толстой — ху-дожник и Толстой — моралист. Кроме того, здесь описывается восприятие главным героем других персонажей. Учитель Карл Иванович заменил свою почтенную лысину рыжим париком, стал странным и смешным. Николенька удивляется, как он не замечал этого раньше. Бабушка воспринимается им как важная и чванли-вая барыня. Сонечку Валахину, семнадцатилетнюю девушку, к которой он раньше испытывал любовь, теперь видит очень ма-ленькой ростом и худой, с желтым болезненным цветом лица, но ее глаза и улыбка были те же, что «я знал и любил в детстве». Таким образом, автор показывает, что в одном жесте или слове скрывается иногда душа человека, угадывается его характер.

План

  1. Читатель встречается с повзрослевшими героями. Материал с сайта
  2. Николай поступает в университет.
  3. Как юноша отмечает это событие.
  4. Николай наносит визиты старым знакомым.
  5. Юноша знакомится с семьей своего друга Нехлюдова и Лю-бовью Сергеевной, в которую влюбляется.
  6. Размышления Николая о любви, о прочитанном в книгах, об отношении к людям.
  7. Отец вторично женится. Они переезжают в Москву. Отно-шение детей к мачехе.
  8. Николай побывал на взрослом балу. Он разочарован.
  9. Провал экзаменов в университет.

Юность» Толстого, где описывается жизнь Николеньки Иртеньева и его постепенное взросление. Именно в последней части мы видим его нравственное становление, нравственное взросление человека, который все-таки выбрал правильный путь в своей жизни, хоть на его пути было очень много соблазнов и друзей, для которых были важны лишь развлечения с выпивкой и сигарой в руках.

Прочитав произведение «Юность» в кратком содержании по главам, мы имеем возможность проследить духовный и нравственный рост героя произведения. Читая последнюю работу, что вошла в трилогию Толстого «Юность» в кратком содержании мы понимаем, что с каждой главой, с каждым событием Николенька преодолевает свои недостатки, он осознает, что правильно, а что нет и стыдится своих неправильных поступков. А в этом как раз и есть взросление.

Толстой Юность краткое содержание

Еще вначале произведения Толстого «Юность» мы видим, что Николеньке шестнадцать и именно с этого периода начинается его юная пора, пора вступительных экзаменов и учебы в университете. Для Николая период юности начал с осознания того, что назначение человека в жизни — это стремление к совершенствованию. В самом начале произведения Николай решает вести правильную жизнь, он мечтает хорошо учиться, помогать бедным, хочет стать известным. Заводит «правила жизни», записав на бумаге свои планы, от которых он решил не отступать. Вообще Николай очень часто размышляет о смысле существования, о человеческом предназначении, о том, какое оно будущее.

Когда Николай поступил, отец дал ему в пользование личного кучера и лошадь. С этого момента Николенька почувствовал себя взрослым и стал делать ошибки. Первым делом он отправляется в табачный отдел и попробовал впервые закурить. Затем в ресторане с братом и приятелями Николай пробует спиртное, а после и вовсе устраивает ссору. За все это Николаю потом было очень стыдно и это уже большой шаг к взрослению, ведь только осознание своих неправильных поступков может быть свидетельством того, что ты становишься взрослым и готов отвечать за свои действия.

В деревне, куда он приехал на лето, Николай часто думает о любви,о том, какая она может быть. Когда наступает период учебы, Николай ни к каким компаниям не примыкает, зато для него настала пора влюбленности, он постоянно влюблялся, но все влюбленности быстро проходили. А позже Николай завел новых товарищей, а вот со своим другом Нехлюдовым стал общаться реже, затем и вовсе поссорился. Новая дружба привела к тому, что Николай завалил первый же экзамен. Этот провал он очень сильно переживал и не выходил из комнаты.. Там он нашел тетрадь с правилами своей жизни и вспомнил о своих мечтаниях. Он осознал, что вел себя некрасиво, что мог предать свои стремления к совершенствованию и у него проступили слезы раскаяние. Он пообещал себе вновь стать на путь праведности и духовного развития.

В повести «Юность» Толстого, мы увидели ошибки главного героя, но самое главное, это то, что герой осознал свои ошибки. В произведении Льва Николаевича Толстого «Юность», автор показал нам взросление героя, которое происходило на ошибках, разочарованиях, разбитых мечтах и на вере в лучшее будущее.

План:

1. Николеньке 16 и он мечтает о своем будущем
2. Экзамены и первое разочарование от проваленного экзамена
3. Поступление, самостоятельная жизнь и первые ошибки
4. Визиты знакомым
5. Любовь, мечты о женитьбе на Вареньке
6. Лето в деревне, женитьба отца
7. Начало учебы, влюбленность Николеньки
8. Дружба с Нехлюдовым и их ссора
9. Новые товарищи и провал на первом экзамене
10. Осознание ошибок. Новая жизнь

Здесь автор отказывается от внешней динамической организации сюжета, то есть дается не описание событий, а раскрываются переживания и впечатления, возникающие под влиянием тех или иных событий. Таким образом, сюжет строится на динамике внутренней жизни, а события и ситуации направляют ход рас - суждений. Психологический анализ преобладает над изображением внешних событий и является основой развития сюжета. Толстой использует здесь внесюжетные формы, например моралистический материал, собственную оценку. В центре данного произведения - история человеческой души. При этом писатель широко пользуется "языком тела": подробно описывает походку, поворот головы, глаза, взгляд, интонации речи, движения рук.

В "Юности" Толстой уже в основном сформулировал закон нравственного самосовершенствования. Это внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стремление образовать свой разум, воспитать волю, отвращение к праздной жизни, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием.

Главный герой Николенька Иртеньев является студентом университета и дружит с Дмитрием Нехлюдовым. Они устраивают пирушки, пьют жженку. Сначала он вроде бы испытывает удовольствие, но затем появляется чувство стыдливости за свои поступки, за действия других людей. Всех они делят на белую кость и черную, то есть на бедных и богатых. Надо включаться в общечеловеческий поток, исправить, прежде всего, самого себя. Николаю однажды пришлось наблюдать, как его друг Нехлюдов ударил слугу за то, что тот не вовремя снял с него сапоги. Ему стыдно за него. Необходима чистая жизнь в любви и сострадании к ближнему своему.

В данном произведении постоянно сочетается Толстой - и Толстой - моралист. Кроме того, здесь описывается восприятие главным героем других персонажей. Учитель Карл Иванович заменил свою почтенную лысину рыжим париком, стал странным и смешным. Николенька удивляется, как он не замечал этого раньше. Бабушка воспринимается им как важная и чванливая барыня. Сонечку Валахину, семнадцатилетнюю девушку, к которой он раньше испытывал любовь, теперь видит очень маленькой ростом и худой, с желтым болезненным цветом лица, но ее глаза и улыбка были те же, что "я знал и любил в детстве". Таким образом, автор показывает, что в одном жесте или слове скрывается иногда душа человека, угадывается его характер.

План

Читатель встречается с повзрослевшими героями. Николай поступает в университет. Как юноша отмечает это событие. Николай наносит визиты старым знакомым. Юноша знакомится с семьей своего друга Нехлюдова и Любовью Сергеевной, в которую влюбляется. Размышления Николая о любви, о прочитанном в книгах, об отношении к людям. Отец вторично женится. Они переезжают в Москву. Отношение детей к мачехе. Николай побывал на взрослом балу. Он разочарован. Провал экзаменов в университет.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ повести Л. Н. Толстого «Юность», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Литература. Учебное пособие для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в двух частях. Так же, будет полезно абитуриентам и студентам педагогических ВУЗов. Содержание: О своеобразии русской литературной критики Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Александр Николаевич Островский (1823-1886) Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877) Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) Лев Николаевич Толстой
    Николай Васильевич Гоголь - прозаик и драматург, творчество которого развивалось на пересечении русской и украинской культур и сочетало в себе Роман (бессмертное произведение)тические и Реалистические черты. В качестве автора ряда произведений на украинскую тему Гоголь выступил в русской литературе открывателем украинского культурного мира. В качестве же автора произведений о русской действительности 1830-1840-х годов он приобрел славу создателя панорамы жизни помещичье-крепостнической и чиновничьей России XIX века. 1 апреля 1809 г. - Родился
    Л. Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна, которое находится недалеко от российского города Тула. Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям Толстых (со стороны отца) и Волконских (со стороны матери), подаривших стране ряд государственных и военных деятелей, известных в истории России. У родителей будущего писателя, Марии Николаевны и Николая Ильича, было 4 сына: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев - и дочь Мария. "Раннее детство, -
    Описание событий в романах и других произведениях Есенина оказало и продолжает оказывать огромное влияние на русскую поэзию. Прежде всего, оно проявилось в повороте поэтов и читателей к традиционному классическому стиху, который, как вы уже знаете, в 20-е годы прошлого века многие считали отжившим своё. Есенин в одном из стихотворений писал: Писали раньшеЯмбом и октавой.Классическая формаУмерла,Но ныне, в век нашВеличавый,Я вновь ей вздёрнулУдила. Описание событий в романах и других произведениях поэта стало
    Как можно объяснить название романа? Война и мир - это не только изображение военных действий и мирной жизни. Название эпопеи охватывает всю жизнь человеческую: конфликты общественной и личной жизни, борьбу интересов разных социальных групп, сложность семейных отношений, "диалектику души" отдельного человека, преодоление собственных слабостей и недостатков во имя душевной гармонии, согласия с самим собой (пример - сложнейший путь духовного развития князя Андрея Болконского). В лаконичном заглавии своей великой эпопеи Толстой отразил
    Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности. Незабываемое впечатление на детей производит рассказ «Лев и собачка». Реалистичность картины смерти собачки и глубокий драматизм поведения льва отразились в психологически точном и лаконичном повествовании: «„.он обнял своими
    Тест по теме «Крымская война» 1. Выберите дату правления Николая I: А) 1801-1825; б) 1825-1855; в) 1762-1796. 2. Укажи годы, когда проходила Крымская война: А) 1853-1855 гг.; б) 1855-1856 гг.; в) 1853-1856 гг. 3. В Европе Крымскую войну называли: А) Северной; б) Восточной; в) Западной. 4. На стороне Турции выступили: А) Англия; б) Пруссия; в) Франция. 5. Когда произошло Синопское сражение? А) 18 ноября 1853 г.; б) 18 октября 1853 г.; в) 8 ноября 1853 г. 6. Кто
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.