Что такое Выборы? Значение и толкование слова vybory, определение термина. Типы выборов и избирательных систем

Вы́боры - это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. Выборы - одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. Очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. Досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. Выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. Дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. Повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии .

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Избирательные системы

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная система

Пропорциональная система

| - {{{description}}}.

| - «{{{quote}}}»{{#if: | }}

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdate}}} }} | {{{accessdate}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessmonthday}}} }} | {{{accessmonthday}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdaymonth}}} }} | {{{accessdaymonth}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| [{{{archiveurl}}} Архивировано из первоисточника {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{archivedate}}} }} | {{{archivedate}}} }}].

}} == Большинство – понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалификационное.

Абсолютным считается большинство, составляющее 50% + 1 голос от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией. То есть общее число – конституционное число. Такое большинство требуется при принятии Госдумой законов или решений, относительно их материальной компетенции.

Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании. Как правило, состоявшимися считаются выборы, когда в голосовании приняло участие более половины лиц, внесенных в избирательные списки. В результате «простое большинство» в таком случае означает, что избранный получил 25% и плюс один голос от общего числа избирателей. Такое правило действует, например, при выборах президентов. Второе значение обозначает принятие решения большинством голосов присутствующих на заседании или даже большинством голосов принявших участие в голосовании. В основном такая форма принятия решений применяется при обсуждении процедурных вопросов.

Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25% избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путем голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.

Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2/3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании. требуется, например, для того, чтобы преодолеть президента, наложенное на принятый Госдумой закон. Если Госдума настаивает на своем, то она должна получить не менее 2/3 голосов. Для принятия конституционных законов требуется не менее ¾ голосов.

Стадии избирательного процесса

  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков

    Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами . Конституционный суд Германии , исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов.

  • Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах
    • Определение формы правления
    • Классификация форм правления
  • Монархия
  • Республика
    • Понятие
    • Дуалистическая (президентская) республика
    • Парламентарная республика
    • Смешанная (полупрезидентская) республика
    • Советская республика
  • Выборы и отзыв
    • Понятие и социальная функция выборов
    • Виды выборов
    • Периодичность выборов
    • Избирательная система
    • Избирательное право
    • Отзыв
  • Принципы избирательного права
    • Понятие и значение
    • Всеобщее избирательное право
    • Свободное участие в выборах и обязательный вотум
    • Равное избирательное право
    • Прямое и косвенное избирательное право
    • Тайное голосование
  • Избирательный процесс
    • Понятие
    • Назначение выборов
    • Избирательные округа
    • Избирательные участки
    • Избирательные органы
    • Регистрация избирателей
    • Выдвижение кандидатов
    • Агитационная кампания
    • Голосование
    • Подсчет голосов и установление результатов выборов
    • Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе. Избирательно-правовые споры. Ответственность за избирательные правонарушения
  • Избирательные системы
    • Виды избирательных систем
    • Мажоритарная система относительного большинства
    • Мажоритарная система абсолютного большинства
    • Мажоритарная система квалифицированного большинства
    • Ограниченный вотум
    • Система единственного непередаваемого голоса
    • Кумулятивный вотум
    • Система пропорционального представительства политических партий
    • Заградительный пункт
    • Соединение списков
    • Связанные и свободные списки. Преференциальное голосование
    • Панаширование
    • Система единственного передаваемого голоса
    • Смешанные системы
  • Референдум
    • Понятие и социальная функция
    • Виды референдума
    • Право участия в референдуме
    • Предмет референдума
    • Инициатива и назначение референдума
    • Формула референдума
    • Организация референдума
    • Определение результатов референдума
    • Правовые последствия референдума
  • Понятие, социальные функции и полномочия парламента
    • Понятие и социальные функции
    • Представительный характер
    • Общая характеристика компетенции
    • Законодательная компетенция
    • Финансовая компетенция
    • Ратификация и денонсация международных договоров
    • Назначение референдумов
    • Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах
    • Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц
    • Полномочия в области обороны и безопасности
    • Судебные полномочия
    • Акты
    • Делегирование полномочий
    • Замещение парламентов
    • Парламентское право
  • Структура парламента и организация его палат
    • Палаты
    • Формирование палат
    • Роспуск парламентов (палат)
    • Двухпалатные системы
    • Руководство палат
    • Комитеты (комиссии) парламентов и палат
  • Статус парламентария
    • Юридическая природа мандата парламентария
    • Лоббизм
    • Права и обязанности парламентария
    • Парламентский иммунитет
    • Индемнитет
    • Объединения парламентариев
  • Порядок работы парламента: сессии и общие парламентские процедуры
    • Сессия
    • Процедура пленарных заседаний палат
    • Процедура заседаний комитетов (комиссий)
  • Законодательный процесс
    • Понятие
    • Законодательная инициатива
    • Обсуждение законопроекта
    • Принятие закона
    • Санкционирование, промульгация и опубликование закона
    • Особенности законодательного процесса в финансовой области
    • Особенности прохождения проектов и принятия конституционных и органических законов
    • Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров
  • Иные специальные парламентские процедуры
    • Процедуры выборов и назначений
    • Контрольные процедуры: отчеты правительства и его членов
    • Процедура контроля за делегированным законодательством
    • Контрольные процедуры: запросы и вопросы парламентариев
    • Парламентские расследования
    • Процедура политической ответственности правительства
    • Импичмент и иные подобные процедуры
    • Рассмотрение петиций
  • Вспомогательный аппарат парламента
    • Понятие и назначение
    • Структура и функции
    • Вспомогательные службы коллегиальных органов
    • Личный персонал парламентариев
  • Органы, учреждения и должностные лица при парламентах
    • Общая характеристика
    • Счетные палаты
    • Уполномоченные по правам человека (омбудсманы)
    • Прочие конституционные органы, учреждения и должностные лица
  • Глава государства
    • Понятие и место в системе власти
    • Юридическая форма главы государства
    • Полномочия
    • Монарх: особенности статуса
    • Президент: порядок избрания и замещения, привилегии, ответственность
    • Вспомогательные органы и учреждения при главе государства
  • Правительство
    • Понятие
    • Компетенция
    • Формирование и состав
    • Глава правительства
    • Ведомства и их руководители
    • Ответственность правительства и его членов
  • Судебная власть
    • Понятие и социальная функция
    • Структура судебной власти
    • Статус судей, прокуроров, следователей
    • Высшие органы судейского сообщества
  • Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем
    • Принципы организации
    • Принципы деятельности
    • Системы судов общей юрисдикции
    • Административная юстиция
  • Конституционная юстиция
    • Организация конституционных судов (советов)
    • Конституционное судопроизводство
  • Органы и учреждения, содействующие судебной власти
    • Прокуратура
    • Адвокатура
  • Территориальное устройство государства
    • Понятие
    • Территориальная автономия
    • Формы политико-территориального устройства
    • Унитарное устройство (унитаризм)
    • Федеративное устройство (федерализм)
    • Статус субъектов федераций и иных носителей государственной автономии
    • Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами
    • Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами
    • Федеральные территории
    • Зависимые территории
  • Организация государственной власти субъектов федераций и иных государственно-автономных единиц

Виды выборов

Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые, или непосредственные, выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане-избиратели. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках и др.

Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь две, три и более степеней.

В советской, да и в позднейшей, литературе иногда можно встретить несколько иную терминологию: различаются выборы прямые и непрямые. Последние же делятся на косвенные, производимые специально выбранными выборщиками (например, так избирается Президент США), и многостепенные, при которых вышестоящие органы избираются нижестоящими (например, в Австрии Федеральный совет – верхняя палата парламента избирается парламентами земель). Однако здесь возникает вопрос: как назвать выборы, которые сочетают то и другое либо вообще не подходят под данные конструкции, будучи, однако, непрямыми?

Например, французский Сенат (верхняя палата Парламента) избирается по средним единицам территориального деления – департаментам коллегией в составе избранных в департаменте депутатов Национального собрания и членов регионального совета (региона, в состав которого входит данный департамент), всех членов генерального совета департамента (представительного органа департаментского самоуправления), представителей от муниципальных советов данного департамента.

Последняя, наиболее многочисленная, категория членов коллегии сама, таким образом, избрана двустепенными выборами, а сенаторы избираются, следовательно, дву- и трехстепенными выборами. Если выборы через посредство членов органов местного самоуправления можно по данной терминологии с какими-то натяжками считать многостепенными выборами, то участие в них депутатов Национального собрания – органа, стоящего на том же уровне управления, что и Сенат, под эту категорию никак не подходит. Не могут депутаты рассматриваться и как выборщики, ибо основная их функция – другая. Получается, что даже косвенными по данной терминологии эти выборы не могут быть названы.

Вообще-то «косвенные» – антоним «прямых» и синоним «непрямых». Конечно, в научном языке слова, будучи использованы как термины, могут приобретать специфические значения и расщепляться, но излагаемое в нашей литературе разграничение между косвенными и многостепенными выборами не представляется целесообразным, поскольку, как мы видели, есть случаи, не подпадающие ни под один ни под другой термин.

Пример с порядком формирования французского Сената показывает, что споры о терминах – занятие малопродуктивное. Важно лишь с самого начала всегда давать понять, что имеется в виду, когда употребляется тот или иной термин, в понимании которого встречаются расхождения.

Выборы бывают также всеобщими (общими) и частичными. Всеобщие выборы имеют место в случаях, когда в них призваны участвовать все избиратели страны (например, выборы нижней или единственной, реже – верхней, палаты парламента, выборы президента). Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов (иногда такие выборы именуются дополнительными) или ротации части депутатов, если палата обновляется по частям.

Кроме того, выборы бывают национальными, когда проводятся по всей стране, и региональными, местными (локальными), посредством которых избираются органы местного самоуправления. Последние иногда называются административными (местное самоуправление во многих странах – предмет регулирования административным правом) в отличие от политических выборов, посредством которых избираются общегосударственные органы власти.

В некоторых странах существуют специфические названия выборов в органы местного самоуправления. Например, во Франции выборы в генеральные советы департаментов называются кантональными, так как избирательными округами при этих выборах служат кантоны – исторические единицы, не имеющие своих органов управления или самоуправления.

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два или более голосований, то соответственно – в два тура или более. Второй и последующие туры иногда называются повторными выборами или повторным голосованием.

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.

Выборы, наконец, бывают очередные и внеочередные. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся либо в сроки, указанные в конституции или в законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

Выборы - это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов государства и органов местного самоуправления, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух "Тіїіи нескольких кандидатов.

Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Порядок и правила проведения выборов закрепляются обычно в конституциях и других конституционно-правовых актах конкретных государств.

Целями выборов являются: -

придание государственным и иным органам, должностным лицам легитимности (законности); -

смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых); -

смена конкретного лица у власти при сохранении политического курса (в 1990 г. руководством правящей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М. Тэтчер был избран более молодой Дж. Мэйджор, который продолжил ее политику); -

определение ориентиров на будущее (всенародные выборы - это, как правило, и общенародная дискуссия о дальнейших путях развития); -

селекция лидеров (в ходе выборов воспитываются и выдвигаются наиболее подходящие для осуществления указанных функций личности и отсеиваются неподходящие); -

определение из нескольких кандидатов конкретной личности, которая будет занимать государственную должность.

Виды выборов

По способу избрания выборы подразделяются на прямые и косвенные (непрямые).

По своим масштабам выборы могут быть всеобщими, в которых принимают или могут принять участие все избиратели страны, и частичными, когда в них участвует лишь часть избирателей.

Исходя из того, избирается ли только часть состава парламента или весь его состав, выборы также подразделяются на всеобщие и частичные. Примером последних могут служить довыборы в парламент в случае досрочного выбытия из его состава одного или нескольких депутатов.

В зависимости от того, какой орган избирается, выборы бывают парламентскими и президентскими.

Выборы также могут быть общегосударственными или местными; очередными, происходящими в установленные законом сроки, и внеочередными, или досрочными (например, выборы в слу- чае признания предшествующих выборов несостоявшимися или недействительными); однопартийными, многопартийными или беспартийными; на альтернативной основе и безальтернативные (если выдвигается только один кандидат).

Основополагающие ^ринципьі современных выбр^кж_]2^всеобщ- ность; 2) свободное участие граждан в выборах; 3) прямое (косвенное) голосование; ^равенство граждан при выборах; 5) тайное голосование.

1) Всеобщее избирательное право

В большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным устанавливаемым конституцией или законами избирательным цензам.

Избирательное право является всеобщим, если оно не ограничено на основании имущественного состояния, социальных различий, расы, национальности или религии.

Важнейшая роль в выборах принадлежит электорату (от лат. "elector" - избиратель). Это понятие используется в двояком смысле: 1) в широком - все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принимать участие в выборах соответствующего типа и уровня; 2) в более узком - та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, движение, их представителей или данного независимого депутата.

Вся совокупность людей, обладающих в данной стране избирательным правом, составляет ее избирательный корпус.

Избирательные цензы (квалификация) - устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике различных стран известны следующие избирательные цензы:

7. Заказ 3210

Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. В настоящее время возрастной ценз для осуществления активного избирательного права в большинстве стран мира составляет 18 лет. В ряде стран он может быть несколько выше - 21 год (Малайзия, Марокко, Боливия, Каме- рун, Ботсвана, Ямайка) - или ниже (16 лет - в Бразилии и Иране, 17 лет - в Индонезии).

Возрастной ценз для осуществления пассивного избирательного права отличается гораздо большим разбросом и составляет (на выборах в общенациональные представительные органы) от 18 лет (ФРГ, Испания, Гватемала) до 40 лет (в верхнюю палату парламента Италии), а на выборах главы государства от 30 (Колумбия) до 50 лет (Италия).

В отдельных странах устанавливается не только нижний, но и верхний барьер возрастного ценза: так, в ряде государств (Габон, Казахстан) кандидат на пост президента страны должен быть не старше 65 лет. Возрастной ценз устанавливается также для кандидатов на должности судей, а в отдельных странах - и на должности министров.

Ценз оседлости - установленное законом требование, согласно которому получение гражданином активного или пассивного избирательного права обусловлено установленным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов.

Имущественный ценз - требования избирательного закона, согласно которому избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной^ стоимости или вносящим налоги не ниже заданной суммы. В XIX в. был распространен повсеместно в мире, в настоящее время встречается редко, так как противоречит принципу равноправия граждан. Сохраняется, например, в Канаде, где в верхнюю палату парламента (Сенат) может быть избран только гражданин, обладающий недвижимым имуществом стоимостью как минимум 4000 долларов.

Образовательный ценз - это требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют обусловленный, зафиксированный соответствующим документом, уровень образования/Ґ

Ценз грамотности - одна из разновидностей образовательного ценза, требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке (или одном из официальных языков).

В настоящее время ограничение активного избирательного права посредством ценза грамотности встречается достаточно редко (Таиланд, Кувейт, Тонга). Для получения же пассивно- го избирательного права ценз грамотности до сих пор широко распространен, особенно в развивающихся странах (Малайзия, Кения, Египет, Эквадор и др.).

Ценз национальности - требование конституции или избирательного закона, согласно которому для обладания активным или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.

Ограничение активного избирательного права с помощью ценза национальности в настоящее время практически не встречается, однако сохраняются случаи ограничения по этому основанию пассивного избирательного права. Так, например, согласно Конституции Сирии 1973 г. президентом этого государства может быть только араб, а Конституция Туркменистана 1992 г. допускает избрание президентом страны только туркмена.

Следует, однако, иметь в виду, что конституции некоторых государств терминологически отождествляют национальность с гражданством: так, "Основной закон" ФРГ, говоря о "немцах", подразумевает всех граждан немецкого государства независимо от их этнического происхождения и т. д.

Расовый ценз - требование избирательного закона, согласно которому избирательные права предоставляются только гражданам определенной расы. В последние десятилетия в мировой практике встречался крайне редко. Последний расовый ценз отменен в ЮАР в 1993 г.

Ценз пола - законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам. В XIX и начале XX в. существовал повсеместно в мире. Отменен в Новой Зеландии в 1893 г., в Финляндии в 1906 г., в Великобритании в 1918 г., в США в 1920 году, во Франции в 1944 г., в Японии в 1945 г., в Швейцарии в 1971 г., в Лихтенштейне в 1976 г.

В настоящее время сохраняется в единичных государствах, например в Кувейте.

"Моральный ценз" - в отдельных странах требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо "иметь высокие моральные качества", "вести достойный образ жизни". Удовлетворяет ли потенциальный избиратель или кандидат "моральному цензу" решают по своему усмотрению избирательные власти. В настоящее время встречается редко, в основном в развивающихся странах, например в Заире.

99 Служебный (профессиональный) ценз - положения избиратель- ного закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. Так, почти во всех латиноамериканских и многих африканских странах (например, Камерун, Сенегал) права голоса не имеют военнослужащие, служащие полиции и органов безопасности. В Мексике, Парагвае и Таиланде пассивного избирательного права лишены священнослужители и т. д.

Установление служебного ценза мотивируется тем, что характер ряда профессий в принципе не совместим с активным участием в политической жизни или с выполнением депутатских обязанностей.

Языковой ценз - требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо владеть официальным (государственным) языком (либо одним из официальных языков, либо всеми официальными языками) данного государства. Имеет распространение в ряде многонациональных государств (иногда в виде ценза грамотности).

Иногда, помимо общего, устанавливается квалифицированный языковой ценз. Так, согласно Конституции Казахстана 1993 г. президентом республики может быть избран гражданин Казахстана, в совершенстве владеющий государственным языком, тогда как от кандидата на пост вице-президента требуется лишь простое владение государственным языком.

Ценз гражданства означает установленное конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен обладать гражданством данного государства.

Ценз гражданства является одним из самых распространенных избирательных цензов и применяется практически во всем мире. Лишь в некоторых западно- и восточноевропейских государствах (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) допускается участие в выборах в органы местного самоуправления лиц, не являющихся гражданами государства.

В ряде стран существует повышенный (квалифицированный) ценз гражданства: для обладания избирательными правами требуется состоять в гражданстве данного государства в течение определенного срока или даже быть гражданином по рождению. Так, например, согласно Конституции США кандидаты на должности депутатов палаты представителей Конгресса США должны являться гражданами США не менее 7 лет, а на должности сенаторов - не менее 9 лет. Гражданами по рождению должны быть кандидаты на должность президента США, Эстонии, Филиппин и ряда других стран. 2)

Принцип свободных выборов (свободного участия в выборах) означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, и если да, то в какой мере.

В ходе выборов может наблюдаться такое явление как абсентеизм (от лат. - "absens" - отсутствующий) - в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме. В современных демократических государствах абсентеизм - широко распространенное явление: в голосовании не участвуют обычно от 20 до 40 % лиц, имеющих право голоса.

В целях преодоления абсентеизма и обеспечения большей легитимности избираемых органов ряд стран (например, Аргентина, Австралия, Бельгия, Греция, Турция и др.) ввели обязательность голосования (обязательный вотум), когда неучастие в голосовании влечет за собой моральное осуждение, штраф и даже лишение свободы. 3)

Прямое избирательное право - принцип избирательной системы, предполагающий непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. При прямом избирательном праве отсутствуют особые посредники - выборщики.

Непрямое избирательное право предусматривает, что граждане имеют право избирать тот или иной орган через посредство избираемых ими представителей, которые затем уже избирают президента или депутатов. При этом различаются две основные разновидности непрямого избирательного права и самих выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).

Косвенные выборы - избирательная система, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты нижестоящих представительных органов, либо и те и другие.

Выборщик - лицо, имеющее право голосовать во второй (третьей, четвертой) ступени при непрямых многостепенных выборах. Выборщики либо избирается только для исполнения им этой функции (выборщики при выборах президента США), либо являются таковым по занимаемой должности (члены муниципалитетов во Франции при избрании сенаторов).

Для многоступенчатых, многостепенных выборов характерен не- сколько иной путь - когда низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы выбирают депутатов вышестоящего представительного органа. Такая система использовалась в прошлом в СССР, на Кубе и в ряде других стран, а сегодня используется в КНР.

Трехстепенными выборами формируется часть Сената Франции: избиратели голосуют за муниципальных советников, последние назначают делегатов, которые избирают сенаторов.

4) Равное избирательное право. Обеспечение равенства избирательного права - принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: 1) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, но возможны и другие варианты. Например, в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый - для выборов депутатов по избирательному округу, второй - для выборов в бундестаг по земельному списку); 2) нужно, чтобы каждый депутат представлял (примерно) одинаковое число избирателей; 3) недопустимо деление избирателей на разряды (курии) по имущественному, национальному, религиозному или иному признаку.

Реализация своего избирательного права гражданами является важнейшей формой участия их в управлении государством. Соответствующий порядок и выборов закрепляются обычно в конституциях стран. Участие в выборах - не просто конституционное право, это событие, требующее от участников политической ответственности. Такая ответственность за принимаемые решения формирует правовую и политическую избираемых и избирателей.

Выборы могут быть парламентскими или президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, очередными или досрочными, альтернативными или безальтернативными, прямыми или косвенными. При прямых выборах депутаты или должностные лица населением. Например, в нашей стране прямыми являются Президента РФ, депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ. При косвенных - население выборщиков, которые, в свою очередь, избирают соответствующих лиц. В США граждане избирают выборщиков, а уже они - Президента.

Все современные демократические державы проводят выборы, но далеко не все выборы являются демократическими. Иногда участвует только один кандидат без альтернативы. Подобные выборы сопровождаются запугиванием и фальсификацией. Свободные демократические выборы возможны при наличии альтернативности, свободы проведения избирательной кампании и свободы волеизъявления избирателей. Они должны быть всеобщими, равными, прямыми и проходить при тайном голосовании.

Выборные должности избранники занимают в течение времени, обозначенного , по истечении этого срока организуется избирательная кампания. Исход предвыборной борьбы определяется результатами голосования. Поэтому к процедуре голосования предъявляются высокие требования. Кабины для голосования оборудуются таким образом, чтобы можно было обеспечить тайну волеизъявления. Выборные бюллетени выдаются строго по предъявлению паспорта, чтобы нельзя было проголосовать несколько раз. Урны для голосования опечатываются, результаты фиксируются в протоколе, обязательно присутствие независимых наблюдателей.

Начинаются выборы с выдвижения кандидатов. Каждый кандидат должен обратиться в комиссию и предоставить на рассмотрение протоколы собраний и свое заявление о желании . Затем начинается сбор подписей, оформление подписных листов и проверка их достоверности. Эти процедуры необходимы для первичной регистрации кандидатов.

Успешно проведенный сбор подписей - важное, но недостаточное основание для регистрации кандидата. Кроме этого, он должен предоставить сведения об имуществе, о доходах. Далее происходит окончательная регистрация, то есть, получение удостоверения кандидата. Только после этого разрешается предвыборная агитация, в которую входит , пресс-конференции, встречи с избирателями, наглядная агитация, теледебаты, митинги и так далее.

За сутки до голосования агитация завершается. Далее проходят непосредственно выборы, которые состоят из добровольного участия, тайного голосования, подсчета голосов и оглашения результатов голосования. Каждый расценивается одинаково. Один-единственный голос может обеспечить успех кандидату.

После информация с каждого участка доставляется в территориальные избирательные комиссии. Основное назначение этих органов - контроль над проведением выборов и оглашение результатов. По окончании подсчета голосов комиссия оформляет протокол, в котором указываются цифры итогов голосования. От этих цифр и зависит победа или проигрыш кандидатов.

Она устанавливает правила создания органов власти и осуществляет влияние на электоральный процесс. В широком смысле "элективная система" - это общественные процессы и связанные с выборами правила, а в узком - способ учета голосов и распределение мест в органах госвласти между кандидатами. Что такое выборы в контексте избирательной системы? Это ее главный компонент, существующий наряду с другим способами формирования органов власти (наследованием, насильственным захватом, назначением на должности).

Постараемся дать оптимальное определение того, что такое выборы. Это демократически ориентированная процедура выдвижения и последующего избрания кандидатов на госдолжности; такие же процедуры в коммерческих акционерных и общественных организациях. Перед политическими выборами в обязательном порядке проводятся аналитические исследования, изучение общественного мнения. Задачей кандидата является определение "своего" электората. Существенное значение имеют исследования, дающие представление о мотивах групп будущих избирателей.

В России о том, что такое выборы, известно давно, поскольку они имеют, вопреки общему мнению, давние традиции. Жизнь средневековых республик Новгорода и Пскова регулировалась выборами.

Благодаря им стали царями Борис Годунов и Михаил Романов. Ими много веков регулировалась жизнь казачества и Православной Церкви. Земские учреждения 19 века тоже были выборными: деревенские, крестьянские старосты избирались общиной.

В эпоху СССР общегражданские выборы приобрели условный, формальный характер. О том, что такое выборы в полном смысле, никто не рассуждал. Только при Горбачеве ситуация изменилась, в них начали участвовать и независимые кандидаты, и оппозиционеры. Появилась даже идея выборов директоров учреждений и предприятий. Политическая активность населения резко возросла. Предвыборные мероприятия проводились в традиционной форме митингов, встреч с избирателями, прямых эфиров ТВ, радиообращений, поддержки газет и журналов, движений и т.п.

Выборы в России впервые начали сопровождаться политической рекламой в 90-е. Особенно ярко это проявилось в ходе апрельского референдума 1993 года. На года стали использовать телеролики политической рекламы. Сложилась практика использования ресурсов рекламных агентств, выполнявших заказы партий.

Проблема российских избирателей сегодня заключается в том, что у них нет четких ориентиров - харизматичных лидеров. Поэтому люди апатичны и часто попросту отказываются участвовать в голосовании.

Что такое выборы на демократической основе? Они проводятся в соответствии со следующими принципами: обязательность, периодичность, всеобщность альтернативность выбора, равные права кандидатов, соблюдение закона, свободное волеизъявление избирателей, гарантии тайного голосования, прозрачность и открытый характер проведения.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.