Архитектурное бюро zaha hadid architects. Космическая архитектура захи хадид

В РУБРИКЕ «ГЕРОИНЯ» мы рассказываем о женщинах из разных профессиональных сфер, которые вдохновляют нас талантом, жизненной позицией и целеустремленностью. Помимо наших смелых и энергичных современниц здесь будут появляться и истории о великих женщинах прошлого, но начнем мы с имени, которое в последние десять лет является синонимом стремительно наступающего будущего.

Текст: Юрий Болотов, The Village

Две трети карьеры Заха Хадид была бумажным архитектором, популярным лишь среди критиков

Когда в 2004 году Заха Хадид стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию, на ее счету едва ли набиралось пять скромных построек. Спустя десять лет под началом Хадид работает армия из 500 архитекторов, которые каждый год выпускают по пять эффектных зданий в разных концах света, а ее фигура упоминается в прессе чаще, чем имя нового лауреата Притцкера японца Шигеру Бана. Хадид - главный и самый массовый архитектор на планете, без всякой снисходительной добавки «-женщина», подразумевающей, что она - исключение в мире мужчин. Но в 2014 году что-то в этом статусе не так.

Летом этого года, открывая свое новое здание в Гонконге, Заха Хадид выглядела триумфатором. Алюминиевая изогнутая Башня инноваций местного технологического университета, зажатая между эстакадами шоссе и безликими многоэтажками южного Коулуна, казалась бы чуждой в любом окружении. То ли омытая морем скала, то ли космический корабль, который сошел бы впору жокеям из «Прометея» Ридли Скотта, - ее здания выглядят передовыми технологическими продуктами, большими гаджетами, кусочками идеально просчитанного на компьютере будущего, внезапно оказавшимися на несовершенной планете. Но не это стало причиной триумфа - не здание, а сам город. Две трети своей карьеры Заха Хадид была бумажным архитектором, популярным лишь среди критиков. Виновник ее отложенного успеха именно Гонконг.

У Хадид не было сложной биографии. Она родилась в 1950 году в Ираке в семье богатого и проевропейского промышленника. Жила в одном из первых в Багдаде модернистских домов, ставшим для нее символом прогрессивных взглядов и зародившим любовь к архитектуре. После школы уехала учиться математике в Бейрут, оттуда - в Лондон, и больше толком не возвращалась на родину. В Великобритании она поступила в архитектурную школу, где ее наставником стал великий голландец Рем Колхас. Подобно учителю, обожала русский авангард: ее дипломный проект отеля-моста над Темзой 1977 года - одна большая отсылка к Малевичу. Хадид была настолько одаренной, что Колхас назвал ее «планетой на своей собственной орбите», а сразу после выпуска из школы взял партнером в бюро OMA. Спустя три года она уйдет, чтобы начать свою практику.



Свой первый конкурс Хадид выиграла в Гонконге - в 1982 году с проектом спортивного клуба на вершине одной из местных гор. Ее предложение - отрицающая гравитацию супрематическая композиция - принесло Хадид известность среди специалистов. Оно могло бы запустить ее карьеру, но этого не случилось: клуб не построили, от проекта остались лишь красивые аксонометрии. Парадоксально, но причиной стали не технические трудности или радикализм проекта, а начавшееся обсуждение грядущей передачи города от Великобритании Китаю. Риски потери Гонконгом свободы были так сильны, что через год заказчик предпочел отменить строительство. Хадид вернулась в Лондон и на деньги, вырученные от конкурса, открыла офис.

Как раз в это время в Гонконге был и другой британец - в том же году Норман Фостер начал в городе строительство банка HSBC. Внешнеполитические риски он обернул в свою пользу: его небоскреб был придуман как огромный складной конструктор, который в случае необходимости можно было разобрать на части и перевезти в другое место. Завершенная спустя три года высотка принесла Фостеру международный успех и вместе с лондонским зданием «Ллойда» Ричарда Роджерса запустила архитектурную моду на хай-тек. К концу 1990-х именно Фостер стал едва ли не главной архитектурной звездой на планете. А Хадид так и работала в стол.

Первое здание она построила только через десять лет, в 1993 году - небольшую пожарную станцию для мебельной компании Vitra, которая своим летящим козырьком-крылом вполне бы могла сойти за павильон работы советских авангардистов 1920-х годов. Еще через пару лет она трижды выиграла конкурс на создание оперы в Кардиффе, но ее не построили. Перед получением Притцкера у Хадид и вовсе была одна серьезная работа - завершенный за год до премии Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати, названный, правда, самым важным новым зданием в США со времен завершения холодной войны.


Центр Гейдара Алиева в Баку
Музей MAXXI в Риме

Станция метро в Саудовской Аравии

Задним числом может показаться, что награждение Захи Хадид было политическим решением притцкеровского жюри. Представьте: авангардист с неограниченной фантазией, женщина в мужской профессии (не единственная - в середине 1990-х известности уже добилась француженка Одиль Декк, - но какая разница), к тому же родом из страны третьего мира. Но, скорее, награда была выдана авансом - с надеждой, что она переосмыслит язык современной архитектуры. Начиная с 1997 года, когда Фрэнк Гери открыл в Бильбао деконструктивистский музей Гуггенхайма, мир захлестнула мода на мировых архитекторов-суперзвезд, ставших героями популярной культуры. Хадид должна была стать самой самобытной из них.

И стала: в 2010 и 2011 годах она дважды подряд выиграла престижную британскую премию Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Эвелин Грейс в Лондоне. Расположенный на севере Рима музей MAXXI и вовсе opus magnum Хадид, к которому она шла три десятилетия. Теперь Хадид больше не заботит деконструктивизм: с середины 2000-х ее постройки имеют плавные формы, а их дизайн просчитывается на компьютере как сложное уравнение, связывающее все части здания. За последнее отвечает соавтор Хадид и директор ее бюро Патрик Шумахер, являющийся главным теоретиком параметрической архитектуры. Работая в стол, они ждали, когда технологии смогут воплотить в жизнь их воображение, и вот дождались.

Внутренности MAXXI - это то ли кишечник странного животного, то ли русло подземной реки, вымывающей себе путь через толщи железобетона. Если модернистская архитектура XX века стремилась к небу и была отчетливо воздушной, то архитектура Хадид - «водная», она живет в мире без гравитации, а ее условные пространства без пола и потолка перетекают друг в друга. В этом есть что-то восточное, словно Хадид вспоминает родную культуру и рисует проекты как арабскую каллиграфию. Самобытно ли это? Очень. Проблема в том, что, став массовой, эта архитектура становится предсказуемой в своей необычности. Она так непривычна и так чужда европейцу, что все время выглядит на одно лицо, словно Хадид раз за разом придумывает одно и то же. Более того, оказывается, что эту самобытную архитектуру не так уж сложно скопировать: в Китае у британки уже появились пираты.

Став массовой, эта архитектура становится предсказуемой
в своей необычности



Обвинения в самоповторах не самое страшное. Превратившись из бумажного в массового архитектора, Заха Хадид оказалась в ловушке: она стала модным архитектором-суперзвездой ровно тогда, когда мода на таких звезд стала сходить на нет. Оказалось, что эффект Бильбао не работает; после рецессии 2008 года в моде левизна, бережливость и социальный подход. Постройки Хадид - полная противоположность: в 2014 году ее ругают за то, что пространство в ее зданиях используется неэффективно, что ее работы дорого возводить и еще дороже обслуживать, что она строит везде, особенно в Китае и нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где совсем не соблюдаются права человека.

Ей ставят в вину рабочих, гибнущих на строительстве похожего на вагину стадиона в Катаре. В ответ Хадид и Шумахер заявляют, что архитектор не должен думать о социальной справедливости, он должен хорошо выполнять свою работу. Они говорят, что их необычные пространства меняют коммуникацию между людьми и что благодаря этим зданиям в будущем общество станет прогрессивнее и гуманнее. Им не то чтобы верят, а притцкеровское жюри словно в шутку отдает новую премию японцу, который строит временные дома из картона для беженцев и пострадавших от землетрясений.

Впрочем, сама Хадид в этом не виновата. Весь прошлый век авангардные архитекторы продавали не здания, а надежду на прогресс и воспоминания о светлом будущем. Но технический прогресс не гарантирует социальной справедливости, и в начале XXI века человечество испытало кризис веры. Никто не полетел осваивать далекие планеты, неожиданного будущего нет - есть лишь чуть более зеленое и эффективное настоящее с продвинутыми гаджетами. Всю жизнь Заха Хадид была авангардным архитектором, но теперь ей больше нечего продавать. В 2014 году ее необычные постройки - это всего лишь здания.


London Aquatics Centre
Башня инноваций в Гонконге
Оперный театр в Гуанчжоу

О личной жизни и взглядах Захи Хадид известно немного. У нее сложный характер, она бывает эмоциональна и нетерпелива, но вряд ли ей откажешь в обаянии. Она обещала никогда не строить тюрем - «даже если это будут самые роскошные тюрьмы на свете». Из-за карьеры она так и не вышла замуж. У нее нет детей. Она говорит, что хотела бы их, но, видимо, уже в другой жизни. Хадид называет себя мусульманкой, но не то чтобы верит в бога. Она не считает себя феминисткой, но радуется, что ее пример вдохновил многих людей по всему миру. Она уверена, что женщины умные и сильные.

Квартира Захи Хадид находится неподалеку от офиса в лондонском Клеркенвелле, - и судя по тому, что говорят побывавшие там люди, это хирургически чистое пространство, заставленное авангардной мебелью. Белое, безликое и бездушное - не столько дом, сколько временное и необжитое пристанище. Хадид водит BMW, любит Comme des Garçons, иногда смотрит «Mad Men», слишком часто заглядывает в свой телефон. У нее нет личной жизни - у нее есть проекты.

В этом году Заха Хадид в шестой раз попала в шорт-лист премии Стерлинга за Центр водных видов спорта, построенный к лондонской Олимпиаде 2012 года. Несмотря на критику в прессе, в следующем году она откроет еще пять иконических зданий в разных концах света, а через год - еще пять, и ее почти наверняка номинируют в седьмой, восьмой и миллионный раз. Через месяц Хадид исполнится 64 года, ее партнеру Патрику Шумахеру - всего 52, почти ничто по меркам индустрии. Их бюро загружено работой на десятилетие вперед. Светлого будущего не существует, но у них все еще впереди.

Уникальный талант и необычное видение мира ввели Заху Хадид в число самых известных архитекторов планеты. Высокий статус этой женщины-архитектора подтверждает награждение Притцкеровской премией и командорством в ордене Британской империи, и в не меньшей степени – популярность ее проектов.

Биография и личная жизнь женщины довольно интересны. Она родилась в Багдаде (Ирак) 31.10.1950 года. Родители отличались прогрессивными взглядами и увлеченностью своими занятиями. Мать, Ваджиха аль-Сабунджи, родом из Мосула, была художницей. Отец, Мухаммад аль-Хадж Хусейн Хадид, входил в число соучредителей Национально-демократической партии Ирака.

Образование Заха Хадид (Zaha Hadid) получала в монастырской французской школе в Багдаде, потом в Американском институте в Бейруте (математическая направленность). Следующим этапом стала школа Архитектурно Ассоциации в Лондоне (Великобритания), курс мастеров Рем Колхаса и Элии Зенгелиса.

Дипломная работа – план отеля-моста над Темзой по мотивам творчества Малевича. Обучаясь архитектуре в период с 1972 по 1977 год, Заха Хадид работала над проектами, часть которых осталась нереализованной.

Реализация идей началась с разработки в 1990 году интерьера для ресторана в Японии (Саппоро) «Моондзун». Более известна другая ранняя ее работа в области архитектуры: оформление пожарной части германской мебельной компании «Витра» в 1994 году.

Карьера дизайнера складывалась ровно. После окончания Архитектурной школы она поступила в проектное бюро своего учителя, Колхаса, и работала у него до 1980 года. После ухода из бюро ОМА Хадид организовала собственную фирму – Zaha Hadid Architects. Работы по созданию «бумажных» проектов велись в сотрудничестве с инженером П. Райсом, который придавал визуальным идеям Захи материальную «плоть», воплощая их в инженерные конструкции. Параллельно с проектированием дизайнер занималась преподавательской деятельностью.

Известность пришла после возведения Центра современного искусства Розенталя (США, Цинциннати) – первого выигранного тендера-конкурса, в разработке идеи которого она участвовала.

В России творчество Захи Хадид было отмечено Притцкеровской премией, врученной ей в 31.05.2004 в Санкт-Петербурге. Впервые премия вручалась женщине. Заха Хадид в Москве бывала и до этого времени, работая над своими проектами.

Британия подтвердила заслуги мастера присвоением ей звания Дамы-командора ордена Британской империи (2012).

Личная жизнь архитектора не задалась, она не была замужем и не имела детей. Со слов самой Захи, ее дети – это ее проекты и сотрудники, так что в этом понимании семья женщины была огромна. Хадид жила очень скромно, в историческом центре британской столицы. По отзывам гостей и журналистов, дом представлял собой свободное пространство креативной планировки с авангардной мебелью.

Смерть Захи Хадид случилась в 2016 году, 21 марта. Она умерла в госпитале Майами, где проходила лечение от бронхита. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Креативная архитектура

Жилой дом на Манхеттене

Ключевая концепция, на которой основаны все проекты Захи Хадид – проектирование знаковых объектов в стиле авангарда и футуризма.

Особенности ее эскизов:

  • Нет прямых линий, только плавные, выверенные переходы сложных кривых, воплощенные в бетон и стекло алгебраических формул. Видимо, именно так проявило себя ее базовое образование на математическом факультете. Почетные звания «Королева кривой» и «Королева форм» вполне отвечают удивительной силе впечатления ее объектов.
  • Перспектива намеренно искажена.
  • Общий объем разбит на отдельные компоненты.
  • Ранние проекты отличаются угловатыми формами, поздние – криволинейными.

Наиболее известные работы Захи Хадид (воплощенные в жизнь), представлены ниже.

Центр Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан) – многоуровневая постройка государственного значения, предназначенная для проведения крупных мероприятий. Проектирование завершено в 2007 году, постройка – в 2012. Работа архитектора отмечена Design of the Year в 2014 году как лучшее в мире здание. В эскизах преобладают волнообразные линии, сложная форма здания трактуется как символ бесконечности.

Интерьеры соответствуют внешнему облику, они также вызывают ассоциацию с космическим объектом. Заха Хадид в Баку признана, в частности как архитектор и дизайнер мусульманского происхождения.

Центр современного искусства (Цинциннати, США). Это единственный в США музей, спроектированный женщиной. Проект был выполнен в 1998 году, здесь ярко проявилось стремление разбивать здание на отдельные криволинейные и остроугольные фрагменты.

Dominion Tower (Москва, Россия). Проекты Захи Хадид в Москве ограничиваются этим зданием, построенным в 2008-2015 годах. Несмотря на уникальную архитектуру, «Пересвет-Плаза» считается малопривлекательным в своем первоначальном качестве офисного центра. Однако как сооружение входит в число достопримечательностей столицы России.

Коттедж (Барвиха, Подмосковье, Россия), построен в 2012 году как подарок Доронина (российский предприниматель, миллионер) Наоми Кэмпбелл. Внешний вид и интерьеры имитируют космический корабль, базовый материал – искусственный камень.

Здесь как нельзя более ярко проявилась тяга дизайнера к кривым линиям и поверхностям, а также цветовая лаконичность.

Национальный музей искусств XXI века (Рим, Италия), постройки 1999-2010 годов. Этот комплекс на основе старинных казарм – самые крупные здания Захи Хадид. Возведенный из бетона и стекла, имеет площадь в 27 тыс. кв. метров.

Чтобы оценить другие яркие работы дизайнера, предлагаем посмотреть фото проектов Захи Хадид.

Опера в Гуанчжоу (Китай, 2010)

Здание гражданского суда (Мадрид, Испания, 2007)

Музей транспорта Риверсайд (Шотландия, Глазго)

Неоконченные работы и будущие здания

Среди спроектированных, но непостроенных объектов, архитектура Захи Хадид включает:

  • Opus Hotel&Serviced Apartaments (Дубаи, ОАЭ);

  • футбольный стадион (Катар)

  • план перестройки Трафальгарской площади (Лондон, Великобритания). На иллюстрации эскиз дизайнера.

Сейчас студия, основанная Хадид, продолжает работать под руководством Патрика Шумахера. Их проекты пока не так популярны и востребованы, поскольку как архитектор Заха Хадид была вне конкуренции. Однако публикация всех новых концептов ведется регулярно. Сейчас ведется строительство 24 объектов, спроектированных Zaha Hadid Architects.

Малые формы и предметы быта

Помимо крупных архитектурных объектов, Заха была признанным дизайнером интерьеров и предметов обихода. Уникальные созданные ею светильники, сочетающие криволинейность, традиционную для большинства ее работ, с необычными конструктивными решениями.

Один из примеров – монохромные люстры для компании Slamp.

Или креативные светодиодные люстры из глянцевого полимера Vortexx Chandelier (2005).

Интересна также мебель ее дизайна – столики из прозрачного акрила, бесшовные диваны и кресла, геометрически сложные каркасные стулья.

Несмотря на странные внешне формы, все предметы мебели вполне эргономичны и удобны.

Разработанные дизайнером интерьеры для жилых и нежилых помещений удивляют лаконичностью, часто монохромностью цветовой гаммы, сочетанием плоских и криволинейных поверхностей, «космическим» обликом деталей, многоуровневой планировкой.

Футуристический дизайн в непривычных областях

Достопримечательности Заха Хадид создавала не только в области архитектуры. Одним из наиболее оригинальных ее проектов является яхта, которая напоминает фантастический звездолет, по недоразумению оказавшийся плавучим.

Этот проект разработан в сотрудничестве с судостроительной компаний из Гамбурга Blohm+Voss. Длина базовой модели 128 метров, ее меньшие аналоги – 90 м.

Яхты предназначены для быстрого и сверхбыстрого движения, поэтому помимо обычных инженерных расчетов для них проводился анализ гидродинамических свойств.

Интерьеры отличаются максимальным уровнем комфорта, превышающим обычное оснащение люкс-кораблей этого класса.


Проекты выдающегося архитектора современности Захи Хадид вызывают у людей самый широкий спектр эмоций, но равнодушным они не оставляют никого. Через гармонию и пластику органических форм, в своих работах она будто бы заглядывала в фантастическое будущее человечества, материализуя его уже сейчас. Мы расскажем про 15 самых невероятных проектов Захи Хадид, каждый из которых можно смело назвать шедевром современной архитектуры.

В 2004 году Заха Хадид стала первой женщиной, выигравшей Притцкеровскую архитектурную премию. На счету ее архитектурного бюро Zaha Hadid Architects уже более 950 успешных проектов, реализованных в 44 странах. Сегодня имя Хадид уже само по себе стало безоговорочно почитаемым в мире архитектуры брендом.




По своей форме спортивный объект, расположенный в столице Великобритании и построенный специально для Олимпийских Игр, не является самым сложным проектом Хадид, но по своей популярности он даст фору многим. Президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге назвал Центр водных видов спорта «подлинным шедевром». Согласно задумке автора, формы этого здания имитируют движение воды, а плавная геометрия в совокупности с криволинейными поверхностями выделяют его на фоне других городских объектов.

2. Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан





Планируется, что новый культурный центр Гейдара Алиева сыграет одну из ключевых ролей в увеличении значимости и туристической привлекательности города Баку. Его усовершенствованная форма и передовые технологии дизайна способны добавить старому городу современной атмосферы и свежести. В структуре здания используется максимально возможное количество стекла, что, учитывая своеобразный местный климат, способствует достаточной естественной вентиляции всех помещений.

3. Центр искусств в Абу-Даби, ОАЭ




Согласно проекту Захи Хадид, здание Центра искусств будет располагаться на острове Саадият в Абу-Даби. По своей художественной составляющей это здание высотой в 10-этажный дом - настоящее произведение искусства. Оно будет вмещать шесть театров (в том числе один - оперный), мюзик-холл и концертный зал. Бионическая по своей природе структура будущего Центра искусств довольно динамична. Внешне он напоминает ветвь, протянувшуюся к морю и состоящую из сложной и запутанной системы путей.

4. Музей современных искусств MAXXI в Риме, Италия





Одна из самых неоднозначных работ Захи Хадид, Музей современных искусств MAXXI в Риме, была удостоена премии Стирлинга в области архитектуры в 2010 году. Конструктивная система этого шедевра современной архитектуры отходит от идеи традиционного музея и лишь отдаленно перекликается с выставленными внутри него произведениями искусства. Стены создают плавное и динамичное перетекание интерьеров в наружное пространство здания.

5. Здание центрального офиса BMW в Лейпциге, Германия





За проектирование уникального здания офиса авто-гиганта BMW в 2006 году Заха Хадид была удостоена одной из наиболее престижных европейских премий в области архитектуры RIBA. Этот комплекс отличает плавная и очень стильная структура, которая, помимо художественной, также несет функцию четкого формирования и распределения производственных процессов внутри помещения.

6. Частная резиденция Capital Hill в Барвихе, Россия





Подмосковный особняк спроектирован специально для российского миллиардера Владислава Доронина и его скандальной невесты, супер-модели Наоми Кэмпбелл. Главной фишкой этого дома является 22-метровая башня, имеющая форму перископа. Это практически полностью остекленное здание с невероятными видами на русскую природу является, пожалуй, самым футуристичным проектом именитого архитектора.

7. Многофункциональный комплекс Sky SOHO в Шанхае, Китай






Четыре башни обтекаемой формы, соединенные между собой озелененными небесными мостами, образуют супер-современный торгово-офисный комплекс Sky SOHO. Огромные по площади рекреационные пространства, невероятные виды на город и взаимосвязь между различными переходами делают Gky SOHO еще одним выдающимся проектом Захи Хадид.

8. Лыжный трамплин в Инсбруке, Австрия



Горы Бергисель в Инсбруке не похожи на то место, где можно встретить один из шедевров Захи Хадид, однако именно здесь в рамках реконструкции проекта Олимпийской Арены она спроектировала лыжный трамплин. Этот объект оснащен двумя лифтами, на его крыше располагается площадка для отдыха с кафе и террасой, откуда открывается потрясающий вид на горы.

9. Новый национальный стадион в Токио, Япония





Лондонский центр водных видов спорта - далеко не единственный спортивный объект, спроектированный Захой Хадид. В 2018 году к началу Кубка мира по регби планируется официальное открытие ее нового шедевра - Национального стадиона Японии, рассчитанного на 80 тысяч мест. Перетекающие друг в друга кривые, изысканная крыша - здесь все будет выполнено в фирменном стиле Хадид. Стадион также будет включать в себя музей, демонстрирующий спортивную историю и традиции страны. После открытия этот объект станет одним из главных символов современной Японии.

10. Научный центр Phaeno в Вольфсбурге, Германия






Открывшийся в 2005 году научный центр Phaeno в Вольфсбурге позволяет заглянуть в будущее архитектуры и дизайна. Это здание получило немало положительных отзывов от критиков со всего мира, поражая их своим влиянием на современную архитектуру, и укрепило место Захи Хадид на пьедестале современной архитектуры. Объект, внутри которого можно встретить искусственные холмы, долины и кратеры, был включен в список «7 современных чудес света».

11. Многофункциональный комплекс Signature Towers в Дубае, ОАЭ





Название комплекса Signature Towers (с англ. уникальные, значимые башни) говорит само за себя. У каждого крупного города есть свой собственный, узнаваемый пейзаж. Столица ОАЭ - не исключение. Целью возведения многофункционального комплекса является формирование нового городского облика. В трех башнях комплекса будут находиться многочисленные офисы, гостиницы и апартаменты. Это здание, как и многие постройки Захи Хадид, отличает революционность форм и невероятный, ни с чем не сравнимый силуэт.

12. Культурный центр в Вильнюсе, Литва





Если большинство проектов Захи Хадид выделяются своими кривыми линиями, то культурный центр, расположенный в столице Литвы, поднимает философию искусства проектирования на новый уровень. Это футуристическое здание будто парит в воздухе благодаря своей консольной конструкции. При этом создается ощущение абсолютной легкости и подвижности. Фасад культурного центра по большей части остеклен, что вполне соответствует стилю автора, а его криволинейная и плавная структура ярко выделяется на фоне более статичного и прямоугольного городского пейзажа.

13. Здание гражданского суда в Мадриде, Испания





За счет упругой структуры здания, сдвинутого по вертикальной оси, создается впечатление, что оно парит над землей. Его фасад состоит из подвижных металлических панелей, которые представляют собой двойную оболочку с саморегулируемой системой вентиляции - панели способны открываться и закрываться в зависимости от погодных условий. На крыше комплекса находится большое количество солнечных батарей. Центральное внутренне пространство образуется с помощью полукруглого застекленного атриума, сквозь который в залы судебных заседаний на первом этаже попадает естественное освещение. Революционная форма здания призвана существенным образом изменить образ Мадрида.

14. Дом на площади Хокстон в Лондоне, Великобритания



Дом, напоминающий по своей форме призму, расположен в Лондоне. Он является примером того, как, имея богатое воображение, можно создать что-то уникальное из простых геометрических фигур. Главной целью архитектора было создание системы регулируемого освещения. В состав дома входят офисы, двухуровневая галерея и восемь квартир. Из окон большинства помещений открываются захватывающие виды столичного мегаполиса.

15. Центр лечения раковых заболеваний имени Мэгги Кэсвик в Файфе, Великобритания






Основанный и названный в честь покойной Мэгги Кэсвик Центр лечения раковых заболеваний ежедневно помогает сотням людей бороться со страшным заболеванием. Главной задачей Захи Хадид как архитектора было формирование красивого и спокойного образа здания, расположенного в уединенном месте. Это здание выделяется своим необычным дизайном, который создает безмятежную атмосферу для пациентов, больных раком. Большой навес крыши визуально расширяет здание, а также создает живописную тень на стеклянном фасаде. Помещения Центра делятся на общие, где больные могут пообщаться друг с другом или встретиться с гостями, и индивидуальные, где они могут побыть в одиночестве.

Заха Хадид не перестает удивлять своих поклонников всё новыми новыми шедеврами, среди которых и .

Издание The Guardian. Хадид умерла в госпитале, где лечилась от бронхита.

Заха Хадид родилась в Багдаде в 1950 году. В 1977 она окончила обучение в Архитектурной ассоциации в Лондоне и начала карьеру в бюро OMA, созданном Ремом Колхасом, преподавателем Хадид. В 1979 году она основала свою собственную архитектурную компанию — Zaha Hadid Architect.

Заха Хадид является обладательницей «Нобеля» в области архитектуры — Притцкеровской премии (2004). В 2016 году она стала первой женщиной, которая получила золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA).

В своем Twitter мэр Лондона Борис Джонсон прокомментировал смерть Хадид. «Очень грустно слышать о смерти Захи Хадид. Она вдохновляла, и ее наследство — это ее здания в Стратфорде и по всему миру», — отметил он.

Заха Хадид проектировала не только здания. Она разрабатывала дизайн яхт, обуви, ювелирных украшений и даже парфюмерных флаконов.

«РБК Стиль» вспомнил самые знаменитые работы
легендарной женщины-архитектора:

Центр Гейдара Алиева, Баку (открыт в 2012). За это здание Хадид получила премию «Дизайн года» британского Музея дизайна.

zaha-hadid.com

Центр водных видов спорта, Лондон (открыт в 2011). Дизайн-проект этого здания был разработан в 2004 году и получил Притцкеровскую премию еще до того, как Лондон выиграл право на проведение Летних Олимпийских игр-2012.

zaha-hadid.com

Мост шейха Зайеда, Абу Даби (открыт в 2010). Строительство этого сооружения обошлось в $300 млн. Изогнутые линии моста напоминают пустынные дюны.

Depositphoto.com

Dominion Tower, Москва (открыт в 2015). Офисное здание состоит из семи этажей и выступающих консолей, а его общая площадь составляет 22 тыс. кв. м.

zaha-hadid.com

Оперный театр в Гуанчжоу (открыт в 2011). Общая площадь здания составляет около 70 тыс. кв. м. По форме оно напоминает камень. Частично остекленные фасады способствуют хорошему освещению внутреннего пространства.

depositphoto.com

На выставке Baselworld 2016 рядом с павильоном ювелирной датской марки Georg Jensen была установлена архитектурная инсталляция Захи Хадид — обладательница Притцкеровской премии создала коллекцию серебряных украшений для Georg Jensen. В нее вошли 8 предметов с характерной линейной структурой — в том числе перекрученный браслет и кольцо на два пальца.

пресс-служба Baselworld 2016

пресс-служба Baselworld 2016

пресс-служба Baselworld 2016

Первая линия золотых украшений, выпущенных в 2013 году совместно со швейцарской ювелирной маркой Caspita, была вдохновлена клеточной структурой предметов окружающего мира.

facebook.com/Caspita-Haute-Joaillerie

В рамках прошлогоднего Salone del Mobile в Милане Заха Хадид представила инсталляцию, вдохновленную ювелирной коллекцией

пресс-служба Bulgari

пресс-служба Bulgari

В 2008 году Хадид в сотрудничестве с французским спортивным брендом Lacoste создала лимитированную коллекцию обуви (всего 850 пар). Мужская и женская версия кед были выплавлены из резины, чья фактура имитировала кожу крокодила. В том же году бразильская марка Melissa выпустила пару женских босоножек, придуманных Хадид в стиле архитектурных пространств собственных зданий.

facebook.com/zaha.hadid

facebook.com/zaha.hadid

В 2015 году Заха Хадид вместе с музыкантом Фарреллом Уильямсом разработала модели кроссовок для коллекции "Supershell" Adidas.

zaha-hadid.com

Для мирового турне Pet Shop Boys 1999 года, которое называлось Nightlife Tour, Хадид разработала дизайн сцены и свет.

В 2012 году Заха Хадид спроектировала для американского дизайнера Донны Каран флакон для нового аромата Donna Karan Woman.

facebook.com/zaha.hadid

С начала 2000-х архитектор активно сотрудничала с крупнейшими итальянскими производителями мебели и товаров для дома, такими как Sawaya and Moroni, Poltrona Frau Contract, Slamp и другими. Самыми известными из ее изделий стали кресло Kuki и стул Z-Chair.

facebook.com/zaha.hadid

Zephyr Sofa ( facebook.com/zaha.hadid)

Кресла Array ( facebook.com/zaha.hadid)

Заха Хадид (араб. زها حديد‎‎ ; англ. Zaha Hadid; 31 октября 1950, Багдад, Ирак - 31 марта 2016, Майами, США ) - британский архитектор арабского происхождения, ученица Рэма Колхаса, представительница деконструктивизма. В 2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией (церемония вручения Прицкеровской премии Захе Хадид состоялась в здании Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге).

Родилась в Багдаде 31 октября 1950 года в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. В 11 лет, во время поездки в Англию, она решила, что хочет стать архитектором.

В 1972 году, после окончания Американского Университета в Бейруте, Хадид приехала в Лондон и поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации, где её преподавателями были Рем Колхас (Remment Koolhaas) и Элиа Зенгелис (Elia Zenghelis).

Сильное влияние на Заху Хадид как архитектора оказали советские конструктивисты (Заха Хадид является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова), но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее «планетой на своей собственной орбите». Зенгелис считает ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился. Но, как он вспоминает, ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей, особенно с лестницами, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок.

В 1977 Заха Хадид присоединилась к мастерской Колхаса «ОМА», в 1980 основала собственную архитектурную компанию «Zaha Hadid Architects».

Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не была востребована мелкими частными заказчиками, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации, и продолжила проектировать и участвовать в конкурсах. Ее перевернутый небоскреб для английского города Лестера (1990) так и остался на бумаге, проект спортивного клуба «The Peak» (1983) на холме над Гонконгом победил в международном конкурсе, но заказчик обанкротился.

Одним из первых ее реализованных зданий стала пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели Vitra, напоминающая бомбардировщик «Stealths» (1991-1993).

Ситуация кардинально изменилась в 1999 году, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати (Lois and Richard Rosenthal Museum of Contemporary Art), США (открылся в 2003 году). С этого момента Хадид стала одним из самых востребованных архитекторов мира.

Заха Хадид также постоянно занимается преподаванием, читая лекции и устраивая мастер-классы во многих странах мира. В 2004 Заха Хадид выступала с лекцией в московском ЦДА (Центральный дом архитектора). В 2005 году в рамках выставки АРХ-Москва Заха Хадид провела мастер-класс.

Живопись и рисунки Захи Хадид многократно выставлялись во многих странах; первой большой выставкой была ретроспектива в АА в 1983. Также крупные выставки прошли в нью-йоркском Музее Гуггенхайма (1978), Галерее GA в Токио (1985), Музее современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке (1988), Высшей школе современного дизайна Гарвардского университета (1994), зале ожидания Центрального Вокзала в Нью-Йорке (1995). Работы Хадид присутствуют во многих музейных коллекциях, в частности - МОМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).

Stone Towers Cairo, Egypt, 2009- Nile Tower, Cairo, Egypt, 2009 - Cairo Expo City Competition, Egypt, 2009-
Dongdaemun Plaza, Seoul, Korea, 2009 - Millennium Park Pavilion, Chicago, USA, 2009- J. S. Bach Pavillion, Manchester International Festival, Manchester, UK, 2009
Antwerp Port Authority headquarters, Antwerp, Belgium, 2009- Dorobanti Tower, Bucharest, Romania (Отель и апартаменты Dorobanti Tower, Бухарест, Румыния), 2008-2013 Guggenheim-Hermitage Vilnius (Museum, Cultural Centre), Vilnius, Lithuania, 2008-2010
Chanel Mobile Art Pavilion (Chanel Contemporary Art Container. Worldwide), Hong Kong, Tokyo, New York, Moscow, Milan, Paris, 2008-2010 Capital Hill Residence (Barvikha Villa), Moscow, Russia (Дом в Барвихе, Москва), 2008 University of Economics & Business, Vienna, Austria (Университет Экономики и Бизнеса, Вена, Австрия), 2008-
Farrer Court, Singapore, 2008- Lilum Tower, Warsaw, Poland (Лилиум Тауэр, Варшава, Польша), 2007-2012 Innovation Tower, School of Design Development, Hong Kong Polytechnic University (PolyU), Hong Kong, 2007-2011
«OPUS» Office Tower, Dubai, UAE, 2007-2010 Regium Waterfront, Reggio Calabria, Italy, 2007- Nuovo Teatro Cittadino Di Verbania, Verbania, Italy, 2007-
Middle East Centre, Oxford, England, UK, 2007- Lilas, Serpentine Gallery, Kensington Gardens, London, UK, 2007 Heydar Aliyev Merkezi Cultural Center (Культурный центр им. Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан), 2007-
Eli and Edythe Broad Art Museum, Michigan State University, USA (Музей искусства Мичиганского университета Эли и Эдит Брод, Мичиган, США), 2007- Courts of Law (Civil Courts of Justice), Madrid, Spain (Здание Гражданского суда комплекса «Кампус правосудия», Мадрид, Испания), 2007- Abu Dhabi Performing Arts Centre, Abu Dhabi, United Arab Emirates (Центр исполнительских искусств, Абу-Даби, ОАЭ), 2007-
Szervita Square, Budapest, Hungary, 2006-2010 Hoxton Square, east London, UK, 2006-10 Expocentre Exhibition Halls and Residential Tower Project, Moscow, Russia (Экспоцентр, Москва, Россия), 2006-
Opera house and cultural centre, Dubai, United Arab Emirates (Оперный театр и культурный центр в Дубаи, ОАЭ), 2006- Library and Investigative Resources Centre, University of Seville, Seville, Spain (Библиотека Севильского Университета, Севилья, Испания), 2006- CMA CGM Headquarters Tower, Marseille, France, 2005-2010
Aquatics Centre London Olympics, London, UK (Олимпийский комплекс для водных видов спорта, Лондон, Великобритания), 2005-2010 Zaragoza Bridge Pavilion, Zaragoza, Spain (Мост в Сарагоссе, Испания), 2005-2008 Кухня Z.Island, 2006. Производитель: ERNESTOMEDA
Светильник Vortexx Chandelier, 2005. Производитель: Sawaya & Moroni Кресло Belu, 2005. Производитель: Kenneth Schachter Диван Ice-Berg, 2003. Производитель: Sawaya & Moroni
Signature Towers, Business Bay, Dubai, UAE (Многофункциональный комплекс, Дубай, ОАЭ), 2005- Nuragic and Contemporary Art Museum, Cagliari, Italy (Музей современного искусства в Каглиари, Италия), 2005- Fiera di Milano, Milan, Italy, 2004-2014
Glasgow Transport Museum, Glasgow, Scotland, UK (Музей транспорта в Глазго, Шотландия), 2004-2010 Nordpark Cable Railway (Nordkettenbahn), Innsbruck, Austria (Станция канатной дороги, Инсбрук, Австрия), 2004-2007 Zhivopisnaya Tower, Moscow, Russia (Живописная Тауэр, Москва, Россия), 2004-
Guangzhou Opera House, Guangzhou, China (Оперный театр, Гуанчжоу, Китай), 2003-2008 Hotel Puerta America, Madrid, Spain (дизайн апартаментов), 2003-2005 High Speed Train Station Napoli-
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.