Историческая принадлежность Кобанской культуры. Арт-арв - кобанская культура


КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА

План урока:

  • История
  • Поселения и хозяйство
  • Металлургия
  • Военное дело
  • Религия
  • Искусство

Задачи урока:

Цели: проанализировать и охарактеризовать кобанскую культуру

Внутрипредметные связи: образование родовой общины и ее разложение, бронзовый век, металлургия.


  • Коба́нская культура - археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового (XIII / XII - IVвв. дон.э.)и железного веков (VII - IIIвв. дон.э.) . Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители- автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезе вайнахов (бацбийцев, ингушей, чеченцев), балкарцев, карачаевцев, осетин

Остатки кобанской культуры


  • Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника- «кобанского» , который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан, где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства. Название «кобанский могильник» закрепилось в науке после исследований Г.Д.Филимонова «Доисторическая культура Осетии» (Москва, 1978) и В.Б.Антоновича «Дневник раскопок, ведённых на Кавказе» (V AC. Труды предварительных комитетов, 1882), а также после упоминаний в «Материалах по археологии Кавказа» (вып. VIII, 1900). Во время обнаружения древних артефактов существовало два аула- Нижний и Верхний Кобан, находки обычно связывались с последним. Сейчас эти аулы слились в одно село

Остатки кобанской культуры


  • Ряд исследователей (Г. Вильке, М. Гёрнес, Б.В.Техов) относят носителей кобанской культуры не к автохтонным кавказским племенам, а считают их индоиранцами, проживавшими здесь с конца 2-го тысячелетия до нашей эры, этим, например, Б.В.Техов объясняет их естественное объединение, с переселившимися позднее в центральные районы Северного Кавказа, ираноязычными аланами

Остатки кобанской культуры


  • Основной теорией, объясняющей на сегодняшний день истоки кобанской культуры, является доказанное предположение об их автохтонности в регионе Кавказа, а время формирования предков кобанских племён исследователи относят к периоду зарождения кавкасионного типа европеоидной расы - средне-бронзовому веку (XXVI / XXV - XX / XIXвв. дон.э.).
  • Среди исследователей, занимавшихся вопросами зарождения, развития и распространения кобанской культуры (Е.И. Крупнов, Б.В. Техов, В.И. Козенкова, И.М. Чеченов, В.Б. Виноградов, Ю.Н. Воронов, В.Б. Ковалевская и др.), имеются более или менее значительные расхождения

Остатки кобанской культуры


Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам. На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой 12 век.до н.э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датирует 8 век. до н.э. , а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют 4 век. до н.э. Внедрение предметов скифского типа установлено только на позднем этапе, которая датируется с 7 по 4 вв. до н. э. и отличается преобладанием железных изделий.

Остатки кобанской культуры


Кобанцы прошли через тот же путь, что другие цивилизации: родовая община, разложение родовой общины. Они никогда не жили замкнуто, а вели постоянное общение не только с кавказскими племенами, но и с другими племенами.

Остатки кобанской культуры


Поселения и хозяйство

Поселения на холмах или в горной местности имели террасную планировку; зафиксированы кварталы, мощёные улицы, культовые участки (в том числе с врытыми в землю каменными идолами), очаги, гончарные и металлургические горны; характерны турлучные (деревянные, обмазанные глиной) прямоугольные дома на каменном фундаменте.

Остатки кобанской культуры


Поселения и хозяйство

Свои поселения кобанцы обычно не укрепляли, так как старались располагать их в труднодоступных местах- на скалах, возвышенностях; в долинах рек также выбирались для проживания высокие плато или плоские отроги ущелий. Дома строились глинобитными, турлучными, иногда на булыжном фундаменте, в горах встречались дома полностью из камня. Обычно дома строились группами, стенами друг к другу, также встречались и значительные поселения с целыми кварталами построек, разделёнными улицами. В таких поселениях, встречаются мощённые булыжником мостовые

Остатки кобанской культуры


Поселения и хозяйство

Кобанцы практиковали скотоводство, в горах отгонное, с преобладанием овец, в предгорьях- придомное, с преобладанием крупного рогатого скота и свиней. Также было распространено земледелие - выращивали сорта твёрдой и мягкой пшеницы, ячмень, рожь, просо.

Остатки кобанской культуры


Металлургия

Кобанская культура имела передовые для своего времени технологии цветной и чёрной металлургии, была развита металлобработка, в том числе и художественная. Помимо кузнечного производства, в поселениях кобанцев находят гончарные мастерские.

Остатки кобанской культуры


Металлургия

Материалом для мастеров-художников служила бронза. Кобанская бронза-это сплав меди и олова. Из бронзы делали орудия труда, оружие, множество других важных вещей. В те далекие времена еще не умели использовать железо. А бронза была удобнее и тверже других материалов.

Остатки кобанской культуры


Металлургия

До наших дней сохранились в земле топоры и мотыги, серпы, кинжа­лы, наконечники копий. На почетном месте стоят в музеях фигурки людей и животных. Как будто ждут хозяев кобанские пояса, пряжки, булавки и пуговицы. Многие вещи украшены рисунками. Часто встречаются изображения собаки, лошади, оленя, рыбы, птицы, змеи.

Остатки кобанской культуры


Военное дело

Большое количество оружия, обнаруженного при раскопках кобанских могильников, ученые объясняют существованием военных дружин во главе с племенными вождями. Военная активность кобанцев в скифскую эпоху, их участие в азиатских походах скифов также указывают на высокий уровень военного дела. Оружием кобанских воинов были кинжалы, мечи, боевые топоры, луки и стрелы, копья и дротики, булавы и молоты. К защитному снаряжению относятся широкие бронзовые пояса, многовитковые боевые браслеты, бронзовые шлемы, кожаные панцири с бронзовыми пластинами.

Остатки кобанской культуры


Военное дело

Кобанцы были пешими и конными воинами. На поясах из знаменитого Тлийского могильника встречаются изображения боевых колесниц, но конской упряжи от них пока не найдено. Зато хорошо сохранились детали уздечек, бляшки, подвески и даже колокольчики из снаряжения верховых лошадей.

Остатки кобанской культуры


Религиозные представления кобанцев ученые питаются восстановить по остаткам культовых сооружений и предметам, имевшим магическое или ритуальное значение.

Остатки кобанской культуры


Святилища с культовыми приношениями; жертвенники на могильниках; клады, в том числе, вероятно, культовые. Преобладают грунтовые могильники с каменными ящиками, грунтовыми ямами, иногда обложенными камнями, каменными склепами; скорченные на боку погребения с различной ориентировкой. Часто встречаются остатки заупокойной пищи; известны погребения с конём. Редко встречаются подкурганные гробницы, коллективные захоронения, трупосожжения (с протокобанской эпохи).

Остатки кобанской культуры


Местом семейной молитвы были жертвенники, которые располагали рядом с домом или внутри него. Кобанский жертвенник - это глинобитная площадка размером меньше квадратного метра. Изредка жертвенники огораживали камнями, иногда рядом сооружали очаг. На жертвенниках находят кости животных, миниатюрные глиняные модели сосудов, колес от повозок, ковшиков для питья бронзы, а также статуэтки людей и животных.

Остатки кобанской культуры


На самом труднодоступном для врага месте в каждом посепеиии строили общий храм. Существовали общие святилища всего племени и союза кобанских племен. Одно из них, как предполагают ученые, находилось в Дигорском ущепье, у селения Махческ. Там была найдена гранитная плита с изображением лабиринта - космического символа движения сопнца и человеческой жизни. По-видимому, на древнем месте общекобанского храма продолжает стоять цейский Реком - одно из наибопее известных и почитаемых осетинских святилищ.

Остатки кобанской культуры


Религиозно-магическое знанение имели кобанские амулеты, навершия посохов и рукояти кинжалов с объемными изображениями животных, фигурки людей и зверей. Особенно часты скульптурки барана или бараньей головы. У многих арийских народов образ барана связан с понятием «Фарна» - благодати, благополучия и мира. Существуют так-же предположения о поклонении кобанцев божествам солнца, плодородия, охоты, духам предков.

Остатки кобанской культуры


Искусство

  • Классический кобанский период был временем блестящих достижений прикладного искусства. Кобанская бронза поражает совершенством форм - почти каждая вещь является произведением искусства. Покрытые узором и рисунками топоры, кинжалы со скульптурными рукоятями, пряжки и пояса с гравированными изображениями, женские и мужские украшения кобанцев хранятся в лучших музеях мира.

Остатки кобанской культуры


Искусство

Излюбленный орнамент кобанских художников - геометрический, особенно часто использовался узор, состоящий из разных видов свастики. Для нанесения рисунка применяли технику гравировки и инкрустации. Кроме фантастических зверей, на рисунках встречаются лошади, олени, собаки, птицы, рыбы и змеи, литые фигурки изображают птиц, баранов, быков, лошадей, собак. Вполне возможно, что сцены с людьми и животными на бронзовых поясах посвящены нерасшифрованным пока сюжетам мифологии и эпоса кобанцев..

Остатки кобанской культуры


Искусство

Женский костюм включал множество ювелирных изделий. Головной убор был украшен венчиком или булавкой, височными подвесками, нашивными бляшками, бусами, бисером и привесками разной формы. На шее носили обручи-гривны, ожерелья из сердоликовых бус, на руках и ногах - браслеты. Одежду скрепляли застежками-фибулами. Мужчины тоже носили украшения, но более скромные: бронзовые шнуры, бляшки, височные кольца, браслеты.


Домашнее задание

Параграф 2

Вопросы и задания 1 -5 (устно)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Кобанская археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к желœезному (рубеж 2-1-го- середины 1-го тысячелœетия до н. э.). Названа по находкам в 1869 бронзовых вещей у с. Кобан в Северной Осетии. Возникла кобанская культура в XI в. до н.э. и просуществовала почти до конца I тыс. до н.э., причем с VIII-VII в. до н.э. кобанцы стали применять желœезо. Кобанская культура была близка позднему периоду каякентско-хорочоевской культуры, а также современной ей колхидской культуре Закавказья.

Памятники кобанской культуры (могильники и посœелœения) известны от верховьев Кубани до Дагестана. Для кобанской культуры характерны бронзовые топоры изящной формы, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники и др.
Размещено на реф.рф
предметы, украшенные геометрическим орнаментом и изображениями животных; керамика с геометрическими узорами и налепами. Могильники кобанской культуры в высокогорной зоне состоят из каменных ящиков, в предгорьях - из грунтовых могил, обложенных булыжником.

Инвентарь: оружие (кинжалы), конская сбруя, различные украшения, бронзовые сосуды. Установлено местное происхождение кобанской культуры; выделœены 3 локальных варианта и намечены 3 этапа её развития. Поздний этап (7-4 вв. до н. э.) отличается преобладанием желœезных изделий и внедрением предметов скифского типа. Кобанская культура характеризует высокий уровень развития скотоводческо-земледельческих племен, наличие высокоразвитой металлургии меди и широких межплеменных связей носителœей кобанской культуры со Скифией, Закавказьем, Передней Азией. Памятники кобанской культуры изобилуют шедеврами прикладного искусства и являются важнейшими источниками для изучения культуры далёких предков многих народов Северного Кавказа.

Для кобанского населœения была характерна прочная осœедлость. Господствующими занятиями оставались пашенное земледелие, отгонное и придомное скотоводство (разведение рогатого скота и свинœей). Посœелœения, располагавшиеся на естественных возвышенностях (Серженьюртовское в Чечне и Земейское в Осетии), состояли из наземных жилищ из камня или дерева, обмазанных глиной. Наличие хозяйственных отсеков в жилищах свидетельствует о развитии ремесел, связанных с обработкой кости, камня, металла. Развито было и ткачество. У кобанцев наметилась специализация ремесленного производства. Значительно усовершенствовалась техника металлообработки, связанная с применением бронзы (90% меди и 10% олова), из которой изготавливались разнообразное оружие, инвентарь, украшения и культовые предметы (амулеты в виде фигурок животных). Налажено было массовое производство, связанное с применением литейных форм. Технологические навыки мастеров конца бронзового века были одной из важнейших предпосылок для перехода к эпохе раннего желœеза.

Погребения кобанцев были разнообразными: и простые грунтовые ямы, и каменные ящики. Умерших помещали в скорченной позе на боку, вместе с воином иногда хоронили и его коня. У кобанцев прослеживалось существенное неравенство, особенно по погребениям воинов-вождей и старейшин. В поздекобанский период зарождается частная собственность, скот принадлежал уже не роду, а отдельным парным семьям. Первобытнообщинный строй постепенно сменялся "военной демократией".

Кобанская археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному (рубеж 2-1-го- середины 1-го тысячелетия до н. э.). Названа по находкам в 1869 бронзовых вещей у с. Кобан в Северной Осетии. Возникла кобанская культура в XI в. до н.э. и просуществовала почти до конца I тыс. до н.э., причем с VIII-VII в. до н.э. кобанцы стали применять железо. Кобанская культура была близка позднему периоду каякентско-хорочоевской культуры, а также современной ей колхидской культуре Закавказья.

Памятники кобанской культуры (могильники и поселения) известны от верховьев Кубани до Дагестана. Для кобанской культуры характерны бронзовые топоры изящной формы, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники и др. предметы, украшенные геометрическим орнаментом и изображениями животных; керамика с геометрическими узорами и налепами. Могильники кобанской культуры в высокогорной зоне состоят из каменных ящиков, в предгорьях - из грунтовых могил, обложенных булыжником.

Инвентарь: оружие (кинжалы), конская сбруя, различные украшения, бронзовые сосуды. Установлено местное происхождение кобанской культуры; выделены 3 локальных варианта и намечены 3 этапа её развития. Поздний этап (7-4 вв. до н. э.) отличается преобладанием железных изделий и внедрением предметов скифского типа. Кобанская культура характеризует высокий уровень развития скотоводческо-земледельческих племен, наличие высокоразвитой металлургии меди и широких межплеменных связей носителей кобанской культуры со Скифией, Закавказьем, Передней Азией. Памятники кобанской культуры изобилуют шедеврами прикладного искусства и являются важнейшими источниками для изучения культуры далёких предков многих народов Северного Кавказа.

Для кобанского населения была характерна прочная оседлость. Господствующими занятиями оставались пашенное земледелие, отгонное и придомное скотоводство (разведение рогатого скота и свиней). Поселения, располагавшиеся на естественных возвышенностях (Серженьюртовское в Чечне и Земейское в Осетии), состояли из наземных жилищ из камня или дерева, обмазанных глиной. Наличие хозяйственных отсеков в жилищах свидетельствует о развитии ремесел, связанных с обработкой кости, камня, металла. Развито было и ткачество. У кобанцев наметилась специализация ремесленного производства. Значительно усовершенствовалась техника металлообработки, связанная с применением бронзы (90% меди и 10% олова), из которой изготавливались разнообразное оружие, инвентарь, украшения и культовые предметы (амулеты в виде фигурок животных). Налажено было массовое производство, связанное с применением литейных форм. Технологические навыки мастеров конца бронзового века были одной из важнейших предпосылок для перехода к эпохе раннего железа.

Погребения кобанцев были разнообразными: и простые грунтовые ямы, и каменные ящики. Умерших помещали в скорченной позе на боку, вместе с воином иногда хоронили и его коня. У кобанцев прослеживалось существенное неравенство, особенно по погребениям воинов-вождей и старейшин. В поздекобанский период зарождается частная собственность, скот принадлежал уже не роду, а отдельным парным семьям. Первобытнообщинный строй постепенно сменялся "военной демократией".

История исследований

Название

Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника - «кобанского», который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан , где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства. Название «кобанский могильник» закрепилось в науке после исследований Г. Д. Филимонова «Доисторическая культура Осетии» (Москва, 1978) и В. Б. Антоновича «Дневник раскопок, ведённых на Кавказе» (V AC. Труды предварительных комитетов, 1882), а также после упоминаний в «Материалах по археологии Кавказа» (вып. VIII, 1900). Во время обнаружения древних артефактов существовало два аула - Нижний и Верхний Кобан, находки обычно связывались с последним. Сейчас эти аулы слились в одно село :77 .

Открытие

В 1869 году весенний паводок реки Гизельдон произвёл обвалы левого берега у селения Верхний Кобан , благодаря чему местные жители обнаружили здесь многочисленные каменные ящики (могилы) с человеческими скелетами и множество бронзовых вещей. Влиятельный в этих краях землевладелец Хабош Кануков собрал некоторые предметы и переправил их в Кавказский музей Тифлиса (Тбилиси). В 1876 году в Тифлисе на древние артефакты обратил внимание приехавший из Москвы археолог и историк искусства Г. Д. Филимонов. В 1877 году он сам произвел раскопки у аула Кобан и убедился в существовании обширного могильника. Вслед за ним целый ряд исследователей посещали Кобан (В. Б. Антонович и др.), в том числе и учёные не только из России - 1880 году здесь работали француз Эрнест Шантр и немец Рудольф Вирхов , ставшие первыми авторами книг о кобанских древностях в западноевропейской науке . Артефакты, подобные кобанским, стали обнаруживаться и в некоторых других местах Северного Кавказа . В 1881 году в Тифлисе прошёл V Археологический съезд, на котором археолог граф А. С. Уваров особо отметил находки из Кобана, дал им развернутую характеристику и предпринял попытки датировки (нач. I тыс. до н. э.). Этот съезд вызвал развитие исторических исследований на Кавказе и привлек внимание научных кругов к кобанским древностям. Новые археологические экспедиции привели к образованию больших частных коллекций кавказской бронзы, которые со временем попали в музеи - российские и западноевропейские .

Исследования в XX веке

На сегодняшний день выделены три локальных варианта кобанской культуры и намечены три этапа её развития . Историк и археолог Я. В. Доманский указывает, что основное деление периода существования кобанской культуры производиться на два больших этапа - раннекобанский (этап классического Кобана), завершающийся в VII веке до н. э., и позднекобанский, оканчивающийся в IV веке до н. э. Знаток этой культуры, кавказовед В. И. Козенкова, в 1990 году в своей докторской диссертации предложила новую периодизацию, которая, показывает какое место занимают артефакты древних кобанцев в системе культур эпохи поздней бронзы и раннего железа на Кавказе, Закавказье, Восточной и Центральной Европе. Также ей была предложена концепция о так называемой протокобанской (переходной) группе .

Происхождение

Основной теорией, объясняющей на сегодняшний день истоки кобанской культуры, является доказанное предположение об их автохтонности в регионе Кавказа , а время формирования предков кобанских племён исследователи относят к периоду зарождения кавкасионного типа европеоидной расы - средне-бронзовому веку (XXVI /XXV - /XIX вв. до н. э.). :262

Среди исследователей, занимавшихся вопросами зарождения, развития и распространения кобанской культуры (Е.И. Крупнов, Б.В. Техов, В.И. Козенкова, И.М. Чеченов, В.Б. Виноградов, Ю.Н. Воронов, В.Б. Ковалевская и др.), имеются более или менее значительные расхождения

Материальная культура

Материальные памятники культуры достаточно разнообразны, но наиболее характерны бронзовые изделия XI-IV/III вв. до н. э. - топоры, поясные пряжки, фибулы , браслеты, налокотники, оружие (кинжалы), элементы конской сбруи, все они обычно украшались чеканкой с геометрическим орнаментом и изображениями животных, также имелись объемные фигурки зверей и антропоморфные скульптурные изображения. Изделия кобанских мастеров отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким качеством выделки и бесспорно имеют художественные достоинства . Из бронзы отливались и различные сосуды, керамика изготовлялась с налепами и тоже часто украшалась геометрическими узорами. В VII-IV/III вв. до н. э., на позднем этапе развития культуры, раскопки подтверждают появление предметов скифского типа и преобладание железных изделий над бронзовыми.

Погребальный обряд кобанцев представлял из себя трупоположение, хотя известны случаи кремации . Курганы над могильниками обычно не возводились, в исключительных случаях, когда это делалось, исследователи прослеживают влияние степных кочевников. Найденные могильники представителей кобанской культуры имеют некоторое различия - в высокогорной зоне это каменные ящики из плит, также перекрытые мощной плитой (песчаник или сланец), а в предгорьях они представляют из себя обычные грунтовые ямы или ямы обложенные рваным камнем, булыжником. В мужских погребениях обязательным атрибутом было оружие, известны случаи погребения мужчин с взнузданным конём. Также в погребения клали орудия труда, сосуды, уздечку и напутственную пищу :264 .

Хозяйство

Кобанцы практиковали скотоводство, в горах отгонное, с преобладанием овец, в предгорьях - придомное, с преобладанием крупного рогатого скота и свиней. Также было распространено земледелие - выращивали сорта твёрдой и мягкой пшеницы, ячмень, рожь, просо. Кобанская культура имела передовые для своего времени технологии цветной и чёрной металлургии , была развита металлобработка, в том числе и художественная. Помимо кузнечного производства, в поселениях кобанцев находят гончарные мастерские. Современным исследователям известно о широких торговых и прочих межплеменных связях носителей кобанской культуры с Закавказьем и Передней Азией , землями киммерийцев , а позднее Скифией . От кочевых народов кобанцами перенимались многие образцы вооружения и конского снаряжения, которые местные мастера усовершенствовали и налаживали их массовое производство: как для себя, так и на экспорт, обратно кочевникам :262-263 .

Свои поселения кобанцы обычно не укрепляли, так как старались располагать их в труднодоступных местах - на скалах, возвышенностях; в долинах рек также выбирались для проживания высокие плато или плоские отроги ущелий (Сержень-Юрт , Бамут). Дома строились глинобитными, турлучными , иногда на булыжном фундаменте, в горах встречались дома полностью из камня. Обычно дома строились группами, стенами друг к другу, также встречались и значительные поселения с целыми кварталами построек, разделёнными улицами. В таких поселениях, встречаются мощённые булыжником мостовые :263-264 .

Этническая принадлежность

Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам, а именно:

В ареале Пятигорского "локального варианта" вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе ; - в районе Горного "локального варианта" - протовайнахи .

На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой 12 век.до н.э.) не могли участвовать скифы , появление которых учёные датирует 8 век. до н.э. (см.Скифы), а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют 4 век. до н.э. (см.Сарматы). Внедрение предметов скифского типа установлено только на позднем этапе, которая датируется с 7 по 4 вв. до н. э. и отличается преобладанием железных изделий .

В музеях и коллекциях

В конце XIX - начале XX веков на Северном Кавказе отдельные лица активно занимались торговлей изделиями кавказской бронзы, которую отыскивали в древних поселениях и могильниках. Большая часть артефактов, найденных во время ажиотажного спроса на изящные изделия кобанских мастеров попадала в частные коллекции (с помощью землевладельца Х. Канукова собрал коллекцию немецкий учёный Р. Вирхов , с помощью кабардинского князя И. Урусбиева - венгерский граф из семьи Зичи), в наши дни многие из них оказались утеряны. Позднее, из частных коллекций предметы материальной культуры активно выкупали музеи и научные организации, как российские, так и западноевропейские. Например, выкупленные Российской Академией наук артефакты были переданы в собрание Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге; большое собрание оказалось Музее национальных древностей (фр. Musée d’archéologie nationale) в Сен-Жермен-ан-Ле (Франция) . Благодаря работе археологов и краеведов советского периода, собрания коллекций кобанских древностей сегодня также можно видеть в краеведческих музеях Владикавказа, Нальчика, Грозного.

Примечания

Комментарии

Источники

Литература

  • Доманский Я. В. Древняя художественная бронза Кавказа / Рецензент д.и.н. А. Д. Столяр. - Москва: «Искусство», 1984. - 238 с. - 25 000 экз.
  • Козенкова В. И.:
    • Кобанская культура (восточный вариант) (САИ. Вып. В2-5. Т. 1). - М., 1977.
    • Типология и хронологическая классификация предметов кобанской культуры (восточный вариант) (САИ. Вып. В2-5. Т. 2). - М., 1982.
    • Кобанская культура. Западный вариант (САИ. Вып. В2-5. Т. 3). - М., 1989.
    • Оружие, воинское и конское снаряжение племен кобанской культуры. Западный вариант (систематизация и хронология) (САИ. Вып. В2-5. Т. 4). - М., 1995.
    • Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке (узловые проблемы происхождения и развития кобанской культуры). - М., 1996.
    • Материальная основа быта кобанских племен. Западный вариант (САИ. Вып. В2-5. Т. 5). - М., 1998.
    • Поселок-убежище кобанской культуры у аула Сержень-Юрт как исторический источник (Северный Кавказ). - М.: «Наука» , 2001.
    • Биритуализм в погребальном обряде древних «кобанцев». Могильник Терезе конца XII-VIII вв. до н. э. (Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. V). - М., 2004.
    • Специфика некоторых атрибутов костюма древних «кобанцев» как показатель процесса миграций // Северный Кавказ и мир кочевников в раннем железном веке. МИАР. № 8. - М., 2007.
    • О процессах пространственной подвижности границ ареала кобанской культуры // Проблемы современной археологии. МИАР. № 10. - М., 2008.
  • Козенкова В. И., Мошинский А. П. Кобанская культура Кавказа: генетические корни и условия формирования (третья четверть II тыс. до н. э.) // Историко-археологический альманах (Армавирского краеведческого музея), вып. 1. - Армавир-Москва, 1995.
  • Крупнов Е. И. Памятники Кобанской культуры Северного Кавказа // Древняя история Северного Кавказа / Ответственный редактор А. П. Смирнов. - Москва: «Наука» , 1960. - С. 77-109. - 520 с. - 2000 экз.
  • Кузнецов В. А. Слава древнего Кобана // Путешествие в древний Иристон. - Москва: «Искусство», 1974. - 142 с. - 75 000 экз.

Ссылки

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.