Белые ночи. Белые ночи в Питере – удивительное зрелище Даниил Гранин "Неизвестный человек"

Александр Куприн "Штабс-капитан Рыбников":

"Было не светло и не темно. Стояла теплая, белая, прозрачная ночь с её нежными переливчатыми красками, с перламутровой водой в тихих каналах, чётко отражавших серый камень набережной и неподвижную зелень деревьев, с бледным, точно утомленным бессонницей небом и со спящими облаками на небе, длинными, тонкими, пушистыми, как клочья растрёпанной ваты".

Или вот он же в "Блондель":

"На берегу Невы мы сидим в лёгком, качающемся поплавке-ресторанчике и едим раков в ожидании скромного ужина. Десять с половиной часов вечера, но ещё совсем светло. Стоят длительные, томные, бессонные белые ночи - слава и мука Петербурга".

Даниил Гранин "Неизвестный человек":

"...И тут вдруг он перестал слышать, что говорит Усанков. Басовитый раскатистый голос отдалился, неразличимо вошёл в звук работающего мотора. Произошло это, когда они свернули на Фонтанку, въехали в белую ночь. Оказывается, в городе уже наступили белые ночи. Между гранитными стенами набережных покоилась сияющая полоса воды, она была светлее, чем небо. Вода была серебряно-гладкой, неподвижной, от неё шёл свет. На набережных никого. Теплынь. Всё замерло, только на мостах бесшумно перемигивались светофоры".

Ю.Слепухин. "Киммерийское лето. Южный Крест":

"Время не гасило воспоминаний. Оно уплотняло их, сжимая в цепочку образов, и каждый такой образ постепенно разрастался, вбирал в себя все сопутствующее, становился символом. Так образом-символом Ленинграда стала картина белой ночи. Не какой-то одной, определенной, - ночей вообще, многих, слившихся в его памяти в одну: безлюдная набережная, широкие воды за низким гранитом парапета и мостовой пролет, исполинским крылом взнесенный в пустое, прозрачное, обесцвеченное близким рассветом небо.

(...) А в Питере сейчас белые ночи. Он посмотрел на часы, было четверть девятого. Это что ж, третий пополуночи? Пожалуй, какие-то мосты уже развели. Он начал вспоминать, в котором часу разводят Литейный, Дворцовый, Кировский; картина стояла в памяти четко, словно он видел это только вчера: негаснущая заря над Петропавловкой, мокрый пустой асфальт, широкая, того же цвета, что и небо, розоватая гладь реки..."

Мамин-Сибиряк "Черты из жизни Пепко":

"Красота вообще - вещь слишком условная, а красота типичная - величина определённая. Северные
сумерки и рассветы с их шёлковым небом, молочной мглой и трепетным полуосвещением, северные белые ночи, кровавые зори, когда в июне утро с вечером сходится, - все это было наше родное, от чего ноет и горит огнём русская душа... "

Дымов Ф.Я. "Благополучная планета":
.

"- Харьков попросил разрешения Всемирного Совета на организацию у себя белых ночей, - ни к кому особенно не обращаясь, сказал Стас. Багир обиделся на харьковчан. Ладно, будьте патриотами своего города, но не завидуйте другим! Не жаль энергии для поддержания где-то долгой зари, жаль Ленинграда, у которого, независимо от нынешнего решения Совета, могут когда-нибудь отнять неповторимые пушкинские белые ночи. Или, скажем, так: не отнять, а скопировать, разбавить повторением. Но всё равно обидно. Нельзя множить диво, нельзя ставить чудо на поток. Точно так же никому нельзя навязывать даже праздник".

Л.Соболев. "Морская душа". Рассказы:

"Пора было спуститься поужинать, но старший лейтенант оставался на мостике, вглядываясь в дымчатый горизонт балтийской белой ночи. Высокий светлый купол неба, где мягко смешивались нежные тона, легко и невесомо опирался на гладкую штилевую воду. Она светилась розовыми отблесками. Солнце, зайдя, пробиралось под самым горизонтом, готовое вновь подняться, и просторное бледное зарево стояло над морем, охватив всю северную часть неба. Только на юге сгущалась над берегом неясная фиолетовая дымка. Наступала самая короткая ночь в году, ночь на двадцать второе июня...

Солнце уже встало над морем, и вся таинственная невнятность белой ночи давно исчезла. Трезвая и ясная бежала за бортами вода, ясно и прозрачно было голубое небо. Блестела на мостике краска, и ярко трепетали на быстром ходу цветные флажки флюгарки. Начинался день, первый день войны, и в мыслях, во всем существе была та же ясность, трезвость и прозрачность".

Александр Чаковский. "Блокада":

"Они проезжали мимо лесов и рощиц, мимо одиноко стоящих крестьянских домов с плотно прикрытыми ставнями или занавешенными изнутри окнами, и все это - леса, и рощи, и дома, и колодцы со вздернутыми над ними журавлями, - облитое призрачным светом белой ночи, казалось врезанным чьей-то властной и сильной рукой в белесый неподвижный полумрак, ощущающийся как нечто вещественное, материальное, сливающий воедино и землю и небо. И чем больше Звягинцев вглядывался во все, мимо чего они проезжали, тем более невероятной казалась ему мысль, что сюда может дойти враг".

Е. Богданов. "Лодейный кормщик":

"После наглухо закрытой душной и промозглой каюты, в которой пахло чем-то прелым, чужеземным, он с удовольствием вдохнул свежего воздуха, глянул на небо. На западе в редких, волокнистых, как чесаный лен, облаках раскаленными грядками дотлевали отблески заката. Солнце упряталось за горизонт ненадолго, для того чтобы тотчас начать подниматься снова. Июньские белые ночи на Двине коротки, как размах крылышков кулика".

Александр Щёголев "Ночь, придуманная кем-то":

"У нас ведь, начиная с мая, вечера практически отменяются, а в июне и ночи тоже. Это называется "белые ночи" - ну, когда закат в полночь, небо чуть-чуть потемнеет ради приличия, и всё - в пять утра восход. Помню, прошлым летом мы с мамой провожали одного родственника с Финляндского вокзала, так вот, вместо того, чтобы обратно на автобусе ехать, мы попёрлись пешком. Маму одолело что-то поэтическое, и она решила мне показать "это
незабываемое явление". Интересно, конечно. Белая ночь - в самом деле явление. Темноту будто ветром приносит на пару часов и уносит. Да и какая там темнота! Курам на смех, читать запросто можно, если глаз не жалко. До сих пор картинка перед глазами стоит: вокруг ночь, но серое небо быстро краснеет, краснеет, потом облака светиться начинают, и вдруг уже утро. Мы тогда почти всю Неву прошагали - смотрели, как мосты разводятся, удивлялись,
как много людей на улицах..."

В повести Достоевского «Белые ночи» рассказывается о двух молодых людях, страдающих от неразделенной любви. Главные герои «Белых ночей» – мечтатель и Настенька, которые познакомились в период белых ночей Петербурга, и стали по-дружески встречаться. Мечтатель влюбился в девушку, а Настенька рассказывает ему о своей любви к другому человеку. Мечтатель молча любит девушку, мечтая о ее любви. Произведение писателя написано в жанре сентиментализма и натурализма, в «Белых ночах» герои социальны, они принадлежат к когорте маленьких людей, зависящих от причин и обстоятельств.

Характеристика героев «Белые ночи»

Главные герои

Мечтатель

Молодой петербуржец, около 30-ти лет. Имеет хорошее образование, служит, видимо, в какой - то мелкой конторе, так как жалование у него очень низкое. Это настоящий «маленький человек» – ничем не интересуется, ни к чему не стремится, мечтателя все устраивает, даже паутина в углах комнаты не мешает. Он незаметный и ненужный человек. Вся его жизнь превратилась в сплошные мечты, он не способен на действия, предпочитая находиться в постоянных грезах, в своем маленьком, призрачном мире.

Настенька

Является полной противоположностью главного героя рассказа. Ей 17 лет, это жизнерадостная, бойкая девушка, в отличие от мечтателя, трезво смотрит на жизнь. Она живет под строгим надзором, и всеми силами пытается вырваться из этой скучной и однообразной жизни. Ее планы заходят далеко вперед, она для себя сама ставит цель, и устремленно движется к ней. Когда у них появился новый жилец, молодой человек, Настя все силы устремляет на него. Видя его нерешительность, она собирает свои вещи, и сама идет к нему. После его отъезда, ждет его, когда жилец не отвечает на ее письма, она согласна выйти замуж за другого.

Новый жилец

Молодой человек, симпатичный, не торгуясь, снял комнату в доме Настеньки. Увидев, как скучно живется молодой девушке, он предлагает ей книги для чтения, несколько раз приглашает вместе с бабушкой в театр. Он ведет себя тактично и деликатно, не представляет, что на него открыта охота. Когда он собрался уезжать в Москву, Настя пришла к нему с вещами, поставив перед фактом, и не оставляя выбора. Обещает вернуться через год, и, если Настя не передумает, женится на ней.

Второстепенные персонажи

Бабушка

Старая, слепая женщина. Когда-то была богатой дамой, а теперь живет тем, что сдает комнату жильцам. С малых лет воспитывает Настеньку, оставшуюся сиротой. Научила внучку французскому языку, чтобы она стала образованной, нанимала ей учителей. Старается, чтобы внучка выросла добродетельной и высоконравственной девушкой. Не позволяет ей уходить из дома, читать безнравственную литературу. Заботясь о ее будущем, мечтает сдать комнату молодому, достойному человеку.

Господин во фраке

Искатель приключений, мужчина солидного возраста. Бродил по городу, видимо, с целью поразвлечься. Увидел одинокую девушку, находившуюся на улице в такой поздний час, и решил попытать счастья. Ему помешал мечтатель, который случайно оказался поблизости, с увесистой палкой в руках. Недоволен таким исходом дела, громко возмущается. Господин во фраке стал причиной знакомства молодых людей.

Матрена

Служанка мечтателя, пожилая, неряшливая женщина. Занимается хозяйством в квартире молодого человека.

Фекла

Домработница в доме бабушки Насти, глухая женщина.

В этом списке дано краткое описание персонажей и характеристика героев из повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи», которая может быть использована для написания сочинения на уроках литературы.

Тест по произведению

Как только не называют жители и гости России Санкт-Петербург - Северная столица, Венеция, Пальмира. Этот удивительный город с первого дня знакомства влюбляет в себя приезжих, а его жители по праву гордятся тем, что живут здесь. Огромное количество архитектурных и исторических памятников, знаменитая и разводные мосты на ней - это совсем не полный список достопримечательностей, которыми знаменит Питер.

Белые ночи - это главное событие, очаровывающее своей необычайной красотой не только но и манящее гостей в Северную столицу. По правде сказать, такое явление наблюдается не только в Санкт-Петербурге, например, в Волгограде, есть одна такая ночь, в Архангельске - 77, а недалеко от бухты Тикси так вообще светло на протяжении 2,5 месяцев, но именно этому городу суждено было очаровать многих поэтов и писателей, посвятивших ему свои лучшие произведения.

Официально принято считать, что в Питере начитаются 11 июня и заканчиваются в первых числах июля, но на самом деле светлеть уже начинает с 26 мая, а по-настоящему ночь вступит в свои права где-то в середине лета. Многие питерцы отмечают, что светлее всего 21 июня, то есть в Как бы там ни было, но именно в конце мая в начинают съезжаться туристы не только с соседних государств, но и с дальнего зарубежья.

Белые ночи в Питере дарят незабываемые ощущения. Когда на часах уже глубоко за полночь, а на улице светло, на душе становится хорошо и радостно. В такое время даже спать не хочется, туристы часами бродят по городу, любуясь памятниками архитектуры. Самым главным местом, привлекающим всех влюбленных и романтиков, считается набережная. Многие стоят целую ночь, любуясь Невой и наблюдая, как вечером разводят, а на рассвете сводят мосты. Это зрелище прекрасно само по себе, но особенного шарма ему добавляют именно белые ночи.

Питер знаменит еще и многочисленными праздниками и фестивалями, проходящими здесь в это время. Гости и жители Северной столицы могут стать участниками празднования дня выпускников школ «Алые паруса», а также Дня основания города. На и можно посетить концерты, а также полюбоваться светопиротехническим мультимедийным шоу. Ежегодно посмотреть на белые ночи в Питере приезжает около 3 миллионов туристов. Бал «Алые паруса» так вообще считается значимым мероприятием и проводится всегда на высоком уровне, его еще называют визитной карточкой города.

Санкт-Петербург - это уникальное место, знаменательное многими достопримечательностями и великими событиями. Если очень хочется познакомиться с российской Венецией, то уж лучше всего ехать в начале лета, чтобы застать белые ночи. В Питере в это время очень красиво и романтично. Хоть в темное время суток и не так светло, как днем, но фотографировать понравившиеся объекты можно и без вспышки. Ночи представляют собой что-то среднее между вечерними сумерками и рассветом, что наполняет их неповторимой романтикой и загадочностью. Кто хоть раз стал свидетелем этого удивительного явления, тот будет с теплотой вспоминать о времени, проведенном в Санкт-Петербурге.

Что же, если кто-то думает, что белые ночи – исключительная привилегия российской северной столицы, то заблуждение это исключительно на СМИ. Белые ночи удивительны, но это атмосферное явление, повторяющееся ежегодно, и наблюдать его можно во многих городах России, а также на всей территории Исландии, Гренландии, Финляндии, в некоторых приполярных областях Швеции, Дании, Норвегии, Эстонии, Канады, Великобритании и Аляски. Зона белых ночей начинается на 49°сш. Здесь наблюдается всего лишь одна белая ночь в году. Чем дальше на север, тем ярче становятся ночи и тем длительней период их наблюдения.

Белые ночи – удивительный феномен, которой специалисты довольно сухо именуют гражданскими сумерками. А, собственно, сумерки? Это некоторая часть суток - в зависимости от того, о каких сумерках утренних или вечерних идет речь - когда Солнца уже или еще не видно, поскольку оно находится ниже линии горизонта. В это время поверхность Земли освещается солнечными лучами, которые частично рассеиваются верхними атмосферными слоями, а частично ими отражаются.

Если считать, что ночь – это период минимальной освещенности земной поверхности, то сумерки – время неполной ее освещенности. Таким образом, белые ночи – это плавное перетекание сумерек вечерних в сумерки утренние, минуя период минимальной освещенности, т.е. ночь, совсем, как писал об этом А.С.Пушкин.

Но почему сумерки именно «гражданские»? Дело в том, что специалисты выделяют несколько градаций сумерек, в зависимости от положения Солнца относительно горизонта. Все отличие состоит в значении угла, образованного линией горизонта и центром солнечного диска. Гражданские сумерки – самый светлый «сумеречный» период - время между видимым заходом Солнца и моментом, когда угол между горизонтом и солнечным центром составит 6°. Существуют еще навигационные – угол от 6° до 12° и астрономические сумерки – угол от 12° до 18°. Когда значение данного угла превысит 18° «сумеречный» период закончится и наступит ночь.

Поскольку с атмосферными процессами все более или менее ясно, вопрос может быть поставлен более глобально. Почему в определенные периоды времени Солнце погружается за линию горизонта всего лишь на несколько градусов? Чем обусловлено возникновение белых ночей с астрономической точки зрения?

Краткий курс астрономии

Курс астрономии средней школы предусматривает знакомство с материалом на вполне достаточном уровне. Т.е., человек, закончивший школу вполне способен понять, как все происходит с вселенской точки зрения.

Во-первых, земная ось, как, впрочем, и оси всех остальных планет, находятся под углом к плоскости движения планеты вокруг Солнца, т.е. к плоскости эклиптики. Изменение значения данного угла происходит в течение столь длительного промежутка времени – 26 000 лет - что, в данном конкретном случае может не учитываться.

Во-вторых, при движении по орбите, в некоторые вполне определенные промежутки времени, Земля относительно Солнца располагается так, что на один из ее полюсов лучи светила падают практически вертикально. В данном конкретном месте Солнце стоит в зените в дней – наблюдается полярный день. Несколько дальше к югу угол падения солнечных лучей относительно земной поверхности меняется. Солнце погружается за линию горизонта, но столь незначительно, что вечерние сумерки плавно перетекают в утренние, минуя период минимальной освещенности земной поверхности. Это и есть белые ночи.

На обращенном к Солнцу полушарии царит лето. Чем дальше на юг, тем темнее и продолжительнее ночи. Другое полушарие в этот период переживает прелести зимы, поскольку «скользящие» по поверхности планеты лучи слабо ее нагревают.

В конце этого краткого курса следует заметить, что белые ночи вовсе не являются исключительной привилегией Северного полушария. Те же явления наблюдаются и в Южном полушарии. Просто зона белых ночей Южного полушария приходится на просторы Мирового океана и наблюдать красоты явления могут разве что моряки.

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Языковые особенности в произведении

Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения . Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?

Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.