Бдт история здания. Большой драматический театр. Г. А. Товстоногов

В пятницу в Каменноостровском театре Санкт-Петербурга прошел сбор труппы Большого драматического театра имени , на котором было объявлено имя нового руководителя БДТ. Им стал режиссер Андрей .

«Кандидатура Андрея Могучего согласована с художественным советом театра», — буднично представил нового руководителя министр культуры .

«Есть ощущение, что начинается новый этап. Новый режиссер приходит — дай бог, чтобы это было на пользу людям, чтобы зрителю нравилось, для этого мы и делаем спектакли», — сказал артист «Газете.Ru». Штиль считает, что единая сцена для БДТ и Александринки станет «соревнованием двух школ в хорошем смысле», но менять что-либо в БДТ надо осторожно, с оглядкой на традиции.

Могучий — петербуржец, ему 51 год, неоднократный лауреат премии «Золотая маска», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Об Андрее Могучем заговорили в начале 90-х, когда появился созданный им Формальный театр, объединивший вокруг себя молодых актеров, музыкантов, художников, ищущих новые формы искусства.

Первой известной работой Могучего стала постановка пьесы «Лысая певица» . С Формальным театром режиссер объездил всю Европу, участвовал в фестивалях десятка стран, после чего поставил несколько спектаклей в «Балтийском доме», синтезируя современное и традиционное искусство. За «Школу дураков» Могучий получил главную театральную премию Петербурга «Золотой софит» и Гран-при Эдинбургского фестиваля. В 2004 году стал режиссером-постановщиком Александринского театра. Здесь Могучий прославился пьесой «Петербург» по произведению . Этот спектакль играли в белые ночи во дворе и в музейных залах Михайловского замка: Могучему свойственны эксперименты, пространственно расширяющие театральную сцену («Лысую певицу» он показал зрителям в спальном районе Ленинграда, на фоне реальных новостроек, а « » — на Соборной площади Кремля). На большой сцене Александринки режиссер поставил спектакли «Иваны», «Изотов», «Счастье». Молодежь и артисты старшего поколения играли в них бок о бок.

«Могучий делает технологически и визуально сложные постановки, близкие к направлению, называемому «театр художника», — говорит театральный критик , — в его последних вещах он работает с видеопроекцией на невиданном прежде уровне».

Андрею Могучему предстоит подготовить театр к возвращению в капитально отреставрированное здание БДТ на набережной Фонтанки (планируется, что реконструкция завершится осенью).

Сейчас коллектив Большого драматического выступает на сценах Каменноостровского театра и ДК им. Горького.

Отметим, что, по слухам, Могучий согласился возглавить БДТ только при условии, что Минкульт предоставит ему абсолютную административную и творческую власть, в частности право самолично формировать труппу.

Последний раз таким полновластным хозяином БДТ был Георгий Товстоногов.

«Когда самого Товстоногова назначали в БДТ, а Любимова — на Таганку, это, видимо, выглядело не менее революционно», — сказал Берман, добавив, что считает Могучего сильным лидером, который наверняка завоюет уважение артистов театра и будет способен противостоять консерваторам внутри труппы, считающим себя хранителями «наследия великого Товстоногова».

Примечательно, что в нынешней труппе БДТ много актеров, работавших с Товстоноговым. Это народные артисты СССР Олег Басилашвили и , народные артисты России , Георгий Штиль, заслуженный артист России . Как они примут нового худрука — пока неясно. Например, в кулуарах театра корреспондент «Газеты.Ru» случайно подслушал и такое мнение:

«Могучий — это же театр абсурда, у него по сцене будут вверх ногами ходить голые люди, а в публику будут стрелять бумажными шариками из резиновых пулеметов. Вы в таком спектакле Басилашвили или Крючкову видите?»

Дом графа А. С. Апраксина -

Малый театр - необарокко

наб. р. Фонтанки, 65

Пам. арх. (федеральн.)

1878 - арх. Фонтана Людвиг Францевич

Театр А. С. Суворина

1901-1902 - арх.(АХ) Гаммерштедт Александр Карлович - реконструкция

Академический Большой драматический театр им. Товстоногова

2011-2014 - реконструкция и реставрация

КБ ВиПС (КБ Высотных и подземных сооружений) - проект

Заказчик - ФГУ Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации

Здание театра, соединяющее стилевые элементы барокко и ренессанса, построено графом А. С. Апраксиным (1878, арх. Л. Ф. Фонтана) и сдано в аренду Дирекции Императорских театров как вспомогательная сцена для выступлений Александринского театра. В 1880-90-х гг. театр арендовали различные антрепренеры для драматических и опереточных спектаклей. Здесь выступали: Е. Н. Горева, М. Т. Иванов-Козельский, Э. Росси, Э. Дузе, С. Бернар, Ж. Муне-Сюлли и др. В 1901 г. здание было уничтожено пожаром, но вскоре восстановлено.

В 1895-1917 в здании работал театр литературно-художественного общества, известный как Малый или Суворинский, по имени председателя об-ва, фактического владельца театра А. С. Суворина. Создан в 1895 как частный театр Литературно-артистического кружка (с 1899 ...общество). После смерти Суворина с 1912 г. назывался - Театр А. С. Суворина. Руководители театра делали ставку на приглашение известных актеров, постановки модных и новых пьес. Театр открыл русской публике имя М. Метерлинка, пьесы Э. Ростана. Стимулируя развитие современной отечественной драматургии, театр проводил ежегодные конкурсы новых пьес.

В 1918-1920 работал Еврейский камерный театр-студия.

В 1919-1920 - Малый драм. театр.

Скорее всего, нет в Санкт-Петербурге человека, который бы не знал Большой Драматический Театр им. Г.А. Товстоногова. БДТ открылся в 1918 году при непосредственном участии Максима Горького и Александра Блока. И сегодня зеленое здание театра на Фонтанке является визитной карточкой города. А зрители со всей страны приходят сюда, чтобы посмотреть спектакли с великолепными Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили и другими актерами.

Здание театра

Рассказывать о труппе и спектаклях нет смысла: имя театра известно во всем мире, а сами спектакли нужно просто идти и смотреть. Но отдельного внимания заслуживает и само здание театра. Построено оно было еще в 70-е годы XIX века по проекту архитектора Людвига Фонтана. Вскоре здание было передано Дирекции Императорских театров и там открылся Императорский Малый театр.

После того, как Дирекция перестала арендовать театр, владельцы земли, на которой он был построен, предоставили его антерпренерам.

После революции 1917 года здание театра было национализировано, и с 1920 года в нем стала работать труппа БДТ.

Реконструкция театра

К 2011 году здание изрядно обветшало, а сценическое оборудование устарело. Поэтому в 2011 году театр закрылся на реставрацию на три года. Спектакли проходили на других площадках, а сам театр в это время преображался!

В ходе реконструкции мастера отремонтировали и заменили сценическое и постановочное оборудование, полностью отреставрировали фасады здания, зрительный зал, художественные элементы интерьера, репетиционные помещения театра.

Главный режиссер театра настоял на том, чтобы в основном зале появилась современная сцена-трансформер, новое световое и звуковое оборудование. На Основной сцене появился обновленный занавес. Зал вмещает в себя 750 зрителей (есть также Малая сцена, рассчитанная на 70 человек).

Детально и скрупулезно были отреставрированы элементы внутренней отделки: великолепное фойе с трехмаршевой белой парадной лестницей и изображением колесницы Аполлона, живописный плафон художника Анжело Гуджиари 1902 года и т.д.

При обновлении фасадов здания была задействована современная тяжелая техника, способная работать в стесненных обстоятельствах. Компания ООО «ЮТИС», предоставившая театру автокран в аренду в Санкт-Петербурге , порекомендовала остановиться на кране «Кобелко». Оператор крана осуществлял подачу кровельных материалов на вылете стрелы 30 метров. Работа с театром БДТ — один из сложных и ответственных проектов, к успешной реализации которых в компании «ЮТИС» относятся с гордостью.

Кроме того, в здании театра отреставрировали кабинет Георгия Товстоногова, гримерку Кирилла Лаврова, работавшего в этом театре, и известную «гримерку номер 9» — в ней на потолке оставили свои подписи более 300 знаменитостей!

В 2014 году Большой Драматический Театр открылся после реконструкции и вот уже третий год радует гостей обновленными интерьерами.

О сенью 1918 года в Петрограде по инициативе писателя Максима Горького, поэта Александра Блока и актрисы МХТ Марии Андреевой был основан Большой драматический театр. Репертуарную политику театра определил его первый художественный руководитель, Александр Блок: «Большой драматический театр есть, по замыслу своему, театр высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии». Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства»: Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева – первых сценографов театра.

15 февраля 1919 года состоялась премьера: трагедию Ф. Шиллера «Дон Карлос» поставил режиссер Андрей Лаврентьев. Среди режиссеров БДТ следующих лет: ученик Мейерхольда Константин Тверской, ученик Немировича-Данченко Николай Петров, художник-мирискусник Александр Бенуа, знаменитый Чапаев из одноименного фильма – актер Борис Бабочкин. С 1932 по 1992 год БДТ носил имя своего основателя, Максима Горького.

В 1956 главным режиссером и художественным руководителем театра был назначен Георгий Товстоногов. При нем БДТ стал авторским режиссерским театром, известным на весь мир, лучшей драматической сценой СССР. В спектаклях Товстоногова играли Татьяна Доронина и Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский и Зинаида Шарко, Евгений Лебедев и Валентина Ковель, Олег Басилашвили и Светлана Крючкова, Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Олег Борисов, Николай Трофимов, Ефим Копелян, Кирилл Лавров и многие другие замечательные актеры. В те годы театр очень много гастролировал. В ситуации противостояния двух политических систем, режима «железного занавеса», БДТ был культурным связующим звеном между Востоком и Западом. После смерти Товстоногова в 1989 году художественное руководство принял народный артист СССР Кирилл Лавров, после него – режиссер Темур Чхеидзе. С 1992 года театр стал носить имя Георгия Александровича Товстоногова.

В 2013 году художественным руководителем БДТ стал режиссер Андрей Могучий, один из лидеров театрального авангарда. Под руководством Могучего БДТ вновь обрел признание публики и критиков, стал одним из главных театральных ньюсмейкеров страны. В декабре 2015 года театр отмечен экспертами российской Ассоциации театральных критиков «За выстраивание новой художественной стратегии Большого драматического театра».

Творческое кредо БДТ – открытый диалог на темы, актуальные для современного общества. Каждый спектакль, каждый проект нового БДТ обращается к проблемам человека своего времени.

В постановках Большого драматического театра задействованы артисты всех поколений труппы – от совсем молодых актеров стажерской группы до ведущих мастеров сцены, таких как народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, народный артист России и Украины Валерий Ивченко, народные артистки России Светлана Крючкова, Ируте Венгалите, Марина Игнатова, Елена Попова, народные артисты России Геннадий Богачев, Валерий Дегтярь, заслуженные артисты России Анатолий Петров, Василий Реутов, Андрей Шарков, заслуженная артистка России Мария Лаврова и другие. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».

С 2013 года в БДТ имени Г. А. Товстоногова существует масштабная образовательная программа «Эпоха просвещения». Это лекции, концерты, выставки, круглые столы, посвященные актуальным творческим вопросам, встречи с людьми, которые создают современный театр, а также экскурсии по музею и за кулисы театра, авторские программы, посвященные истории БДТ. Важным направлением «Эпохи просвещения» является «Педагогическая лаборатория БДТ» – режиссеры, актеры, театральные критики и педагоги обучают преподавателей средних школ и детских садов Санкт-Петербурга внедрению современного театрального языка и сценических приемов в школьную образовательную программу. В 2015 году БДТ стал первым русским репертуарным драматическим театром, в афишу которого на постоянной основе включен инклюзивный спектакль «Язык птиц», созданный совместно с Центром творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Наряду с профессиональными актерами в этом спектакле играют люди с расстройством аутического спектра.

У Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65, возведенном в 1878 году архитектором Людвигом Фонтана по заказу графа Антона Апраксина. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра, старейшего сохранившегося деревянного театра России, построенного архитектором Смарагдом Шустовым по распоряжению императора Николая I в 1827 году. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее пяти премьер и более 350 спектаклей.

Который был одним из первых, основанных после Октябрьской революции. В разные годы там служили и служат прославленные режиссёры и актёры. БДТ считается одним из самых красивых театров мира.

История рождения театра

Большой драматический театр им. Товстоногова был открыт 15 февраля 1919 года. По причине отсутствия собственного здания труппа давала представления в Консерватории. Помещение не отапливалось, было очень холодно, но каждый вечер залы были полными.

Идея организовать театр принадлежит М. Горькому. Поддержала его - комиссар театров и зрелищ. Также к основателям относится художник А. Бенуа.

Художественный совет, который возглавлял М. Горький, принял решение пригласить на должности режиссёров А. Лаврентьева и Н. Арбатова. Актёр Н. Монахов был назначен завтруппой и занимался подбором артистов. Музыкальными руководителями театра стали А. Гаук и Ю. Шапорин. Труппа была собрана из выдающихся артистов, которые являлись ведущими актёрами других театров, и был среди них Ю. Юрьев - звезда немного кино.

Собственное здание БДТ получил в 1920 году и по сей день не меняет своего местоположения.

До Товстоногова

С весны 1919 года председателем худсовета театра был А. Блок. Большой драматический театр им. Товстоногова в первые годы существования демонстрировал спектакли, которые соответствовали замыслу его создателей, желавших видеть в нём революционную программу - репертуар был героического и социального характера. На сцене шли постановки по произведениям Ф. Шиллера, В. Гюго, У. Шекспира, поскольку советская драматургия ещё не получила своего развития. Во многом лицо театра определяли его художники. В их число входил и знаменитый Как утверждала актриса Н. Лежен, игравшая в театре в ту пору, на сцене не использовалась бутафория, вещи были настоящими: мебель заимствовалась из богатых домов. Даже костюмы были подлинными. В 1925 году был поставлен спектакль «Заговор императрицы». Роль Вырубовой играла Н. Лежен и в спектакле она надевала платье, которое действительно принадлежало её героине, существовавшей в реальности. Большое значение придавалось музыке, с театром сотрудничали Б. Асафьев, Ю. Шапорин, И. Вышнеградский.

С 1921 по 1923 годы в театре произошли большие перемены. Те, кто стоял у его истоков: М. Горький и М. Андреева - уехали из России. А. Блок скончался. Некоторые актёры вернулись в театры, где служили до приглашения в БДТ. Главный режиссёр А. Лаврентьев оставил пост в 1921 году, но через два года вернулся и до 1929 года занимал эту должность. Покинул театр художник А. Бенуа. На их места пришли другие люди, которые привнесли что-то новое, расширили репертуар пьесами отечественных и зарубежных драматургов той эпохи.

С 1929 по 1935 годы главным режиссёром был К. Тверской - ученик В. Мейерхольда. С тех пор количество новых постановок по классическим произведениям снизилось. И за весь период руководства К. Тверского было поставлено две новых классических пьесы. Предпочтение отдавалось произведениям современных авторов: Ю. Олеши, Н. Погодина, А. Файко, Л. Славина.

В 1932 году театру было присвоено имя одного из его основателей, он стал называться «имени Горького». Тогда в репертуар вошли некоторые произведения писателя.

Театр в 1935-1955 годы

Было время, когда Большой драматический театр им. Товстоногова переживал творческий кризис. Такой период длился 20 лет - с 1935 по 1955 годы. Это время можно назвать кризисом режиссуры, поскольку талантливые режиссёры появлялись и заявляли о себе интересными постановками, но надолго не задерживались и покидали театр (не всегда по доброй воле). К. Тверского в 1935 году выслали из города, а вскоре расстреляли. А. Дикий прослужил в театре всего год, затем был арестован. Все режиссёры, которые были после него, задерживались в среднем на 1-2 года. Из-за частой смены руководителей атмосфера в коллективе испортилась, качество постановок снизилось, БДТ утратил популярность, зрителей иногда было меньше, чем актёров на сцене, финансовое положение ухудшилось, и появилась угроза закрытия.

В эпоху Товстоногова

В 1956 году на должность главного режиссёра БДТ был приглашён Г. Товстоногов, которому предоставили большие полномочия. Начал свою службу в должности он с того, что уволил многих актёров. Новый руководитель старался привлечь зрителя, по этой причине в репертуаре появились комедии. Уже в начале 1957 года Большой драматический театр им. Товстоногова вернул былую популярность, и спектакли стали проходить при полных залах. Через 6 лет работы Г. Товстоногов завоевал славу талантливого и успешного режиссёра. Театр побывал на гастролях во многих странах мира и получил популярность за рубежом. Георгий Александрович занимал должность главного режиссёра БДТ на протяжении трёх десятков лет.

Конец 20 - начало 21 века

После того как скончался Г. Товстоногов, его заменил К. Лавров, который не был режиссёром, и поэтому театр находился в постоянном поиске постановщиков. Лавров собрал штат, работавший на постоянной основе. Однако он часто приглашал к сотрудничеству постановщиков из других театров. В 1992 году БДТ получил свое современное название. В 2004 году обрёл главного режиссёра, им стал Т. Чхеидзе, который занимал эту должность до 2013 года.

Театр сегодня

В марте 2013 года художественным руководителем БДТ стал А. Могучий. С 2011 по 2014 годы здание театра на Фонтанке было закрыто на реставрацию. 26 сентября был торжественно открыт обновлённый Большой драматический театр им. Товстоногова. Фото ниже - это изображение зрительного зала БДТ.

У театра три площадки: в здании на Набережной Фонтанке два зала, и один - в Каменноостровском театре.

Именитые актёры театра и его репертуар

В разные годы на сцене БДТ блистали такие актёры, как Т. Доронина, П. Луспекаев, О. Басилашвили, И. Смоктуновский, А. Фрейндлих, Н. Усатова и другие, прославлявшие и продолжающие прославлять Большой драматический театр им. Товстоногова.

Репертуар его весьма широк и включает классические и современные пьесы.

Как добраться

В самом центре города, на Набережной Фонтанки, в доме с номером 65 расположился Большой драматический театр им. Товстоногова. Адрес второй его сцены - станция метро «Крестовский остров», площадь Старого Театра, дом 13.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.