К юбилею э успенского в детской библиотеке. Мероприятия. Сценарии мультипликационных фильмов

Слайд 1

Тема: «Эдуард Успенский – любимый писатель»

Слайд 2

Российский писатель Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Эдик и учился плохо. А чтобы родители не очень ругали, осваивал одно важное и нужное искусство. Как двойки из дневника срезать. Незаметно, бритвой.

Нет, Эдик совсем не собирался всю жизнь оставаться закоренелым двоечником. Глубоко в душе он лелеял мечту - стать академиком или министром. (А может, уж на худой конец, очень удачливым золотоискателем). Поскольку академиков-двоечников не бывает, Эдик все время собирался "рвануть"- с понедельника начать хорошо учиться. Но "рвануть" все как-то не получалось.

Как-то раз Эдуард не слишком обдуманно прыгнул с крыши. И, в результате, попал со сломанной ногой в больницу. Вот тут-то Успенский испугался по-настоящему. Ему представилось, как из обычного плохого ученика он быстро попадет в двоечники. И это окажется уже навсегда. Эдуард упросил родителей принести себе книги и, к несказанному удивлению окружающих, начал заниматься.

Выйдя из больницы, он вернулся в школу совсем другим учеником, лучше всего мальчику удавалась математика. По окончанию школы у Эдуарда было уже немало наград за победу в городских, районных и даже всесоюзных олимпиадах.

Слайд 3

У писателя имеется домашний зоопарк. Это сова Глазунья, два больших попугая Стас и Барон, два помельче - Юлий и Жан Жак, ворон Красс , ризеншнауцер Эрселла, просто собаки Джим и Баскервиль, кошка Титя, штук 15 рыбок-неонок, хомячки, белка… Около дома обитают сорока и ворон. Во дворе важно озирает свои владения черный терьер Рона. Встает утром писатель под пение своего петуха, а где петух, там и куры, цыплята. Живут дружно, не тужат. «Это - моя семья», - говорит писатель. Вся эта компания своим поведением постоянно подбрасывает писателю сюжеты для новых книг.

«Когда ворон летает в моем кабинете, сразу прячу блестящие предметы, часы, иначе он их свистнет. Консервные банки клювом пробивает! Однажды утащил мой охотничий билет и разодрал в клочки. Недавно жена где-то увидела игуану, захотела купить ещё и ее».

Слайд 4

Еще в школе Эдуард увлекся сочинением рассказов и стихов для классной стенгазеты. Впоследствии его стихи стали печатать в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!». Кроме того, Эдуард активно занимался работой с детьми, был пионервожатым. От этих занятий с детворой, от вечной возни с ребятами на даче, где вокруг Успенского всегда собирается табун малышни, пришел он к пониманию своего истинного призвания.

Слайд 5

Однажды летом работал Успенский в пионерлагере. И чтобы успокоить жаждавший впечатлений отряд, читал им разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки отряд слушать не хотел, и Успенскому уже ничего не оставалось, как не задумываясь начать: "В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом…".

Слайд 6

«И вдруг... Из-за угла показались два длинных носа - ручной крысы Лариски и

хулиганствующей старухи Шапокляк», - так начал рассказывать Успенский свою знаменитую сказку

История про Чебурашку и крокодила Гену очень понравилась маленьким слушателям. Но почему-то совсем не понравилась взрослым начальникам. "У Чебурашки нет Родины!" - восклицали они. "И вообще неизвестно, что это за фрукт (то есть, простите, зверь)!"

Но, несмотря ни на что, книжку все-таки напечатали. А потом издали и другое, не менее знаменитое сочинение, - "Дядя Федор, пес и кот".

Слайд 7

Героям Э.Успенского ставят памятники. «Не памятники, а скульптуры, потому что они ещё не умерли», - поправляет Э.Успенский.

В Подмосковье Чебурашка, крокодил Гена и Шапокляк установлены в г. Раменское в 2005году.

В Луховицах на улице красуются почтальон Печкин с Матроскиным, Шариком и галчонком Хватайкой, повторявшим «Кто там?» Бронзовая композиция высотой почти в два метра установлена напротив здания местной почты.

Эти Чебурашка и крокодил Гена живут на Украине, город Кременчуг.

Слайд 8

В Екатеринбурге установят памятник Чебурашке. Монумент появится на входе в Центральный парк культуры и отдыха имени В. Маяковского. Как ожидается, это произойдет в течение 2012 года.

В Нижнем Новгороде создаётся большой парк, где планируют установить скульптуру Чебурашки – ушастого любителя апельсинов.

Слайд 9

Сегодня этот мультяшный персонаж – символ олимпийских сборных России на нескольких играх:

на летних в Афинах-2004 Чебурашка был коричневым,

на зимних в Турине-2006 – белым,

на летних в Пекине-2006 – красным,

на зимних в Ванкувере-2010 – синим.

Слайд 10

Вот как говорит о своей работе Эдуард Успенский.

«Моя работа – это постоянный праздник! Детский писатель – это «взрослый ребенок». Это образ жизни, постоянное общение с детьми, помощь им»

Даже в свои 75 он все такой же напористый и активный: пишет новые книги, ведет передачи на телевидении… А еще ему по сей день приносят мешки писем с теплыми словами благодарности: «Спасибо вам за ваши книжки, мой ребенок по ним научился читать!»

Успенский очень любит детей, постоянно общается с ними в семьях и детских коллективах, подмечает их типические черты, которые потом передает своим сказочным персонажам. Успенский-сказочник живет интересами маленького читателя.

Герои его детских книг – на все времена, они не выходят из моды, проходят сквозь поколения.

Слайд 11

Говоря об одной из своих книг, писатель заметил: «В моей новой книге добры все. Я хочу подарить детям ощущение веселого и хорошего мира! Ребятам необходима доброта...»

Любимая идея Эдуарда Успенского, которая воплощается в его произведениях, - идея дружбы. Например, в сказке «Крокодил Гена» персонажи все свои действия направляют на то, чтобы всех передружить между собой, вопреки злодейским намерениям старухи Шапокляк; в сказке "Дяди Федора" прекрасные качества кота Матроскина заставляют подумать о бережном отношении к четвероногим друзьям

Все творчество Эдуарда Успенского, чудесного детского писателя с инженерным образованием и с душой веселого сказочника, - подарок детям, теплый и добрый. Не только детям, но и взрослым нравится этот сказочный мир!

Слайд 12

Эдуард Успенский является создателем таких передач как «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли».

Множество талантливых людей потрудилось над созданием передачи «Спокойной ночи, малыши!» и ее героев - смешных зверюшек-ведущих, которых любили еще наши бабушки и дедушки. У самых истоков создания программы стоит команда таких замечательных детских писателей, поэтов и сценаристов как Александр Курляндский, Эдуард Успенский, Андрей Усачев, Роман Сеф.

Слайд 13

Эдуард Успенский обращается к детям

«За одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров.

И, если ребенок завален книгами, у него появляется воображение.

А если он завален телевизорами, у него появляются шишки.

Ребята, читайте больше и больше».

Мои произведения – это проповеди. Каждый раз, когда я хочу что-то сказать ребятам, я начинаю придумывать повесть. Таким образом все мои книжки появились. Все проповеди очень простые: всегда должно быть уважение к матери, к родине, к учителю, ко всему живому.

«Без книги человек становится духовным инвалидом...»

Слайд 14

Серия про дядю Федора

1973 - Дядя Фёдор, пёс и кот

1994 - Тетя дяди Федора,

или Побег из Простоквашино

Зима в Простоквашино

Любимая девочка дяди Федора

1999 - Дядя Федор идет в школу,

или Нэнси из Интернета в Простоквашино

Каникулы в Простоквашино

Новые порядки в Простоквашино

Дни рождения в Простоквашино

Праздники в деревне Простоквашино

Привидение из Простоквашино

Неприятности в Простоквашино

Клад из деревни Простоквашино

Новая жизнь в Простоквашино

Весна в Простоквашино

Слайд 15

Серия про Чебурашку и крокодила Гену

1966 - Крокодил Гена и его друзья

1974 - Отпуск крокодила Гены

1992 - Бизнес крокодила Гены

Крокодил Гена идет в армию

Крокодил Гена - лейтенант милиции

Похищение Чебурашки

Чебурашка идёт в народ

Грибы для Чебурашки

Слайд 16

1971 - Воздушные шары

1972 - Вниз по Волшебной реке

1973 - Наследство Бахрама

1975 - Гарантийные человечки

1976 - Все в порядке

1987 - Колобок идет по следу

Следствие ведут колобки

1988 - 25 профессий Маши Филипенко

1989 - Меховой интернат

1991 - Красная рука, черная простыня,

зеленые пальцы

1991 - Лекции профессора Чайникова

Советы профессора Чайникова

1992 - Грамота

1992 - Год хорошего ребенка

Иван царский сын и серый волк

Жаб Жабыч Сковородкин

Школа клоунов

Про Веру и Анфису

История про девочку со странным именем

Укус гадюки

Хозяйственная собака

на белорусском хуторе

Таинственный гость из космоса

Остров ученых

Подводные береты

Слайд 17

Игра 1.

Слайд 18

Слайд 19

Игра 2. Кто живёт в деревне Простоквашино?

Угадай героев по их репликам.

Слайд 20

Вспомни, как были расположены герои.

Слайд 21

Игра 3. Угадай героев по их репликам.

В гостях у крокодила Гены

Угадай героев по их репликам.

Кто здесь лишний?

1 вариант.

Кот , т.к. это животное.

Остальные – люди.

2вариант.

Мама , т.к. это существительное женского рода.

Остальные – мужского рода.

Слайд 22

Кто здесь лишний?

Карлсон, т.к. он герой другой сказки.

Слайд 23

Кто здесь лишний?

Шапокляк , т.к. это герой другой сказки.

Слайд 24

Кто здесь лишний?

Галчонок , т.к. это птица.

Остальные – млекопитающие.

Слайд 25

Кто здесь лишний?

Заяц , т.к. это дикое животное.

Остальные – домашние животные.

Слайд 26

Произведения писателя переведены

более чем на 25 языков, его книги выходили

в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США.

Наталья Кутумова
К юбилею Э. Успенского. Игра-викторина для детей подготовительной группы «В гости к Эдуарду Успенскому»

Цель :

Активизировать имеющиеся у детей знания о произведениях Э. Успенского .

Задачи :

Познакомить с творчеством Э. Успенского ; привлечь внимание детей к автору книг .

Воспитывать у детей интерес к произведениям.

Продолжать обогащать словарь детей новыми понятиями .

Развивать любознательность, внимание, кратковременную и долговременную память, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение классифицировать и обобщать, творческие способности.

Развивать у детей быстроту реакции , умение работать в коллективе.

Словарь : Эдуард Успенский , произведение, Чебурашка, крокодил, старуха Шапокляк, кот Матроскин, почтальон Печкин.

Предварительная работа.

Перед проведением игры – викторины проводится просмотр мультфильмов :

«Крокодил Гена и его друзья» .

«Дядя Фёдор, кот и пёс» .

«Про Веру и Анфису» и т. д.

Выставка в книжном уголке.

Ведущий :

Читатель, позволь мне к тебе обратиться!

Сегодня ты должен сиять и светиться!

Сегодня ты только хорошего ждёшь!

И все потому, что чудесную встречу ты ждёшь!»

(Почтальон Печкин стучится в дверь)

Печкин : “Тук! Тук!”

Здесь группа № 6 «Боцманы» ? Тогда вам телеграмма!

(ведущий забирает телеграмму)

Печкин :

Э-э-э, а доку-у-умент у вас есть?

Ведущий :

У нас нет документов?

Печкин : Ладно, забирайте свою телеграмму, только распишитесь вот здесь!

(ведущий расписывается за получение в специальном почтовом бланке)

Ведущий :

Телеграмма

“Дорогой друг! Прими от меня мой горячий привет! Желаю успехов , побед. ”

(Подпись неразборчива. Снова раздается стук в дверь. Заходит вновь Печкин).

Ведущий :

Печкин, это снова Вы? Вы что-то забыли?

Печкин :

Да простите меня пожалуйста, работы очень много. Вот вам к телеграмме еще и письмо было адресовано.

Ведущий :

Печкин, ты нас тоже прости! Но мы никак с ребятами не можем разобраться с этой телеграммой. Не поймем о кого она именно.

Печкин :

Дети, чтобы точно знать от кого эта телеграмма, предлагаю вскрыть это письмо. Посмотреть, что внутри.

(раскрывает конверт)

Ребята здесь все очень просто. Разгадав кроссворд, вы узнаете от кого эта телеграмма!

(дети вместе с Печкиным разгадывают кроссворд) .

Кроссворд.

1. Любимый журнал дяди Фёдора. (Мурзилка) .

2. Средство передвижения, о котором мечтал почтальон Печкин. (Велосипед) .

3. Название деревни. (Простоквашино) .

4. Какого героя нашли в апельсинах? (Чебурашку)

5. Кого предлагал продать кот Матроскин, чтобы купить корову? (Галченка)

6. В каком городе жил дядя Фёдор с родителями. (Москва) .

7. Кличка галчонка. (Хватайка) .

8. Фамилия кота. (Матроскин) .

(Дети, отгадывая кроссворд получают слово Успенский )

Молодцы ребята!

Ведущий :

Спасибо тебе огромное Печкин!

Печкин :

Пожалуйста! Ну мне пора. У меня очень много дел.

(Дети благодарят Печкина за помощь. Печкин уходит)

Ребенок 1 :

Об этом каждый должен знать.

Барто, Маршак и Михалков

Вас удивят без лишних слов.

Ребенок 2 :

Чуковский вот уж много лет

Для всех детей приятный дед .

Теперь Успенский нам знаком .

Об этом речь мы поведём.

Ведущий :

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря1937 году. В 1961 году он окончил Московский авиационный институт. И всё время учится. В 40 лет стал осваивать работу на компьютере двумя пальцами. А сейчас уже всеми десятью печатает. В 50 лет принялся учить английский язык. И теперь знает его так, что вместе с голландской писательницей написал книгу “Год хорошего ребёнка”. А несколько лет назад начал учиться петь. До этого он не мог взять правильно ни одной ноты! Он прекрасно умеет разговаривать с животными. Пожалуй, лучше него никто не беседовал с героями телепередачи “Спокойной ночи, малыши!” Филей, Степашкой и особенно с Хрюшей. Рядом с ним постоянно живут две кошки, собака и попугай. Сейчас Э. Успенский изучает историю , написал книгу о Лжедмитрии. Чему он ещё будет учиться? Никто не знает. Эдуард Николаевич так много успевает . Может быть потому, что фамилия у него такая – Успенский ! В настоящее время известный детский автор продолжает жить в России и издавать свои новые произведения в издательском доме «Самовар» Пер Новым годом 22 декабря ему исполниться 80 лет.

Кто знает, какая книга – сказка прославила Э. Успенского ?

(ответ - «Крокодил Гена и его друзья» )

Ребята, я хочу проверить насколько близко вы знакомы с произведениями Э. Успенского . Я вам предлагаю поиграть со мной в викторину . Вы готовы? Я очень хочу начать нашу игру с музыкального вопроса.

«Музыкальный вопрос» .

(Для прослушивания включаются музыкальные произведения)

«Песенка крокодила Гены» .

«Голубой вагон» .

«Песенка Чебурашки» .

«Песня старухи Шапокляк» .

«Кабы не было зимы» .

(Входит снова Печкин)

Печкин :

Ребята я снова к вам. Вам посылка. Но на этот раз я вам ее без документов не отдам. Посылка тяжелая, значит там что-то важное и дорогое.

Ведущий :

Ну, Дорогой Печкин, ты же знаешь, что документов у нас нет. Наши документы- это ум, смекалка, находчивость. Давай поразмышляем. Посылка адресована нам. Ты нам постепенно будешь доставать содержимое и задавать разные задания. Если мы с этими заданиями справимся, то ты обещаешь нам ее отдать без документов. Договорились?

Печкин :

Ну хорошо, уговорили!

«Собери картинку»

Сейчас вам нужно собрать из разрезанных картинок целую картинку. Затем вы должны сказать из какого произведения эта картинка.

(подведение итогов, поощрение детей )

«Волшебная коробка» .

(В коробке лежат предметы, имеющие прямое отношение к мультфильмам Э. Успенского ):

Игрокам с завязанными глазами предлагается достать один из предметов, отгадать, что это и определить к какому произведению Э. Успенского он относится .

Игрушка – корова

Шапка – ушанка

Посылка

Гармошка

Игрушка - Чебурашка

Игрушка – собака

Сумка Шапокляк

Апельсин

Игрушка – мышка

Рогатка.

(Подведение итогов)

Ведущий : Ребята, посмотрите повнимательнее. Некоторые герои ошибочно попали не в свою сказку. Давайте поможем им вернуться в свою сказку, встретиться со своими друзьями.

«Заблудившиеся герои» .

(Предлагается в каждой серии картинок найти лишнего героя и дать название сказки)

1. Крокодил Гена, Чебурашка, Почтальон Печкин

2. кот Матроскин, Дядя Фёдор, Старуха Шапокляк

3. Пёс Шарик, Девочка Вера, Обезьяна Анфиса.

«Общий вопрос» .

1. В какой книге Э. Успенского живут кот и пёс , умеющие говорить?

2. В какой деревне живут Дядя Фёдор, кот и пёс?

3. Какие слова любил произносить галчонок?

4. Как звали корову кота Матроскина?

5. Какой головной убор любил носить Печкин ?

6. За кем на охоте гонялся Шарик?

7. Кого носила в сумке старуха Шапокляк?

Печкин :

И наконец для вам последнее задание из посылки. Предлагаю всем дорисовать недостающий элемент на рисунке и разукрасить его.

Ведущий : Вот и закончилось наша игра -викторина по страницам знакомых книг.

Подскажите поскорей,

Кто придумал всех друзей?

Выдумщик он дерзкий (Э. Успенский )

Ну что, Печкин я думаю мы с твоими задания справились сполна. Ты разве не хочешь отдать нам посылку?

Печкин :

Конечно с огромным удовольствием я вам ее отдам.

(Отдает посылку детям. Дети открывают посылку и достают печенье)

Ведущий :

Ребята, а давайте пригласим Печкина пить чай с печеньем.

(Дети вместе с героем пьют чай. Играют отрывки из произведений й Успенского . Обмениваются впечатлениями)

Департамент культуры и охраны объектов

культурного наследия Вологодской области

Бюджетное учреждение культуры Вологодской области

«Вологодская областная детская библиотека»

Инновационно-методический отдел

Любимый детский писатель:

сценарии мероприятий к 75-летию Э.Н. Успенского

(из опыта работы детских библиотек Вологодской области)

Уважаемые коллеги!

Кто из нас не знает Крокодила Гену, Чебурашку и Старуху Шапокляк? Героев книг Эдуарда Успенского знают все: и взрослые, и дети.

Книжный мир, все поклонники искромётного творчества писателя отмечали в декабре 2012 года его 75-летие. Во многих библиотеках Вологодской области прошли юбилейные утренники, игры, беседы.

В этом сборнике представлены сценарии, посвящённые творчеству Э.

Успенского.

Пособие составлено на основе сценариев мероприятий, проведённых в детских библиотеках области в 2012 г.

1. Дядя Фёдор, Пёс и Кот (конкурс-игра по книге Э. Успенского), Вожегодский район, Раменский сельский филиал №13 ……………………3

2. Инженер по образованию, детский писатель – по призванию (игра-беседа по творчеству Э.Н. Успенского для читателей 5-7 лет), Никольская детская библиотека ……………………………………………8

3. Клад деревни Простоквашино (литературная игра для учащихся 3 кл.), Харовская детская библиотека ……………………………………12 Вожегодский район, Раменский сельский филиал № 13 Дядя Фёдор, Пёс и Кот (конкурс-игра по книге Э. Успенского)



Цели и задачи:

1. Познакомить детей с творчеством и произведениями Эдуарда Успенского.

2. Привлечь детей к активному чтению.

Оборудование:

1. Выставка книг Э. Успенского.

2. Выставка рисунков.

Участникам мероприятия даётся домашнее задание (внимательно прочитать книгу Э. Успенского «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

Дети делятся на 4 команды.

Ход мероприятия:

Вступление:

Библиотекарь: Книги Эдуарда Николаевича Успенского знакомы многим: и малышам, и ребятам постарше, и даже взрослым. Все читают его сказки с удовольствием. Каждая сказка – это игра, игра в сказку, игра весёлая, добрая, дающая простор фантазии и изобретательности.

Ваше домашнее задание состояло в том, чтобы очень внимательно прочитать книгу Э. Успенского «Дядя Фёдор, Пёс и Кот». Сейчас мы её вспомним в необычной форме – в форме игры, героями которой будете вы. Итак, начинаем нашу игру.

Представление команд:

Библиотекарь: За первым столом у нас собрались «Матроскины», умные, находчивые, полные юмора. За вторым столом «Мамочки», талантливые. За третьим «Шарики», любознательные. За четвёртым «Галчата», поддающиеся дрессировке.

1 конкурс Библиотекарь: Все представители команд живут в одной книге, и потому должны хорошо знать друг друга. Сейчас мы разгадаем кроссворд. Кроссворды вы получите, а вопросы слушайте внимательно. Начинаем!

Вопросы кроссворда:

1. У Кота была любимая бабушка, в её честь он назвал корову. Как?

2. Обладатель «недразнительной» фамилии.

3. Фамилия почтового работника в деревне Простоквашино.

4. Имя героя книги, которого не по возрасту зовут дядей.

6. Профессор, изучающий язык животных.

7. Герой, которого спас бобёр.

8. Кто в доме дяди Фёдора появился последним?

2 конкурс «В семейный альбом»

Библиотекарь: Герои книги Эдуарда Успенского кажутся нам единой дружной семьёй. Раньше была очень добрая традиция – создание семейного альбома, куда собирались любимые фотографии, портреты. Мы сегодня с вами эту традицию оживим. Каждая команда должна будет нарисовать портрет героя. Какого – это решит капитан, выбрав конверт с заданием, а команда должна решить по скупым фразам, чей портрет они будут рисовать.

2. Румяный, любопытный, вредный, имеет хороший слух, любит пироги, делает всё по правилам, с виду добренький, но хитрый, лет 50-ти с хвостиком. (Почтальон Печкин)

3. Говорить умеет, чистоту любит, умеет пуговицы пришивать, носки штопать, умеет пироги печь, вышивать и на машинке шить, большой, но воды боится. (Матроскин)

4. Говорить умеет, неизбалованный, воспитанный, но запущенный, знает, сколько будет 5х5 и 6х6, не любит нечестностей, лохматый, взъерошенный. (Шарик) 3 конкурс «Это я, почтальон Печкин, принёс вам письмо от...»

Библиотекарь: Этот конкурс позволит выяснить, кто читал книгу внимательно, запомнил её содержание основательно, а главное – понял тонкий юмор автора. Условия будут таковы: вы должны, прочитав письмо, решить, кто и кому его написал?

1. «...Я уезжаю в деревню и буду там жить. За меня не беспокойтесь.

Я не пропаду. Я всё умею и буду вам писать. А в школу мне не скоро.

Только на будущий год». (Дядя Фёдор, родителям.) 2. «Дорогие... Спасибо за посылку. Желаем вам здоровья и изобретений. А особенно – всяких открытий». (Дядя Фёдор – мальчик, Шарик – охотничий пес, Матроскин – кот по хозяйственной части, учёным.) 3. «Я живу хорошо! У меня есть свой дом. А недавно мы клад нашли и корову купили. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Зато новая шерсть растёт – чистая, шелковистая. Просто каракуль. Я теперь в магазин хожу. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо ух!» (Дядя Фёдор, Матроскин, Шарик, родителям.) 4. «Уважаемый... Нет ли в вашей деревне городского мальчика, которого зовут Дядя Фёдор? Если он живёт у вас, напишите. Только мальчику ничего не говорите, чтобы он ничего не знал... С большим уважением....»

(Мама и папа, почтальону Печкину.) 5. «Здравствуйте... Вы спрашиваете, нет ли в нашей деревне мальчика Дяди Фёдора. Отвечаем: такого мальчика у нас нет. Есть один человек, которого зовут Фёдор Фёдорович. Но это дедушка, а не мальчик. Приезжайте к нам жить и работать. С большим приветом...» (Почтальон Печкин, родителям.) 6. «Дорогой... Мы за тебя рады, что ты хорошо живёшь. А природу на дрова рубить не надо. Посылаем тебе солнце маленькое, домашнее».

(Учёный Николаев, коту.) 7. «Уважаемый...! Ты просил прислать не совсем настоящий и не совсем игрушечный, и чтобы он весёлый был. Посылаем тебе такой. Самый весёлый на заводе. Работает на продуктах». (Инженер Тяпкин, Дяде Фёдору.) 8. «Дорогие...! У вас, наверно, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом. Уважающий вас...!» (Кот Матроскин, учёным.) 4 конкурс «Почемучки из Простоквашино»

Библиотекарь: Это последнее конкурсное задание. К каждому вопросу даётся три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с цифрой. Играют все команды вместе.

Как назывался пароход, на котором плавал дедушка Матроскина?

1) Аристофан;

2) Валентин Берестов;

3) Самуил Маршак.

Какие дрова советует заготавливать Матроскин Дяде Фёдору?

1) Берёзовые;

2) сосновые;

3) липовые.

Каким маслом нужно смазывать Митю?

1) Машинным;

2) подсолнечным;

3) сливочным.

В кого решили превратить Шарика его друзья?

1) В овчарку;

2) в пуделя;

3) в бульдога.

Что такое, по мнению Шарика, мытьё без мыла?

1) Намокание;

2) замачивание;

3) полоскание.

Какой журнал выписывал Дядя Фёдор?

1) «Юный техник»;

2) «Весёлые картинки»;

3) «Мурзилка».

Язык каких животных уехал изучать профессор Сёмин?

1) Слоновий;

2) змеиный;

3) носорожий.

Как называл Шарик тяжёлый характер?

1) Колбасно-угощательный;

2) венико-выгонятельный;

3) сметано-наливательный.

Сколько деревень с названием Простоквашино нашли на карте родители Дядя Фёдора?

Какова польза картины, висевшей на стене в квартире Дяди Фёдора?

1) Служила украшением;

2) дырку на обоях загораживала;

3) висела просто так.

Кому, по мнению Шарика, хорошо будет, если в лесу одни пеньки останутся?

1) Старушкам;

2) грибникам;

3) зайчикам.

Закончите фразу: «У такой собаки всё должно быть прекрасно: и душа, и причёска, и...»

2) кисточка;

Слово жюри.

Заключение:

Библиотекарь: Эдуард Успенский – писатель, сказочник, создатель современной сказки, сказки-жизни. Писатель привёл сказку в сегодняшний день, обычный наш дом, реальный мир.

Спасибо всем за игру.

Никольская детская библиотека

–  –  –

Оформление зала: книжная выставка «Чебурашка, Гена и все, все, все…»; портрет писателя; музыкально-шумовое сопровождение; куклы Матроскина и Шарика.

Цели и задачи:

Расширить представления о творчестве Э.Н. Успенского.

Развивать интерес к чтению книг.

Воспитывать чувство доброты, дружбы.

Ход мероприятия:

Библиотекарь: Ребята, наша беседа посвящена творчеству известного детского писателя, чьи книги с удовольствием читают и дети, и взрослые. Сегодня мы много нового и интересного узнаем о нём и о его творчестве. А говорим мы об Эдуарде Николаевиче Успенском не случайно.

Дело в том, что 22 декабря у писателя День рождения, ему исполняется 75 лет. А в гостях у нас сегодня сказочные герои, которых придумал Э.Н.

Успенский. Это – кот Матроскин и пёс Шарик, именно они расскажут нам о писателе.

Матроскин: Здравствуйте, ребята! Итак, слушайте внимательно! Родился Эдуард Успенский в 1937 году. Но не всегда он был писателем. Как и все дети, он был обыкновенным учеником и ходил в школу. Детство его прошло в нелёгкое военное время, а после окончания школы он решил стать инженером.

Шарик: Но на этом его учёба не закончилась. Он учится до сих пор.

В 40 лет научился работать на компьютере. В 50 – стал учить английский язык. В 55 – начал учиться петь. А сейчас Эдуард Николаевич изучает историю, потому что пишет историческую книгу.

Матроскин: А ещё он очень любит детей и принимает участие в разных детских передачах, на радио и на телевидении. Чтобы мы многое узнали и поняли, он пишет для нас стихи, сказки, комиксы, сценарии для мультфильмов, страшилки, переводит стихи писателей других стран, пишет тексты песен для своих сказочных персонажей. И как он всё успевает? Наверное, фамилия виновата: Успенский – значит везде «успевать».

Печкин: Здравствуйте, ребята! У вас сегодня хорошее настроение?

(Ответы детей.) Раз так, то именно к вам я и спешил. Ой, забыл представиться, вы же меня совсем не знаете. Меня зовут... А, может быть, вы меня узнали? (Ответы детей.) Верно, я - почтальон Печкин, собственной персоной. И 22 декабря – юбилей писателя, который написал про меня книгу. (Показывает книгу.) Вы про меня читали? А, может, мультфильм смотрели? Скажите, кто из литературных героев меня перевоспитывал? (Кот Матроскин, пёс Шарик, дядя Фёдор).

Скажите, кто говорил мне «Кто там?»? (Галчонок) Как звали галчонка и почему? (Хватайка. Потому что галчонок хватал всё подряд.) А от какого подарка я подобрел? (Велосипед) Молодцы! Всё-то вы и знаете! Кажется, кто-то к нам ещё идет.

Шапокляк: Здравствуйте, детки-конфетки. А меня, Шапокляк, тоже придумал Эдуард Николаевич Успенский. (Показывает книгу.) Я очень, очень добрая, у меня много друзей. Я прекрасно провожу время, помогая людям, у меня есть очень добрая мышка...

Печкин: Ну, Шапокляк, ты ещё и врать умеешь!

Шапокляк: Не врать, а фантазировать. И не обязательно выдавать все мои тайны этим малявочкам. Всё равно они книг не читают и всё про меня не знают.

Печкин: А ты возьми и проверь.

Шапокляк: А что? Запросто!

У меня есть воспитанная крыса. Окрас серый. Хвост 10 см. Зовут её как? (Лариска)

А как звали крокодила из книги Э. Успенского? (Гена) Как он нашел себе друзей? (По объявлению)

Он – дружок зверям и детям.

Он – живое существо.

Но таких на белом свете Больше нет ни одного!

Потому что он не птица, Не тигренок, не птенец, Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка, А зовется... (Чебурашка)

А как крокодил Гена и его друзья избавились от меня? (Они подарили воздушный шарик, и Шапокляк улетела.)

Так в чём же путешествовал Чебурашка? (В ящике с апельсинами.) Шапокляк: Молодцы вы! (Плачет) Да, у вас у всех друзья, а я одна, никто меня не любит, одна Лариска, и все только Шапокляк обзывают, поэтому и злая, потому я и врать начинаю.

Печкин: (к Шапокляк): Ну, что ты! Мы тебя очень любим, и дети тоже. И даже имя тебе ласковое придумаем.

Дети, назовите Шапокляк ласково.

Ответы детей.

Старуха Шапокляк: Спасибо, дети, вы очень добрые, и я теперь стану доброй. А ещё я умею песенки петь, их написал Э.Н. Успенский.

Поёт на мотив песен на слова Э. Успенского.

Голубой вагон бежит, качается.

Скорый поезд набирает ход.

Ах, зачем же этот торт кончается, Пусть бы он тянулся целый год.

(Дети ищут ошибку.) Кабы не было весны в городах и сёлах, Никогда б не знали мы этих дней весёлых.

(Дети ищут ошибку.) Пусть бегут неуклюже пароходы по лужам, А вода по асфальту бегом.

И не ясно прохожим в этот день непогожий, Почему я весёлый такой.

(Дети ищут ошибки.) Когда-то был я странной Игрушкой безымянной, К которой в магазине никто не подходил.

Теперь я черепашка, Мне каждая дворняжка При встрече сразу лапу подаёт.

(Дети ищут ошибку.) Печкин: Ну и ну! Всё ты перепутала, Шапокляк!

Я не зря себя хвалю, Всем и всюду говорю, Что любое предложенье Прямо сразу повторю.

Печкин: Сейчас мы это проверим. Я прочитаю тебе стихотворение, а ты повтори.

Стихотворение «Память»

Ехал Ваня на коне, Вёл собачку на ремне, А старушка в это время Мыла кактус на окне.

Шапокляк:

Ехал Ваня на коне, Вёл собачку на ремне, Ну а кактус в это время Мыл старушку на окне.

Печкин: Нет, не так!

Шапокляк:

Ехал кактус на окне, Вёл старушку на ремне, А собачка в это время Мыла Ваню на окне.

Печкин: Ну не можешь ты правильно! Смотри и учись учить стихи.

Ребята, давайте покажем Шапокляк, как надо рассказывать правильно!

(Разучивают стих.) Шапокляк: Печкин, нам, книжным героям, пора в книгу уходить.

Поют песню. Герои прощаются с ребятами.

Библиотекарь: Итак, ребята, о каком писателе сегодня шла речь?

Использованная литература:

Успенский Э.Н. А может быть, ворона / Э.Н. Успенский; худож. О.

Горбушин. – М. : Самовар, 2003. – 107 с. : ил.

Успенский Э.Н. Зима в Простоквашино / Э.Н. Успенский; худож. А.

Шер. – М. : Самовар, 2004. – 64 с. : ил. - (Наши любимые мультфильмы).

Успенский Э.Н. Крокодил Гена и его друзья: повести-сказки и стихи / Э.Н. Успенский; ил. Г. Калиновского, О. Налетовой. – М.

: Астрель:

АСТ, 2001. – 188 с. : ил. - (Хрестоматия школьника).

Харовская детская библиотека

–  –  –

В игре принимают участие 4 команды.

Библиотекарь: 22 декабря 2012 года замечательный детский писатель Э.Н. Успенский отмечает свой 75-летний юбилей. Его стихи, сказки, рассказы, весёлые повести нравятся не только ребятам, но и взрослым.

Произведения писателя переведены на многие языки мира. В детстве маленький Эдик был озорным мальчишкой, в школе учился неважно, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнёт учиться на пятерки. Наступал понедельник, случались какие-то другие дела и... двойки появлялись снова. Выручил случай. Однажды, спрыгнув с крыши, мальчишка сломал ногу и попал в больницу. Он попросил родителей принести ему учебники. К несказанному удивлению окружающих, стал серьёзно заниматься уроками. Да настолько упорно, что смог поступить в Московский авиационный институт и стать инженером. Три года проработал Успенский по специальности. Потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард Николаевич подумал, подумал и стал взрослым юмористом. А уж потом стал детским писателем. Успенский всё время учится. В 40 лет стал осваивать работу на компьютере двумя пальцами. А сейчас уже всеми десятью печатает. В 50 лет принялся учить английский язык. И сейчас знает его так, что вместе с голландской писательницей Элс де Грюн написал книгу «Год хорошего ребёнка». Он прекрасно разговаривает с животными. Пожалуй, лучше его никто не беседовал с героями телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»: Филей, Степашкой и Хрюшей.

Эдуард Успенский занимается изучением истории, написал книгу о Лжедмитрии. Чему ещё он будет учиться? Никто не знает. Эдуард Николаевич так много успевает. Может быть, потому, что фамилия у него такая – Успенский.

Сказочная повесть «Крокодил Гена и его друзья», сделавшая писателя знаменитым, вышла в свет в 1966 году. Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Читатели во время встреч спрашивали, как же появился его герой Чебурашка. Эдуард Николаевич рассказал, что однажды получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта.

Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Другой случай. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу на вырост. Ребенок упал, а папа сказал: «Опять чебурахнулся!» Он это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки. За этой книгой было написано много других сказочных повестей.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по произведениям Успенского. Нам нужно найти клад, но не обычный, а литературный.

Итак, путешествие начинается.

Звучит песня на слова Успенского «Голубой вагон».

–  –  –

Библиотекарь: Первая станция называется «Объявленческая». Чтобы поехать дальше, нам нужно узнать, кто из героев Э.Н. Успенского написал эти объявления.

«Реализую молокопродукты высокого качества. Производитель: ферма «Мурка LTD». (Кот Матроскин) «Веду розыск всего: от пропавших носков до слонов. Быстроту и качество гарантирую» (Колобок) «Продаю ружьё для фотоохоты. НЕДОРОГО!» (Шарик) «Поздороваюсь с каждой дворняжкой за лапу». (Чебурашка) «Атдам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка Лариса. Окрас серый. Хвост десят сантиметроф». (Шапокляк) «Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разнос посылок, вручение телеграмм и писем. Оплата: Чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами». (Почтальон Печкин) «Организую курсы разговорного литературного языка. Обучаю фразам: «Кто там?» «Это я – почтальон Печкин!» (Хватайка)

–  –  –

Библиотекарь: За окнами нашего поезда показался какой-то домик.

Давайте подъедем поближе. А на нём висит табличка, ну-ка прочитаем!

Дети читают надпись «Дом друзей».

Библиотекарь: Здесь нас ждёт сюрприз, да не обычный, а музыкальный.

Звучат песни «День рождения», «Чебурашка» и др. Детям нужно их угадать.

–  –  –

1. Кличка собаки, которой крокодил Гена и Чебурашка помогли найти друга. (Тобик)

2. Какой неизвестный науке зверь водится в книге Успенского? (Чебурашка)

3. Сколько лет было крокодилу Гене? (50 лет)

4. Назовите имя любимой девочки дяди Федора? (Катя) Библиотекарь: Едем дальше. Нас заждались в «Меховом интернате».

Знаете, что такое «Меховой интернат?» Это книга Успенского, в которой рассказывается о школе для меховых игрушек. Там ученики говорят на особом «меховом» языке и очень хотят выучить «людовецкий», т.е.

людской язык. Они приготовили нам список слов, которые нам надо «перевести».

Список неизвестных слов:

Листалка (Тетрадки) Папамаминское собрание (Родительское собрание) Главный бумажный получальник (Классный журнал) Получалка (Дневник) Характеризователь Начинальник (Школьный звонок) Писалки (Ручки) Что «...во-первых, собирает и разгоняет сон, во-вторых выдаёт тех, кто жуёт мухоморы или бычки, они сразу блюмкаются. В-третьих, будит уважение»? (Стойка на передних лапах – приветствие учителя.) Ребята объясняют значение слов.

Станция «Простоквашино»

Библиотекарь: Следующая станция – «Простоквашино». Чьи эти высказывания?

Высказывания героев перепутаны, а дети должны дать правильный ответ.

- «Сейчас без языка нельзя. Пропадёшь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног». (Кот Матроскин)

- «От этой картины на стене очень большая польза. Она дырку на обоях загораживает». (Мама)

- «И от кота будет польза. Мы его на собаку выучим. Будет у нас сторожевой кот. Будет дом охранять. Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

- «Я люблю, когда у человека характер весёлый – колбасноугощательный. А у неё наоборот – тяжёлый характер. Вениковыгонятельный». (Пёс Шарик)

- «Не кот был у меня, а золото. А я этого не понимал. А то я давно академиком был». (Профессор Сёмин)

- «Это я, почтальон Печкин. Принёс журнал «Мурзилка»... Это я, почтальон Печкин. Принёс журнал «Мурзилка»». (Галчонок Хватайка)

- «Если клиенты не возражают, я – пожалуйста. И постригу, и завью вашего Шарика. И ещё детям расскажу, чтобы учились. Уж если собаки грамотными стали, то детям спешить надо. Иначе все места в школе звери займут». (Парикмахер)

- «Этот мальчик из дома ушёл. А родители беспокоятся, что с ним. И даже премию обещали тому, кто его найдёт. Может, велосипед дадут. А мне велосипед во как нужен, почту развозить». (Почтальон Печкин) Библиотекарь: Герои в повести писали письма. Вот одно из них.

Письмо прочтите и исправьте «неточности»:

«Дорогие мои родители! Бабушка и дедушка! Я вас очень люблю. И зверей я тоже люблю. И этого попугая тоже. А вы не разрешаете его мне заводить. Велите из дома прогнать. Это правильно. Я уезжаю на курорт и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я ничего не умею делать, но буду вам писать. А в школу мне ещё не скоро. Только на будущий год. До свиданья. Ваш сын – дядя Петя»

Библиотекарь: Были и другие письма. Кто их писал?

- «Здравствуйте, уважаемые, те, кто делает тракторы! Пришлите мне, пожалуйста, трактор. Только не совсем настоящий и не совсем игрушечный. И чтоб бензина ему надо поменьше, а ездил он побыстрее. И чтоб он был весёлый и от дождя закрытый. А деньги я вам высылаю – сто рублей.

Если у вас останутся лишние, пришлите обратно. С уважением...».

- «Нет ли в вашей деревне городского мальчика, которого зовут дядя Фёдор? Он ушёл из дома. И мы очень за него беспокоимся. Если он живёт у вас, напишите, и мы за ним приедем. А вам привезём подарки. Только мальчику ничего не говорите, чтобы он ничего не знал. А то он может переехать в другую деревню, и мы его уже не найдём. А нам без него плохо.

С большим уважением – …».

- «Дорогие учёные! У вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин Дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом. Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно. Уважающий вас …».

Библиотекарь: Ответьте на вопросы:

1. Прислали ли учёные «домашнее солнце»?

2. Что делал Дядя Фёдор под «солнцем»?

3. Из-за этого «солнца» случилась самая большая неприятность. Какая?

4. Корова Мурка, которую кот купил, глупая была и избалованная. Но молока давала много, что... (Все вёдра с молоком стояли, все банки, и даже в аквариуме молоко было. Рыбки в нём плавали.)

5. И вот однажды... приходит Мурка с пастбища почему-то на задних ногах, во рту цветок, идёт себе подбоченилась и песню поёт. Какую?

(Помню я ещё молодушкой была.

Наша армия в поход куда-то шла...)

Вопросы по содержанию для каждой команды:

Для 1-ой команды:

1. Сколько лет было дяде Фёдору, когда он научился читать? (4 года.)

2. Почему колбасу в бутерброде надо на язык класть? (Так вкуснее.)

3. Откуда наши герои взяли деньги на покупку коровы, трактора и др.? (Клад нашли.)

4. Первая покупка пса Шарика. (Ружьё, ошейник с медалями и сумка охотничья.) 5. «Я пишу письмо в один институт, у меня там «связи» имеются. Что такое «связи»? Как об этом сказал кот? (Это знакомства деловые, это когда люди хорошее делают ни с того ни с сего. Просто так, по старой памяти.)

6. Кто вытащил Шарика из воды, когда он тонул? (Бобры) 7. «Посмотрите, какой фрукт у нас на яблоне созрел в конце августа месяца. Чего вы там делаете?» О каком «фрукте» идёт речь? (О Печкине.)

8. Чем «кормили» тр-тр Митю? (Продуктами)

9. Кто был хозяином Матроскина и Шарика? (Профессор Сёмин)

Для 2-ой команды:

1. Почему родители звали мальчика, сына своего, дядя Фёдор? (Он был серьёзный и самостоятельный.)

2. Какая техника является персонажем книги? (Тр-тр Митя)

3. Почему Матроскину понравилась его новая кличка-фамилия?

(Морская, серьёзная и недразнительная.)

4. Что прислали нашим героям из института солнца? («Домашнее солнце»)

5. Профессор Сёмин уехал в командировку, а куда? (В Африку.) А это страна или что? (Континент, материк.)

6. Что умел делать Шарик, кроме того, что дом сторожить? (Картошку окучивать задними лапами, посуду мыть – языком облизывать, и места мне не надо, я могу на улице спать.)

7. Что собирался купить дядя Фёдор, когда они нашли клад? (Велосипед) А купил... ? (Трактор)

8. Почему Шарик чуть не утонул в пруду? (Ружьё не хотел оставлять, а оно тяжёлое было и тянуло его вниз.)

9. За что Мурку решили на цепь посадить? (Она съела занавески, цветы в горшках, скатерть и бодалась.)

Для 3-ей команды:

1. Почему грустил Шарик, когда его «сделали» пуделем? (Скучал по охоте.)

2. Как Хватайка оказался у дяди Фёдора? (Утащил монету у Печкина.)

3. Чем занимался профессор Сёмин? (Изучал звериные языки.)

4. Кто писал домой родителям, чтобы они не волновались по поводу пропажи сына? (Дядя Фёдор, Пёс и Кот.) Какую подпись нашли они в конце письма? (Твой сын – дядя Фарик.)

5. Как назывался завод, откуда прислали тр-тр Митю? (Железнотракторных изделий.)

6. Кого с охоты принёс в дом Пёс, и что случилось утром? (Бобрёнка, он им всю мебель испортил.)

7. Чтобы Шарик совсем не зачах без охоты, что ему купили? (Фоторужьё)

8. Почему «для старушек хорошо, когда в лесу одни пеньки»? (Потому что на них сидеть можно, объяснял Шарик.) 9. «Он с виду был добренький, а сам вредный был и любопытный».

Кто это? (Почтальон Печкин)

Для 4-ой команды:

1. Что купили родители мальчика Печкину за помощь? (Купили лотерейных билетов на 100 руб., чтобы он «что хочет, то и выигрывает».)

2. На чём в город повезли больного дядю Фёдора? (На тракторе Мите.)

3. Изменила ли мама своё отношение к Коту и Псу? (Да. Мама даже не думала, что коты такие умные бывают: чай заваривают, пироги пекут, вышивать умеют на машинке.)

4. Какие клички предлагали дать Гаврюше? (Бобик, Аристофан, Стремительный.)

5. Почему Матроскин не хотел топить печь хворостом? (Мало тепла от него.) А какие дрова самые лучшие? (Берёзовые)

6. Куда спрятался кот, когда узнал, что его бывший хозяин приезжает? (В подпол.)

7. Что хорошо умела делать «учёная собака Шарик»? (Считать)

8. Зачем Хватайку учили говорить? (Если какойнибудь жулик появится, то галчонок будет отвечать и подумают, что кто-то дома есть.)

9. Где лучше всего, со слов Шарика, покупать мясо и почему? (В магазине, там костей много.) Библиотекарь: Выполнили все задания: молодцы! В игре участвовали 4 команды. Кому-то повезло, а кому-то нет. Но игра есть игра. Читайте

– и удача придёт к каждому из вас. Сейчас каждая команда посчитает, сколько очков она набрала, и мы узнаем победителя.

Использованная литература:

Галкина Н.И. Катится, катится голубой вагон / Н.И. Галкина // Читаем, учимся, играем. – 1998. - № 8. – С. 127 – 130.

Козырева Г.В. Эдуард Успенский и все, все, все / Г.В. Козырева // Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные мероприятия / [сост. Т.Р. Цымбалюк].

– Волгоград:

Учитель, 2011. – С. 5 – 16.

Шишигина Т.С. Добро пожаловать в Простоквашино / Т.С. Шишигина, Н.И. Зырянова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 3. – С. 88 – 91.

Составители:

Ю.А. Симонова, зав. инновационно-методическим отделом;

И.В. Смирнова, методист ВОДБ.

Технический редактор, оформление: Е.Б. Резванцева, зав. ред.-изд. сектором Корректор: И.В. Галахова, гл. библиотекарь ВОДБ Ответственный за выпуск: Н.Б. Шпагина, директор ВОДБ

Литературная встреча, посвященная юбилею детского писателя

Цели:

Расширить литературный кругозор детей;

Пробудить интерес к личности и творчеству и показать многогранность его творчества;

Ход мероприятия

Библиотекарь. Ребята, в библиотеках есть замечательная традиция - отмечать юбилеи писателей. Выставка книг «Добрые волшебники – детские писатели» посвящена писателям юбилярам. И сегодня у нас будет встреча с одним из таких волшебников. Ведь чтобы встретится с писателем, необязательно знать его лично. Для этого достаточно прочитать его книги.

Эдуард Николаевич Успенский – один из самых популярных и любимых детских писателей. Его стихи, рассказы и веселые повести нравятся не только ребятам, но и взрослым. Произведения писателя переведены на многие языки мира. Его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США.

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области . Маленький Эдик был озорным мальчишкой, в школе учился, надо сказать, неважно, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнет учиться на пятерки. Наступал понедельник, случались какие-то другие дела и … двойки появлялись снова.

«Выручил» случай. Однажды, спрыгнув с крыши, мальчишка сломал ногу и попал в больницу. Он попросил родителей принести ему учебники. К несказанному удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками. Да настолько упорно, что смог поступить в Московский авиационный институт и стать инженером. Три года проработал Успенский по специальности. Потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард Николаевич подумал, подумал и стал взрослым юмористом. А уж потом стал детским писателем. Помог ему в этом, как водится, случай.

Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере вожатым. И чтобы успокоить отряд, читал им разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки отряд слушать не хотел, и Успенскому ничего не оставалось, как сочинить самому. «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом». Такая фраза в голове вертелась у Эдуарда Успенского. И он стал рассказывать свою знаменитую сказку. История про Чебурашку и крокодила Гену очень понравилась маленьким слушателям.

Так появился «Крокодил Гена и его друзья» . Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, вышла в свет в 1966 году. Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Читатели во время встреч спрашивали Эдуарда Николаевича о том, как же появился на свет его герой Чебурашка. И он рассказал, что однажды получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он его запомнил.

Другой случай. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу на вырост. Ребенок упал, а папа сказал: «Опять чебурахнулся!» Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки. За этой книгой было написано много других сказочных, приключенческих произведений.

Эдуард Успенский не просто писатель, а сценарист, драматург, режиссер, изобретатель зрелищ. По произведениям Успенского снято много мультфильмов. Он вел передачи на радио и телевидении, такие как «Радионяня», «АБВГДейка», «В нашу гавань заходили корабли». Чтобы печатать хорошие детские книги , Успенский создал издательство «Самовар», издает детский журнал «Простоквашино» .

Эдуард Николаевич очень любит животных. Дома у него есть и кошки, и собаки, попугай и даже ворон и галка. Об этом можно прочитать на страницах одного из выпусков журнала «Простоквашино».

Кроме сказочных повестей, Эдуард Успенский любит сочинять для ребят веселые стихи, в которых ненавязчиво учит, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. На стихи Эдуарда Николаевича написано много песен.

Обзор книг Эдуарда Успенского

Всем девчонкам и мальчишкам с детства знакомы книжки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино».

Но есть у Успенского и другие повести для школьников и их родителей.

«Меховому интернату нужна учительница хорошего поведения и письма. Приглашаются девочки из третьего – четвертого классов. Занимания будут по воскресеньям. Оплата хендриками». Такое объявление прочитала девочка Люся в дачном поселке. Что же произошло с девочкой Люсей и кто ее ученики, вы узнаете из книги «Меховой интернат» .

Сказку «Красная Шапочка» знаете?

Что произошло с девочкой в этой сказке, знаете?

Но у нас другая сказка.

В одной деревне, у одной бабушки жил один городской мальчик. Звали его Митя. Он проводил в деревне каникулы. Бабушка рассказывала ему по вечерам сказки. А однажды утром бабушка сказала ему, чтобы Митя взял гостинцы и сходил в гости к ее двоюродной тетке Егоровне.

Погостишь у нее, поможешь чего по хозяйству. А то она одна живет. Старая совсем стала. Того и гляди, в Бабу Ягу превратится.

Ладно, - сказал Митя и отправился в гости.

Что произошло с Митей, кого он встретил в волшебном лесу и чем закончилось это путешествие, вы узнаете из книги «Вниз по волшебной реке» .

Представьте себе любящую бабушку, которая записывает ребенка в сотню кружков, секций и музыкальную школу. В результате любимое чадо сбегает из дома. И тут на помощь растерянной бабушке Вере Антоновне приходят два детектива – Колобок и Булочкин. Работают они в «неотложном пункте добрых дел», который расположен в московском детском парке. Принимают заявки на расследование пропаж, нарушений и небольших преступлений. Как это было, вы можете узнать, если прочитаете повесть – сказку Успенского «Колобок идет по следу» .

Эдуард Николаевич Успенский «Бизнес крокодила Гены» . Эта книга – пособие для начинающих миллионеров. Вы узнаете, что такое биржа, акции, маркетинг и дивиденды. Вы узнаете, как работает банк. И вы точно будете знать, куда следует и куда не следует помещать капитал. А еще вы узнаете о веселых и смешных приключениях крокодила Гены и Чебурашки в городе Простоквашинске.

У Эдуарда Успенского есть и другие книги, не менее интересные, чем эти. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

К 80-летию детского писателя Эдуарда Успенского библиотеки Централизованной библиотечной системы предложили юным челябинцам познакомиться с его творчеством, принять участие в литературно-музыкальных композициях, конкурсах, литературном путешествии «В Новый год с героями Эдуарда Успенского» и др.

В библиотеке № 10 «Радуга» воспитанники детского сада № 121 послушали литературно-музыкальную композицию «Крокодил Гена и все, все, все». Ребята познакомились с творчеством писателя, узнали, что натолкнуло писателя создать образ Чебурашки. Особый интерес вызвали рисунки, где образ Чебурашки представлен разными художниками. Дети внимательно прослушали стихотворения в исполнении самого автора, а затем сами продекламировали стихи о зиме. На книжной выставке «Успенский и его герои» ребята рассмотрели книги юбиляра. Больше всего им понравилось красочное оформление книги «Тётя дяди Фёдора» и «Любимая девочка дяди Фёдора».

Для маленьких посетителей детского отдела провели музыкальный конкурс «Из какого мы мультфильма». Ребята посмотрели отрывки из мультфильмов середины 20 века по произведениям Э.Успенского и открыли для себя мир кукольной анимации. Библиотекарь акцентировала внимание детей, что в книгах информации о литературных героях намного больше, чем в мультфильмах. Для наглядности были зачитаны отрывки из сказочной повести «Крокодил Гена и его друзья». Завершилось мероприятие веселыми конкурсами: отгадыванием авторов веселых объявлений из книги и исполнением литературных частушек «Кто придумал всех друзей».

В детском отделе «Умка» библиотеки № 32 им. М.Горького учащиеся младших классов школы № 107 совершили увлекательное путешествие по произведениям великого писателя. К юбилею библиотекари оформили книжную выставку «Гарантийный сказочник Успенский», где представлены знаменитые книги, расположившиеся на полках по соседству с любимыми героями.

В начале встречи ребятишки с искренним любопытством послушали рассказ библиотекаря о том, как из озорного сорванца Эдик, любивший шумные игры и получавший не совсем хорошие оценки, превратился в знаменитого разносторонне развитого и необыкновенно одарённого мастера слова.

Открытием для ребят стало сообщение о том, что Эдуард Николаевич Успенский придумал не только простоквашинских героев, крокодила Гену, старуху Шапокляк, Чебурашку, но и любимых всей детворой фиксиков. А ещё они узнали, что «инженер по образованию, детский писатель по призванию» был автором познавательных детских программ на радио и телевидении: «Радионяня», «АБВГДейка», которая до сих пор выходит на экраны, а также сам вёл передачу «В нашу гавань заходили корабли».

Юные гости с удивлением узнали, что придуманный Успенским очаровательный образ Чебурашки - один из немногих отечественных литературных и мультяшных персонажей, полюбившийся во всём мире. Успенский любит и понимает детей, относится к ним по-доброму. Может, в этом и заключается успех и популярность его произведений? Путешествие продолжилось викториной по его книгам, чтением стихов из сборников «Разноцветная семейка» и «Если был бы я девчонкой». С не меньшим удовольствием, с огромным старанием дети раскрашивали раскраски из мультфильма «Дядя Фёдор, пёс и кот». Закончилась встреча просмотром мультфильмов.

20 декабря в библиотеке № 20 «Новосинеглазовская» школьники 2 класса школы № 145 отправились в литературное путешествие «В Новый год с героями Эдуарда Успенского». Библиотекари рассказали ребятам интересные факты из биографии писателя, о его любимых животных, фильмах, книгах. Ребята познакомились с книгами юбиляра и узнали историю появления их персонажей. Очень им понравился рассказ о том, как появился Чебурашка и что после того как Успенский придумал Чебурашку, его стали называть Чебурашкин папа.

Затем ребята разделились на три команды и начали активно отвечать на вопросы литературной викторины «Почемучки из Простоквашино», с удовольствием вспоминая любимых персонажей. За каждый правильный ответ команды получали смайлик. В конкурсе «Музыкальный» ребята угадывали мелодии из мультфильмов, в конкурсе «Следствие ведут …не только Колобки» дети расшифровывали имена героев книг и отгадывали загадки о героях Э.Успенского. Несмотря на спор, ребята доказали, что очень хорошо знают произведения писателя, которые учат добру, дружбе и любви к окружающему миру. По итогам подсчета смайликов выиграла команда «Следствие ведут Колобки». Капитану команды вручили почетную «Хвалюндию» за лучшее знание произведений Э.Успенского.

В библиотеке № 19 «Локомотивная» учащиеся группы «Дошколёнок» из Центра гуманитарного развития детей и молодёжи «Орбита» совершили увлекательное книжное путешествие по стране «Успении». Ребята узнали, что Эдуард Николаевич Успенский - выдающийся человек и талантливый автор, который придумал удивительных и забавных героев, на которых воспитали уже не одно поколение.

Библиотекари поведали ребятам интересные факты из биографии писателя, а также о его любимых животных, фильмах, книгах, играх. Ребята познакомились с книгами юбиляра и узнали историю появления их персонажей.

В преддверии Нового Года на «Зимних Новогодних чтениях» ребята с большим удовольствием послушали главу «Новый Год в Простоквашино» из книги юбиляра «Зима в Простоквашино», а в конце юбилейного путешествия по книжной стране Успении ребята просмотрели мультипликационный фильм «Зима в Простоквашино» по одноименной сказке Успенского. Ребята встретили Новый Год в деревне Простоквашино вместе с любимыми героями Эдуарда Успенского.

Кроме того, книги Эдуарда Успенского обладают лечебными свойствами и активно применяются в библиотерапии. Подробнее об этом вы можете прочитать в блоге «ВО!круг книг». Приглашаем вас за книгами Э.Успенского в библиотеки Централизованной библиотечной системы города Челябинска.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.