Бородинская панорама. Гигантское панорамное полотно «бородинская битва

РУБО Франц Алексеевич (1856-1928), МЯСОЕДОВ Иван Григорьевич (1881-1953) панорама «Бородинская битва». 1910-1912 гг.
Холст, масло.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нём участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.
Считается, что Российская армия одержала победу, однако на следующий день был отдан приказ к отступлению с целью уберечь войско от нового удара противника, что позволило сохранить силы для последующих сражений. К 100-летию битвы художник Франц РУБО по заказу НИКОЛАЯ II написал панораму «Бородинское сражение».



Фрагмент 1. Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.

Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семёновской. Линия фронта в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. ДОХТУРОВ. Его можно видеть на первом плане, у барабана. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову. За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал КОНОВНИЦЫН.

Фрагмент 2. Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семёновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И.М. ДУКИ на помощь русским гвардейским пехотным полкам. Построенные в каре на Семёновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона - конницы генерала НАНСУТИ. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. КУТУЗОВ писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семёновского ручья.

Фрагмент 3. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.

«Генерал ДЮФУР (подкрепленный ФРИАНОМ) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!.. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес!.. Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант БОРОЗДИН 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться», - так описал этот напряжённый момент сражения его непосредственный участник Ф.Н. ГЛИНКА.

Фрагмент 4. Семеновское (Багратионовы) флеши.

Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия ФРИАНА. Её наступление поддерживает артиллерия генерала СОРБЬЕ. У леса - захваченные французами Семёновские (или Багратионовы) флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов ДАВУ, НЕЯ и ЖЮНО, конница МЮРАТА. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием БАГРАТИОНА.
В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления. Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. НАПОЛЕОН не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Фрагмент 5. Командный пункт Наполеона.

Вдали - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. По обе стороны от него - «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты - НАПОЛЕОН. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.

Фрагмент 6. Атака саксонских кирасир.

Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семёновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус ЛАТУР-МОБУРА. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда - Семёновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная КУТУЗОВЫМ для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии НАПОЛЕОНА. У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал МЮРАТ.

Фрагмент 7. Подвиг неизвестного героя.

В центре кавалерийской схватки - русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

Фрагмент 8. Кавалерийский бой во ржи.

Завязывается ожесточённая схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» - один из кульминационных, самых динамичных и напряжённых фрагментов панорамы. На всём скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены - русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины. На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала РОЖНЕЦКОГО.
После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества - единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.

Фрагмент 9. Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зелёном мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Фрагмент 10. Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.

У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве. Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

  • Музей-панорама «Бородинская битва» посвящен крупнейшей битве Отечественной войны с Францией 1812 года.
  • Длина полотна Бородинской панорамы, написанной в 1912 году художником-баталистом Францем Рубо, составляет 115 метров.
  • Каждый эпизод сражения можно рассмотреть в подробностях.
  • Экспозиция из предметов вооружения и экипировки двух армий, награды, предметы прикладного искусства, графика и живопись, вдохновленные событием.
  • где прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный Л. Толстым в романе «Война и мир, с сохранившимися иконами и печью.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

На Кутузовском проспекте располагаются два крупных мемориальных комплекса, посвященные двум отечественным войнам: на Поклонной горе и музей-панорама «Бородинская битва». Панорама «Бородинская битва» посвящена крупнейшей битве Отечественной войны с Францией, которая почитается в России как подвиг русских солдат и офицеров. 7 сентября 1812 года недалеко от Москвы, сошлись в смертельном бою русские войска под командованием фельдмаршала Михаила Кутузова и армия французского императора Наполеона I. Об исходе сражения до сих пор идут споры. Стороны понесли большие потери, никто не добился решительной победы.

Полотно изображает поле битвы по состоянию на 10 часов утра. Зритель как бы находится в центре русских позиций у деревни Семеновское. Художник постарался создать впечатление, будто время остановилось, и зритель может рассмотреть в подробностях каждый эпизод сражения. Достоверности добавляют декорации на переднем плане, которые изображают горящую деревню, разбитую батарею и покинутый лагерь, где над костром все еще висит походный котелок. Площадка панорамы оборудована электронными табло с комментариями к отдельным эпизодам панорамы.

Кроме панорамы и уже упомянутой экспозиции, в музейный комплекс входят Кутузовская изба, храм-часовня Архангела Михаила и . На том месте, где сейчас находится панорама, раньше располагалась деревня Фили, в которой после Бородинского сражения размещался штаб русской армии. Тогда и прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный в «Войне и мире». На этом совете было принято решение оставить Москву, сохранив армию для перегруппировки и будущих боев. С тех пор выражение «совет в Филях» стало нарицательным, означая напряженное обсуждение перед серьезным решением.

Изба, в которой состоялось историческое совещание, принадлежала крестьянину Михаилу Фролову. До наших дней из подлинной обстановки сохранились иконы, изразцовая печь и скамья, на которой, возможно, восседал сам фельдмаршал. Изба впервые была воссоздана как музей в 1886 году по рисунку А. Саврасова. В 2010-м году, после испытаний временем и обстоятельствами, музей был отреставрирован и вновь открыт для посетителей. Сейчас в избе представлена выставка, посвященная М. Кутузову и крестьянскому быту его времени; здесь же проводятся интерактивные мероприятия для детей.

В 1912 году рядом с избой в честь архангела Михаила, небесного покровителя русской армии, возвели часовню. Заложена она была 1 октября 1910 года – в память именин Михаила Илларионовича Кутузова. Часовня в историческом русско-византийском стиле была построена архитекторами Н. Струковым и М. Литвиновым. Украсили здание часовни декор и мозаика. Эта часовня-музей она стала первым «именным» музеем Кутузова в России: в ней хранились образцы оружия и мундиров 1812 года, личные вещи фельдмаршала. Хранился в музее и походный экипаж Михаила Илларионовича, в котором он исколесил немало сражений – «гвоздь» экспозиции.

Службы в часовне продолжались до 1930 года: представители советской власти решили, что часовню нужно закрыть как объект культа, а вместе с ней – и музей. Купол снесли, и если бы не архитектор П. Барановский, вошедший в экспертную комиссию по оценке ценности исторического памятника, то храм ждала бы самая печальная судьба. Здание сохранилось, но стало служить рабочему клубу, а потом – Министерству финансов СССР и частному предприятию. Лишь в 1994-м году часовню вернули Московской Патриархии. После реставрации началась ее новая жизнь: патриарх Алексий II освятил храм-часовню 17 ноября 2000 года. Теперь и часовня-музей, и Кутузовская изба входят в мемориальный комплекс-музей Бородинской битвы.

Особым памятником Бородинской битве стала знаменитая панорама, созданная Францем Рубо. На огромном полотне с почти документальной точностью изображена кульминация битвы, когда началась массированная атака наполеоновской кавалерии на Семёновские флеши. Зритель может рассмотреть кирасир генерала Нансути, пытающихся обойти деревню Семёновское и выйти в тыл русским войскам. Видны Семёновские флеши и их героические защитники, готовящиеся принять бой. Неподалеку деревенька Князьково, где располагался перевязочный пункт. Сюда спешит повозка с раненым в бою Багратионом. На командном пункте его уже сменил генерал Дохтуров, который изображен рядом с офицерами Ахтырского полка.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва».

Запечатлены и другие моменты сражения. На неубранном пшеничном поле сошлись в смертельной схватке кирасиры Бороздина и саксонские кавалеристы. Небо затянул дым от пожарищ и выстрелов. Поодаль догорает село Бородино, куда ранним утром Наполеон обрушил первый страшный удар. Сквозь дым проглядывает только церковь Рождества, единственная постройка, уцелевшая в селе. Франц Рубо создал свою панораму таким образом, что зритель наблюдает за событиями с возвышения, с которого открывается отличный вид на Семёновское и Бородино.

Художник почти два года изучал документальные источники и знакомился с местностью. В результате он выбрал холм, поднявшись на который и писал свои эскизы. Он находится за деревней Семеновское перед поворотом на Спасо-Бородинский монастырь.

Высота, где были сделаны первые эскизы, со временем стала памятным местом. В 1992 году по проекту архитектора Я. Сиднина здесь был построен небольшой мемориальный комплекс. Площадка, где работал Рубо, была обустроена. На ней установили указатели, направленные на места главных сражений Бородинской битвы.

Высота Рубо. Небольшой павильон, посвящённый панораме «Бородинская битва» к сожалению закрыт.

На смотровой площадке установлены указатели на ключевые точки Бородинской битвы.

К сожалению, разростающаяся растительность не позволяет увидеть Бородинское поле таким, каким видел его Франц Рубо.

О художнике и панораме

Автор панорамы Франц Рубо известен как основоположник российской школы панорамной живописи. Это был выдающийся мастер батальной живописи, член Академии художеств, где он руководил батальной мастерской. Его творческое наследие составляет более двухсот монументальных полотен и три батальные панорамы. «Бородинская битва» была написана Рубо по заказу императора Николая II к столетию легендарного сражения. Полотно было окончено летом 1912 года. Его поместили в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах.

После революции здание отдали электротехническому училищу, которое использовало его для митингов и собраний. Очень быстро строение пришло в негодность и в 1918 году было демонтировано. Полотно Рубо скатали в рулон и отдали на хранение. Занимались им не специалисты, поэтому картина хранилась в ужасных условиях: в подвале собора, под сценой Нескучного сада, позже на складе. Чудом полотнище сохранилось до 1939 года, когда его реставрацию признали невозможной.

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, в Москве открылась панорама Франца Рубо «Бородинская битва». Парадокс - величайшее полотно о главном сражении Отечественной войны французов с русскими создал родившийся в Одессе выходец из семьи французского коммерсанта! Он же, кстати, руководил и созданием панорамы обороны Севастополя.

Интересно, что панорама «Оборона Севастополя» создавалась под руководством француза в 1902–1904 годах в предместье Мюнхена группой не русских, а немецких художников. Эта панорама была успешно открыта в 1905 году в Севастополе в специально возведенном для нее здании.

А вот в создании панорамы «Бородинская битва» были задействованы и российские художники. Это произведение батального искусства имеет совершенно необычную, в чем-то даже трагическую судьбу. Несмотря на то, что полотну уже 100 лет, оно было доступно для зрителей едва ли половину своей «творческой жизни»…

Гигантское полотно-панорама было заказано автору более 200 монументальных батальных полотен, известному художнику Францу Рубо царем Николаем II в преддверии празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Почему император заказал такую сложную работу именно ему - понятно. Ранее Рубо руководил созданием масштабных панорамных полотен «Оборона Севастополя» и «Штурм аула Ахульго».

На первоначальном эскизе автор «Бородинской битвы» показал ожесточенный бой за ключевой пункт поля сражения - Курганную батарею генерала Раевского, в частности, контратаку русских частей, ведомых в бой генералом Ермоловым на французов, ворвавшихся на батарею. Однако вскоре эскиз был отклонен царем.

Как свидетельствуют исторические первоисточники, одна из газет тогда писала:

«Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть… словом, выходила действительно «русская» панорама. Специальная комиссия предложила художнику изобразить другой момент сражения: полдень, когда начались масштабные кавалерийские атаки наполеоновской конницы на русские позиции».

Поскольку панорама создавалась в пору союза России с Францией и ссориться с бывшим смертельным противником не хотелось из «политических» соображений, правительство заставило художника избрать для панорамы сюжет, уже воплощенный в «Бородинской битве» французского баталиста Ланглуа. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов» , — по свидетельству современников, жаловался Рубо. Работа над огромным холстом размером 14 на 115 метров шла около года.

Панорама была открыта 29 августа 1912 года в специально построенном павильоне на Чистых прудах. Правда, экспонировалась «Бородинская битва» очень недолго. Сами понимаете - началась Первая Мировая война, доступ к реликвии был прекращен, а в здании панорамы разместили госпиталь.

К весне 1918 года временный деревянный павильон, в котором она размещалась, обветшал, полотно было снято, свернуто на деревянный вал и увезено на склад. Почти 40 лет оно хранилось в ужасном состоянии, порой в самых неблагоприятных местах - под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж» и в других совершенно неприспособленных местах.

СТАЛИН И РЕСТАВРАЦИЯ ПОЛОТНА

В 1934 году Народный комиссариат обороны поставил вопрос о реставрации панорамы «Бородино». В 1939 году художники-реставраторы впервые за 20 с лишним лет полностью развернули картину, тщательно ее обследовали и сделали вывод о невозможности реставрации: почти полностью были утрачены живопись неба, наружные витки с изображением боя у деревни Семеновское, холст оказался изломан, потерт и разорван во многих местах.

Однако на реставрации полотна настоял сам вождь народов Иосиф Сталин: во время Великой Отечественной войны он привык вспоминать героев войны просто Отечественной. К примеру, в армии во время войны 1941-1945 годов были восстановлены погоны (потомки эполет), учрежден орден Кутузова. Знаменательно, что учрежден он был указом от 29 июля 1942 года, на следующий день после подписания знаменитого приказа Сталина номер 227 от 28 июля 1942 года, известного в войсках, как приказ «Ни шагу назад!»…

Добрым словом поминались в тогдашней прессе герои Отечественной, причем даже завзятые представители дворянского класса Багратион, Раевский, Барклай-де-Толли. Надо сказать, боевой дух советских войск от этого только креп.

В общем, с легкой руки вождя народов в 1946 году было проведено новое тщательное обследование картины - и принято решение о его реставрации. 29 сентября 1948 году Совет министров СССР даже выпустил специальное постановление. Работа была поручена Центральным художественным мастерским.

И что вы думаете - несмотря на пророчества скептиков о невозможности реставрации панорамы, она была восстановлена уже к концу 1950 года. Начали думать, куда его поместить - при громадных размерах место найти было непросто.

Пока искали, где экспонировать панораму, умер инициатор реставрации Иосиф Сталин. И полотно еще несколько лет пролежало в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Увы, опять историческое полотно «подпортилось» - в музее тогда не смогли создать подобающие условия его хранения.

НЕОЖИДАННОЕ РЕШЕНИЕ ХРУЩЕВА

И тут опять великому панорамному полотну повезло. Какая-то «муха» укусила тогдашнего импульсивного генсека Никиту Хрущева, и он, как его предшественник Сталин, с подачи чиновников министерства культуры вспомнил о панораме «Бородинская битва». И, наконец, уже в преддверии 150-летнего юбилея войны 1812 года, в 1960 году, на самом верху пирамиды могучего советского государства было принято решение о завершении работ по восстановлению панорамы и строительстве для нее нового здания.

Новая реставрация проводилась в Государственной центральной научно-реставрационной мастерской. Помещение для панорамы «Бородинская битва» начали строить в 1961 году на Кутузовском проспекте, где уже складывался целый историко-мемориальный комплекс, посвященный Отечественной войне 1812 года. Там же полотно и начало экспонироваться.

Однако это еще не все злоключения знаменитого батального полотна. 27 июня 1967 года произошла трагедия - пожар в панорамном зале. И снова потребовалась реставрация полотна. На сей раз работы были проведены мастерами Студии военных художников имени М. Б. Грекова.

В 1990 - 1995 годах помещение Музея-панорамы было полностью реконструировано. В настоящее время в основном фонде музея насчитывается более 27 тысяч единиц хранения, в научно-вспомогательном - более 8 тысяч предметов.

Гигантское великое полотно хранится там, на Кутузовском, и сейчас. И нет сомнений, что в эти дни, когда Россия отмечает 200-летие Отечественной войны, экспозиция панорамы «Бородинская битва» является одним из самых посещаемых.

Адрес: Кутузовский пр., 38, Москва

Время работы музея: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, четверг - с 10:00 до 21:00, выходной день - пятница.

Франц Алексеевич Рубо

Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в многодетной семье. Его отец — Oноре Фортуна Алексис Рубо был уроженцем Марселя, откуда он как купец переселился на юг России.

После открытия в 1912 году в Москве панорамы «Бородинская битва» Франц Рубо уехал на время в Мюнхен, но по причинам начавшихся в Европе Первой мировой войны и Гражданской войны в России остался в Баварии до конца жизни.

Франц Рубо скончался от старости 11 марта 1928 года в Мюнхене на одной из квартир в районе Швабинг, а местом упокоения стала могила его дочери Анны на кладбище монастырского острова Фрауэнинзель. Некрологи о смерти художника были опубликованы во многих немецких и зарубежных изданиях. В том же году памяти известного художника была посвящена ретроспективная выставка, организованная в Мюнхенской галерее Резиденции на улице Residenzstraße, 15.

По признанию Сильвии Рубо, ее дед, живя в Баварии, «считал первой своей родиной Россию» и всегда ощущал связь с этой страной. А созданные им монументальные работы о России «стали своеобразным выражением его любви и уважения к русскому народу и его истории».

Адрес: Москва, Кутузовский проспект, д. 38
Дата основания 1962 год
Координаты: 55°44"19.9"N 37°31"23.6"E

Музей, посвященный историческим событиям войны 1812 года , пользуется особенной любовью москвичей и туристов и относится к самым известным музеям Москвы . В нем можно увидеть уникальное полотно, которое рассказывает об одном из самых кровопролитных сражений между русскими войсками и армией Наполеона, а также множество редких исторических экспонатов.

Памятник Кутузову Михаилу Илларионовичу на фоне музея-панорамы Бородинская битва

Автор панорамы

Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.

Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны. В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии . К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.

Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва

Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.

Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.

В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.

Как создавался музей

Картина, рассказывающая об участниках грандиозной битвы под деревней Бородино, была создана в Мюнхене . Когда работа была закончена, в городе открыли благотворительную выставку, чтобы немецкая публика могла увидеть огромное полотно и побывать на выставке исторических предметов столетней давности. Через несколько дней выставку закрыли и картину по железной дороге отправили в Россию. В пути панораму сопровождали четверо помощников художника и трое рабочих.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

Для батального полотна на Чистых пудах в Москве построили просторный деревянный дом. Проект здания подготовил архитектор Павел Воронцов-Веньяминов, а ажурный купол павильона разработал инженер Израилович.

Московские власти торопились к открытию панорамы и строили здание очень быстро. Они планировали, что картина будет находиться в деревянном павильоне только в течение одного сезона. Через месяц после окончания строительства был закончен монтаж полотна и предметов для переднего плана. После этого по всему городу расклеили афиши, которые рекламировали открытие новой панорамы.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

В конце лета 1912 года в присутствии государя и видных московских дворян прошла пышная церемония открытия. А через два дня в павильон пустили первых зрителей. Грандиозное по своим масштабам полотно поражало воображение всех, кто приходил на него посмотреть. Впечатление от новой панорамы было настолько сильным, что о ней написала не только российская, но и зарубежная пресса. Газетчики разных стран горячо приветствовали картину Рубо и восхваляли патриотические чувства, которые она вызывала у публики.

Судьба панорамы

Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.

Амуниция солдат французской и русской армии

В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам. Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев. В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.

После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.

Русские солдаты на привале

Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах. Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом - в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади. Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.

Строительство нового музея

Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.

Одна из экспозиций музея

Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов. Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном. На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах - имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.

За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова. Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.

Пушка XIX века

Музей сегодня

Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.

Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.