Контрольная работа: Самовоспитание и его роль в развитии личности. Примеры из литературы: самовоспитание личности

MENSBY

4.3

Были найдены дневники Льва Толстого, в которых он для себя записывал правила развития воли и совершенствования умственных способностей. Как открыть перед собой огромные возможности и выбирать любой путь в жизни по мнению писателя?

Льва Толстого, одного из величайших русских писателей, сложно назвать типичным образцом серьезного и старого помещика и графа, который пишет объемные, нравоучительные и сложные книги. Толстой был знаменит тем, что совершенно не соответствовал своему графскому статусу – был простым, работоспособным и приветливым человеком, любил природу и не имел склонности к роскошной жизни.

Были у него и свои недостатки – ветреный и тщеславный характер, страсть к азартным играм, даже легкомыслие были присущи еще молодому Льву, которого дважды отчисляли из казанского университета.

Но его живой ум вместе с потрясающей силой воли сделали его талантливым писателем и мыслителем, книги которого сегодня знают и любят по всему миру. По-видимому, человеку с таким характером непросто было заставить себя продуктивно и постоянно работать, но нам известны методы развития воли Льва Толстого.

Среди многочисленных книг писателя были найдены его дневники, в которых он для себя записывал правила развития воли и совершенствования умственных способностей. С тех пор эти правила не потеряли актуальности, хотя записаны были полтора века назад. Возможно, в начале своего творческого пути Толстому не хватало силы воли, но с помощью этих установок, которые он поставил для себя, он достиг больших успехов.

Писатель разделял три вида воли: телесную, чувственную и разумную. Самым главным видом считался последний, но развивать их, по мнению Толстого, необходимо одновременно. Когда человек совершенствует все три вида воли, он открывает перед собой огромные возможности и может выбирать любой путь в жизни, какой захочет.

1 этап – развитие телесной воли

Толстой упоминал, что именно этот вид – телесная воля – лучше всего развит у человека, так как благодаря этому человек отделился от остального животного вида. Поэтому зачатки телесной воли есть у каждого, ведь она составляет существенную часть нашей жизни – нужно и только немного развить. Единственные исключения из этого правила – это люди в младенческий или дряхлый период, когда человек еще или уже не контролирует свое тело.

1 правило. Толстой советует для развития телесной воли заранее записывать задачи на день – с утра или накануне. Просто составьте список дел, которые необходимо выполнить в течение дня, и за этот день обязательно исполните все назначенное. Более того, Лев Толстой указывает, что даже если исполнение какого-либо дела нанесет вред, все равно желательно его исполнить.

Это правило не только отлично тренирует волю, но и развивает ум, который поможет разумнее подходить к составлению списка задач. После прожитого дня человек обычно анализирует свои поступки, и на основе результатов может составить более продуктивный план на следующий день.

2 правило. Необходимо научиться контролировать сон. Рекомендуемая длительность сна около 7-9 часов, но каждый человек индивидуален, одному достаточно семи часов, другой хорошо себя чувствует только после продолжительного сна. Поэтому нужно выяснить, какое количество времени сна оптимально для вас, и с этого момента спать ежедневно именно столько часов, не больше и не меньше.

Помните, что «еще полчасика» по утрам, конечно, приятны, но, во-первых, ослабляют телесную волю, а во-вторых, лишают заряда бодрости по утрам. Толстой считал, что во сне телесная воля человека совершенно не работает, поэтому сам он по минимуму сокращал время сна и всегда вставал еще до восхода.

3 правило. Очень важно часто испытывать физические неприятности и трудности, и при этом не показывать внешне, как они тяжелы. Толстой писал, что необходимо «регулярно делать движения», то есть больше двигаться, делать зарядку, физические упражнения каждый день.

Можно заняться бегом или другим видом спорта – главное, не позволять себе весь день провести в относительном покое. Писатель рекомендовал заниматься движением на воздухе. Он не только регулярно занимался упражнениями, но и выполнял тяжелую работу – например, во время Крымской войны считался выносливым и сильным офицером.

Кроме того, в мирное время Толстой посещал бальные танцы и заставлял себя танцевать, хотя не очень любил это занятие. Но результат такого подхода просто великолепен – Лев Толстой прожил больше восьмидесяти лет, и даже в конце жизни его нельзя было назвать дряхлым, слабым и немощным. Рассказывали, что когда писателю было больше восьмидесяти, он ежедневно катался рысью на лошади по несколько верст.

4 правило. Это правило звучит кратко – будь верен своему слову, в том числе, если ты дал его себе. Казалось бы, ничего сложного, но именно оно часто подводит человека, решившего заняться развитием силы воли.

5 правило. Не бросать начатые дела. Это тренирует не только силу воли, но и осознанность действий. Когда у человека вырабатывается привычка доводить все до конца, он начинает заранее перед любым действием представлять себе результат. Это помогает делать все спокойно, целостно и по порядку, без суеты и суматошности. Это правило Лев Толстой вывел, исходя из собственного опыта – в юности он пытался посвятить себя множеству различных дел.

6 правило. Составить таблицу, которая включает в себя все мелочи повседневной жизни. Толстой вносил в эту таблицу все аспекты жизни: сколько трубок выкуривать в день, сколько есть, что есть, когда заниматься физическими упражнениями, какие упражнения в какой день выполнять и так далее. Такая таблица поможет планировать время, вести учет расходам, успевать выполнять все дела.

Ученые давно доказали пользу установленного распорядка дня: важно вставать в одно и то же время, принимать пищу в определенные часы – при таких привычках организм существует без резких изменений и стрессов, а при переменах становится как будто «дезориентированным». Подобный совет можно встретить не только у Льва Толстого, например, Кант тоже считал, что жизнь должна быть тщательно рассчитана по дням и часам.

Этот немецкий философ жил четко по хронометру: целыми десятилетиями вовремя вставал, делал все в одно и то же время, так что даже жители Кенигсберга часто проверяли по нему часы. У него было расписано все до таких мелочей, как например, в какой день что есть, какого цвета одежду надеть. Конечно, это крайность, и вряд ли кто-нибудь захочет повторить этот опыт. Но ввести в свою жизнь распорядок все же стоит.


1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с любимым конем Делиром

2 этап – развитие эмоциональной воли

Эмоциональная воля, как видно из названия, контролирует эмоции человека, подчиняет их его целям. Писатель считал, что все чувства вызываются любовью, которая может принимать различные формы: есть самолюбие, любовь к окружающему миру, страстная любовь. Важно развивать все стороны любви, не отдавая предпочтения какой-либо одной.

Когда Толстой придумал для себя это правило, он находился в неопределенном состоянии: то пытался отрешиться от своих желаний и посвятить себя любви к миру, то пускался в душевные искания и позволял себе любые развлечения. Но уже через некоторое время он нашел равновесие в своих эмоциях. Хотя дальнейшая его жизнь показывает, что самоотрешение проявлялось чаще, чем самолюбие.

Таким образом, общее правило для развития воли эмоций гласит: все чувственные дела не должны идти на поводу у чувств, а быть следствием воли. Кроме того, чувства человека не должны исходить исключительно из любви к себе.

1 правило. Не стараться угодить людям, которых вы не знаете или не любите. Этим правилом будет сложно руководствоваться в жизни, ведь почти каждый человек заботится о том, чтобы его уважали, любили и принимали окружающие. И зачастую это доходит до того, что нас начинает волновать мнение совершенно посторонних людей – мы забываем, что нужно нам самим и начинаем подстраиваться под общественные стандарты. Уходить в другую сторону тоже не стоит – гипертрофированное самолюбие и уход от окружающих ведет к потере контакта с другими людьми и вызывает неспособность к любви.

Нужно просто постоянно помнить, что как и вас, других людей в первую очередь волнуют чужие мысли. Они также волнуются из-за того, как их воспринимают со стороны, как к ним относятся, уважают ли их, а ваши собственные мотивы и побуждения не видны для них. Поэтому не стоит забивать себе голову подобными мыслями. Толстой советовал выполнять такое упражнение: регулярно спрашивать себя «Что бы я сейчас сделал, если бы мне было все равно, что подумают и скажут люди?» и «Что бы я перестал делать, если бы мне было безразлично мнение других людей?». В соответствии с ответами на эти вопросы нужно скорректировать свою жизнь.

2 правило. Заниматься самосовершенствованием для себя, а не для других. Хорошо, когда человек стремится стать лучше и имеет план для достижения цели. Но главное при этом – мотивы должны исходить от себя, а не от других людей. Как показывает практика, это приносит лучшие результаты.

Например, Толстой, который, наряду со многими другими великими людьми, имел трудности в получении стандартного образования, но сумел достичь многого самообучением и саморазвитием. Когда он открыл в Ясной Поляне народную школу, то не вводил никаких обязательных предметов, оценок, учета посещений – тем не менее, дело успешно продвигалось, и немало учеников получило образование.

3 правило. Стараться быть хорошим, но не показывать это остальным. Не стоит, конечно, скрывать от всех, что вы хорошо разбираетесь – но даже если этот так, все ваше мастерство может обесцениться, если кричать об этом на каждом углу.

4 правило. Находить в других людях достоинства и не искать недостатки. Настройка на позитив хороша не только в оценке других людей, но и всей жизни. Толстой призывал всех говорить правду, а самому не оправдываться.

5 правило. Жить хуже, чем можно себе позволить. Это правило как нельзя лучше тренирует силу воли: даже если вы разбогатели и можете позволить себе гораздо больше, не меняйте образа жизни. Как показывает история и практика, лишний комфорт и роскошь на корню убивают стремление к самосовершенствованию.

Даже великая Римская империя развалилась скорее из-за слишком изнеженной, роскошной жизни, а не из-за варваров. Нужно точно знать, какие вещи действительно необходимы в жизни, а какие просто приносят ненужный комфорт, убивают время, вредят телу или характеру.

6 правило. Десятую часть своего имущества жертвовать другим людям. Толстой на протяжении всей своей жизни занимался благотворительностью и призывал окружающих тратить часть своего богатства на полезные для общества дела. Главное, говорил он, не отдавать деньги на абстрактные блага и не подавать милостыню, важно выполнять действительно полезные, конкретные дела.


Русские писатели круга журнала «Современник». И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и А. Н. Островский. 15 февраля 1856 г. Фотография С. Л. Левицкого

3 этап – развитие разумной воли

Высшей степени совершенствования человек достигает, когда его воля становится способна контролировать разум. Толстой писал о том, что наши мысли влияют на наши действия, на то, что с нами происходит. Если овладеть разумной волей, объединив ее с эмоциональной и телесной, то можно достичь высоких результатов развития различных способностей человека, в том числе памяти, ума, обдуманности и других.

1 правило. Назначать умственные занятия на каждый день. Утром или с вечера, составляя список задач на день, вы не должны обходить стороной и умственные дела: например, чтение книг, изучение науки, мыслительную деятельность и тому подобное. Для таких дел нужно выделять специальное время, также примерно раз в неделю необходимо отвести время для составления планов и анализа произошедшего.

Толстой, например, занимался этим по субботам. Подчинение умственной деятельности строгому распорядку дисциплинирует ум и заставляет его работать продуктивнее, вследствие чего можно добиться больших результатов. Постепенно можно начать планировать свою жизнь не только по дням, но и большим отрезкам времени. Также Толстой советовал вести письменный самоанализ и сам следовал этому совету.

2 правило. При изучении какого-либо дела или при любой деятельности все умственные силы должны быть направлены на этот предмет. Это значит, что в любом деле очень важно уметь полностью сосредотачиваться, концентрировать свое внимание, не давать разуму отвлекаться. Сложная задача, особенно в неблагоприятной или шумной обстановке, но в этом и состоит контроль воли. Сначала будет трудно не отвлекаться и посвящать весь свой ум одной проблеме, но это быстро входит в привычку.

3 правило. Не мечтайте. Это правило может показаться странным и даже не полезным. Толстой предупреждал о вреде мечтания. Но важно разграничивать два понятия – мечты и цели. Цели – важная и полезная часть жизни человека, они позволяют сосредотачивать свои силы на определенном пути и быстро прокладывать себе путь вперед. Мечты же, наоборот, возвращают человека назад, расслабляют волю, снижают внимание и сосредоточенность. Несбыточные мечты, бесполезные желания не приведут ни к чему хорошему, поэтому важно вдумчиво и сосредоточенно планировать свою жизнь, не мечтая.

4 правило. Нельзя позволять чувствам и эмоциям захватывать разум. Справиться со своими чувствами порой нелегко, сильные эмоции толкают людей на неразумные поступки, вызывают неадекватное поведение. Позже мы начинаем сожалеть об этом, так как в спокойной обстановке имеем возможность обдумать ситуацию и найти лучший выход. Поэтому нужно научиться даже в такие эмоциональные моменты перехватить контроль над разумом и не давать чувствам управлять им.

5 правило. Не бросать любые начатые умственные занятия. Развитие силы воли можно сравнить с укреплением мышечной массы – если регулярно заниматься, она растет, а если забросить, то сходит на нет.


Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

Не стоит кардинально менять свою жизнь и пытаться ввести в нее сразу все правила, иначе еще не развитая сила воли не позволит жить в таком режиме, что принесет только разочарования. Лучше следовать этим правилам постепенно, и главное, не забывать основного совета Льва Толстого: перед тем, как бездумно следовать правилу, нужно его испытать.

Светлый гений - так называл писателя Льва Толстого поэт Александр Блок

ДНЕВНИКИ Льва Николаевича ТОЛСТОГО - неотъемлемая часть его биографии, его литературного наследия. В них запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие раздумья о жизни, социально-нравственные искания.

Толстой вёл Дневники с некоторыми перерывами в течение почти всей своей жизни. Он начал их в 1847 году 18-летним юношей-студентом и закончил в 1910 году 82-летним всемирно известным писателем. Ни один русский писатель не оставил после себя столь обширного по времени и богатого по содержанию Дневника, как Лев Толстой.

Л.Н. Толстой в рабочем кабинете. Фото В.Г. Черткова, 1909

Дневники, записки, исповедь как жанр были близки творческой индивидуальности Толстого. Это чувствовали многие современники и друзья писателя и поощряли его к ведению Дневника. В.Г. Чертков советовал ему: «Вам непременно следовало бы вести постоянные записки, вроде дневника ваших мыслей и чувств. Вы это не раз сами чувствовали: «Записки христианина», «Записки несумасшедшего» (из письма от 8 августа 1886 г.). Толстой и сам считал, что дневник помогает человеку сосредоточиться в его размышлениях о жизни, обязывает к искренности, откровенности, честности с самим собой, ибо, как он говорил, здесь «всякая фальшь сейчас же тобою чувствуется».

Толстой в разное время по-разному представлял себе назначение своего Дневника. Начиная его в 1847 году, в бытность студентом Казанского университета, он написал на одной из первых страниц: «Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития» (запись от 7 апреля 1847 г.).

Следуя этой цели, он первоначально заносил на страницы Дневника всё, что, по его мнению, помогало развитию способностей, и в первую очередь разбор прочитанных книг. Первая его тетрадь, например, полностью посвящена заданному в университете сравнительному анализу известного «Наказа» Екатерины II и трактата французского просветителя Монтескье «Дух законов» - анализу, выполненному со всей возможной тщательностью: с цитатами, рассуждениями и выводами. Через некоторое время с той же целью Толстой завёл в Дневнике разделы: «Сведения» и «Наблюдения», куда записывал наиболее интересные факты, почерпнутые из книг или из собственных наблюдений над жизнью.

Кроме того, Дневник должен был служить и местом записей «дельных мыслей», и средством, способствующим самодисциплине. «Мало ли бывает в голове мыслей, и которые кажутся весьма замечательными; а как рассмотришь, выйдет пустошь; иные же точно дельные - вот для этого-то и нужен дневник. По дневнику весьма удобно судить о самом себе.

Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник» (запись от 14 июня 1850 г.). Однако начиная с 1851 года преобладающее место в Дневнике занимает так называемый «Франклиновский журнал», то есть свод моральных правил, следование которым должно помочь нравственному самовоспитанию. «Нахожу для дневника, кроме определения будущих действий, полезную цель - отчёт каждого дня с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться» , - записывает он 7 марта 1851 года. Молодой Толстой заводит на страницах Дневника спор с самим собой, строго судит свой образ жизни и обличает себя в многочисленных «грехах». Через определённые промежутки времени он перечитывает свой «журнал», как бы подытоживает пережитое. И тогда на страницах его тетрадей появляются жестокие самокритичные монологи.

«Что я такое?» - с пристрастием вопрошает он себя в Дневнике 1854 года. И отвечает: «Я дурён собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив, как ребёнок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я не воздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умён, но ум мой ещё никогда ни на чём не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового...» и т.д. и т.п. (запись от 7 июля).

Подобные беспощадные самообличения имели в своей основе большей частью не действительные, а преувеличенные представления автора о своих недостатках и прегрешениях. Тем не менее эти покаяния играли большую роль в той не знавшей устали внутренней работе, которая совершалась в сознании писателя. Дневник помогал ему в этом. По беспощадно искренним и правдивым записям в Дневнике, как по безошибочному барометру, Толстой измерял уровень своего морального роста.

Кроме самовоспитания и самообразования, Дневник имел для Толстого ещё одну важную цель - литературную. Увлекаясь сочинениями Стерна и Руссо, в центре которых герой, анализирующий свои душевные движения, Толстой решает вести свой Дневник так, чтобы он представлял для него «литературный труд, а для других мог составить приятное чтение» (запись от 22 октября 1853 г.). В этой записи впервые появляются слова «литературный труд». «Последние три года, проведённые мною так беспутно, иногда кажутся мне очень занимательными, поэтическими и частью полезными; постараюсь пооткровеннее и поподробнее вспомнить и написать их. Вот ещё третье назначение для дневника» (запись от 14 июня 1850 г.). С этого времени дневниковые записи приобретают новый характер - события, разного рода факты, встречи с теми или иными людьми в них не только отмечаются, записываются на память, но о них повествуется, то есть рассказывается обстоятельно, детально, иногда даже живописно, что служит первыми пробами пера будущего писателя.

Через несколько лет значительное место в Дневниках начинают занимать «мысли, сведения или примечания, относящиеся до предполагаемых работ» (запись от 2 января 1854 г.). Готовя себя к писательской деятельности, молодой Толстой уже сознательно превращает Дневник в рабочую записную книжку, где накапливаются и хранятся «заготовки» для будущих сочинений. При этом он строго следует правилу: «Начиная каждую работу, пересматривать дневник и выписывать из него всё к ней относящееся на особую тетрадку». Одновременно он не оставляет и свой исповедальный «Франклиновский журнал», строго требуя от себя «запоминать и записывать карандашом каждый день все преступления правил» (там же).

Таким образом, назначение Дневника молодого Толстого многообразно. Он служит и ежедневным «журналом занятий», и местом исповеди, и лабораторией первых литературных опытов. Разнообразно и его содержание. В нём, помимо записей о собственной жизни, много интересных наблюдений над окружающей действительностью, над людьми, много раздумий на общественно-политические, философские, этические и эстетические темы. Однако преимущественное внимание Толстого обращено в этот период на самого себя. В центре Дневника - сам автор, его мысли и чувства, суровый самоанализ, воспоминания о прошлом и планы на будущее. Его собственная жизнь в этот период как бы ещё отделена от жизни других людей; внешний мир интересует его главным образом постольку, поскольку он затрагивает его личность. И хотя среди зафиксированных в Дневнике раздумий есть глубокие мысли о народе, о «русском рабстве», о Крымской войне, о судьбе Севастополя и России - эти размышления пока ещё очень тесно связаны с планами и интересами самого Толстого.

В позднейшие годы, по мере расширения жизненного и писательского опыта Л.Н. Толстого и особенно после пережитого им на рубеже 1880-х годов идейного перелома, его Дневник претерпевает существенные изменения.

Всё узко деловое и практическое, а также имеющее характер кратковременных записей для памяти, заносится теперь в специальные записные книжки, которые он начиная с 1855 года всегда - дома и в пути, днём и ночью - держит при себе. В Дневнике же наибольшее место начинают занимать записи, осмысливающие действительность под углом зрения нового миросозерцания автора, обосновывающие его религиозно-нравственное учение. Мысли эти, предварительно - иногда на ходу - набросанные в записных книжках, обдумываются, оттачиваются и в развернутом виде заносятся в Дневник, откуда они в ещё более переработанном и отшлифованном виде перейдут в статьи, письма, в художественные произведения. Так Дневник Толстого постепенно становится лабораторией его философской, религиозно-нравственной мысли и начинает уже подразумевать читателя. Элементы личные, интимные, не предназначенные для других, переплетаются в нём с рассуждениями открыто публицистическими, рассчитанными на широкое распространение.

Перемена в содержании и характере Дневника, происшедшая вначале незаметно для его автора, была позднее им сознательно продумана и санкционирована. В последние десятилетия Толстой считал записанные в Дневнике мысли единственно важной его частью и в них видел его главное, полезное людям назначение.

«Всем этим бумагам, - писал он В.Г. Черткову 13 мая 1904 года, имея в виду свои писания, - кроме дневников последних годов, я, откровенно говоря, не приписываю никакого значения и считаю какое бы то ни было употребление их совершенно безразличным. Дневники же, если я не успею более точно и ясно выразить то, что я записываю в них, могут иметь некоторое значение, хотя бы в тех отрывочных мыслях, которые изложены там. И потому издание их, если выпустить из них всё случайное, неясное и излишнее, может быть полезно людям».

Следуя этому указанию, друг писателя В.Г. Чертков, биограф П.И. Бирюков и другие лица выбирали из Дневников Толстого отдельные мысли, преимущественно религиозно-нравственного содержания, и публиковали их в изданиях «Свободного слова», в сборниках «Спелые колосья» и в биографических работах.

По-новому решал Толстой в последний период своей жизни и вопрос о Дневниках молодости. Раньше, вследствие интимности их содержания, он не давал их никому читать и одно время был даже близок к тому, чтобы уничтожить.

«...Думал о своих дневниках старых, о том, как я гадок в них представляюсь, и о том, как не хочется, чтобы их знали, то есть забочусь о славе людской и после смерти», - записал он 20 июля 1890 года. Софья Андреевна, переписывавшая в то время Дневник молодости Толстого, отметила в своей тетради: «Лёвочка начинает тревожиться, что я переписываю его дневники. Ему хотелось бы старые дневники уничтожить и выступить перед детьми и публикой только в своём патриархальном виде».

Но вскоре Толстой решил отбросить «заботу о славе людской» и полностью сохранить эти Дневники, поскольку и они, по его мнению, могут послужить людям в их нравственном самосовершенствовании.

«Дневники моей прежней холостой жизни, - записал он в завещании 1895 года, - выбрав из них то, что стоит того, я прошу уничтожить... Дневники моей холостой жизни я прошу уничтожить не потому, что я хотел бы скрыть от людей свою дурную жизнь, - жизнь моя была обычная, дрянная, с мирской точки зрения, жизнь беспринципных молодых людей, - но потому, что эти дневники, в которых я записывал только то, что мучало меня сознанием греха, производят ложно-одностороннее впечатление и представляют... А впрочем, пускай остаются мои дневники как они есть. Из них видно, по крайней мере, то, что, несмотря на всю пошлость и дрянность моей молодости, я всё-таки не был оставлен богом и хоть под старость стал немного понимать и любить его» (запись от 27 марта).

Дневники Толстого, как и всё его литературное наследие, отражают всю сложность духовного мира писателя, трагизм его переживаний, противоречивость его мировоззрения.

Особенности личности Толстого в полной мере отражены в его Дневниках. Ничто иное в его наследии, ни произведения, ни письма писателя, не раскрывает нам с такой полнотой его сложную, многогранную натуру и особенно его духовную и семейную драму, как его собственные записи.

Молодость свою Толстой провёл без очевидных тяжёлых конфликтов и душевных потрясений. Основным содержанием его тогдашнего бытия, помимо обычных увлечений юности, были напряжённые искания цели и смысла жизни, раздумья над проблемами литературы, философии и морали. В Дневнике лишь в малой степени отражена эта его деятельность ума и сердца - в действительности происходившая в нём внутренняя работа была гигантской. Впоследствии, вспоминая об этом периоде своей жизни, он писал А.А. Толстой:

«...Я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе. Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать. У меня есть мои записки того времени, и теперь, перечитывая их, я не мог понять, чтобы человек мог дойти до такой степени умственной экзальтации, до которой я дошёл тогда. Это было и мучительное, и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, не заглядывал туда, как в это время, продолжавшееся два года. И всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением» (из письма от конца апреля 1859 г.).

Толстой говорит в этом письме и неоднократно в своих Дневниках о своём одиночестве, и действительно, при огромной душевной потребности в дружбе, в общении с близкими по духу людьми, он в молодости был в значительной мере этого лишён. Наделённый от природы яркой индивидуальностью, имея всегда собственный взгляд на вещи, предъявляя к себе и окружающим строгие моральные требования, Толстой трудно сходился с людьми, далёкими ему по душевному и умственному складу, а сойдясь, довольно скоро с ними порывал. Так было, например, с сослуживцами на Кавказе и в Севастополе. Так было потом и в его отношениях с петербургскими литераторами Дружининым, Боткиным и Анненковым - вначале он с ними сблизился, называл их «бесценным триумвиратом», а затем быстро к ним охладел. Так было и с Тургеневым, которого он всегда любил, но отношения с которым после тяжёлой ссоры были надолго разорваны. Так было и с Б.Н. Чичериным. С некоторыми из своих друзей, такими как А.А. Толстая, А.А. Фет, Н.Н. Страхов, Толстой был близок в течение многих лет, но затем, из-за расхождения в убеждениях, охладевал к ним. Не более счастлив был молодой Толстой и в любви. На страницах Дневника запечатлено его стремление к гармонической патриархально-семейной жизни, его жажда найти в любимом человеке истинного, близкого друга. История его романа с В. Арсеньевой показывает, как страстны, напряжённы и вместе с тем тщетны были его надежды на счастье, как часто на его долю выпадала горечь разочарований.

Женитьба осенью 1862 года на дочери врача придворного ведомства Софье Андреевне Берс, первые семейные радости создали у Толстого ощущение обретённого мира и большого счастья. Скупые Дневники этой поры рисуют нам обстановку почти полного и безмятежного существования. Толстой любит свою жену и с радостью отдаётся этому чувству. «Счастье семейное поглощает меня всего..., - записано в Дневнике от 5 января 1863 года, - ...такого не было и не будет ни у кого, и я сознаю его». Но вместе с тем на той же странице он записывает:

«Я всё тот же. Так же недоволен часто собой и так же твёрдо верю в себя и жду от себя... Ещё бы я не был счастлив! Все условия счастия совпали для меня. Одного часто мне недостаёт (всё это время) - сознания, что я сделал всё, что должен был , для того, чтобы вполне наслаждаться тем, что мне дано, и отдать другим, всему , своим трудом за то, что они мне дали» (запись от 15 января 1863 г.).

В последующие два десятилетия с выходом в свет «Войны и мира» и «Анны Карениной» Толстой становится известным не только в России, но и за её пределами.

Увлекаясь хозяйством, он умножает свои имения, покупает земли в Самарской губернии, разводит леса. Доволен он и своей разросшейся семьёй - возле него любящая жена, дети, близкие. И всё же за внешним успехом и безмятежностью, за идиллией жизни яснополянского дома таятся - чем дальше, тем острее - беспокойство, тревога, неудовлетворённость. Они с каждым годом углубляются, усиливаются и постепенно принимают такие размеры, что знаменитый писатель и счастливый семьянин перестаёт, как он это рассказал в «Исповеди», «ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни».

Неудовлетворённость жизнью в эту «счастливую» пору, неутихающие смятение и тревога вызываются всё растущим сознанием несправедливости современного общественного устройства и мучительными поисками путей её устранения. Толстой не мыслит себе личного счастья вне всеобщего довольства и гармонии. Его мучает собственное благополучие в то время, когда вокруг царят ложь и несправедливость. Ещё за пять лет до женитьбы, в 1857 году, он писал А.А. Толстой: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения - это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек... Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаянья, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно всё только хорошее. Смешно! Нельзя , бабушка. Все равно, как нельзя , не двигаясь, не делая моциона, быть здоровым. Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость» . Этому своему убеждению Толстой остаётся верен всю свою жизнь, ни на миг не приостанавливалась в нём мучительная работа совести.

На рубеже 1880-х годов Толстой переживает резкий идейный и духовный перелом. Поистине выстрадав своё новое миропонимание, он обретает в нём опору для своей жизни, для дальнейшего творчества. Но и оно не приносит ему душевного покоя и удовлетворения. С этого времени начинается второй этап его жизни - тридцатилетний период, наполненный огромной плодотворной деятельностью, но в личном плане ещё более сложный и драматичный. Изо дня в день углубляется его разлад с семьёй, особенно с сыновьями и женой, которые не приемлют его нового миросозерцания и противятся претворению его в жизнь. Растёт и становится невыносимым его чувство вины и стыда перед народом за барские условия жизни. Медленно, постепенно, но с неотвратимой силой нарастает та духовная и семейная драма, которая, в конечном счёте, после тяжких раздумий и мучений, заставит 82-летнего старика тёмной осенней ночью тайком покинуть Ясную Поляну.

В чём была жизненная драма Толстого? Как рисуют её собственные Дневники писателя?

Существующая на эту тему огромная литература даёт на этот вопрос разноречивые ответы. Центр тяжести переносят на внутрисемейный конфликт - противоречия между писателем, отрекающимся от своих «господских» прав и привилегий, и семьёй, стремящейся их сохранить. Некоторые авторы придают преувеличенное значение борьбе, которая в последние годы возникла между женой писателя и его единомышленником В.Г. Чертковым за влияние на Толстого.

Дневники Толстого убедительно показывают, что в действительности всё было гораздо сложнее. Как справедливо указал Б. Мейлах, обстоятельно проанализировавший жизнь писателя последних лет, причины трагедии Толстого не могут быть сведены только к семейному раздору или к каким-либо другим отдельно взятым обстоятельствам его личной жизни, как бы серьёзны и важны они сами по себе ни были. Истоки нараставшей с каждым годом духовной драмы Толстого - в трагическом разладе между утопическим идеалом писателя, его религиозно-нравственным учением и реальной жизнью, - разладе, который становился с каждым годом всё ощутимее и под конец жизни Толстого, в годы первой русской революции и после неё, стал особенно очевидным.

Толстой отстаивал идею всеобщей любви и непротивления злу насилием как единственной основы социального переустройства общества. По его учению, только внутреннее, моральное самосовершенствование человека может привести мир к «царству божьему» - свободе, братству и счастью. Признать неправоту своего учения он не мог, ибо истоки его противоречий заключались не только в его личной мысли, но и в самих условиях русской жизни, особенно жизни крестьянских масс, выразителем идеологии которых он выступал. Вместе с тем он был слишком «земным» мыслителем, чтобы закрывать глаза на факты реальной жизни. И в этом - в повседневном, всё нарастающем ощущении дисгармонии между учением, в которое Толстой глубоко и страстно верил, и непостижимым «роком событий» , движущимся по собственным, ему непонятным и казавшимся ему «неправильным» законам - выразилась большая духовная трагедия писателя.

Толстой, разумеется, не осознавал её столь ясно и конкретно, как это видно нам сейчас, спустя столетие. Этот разлад он, в личном плане, прежде всего ощущал как невыносимое противоречие между его идеалом демократической патриархальной жизни и вынужденным пребыванием в барской среде, и именно об этом не раз писал в Дневнике.

«Очень тяжело в семье... Мои слова не захватывают никого. Они как будто знают - не смысл моих слов, а то, что я имею дурную привычку это говорить... Как они не видят, что я не то что страдаю, а лишён жизни вот уже три года» (запись от 4 апреля 1884 г.).

«Всё больше и больше почти физически страдаю от неравенства: богатства, излишеств нашей жизни среди нищеты; и не могу уменьшить этого неравенства. В этом тайный трагизм моей жизни» (запись от 10 июня 1907 г.).

«Мучительно стыдно, ужасно. Вчера проехал мимо бьющих камень, точно меня сквозь строй прогнали. Да, тяжела, мучительна нужда и зависть и зло на богатых, но не знаю, не мучительней ли стыд моей жизни» (от 12 апреля 1910 г.).

Мотив стыда, тоски, бессилия перед злом окружающего мира, ощущение резкого контраста между тяжёлым бытием голодного и бесправного народа и своим существованием в сравнительно «роскошных» условиях звучит на страницах Дневника с каждым годом всё явственнее и острее. Ещё в 1884 году у Толстого возникло желание покинуть Ясную Поляну и уйти в большой крестьянский мир, где бы он стал жить по законам любви и добра. Однако такой уход принёс бы горе семье, и он не решился на него в ту пору.

Конфликт в семье, на который Толстой многократно жалуется в Дневнике, его всё растущее отчуждение от жены и детей, особенно сыновей, имеют своим истоком те же глубокие причины, что и вся его трагедия последних лет. Так, придя после кризиса 80-х годов к отрицанию собственности, Толстой стремился и свою жизнь, и жизнь своей семьи построить на новых, более справедливых основаниях. Он отказался от владения недвижимым имуществом, имениями, землёй, от литературного гонорара, но при этом, не желая причинять «зло» близким, передал семье права на них и на доходы с сочинений, написанных до 1881 года. Это решение, как вскоре выяснилось, никого не удовлетворило. Оно прежде всего не удовлетворило самого писателя; он честно и искренне ощущал это как компромисс со своей совестью, за который ему было очень больно и стыдно. Оно не удовлетворяло его друзей и единомышленников, воспринявших этот шаг как досадное расхождение между словом и делом, в чём многие из них его жестоко упрекали. Оно дало повод недругам и злопыхателям обвинять Толстого в неискренности, лицемерии, фарисействе. Наконец, это решение не удовлетворило и семью, которая всё же была лишена значительной части доходов. Так была создана почва для конфликта, который с этого времени в семье никогда не прекращался.

В более поздние годы Толстой явственно увидел последствия своего неверного шага: «Какой большой грех я сделал, отдав детям состояние. Всем повредил, даже дочерям. Ясно вижу это теперь», - читаем мы в Дневнике 1910 года. Но исправить что-либо в это время уже было поздно.

Под конец жизни, боясь, что семья после его смерти нарушит его волю и предъявит права на всё его литературное наследие, Толстой составил летом 1910 года тайное завещание, по которому все его сочинения должны издаваться и распространяться безвозмездно. Это завещание, о существовании которого Софья Андреевна вскоре догадалась и которое она с болезненной настойчивостью разыскивала, и сослужило роль той новой искры, из которой в последний год разгорелось давно тлеющее пламя вражды и ненависти между нею и Чертковым.

Истинное и весьма полное освещение событий того времени мы находим в Дневниках Толстого, они в полной мере воспроизводят драматическую историю его взаимоотношений с женой. Десятки мест в них свидетельствуют о его любви к ней, об уважении как матери своих детей и как преданному помощнику и другу. Затем, с 1880-х годов, всё чаще звучат жалобы на возникшее между ними отчуждение, на своё одиночество в семье. И всё же Толстой был вполне искренен, когда в 1895 году изъял, по просьбе Софьи Андреевны, из своих Дневников ряд мест, содержащих неуважительные отзывы о ней.

«Пересматривая дневник, - читаем мы в записи от 13 октября 1895 года, - я нашёл место - их было несколько - в котором я отрекаюсь от тех злых слов, которые я писал про неё. Слова эти писаны в минуты раздражения. Теперь повторяю ещё раз для всех, кому попадутся эти дневники» (подчёркнуто Толстым. - А. Ш. ).

К В.Г. Черткову Толстой, помимо духовной близости, испытывал чувство глубокой благодарности за его неутомимую работу по изданию и распространению его запрещённых в России произведений. Их переписка свидетельствует о большом доверии Толстого к Черткову, об уважении к его уму и опыту, о личном расположении к нему как человеку и деятелю.

Вместе с тем, натура активная, честолюбивая, Чертков, не замечая того и впоследствии раскаиваясь, порою переходил ту грань душевного такта и скромности, к которой обязывала его большая близость к Толстому. С особенной силой эти черты характера Черткова проявились в 1910 году в его конфликте с Софьей Андреевной, вызванном тайным завещанием Толстого. Как пишет в своих мемуарах старший сын писателя - С.Л. Толстой, Чертков, который считал себя продолжателем дела Льва Толстого и единственным компетентным редактором и издателем его сочинений, боялся, что Софья Андреевна уговорит Льва Николаевича уничтожить завещание, и принимал все меры для сохранения его в тайне. «Последствием этого было то, что его поведение в 1910 году крайне обострило отношения между моими родителями и было одной из причин мучительных переживаний отца в последний год его жизни».

Толстой горячо желал мира в семье. Он отчётливо сознавал, что поведение С.А. Толстой вызвано её тяжёлым болезненным состоянием, и был готов, не поступаясь своими принципами, сделать всё, чтобы найти приемлемую основу для совместной жизни. Даже в самом разгаре борьбы между Софьей Андреевной и Чертковым он пытался защитить её перед ним, напоминая о её болезни и особом складе характера. Но действительность, вопреки его воле, приводила ко всё новым конфликтам, чему способствовало усиливающееся нервное заболевание Софьи Андреевны. И в конце концов разлад в семье принял невыносимый характер.

Нельзя без волнения читать записи последнего 1910 года, в которых 82-летний писатель на склоне жизни предстаёт глубоко страдающим человеком, лишённым не только душевного, но и самого необходимого житейского покоя, превращённым в объект безжалостной борьбы двух воюющих «партий». «Чертков вовлёк меня в борьбу, и борьба эта очень и тяжела и противна мне», - с горечью записывает Толстой в «Дневнике для одного себя» (от 30 июля 1910 г.). «Они разрывают меня на части. Иногда думается: уйти ото всех», - читаем в записи от 24 сентября 1910 года.

Предметом распрей, помимо завещания, были и Дневники Толстого. Ненавидя Черткова, стремясь отстранить его от издания сочинений Толстого, Софья Андреевна требовала, чтобы и Дневники были возвращены семье. «Его дневники, - писала она Черткову 18 сентября 1910 года, - это святая святых его жизни, следовательно, и моей с ним, это отражение его души, которую я привыкла чувствовать и любить, и они не должны быть в руках постороннего человека». Со своей стороны, В.Г. Чертков, на которого Толстой в завещании возложил функции редактора и издателя его сочинений, стремился удержать Дневники у себя. Это, в ряду всех других обстоятельств, ещё более накаляло атмосферу, а всё вместе ускорило развязку. Так, во всей сложности жизненных коллизий, предстаёт перед нами на страницах Дневника история жизни великого писателя, его личная драма и трагический конец.

Однако при всей сложности и порою трагичности отражённых в Дневниках жизненных проблем, при далеко не идиллическом характере запечатлённых в них общественных и личных коллизий в них не найти безысходно-пессимистических нот.

«Думал: Радоваться! Радоваться! Дело жизни, назначение её - радость. Радуйся на небо, на солнце, на звёзды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь - ищи эту ошибку и исправляй» (от 15 сентября 1889 г.).

Александр ШИФМАН,

составитель 22-томного

Собрания сочинений Л.Н. Толстого

(дано в сокращении).

Наш мир существует уже миллионы лет. За это время в нем поменялось многое, но есть и что-то вечное, что всегда остается. Будут рождаться новые люди, которые пройдут по сложному жизненному пути. Им предстоит решать проблемы, преодолевать преграды, стремиться к совершенству. Без саморазвития человек не сможет стать по-настоящему разумным живым существом. Духовным развитием нужно заниматься всю жизнь, начиная с младшего школьного возраста, а на помощь придут герои

Важность самовоспитания

Люди всегда искали способы совершенствования собственной души. Во все века этой проблеме уделялось особое значение.

В век компьютерных технологий, когда сложно разобраться с ценностями, проблема саморазвития особенно актуальна. Человеку важно найти в жизни свое место, противостоять негативным влияниям, выявить собственные нравственные ценности.

Согласно народной мудрости, «век живи - век учись», работать над собой можно на протяжении всей своей жизни. Благодаря самовоспитанию можно вырабатывать такие личностные качества, как мужество, терпение, уверенность в себе, настойчивость.

Труды по самовоспитанию

Рассмотрим подробнее примеры из литературы. Самовоспитание упоминается в книге А. И. Кочетова «Воспитай себя». В ней говорится о том, как можно найти собственный идеал, проанализировать свои способности, устранить недостатки, научиться работать над собой. Автор на протяжении двадцати пяти лет изучал данную проблему, разрабатывал собственную теорию. В результате он определил цель, методы, приемы, задачи самовоспитания, дал рекомендации по развитию речи, памяти, ума, мышления.

Большое внимание самовоспитанию уделял и профессор А. Г. Ковалев. Его произведение «Личность воспитывает себя» рассказывает читателям о методах самовоспитания. Для педагогов была создана книга «Организация самовоспитания школьников», признанная полноценным пособием для работы в ОУ. Отличный пример про самовоспитание из литературы - книга Дэйла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Здесь можно найти практические советы, реальную помощь в завоевании уважения и любви друзей и близких. В настоящее время многие психологи, писатели, педагоги занимаются проблемой самовоспитания.

«Война и мир» в самосовершенствовании

Самовоспитание в классической литературе - привычное явление. Например, в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» показано, как формируется система собственных ценностей у главной героини - Наташи Ростовой. Автор словно демонстрирует на ее примере, что всегда можно найти способ измениться, стать искреннее, добрее, умнее. Наташа, знакомясь с разными людьми, пытается найти свой позаимствовать какие-то качества у других, что-то оспорить, от чего-то отказаться. Ее литературный образ становится образцом определенной ценностной системы, которую читатели могут принять или отвергнуть.

Народные былины и сказки в саморазвитии

Отличный пример самовоспитания из художественной литературы - русские народные сказки и былины. Их главные герои стремятся к саморазвитию, стараются менять себя в лучшую сторону. В сказках всегда добро одерживает победу над злом, что демонстрирует важность развития в себе следующих качеств: доброты, сострадания, порядочности, честности. Патриотизм героев былин - отличный пример для воспитания подрастающего поколения.

Образы для подражания

Разные примеры самовоспитания в представлены в школьной программе. ребенок выбирает сам, прочитав произведение, сделав его качественный анализ. Несмотря на то что современные дети все меньше уделяют внимания чтению, уроки литературы предполагают анализ классических русских произведений. Именно в этом процессе у школьников формируется собственное отношение к главным героям, их личностным качествам, желание подражать их поведению. В педагогике существует такой термин, как «воспитание примером». Одним из его авторов был польский педагог Ян Каменский. Он утверждал, что именно классические произведения являются настоящей сокровищницей, которую можно использовать для самосовершенствования.

Достоевский и саморазвитие

Приведем конкретные примеры из литературы. Самовоспитание - тема, которая просматривается в трудах Достоевского. Главный герой «Преступления и наказания» Раскольников ощущает настоящие угрызения совести за то, что им было совершено такое страшное преступление. На протяжении всего романа он ищет в себе силы для того, чтобы измениться, самосовершенствоваться. Тот Раскольников, который предстает перед читателями в эпилоге - абсолютно другой человек, с новой системой ценностей. Есть и другие примеры из литературы, самовоспитание в которых рассматривается как необходимость. В качестве такого примера можно упомянуть произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Современная литература

Рассмотрим такой вопрос, как самовоспитание. В литературе примеры героев, которые искали свой жизненный путь, представлены не только у классиков. Современные авторы не обходят проблему развития человеческих ценностей, по своему пытаются объяснять читателю, как победить зло. В своих приключенческих книгах, например, А. Маринина уделяет внимание и самосовершенствованию своих героев.

Примеры из литературы, самовоспитание героев в которых прослеживается в сюжетной линии, включены в школьную программу: «Разгром», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Ночевала тучка золотая». Эти произведения написаны в разное время, но при этом не утрачивается актуальность проблем, рассматриваемых в этих работах. Во все века самовоспитание в литературных произведениях было привычным явлением. Даже древние философы уделяли внимание подобной проблеме. Они отмечали важность мудрого наставника, который должен своим примером, своими быть образцом для подрастающего поколения. В настоящее время, к сожалению, утрачено уважение к старшим, подростки больше доверяют Всемирной паутине, чем своим родителям. Они стараются подражать главным героям виртуальных компьютерных игр, а не персонажам классических русских произведений Толстого, Пушкина, Лермонтова.

Особенности младшего школьного возраста

В данном возрасте дети не способны к самостоятельному выбору, они склонны попадать в зависимость, поэтому нужно правильно выбирать литературные источники. К. Д. Ушинский отмечал, что «кто подражает, тот не подчиняется, а творит то, что ему хочется». На первый план в это время выходит именно подражание. Если педагог и родители смогут найти «правильного» персонажа, начнется самовоспитание. Примеры из литературы помогут объяснить ребенку правила поведения в обществе, показать важность работы над собой. Жан-Поль Сартр (французский философ) говорил о том, что «человек представляет собой то, что сам делает». Нравственное самосовершенствование было актуальной проблемой во все исторические эпохи.

С. Львов вывел собственную формулу самовоспитания, работающую и в настоящее время. Если рассматривать такую тему, как самовоспитание, примеры в литературе можно найти в большом количестве. Демосфен, который стал сиротой, был лишен наследства, имел тихий голос, картавил, был неуклюжим, неловким в действиях. Но ему удалось преодолеть все свои недостатки, превратиться в блестящего политического оратора. Данный пример свидетельствует о том, что человек способен влиять на свою судьбу, противостоять жизненным обстоятельствам, работая над собой.

Механизм самовоспитания от Льва Толстого

После появления на свет человек приобретает определенные качества: привычки, манеры, поведенческие навыки, то есть происходит формирование личности. В это время важен такой процесс, как самовоспитание. В литературе примеры самосовершенствования героев можно найти сплошь и рядом. Русский полководец Александр Суворов имел слабое здоровье, скромное родовое поместье, и в качестве перспективы мог рассматривать только звание статского советника. Но, работая над собой, больной Сашенька превратился в величайшего полководца, который отвечал за судьбу великой России. В своем дневнике и сам Л. Н. Толстой отмечал важность самовоспитания в литературе. Примеры, о которых он упоминал, в первую очередь касаются самого писателя. В юности Лев Николаевич вел записи в дневнике, отмечая свои недостатки, размышляя о способах работы над собой. Ему удалось преодолеть такие недостатки, как тщеславие, лень, страсть к игре в карты. Вся жизнь Толстого - прекрасный пример нравственного развития и совершенствования. Он стал настоящим писателем-гуманистом, верящим в человека, его внутреннюю силу, возможности.

О личности можно судить по определенным признакам, таким как:

  • Сформированность определенных социальных качеств (сюда можно отнести достоинство, ответственность, твердость убеждений, общественную активность, индивидуальность).
  • Уровень психического развития, позволяющий управлять своей деятельностью и поведением.

Материал для саморазвития

На данный период накоплено достаточно информации для того, чтобы осуществлять самовоспитание. В литературе примеры найти легко, нужно лишь открыть книги русских классиков. Психологи убеждены в том, что именно в раннем детском возрасте необходимо научить детей саморазвитию. Новые федеральные образовательные стандарты, внедряемые в российских школах, предполагают самовоспитание. В литературе примеры, подходящие для школы, найти легко. Открыв любую книгу, внимательно изучив сюжетную линию, вы можете увидеть, как происходит становление персонажа, его развитие, смена жизненных приоритетов в зависимости от той ситуации, в которой он оказывается. Понимая серьезность проблемы, учителя и психологи пытаются найти оптимальный вариант программы, чтобы присутствовало самовоспитание в произведениях литературы. Примеры персонажей должны стать для детей ориентирами для работы над собой, пробудить в них желание стать лучше, интереснее, терпимее к другим людям.

Заключение

Самосовершенствование имеет определенный механизм. Сначала человек должен выбрать цели жизни, подобрать идеалы, учитывая нормы социального поведения. Далее выполняется подготовка к жизни в современном обществе, формируется умение коллективного сосуществования. Психологи убеждены в том, что для саморазвития важны противоречия. Помимо положительных героев, педагог должен рассматривать на занятиях и отрицательных персонажей, вместе с ребятами изучать их негативные качества. В книге «Организация самовоспитания школьников» А. И. Кочетов упоминает о том, что любая личность противоречива, в ее внутреннем мире постоянно происходят периоды спада, конфликты, столкновения. Но без этих процессов у ребенка нет шансов на саморазвитие, улучшение своих личностных качеств. Есть пять «надо», помогающих ребенку начать самовоспитание. Примеры из помогать старшим, добросовестно выполнять наказы учителей, ставить коллективные интересы выше личных, быть честным, добросовестным.

Бросив университет, Л.Н. Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне…

«Замыслы молодого Толстого в части самообразования поражают своей грандиозностью. Его не удовлетворяют занятия в Казанском университете, и, решив далее учиться самостоятельно, Толстой разрабатывает в дневнике программу, которую намерен осуществить за два года. Он предполагает:

«1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое.
5) Изучить историю, географию и статистику.
6) Изучить математику, гимназический курс.
7) Написать диссертацию.
8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи».

Первое, чему научился (или с рождения умел?) Толстой, - это говорить себе правду без утайки. Он преследует в самом себе любой оттенок фальши, всякий намёк на неискренность, потому что без этого условия - откровенности с собой самим - нечего и думать о том, чтобы стать лучше. Он не добился ещё крупных успехов в самосовершенствовании, когда сделал на страницах дневника важное открытие: «Легче написать десять томов философии, чем приложить какое-нибудь одно начало к практике».

После записей 1847 года дневник почти на три года обрывается, чтобы возродиться лишь в 1850 году. Вспоминая потом эти три года, Толстой с огорчением называл их беспутными: юношу закрутил водоворот светской и богемной жизни - балы и журфиксы, вино, карты, цыгане. Всё было внове, но душе нельзя было защититься от того, в чём чудилась блаженная погибель. В эти годы Толстой как бы забыл правила дневника... Толстой возвращается к дневнику в 23 года, когда, как ему кажется, он уже «перебесился и постарел», перестал конфузиться на балах, «стал уже слишком холоден» и порастерял веру в то, что, сочинив и записав правило поведения, ты наполовину его исполнил.

«Большой переворот сделался во мне в это время, - пишет Толстой 8 декабря 1850 года... - Перестал я делать испанские замки и планы, для исполнения которых недостанет никаких сил человеческих». Он не надеется больше «одним своим рассудком дойти до чего-либо» и кажется самому себе основательно помудревшим, хотя способен ещё часа два проторчать перед зеркалом, огорчаясь, что у него «левый ус хуже правого».

Если невозможно одним рассудком, логикой призвать в свою жизнь идеал, осмысленную добродетель, то, может быть, легче бороться с уклонениями от добра? - размышляет автор дневника. А бороться есть с чем. Похоже, что в ранней юности Толстому сильно вредит бесхарактерность. Во всяком случае, именно в этом недостатке он постоянно упрекает себя. И тут автор дневника даёт нам первый урок.

Великая жизнь в глазах потомства - всегда неоспоримый и блистательный результат. Но на жизнь Толстого благодаря дневнику мы можем взглянуть как на становление, процесс.

Мы увидим, как молодой человек, воспитанный хоть и без родителей, но в изнеживающей среде тётушек и мамушек и не обладавший от природы стальной волей, побеждает лень и инерцию. Характер - необходимая часть таланта. Сколько гениев погибло в безвестности из-за отсутствия воли в осуществлении себя. Толстой не погиб, потому что свою слабость обратил в силу, сделал её предметом исследования и, воспитывая себя, изучал человека вообще.

Для молодого Толстого упрямое преследование своих слабостей становится почти манией. И если он опасался, что природой не было ему дано сильного характера, то непрестанной моральной штудировкой он его вылепил, выделал из себя. Движение к добродетельной цели, как понимает теперь автор дневника, неотделимо от самосовершенствования, а совершенствование невозможно без самой крепкой узды воли. Главное же, не следует жалеть себя, успокаивать, ласкать свое самолюбие, как свойственно многим людям. Юноша Толстой себя не щадит: «Один из главных и более всего неприятных для меня моих пороков есть ложь. Побудительная причина большей частью - хвастовство, желание выказать себя с выгодной точки. Поэтому... даю себе правило: как только почувствую щекотание самолюбия, предшествующее желанию рассказать что-нибудь о себе, одумайся. Молчи и помни, что никакая выдумка не даст тебе в глазах других больше веса, как истина, которая для всех имеет обязательный и убедительный характер». Разглядывая себя как бы со стороны. Толстой не решается отказать себе лишь в двух добрых качествах - уме и честности (он лишен ханжества и оттого говорит об этом спокойно). Зато в остальном он даёт себе в дневнике самые уничтожающие характеристики:

«Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой».

Мы готовы рассердиться: зачем он так разочаровывает нас в себе? И правда, у Толстого такое желание быть искренним до донышка, не покривить душою и в малом, такая боязнь быть заподозренным (кем? самим собою?) в фальши, что, направляя в эту сторону все напряжение совести и стремительный бег пера, он склонен и к самооговорам».

Лакшин В.Я., Пять великих имён: статьи, исследования, эссе, М., «Современник», 1988 г., с. 305-307.

Ближе к старости:

«Возвращение к регулярным поденным записям в 1881 году имеет, однако, другой, чем прежде, смысл и интерес. Со страниц дневника исчезают на время тонкие самоанализы, художественные наблюдения и заготовки. Стушевываются лица светских и литературных знакомых Толстого. Зато страницы дневника заполняются пёстрой и шумной гурьбой народа, прежде здесь никогда не бывавшего: погорельцы, крестьянские вдовы, одоевские плотники, яснополянские мужики. Что ни день, Толстой выходит на большую пыльную дорогу за усадьбой, заговаривает с женщинами, возвращающимися с подёнки, пешими странниками и богомольцами, мужиками, бьющими камень на шоссе. Идет самая горячая пора перестройки всего его мировоззрения, окончательный разрыв с традициями барства.

«У нас обед огромный с шампанским, Тани наряжены, - записывает он с горечью 28 июня 1881 года. - Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученный работой народ».

Толстого нещадно печёт стыд этой жизни, и в дневнике возникают саркастические замыслы написать, например, книгу «Жраньё»: «Валтасаров пир, архиереи, цари, трактиры. Свиданья, прощанья, юбилеи. Люди думают, что заняты разными важными делами, они заняты только жраньём». Толстой почти физически страдает от того, что сам вынужден жить обеспеченной жизнью усадебного барина. Чтобы стать ближе к крестьянам, он занимается простым трудом: косит, пашет, шьёт сапоги, и всем этим новым его увлечениям тоже отданы строки дневника.

В последние два десятилетия жизни дневник Толстого подробен, как никогда. Выйдя из самой острой полосы своего кризиса, Толстой уже не избегает тем литературных и житейских, отмечает встречи с самыми разными людьми и прочитанные им книги, купанье в речке Воронке или прогулку в лес по грибы. В нём и в старости не иссякает молодая, острая жадность к жизни. В 67 лет он учится кататься на велосипеде, в 72 года находит удовольствие бегать на коньках по замерзшему пруду, на 82-м году жизни ещё ездит верхом на лошади и, выйдя за околицу Ясной Поляны, на шоссе, с любопытством наблюдает один из первых в России автопробегов».

Лакшин В.Я., Пять великих имён: статьи, исследования, эссе, М., «Современник», 1988 г., с. 315-316.

Лев толстой далеко не всегда соответствовал сложившемуся стереотипу сурового старца и писателя - автора объемных книг, графа и помещика, который вел отнюдь не графский образ жизни. Воспитан он был тщеславным и ветреным, унаследовав от родителей страсть к азартным играм вместе с живым умом, который ему трудно было на чем-либо сфокусировать. Он так и не получил высшего образования, будучи дважды отчислен из казанского университета. Благодаря чему он прошел путь до мыслителя с огромной работоспособностью, написавшего столько, сколько не каждый прочел за свою жизнь?

Среди множества книг толстого едва не затерялись его заметки в дневнике - в них автор сам для себя определяет правила по развитию и укреплению силы воли и умственных способностей.

Хотя они и были составлены более полутора века назад, но и по сей день вправе находиться на видном месте среди многочисленной литературы по самосовершенствованию. Толстой определил три подвида воли: Каждый последующий из этих подвидов - главнее предыдущего, но при этом развивать их можно параллельно. Овладев всеми тремя ступенями, человек заменяет руководимые неосознанными инстинктами действия теми, которых желает он сам. А это открывает новые, почти неограниченные человеческие способности и дает возможность выбирать свой путь в жизни .

1. Первая ступень

На самом деле воля телесная в определенной степени развита практически у каждого. Благодаря ей человек, собственно, и отделился от животного мира. Она есть необходимое условие существования индивида.
Хотя и есть исключения: младенчество, дряхлость и болезни - как телесные, так и духовные (апатия, анемия). Многие действия человек все равно совершает инстинктивно и не задумываясь, и, следуя им, мы подчас лишаем себя свободы выбора.
Итак, что советует Толстой для развития телесной воли?

Каждое утро назначай себе все, что ты должен делать в продолжение целого дня , и исполняй все назначенное даже в том случае, ежели исполнение назначенного повлечет за собою какой-нибудь вред.
Кроме развития воли, это правило разовьет и ум, который будет обдуманнее определять деяния воли. То есть, условно говоря, разбор полетов по вечерам позволит в короткое время сделать ежедневные планы продуктивными.

Контролируй свой сон. У каждого человека есть оптимальная длительность сна, и его надо заранее рассчитывать и спать не больше и не меньше, чем это необходимо. Лишние полчаса с подушкой могут быть приятными, однако они лишают не только контроля над своими действиями, но и заряда бодрости на несколько часов. По мнению Толстого, во время сна воля отсутствует вовсе, поэтому сон он считал необходимым сокращать беспощадно, а вставать - до солнца.

Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно. А чтобы развить и укрепить свое здоровье, старайся «делать движение как можно регулярнее». Скажем, возьми на себя обязательство выполнять ежедневно и еженедельно обязательный комплекс физических упражнений. Сам Лев Николаевич советовал «ежедневно делать движение на воздухе». Он никогда не гнушался тяжелой работы, показал себя выносливым офицером во время тягот Крымской войны, а кроме того - как раз в то время, когда составлял для себя эти правила, - посещал бальные танцы, хотя и не хотел, и не любил танцевать. В том числе и благодаря физическим упражнениям Толстой почти до конца своих дней не имел ни дряхлости, ни упадка. Он и в весьма почтенном возрасте (за 80 лет) мог проехать без какой-либо усталости много верст верхом крупной рысью.

Будь верен своему слову. В первую же очередь - слову, данному себе.

Ежели ты начал какое бы то ни было дело, не бросай его, не окончив. Это поможет развить и осознанность действий - прежде чем что-то сделать, ты уже будешь представлять себе ожидаемый результат. Как следствие, ты станешь действовать целостно и завершенно, избавившись от суматошности. Сам Толстой в юности перепробовал множество дел и занятий, и это правило он сформулировал на своем же личном опыте.

Имей всегда таблицу, в которой были бы определены все самые мелочные обстоятельства твоей жизни , даже сколько трубок курить в день. А также сколько есть, пить, заниматься определенными видами умственной и физической деятельности. С подобной таблицей легче планировать время, дела и расходы. К тому же часто можно слышать о благотворности соблюдения распорядка дня - приема пищи, сна в определенные часы и т.д. Имея четкие привычки, организм действует как бы по инерции, а при резких переменах - становится «дезориентированным», не успевает подстроиться под частые изменения.
Тут можно вспомнить как пример другого мыслителя, не менее чем Толстой озабоченного вопросами развития воли. Жизнь Канта была рассчитана и уподоблена точнейшему хронометру. В продолжение целых десятилетий он ни разу не вставал не вовремя. Широко известно, что жители Кенигсберга даже проверяли по нему свои часы. Все в его жизни было продумано до самой мельчайшей подробности - до ежедневной росписи того, что есть, и цвета одежды, которую надевать. Наладив правильную работу своего организма, Кант создал инерцию и, как машина, продолжал жить, стараясь не нарушить чем-либо ранее установленных привычек.
Конечно, это, можно сказать, пример некой крайности. Но нельзя не согласиться с тем, что немалая польза есть в этом совете Толстого.

Ежели ты что-нибудь делаешь, то напрягай все свои телесные способности на тот предмет, которым ты занимаешься. Регулярно задавай себе вопрос: что именно я делаю сейчас? И если этих дел больше одного - выбирай самое важное либо срочное, откладывая остальные.

2. Воля эмоций

Толстой говорил, что при развитой чувственной (эмоциональной) воле ты можешь контролировать свои эмоции, вызывая их сообразно твоим целям. Очень похоже на один из постулатов современных подходов к развитию эмоционального интеллекта, не правда ли?
Источником всех чувств есть любовь, считал писатель. При этом он делил ее на любовь к самому себе, или самолюбие, и любовь ко всему нас окружающему - однако они настолько тесно взаимосвязаны, что являются по сути двумя сторонами одного чувства. И если какая-то из этих сторон недостаточно развита, она не позволяет другой полностью себя проявить. Сам Толстой в то время, когда создавал эти правила, пребывал в душевных исканиях, которые то приводили его к полному самоотречению, то позволяли спокойно кутить и гулять. Но, как видно из его дальнейшей жизни, возобладала у Толстого отраженная в этих правилах самоотреченная сторона.
Итак, общее правило: все чувственные деяния не должны быть бессознательным исполнением потребностей чувства, но - определением воли. Все чувства, имеющие источником любовь ко всему миру, хороши; все чувства, имеющие источником исключительно самолюбие, дурны.

Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь. Это одно из самых сложных правил, поскольку огромную долю наших усилий и затрат занимают те, что направлены на снискание одобрения и уважения со стороны окружающих - часто нам вовсе не знакомых. Будучи гипертрофированным, самолюбие в данном случае ведет к неспособности любить и потере контакта с людьми.
Чтобы преодолеть эту потребность, прежде всего привыкни к мысли, что большинство людей вокруг думают в первую очередь о том, что же о них думают окружающие. О тебе и твоих мотивах они думают очень мало, занятые мыслями о себе. Полезно также регулярно выполнять два упражнения, задавая себе вопросы: «Что б я перестал делать, если бы все вокруг уже относились ко мне так, как я хотел бы?» и «Что бы я сделал сейчас, если бы мнение безразличных мне людей вокруг меня не интересовало?» Исходя из своих же ответов следует удалять из жизни лишнее и наносное.

3анимайся более сам с собою, чем мнением других. Если у человека есть тяга к самосовершенствованию и план такового - хорошо. Однако при составлении и выполнении этого плана Толстой считал нужным рассчитывать прежде всего на себя. Будучи, как и большинство великих людей, неуспешным в получении стандартного образования, он всего достиг самообучаясь, «...старался совершенствовать себя умственно...учился всему, чему мог и на что наталкивала жизнь». Толстой много сделал для народного образования, но при этом обучения ради оценок и признания не уважал. В созданной им Яснополянской школе не было ни обязательной посещаемости, ни каких-либо дисциплинарных требований, однако образование шло успешно.

Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош. Быть мастером в каком-либо деле или совершать много полезного людям - это замечательно! Но все легко обесценивается, если об этом кричать на каждом углу.

Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Настройка на хорошее позволит и тебе, и тем, с кем ты общаешься, проявить лучшее в себе. Всегда говори правду, и даже когда твои действия могут показаться странными окружающим, не оправдывайся ни перед кем. Проанализируй, где и когда с любой целью тебе приходится искажать правду в разговорах, и найди способ добиваться тех же результатов, не прибегая ко лжи.

Для подчинения воле чувства корыстолюбия живи всегда хуже, чем ты мог бы жить. Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче. Богатейшая и могущественная Римская империя распалась не столько под натиском варваров, сколько развратившись завоеванными богатством и роскошью. А человеку, чтоб разрушить свой характер, надо куда меньше усилий и времени. Разделяй вещи на те, которые тебе необходимы, и те, что служат только излишнему комфорту и помогают убить время. Разберитесь, как именно такие вещи тебе вредят (физически, характеру), чего лишают (чаще всего - времени), и убери из своей жизни хотя бы наиболее вредоносные.

Жертвуй десятую долю всего того, чем ты можешь располагать, для блага других. Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества. При этом трать всегда на конкретные полезные дела - не раздавая деньги на абстрактную благотворительность или в виде милостыни.

Не позволяй желанию угождать противоположному полу руководить твоими действиями - это не только вредно, но и малопродуктивно.

Любя всех равно, не исключай и самого себя из этой любви. Каждого ближнего люби так же как и самого себя, но двух ближних люби более, нежели самого себя.

3. Разум

Высшая степень преобладания воли есть преобладание ее над разумом. То, что с нами происходит, - следствие того, что мы думаем. Разумная воля позволяет объединить качества телесной и эмоциональной воли, определить направление всего нашего развития и добиться последовательного выполнения установленной для себя программы самосовершенствования. Например: помимо системы развития воли, у Толстого в дневнике есть богатый набор правил развития памяти, умственных способностей и пр.

Определяй с начала дня все твои умственные занятия. Сюда относится чтение книг, изучение чего-либо полезного, а главное - время для обдумывания своих действий. Его тоже включай в свой распорядок дня, выделив отдельно время для составления планов, анализа происшедшего (у Толстого было правило - по субботам пересматривать все сделанное в продолжение недели) и определения новых целей. Многие люди не добиваются того, чего хотят, в первую очередь потому, что всяческого рода занятия и непродуктивные мысли не оставляют им времени на анализ и планирование.
Заведи себе блокнот, в котором ты будешь определять свои цели не только на день, но и на все более длительные периоды жизни. Толстой, кроме того что ставил себе цели и составлял правила, еще и занимался довольно глубоким письменным самоанализом.

Когда ты занимаешься, старайся, чтобы все умственные способности были устремлены на этот предмет. Сколь ни пытайся отыскать тихую и уютную обстановку для умственных занятий, все равно всегда найдется то, что тебя может отвлечь, - поэтому радуйся каждой возможности противостоять соблазнам и учись сосредотачиваться - пусть вначале и через силу.

Не мечтай. Не делай воздушных замков. Мечта от цели отличается тем, что тогда как цель служит тебе картой, по которой ты идешь к желаемому, мечта переносит тебя туда мгновенно - и так же быстро возвращает назад, расслабив волю и даже не дав ничего разглядеть по дороге. Поэтому не смешивай мечты и вдумчивое всестороннее планирование.

Чтобы ничто внешнее, телесное или чувственное не имело влияния на направление твоей мысли, но чтобы мысль определяла сама себя. Когда чувства захлестывают и толкают на неадекватные поступки, секундного взгляда на себя со стороны может хватить, чтоб это осознать и действовать разумно. Задачу упрощает то, что каждый человек теряет голову в определенных для него ситуациях, их можно учесть и обдумать в спокойной обстановке.

Какое бы ты ни начал умственное занятие, не бросай его до тех пор, покуда ты его не кончишь. Это правило может привести к большим злоупотреблениям - фантазиям и бесконечной софистике. Поэтому его нужно ограничить следующим правилом: имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшими целями ради высших.

Сила воли во многом похожа на мышечную - она так же растет и укрепляется благодаря регулярным упражнениям, при которых тебе приходится пересиливать себя. И сходит на нет, если пустить ее развитие на самотек.
Приступая к работе над силой воли, браться сразу за все правила не стоит - это не только нелегко, но и может на раннем этапе вызвать разочарование. Поэтому лучше постепенно вводить для себя новые правила. И помнить, что одно из правил Толстого гласит: не следовать безусловно правилу, не испытав его .


По материалам статьи «Рецепты силы воли от Льва Толстого»
опубликованной в журнале «Управление компанией», №4, 2008,
www.management.web-standart.net
Опубликовано: 13.07.2008
Последнее обновление: 21.12.2008

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.