Главный дегенерат немецкого искусства. Эмиль Нольде.Художник из крестьян. Нацист и жертва нацизма Эмиль нольде море и облака описание

Масштабная выставка классика немецкого экспрессионизма «Эмиль Нольде. Цвет - это жизнь» открылась в Национальной галере Шотландии . Более ста работ - живопись, рисунки, акварели, гравюры - привезли в Эдинбург из коллекции Фонда Эмиля Нольде в Зеебюле.

Выставка охватывает все периоды творчества художника - от ранней импрессионистической живописи, мощного расцвета экспрессионизма в 1910–1930 годах до поздних акварелей, созданных Нольде в 1940-е.

Нольде - маг цвета, открывший совершенно новые возможности живописи. Начав с увлечения импрессионизмом, в 1900-х он присоединился к группе «Мост», ставшей колыбелью немецкого экспрессионизма. Впрочем, с «Мостом» Нольде продержался всего два года, затем продолжил собственный путь в искусстве. Его способность писать оглушающими цветами, как будто наполненными внутренним светом и даже звуком, нашла свое воплощение в нескольких сюжетных линиях. Нольде удивительно эмоционально переосмыслил библейскую историю, приблизив ее к современности. Еще одним сюжетом стала ночная жизнь Берлина с ее кабаре, кафе и театрами. Жена Нольде Ада была танцовщицей, так что он имел возможность видеть это карнавальное существование изнутри. Еще один значительный сюжет - мощные пейзажи, звучащие как средневековые оратории.

1930-е годы стали для художника периодом испытаний. Он увлекся идеями фашизма и вступил в НСДАП. Организаторы предупреждают, что на выставке есть работы, которые могут «огорчить» зрителя. Это, например, «Martydom 1921», где распятый Христос осмеян персонажами с семитскими чертами. Из-за политических взглядов и членства в НСДАП на творчестве Нольде навсегда останется печать сожаления.

Впрочем, нацисты не ответили ему взаимностью, искусство Нольде признали дегенеративным, а его живопись заняла центральное место на известной выставке «Дегенеративное искусство». У Нольде конфисковали более 1000 произведений, которые были частично уничтожены, частично проданы. Он получил запрет на художественную деятельность и, уединившись в своем доме в Зеебюле, писал акварели подпольно, зарывая их в собственном саду. Эта «ненаписанная живопись» была так же светоносна и оглушительна, как и его предыдущие работы.

После войны Нольде был реабилитирован, вновь взялся за кисть, работал до самой смерти и даже был приглашен на легендарную выставку .

Для тех, кому на нынешнюю выставку попасть не удастся, организаторы сняли объемный ролик, подробно показывающий экспозицию, который можно увидеть на сайте музея.

Emil Nolde
«Free Spirit»
1906
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Party»
1911
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Exotic Figures II»
1911
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Prophet»
1912
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Candle Dancers»
1912
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Junks» (red)
1913
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Bay»
1914
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Landscape / North Friesland»
1920
© Nolde Stiftung Seebüll

При упоминании имени немецкого экспрессиониста Эмиля Нольде (Emil Nolde), прежде всего, приходят на ум его красочные цветочные сады, буйные морские ландшафты, полные драматизма изображения затянутого облаками неба, портреты, картины ночной жизни Берлина…

Малоизвестная сторона художника

Но есть в творчестве Эмиля Нольде еще одна, менее известная сторона: его интерес к фантастическому и гротескному. О ней рассказывает выставка "Нольде. Гротеск", которая проходит в Музее фантазии в деревне Буххайм недалеко от Мюнхена.

Обычно на выставках Эмиля Нольде - а они, отметим, пользуются большой популярностью в Германии - его фантастические и гротескные работы можно увидеть редко. Их выставляют в виде исключения или некоего контрапункта его более известным произведениям. Особенность нынешней экспозиции заключается в том, что на ней впервые эти работы собраны воедино и представлены во всем их разнообразии.

На одной из них под названием "Полет ранним утром" изображены два симпатичных фантастических существа, одновременно страшноватых и смешных, шаловливых и милых на вид. Что они сейчас отчудачат? Будет их шалость злой или доброй? Эта картина, как и другие гротескные работы Эмиля Нольде не поддается однозначной интерпретации и оставляет место для фантазии зрителя.

Фантастичное и провокационное

На другом полотне - "Неистовствующая женщина" - дама изгибается в весьма откровенной позе перед наблюдающей за ней мужчиной. Ее тело ярко-желтого цвета, столь же яркие рыжие волосы, темно-красное платье - кричащие, вызывающие, подчеркивают фривольность сцены. Гротеск у Эмиля Нольде является способом спровоцировать зрителя, не оставить его равнодушным.

Среди экспонатов выставки - акварели, созданные в 1931-1935 годах. Островки красок восхитительных цветов сливаются, образуя абстрактные формы. Нанесенные черной тушью линии придают этим формам очертания отдельных фигур, как, например, на рисунке "Зверь и женщина".

1918-м годом датируются акварели еще одной серии, на которой изображены столь же невероятные существа и сцены, плод фантазии художника. "Жуткая встреча" показывает огромную свиную голову перед человеком, у которого от ужаса волосы на голове стоят дыбом. На рисунке "Танцующая" дама в желтом платье грациозно двигается в танце на мужской лысине.

Гротеск как красная нить в творчестве

Неправильно было бы рассматривать гротескные и фантастические полотна и рисунки Эмиля Нольде как отдельный, самостоятельный раздел его творчества, не связанный с другими его работами. В автобиографии и письмах Эмиля Нольде многое свидетельствует о том, что на его становление как художника значительное влияние оказал интерес к фантастическому и гротескному.

Контекст

В этом можно убедиться на примере картины "Горные великаны" 1896 года. Это первое написанное маслом полотно Эмиля Нольде. Отдельно следует отметить ряд почтовых открыток, на которых художник изобразил горы Швейцарии, придав им гротескные человеческие черты лица. Именно благодаря этим открыткам он получил известность как художник еще до начала XX века. Начиная с этих открыток и вплоть до периода, когда нацисты запретили Эмилю Нольде заниматься профессиональной деятельностью, красной нитью через его творчество проходит отход от реальности и поворот в сторону гротескного мира.

Амбивалентность художника

Эмиль Нольде, настоящее имя которого Ханс Эмиль Хансен, родился в 1867 году в местечке Нольде на границе тогдашней Пруссии с Данией. В юности он обучался в школе художественных ремесел по специальности резчика и художника. Позже он стал членом объединения "Мост" - группы художников, основоположников немецкого экспрессионизма, а также участвовал в движении Берлинский сецессион, отвергавшем академическое искусство.

Особо следует отметить его амбивалентную роль при национал-социализме. Эмиль Нольде был сторонником гитлеровского режима. Йозеф Геббельс, министр пропаганды при Гитлере, приобрел в 1933 году несколько ландшафтных акварелей Нольде. Вскоре, однако, творчество художника было признано "дегенеративным искусством". Причиной послужили его гротескные картины, которые были выставлены в одной из берлинских галерей.

Более тысячи его работ были затем конфискованы и проданы или уничтожены. Некоторые из них были показаны на печально известной выставке "Дегенеративное искусство", которая открылась в 1937 году и "путешествовала" по Германии до 1941 года. Начиная с 1941 года, во время запрета на профессиональную деятельность, художник тайно создал так называемые "Ненаписанные картины», небольшие акварельные рисунки.

Смотрите также:

  • Послушные художники Гитлера

    Безупречность бодибилдинга

    Арно Брекер был любимым скульптором Гитлера. На выставке "Послушное искусство" в Бохуме встречаются его скульптура "Десятиборец" и картина "Рурский бассейн" Конрада Феликсмюллера, которую нацисты считали "дегенеративной". Как объясняет искусствовед Макс Имдаль, в отличие от "безупречности бодибилдинга", которую отражают работы Брекера, картина "Рурский бассейн" показывает изможденные тела рабочих.

  • Послушные художники Гитлера

    Ужасы реальности и нацистская пропаганда благополучного мира

    Маленький мальчик идет мимо человеческих трупов, лежащих на краю дороги. Фотография была сделана в 1945 году, вскоре после освобождения американцами концентрационного лагеря Берген-Бельзен. В выставочном зале рядом с этой фотографией висит пропагандистский плакат "Здоровые родители - здоровые дети" и "Картина семьи", которую написал художник Ханс Шмиц-Виденбрюк.

    Послушные художники Гитлера

    Фальшивая идиллия

    Картина "Крестьянки, возвращающиеся с поля" Леопольда Шмуцлера, "Пахота" Пауля Юнгханса и "Крестьянская трапеза" Хермана Отто Хойера демонстрируют лживый образный язык национал-социалистов, который не имел ничего общего с реальностью. "Настоящая" сельская жизнь была одним из главных мотивов нацистов, которые восхваляли аграрное общество.

    Послушные художники Гитлера

    Борьба в открытом море

    Картина Клауса Бергена "В районе военных действий в Атлантике". Этот художник был включен Адольфом Гитлером в список наиболее ценных для Германии деятелей искусства. Бушуют волны, корабль пробивается через морскую пену напрямик к освещенному небу. Облака подчеркивают драматизм и романтичность сценария. Смысл картины ясен: море - это не место для сражений, а одиссея для настоящих героев.

    Послушные художники Гитлера

    Приукрашенное искусство

    Можно ли назвать искусство национал-социализма прогрессивным? Искусствоведы считают, что оно было далеко позади актуальных течений своего времени. В то время как художники-модернисты ставили под вопрос живопись как копию реальности, Херман Отто Хойер обрашался к грубому реализму. "Крестьянская трапеза" 1935 года показывает один из любимых мотивов нацистов: немецкую семью.

    Послушные художники Гитлера

    Детство на войне

    Фотография Джона Флориа и картина Пауля-Матиаса Падуа висят в выставочном зале рядом. На картине дети не сводят с отца глаз, в то время как он, одетый в военную форму, рассказывает, очевидно, про войну. Реальность была другой, как показывает снимок американского фотографа, на котором видно, в каком отчаянии находится взятый в плен солдат - еще совсем ребенок.


(1956-04-13 ) (88 лет)

Живопись

Напишите отзыв о статье "Нольде, Эмиль"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нольде, Эмиль

– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.

четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.

Юношеские годы Эмиля, младшего из трёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.

Образование

В 1884-1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.

Живопись

После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи. В 1906-1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную группу «Мост» и там познакомился с Эдвардом Мунком. В 1909 году Нольде стал членом Берлинского сецессиона. В это время появились его первые работы на религиозные темы: «Причастие», «Троица», «Осмеяние». В 1910-1912 годах к Нольде пришёл первый успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене. Нольде также писал картины о ночной жизни Берлина, где периодически проживала его жена-актриса, театральные зарисовки, натюрморты из масок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях. В 1913-1914 годах Нольде совершил поездку в Южное полушарие как член Медицинско-демографической германо-новогвинейской экспедиции при имперском колониальном ведомстве. В 1916 году Нольде переехал в Утенварф на западном побережье близ Тондера. Нольде негативно отнёсся к столкновениям и установлению германо-датской границы после Первой мировой войны, и несмотря на то, что считал себя немцем, в 1920 году он принял датское гражданство.

Зеебюль

После осушения земель Утенварфа Нольде переехал вместе со своей женой-датчанкой Адой Вильструп на немецкую территорию, где местность напоминала ему его родной Нольде. На высоком холме Зеебюль в Нойкирхене чета Нольде приобрела сначала старый домик, а спустя несколько лет Нольде построил на его месте по собственному проекту новый дом с мастерской, возвысившийся над окружающей местностью как средневековая крепость. В доме нашлось место и для мастерской, и для работ, написанных здесь же.

Лучшие дня

К 60-летию Нольде в 1927 году в Дрездене прошла юбилейная выставка художника.

При национал-социализме

Нольде давно был убеждён в превосходстве «германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунг вошла в состав датского отделения НСДАП. Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью - уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели, назвав их впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей.

Позднее творчество

После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн. До 1951 года Нольде написал ещё около ста картина и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества. Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе. Эмиль Нольде был похоронен в Зеебюле рядом со своей женой.

Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фон организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника. Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек. К 50-летию со дня смерти в 2006 году прошла выставка поздних работ Нольде.

Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.

Ро-дил-ся в кре-сть-ян-ской се-мье. Обу-чал-ся резь-бе по де-ре-ву на ме-бель-ной фаб-ри-ке Г. За-уэр-ма-на и в Шко-ле ху-дожественной резь-бы по де-ре-ву во Фленс-бур-ге (1884-1888 годы), за-тем ра-бо-тал в ка-че-ст-ве рез-чи-ка и ри-со-валь-щи-ка на ме-бель-ных фаб-ри-ках в Мюн-хе-не, Кар-лс-руэ (где од-но-вре-мен-но по-се-щал Шко-лу ху-дожественного ре-мес-ла) и Бер-ли-не.

В 1892-1897 годы пре-по-да-вал ри-су-нок в Про-мыш-лен-но-ре-мес-лен-ном му-зее в Санкт-Гал-ле-не (Швей-ца-рия), на-чал ин-те-ре-со-вать-ся современной литературой и искусством, так-же за-ни-мать-ся аль-пи-низ-мом. Уже в ран-нем твор-че-ст-ве об-ра-тил-ся к ак-ва-ре-ли, тех-ни-ку ко-то-рой всё вре-мя со-вер-шен-ст-во-вал (пей-за-жи; «Порт-рет мо-ло-дой де-вуш-ки», 1898 год, фонд Ноль-де, Зе-бюлль), пер-вая кар-ти-на мас-лом - «Гор-ные ве-ли-ка-ны» (1895-1896 годы). Ис-пол-нял так-же ри-сун-ки для «гор-ных поч-то-вых кар-то-чек».

Учил-ся в ху-дожесвтенной шко-ле Ф. Фе-ра в Мюн-хе-не (1898 год) и у А. Хёль-це-ля в Да-хау (1899 год), ос-во-ил тех-ни-ку офор-та. По-се-тил Ми-лан, Ве-ну; в му-зе-ях изу-чал твор-че-ст-во современных ху-дож-ни-ков. В 1899-1900 годы в Па-ри-же за-ни-мал-ся в ака-де-мии Р. Жю-лиа-на (1900 год), по-зна-ко-мил-ся с твор-че-ст-вом Э. Де-га, Э. Ма-не и В. Ван Го-га; на Все-мир-ной вы-став-ке 1900 года его осо-бый ин-те-рес при-влек-ли не-ев-ро-пей-ские куль-туры (искусство при-ми-ти-ва).

С 1902 года из-брал псев-до-ним по названием род-ной де-рев-ни; в 1903-1916 годы жил пре-имуществено на о. Аль-сен. В 1904-1905 годы по-се-тил Ита-лию; по воз-вра-ще-нии до-мой из-учал ра-бо-ты П. Го-ге-на на его пер-со-наль-ной вы-став-ке в Вис-ма-ре. В Бер-ли-не соз-дал се-рию гра-вюр «Фан-та-зии», от-ме-чен-ных свое-об-ра-зи-ем тех-ни-ки и вы-ра-зи-тель-но-стью ху-дожественного язы-ка. Яр-кий ко-ло-ризм и спон-тан-ность пись-ма его ран-них кар-тин («Вес-на в ком-на-те», 1904 год, фонд Ноль-де, и др.) при-влек-ли вни-ма-ние ху-дож-ни-ков дрез-ден-ско-го объ-е-ди-не-ния «Мост»; в 1906-1907 годы Э.Нольде вхо-дил в это объ-е-ди-не-ние. В 1907 году в Бер-ли-не по-зна-ко-мил-ся с Э. Мун-ком; из-бран членом бер-лин-ско-го Се-цес-сио-на (1908 год), по-сле раз-ры-ва с этим объ-е-ди-не-ни-ем стал од-ним из ор-га-ни-за-то-ров «Но-во-го Се-цес-сио-на» в Бер-ли-не (1910-1912 годы).

С конца 1900-х - начала 1910-х годов пол-но-стью скла-ды-ва-ет-ся не-по-вто-ри-мый твор-че-ский об-лик Э. Нольде как од-но-го из главных пред-ста-ви-те-лей немецкого экс-прес-сио-низ-ма . Пей-за-жи Э. Нольде по-ра-жа-ют свои-ми «цве-то-вы-ми бу-ря-ми», дра-ма-тической на-пря-жён-но-стью ви-де-ния ми-ра («Сад у Бур-хар-да», 1907 год, Вест-фаль-ский му-зей ис-то-рии искусства и куль-ту-ры, Мюн-стер; «Крас-ные и жёл-тые ро-зы», 1907 год, Му-зей Валь-ра-фа-Ри-хар-ца, Кёльн; «Ку-риль-щи-ца си-га-рет», 1907 год, фонд Ноль-де; «Сад цве-тов», 1908 год, Ху-дожесвтенный му-зей, Дюс-сель-дорф).

В се-рии «Осен-ние мо-ря» (I-XIX; 1910-1911 годы) он опе-ри-ру-ет гус-то на-ло-жен-ны-ми пла-ста-ми крас-ных, зе-лё-ных, ос-ле-пи-тель-но бе-лых кра-сок, тре-вож-но вспы-хи-ваю-щих на поч-ти чёр-ном фо-не и соз-даю-щих ощу-ще-ние фан-тас-ма-го-рич-но-сти при-ро-ды (к мор-ским пей-за-жам Э. Нольде бу-дет воз-вра-щать-ся на про-тя-же-нии все-го творческого пу-ти).

Од-но-вре-мен-но в ра-бо-тах, на-ве-ян-ных ноч-ной жиз-нью Бер-ли-на и те-ат-раль-ны-ми по-ста-нов-ка-ми М. Рейн-хард-та («В ноч-ном ка-фе», «За сто-лом с ви-ном», обе 1911 год; «Та-нец сре-ди све-чей», 1912 год, все - фонд Ноль-де), по-яв-ля-ет-ся гро-те-ск-но-фан-та-стическое на-ча-ло, по-лу-чив-шее даль-ней-шее раз-ви-тие в се-рии двух-фи-гур-ных ком-по-зи-ций с пер-со-на-жа-ми-мас-ка-ми («Вои-тель и жен-щи-на», 1913 год; «Принц и на-лож-ни-ца», 1918 год, обе - фонд Ноль-де; «Меч-та-тель», 1919 год, Му-зей Шпрен-гель, Ган-но-вер). В этих кар-ти-нах ху-дож-ник соз-да-ёт гро-те-ск-ную ти-по-ло-гию че-ло-ве-че-ских стра-стей и их столк-но-ве-ний в дра-ма-тических си-туа-ци-ях.

В 1911 году по-се-тил Бель-гию и Ни-дер-лан-ды с це-лью изу-че-ния кар-тин Рем-бранд-та и Ф. Хал-са; по-се-тил Дж. Эн-со-ра. Важ-ней-шее ме-сто в твор-че-ст-ве Э. Нольде 1909-1913 годы за-ни-ма-ет ре-лигиозная те-ма-ти-ка: цикл кар-тин «Тай-ная ве-че-ря» («При-час-тие»; Государственный му-зей ис-кусств, Ко-пен-га-ген), «Трои-ца» (Ста-рая национальная га-ле-рея, Бер-лин) и «По-ру-га-ние Хри-ста» (Му-зей объ-е-ди-не-ния «Мост», Бер-лин; все 1909 год); «Хри-стос и де-ти» (1910 год, Му-зей современного искусства, Нью-Йорк), трип-тих «Ле-ген-да о Ма-рии Еги-пет-ской» (Кун-ст-хал-ле, Гам-бург); 9-ча-ст-ный по-лип-тих «Жизнь Хри-ста» для церкви Ной-кир-хе в Ни-бюл-ле (1911-1912 годы, ны-не - в фон-де Ноль-де) - од-но из са-мых зна-чительных его про-из-ве-де-ний, в ко-то-ром еван-гель-ские об-ра-зы, па-ра-док-саль-но со-че-таю-щие гру-бую пер-во-здан-ность с ост-рой гро-те-ск-но-стью, на-де-ле-ны не-ис-то-вой си-лой эмо-ций - от ра-до-ст-но-го оза-ре-ния до бо-ли и стра-да-ния, а па-те-тическая си-ла кра-сок до-сти-га-ет сво-его апо-гея.

В 1913-1914 годы Э. Нольде со-вер-шил пу-те-ше-ст-вие в Но-вую Гви-нею (че-рез Рос-сию, Ки-тай, Ко-рею, Япо-нию, Фи-лип-пи-ны) в со-ста-ве эт-но-гра-фических экс-пе-ди-ции. Бо-га-тые впе-чат-ле-ния от зна-ком-ст-ва с эк-зо-ти-кой Вос-то-ка, куль-ту-рой и бы-том на-ро-дов Океа-нии вы-ра-зи-лись в его мно-го-численных ра-бо-тах («Тро-пи-че-ское солн-це», «Се-мья», обе - фонд Ноль-де; «Тро-пи-че-ский лес», там же и Гор. Кун-ст-хал-ле, Би-ле-фельд, все 1914 год; «На-тюр-морт», 1915 год, фонд Ноль-де). По воз-вра-ще-нии Э. Нольде с 1916 года по-се-лил-ся в до-ме «Утен-варф», не-да-ле-ко от род-ной де-рев-ни, с 1927 года до кон-ца жиз-ни жил в до-ме, по-стро-ен-ном по собств. про-ек-ту в Зе-бюл-ле, вре-мя от вре-ме-ни со-вер-шая по-езд-ки в ев-ропейские стра-ны (Ве-ли-ко-бри-та-нию, Фран-цию, Ита-лию, Швей-ца-рию; в Ис-па-нии изу-чал кар-ти-ны Д. Ве-ла-ске-са и Ф. Гойи и соз-дал боль-шое ко-ли-че-ст-во ак-ва-ре-лей).

В 1920-1930-е годы Э. Нольде про-дол-жал ра-бо-тать над ра-нее сло-жив-шим-ся те-ма-тическим ре-пер-туа-ром: северные пей-за-жи и ви-ды южных мо-рей («Мо-ре», 1930 год, га-ле-рея Тейт, Лон-дон), ти-пы-мас-ки, ком-по-зи-ции на ре-лигиозные сю-же-ты. Его жи-во-пис-ная кон-цеп-ция не ме-ня-ет-ся, но фор-мы ста-но-вят-ся бо-лее обоб-щён-ны-ми, фи-гу-ры стя-ги-ва-ют-ся в плот-ную ком-по-зицию («Ис-ку-ше-ние Ио-си-фа», 1921 год; «Иу-да у пер-во-свя-щен-ни-ков», 1922 год, обе - фонд Ноль-де). Ра-бо-тал так-же в тех-ни-ках ли-то-гра-фии («Ка-фе-шан-тан III», 1907 год, «Тан-цов-щи-ца», 1913 год, и др.) и гра-вю-ры на де-ре-ве [в т. ч. «Про-рок» (1912 год; см. иллюстрацию к статье Кси-ло-гра-фия), «Мо-ло-дая па-ра» (1917 год)].

Дис-кре-ди-та-ция при-шед-ши-ми к вла-сти в Гер-ма-нии на-цио-нал-со-циа-ли-ста-ми со-вре-мен-но-го («вы-ро-див-ше-го-ся») искусства бы-ла на-прав-ле-на пре-ж-де все-го про-тив Э. Нольде и Э. Бар-ла-ха. В 1937 гдоу вла-стя-ми бы-ли кон-фи-ско-ва-ны из му-зе-ев 1052 его ра-боты (часть со-жже-на). На мюн-хен-ской вы-став-ке «Де-ге-не-ра-тив-но-го ис-кус-ст-ва» (1937 год) бы-ло пред-став-ле-но 29 кар-тин Э. Нольде; в 1940 году большая часть ра-бот в его мас-тер-ской так-же бы-ла изъ-я-та, ху-дож-ни-ку бы-ло за-пре-ще-но за-ни-мать-ся твор-че-ст-вом. Э. Нольде от-ка-зал-ся эмиг-ри-ро-вать; в 1941 году был ис-клю-чён из Им-пер-ской па-ла-ты ис-кусств. Ху-дож-ник про-дол-жал ра-бо-тать втай-не; около 1 тыс. не-боль-ших ак-ва-ре-лей, соз-дан-ных им до кон-ца вой-ны, по-лу-чи-ли назв. «не-на-пи-сан-ных кар-тин». Ра-бо-тая пре-имущественно на по-рис-той бу-ма-ге, пред-ва-ри-тель-но ув-лаж-нён-ной, он вир-ту-оз-но ис-поль-зо-вал бо-га-тые воз-мож-но-сти ак-ва-ре-ли. Под его ки-стью спон-тан-но воз-ни-ка-ли ту-ман-ные, вол-ную-щие пей-за-жи, рас-пус-каю-щие-ся цве-ты, за-дум-чи-вые или смею-щие-ся ли-ца, фи-гу-ры за-га-доч-ных, фан-та-стических пер-со-на-жей. Слу-чай-ные на-плы-вы и сгу-ще-ния крас-ки в со-еди-не-нии с це-ле-на-прав-лен-ны-ми маз-ка-ми при-да-ют фор-ме осо-бую суг-ге-стив-ную вы-ра-зи-тель-ность («Не-рав-ная па-ра», «Муж-чи-ны и жен-щи-ны», «Го-ря-щая кре-пость», «Мо-ре и крас-ное солн-це», все - фонд Ноль-де). По-сле окон-ча-ния вой-ны по мо-ти-вам «не-на-пи-сан-ных кар-тин» Э. Нольде на-пи-сал свыше 100 по-ло-тен. По его за-ве-ща-нию, в Зе-бюл-ле в 1957 году ос-но-ван му-зей - фонд Ады (же-ны ху-дож-ни-ка) и Эми-ля Ноль-де.

Сочинения:

Briefe aus den Jahren 1894-1926 / Hrsg. M. Sauerlandt. B., 1927. Hamb., 1967;

Das eigene Le-ben, 1867-1902. 8. Aufl. Köln, 2002;

Jahre der Kämpfe, 1902-1914. 7. Aufl. Köln, 2002;

Welt und Heimat, 1913-1918. 4. Aufl. Köln, 2002;

Reisen, Ächtung, Befreiung, 1919-1946. 6. Aufl. Köln, 2002;

Mein Leben. 2. Aufl. Köln, 2008.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.